Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инновационное управление издательством на основе стратегических инструментов менеджмента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развиваясь во времени, методы управления имеют тенденцию устаревать или преобразовываться в другие методы. Поскольку в современных условиях инновации являются стратегическим фактором экономического роста, обоснована целесообразность поиска точек соприкосновения стратегического и инновационного менеджмента и внедрение найденных на основе их синтеза новых инструментов, методов и подходов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
    • 1. 1. Определение тенденций развития организаций в условиях информационной экономики
    • 1. 2. Эволюция и современные методы управления инновациями
    • 1. 3. Теоретические основы стратегического управления организацией
    • 1. 4. Стратегический инструментарий менеджмента
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. РЫНОК КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И
  • ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Анализ книжного рынка России с точки зрения потребительских предпочтений
    • 2. 2. Исследование потребительских предпочтений в области литературы
    • 2. 3. Влияние премий в области литературы на экономические взаимоотношения издательств, «новых» авторов и читателей
    • 2. 4. Анализ деятельности базовых издательств
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ИЗДАТЕЛЬСТВ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ
    • 3. 1. Определение стратегического вектора развития издательств на инновационной основе
    • 3. 2. Методический подход к управлению ассортиментной политикой издательств
    • 3. 3. Разработка инструментов аргументации стратегических управленческих решений на основе экономических показателей
  • Выводы по главе 3

Инновационное управление издательством на основе стратегических инструментов менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях усложняющихся экономических отношений и перехода современных организаций на инновационный путь развития перед ними встают проблемы принятия эффективных управленческих решений в стратегической перспективе.

Направлением совершенствования деятельности издательств становятся инновации и инновационные подходы к управлению, имеющие отраслевые особенности. Менеджмент в настоящее время целесообразно рассматривать с учетом инновационной стратегической перспективы, поскольку стратегический менеджмент является важнейшим фактором в конкурентной борьбе, позволяя принимать эффективные управленческие решения.

В условиях неопределенности и нестабильности внешней среды, высокой зависимости от потребителя, изменения качества спроса в рамках инновационного управления необходимо разработать новые и адаптировать к специфике деятельности издательств существующие стратегические инструменты менеджмента для того, чтобы достичь целевых показателей работы и получить экономический результат.

При этом необходимо учитывать, что основой для поиска стратегического инструментария и его адаптации для деятельности издательств является использование не только отечественного, но и зарубежного опыта управления.

В настоящее время некоторые организации отрасли имеют собственные разработки в области стратегического менеджмента, однако они носят внутрифирменный характер и основываются только на личном опыте конкретных менеджеров. Выработка практических рекомендаций по совершенствованию работы издательств на основе инновационных методов управления на стратегической основе является важной задачей для экономики организаций отрасли.

Все вышеизложенное позволяет считать рассмотрение проблематики инновационного управления издательством на основе стратегических инструментов менеджмента актуальным и востребованным.

Степень разработанности проблемы.

При написании диссертационной работы автор опирался на научные труды российских и зарубежных ученых в области инновационного и стратегического управления.

Среди зарубежных исследователей значительный вклад в изучение различных аспектов инновационного и стратегического менеджмента внесли И. Ансофф, Г. Минцберг, М. Портер, А.Дж. Стрикленд, А. Томпсон, Т. Мэйор, Р. Каплан, Д. Нортон, У. Чан Ким, Р. Моборн, среди отечественныхО.С. Виханский, Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец, Н. П. Иващенко, Е. В. Карлинская, JI.B. Лапицкая, И. Б. Гурков, А. Л. Гапоненко, B.C. Ефремов, М. И. Круглов,.

B.Д. Маркова, А. П. Панкрухин, P.A. Фатхутдинов, А. И. Анчишкин,.

C.Ю. Глазьев и др.

В сфере печати проблемы менеджмента исследуются в работах В. А. Богомоловой, Е. В. Гречанова, Н. М. Гущиной, М. В. Даниловой, И. М. Ефимовой, М. Е. Исаковой, О. Г. Исаевой, Д. Ю. Комкова, В. К. Кондрашовой, М. В. Ливсон, В. Б. Лукина, Е. М. Марголина, Е. М. Мерзликиной, Э. В. Никольской, Г. Н. Степановой, Т. А. Уколовой, В. Г. Фомченкова, P.A. Чванова, Л. А. Черномырдиной, Н. Д. Эриашвили и др.

