Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление социальными рисками персонала на предприятии на основе использования страховых продуктов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные научные результаты, полученные лично автором и обладающие элементами научной новизны, заключаются в следующем: уточнены место и роль социальных рисков в народном хозяйстве с точки зрения возникновения дополнительных затрат на их управление, выявлена категория населения страны, для которой эффективное управление социальными рисками имеет наибольшее значение в рамках народного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы управления социальными рисками
    • 1. 1. Социальный риск как макроэкономическая категория
    • 1. 2. Социальная защита как основа управления социальными рисками
    • 1. 3. Механизм добровольного страхования социальных рисков
  • Глава 2. Методические аспекты управления социальными рисками персонала на предприятии на основе использования страховых продуктов
    • 2. 1. Формы организации страхования социальных рисков персонала на предприятии в РФ
    • 2. 2. Понятие социально-экономической эффективности страхования социальных рисков персонала на предприятии
    • 2. 3. Исследование международного опыты оценки социально-экономической эффективности страхования социальных рисков персонала на предприятии
  • Глава 3. Научно-практические рекомендации по повышению социально-экономической эффективности страхования социальных рисков персонала на предприятии
    • 3. 1. Модель социально-экономической эффективности страхования социальных рисков персонала на предприятии
    • 3. 2. Расчет социально-экономической эффективности страхования социальных рисков работников поддерживающих подразделений страховой компании
    • 3. 3. Разработка методических и научно-практических рекомендаций по управлению социальными рисками персонала на предприятии

Управление социальными рисками персонала на предприятии на основе использования страховых продуктов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XXI века социальная политика любого развитого или развивающегося государства имеет своей целью решение важнейших задач предоставления минимальных гарантий гражданам, защиты работающих граждан от различного рода опасностей путем предоставления гарантий и компенсаций на основе инструментов перераспределения национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих. Это подчеркивает роль и значение человека в процессе устойчивого развития общества и такая «социальная направленность» политики государства не является исключительно социальным или политическим моментом — это полностью экономически оправданная стратегия развития общества. Так и на микроэкономическом уровне происходит осознание роли человека как центрального звена любого хозяйствующего субъекта. На первый план выходят задачи повышения производительности труда, развития «человеческого капитала» и эффективной организации производства.

В настоящее время в России созданы и функционируют различные социальные институты, имеющие такое большое значение для построения гражданского общества, происходит поиск путей повышения социально-экономической эффективности деятельности этих институтов. Огромные денежные потоки, проходящие через внебюджетные фонды, сопоставимы с размером всего федерального бюджета — это лишний раз подчеркивает важность задач социальной защиты и принятие этой важности государством. Одной из ключевых задач социальной политики России в среднесрочной (и в долгосрочной) перспективе является повышение эффективности системы социального страхования. Вместе с тем, присутствует ряд серьезных факторов, препятствующих реализации данной задачи, в числе которых несовершенство правового регулирования, организационная неопределенность, в т. ч. в вопросах финансирования самой системы, а также ограничения, присущие любой централизованной схеме организации работ, такие как инертность, универсализм и иные.

Дальнейшее наращивание социальных программ государства видится как минимум не единственным путем развития социального страхования. В этой связи представляется целесообразным развивать дополнительное, добровольное социальное страхование (тем более что целью системы обязательного социального страхования является все-таки предоставление приемлемого минимального уровня защиты) и, соответственно, в определенной части передать задачу по управлению социальными рисками на уровень предприятий. Среди преимуществ такого подхода необходимо отметить реализацию принципов солидарности, субсидиарности и эквивалентности, снижение расходов на страхование при увеличении числа участников, децентрализованная (по отношению к уровню управления системы обязательного социального страхования) схема социального страхования, т. е. повышение адресности, возмездности, а также рост «управляемости» системы и, следовательно, такие плюсы как повышение эффективности инвестирования при накопительных схемах, эффективная превенция и прочее. Вместе с этим возникает вопрос, насколько выгодна такая схема развития социального страхования самим предприятиям, не станет ли это дополнительной и излишней финансовой нагрузкой для них и не явиться ли эта нагрузка сдерживающим их развитие фактором.

Важность формирования новой парадигмы в отношении управления социальными рисками персонала на предприятии очевидна. Сложившаяся система государственной социальной защиты, как система управления социальными рисками, направлена на установление минимальных гарантий в обществе — не может и не должна решать задач по эффективной организации труда на предприятии, несмотря на значительные денежные потоки, направлены на финансирование внебюджетных фондов социальной защиты. В то же время на микроэкономическом уровне на данный момент компенсация работникам затрат при наступлении неблагоприятных событий воспринимается 4 работодателем в лучшем случае как возможность для повышения лояльности персонала или следование принципам социальной ответственности бизнеса, чаще же — как навязанная государством необходимость.

