Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование перехода прав и обязанностей по уплате налогов при реорганизации юридических лиц

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе также рассмотрены спорные теоретические вопросы, касающиеся особенностей процесса по уплате налогов при реорганизации юридического лица, и итогового документа указанного процесса — разделительного баланса, сущности ответственности за совершение налоговых правонарушений, понятия пени, оформления итогов камеральных проверок. Высказанные в настоящем исследовании точки зрения, подтвержденные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика юридического процесса исполнения юридическим лицом обязанностей по уплате налогов при реорганизации
    • 1. Юридический процесс и отношения, возникающие при исполнении юридическим лицом обязанностей по уплате налогов при реорганизации как предмет правового регулирования
    • 2. Правовые основы юридического процесса исполнения обязанности по уплате налогов юридическим лицом при его реорганизации
    • 3. Особенности порядка уплаты налогов при реорганизации юридического лица
  • Глава II. Стадии (этапы) юридического процесса исполнения обязанностей по уплате налогов при реорганизации юридического лица
    • 1. Уведомление налоговых органов о принятии решения реорганизовать юридическое лицо
    • 2. Составление разделительного баланса как основы для определения и распределения обязанностей по уплате налогов в процессе реорганизации юридического лица
    • 3. Определение плательщика налогов с юридических лиц при их реорганизации
  • Глава III. Проблемы практики исполнения обязанностей по уплате налогов при реорганизации юридического лица
    • 1. Особенности проведения проверок налоговыми органами при реорганизации юридических лиц
    • 2. Сроки предъявления требований налоговыми органами по уплате налогов к реорганизованным юридическим лицам
    • 3. Ответственность реорганизованных юридических лиц при ненадлежащей уплате налогов в бюджеты
    • 4. Пути совершенствования действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего процесс исполнения юридическим лицом обязанностей по уплате налогов при его реорганизации

Правовое регулирование перехода прав и обязанностей по уплате налогов при реорганизации юридических лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Началом становления новой налоговой системы в России стало принятие важнейшего Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118 — 1Данный Закон впервые в России закрепил принципы налогообложения, систему налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, регламентировал процедуру исчисления и уплаты налогов. Он явился первым законодательным актом, который по праву может считаться прародителем и настоящим первоисточником налогового права современной Российской Федерации, основой развития его процессуальных норм. На современном этапе развития Российской Федерации приняты многочисленные нормативно — правовые акты, регулирующие финансово — правовые и налоговые отношения. Они призваны обеспечить эффективное правовое регулирование указанных правоотношений в целях обеспечения надлежащего формирования, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов государства и муниципальных образований. Следует согласиться с Н. А Шевелевой, что бурное развитие юридического инструментария, включая принятие кодифицированных актовБюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, формирование специальных принципов и правовых институтов финансового, бюджетного, налогового права — обуславливают насущную потребность системного анализа и оценки новых финансово — правовых понятий. Действительно, принятие и введение в действие указанных кодифицированных нормативно — правовых актов существенно изменило правовое регулирование финансовых правоотношений.

Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который после введения в действие части первой Налогового кодекса применяется не в полном объеме, не содержал и не содержит специальных правовых норм,.

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 11. Ст. 527.

2 Шевелева Н. Л. Финансовое право: новый этап развития. Правоведение. — 2002. — № 5. С. 5. посвященных регулированию порядка уплаты налогов реорганизованными юридическими лицами. При ответе на данный вопрос судьи и практикиюристы (в том числе государственных органов) пользовались общими нормами об уплате налогов, которые имелись в вышеупомянутом Законе. Например, статьями 11, 13 и другими. Но необходимо отметить, что нередко решения налоговых органов и судов, вынесенные на основе этих норм, реально не отвечали требованиям справедливости и обоснованности.

В настоящее время в России действует Налоговый кодекс Российской Федерации3, часть первая которого, за исключением отдельных положений, вступила в силу с 1 января 1999 г., согласно Закону от 31 июля 1998 г. № 147 -ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"4. В Налоговом кодексе Российской Федерации процессуальные нормы получили существенное развитие, в том числе применительно к регулированию порядка уплаты налогов и его отдельных процедур (стадий), например, исчисления налогов и их уплаты.

Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 50, содержащей и процессуальные нормы, регламентирует порядок исполнения обязанности юридического лица по уплате налогов при его реорганизации в различных формах, в том числе при выделении и разделении. Данная статья также регулирует порядок уплаты долга по налоговым платежам, возникшего до реорганизации юридического лица. Но ряд пунктов упомянутой статьи содержит противоречия, которые на практике приводят к серьезным затруднениям при выборе правильного ответа на вопрос о критериях определения организации (реорганизуемого юридического лица или правопреемников, учитывая форму реорганизации), обязанной платить налоги, иметь налоговые вычеты или осуществлять право на зачет налогов, выплаченных сверх необходимой суммы (например, по налогу на добавленную стоимость). Это обусловливает необхо.

3 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

4 СЗ РФ. 1998. N31. Ст. 3825. димость глубокого теоретического исследования проблемы правового регулирования юридического процесса уплаты налогов при реорганизации юридических лиц.

