Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методическое обеспечение стратегического развития туристского комплекса на основе предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с даннойщелью в диссертации поставленьги решены следующие задачи: исследованы тенденции и процессы, складывающиеся в сфере отечественного' и международного туризмааргументировано доказана социально-экономическая значимость туристской деятельностиобосновано представления туризма, как консолидированной системы, состоящей из предприятий, инфраструктурных и коммуникационных компонентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И СФЕРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Экономико-организационная сущность и проблемы в развитии туризма. в Российской федерации
    • 1. 2. Туризм как непроизводственная сфера предпринимательской деятельности
    • 1. 3. Особенности и пути развития российского туристского комплекса
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИСТСКОМ КОМПЛЕКСЕ
    • 2. 1. Туристский комплекс как система и объект предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Концептуальные основы развития туристского комплекса
    • 2. 3. Маркетинговое обслуживание предпринимательских структур туристского комплекса
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 3. 1. Принципы и условия, обеспечивающие стратегический характер развития предпринимательства в туристском комплексе
    • 3. 2. Показатели и критерии оценки стратегического уровня развития туристского комплекса
    • 3. 3. Примеры подходов к разработке стратегии развития предпринимательства в туристском комплексе
  • Выводы по главе 3

Методическое обеспечение стратегического развития туристского комплекса на основе предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Туризм — многогранное социально-экономическое явление современного мира. В общем виде он рассматривается как деятельность, обеспечивающая сочетание действий, направленных на получение определенного вида эффекта (удовлетворение интересов), как отрасль, объединяющая определенную группу предприятий по производству товаров и услуг (туристского профиля), как общественное движение, защищающее интересы потребителей и представляющее определенную сферу предпринимательской деятельности на основе рыночного регулирования туристских услуг. В развитии туризма принимают участие различные группы населения, выступающие и как производители и как потребители туристских услуг. Туризм принимает участие в формировании валового внутреннего продукта (национального дохода), является продуктом результативности рыночных отношений и государст-'венного бюджетирования туризма как социальной сферы гарантированного повышения уровня жизни населения и сохранения качественного состояния жилой среды.

Основными действующими лицами по организации туристских услуг и их реализации выступают туроператоры и турагенты в качестве физических и юридических лиц государственных, акционерных и частных структур. Туроператоры принимают на себя выполнение:

• комплектующих функций — комплектация туров (наборов услуг), пакетов туров из отдельных услуг различных видов туризма;

• сервисных функций — по обеспечению сервисного обслуживания на маршруте, туристов офисах, местах размещения и др.;

• гарантийных функций — гарантий на предоставление заранее оплаченных туристом услуг (по международному и российскому законодательству полную ответственность за обслуживание туристов несет та организация, которая продала туристский пакет). Развитие туризма подчиняется основным зако4 нам развития общества и его производительных сил:

— обеспечивая жизненное состояние производственных сил, главной составляющей которых был, есть и будет человек;

— используя свободное время индивида, которое является одним из основных факторов «процесса самовозрастания стоимости капитала" — -реализуя свободное время в целях развития и совершенствования состояния каждого индивида как основной составляющей производственных сил.

В высокоразвитых странах туризм занимает одно из ведущих мест в формировании национального дохода (США, Германия, Италия, Испания, Франция и др.), служит одним из определяющих факторов развития национальной экономики (Китай, Япония, Тайвань, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия), выступает ориентиром целевого использования рекреационных ресурсов для решения экономических и социальных проблем. К этим странам можно отнести отсталые страны Африки, Южной Америки, Азии и, к сожалению, большинство стран СНГ.

Мировой уровень развития туризма ориентируется на обслуживание 1,5−2 млрд человек. По убывающему рейтингу первое место к 2020 году займут страны Европы, Восточной Азии, Америки, Африки, Среднего Востока, Южной Азии. Лидерами по приему туристов станут Китай, США, Франция, Испания, Гонконг и т. д., лидерами по выезду туристов станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания, Франция. Девятое место в каждой из групп указанных стран по прогнозу Всемирной туристской организации (ВТО) отводится России. И это место обуславливается не только имеющимся потенциалом туристских ресурсов и возможностью их использования, но и уровнем государственности отношения к развитию межотраслевого комплекса туристских услуг.

По имеющимся оценкам на каждые 10 новых рабочих в развитых странах мира 7 приходится на сферу услуг [126 С. 125]. Реальность такой обстановки можно объяснить тем, что в сфере услуг требуются значительные объемы высококвалифицированного ручного труда (уборка гостиничных комплексов 5 и дворовых территорий, приготовление пищи и организация питания туристов, поддержка санитарно-гигиенического состояния рекреационных зон и т. д.). Персонификация предоставления туристских услуг способствует необходимости сохранения и малых организационных форм по оказанию туристских и сопутствующих туризму услуг.

Выход на ведущие места международного туризма и получение выгоды от внешнеэкономического сотрудничества каждой из участвующих сторон обуславливается действием Закона сравнительного преимущества. Сущность этого закона обуславливается различиями в издержках на производство товаров и услуг вследствие разных условий их производства в разных странах. Минимум таких издержек, скорее всего, будет способствовать более успешному продвижению соответствующих структур (фирм, стран) на международный рынок туристских услуг.

Реализация ведущего принципа абсолютного преимущества и закона сравнительного преимущества осуществляется на внутренних и международных рынках в конкурентной борьбе. Именно предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, способствует развитию специализации и разветвленной кооперации производства, без которых невозможно добиться его высокой эффективности. Во-вторых, предпринимательство создает атмосферу конкуренции в исследовательской сфере, порождает многообразие форм и обладает готовностью оперативно реагировать на изменения, вызываемые динамикой научно-технического прогресса. В-третьих, оно создает ту среду, в которой экономика развивается на принципах личной заинтересованности и инициативы разработчиков и производителей.

Объединение выполнения определенных функций приводят к монополизации деятельности соответствующих структур. Дифференциация обслуживающих структур благоприятствует с одной стороны повышению качества предоставляемых услуг, а с другой стороны — привлечению все новых участников при относительном снижении общественно необходимых затрат.

Таким образом, возникает определенная схема закономерной последовательности: преобразования отдельных потребностей (по закону возвышения потребностей) в отраслевые комплексы, обеспечения удовлетворения в этих потребностяхорганизации производства услуг и сопутствующих товаров, включаемых в систему удовлетворения потребностей, и обеспечивающих коммерческий (рыночный) оборот товаров и услуг через денежный (и иной) эквивалентразвитие сопутствующих видов деятельности, в том числе и производств ключевых секторов экономики (транспорт, коммуникации, строительство и т. д.)" создание страновых и региональных комплексов туристских услуг (туристские и рекреационные зоны, природные ресурсы, города, естественные ландшафты и т. д.).

В основу исследования положены базовые разработки отечественных и зарубежных ученых и практиков в области туристской деятельности. Использован опыт ведущих туристских фирм, разработки Национальной Академии Туризма (Россия), материалы международных форумов и конференций, специализированных выставок.

