Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование выходных патрубков мощных паровых турбин на основе вариантных расчетов трехмерного течения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прогресс в численном моделировании трехмерных течений вязкого газа позволил не только анализировать газодинамику патрубка, но и проследить взаимное влияние элементов конструкции, не прибегая к сложным и дорогостоящим испытаниям. Делаются небезуспешные попытки заменить физическое моделирование вычислительным экспериментом. Созданы и развиваются коммерческие пакеты прикладных программ для решения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. КОНСТРУКЦИИ ВП, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
    • 1. 1. Конструкции ВП
    • 1. 2. Типы ВП и их характерные участки
  • 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИСХОДНОГО ВАРИАНТА ВП
    • 2. 1. Распределение степени расширения по участкам ВП
    • 2. 2. Проектирование начального участка
    • 2. 3. Проектирование диффузора
      • 2. 3. 1. Выбор эффективной формы диффузора
      • 2. 3. 2. Влияние геометрических параметров на потери в диффузоре
      • 2. 3. 3. Снижение неравномерности параметров потока при наличии силовых связей
    • 2. 4. Проектирование поворотной камеры
    • 2. 5. Проектирование переходного патрубка
    • 2. 6. Пример проектирования исходного варианта ВП
  • 3. РАСЧЕТ ТРЕХМЕРНОГО ТЕЧЕНИЯ В ВП
    • 3. 1. Выбор и тестирование метода
    • 3. 2. Тестирование ВП с низким коэффициентом потерь
    • 3. 3. Тестирование ВП с высоким коэффициентом потерь
    • 3. 4. Последовательность трехмерных расчетов
  • 4. ВАРИАНТНЫЕ РАСЧЕТЫ ТРЕХМЕРНОГО ТЕЧЕНИЯ В ВП

Совершенствование выходных патрубков мощных паровых турбин на основе вариантных расчетов трехмерного течения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проектирование выходного патрубка (ВП) мощной паровой турбинывесьма сложный процесс. Основное влияние здесь оказывают традиции, сложившиеся при совершенствования конструкции, и прогресс в понимании газодинамических процессов.

Для проектирования ВП имеются обширные экспериментальные данные, полученные на воздушных стендах. При этом наблюдается явный недостаток результатов испытаний как на натурных паровых стендах, так и в заводских условиях. Исследованиями газодинамики ВП паровых турбин занимается много отечественных и зарубежных организации. Однако, несмотря на интерес к совершенствованию ВП со стороны турбинных заводов и научно-исследовательских институтов, не существует единых рекомендаций по расчету и проектированию ВП: каждый новый патрубок проектируется индивидуально.

В 1977 г. Министерство энергетического машиностроения СССР ввело руководящий технический материал РТМ 108.020.12−77 [72], содержащий рекомендации для эскизного проектирования ЦНД паровых турбин. В его разработке приняли участие ЦКТИ, МЭИ, ЛМЗ и ХТГЗ. Документ распространяется на стационарные энергетические паровые турбины независимо от их назначения и мощности, определяет выбор газодинамической схемы патрубка, профилирование осерадиальных диффузоров и патрубков с осерадиальными и кольцевыми диффузорами, бездиффузорных патрубков и патрубков с боковым выходом. В нем оценивается влияние входных условий на работу диффузоров и патрубков, приведены геометрические соотношения для ВП мощных отечественных турбин, даны рекомендации по управлению пограничным слоем. Однако РТМ не содержит комплекта сведений, позволяющих спроектировать исходный вариант ВП.

К настоящему времени опубликовано много исследований патрубков как паровых, так и газовых турбин, проведены обобщения экспериментальных данных. Результаты многолетних исследований ВП были обобщены в работах отечественных и зарубежных ученых (Идельчик И.Е., Дорфман А. Ш., Сайковский М. И., Дейч М. Е., Зарянкин А. Е., Мигай В. К., Гудков Э. И., Касилов В. Ф., Дыс-кин JIM., Kruckels J., Merz R., Mayer J.E., Stetter H., Zimmermann С. и др.). Есть попытки разработать универсальные критерии для оценки совершенства ВП. Наиболее известным является вошедший в РТМ 108.020.12−77 [72] параметр -«время заполнения патрубка» тп = v? g v, который определяет время, необходимое для прохождения через патрубок объема газа, численно равного свободному объему патрубка. В документе приведена зависимость максимума полных потерь в конденсационных паровых турбинах с подвальным расположением конденсатора от времени заполнения патрубка.

Опубликованные данные лабораторных исследований дают представление о картине течения в ВП. Однако, как показали натурные эксперименты, данные об эффективности ВП, полученные на статических модельных стендах, существенно, а иногда радикально, отличаются от результатов испытаний ЦНД действующих турбин. Основной причиной являются радиальная и окружная неравномерности параметров на входе в ВП, которые существенно влияют на экономичность и надежность турбин. В экспериментальной модели сложно учесть взаимное влияние элементов ВП. В свою очередь при натурных испытаниях получить достоверное распределение газодинамических параметров в ВП долго, сложно и дорого.