Актуальность выбранной темы диссертационного исследования обусловлена отсутствием надлежащего правового регулирования процесса уплаты налогов при реорганизации > юридического лицаа также необходимостью теоретического обоснования особенностей юридического процесса уплаты налогов при реорганизации юридических лиц как разновидности юридического процесса. В результате реорганизации образуются новые юридические лица, но основой их дальнейшей деятельности является переданное правопредшественником (реорганизуемым юридическим лицом) имущество. К правопреемникам переходят также обязательства и долги ранее функционировавшего юридического лица — правопредшественника, в том числе и по налоговым платежам. В этой связи актуальным является рассмотрение вопроса о правовом регулировании процесса уплаты налогов при реорганизации юридического лица в теоретическом аспекте, а также практики применения имеющихся норм в целях выработки рекомендаций для дальнейшего их совершенствования.

В настоящее время множество юридических лиц в России по тем или иным причинам осуществляют процедуру реорганизации, в результате которой происходит значительная трансформация состояния ранее действовавшего юридического лица. Например, согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, при разделении организации создаются два или более новых юридических лица, а прежнее прекращает свое существование. К возникшим новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу в соответствующих частях гражданские права и обязанности прежнего юридического лица. Выделение характеризуется тем, что первоначальное юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем качестве, но отдельные его структуры, подразделения или производства обособляются, и на их базе создаются одно или несколько новых юридических лиц. При выделении из юридического лица одного или нескольких новых организаций к каждой из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица5. Следует заметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации, в силу статьи 2, не может и не должен регулировать такой вопрос, как уплату налогов при реорганизации юридического лица. Данный акт лишь определяет порядок составления разделительного баланса и его содержание, которые будут являться основой для определения после процесса реорганизации налоговой базы (в том числе и по переданному имуществу). Для уяснения вопроса регулирования уплаты налогов при реорганизации необходимо непосредственно обращаться к Налоговому кодексу Российской Федерации. Но так как в России система нормативноправовых актов, регулирующих налоговые правоотношения, состоит не только из Налогового кодекса (основного источника правовых норм в данной области), но и иных нормативно — правовых актов, то следует при решении вопроса об уплате налогов при реорганизации юридического лица использовать и их.

Реорганизация многих юридических лиц проводится с грубыми нарушениями, в том числе и налогового законодательства. При отсутствии надлежащего контроля со стороны налоговых органов огромные суммы недоплаченных налогов могут не поступить в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды в результате такой реорганизации. Практика же показывает, что огромное количество исков подается в суд органами налогового контроля, предметом которых является взыскание налоговых платежей и пеней с юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Но нередко налоговые органы неверно толкуют пункты 1, 2, 8, И статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации6. Имеются также многочисленные ошибки при использовании правовых норм, регулирующих уведомление налоговых органов о проводимой реорганизации юридического лица, проведение проверок.

5 Марков Г. Н. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица. — СПб.: Альфа, 2000. С. 5.

6 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. СЗ РФ. № 14. Ст. 1649. соблюдения российского законодательства о налогах и сборах, соблюдение сроков исковой давности привлечения к ответственности за неуплату или несвоевременную уплату налогов правопредшественниками и правопреемниками при реорганизации юридического лица.

Значительные трудности на практике также возникают с определением плательщика налогов и долга по налогам со стороны реорганизованного юридического лица и его правопреемников в зависимости от формы реорганизации. Так, например, при разделении реорганизуемое юридическое лицо полностью прекращает свое существование, а сумма долга по налогам должна быть распределена между его правопреемниками. Следовательно, необходимо определить роль разделительного баланса, в котором закрепляется переход прав и обязанностей, в том числе и по уплате налогов. Указанное правоотношение не находит четкого регулирования в законодательстве Российской Федерации. Имеющиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации нормы не отвечают сложившейся действительности ив этой связи нуждаются в изменении. На практике нормы, например, статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации применяются и подвергаются толкованию арбитражными судами в совокупности с соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими процесс реорганизации юридического лица.

Регулирование вопроса об уплате налогов при реорганизации юридического лица должно быть по возможности унифицированным и строго определенным. Но это не означает, что соответствующие нормы должны иметь исключительно императивный характер. Диспозитивное регулирование также должно присутствовать, например, при решении вопроса о составлении и содержании разделительного баланса (в рамках регулирования нормами Гражданского кодекса РФ). Необходимость в императивном регулировании имеется тогда, когда долг по налогам и пени не уплачены, разделительный баланс составлен либо неверно, либо не содержит необходимых данных, или они сформулированы неточно. Иная ситуация складывается в том случае, если будет установлено, что реорганизация юридического лица была направлена на неуплату налогов и сокрытие долгов. Но здесь необходимо заметить, что по искам налоговых органов фактов подобного намеренного сокрытия и ухода от уплаты налогов в изученных решениях арбитражных судов практически не обнаружено. Следовательно, пункты 7 и 8 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие возложение солидарной обязанности по уплате налогов на правопредшественника и правопреемников при реорганизации в форме выделения по решению суда, является сегодня бездействующими, то есть неэффективными.

