Метод и алгоритмы измерения латентных переменных при управлении в образовательных системах
Диссертация
Использование теории измерения латентных переменных является одним из перспективных направлений в создании системы контроля уровня подготовленности учащихся. На основе объективной оценки уровня подготовленности учащихся вырабатываются управляющие воздействия индивидуальной и коллективной направленности, корректируется учебный процесс, выявляются «узкие места» в изложении материала, формализуются… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
- 1. 1. Классическая теория тестирования
- 1. 2. Метод взвешивания
- 1. 3. Измерения на основе модели Раша
- 1. 4. Измерения на основе моделей Бирнбаума
- 1. 5. Свойства измерений на основе модели Раша
- 1. 6. Сравнение моделей Раша и Бирнбаума
- 1. 7. Выводы
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ГЕНЕРИРОВАНИЯ НАБОРОВ ДАННЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
- 2. 1. Метод генерирования наборов данных для исследования точности 34 измерения латентных переменных на основе модели Раша
- 2. 2. Моделирование экспериментальных ситуаций с дихотомическими независимыми индикаторными переменными
- 2. 3. Моделирование экспериментальных ситуаций с дихотомическими коррелированными индикаторными переменными
- 2. 4. Моделирование экспериментальных ситуаций наборов независимых индикаторных переменных с несколькими градациями
- 2. 5. Программа генерирования наборов данных, позволяющая оценить точность определения латентных переменных
- 2. 6. Выводы
- ГЛАВА 3. ПРОГРАММНО-АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ИЗМЕРЕНИЯ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЧИСЛА ДИХОТОМИЧЕСКИХ ИНДИКАТОРНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
- 3. 1. Метод анализа влияния числа дихотомических индикаторных переменных на точность измерения латентных переменны
- 3. 2. Метод анализа влияния числа градаций индикаторных переменных б точность измерения латентных переменных
- 3. 3. Выводы
- ГЛАВА 4. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТЕСТОВ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
- 4. 1. Структурно-функциональная организация системы управления качеством тестовых заданий
- 4. 2. Точность измерения уровня подготовленности студентов по учебной дисциплине «Педагогика»
- 4. 3. Точность измерения уровня подготовленности студентов по учебной дисциплине «Компьютерные сети»
- 4. 4. Выводы
Список литературы
- Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий: Учебная книга. — 3 изд., доп. М.: Центр тестирования, 2002. — 240 с.
- Аванесов B.C. Форма тестовых заданий: Учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей. — 2 изд., перераб. и расш. М.: Центр тестирования, 2005. — 156 с.
- Аванесов B.C., Анисимова Т. С., Маслак А. А., Семенцова О. А., Смирнова Г. И. Педагогические измерения. Тезаурус // Педагогические измерения. 2005. — № 1. — С. 28−32.
- Алгоритм построения рейтингов. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования», № 2, Часть 1. Издательство «Просвещение», 2007, с. 23−26.
- Анисимова Т.С. Измерение латентных переменных в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 148 с.
- Анисимова Т.С., Маслак А. А. Система измерения латентных переменных: разработка, исследование, применение // Известия Белорусской инженерной академии. № 2 (20) / 1−2005. С. 301 — 314.
- Анисимова Т.С., Маслак А. А. Статистические аспекты оценки качества тестов // Материалы 3-ей Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного тестирования». — М.: МГУП, 20−21 апреля 2005 г.-С. 7 -9.
- Анисимова Т.С., Маслак А. А., Осипов С. А. Ранжирование регионов России по уровню успеваемости школьников на основе результатовцентрализованного тестирования в 2003 году // ИТО: Сборник трудов участников конференции. М.: Просвещение, 2003. — 248 с.
- Анисимова Т.С., Маслак А. А., Осипов С. А., Пушечкин Н. П., Хлебников В. А. Исследование дифференцирующей способности модели Раша на основе имитационного эксперимента // Педагогическая диагностика. -2003.-№ 1.-С. 103−117.
- Анисимова Т.С., Маслак А. А., Поздняков С. А. Исследование точности измерения латентной переменной в зависимости от коррелированности индикаторных переменных // Вестник СГПИ, 2005, № 1 (1), с. 126−136.
- Анисимова Т.С., Маслак А. А., Пушечкин Н. П., Осипов С. А. Выявление статистических взаимосвязей в образовательном процессе // Наука Кубани. 2003. — № 2. — С. 10 — 15.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977.
