Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушениями зрения и оптимизация условий их воспитания и оздоровления в специализированных дошкольных образовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленная в некоторых ДОУ неравномерная освещенность и пониженная влажность воздуха свидетельствуют о необходимости контроля и коррекции освещенности и параметров микроклимата. Однако, на сегодняшний день нет единого мнения по поводу уровней освещенное ги в помещениях для детей с различными заболеваниями органа зрения: по мнению одних авторов (Шматко Н.Д., 2001; Ахметзянов И. М., 2007), таким… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система воспитания и оздоровления детей с 8 нарушениями зрения
    • 1. 1. Современная система организации дошкольного 8 образования
    • 1. 2. Гигиеническое обеспечение условий воспитания и 15 обучения детей в специализированных ДОУ
    • 1. 3. Физическое развитие и заболеваемость дошкольников на 19 современном этапе
    • 1. 4. Нарушения зрения в дошкольном возрасте
    • 1. 5. Психологические особенности детей дошкольного 27 возраста с нарушениями зрения
    • 1. 6. Методы оздоровления детей с нарушениями зрения
  • Глава 2. Методы оценки состояния здоровья, условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Общая характеристика методов исследования
    • 2. 3. Условия и организация исследования
  • Глава 3. Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушением зрения, посещающих специализированные ДОУ
    • 3. 1. Заболеваемость детей с нарушением зрения
    • 3. 2. Физическое развитие детей с нарушением зрения
    • 3. 3. Состояние здоровья детей с нарушением зрения по данным 71 анкетирования родителей
    • 3. 4. Психологические особенности детей с нарушением зрения 75 по данным психологического обследования и анкетирования родителей
  • Глава 4. Гигиеническое обоснование путей оптимизации условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ
    • 4. 1. Результаты гигиенической оценки условий воспитания 83 детей с нарушениями зрения, обучающихся в специализированных ДОУ
    • 4. 2. Соотношение параметров режима, питания и учебной 100 нагрузки детей с нарушением зрения дома и в ДОУ по данным анкетирования родителей
    • 4. 3. Результаты анализа системы оздоровления детей с 104 нарушениями зрения, обучающихся в специализированных ДОУ
    • 4. 4. Гигиеническое обоснование путей оптимизации условий 111 воспитания и оздоровления детей с нарушением зрения, посещающих специализированные ДОУ

Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушениями зрения и оптимизация условий их воспитания и оздоровления в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Более 90% информации о внешнем мире человек воспринимает посредством органа зрения. В настоящее время заболеваемость патологией глаз у детей превышает таковую у взрослого населения и имеет устойчивую тенденцию к росту. Поэтому одной из актуальных проблем охраны здоровья детей является проблема предотвращения формирования и прогрессирования заболевании органа зрения, а также коррекции уже имеющихся нарушений.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстаг, 2008 г.) в структуре заболеваемости (по обращаемости) детей в возрасте от 0 до 14 лет болезни глаза и его придаточного аппарата занимают 5 ранговое место проставляют 5581,1 на 100 тысяч детского населения, а их удельный вес составляет 3,14%. По результатам профилактических осмотров детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2006 году по России зарегистрировано 6,2% от всех осмотренных детей с понижением остроты зрения.

Распространенность заболеваний зрительного анализатора у детей имеет тенденцию к росту, что связано с нарастанием частоты врожденных заболеваний и аномалий развития, различных воспалительных заболеваний глаз, а также близорукости, составляющей, в зависимости от возраста, от 25% до 80% всех случаев патологии органа зрения. Отмечена значительная взаимосвязь болезней органа зрения с соматическими и психосоматическими заболеваниями, которые также требуют изучения и коррекции (Розепблюм Ю.З., 1998; Ермаков В. П., Якунин Г. А., 2000; Попова Л. Л., 2002 и др.).

По данным медицинских осмотров, проводимых перед поступлением в школу, близорукость выявляется у 4,5−8,2% детей, причем в каждом 13−15-ом случае диагностируется миопия высокой степени, ведущая к выраженному нарушению зрения и резко ограничивающая возможности ребенка. Число детей с понижением остроты зрения за время обучения в школе увеличивается почти в 3 раза (Г.Г. Онищенко, A.A. Баранов, В. Р. Кучма, 2004; Цамерян А. П., 2007). Нарушения зрения оказывают негативное влияние на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка (Григорьева Л.П., 1998, Никулина Г. В. с соавт., 1999, Плаксина Л. И, 2001 и др.).

Распространенность и высокая социальная значимость нарушении зрения у детей определяют необходимость поиска эффективных путей их профилактики и коррекции, начиная с дошкольного возраста, особенно на этапе подготовки к школе, сопровождающейся психоэмоциональным напряжением и повышением нагрузки на зрительный анализатор.

Для оздоровления дошкольников с нарушениями зрения в настоящее время в России создана сеть специализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) компенсирующего и комбинированного видов! По данным Федеральной службы государственной статистики России, к концу 2007 года количество ДОУ комбинированного вида составляло 7402, их посещало 1143,8 тыс. детей. Количество. ДОУ компенсирующего вида в 2007 году составляло 1677, из них 607 — ДОУ для детей с нарушением зрения. Всего в 2007 году ДОУ компенсирующего вида посещало 148,9 тыс. дошкольников, из которых 35,1 тыс. (23,6%) дети с нарушением зрения.

Программы воспитания детей в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов разрабатываются ими самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы, а также «Методических указаний по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения» (1984 г.). Вместе с тем, за прошедшие 25 лет изменились уровни и структура заболеваемости детей, получены новые научные данные о факторах риска развития нарушений здоровья, созданы новые оптико-физиологические методы лечения, тифлопедагогические и психологические коррекционные технологии, что требует разработки научно обоснованных рекомендаций по оптимизации организации воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. В настоящее время в научной литературе практически отсутствуют публикации, отражающие состояние здоровья, а также современные условия воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ. Все вышеизложенное обусловило актуальность темы, определило цель и задачи проведения настоящего исследования.

Все вышеизложенное обусловило актуальность темы, определило цель и задачи нашего исследования.

Цель исследования: дать комплексную оценку состояния здоровья детей с нарушениями зрения и на ее основе разработать рекомендации по оптимизации организации воспитания и оздоровления в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние здоровья и психологические особенности детей с нарушениями зрения;

2. Дать гигиеническую оценку условий организации воспитания и оздоровления дошкольников с нарушениями зрения в специализированных ДОУ;

3. Провести анкетирование родителей с целью получения дополнительных данных о режиме дня, питании и учебной нагрузке детей дома;

4. Разработать гигиенические рекомендации по оптимизации организации воспитания и оздоровления детей с нарушением зрения в специализированных ДОУ.

Научная новизна исследования. Впервые дана комплексная оценка состояния здоровья и современных условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Выявлены особенности состояния здоровья и психологического статуса детей с заболеваниями органа зрения. Достоверно доказана более низкая частота функциональных отклонений и более высокая распространенность хронических заболеваний среди воспитанников ДОУ компенсирующего вида по сравнению с ДОУ общеразвивающего вида.

Установлено, что высокий уровень тревожности встречается почти у четверти обследованных дошкольников, при этом анкетный опрос родителей свидетельствует о том, что ими в недостаточной степени учитывается психоэмоциональное напряжение детей.