Проблемы развития предпринимательства нашли широкое освещение в научной литературе. Исследование деятельности предпринимательских структур отражено в работах отечественных ученых Г. Л. Багиева, В.Ф. Бога-чева, A.B. Бусыгина, М. А. Горенбургова., В. С. Кабакова, Г. Б. Клейнера, A.A. Крупанина, Ю. В. Кузнецова, А. Б. Крутика, В. И. Кушлина, A.M. Немчина, П. Д. Половинкина, В. П. Попкова, Ю. В. Сахарнова, А. И. Семененко, В. В. Царева. В зарубежной науке предпринимательству посвящены исследования Р. Акоффа, В. Беренса, П. Друкера, Д. Кларка, Г. Менша, М. Портера, Р. Фостера, Й. Шумпетера и др.

Среди специалистов, внесших значительный вклад в исследование теоретических основ функционирования сферы услуг необходимо отметить зарубежных ученых: Д. Лавлока, Д. Коттса, Р. Коуза, Т. Левитт, Дж. Нейсбита, Д. Аншауэра, Дж. Нофпггеда, Ф. Котлера, Г. Беккера, К. Ланкастера и отечественных исследователей: В. Э. Гордина, Л. С. Демидову, Е.В. ЕгороваE.H. 7.

Жильцова, Т. И: Заславскую, А. Б. Крутика, Ф. Ф. Рыбакова и др.

Наличие большого числа исследований по различным аспектам предпринимательской деятельности, функционирования сферы услуг вызывает необходимость обобщения" теории ипрактики в данных областях знаний: При большой методологической значимости* и научном интересе к проблемам* предпринимательства, остаетсянемало нерешенных, дискуссионных вопросов методологического характера.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы диссертационной работы, цель, задачипредмет и объект исследования.

Объектом исследования выступает туристский комплекс как сфера социально — ориентированной предпринимательской деятельности.

Предмет исследования составляют методические’положения и инструментальные средства, применяемые при формировании и внедрении предпринимательской деятельности на предприятиях и в организациях туристского комплекса.

Целью исследования является разработка теоретических и методических положений, обеспечивающих стратегический характер развития туристского комплекса на основе предпринимательской деятельности.

В соответствии с даннойщелью в диссертации поставленьги решены следующие задачи: исследованы тенденции и процессы, складывающиеся в сфере отечественного' и международного туризмааргументировано доказана социально-экономическая значимость туристской деятельностиобосновано представления туризма, как консолидированной системы, состоящей из предприятий, инфраструктурных и коммуникационных компонентов различных отраслейраскрыты основные удловия эффективного функционирования предпринимательских туристских структуробоснована необходимость развития туристского комплекса в русле консолидации малых, средних и крупных форм предпринимательской ак8 тивностиизучены основные принципы организации и развития туризма как социально-ориентированной сферы предпринимательской деятельностивыявлены особенности отечественного и зарубежного предпринимательства в сфере туризмаопределены основные направления деятельности туризма и специализации его отраслевых комплексов (структур).

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды классиков экономической науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных и отечественных специалистов в области предпринимательства, стратегического планирования, сервисного обслуживания, общенаучные принципы и методы познания сложных социально-экономических явлений и процессов, марткетинго-во-управленческий подход, методы диалектики и синергетики, экономико-математического моделирования, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа, экономико-статистические методы обработки информации, метод сравнений и аналогийметод табличных группировок признаков, факторов, структурных элементов, показателей.

Информационной базой исследования послужили законы и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные и правовые акты федеральных органов управления, субъектов Федерации и муниципальных органов управления, официальные статистические отчеты, справочные материалы органов управления и научно-исследовательских институтов, отечественные и зарубежные публикации, материалы, представленные в монографиях, статьях, тезисах международных, общероссийских и межвузовских научно-практических конференций и семинаров по исследуемой проблематике.

К основным результатам, определяющим научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие:

1. Уточнен состав элементов туристского комплекса: основные, 9 вспомогательные и обслуживающие предпринимательские структуры (т.е. туристские предприятия и организации). Выявлены вид и характер объединяющих их связей: краткосрочные, текущие и долгосрочные, что позволяет внедрять в их совместную деятельность принципы предпринимательства.

2. Обоснован состав принципов, обеспечивающих предпринимательский характер развития туристского комплекса: системность, корпоративность, самоуправляемость, инновационность, рискованность, достаточность, учет которых повышает эффективность деятельности всех туристских предприятий.

3. Предложена система стратегического планирования в предпринимательских структурах туристского комплекса, в которой, в отличие от известных, в основу положен «характер» связей, объединяющих компоненты комплекса. Это позволяет обоснованно выбирать необходимый вариант их организации в составе комплекса.

4. Разработан методический подход: принципы, показатели и алгоритм моделирования связей предприятий и организаций, входящих в туристский комплекс. Это повышает конкурентноспособность его функционирования, а также социальную направленность и стратегический характер его развития.

5. Разработана схема финансового обеспечения стратегии развития туристского комплекса на основе предпринимательства, отличающиеся тем, что учитывает политику счета, способ привязывания бюджетов отдельных организаций к центрам финансового учета. В целом это повышает финансовую устойчивость всего туристского комплекса.

Теоретическая значимость исследований состоит в разработке теоретических и методических основ активизации долгосрочного развития российского туристского бизнеса на основе совместного использования ю преимуществ предпринимательского характера деятельности предприятий туристского комплекса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные принципы, показатели и методы нашли применение в решении различных методических и практических задач при внедрении предпринимательского характера деятельности предприятий туристского комплекса.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на конференциях, нашли применение в ряде предпринимательских структур Санкт-Петербурга, а также в учебном процессе ЛГУ им. A.C. Пушкина.

По теме диссертации опубликовано 12 печатных работ общим объемом 19.5 п.л., вклад автора, в которые составляет 9.4 п.л. Данные публикации достаточно полно отражают основное содержание диссертации.

Выводы по главе 3 Стратегические направления развития туризма складываются под воздействием структурных и других составляющих уже функционирующей системы. В этом отношении представляется необходимым четко представить ее вертикальные компоненты. Мы исходим из того, что эти компоненты будут включать все уровни сферы правового и экономического регулирования развития системы:

• государственную, обеспечивающую правовое регулирование развития туризма в соответствии с принятыми федеральными законами и нормативно-правовыми актами;

• частную, развивающуюся в соответствии с общей ориентацией на разгосударствление, приватизацию и усиление частного сектора в экономических структурах России. Эта группа представителей (специализирующихся и принимающих участие в развитии туризма корпораций), в свою очередь должна лицензировать соответствующие виды деятельности по принятым Гостам и сертификатам- • смешанную, обуславливаемую необходимостью корпоративного участия государственных, частных и общественных структур. К представителям от государства мы причисляем и муниципальные органы административного управления на местах.

В работе показано, что каждый из секторов должен иметь свой научно-методический (организационно-хозяйственный) центр, способный выполнять ключевые полномочия по обеспечению разработки и выполнения проектов — программ развития туризма.

К числу общих составляющих разработки концепции развития туризма можно отнести население и рекреацию.

Население — основной блок исходных составляющих для всех отраслей хозяйствования и служб. При любых условиях структурный состав населения остается одним из определяющих факторов пополнения числа путешественников и туристов России и многих стран. Процесс изменения численного и структурного состава населения неравномерен. Уже в 1998 г. в 68 регионах России общая численность населения уменьшилась, а в 21 регионе общая численность населения увеличилась. Это связано не только с условиями депопуляции (естественная убыль), но и стимулирующих составляющих миграционных потоков. Убыль населения по причине миграции свидетельствует об определенном неблагополучии экономической и социальной обстановки в этих регионах страны.