Осознание затрат в персонал предприятия, в частности для целей управления социальными рисками персонала, как фактора достижения конкурентного преимущества возможен тогда, когда будет установлено количественное и качественное соотношение между изменением социальных показателей на предприятии (и соответствующим экономическим эффектом), влияющих на совокупность косвенных расходов, и величиной производимых затрат. В этом случае можно будет рассматривать затраты на управление социальными рисками не как дополнительные расходы на социальные нужды, а как возвратные (окупаемые) инвестиции в главный фактор производствачеловеческий капитал.

Фундаментальные основы теории социального страхования заложены в трудах таких известных экономистов и государственных деятелей как У. Беверидж, О. фон Ш. Бисмарк, Г. Аарон, А. Б. Аткинсон, Е. Д. Берковиц, Т. Катлер, Т. Г. Маршалл, П. Мутон и другие.

Изучению вопросов, связанных с социальной защитой, путями развития социального страхования и с оценкой экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом, посвящены работы Аникеевой JI.B., Баткаевой И. А., Бабича A.M., Егорова Е. Н., Жильцова Е. Н., Захарова Д. К., Зубковой А. Ф., Кибанова А. Я., Кричевского Н. А., Митрофановой Е. А., Ройка В. Д.,, Сидорова Н. И., Федоровой Т. А., Яновы С. В. и др.

Особенности применения страхового механизма для решения социальных проблем анализируются в исследованиях Архипова А. П., Бесфамильной Л. В., Гомелли В. Б., Грызенковой Ю. В., Коломина Е. В., Лаас Н. И., Орланюк-Малицкой JI. A, Цыганова А. А., Шихова А. К., Черновой Г. В., Юлдашева Р. Т., Якушева Л. П. и др.

Тем не менее, вопросы оценки социально-экономической эффективности затрат предприятия на управление социальными рисками персонала остаются не разработанными, что оставляет широкое поле для исследовательской деятельности.

В настоящее время отечественные и зарубежные политики, экономисты и ученые наибольшее внимание уделяют вопросам достижения оптимального соотношения между необходимостью предоставления определенного уровня социальной защиты и финансированием этой системы. Это тем более сложно сделать, так как в развитых, а зачастую и в развивающихся странах, уровень социальной защиты уже достаточно высок и «откатывание» с этих привычных стандартов является политически рискованным шагом. Вместе с тем, нерешение вопроса определения и достижения оптимального соотношения социальных гарантий и финансовой нагрузки на экономику страны может стать мощным сдерживающим рост экономики фактором. Этот вопрос в равной степени следует считать важным и для России — и решать его надо уже сейчас, несмотря на отсутствие окончательно сформированной эффективной системы социальной защиты. Важным и даже обязательным представляется построение такой системы социальной защиты, которая обеспечит быстрое и качественное улучшение уровня социальных гарантий трудозанятому населению и в то же время не окажет излишней нагрузки на экономику страны, сдерживая таким образом ее рост.

Решение может быть найдено в формировании нового подхода к управлению социальными рисками персонала на предприятии, что позволит в рамках народного хозяйства снизить нагрузку на систему социальной защиты и улучшить качество предоставляемых услуг, а на микроэкономическом уровне более рационально организовать деятельность предприятий.

Научно-практическая значимость поставленного вопроса, безусловная необходимость исследования альтернативных направлений развития системы социальной защиты в РФ и рационализация финансовой нагрузки на нее, осознание социально-экономической целесообразности управления социальными рисками персонала на уровне предприятий предопределили выбор темы диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по управлению социальными рисками персонала на предприятиях, а также создание универсальной модели оценки социально-экономической эффективности управления социальными рисками персонала на предприятии за счет использования страховых продуктов.