Доказано, что в результате проведения лечебно-коррекционной работы в ДОУ компенсирующего вида можно достичь благоприятной динамики в течении функциональных нарушений и заболеваний органа зрения у воспитанников, снижения частоты нарушений опорно-двигатсльпого аппарата, уменьшения длительности острых респираторных заболеваний, увеличения числа дошкольников, перешедших из III группы здоровья во Н-ю.

Установлено, что нехватка достаточного количества медицинского персонала, специалистов-дефектологов, помещений, а также отсутствие стандартизованной системы организации оздоровительных и лечебно-коррекционных мероприятий в специализированных ДОУ приводит к нарушениям режима дня детей и проведению1 оздоровительных процедур за счет других обязательных^ мероприятий (дневной и вечерней прогулок, дневного сна) — что может негативно отражаться на состоянии здоровья воспитанников.

Разработаны рекомендации по оптимизации условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения, мониторингу состояния здоровья воспитанников специализированных ДОУ в современных условиях.

Практическая значимость исследования. Разработаны практические рекомендации по организации воспитания и оздоровления дошкольников с нарушением зрения в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Практические рекомендации предназначены для руководителей органов управления и учреждений дошкольного образования, администрации детских поликлиник. Внедрение полученных результатов в практику позволит повысить эффективность образовательной и оздоровительной деятельности специализированных дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения.

Внедрение результатов исследования. Разработаны методические рекомендации «Гигиенические: рекомендации по организации воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных дошкольных образовательных учреждениях г.' Москвы» (утверждены Главнымгосударственным, санитарным врачомг. Москвы). Разработанные гигиенические1 рекомендации внедрены в работу ДОУ компенсирующего и комбинированного видов -№ 2245 (г. Москва), № 823 (г. Москва)-, Центра образования № 1998 «Лукоморье» (г. Москва) и № 63 (г. Щелково, Московская область).

Материалы диссертации используются, в учебном процессе на кафедре гигиены детей и подростков ФГ1ПО педиатров ММА им. И. М. Сеченова.

Апробация: работыОсновные материалы^ диссертации доложены на конференции молодых ученых Научного центра здоровья детей РАМЫ. 12 сентября 2008 г. Апробация диссертации1 проведена на межкафедральной конференции кафедры гигиены детей п подростков факультета. последипломного профессиональногообразования педиатров ММА им. И. М. Сеченова и кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды медико-профилактического факультета ММА им. И-М. Сеченова (март, 2009 г-) —. ¦

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ, из них 2 в ведущем рецензируемом научном журнале:

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, обзора литературы, методической главы, двух глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Основной текст диссертации изложен на 150 страницах, содержит 16 таблиц и 13 рисунков.

Список литературы

включает 172 источника, из которых 13 иностранных авторов.

Выводы.

1. Особенностями состояния здоровья дошкольников, посещающих ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения, в сравнении с ДОУ общеразвивающего вида, являются:

— достоверно большая численность детей, отнесенных к III группе здоровья (66,4% против 52,8%);

— значительно более низкая распространенность функциональных отклонений: 467,2%о против 1276,4%о (без учета функциональных нарушений зрения у воспитанников ДОУ рассмотренных видов);

— более высокая распространенность хронических заболеваний: 696,7%о против 522,2%о (без учета хронической патологии органа зрения), что обусловлено тем, что ДОУ компенсирующего вида поступают дети с полисистемной хронической патологией.

2. Психологический статус дошкольников с нарушениями зрения характеризуется наличием высокой тревожности, свойственной 23,1% воспитанников, и специфическими особенностями у 12% детей, свидетельствующими о переживании ими ограниченности своей зрительной функции.

3. Анкетирование родителей дошкольников с нарушениями зрения, посещающих специализированное ДОУ, позволило установить, что:

— почти в каждой пятой семье (18,6%) родители недооценивают высокий уровень тревожности своих детей;

— в 35% семей имеют место отдельные нарушения режима дня и питания ребенка;

— в 28% семей дети получают дополнительную учебную нагрузку продолжительностью от 2 до 5 часов в неделю, что значительно превышает объем допустимой для здоровых дошкольников дополнительной учебной нагрузки.

Выявлены достоверные корреляционные связи между уровнями невротизации и тревожности детей (г = 0, 23, р<0,05), а также нарушениями режима дня, питания и учебной нагрузки ребенка дома (г = - 0,23, р<0,05).

4. Исследованные дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушениями зрения в целом соответствуют гигиеническим требованиям. В тоже время в ДОУ имеют место превышение наполняемости групп и нарушения норм искусственного освещения. Отсутствие достаточного количества медицинского персонала, необходимых помещений и оборудования приводит к проведению оздоровительных и лечебно-коррекционных процедур за счет времени, отведенного для прогулок и дневного сна, тем самым нарушая режим дня детей. Система оздоровления детей в ДОУ компенсирующего вида по сравнению с ДОУ комбинированного вида в большей степени отвечает потребностям дошкольников с патологией органа зрения и сопутствующими заболеваниями, поскольку позволяет целенаправленно проводить широкий спектр лечебно-коррекционных мероприятий в отношении данной категории воспитанников.

5. Лечебно-коррекционные и оздоровительные мероприятия в ДОУ компенсирующего вида обеспечивают улучшение состояния здоровья воспитанников. К концу пребывания в ДОУ достигнуто улучшение состояния зрительного анализатора у 82,7% наблюдаемых дошкольниковтрехкратно уменьшилась численность детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата с 59,3% до 18,5% (1=3,4- р<0,01) — снизилась средняя длительность острых респираторных заболеванийдостоверно увеличилось число детей, относимых к II группе здоровья с 14,8% до 48,15% (1=2,83, р<0,01) при уменьшении наполняемости III группы здоровья с 81,5% до 48,15% (1=2,74, р<0,05).

6. Совершенствование оздоровительной работы в специализированных дошкольных образовательных учреждениях должно включать: строгое соблюдение физиолого-гигиенических регламентов, направленных на обеспечение оптимального режима дня и условий воспитания и оздоровления;

— увеличение количества медицинского персонала и профильных специалистов, помещений и оборудования, необходимого для коррекционной и оздоровительной работы;

— интеграцию общеразвивающих программ со специальными тифлопедагогическими и психологическими программамииндивидуальную психологическую коррекцию отклонений в психофизиологическом статусе детей с нарушениями зренияобеспечение систематического медицинского наблюдения за состоянием здоровья детей и эффективностью лечебно-оздоровительной работы;

— проведение гигиенического обучения родителей детей с нарушениями зрения для повышения эффективности оздоровительной работы.

Практические рекомендации по оптимизации организации воспитания н оздоровления дошкольников с нарушениями зрения в специализированных ДОУ.

1. Для повышения эффективности лечебпо-коррекционноп и оздоровительной работы рекомендуется создание «коррекционпых советов» в каждом ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушениями зрения. В состав «коррекционного совета» необходимо включить врача-педиатра и офтальмолога (прикрепленных к ДОУ), а также тифлопедагога, психолога, логопеда, специалиста по ЛФК и по научно-методической работе. Возглавлять «коррекциоппый совет» должен заместитель заведующего ДОУ по научно-методической работе.

