Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дифференцированная индивидуальная психотерапия тревожных расстройств на основании параметров познавательной сферы пациентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бобров А. Е. Клинико-психологические характеристики когнитивного личностного стиля и вопросы дифференцированной терапии тревожных расстройств// Новости науки и техники. Серия Медицина, Выпуск Психиатрия/ ВИНИТИ 1997, с I-V1. СтертапМ., Влияние продолжительности лечения и тяжести депрессии91на эффективность когнитивно-поведенческой и психодинамически-межличностной психотерапии, Московский… Читать ещё >

Содержание

  • Актуальность проблемы

Тревога является вторым по частоте (после депрессии) психопатологическим феноменом, встречающимся во врачебной практике. Эпидемиологическое исследование, проведенное в рамках программы Epidemiologic Catchment Area в США, выявило различные типы тревожных состояний у 8,9% обследованных, а 14,6% переносили тревожные состояния когда-либо на протяжении жизни (Regier D.A., Boyd Н., Rae D.S., et al., 1988). Тревога — это сигнал об угрожающих изменениях в организме или внешнем мире, и в связи с этим она играет приспособительную роль, однако если она выражена чрезмерно, то, напротив, мешает нормальной жизнедеятельности. Даже подпороговые значения уровня тревоги значительно снижают качество жизни пациентов (Mendlowicz M.V., Stain М.В., 2000). Легкое чувство тревоги может возникать не только при появлении опасности, но и вообще при любых изменениях и неожиданных событиях (Шейдер Р., Гринблат Д., 1998). Тревога представляет собой чувство напряжения, ожидания, дискомфорта, сопровождающееся некоторыми типичными объективными признаками (учащенное дыхание, мышечное напряжение, дрожь и т. п.). К распространенным проявлениям тревожных состояний относятся также навязчивые образы, мысли и воспоминания, кошмары, постоянная настороженность, нарушенное осознание себя или окружения (деперсонализация, дереализация) (там же).

Тревожные расстройства — это патологические состояния, характеризующиеся ощущением опасности и сопровождающиеся соматическими симптомами. От 10 до 20% населения страдают различными видами тревожных расстройств (КапланГ., СэдокБ., 1998). Предметная неопределенность феномена тревоги субъективно выражается в ощущении ее мучительности, трудной переносимости. Диапазон проявлений этого 3 расстройства необычайно широк: от легких невротических нарушений до выраженных психотических состояний эндогенного генеза. В данной работе мы ограничимся расстройствами невротического уровня.

По данным ВОЗ (1990), ряд факторов современной жизни — резкое возрастание ее стоимости, стремительные изменения социальной и физической среды, дезинтеграция традиционных семейных структур, распространенность сердечно-сосудистых заболеваний — повышают требования к человеческим возможностям совладать со стрессами и увеличивают риск заболеть тревожно-депрессивными расстройствами. Тревожные расстройства были и остаются одним из самых серьезных факторов риска суицида (NIHM, 1989). О возросшей значимости данной группы расстройств косвенно свидетельствует также факт увеличения количества диагностических рубрик, отведенных под эти виды патологии в последних классификациях болезней — DSM-IV и МКБ-10.

Биологическое психофармакологическое лечение данной группы расстройств имеет ряд ограничений: резистентность большой группы больных к препаратам (около 40% по разным данным — Краснов В. Н., Корчинская В. И. и др., 1985, KarasuT.B., 1990), возникновение зависимости от транквилизаторов и седативных средств, а так же побочных эффектов от различных психотропных препаратов (Quitkin F., Rifkin A., Kaplan J., 1987). В то же время существует большое количество психологических моделей тревожных расстройств и соответствующих им психотерапевтических подходов, направленных на формирование системы контроля и управления состоянием функциональных резервов человека, наиболее признанными считают аналитически-ориентированную (психодинамическую), когнитивно-бихевиоральную и гуманистическую, включающую, в том числе, клиент-центрированную психотерапию и гештальт-терапию (Психотерапевтическая энциклопедия, 1998). В нашей стране так же широко распространен метод гипнотерапии (там же). Помимо отсутствия побочных эффектов, характерных для фармакологического воздействия, психотерапевтические методы имеют такую же (по некоторым данным (Wittchen H.-U., 1997, Смулевич А. Б., Тхостов А. Ш., Иванов СБ., Андреев A.M., 1998) — даже более высокую) эффективность. Так же имеются исследования (Swedo S.E., Pietrini P., Leonard H., etal., 1989, Baxter L.R., Schwartz J.M., Bergman K.S., etal., 1992), показывающие, что биохимический ответ мозговых структур на терапию, коррелирующий с клиническим улучшением, не зависит от используемого метода — психофармакологического или психотерапевтического.

Повышение адаптивных способностей организма пациента, профилактика возникновения угрожающих нормальному функционированию уровней тревоги в дальнейшей жизнедеятельности и связанных с этим осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и других органов и систем организма являются отличительными признаками грамотно проведенной психотерапии тревожных расстройств (Вейн A.M., 2001)

Развитие и уточнение знаний и представлений о клиническом полиморфизме тревожных расстройств в последнее время делает все более актуальным дифференцированный подход в психотерапевтическом вмешательстве у этой группы (Spielberger C.D., 1972, Klein D.F., 1981, RuddelP., CurvenB., 1997), хотя разноплановость и концептуальное несоответствие существующих подходов серьезно тормозит прогресс в разработке дифференцированных подходов к лечению тревожных расстройств (Карвасарский Б.Д., 1980, Karasu Т.В., 1990, Бобров А. Е., Кулыгина М. А., 1997).

Цель исследования

Разработка критериев использования методов психотерапии для коррекции функционального состояния пациентов с тревожными расстройствами в зависимости от их когнитивного личностного стиля.

