Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление развитием организации на основе внедрения автоматизированных информационных систем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое практическое значение имеет исследование российского рынка поставщиков информационных систем, на котором присутствуют как отечественные, так и иностранные компании. Осуществленный анализ представляемых разработчиками программных продуктов выявил преобладающие на рынке классы автоматизированных информационных систем и особенности их рыночного позиционирования производителями. На основе… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Генезис и перспективы развития автоматизированных 15 информационных систем в управлении развитием организаций
    • 1. 2. Обеспечение информационной безопасности процесса 31 управления на основе автоматизированных информационных систем
    • 1. 3. Специфика применения автоматизированных систем в практике 47 управления: опыт и возможности отечественных предприятий
  • 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
    • 2. 1. Место и роль информационной системы в организационно- 62 функциональной структуре предприятия
    • 2. 2. Эффективность взаимодействия человека и информационной 76 системы в процессе управленческой деятельности
  • 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ
    • 3. 1. Специфика идентификации оптимальной автоматизированной 94 информационной системы при принятии управленческого решения о её внедрении
    • 3. 2. Алгоритм интеграции автоматизированной информационной 113 системы в организации: проблемно-ориентированный подход
    • 3. 3. Оценка эффективности процесса управления организацией в 129 контексте применения автоматизированных информационных систем

Управление развитием организации на основе внедрения автоматизированных информационных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической и социальной инфраструктуры, информация становится стратегическим ресурсом, определяющим дальнейшее развитие экономики. Современные информационные технологии стали важным фактором и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации становится одним из существенных факторов успешности процесса экономического развития и конкурентоспособности субъектов макрои микроэкономики на рынках различного масштаба.

Устойчивый рост российской экономики способствует прогрессивному развитию новых информационных технологий (ИТ) в решении задач управления, приближая их к уровню проникновения в экономических системах развитых стран. В контексте современного глобализующегося экономического пространства, информационные технологии представлены одним из наиболее перспективных направлений — автоматизированными информационными системами в механизмах управления организаций и предприятий. Данное обстоятельство обусловливает необходимость отбора и анализа применимости различных аспектов практического использования информационных систем (ИС) в управлении развитием организаций и проведение дальнейших теоретических и практических исследований в данной области.

Одним из важнейших моментов* является то, каким образом автоматизированная информационная система позиционируется руководством предприятия относительно административного механизма и прочих элементов организационно-функциональной структуры субъекта экономической деятельности, так как существует вероятность возникновения пагубных последствий для организации в результате неполного использования возможностей системы, либо переоценки ее значимости. Следовательно, это обстоятельство актуализирует идентификацию оптимальной роли и места информационной системы в процессе развития организации и механизме управления ею в совокупности с необходимостью повышения эффективности управленческой деятельности и ее совершенствования.

Значительный научно-практический интерес представляют методы и алгоритмы оценки эффективности решения задач управления на основе информационных систем. К настоящему времени накоплено значительное количество разнообразных подходов к определению эффективности процесса управления, в которых используются различные источники и категории входных данных, что приводит к большому количеству противоречивых результатов. Это указывает на необходимость выработки системы методов и соответствующего инструментария оценки, которая позволяла бы определить степень эффективности механизма управления как в процессе внедрения информационной системы, так и в период ее эксплуатации, и при этом обеспечивала бы однозначность и сравнимость полученной оценки.

Таким образом, перечисленные аспекты использования автоматизированных информационных систем в управлении развитием организации и совершенствовании ее управленческих механизмов, а также потенциал к дальнейшему развитию методик управления на основе таких систем, определяют актуальность данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на тот факт, что широкий интерес к проблематике процесса управления предприятием на основе автоматизированной информационной системы и отдельным его аспектам проявился лишь в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия, определенные изыскания в данном ракурсе начали проводиться еще в конце 50-х — начале 60-х годов XX века как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Так, разработки в области совершенствования общей методологии управления и его механизмов, а также теоретические изыскания и практические исследования, которые позже легли в основу различных классов автоматизированных информационных систем, проводили В. М. Глушков, В. К. Сенчагов, У. Бек, Дж. Плосл, А. Слоан, О. Уайт.

Вопросам информационной безопасности, которая с переходом к электронным формам представления данных приобретает новые особенности и формы угроз, посвящены работы В. Н. Афанасьева, С. Ю. Глазьева, М. Т. Исаева, Д. С. Кулябова, СЛ. Петренко, С. В. Симонова, Д. Е. Белла, К.Дж. Биба, ЛДж. Лападула, Дж. Маклеана, Д. Уотермана, Д. Яхина и многих других отечественных и зарубежных ученых и исследователей.

Анализ проблем информационной безопасности напрямую затрагивает проблематику экономической безопасности, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, что находит отражение в трудах ЛИ. Абалкина, В. А. Алёшина, О. Грунина, ЛГ. Матвеевой, М. Портера и др. При этом, например, защита информации, трактуется как фактор обеспечения экономической безопасности в работах В. Н. Овчинникова, Н. П. Кетовой, А. Шаваева, В. Ярочкина и др. Вопросам же взаимного влияния аспектов экономической и информационной безопасности посвящены статьи и монографии М. А. Бендикова, А. Н. Буренина, Е. Б. Завьяловой.

В начале 1960;х в нашей стране появляются первые научно-практические работы, посвященные проблемам инженерной психологии и взаимодействия оператора с различными информационными системами. Наиболее видными деятелями этого направления являются Н. Д. Завалова, Г. М. Зараковский, В. П. Зинченко, А. А. Крылов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. И. Медведев, Д. А. Ошанин, В. А. Пономаренко. Значительный вклад в исследовании данного направления внесли ученые не только гуманитарных, но и технических специальностей, например, С. В. Астанин, В. Г. Захаревич.