Регионы с возрастающей численностью населения обладают более качественными условиями и для предоставления туристских услуг.

Рекреация — совокупность средств и условий, способствующих отдыху и восстановлению здоровья населения. Рекреационные ресурсы — комплекс природных, социально-экономических и культурно-исторических условий.

153 определенных территорией, способствующих организации здорового отдыха с использованием природных ресурсов и различного рода инженерно-технических сооружений и т. д.

Рекреационные возможности туристского региона (зоны) обуславливаются рекреационной емкостью ландшафта, которая измеряется общим количеством посещаемости в человеко/днях .

Основными структурными составляющими концепции развития туризма являются следующие компоненты:

• Постановление (распоряжение) Правительства (администрации) на предмет разработки Концепции с назначением ответственных за разработку Концепции и ее программных документов, определением условий разработки Концепции и ее финансирования, проведением сопутствующих мероприятий по реализации концепции, создание Фонда развития туризма с утверждением положения и процедурных вопросов его формирования. Желательным является определение основных исполнителей по направлениям (культурно-оздоровительный, социальный, детский и т. д.) и обеспечения контроля за выполнением Постановления (распоряжения).

• Анализ современного состояния туризма на уровне страны (региона) с оценкой природно-географических и культурно-исторических условий развития туризма. Анализ включает оценку географического положения и основных достопримечательностей этого положения, исходя из наличия соответствующих рекреационных ресурсов и их возможностей.

Желательна оценка страны (региона) в отношении к международным системам транспорта, связи, туризма. Возможна для этих целей оценка ближних и дальних курортных (туристских) регионов по сходству и взаимодополняющим компонентам.

• Оценка ресурсных возможностей туристской зоны (региона) с точки зрения наличия отраслевых компонентов туристской инфраструктуры: наличие туристских фирм и агентств, наличие мест размещения (гостиниц, отелей, мотелей и т. д.), предприятий питания, объектов культурно-исторической значимости.

Особого внимания заслуживают объекты эксклюзивной значимости и другой притягательной силы.

Важной, на наш взгляд, является разработка вопросов, связанных с определением предположительно обозначенных туристских центров с позиций обустроенности городов и сел, возможностей дополняемости туркомплексов (больших и малых), взаимозаменяемости и эффективности функционирования организационных структур.

• Оценка проблемных составляющих туристских программ. Это направление формируется под воздействием социально-экономической значимости самого туристского комплекса. Даже на одном уровне с разных позиций может рассматриваться туристский комплекс Москвы и Санкт-ПетербургаСвердловска и НовосибирскаСеверных регионов Европейской части России и Камчатки. Важным в этом аспекте является наличие в том или ином регионе туристских доминант. Интерес может вызвать и посещение острова Шпицбергена и лежбища котиков на одном из удаленных островов Курильской гряды. Здесь в качестве определяющего может выступать любой, созданный природой или человеком объект.

• Стратегические составляющие развития туристских услуг. Наряду с уже апробированными стратегическими подходами к развитию туризма (кардинального изменения, сохранения роста, избирательного роста) с позиций концептуальности можно выделить:

— стратегические подходы, обуславливающие развитие отдельных туристских центров или регионов, ослабленных в связи с реформированием и реструктуризацией производственных и социально-бытовых комплексов, например, Валдайской возвышенности, Уральского региона, Дальневосточных окраин и других;

— освоение новых туристских маршрутов, вызывающих не только массовый, но и профессионально-индивидуализированный интерес, например, освоение маршрутов по покорению полюсов Земли, ознакомлению с пустынными и другими ландшафтными регионами;

— отдельные направления развития делового туризма, конгрессного туризма, туризма по интересам и другим. В сферу туристских интересов уже есть основание подключить и космический туризм. В качестве стратегических можно рассматривать и различные виды осваиваемых человечеством сфер (горный туризм, подводный туризм, спелеологический туризм). Эти виды туризма можно рассматривать и в качестве туристских доминант по привлечению массовых туристов. Посещение доминант может быть достигнуто за счет обустройства соответствующих рекреационных комплексов. С чисто прагматических интересов стратегические направления развития туризма могут быть направлены на увеличение доходов, привлечение туристов с целью обеспечения новыми рабочими местами экономически активного населения, привлечения валютных средств в обслуживающие структуры и государственный бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Туризм — это сфера социально-экономической деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, удовлетворение его интеллектуальных, социальных и иных потребностей, объем и качество которых определяется общим состоянием культуры.

Конечным продуктом деятельности предприятий является туркомплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и других услуг, оказываемых в зависимости от целей путешествия различным категориям работающих.

Основным потребителем туристского продукта является путешественник-турист. Экономические результаты оказываемых туристских услуг и стоимость основных средств, используемых для оказания туристских услуг, носят собирательный характер и включают компоненты многих отраслевых структур — транспорта, коммуникаций, сферы услуг.

Человеческим ресурсом формирования и развития межотраслевого комплекса туризма является население, представляющее структурные составляющие работающих различных комплексов обслуживания и потребителей туристских услуг.

2. Институциональная структура сферы туризма — собирательный комплекс, состоящий из транспортных и коммуникационных инфраструктурных формированийсредств размещения, включающих гостиничные, санаторно-оздоровительные и другие учрежденияпред приятий питания, культурно-экскурсионного обслуживания и других учреждений для оказания самых эксклюзивных услуг.

Большая часть институциональной структуры сферы туризма относится к системе предпринимательской деятельности с преобладанием частного сектора в области экономического и социального секторов. Регулирующим инструментом развития туризма является рынок туристских услуг.

3. Материально-техническую базу туризма представляют рекреационные ресурсы, представляющие комплекс природных, социально-экономических, культурно-исторических и других элементов определенных территорий, обладающих притягательными свойствами удовлетворения запросов человека и способствующих отдыху и восстановлению здоровья. Существенную роль в этом деле играют при родные, культурно-исторические достопримечательности и доминанты, рукотворные ландшафты, инфраструктурные и иные сооружения, вызывающие эстетический и деловой интерес. Важную часть ресурс ной составляющей представляет наличие курортно-оздоровительных ресурсов: минеральных и гидротермальных вод, соляных копей, других ресурсов, обладающих целебными свойствами.

Предпочтительными в рекреационном отношении остаются береговые зоны морей, океанов, озер тропических, субтропических и умеренных зон. И чем большей комплексностью характеризуется ресурсный потенциал, тем большей притягательностью обладает рекреационный район (зона, территория).

4. Различия в рекреационном обеспечении служат определяю щим условием для формирования географии туризма. География туризмаэто и географическая наука, изучающая территориальную организацию туристского хозяйства в определенных условиях его развития в различных регионах мира (страны), и прагматическое руководство по территориальной организации туризма различной направленности и социальной ориентации. География туризма как средство комплексной оценки условий развития туристских систем имеет свое право на существование и развитие в числе других наук.

5. Научно-методическую основу управления развитием туристского комплекса составляет маркетиногово-менеджменский подход.

Маркетинг в туризме — это система непрерывного выявления конкурентоспособности туристских услуг с услугами, предлагаемыми на рынке в.

158 качестве туров различным составом фирм.

Менеджмент по существу — управление, заведование, организация. Совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.