- Белова С.Н. Миссия внутреннего аудита в системе оценивания качества образовательного процесса в вузе // Педагогическое образование и наука. 2008. № 11. С. 65−70.
- Бойченко М.М. Современная система контроля знаний обучаемых. В кн.: Материалы международной конференции «Динамика процессов в природе, обществе и технике: информационные аспекты», часть I, Таганрог: ТРТУ, 2003, с. 12−13.
- Болотов В.А., Круглов В. И., Шаулин В. Н., Трифонова О. Д., Соловьев Б. Б. Развитие оценки качества образования. // Оценка качества образования, 2007. № 2. С. 3−8.
- Булыгин В.Г. Основы автоматизации процесса обучения. — Йошкар-Ола, 2003.
- Бурмакина В.Ф., Старцев Б. Ю. ИКТ-компетентность и качество образования. // Оценка качества образования, 2007. № 2. С. 71−73.
- Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: обзор международных тенденций. М.: АПКиППРО, 2008. — 48 с.
- Васильев В.И., Тягунова Т. Н. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов. М.: Издательство МЭСИ, 2001. — 130 с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
- Звонников В.И. Измерения и шкалирование в образовании. — М.: Логос, 2006.- 134 с.
- Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.
- Качество общего образования в российской школе: по результатам международных исследований. М.: Логос, 2006.
- Ким B.C. Коррекция тестовых баллов на угадывание // Педагогические измерения, 2006. № 4.
- Кромер В.В. О многопараметрической оценке уровней подготовленности испытуемых и трудности заданий // Педагогические измерения, 2005. № 3. С. 65−72.
- Кромер В.В. О некоторых вопросах тестовых технологий // Тезисы докладов Второй Всероссийской конференции «Развитие системы тестирования в России», г. Москва 23−24 ноября 2000 г. Ч. 4. М: Прометей, 2000. С. 59−61.
- Лукьянова Н.А. Динамика коммуникативного пространства образовательных систем // Высшее образование в России. 2006. — № 11. — С. 75−86.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М., 2000. — 352 с.
- Маркова Е.В., Маслак А. А. Рандомизация и статистический вывод. М.: Финансы и статистика, 1986. — 208 с.
- Маслак А. А, Осипов С. А., Биянов В. В. Программно-алгоритмическое обеспечение анализа результатов тестирования на основе модели Раша // Сборник трудов XII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Ч. V. — М.: МИФИ, 2002. — С. 34−35.
- Маслак А.А. Измерение латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах: теория и практика. Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2007. — 424 с.
- Маслак А.А. Критерии оценки качества тестов // Формирование контингента инженерно-технического вуза: мировой опыт и основные тенденции совершенствования. Труды Международного симпозиума. -Томск: Изд-во ТПУ, 2004. С. 58 — 60.
- Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. Курск: РОСИ, 1998. — 167 с.
- Маслак А.А. Особенности статистического анализа данных мониторинга образовательного процесса // Наука Кубани. 2003. — № 2. — С. 16−21.
- Маслак А.А., Анисимова Т. С. Измерение качества высшего образования в странах мира // Педагогическая диагностика. — 2004. № 1. — С. 130- 153.
- Маслак А.А., Анисимова Т. С., Осипов С. А., Пушечкин Н. П., Хлебников В. А. Исследование дифференцирующей способности модели Раша на основе имитационного эксперимента // Педагогическая диагностика. 2003. -№ 1. — С. 103−117.
- Маслак А.А., Анисимова Т. С., Осипов С. А., Хлебников В. А. Исследование смещения оценок уровня знаний в зависимости от сдвига теста // Вопросы тестирования в образовании. — 2003. — № 5. — С. 56 70.
- Маслак А.А., Махненко А. Я., Поздняков С. А. Методика измерения латентных переменных расширение инструментария политэкономических исследований // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2008. Т. 6. — № 2 — Ч. 3. С. 19−23.
- Маслак А.А., Поздняков С. А. Методика измерения и мониторинга уровня жизни населения в субъектах Южного федерального округа Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2008. Т. 4. № 10. С. 159−171.
- Маслак А.А., Поздняков С. А. Модель Раша для проверки качества измерения толерантности // Социология: методология, методы, математическое моделирование. Москва: Институт социологии РАН, 2008. № 26.-С. 87−105.