Задачи исследования

1. Изучение личностной структуры, функционального состояния и особенностей когнитивного стиля больных с тревожными расстройствами.

2. Сравнительная оценка эффективности психотерапии больных с тревожными расстройствами в целом и с учетом особенностей когнитивного стиля больных.

3. Выработка дифференцированных критериев использования психотехнических приемов, направленных на коррекцию когнитивных нарушений и способствующих адаптивной саморегуляции функций у больных с тревожными расстройствами с учетом особенностей когнитивной организации.

4. Катамнестический анализ результатов терапии. Объект исследования

Экспериментальную группу составили 128 человек (88 мужчин и 40 женщин) в возрасте от 19 до 26 лет, имеющих среднее специальное образование либо обучающихся в высших учебных заведениях и страдающих тревожными расстройствами. Все пациенты не имели ранее опыта психотерапии и не получали психотропных препаратов не менее пяти недель до начала курса лечения.

Критерии включения в экспериментальную группу: выявление признаков агорафобии, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства, социальной фобии на основании исследовательских диагностических критериев МКБ-10.

Критерии исключения из экспериментальной группы: выявление признаков органических расстройств и психозов на основании исследовательских диагностических критериев МКБ-10.

Предмет исследования

Особенности когнитивного стиля больных тревожными расстройствами и их взаимосвязь с эффектами различных психотехнических приемов.

Методы исследования

Клиническое исследование, включавшее оценку психиатрического статуса, сбор анамнеза с учетом наследственности, перинатальной патологии, перенесенных и сопутствующих заболеваний, особенностей психического развития, семейных конфликтов и т. п., выявление психопатологических симптомов, а так же анализ преморбидных особенностей личности с определением характера привычного реагирования на различные ситуации с помощью структурированной беседы.

Психологическое исследование, включавшее патопсихологическое обследование, нейропсихологическое обследование при выявлении дефицитарности основных психических функций, психометрическое тестирование: тест ММИЛ, методика «Пиктограмма», корректурная проба Бурдона, тест репертуарных решеток Келли, тест «включенных фигур», словесно-цветовой тест интерференции Струпа, тест свободной сортировки объектов, шкала Гамильтона для оценки тревоги.

Математико-статистическое исследование в виде корреляционного анализа показателей эффективности лечения, примененных психотерапевтических приемов и когнитивных стилей, а так же сравнительного анализа результатов лечения в группах с различными психотехническими приемами и различными когнитивными стилями с помощью пакета статистических программ (MS Excel 2000SP3, SPSS 10.0.5).

Научная новизна

В данной работе впервые соотнесены конкретные приемы психотерапии и особенности когнитивного стиля больных тревожными расстройствами.

Экспериментально обоснована связь между особенностями когнитивного стиля и эффективностью различных методов психотерапии.

Теоретическая значимость работы

Изучение показателей эффективности психотерапии как степени соответствия структурирования материала параметрам познавательной сферы пациента позволяет более полно понять механизмы психотерапевтического воздействия.

Практическая ценность работы

Выявление вариантов организации когнитивного стиля — предикторов эффективности определенных психотерапевтических приемов позволяет более дифференцированно осуществлять психотерапевтическую коррекцию тревожных расстройств.

База проведения научного исследования

Работа выполнена на базе кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии

ФППО ММА им. И. М. Сеченова и в/ч 87 404.

Положения, выносимые на защиту

1. У больных тревожными расстройствами наблюдается изменение личностной структуры в виде нарушения оценочного компонента когнитивных процессов.

2. Высокий уровень тревоги ведет к снижению адаптационных возможностей организма, которые восстанавливаются под влиянием психотерапевтического воздействия за счет формирования более эффективной системы функциональных резервов организма.

3. Для достижения максимального эффекта восстановительное психотерапевтическое воздействие как информационная технология должно учитывать особенности когнитивного стиля пациента.

4. Эффективность различных методов психотерапии (краткосрочная психодинамическая психотерапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, гипнотерапия) в целом на выборке пациентов тревожными расстройствами не имеет статистически значимых различий между вышеперечисленными методами, но она меньше, чем в случае использования тех же методов с учетом параметров когнитивного стиля пациентов.

5. Эффективность различных методов психотерапии различна у пациентов с различными когнитивными стилями, при этом имеются особенности когнитивного стиля пациента, при которых конкретный метод психотерапии будет наиболее эффективен.

Дифференцированная индивидуальная психотерапия тревожных расстройств на основании параметров познавательной сферы пациентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выводы.

1. Установлено, что лица с тревожными расстройствами имеют сходную личностную структуру в виде выраженной враждебностинегативного (катастрофического) мышления, стремления жестко следовать общепринятым нормам, характеризуясь при этом различными когнитивными стилями.

2. Показано, что у лиц с тревожными расстройствами наблюдается снижение адаптационных возможностей организма, которое устраняется при проведении психотерапевтического воздействия, направленного на изменение состояния функциональных резервов организма.

3. Показано, что различные виды психотерапевтического воздействия равноэффективны при лечении больных тревожными расстройствами как по данным обследования сразу после лечения, так по данным катамнестического наблюдения, но эта эффективность ниже, чем в случае дифференцированного выбора метода психотерапии с учетом параметров когнитивного стиля пациента.

4. Эффект гипнотерапии в наибольшей степени связан с широтой диапазона эквивалентности, в меньше степени эффект связан с поленезависимостью и практически не зависит от гибкости познавательного контроля;

5. Эффект гештальт-терапии в наибольшей степени связан с поленезависимостью испытуемых, при этом он практически не связан с узким диапазоном эквивалентности и не зависит от ригидности или гибкости познавательного контроля;

6. Эффективность когнитивно-бихевиоральной терапии в наибольшей мере связана с узостью диапазона эквивалентности и в меньшейполезависимостью. Так же имеется выраженная тенденция связи эффекта данного вида психотерапии с гибкостью познавательного контроля;

7. Эффективность краткосрочной психодинамической психотерапии в наибольшей степени связана с поленезависимостью, в несколько меньшей — с широтой диапазона эквивалентности и практически не зависит от ригидности познавательного контроля.

