Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушениями зрения и оптимизация условий их воспитания и оздоровления в специализированных дошкольных образовательных учреждениях
Диссертация
Выявленная в некоторых ДОУ неравномерная освещенность и пониженная влажность воздуха свидетельствуют о необходимости контроля и коррекции освещенности и параметров микроклимата. Однако, на сегодняшний день нет единого мнения по поводу уровней освещенное ги в помещениях для детей с различными заболеваниями органа зрения: по мнению одних авторов (Шматко Н.Д., 2001; Ахметзянов И. М., 2007), таким… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Система воспитания и оздоровления детей с 8 нарушениями зрения
- 1. 1. Современная система организации дошкольного 8 образования
- 1. 2. Гигиеническое обеспечение условий воспитания и 15 обучения детей в специализированных ДОУ
- 1. 3. Физическое развитие и заболеваемость дошкольников на 19 современном этапе
- 1. 4. Нарушения зрения в дошкольном возрасте
- 1. 5. Психологические особенности детей дошкольного 27 возраста с нарушениями зрения
- 1. 6. Методы оздоровления детей с нарушениями зрения
- Глава 2. Методы оценки состояния здоровья, условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ
- 2. 1. Объект исследования
- 2. 2. Общая характеристика методов исследования
- 2. 3. Условия и организация исследования
- Глава 3. Комплексная оценка состояния здоровья детей с нарушением зрения, посещающих специализированные ДОУ
- 3. 1. Заболеваемость детей с нарушением зрения
- 3. 2. Физическое развитие детей с нарушением зрения
- 3. 3. Состояние здоровья детей с нарушением зрения по данным 71 анкетирования родителей
- 3. 4. Психологические особенности детей с нарушением зрения 75 по данным психологического обследования и анкетирования родителей
- Глава 4. Гигиеническое обоснование путей оптимизации условий воспитания и оздоровления детей с нарушениями зрения в специализированных ДОУ
- 4. 1. Результаты гигиенической оценки условий воспитания 83 детей с нарушениями зрения, обучающихся в специализированных ДОУ
- 4. 2. Соотношение параметров режима, питания и учебной 100 нагрузки детей с нарушением зрения дома и в ДОУ по данным анкетирования родителей
- 4. 3. Результаты анализа системы оздоровления детей с 104 нарушениями зрения, обучающихся в специализированных ДОУ
- 4. 4. Гигиеническое обоснование путей оптимизации условий 111 воспитания и оздоровления детей с нарушением зрения, посещающих специализированные ДОУ
Список литературы
- Аветисов Э.С., Ливадо Е. И., Куран Ю. И. Физкультура при близорукости.- М.: Советский спорт, 1993. 80 с.
- Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. — 52 с.
- Астапов В.М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушением и отклонением развития. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
- Ахметзянов И.М. Охрана здоровья дошкольников. Справочное пособие для ДОУ. М.: Сфера, — 2007. — 304 с.
- Базарный В.Ф. Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся. -Сергиев Посад: Загорская типография, 1995. — 70 с.
- Баранов A.A., Кучма В. Р., Ямпольская 10.А. и др. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. -М.: Союз педиатров, 1999. — 225 с.
- Белявская В.И., Дворянцева Ю. М. Оптимизация световой среды учебных помещений школ-интернатов для слабовидящих// Гигиена специальных учреждений для детей с отклонениями в состоянии здоровья. под ред М.С.Богданова) СПб: Ленинград, 1990. — С. 20−26.
- Березина Н.О. Обоснование оптимальной учебно-воспитателыюи нагрузки для дошкольников 3−4 лет //Гигиена и санитария. 2001. — № 1. — С. 63−65.
- Вернадская М.Э. Психолого-педагогическая коррекция психомоторного и сенсорного развития слепых детей раннего возраста//Нарушение зрения у детей раннего возраста, диагностика и коррекция. М.: Полиграф Сервис, 2001. — С.90−161.
