Разработка и исследование регулируемого вихреобразования на впуске автомобильного двигателя с распределенным впрыскиванием бензина
Диссертация
Для тангенциального завихрителя установлено, что увеличение потерь энергии при закрученном течении, по сравнению с прямоточным, приходится на изменение направления потока (около двух третей) и на формирование и движение самого закрученного потока (около одной трети). При этом наклон завихрителя по потоку с целью снижения потерь приводит к снижению эффективности закручивающего аппарата. Расчетное… Читать ещё >
Содержание
- УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
- ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
- 1. СИСТЕМЫ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
- 1. Л. Совершенствование систем распределенного впрыскивания топлива
- 1. 2. Проблемы смесеобразования при распределенном впрыскивании топлива и пути их решения
- 1. 3. Анализ способов вихреобразования на впуске автомобильных двигателей с распределенным впрыскиванием топлива
- 1. 4. Постановка цели и задач исследования
- 2. РАСЧЕТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВПУСКНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ РЕГУЛИРУЕМОМ ВИХРЕОБРАЗОВАНИИ
- 2. 1. Задачи расчетного исследования
- 2. 2. Особенности моделирования закрученного течения во впускной системе двигателя
- 2. 3. Математическая модель впускной системы и метод решения
- 2. 4. Результаты численного исследования
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВПУСКНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ РЕГУЛИРУЕМОМ ВИХРЕОБРАЗОВАНИИ
- 3. 1. Задачи экспериментального исследования и особенности объекта исследования
- 3. 2. Экспериментальная установка для определения газодинамических характеристик потока воздуха
- 3. 3. Исследование параметров закрученного потока в вихреобразующем устройстве
- 3. 4. Исследование параметров закрученного потока на модели цилиндра и впускного канала двигателя
- 4. ВЛИЯНИЕ ВИХРЕОБРАЗОВАНИЯ ВО ВПУСКНОМ КАНАЛЕ НА ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ
- 4. 1. Цель и задачи моторного эксперимента
- 4. 2. Объекты исследования
- 4. 3. Моторный стенд
- 4. 4. Влияние конструкции впускной системы на показатели двигателя
- 4. 5. Исследование влияния вихреобразования во впускном канале на показатели двигателя
Список литературы
- Абрамович Г. Н. Прикладная газовая динамика. — М.: Наука, 1976. -824 с.
- Алимов Р.З. Интенсификация массоотдачи с помощью закрученного потока // Журн. прикладной химии. 1962. — T.XXXV. — Вып.З. — С. 524 -529.
- Алимов Р.З. Тепло- и массообмен в трубах при вихревом движении двухфазного потока: Тепло- и массоперенос: Сб. Т.2 — Минск: АН СССР, 1962.-С. 198−205.
- Аппаратура впрыска легкого топлива автомобильных двигателей. Будыко Ю. И., Духнин Ю. В., Коганер В. Э., Маскенсков К. М. Л.: Машиностроение, 1975. — 192 с.
- Ахмедов Р.Б. Аэродинамика закрученной струи. М.: Энергия, 1977. -240 с.
- Бекман В.В. Основные этапы технической эволюции автомобильных карбюраторов // Тр. ЦНИТА. Л., 1973. — вып.56. — С. 36−42.
- Бектемиров А.С., Собенников Е. М. Влияние вихревого движения заряда на детонационные требования бензинового двигателя с высокой степенью сжатия // Совершенствование автотракторных двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. М.: МАДИ, 1985. -С. 76−84.
- Белоцерковский О.М., Давыдов Ю. М. Метод крупных частиц в газовой динамике. М.: Наука, 1982. — 392 с.
- Березин С.Р., Круглов М. Г., Рудой Б. П. Критериальная взаимосвязь параметров четырехтактного ДВС при динамическом наддуве // Двигатели внутреннего сгорания. Республ. межведомств, науч.-тех. сб., Харьков: Вища школа, 1983. вып.37. — С. 67−76.