Задачамикоррекционного совет являются:

1. Оценка состояния здоровья, физического и психологического развития каждого ребенка ДОУ;

2. Составление индивидуальной программы оздоровления и коррекции нарушений каждого ребенка в ДОУ с последующей, оценкой ее эффективности,.

3. Разработка занятий, интегрирующих общеразвивающие, лечебно-коррекционные и оздоровительные мероприятия, в целях уменьшения психологического напряжения и утомления дошкольников;

4. Анализ и обобщение опыта всей коррекцпонной и оздоровительной работы, проводимой в ДОУ;

5. Разработка и реализация программ просвещения роди Iелей по различным аспектам (гигиеническим, психологическим, медицинским н др.) воспитания детей, страдающих нарушениями зрения.

2. В целях оптимизации медицинской помощи детям с нарушениями зрения необходимо организовывать мониторинг состояния их здоровья трижды в год (в начале, середине и конце учебного года), с обязательным осмотром педиатром и офтальмологом, а также важно контролировать соблюдение единой схемы посещений ДОУ врачами-специалистами.

3. Для эффективного проведения коррекционно-оздоровительпых мероприятий в ДОУ при условии наличия в нем достаточного количества медицинских работников, специального оборудования и помещении целесообразно выделить в режиме дня детей «оздоровительный час», который будет проходить ежедневно 2 раза в день (по 15−30 минут в зависимости от возраста детей) в следующее время: с 9:40 до 10:10 вместо самостоятельной игровой деятельности (т.к. с 10:30 у дошкольников предусмотрена прогулка на свежем воздухе, на которой также присутствует игровая деятельность) и с 15:00 до 15:30 (этот промежуток времени уже предусмотрен Методическими указаниями по организации воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения от 14.05.1984 № 3029−84 для оздоровительной гимнастики).

В зависимости от возраста детей продолжительность «оздоровительного часа» должна быть различной:

— для детей младшей группы — 2 занятия (утром и во второй половине дня) по 15 мин.;

— для детей средней группы — 2 занятия (утром и, во второй половине дня) по 20 мин.;

— для детей старшей группы — 2 занятия (утром и во второй половине дня) по 25 мин;

— для детей подготовительной группы — 2 занятия (утром и во второй половине дня) по 30 мин.

4. Во время «оздоровительного часа» детей необходимо разделить па подгруппы, которые будут поочередно проходить групповые коррекциопные и оздоровительные мероприятия, что не нарушит режим дня воспитанников и позволит снизить их утомляемость. Кроме того, нагрузка на детей должна распределяться равномерно, сочетать «активные» и «пассивные» виды оздоровительных и лечебно-коррекционных занятий (например, утромвключать «активные» методы оздоровления такие, как бассейн, ЛФК, тренажеры, а вечером — «пассивные»: массаж, физиотерапия и т. д.).

5. Организация и внедрение в. сетку расписания «оздоровительного часа» подразумевает проведение большого объема лечебно-коррекционной работы для значительного количества детей одновременно, что требует привлечения большего штата сотрудников (медицинских сестер, медицинских сестер-ортоптисток, массажистов и т. д.), а также увеличения материально-технической базы для проведения оздоровительных мероприятий (закупки дополнительного оборудования, выделения дополнительных помещений для занятий и т. д.).

6. Для повышения эффективности лечебно-коррекционных и оздоровительных мероприятий в специализированных ДОУ для детей с нарушениями зрения необходимо сокращать количество человек в группах до десяти.

7. Необходимо проводить систематическую оценку физического развития детей и, в случае обнаружения дефицита массы тела у дошкольников, осуществлять индивидуальный подбор продуктового состава меню для данной категории лиц: повышать калорийность и корректировать микрои макронутриентный состав пищи. При проведении просветительской работы с родителями следует уделять особое внимание вопросам здорового питания дошкольников.

8. Необходим строгий контроль уровней освещенности в специализированных ДОУ для" детей с нарушением зрения: следует повышать освещенность там, где она недостаточна, и корректировать уровень освещенности в случае ее избытка, особенно при содержании в ДОУ детей со светобоязнью. Дошкольникам со светобоязнью можно рекомендовать носить очки с зелеными, желто-зелеными и дымчатыми стеклами, задерживающими до 50% светаесли таких детей в ДОУ встречается сравнительно мало. В случае, если детей со светобоязнью в специализированном ДОУ насчитывается 5−6 человек и более, можно создать разновозрастную группу, выделив для таких воспитанников специальные помещения и снизив в них освещенность до 100−200 Лк. Кроме того, выявленная в некоторых ДОУ пониженная влажность воздуха требует контроля и коррекции параметров микроклимата.

9. Следует проводить регулярное просвещение родителей по вопросам, касающимся условий воспитания, режима дня и питания дошкольников с нарушениями зрения, а также по вопросу о допустимых пределах дополнительной образовательной нагрузки для детей.

Объем дополнительной образовательной нагрузки не должен превышать: 15 минут в неделю — для младших дошкольников, 50 минут в неделю — для средних дошкольников, 1,5 часа в неделю — для старших дошкольников.

10. В целях оптимизации психологического сопровождения детей с патологией органа зрения в специализированных ДОУ следует предусмотреть возможность более раннего начала индивидуальной психологической коррекции и большего охвата детей индивидуальными занятиями с психологом.

11. Следует признать организацию системы воспитания ДОУ компенсирующего вида наиболее подходящей для категории детей с нарушением зрения и организовывать большее количество ДОУ подобной направленности. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность реализации принципов преемственности не только условий обучения и воспитания, но и оздоровительных технологий в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Возможными моделями таких учреждений могут служить образовательные учреждения «Детский сад компенсирующего вида — начальная школа».

12. Целесообразно проводить систематическое обучение педагогических и медицинских работников ДОУ современным оздоровительным и профилактическим технологиям. Кроме того, нужно расширять штат тифлопедагогов в специализированном ДОУ, а руководителям ДОУ следует способствовать передаче тифлопедагогических знаний и технологий внутри самого учреждения (так, тифлопедагоги могут проводить мастер-классы для работников ДОУ и воспитателей).

Заключение

.

Проведенная комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушениями зрения показала, что среди, них преобладают дошкольники, страдающие хроническими? болезнями в стадии компенсации и имеющие III группу здоровья (66,4%), и совершенно отсутствуют дети, которые могут считаться абсолютно здоровыми (I группа здоровья). При анализе причин отнесения детей к III и IV группам здоровьяпри наличии хронической патологии одной системы организма было выявлено значительное количество воспитанников с хронической патологией опорно-двигательного аппарата (23,1%) и более половины детей с патологией зрительного анализатора (64,3%).

Изучение особенностей заболеваемости' детей с нарушением зрения показало,. что на каждого дошкольника с нарушением зрения в среднем приходится, почти по два функциональных отклонения и два хронических заболевания. В структуре функциональных отклонений, распространенных среди воспитанников специализированного ДОУ, I ранговое место принадлежит нарушениям зрения, в основном за счет гиперметропии слабой степени, непостоянного косоглазия, амблиопии и миопии слабых степеней. II «ранговое место занимают функциональные нарушения костно-мышечпой системы и соединительной ткани (нарушения осанки, вальгусная установка стоп и уплощение свода стопы), функциональные психические расстройства и функциональные расстройства системы кровообращения занимают III ранговое место в равной степени.