В целом вопрос об уплате налогов при реорганизации юридического лица является в научной литературе России мало разработанным. Комплексного исследования данной проблемы вообще не проводилось. Настоящая работа является попыткой изучить различные стороны уплаты налогов при реорганизации юридического лица: существующие проблемы законодательного регулирования данного процесса, анализ его особенностей и стадий. Кроме того, в работе исследован вопрос о порядке составлении уточненного разделительного баланса при реорганизации юридического лица в форме выделения и разделения (иные формы реорганизации не рассматриваются, так как применение правовых норм при регулировании указанных форм реорганизации вызывает наибольшие трудности). Значение этого вопроса обусловлено тем, что с момента составления разделительного баланса и до окончания реорганизации может пройти довольно большой промежуток времени, в течение которого основные показатели бухгалтерского баланса могут существенно измениться, что впоследствии отразится на количественной характеристике объекта налогообложения, формировании и исчислении налогооблагаемой базы.

В работе подробно рассмотрен вопрос об особенностях определения в качестве плательщика отдельных налогов организаций, вновь возникших в результате реорганизации, и их правопредшественника в зависимости от переданных в соответствии с разделительным балансом пассивов и активов, степени осуществления хозяйственной деятельности новым юридическим лицом.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом обосновании особенностей юридического процесса по уплате налогов при реорганизации юридического лица, выявлении пробелов в правовом регулировании этого процесса, а также выработке рекомендаций по совершенствованию соответствующих правовых норм.

Исходя из цели предпринимаемого диссертационного исследования, поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность и значение стадий процесса уплаты налогов при реорганизации юридического лица;

— сформулировать особенности названного процесса;

— показать значение разделительного баланса, его данных и уточненного разделительного баланса, влияющих на распределение обязанностей по уплате налогов между юридическим лицом — правопредшественни-ком и его правопреемниками;

— определить соотношение норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих значение разделительного баланса;

— определить особенности элементов диспозитивного и императивного регулирования процесса уплаты налогов при реорганизации юридического лица;

— сравнить механизм распределения уплаты налогов между правопреемниками при реорганизации юридического лица и механизм уплаты долга юридического лица — правопредшественника в формах выделения и разделения;

— рассмотреть особенности уплаты отдельных налогов при реорганизации юридического лица;

— обосновать рекомендации по совершенствованию правовых норм, регулирующих данный процесс.

Говоря о степени изученности проблемы уплаты налогов при реорганизации юридических лиц, необходимо отметить, что различные авторы затрагивали в своих трудах некоторые аспекты данного вопроса. П. Е. Не-дбайло и В. М. Горшенев исследовали общую юридическую процессуальную форму реализации материальных норм и ее значениероль контроля как одной из форм финансовой деятельности госдарстваИ. А. Галаган, А. П. Глебов, В. С. Основин — процессуальные нормы и отношения в непроцессуальных отраслях. Н. И. Химичева обосновала на основе анализа элементов финансового и налогового правоотношений наличие и особенности процессуальных норм в финансовом праве. В. Н. Протасов изучал вопросы юридической процедуры и ее элементов. Отдельные вопросы процессуального характера затрагивали: А. В. Брызгалин, G. Г. Пепеляев — при исследовании проблем налогов и налогового права, Е. Ю. Грачева и Г. В. Петрова — при разработке проблем деятельности органов налогового контроля и повышения эффективности действия правовых норм в области налогов, Ю. Ф. Кваша и И. И. Кучеров, В. В. Бурцев — при анализе проблем налогового контроля, Т. Ф. Юткина — при исследовании вопросов применения норм налогового права в сфере предпринимательской деятельности.

Г. Н. Марков, С. Ю. Козлов, В. И. Валетов, Д. В. Жданов, М. Г. Панова исследуют проблемы, относящиеся к теме диссертации, связанные с созданием, реорганизаций, ликвидацией юридического лица и частично — особенностями уплаты налогов при реорганизации. В. В. Долинская, В. В. Залесский, В. И. Но-сонов, Н. В. Козлова, Т. В. Закупень, С. Зинченко, С. Казаченский разрабатывают вопросы совершенствования российского акционерного законодательства, в том числе в области регулирования реорганизации юридического лица, составления учредительных документов и регистрации организаций. Но работы вышеупомянутых авторов имеют ярко выраженный гражданско-правовой аспект. П. Н. Шуляк разрабатывает вопросы финансов предприятий, прибыли, убытков, налогообложения, организации денежных расчетов и финансового анализа.

В основу проведенного исследования положен, помимо изучения соответствующих теоретических трудов и нормативно — правовой базы, детальный анализ многочисленных решений арбитражных судов Российской Федерации за 1995 — 2003 годы по налоговым спорам. Судебная практика в России не является источником права. Но следует согласиться с Г. К. Дмитриевой, что отрицание за судебными решениями качества формального источника права не означает умаления их роли в развитии и совершенствовании законодательства, особенно в толковании права, восполнения пробелов в праве, обеспечении его единообразного применения, формировании предпосылок для создания новых норм права и внесения изменений в действующие7.