Исследования проблематики практического применения информационных систем, формах, способах, методах их эксплуатации, а также возможностях дальнейшего развития и поиска новых сфер применения описаны в многочисленных трудах как зарубежных авторов — С. Возняка, М.

Делла, Ф. Дж. (Бак) Роджерса, С. Уолтона, так и российских исследователей — И. В. Балахонова, С. А. Волчкова, А. Е. Хохлова и других. Отдельно следует отметить изыскания Б. Гейтса, выдвигающего концептуальные основы использования информационных систем. Также следует выделить опыт Н. Затравина и А. Хоробрых по построению и интеграции АИС в условиях специфики российской экономики.

Многомерный подход различных авторов к проблеме оценки эффективности информационных систем, ее особенностях и концептуальных направлениях, освещен в научно-практических трудах Ю. Гравановой, Н. Переверзева, С. В. Рассказова, Р. Каплана, Д. Нортона и других. Анализ эффективности процесса внедрения автоматизированной системы как инвестиционного проекта подразумевает использование специфических инструментов и методов, разработка и применение которых широко освещается в трудах С. В. Крюкова.

Таким образом, следует заметить, что рассматриваемые проблемы сравнения, оценки эффективности, построения информационных систем как инструментов под держки и принятия обоснованных управленческих решений, не находят должного отражения в специализированных изданиях или научной литературе и являются недостаточно изученными, что предопределяет возможность их дальнейшего углубленного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель состоит в совершенствовании методик эффективного управления развитием организации на основе автоматизированных информационных систем за счет разработки методов их выбора, сравнения, внедрения и оценки эффективности процесса управления, реализуемого с помощью АИС.

В соответствии с поставленной целью исследования, сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

— выявить доминирующие тенденции в развитии новых информационных технологий, влияющих на степень востребованности в процессе управления того или иного класса информационных систем;

— выработать методику идентификации оптимального класса внедряемой АИС в зависимости от универсальных характеристик уровня качества бизнес-процессов организации и направления их совершенствования;

— определить место и роль информационной системы в организационно-функциональной структуре предприятия, которые в полной мере соответствуют предназначению, специфике и возможностям автоматизированных систем;

— раскрыть содержание этапов алгоритма построения АИС в совокупности с обоснованием необходимости применения проблемно-ориентированного подхода к управлению процессом внедрения;

— раскрыть взаимосвязь между экономической и информационной безопасностью организации в процессе управления на основе АИС, конкретизировать механизм обеспечения и идентифицировать препятствия к осуществлению мер защиты;

— выработать систему комплексной оценки эффективности процесса управления и механизма его реализации на основе автоматизированной системы;

— осуществить практическое применение и обеспечить использование разработанных в рамках исследования методик выбора АИС и оценки эффективности процесса управления на их основе на примере группы компаний (ГК) «Союз».

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает процесс управления организацией на стадиях внедрения и последующей эксплуатации автоматизированной информационной системы. Предметом исследования являются методы и информационные технологии в управлении организацией в целях принятия эффективных управленческих решений.

Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 05.13.10 — управление в социальных и экономических системах (экономические науки), п. 4 (разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах), п.

6 (разработка и совершенствование методов получения и обработки информации для задач управления социальными и экономическими системами).

Теоретико-методологическая база исследования. Диссертационное исследование основывается на концептуальных теоретических и научно-практических трудах отечественных и зарубежных ученых, — экономистов, психологов, специалистов в области управления и информационных технологий — опирающихся на принципы системно-функционального и конкретно-экономического подхода к исследованию автоматизированных информационных систем. Ряд выводов и рекомендаций по совершенствованию процесса управления организацией сделан в результате изучения теорий управления и непосредственном анализе эмпирических данных, касающихся применения информационных систем на отечественных предприятиях.

Инструментарно-методический аппарат исследования представлен как общенаучными, так и частными методами научного анализа, включая методы эмпирического исследования и теоретического познания, экономико-статистических группировок, сравнительного анализа, динамических рядов, экспертных оценок, теоретического обобщения и прогнозированияа также социологические и общелогические методы.

Информационно-эмпирической базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики РФофициальные публикации и документы российских и международных аналитических агентств, а также крупных компаний-участников рынка информационных технологийматериалы различных эмпирических исследований и специализированных периодических изданий, освещающих комплекс проблем, связанных с управленческими информационными системамиданные электронных средств массовой информации, а также различные источники информации в сети Интернет.

Нормативно-правовая база исследования опирается на федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и законодательные акты Федерального Собрания РФ, нормативные и регулирующие акты федеральных служб и ведомств РФ, документы государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности, ратифицированные международные соглашения, международные (ISO) и отечественные (ГОСТ) стандарты.

Логика диссертационного исследования отражает движение процесса познания от изучения общих тенденций развития АИС, факторов обеспечения информационной безопасности процесса управления, места и роли АИС в организационно-функциональной структуре предприятия, а также разработке методики выбора и сравнения АИС, к обоснованию алгоритма прикладного использования выводов, рекомендаций с целью обеспечения проблемно-ориентированного управления процессом внедрения системы и оценки эффективности процесса управления на основе АИС в целом.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на том, что совершенствование механизма управления развитием организации и принятие эффективных управленческих решений становится возможным в случае внедрения автоматизированной информационной системы, которая отвечает уровню совершенства бизнес-процессов предприятия при условии надлежащего позиционирования АИС в организационно-функциональной структуре компании и контроля состояния процесса управления путем применения системы комплексной оценки его эффективности.

Основные научные положения, выносимые на защиту.