В структуре хронических заболеваний, среди дошкольников с нарушениями зрения I ранговое место, также принадлежит болезням органа зрения: II ранговое-место занимают хронические болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (паховые, пупочные грыжи, плосковальгусная деформация стоп и плоскостопие), III ранговое место принадлежит заболеваниям центральной нервной системы.

Анализ различий в состоянии здоровья между мальчиками и девочками обнаружил несколько статистическидостоверных различий. Так, общая патологическая пораженность мальчиков оказалась выше, чем девочек (3714,28%о против 3474,58%о), причем незначительно отличалась по распространенности функциональных нарушений (1746,03%о против 1711,87%о), но существенно — по частоте встречаемости хронических болезней (1968,25%о против 1762,71%о). По критерию Фишера было выявлено, что мальчики достоверно чаще болеют хроническими заболеваниями центральной нервной системы, а девочки — заболеваниями мочевыделительной системы (р<0,01).

С помощью критерия Фишера было обнаружено, что мальчики достоверно чаще девочек имеют такое функциональное нарушение зрения, как простой астигматизм, а также предмиопию, угрозу миопии и спазм аккомодации (р<0,01). На уровне тенденции было выявлено, что в целом большее количество девочек по сравнению с мальчиками страдает функциональными нарушениями зрения (р<0,05). Также на уровне тенденции можно утверждать, что непостоянное косоглазие наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков (р<0,05). Помимо этого, было обнаружено, что мальчики достоверно чаще девочек имеют такое хроническое заболевание органа зрения, как частичная отслойка сетчатки (р<0,05).

Анализ взаимосвязи ¿-сопутствующей патологии с нарушениями зрения у дошкольников показал, что почти половина всех детей с нарушениями зрения (43,4%) имеет нарушения со стороны опорно-двигателыюго аппарата- 22,1% всех детей с нарушениями зрения страдает расстройствами со стороны центральной нервной системы- 7,4% всех обследованных воспитанников имеет одновременно патологию нервной системы и опорно-двигателыюго аппарата.

Различные данные о заболеваемости детей и распределении их на группы здоровья (в частности, более низкий уровень распространенное ги функциональных заболеваний у детей с нарушением зрения по сравнению с дошкольниками из детских садов общеразвивающего видаснижение количества детей с III группой и увеличение числа детей с II группой здоровья к окончанию срока воспитания в специализированном ДОУуменьшение количества детей, имеющих патологию опорно-двигательного аппарата к окончанию срока обучения в ДОУ и др.) свидетельствуют об оптимальности условий воспитания и эффективности используемых в специализированном ДОУ технологий оздоровления детей с нарушениями зрительного анализатора.

Исследование особенностей физического развития дошкольников с нарушением зрения на основе замеров показателей физического развития дошкольников выявило, что из всех обследованных дошкольников почти 24% имеет различные отклонения физического развития, которые представлены преимущественно дефицитом массы тела (16,39%). Однако подавляющее большинство воспитанников с нарушением зрения (76,23%о) имеет нормальный уровень физического развития. Это может быть обусловлено рациональной организацией питания детей в специализированном ДОУ, которое соответствует санитарными правилами и нормами, и включает добавление в меню необходимых продуктов для обеспечения детей микрои макронутриентами.

По критерию Фишера были выявлены достоверные различия между мальчиками и девочками в сфере физического развития: на уровне тенденции было обнаружено, что у девочек чаще наблюдается дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела (р<0,05). Распространенность дефицита массы тела среди девочек-воспитаиппц специализированного ДОУ (22%) достоверно превышает распространенность этого нарушения физического развития в популяции (по данным научных исследований, проведенных в разных регионах России: Кучма В. Р., Скоблппа H.A., 2003; Кузина A.B., 2003; Изаак С. А., Панасюк Т. В., 2005; Игнатова Л. Ф., 2007; Конова С. Р., 2007; Токарев С. А., 2008 и др.). В связи с этим необходимо контролировать физическое развитие воспитанников в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов не реже трех раз в год и при необходимости осуществлять индивидуальный подбор продуктового состава меню для детей с отклонениями в физическом развитии.

Исследование психологического статуса детей по данным психологического обследования дошкольников от 4 до 7 лет с помощью методики Тэммл-Дорки показало, что подавляющее большинство воспитанников с нарушением зрения (73,1%) имеет средний уровень тревожности, а высокая тревожность свойственна 23,1% дошкольников.

По критерию Фишера было выявлено, что в группе 6−7-летних средняя тревожность встречается достоверно чаще, чем в группе 4−5-летних (р<0,01). А низкая тревожность достоверно чаще наблюдается у 4−5 летних и 5−6-летних, чем у 6−7-летних дошкольников (р<0,01). Последнее может быть связано с непростым для детей этапом подготовки к школе, когда большинство дошкольников имеет средний и высокий уровни тревожности. л С другой стороны, процент детей со средней тревожностью выше среди детей 6−7 лет, чем среди 4−5-летних, а высокая тревожность, наоборо!, реже встречается у 6−7-летних, чем у 4−5-летпих. Это свидетельствует об адаптации детей к условиямДОУ и косвенно указывает па эффективность осуществляемой коррекционной работы с ними.

Были выявлены также специфические особенности в ответах и обоснованиях детей с нарушением зрения, свидетельствующие о наличии у воспитанников депривации, связанной с ослаблением зрительной функции. Так, 12% обследованных детей при обосновании «грустного» лица у нарисованного персонажа называли одну и ту же причину: отсутствие глаз («потому что у него нет глазок», «нет лица»). Полученные данные соотносятся с результатами исследования В. С. Мухиной (2000), показавшей, что у детей дошкольного возраста развивается образ тела, и они начинают осознавать свои анатомические особенности. Примечательно также, что у 85% из тех дошкольников, у которых проявилась депривация, связанная с ослаблением зрения, была обнаружена также и высокая тревожность. Этот факт указывает на то, что осознание и переживание ограниченности своей зрительной функции актуально преимущественно для категории детей, имеющей высокий уровень тревожности.

По результатам анкетирования родителей было установлено, что большинство дошкольников с нарушением зрения имеет низкую тревожность (66,5%) и низкий уровень невротизации (81%), тогда как высокие уровни тревожности' и невротизации свойственны 4,5% дсгей. Кроме того, было обнаружено, что высокий уровень невротизации достоверно чаще" встречается у девочек, чем у мальчиков (р<0,01). С помощью коэффициента корреляции Пирсона была выявлена также достоверная корреляционная связь между шкалами «Тревожность» и «Невротизация». Между ними была выявлена положительная корреляция на уровне тенденции (р<0,05), что подтвердило связность и однородность полученных субъективных данных родительского опроса.

По критерию Фишера было обнаружено, что на уровне тенденции в группе 3−4-летних высокая тревожность (по данным анкетирования родителей) встречается достоверно чаще, чем в группах 4−5-летних и 5−6-летних дошкольников (р<0,05). Это может быть связано с повышенным уровнем тревожности у самих родителей, беспокоящихся за развитие своих маленьких детей.