Маркетингово-управленческий подход предлагается как комплексный подход управления качеством туристских услуг и их реализации с целью обеспечения конкурентоспособности и социально-экономической эффективности на внутреннем и международном рынке туристских услуг.

Решение сложных проблем маркетинга и менеджмента на рынке туристских услуг обуславливается общим уровнем совершенствования процессов производства и потребления на уровне крупных туристских фирм и изучения опыта различных корпоративных и ассоциативных групп.

6. Регулирование развития туризма — нормируемый и программируемый процесс. Его можно осуществлять на основе нормативных составляющих натурального представления основных параметров экономического и социального развития участвующих структур.

Представительным блоком научно-экономических исследований процессов выступает матричное моделирование связей между производителями и потребителями туристских услуг на основе минимизации затратных характеристик и рисков по оказанию туристских услуг.

7. Важным условием развития туризма как определяющего фактора модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки является участие государства в формировании благоприятной обстановки для развития туризма, патронировании развития базовых отраслей, участии в инвестировании деятельности (социальный аспект) и развитии материально-технической базы.

8. Наиболее представительной частью методологических и прагматических решений уровня и качества развития туризма представляется концептуальный подход. Он позволяет использовать в качестве исходной базы.

159 не только состояние действующей системы предоставления комплекса товаров и туристских услуг, но и задействовать для этих целей имеющийся ресурс — население и рекреационную базу.

9. Конкретным выражением практических возможностей реализации различных идей развития туризма является выполнение программ развития туризма по направлениям и видам спроса на туристские услуги (страновой, круизный, функциональный) на уровне государственных, муниципальных и предпринимательских институциональных структур.