1. Тенденции развития ИТ-отрасли и её генезис, обусловили наличие нескольких классов информационных систем, что вызвало необходимость установления объективного соответствия различных классов АИС, качественного уровня бизнес-процессов организации и вектора их совершенствования, а также сравнения систем между собой. В этой связи, требуется выделение специальных критериев, применимых к широкому кругу предприятий и организаций, которые выражают наиболее существенные для заказчика характеристики программного продукта при одновременной разработке подхода к принятию решения о выборе соответствующего класса ИС. Данное обстоятельство предопределяет рассмотрение представленной в исследовании методики как универсального инструмента для анализа хозяйствующих субъектов в разрезе информатизации их деятельности.

2. Исследование места и роли автоматизированной информационной системы в организационно-функциональной структуре предприятия с учетом её современных возможностей и объективных ограничений предопределило идентификацию оптимального позиционирования АИС и необходимость разделения её функций и роли, которая заключается в поддержании устойчивого развития предприятия за счет обеспечения эффективности процесса управления при условии стимулирования дальнейшего совершенствования его механизма путем обеспечения единого информационного пространства, беспрепятственных коммуникаций во внутренней среде и быстрой отлаженной обратной связи с внешней средой для данной организации.

3. Информационные системы, обладая высокой гибкостью, определяют многообразие форм взаимодействия пользователей различного уровня с информацией посредством терминала, что свидетельствует о необходимости учета человеческого фактора, влияющего на процесс управления, и разработки комбинированного подхода к оценке степени удобства ИС в процессе их эксплуатации.

4. Учет всех стадий жизненного цикла автоматизированных информационных систем, в совокупности с анализом разработанных методик оценки эффективности их применения, создает предпосылки для представления данной проблематики в комплексном виде. В этой связи, использование различных методов и инструментов для определения эффективности процесса внедрения информационной системы и управления предприятием на ее основе дает возможность отразить результативность принятия управленческих решений на различных этапах внедрения и эксплуатации таких систем.

5. Преемственность стадий жизненного цикла информационных систем и их содержание определяет последовательность этапов алгоритма внедрения АИС, расширенного за счет исследования влияния на него стратегии предприятия. Одним из наиболее важных условий эффективного осуществления проекта автоматизации является применение проблемно-ориентированного подхода к управлению процессом внедрения АИС, который основывается на выявленных критических факторах, оказывающих существенное влияние на начало и стратегию осуществления самого проекта.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении и обосновании теоретических принципов и разработке практических положений, связанных с предварительным выбором и последующей интеграцией автоматизированной информационной системы в процесс управления предприятием, а также разработке организационного комплекса мер, направленных на совершенствование механизма управления, реализуемого с помощью управленческих автоматизированных информационных систем.

Основные элементы приращения научного знания состоят в следующем: разработаны концептуальные основы процесса идентификации классов информационных систем на основе экспертной информации, которые могут быть эффективно внедрены на предприятии при определенном уровне качества его бизнес-процессовсформулированы основные принципы и предложена методика принятия управленческих решений при сравнении и выборе аналогичных информационных систем одного класса, отражающая наиболее важные характеристики АИС, влияющие на достижение стратегических и оперативных целей организацииопределены роль автоматизированной информационной системы в процессе управления и ее место в организационно-функциональной структуре предприятия с учетом современных технологических и аналитических возможностей таких систем, а также показана необходимость разделения содержания роли и характеристики функций ИСобоснована методика определения комбинированной оценки влияния человеческого фактора на процесс управления на основе АИС, что позволяет проводить дальнейшее сравнение степени удобства и эксплуатационных характеристик различных информационных системобоснована корреляция алгоритма внедрения автоматизированной информационной системы со стадиями ее жизненного цикла и разработан проблемно-ориентированный подход к управлению им, базирующийся на выявленных внутриорганизационных критических факторах, оказывающих влияние на характер процесса внедрениясформирована комплексная система показателей эффективности процесса управления, предусматривающая применение различных методик и инструментов в зависимости от стадии жизненного цикла информационной системы. На практическом примере показана применимость и значимость предлагаемой модели оценки эффективности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость заключается в положениях и выводах, в совокупности представляющих собой концепцию оптимального пользования ресурсами, предоставляемыми информационной системой в рамках стратегии развития и повышения эффективности управления организацией. Применение отдельных теоретических аспектов выбора, оценки удобства, реализации алгоритма построения целостной автоматизированной информационной системы, а также оценки степени эффективности ее эксплуатации, может послужить для хозяйствующих субъектов руководством к реализации различных программ повышения эффективности деятельности и сокращения издержек.

Практическая значимость состоит в том, что сформулированные в результате исследований методики, подходы и выводы могут быть использованы для построения эффективных технологий и форм управления, основанных на применении автоматизированных информационных систем, на предприятиях различных отраслей, функционирую щих в динамично изменяющихся условиях экономики. Содержащиеся в работе методические рекомендации и соответствующие практические предложения могут быть эффективно внедрены в деятельность организации, результатом чего становится новое состояние управляющей системы, определяемое вектором ее совершенствования.

Отдельные разделы, материалы и положения диссертационного исследования могут бьггь использованы в преподавании различных курсов: «Менеджмент организации», «Экономика предприятия», «Проблемы информационной безопасности» и др.

Апробация результатов работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования были представлены на ежегодных научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах» аспирантов и соискателей экономического факультета Южного федерального университета.

Система комплексной оценки эффективности процесса управления на основе информационной системы и реализация ключевых критериев по обеспечению информационной безопасности, полученные в результате данного исследования, были успешно опробованы и внедрены на предприятии розничной торговли ГК «Союз" — отдельные итоги исследования, касающиеся процесса выбора информационной системы, оптимизации взаимодействия терминала системы и оператора, а также предложенный алгоритм интеграции автоматизированной системы нашли свое применение в деятельности ГК «Союз» при открытии новых подразделений.