Многие исследователи пытались создать собственные методы проектирования в рамках одномерной модели. Например, в программе «DZITA» [88] внутренние потери в исходном диффузоре определяются путем численного интегрирования потерь по всем участкам. При этом оценка потерь на каждом участке производится по локальному углу раскрытия эквивалентного конического диффузора. На входе каждого последующего участка задаются граничные условия, полученные из расчета предыдущего. Подобные программы нацелены на определенный тип ВП, к которому жестко привязаны различными поправочными коэффициентами.

Опубликованные методы одномерного проектирования ВП базируются, в основном, на материалах, изложенных либо в упомянутом выше РТМ, либо в монографиях М. Е. Дейча, А. Е. Зарянкина [24], В. К. Мигая и Э. И. Гудкова [60], содержащих Многочисленные и весьма полезные для конструктора экспериментальные данные и их обобщения. Вместе с тем в последние годы выполнено большое количество испытаний натурных ЦНД мощных паровых турбин и численных расчетов пространственного течения пара в них.

Прогресс в численном моделировании трехмерных течений вязкого газа позволил не только анализировать газодинамику патрубка, но и проследить взаимное влияние элементов конструкции, не прибегая к сложным и дорогостоящим испытаниям. Делаются небезуспешные попытки заменить физическое моделирование вычислительным экспериментом. Созданы и развиваются коммерческие пакеты прикладных программ для решения широкого класса задач математической физики: FLUENT, CFX, STAR-CD, FINE (NUMECA), CFD-ACE и др. В основном они базируются на блочно-структурированных сетках, но для задач, в решении которых накоплен опыт, возможно применение и неструктурированных сеток. При этом самым популярным для газодинамических расчетов методом дискретизации на сегодняшний день является метод конечных объемов (МКО). Постоянно развивающиеся модели турбулентности, горения, многофазных течений и течений со свободными границами, а также подвижные (деформируемые) и перестраиваемые сетки, значительно расширяют область применения этих программ. Адаптация расчетной сетки позволяет получить достоверное решение для областей с большими градиентами потока с подробным разрешением пограничных слоев. Удается значительно сократить время на построение качественной сетки, решение численной задачи и обработку результатов. Постпроцессор подобных программ отображает как результаты расчета, так и траектории частиц жидкости, в том числе и для нестационарных течений. Вычислительный эксперимент, позволяет не только правильно осмыслить наблюдаемые физические эффекты, но и во многих случаях заменить физический или натурный эксперимент более дешевым компьютерным моделированием, которое часто оказывается единственно доступным.

Появившаяся в связи с развитием вычислительной газодинамики перспектива проектирования высокоэффективных ВП оправдывает пересмотр методики проектирования ВП с целью ее усовершенствования.

Актуальность работы. Современное состояние паротурбинного оборудования, работающего на электростанциях России, характеризуется значительным физическим и моральным износом. По данным РАО «ЕЭС России» изношенность достигает 60%, при этом основной парк составляют турбины, изготовленные в 60.70 гг. прошлого века, часть из которых можно сохранить в эксплуатации, подвергнув модернизации. Улучшить экономические показатели модернизируемого и вновь изготавливаемого паротурбинного оборудования можно, в частности, за счет снижения потерь кинетической энергии потока, выходящего из последней ступени. Для этого необходимо повысить качество проектирования выходного патрубка (ВП) паровой турбины, подкрепляя проектные решения результатами достоверных расчетов структуры пространственного течения в патрубке.

Коэффициент полных потерь ВП для мощных паровых турбин обычно составляет =1,1. 1,5. Потери на участке «последняя ступень — выход из ВП» могут достигать 45.60 кДж/кг. Для турбины К-300−240 ЛМЗ с длиной последней лопатки 960 мм, например, располагаемый перепад энтальпий на последнюю ступень равен 225.250 кДж/кг, потери в выходном патрубке — 45.60 кДж/кг, потери с выходной скоростью — 30.40 кДж/кг. Снижение коэффициента потерь на величину 0,2 дает экономию в 3,6.5,4% от мощности последней ступени (АЫу = 1,0. 1,8 МВт).

Цель и задачи работы. Цель работы — показать возможность создания высокоэффективных ВП паровых турбин, в том числе и в значительно стесненных габаритных размерах. Для этого необходимо решить следующие задачи: • проанализировать существующие конструкции ВП;

• провести ревизию существующих одномерных методов расчета на предмет их соответствия результатам опубликованных к настоящему времени исследований с целью уверенного проектирования исходного варианта ВП;

• выбрать и верифицировать наиболее подходящие для ВП структуру расчетной сетки и опции расчета трехмерного течения;

• разработать методику применения вариантных расчетов трехмерных течений в ВП с целью повышения эффективности исходного варианта;

• выполнить пример проектирования ВП с помощью предлагаемого метода.

Предметом исследования является способ проектирования ВП мощных паровых турбин. Разработанный в результате исследований способ позволяет уверенно проектировать ВП с проточной частью повышенной аэродинамической эффективности.

