Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Инвестиционные проблемы развития сферы культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической особенностью инвестиций, хотя и не принципиальной важности, является раздвоенность инвестиционного процесса на индивидуально-семейный сектор потребительского характера и организованно-хозяйственный сектор сферы культуры во всем его многообразии. Оба сектора функционируют параллельно, а пересекаемость и взаимодополняемость их незначительна с тенденцией к расширению. Для полноты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Многообразие функций инвестиций и их результативности в сфере культуры
    • 1. 2. Актуальная необходимость расширения инвестирования в человеческий фактор
    • 1. 3. Семейный сектор инвестиционных процессов и его расширение в сфере культуры
    • 1. 4. Взаимосвязь бюджетных и рыночных источников инвестиций в развитие учреждений культуры
  • Глава II. ДИНАМИКА ИНВЕСТИЦИЙ В
  • МАТЕРИАЛЬНУЮ БАЗУ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
    • 2. 1. Особенности инвестирования в материальную базу учреждений культуры
    • 2. 2. Расширение инвестиций хозяйствующих структур и их стимулирование
    • 2. 3. Региональная специфика расширения инвестиций в сферу культуры
    • 2. 4. Расширение механизма государственного воздействия на инвестиции

Инвестиционные проблемы развития сферы культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Трансформация социально-экономической структуры общества при переходе от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночным механизмам осуществляется во всех отраслях и сферах. Но динамика, глубина и масштабы процессов существенно отличаются друг от друга в социальной сфере, хозяйственно-производственных отраслях и народно-хозяйственных комплексах. Это обусловлено спецификой их функционального назначения в социально-экономической структуре общества.

Предприятия и организации сферы культуры и искусства по своей природе, возникновению и развитию предопределены в большей мере быть на материально-техническом и финансовом попечении государственно-общественных структур, выполняя интеллектуально-духовные функции по распространению и развитию морально-нравственных, художественно-эстетических ценностей человеческого сообщества, информационно-исторических памятников, цивилизованного опыта и традиций поколений в сохранении и обустройстве окружающей среды обитания.

Данные функции по своей сущности и содержанию не могут осуществляться в полной мере на частной, предпринимательской основе. Они предполагают общественно-государственную масштабность и социальную направленность мобилизации ресурсов воспроизводства объектов культуры и искусства.

Эти моменты актуальны на всех этапах эволюции общественно-государственных структур, особенно в условиях переходной экономики.

Степень разработанности темы.

Исследованиям экономики предприятий культуры посвящены работы Глаголева А. И., Галуцкого Г. М., Вознесенского С. Н., Егорова В. К., Жильцова Е. Н., Иванова Г. П., Рубинштейна, А .Я., Столярова И. А., Шишкина С. В., Шустрова М. А., а также ряда зарубежных авторов: В. Бомола, О. Новотного, А. Моля, Я. Фишера и др. В них рассматриваются вопросы финансирования и хозрасчетных принципов, издержек и их возмещения, а также ряд других экономических аспектов хозяйственно-экономической деятельности учреждений культуры.

Однако инвестиционные проблемы в них затрагиваются лишь в связи с другими экономическими вопросами, освещаются попутно, без раскрытия их особенностей в условиях резко возрастающей значимости информационно-технологических комплексов и человеческого фактора.

Общие вопросы инвестирования раскрываются в трудах Быстряко-ва А.Я., Борисова Е. Ф., Гуртова В. К., Марголина A.M., Орешина В. П., Хачатурова Т. С. и др.

Цель настоящего исследования заключается в раскрытии инвестиционных проблем и расширения^ источников инвестиций в сферу культуры, приоритетных направлений их освоения, в материальной базе и развитии человеческого фактора, способного рационально и эффективно использовать объекты учреждений культуры.