Основные положения диссертационной работы отражены 4 публикациях общим объемом 2,7 пл., в том числе объемом 0,5 пл. — в издании, рекомендованном ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка использованных источников, насчитывающих 171 наименование, приложений. Основной текст изложен на 171 странице и включает 13 таблиц и 22 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования, в соответствии с его задачами и поставленной целью, были получены следующие теоретические и практические результаты:

1) анализ истории развития и генезис сферы автоматизированных информационных систем управления отрасли информационных технологий, позволил установить закономерность в эволюционном характере формирования таких систем. В силу многомерности термина «информационная система», автором предложено его уточняющее определение, отвечающее современным представлениям об автоматизированных информационных системах в процессах управления и принятия решений в экономических системах. Результаты осуществленного анализа методик и алгоритмов управления предприятием, лежащих в основе различных классов АИС, дают представление об их влиянии на процесс управления и совершенствование его механизмов, а также предоставляют возможность определения потребности организации в системе того или иного класса и функционального уровня. Также, произведено исследование перспективных тенденций развития ИС и принципов их реализации, в соответствии с чем осуществлен прогноз разработок новых информационных технологий в решении управленческих задач в экономических системах. Полученные результаты могут послужить основой для появления новых методологий управления предприятиями, и информационных систем, их реализующих;

2) выявление факторов и уровней информационной безопасности позволило установить ее тесную взаимосвязь с экономической безопасностью. При анализе теоретических основ создания системы ИБ, был сделан обоснованный вывод об отсутствии доступных для широкого практического применения в практике управления предприятием концептуальных критериев системы информационной безопасности. В связи с этим, на основе результатов эмпирического исследования, посвященного проблемам обеспечения ИБ, были выявлены важнейшие угрозы безопасности информации и препятствия к их элиминированию, в соответствии с чем, автором предложен определенный круг критериев и мероприятий, следование которым обеспечит соответствующий уровень защиты данных, а также представлена формула расчета коэффициента эффективности системы ИБ, являющегося важнейшим количественным индикатором последней;

3) большое практическое значение имеет исследование российского рынка поставщиков информационных систем, на котором присутствуют как отечественные, так и иностранные компании. Осуществленный анализ представляемых разработчиками программных продуктов выявил преобладающие на рынке классы автоматизированных информационных систем и особенности их рыночного позиционирования производителями. На основе взглядов самих разработчиков на тенденции отечественного рынка корпоративных информационных систем, автором были выведены наиболее вероятные пути и особенности роста рынка АИС в России. Одним из наиболее проблемных вопросов для российских компаний является проблема выбора поставщика программного продукта и дальнейшей работы с его информационной системой. Вследствие объективных факторов, определенными достоинствами и недостатками обладают продукты как зарубежных, так и российских компаний, поэтому высокое практическое значение имеет рассмотренный в диссертационной работе пример интеграции информационных систем от отечественного и зарубежного разработчика в единую автоматизированную систему управления предприятием. Таким образом, нашло подтверждение сделанное автором предположение о том, что заказчики предпочитают строить кластерные конфигурации информационных систем, несмотря на некоторую степень дублирования отдельных функций и необходимость конвертирования входящих и исходящих данных;

4) в контексте вопроса определения места автоматизированной информационной системы в механизме управления хозяйствующим субъектом, а также отводимой АИС роли в процессе управления, результатом рассмотрения концепций современных отечественных и зарубежных исследователей стал обоснованный вывод о том, что роль информационной системы в представлении большинства российских авторов в значительной степени занижена: автоматизированная система наделяется чисто учетными или контрольными функциями. В этой связи, нивелируется и занимаемое информационной системой место в механизме и процессе управления предприятием. В соответствии с наиболее развитыми представлениями о роли и месте АИС в деятельности организации в целом и ее управленческого механизма в частности, автором было определено адекватная современным функциональным возможностям автоматизированных информационных систем область их применения. Актуальность проведения данного изыскания в диссертационной работе обусловлена необходимостью отделения функций информационной системы от ее роли, поскольку в практике деятельности эти два разнородных понятия часто взаимно подменяются или экстраполируются. Таким образом, определена роль АИС, состоящая в поддержании устойчивого функционирования предприятия, совершенствования механизма управления и обеспечения единого информационного пространства за счет поддержания беспрепятственных коммуникаций во внутренней и внешней среде организацииа также схематично воспроизведено и обосновано предполагаемое место связующего звена в организационно-функциональной структуре элементов предприятия, которое должно отводиться информационной системе;

5) проведенные изыскания в области проблем взаимодействия человека-оператора с терминалом информационной системы позволили установить отечественный эквивалент сформировавшейся за рубежом науки «юзабилити» и наиболее актуального в рамках данной диссертационной работы его направления — инженерной психологии, а также определить уровень разработок, достигнутый отечественными учеными в данной сфере с учетом современных работ, рассматривающих влияние сети Интернет. Опираясь на международный стандарт Draft international ISO DIS 9241 part 11 standard как на основной регламентирующий документ подхода к юзабилити как к средству измерения, зафиксированы отмеченные в нем аспекты эффективности, которые тесно связаны со степенью удобства взаимодействия человека с информационной системой. В современных условиях, результативность работы в информационном пространстве, формируемом автоматизированной системой, оказывает наиболее существенное влияние на эффективность функционирования управленческих механизмов и процесс управления в целом. В результате содержательного анализа, был сделан вывод о том, что описанные в международном стандарте аспекты эффективности не могут быть определены с приемлемой степенью точности и конкретизации, вследствие чего в круг поиска были введены другие подходы к оценке юзабилити и эффективности взаимодействия оператора с АИС, в частности, Индекс нагрузки при выполнении задачи НАСА. В результате, автором сформирована и предложена собственная комбинированная модель оценки эффективности, которая, будучи основанной на указанных документах, является более информативной. Данная разработка была успешно апробирована автором диссертационного исследования на практике в ходе осуществления мероприятий по интеграции автоматизированной информационной системы на предприятии розничной торговли;