- Маслак А.А., Поздняков С. А., Данилов А. А. Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования в субъектах РФ // «Высшее образование в России». 2008. № 2. С. 102−108.
- Маслак А.А., Поздняков С. А., Кукса О. А. Измерение на линейной шкале уровня физической подготовки студентов // Вестник СГПИ, 2006, № 1 (2), с. 151−164.
- Матвеева О.И. Управление знаниями как технология достижения цели // «Высшее образование в России». 2008. № 9. С. 106−109.
- Медведенко Н.В., Рубцова С. Ю. Совершенствование контроля знаний и учета успеваемости студентов в контексте Болонского процесса // Высшее образование сегодня. 2008. — № 3. — С. 93−96.
- Мелик-Гайказян И. В. Исследовательская программа моделирования нелинейной динамики образовательных систем // Труды Института теории образования. Вып. 3. — Томск, 2007.
- Мелик-Гайказян И. В. Моделирование образовательных систем: исследовательская программа // «Высшее образование в России». 2008. № 9. С. 88−94.
- Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. 432 с.
- Нейман Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей, 2000.- 168 с.
- Осипов С.А., Маслак А. А., Поздняков С. А. Имитационное моделирование ситуаций возникающих при измерении латентных переменных в социально-экономических системах // Вестник СГПИ, 2005, № 1 (1), с. 117−125.
- Оценка качества образования: обзор международных подходов и тенденций / Всемирный банк. М., 2005.
- Пашкова JI.M., Анисимова Т. С., Маслак А. А. Разработка мониторинга здоровья студентов в Славянском филиале АГПИ // Наука Кубани. 2003. — № 2. — С. 22 — 26.
- Поздняков С.А. Исследование точности измерения латнтных переменных в образовании — Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2007.-118 с.
- Поздняков С.А., Маслак А. А. Генерирование наборов данных на основе модели измерения RMD Simulation v.2.0 (Rasch Model Data Simulation) // Программное и информационное обеспечение областей народного хозяйства (Образование). 2009. № 2. С. 71.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: Р32 Стат.сб. / Росстат. М., 2004. — 966 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1998. — 384 с.
- Родионов Б.У., Татур А. О. Стандарты и тесты в образовании. М.: МИФИ, 1995.
- Сокольская Н.В., Прокопенко М. Н., Прокопенко Ю. А. Существенные факторы, обуславливающие качество знаний студентов // Открытое и дистанционное образование. 2008. — № 4 (32). — С. 24−27.
- Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник / Госкомстат России. — М., 2001. — 463 с.
- Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003. — 84 с.
- Трофимова Т.Н. Измерение качества образования в школе // Педагогическая диагностика. 2008. — № 3. — С. 141−146.
- Чекмарева Т.К., Шарай Н. А., Контарь Л. В. Вариативное управление образовательными учреждениями // Педагогическое образование и наука.-2008. № 11. С. 9−17.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 410 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. — М.: Логос, 2002. 432 с.
- Чмыхова Е.В., Терехин А. Т. Методологические проблемы использования результатов тестирования знаний студентов. // Инновации в образовании, 2008. № 6. С. 36−46.
- Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002. 304 с.
- Andrich D. Advanced Social and Educational Measurement. Perth: Murdoch University, 2001. — 128 p.
- Andrich D. An elaboration of Guttman scaling with Rasch models of measurement. In N.B. Tuma (Ed.), Sociological methodology, San Francisco: Jossy-Bass, 1985.-p. 33−80.
- Andrich D. Rasch Models for Development. London: Sage Publications, Inc., 1988. — 94 p.
- Andrich D. Rasch Models for Measurement. -Newbury Park, CA: Sage, 1988.
- Berk R.A. Criterion-referenced measurement. The state of art. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1980.
- Bezruczko N. Rasch Measurement in Health Sciences. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2005. — 483 p.
- Bloom B.S. at al. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of educational Goals. Handbook 1. Cognitive Domain. N.-Y., David Mckay Co. 1956.
- Bond T.G., Fox C.M. Applying the Rasch model. Fundamental Measurement in the Human Sciences. Mahwah, New Jersy: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2001. — 255 p.
- Bond T.G., King J.A., Rigano D. Parent and Student Forms for the School Opinion Survey. Townsville, Australia: James Cook university, 1997.
- Cattell D.J. McK. Mental Tests and Measurement. Mind, 1890, v. 15. — p. 373−380.