Постановка цели исследования предопределила следующие задачи: выявить общие тенденции развития общества с целью определения исторически сложившихся форм защиты от различных опасностейобосновать применение страхования, как наиболее эффективного инструмента управления социальными рисками персонала на предприятии с точки зрения сокращения косвенных затрат предприятияисследовать современные принципы организации систем социальной защиты как системы управления социальными рисками, а также выявить общие тенденции развития систем социальной защиты и их влияния на экономикувыявить ключевые социальные риски персонала на предприятии и предложить эффективный механизм управления имиобосновать необходимость построения, принципов организации, целей, задач, функций системы страхования социальных рисков персонала на предприятии, характерных для трудящегося населения, а также формализовать наиболее эффективные инструменты управления социальными рисками персонала на предприятияхвыявить на основе критического анализа российского и зарубежного опыта оценки социально-экономической эффективности мероприятий по охране труда и здоровья основные подходы к проведению такой оценки для социальных рисков персонала на предприятииразработать методологию формирования эффективных социальных пакетов на предприятииразработать основные принципы и методологию модели определения социально-экономической эффективности страхования социальных рисков персонала на предприятии.

Объектом диссертационного исследования выступают хозяйствующие субъекты экономики России с присущими им социальными рисками, угрожающими процессу производства.

Предметом исследования является управление социальными рисками персонала на предприятии на основе применения страховых продуктов, являющихся основой социальных пакетов.

Теоретической и методологической основой исследования являются методы системного, факторного и сравнительного анализа, качественной и количественной характеристики рассматриваемых явлений, экономического моделирования и статистической обработки эмпирических данных, графической интерпретации исследуемых процессов, а также методы управленческого учета.

Теоретической базой исследования послужили фундаментальные и исследовательские работы российских и зарубежных ученых и экспертов в области регулирования экономики, социальной защиты и страхования, экономики труда и организации производства. Исследование проведено на основе изучения мирового и отечественного опыта развития систем защиты населения от действия социальных рисков в их взаимосвязи и сравнении.

Информационную базу исследования составили:

Конвенции и рекомендации Международной организации труда, директивы Европейского Союза по вопросам социальной защиты населения;

Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативно-инструктивные документы Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства труда и социального развития РФ, внебюджетных фондов социального назначенияданные отечественной и зарубежной статистики в области социального страхования, социальной защищенности, добровольного личного страхования и уровня жизни населения (Eurostat, IMF, UN Statistics Division (ООН), Статкомитет СНГ) — финансовые показатели российских компаний, опубликованные по результатам аудиторских проверок в рамках программы по раскрытию финансовой отчетности.

Научная новизна исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций по формированию эффективных социальных пакетов на предприятии на основании разработанной модели оценки социально-экономического эффекта страхования социальных рисков персонала на предприятии.

Основные научные результаты, полученные лично автором и обладающие элементами научной новизны, заключаются в следующем: уточнены место и роль социальных рисков в народном хозяйстве с точки зрения возникновения дополнительных затрат на их управление, выявлена категория населения страны, для которой эффективное управление социальными рисками имеет наибольшее значение в рамках народного хозяйстванаучно обоснованы границы использования страхования в качестве инструмента для управления социальными рисками персонала предприятия с точки зрения получения экономического эффекта за счет изменения социальных показателейразработана модель социально-экономической эффективности страхования социальных рисков персонала предприятия, позволяющая установить количественные и качественные соотношения между затратами на компенсации последствий социальных рисков персонала предприятия и экономическим эффектом от их использования (сокращение экономических потерь при изменении социальных показателей) — разработаны научно обоснованные рекомендации по формированию социальных пакетов на предприятии с точки зрения оптимизации затрат на управление социальными рисками персонала на предприятиипредложены научно-практические рекомендации по формированию механизма оценки социально-экономической эффективности мероприятий по управлению социальными рисками.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения разработанной модели на практике для проведения оценки социально-экономической эффективности страхования социальных рисков на предприятиях любой финансово-хозяйственной направленности. Наиболее востребованными пользователями данной модели на первоначальном этапе являются страховые компании. В исследовании предложены не только основные принципы проведения такой оценки, но и предложена методология осуществления расчета с применением методов экономической статистики и управленческого учета.

Цель работы, поставленные задачи и выбранные методы исследования определили структуру диссертации, состоящую из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и двух приложений. В работе содержится 20 таблиц и 16 рисунков, преимущественно являющихся разработкой автора.