- Бивас Ш., Листопадова H.A. Возможности магиитотераппп в стабилизации зрительных функций у больных глаукомой.// Вестник офтальмологии. -1996. № 1. — С.6−8.
- Богомолова Е.С. Оценка физического развития детей и подростков/Учебное пособие для мед. вузов. М.: HTM А, 2006. — 260 с.
- Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. М.: ACADEMIA, 2003. — 144 с.
- Ван Дайк Я. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей//Дефектология. 1992. — № 4. — С. 21−29.
- Витковская A.M. Обучение слепых преддошкольников предметным действиям с игрушкой//Современные теоретические, экспериментальные и методические проблемы тифлологии /Сб. науч. трудов СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С.9−15.
- Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. М.: Логос, 1993. — 78 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999.-224 с.
- Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей//Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития СПб.: Питер, 2002 — С.103−120.
- Гончарова Е.Л. Методики оценки сформированное&trade- базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениямив развитии // Дефектология. — 2001. № 3. — С 81−96.
- Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психологический журнал. 1998. — Т.9. — № 2. — С.97 -107.
- Григорьева Л.П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. М.: Школа-Пресса, 2007. — 72 с.
- Гузик Е.О. Алиментарный статус и пути его коррекции у детей дошкольного возраста//Достижения медицинской науки Белорусии. — 2005. -№ 10. С.109−110.
- Гудонис В.П. Опыт и перспективы интегрированного образования детей с нарушением зрения // Дефектология. 1998. — № 2. — С.75 — 78.
- Гудонис В.П. Проблемы образования слепых и слабовидящих детей.// Дефектология. 1998. — № 1. — С.95 — 97.
- Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2001.-288 с.
- Гуткина Н.И. Реформа начального общего образования: шаг вперед или назад?//Пятилетние дети в системе дошкольного образования г. Москвы -М.: Центр «Школьная книга», 2005. — С.8−16.
- Действия общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья детей и всего населения/Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2005 Г.//ВОЗ, 2005. 147 с.
- Дембский Л.К. Новые подходы к профилактике и коррекции близорукости у детей и подростков: Дисс.канд. мед. наук. Симферополь, 1996.-125 с.
- Дембский Л.К., Цамерян А. П. Основы индустриальной медицины в офтальмологии. Симферополь: «Оригинал-М», 1996. — 34 с.
- Демирчоглян Г. Г. Тренируйте зрение. М.: Советский спорт, 1990.-48 с.
- Демирчоглян Г. Г. Школа здоровья глаз. СПб.: ИК «Комплект», 1996. — 262 с.
- Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. -2003. № 30. — С.15−18.
- Дружинина Л. А Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации занятий лечебной физкультурой детей с косоглазием и амблиопией//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. -№ 1. С.40−43.
- Евсеев С.П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М.: Советский Спорт, 2000. — 240 с.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: ГИЦ Владос, 2000. — 240 с.
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 года № 181//ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.10.2003 № 132-Ф3).
- Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1978. — 160 с.
- Игнатова Л.Ф. Современная технология социально-гигиенического мониторинга детского населения //Автореф. доктора мед. наук. М., 2007. -50 с.
- Изаак С.И., Панасюк Т. В. Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста //Педиатрия. -2005.-№ 3.-С.60−62.
- Исаева Д.С. Физиолого-гигиеническая оценка экспериментальных форм организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф.канд. биолог. наук, М., 2003. -23с.
- Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. ВОЗ, Женева, 1989. //Соц. обеспечение. 1999.-N 4.- С. 29−31.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М.: Медицина, 1995. 560 с.
- Ковалевский Е.И. Глазные болезни. М.: Медицина, 1980. — 432 с.
- Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: V Автореф. доктора мед. наук. М., 2007. — 50 с.
- Кузина A.B. Гигиеническое обоснование и пути оптимизации питания детей, посещающих детские дошкольные учреждения г. Орла: Автореф.канд. биолог, наук. — М., 2003. -22 с.
- Куинджи H.H., Степанова М. И., Сазанюк З. И., Березина Н.О и др. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания // Вестник-РАМН, 2003.-№ 8.-С.20−21.