Выполненное исследование позволяет внести и наш вклад в реализацию комплексного подхода развития туризма на уровне государства и региональных субъектов хозяйствования как важнейшей сферы социально ориентированной деятельности в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Захаров A.B., Маевский В. И., Мильнер Б. З., Симонов В. В., Сорокин Д. Е. и др. Россия 2015: оптимистический сценарий. / Под ред. Л. И. Абалкина. — М.: ММВБ, 1999. — 416 с.
  2. В.И., Акишин В. Н., Байназаров Ю. К., Биржаков М. Б., Корнеев С. Е., Кузнецов Ю. В., Маринин М. М., Путрик Ю. С., Терещенко A.A. Дополнения к основам к законодательства о туризме. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001. -С. 27−37.
  3. В.И. Методологическое введение в программам регионального туристского развития. // Труды Академии туризма. Вып. 1. -СПб., 1995.-С. 21−30.
  4. В.И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1983.
  5. А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. / Учебное пособие. М., 1996.
  6. М. Курорту Российскому быть. // Экономика и жизнь, 2001, № 25.-31.
  7. М.А. Экономика и география международного туризма.-М., 1975.
  8. Антикризисные меры укрепления системы здравоохранения России. Коллектив авторов: Гаврильчак И. Н. и др. / Под ред. проф. И. В. Полякова и проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-192 с.
  9. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М., 2000. — 432 с.
  10. Г. Л., Аренкова H.A. Основы современного маркетинга: Учебное пособие. / ЛФИ им. М. А. Вознесенского. СПб.: СПбЛФЭИ, 1995.
  11. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. Опыт систематизации. М.: Наука, 1999.
  12. М.Б. Введение в туризм / Биржаков М.Б.- Нац. Акад. туризма. 9-е изд., перераб. и доп. — М.- СПб.: Нев. Фонд: Герда, 2007.- 576 с.
  13. М.Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма: перевозки. СПб.: Издательский дом «Герда», 2004. — 400 с.
  14. Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
  15. С.Г., Маслова Т. Д. Маркетинговая деятельность. Субъекты, функции. Виды. Организация: Курс лекций по спец. 61 500 -Маркетинг. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  16. Е.И. Туризм и его воздействие на современную социокультурную ситуацию Санкт-Петербурга и области. СПб., 1994.
  17. Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области. СПб., 2004.
  18. .П., Курилина Е. В., Воршавская Н. Е., Чумарина В. Ж. О развитии демографических процессов в Российской Федерации в 1998 году. // Вопросы статистики, 2004. № 10.
  19. Ю.Т. Основы туристского маркетинга. М., 2006.
  20. С.А. Желтые страницы. Интернет-98. Путешествия и туризм.-СПб., 2004.
  21. A.A. Туризм. / Учебно-методическое пособие. М., 2005.
  22. Т.И., Зорин И. В., Ильина E.H. Основы туристской деятельности. М.: Российский международный институт туризма, 2004.
  23. Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Ю. Ф. Волков. -2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 348 с.
  24. A.B. Тенденции развития рынка туристских услуг Санкт-Петербурга: Препринт / A.B. Воловода- С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 11 с.
  25. И.Н., Мовчан Б. С. Туризм как система социально-ориентированной интеграции экономических и общественных структур. // Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI
  26. И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. Монография. / Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.- 179 с.
  27. И.Н., Синицын М. П. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе. / Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.
  28. М.А. Организация предпринимательства и бизнес-планирование инвестиционных проектов: Учебное пособие.- СПб.- СБбГИЭУ/М.А.Горенбургов, Ю. В. Хоничев.- СПб, 2004.-80с.
  29. И.Н. туризм в России: концептуальные основы стратегических направлений развития. / Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана. СПб.: Изд. центр «Сервис» СПбГИСЭ, 2001. -171 с.
  30. A.A. Логистика в туризме: Учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / A.A. Гвозденко- Рос. междунар. акад. туризма. -М.: Финансы и статистика, 2004. 271 с.
  31. В.Э. Формирование межрегиональных систем управления туристской отраслью // Международная конференция «Регионы и глобализация». 20−22 июня 2002 г.: Тезисы докладов. СПб., 2002. — с. 116−118.
  32. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. М.: Амфора, 2007.
  33. Гостиничный и туристический бизнес. / Под ред. проф. А.Д. Чуд-новского. -М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Изд-во ЭКМОС, 1998. -352 с.
  34. Государственный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования. // Туристские фирмы. Вып. 24. -СПб.: «Невский Фонд», 2001. С. 183−189 (издание неофициальное).
  35. А. Летний исход. // «Профиль», 2001. № 25. -С. 48−55.
  36. Н.И. Принципы и методы рационализации организационно-экономического развития туризма. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: Российская1 Академия наук. Институт социально-экономических наук, 1999.
  37. В.Г. Организация туристской деятельности. / Учебное пособие. М.: Нелидж, 2004.
  38. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. М.: Финансы и статистика, 2003. — 303с.
  39. Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие по специальности 230 500 «Социально-культурный сервис и туризм» / Г. М. Дегтярь.- М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с.
  40. А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь, 2004. № 42.
  41. Долженко Т.П.' История туризма в дореволюционной России и в СССР. -Ростов-на-Дону- 2004.
  42. М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М. А. Жукова.- М.: Финансы и статистика, 2004. 199 с.
  43. М.Н. Статистическая оценка эффективности менеджмента туристских организаций (на примере гостиниц Нижнего Новгорода). // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2. — С. 95−103.
  44. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. -М.: ЦРИБЦСТЭ, 1986.
  45. Зубец А. Н Страховой маркетинг в России. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1999.
  46. В. О странствующих и путешествующих. // «Профиль», 2001. -№ 22.-С.
  47. О. Тур для Хейердала. // Эксперт-Вещь, 2000. № 7. -С. 2−7.
  48. Т.А. Экономические методы управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций системы иностранного туризма. М., 2005.
  49. Инвестиции в туризме // Петербургский аналитик. 2000. — N 1.-е. 31−33.
  50. Д. К. Основы стратегии и планирование маркетинга в иностранном туризме. М.: Прагма, 2000.
  51. Каз Ж. Международный туризм. Мираж или стратегия будущего. М., 2004.
  52. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Москва: Эра, 2004.
  53. B.C. Система управления туристско-экскурсионным обслуживанием. /Учебное пособие. М., 2000.
  54. O.A. Туризм в экономике региона. // Туризм. Сб.93. М.: Изд-во «Мир», 2003.
  55. А.Т., Волкова Т. А. Маркетинг в туризме. М.: Изд-во СПбГУ, 1996.
  56. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. -Туринфо, 1996. -№ 1.
  57. Конституция Российской Федерации. М.: Изд. группа ИНФРА-М — НОРМА, 2007. — 80 с.
  58. Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России.//Вопросы экономики, 2001.-№ 1 .-С.74−84.
  59. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998. -896 с- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общая ред. и вступ. статья Е. М. Пеньковой. — М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  60. Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX начала XXI веков. // Труды Академии туризма. — СПб, 1997.
  61. JI.M., Коваленков Ю. В. Особенности организации и планирование иностранного туризма в европейских странах. -М., 2004.
  62. А.Б., Решетова М. В., Никольская Е. Г. Инновации и инвестиции в предпринимательстве СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 — 927 с.
  63. А.Б., Бессонова Н. Ю. Модернизационное предпринимательство СПб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2007 — 160 с.
  64. А.Б., Решетова М. В. Основы предпринимательской деятельности М.: Академия, 2007 — 320 с.
  65. А.Б., Якубовская H.A. Развитие предпринимательства в туристской сфере.- СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008.- 144 с.
  66. К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С, Богданов Е. Экономики туризма: теория и практика. / Учебное пособие, Т. 1. -СПб.: Изд-во «Омега», 1998.
  67. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
  68. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. / Учебное пособие. Изд. 2-ое, доп. СПб.: Издательский дом «МиМ», 1997.
  69. О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента. / Учебное пособие. -СПб.: Издательский дом «М и М», 2000.
  70. И.В. Экономика.- М.: ОМЕГА-Л, 2007.- 656 с.
  71. М. Международный туризм. Учтен ли фактор безопасности. / Экономика и жизнь, 1995. № 42.
  72. Маркетинг. Учебник под ред. А. Н. Романова. М., 1995.
  73. К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-ое, Т. 23.
  74. Материалы международного семинара «Технология экотуризма» (Новгород, 18−20 февраля 1997 года).
  75. Материалы международного семинара «Проблемы развития социального туризма» (Санкт-Петербург, 28−31 мая 1997 года).
  76. СВ. Активный туризм. О ситуации в спортивно-оздоровительном туризме и концепции развития этих видов туризма. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: Невский Фонд, 2001.- С. 51−55.
  77. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе. / Учебное пособие под ред. проф. И.Н. Гав-рильчака и проф. М. П. Синицына. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001. — 224 с.
  78. Мовчан Б. С, Масалов В. П. Городские службы Ленинграда. Л.: Лениздат, 1980.-120 с.
  79. М.Э. Маркетинг в иностранном туризме. М.: ВКШ и иностранному туризму, 2004.
  80. М.Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., 2005.
  81. В.И. Сфера туризма: рыночный механизм и система управления. -СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
  82. В.И. Хозяйственный механизм сферы туризма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб.: СПбГУЭФ, 2000.
  83. В.С. Государство и туризм. // Туристские фирмы. Вып. 24. СПб.: «Невский Фонд», 2001. — 208 с.
  84. Основы туристического маркетинга. М., 2000.
  85. Основы экскурсоведения. / Под ред. Б. В. Емельянова. М.: Просвещение, 1985.
  86. Стратегическое планирование и управление. / Под ред. проф. А. Н. Петрова. Учебное пособие. 4.1. -СПб.: СПбУЭФ, 1997.
  87. Ю.Ю. Исследование и разработка концепции и методов управления социальной сферой. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: СПбГИЭА, 2000.
  88. Открытое письмо Владимира Путина к российским избирателям. // Коммерсантъ, 25 февраля 2000. 3 с.
  89. Отдых без границ. Лето осень 2001. / Официальный каталог -пятая выставка-продажа путевок. — СПб., 19−22 апреля 2001. -80 с.
  90. Р. Г. Коммерческая деятельность. / Учебник. М., 1996.
  91. Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2005. — 208 с.
  92. А.Н., Демидова Л. Г., Климов СМ., Ланцов В. А. Перекатов Б.А. Основы стратегического планирования. / Учебно-методическое пособие. СПб.: Знание, 1998.-96 с.
  93. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  94. Положение о порядке уплаты и размерах сбора за выдачу лицензии на осуществление международной туристической деятельности зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 1994 г.
  95. Практика туристского бизнеса. / Под ред. д.э.н., проф., вице-президента Академии туризма РФ Г. А. Карповой. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000. — 192 с.
  96. Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. М.: «Экспертное бюро — М», 2004. — 176 с.
  97. Реклама в туризме от, А до Я. Конъюнктура туристического рынка, 1991. -№ 3.
  98. Реклама туристических маршрутов и услуг. М.: ЦРИБ Турист, 2004.
  99. Реструктуризация хозяйствующих структур определяющий фактор развития социально-ориентированной экономики. // Коллектив авторов. Под ред. д.э.н., проф. Б. С. Мовчана ВШПП (СПб-филиал). — СПб.: Изд-во Буковского, 2000. -129 с: ил.
  100. Р., Коленникова О. Дисфункции государства и ослабление социальной безопасности населения России. // Вопросы экономики, 2000. № 2. — С. 67−75.
  101. В. туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: «Ось-89″, 2004. -160 с.
  102. Сборник инвестиционных предложений развития инфраструктуры туризма в ленинградской области. СПб.: „ХИТ интернешнл“, 2005.-56 с.
  103. Семь нот менеджмента. Авторский коллектив А. Бочкарев, В. Кондратьев, В. Краснова, А. Матвеева, А. Привалов, Н. Хорошавина./Изд. 3-е, доп.-М.: ЗАО1. Журнал Эксперт», 1998.
  104. B.C. Введение в туризм. М.: РИПРИКТ, 2004.
  105. Ю. Ни себе, ни людям. // Экономика и жизнь, 2001. -№ 18.-С 2−3.
  106. Е. Мифический слой общества. // Экономика и жизнь, 1999. -№ 38. -6 с.
  107. Е.А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности туристской фирмы. / Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 128 с.
  108. В.Н., Гаврильчак И. Н. Системный анализ в сфере сервиса, прогнозирование и планирование деятельности предприятий. / Учебное пособие. СПб.: Технологический институт сервиса, 1996. — 115 с.
  109. В.Н., Сорин В. Г., Юделевич М. А. Управление государственной, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельностью в бытовом обслуживании. М.: Легпромбытиздат, 1990.
  110. Состав и учет затрат в туризме. М.: Изд-во «Ось-89″, 2000. -208 с.
  111. Стратегическое планирование развития туризма в России до 2015 года. Методические материалы Ростуризма.- СПб.: МТА, 2008.- 76 с.
  112. Статистика в экономике. / Интервью с начальником отдела статистики услуг Санкт-петербургского комитета государственной статистики С. П. Соловьевой. // Туризм и экономика, СПбГИСЭ (Факультет туризма и частичного хозяйства), 2001.-№ 11.
  113. Теория и практика антикризисного управления. Учебник для ВУЗов. / Г. З. Базаров, Л. П. Белых и др.- Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. — 469 с.
  114. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. / Автор-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М. — Афины: 1994.- 159 с.
  115. В.В., Крупанин А. А., Пантелеев В. А. Личностная стратегия предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 1999.-144 с.
  116. Туризм в России: Стат сб. / Госкомитет России. М., 2006. -164с.
  117. Туризм и гостиничное хозяйство. / Учебник под ред. д.э.н., проф. А. Д. Чудновского. М.: Ассоциация авторов и издателей „ТАНДЕМ“. Изд-во ЭКМОС, 2005.-400 с.
  118. Туризм как элемент стратегии. // „Эксперт Северо-Запад“, 2001. -№ 10.-С. 20−21.
  119. Туристская декларация (принята Всемирной конференцией министров по туризму 4 ноября 1994 года). Туринфо, 1994. — № 16.
  120. Туристские фирмы. / Журнал для профессионалов туристского бизнеса. Вып. 24. СПб.: „Невский Фонд“, 2001. — 208 с.
  121. В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. Международные отношения. М., 1990.
  122. У ил сон П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М.: Аудит ЮНИТИ, 1995.
  123. Указ Президента Российской Федерации „О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации“ от 22 декабря 1995 года.
  124. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. / Учебное пособие под ред. проф. В. Н. Соловьева и проф. Д. В. Шопенко. -СПб.: Гид-рометеоиздат, 1995.
  125. Федеральная целевая программа „Развитие туризма в Российской Федерации“. / Утверждена постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года -Собрание законодательств РФ, 1996.-№ 11.