Проведенное исследование включает в себя результаты анализа тенденций развития социального страхования, в том числе добровольного страхования социальных рисков персонала предприятия. Каждая глава основной части посвящена решению конкретного вопроса в рамках проводимого исследования. В первой главе раскрыты теоретические и методологические основы управления социальными рисками, проанализированы различные формы управления социальными рисками, сформулированы сильные и слабые стороны добровольного страхования социальных рисковво второй главе рассмотрены формы и способы управления социальными рисками персонала на предприятии, раскрыт экономический механизм страхования от социальных рисков, определены и рассмотрены наиболее эффективные инструменты управления социальными рисками на предприятияхрассмотрен международный опыт систем социального страхования и обоснованы подходы к определению социально-экономической эффективности управления социальными рисками персонала на предприятиив третьей главе уточнено понятие социально-экономической эффективности, разработаны базовые принципы модели социально-экономической эффективности и предложена методология проведения расчетов, осуществлен моделирующий расчет социально-экономической эффективности добровольного медицинского страхования работников на предприятии. В заключительной части работы сформулированы основные выводы и подведены результаты проведенного исследования.

Заключение

.

Проведенное комплексное исследование широкого круга вопросов, связанных с общественным производством, экономикой труда, организацией управления социальными рисками персонала на предприятии, а таюке с оценкой социально-экономической эффективности реализации мероприятий социальной направленности, позволило сформулировать следующие основные результаты.

Общество в процессе своего развития непрерывно сталкивается с различного рода опасностями, причем, чем сложнее становиться строй жизни, тем большее количество этих опасностей и выше их сложность. Преодоление этих опасностей — залог дальнейшего успешного развития. Исторически сложилось, что путем укрупнения объединений людей можно добиться снижения степени вероятности наступления некоторых из этих опасностей, другие и вовсе можно исключитьоднако, важно понимать, что при этом возникают и новые. Наконец, преодоление именно тех опасностей, которые характерны для осуществления процесса общественного производства (и воспроизводства) — важнейшая задача общества. Мы уточнили понятие социального риска и доказали предположение, что максимально целесообразным для общества является управление социальными рисками для работающего населения, т.к. данная группа наиболее значительно представлена в обществе и имеет определяющее значение для процесса общественного воспроизводства и, вместе с тем, сильно подвержена специфическим опасностям.

В процессе анализа различных методов управления рисками мы пришли к следующим выводам. Цель управления рисками — уменьшение вероятности наступления неблагоприятного события, минимизация и компенсация последствий этого события, если оно все-таки произошло. Само управление риском — это целенаправленный процесс, включающий в себя анализ (выявление и оценка) риска, выбор метода воздействия на него и принятие наиболее эффективного, непосредственно воздействие на риск и, наконец, контроль и оценка результата. Наиболее эффективным инструментом управления социальными рисками, в т. ч. социальными рисками персонала на предприятии (потеря трудоспособности, потеря кормильца, безработица, снижение доходов в связи с рождением детей (принятием на содержание иждивенцев), является индивидуальное и социальное страхование.

Перейдя к рассмотрению вопросов теоретико-методологических основ организации и функционирования систем обязательного социального страхования мы определили, что имея по сути схожие цели и задачи, индивидуальное и всеобщее страхование социальных рисков имеют существенные различия в принципах функционирования. Эти различия проявляются в характере осуществляемой превенции, в иных принципах тарификации риска (политические, социальные в противовес исключительно экономическим), перераспределения (принудительном и эквивалентном), в уровнях покрытия и прочем.

Добровольное страхование социальных рисков как один из основных методов управления рисками выполняет важные экономически задачи на микрои макроэкономическом уровне. Благодаря страхованию, риски становятся для предприятия и частного домашнего хозяйства калькулируемыми величинами, находят свое стоимостное выражение, вследствие чего они могут включаться в затраты на производство товаров/услуг, а также учитываться при планировании хозяйственной деятельности. Кроме этого хозяйствующие субъекты отдавая за плату этот риск страховым организациям могут сконцентрироваться на управлении нестрахуемых рисков. Добровольному страхованию социальных рисков присущи все основные функции страхования:

• предупредительная — аккумулируются резервы финансирования предупредительных мероприятий;

• распределительная — риск распределяется среди множества экономических субъектов;

• компенсационная — возмещаются экономические последствия понесенного ущерба, кроме того риск локализуется в рамках данного хозяйствующего субъекта;

• стимулирующая — снимает дополнительную финансовую нагрузку с государства, а также стимулирует развитие всего народного хозяйства.