- Cattell R.B. Personality: A Systematic Theoretical and Factual Study. N-Y, 689 p.
- Choppin В. Testing the Questions The Rasch Model and Item Banking, MESA Research Memorandum Number 49, MESA Psychometric Laboratory, 1979.
- Cohen I. A modified logistic response model for item analysis. Unpublished manuscript, 1976.
- Cracker L., Algina J. Introduction to classical and modern test theory. Univ. of Florida. HBJCP, 1986.
- Crocker L., Algina J. Introduction to Classical and Modern Test Theory. Univ. of. Florida. HBJCP, 1986.
- Draba R.E. The Identification and Interpretation of Item Bias. MESA Memorandum No. 25, 1977.
- Fischer G.H., Molenaar I.W. (Eds.) Rasch models: Foundations, recent developments, and applications. New York: Springer-Verlag, 1995.
- Getting Started RUMM 2010. Rasch Unidimensional Measurement Models. Pert: RUMM Laboratory Ltd, 2001. — 87 p.
- Gronlud N.E. How To Construct Achievement Test. N.-J.: Prentice-Hall, 1998.
- Hambelton R.K. Application of Item Response Theory. Vancouver. ВС: Educ Res Inst B.C., 1983.
- Ingebo G.S. Probability in the Measure of Achievement. Chicago: MESA Press, 1997.- 148 p.
- Karabatsos G. Axiomatic measurement theory as a basis for model selection in item-response theory. Paper presented at the 32nd annual conference of the Society for Mathematical Psychology, Santa Cruz, CA, 1999.
- Karabatsos G. Rasch vs. two- and three-parameter logistic models from the perspective of conjoint measurement theory. Paper presented at the annual meeting of the American Education Research Association, Montreal, Canada, 1999.
- Lazarsfeld P.F., Henry N.W. Latent Structure Analyses. Houghton Mifflin Co. Boston. N-Y. 292 pp.
- Linacre J.M. Detecting multidimensionality: Which residual data-type works best? / Journal of Outcome Measurement, 1998, 2(3). p. 266−283.
- Linacre J.M. Many-Facet Rasch Measurement. — Chicago: MESA Press, 1994.- 149 p.
- Linacre J.M. MESA Note 6: Iterations and Convergence of Estimation. MESA Research Note 6, November 1998 http://www.rasch.org/rn6.htm
- Linacre J.M. UCAT: a BASIC computer-adaptive testing program. MESA Memorandum number 40, MESA Psychometric Laboratory, 1987.
- Linn K.L. Educational Measurement (3rd ed.) N.-Y. Macmillan, 1989.
- Maslak А.А., Karabatsos G., Anisimova T.S., Osipov S.A. Measuring and Comparing Higher Education Quality between Countries Worldwide // Journal of Applied Measurement. 2005. — V. 6. — N. 4. — P. 432 — 442.
- Popham W.J. Criterion-referenced measurement. Englewood Cliffs. N.-J.: Prentice-Hall, 1978.
- Postlethwaite, T.N. Monitoring educational achievement. UNESCO: International Institute for Educational Planning, 2004.
- Rasch G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests (Expanded edition, with foreword and afterword by Benjamin D. Wright). -Chicago: University of Chicago Press, 1980. 199 p.
- Sijtsma К., Molenaar I.W. Introduction to Nonparametric Item Response Theory. London: SAGE Publications, 2002. — 168 p.
- Smith E.V., Smith M.S. Introduction to Rasch Measurement. Theory, Models and Applications. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2004. — 689 p.
- Smith R.M. Rasch Measurement Models: Interpreting WINSTEPS/BIGSTEPS and Facets Output. Gainesville, Florida: JAM Press, 1999.-68 p.
- Statistical Yearbook. Paris: UNESCO Publishing & Bernan Press, 1995.
- Wilson M. Constructing Measures: An Item Response Modeling Approach. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum associates, 2005. — 228 p.
- Wright B.D. Solving measurement problem with the Rasch model // Journal of Educational Measurements. 1977. — V.14. — N 2. — P. 97 — 116.
- Wright B.D., Masters G.N. Rating Scale Analysis. Chicago: MESA PRESS, 1982.-206 p.
- Wright B.D., Stone M.H. Best Test Design. Chicago, MESA PRESS, 1979. — 222 p.134