- Курнешова JI.E. Приоритеты московского дошкольного образования/Юсновные направления развития дошкольного образования в Москве М.: Центр «Школьная книга», 2004. — С.5−15.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Изд. НЦЗД РАМН, 2001. — 376 с.
- Кучма В.Р., Сухарева JT.M., Ильин А. Г. и др. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях /Пособие для врачей. М., 2002. — 68 с.
- Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения среда обитания». — М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. — с. 103−160.
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М.: ГЭОТАР, 2008. — 384с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2006. — 144 с.
- Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. Калуга: Духовное познание, 2002.-192 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: КАРО, 2006.-336 с.
- Лысенко А. И. Яруллин А.Х. Даутов Ф. Ф. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на территориях с различным уровнем антропогенной загрузки. // Гигиена и санитария.-2002.-К 4.-С.41 -43.
- Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного ифизического развития: Автореф. дисс. докт. пед. наук М., 1993. — 32 с.
- Малова ГЛ., Аралина H.A. Новые походы к оздоровлению ребенка-дошкольника в дошкольном учреждении и семье/Юсновные направления развития дошкольного образования/По материалам науч.-практич. конференции. М: Школьная книга, 2004. — С. 191−195.
- Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. -4.1. М.: ИКПРАО, 1996. — 180 с.
- Малофеев H.H. Неограниченные возможности специального образования// Дошкольное образование: Ориентиры на результат -Калиниград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. С.98−103.
- Маркин A.B. Критерий гигиенической оценки состояния детских дошкольных учреждений и их классификация// Гигиена и санитария. 1993. -№ 1.-С. 46−48.
- Мартынова Т.Ю. Гигиеническое обоснование использования закаливающих процедур с целью оздоровления дошкольников//Гигиспа и санитария. 1992. — № 3. — С. 35−37.
- Машкова Т.Н., Денискина В. З. Система формирования неречевых средств общения у дошкольников с нарушениями зрения// Дефектология. -Вып. № 5. 2001. — С.87−91.
- Медик В.А., Токмачев М. С. Математическая статистика в медицине. М.: Финансы и статистика, 2007. — 798 с.
- Мишин М.А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. -2001. -№ 2. -С.71−87.
- Мишин М.А., Бондаренко Т. Д. Особенности проведения занятии пофизическому воспитанию с использованием оборудования пестрой цветовой гаммы//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. — № 2 -С.23−28.
- Мишин М.А., Козлова Е. В. Двигательная активность детей с косоглазием, и амблиопией на занятиях тифлопедагога//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. — № 2. — С.30−40.
- Мишин М.А., Мишукова В. П., Шачнева Е. Г. Комплексное закаливание детей с косоглазием и амблиопией в специализированном учреждении начальная школа-детский сад//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. № 1. — С.32−39.
- Мишин М.А., Тюбекина З. Н. Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения на занятиях тифлопедагогов//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001. — № 2. — С.41−55.
- Мишин М.А., Тюбекина З. Н. Зрительная гимнастика в условиях специализированного детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога (тифлопедагога)//Физическое воспитание детей с нарушением зрения. — 2000. № 1. — С.44−60.
- Мосов A.B. Питание в дошкольных образовательных учреждениях// СЭС. 2006. — № 6. — С.13−15.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр Академия, 2000.- 456 с.
- Насибулова Е. Иногда мне приходит в голову О том, как незрячий ребенок в полтора года узнает мир по звукам и запаху. //Школьный вестник. -2001.-№ 5.- С. 9−11.
- Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Артюкевич Е. В. Дети с амблиопией и косоглазием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 86 с.
- Образовательные стандарты для специальных коррекциопных школ// Министерство образования РФ. — СПб., 1996. — С. 52−68.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения /Методическое пособие под редакцией Л. М. Шипицыной. СПб.:1. Образование, 1995. 131с.
- Озеров В.Д. Беседы с родителями незрячих детей М.: АРКТИ, 2007.-192 с.