Несмотря на то, что многие авторы уделили большое внимание механизмам, методологии, методам и инструментам стратегического и инновационного менеджмента, изучение этой области управленческих отношений в условиях перехода в постиндустриальную эпоху не исчерпало себя и имеет огромные перспективы. Для того чтобы повысить устойчивость и конкурентоспособность организаций, необходимо продолжать вести работу по разработке и совершенствованию инструментария и методических основ инновационного менеджмента на стратегической основе, а также адаптировать их к специфике таких экономических систем, как издательства. Все вышесказанное предопределило направленность, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать новые и адаптировать к современным условиям функционирования издательств существующие стратегические инструменты менеджмента на инновационной основе, отвечающие задачам развития экономических систем в информационную эпоху и отраслевой специфике.

Для реализации цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

— дать определение инноваций в издательской деятельности;

— выявить особенности формирования ассортиментной политики издательств;

— проанализировать книжный рынок России с точки зрения потребительских предпочтенийвыявить основные проблемы издательств как организационных систем;

— определить ключевые векторы стратегического развития издательств;

— разработать инструменты управления ассортиментной политикой издательств, адаптировав зарубежную методологию стратегического менеджмента к деятельности издательств;

— дать практические рекомендации по совершенствованию работы издательств на основе разработанных инновационных методов управления на стратегической основе.

Объект исследования — система управления издательством в условиях перехода в постиндустриальную эпоху.

Предмет исследования — инновации в управленческих отношениях, возникающие в процессе развития издательств как экономических систем.

База исследования — статистические данные организаций, осуществляющих издательскую деятельность — ОАО «Издательство «Просвещение», ЗАО «РОСМЭН», ООО «Книжный клуб Книговек», ЗАО «ИД «Комсомольская правда» за ряд лет.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых в области стратегического и инновационного менеджмента. В процессе исследования использовались: монографическая литература, материалы научных конференций и периодической печати, диссертации и авторефераты кандидатов экономических наук, данные статистического учета издательств, а также результаты их обследования.

В процессе исследования применялись экономико-статистический, ситуационный, сравнительный, интервальный, логический и графический методы, а также опрос и методы сравнительного анализа и группировок.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке стратегического инструментария создания ценности издательского предложения, позволяющего реконструировать рыночное пространство издательства в инновационном направлении.

В процессе исследования получены и выносятся на защиту следующие наиболее существенные результаты:

— уточнено определение инноваций в ассортиментной политике издательств, а именно, выведение на рынок произведений новых авторов с учетом потребительских предпочтений и принципов социальной ответственности;

— выявлены потребительские предпочтения в краткои долгосрочной перспективе, на основе чего построена стратегическая канва потребительской ценности, что позволило сконструировать инновационный профиль издательского рынка и разработать ключевые показатели инновационной деятельности издательства;

— построена стратегическая карта целей на основе сбалансированной системы показателей и стратегии «голубого» океанавыявлены причинно-следственные связи, определяющие качество инноваций с учетом социально-экономического эффекта;

— разработана и интерпретирована оригинальная схема выбора варианта работы издательства с новым автором как ключевого вектора развитияпостроена матрица решений по выводу издания нового автора на рынок;

— модифицирована и адаптирована к инновационной деятельности издательства методика экономического обоснования REJ (Rapid Economic Justification) для оценки эффективности 1Т-проектов.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что разработанный инструментарий, основные положения и выводы диссертационного исследования позволяют расширить научные представления о развитии издательств в инновационном направлении.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и предложения исследования доведены до конкретных рекомендаций, учитывающих современное состояние экономических отношений издательств.

Предложенная стратегия, основанная на инновациях и ценностях, и разработанный на ее основе комплекс инструментов позволит издательствам достичь целевых показателей работы с учетом потребительских предпочтений и принципов социальной ответственности. Внедрение методических основ работы с новыми авторами в практику издательств будет способствовать формированию стратегического потенциала, а также позволит повысить эффективность их деятельности и конкурентоспособность.

Соответствие паспорту специальности.

Диссертационное исследование соответствует п. 1.1.1 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности» и п. 1.1.13 «Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» — промышленность (экономические науки).

Апробация работы.

Результаты проведенного исследования, а именно содержащиеся в работе выводы, рекомендации, схемы, методы и инструменты могут найти применение в практической деятельности издательств.

Материалы исследования использованы в научной, консалтинговой и учебной деятельности при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Стратегический менеджмент» и «Управленческие решения» в ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского» (МАТИ).

Основные положения диссертации докладывались на Международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения» (г. Москва, ФГБОУ ВПО «МАТИ») в 2009;2011 гг., Всероссийской научно-практической конференции «Интеллект. Инновации. Информация. Инвестиции. Инфраструктура» (г. Москва, НИЦ «Стратегия», 2010 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Новые материалы и технологии» (г. Москва, ИТЦ «МАТИ», 2010 г.), Международном Конгрессе по контроллингу (г. Москва, НИ «ОК», 2011 г.), Международной научно-практической конференции «Неделя науки СПбГПУ» (г. Санкт-Петербург, СПбГГГУ, 2011 г.), школе-семинаре «Задачи системного анализа, управления и обработки информации» (г. Москва, ВГНА Минфина России, 2011 г.).

Публикации.

Основные теоретические и методологические разработки диссертационного исследования опубликованы в 13 работах — 6 статьях и.

7 тезисах докладов общим объемом 4,2 пл., в том числе 1 статья опубликована в ведущем рецензируемом научном издании, рекомендуемом ВАК РФ (личный вклад автора составляет в целом 3,8 пл.).

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (134 наименования) и трех приложений. Работа содержит 142 страницы основного текста, включает 52 таблицы и 22 рисунка.

Выводы по главе 1.

В главе 1 оценен существующий инструментарий стратегического менеджмента и дано теоретическое обоснование необходимости внедрения в менеджмент организаций инновационных методов управления.

Современное состояние мировой экономики показывает, что уровень развития и динамизм инновационной сферы обеспечивают основу стабильного экономического роста. Отечественные экономисты Л. И. Абалкин, Д. С. Львов, П. Н. Завлин, Б. Н. Кузык, A.B. Маркин, Ю. В. Яковец характеризуют первую половину XXI века как эпоху инноваций.

На основе исследования трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов выявлено, что в условиях изменения ценностей, потребительских предпочтений необходим поиск нестандартных, инновационных подходов к управлению экономическими системами.

Важнейшая характеристика информационной экономики — превращение инновационных процессов в фактор экономического роста.

Инновационные механизмы существуют на трех основных уровнях: макроуровне, региональном уровне, уровне предприятия.

Инновационные механизмы на макроуровне в первую очередь нацелены на формулирование государственной инновационной стратегии. Вопросы инноватики в последнее время из сугубо научных перешли в ранг государственных. В современной России инновационная тематика приобретает особое звучание как в научной литературе, так и в выступлениях политических деятелей. Выступления первых лиц государства — Д. А. Медведева, В. В. Путина и других политиков касаются национальной инновационной системы (НИС), стратегии инновационного прорыва, модернизации страны, инновационной политики как приоритетного национального проекта.

Выявлено, что никто из политических деятелей не отмечает такой элемент инновационного развития, как духовность. А в информационную эпоху именно творческую деятельность необходимо ставить во главу угла, т. е. назрела необходимость смещения вектора развития организаций в сторону социальной отвественности.

Основы теории инноваций заложены Николаем Кондратьевым, Иозефом Шумпетером, Саймоном Кузнецом, Герхардом Меншем и развиты в трудах современных зарубежных и российских исследователей.

На основе исследования трудов отечественных и зарубежных ученых-экономистов выявлено, что в условиях изменения ценностей, потребительских предпочтений, необходим поиск нестандартных, инновационных подходов к управлению экономическими системами.

Показана эволюция подходов к определению термина «инновация», заключающаяся в следующей последовательности: «система — процесс изменение — средство — результат», а также дан критический анализ каждого направления.

Дано определение инноваций в издательской деятельности.

Инновации в издательской деятельности — это освоение новой издательской техники и технологии, применение инновационных методов управления, выведение на рынок произведений новых авторов с учетом потребительских предпочтений и принципов социальной ответственности.

Тем самым уточнено определение инноваций в ассортиментной политике издательств.

На основе обобщения методик отечественных и зарубежных ученых в работе представлена систематизация подходов к управлению инновациями и показана методология управления инновационной деятельностью современных организаций, основанная на управлении идеями, потоком инноваций, портфелями инноваций и инновационно-инвестиционными проектами. Рассмотрена сущность методик ЮНИДО, ОСЛО, Руководства Фраскати и Руководства по патентованию.

Представлен комплекс инструментов менеджмента, носящих стратегический характер. Выявлено, что стратегический инструментарий в большей мере имеет вербальную основу. Поэтому задача состоит в том, чтобы найти и разработать показатели, позволяющие оценить с экономической точки зрения целесообразность реализации разработанной стратегии развития организации.

В условиях инновационной экономики в большей мере проявляются тенденции взаимопроникновения стратегического и инновационного менеджмента. Их интеграция обусловлена тем, что в основе стратегического развития организации в современных условиях лежит инновационная деятельность. Любая стратегия связана с изменениями, а любые изменения, направленные на совершенствование какого-либо процесса, — это инновации. Поскольку первоначальным этапом инновационного процесса выступает стратегический менеджмент, то сделан вывод, что инновационное управление должно осуществляться основе стратегического инструментария менеджмента.

Развиваясь во времени, методы управления имеют тенденцию устаревать или преобразовываться в другие методы. Поскольку в современных условиях инновации являются стратегическим фактором экономического роста, обоснована целесообразность поиска точек соприкосновения стратегического и инновационного менеджмента и внедрение найденных на основе их синтеза новых инструментов, методов и подходов в управленческий процесс, что позволит организациям успешно функционировать в условиях постиндустриальной экономики.

Изменение качества спроса, глобализация, возрастание конкуренции за ресурсы, развитие информационных систем, делающих возможным получение и распространение информации, появление новых возможностей для бизнеса, а также ряд других причин привел к возрастанию роли стратегического управления.

Стратегическое управление — это процесс формирования стратегии и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям в результате ее реализации. Определение стратегии для организации зависит от определенной ситуации, в которой она находится.

Стратегию организации можно разрабатывать на трех уровнях:

— деловая стратегия;

— стратегия конкуренции;

— функциональная стратегия.

Оценка стратегии проводится путём сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Этот процесс используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка стратегии должна проводиться системно и непрерывно.

По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается к основным, базовым процессам, а также возможностям наращивания стратегического потенциала организации. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические управленческие решения.

Стратегические управленческие решения — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. В работе рассмотрена сущность, основное содержание, характеристики и свойства, этапы разработки стратегических решений.

В условиях глобализации и ужесточения конкуренции важное значение придается инновационной стратегии, поскольку не только конкурентоспособность, а даже выживание организации в условиях постоянных изменений внешней среды зависит от ее способности к постоянному обновлению.

Приоритетным инструментом достижения цели организации посредством инновационной стратегии должно стать новое качество управления и производства. Следует отметить, что в этих условиях качество должно быть инновационно.

Разработка инновационной стратегии организации — это неотъемлемая часть ее успешного развития. Для того чтобы достойно конкурировать в современном изменчивом и непредсказуемом мире, необходимо выстроить грамотную и правильную стратегию развития, построенную на инновациях.

В постиндустриальной эпохе особое внимание следует уделять социальной ответственности бизнеса. В связи с этим издательства как организации, специализирующиеся на выпуске социально значимой продукции, в своей стратегической деятельности должны ориентироваться наряду с экономическими и на духовные ценности. Они должны стать толчком выхода на духовную ценность.

ГЛАВА 2. РЫНОК КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

2.1. Анализ книжного рынка России с точки зрения потребительских предпочтений.

Согласно данным Российской книжной палаты, по итогам 2010 г. в России было издано 121 тыс. 738 книг и брошюр, что на 5858 наименований меньше, нежели в 2009 г. Общий тираж выпущенной литературы составил 653 млн. 843,7 тыс. экземпляров (по сравнению с 716,55 млн. в 2009 г.). Таким образом, налицо отрицательная динамика по изменению числа выпущенных изданий и совокупного тиража в 2010 г. по сравнению с 2009 г. Средний тираж книги, изданной в 2011 г., составил 5 тыс. 400 экземпляров.

В 2010 г. число наименований опубликованных книг и брошюр оказалось на 4,6% меньше, чем в 2009 г., общий тираж снизился на 9,6%, средний — на 3,7%. На начало 2011 г. на российском книжном рынке работало 5 тысяч 695 издательств. Их число уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 3,5%.

В целом за прошедшее десятилетие (с 2001 по 2010 гг.) прослеживается отчетливая тенденция роста доли малотиражных изданий и сокращения числа изданий, попадающих в высокотиражные группы (табл. 2.1).

Показать весь текст

Список литературы

  1. ДО 50 руб 50−200 руб. 200−500 руб. ¦ 500−1500 руб. от 1500 руб.
  2. Рисунок 2.1 — Структура книжных продаж в ценовом разрезе в 2010 г. консолидированная оценка)
  3. Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямна основе экспертных оценок издательств и книготорговых организаций России).
Заполнить форму текущей работой