6) в процессе развития предприятия, его переходу на новый уровень совершенства бизнес-процессов способствует применение в практике деятельности соответствующего класса автоматизированной информационной системы, идентифицируемого на основе текущей и экспертной информации о достигнутом качественном уровне бизнес-процессов данного хозяйствующего субъекта и типов осуществляемых им внугриорганизационных инноваций. Принимая во внимание проведенный анализ различия концептуальных особенностей различных классов АИС, автором разработана методика принятия решения о выборе заказчиком определенного класса АИС с помощью матрицы соответствия уровня бизнес-процессов и типов осуществляемых инноваций различным информационным системам. Практическое использование данного инструмента позволяет не только проверить оптимальность существующей АИС, но и определить, какого класса система необходима для повышения уровня бизнес-процессов и, следовательно, оптимизации и совершенствования механизмов управления и принятия управленческих решений в организации. В целях разрешения проблематики выбора конечной информационной системы среди аналогов, автором использованы результаты эмпирического исследования, анализ которых позволил выделить критерии, наиболее важные для руководства предприятий при принятии данного управленческого решения, а также разработать методику идентификации характеристик АИС в экономических системах по важнейшим критериям на основе текущей и экспертной информации. При реализации предложенной методики в виде компьютерной программы, она превращается в полноценный инструмент интеллектуальной поддержки принятия соответствующих управленческих решений;

7) одним из условий построения эффективной автоматизированной информационной системы управления является соблюдение определенной последовательности мероприятий и их функционального содержания — алгоритма внедрения. Существенное значение имеет разработанный проблемно-ориентированный подход к управлению проектом интеграции АИС, обусловленный вариативностью начала такого проекта в зависимости от критических факторов, перечень которых выявлен автором на основе эмпирического исследования, посвященного наиболее распространенным факторам риска, возникающим в процессе реализации проекта по внедрению ИС. Выявленные критические факторы — проблемные бизнес-процессы, кадровая готовность, быстрота и стоимость этапов внедрения — позволяют определить отправную точку и стержневые особенности проекта, стратегию его реализации. Вследствие дальнейшего обобщения различных взглядов на проблематику процесса интеграции автоматизированных систем в деятельность организации, был синтезирован алгоритм внедрения ИС, который обусловлен преемственностью стадий жизненного цикла автоматизированных информационных систем и тесно коррелирует с ними. В результате, автором определено подробное функциональное содержание каждой стадии внедрения, а также в наглядной форме, в виде схемы, представлен сам алгоритм внедрения АИС;