- Онищенко Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России.//Научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.: РАМН, 2004. — 154 с.
- Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Выпуск 1//Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"//Отв.редактор Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2004. — 168 с.
- Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Выпуск 2//Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"//Отв.редактор Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2005. — 176 с.
- Организация питания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Выпуск 3//Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве"//Отв.редактор Л. Е. Курнешова. М.: Центр «Школьная книга», 2006. — 184 с.
- Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения Методич. рекомендации/Под ред. Л. И. Солнцевой. М.: Просвещение, 2001. -96 с.
- Особенности состояния здоровья населения города Москвы в связи с влиянием факторов среды обитания//Информационный бюллетень Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве. М., 2007. — 26 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекциоппые игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей — М. «Изд-во ГНОМ и Д», 2002. 160 с.
- Панченко O.A. Организация управления развитием детей с нарушением зрения в специальном коррекционпом образовательном учреждении: Дисс.канд. мед. наук. Ставрополь, 2006. — 125 с.
- Панченко O.A. Реабилитация и социальная адаптация детей с нарушением зрения в специально созданных условиях//Здоровый город: план действий на сегодня/Материалы межрегиональной научно-пракг. Конференции 29−30 июня 2004. Ставрополь, 2004. — С. 59−60.
- Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине/Пер. с англ. В. П. Леонова М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. — 144 с.
- Ппаксина Л.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения// Специальная дошкольная педагогика. М.: Академия, 2001. — С.47−59.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М.: Город, 1998. 262 с.
- Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 349 с.
- Подкозина E.H. Научиться общаться //Школьный вестник. 2005. -№ 6. — С. 1−7.
- Подколзина E.H. Некоторые особенности коррекциопного обучения дошкольников с нарушением зрения//Дефектология. 2001. — № 2. — С. 84−88.
- Подугольникова Т.А., Носова М. Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. 2002. — № 4. — С.67 — 74.
- Пономаренко И. И, Черкашин О. Г., Лапердина О. П. и др. Оздоровительные мероприятия по коррекции нарушений органов зрения у детей детского сада //Здоровье населения и среда обитания. 2008. — № 6.-С.14−18.
- Попова Л.Л. Комплексная гигиеническая характеристика донозологических состояний у детей дошкольного возраста.- Автореферат дис. канд. мед. наук.- Екатеринбург, 2002, 23 с.
- Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей. СПб.: САТЕЛ’Л, 1995. — 26 с.
- Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков, и молодежи/Материалы
- Всероссийской научно практической конференции с международным участием. М.: Изд-во Научного Центра Здоровья Детей РАМН, 2006. -538с.
- Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. -М.: АКАДЕМИЯ, 1997.-376 с.
- Райгородский Ю.М., Семячкия Г. П., Татаренко Д. А. Комплексный подход к разработке магнитотерапевтической техники на примере аппарата «Атос»// Мед. техника. 1995. — № 4. — С.32 — 35.
- Рапопорт И. К, Кучма В. Р. Состояние здоровья современных детей дошкольного возраста // Здоровье дошкольника. 2008. — № 3. — С. 2−8.
- Рапопорт И. К, Храмцов П. И., Звездина И. В., Сотникова Е Н. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы//Российский педиатрический журнал. 2009. — № 2. — С. 49−53.
- Розенблюм Ю.З. О «зрительной терапии» по Бейтсу // Вестник офтальмологии. 1992. — № 2. — С. 50 — 52.
- Ростомашвили JI.H. Регулирование физической нагрузки в процессе адаптивного физического воспитания детей с тяжелыми формами нарушения зрения //Физическое воспитание детей с нарушениями зрения. 2000. — № 1. -С.27−31.
- СПб.: Издательство СПбГАФК, 1997. С. 55−59.
- Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для дегей с нарушением зрения: Метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. -М.: ООО «Типография САРМА», 2002. 102 с.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249−03, М., 2003.-92 с.