8. При катамнестическом анализе результатов психотерапии было показано, что эффект психотерапевтического воздействия наименее устойчив у лиц с высокой степенью полезависимости и когнитивной простоты вне зависимости от вида проводимой терапии.

Практические рекомендации.

Учитывая зависимость эффективности различных видов индивидуальной психотерапии тревожных расстройств от когнитивного стиля пациента необходимо, при выборе психотерапевтических техник, учитывать данные о стилевых когнитивных параметрах:

• при широте диапазона эквивалентности и когнитивной простоте рекомендована гипнотерапия.

• при узком диапазоне эквивалентности и гибком познавательном контроле рекомендована когнитивно-бихевиоральная терапия.

• при полезависимости и когнитивной сложности рекомендована гештальт-терапия.

• при поленезависимости — краткосрочная психодинамическая психотерапия.

В связи с тем, что при определенных параметрах когнитивного стиля пациента эффект психотерапевтического воздействия неустойчив и имеется риск рецидивирования тревожной симптоматики и ухудшения качества жизни повторные курсы поддерживающей терапии рекомендованы лицам с высокой степенью полезависимости и когнитивной простоты вне зависимости от вида проводимой терапии.

1. Абабков В. А. Клинические основы психотерапии неврозов и других пограничных нервно-психических расстройств (в свете их патоморфоза). // Психотерапия: от теории к практике: Материалы 1 съезда Рос. психотерапевт, ассоц. СПб. 1995. — с. 63—67.

2. Азаров Н. П. Стиль действования: рефлексивность-импульсивность // Вопр. психологии. 1982. — № 3.

3. Айзенк Г. Структура личности М. КСП+, 1999.

4. Айрапетянц М. Г., Вейн А. М. Неврозы в эксперименте и в клинике. М., Наука, 1982.

5. Акжигитов Р. Г. К вопросу о терапии тревожных расстройств в пограничной психиатрии: (Обзор литературы). // Рос. психиатр, журн. -1998. № 2.-с. 62—65.

6. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., Медицина, 1993.

7. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., Медицина, 2000.

8. Аплахвердов В. М. Исследования закономерностей возникновения ошибок при оперативных преобразованиях информации. Дисс. канд. психол. наук. JL, 1974.

9. Аммон Г. Механизмы и лечение пограничного синдрома, основанные на динамической психиатрии: автореф. дисс.. д-ра мед. наук СПб. 1995.

10. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поводении. Пер с англ. М. Апрель Пресс, 2001.

11. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование СПб, Питер 2001.

12. АхолаТ., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия: (Терапия, фокусир. на решении): Пер. с англ.- Ин-т тренинга. СПб. 1996.

13. Барт Р. Мифологии М., изд-во им. Сабашниковых, 2000.

14. Белов В. П., Цаплин В. А. Феномен воображения в структурировании невротических расстройств. // Соц. и клинич. психиатрия. 1996. 6. № 3. -с. 48—52.

15. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. М., «Фолиум», 1994. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. Ростов-на-Дону, 1996.

16. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., «КСП», 1996. Бобров А. Е. Динамические изменения психо-эндокринологического состояния больных с первичной гиперпролактинемией в ходе групповой психотерапии 1996.

17. Бобров А. Е. Клинико-психологические характеристики когнитивного личностного стиля и вопросы дифференцированной терапии тревожных расстройств// Новости науки и техники. Серия Медицина, Выпуск Психиатрия/ ВИНИТИ 1997, с I-V1.

18. Бурлачук JI. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб. Питер, 1999.

19. Важенин М. М. Вегетативные нарушения у больных неврозами: вопросы психотерапевтичесой коррекции: автореф. дисс.. канд. мед. наук. -Минск. 1994.

20. Вайнер И. Основы психотерапии. Пер. с англ. СПб, Питер, 2002. Василюк Ф. Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания. // Моск. психотерапевт, журн. 1996. № 4. — с. 48—68.

21. Вассерман JI. И. Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики СПб, Стройлеспечагь, 1997.

22. Вегетативные расстройства под ред. Вейна А. М., М. Медицинское информационное аг-во 1998.

23. Вейн А. М. Панические атаки. // Междунар. мед. журн. 1997. № 3. — с. 75−79.

24. Великанова Л. П. Современные психотерапевтические подходы к лечению невроза навязчивых состояний. // Материалы научных исследований по основным направлениям вуза Астрахань. 1996. Т. 5. -с. 128−131.

25. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., «Класс», 1998. Гаренкова Н. И. Функциональная активность нейропептидов у больных неврозами и ее изменения в процессе лечения: автореф. дисс.. канд. мед. наук.-СПб. 1995.

26. Гештальттерапия: теория и практика под. ред. ПапушаМ., М., Эксмо-пресс, 2000.

27. Глинкин А. А., Руцицкий Э. М. Клинические варианты агорафобии и особенности их терапии.//Избранные вопросы клинической медицины: Сб. науч. — пракг. работ: К 35-летию гор. клинич. больницы № 2 -Челябинск. 1996. с. 82−84.

28. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994. Дмитриева Л. Г. Психопатология, динамика и прогноз агорафобии: автореф. дисс.. канд. мед. наук. М. 1996.

29. Дмитриева Л. Г. Психопатология, динамика и прогноз агорафобии: дисс.. канд. мед. наук. М. 1996.

30. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика СПб Братство 1994.

31. Дюкова Г. М. Психо-вегетативные пароксизмы: Клиника, патогенез, лечение: дисс.. д-ра мед. наук. -М. 1995.

32. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.