8) рассмотрение разнообразных концепций, приемов и методов расчета различных показателей, характеризующих степень эффективности механизма управления и реализации задач менеджмента, позволило выявить текущее состояние проблематики оценки эффективности управленческой деятельности, основанной на применении информационных систем. К настоящему времени разработано множество широко применяемых методик расчета эффективности, как на основе качественных, так и на основе количественных характеристик, однако, по мнению автора, они обнаруживают определенные недостатки ввиду неполного охвата параметров оценки или акценте на какой-либо единственный аспект эффективности. Таким образом, была предложена многоступенчатая модель оценки эффективности механизма управления, достижения оперативных задач и стратегических целей организации, в том числе в процессе внедрения АИС, предполагающая применение соответствующего инструментария в зависимости от этапа жизненного цикла автоматизированной информационной системы, — это позволяет значительно расширить диапазон оценки, повысить ее многомерность и надежность. Разработанная концепция была опробована на практике при измерении эффективности управления деятельностью на основе соответствующей АИС на предприятии розничной торговли, что подтвердило адекватность авторской разработки хозяйственным реалиям и ее практическую значимость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ 34.601−90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания. Взамен ГОСТ 24.601−86- введ. 01.01.1992. -М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. — 6 с.
  2. Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации: Руководящий документ / Гостехкомиссия России. -М.: 1992.
  3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15 408 «Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий»: Проект Госстандарта РФ, ч. 1,2,3. -М.: Изд-во Госстандарта России, 2002 г.
  4. Автоматизация управления предприятием / Баронов В. В. и др. —М.: ИНФРА-М, 2000.
  5. Антикризисное управление / Под ред. Короткова A.M. -М.: Инфра-М, 2006. 620 с.
  6. В.Н., Постников А. И. Информационные технологии в управлении предприятием. -М.: МИЭМ, 2003. 143 с.
  7. С. Дискуссионные проблемы концепции экономической безопасности // Россия XXI. 2001. — № 2.
  8. З.Р. Математические методы оценки эффективности управления в информационных системах // Материалы Шестого Всероссийского симпозиума по прикладной и промышленной математике (весенняя сессия). -М., 2005.
  9. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Thesis. — 1994. № 5.
  10. И. Средний бизнес России: качественные характеристики и количественные оценки // Маркетинг PRO. 2007. — № 3(30).
  11. JI. Методика выбора ERP-системы в качестве основы интегрированной системы управления предприятием // Финансовая газета.-2005.-№ 14.
  12. А.Н. Значимость экономического прогнозирования в определении стратегии обеспечения экономической безопасности // Внешнеэкономические связи. — 2005. — Т. 18, № 6.
  13. О.В. Программное обеспечение процессов управления // Вестник ОГУ. 2005. — № 8.
  14. П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотич. перемен / Пер. с англ. Козыревой И. -М.: Новости, 1993. 222 с.
  15. О.С. Стратегическое управление. -М.: ЧеРо, 1998. 292 с.
  16. А.В., Марцынковский О. А., Шеханов Ю. Ф. Внедрение процессной модели на предприятиях // Методы менеджмента качества. -2002.-№ 8.
  17. С.А. Мировые стандарты управления промышленным предприятием в информационных системах (ERP системах) // Организатор производства. — 1999. № 1.
  18. С.А., Балахонова И. В. Повышение качества предприятия с помощью информационных систем класса ERP (на примере MFG/PRO). — Пенза: Центр Информационных Технологий «Платон», 2001. -16 с.
  19. Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP П. -СПб.: Питер, 2002.
  20. В.А. Информационная безопасность: практический подход. -М.: Наука, 1998.-301 с.
  21. . Бизнес со скоростью мысли / Пер. Шаховой Н. -М.: Эксмо-Пресс, 2000. 480 с.
  22. . Дорога в будущее. -М.: Русская Редакция, 1996. 312 с.
  23. И.Н. Менеджмент : Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  24. С.Ю. Безопасность экономическая // Политическая энциклопедия. -М.: Мысль, 1999. Т. 1. — С. 5.
  25. С.В. Информационная безопасность предприятия // Экономический лабиринт. 2001. — август (№ 08(37)).
  26. Е. Пятёрка игроков контролирует более 70% рынка ERP // PCWeek Корпоративные системы. 2005. — № 27.
  27. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. Кушлина В. И., Волгина Н. А. —М.: Экономика, 2000. 713 с.
  28. К.Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами. -М.: Экономика, 2003.
  29. А.А., Тимонина Е. Е. Теоретические основы защиты информации. -М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1996. 192 с.
  30. М. От Dell без посредников. Стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии. —М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 232 с.
  31. A.M., Романов Д. А., Романова M.JI. Человеко-машинное взаимодействие и его показатели // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. — № 4.
  32. П., Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
  33. Европейские стандарты оценки 2000 / Пер. с англ. Микерина Г. И., Павлова Н. В., Артеменкова И. Л. -М.: Национальный фонд подготовки кадров: Институт профессиональной оценки: Российское общество оценщиков, 2003. 404 с.
  34. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Принцип активного оператора и распределение функций между человеком и автоматом // Вопросы психологии. 1971. — № 3.
  35. Е.Б. Национальная экономическая безопасность России // Внешнеэкономические связи. — 2005. Т. 17, № 5.
  36. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. -М.: Наука, 1966. — 114 с.
  37. В.Г., Астанин С. В. Об адаптации формы представления информации оператору в человеко-машинных системах // Кибернетика и вычислительная техника. — 1987. — Т. 74.
  38. В.Г., Черчаго А. Я. О многоуровневой оценке функционального состояния оператора в процессе деятельности // Вопросы медицинской электроники. — 1984. № 5.
  39. В.П., Леонтьев А. Н., Панов Ю. Д. Проблемы инженерной психологии // Инженерная психология. -М.: Изд-во МГУ, 1964.
  40. Зуб А.Т., Локтионов М. В. Теория и практика антикризисного управления. -М.: Изд-во «Генезис», 2005. 576 с.
  41. М. Эффективность ERP можно оценить // Computerworld. -2002.-№ 6.
  42. Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. проф. ДикаВ.В. -М.: Финансы и статистика, 1996. 272 с.
  43. Д.В., Оладов Н. А., Питеркин С. В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. 2е изд. -М.: Альпина Паблишер, 2003.