  126. Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ 24 ноября 1996 года № 1Э2-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральным законом № 12 ФЗ от 5 февраля 2007 г.).
  127. Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.
  128. Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения Всероссийский центр изучения общественного мнения. — М., 1995.
  129. А. Небесная диалектика. // „Эксперт“, 2000. С. 48−51.
  130. Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  131. .С. Территориальная организация общества: (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). -М.: Мысль, 1981. -320 с, карт., схем.
  132. Ю.М. Туристический бизнес. М., 1998.
  133. A.A. Сравнительная статика рыночного равновесия. -Прогнозирование спроса. Л., 1991.
  134. Экономика современного туризма. Под ред. ГА. Карповой. М. -СПб., 1998.
  135. Экономика и организация международного туризма. М., 2004.
  136. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия). Учебное пособие. / Авторский коллектив: Грязнова А. Г., Чечелева Т. В., Атлас М. С., Бурмен-ко Т.Д. и др. М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 1997.
  137. Экономические реформы: проблемы и перспективы. Коллектив авторов: А. Е. Когут, О. П. Литовка, A.A. Румянцев, Е. Б. Костяновская, Л. А. Аносова и др. -СПб.: „Наука“, 1993. 212 с.
  138. Энциклопедия туризма. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.
  139. В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. Самара, 1995.
  140. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  141. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.
  142. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М.: 2006.
  143. А. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? //
  144. Вопросы экономики. 2000. -№ 11.
  145. H.A. Управление предпринимательскими рисками в туриндуст-рии/ Вестник ИНЖЭКОНа, серия Экономика.- СПб.: СПГИЭУ, вып. 5 (24), 2008.- С.363−367.
  146. В.Ф. Управление качеством в сфере услуг. Системно-логистический подход. Монография. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001 .-352 с.
  147. Afrait, S.N. Mathematical systems in economics. Konigsten, 1979.
  148. Baumol, W.G. Business Behaviour, Value and Growth. Macmil-lan, New York, Revised edition- Haracourt Brace & World, inc. 1967.
  149. Chandler A. Strategy and structure. London. — 1962.
  150. Chesbrough H., Teece D. When is Virtual Virtuous? Organizing for Innovation / Harvard Business Review. 1996. January February.
  151. David F.R. Fundamentals of Strategic Management. -N.Y., London: Merril Publishing Company, 1986.
  152. Grundy T. Breakthriugh strategies for growth, -Pitman publishing. 1995.
  153. Innovation policy in a global economy / Ed. by Archibugi D. -Cambridge: Cambridge univ. press, 1999. XYI, 278p.
  154. Jorgenson, D.W. and Siebert C.D. Optimal Capital Accumulation and corporate Investment behavior.Univ. of California, Berkley, 1987.
  155. Koch R. The financial times guide to strategy. -Pitman publishing. -1995.
  156. Loon P. A dynamic theory of the firm Production, Finance and Investment. Berlin, Springer veri, 1983.
  157. Lorange P. Corporate planning. Englewood Cliffs (N.J.), 1980.
  158. Lynch R. Corporate Strategy. -N.Y.: Pitman Publishing, 1997.
  159. Makridakis S. Pacing up to the Future: In Search of Pragmatism in Management. -Free Press, New York, 1989.
  160. Rogers E.M., Shoemaker F.F. Communication of innovations. N. Y.168. www.russiatourism.ru
  161. Въезд иностранных граждан в Россию (поездок в 2007 году)
  162. Гражданство служебная туризм частная ПМЖ транзит обслуга ИТОГО1 2 3 4 5 6 7 8
  163. Австралия 7607 26 184 3522 17 144 772 38 246
  164. Австрия 26 064 29 835 5124 56 151 5978 67 208
  165. Азербайджан 39 932 1475 889 641 252 24 538 38 051 993 889
  166. Албания 187 776 279 0 29 128 1399
  167. Алжир 951 204 728 10 23 320 2236
  168. Ангола 350 26 573 2 55 18 1024
  169. Аргентина 928 3307 1224 10 140 42 5651
  170. Армения 49 850 1791 352 498 408 9956 3701 418 204
  171. Афганистан 3138 89 2075 249 383 260 6194
  172. Багамы 30 243 8 0 0 25 332 25 613
  173. Беларусь 19 946 5107 146 573 508 67 958 32 688 272 780
  174. Бельгия 12 602 22 707 2868 13 214 1046 39 450
  175. Болгария 12 158 6842 5608 249 556 14 657 40 070
  176. Босния и Герцеговина» 3490 2472 1686 59 61 1285 9053
  177. Бразилия 2519 20 526 1428 3 40 217 24 733
  178. Венгрия 10 584 7591 3543 32 265 1698 23 713
  179. Венесуэла 1299 1376 443 2 22 29 3171
  180. Вьетнам 22 668 910 7548 108 2605 4498 38 337
  181. Гватемала 63 251 81 2 4 3 404
  182. Германия 161 548 345 708 54 570 440 10 960 40 666 613 892
  183. Гонконг 161 2568 61 0 33 591 3414
  184. Греция 4727 21 742 2755 24 122 6336 35 706
  185. Грузия 6006 563 32 522 406 245 4060 43 802
  186. Дания 9109 20 640 2345 12 793 2714 35 613
  187. Египет 2482 1159 1309 38 156 3405 8549
  188. Израиль 24 281 31 250 8475 151 483 312 64 952
  189. Индия 15 994 12 868 9214 338 8338 21 292 68 044
  190. Индонезия 1838 2667 329 0 77 17 390 22 301
  191. Иордания 625 954 914 25 45 80 2643
  192. Ирак 535 291 652 19 192 12 1701
  193. Иран 4493 6744 1661 78 1408 2665 17 049
  194. Ирландия 4757 6439 1469 2 28 412 13 107
  195. Исландия 554 1322 265 0 13 39 2193
  196. Испания 8694 79 497 5747 31 497 2158 96 624
  197. Италия 48 397 129 950 11 837 128 536 15 799 206 647
  198. Йемен 230 208 848 2 91 16 1395
  199. Казахстан 64 371 12 688 2 494 812 1997 150 944 170 937 2 895 749
  200. Камбоджа 93 13 133 0 0 1554 1793
  201. Камерун 194 90 305 0 10 26 625
  202. Канада 13 786 26 660 4478 30 574 1032 46 560
  203. Кения 123 83 396 1 27 223 8531 2 3 4 5 6 7 8
  204. Китай 183 799 129 749 337 559 366 11 354 102 293 765 120
  205. КНДР 7511 1324 5109 16 606 5376 19 942
  206. Колумбия 638 997 394 16 14 124 2183
  207. Конго 140 33 273 5 17 10 478
  208. Корея, Республика 14 447 48 825 19 586 233 25 715 15 979 124 785
  209. Коста-Рика 54 190 68 1 4 2 319
  210. Куба 1872 759 1059 53 487 839 5069
  211. Латвия 142 140 64 280 136 922 640 3705 51 036 398 723
  212. Ливан 1171 1224 1096 83 147 508 4229
  213. Ливия 441 67 211 2 0 118 839
  214. Литва 208 249 47 253 423 536 2450 10 010 51 002 742 500
  215. Лихтенштейн 120 202 29 0 6 6 363
  216. Люксембург 798 1068 206 1 5 1041 3119
  217. Македония 2116 651 1092 9 48 1495 5411
  218. Малайзия 2580 3091 4270 0 83 1059 11 083
  219. Мальта 400 610 198 0 2 19 773 20 983
  220. Марокко 534 420 1464 22 10 260 2710
  221. Мексика 898 8587 703 7 16 81 10 292
  222. Молдова, Респ. 23 148 2082 959 929 52 10 403 47 228 1 042 842
  223. Монголия 15 019 10 783 71 342 418 15 887 31 483 144 932
  224. Непал 683 126 326 12 162 115 1424
  225. Нигерия 496 128 816 12 78 2 1532
  226. Нидерланды 30 500 33 659 5814 61 246 9471 79 751
  227. Новая Зеландия 1690 3420 556 0 46 199 5911
  228. Норвегия 11 497 26 136 3445 6 436 5564 47 084
  229. ОАЭ 245 937 252 0 34 187 1655
  230. Пакистан 2152 522 750 26 383 502 4335
  231. Палестинская терр. 368 69 299 0 19 3 758
  232. Панама 86 135 133 2 5 21 337 21 698
  233. Перу 374 471 320 13 18 37 1233
  234. Польша 99 562 42 932 763 896 278 11 658 39 129 957 455
  235. Португалия 2052 7264 638 9 19 2267 12 249
  236. Румыния 3821 2937 2036 10 165 4199 13 168
  237. Рыбный промысел 5881 6055 7487 0 3830 3029 26 282
  238. Саудовская Аравия 614 268 241 0 16 59 1198
  239. Сербия 27 156 7338 9609 257 636 2056 47 052
  240. Сингапур 1233 2412 315 0 36 2437 6433
  241. Сирия 2728 1665 2815 130 470 6333 14 141
  242. Словакия 10 696 3441 2916 23 488 4755 22 319
  243. Словения 4491 3918 1529 28 53 2222 12 241