- Сековец Л.С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания//Физическос воспитание детей с нарушением зрения. 2001. -№ 2. — С. 11−18.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. -208 с.
- Семенов Ю.А. Проблемы дошкольного плавания и пути их решения/Юсновные направления развития дошкольного образования/по материалам науч.-практич. конференции. — М.: Школьная книга, 2004. -С.142−147.
- Семушина И.В., Чеботарев A.B. Комплексное оздоровление детей в дошкольном учреждении компенсирующего вида.// Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. Москва, 2004. — Часть III — С. 132−133.
- Сеченов И.М. Участие органов чувств в работах рук у зрячего и слепого/ Избранные философские и психологические произведения. М.: Огиз, 1947.-397 с.
- Сидоренко Е.И., Парамей О. В. Заболевания глаз у детей, перенесших патологию перинатального периода// Рос. вестн. перинатологип и педиатрии. -1997. № 5.-С. 24−26.
- Синякова Д.В. Дошкольное и школьное питание// «СЭС». 2005. -№ 10. — С.20−22.
- Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире//Дошколыюе образование: Ориентиры на результат — Калиниград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. С. 13−15.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М.: Школа-Пресс, 1997. — 383 с.
- Солнцева Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. М.: «Логос» ВОС, 2005. — 268 с.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Полиграфа сервис, 2000. — 249 с.
- Солнцева Л.И., Хорош С. М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. М.: Экзамен, 2004. — 68 с.
- Сомов Е.Е., Данилова Л. И. Лазеропунктурная рефлексотерапия в лечении спазма аккомодации у детей//Офтальмологчисекий журнал. -1992 -№ 5−6. С. 264−268.
- Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебник/ Под ред. Ю. П. Лисицына. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. — С.202−267.
- Специальная дошкольная педагогика/Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 312 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания п развития ребенка. М.: Академия, 2001. — 364 с.
- Степанова М.И. Инновационные процессы в дошкольном и начальном школьном образовании: взгляд гигиениста//Дошкольноеобразование: ориентиры, на результат. — Калининград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. — С.53−57.
- Стребелева Е.А. Современные достижения в специальной дошкольной педагогике// Дошкольное образование: ориентиры на результат. -Калининград: Управление образования мэрии г. Калиниграда, 2007. С. 103 106.
- Терентьева Г. В., Иванова О. Г., Шаршаткина Г. А. Гигиеническая оценка наполняемости групп дошкольных учреждений в связи с планировочными решениями и оборудованием групповых помещений // Гигиена и санитария. 1990. — № 6. — С.37−39.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № ббб от 12 сентября 2008 г.
- Токарев С.А. Популяционная оценка и пути оптимизации здоровья детей на Крайнем Севере: Автореф. докт. мед. наук. М., 2008. — 42 с.
- Тупоногов Б.К. Проблемы специального образования детей с нарушением зрения// Физическое воспитание детей с нарушением зрения. -2000. № 1. — С.4−7.
- Фильчикова Л.И., Вернадская М. Э. Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. М.: Экзамен, 2004.-165 с.
- Хан Е. Движения для зрения// Дошкольное образование — М.: Первое сентября, 2004. № 20 — С. 22−23.
- Хартман А.-М. Поиграй со мной. Пособие для родителей.- СПб.: НОУПК «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства», 1998. -34с.
- Храмцов П.И. Инновационная деятельность ДОУ в профилактике заболеваний и укреплении здоровья детей//Дошкольное образование: ориентиры на результат. Калининград, 2007. — С. 145−154.
- Храмцов П.И., Рапопорт И. К., Березина Н. О., Никитина М.А.
- Цамерян А.П. Оптико-физиологические аппаратные методы коррекции и восстановления зрения у детей/Пособие для врачей. М.: МЗиСР РФ, РАМН, ГУ НЦЗД НИИ ГиОЗДиП, 2005. — 14 с.
- Чернобыльская Е.В. Использование средств ритмической гимнастики в физическом воспитании слепых и слабовидящих детей: Автореф. дисс. канд. мед. наук СПб., 1999. — 24 с.