  44. Исследование и моделирование деятельности человека-оператора / Отв. ред. Забродин Ю. М. -М.: Наука, 1981.
  45. Н.П., Соловейкина М. П. Экономический рост: возможности и границы в трансформирующейся экономике России. -Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
  46. Е. Комментарий к статье «Эффективность внедрения ERP-системы» // Финансовый директор. 2002. — № 3.
  47. А.Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. —М.: Интерреклама, 2003. -352 с.
  48. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Ананьина Е. А., Данилочкин С. В., Данилочкина Н. Г. и др. Под ред. Данилочкиной Н. Г. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 279 с.
  49. А.А. Человек в автоматизированных системах управления. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. 192 с.
  50. С.В. Модели и методы анализа инвестиционных проектов // Экономический поиск. По страницам докторских диссертаций. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2000.
  51. С.В. Новые подходы к оценке инвестиционных проектов // Известия ТРТУ: Системный анализ в экономике и управлении. 2006. -№ 3.
  52. С.В. Порядок действий при проведении экономической оценки инвестиционного проекта // Проблемы федеральной и региональной экономики: Ученые записки. 1999. — Вып. 3.
  53. С.В. Разработка и применение интеллектуальных систем для оценки инвестиционных проектов // Известия вузов: СевероКавказский регион. — 2002. — № 5.
  54. Д.С. Защита информации в компьютерных сетях: Учебное пособие. -М.: МГТУ, 2004. 130 с.
  55. В. «Силовые машины» начали внедрять новую информационную корпоративную систему на базе веб-сервера SAP NetWeaver. Инвестиции в проект составляют $ 1 млн. // Деловой Петербург. 2004. — 26 ноября.
  56. .Ф. Деятельность человека-оператора в системах «человек— машина» // Вести АН СССР. 1975. -№ 1.
  57. .Ф. Человек в системах управления. -М.: Знание, 1967. —46 с.
  58. .Ф. Человек и автоматы. -М.: Педагогика, 1984. — 127 с.
  59. О.Ю. Инверсионная природа «Интернет-экономики»: сначала «Экономика» и только потом «Интернет»! <слово редактора> // Эк. вестник РГУ. 2005. — № 2. — Т. 3.
  60. Т. Разработка пользовательского интерфейса. -М.: ДМК Пресс, 2001.
  61. Л.Г. Информационно-инструментальное обеспечение процесса управления корпоративными бизнес-структурами // Современные информационных технологии в образовании. -Ростов-на-Дону, 2003.
  62. Л.Г. Экономическая безопасность корпораций // Обеспечение национальной безопасности России: проблемы, пути решения. Коллективная монография. —4.1. -Ростов-на-Дону, 2003.
  63. Л.Г., Усачев А. В. Моделирование стратегии управления проектами разработки и внедрения информационных систем // Рубикон. 2005. — Вып. 36. Вопросы глобализации и инновационной трансформации экономики.
  64. Г. И., Павлов Н. В. Международные стандарты оценки. -М.: Интерреклама, 2003. — 384 с.
  65. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. -М.: Наука, 1994.
  66. В.Н. Экономика как фактор развития // Проблемы прогнозирования. 2006. — № 1.
  67. В.Н., Кетова Н. П. Защита информации как фактор обеспечения экономической безопасности // Проблемы общенациональной безопасности: Сборник научных трудов. -Ростов-на-Дону, 2002.
  68. В.Н., Кетова Н. П. Интеграционные императивы модернизации и конкурентоспособности экономики России в глобализирующемся пространстве // Эк. вестник РГУ. 2004. — № 2. — Т. 2.
  69. В.Н., Колесников Ю. С. Этноэкономика как фактор развития // Проблемы прогнозирования. — 2006. № 1.
  70. Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Практическое руководство по использованию Сбалансированной Системы показателей. Оценка эффективности деятельности компании. —М.: Дом «Вильяме», 2003. -304 с.
  71. Основы инженерной психологии / Под ред. Ломова Б. Ф. -М.: Высшая школа, 1977.-335 с.
  72. Основы менеджмента / Мескон М. и др. -М.: Дело, 1994. 701 с.
  73. Оценка безопасности информационных технологий / Трубачев А. П. и др. Под общ. ред. Галатенко А. В. -М.: СИП РИА, 2001.
  74. Д.А. Предметное действие и оперативный образ : Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М.: Изд-во АПН СССР, 1973. 31 с.
  75. В. Экономическая безопасность // Интерлик. 1992. — № 3.
  76. Н. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard // Финансовый директор. — 2003. — № 3.
  77. С.А., Симонов С. В. Оценка текущего состояния и развития сертификации и аттестации автоматизированных систем по требованиям безопасности // Защита информации. Конфидент. 2004. -№ 6.
  78. М. Влияние этапов развития бизнеса на выбор ERP-системы // Профиль. 2005. — № 41.
  79. Психология и автоматизация организационного управления: Материалы конференции / Под ред. Жаркова Е. Д., Лепского В. Е. — Одесса, 1985.
  80. С.В., Рассказова А. Н. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Финансовый менеджмент. -2002.-№ 3.
  81. Роджерс (Бак) Ф.Дж. Путь успеха: Как работает корпорация IBM. -М.: Азбука, 1997.-251 с.
  82. К.В. Об одном подходе к оценке эффективности внедрения информационных систем в экономике // Вестн. Хакас, ун-та им. Катанова. 2001. — Вып. 4.
  83. С. Российский рынок ERP: тенденции и перспективы // PCWeek/RE. 2005. — № 48.
  84. К. Исследование факторов риска внедрения ERP-систем на отечественных предприятиях // Эксперт. 2003. — № 37.
  85. А., Середа С. Производство: нужна ли ERP-система? // Директор ИС. 2006. — № 12.
  86. А. Как оценить эффективность внедрения ERP-системы // Финансовый директор. 2003. — № 1.
  87. Р. ЭВМ и непрофессиональные пользователи. Организация взаимодействия / Пер. с англ. Андреева Ю. М. -М.: Радио и связь, 1989.
  88. С. Сделано в Америке. Как я создал Wal-Mart. изд. 4-е. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 226 с.
  89. . Результаты НЕ гарантированы // Директор ИС. — 2003. — № 12.
  90. А.Е. Экономические и бухгалтерские информационные системы. -Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. 24 с.
  91. Ф.И. Американский менеджмент: Теория и практика. —М.: Наука, 1993.-176 с.
  92. Ю.Л. Классификация информационных процессов // Управляющие системы и машины. 1998. — № 1.
  93. Д. Управление основными фондами: как автоматизировать ремонты и техническое обслуживание // СЮ. 2003. — № 2.
  94. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. -М.: Финстатинформ, 1998. — 98 с.
  95. Экономический рост: возможности и границы в трансформирующейся экономике России: (методология и теория анализа) / Кетова Н. П.,
  96. М.П.- Сев.-Кавк. науч. центр высшей школы. -Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 203 с.
  97. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK Guide), Third Edition / Project Management Institute. 2004. — 380 p.
  98. Bevan N., Macleod M. Usability measurement in context // Behaviour and Information Technology. 1994. -№ 13.
  99. Combs M. Information Systems for Business Management. -London: Pitman Publishing, 1999.
  100. Ergonomics requirements for office work with visual display terminals (VDTs): Draft international ISO DIS 9241−11 standard. Part 11: Guidance on Usability / -Geneva: International Organization for Standardization, 1998.
  101. Galliers R.D., Leidner D.E., Baker B.S. Strategic Information Management: Challenges and strategies in managing information systems. -Oxford: Butterworth-Heinemann, 2001.
  102. Gates B. Everyone, Anytime, Anywhere // Forbes ASAP. 1999. -October 4.
  103. Gates B. Losing Ground in the Innovation Race? // CNET News.com. -2004.-February 25.
  104. Gates B. Product Distribution Goes Digital // IEEE Internet Computing. — 2000.-№ 1.
  105. Gates B. The New Road Ahead // Newsweek. 2005. — December 1.
  106. Gates B. The New World of Work // Executive E-mail. 2005. — May 19.
  107. Hart S.G., Staveland L. E. Development of NASA-TLX (Task Load Index): results of empirical and theoretical research // Advances in psychology: human mental workload. 1988. -№ 36(1).
  108. Information technology Security techniques — Evaluation criteria for IT security — Part 1: Introduction and general model. ISO/IEC 15 408−1.1999 / -Geneva: International Organization for Standardization, 1999.
  109. Information Technology Security Evaluation Criteria (ITSEC). Harmonised Criteria of France Germany — the Netherlands — the United Kindom / Department of Trade and Industry. -London: 1991.
  110. Kaplan R., Norton D. Putting Balanced Scorecard to work // Harvard Business Review. 1993. — September-October.
  111. Kaplan R, Norton D. The Balanced Scorecard: translating strategy into action // Harvard Business Press. 1996.
  112. Laudon K.C., Laudon J.P. Management Information Systems. -7th edition. -New York: Prentice-Hall International, Inc., 2001.
  113. Perrier R. Brand Valuation. -London: Interbrand and Premier Books, 1997. -44 p.
  114. Renkema TJ.W. The IT Value Quest: How to Capture the Business Value of IT-Based Infrastructure. —New York: John Wiley & Sons, Inc., 2000.
  115. Sloan A.P., Jr. My Years with General Motors. -New-York: Currency Doubleday, Reissue edition, 1990. — 496 p.
  116. Wallace Т., Kremzar M. ERP: making it happen. -New York: John Wiley & Sons, Inc., 2001.
  117. Ведущие поставщики информационных систем в России: анализ тенденций, 2005 г. Электронный ресурс. / -http://www.idc.com/russia/index.html.
  118. Г. Основы систем класса MRP-MRPII Электронный ресурс. / http://cfin.ru/vemikov/mrp/mrpmine.shtml.
  119. Внутренние ИТ-угрозы в России-2006 Электронный ресурс. / -http://www.infowatch.ru/threats?chapter=147 151 396&id=207 732 752.
  120. Е. Российский рынок ERP: определена семёрка лидеров Электронный ресурс. / http://www.erp-online.ru.
  121. И. Решение для компаний, предлагающих профессиональные услуги Электронный ресурс. / — http ://www.rbcsoft.ru.
  122. Ю. Сколько стоит ERP построить Электронный ресурс. / http://www.cfin.ru.
  123. Д. Медведев принял участие в запуске гидроагрегата Светлинской ГЭС в Якутии Электронный ресурс. / — http://www.prime-tass.ru.
  124. Детальное описание внедрения на группе предприятий «Омский Бекон» Электронный ресурс. / http://www.ibs.ru.
  125. Житенёв Д. Internet-технологии в корпоративных информационных системах. За и против Электронный ресурс. / — http://domino.innov.ru.
  126. О. Внедрение ERP: как оценить результат на старте? Электронный ресурс. / http://www.erp-online.ru.
  127. . Об экономических оценках внедрения ERP Электронный ресурс. / http://www.ione.ru.
  128. А.Ю. Роль пространственных данных в информационных системах для решения задач бизнеса и управления Электронный ресурс. /-http://www.rdtex.ru.
  129. Д. Оценка эффективности CRM Электронный ресурс. / http://www.olp.ru.
  130. Справочно-информационный ресурс поддержки предпринимательства Электронный ресурс. / http://www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp? theme=&word id=18 823.
  131. Сравнительная характеристика систем управления предприятием Microsoft Business Solutions-Navision и Microsoft Business Solutions-Axapta Электронный ресурс. / http://www.navision.net.
  132. Статистическая база данных по российской экономике. Регулярная статистика РФ: Государственный университет Высшая школа экономики Электронный ресурс. / http://stat.hse.ru/hse/index.html.
  133. Е. Место информационной системы в системе управления Электронный ресурс. / — http://www.iteam.ru/publications/it/ section52/article2010.
  134. Е.Н. Информационная система в управлении предприятием Электронный ресурс. / http:// tipup.kiev.ua.
  135. А. Эффективность внедрения ERP системы Электронный ресурс. / http://www.citfomm.ru/consulting/ERP/atktco.shtml.
  136. Угрозы: исследование «InfoWatch» Электронный ресурс. / — http://www.infowatch.ru/threats?chapter=147 151 398.
  137. Управление производственным предприятием Электронный ресурс. / http ://v8.1 c.ru/enterprise.
  138. Управление техобслуживанием и ремонтами Электронный ресурс. / http://www.ifsrussia.ru/eam.htm.
  139. Ущерб России от «утечки мозгов» $ 1 триллион / -http ://www.utro.ru/news/2005/06/30/454 129.shtml.
  140. М. Методология создания интегрированной системы управления холдингом Электронный ресурс. / http://www.bdo.ru/presscentre/publication.
  141. Are ERP Best Practices Best for Your Company? Электронный ресурс. / http://www.gartner.com.
  142. Axapta введена в промышленную эксплуатацию Электронный ресурс. /http://www.gloriajeans.biz.
  143. Enterprise Information Management Requires ERP Электронный ресурс. / http://www.gartner.com.
  144. ERP П: The Boxed Set Электронный ресурс. / -http://www.gartner.com.
  145. ERP в формате гипермаркета Электронный ресурс. / http://www.erp-online.ru.
  146. IBM Global CEO Study 2006 Электронный ресурс. / -http://ibm.com/ru.
  147. IFS Applications Электронный ресурс. / http://pr.cnews.ru.
  148. Infor Global Solutions. Service-oriented architecture Электронный ресурс. / — http://www.infor.com/solutions/opensoa.
  149. Microsoft Corporation White Pages Электронный ресурс. / — http://www.microsoft.com/rus.
  150. The Growing Need for Identity and Access Management Электронный ресурс. / http://www.gartner.com.
  151. White paper: The Business Value of SOA Электронный ресурс. / -http://www.oracle.com/technologies/soa/soa-suite.html.
Заполнить форму текущей работой