- Будыко Ю.И. Современные системы впрыска легкого топлива с электронным управлением // Двигателестроение. 1979. — № 7. — С. 32−34.
- Вахошин Л.И., Сонкин В. И. ЭКО 95 // Автомобильная пром-ть. -№ 4.- 1992.-С. 11−13.
- Вишневский Н.В. Тенденции развития топливных систем бензиновых двигателей // Тр. ЦНИТА. Д., 1985. — Вып. 85. — С. 3651.
- Вихерт М.М., Грудский Ю. Г. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей. -М.: Машиностроение, 1982. 151 с.
- Воинов А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. -М.: Машиностроение, 1977. 277 с.
- Впускная система для двигателя внутреннего сгорания. Морозов К. А., Собенников Е. М. А. с. СССР № 1 576 698А1, заявл. 04.04.88., опубл. 07.07.90.
- Годунов С.К., Забродин А. В., Иванов М. Я. Численное решение многомерных задач газовой динамики. М.: Наука, 1976. 407 с.
- Головка цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Копылов M. JL, Гаварскас В. М. А. с. СССР № 1 553 746А1 кл. F 02 В 31/00, заявл. 06.06.88., опубл. 03.30.90.
- Госмен А.Д., Халил Е. Е., Уайтлоу Дж.Г. Расчет двухмерных турбулентных рециркуляционных течений // Турбулентные сдвиговые течения. М., 1982. — т. 1. — С. 247−269.
- ГОСТ 14 846–81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. М.: Изд-во стандартов, 1984. 55 с.
- Двигатели внутреннего сгорания, т. 1 Достижения в области развития двигателей внутреннего сгорания. Серия «Итоги науки и техники», М.: ВИНИТИ, 1975. — 208 с.
- Двигатели внутреннего сгорания, т. 4 Автомобильные двигатели. Серия «Итоги науки и техники», М.: ВИНИТИ, 1985. — 282 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983. -372 с.
- Двигатель внутреннего сгорания. Морозов К. А., Синельников Н. И., Окунев И. И., Пташкин Ю. М. А. с. СССР № 9 872 132 кл. F 02 В 23/00, заявл. 19.12.80., опубл. 07.01.83.
- ДВС с непосредственным впрыскиванием топлива / Зленко М. А., Поляков A.M., Сонкин В. И., Цапов Н. Н. // Автомобильная пром-ть. -1999.-№ 1.-С. 11−16- № 2.-С. 12−14.
- Дейч М.Е. Техническая газодинамика. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1961. -675 с.
- Дмитриевский А.В., Шатров Е. В. Топливная экономичность бензиновых двигателей. М.: Машиностроение, 1985. — 208 с.
- Драгомиров С.Г. Концепция вихревого смесеобразования для центрального впрыска топлива автомобильных двигателей // Изв.
- Тульского Гос. Ун-та, Сер. «Автомобильный транспорт». Тула, 1998. Вып.2. — С. 56−68.
- Драгомиров С.Г. Основные проблемы в области систем впрыска легкого топлива с электронным управлением. Владимир, 1980. -25с. — Деп. в НИИНавтопром, № 536.
- Драгомиров С.Г. Способ определения газодинамического КПД вихревых устройств // Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: Материалы VII Междунар. науч.-практич. семинара. Владим. гос. ун-т. Владимир.1999.-С. 128−130.
- Драгомиров С.Г. Техническая эволюция систем впрыска легкого топлива. Владимир, 1980. — 10 с. — Деп. в НИИНавтопром, № 535.
- Ершов А.И., Гухман JI.M. К вопросу интенсификации процессов тепло- и массообмена при взаимодействии газо-жидкостных систем //ИФЖ.- 1966.-т.Х.-№ 4.-С. 552−556.
- Закрученные потоки: Пер. с англ. / Гупта А., Лилли Д., Сайред Н. -М.: Мир, 1987.- 588 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
- Зибаров А., Шадский А. Моделирование газодинамических процессов с помощью пакета GasDynamicsTool // САПР и графика. -1999.-№ 10.-С. 1−9.