В связи с этим решаются следующие задачи:

— обосновать преимущественно инновационный характер источников инвестиций для развития учреждений культуры в условиях переходной экономики;

— выявить возрастающую роль рыночных источников инвестирования, основные направления их расширения и взаимосвязи;

— раскрыть приоритетную направленность инвестирования в человеческий фактор функционирования сферы культуры;

— определить многогранность проявления результатов инвестиционного процесса в стратегии модернизационного характера экономического развития;

— осветить место и объемы инвестирования граждан в наращивании предметов культурно-бытового назначения и их взаимосвязи с услугами учреждений культуры.

Предметом исследования является система социально-экономических отношений в процессе формирования, освоения и функционирования инвестиционных ресурсов предприятий сферы культуры.

Объектом исследования избраны федеральные и региональные учреждения культуры с подключением в ряде случаев подразделений культуры, состоящих на балансе фирм, компаний, сельскохозяйственных и градообразующих предприятий.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых раскрываются общие и особенные тенденции и закономерные экономические процессы в сфере культуры в переходных условиях, их взаимодействия с динамикой экономического роста.

В качестве статистической и фактологической базы исследования использованы статистические ежегодники, тематические статистические сборники Министерства культуры Российской Федерации за 1999;2001 годы, Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете РФ на 2002 г.» и «О Федеральном бюджете РФ на 2003 г.», а также Федеральная программа «Культура России (2001;2005 гг.)», концепции развития отраслевых учреждений культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

— в обосновании инновационного характера значительной части инвестиций в разработку программных продуктов телевидения, радио, музыкальных произведений, художественной продукции и предметов архитектуры, искусства с окупаемостью во времени путем повышения уровня духовности и культуры, возрастанием их рыночной стоимости в текущем времени, для чего необходима комбинация различных источников финансирования;

— в раскрытии тенденция повышения доли платных услуг предприятий культуры (по основному виду их уставной деятельности) в инвестиционных затратах по мере роста заработной платы населения страны и стабилизации экономических процессов в обществе, позволяющих выделять в бюджете семей «расходы на культуру» все большую часть денежных доходов;

— в выявлении специфики структуры инвестиций предприятий культуры, проявляющейся в преимущественных затратах на реставраци-онно-ремонтные виды (свыше 50% при 12−15% аналогичных затрат в среднем по отраслям народного хозяйства), что обусловливает необходимость опережающего роста зарплаты мастеров-реставраторов для сохранения необходимого персонала высокого профессионализма;

— в доказательстве приоритетного направления инвестиций в человеческий фактор не только на стадии подготовки профессиональных кадров в вузах и средних специальных учебных заведениях, но и в процессе их профессионального функционирования через поэтапное выравнивание оплаты их труда со среднероссийским уровнем соответствующих категорий работников, что, кроме того^призвано обеспечить эффективное задействование электронно-технического оборудования учреждений культуры и лучшей сохранности произведений, искусства и памятников истории;

— в обосновании необходимости более активного привлечения горной, земельной и городской земельной ренты для расширения финансирования и инвестирования учреждений культуры через бюджеты региональных органов власти и муниципалитетов;

— в выявлении возможностей направлять части налоговых сборов на наследуемое имущество непосредственно в региональный инвестиционный фонд развития предприятий культуры и искусства по месту нахождения наследуемого имущества;

— в предложении расширения налоговых льгот для юридических и физических лиц, оказывающих спонсорские взносы для инвестирования предприятий культуры, находящихся в федеральном и местном ведении и финансируемых из госбюджета-, /.

— в вовлечении в анализ инвестиционных процессов^зЯтрат семей- «—<2^ на приобретение культурно-бытовых товаров, преобладающих в общих объемах инвестиций в 80-е — 90-е годы;

— в аргументации необходимости формирования специального инвестиционного фонда развития предприятий искусства и культуры в федеральном и региональном бюджетах;

Апробация результатов исследованияХ-'Осуществлена в ряде статей общим объемом 3,0 п.л., в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях, на совещаниях специалистов и менеджеров учреждений культуры федерального и регионального уровней, информационной записке в Министерство культуры Российской Федерации.