Кроме того, в работе использован собственный опыт автора, в частности, составления разделительных балансов при реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения. Автор неоднократно являлся представителем сторон в арбитражных судах и защищал интересы юридических лиц по искам органов налогового контроля, предметом которых был вопрос об уплате налогов при их реорганизации. Предметом исследования в вышеупомянутых делах являлись вопросы уплаты налогов при реорганизации юридического лица и долга по налогам, составления разделительного баланса, проведения проверок органами налогового контроля после их уведомления о реорганизации, наложения пеней и штрафов на юридических лиц, виновных в нарушениях законодательства о налогах и сборах, допущенных при реорганизации.

Объектом настоящего диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования уплаты налогов при реорганизации юридического лица.

7 Международное частное право. Учебник/ Под ред. Г. К. Дмитриевой. — М.: Проспект, 2002. С. 76.

Предмет исследования составляют теоретические труды, законодательство Российской Федерации и сложившаяся практика уплаты налогов при реорганизации юридического лица, составления разделительного баланса, проведения проверок органами налогового контроля после их уведомления о реорганизации, наложения пеней и штрафов на юридических лиц, виновных в нарушениях законодательства о налогах, допущенных при реорганизации. Значительное место в работе отведено рассмотрению вопроса о роли процессуальо ных норм, значению процессуальной формы в финансовом и налоговом праве, в том числе применительно к регулированию процесса по уплате налогов при реорганизации юридического лица.

Методологическую основу исследования составляют различные общенаучные и частно — научные методы: системно — структурный, синтеза и анализа, формально — юридический, логический, сравнительно — правовой.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой впервые предпринятое комплексное исследование проблем порядка исполнения обязанности по уплате налогов при реорганизации юридического лица, анализ стадий этого юридического процесса. Данные элементы рассмотрены на примере реорганизации юридических лиц в форме выделения и разделения, каждая из которых имеет свои отличительные особенности.

На защиту выносятся следующие основные теоретические положения.

1. Юридический процесс представляет собой единство установленных нормативно — правовыми актами процедур, то есть определенной последовательности действий для достижения необходимого результата. Такие действия документально подтверждаются, требуют надлежащего оформления, а в случаях, установленных законодательством, — государственной регистрации.

2. Основными чертами юридического процесса являются нормативно установленные формы упорядочивания деятельности субъектов правоотноше.

8 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химинева. — М.: Юристь, 2003. С. 63. нийк элементам юридического процесса следует отнести: субъектов (организации и физические лица), действующих в рамках правовых нормдействия и порядок их совершения, закрепленные нормативно — правовыми актами формы документов, необходимые для отражения отдельных действий субъектов правоотношенийюридический процесс состоит из отдельных процедур (стадий, этапов), целью которых является определение порядка совершения последовательных действий, направленных на достижение необходимого результата.

3. Юридический процесс по уплате налогов при реорганизации юридического лица представляет собой деятельность заинтересованных субъектов (реорганизуемого юридического лица и его правопреемников), которые принимают решение о реорганизации, составляют установленные законом документы (разделительный баланс или передаточный акт), утверждают их, а затем, в ходе осуществления хозяйственной деятельности и после определения^ налогооблагаемой базы, производят все необходимые расчеты и уплачивают в соответствующей пропорции налоги.

4. К стадиям юридического процесса по уплате налогов при реорганизации юридического лица можно отнести: уведомление налоговых органов о проводимой реорганизациисоставление и утверждение разделительного баланса с учетом перехода имущественных и неимущественных активов, а также пассивовопределение плательщиков налогов и долгов со стороны будущих правопреемников реорганизуемого юридического лицасоставление уточненного разделительного балансаисчисление и уплату налогов.

5. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие процесс уплаты налогов при реорганизации юридического лица, должны содержать положение, что при определении правопреемников по налоговым обязательствам юридического лица необходимо руководствоваться разделительным балансом и уточненным разделительным балансом. Но часть содержания разделительного баланса регулируется нормами, принятыми Министерством финансов Российской Федерации, используемыми при составлении бухгалтерских документов (бухгалтерского баланса) и документов отчетности.

6. Требования, связанные с уведомлением налоговых органов о проведении реорганизации юридического лица, предъявляются к нему с целью осуществления контроля над соблюдением сроков уплаты налогов, определения задолженности реорганизуемой организации, обоснованности после проведения реорганизации требований правопреемников о возврате налога на добавленную стоимость, сумм налогов, ошибочно уплаченных в бюджет и т. д.

7. С позиций гражданского законодательства, уточненный разделительный баланс представляет собой документ, утвержденный по состоянию на дату завершения реорганизации учредителями (участниками) юридических лиц, возникших в результате реорганизации, в котором учитываются случаи изменения, возникновения или прекращения прав и обязанностей реорганизуемых лиц за период с даты, на которую составлен разделительный баланс, до момента завершения реорганизации.