В добровольном страховании социальных рисков данные функции проявляются наиболее отчетливо и имеют преобладающее значение. Так именно в страховании жизни и пенсионном страховании аккумулируются наиболее серьезные финансовые средства. Отметим также поддержку развития добровольного страхования социальных рисков со стороны государства в виду значимости последнего для сохранения текущего уровня качества жизни в обществе и обеспечения возможности устойчивого развития. Заметим при этом, что система социального страхования обладает специфическими признаками, позволяющими отличить ее от системы социального обеспечения или системы добровольного страхования социальных рисков (все эти системы направлены на управление социальными рисками). Одним из отличительных специфических признаков является обязательность участия в данной системе определенных категорий граждан, а также субсидиарный характер страховых выплат. Фактическим признаком различия систем социального страхования является уровень управления системой социального управления. Причем говоря об уровне управления, мы подразумеваем оперативное управление, стратегия развития (в форме законодательного регулирования процесса) при этом всегда остается прерогативой государства. Наконец, выполнение задач по обеспечению защиты населения система социального страхования обеспечивает благодаря созданию особого финансового механизма, основанного на страховых принципах и сочетающего их с элементами социального регулирования.

Мы сформулировали, что в хозяйственном процессе в любой организации наибольшая эффективность взаимодействия демонстрируется тогда, когда реализуются интересы и организации, и работника. При этом, законным экономическим интересом предприятия безусловно является получение прибыли, и столь же законным является и экономическая заинтересованность работника в получение трудового дохода. Мы утверждаем, что для достижения своих целей, организация должна всемерно обеспечивать интересы работника, оказывать ему всеобщую защиту и предоставлять полную возможность реализации творческого потенциала и личного ростатакже и работник, для достижения своих интересов должен с ответственностью и устремлением творчески выполнять свои обязанности. При этом ни одна сторона этого взаимодействия не должна стремиться к извлечению сверхприбыли. Это означает в частности для работника — формирование адекватных вкладу труда ожиданий в отношении поощрения, для работодателя — отсутствие эксплуатации и «потогонного» труда, для государства — справедливое регулирование такого взаимодействия с учетом интересов всех сторон. При этом в процессе труда работник и работодатель подвергается многим рискам и часть их трудового и предпринимательского дохода так или иначе расходуется на цели предотвращения/устранения последствий от наступления этих рисков. Такие риски мы называем социальными, понимая под этим вероятность проявления неблагоприятных последствий для процесса нормального общественного воспроизводства при наступлении определенных случайных событий.

Мы выделили основной инструмент управления социальными рисками на уровне предприятия — это компенсационные пакеты.

Компенсационный пакет — это прямые и косвенные затраты предприятия на возмещение работникам физических и умственных усилий, направленных на участие в деятельности предприятия.

Социальный пакет — это часть компенсационного пакета в виде дополнительных социальных льгот и выплат персоналу, сверх предусмотренных законодательством РФ.

В его состав могут включаться дополнительные медицинское, пенсионное страхование, страхование жизни, предоставление беспроцентных кредитов и ссуд сотрудникам, оплата питания, оплата расходов на связь, обучение и переобучение, возмещение расходов по оплате аренды жилья и коммунальных услуг, содержания детей в дошкольных учреждениях, др.

В процессе рассмотрения страховых продуктов, формирующих расширенные компенсационные пакеты, мы отметили, что для дальнейшего более эффективного продвижения этих продуктов на рынке, необходимо уметь наглядно демонстрировать выгодность управления социальными рисками персонала на предприятиях на основе использования страховых продуктов. С этим тесно связана задача социально-экономической эффективности.

При рассмотрении понятий эффективности, социальной эффективности и экономической эффективности, а также при анализе существующих определений понятия социально-экономической эффективности и практики ее применения, мы пришли к выводу, что логично следующее определение. Понятие социально-экономической эффективности страхования социальных рисков является комплексным и формулируется как соотношение полученного экономического эффекта (от конечных полезных результатов) и произведенных затрат с учетом достижения заявленных значений социальных показателей. На разных уровнях воспроизводства данное понятие интерпретируется в соответствии с особенностями каждого уровня. Причем на уровне народного хозяйства проведение точной социально-экономической эффективности страхования социальных рисков представляется фактически невозможным (методологически более правильно говорить о социальной эффективности), а оценка данного показателя на уровне предприятий не только возможна, но и крайне важна для целей стимулирования развития страхования социальных рисков, прежде всего за счет добровольных форм страхования.

Нами была поставлена задача по разработке универсальной модели для расчета и оценки социально-экономической эффективности страхования социальных рисков. Для решения данной задачи мы проанализировали существующие в международной практике модели оценки затрат от невыхода на работу, неисполнения норм по охране труда пр. Основываясь на данных наработках и дополнив их методами распределения затрат, принятыми в управленческом учете, мы сформулировали основные принципы социально-экономической эффективности страхования социальных рисков, базирующихся на изменениях социальных показателей. Кроме того, нами предложена методология проведения расчета, обозначены узкие места при проведении этих расчетов и предложены пути их нивелирования.