- Иванов М.Ю., Киселев Б. А., Туманов В. Н. Определение момента количества движения свежего заряда в цилиндрах ДВС // Изв. вузов. Машиностроение. 1961.-№ 3.- С. 107−114.
- Идельчик И.Е. Гидравлические сопротивления при входе потока в каналы и протекании через отверстия // Промышленная аэродинамика. М.: ЦАГИ, 1944. — С. 27−57.
- Исаков Ю.Н., Бравин В. В. Применение метода крупных частиц для расчета нестационарных течений в квазитрехмерной постановке // Двигателестроение. 1998. -№ 1. — С. 7−8.
- Испытания аппаратуры впрыска топлива с электронным управлением цикловой подачей для автомобиля ГАЗ-21 «Волга» / Будыко Ю. И., Духнин Ю. В., Коганер В. Э., Лисицын А. И. // Тр. ЦНИТА. Л., 1965. — Вып. 27. — С. 32−37.
- Китанин Э.Л., Пашенко Н. Н., Смирнов Ю. Г. Влияние частичной закрутки потока на характеристики системы пленочно-испарительного смесеобразования В ДВС // Тр. ЛПИ. 1985. -№ 411. -С. 100−104.
- Коганер В.Э., Маскенсков К. М., Мочалов В. М. Впрыскивание топлива в бензиновые двигатели // Автомобильная пром-ть. -1986. -№ 12. -С. 9−11.
- Колобов Б.П., Колобов П. П., Шепеленко В. Н. Численная модель впускной системы двигателя внутреннего сгорания // Прикладная механика и техническая физика. 1998. — т. 39. — № 6. — С. 125−131.
- Краснов Н.Ф. Аэродинамика. М.: — Высшая школа, 1971. — 653 с.
- Кубо И.Р., Гоулдин Ф. Р. Численный расчет закрученного турбулентного течения // Теорет. основы, инж. расчетов. 1975. -№ 3. — С. 127−133.
- Кутателадзе С.С., Волчков Э. П., Терехов В. И. Аэродинамика и тепломассообмен в ограниченных вихревых потоках. Новосибирск: Ин-т теплофизики СОАН СССР, 1987. — 282с.
- Кутенев В.Ф., Свиридов Ю. Б. Экологические проблемы автомобильного двигателя и путь оптимального решения их // Двигателестроение. -№ 10. 1990. — С. 55−62.
- Лаутон Дж., Вайнберг Ф. Электрические аспекты горения. Пер. с англ. М., 1976.-296 с.
- Литвин Л .Я. Особенности рабочего процесса двигателей с искровым зажиганием при повышенной турбулентности заряда // Двигателестроение. -1987.-№ 11.-С. 7−9.
- Лянэ Р.П., Иванов Ю. В. О развитии закрученного потока в цилиндрической камере с недиафрагмированным выходным сечением // Изв. АН ЭССР. Сер. Физика-математика. 1970. — т. 19, № 4. — С. 456−462.
- Лянэ Р.П., Иванов Ю. В. Развитие и перемешивание соосной струи в осесимметричном закрученном потоке сечением // Изв. АН ЭССР. Сер. Физика-математика. 1971. — т. 20, № 1. — С. 58−65.
- Мальцев А.В. Сравнение параметров автомобильного двигателя с искровым зажиганием при впрыске во впускную трубу и в цилиндр // Тр. ЦНИТА. Л., 1966. — Вып.29. — С. 35−38.
- Меркулов А.П. Вихревой эффект и его применение в технике. М.: Машиностроение, 1969. — 184 с.
- Морозов К.А., Бенедиктов А. Р., Нигин М. В. Некоторые особенности смесеобразования при впрыске бензина // Тр. МАДИ. М., 1974. -Вып.96.-С. 12−19.
- Морозов К.А., Бенедиктов А. Р., Сербии В. П. Гомогенизация смеси в двигателе с впрыскиванием бензина // Двигателестроение. 1996. -№ 2, — С.6−10- № 3, — С. 3−7.
- Нурсте Х.О. Затухание закрутки потока в трубе круглого сечения // Изв. АН ЭССР. Сер. Физика-математика. 1973. — т. 22, № 1. — С. 7782.
- Нурсте Х.О., Иванов Ю. В., Луби Х. О. Исследование аэродинамики потока в закручивающих устройствах // Теплоэнергетика. 1978. -№ 1. — С. 37−39.
- Панченко В.А., Шушляков А. В. Потери давления на трение в закрученном потоке // Изв. ВУЗов. Энергетика, 1987. № 8. — С. 9799.
- Пешехонов Н.Ф. Приборы для измерения давления, температуры и направления потока в компрессорах. -М.: Оборонгиз, 1962. 184 с.
- Покровский Г. П. Электроника в системах подачи топлива автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1990. — 176 с.
- Райков И.Я., Ершов В. В. К вопросам пленкообразования в карбюраторных двигателях // Автомобильная пром-сть. 1964. -№ 11.-С. 6−10.
- Регулируемый спиральный впускной канал в головке цилиндра двигателя внутреннего сгорания. Борецкий Б. М., Гветадзе В. Е., Новоселов В. Д., Романов В. Е. Пат. Российской Федерации № 2 028 470 С1, МПК F 02 В31/00, заявл. 27.04.90., опубл. 09.02.95.
- Рытвинский Г. Н. Из истории автомобильных ДВС // Автомобильная пром-сть. 1986.-№ 9,10.-С. 13−15.
- Свещинский В.О. К вопросу об экспериментальном моделировании газодинамических процессов в ДВС // Двигателестроение. 1998. -№ 4.-С. 32−33.
- Свиридов Ю.Б., Скворцов В. А. Влияние гомогенизации смеси на эффективные и токсические показатели бензинового двигателя // Двигателестроение. 1980. — № 5- С. 7−10.
- Свиридов Ю.Б., Скворцов В. А. Условия обеспечения нетоксичного процесса в легком автомобильном двигателе // Тр. ЦНИТА. 1977. -вып.69. — С. 53−60.
- Свиридов Ю.Б., Скворцов В. А., Новиков Е. В. Гомогенизация топливовоздушной смеси основа прогресса ДВС // Двигателестроение. — 1982. — № 1. — С. 3−7, № 2. — С. 3−6.
- Система впрыска топлива. Франц. патент № 2 048 703, МПК 02 М 71/00, 51/00, опубл. 19.03.1971.
- Система впуска двигателя внутреннего сгорания. Кульков О. Д., Кургузов А. Н., Нечаев С. Г. А. с. СССР № 1 199 964А кл. F 02 В 31/00, заявл. 01.06.84., опубл. 23.12.85.
- Система впуска для двигателя внутреннего сгорания. Сорокин А. И., Джумков А. А. А. с. СССР № 1 455 001 кл. F 02 В 31/00, заявл. 08.05.87., опубл. 30.01.89.
- Смесительное устройство для системы питания двигателя внутреннего сгорания. Макаров Ю. В. А. с. СССР № 1 629 585А1 кл. F 02 М 227/08, заявл. 14.09.88., опубл. 23.02.91.
- Смульский И.И. Аэродинамика и процессы в вихревых камерах -Новосибирск: ВО «Наука» Сибирская издательская фирма, 1992. -301 с.
- Способ управления интенсивностью вихревого движения заряда в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Морозов К. А., Собенников Е. М., Агеев А. В. А. с. СССР № 1 576 699А1, заявл. 04.04.88., опубл. 07.07.90.
- Таганов Г. И. Выравнивающее действие сеток в потоках жидкостей и газов // Тр. ЦАГИ, 1947. № 604. — 14 с.
- Третьяков В.В., Ягодкин В. И. Применение двухпараметрических моделей турбулентности для расчета ограниченных закрученных течений // Вихревой эффект и его применение в технике. -Куйбышев, 1984. С. 233−238.
- Третьяков В.В., Ягодкин В. И. Расчетное исследование турбулентного закрученного течения в трубе // ИФЖ 1979. — т. 37. -№ 2. — С. 254−259.
- Установка для исследования влияния турбулизации заряда на процесс сгорания / Ховах М. С., Нечаев С. Г., Скороделов Д. И., Кургузов А. Н. // Тр. МАДИ. М, 1978. — Вып. 162. — С. 133−138.
- Установка впуска двигателя внутреннего сгорания. Филиппов А. З, Мийченко A.M., Атаманенко Н. Е. А. с. СССР № 1 375 843А1 кл. F02 В 31/00, заявл. 17.09.85., опубл. 23.02.88.
- Флетчер К. Вычислительные методы в динамике жидкостей: в 2-х томах. Пер. с англ. М.: Мир, 1991.
- Хавкин Ю.И. Центробежные форсунки. Д.: Машиностроение, 1976.- 168 с.
- Халатов А.А. Теория и практика закрученных потоков / АН УССР. Ин-т тех. теплофизики. Киев: Наук, думка, 1989. — 192 с.
- Хмелев Р.Н. Математическая модель течения газа в канале сложной пространственной конфигурации // Изв. Тульского гос. ун-та, Сер. «Автомобильный транспорт». Тула, 2000. — Вып. 4. — С. 107−113.
- Хэй Н., Вест П. Теплообмен в трубе с закрученным потоком // Теплопередача. 1975. -№ 3. — С. 100−106.
- Чапчаев А.А., Исавнин Г. С. Системы питания с впрыском бензина для автомобильных двигателей. М., 1965. 76 с.
- Шатров Е.В., Гарбер А. З., Таболин В. В. Резервы снижения токсичности автотраспортных средств // Автомобильная пром-сть. -1992.-№ 8.-С. 10−12.
- Шлихтинг Г. Теория пограничного слоя / Пер. с нем. Г. А. Вольпетра- Под ред. Л. Г. Лойцянского. -М.: Наука, 1974. 712 с.
- Щукин В. К. Халатов А. А. Теплообмен, массообмен и гидродинамика закрученных потоков в осесимметричных каналах. -М.: Машиностроение, 1982. 200 с.
- Эккерт Э. Р., Дрейк P.M. Теория тепло- и массообмена. М., 1951.
- Электронное управление автомобильными двигателями /• Покровский Т. П., Белов Е. А., Драгомиров С. Г. и др.- Под общ. ред. Покровского Т. П. -М.: Машиностроение, 1994. 336 с.
- Эфрос В.В., Белов Е. А., Драгомиров С. Г. Системы центрального впрыска топлива // Автомобильная пром-сть. 1996. — № 9. — С. 2021.
- Эфрос В.В., Драгомиров С. Г., Белов Е. А. Центральный впрыск топлива. Перспективы применения // Автомобильная пром-сть. -1995.-№ 1.-С. 10−11.
- A model for calculating the aspiration for an internal combustion engine / Bervente C., Ivan C., Zancu C., Marinescu G. // Rev. Roum. Sci. Mech. Appl.- 1993.-v.38.-№ 2. -P. 153−167.
- Adjustable swirl i.e. engine intake duct. Заявка № 2 232 201 A Великобритания, МПК F 02 M 31/02 / Bruno A., Alfio P. Заявл. 19.05.89.- Опубл. 05.12.90.
- Air-assisted injection system for multi-valve engine. Пат. США № 5 819 706, МПК F 02 В 31/00 / Tsuchida N., Tsuzuku H., Ito T. -Заявл. 03.07.95.- Опубл. 13.10.96.
- Bahr A. Toyota Carina'90 mit neuem Magermix Motor und geregeltem Dreimege — Katalysator // MTZ — 1990. — № 718 — p. 306−307.
- Brandstetter W., Killmann I. Computersimulation der stromung, gemischbildung und verbennung im motoren // MTZ: Motortechn. Z., 1988.-49.-№ 5.-S. 177−178- 181−186.
- Brandstetter W., Schwarz P., Thusch A. Die 2.0−1-DOHC Motoren fur Ford Sierra und Scorpio // MTZ: Motortechn. Z. 1989. — 50. — № 9. — S. 402−403- 405−406- 408−410- 412.
- Control device and apparatus for generating swirls in internal combustion engine. Пат. США № 5 671 713, МПК F 02 В 31/00 Л Yamaguchi J., Ohssuga M., Komuro R.- Hitachi, Ltd. Заявл. 21.05.96.- Опубл. 30.09.97.
- Dual induction system for internal combustion engine. Пат. США № 5 267 543, МПК F 02 M 35/10 / Novak J., Stockhausen W., Wiemero T., — Ford Motor Co. Заявл. 21.12.92.- Опубл. 07.12.93.
- Dynamische simulation von ventiltrivenben mit hidraulischen spielausgleich / Horst N., Henric В., Gerhard M., Johanes S., Jorg L. // MTZ: Motortechn. Z. 1994. — v.55.-№ 3. — S. 148−150- 155−159.
- Engels H., Main J. Meue Entwicklungen aut dem Gebiet der Antwibs -regelung for Personenwagen // MTZ 1985. — № 12 — p. 481−487.
- Engine air intake system having a bypass current control valve. Пат. США № 5 533 483, МПК F 02 В 15/00 / Gau Т., Peng Y.- Industrial Technology Research Institute. Завл. 04.05.95.- Опубл. 09.07.96.
- Geiger I., Heitland H., Hofbauer P. u. a. Moglichkeiten zur Verbesserung des Abgesverhaltens von Ottomotoren durch innere motorische Mabnahmen // MTZ 1972. — № 5 — p. 195−206.
- Hoekstra A.J., Derksen J.J., Van Den Akker H.E.A. An experimental and numerical study of turbulent swirling flow gas cyclones // Chemical Engineering Science. 1999. — № 54. — P. 2055−2065.
- Huachen P., Shiying Z. Measurement of stremwise vorticity using a vane vorticity meter // Int. J. Heat and Fluid Flow. 1987. — v. 8. — № 1. -P. 72−75.
- Iduction system and method of operating an engine. Пат. США № 5 575 248, МПК FOIL 03/20 / Atsushi Т.- Yamaha Hatsudoki K.K. -Заявл. 07.02.94.- Опубл. 19.11.96.
- Intake control valve. Пат. США № 5 553 590, МПК F 02 В 31/00 / Suzuki M., Ito M., Higaki Y. Заявл. 13.07.93.- Опубл. 10.09.96.
- Intake system for an internal combustion engine. Пат. США № 5 765 525, МПК F 02 В 31/00 / Tsoi-Hei Т.- Ford Global Technologies, Inc. Завл. 15.09.97.- Опубл. 16.06.98.
- Intake system for an internal combustion engine. Пат. США № 5 855 194, МПК F 02 В 31/08 / Okumura Т., Ishiyama S.- Toyota Company. Заявл. 09.04.97.- Опубл. 05 .-6.99.
- Intake system for internal combustion engine. Пат. США № 4 714 063, МПК F 02 В 31/00 / Oda H., Nagao A., Missumi M. a.o.- Mazda Motor Corp. Заявл. 16.09.86.- Опубл. 22.12.87.
- Intake system for internal combustion engine. Пат. США № 5 645 029, МПК F 02 В 31/00 / Minora О., Takuya S., Junuch Y. a.o.- Hitachi, Ltd. -Завл.ОЗ.07.96.- Опубл. 08.-7.97.
- Internal combustion engine and air-fuel mixture supply apparatus therefor. Пат. США № 5 829 408, МПК F 02 В 31/00 / Yamaguchi J., Ohuga M., Koinro R., Shiraishi Т.- Hitachi, Ltd. Заявл. 23.06.97.- Опубл. 03.11.98.
- Internal combustion engine with dual intake passages servings a singl intake valve. Пат. США № 5 277 160, МПК F 02 M 35/10 / Choma M., Husak P., Stockhausen W.- Ford Motor Co. Заявл. 21.12.92.- Опубл. 11.01.94.