33. Зейгарник Б. В. Нарушения мышления у психических больных. Автореф.дисс. М., 1959.

34. Зейгарник Б. В. Патология мышления. МГУ, 1962.

35. Зилов В. Г. Современные представления о методах комплементарной медицины // Сб. «Теория и практика комплементарной медицины» — М., 1997, с 3−9.

36. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.

37. Канаева Л. С. Клиническая трансперсональная психотерапия непсихотических депрессивных расстройств: дис.. канд. мед. наук, М.1996.-с. 219.

38. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х тт. М., Медицина, 1994.

39. Каплан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. Пер. с анг. доп. Подред. Дмитриевой Т. Б. М., Гэотар Медицина, 1998.

40. Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., Медицина, 1990.

41. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., Медицина, 1985.

42. Келли Д. А. Психология личности СПб. Речь 2000.

43. Кернберг О. Ф. Проективная идентификация, контрперенос и лечение встационаре. // Моск. психотерапевт, журн. 1997. № 3. — с. 131−151.

44. Клиническая психология / Пер. с нем. Под ред. М. Перре, У Бауманна.1. СПб.: Питер, 2002.

45. Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара. Под ред. В. Колга. Таллин, 1986.

46. Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. 2-е изд. Минск, 1997.

47. Корнилова Т. В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шурапова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решений в ситуации неопределенности // Когнитивные стили: Тезисы н. — пракг. семинара. -Таллин, 1986.

48. Кочарян А. С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции. Дисс. канд. психол. наук.-Л., 1986.

49. Краузе Р., Штаймер-Краузе Э., Ульрих Б. Исследование аффектов и психотерапевтическая практика. // Моск. психотерапевт, журн. 1997. № 1. — с. 20−37.

50. Кулютин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970. Лазарус. А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. Пер. с англ. СПб., Речь, 2001.

51. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности. М., Медицина, 1994.

52. Лапач С. Н., Чубенко А. В., Бабич П. Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel Киев, Морион 2000.

53. ЛапланжЖ., ПонтиалисЖ. — Б. Словарь по психоанализу. М., Высшая школа, 1996.

54. Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки. // Психотерапия: от теории к практике: Материалы 1 съезда Рос. психотерапевт, ассоц. СПб. 1995.-е. 28−41.

55. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии М. Академический проект, 2000.

56. Методы психологического исследования: проблемы и поиски путей реализации. Сб. научн. тр. М., 1986.

57. Методы современной психотерапии сост. Кроль Л. М., Пуртова Е. А. М Класс, 2001.

58. Немиринский О. В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту. // Моск. психотерапевт, журн. 1997. № 1. — с. 8491.

59. Никольская Е. Б. Исследование интра-индивидуальных конфликтов убольных неврозами в связи с задачами психотерапии и оценки ееэффективности: автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб. 1995.

60. Оксфордское руководство по психиатрии. Т.1. Киев, 1997.

61. Основные направления современной психотерапии под. ред.

62. Боковикова А. М., М. Когито-центр, 2000.

63. Павлов И. П., Павловские среды. М., 1949. — т. I — с. 238.

64. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды.

65. М., Международная педагогическая академия, 1994.

66. Поскочинова Е. Г. Особенности лечения панических расстройств в условиях дневного стационара. // Соц. и клинич. Психиатрия 1997. № 4. -с. 110−111.

67. Соколова Е. Т. Исследовательские и прикладные задачи в психотерапии личностных расстройств //Журнал социальной и клинической психиатрии -1998. № 2.-с. 82—91.

68. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. Под ред. Кискер К. П., Фрайбергер Г., Розе Г. К., Вульф Э. Пер. с нем. М., 1999.

69. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.

70. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д. С. — Пб., «Питер», 1998.

71. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия М. Эксмо пресс, 1999.

72. Рожнов В. Е. Гипносуггестивная психотерапия. М., Медицина, 1975.

73. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. С. — Пб., «Ленато», 1998.

74. Руководство по психиатрии. В 2-х тт. Под ред. Морозова Г. В. М., Медицина, 1988.

75. Руководство по психиатрии. В 2-х тг. Под ред. Снежневского А. В. М., Медицина, 1983.

76. Руководство по психиатрии. В 2-х тт. Под ред. Тиганова А. С., М. Медицина, 2000.

77. Руководство по психотерапии, под ред. Рожнова В. Е., Ташкент, 1985.

78. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии М. КСП+, 1999.

79. Свядощ А. М. Психотерапия СПб. Питер 2000.

80. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., МГУ, 1976.

81. Соколова Е. Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности. Автореф. дисс. М., 1991.

82. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989.

83. Сосланд А. С. Фундаментальная структура психотерапевтического метода или как создать свою школу в психотерапии. М., Логос, 1999.

84. Стиль человека: психологический анализ. Под ред. ЛибинаА. В., М., «Смысл», 1998.

85. Тайсон Ф., Тайсон Р. Л. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

86. Тревога и тревожность. Хрестоматия. Под ред. В. М. Астапова. СПб., Питер, 2001.

87. Тэхкэ В. Психика и ее лечение М., Академический проект, 2001.

88. Узнадзе Д. Психология установки. М. Медицина, 1978.

89. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. М., Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.

90. Федоров А. П. Затяжные неврозы и их психотерапия: автореф. дисс.. д-ра мед. наук. СПб. 1995.

91. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа М. Университетская книга 2000.

92. Франселла Ф., Баннинстер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.

93. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произв. М., Просвещение, 1989.

94. Хананашвили М. М. Информационные неврозы. Л., Медицина, 1978.

95. Хейли Дж. Что такое психотерапия. СПб.: Питер, 2002.

96. Холодная М. А. О соотношении стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности // Когнитивные стили: Тезисы н. — практ. семинара. Таллин, 1986.