Исходя из результатов сравнительного анализа объектов оценки мы предположили, что на аналогичных принципах может строиться модель расчета социально-экономической эффективности страхования социальных рисков и для работника. Также, применение такой модели расчета справедливо и для других методов управления социальными рисками, таким как, например, снижение степени риска. В данном случае могут использоваться другие инструменты для снижения вероятности заболеваемости — вакцинация за счет работодателя и иные профилактические мероприятия, оплата посещения спортзала и пр., что приводит к изменению указанных социальных показателей.

В дополнение необходимо отметить, что разработанная нами модель может быть дополнена другими социальными показателями для обоснования социально-экономической эффективности реализации на предприятиях различных социальных программ. В качестве таких показателей видится лояльность к работодателю, хроническая усталость и др.

Данная универсальная модель оценки социально-экономической эффективности страхования служит основой для проведения расчетов социально-экономической эффективности использования на предприятиях добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев на производстве, страхование выезжающих за рубеж, страхование от безработицы и пр. на предприятиях любой сферы деятельности. Полученные с помощью данной модели результаты могут способствовать расширению использования добровольного страхования как метода управления социальными рисками персонала на предприятиях, в особенности данная модель ценна для страховых компаний с точки зрения продвижения продуктов по ДМС, НС и страхованию жизни.