Метод исследования — расчетно-теоретический с применением, как одномерной методики аэродинамического расчета, так и с постановкой расчетов трехмерных турбулентных течений в ВП на базе пакета прикладных программ ANS YS CFX-11. Результаты расчетов тестированы путем сравнения с опубликованными данными натурных и лабораторных экспериментов.

Научная новизна работы:

• разработана обновленная по результатам анализа опубликованных экспериментальных данных методика одномерного проектного расчета исходного варианта ВП мощной паровой турбины;

• сформулированы рекомендации по выбору совокупности вычислительных опций, обеспечивающих приемлемую для инженерных целей точность расчета пространственной структуры течения и потерь в выходном патрубке.

• верифицирована методика проведения вариантных расчетов трехмерного турбулентного течения в патрубке, предназначенная для корректировки формы его проточной части с целью повышения аэродинамической эффективности;

Достоверность полученных результатов подтверждена их соответствием данным опубликованных опытов и результатам верификационных расчетов поставленных автором при выполнении работы.

Практическая ценность работы. Разработанная в диссертационной работе методика позволяет уверенно проектировать ВП мощных паровых турбин с меньшими, чем в традиционных конструкциях, потерями. Применение спроектированных по предложенной методике патрубков ведет к повышению мощности и КПД турбоустановки.

Результаты работы использованы в рабочем проекте ВП паровых турбин К-330−23,5−1 для Рефтинской ГРЭС и К-175/180−12,8 для Березовской ГРЭС. Предлагаемая методика была также успешно использована автором при проектировании ВП частей среднего давления турбины типа К-200 и турбины ТР-3,7−1,28/0,2П.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 работ, из них 2 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Апробация работы. Основные результаты работы доложены и положительно оценены: на VI международной научно-практической конференции «Российская энергетика — 2009: совершенствование теплотехнического оборудования, реконструкция ТЭС, внедрение систем сервиса» (г. Екатеринбург, 2009) — на XIII международной научно-технической конференции «Совершенствование турбоустановок методами математического и физического моделирования» (г. Харьков, Украина, 2012) — на секции ПТ, ГТ и ПГ установок НТС ОАО «НПО ЦКТИ» (г. СПб, 2012) — на совместном заседании кафедр ФГБОУ ВПО «СПбГПУ» «Турбинные двигатели и установки» и «Теоретические основы теплотехники» (г. СПб, 2012).

Личный вклад диссертанта состоит: в постановке задач исследования, в усовершенствовании одномерной методики проектного расчета для разработки исходного варианта ВПв верификации трехмерного расчета ВП мощной паровой турбины по данным натурного эксперимента, в разработке последовательности выполнения расчетов трехмерного течения при проектировании ВПв проектировании аэродинамически отработанных ВП цилиндров низкого давления (ЦНД) турбин К-330−23,5−1, К-175/180−12,8 и ВП цилиндров среднего давления (ЦСД) турбин типа К-200 и ТР-3,7−1,28/0,2П.

На защиту выносятся: одномерная методика проектирования исходного варианта ВПверификация результатов численного моделирования трехмерного течения в проточной части ВПметодика отработки проточной части ВП по результатам численного моделирования в ней трехмерного течениярезультаты практической реализации предложенной методики проектирования на примере проточной части ВП паровой турбины К-175/180−12,8 Березовской ГРЭС.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, списка обозначений, четырех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы из 111 источников. Диссертация содержит 131 стр. текста, 48 иллюстраций и 5 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработана методика проектирования ВП в два этапа: на первом — патрубок проектируется поэлементно по одномерной методике, на втором — по результатам расчета трехмерного течения выполняется доводка его конструкции с учетом взаимного влияния элементов и реальной структуры потока во входном сечении патрубка.

Показана возможность проектирования эффективных ВП мощных паровых турбин по разработанной методике.

Решены следующие задачи.

1. На основе анализа существующих конструкций ВП отечественных и зарубежных паровых турбин показано, что проточную часть ВП, вне зависимости от его типа, можно рассматривать как последовательность характерных участков: начальный, диффузор, поворотная камера и переходной патрубок.

2. Проведена ревизия существующих одномерных методов расчета на предмет их соответствия результатам опубликованных к настоящему времени экспериментальных данных. Установлено, что одномерные методы расчета ВП, подробно изложенные как в отечественной, так и в зарубежной литературе, позволяют успешно проектировать элементы ВП. В результате выполненных автором обобщений сформулированы рекомендации по одномерному проектированию характерных участков ВП.

3. Показано, что ВП, составленный из спроектированных по одномерной методике участков, является хорошим исходным приближением для дальнейшей отработки его проточной части по результатам численного моделирования трехмерного течения.

4. Выполнено обоснование выбранной методики расчета трехмерного течения в ВП с использованием пакета прикладных программ ANS YS CFX-11 (выбран метод моделирования RANS с использованием k-s модели турбулентности). Приведены результаты тестирования расчета трехмерного течения в ВП с низким коэффициентом потерь (турбина К-300−240) и с высоким значением коэффициента потерь (турбина К-160−130).