Практическая значимость исследования заключается в возможном применении полученных результатов и предложений в практической деятельности работников сферы культуры для повышения эффективности их работы по мобилизации инвестиций и рациональному их использованию. Ряд положений диссертации может быть использован в подготовке федеральных и региональных программ взаимосвязи государственного финансирования и частных инвестиций в сферу культуры. Методологические и теоретические положения могут быть использованы в преподавании спецкурса «Инвестиции в сферу культуры» и ряда тем в учебном курсе «Экономика культуры» .

Структура диссертации определяется ее общей концепцией, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включая шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Из анализа особенностей в методологи и методике раскрытия инвестиционных процессов нами сделаны следующие обобщающие выводы.

1. Инвестиции в сферу культуры по своему социально-экономическому содержанию и назначению многофункциональны. Они предназначены:

Во-первых, удовлетворять интересы и потребности культурно-эстетического, художественно-образного познания действительности и своего человеческого бытия на определенной ступени его цивилизованности.

Во-вторых, инвестиционная составляющая способствует духовно-нравственному, морально-этическому обогащению человека в его вечной противоречивости добра и зла.

В-третьих, инвестиции в информационно-электронные технологии значительно расширяют информированность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, что сам по себе призвано обеспечивать рациональность и обоснованность экономических решений.

В-четвертых, инвестиции в сохранение памятников истории и культуры призваны — расширять и кругозор, и глубину преемственности цивилизационного приращения человеческих знаний, его духовности, культуры и воспитания бережливого отношения к наследию, оставленного прежними поколениями.

В-пятых, инвестиции в обустройство ландшафтов, зоопарков, поддержанию того, что создала и сама природа, способствуют экологическому воспитанию человека.

В-шестых, конечно, и здесь происходят процессы коммерциализации и предназначение инвестиций для извлечения доходов и прибыли, что становится принципиально важно для индустрии музыкально-культурных развлечений.

Важно отметить перечисленные функции взаимно не суммируемы и не сводимы к единому знаменателю.

2. Из этого первого методологического вывода логично вытекает вывод о многообразии результативности инвестиционного процесса в сфере культуры. По меньшей мере, они имеют шесть форм проявления результативного эффекта, предпочтения которых проявляются в каждом конкретном случае и в качестве основного, а другие — в качестве сопутствующих и дополнительных.

3. Третий методологический вывод вытекает из двух предыдущих и заключает в многомерности измерения сроков окупаемости инвестиционных вложений и их прямому и косвенному воздействию на экономику в целом, а также их взаимосвязи. Сроки окупаемости рассчитываются как по упрощенному методу на основе прибыли и амортизации в их сопоставлении с объемом инвестиций, так и по более сложному с учетом инфляции и дисконтирования.

4. Методологической особенностью инвестиций, хотя и не принципиальной важности, является раздвоенность инвестиционного процесса на индивидуально-семейный сектор потребительского характера и организованно-хозяйственный сектор сферы культуры во всем его многообразии. Оба сектора функционируют параллельно, а пересекаемость и взаимодополняемость их незначительна с тенденцией к расширению. Для полноты картины необходимы большие усилия их количественного соизмерения, что на данном этапе выходит за рамки задач проведенного исследования.

5. Динамика инвестиций в сферу культуры несколько отличается от динамики инвестиций в целом по экономике Российской Федерации. Она в меньшей степени пострадала в 1992;1998 гг. и быстрее наращивает свои ресурсы в 1999;2002 годы.

6. Вложение и в развитие человеческого фактора в сфере культуры играет значительно большую роль в инвестиционных процессах, чем в других сферах реального сектора экономики в силу творческого характера самого функционирования предприятия и учреждений культуры.

Доказана приоритетность направления инвестиций в человеческий фактор не только на стадии подготовки профессиональных кадров в вузах и ССПУ, но и на стадии их профессионального формирования через поэтапное выравнивание оплаты их труда со среднероссийским уровнем соответствующих категорий работников, что кроме того призвано обеспечить эффективное задействование электронно-технического оборудования предприятий культуры и лучшей сохранности произведений культуры, искусства, памятников истории;

7. Обоснован инновационный характер значительной части инвестиций в разработку программных продуктов телевидения, радио, музыкальных произведений. Художественной продукции и предметов архитектуры, искусства с окупаемостью во времени, через приращение уровня духовности и культуры, с одной стороны, и возрастанием их рыночной стоимости в текущем времени, для чего необходима комбинация различных источников финансирования.

8. Раскрыта объективная закономерность повышения доли платных услуг предприятий культуры по основному виду их уставной деятельности в инвестиционных затратах по мере роста заработной платы населения страны и стабилизации экономических процессов в обществе, позволяющих выделять в бюджете семей «расходы на культуру» все большую часть денежных доходов.

9. Констатирована специфика структуры инвестиций предприятий культуры, проявляющейся в преимущественных затратах на реставрационно-ремонтные виды (свыше 50% при 12−15% аналогичных затрат в среднем по отраслям народного хозяйства), что обусловливает необходимость ускоренно опережающего прироста зарплаты мастеров-реставраторов для сохранения необходимого персонала высокого профессионализма.

10. Обоснована необходимость более активного привлечения горной, земельной и городской земельной ренты для расширения финансирования и инвестирования предприятий культуры из бюджетов региональных органов власти и муниципалитетов, местного самоуправления.

11. Аргументирована целесообразность расширения налоговых льгот для юридических и физических лиц, оказывающих спонсорские взносы для инвестирования предприятий культуры, находящихся в федеральном и местном ведении и финансируемых из госбюджета, для усиления государственного воздействия на расширение источников инвестирования в развитие сферы культуры, в том числе и за счет перечисления части налоговых сборов по наследованию имущества в инвестиционный фонд развития сферы культуры.

12. Предложена схема воспроизводственной спирали (модели) расширения инвестиционного процесса в сфере культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Государство и собственность в переходной экономике. Вопросы теории и методологии. М.: «Дело», 2002.
  2. А.В. Условия подъема экономики и благосостояния. -М.: Экономика, 1999.
  3. Р.А. Экономическая история России: XX век. Кн. 1. — М., 1999.
  4. Н.С., Игнатьева Е. Л. Еще раз о финансировании культуры // Финансы. 1997 — № 5.
  5. О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства // Вопросы экономики. 1996. — № 10.
  6. А .Я. Становление и функционирование рынка инвестиционных ресурсов. Челябинск, 1997.
  7. Т.Д. Денежные доходы населения. С.-Петербург, 1998.
  8. Взаимодействие малых, крупных и средних предприятий в стратегии ускорения. / Под ред. Суслова И. Ф. Костанай.: Издательский Дом, 2002.
  9. Г. М. Экономика культуры. Учебн. пособ. М., 1995.
  10. А.И. Экономические отношения в художественной культуре. -М., 1991.
  11. И.И. Деятельность клубных учреждений. Аналитический обзор. Минкультуры РФ. М., 1999.
  12. О.И., Немировская М. Л. Современное состояние и перспективы развития государственного телерадиовещания. М., 1995.
  13. В.К. Сбережения населения, как инвестиционный ресурс социально-экономического развития страны. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2001.
  14. Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура / Под ред. Глухарева Л. И. УРСС. М., 1998.
  15. В.К. Философия культуры: контуры и проблемы. — М.: РАГС, 2002.
  16. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995.
  17. Е. Самофинансирование при капитализме: теория и практика. Финансы и статистика. М., 1990.
  18. Г. П. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике // Вестник Московского университета, серия 6. Экономика. -1996.-№ 6.
  19. Г. П., Игнатьева Е. Л. Предпринимательская деятельность в сфере культуры // Теоретический курс. М.: МЭГУ, 1994- Народ, государство, инвестиции: стабильность развития / Под ред. Уколова В. Ф. -М., 1999.
  20. Инвестиционные и финансовые проблемы реальной экономики / Под ред. Спицына А. Т. М.: РАГС, 2001.
  21. Испытание конкуренцией. Отечественное кино и новое поколение зрителей / Под ред. Жабского М. И. НИИ киноискусства. М., 1997.
  22. Искусство и рынок / Под ред. Жидкова В. А. и Рубинштейна А. Я. М.: Государственный институт искусства ведения, 1996.
  23. Искусство кино. 1996. — № 5.
  24. И. Кино как бизнес. Минск, 1992.
  25. Концепция Федерального Закона о кинематографии // СК Новости. 2000. — № 4.
  26. Концепция формирования и развития кинопроката и государственной киносети // СК Новости. 2000. — № 38.
  27. Я. Средства массовой информации в странах СНГ. Б.М. и Б.И.- 1997.
  28. A.M., Быстряков А. Я. Экономическая оценка инвестиций. М., 2001.
  29. А. Киностудий не будет. Будут продюсерские центры // СК Новости. 1998. — № 4.
  30. Материалы IV внеочередного съезда кинематографистов России.
  31. А. Социодинамика культуры. -М.: Прогресс, 1973.
  32. Мосфильм первая российская суперстудия // СК Новости. -1999.-№ 3.
  33. Р. Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП. // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С.125.
  34. Р. «Зарплата главный инвестиционный ресурс и стимул» // Известия. — 2002. — 16 ноября.
  35. В.Ф. Благосостояние населения: эволюция теории и современные тенденции. — М., 2001.
  36. О., Фишер Я. Экономика культуры. Перевод с чешского // Прогресс. М., 1987.
  37. Новые условия хозяйствования в сфере культуры. Сб. документов Минкультуры СССР. М., 1989.
  38. Ориентиры культурной политики. Минкультуры РФ. М., 2000, — № 4.
  39. Е.В. Финансы общественного сектора России. -М.: Экономика, 2001.
  40. К.Э. Феномен видео- и аудиовизуальной культуры // Техника кино и телевидения. 1998. — № 12.
  41. К.Э. Проблема типологии культур. Ориентиры культурной политики // ГИВЦ МК РФ. М., 2000. — № 6.
  42. А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. Институт искусствоведения. -М., 1991.
  43. Социальные аспекты экономических преобразований в России. Российская академия наук. -М., 1995.
  44. В.И. Планирование производственно-экономических и постановочных ресурсов при создании аудиовизуальной продукции в условиях рынка. М., 2000.
  45. И.Ф., Суслов А. И. Оценка недвижимости, земли, проектов.-М.: РАГС, 2000.
  46. Реструктуризация производства и финансовая устойчивость / Под ред. Бачурина А. В., Спицына А. Т. М.: РАГС, 2000.
  47. А.Е. Статистика доходов населения. -М., 2002.
  48. Справка к заседанию Коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации» // СК Новости. Ориентиры культурной политики. 2000. — № 8.
  49. И.А. Планирование развития культуры. Учеб пособ. Всероссийский институт повышения квалификации работников культуры.-М., 1987.
  50. Трудовые шаги к оздоровлению земли, деревни, России / Под ред. Суслова И. Ф. М.: Информагротех, 1997.
  51. Г. Г. Технология менеджмента в сфере культуры. -СПб., 1996.
  52. О. Экономика организаций // Вопросы экономики. -2000.-№ 5.
  53. Финансы, налоги и кредит / Под ред. Емельянова A.M. Мацку-ляка И.Д., Пенькова Б. Е. М., 2001.
  54. Финансы. Бабич A.M., Палова Л. Н. М., 2002.
  55. Н.Ф. Видеокультура в структуре досуговой деятельности молодежи. Ориентиры культурной политики. — 2000. № 7.
  56. Художественная жизнь современного общества. Искусство в контексте социальной экономики. Т.З. — СПб., 1998.
  57. Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование // РосКонсульт. М., 1999.
  58. С.В. Экономика и управление в сфере культуры. М., 1992.
  59. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Жильцова Е. Н. -Казань, 1996.
  60. Экономико-статистические материалы Министерства культуры РФ за 1999, 2000, 2001 годы. М., 2002.
  61. Унитарные (государственные и муниципальные предприятия: состояние и проблема развития / Под ред. Мацкуляка И. Д. М.: РАГС, 2002.
  62. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. -М.: Экономика, 1991.
  63. Р.А. Концепция реформирования заработной платы. -М., 1998.
  64. Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 1995, 1998−2001 годы. М.: ГИВЦ Министерства культуры РФ, 2002.
  65. Финансовые средства театров Министерства культуры РФ в цифрах за 1999 год. -М.: ГИВЦ, 2000.
  66. Численность работников и заработная плата в учреждениях и организациях Министерства культуры РФ в цифрах за 1999 год. М.: ГИВЦ, 2000.
  67. Театры Российской Федерации в цифрах за 1999 год. М.: ГИВЦ, 2000.
  68. Учреждения культурно-досугового типа, парки отдыха РФ в цифрах за 1999 год.-М.: ГИВЦ, 2000.
  69. Финансовые средства концертных организаций и коллективов Министерства культуры РФ в цифрах за 1999 год. М.: ГИВЦ, 2000.
  70. Концертные организации и коллективы Министерства культуры РФ. Цирки России в цифрах за 1999 год. М.: ГИВЦ, 2000.
  71. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 1999 год. М.: ГИВЦ, 2000.
  72. Театры Российской Федерации в цифрах за 2000 год. М.: ГИВЦ, 2001.
  73. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 2000 год. М.: ГИВЦ, 2001.
  74. Учреждения культурно-досугового типа, парки культуры и отдыха РФ в цифрах за 2000 год. М.: ГИВЦ, 2001.
  75. Финансовые средства концертных организаций и коллективов Министерства культуры РФ в цифрах за 2000 год. М.: ГИВЦ, 2001.
  76. Концертные организации и коллективы, цирки Министерства культуры РФ в цифрах за 2000 год. М.: ГИВЦ, 2001.
  77. Финансовые средства театров Министерства культуры РФ цифрах за 2000 год. М.: ГИВЦ, 2001.
  78. Численность работников и заработной платы в учреждениях и организациях Министерства культуры РФ в цифрах за 2000 год. М.: ГИВЦ, 2001.
  79. Финансовые средства театров Министерства культуры РФ в цифрах за 2001 год. М.: ГИВЦ, 2002.
  80. Численность работников и заработной платы в учреждениях и организациях Министерства культуры РФ в цифрах за 2001 год. М.: ГИВЦ, 2002.
  81. Численность работников и заработной платы в учреждениях и организациях Министерства культуры РФ в цифрах за 2001 год. М.: ГИВЦ, 2002.
  82. Концертные организации и коллективы, цирки Министерства культуры РФ в цифрах за 2001 год. М.: ГИВЦ, 2002.
  83. Финансовые средства концертных организаций и коллективов Министерства культуры РФ в цифрах за 2001 год. М.: ГИВЦ, 2002.
  84. Музеи и зоопарки Российской Федерации в цифрах за 2001 год. М.: ГИВЦ, 2002.
  85. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 2001 год. М.: ГИВЦ, 2002.
  86. Программа социально-экономического развития Российской Федерации Правительства РФ на среднесрочный период (2003−2006 годы). Российская газета от 6 марта 2003 г.
Заполнить форму текущей работой