97. Хрестоматия по гуманистической психотерапии, сост. Папуш М., пер. с англ.,. М., 1995.

98. ЦиркинС. Ю., Купыгина М. А. Характерологические типы личности и стиль взаимодействия с пациентом в процессе психотерапии .//Рос. психиатр, журн. -1998. № 2. с. 44−48.

99. Шапиро Д. А., БаркхамМ., РизЭ., Харда Дж. И., Рейнолдс Ш,.

100. СтертапМ., Влияние продолжительности лечения и тяжести депрессии91на эффективность когнитивно-поведенческой и психодинамически-межличностной психотерапии, Московский психотерапевтический журнал, 3(17) с.39−62 1997.

101. Шкуратова И. П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Дисс. канд. психол. наук. Л., 1983.

102. Яничев П. И. Соотношение временных параметров в описании в связи с когнитивным стилем // Когнитивные стили: Тезисы н. — практ. семинара. -Таллин, 1986.

103. Atkinson, Donald R.- Schein, SandraSimilarity in counseling.- Counseling Psychologist. 1986 AprVol 14 (2): 319 354.

104. Ausubel D. P. Educational psychology: A cognitive review. N. Y., Chicago, 1968.

105. BeutlerL. E., Have all won and must have proxies? Revisiting Luborsky’s verdict. 59, 228−232,1991,.

106. Bion W. R. Attacks on linking. London, 1962.

107. Block, JackBuss, David M.- Block, Jeanne H.- Gjerde, PerF.- The cognitive style of breadth of categorization: Longitudinal consistency of personality correlates.- Journal of Personality and Social Psychology. 1981 AprVol 40 (4): 770 779.

108. Bloom-Feshbach J. Differentiation: Field-dependence spatial ability and hemispheric specialization //Journal of Personality. 1980. V. 48.

109. Boyd, ChristopherCognitive styles of Masters and Followers.- //Transactional Analysis Journal. 1987 JulVol 17 (3): 88 90.

110. Brosschot, Jos F.- de Ruiter, CorineKindt, MerelProcessing bias in anxious subjects and repressors, measured by emotional Stroop interference and attentional allocation.- Personality and Individual Differences. 1999 MayVol 26 (5): 777 793.

111. Broverman D. M. Dimensions of cognitive style // J. of Personality. -1960.

112. Bruner J. S., Tajfel H. Cognitive risk and environmental change // J. of Abnorm. and Soc. Psychol. -1961.

113. BussiW., Freedman N. Language and Hand: the dimension of referential competence // J. of Personality. -1978. V.46.

114. Cegalis, John A.- Ursino, AndrewCognitive style and recognition memory in young adults.- //Journal of Research in Personality. 1979 MarVol 13 (1): 119 126.

115. Cherkes, MiriamCognitive development and cognitive style.- //Journal of Learning Disabilities. 1983 FebVol 16 (2): 95 101.

116. Chiu, Lian HwangManifest anxiety in children with analytic and nonanalytic cognitive style.- Perceptual and Motor Skills. 1972 OctVol. 35 (2): 406.

117. Chorpita, Bruce F.- Barlow, David H.- The development of anxiety: The role of control in the early environment.- Psychological Bulletin. 1998 JulVol 124 (1): 3 21.

118. Conklin, R. C.- Zingle, H. W.- Counsellor sensitivity and cognitive style.- Western Psychologist. 1969 SepVol. 1 (1): 19 28.

119. Cooke, Robert A.- Rousseau, DeniseM.- Lafferty, J. ClaytonThinking and behavioral styles: Consistency between self-descriptions and descriptions by others.- Educational and Psychological Measurement. 1987 FalVol 47 (3): 815 823.

120. Cox, Brian J.- Endler, Norman S.- Swinson, Richard P.- Anxiety sensitivity and panic attack symptomatology.- //Behaviour Research and Therapy. 1995 SepVol 33 (7): 833 836.

121. Davey, Graham C.- Hampton, JamesFarrell, JolaDavidson, SueSome characteristics of worrying: Evidence for worrying and anxiety as separate constructs.- Personality and Individual Differences. 1992 FebVol 13 (2): 133 147.

122. Davis, Dorothy S.- Schwimmer, Phyllis C.- Relational thinking styles: Learning to see the forest and the trees.- Journal of Learning Disabilities. 1981 OctVol 14(8): 449 450,492.

123. Eich E., Kihlstrom J. F., Bower G. H., Forgas J. P., Niendthal P. M. Cognition and emotion New York: Oxford university press, 2000.

124. Ertel, S.- Content analysis: An alternative approach to open and closed minds.- //High School Journal. 1 >85 Apr MayVol 68 (4): 229 240.

125. Esman, Aaron H.- Some reflections on boredom.- Journal of the American Psychoanalytic Association. 1979; Vol 27 (2): 423 439.

126. Etgar, MichaelMalhotra, NareshK.- Determinants of price dependency: Personal and perceptual factors.- Journal of Consumer Research. 1981 SepVol 8 (2): 217 222.

127. Eysenck, Michael W.- MacLeod, ColinMathews, AndrewCognitive functioning and anxiety.- //Psychological Research. 1987 AugVol 49 (2 3): 189 195.

128. Feather, N. Т.- Cognitive differentiation, cognitive isolation, and dogmatism: Rejoinder and further analysis.- //Sociometry. 1973 JunVol. 36 (2): 221 236.

129. Fitzgerald, Terence E.- Phillips, WalterAttentional bias and agoraphobic avoidance: The role of cognitive style.- //Journal of Anxiety Disorders. 1991; Vol 5 (4): 333 341.

130. Flowers, AmyL.- Creating a favorable therapy schema.- Imagination, Cognition and Personality. 1984 1985; Vol 4 (1): 15 27.

131. Foti, RoseanneJ.- Lord, Robert G.- Prototypes and scripts: The effects of alternative methods of processing information on rating accuracy.- Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1987 JunVol 39 (3): 318 340.