5. Показана целесообразность подразделения трехмерных расчетов на первичный, серию корректировочных и поверочный. Первичный расчет необходим для подтверждения корректности одномерного проектирования. В результате первичного расчета формируется трехмерная картина течения в патрубке, выявляются зоны течения с повышенными потерями. Корректировочные расчеты позволяют с учетом реальных условий течения во входном сечении тщательно отработать обводы ВП, а также форму и положение наполняющих его элементов. Поверочный расчет предназначен для определения газодинамических характеристик окончательной конструкции ВП.

6. С применением разработанной в диссертации методики автором выполнено рабочее проектирование новых ВП для двух принятых к производству мощных паровых турбин К-330−23,5−1 и К-175/180−12,8. Паровая турбина К-175/180−12,8 имеет ВП с низким расчетным коэффициентом потерь = 1,09. Она предназначена для установки на Березовской ГРЭС взамен выработавшей ресурс паровой турбины К-160−130.

ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, а — скорость звука, м/св = в/о, — относительная ширина патрубкав — ширина патрубка, мс — скорость потока на участка, м/с- = ?>,/?, — относительный входной диаметр диффузорао2 = I) 2 /о, — степень радиальности диффузора- 2 ф = ° 2 / ° сР ~ степень радиальности диффузорао — наружный диаметр диффузора, мо ирсредний диаметр входного сечения диффузора, м;

Б 1ср I?! — коэффициент веерности;

3 = /?>, — втулочное отношение диффузорас? — внутренний диаметр диффузораF — площадь поверхности, м2- с — массовый расход, кг/м3- в у — объемный расход, м3/сс у — режимный параметр;

Я = - относительная высота нижней половины ВП;

Нкр = н кр IИ, ср — относительная высота верхней половины н — высота патрубка (верхней и нижней половины), мн — высота верхней половины патрубка (крышки), мл = (с&bdquo- /Ч)/(с/р,) относительный удельный расходь = ь/ох — удлинение диффузораь/(.хинтенсивность поворота в диффузоре- ?" = ¿-&bdquo-/о, — относительная длина патрубкаЬ — длина диффузора, м ;

11 — высота входного сечения диффузора (разница периферийного и корневого радиусов), м;

12 — длина выходного сечения диффузора, м- 3 — длина наддиффузорной части ВП, м- 3 = — относительная длина наддиффузорной части ВПI ср п — степень расширенияр — давление, МПар = р/р q, ~ безразмерное давлениег — радиус изгиба образующей диффузора (1 — наружной, 2 — внутренней поверхности), м;

S — периметр поверхности, ми/с 0 — коэффициент скоростиv — объем, м — v — удельный объем, м /кгw — скорость потока, м/са = а, + а 2 — угол раскрытия диффузора, град.- а, — угол раскрытия внутренней поверхности диффузора, град.- а 2 — угол раскрытия наружной поверхности диффузора, град.;

2 3 s — средняя скорость диссипации энергии, м /с — С = 1 — ср2 — коэффициент потерь кинетической энергииС в с ~ коэффициент потерь с выходной скоростью- £вн — коэффициент внутренних потерь;

Сдиф опт — значение коэффициента полных потерь диффузора с оптимальной степенью расширения и такими же габаритамиС, п — коэффициент полных потерьв — локальный угол раскрытия диффузора, град.- и — динамическая молекулярная вязкость, Па-сV — коэффициент вязкостир — плотность, кг/м3- <р — коэффициент «смягчения удара».

Индексы.

0 — сечение перед участком;

1 — сечение на входе в рассматриваемый участок;

2 — сечение на выходе из рассматриваемого участкадиф — диффузорконд — конденсаторнач. уч — начальный участокном — номинальное (расчетное) значениеопт — оптимальное значениеп. кповоротная камерап.ппереходной патрубокср — среднее значениеэфф — эффективная величина.

Критерии подобия.

VI' м =—число Махаа.

Яе = ^^— число Рейнольдса (здесь Ь — характерная длина). м.

Сокращения.

ВП — выходной патрубок;

ВТИ — ОАО «Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт»;

ГРЭС — государственная районная электростанция;

КПД — коэффициент полезного действия;

ЛМЗ — АО «Ленинградский металлический завод»;

МКО — метод конечных объемов;

МЭИ — Московский энергетический институт;

НИИТП — ОАО «Научно-исследовательский институт точных приборов»;

СПбГПУ — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, ранее Ленинградский политехнический институт (ЛИИ);

ТЭС — тепловая электростанция;

ТЭЦ — теплоэлектроцентраль;

УТМЗ — ООО «Уральский Трубно-Механический завод»;

ХТГЗ — ОАО «Турбоатом», ранее Харьковский турбогенераторный завод;

ЦАГИ — ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» ;

ЦВД — цилиндр высокого давления;

ЦИАМ — ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова»;

ЦКТИ — ОАО «Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова», ранее Центральный котлотурбинный институт (ЦКТИ);

ЦНД — цилиндр низкого давления;

ЦСД — цилиндр среднего давления;