Обнаруженное несоответствие между данными о тревожности детей по результатам анкетирования родителей и по методике Теммл-Дорки может быть объяснено тем, что шкалы «Тревожность» и «Невротизация» из анкеты в отличие от методики Теммл-Дорки (которая дает объективные сведения о тревожности) состоят из субъективных ответов родителей, зачастую необъективно оценивающих поведение своего ребенка, а также склонных преуменьшать, или, наоборот, преувеличивать те или иные черты его поведения.

Изучение состояния здоровья детей с нарушением зрения по итогам анкетирования их родителей показало, что большинство детей имеет «оптимальное» и «удовлетворительное» состояние здоровья (74% и 26% соответственно). Подобные результаты можно объяснить субъективностью полученных от родителей данных. Кроме того, по результатам опроса родителей более половины воспитанников специализированного ДО У состоят на диспансерном учете у различных врачей-специалистов (не считая офтальмолога), из них больше всего детей состоит па учете у ортопеда и невролога (по 27%). Это подтверждает полученные нами данные о заболеваемости: наряду с нарушениями зрения у детей наиболее част встречается патология опорно-двигательного аппарата и централы 1011 нервной системы. Более половины родителей указали, каким видам лечения подвергались их дети: больше всего дошкольников получали медикаментозное лечение (31,6%), физиотерапию (23,7%) и массаж (15, 8%).

Проведение гигиенической оценки условий воспитания детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ показало, что все четыре обследованных детских учреждения г. Москвы и Московской области, несмотря на некоторые недостатки в условиях содержания, по критерию соответствия нормам и требованиям различных гигиенических параметров относятся к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия.

На основе результатов исследования можно утверждать, что условия в ДОУ компенсирующего вида по сравнению с ДОУ комбинированного вида лучше соответствуют специфике воспитания и оздоровления детей с нарушением зрения. Кроме того, по результатам гигиенической оценки различных ДОУ для детей с нарушением зрения были составлены практические рекомендации по оптимизации организации их воспитания и оздоровления.

Гигиеническая оценка системы оздоровления детей с нарушениями зрения в современных специализированных ДОУ выявила, что, несмотря па наличие явных преимуществ в коррекционно-оздоровительиой работе с детьми (закаливание, современные технологии коррекции нарушений зрения и оздоровления и т. д.), в ней имеется и ряд недостатков. Так, отсутствие единой стандартизованной системы оздоровительных и лечебных мероприятий требует внедрения «оздоровительного часа», интегрированного в расписание занятий детей. «Оздоровительный час» следует проводить ежедневно, два раза в день по 15−30 минут (в зависимости от возраста детей) в следующее время: с 09:40 до 10:10 и с 15:00 до 15:30.

Для повышения эффективности образовательной программы и оздоровительных мероприятий целесообразно сокращение количества человек в группах до десяти детей. Однако это, как показано в исследованиях Г. В. Терентьевой, О. Г. Ивановой, Г. А. Шаршаткиной (1990), потребует новых планировочных решений ДОУ с соответствующим оборудованием групповых помещений.

Выявленная в некоторых ДОУ неравномерная освещенность и пониженная влажность воздуха свидетельствуют о необходимости контроля и коррекции освещенности и параметров микроклимата. Однако, на сегодняшний день нет единого мнения по поводу уровней освещенное ги в помещениях для детей с различными заболеваниями органа зрения: по мнению одних авторов (Шматко Н.Д., 2001; Ахметзянов И. М., 2007), таким детям необходим повышенный уровень освещенности, по мнению других (В.И. Белявская и Ю. М. Дворянцева, 1990) — следует предусматривать зоны с низким уровнем освещенности там, где воспитываются дошкольники со светобоязнью. На наш взгляд, детям со светобоязнью можно рекомендовать носить очки с зелеными, желто-зелеными и дымчатыми стеклами, задерживающими до 50% света, если таких детей в ДОУ встречается сравнительно мало. В случае если детей со светобоязнью в специализированном ДОУ насчитывается 5−6 человек и более, можно создать разновозрастную группу, выделив для таких воспитанников специальные помещения и снизив в них освещенность.

Следует подчеркнуть, что дети, посещающие специализированные ДОУ, нуждаются в особом внимании врачей — систематическом мониторинге состояния здоровья и эффективности проводимой лечебно-коррекционной и оздоровительной работы. Однако, к примеру, в ДОУ комбинированного вида.

63 г. Щелково) врач осматривает воспитанников только 1 раз в год, что не позволяет своевременно выявлять функциональные расстройства и начальные стадии хронических заболеваний, а также корректировать лечебную и оздоровительную работу, проводимую в ДОУ. В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 от 30.12.2,003 дети со II группой здоровья должны осматриваться врачом-специалистом по профилю патологии не реже 1 раза в год, а дети с III группой здоровья — не реже 2 раз в год. Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения мониторпшл состояния здоровья воспитанников специализированных ДОУ не реже 2 раз в год. Более эффективным, на наш взгляд, является трехкратное профилактическое обследование детей, что позволит в начале года спланировать индивидуальную «программу оздоровления каждого ребенка, в середине года — оценить эффективность проводимой оздоровительной работы и, при необходимости, ее скорректировать, а в конце учебного годаоценить эффективность проведенной работы, и дать рекомендации родителям по оздоровлению ребенка в летнее время.

Изучение соотношения параметров режима, питания и учебной нагрузкидетей дома и в детском саду по результатам анкетирования родителей дошкольников с нарушением зрения выявило, что большинство обследованных детей имеет «оптимальное» и «удовлетворительное» соотношение параметров режима, питания и учебной нагрузки дома (65% и 35% соответственно) и в детском саду (80% и 20% соответственно). Кроме того, по данным опроса родителей было обнаружено, что большинство де1ей (85%), занимающихся дополнительно, превышает объем допустимой для них дополнительной учебной нагрузки (занимаются 2−5 часов в неделю). Это указывает на необходимость повышения уровня просветительской работы, проводимой с родителями, и акцентирования их внимания на нормах дополнительной учебной нагрузки дошкольников.

С помощью критерия Фишера было обнаружено, что «оптимальное» соотношение параметров режима, питания и учебной нагрузки дома встречается’достоверно чащеу детей 3−4 лет, чем у детей 5−6 лет (р<0,01). А у детей 5−6 лет, в свою очередь, чаще, чем у 3−4-летних, встречается «удовлетворительное» соотношение параметров режима, питания и учебной нагрузки дома (р<0,01). Вероятно, такие результаты связаны непосредственно с возрастными особенностями детей: очевидно, что младшие дошкольники нуждаются в большем внимании родителей и более тщательном уходе, чем старшие дети. Видимо, поэтому родители более тщательно соблюдают нормы домашнего режима, питания и учебной нагрузки с детьми младшего возраста.

С помощью коэффициента корреляции* Пирсона были выявлены две достоверные корреляционные связи, касающиеся режима ребенка дома и в детском саду: отрицательная корреляция между шкалой «Невротизация» и шкалой «Режим/питание/нагрузка ребенка дома», а также положительная корреляция между шкалами «Режим/питание/нагрузка ребенка дома» и «Режим/питание/нагрузка ребенка в детском саду» (р<0,05). Первая корреляционная зависимость подтверждает известную взаимосвязь уровня невротизации детей с домашней обстановкой, а также с той степенью внимания и ухода, которое уделяют ребенку родители. Вторая корреляционная связь может быть объяснена тем, что родители, тщательно следящие за< режимом, питанием и учебной нагрузкой своего ребенка дома, скорее всего, будут также контролировать соблюдение указанных параметров в ДОУ, а также верить в их соблюдение (и наоборот).

Таким образом, в результате проведенного исследования дана комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушениями зрения, условий их воспитания и оздоровления в специализированных ДОУизучена организация лечебно-коррекционной и оздоровительной работы в ДОУ компенсирующего и комбинированного видовпроведен сравнительный анализ данных заболеваемости и физического развития воспитанников специализированных ДОУ и ДОУ общеразвивающего вида с использованием литературных данныхустановлены особенности психологического статуса детей с нарушениями зрения по данным психологической методики и анкетирования родителейсобраны сведения об особенностях режима, питания и дополнительной учебной нагрузке дошкольников домапроведен тендерный анализ полученных результатов исследования, а также рассмотрены данные анкетирования родителей. Все вышеизложенное позволило сформулировать выводы и разработать практические рекомендации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.С., Ливадо Е. И., Куран Ю. И. Физкультура при близорукости.- М.: Советский спорт, 1993. 80 с.
  2. В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 52 с.
  3. В.М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушением и отклонением развития. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
  4. И.М. Охрана здоровья дошкольников. Справочное пособие для ДОУ. М.: Сфера, — 2007. — 304 с.
  5. В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. -Сергиев Посад: Загорская типография, 1995. — 70 с.
  6. A.A., Кучма В. Р., Ямпольская 10.А. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. -М.: Союз педиатров, 1999. — 225 с.
  7. В.И., Дворянцева Ю. М. Оптимизация световой среды учебных помещений школ-интернатов для слабовидящих// Гигиена специальных учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья. под ред М.С.Богданова) СПб: Ленинград, 1990. — С. 20−26.
  8. Н.О. Обоснование оптимальной учебно-воспитателыюи нагрузки для дошкольников 3−4 лет //Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 63−65.
  9. М.Э. Психолого-педагогическая коррекция психомоторного и сенсорного развития слепых детей раннего возраста//Нарушение зрения у детей раннего возраста, диагностика и коррекция. М.: Полиграф Сервис, 2001. — С.90−161.
  10. Ш., Листопадова H.A. Возможности магиитотераппп в стабилизации зрительных функций у больных глаукомой.// Вестник офтальмологии. -1996. № 1. — С.6−8.
  11. Е.С. Оценка физического развития детей и подростков/Учебное пособие для мед. вузов. М.: HTM А, 2006. — 260 с.
  12. М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. М.: ACADEMIA, 2003. — 144 с.
  13. Ван Дайк Я. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей//Дефектология. 1992. — № 4. — С. 21−29.
  14. A.M. Обучение слепых преддошкольников предметным действиям с игрушкой//Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии /Сб. науч. трудов СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С.9−15.
  15. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. М.: Логос, 1993. — 78 с.
  16. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999.-224 с.
  17. Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей//Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития СПб.: Питер, 2002 — С.103−120.
  18. Е.Л. Методики оценки сформированное&trade- базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениямив развитии // Дефектология. — 2001. № 3. — С 81−96.
  19. Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психологический журнал. 1998. — Т.9. — № 2. — С.97 -107.
  20. Л.П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресса, 2007. — 72 с.
  21. Е.О. Алиментарный статус и пути его коррекции у детей дошкольного возраста//Достижения медицинской науки Белорусии. — 2005. -№ 10. С.109−110.
  22. В.П. Опыт и перспективы интегрированного образования детей с нарушением зрения // Дефектология. 1998. — № 2. — С.75 — 78.
  23. В.П. Проблемы образования слепых и слабовидящих детей.// Дефектология. 1998. — № 1. — С.95 — 97.
  24. В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2001.-288 с.
  25. Н.И. Реформа начального общего образования: шаг вперед или назад?//Пятилетние дети в системе дошкольного образования г. Москвы -М.: Центр «Школьная книга», 2005. — С.8−16.
  26. Действия общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья детей и всего населения/Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2005 Г.//ВОЗ, 2005. 147 с.
  27. Л.К. Новые подходы к профилактике и коррекции близорукости у детей и подростков: Дисс.канд. мед. наук. Симферополь, 1996.-125 с.
  28. Л.К., Цамерян А. П. Основы индустриальной медицины в офтальмологии. Симферополь: «Оригинал-М», 1996. — 34 с.
  29. Г. Г. Тренируйте зрение. М.: Советский спорт, 1990.-48 с.
  30. Г. Г. Школа здоровья глаз. СПб.: ИК «Комплект», 1996. — 262 с.
  31. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. -2003. № 30. — С.15−18.
  32. Дружинина Л. А Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации занятий лечебной физкультурой детей с косоглазием и амблиопией//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. -№ 1. С.40−43.
  33. С.П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М.: Советский Спорт, 2000. — 240 с.
  34. В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: ГИЦ Владос, 2000. — 240 с.
  35. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 года № 181//ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.10.2003 № 132-Ф3).
  36. М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
  37. Л.Ф. Современная технология социально-гигиенического мониторинга детского населения //Автореф. доктора мед. наук. М., 2007. -50 с.
  38. С.И., Панасюк Т. В. Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста //Педиатрия. -2005.-№ 3.-С.60−62.
  39. Д.С. Физиолого-гигиеническая оценка экспериментальных форм организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф.канд. биолог. наук, М., 2003. -23с.
  40. Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. ВОЗ, Женева, 1989. //Соц. обеспечение. 1999.-N 4.- С. 29−31.
  41. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1995. 560 с.
  42. Е.И. Глазные болезни. М.: Медицина, 1980. — 432 с.
  43. С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: V Автореф. доктора мед. наук. М., 2007. — 50 с.
  44. A.B. Гигиеническое обоснование и пути оптимизации питания детей, посещающих детские дошкольные учреждения г. Орла: Автореф.канд. биолог, наук. — М., 2003. -22 с.
  45. H.H., Степанова М. И., Сазанюк З. И., Березина Н.О и др. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания // Вестник-РАМН, 2003.-№ 8.-С.20−21.
  46. JI.E. Приоритеты московского дошкольного образования/Юсновные направления развития дошкольного образования в Москве М.: Центр «Школьная книга», 2004. — С.5−15.
  47. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд. НЦЗД РАМН, 2001. — 376 с.