  244. Соединенное Королевство 80 125 130 608 14 118 69 606 13 018 238 544
  245. Соединенные Штаты 76 651 172 356 32 133 313 1435 10 633 293 521
  246. Судан 299 43 371 4 28 59 8041 2 3 4 5 6 7 8
  247. Таджикистан 250 006 1205 463 835 86 8988 13 416 737 536
  248. Таиланд 2317 7181 874 2 108 5373 15 855
  249. Тайвань (Китай) 1484 7656 812 3 67 262 10 284
  250. Тунис 393 339 815 13 3 132 1695
  251. Туркмения 4670 12 798 7766 13 1714 159 27 120
  252. Турция 110 259 49 479 16 000 490 1457 59 431 237 116
  253. Узбекистан 241 451 2424 879 776 295 20 137 40 680 1 184 763
  254. Украина 235 954 49 131 5 608 557 1534 81 062 445 567 6 421 805
  255. Уругвай 697 217 599 0 141 44 1698
  256. Филиппины 5263 6404 516 3 573 67 145 79 904
  257. Финляндия 486 866 153 139 242 718 778 666 91 398 975 565
  258. Франция 56 674 112 762 18 852 154 893 12 106 201 441
  259. Хорватия 4067 3133 1713 31 121 3965 13 030
  260. Черногория 647 256 658 1 21 47 1630
  261. Чешская Республика 19 973 14 585 5222 52 514 1172 41 518
  262. Чили 311 1157 170 2 7 51 1698
  263. Швейцария 12 898 27 134 3120 17 174 7857 51 200
  264. Швеция 23 673 26 000 6839 40 588 3896 61 036
  265. Шри-Ланка 317 85 745 12 322 229 1710
  266. Эквадор 170 403 306 9 10 32 930
  267. Эстония 121 506 46 602 183 091 672 5169 33 592 390 632
  268. Южная Африка 2699 2971 745 2 31 637 7085
  269. Япония 26 311 45 083 7051 59 1443 3674 83 621
  270. Всего:(*) 3 270 312 2 213 597 15 104 668 16 247 530 808 1 772 993 22 908 625
  271. Общие данные по всем странам, включая страны, из которых в Российскую Федерацию въехало менее ста граждан
  272. Источник: www.russiatourism.ru
  273. Выезд граждан Российской Федерации за рубеж (поездки в 2007 году)
  274. Страна служебная туризм частная пмж обслуга в/служ ащие Итого1 2 3 4 5 6 7 8
  275. Австралия 36 34 78 2 14 0 164
  276. Австрия 25 943 76 972 38 221 661 8843 1 150 641
  277. Азербайджан 10 034 13 290 665 859 109 24 606 0 7 138 981. Албания 0 0 2 0 438 0 440
  278. Алжир 697 126 438 3 262 0 1526
  279. Ангола 1036 240 246 0 477 0 1999
  280. Армения 8813 13 875 152 533 94 24 378 389 200 082
  281. Афганистан 314 60 579 2 137 0 10 921. Багамы 0 96 8 0 91 0 195
  282. Беларусь 45 7 1728 3 153 0 1936
  283. Бельгия 13 142 11 572 10 070 242 7914 0 42 940
  284. Болгария 6574 173 101 21 157 146 16 606 0 217 584
  285. Бразилия 45 38 26 0 173 0 282
  286. Венгрия 8541 21 978 10 000 270 5258 0 46 047
  287. Вьетнам 2439 25 691 2035 12 5564 0 35 741
  288. Германия 184 881 231 318 357 891 8743 79 438 34 862 305
  289. Гонконг 1 43 15 0 62 0 121
  290. Греция 6317 243 958 30 218 355 25 445 1 306 294
  291. Грузия 1951 25 3 309 142 10 4104 2317 3 317 549
  292. Дания 14 529 15 494 13 685 123 5407 0 49 238
  293. Доминика 93 8626 138 0 454 0 9311
  294. Доминиканская Респ. 43 3853 125 0 212 0 4233
  295. Египет 6543 1 255 399 71 604 230 75 783 2 1 409 561
  296. Израиль 7104 45 314 83 992 4200 11 198 1 151 809
  297. Индия 7556 53 251 4045 13 10 816 0 75 681
  298. Индонезия 54 4915 84 0 434 0 5487
  299. Иордания 1424 9874 8957 28 1372 2 216 571. Ирак 18 2 7 0 76 0 103
  300. Иран 3278 1499 1367 2 22 799 0 28 945
  301. Ирландия 458 8 99 0 1098 0 1663
  302. Исландия 320 743 93 0 304 0 1460
  303. Испания 16 036 318 639 39 271 799 24 294 4 399 043
  304. Италия 46 388 334 113 .65 410 495 35 685 10 482 101
  305. Казахстан 99 886 21 187 2 533 437 1737 176 789 3270 2 836 306
  306. Канада 2553 4318 9883 209 3346 0 20 309
  307. Катар 2171 26 712 7135 13 311 0 363 421. Кения 30 105 3 0 54 0 192
  308. Кипр 5267 150 520 18 441 83. 9539 1 183 851
  309. Киргизия 8124 5719 70 358 61 14 645 19 98 926
  310. Китай 500 497 1 651 715 537 957 18 190 619 0 2 880 806
  311. КНДР 146 301 789 0 1473 0 2709
  312. Колумбия 6 2 0 0 155 0 1631 2 3 4 5 6 7 8
  313. Корея, Республика 21 072 32 573 28 068 626 37 256 0 119 595
  314. Куба 1266 15 726 1477 3 1903 0 20 375
  315. Латвия 37 144 31 951 108 079 87 19 128 12 196 401
  316. Либерия 180 1 28 0 311 0 520
  317. Ливан 640 1019 2430 9 1481 0 55 791. Ливия 91 0 11 0 360 0 462
  318. Литва 41 302 63 769 719 224 1957 50 563 833 877 648
  319. Люксембург 408 1377 861 17 779 0 3442
  320. Малайзия 45 2234 213 3 400 0 28 951. Мали 4 547 50 0 67 0 668
  321. Мальдивская Респ 100 18 415 558 1 1285 0 20 359
  322. Мальта 413 17 725 3344 30 614 0 22 126
  323. Марокко 56 4320 502 0 749 0 5627
  324. Молдова, 27 387 2819 260 772 173 1378 249 ' 292 778
  325. Монголия 11 160 2353 70 385 761 16 868 0 101 527
  326. Намибия 360 2 10 0 0 0 372
  327. Нидерланды 27 702 32 965 21 892 157 14 614 2 97 332
  328. Норвегия 18 854 18 912 21 615 2671 14 641 0 76 693
  329. ОАЭ 15 691 207 205 30 507 188 17 498 1 2 710 901. Оман 8 580 57 0 140 0 785
  330. Пакистан 351 2317 542 0 96 0 3306
  331. Панама 13 597 4 0 99 0 713
  332. Польша 17 969 109 046 567 499 789 42 621 5 737 929
  333. Португалия 716 9268 911 38 1732 0 12 665
  334. Румыния 1730 3430 4383 1 5243 0 14 787
  335. Рыбный промысел 3502 304 636 0 78 939 0 83 381
  336. Саудовская Аравия 255 32 6408 0 672 0 7367
  337. Сейшелы 4 693 63 0 92 0 852
  338. Сербия 6327 55 254 18 064 17 10 142 0 89 804
  339. Сингапур 890 20 641 2005 27 1008 0 24 571
  340. Сирия 3611 3658 10 252 6 2426 1 19 954
  341. Словакия 335 3690 358 4 555 0 4942
  342. Словения 3079 9105 1966 2 182 0 14 334
  343. Соединенное Королевство 57 733 79 231 82 353 956 17 889 2 238 164
  344. Соединенные Штаты Америки 31 277 32 800 63 675 1133 10 763 0 1 396 481. Судан 16 0 50 0 158 0 224
  345. Таджикистан 12 234 2432 45 820 259 24 210 11 84 966
  346. Таиланд 8133 232 247 8175 41 14 830 0 263 426
  347. Тай- вань (Китай) 0 0 0 0 902 0 902
  348. Тунис 690 129 749 4191 4 5586 0 140 220
  349. Туркмения 6223 8147 25 431 2139 5945 0 47 885
  350. Турция 71 765 1 923 363 244 539 264 154 928 123 2 394 982
  351. Узбекистан 14 444 11 651 75 546 277 23 353 15 1 252 861 2 3 4 5 6 7 8
  352. Украина 260 795 249 051 7 021 178 8275 287 858 1715 7 828 872
  353. Фарерские острова 8 0 0 0 537 0 545
  354. Филиппины 56 576 8 0 612 0 1252
  355. Финляндия 279 799 657 138 1 266 217 15 851 578 929 0 2 797 934
  356. Франция 58 391 170 665 54 397 425 25 059 18 308 955
  357. Хорватия 2584 100 051 5752 6 7972 0 116 365
  358. Чад 16 1478 93 0 27 0 1614
  359. Черногория 477 66 454 2522 4 5114 0 74 571
  360. Чешская Республика 23 047 177 955 31 130 134 12 436 1 244 703
  361. Швейцария 34 000 57 639 47 535 722 7155 1 147 052
  362. Швеция 12 321 14 563 12 999 201 9293 2 49 379
  363. Шпицберген и Ян-Майен 65 4 12 0 24 0 105
  364. Шри-Ланка 9 2036 124 0 191 0 23 601. Эквадор 5 0 1 0 763 0 769
  365. Эстония 32 523 27 002 1 276 279 23 42 457 0 1 378 284
  366. Япония 19 213 25 294 13 533 42 102 982 0 161 064
  367. Всего:(*) 2 162 305 9 368 968 20 232 192 56 986 2 455 972 9042 342 854 651. Всего стран
  368. В списке отсутствуют страны, в которые въехало не больше ста граждан Российской Федерации
  369. Источник: www.russiatourism.ru
  370. Самые популярные у российских туристов страны в 2007 годустрана Численность туристов в 2007 г. Итого по целям поездки в 2007 г. Численность туристов в 2006 г Итого по целям поездки в 2006
  371. Турция 1 923 363 2 394 982 1 475 558 1 830 251
  372. Китай 1 651 715 2 880 806 1 307 009 2 351 978
  373. Египет 1 255 399 1 409 561 902 753 1 002 460
  374. Финляндия 657 138 2 797 934 562 615 2 341 093
  375. Италия 334 ИЗ 482 101 254 821 364 512
  376. Испания 318 639 399 043 246 112 309 096
  377. Украина 249 051 7 828 872 511 735 6 461 234
  378. Греция 243 958 306 294 198 783 256 798
  379. Таиланд 232 247 263 426 144 799 163 051
  380. Германия 231 318 862 305 225 741 753 499
Заполнить форму текущей работой