8. Применительно к бухгалтерскому учету уточненный разделительный баланс представляет собой таблицу, напоминающую по форме и содержанию бухгалтерский баланс, представляющий собой способ укрупненной экономической группировки имущества по его составу и оценке, а также источникам формирования на определенное число отчетного периода в денежном измерителе.

9. Уточненный разделительный баланс содержит колонки, отражающие в порядке, определенном в разделах бухгалтерского баланса, сведения о фактически перешедших к вновь созданным юридическим лицам правах и обязанностях реорганизуемых лиц с учетом изменения, возникновения или прекращения прав и обязанностей реорганизуемых лиц за период с даты, на которую составлен передаточный акт или разделительный баланс, до момента завершения реорганизации. Например, это могут быть изменения оборотных активов, капитала и резервов, краткосрочных обязательств и т. д.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в ней, могут использоваться в процессе законотворческой работы по совершенствованию действующего федерального законодательства, регулирующего порядок уплаты налогов реорганизованными юридическими лицами. Результаты проведенного исследования, помимо своего практического применения, могут служить основой для дальнейших научных разработок в данном направлении при анализе этого юридического процесса, учитывая спорность ряда высказанных в работе положений.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих три параграфа каждая, и третьей главы, включающей четыре параграфа, заключения и библиографии, что обусловлено особенностями выбранной темы исследования.

Заключение

.

На основе проведенного исследования необходимо сделать вывод, что уплата налогов при реорганизации юридического лица представляет собой юридический процесс, который включает стадии (процедуры), имеющие определенную продолжительность, регламентированный нормативно — правовыми актами порядок проведения отдельных мероприятий и заканчивающиеся вынесением итогового решения. Например, стадия составления разделительного баланса при реорганизации, как в форме выделения, так и разделения начинается с принятия полномочными должностными лицами организации решения о реорганизации, передаче правопреемникам активов и пассивов (основных и оборотных средств, капиталов и резервов, краткосрочных обязательств и т. д.) и заканчивается утверждением данного документа.

Стадия уведомления налоговых органов, которая обязательно должна присутствовать, начинается с момента составления уведомления (в установленной форме) и заканчивается в целом проведением проверки реорганизуемого юридического лица. Во время такой проверки, которая может быть как выездной, так и камеральной, должностные лица органов налогового контроля должны изучить имеющийся к этому времени разделительный баланс и особенности распределения уплаты правопреемниками юридического лица долга по налогам и определения плательщика налогов при реорганизации. Результатом проведенной выездной проверки является акт, а камеральной — решение, оформленное в письменной форме, содержащие выводы должностных лиц о состоянии и порядке документации у реорганизованного юридического лица и возможности применения к нему или его правопреемникам финансовых санкций (штрафа) и пени за просрочку или неуплату налогов.

Юридический процесс по уплате налогов при реорганизации юридического лица включает в себя отдельные стадии, каждая из которых регламентируется законодательством Российской Федерации. Помимо использования норм законодательства о налогах и сборах, на практике, в соответствующей части, применяется и гражданское законодательство — Гражданский кодекс Российской Федерации.

Нормы Гражданского кодекса, регулирующие составление разделительного баланса, создают предпосылки для действия норм Налогового кодекса Российской Федерации, существенно различаясь между собой характером правовых предписаний и требований.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что в целом Налоговый кодекс Российской Федерации как основной источник налогового права недостаточно полно регулирует уплату налогов при реорганизации юридического лица, что приводит на практике к разночтениям и возможности для арбитражных судов принимать по схожим в деталях обстоятельствам дела диаметрально противоположные решения.

Практика применения арбитражными судами Российской Федерации действующих норм налогового и гражданского права способствует решению ряда неясных вопросов, касающихся уплаты налогов при реорганизации юридических лиц. Суды, формулируя решения при отсутствии норм права, исходят из общих начал соответствующего законодательства, учитывая решения вышестоящих судов. Отдельные положения, например, о возможности составления уточненного разделительного баланса, официально было сформулировано именно в решении суда.

Обобщая многочисленные решения арбитражных судов в области применения правовых норм, регламентирующих процесс уплаты налогов при реорганизации юридического лица, анализируя в совокупности нормы налогового законодательства, приказы Министерства финансов, изучая труды ученых, можно найти оптимальные способы решения вопроса об уплате налогов при реорганизации юридических лиц.

Настоящее исследование является такой попыткой, которая, по нашему мнению, будет полезной для дальнейшей работы по совершенствованию соответствующих норм налогового законодательства Российской Федерации и восполнению имеющихся в нем пробелов.