Примечание: Остальные обозначения вводятся и поясняются непосредственно в тексте диссертации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Паровая турбина К-300−23,5 для замены выработавших ресурс К-300−240 ХТГЗ / Н. Н. Гудков и др.// Теплоэнергетика, 2009, № 4. —с.4. .10.
  2. Д.А. Реконструкция ТЭЦ, оснащенных паровыми турбинами Р-50−130 JIM3/ В. В. Ермолаев и др.// Теплоэнергетика, 2009, № 4. — с.18.,.22.
  3. A.A., Григорьев Б. А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара: Справочник. Рек. Гос. службой стандартных справочных данных. ГСССД Р-776−98 М.: Издательство МЭИ, 1999. — 168 с.
  4. В.Н., Уманский М. П. Влияние закрутки потока на эффективность криволинейных диффузоров // Энергомашиностроение, 1963, № 12. — с.18 21.
  5. Аэродинамика диффузоров и выходных патрубков турбомашин / Дорфман А. Ш., Назарчук М. М., Польский Н. И., Сайковский М. И. — Л.: Изд. АН УССР, I960, —292 с.
  6. B.C., Васильев Ю. Н., Орлова Т. И. Экспериментальное исследование ступенчатого диффузора// ЦИАМ, Труды № 523. — М., 1972. — с.1 20.
  7. В.П.Лагун, Л. Л. Симою, Ю. З. Фрумии, Натурные исследования выходного патрубка мощной паровой турбины, Теплоэнергетика, 1975, № 2.
  8. Ю.Н. К теории ступенчатого диффузора//В сб. статей: «Лопаточные машины и струйные аппараты», № 4. — М., Машиностроение, 1969. — с.229 -245.
  9. H.H., Лашков Л. О. О способах уменьшения потерь давления в диффузорах с большими углами раскрытия// Промышленная газодинамика, 1956, № 7. — с.81 — 94.
  10. И.Е. Об оптимальной форме диффузора / И. Е. Вирозуб, А.Ш. Дорф-ман// Теплоэнергетика, 1962, № 6. — с.88 91.
  11. Влияние кинематики потока на входе в выхлопной патрубок турбины на его характеристики / Л. Л. Симою, В. П. Лагун, Н. Н. Гудков, В. И. Кириллов // Теплоэнергетика. 1997. № 1.С. 25—32.
  12. Влияние саблевидности сопловых лопаток на работу последней ступени паровой турбины / Л. Л. Симою, Н. И. Гудков, И. С. Индусский и др.// Теплоэнергетика, 1998, № 8. — с. 37−41.
  13. Выходной патрубок паровых турбин однопоточной компоновки «SKODA POWER», официальный сайт, http://www.skoda.cz/.
  14. A.B. Особенности совместной работы ступени и выхлопного патрубка турбины при различных радиальных зазорах над рабочим колесом / A.B. Гаркуша, В. Е. Добрынин, A.B. Лапузин, Ю. А. Юдин // Теплоэнергетика, 1988.-№ 8.-С. 33−36.
  15. Л.Г., Влияние геометрических и режимных параметров на характеристики конических диффузоров: Диссертация кандидата технических наук / Л. Г. Головина, Моск. энерг. ин-т (МЭИ). 1967. — 166 с.
  16. В.Н., Пащенко Н. В., Русанов A.B. Влияние вакуума за последней ступенью на пространственную структуру потока в проточной части паровой турбины// Вестник Национального технического университета «ХПИ». -Харьков: НТУ «ХПИ», 2009, № 3. с. 49 — 55.
  17. С. (ред.). Современное состояние гидрогазодинамики вязкой жидкости, т. 1−2. М.:ИЛ, 1948, с. 407.
  18. Э.И. Исследование и газодинамическая отработка нагнетательного патрубка газотурбинной установки ГТК—25// Энергомашиностроение, 1973, № 6. — с. 18 -20.
  19. М.Е. Газодинамика решеток турбомашин.— М.: Энергоатомиздат, 1996.—528с.
  20. М.Е. Техническая газодинамика. — M.-JL: Госэнергоиздат, 1961. — 702с.
  21. М.Е., Зарянкин А. Е. Газодинамика диффузоров и выходных патрубков турбомашин. —М.: Энергия, 1970.—384 с.
  22. С.А., Исследование течений и определение потерь полного давления в круглых, плоских и кольцевых диффузорах// Институт им. Баранова. Техн. отчет № 116. — Б.м., 1960. — 14 с.
  23. С.А., Морозов А. И. Экспериментальное исследование кольцевых диффузоров осевых турбомашин// Промышленная газодинамика. — М., 1961. — Вып.20, —с. 168 -202.
  24. А.Ш., Польский Н. И., М.И. Об отсосе пограничного слоя в кольцевых диффузорах.// Изв. АН СССР. Энергетика и автоматика, 1961, № 6. — с.156 163.
  25. А.Ш., Польский Н. И., Сайковский М. И. Об одной характеристике локального расширения диффузорных каналов// ИФЖ, 1959, № 4 — с. 8 -14.
  26. А.Ш., Сайковский М. И. Определение оптимальной формы диффузора с произвольной средней линией при отрывных течениях// ИФЖ, 1963, Том VI, № 12. — с.88 94.
  27. А.Ш., Сайковский М. И. Приближенные методы расчета потерь в криволинейных диффузорах при отрывных течениях// Промышленная газодинамика, 1966, вып.28 — с.98 121.
  28. JI.M. Исследование влияния геометрических и режимных параметров на характеристики кольцевых диффузоров: Автореф. диссертация к—та техн. наук. — М., 1969. —26 с.
  29. H.H., Терентьев И. К., Маркозов Н. Д., Сорокин H.A. Повышение экономичности последней ступени серии мощных паровых турбин// Труды ЦКТИ, 1972, вып.115. — с.79 85.
  30. В.П. Исследования выходных патрубков паровых турбин при околозвуковых скоростях на входе: Автореф. диссертация канд. техн. наук.— М., 1979.—20 с.
  31. С.Л., Тененбойм Л. Г. Английские паровые турбины большой мощности и тенденции развития паротурбостроения в Англии. — М.: ОРГРЭС, 1966. —72 с.
  32. Зин Еддин Хайссам. Исследование течения в каналах выходного тракта ЦНД паровых турбин: Автореф. диссертация канд. техн. наук.— М., 1995.—20с.
  33. И.Е. Газодинамика потока и потери напора в диффузорах// Труды ЦАГИ, сб. «Промышленная газодинамика», вып. З, 1947.
  34. И.Е. Исследование коротких диффузоров с разделительными стенками // Теплоэнергетика, 1958, № 8. — с. 21 26.
  35. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлением /Под ред. М. О. Штейнберга.З-е изд., перераб. и доп.— М.: Машиностроение, 1992.—672 с.
  36. Использование суперсверхкритических параметров водяного пара — перспектива развития угольных электростанций Украины / О. Ю. Майстренко, О. Ф. Буляндра, С. М. Василенко // Экотехнологии и ресурсосбережение, 2007, № 5. —с. 11−15.
  37. Исследование выхлопного патрубка ЦНД паровой турбины./ В. Ф. Касилов,
  38. B.Н. Галацан, В. А. Конев, В.Н. Денисов// Теплоэнергетика, 1990, № 5. —1. C.35.39.
  39. История техники / А. А. Зворыкин, Н. И. Осьмова, В. И. Чернышев, С.В. Шу-хардин. — М.: Соцакгиз, 1962. — 772с.
  40. История энергетической техники, Л. Д. Белькинд, О. Н. Веселовский, И. Я. Конфедератов, Я. А. Шнейберг — М.: Госэрнергоиздат, 1960. — 665 с.
  41. В.Ф., Денисов В.И, Зин Еддин X. Исследование средств стабилизации течения в каналах выходных патрубков ЦНД паровых турбин// Вестник МЭИ.- М.: МЭИ, 1994, № 3. — с.30−33.
  42. В.Ф., Денисов В. И. Эффект запирания выходных патрубков ЦНД паровых турбин. // Теплоэнергетика, 1993, № 2. —с.46. .49.
  43. Кафедра турбиностроения Национального технического университета «ХПИ», официальный сайт, http://www.kpi.kharkiv.edu/turbine/glavnajhtm.
  44. Н.М. О применении кольцевых поворотов в выходных патрубках турбомашин// Труды института Теплоэнергетики АН УССР, К., 1956, № 13, Вып. 2.— с. 57 63.
  45. Ю.Ф. Паровая турбина К-300−240 ХТГЗ. — М.: Энергоиздат, 1982, — 272 с.
  46. Л.Л. Симою и др. Разработка мероприятий по усовершенствованию выхлопного патрубка // Отчет ВТИ — М., 1996, 24 с.
  47. Л.Л.Симою, В. П. Лагун, И. В. Гарькавенко, Модернизация выходного патрубка турбины К-160−130 ХТГЗ, Электрические станции, 1985, № 2.
  48. В.П., Симою Л. Л. Методика и некоторые обобщенные результаты исследований выходных патрубков паровых турбин // Теплоэнергетика. —1991. —№ 2, —с. 28—33.
  49. З.А., Таушканова В. Б. Испытания выходных патрубков турбин и осевых компрессоров // Исследования элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. Л., Машгиз, 1960. — с. 107−116.
  50. К.Л. Оптимизация проточных частей многоступенчатых турбин. — СПб.: Изд.-во С-Петерб.университета, 1992. — 196 с.
  51. H.H. Управление отрывом потока в диффузорных каналах. Экспериментальное исследование: Автореф. диссертация канд. техн. наук.—М., 2005,—31с.
  52. Ленинградский металлический завод им. Сталина (История завода в иллюстрациях) / Воронцов К. И., Кузнецов С. С., Роловец Н. Т., Хлавно А.А.и др. / / ЛМЗ Отдел технической информации, Таллин-Тарту: типография «Окто-обер», 1957.- 198 с.
  53. Летопись важнейших событий истории Металлического завода, официальный сайт, http://lmz-150.ru/.
  54. Л.Г. Механика жидкости и газа. Изд. 6-е, М.: Наука, 1987.
  55. A.C., Арсирий В. А. Повышение эффективности турбинных установок за счет совершенствования проточных частей патрубка// Вестник Национального технического университета «ХПИ». — Харьков: НТУ «ХПИ», 2005, № 6. —с. 39−43.
  56. Методика и некоторые результаты исследований выхлопных патрубков натурных паровых турбин / В. П. Лагун, Л. Л. Симою, Э. А. Бойцова и др.// Теплоэнергетика, 1991, № 2. — с. 28 33.
  57. В.К., Гудков Э. И. Некоторые способы уменьшения потерь в элементах котельных газовоздухопроводов.//Труды ЦКТИ, 1971, вып.110. —с.78 82.
  58. В.К., Гудков Э. И. Проектирование и расчет выходных диффузоров турбомашин.—Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1981. — 272 с.
  59. A.C., Яглом A.M. Статистическая гидромеханика, т. 1−2. М.: Наука, 1965, 1967 с. ч. 1−640, ч.2−720.
  60. Д.И. Повышение эффективности выхлопных патрубков турбин.// Энергомашиностроение, 1965, № 5. — с.35 38.
  61. Д.И., Щекалкин В. М. Результаты улучшения выходного патрубка тазовой турбины // Теплоэнергетика, 1964, № 1. — с.57 60.
  62. М.М. Сопротивление входных и выходных раструбов с экраном // Промышленная газодинамика/ БНИ МАП. М., 1956, № 7. — с.95 100.
  63. Особенности обтекания опорного венца кольцевого диффузора ГТД при входной закрутки потока, В. Г. Солодов, Ю. В. Стародубцев, Б. В. Исаков, В.Т.
  64. Федан // Вестник Национального технического университета «ХПИ». — Харьков: НТУ «ХПИ», 2005, № 6. — с.31 38.
  65. Открытое акционерноеобщество «Научно—производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова» (НПО ЦКТИ), официальный сайт, http://www.ckti.ru.
  66. Паровая турбина К-500−240 ХТГЗ/ Под ред. В. Н. Саввина — М.: Энергоатомиздат, 1984.—264 с.
  67. Паровые турбины и турбоустановки/ И. И. Кириллов, В. А. Иванов, А. И. Кириллов. — JI. Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1978.—276с.
  68. Паровые турбины сверхкритических параметров J1M3 / В. И. Волчков, А. Г. Вольфовский, И. А. Ковалев и др.- Под ред. А. П. Огурцова, В. К. Рыжкова -М.: Энергоатомиздат, 1991. —384.с.
  69. Паротурбинные энергетические установки. Отраслевой каталог. — М.: ЦНИИ-ТЭИтяжмаш, 1994, 95 с.
  70. Результаты натурных газодинамических исследований модернизированного ЦНД и выходного патрубка турбины К-300−240 JIM3 / ВТИ, Руководитель А. Г. Тумановский, Ю. В. Ржезников, В. П. Лагун, Л. Л. Симою — М., 1980.- 57 с.
  71. РТМ 108.020.120−77. Газодинамическое профилирование и расчет выхлопных патрубков цилиндров низкого давления паровых турбин.
  72. Санкт-Петербургский Государственный Морской технический университет, кафедра судовых турбин и турбинных установок, официальный сайт, http://www.smtu.ru/turbo-ing/index.html.
  73. Е.М., Зайцев Д. К. Метод конечных объемов в приложении к задачам гидрогазодинамики и теплообмена в областях сложной геометрии // Научно-технические ведомости СПбГПУ, № 2, 2004, с.70−81.
  74. С.П., Паровая турбина К-160−130 ХТГЗ. — М.: Энергия, 1980. — 92с.
  75. Совершенствование одноступенчатой газовой турбины, В. Т. Буглаев, И. Г. Гоголев, A.M. Дроконов, А.Д. Николаев// Вестник Брянского государственного технического университета, 2006, № 1(9). — с.41 48.
  76. А.И., Краснов В. Н. Корабли проходят испытания, —Л.: Судостроение, 1985. —232 с.
  77. Ю.Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». — Л.: Судостроение, 1981.—224 с.
  78. В.Н. Разработка рациональных методов проектирования парциаль-но—импульсных турбин: Диссертация канд. техн. наук.— С-Пб., 2009. — 34с.
  79. В.Б. Испытание выходных патрубков мощных паровых турбин// Исследование элементов паровых и газовых турбин и осевых компрессоров. Сборник ЛМЗ, Машгиз, 1960, № 6 — с. 123−132.
  80. М.Г. Исследование экономичности турбоустановки К-1000−60/1500 ХТЗ и энергоблока 1000МВт Южноукраинской АЭС // Теплоэнергетика. 1986. № 12. —с. 10−17.
  81. Тепловые испытания турбоустановки ХТЗ К-500−60/1500 / Г. М. Коновалов, В. Д. Канаев, Ф. М. Сухарев и др. // Теплоэнергетика. 1984. № 4. с. 4−9.
  82. .М. Турбины для атомных электростанций. — М.: Энергетика, 1978. —232с.