Таким образом, полученные результаты диссертационного исследования позволяют сфомулировать набор научно-практических рекомендаций в отношении затрат предприятия на обслуживание социальных рисков работников. Управление социальными рисками своих работниковнеотъемлемая задача предприятия. Дополнительные расходы на финансирование этой задачи не рассматриваются как вмененая обязанность или побочная социальная деятельность — это возвратные инвестиции в развитие персонала, в достижение конкурентного преимущества. Механизм возвратности этих затрат — окупаемость (до определенного предела) за счет более рациональной организации производственной деятельности, а именно сокращения косвенных затрат предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные нормативные акты и законы Российской Федерации:
  2. Европейская социальная хартия, 1961 г.
  3. Конвенция Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», 1952 г.
  4. Конвенция Международной организации труда № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», 1962 г.
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
  6. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
  7. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
  8. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год» от 23.12.2003 № 175-ФЗ.
  9. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» от 28.12.2004 № 184-ФЗ.
  10. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год» от 22.12.2005 № 174-ФЗ.
  11. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год» от 19.12.2006 № 236-Ф3.
  12. Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007 № 182-ФЗ.
  13. Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2004 год» от 06.12.2003 № 155-ФЗ.
  14. Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год» от 20.12.2004 № 165-ФЗ.
  15. Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» от 22.12.2005 № 171-ФЗ.
  16. Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» от 29.12.2006 № 243-Ф3.
  17. Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов «от 22.08.2008 № 16-ФЗ.
  18. Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования. Российской Федерации на 2004 год» от 08.12.2003 № 166-ФЗ.
  19. Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» от 29.12.2004 № 202-ФЗ.
  20. Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» от 22.12.2005 № 173-Ф3.
  21. Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19.12.2006 № 234-Ф3.
  22. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007 № 183-Ф3.
  23. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015−1.
  24. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125.
  25. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.08.1999 № 178-ФЗ.
  26. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ.
  27. Федеральный Закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22.12.2005 № 179-ФЗ.
  28. А. Ф. Ахметов, Г. Н. Молотков. Как организовать работу по охране труда в организациях с различными формами собственности: Методические рекомендации. — 2-е изд., переработанное. Уфа: НОУ «Межотраслевой институт», 2007.
  29. А.Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, И. А. Эсаулова Управление трудовыми ресурсами М.: Инфра-М, 2009 г.
  30. В.Ю. Третьи лица в страховании. М.: Финансы и статистика, 2003.31 .Абросимова И. И., Удалова К. Г. Пятилетняя история // Страховое ревю. — 1996.-№ 9.
  31. Аналитический доклад по данным формы 1-С / Федеральная служба страхового надзора. М., 2004.
  32. С. Кто защитит пенсионные сбережения граждан // Экономическая газета. — 1995. —№ 19.
  33. A.M., Егоров Е. Н., Жилбцов Е. Н. Экономика социального страхования: курс лекций. М.: ТЕИС, 1998.
  34. И. А. Ивановская JI.B. Кибанов А. Я. Экономика и социология труда: Учебник для вузов (под ред. Кибанова А.Я.) М.: Инфра-М. — 2007.
  35. Ф., Брехт И. Г. Здравоохранение Германии.: пер. с нем. — М.: ТОО «Рарогъ». -1994.
  36. Л.В., Цыганов А. А. Управление качеством и стандартизация в страховом деле: Учебное пособие. М., 2003.
  37. С.М. Настольная книга финансового директора: пер. с англ. / Стивен М. Брег. 3-е изд. — М.:Альпина Бизнес Букс, 2006.
  38. М.О. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / М. О. Буянова, С. И. Кобзева, З. А. Кондратьева. Изд. 2-е, стер. — М.: КНОРУС, 2006.
  39. А. Управление компенсационным пакетом // HRD Отдел кадров -2004. -№ 20.
  40. Н.Ф. Страховое посредничество: значение, формы, перспективы: дисс.:. канд. экон. наук: 08.00.10. -М., 2003.
  41. . Природа страхования // Страховое дело. 1994. — № 6.
  42. . М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов / Б. М. Генкин. 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007.
  43. Государственное и административное устройство Германии. Сборник международных терминов из области права и управления. / Пер. с нем. Федеральная академия государственного управления. Бонн, 1998.
  44. К. Управленческий и производственный учет / Пер. с англ. М.: Юнити-Дана, 2007.46.3алевский В. А. Управленческий учет и анализ формирвоания целевой себестоимости для целей стратегического менеджмента // Управленческий учет.- 2009. -№ 1.
  45. Д.М. Маркетинг персонала: Монография. М.: ИЦ ГОУВПО ГУУ, 2003.
  46. Н.Л., А.Л. Кузнецов. Управление социальным развитием • организации: учеб. для вузов М.: ИНФРА-М, 2006.49.3убкова А.Ф. Прогрессивные формы организации и нормирования труда. М.: Профиздат, 1981.
  47. И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.5. О частной собственности / Ильин И.А.-М, 1994.
  48. А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.
  49. Д. Старые и новые риски и социальная роль страхования // Страховое дело. 2005. — № 12.
  50. А.Я. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М. 2005.
  51. А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
  52. К.А. Глобальные проблемы образования: В 2 т. / К. А. Кирсанов, А. А. Киринюк. Люберцы: ПИК ВИНИТИ.
  53. А.Н., Макаров В. Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности — М.: Интерреклама, 2003.
  54. Е.В. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования // Финансы. 2006.
  55. Е.В. Раздумья о страховании. — М.: Издательский Дом «Страховое Ревю», 2006.
  56. Ю.Д. Управление: моральные основы делового поведения. М.: Знание, 1983.