  48. В.Р., Сухарева JT.M., Ильин А. Г. и др. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях /Пособие для врачей. М., 2002. — 68 с.
  49. В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения среда обитания». — М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. — с. 103−160.
  50. В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР, 2008. — 384с.
  51. В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2006. — 144 с.
  52. . Фазы развития ребенка. Калуга: Духовное познание, 2002.-192 с.
  53. А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006.-336 с.
  54. А. И. Яруллин А.Х. Даутов Ф. Ф. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на территориях с различным уровнем антропогенной загрузки. // Гигиена и санитария.-2002.-К 4.-С.41 -43.
  55. Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного ифизического развития: Автореф. дисс. докт. пед. наук М., 1993. — 32 с.
  56. ГЛ., Аралина H.A. Новые походы к оздоровлению ребенка-дошкольника в дошкольном учреждении и семье/Юсновные направления развития дошкольного образования/По материалам науч.-практич. конференции. М: Школьная книга, 2004. — С. 191−195.
  57. H.H. Специальное образование в России и за рубежом. -4.1. М.: ИКПРАО, 1996. — 180 с.
  58. H.H. Неограниченные возможности специального образования// Дошкольное образование: Ориентиры на результат -Калиниград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. С.98−103.
  59. A.B. Критерий гигиенической оценки состояния детских дошкольных учреждений и их классификация// Гигиена и санитария. 1993. -№ 1.-С. 46−48.
  60. Т.Ю. Гигиеническое обоснование использования закаливающих процедур с целью оздоровления дошкольников//Гигиспа и санитария. 1992. — № 3. — С. 35−37.
  61. Т.Н., Денискина В. З. Система формирования неречевых средств общения у дошкольников с нарушениями зрения// Дефектология. -Вып. № 5. 2001. — С.87−91.
  62. В.А., Токмачев М. С. Математическая статистика в медицине. М.: Финансы и статистика, 2007. — 798 с.
  63. М.А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. -2001. -№ 2. -С.71−87.
  64. М.А., Бондаренко Т. Д. Особенности проведения занятии пофизическому воспитанию с использованием оборудования пестрой цветовой гаммы//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. — № 2 -С.23−28.
  65. М.А., Козлова Е. В. Двигательная активность детей с косоглазием, и амблиопией на занятиях тифлопедагога//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. — № 2. — С.30−40.
  66. М.А., Мишукова В. П., Шачнева Е. Г. Комплексное закаливание детей с косоглазием и амблиопией в специализированном учреждении начальная школа-детский сад//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. № 1. — С.32−39.
  67. М.А., Тюбекина З. Н. Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения на занятиях тифлопедагогов//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. — № 2. — С.41−55.
  68. М.А., Тюбекина З. Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. № 1. — С.44−60.
  69. A.B. Питание в дошкольных образовательных учреждениях// СЭС. 2006. — № 6. — С.13−15.
  70. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр Академия, 2000.- 456 с.
  71. Е. Иногда мне приходит в голову О том, как незрячий ребенок в полтора года узнает мир по звукам и запаху. //Школьный вестник. -2001.-№ 5.- С. 9−11.
  72. Г. В., Фомичева Л. В., Артюкевич Е. В. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 86 с.
  73. Образовательные стандарты для специальных коррекциопных школ// Министерство образования РФ. — СПб., 1996. — С. 52−68.
  74. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения /Методическое пособие под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб.:1. Образование, 1995. 131с.
  75. В.Д. Беседы с родителями незрячих детей М.: АРКТИ, 2007.-192 с.
  76. Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России.//Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.: РАМН, 2004. — 154 с.
  77. Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Выпуск 1//Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"//Отв.редактор Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2004. — 168 с.
  78. Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Выпуск 2//Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"//Отв.редактор Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. — 176 с.
  79. Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Выпуск 3//Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"//Отв.редактор Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2006. — 184 с.
  80. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения Методич. рекомендации/Под ред. Л. И. Солнцевой. М.: Просвещение, 2001. -96 с.
  81. Особенности состояния здоровья населения города Москвы в связи с влиянием факторов среды обитания//Информационный бюллетень Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве. М., 2007. — 26 с.
  82. М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекциоппые игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей — М. «Изд-во ГНОМ и Д», 2002. 160 с.
  83. O.A. Организация управления развитием детей с нарушением зрения в специальном коррекционпом образовательном учреждении: Дисс.канд. мед. наук. Ставрополь, 2006. — 125 с.
  84. O.A. Реабилитация и социальная адаптация детей с нарушением зрения в специально созданных условиях//Здоровый город: план действий на сегодня/Материалы межрегиональной научно-пракг. Конференции 29−30 июня 2004. Ставрополь, 2004. — С. 59−60.
  85. А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине/Пер. с англ. В. П. Леонова М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 144 с.
  86. Л.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения// Специальная дошкольная педагогика. М.: Академия, 2001. — С.47−59.
  87. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М.: Город, 1998. 262 с.
  88. М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 349 с.
  89. E.H. Научиться общаться //Школьный вестник. 2005. -№ 6. — С. 1−7.
  90. E.H. Некоторые особенности коррекциопного обучения дошкольников с нарушением зрения//Дефектология. 2001. — № 2. — С. 84−88.
  91. Т.А., Носова М. Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. 2002. — № 4. — С.67 — 74.
  92. Пономаренко И. И, Черкашин О. Г., Лапердина О. П. и др. Оздоровительные мероприятия по коррекции нарушений органов зрения у детей детского сада //Здоровье населения и среда обитания. 2008. — № 6.-С.14−18.
  93. Л.Л. Комплексная гигиеническая характеристика донозологических состояний у детей дошкольного возраста.- Автореферат дис. канд. мед. наук.- Екатеринбург, 2002, 23 с.
  94. Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей. СПб.: САТЕЛ’Л, 1995. — 26 с.
  95. Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков, и молодежи/Материалы
  96. Всероссийской научно практической конференции с международным участием. М.: Изд-во Научного Центра Здоровья Детей РАМН, 2006. -538с.
  97. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. -М.: АКАДЕМИЯ, 1997.-376 с.
  98. Ю.М., Семячкия Г. П., Татаренко Д. А. Комплексный подход к разработке магнитотерапевтической техники на примере аппарата «Атос»// Мед. техника. 1995. — № 4. — С.32 — 35.
  99. Рапопорт И. К, Кучма В. Р. Состояние здоровья современных детей дошкольного возраста // Здоровье дошкольника. 2008. — № 3. — С. 2−8.
  100. Рапопорт И. К, Храмцов П. И., Звездина И. В., Сотникова Е Н. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы//Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 49−53.
  101. Ю.З. О «зрительной терапии» по Бейтсу // Вестник офтальмологии. 1992. — № 2. — С. 50 — 52.
  102. JI.H. Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения //Физическое воспитание детей с нарушениями зрения. 2000. — № 1. -С.27−31.
  103. СПб.: Издательство СПбГАФК, 1997. С. 55−59.