- Шапкова Л.В. Подвижные игры, для детей с нарушением в развитии. СПб: Детство-пресс, 2005. — 160 с.
- Швецов А.Г. К оптимизации двигательного режима и закаливания в детских дошкольных учреждениях // Педиатрия. 2005. — № 5. — с. 104−107.
- Шкарлова С.И., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 160 с.
- Шматко Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. Методическоепособие. -М.: Аквариум, 2001. С. 98−99:
- Юрко Г. П., Терентьева Г. В., Веремкович JI.B., Лашнева И. П., Березина Н. О., Лыткина Л. И. Повышение функциональных возможностей организма дошкольников средствами физического воспитания // Вестник РАМН. 1993. — № 6. — С.7−13.
- Юсупов А.А. Клинические особенности врожденной и ранней близорукости у детей дошкольного возраста // Вестник офтальмологии. -1993.-№ 1.- С. 13−14.
- Якубова И. Ш. Методические вопросы и опыт организации мониторинга санитарно-гигиенического благополучия детских и подростковых образовательных учреждений //Гигиена и санитария. 1997. -№ 6. — С. 35−38.
- Якубова И.Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореферат дис. доктора медицинских наук.- СПб., 2001.- 48с.
- Ярыгин В.Н. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида//Основныс направления развития дошкольного образования в Москве. — М.: Центр «Школьная книга», 2004. С.76−81.
- Bucci М.Р., Kapoula Z., Eqqert Т., Garraud L. Deficiency of adaptive control of the binocular coordination of saccades in strabismus // Vision Res. -1997. -V.37. № 19. — P. 2767 — 2777.
- Calonge N. Screening for visual impairment in children younger than age 5 years: recommendation statement // Ann. Fam. Med. 2004. — № 2 (3). — P. 263−266.
- Donahue P. S. The relationship between anisometropia, patient age, and the development of amblyopia// American Ophthalmological Society. 2005. — № 103.-P. 313−336.
- Dowdswell I.-L., Slater A., Broomholl J. et al. Visual deficits in children bom at less then 32 week gestation and without major ocular pathology andcerebral damage. // Br. J Ophtalmol. 1995. — № 5. — P. 447- 452.
- Gallo J., Lennerstraiid G. A population based study of ocular abnormalities in premature children aged 5 to 10 years //Am. J. Ophthalmol. -1991.-№ 5.-P. 539−547.
- Gwiazda J. et al. Myopia children show insufficient accomodative response to blur // Invest. Ophthalmol. Vis. Sci. 1993.- № 34 (3). P. 690−694.
- Harvey E.M., Dobson V., Miller J.M., Clifford-Donaldson C.E. Amblyopia in astigmatic children: patterns of deficits // Vision Res. 2007. — № 47(3).-P. 315−326.
- Kemper A. R, Clark S J., Freed G.L. Services provided for preschool-aged children with suspected amblyopia // J. Pediatr. Ophthalmol. Strabismus. — 2003. № 40 (5). — P. 279−282.
- Paysse A.E. Photorefractive keratectomy for anisometropic amblyopia in children // American Ophthalmologic^ Society. 2004. — № 102. — P. 341−372.
- Taylor D., Hoyt C. Practical pediatric ophthalmology. Oxford: Blackwell Science Ltd., 1999. — 231 p.
- Tingey D. Intraocular pressure control and persistence on treatment in glaucoma and ocular hypertension// Can. J. Ophthalmol. 2005. — Vol. 40. — № 2. -P. 161−164.
- Tuppurainen K., Herrgard E., Martikainen A. et al. Ocular findings in prematurely born children at 5 yeas of age// Graefes. Arch. Clin. Exp. Ophthalmol. 1998. — № 5. — P. 261−266.
- Wallace D., Chandler D. L., Beck R.W., Arnold R. W. et al. Treatment of bilateral refractive amblyopia in children 3 to 10 years old // Am. J. Ophthalmol.- 2007. № 144(4). — P. 487−496.