В работе также рассмотрены спорные теоретические вопросы, касающиеся особенностей процесса по уплате налогов при реорганизации юридического лица, и итогового документа указанного процесса — разделительного баланса, сущности ответственности за совершение налоговых правонарушений, понятия пени, оформления итогов камеральных проверок. Высказанные в настоящем исследовании точки зрения, подтвержденные практикой применения законодательства Российской Федерации в решениях арбитражных судов России, могут способствовать дальнейшему развитию теоретических положений и выработке эффективных рекомендаций по применению норм налогового и гражданского законодательства, комплексно регулирующих процесс реорганизации юридического лица. Выводы, к которым пришел автор в результате проведенного исследования, могут быть использованы в качестве основы для дальнейшей теоретической разработки отдельных проблем, связанных с процессом уплаты налогов при реорганизации юридического лица и его отдельных стадийсовершенствования законодательства в области регулирования уплаты налогов при реорганизации юридического лица в целях устранения в нем пробелов и неясностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно — правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным референдумом 12.12.1993 г. (Российская газета. 25.12.1993. N 237).
  3. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118 1. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992 г. № 11. Ст. 527.
  4. Часть 1 Налогового кодекса (принята Государственной Думой 16 июля 1998 года) в редакции от 30.12.2001 N 196-ФЗ, СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации, введен Федеральным законом от 13. 06. 1996 г. в редакции от 25.07.2002 г. СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954- СЗ РФ. 2002 г. № 30. Ст. 3029.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) в редакции от 26.11.2002 № 152 -ФЗ. СЗ РФ. 05.12.1994. N32. Ст. 3301. C3. РФ. 2002. № 48. Ст. 4737.
  7. Бюджетный кодекс Российской Федерации, введен Федеральным законом от 9.07.1999 г. № 159-фз, СЗ РФ 1998 № 31.
  8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». СЗ РФ.2001. N 51. Ст. 4832.
  9. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129 — ФЗ. СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.
  10. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 года в редакции от 07.08.2001. СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1. СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I), Ст. 3423.
  11. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08. 12. 1998 г. № 14 ФЗ в редакции от 13. 12. 1998 г. СЗ РФ. 1998 г. № 7. Ст. 785.
  12. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-фз. СЗ РФ 2002 г. № 48.
  13. Закон Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991 г. № 2030−1. Российская газета 1992 г. № 56.
  14. Федеральный закон от 08.07.1999 № 144 ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». СЗ РФ. 1999 г. № 28. Ст. 3477.
  15. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». СЗ РФ.2001. N 51. Ст. 4832.
  16. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129 ФЗ. СЗ РФ. 2001 г. № 33 (часть 1).Ст. 3431.
  17. Закон Московской области «О налоге с продаж» от 29.12. 1998 № 67/98−03 в редакции от 29.05.2001. Вестник Московской областной Думы. N 2. 1999.
  18. г. Москвы «О транспортном налоге» от 23.10.2002 № 48 в редакции от 19.02.2003. Ведомости Московской городской Думы 2002. № 11. Ст. 246.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц». Российская газета. 22 мая 2002 г. № 89.
  20. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26 февраля 2002 г. N БГ-3−02/98 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 „Налога на прибыль организаций“ части второй
  21. Налогового кодекса Российской Федерации». Экономика и жизнь". 2002 г. № 10.
  22. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2003 г. № 44н «Об утверждении методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций». Российская газета. 02.07.2003. № 127.
  23. Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 4 апреля 2000 г. № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды». Российская газета. 29.06.2000. N 124−125.
  24. Инструкция Госналогслужбы Российской Федерации «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость» от 11.10.95. Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. N 2. 1996.
  25. Инструкция от 29 декабря 2000 г. N 07−06 «О порядке исчисления и уплаты налога с продаж» Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Московской области. Налоговые известия Московского региона. N3. Март. 2001 г.
  26. Письмо от 13 февраля 1998 г. N 30−14/3857 Налоговой инспекции по г. Москве «О реорганизации юридического лица». Налоговые известия Московского региона. 1998. N 4.
  27. Постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 1999 г. N 6705/97 от 4 августа 1998 г. N 7595/97, от 1 сентября 1998 г. N 4095/97.
  28. Письмо Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № С1 7/ОП — 506 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно — арбитражной практике». Вестник ВАС РФ. 1995. N 11.
  29. Решение Арбитражного суда Восточно Сибирского округа по делу № А19 — 6356/01 — 43 — Ф02 — 3354/01 — С1 от 10.01.2002 по иску ЗАО «Иркутский РМЗ») к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому округу города Иркутска.