132. Francis, GretaAssessing cognitions in anxious children.- //Behavior Modification. 1988 AprVol 12 (2): 267 280.

133. Ganellen, Ronald J.- Matuzas, WilliamUhlenhuth, E. H.- Glass, Richardet alPanic Disorder, Agoraphobia, and anxiety-relevant cognitive style.- Journal of Affective Disorders. 1986 Nov DecVol 11 (3): 219 225.

134. Gardner R. W., HolzmanP. S., Klein G. S., Linton H. В., Spence D. P. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. 1959.

135. Gardner R. W., Lohrenz L. J., Schoen R. A. Cognitive control of differentiation in perception persons and objects // Perceptual, and Motor Skills. -1968.

136. Gardner R. W., Schoen R. A. Differentiation and abstraction in concept formation // Thought and Personality/ Ed. by P. B. Warr Baltimor, 1970.

137. Gargiunlo R. M. Reflection-impulsivity and field dependence-independence in retarded and nonretarded children of equal mental age // Bulletin of the Psychosomatic Society. -1982. v. 19 (2).

138. Gillies, JohnBauer, RudolphCognitive style and perception of success and failure.- //Perceptual and Motor Skills. 1971 DecVol. 33 (3, Pt. 1): 839 842.

139. Goldberger, Nancy I.- Wachtel, PaulL.- Hypnotizability and cognitive controls.- International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 1973 OctVol. 21 (4): 298 304.

140. Greco, Anthony A.- McClung, ChrisInteraction between attention directing and cognitive style.- Educational Communication and Technology. 1979 SumVol 27 (2): 97 102.

141. Guastello, Stephen J.- Shissler, JamesDriscoll, JohnHyde, TrevorAre some cognitive styles more creatively productive than others?- //Journal of Creative Behavior. 1998; Vol 32 (2): 77 91.

142. Guilford, J. P.- Cognitive styles: What are they?- //Educational and Psychological Measurement. 1980 FalVol 40 (3): 715 735.

143. Guilford, J. P.- Is some creative thinking irrational?- Journal of Creative Behavior. 1982; Vol 16 (3): 151 154.

144. Gupta, G. C.- Articulateness of the field and cognitive styles.- //Journal of General Psychology. 1974 JulVol 91 (1): 3 8.

145. Harvey O. J. System structure, flexibility and creativity // Experience structure and adoptability. -N. Y., 1966.

146. Harvey O. J., HuntD. E., Schroder H. M. conceptual system and personal organization. -N. Y. London, 1961.

147. Hicks, LouE.- Some effects of anxiety and cognitive style upon pursuit rotor learning.- British Journal of Social and Clinical Psychology. 1975 JunVol 14 (2): 155 168.

148. HolzmanP. S., Gardner R. W., Leveling-sharpening and memory organization // J. of Abnorm. and Soc. Psychol. 1982. V61 (2).

149. Ignatov, MarinExperimental analysis of the interstimulus interference in the Stroop-Test.- Studia Psychologica. 1987; Vol 29 (2): 159 161.

150. Jensen A. R., Rohwer W. D. The Stroop color-word test: A review // Acta psychological. 1966. — V.25.

151. Jensen, Arthur R.- Rohwer, William D. Jr.- The Stroop Color-Word Test: A review.- Acta Psychologica. 1966; 25 (1): 36 93.

152. Johnson, Jeffrey G.- Miller, Suzanne M.- Attributional, life-event, and affective predictors of onset of depression, anxiety, and negative attributional style.- //Cognitive Therapy and Research. 1990 AugVol 14 (4): 417 430.

153. Kamimura, EiichiThe effects of emotion focused cognitive coping on anxiety responses: Comparisons among repressors, sensitizers, and low-anxious subjects.- Japanese Journal of Behavior Therapy. 1992; Vol 18 (1): 36 46.

154. Kenardy, JustinEvans, LarryOei, TianRAttributional style and panic disorder.- //Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 1990 MarVol 21(1): 9 13.

155. Kendall, Philip C.- Korgeski, Gregory P.- Assessment and cognitive behavioral interventions.- //Cognitive Therapy and Research. 1979 MarVol 3 (1): 1 21.

156. Kemberg Otto. Borderline conditions and pathological narcissism. New York, 1979.

157. Kernberg Otto. Severe personality disorders. London, 1984.

158. Khawaja, NigarG.- Oei, TianP. S.- Catastrophic cognitions in panic disorder with and without agoraphobia.- //Clinical Psychology Review. 1998; Vol 18 (3): 341 365.

159. Kindt, MerelBrosschot, Jos F.- Phobia-related cognitive bias for pictorial and linguistic stimuli.- Journal of Abnormal Psychology. 1997 NovVol 106 (4): 644 648.

160. Kindt, MerelBrosschot, JosF.- Stability of cognitive bias for threat cues in phobia.- Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 1998 DecVol 20 (4): 351 367.

161. Kirton, MichaelAdaptors and innovators: A description and measure.- //Journal of Applied Psychology. 1976 OctVol 61 (5): 622 629.

162. Klein G. S. Gardner R. W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experiences: a study of the generality of cognitive behavior // Brit. J. Psychology. 1962. — V52 (1).

163. Kurtz, Robert R.- Wyatt, KathleenTreating test anxiety: Recommendations for clinicians.- Journal of Psychological Practice. 1996 SprVol 2 (2): 43 48.

164. Labelle, LouiseLaurence, Jean RochNadon, RobertPerry, CampbellHypnotizability, preference for an imagic cognitive style, and memory creation in hypnosis.- Journal of Abnormal Psychology. 1990 AugVol 99 (3): 222 228.

165. Lane, SuzieW. L.- Montgomery, DianeSchmid, WilliamUnderstanding differences to maximize treatment interventions: A case study.- Therapeutic Recreation Journal. 1995; Vol 29 (4): 294 299.