  57. Н.А., А.Г. Куксин. Государственное регулирование социального страхования М.: Дашков и К, 2006.
  58. Личное страхование в России. Опыт. Проблемы. Перспективы: Пастухов. Б.И.-М., 2001.
  59. Логика экономического роста / под ред. Абалкина Л. И., РАН Ин-т. экономики. М., 2002.
  60. Малоун Томас У. Труд в новом столетии. Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп —Бизнес», 2006.
  61. В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. Учебник для вузов. М., 2001.
  62. Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная // Вопросы экономики. 2001 — № 9.
  63. Д. Финансовая структура и центры финансовой ответственности // Корпоративный менеджмент. 2009.
  64. Д.В., Сабирьянова К. З. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научный доклад. EERC, 1999.
  65. О., Алексеева О. Стратегический управленческий учет — М.: ЛКИ, 2008.
  66. О., Шишкова Т. Стратегический управленческий учет — М.: КомКнига, 2006.
  67. А. Особенности эволюции зарубежных пенсионных систем / А. Новиков // Мировая экономика и междунар. отношения. 2006.
  68. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: учеб. пособие / A.JI.• Сафонов и др.- М-во здравоохранения и соц. развития РФ. М., 2005.
  69. С.И. Толковый словарь русского языка. -М., 1997.
  70. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования. / доклад Коломина Е. В., научно-практическая конференция. М., 2006.
  71. Ф.Р. Величайшие чудеса и загадки нашего мира / Пер. с нем. БММ АО. -М., 2006.
  72. Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского и социального страхования в России. / Институт экономики переходного периода. М., 2002.
  73. Политическая экономия и история экономических учений: Учебник / под ред. Поршнева А. Г. М., 1999.
  74. Развитие институтов защиты и обеспечения прав страхователей в России: монография / А. А. Цыганов. М.: Изд-во РАГС, 2009.
  75. В.К. Общественно-исторические типы развития. — M.-JL, 1947.
  76. Риск-менеджмент: учеб. пособие / B.C. Ступаков, Г. С. Токаренко. М.: Финансы и статистика, 2006.
  77. В.Д. Как создать эффективную систему // Охрана труда и социальное страхование. 1999. — № 1−2.
  78. В.Д. Модели социального страхования: ретроспективный и сопоставительный анализ / Валентин Дементьевич Роик // Страх, дело. -2006.
  79. В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и• право. М.: «Издательство РАГС», 2007.
  80. В.Д. Профессиональные риски / В. Д. Роик. — М.: Анкил, 2004.
  81. В.Д. Условия и охрана труда: теория и практика управления. — М., 1999.
  82. Россия и страны мира. 2008.: Стат.сб. / Росстат. М., 2008.
  83. С.Ю. Предложение труда в России: микроэкономическиий анализ131экономическоий активности населения. Препринт WP3/2003/02. Серия WP3. Проблемы рынка труда. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  84. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2000.
  85. Рынок страхования России: тенденции и перспективы. / Princetion Partners Group.-М., 2005.
  86. Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. -М.: Дело, 1999.
  87. В.М. Управление развитием персонала производственной организации: теоретические и прикладные аспекты: Дис.. докт. экон. наук. М., 2005.
  88. M.JI. Социальное обеспечение. М.: Изд. Финансовой Академии, • 1998.
  89. Ю.И., Адаменко А. А., Рыбянцева М. С. Системный подход к классификации методов учета затрат // Управленческий учет. — 2009. — № 2.
  90. Н.И. Социально-экономические основы формирования трудовых коллективов в условиях самоуправления: Автореферат дис.. докт. экон. наук. М., 1992.
  91. Социальное страхование в системе социальной защиты населения: организация и финансовый механизм: автореферат / под ред. Яновой С. В. -С.-П., 2001.
  92. Страхование: учебн. пособик / под ред. Федоровой Т. А. М.: Магистр. 2008.
  93. Страховое дело: Учебник. В. 2 т. (пер. с нем. О. И. Крюгер и Т.А. Федоровой) / под ред. О. И. Крюгер. М.: Экономистъ, 2004.
  94. Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели 2005. / Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения и Агентство Массовых Страховых Коммуникаций. М., 2005.
  95. Управление персоналом организации Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2005.
  96. Управление человеческим капиталом в трансформируемой экономической системе / Стефан Дырка- РАГС. М., 2006.
  97. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Шохина. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2004.
  98. А. Управленческий учет для Генерального Директора // Генеральный Директор. 2006 — № 4.
  99. Н.В. Управление риском: Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана, 2001.
  100. Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками М.: Проспект, 2006.
  101. Р., Юдашкина Г. Поведение предприятий в сфере принятия решений по вопросам заработной платы и занятости в условиях экономическоий трансформации. РПЭИ. Научныий доклад No 01/04. 2001.
  102. В.В. Страхование: Учебник. — М., 2003.
  103. А. К. Страхование. Учебное пособие / А. К. Шихов.— М.: Юнити, 2000.
  104. Экономик труда / Под Редакцией Зубковой А. Ф. М.: Финстатинформ, 2001.
  105. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Под ред. Проф. В. Я. Позднякова, доц. В. М. Прудникова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008.
  106. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003.
  107. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. JI.T. Гиляровской. — 2-е изд., доп. —М.: Юнити-дана, 2004.11.2. Энгельс Ф., Маркс К. Капитал: собрание сочинений в 39 т. Т.23 / Маркс К., Энгельс Ф.-М., 1954.
  108. Ф., Маркс К. Происхождение семьи, частной собственности и государства: собрание сочинений в 39 т. Т.21 / Маркс К., Энгельс Ф. — М., 1954.
  109. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория. и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. Глава 12. Оценка программ общественныхрасходов. 2009.
  110. Л.П. Страховая защита: Учебное пособие. М., 1998.
  111. С.В. Социальное страхование в системе социальной защиты населения: дисс.:. д-р экон. наук: 08.00.10 / Федорова Т. А. -М., 2002.
  112. С.Н. Особенности современных форм социального страхования // «Безопасность и охрана труда. — 2007. — № 4.1. Интернет:118. http://www.insure-today.ru/119. http://www.fss.ru/120. http://www.gks.ru/121. http://www.pfrf.ru/
Заполнить форму текущей работой