  30. Постановление Федерального арбитражного суда Западно Сибирского округа по делу № Ф04/2419 — 520/А70 — 9 от 24 ноября 1999 года.
  31. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2001 года (дело N Ф04/1858−516/А27−2001) по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Междуре-ченску к ОАО"Шахта «Томская-Н».
  32. М.Решение по делу № КА А41/4713 — 00 от 17.10. 2000 Федерального арбитражного суда Московского округа по иску налогового органа о взыскании санкций с правопреемника ООО «Мосгаз».
  33. Решение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № Ф04/2910 605/А75 -20.
  34. Решение Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу №Ф09- 422/98 -АК.
  35. Решение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 1999 года по делу ОАО «ТСЗ» N Ф04/2419−520/А70−99.
  36. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 января 2001 г. по делу N КА-А41/6119−00 по иску Государственной налоговой инспекции по г. Домодедово Московской области к ОАО «Авиакомпания Домодедовские линии».
  37. Решение по делу N А05−4610/01−214/20 от 23 октября 2001 года Арбитражного суда Северо Западного по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску к закрытому акционерному обществу «Архангельская ДПМК».
  38. А. Я. и др. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1979. — 681с.
  39. А.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М.: редакция журнала «Бухгалтерский учет», 1996. — 216 с.
  40. Т.А., Проваленко О. М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность.- М.: Вычислительная математика и информатика, 2001. 83 с.
  41. В.В. Реорганизация юридического лица и выделение как форма реорганизации. М: Соловьев А. В., 2001 г.-
  42. В. А. Формирование налогооблагаемой прибыли предприятия. Орел: Издательство ОГУ, 2000. — 84 с.
  43. О. А., Зайцев Д. А. Налоговые проверки. М., 2000 г. 98С.
  44. М.И., Витрянский В. В., Суханов Е. А. Зверков В.П., Ярошенко К. Б. Комментарий части первой ГК РФ для предпринимателей. М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», 1995. — 445С.
  45. М. И. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М.: Юристъ, 2000. 145 с.
  46. Г. М. Право и экономика налогообложения. СПб.: 2000 г. -402 с.
  47. Ю.Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право. М.: Аналитика — пресс, 1997. -456 с.
  48. А. В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики. Хозяйство и право.2001.- № 3. -131−139С.
  49. В. Н. Реорганизация и ликвидация ООО. Налоговый вестник. -2000.-№ 12. -79−90 с.
  50. В. Н. Порядок проведения выездной налоговой проверки. Налоговый вестник. -2000. -№ 10. -78−91 с.
  51. А. Б. Теория государства и права. М.: Юристь, 1997. — 168 с.
  52. Д. В. Субъекты налогового права. М.: Норма, 2000. — 185 с.
  53. В. Н. О некоторых аспектах государственной регистрации юридических лиц. Налоговый вестник. 2002. — № 1. — 161 — 172 с.
  54. В. Н. О применении статьи 75 «Пеня» Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый вестник. 2002. — № 3. — 161 — 180 с.
  55. И. А., Глебов А. П., Основин В. С. Процессуальные нормы и отношения в советском праве (непроцессуальных отраслях). Воронеж: 1985. -208 с.
  56. В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. -М.: 1987. 175 с.
  57. Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Автореферат дисс. М.: МГЮА, 2000 — 26 с.
  58. Е. Ю., Соколова Э. Д. Налоговое право. М.: Юристь, 2001 — 202 С с.
  59. Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. М.: Юристь, 2002. — 303 с.
  60. А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Книга 2, главы 25 27). — М: БЕК, 2001.-750 с.
  61. А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. М.: Издательский дом «ИНФРА», 2000. — 346 с.
  62. Т. А. Как эффективнее провести налоговую проверку. Финансы. -2001.-N2. -34−42 с.
  63. JI. И., Балеевских М. М. Уплата налогов. Практика применения современного налогового законодательства. М.: Книжный мир, 1998. -336 с.
  64. А.В. Налоговая ответственность: проблема отраслевой идентификации. Хозяйство и право. 2000 — N 6. (Приложение). — 54 — 61 с.
  65. Д. В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М.: Статут, 2001. 204 с.
  66. Д. В. Правопреемство в отношении налогов при реорганизации акционерных обществ. Законодательство. 1998. — № 11. — 42 — 49 с.
  67. Д. В. Реорганизация в форме выделения. Законодательство. 1999. — № 5. -31−38 с.
  68. В. М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц М.: Го-родец, 1997. -318 с.
  69. С., Казаченский С. Акционерное законодательство: испытание практикой. Хозяйство и право. 1998 г. — № 11. — 121 — 127 с.
  70. М. В. Финансовое право в 21 веке- иные акценты. Правоведение. -2002.-№ 5. 12−16 с.
  71. Т. В. Корпоративное право. М.: Норма — Инфра — М, 1999. -802 с.
  72. Ю. Ф. Налоговый контроль. М.: Юристь, 2001. — 111 с.
  73. И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики. М., ЮНИТИ, 2000 — 213 с.
  74. М.В. Финансовое право. Общая часть. М.:Юристъ, 1999. -252 с.
  75. М. В. Финансовое правоотношение М.: Норма Инфра — М, 2001 г. — 283 с.
  76. Г. П., Поповцева Т. Н. Словарь русского языка, т. 2. М.: Русский язык, 1982. — 791 с.
  77. Д. А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории. М., 1977. — 112 с.
  78. Административное право: Учебник. Под ред. Ю. М. Козлова, Попова JI.JL. -М.: Юристь, 2000. 728 с.
  79. С. Ю. и др. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий. М.: Нива России, 1999 87 с.