  83. А.Д. Стационарные паровые турбины// 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Энергоатомиздат, 1990. — с.640.
  84. Л.И., Френкель Л. Д. Паровые турбины высокого давления ЛМЗ им. Сталина. Конструкция и обслуживание — М.-Л.: Госэнергоиздат, 1953. -326с.
  85. В.В., Шкурихин И. Б., Моляков В. Д. Исследование совместной работы ступени турбины и радиальнокольцевого диффузора с управляемым пограничным слоем.// Теплоэнергетика, 1976, № 5. — с. 18 20.
  86. М.П., Амелюшкин В. Н. Сопротивление диффузорных патрубков турбомашин при изменении втулочного отношения // Энергомашиностроение, 1967, № 1, —с. 41 -43.
  87. Г. Б., Экспертная программа для сравнительной оценки потерь в выходных диффузорах энергетических установок// Энергетические машины иустановки. Научно-технический производственный журнал, 2009, № 1 с.35−37.
  88. М.О. Экспериментальное исследование диффузоров с щелевым отсасыванием воздуха из пограничного слоя.// Промышленная газодинамика, 1973, вып.30. — с.41 -50.
  89. Численное моделирование процессов течения в выхлопном патрубке паровой турбины: сопоставление результатов расчета с данными натурного эксперимента / В. В. Рис и др.// Теплоэнергетика, 2009, № 4. —c.l 1. 18.
  90. Шубенко-Шубин J1.A., Особенности конструкций новейших паровых турбин большой мощности. —M-JL: Госэнергоиздат, 1961. — 136 с.
  91. Энергетические характеристики выхлопа модернизированного ЦНД турбин К-300−240, К-800−240 / В. П. Лагун, Л. Л. Симою, Ю. В. Нахман,. В. А. Пахомов //Теплоэнергетика. 1984. № 4. С. 26—31.
  92. Ю.А., Лапузин А. В. Влияние формы широкорежимного дефлектора на потери в диффузоре выходного патрубка ЦНД турбины// Вестник Национального технического университета «ХПИ». Харьков: НТУ «ХПИ», 2007, № 2. — с.44 — 47.
  93. Ю.А., Лапузин А. В. Повышение эффективности выходных патрубков ЦНД паровых турбин с помощью широкорежимного дефлектора// Вестник Национального технического университета «ХПИ». Харьков: НТУ «ХПИ», 2005, № 6. — с.60 — 64.
  94. Ю.А., Совершенствование выхлопных патрубков мощных паровых турбин. Автореф. диссертация канд. техн. наук// Харьковский политехи, инст. им. В. И. Ленина. —Харьков, 1986. —18 с.
  95. Albring W., Wasserkrafltmaschinen, 3, Lehrburch, ТН, Dresden, 1967.
  96. Breuer M., Jovicic N. and Mazaev K. Comparison of DES, RANS and LES for the separated flow around a flat plate at high incidence. Int. J. Numer. Meth. Fluids, 2003, v. 41, pp. 357−388.
  97. F. Menter, M. Kuntz, R. Langtry Ten Years of Experience with the SST Turbulence Model // In: Turbulence, Heat and Mass Transfer 4 (Editors K. Hanjalic, Y. Nagano, M. Tummers), Begell House Inc., 2003, P. 625−632.
  98. Launder B.E., Spalding D.B. The numerical computation of turbulent flows // Comp. Methods in Appl. Mech. and Eng. 1974. — Vol 3. — P. 269−289.
  99. Menter F.R. Zonal Two-Equction k-co Turbulence Models for Aerodynamic Flows. AIAA Paper 93−2306, Jun. 1993.103.RU 2 278 278 CI, 04.04.2005
  100. Sothern J.W. The Marine Steam Turbine. A parctical description of the parsons marine turbine//New York, D. van Nostran Company, 23 murray and 27 Warren Streets, London, Crosby Lockwood and son.-1909.
  101. Spalart P.R. Strategies for turbulence modelling and simulation. Intern. Journal of Heat and Fluid Flow 2000 — V. 21 — pp. 252−263.
  102. Spalart P.R., Allmaras S.R. A One-Equation Turbulence Model for Aerodynamic 34 Flows. AIAA Paper 92−0439, Jan. 1992.
  103. Spalart P.R., Jou W.H., Strelets M. and Allmaras S.R. Comments on the feasibility of LES for wings and on a hybrid RANS/LES approach. In Liu C. and Liu Z. (eds) Advances in DNS/LES, Procce-dings of 1st AFOSR International Conference on
  104. DNS/LES, Ruston, LA, August, 4−8, Grey den Press, Columbus, OH, 1997. p. 137 147.
  105. The Westinghouse-Parsons Steam Turbine. A description, With suggestions and instructions for its installation care and operation// Instruction Book WM 103, East Pittsburg. PA., April 1910.
  106. W. Wagner, A. Kruse The Industrial Standard IAPWS-IF97: Properties of Water and Steam, Springer, Berlin, 1998.
Заполнить форму текущей работой