  104. Л.Н. Физические упражнения для дегей с нарушением зрения: Метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. -М.: ООО «Типография САРМА», 2002. 102 с.
  105. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249−03, М., 2003.-92 с.
  106. Л.С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания//Физическос воспитание детей с нарушением зрения. 2001. -№ 2. — С. 11−18.
  107. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. -208 с.
  108. Ю.А. Проблемы дошкольного плавания и пути их решения/Юсновные направления развития дошкольного образования/по материалам науч.-практич. конференции. — М.: Школьная книга, 2004. -С.142−147.
  109. И.В., Чеботарев A.B. Комплексное оздоровление детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида.// Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. Москва, 2004. — Часть III — С. 132−133.
  110. И.М. Участие органов чувств в работах рук у зрячего и слепого/ Избранные философские и психологические произведения. М.: Огиз, 1947.-397 с.
  111. Е.И., Парамей О. В. Заболевания глаз у детей, перенесших патологию перинатального периода// Рос. вестн. перинатологип и педиатрии. -1997. № 5.-С. 24−26.
  112. Д.В. Дошкольное и школьное питание// «СЭС». 2005. -№ 10. — С.20−22.
  113. Е.О. Дошкольник в современном мире//Дошколыюе образование: Ориентиры на результат — Калиниград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. С. 13−15.
  114. Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М.: Школа-Пресс, 1997. — 383 с.
  115. Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. М.: «Логос» ВОС, 2005. — 268 с.
  116. Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграфа сервис, 2000. — 249 с.
  117. Л.И., Хорош С. М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. М.: Экзамен, 2004. — 68 с.
  118. Е.Е., Данилова Л. И. Лазеропунктурная рефлексотерапия в лечении спазма аккомодации у детей//Офтальмологчисекий журнал. -1992 -№ 5−6. С. 264−268.
  119. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебник/ Под ред. Ю. П. Лисицына. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. — С.202−267.
  120. Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 312 с.
  121. Э.Я. Теория и методика физического воспитания п развития ребенка. М.: Академия, 2001. — 364 с.
  122. М.И. Инновационные процессы в дошкольном и начальном школьном образовании: взгляд гигиениста//Дошкольноеобразование: ориентиры, на результат. — Калининград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. — С.53−57.
  123. Е.А. Современные достижения в специальной дошкольной педагогике// Дошкольное образование: ориентиры на результат. -Калининград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. С. 103 106.
  124. Г. В., Иванова О. Г., Шаршаткина Г. А. Гигиеническая оценка наполняемости групп дошкольных учреждений в связи с планировочными решениями и оборудованием групповых помещений // Гигиена и санитария. 1990. — № 6. — С.37−39.
  125. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № ббб от 12 сентября 2008 г.
  126. С.А. Популяционная оценка и пути оптимизации здоровья детей на Крайнем Севере: Автореф. докт. мед. наук. М., 2008. — 42 с.
  127. .К. Проблемы специального образования детей с нарушением зрения// Физическое воспитание детей с нарушением зрения. -2000. № 1. — С.4−7.
  128. Л.И., Вернадская М. Э. Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. М.: Экзамен, 2004.-165 с.
  129. Хан Е. Движения для зрения// Дошкольное образование — М.: Первое сентября, 2004. № 20 — С. 22−23.
  130. Хартман А.-М. Поиграй со мной. Пособие для родителей.- СПб.: НОУПК «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», 1998. -34с.
  131. П.И. Инновационная деятельность ДОУ в профилактике заболеваний и укреплении здоровья детей//Дошкольное образование: ориентиры на результат. Калининград, 2007. — С. 145−154.
  132. П.И., Рапопорт И. К., Березина Н. О., Никитина М.А.
  133. А.П. Оптико-физиологические аппаратные методы коррекции и восстановления зрения у детей/Пособие для врачей. М.: МЗиСР РФ, РАМН, ГУ НЦЗД НИИ ГиОЗДиП, 2005. — 14 с.
  134. Е.В. Использование средств ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей: Автореф. дисс. канд. мед. наук СПб., 1999. — 24 с.
  135. Л.В. Подвижные игры, для детей с нарушением в развитии. СПб: Детство-пресс, 2005. — 160 с.
  136. А.Г. К оптимизации двигательного режима и закаливания в детских дошкольных учреждениях // Педиатрия. 2005. — № 5. — с. 104−107.
  137. С.И., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 160 с.
  138. Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическоепособие. -М.: Аквариум, 2001. С. 98−99:
  139. Г. П., Терентьева Г. В., Веремкович JI.B., Лашнева И. П., Березина Н. О., Лыткина Л. И. Повышение функциональных возможностей организма дошкольников средствами физического воспитания // Вестник РАМН. 1993. — № 6. — С.7−13.
  140. А.А. Клинические особенности врожденной и ранней близорукости у детей дошкольного возраста // Вестник офтальмологии. -1993.-№ 1.- С. 13−14.
  141. И. Ш. Методические вопросы и опыт организации мониторинга санитарно-гигиенического благополучия детских и подростковых образовательных учреждений //Гигиена и санитария. 1997. -№ 6. — С. 35−38.
  142. И.Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореферат дис. доктора медицинских наук.- СПб., 2001.- 48с.
  143. В.Н. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида//Основныс направления развития дошкольного образования в Москве. — М.: Центр «Школьная книга», 2004. С.76−81.
  144. Bucci М.Р., Kapoula Z., Eqqert Т., Garraud L. Deficiency of adaptive control of the binocular coordination of saccades in strabismus // Vision Res. -1997. -V.37. № 19. — P. 2767 — 2777.
  145. Calonge N. Screening for visual impairment in children younger than age 5 years: recommendation statement // Ann. Fam. Med. 2004. — № 2 (3). — P. 263−266.
  146. Donahue P. S. The relationship between anisometropia, patient age, and the development of amblyopia// American Ophthalmological Society. 2005. — № 103.-P. 313−336.
  147. Dowdswell I.-L., Slater A., Broomholl J. et al. Visual deficits in children bom at less then 32 week gestation and without major ocular pathology andcerebral damage. // Br. J Ophtalmol. 1995. — № 5. — P. 447- 452.
  148. Gallo J., Lennerstraiid G. A population based study of ocular abnormalities in premature children aged 5 to 10 years //Am. J. Ophthalmol. -1991.-№ 5.-P. 539−547.
  149. Gwiazda J. et al. Myopia children show insufficient accomodative response to blur // Invest. Ophthalmol. Vis. Sci. 1993.- № 34 (3). P. 690−694.
  150. Harvey E.M., Dobson V., Miller J.M., Clifford-Donaldson C.E. Amblyopia in astigmatic children: patterns of deficits // Vision Res. 2007. — № 47(3).-P. 315−326.
  151. Kemper A. R, Clark S J., Freed G.L. Services provided for preschool-aged children with suspected amblyopia // J. Pediatr. Ophthalmol. Strabismus. — 2003. № 40 (5). — P. 279−282.
  152. Paysse A.E. Photorefractive keratectomy for anisometropic amblyopia in children // American Ophthalmologic^ Society. 2004. — № 102. — P. 341−372.
  153. Taylor D., Hoyt C. Practical pediatric ophthalmology. Oxford: Blackwell Science Ltd., 1999. — 231 p.
  154. Tingey D. Intraocular pressure control and persistence on treatment in glaucoma and ocular hypertension// Can. J. Ophthalmol. 2005. — Vol. 40. — № 2. -P. 161−164.
  155. Tuppurainen K., Herrgard E., Martikainen A. et al. Ocular findings in prematurely born children at 5 yeas of age// Graefes. Arch. Clin. Exp. Ophthalmol. 1998. — № 5. — P. 261−266.
  156. Wallace D., Chandler D. L., Beck R.W., Arnold R. W. et al. Treatment of bilateral refractive amblyopia in children 3 to 10 years old // Am. J. Ophthalmol.- 2007. № 144(4). — P. 487−496.
Заполнить форму текущей работой