  80. Н. В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. М, 1994 — 56 с.
  81. Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник М., ИНФРА-М, 1998. -255с.
  82. Н.М., Юсупов В. А. «Российское административное право». Учебник, Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2002 г.
  83. А. Вопросы применения финансовой ответственности. Хозяйство и право. 1995. — № 1. 60 — 68 с.
  84. И. И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно — консультационный центр «ЮрИнфор», 2001. — 360 с.
  85. И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах (Под редакцией И. И. Кучерова). М.: АО «ЦентЮрИнфор», 2001. — 256 с.
  86. О. Э. Общая теория государства и права. Т.2. Под ред. Марченко М. Н. -М.: 1998. -43 с.
  87. В. М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2002. — 240 с.
  88. В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право. М.: Юристь, 1996.-472 с.
  89. Г. Н. Создание, реорганизация, ликвидация юридического лица. -СПб.:Альфа, 2000. -314 с.
  90. Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Юристь, 1997. -671 с.
  91. Е. А., Шапиро С. А. Налоги в России. М.: Монолит, 2001. -186−672 с.
  92. И.Е., Борисов А. Н. Административно правовой аспект ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах // Право и экономика.- 2002. — N 1. — 66 — 71 с.
  93. И.Е. Проблемы исполнения обязанности по уплате налогов. Право и экономика. 2001. -N5. -30 38 с.
  94. Н. В. Налоги и налогообложение. М.: Инфра- М., 2001. — 347 С. 61.0 Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоговый вестник. — 1998 .- № 9. -4 12 с.
  95. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно практическое пособие под ред. Ю. Ф. Кваши. — М.: Юристь, 2001. — 540 с.
  96. П.Е., Горшенев В. М. Юридическая процессуальная форма. Теория и практика. -М.: 1976. 169С.
  97. В. С. Проблемы общей теории государства и права. М.: Норма- Инфра-М, 1999. -287 с.
  98. М.Г. Актуальные вопросы реорганизации предприятий. Право и экономика 1999 — № 1.
  99. В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. Международный центр финансово экономического развития, 2002. — 640 с.
  100. С.Г. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений (комментарий к главе 15 части первой Налогового кодекса РФ). Налоговый вестник. 2000. — N 1. — 34 — 41с.
  101. С. Г. Налоговое право. М.: ФБК — Пресс, 2000. -589 с.
  102. Г. В. Комментарий к Закону «О налоговых органах Российской Федерации». М.: Юстицинформ, 2001 -341 с.
  103. Г. В. Концептуальные проблемы теории и практики правового регулирования налоговых отношений. Законодательство и экономика. 2002. -№ 7.-38−43 с.
  104. Е.В. Актуальные проблемы финансового права. Сборник научных статей, Саратов, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права», 2003.
  105. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика. -М.: ООО НПО «Вычислительная техника и информатика, 1999 .- 119 с.
  106. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности: Учебник / Отв. редактор С. Г. Чаадаев. М.: Юристъ, 1999. — 416 с.
  107. Л. И. О местных налогах в Российской Федерации. -Юридический мир 2000 — № 10. 18 — 25С.
  108. В. Н. Что и как регулирует право. М.: Юристь, 1995 — 95С.
  109. М.М. «Информационной право» М: Юристь, 1999 г.
  110. В. В., Матвеев И. И. Словарь русского языка. Т. 3. М.: Русский язык, 1984 — 816С.
  111. Российское административное право (часть особенная): Учебник. Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2002. — 644 С.
  112. А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право. Т. 1. СПб, 2000 — 632С.
  113. А. В. Налоги в механизме хозяйствования. М.: Наука, 1991. -108С.
  114. В. Правовосстановительная ответственность частного субъекта в налоговом законодательстве// Хозяйство и право. № 4. — 2002 .
  115. С. Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. -СПб.: Полиус, 1998. 557 С.
  116. М.Ю. Комментарий к Закону РФ «О Бухгалтерском учете». М.: 1997. — 11 1 С.
  117. М. Ю. Учредительные документы хозяйственных обществ. М.: Юринформцентр, 2000. — 446С.
  118. Ю. А. Публичное право. М.: Юристь, 1995. — 485С.
  119. Г. П. Европейское налоговое право.- М.:Норма,. 2001. 328С.
  120. Н. И. Правовые особенности советского бюджетного процесса. Труды ВЮЗИ. М.: 1967 — 47С.
  121. Н. И. Финансовое право: федеральный и региональный аспекты развития. Правоведение. 2002. — № 5. 19 — 27 с.
  122. Н. И. Налоговое право: Учебник. М., 1997.
  123. Финансовое право: Учебник. Отв. ред. Н. И. Химичева. 3-е изд., переработанное и доп. М.: Юристь, 2002. — 733 С.
  124. Э.М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным, гражданским и административным законодательством. Тверь: GM, 2001. 156 С.
  125. Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Знание, 1993. — 381С.
  126. С. А. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. Законодательство. 1998. — № 7.
  127. С. Камеральные налоговые проверки и ответственность налогоплательщика. Налоговый вестник. № 7. — 2002. — 168 — 181 С.
  128. А.С. Порядок и условия постановки на налоговый учет. Финансы. -2001.- N9.
  129. Н. А. Финансовое право: новый этап развития. Правоведение. 2002.-№ 5. 5 — 12С.
  130. П. Н. Финансы предприятий. М.: Дашков и К, 2002. — 750 С.
  131. Т.Ф. Налоги и налогообложение М.: Инфра — М, 2002. — 574С.
  132. Т. Ф. Основы налогообложения. Доход предпринимателей. -Сыктывкар, СГУ, 1995. 171С.
Заполнить форму текущей работой