166. Lazarus R. S.- DeLongis A. Psychological stress and coping in aging. American Psychologist. 1983 MarVol 38(3): 245−254.

167. Levin, JoelR.- Four cognitive principles of learning-strategy instruction.- Educational Psychologist. 1986 Win SprVol 21 (1 2): 3 17.

168. Linton, P. H.- Estock, R. E.- The Anxiety Phobic Depersonalization Syndrome: Role of the cognitive-perceptual style.- Diseases of the Nervous System. 1977 MarVol 38(3): 138 141.

169. Mahler M. The psychological birth of the human infant. Symbiosis and individuation. New York, 1975.

170. Massaro, Dominic W.- Ferguson, Erika L.- Cognitive style and perception: The relationship between category width and speech perception, categorization, and discrimination.- //American Journal of Psychology. 1993 SprVol 106 (1): 25 49.

171. Massary D. The relation of reflection impulsivity of field dependence-independence and internal-external control in children // J. of Genetic Psychology.-1975.-V. 126.

172. McConkey, Kevin M.- The impact of an indirect suggestion.- International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 1984 JulVol 32 (3): 307 314.

173. Meichenbaum D. Stress inoculation raining New York: Pergamon, 1985.

174. Messer D. Reflection-Impulsivity: A review // Psychological Bulletin. 1976. -V. 83, № 6.

175. Messer, Stanley В.- Reflection-impulsivity: A review.- Psychological Bulletin. 1976 NovVol 83 (6): 1026 1052.

176. Mider, Paul A.- Patient^reatment interaction: Person versus thing centeredness of addicts in methadone and drug-free approaches.- International Journal of the Addictions. 1985; Vol 20 (8): 1191 1211.

177. Mikulincer, MarioCausal attribution, coping strategies, and learned helplessness.- //Cognitive Therapy and Research. 1989 DecVol 13 (6): 565 582.

178. Miller A., Wilson R Cognitive differentiation and integration: a conceptual analysis // Genetic Psychology Monographs. 1979. — V. 99.

179. Miller, AlanCognitive styles: An integrated model.- //Educational Psychology. 1987; Vol 7 (4): 251 268.

180. Miller, LaurenceCognitive rehabilitation, cognitive therapy, and cognitive style: Toward an integrative model of personality and psychotherapy.- //Journal of Cognitive Rehabilitation. 1992 Jan FebVol 10 (1): 18 29.

181. Miller, LaurenceNeurocognitive aspects of remorse: Impulsivity— compulsivity—reflectivity.- Psychotherapy Patient. 1988; Vol 5 (1 2): 63 76.

182. Miller, LaurenceWho are the best psychotherapists? Qualities of the effective practitioner.- Psychotherapy in Private Practice. 1993; Vol 12 (1): 118.

183. Miller, Mark J.- On the perfectionistic thoughts of beginning group leaders.- Journal for Specialists in Group Work. 1986 MarVol 11 (1): 53 56.

184. Miller, Suzanne M.- Cognitive informational styles in the process of coping with threat and frustration.- //Advances in Behaviour Research and Therapy. 1989; Vol 11 (4): 223 234.

185. Mirabile, Charles S.- Glueck, Bernard C.- Stroebel, Charles F.- Pitblado, ColinSusceptibility to motion sickness and ego closeness, ego distance as measured by the autokinetic response tendency.- Neuropsychobiology. 1977; Vol 3 (4): 193 198.

186. Moore, David M.- Dwyer, Francis M.- Effect of cognitive style on test type (visual or verbal) and color coding.- Perceptual and Motor Skills. 1994 DecVol 79 (3, Pt 2), Spec Issue: 1532 1534.

187. Morgan, ArleneH.- Hypnotizability and «cognitive style»: A search for relationships.- Journal of Personality. 1972 DecVol. 40 (4): 503 509.

188. Mykytyn, Peter P.- Group Embedded Figures Test (GEFT): Individual differences, performance, and learning effects.- Educational and Psychological Measurement. 1989 WinVol 49 (4): 951 959.

189. Niaz, MansoorA Neo-Piagetian interpretation of the mobility-fixity dimension.- //Perceptual and Motor Skills. 1989 JunVol 68 (3, Pt 2): 1315 1319.

190. Norcross, JohnC.- Supervision of integrative psychotherapy.- Journal of Integrative and Eclectic Psychotherapy. 1988 SumVol 7 (2): 157 166.

191. Ohnmacht, FredW.- Muro, James J.- Self-acceptance: some anxiety and cognitive style relationships.- Journal of Psychology. 1967; 67 (2): 235 239.

192. Pettigrey T. F. The measurement and correlates of category width as a cognitive variable // J. of Personality. 1958. — V. 26.

193. Phillips, Victor K.- Hudgins, Anne L.- Relationship between creativity, sex, and rule-orientation behavior.- Perceptual and Motor Skills. 1974 JunVol 38 (3, Pt 2): 1163 1171.

194. Raggatt, Peter Т.- Trait anxiety and the cognitive representation of significant life events: Some correlates of situation-specific traits.- Australian Psychologist. 1989 JulVol 24 (2): 221 237.

195. Rappaport, EdwardDogmatism, anxiety and directional disorientation.- Perceptual and Motor Skills. 1977 AprVol 44 (2): 618.

196. Reinking, RichardGoldstein, GeraldHouston, B. KentCognitive style, proprioceptive skills, task set, stress, and the Rod-and-Frame Test of field orientation.- //Journal of Personality and Social Psychology. 1974 DecVol 30 (6): 807 811.

197. Riding, Richard J.- Glass, AlanDouglas, GraemeIndividual differences in thinking: Cognitive and neurophysiological perspectives.- Educational Psychology. 1993; Vol 13 (3 4): 267 279.