- Internal combustion engine with rifled intake and exhaust manifolds. Пат. США № 5 632 145, МПК F 02 В 31/00 / Hunt R. Заявл. 13.03.96.- Опубл. 27.05.97.
- ISATA magazine, 1997. October. — p. 9.
- Jordan W. a. o. The Pierburg fuel injector designed for a wide dynamic control range // SAE Tech. Pap. Ser., 1989, № 890 474. p. 1 — 8.
- Kelly Zion P., Styron J., Lee C., Lucht R. Liquid fuel behavior in port — injected SI engines // Automotive Engineering International. — 1998. -January. — p. 105−109.
- Lucca-Negro O., O’Doherty T. Vortex breakdown: a review // Progress in Energy and Combustion Science. 2001.- № 27. — P. 431 -481.
- Matsushita S., Inoue Т., Nakanishi К. a. o. Effect of helical port with swirl control valve on the combustion and performance of SI engine // SAE Tech. Pap. Ser. 1985. -№ 850 046 — p. 1−6.
- Mikulic L., Quissek F., Fraide K. Sequentielle Einspritzstrategien fur verbrauchsoptimierte Ottomotorkozepte // MTZ 1990. — № 718 — p. 286 293.
- Numerical simulation of port-valve-cylinder flow in reciprocating engines / Aita S., Tabbal A., Munck G., Fujiwara K., Hongoh H., Tamura E, Obana S. // SAE Techn. Pap. Ser. 1990. — № 900 820. — P. 117−129.
- Numerical simulation of swirling port-valve-cylinder flow in diesel engines / Aita S., Tabbal A., Munck G., Montmayeur N., Takenaka Y., Aoyogi Y. // SAE Techn. Pap. Ser. 1991. — № 910 263. — P. 1−12.
- Onoretti A. Simulazione dei fenomeni gasdinamisi nei sistemi ai aspirazione e scario dei motori a combustione interna // La Rivsta dei Combustibili. 1992. — v.46. — P. 211−234.
- Optimal swirl generation by valve control. Пат США № 4 974 566, МПК F 02 В 30/00 / LoRusso J., Davis G., Newman C.- Ford Motor Co. -Заявл. 09.28.89.- Опубл. 04.12.90.
- Polach W, Verbesserung der Verbrennung bei hoher Verdichtung und grober Turbulen durch Benzineinspritzung // MTZ 1983. — № 7−8 — p. 269−273.
- Richter A. Schraubenforming gekrummte Ansaugkanale // MTZ: Motortechn. Z. 1989. — № 3 — p. 125−128.
- Rozniak D. J., Rudzewski J. S. A study of in cylinder air motion in the General Motors VORTEC 4.3L V-6 Engine // SAE Tech. Pap. Ser. -1985.-№ 850 510 -p. 1−10.
- Shigeki I., Motoyuki I., Takeyoshi H. Turbulent characteristics of the flow in an axially rotating pipe // Int. J. Heat and Fluid Flow. 1996. — v. 17.-№ 5.-P. 444−451.
- Overington M., Tring R. Gasoline engine combustion turbulence and the combustion chamber // SAE Tech. Pap. Ser. — 1981. -№ 810 017 — p. 1−9.
- Variable swirl inlet port. Пат. США № 4 827 883, МПК F 02 В 31/00 / Khalighi В., Rask R., — General Motor Corp. Заявл. 15.04.88.- Опубл. 09.05.89.
- Whelan D., Kelly-Zion P., Lee С. a. o. Mixture atomization from intake-port back-flow // Automotive Engineering International. 1998. -February. — p. 253−257.
- Yamaguchi J. Air injection swirl control improves heavy-duty diesel performance // Automotive Engineering. 1987. — № 2 — p. 170−171.
- Zhao F., Lai M.-C., Harrington D.L. Automotive spark-ignited direct-injection gasoline engines // Progress in Energy and Combustion Science. 1999.-№ 25.-P. 437−562.