198. Robinson L. A., Berman J. S., Neimeyer R. A., Psychotherapy for the treatment of depression: A comprehensive review of controlled outcome research. Psychological Bulletin. 1990 108. 30−48.

199. Rollins, Howard A.- Genser, LynneRole of cognitive style in a cognitive task: A case favoring the impulsive approach to problem solving.- Journal of Educational Psychology. 1977 JunVol 69 (3): 281 287.

200. Rothman, Leslie K.- The «vigilance hypothesis» and psychotherapists.- Journal of Counseling Psychology. 1973 MarVol. 20 (2): 169 175.

201. Rusting, Cheryl L.- Larsen, Randy J.- Diurnal patterns of unpleasant mood: Associations with neuroticism, depression, and anxiety.- Journal of Personality. 1998 FebVol 66(1): 85 103.

202. Sacco, JoshuaOlczak, PaulV.- Personality and cognition: Obsessivity, hystericism, and some correlates.- Journal of Social Behavior and Personality. 1996 MarVol 11(1): 165 176.

203. Sanchez Craig, B. MarthaCognitive and behavioral coping strategies in the reappraisal of stressful social situations.- //Journal of Counseling Psychology. 1976 JanVol 23 (1): 7 12.

204. Sarmany, IvanOptimism and cognitive style.- Studia Psychologica. 1992; Vol 34 (3): 261 267.

205. Schroder H. M., Driver M. J. Streufert S. Levels of information processing // Thought and Personality / Ed. by P. S. Warr. Baltimore, 1970.

206. Schuller, Ivan SarmanyCognitive style categorization width and anxiety.- //Studia Psychologica. 1995; Vol 37 (3): 142 145.

207. Seif, Martin N.- Atkins, AlvinL.- Some defensive and cognitive aspects of phobias.- Journal of Abnormal Psychology. 1979 FebVol 88 (1): 42 51.

208. Seligman, Martin E. P.- Power and powerlessness: Comments on «Cognates of personal control. «- Applied and Preventive Psychology. 1992 SprVol 1 (2): 119 120.

209. Shapiro D. A., Shapiro D. Meta-analysis of comparative therapy outcome studies: A replication and refinement. Psychological Bulletin. 1982 92 581−604.

210. Sheehan, Peter W.- Bowman, LyndyCognitive flexibility in hypnosis Responses to change communication from the hypnotist.- //Journal of Personality and Social Psychology. 1975 SepVol 32 (3): 547 555.

211. Sheldrake, PeterTurner, BrianPerceptions and factions in a therapeutic community.- Human Relations. 1973; Vol. 26 (3): 371 385.

212. Shoham-Salomon V., Hannah M. Т., 1991, Clinical-treatment interaction in the study of different change process. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 59,217−225,1991.

213. Sinatra, RichardBrain functioning and creative behavior.- //Roeper Review. 1984 SepVol 7 (1): 48 54.

214. Slap, Joseph W.- Implications for the structural model of Freud’s assumptions about perception.- Journal of the American Psychoanalytic Association. 1987; Vol 35 (3): 629 645.

215. Smithers, A. G.- Child, D.- Convergers and divergers: Different forms of neuroticism?- //British Journal of Educational Psychology. 1974 NovVol 44 (3): 304 306.

216. Starker, StevenDaydreaming styles and nocturnal dreaming.- Journal of Abnormal Psychology. 1974 FebVol. 83 (1): 52 55.

217. Steele, JamesThe hysteria and psychasthenia constructs as an alternative to manifest anxiety and conflict-free ego functions.- Journal of Abnormal Psychology. 1969; 74 (1): 79 85.

218. Strohmer, Douglas C.- Biggs, Donald A.- Haase, Richard F.- Bruch, Monroe A.- Cognitive style and synchrony in measures of anxiety.- //Measurement and Evaluation in Guidance. 1983 AprVol 16 (1): 13 17.

219. Tajfel H., Richardson A. Everstine L. Individual consistencies categorizing: a study in judgment behavior// J. of Personality. 1964. — V. 32.

220. Touhey, JohnC.- Category width and expectancies: Risk conservatism or generalization?- //Journal of Research in Personality. 1973 SepVol. 7 (2): 173 178.

221. Wachtel, PaulL.- Cognitive style and style of adaptation.- //Perceptual and Motor Skills. 1972 DecVol. 35 (3): 779 785.

222. Wachtel, PaulL.- Style and capacity in analytic functioning.- Journal of Personality. 1968; 36 (2): 202 212.

223. Wald, MichaelFish, Jefferson M.- Visualonvisual cognitive style and response to behavior therapies.- Journal of Mental Imagery. 1983 FalVol 7 (2): 101 118.

224. Weiner, MyronF.- Crowder, J. DouglasPsychotherapy and cognitive style.- American Journal of Psychotherapy. 1986 JanVol 40 (1): 17 25.

225. Winnicott D. W. The maturational processes and the facilitating environment. London, 1965.

226. Witkin H. A., Goodenough D. R. Cognitive styles. New York, 1982.

227. Witkin H. A., Goodenough D. R. Field dependence and interpersonal behavior // Psychological Bulletin. 1977. — V.84.

228. Witkin H. A., Moore C. A., Goodenough D. R., Cox P. W. Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications // Review of Educational Research. 1977.

229. Witkin H. A., Oltman P. J. Cognitive styles // International journals of Neurology. -1967.

230. Yabuki S.- Yabuki K. Cognition and defense: I. On the dimension of repression-sensitization.- //Japanese Journal of Psychology. 1971 DecVol. 42 (5): 266−275.

231. Yapko, Michael D.- A comparative analysis of direct and indirect hypnotic communication styles.- //Australian Journal of Clinical Hypnotherapy and Hypnosis. 1989 SepVol 10 (2): 83−90.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой