Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование показало, что отчуждение действительно является актуальным социокультурным феноменом, необратимо и постоянно присутствующим в современной социальной жизни. Стоит заметить, что хотя данная работа и не может претендовать на полноту охвата всех вопросов проблематики отчуждения, тем не менее, выявленные в ней многообразные формы проявления отчуждения и характер постоянного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологическое обоснование проблемы отчуждения в социальной философии: от феномена к понятию
    • 1. 1. Возникновение феномена отчуждения: появление проблемы
    • 1. 2. Становление понятия «отчуждение»
    • 1. 3. Основные «содержательные» трактовки отчуждения: от понятия к категории
    • 1. 4. Вариативность концептуальных пониманий отчуждения
  • Глава II. Отчуждение в структуре социальной реальности
    • 2. 1. Понятие социальной реальности
    • 2. 2. Социальное отчуждение
    • 2. 3. Отчуждение как источник социокультурной динамики
    • 2. 4. Отчуждение как категория социальной реальности

Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении всей истории человек был и остается общественным существом, а потому ему свойственно вечное стремление к пониманию и логическому объяснению существенных проблем, возникающих в сфере отношений с обществом. Одной из таких проблем, привносимых социальными процессами в жизнь каждого человека, является отчуждение, обладающее характеристиками повседневности и обыденности. Перманентность отчуждения ставит в социальной философии вопрос о необходимости рефлексии, осмысления и выработки адекватного отношения к данному феномену.

Актуальность темы

исследования обусловлена и тем, что в наши дни философия не ограничивается общим категориальным анализом понятия отчуждения, она все активнее переходит к рассмотрению конкретных проявлений феномена в различных культурах и отдельных сферах социальной реальности. Ведь сегодня помимо проблемы отчуждения труда, разработанной К. Марксо?"?, вокруг которой долгое время базировалась значительная часть исследований, акцентируется внимание на отчуждении религиозном, нравственном, эстетическом, политическом, правовом и т. д.

Столь многогранный взгляд на одну проблему неслучаен. Само современное общество представляет собой целый спектр различных измерений: социально-исторических, человеческих, личностных, культурных и других, поэтому возникает необходимость философского осмысления каждого из них как в отдельности, так и в целом.

В связи с полимерностью общества невозможно мыслить его, исходя только из его социальных характеристик, без учета присутствующего в нем культурного компонента. Именно поэтому, определяя отчуждение как объективный процесс и субъективное действие, являющееся результатом деятельности человека внутри его области существования — общества, рассматривая отчуждение в контексте противоречий между человеком и его социокультурным пространством, представляется вполне логичным понимать и исследовать отчуждение как социокультурный феномен. Сам термин-определение «социокультурный», выз несенный в название данной работы, обозначает тесную взаимосвязь социальной и культурной сфер, определяющих как основные характеристики, так и функциональные и формальные особенности отчуждения.

Известно, что социокультурный код каждой исторической эпохи формирует определенный тип человека, его стиль мышления и образ поведения. И то, что невозможно мыслить отчуждение без ситуации человеческого существования, позволяет рассматривать отчуждение в качестве основного феномена человеческого бытия. Явно выраженный социально-антропологический характер отчуждения, весьма значим для раскрытия заявленной темы.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена и необходимостью систематизации концепций социально-философской мысли, выявлением определяющих тенденций в понимании и трактовке проблемы отчуждения, а также в анализе влияния рассматриваемого феномена на жизнь человека в системе общественных взаимоотношений и в структуре социальной реальности.

Степень разработанности проблемы.

Как в прошлом, так и в настоящем отчуждение является неизбежным фактом человеческого существования, поэтому представителям каждой эпохи в той или иной мере приходится сталкиваться и определять свое отношение к нему.

Истоки проблематики отчуждения обнаруживаются в идейном наследии античных мыслителей: Платона, Аристотеля, Цицерона, философов эллинистического периода, Плотина, где основным источником отчуждения является возникновение физического мира и появление человека, пытающегося осмыслить свое окружение и себя как часть космоса. Для этого периода характерно рассуждение об идее отчуждения преимущественно в сопоставлении со значением разъединения. Само понятие «отчуждение» в Античности еще не сформировано, в отличие от термина, который не только существовал, но и активно использовался в юридической сфере.

В учениях мыслителей Средневековья: Оригена, Аврелия Августина, Фомы Аквинского и др. идея отчуждения рассматривалась в качестве следствия взаимоотношений человека с высшим идеальным началом — Богом, сотворившим мир. Особенностью трактовки идеи отчуждения в Средневековье является 4 дуализм. Мыслители видели негативную сторону в отрыве человека от изначального соединения с Богом, что выражалось в отчуждении от Божественной сущности. В то же время позитивное усматривалось в определении пути единичного контакта человека с Богом, связанного с выходом человеческой души из оболочки тела.

В эпоху Возрождения исследование проблемы отчуждения продолжало оставаться актуальным и связывалось с двойственным осмыслением сущности человека: с его «природным» и «божественным» началами, что обуславливалось становлением гуманистической мировоззренческой ориентации.

Свое первое концептуальное оформление с появлением в философии понятия «отчуждение», через которое происходило обращение к феномену, рассматриваемая проблематика находит в трудах философов Нового времени и эпохи Просвещения: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Т. Пейна и др. Они связаны преимущественно с проблемой отчуждения в обществе и находят отражение в процессе передачи прав отдельного индивида политическому организму — государству с последующим попаданием в зависимость от него.

В XIX веке понятие отчуждения наполняется смыслом, логикой и диалектическим содержанием, что позволяет рассуждать о формировании определенной категории отчуждения. Проблема отчуждения активно разрабатывалась в немецкой классической философии И. Г. Фихте, Ф.В. И. Шеллингом, Г. Ф. В. Гегелем. Отчуждение понималось как исторический процесс, одновременно рассматриваемый в качестве и объективного и субъективного действия, представляющего результат деятельности человека внутри сферы его существования и опосредующего также и ее устройство. Причиной отчужденного состояния человека в мире в учениях представителей немецкой классической философии является человеческая природа, а точнее — специфическая организация и деятельность человеческого сознания. Сопряженными с понятием отчуждения понимались любые целостности, отчуждавшие от себя противоположные структуры.

Л. Фейербах разрабатывал понятие отчуждение с позиции антропологического подхода. Поставив на место Абсолютного Духа человека как субъекта л 5 объекта отчуждения, он отмечал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою родовую сущность, которая оказалась отчужденной ему.

Дальнейшая разработка проблемы отчуждения в значительной степени связана с именем К. Маркса. Он обосновал важнейшую методологическую роль категории «отчуждение» для анализа процессов функционирования и развития современного ему общества. Рассматривая отчуждение как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других людей, Маркс трактовал отчуждение как следствие отношений собственности и замечал, что каждый человек отчужден как от другого человека, так и от человеческой сущности в зависимости от уровня эксплуатации труда в данном обществе.

В XX веке проблема отчуждения разрабатывалась неомарксистами. В частности, Г. Лукач рассматривал отчуждение в аспекте преодоления унаследованного от буржуазного общества «фетишистского сознания». В работах представителей Франкфуртской школы социальной философии: Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе и др. отчужденное сознание человека проявляется, прежде всего, на уровне социальной сферы. Опираясь на категорию «отчуждение», разработанную Марксом, представители Франкфуртской школы уделили внимание особенностям социальных процессов в условиях индустриального общества и тоталитарных политических режимов.

Свой вклад в понимание проблемы отчуждения внесли мыслители психоаналитического направления 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни. Они исследовали отчуждение как атрибутивную характеристику психики человека, в основе проявления которой лежит внутриличностный конфликт.

Экзистенциалисты Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, М. Марсель, П. Тиллих рассматривали отчуждение в контексте переживания человеком ситуации одиночества и чувства экзистенциальной заброшенности: с нарастанием чуждости мира и утратой связи людей друг с другом ввиду их покинутости Богом, провала испытания свободой, а также осмысления бессмысленности и абсурдности своего существования.

Существенный вклад в развитие исследуемой проблемы в XX веке внес.

М. Хайдеггер. Различая «подлинное» и «неподлинное» бытие, философ рас6 сматривал отчуждение как форму существования человека в обезличенном мире повседневности и сопоставлял феномен отчуждения с обреченностью человека взаимодействовать со средой вещей. Отчуждение проявляется у Хайдегге-ра в выполнении индивидом социальных ролей и в подчинении его общепринятым нормам поведения, мышления и языка.

Современные подходы к проблеме отчуждения, определяемые нами со второй половины XX века, в основном являются продолжением идей, высказанных предшествующими философскими школами и отдельными философами. Во многом это развитие идей отчуждения, обозначенных в рамках марксизма, фрейдизма, экзистенциализма, традиций Франкфуртской философской школы и т. д.

Рассмотрение отчуждения с позиции историко-философского анализа как продолжение традиции философии К. Маркса (где формы отчуждения: правовое, нравственное, религиозное, эстетическое в основном были выводимы из отчуждения труда) представлено в концепциях И. А. Ашмарова, Г. С. Батищева, Т. В. Беловой, В. В. Горозии, JI.E. Гринина, А. А. Грицанова, В. Д. Завьялова, В. Д. Иванова, Э. В. Ильенкова, И. И. Кального, П. Н. Кондрашова, А. И. Кравченко, A.M. Ковалева, В. В. Крылова, А. Куреллы, Н. И. Лапина, В. М. Лейбина, К. Н. Любутина, М. К. Мамардашвили, М. Марковича, И. С. Нарского, В.И. Овчарен-ко, А. П. Огурцова, Т. И. Ойзермана, Э. М. Ситникова.

Развитие неомарксистских взглядов Франкфуртской школы, связывающих причины, условия и источники отчужденного состояния человека в мире, а также пути преодоления их социальных факторов можно найти в работах А. И. Беспалова, Н. А. Вторушина, И. Н. Гавриленко, Ю. Н. Давыдова, В.Н. Сагатов-ского, С. Н. Шкарубо.

Достаточно оригинальный взгляд на проблему отчуждения, выражающий критику как марксистской, так и неомарксисткой трактовки отчуждения представлен в работе Р. Коллинза1, который считает данный феномен не более, чем идеологическим клише. Автор критикует марксистскую и неомарксисткую трактовки отчуждения. Причем, не отрицая самого феномена, Коллинз отрица.

1 Collins R. Weberian sociological theory. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. P. 247−266. ет его драматизацию, следствием которой является придание явлению глубинного метафизического характера. Отчуждение как чувство отверженности и неспособности повлиять на социальное целое, с точки зрения мыслителя, это абсолютно нормальный эффект столкновения индивида (микроуровня) с социумом (макроуровнем), представленным макроструктурами в виде государства, рыночных эффектов и т. д.

Исследовательские позиции В. В. Абраменковой, Е. Б. Беззубовой, С. А. Ветрова, Э. М. Викторова, Б. Н. Воронцова, А. Е. Горбушина, В. В. Дроздова, И. В. Журавлева, И. А. Зайцевой, А. В. Калмыкина, О. И. Клюенкова, И. С. Кона, С. Г. Лагутина, Д. А. Леонтьева, В. И. Маркова, Е. Н. Осина, В.В. Парцвании-Чарайи, В. А. Петровского, Н. А. Печерских, М. В. Полевой, Д. Н. Приходько, Е. М. Прошановой, A.M. Сергеева, Л. Р. Сулейманова, Е. М. Солиной, А. Д. Спирина, А. Ш. Тхостова, С. К. Шайхитдиновой, М. В. Шугурова, Н. А. Яковлева отражают в большей степени тенденции экзистенциальной и религиозной философии, а также могут быть сопоставлены с психологической трактовкой проблемы отчуждения. В работах вышеназванных исследователей проявление феномена отчуждения не связывается с формами частной собственности, вместо этого предлагается рассматривать его в контексте взаимодействия внутреннего мира человека с окружающей действительностью.

Значительная группа исследователей акцентирует внимание на анализе разных аспектов отчуждения в соответствии со сферой человеческой жизнедеятельности. Примером работ подобного рода могут служить исследования этического отчуждения Ю. М. Смоленцева, Т.И. Пороховскойрелигиозного-нравственного отчуждения А. П. Андреева, З.Р. Валеевойсоциально-эстетического — С. Д. Поцелуеваотчуждения в культуре — Б. Вальденфельса, В. Н. Орлова, О. И. Карпухина, В. И. Маркова, А. И. Ракитова, Е. Э. Суровой, А. К. Якимовича, в том числе и в исторической динамике А. В. Шипиловаоппозиции отчуждение — гармония Ю. А. Прозороваотчуждения, обусловленного языковой метареальностью как определенного постмодернистического направленияИ.П. Ильина, П. Козловски, В. А. Кутырева, Д. У. Орлова.

Рассмотрение отчуждения через такие его формы, как аномия, одиночество, социальное исключение, а также в сопоставлении с явлениями девиантности и маргинальное&tradeнаходит отражение в работах А. А. Меграбяна, Т.В. Шипуно-вой, рассмотрение отчуждения с позиций криминализации общества — в работах Н. С. Розова, А. В. Дубовцева.

Особого внимания заслуживает анализ проблемы отчуждения в постиндустриальном обществе, отраженный в работах А. В. Бузгалина, З. К. Давлетшина, Г. Даме, А. В. Егоровой, Ю. А. Ляшенко, А. А. Миголатьева, Е. А. Самарской, Э. Тоффлера, а также изучение проблемы отчуждения в контексте современного информационного взаимодействия, представленного в работах Р. Ф. Абдеева, С. В. Бондаренко, Ю. Н. Брыгалиной, Т. П. Ворониной, Э. Дайсона, А.С. Дрикке-ра, Д. И. Дубровского, М. Кастельса, И. С. Мелюхина, Н. Н. Моисеева, И.А. Не-годаева, Л. Д. Реймана, Д. Тапскотта, А. Д. Урсула, Ф. Уэбстера, А. В. Харламова.

Акцент на проблеме социального отчуждения как атрибуте глобализации, с выявлением тотального его характера, а также отчуждении сущности человека в виртуальной реальности был сделан следующей группой исследователей: Н. Д. Абасовой, А. Ализар, М. Алле, К. А. Беловым, А. В. Егоровой, Д. В. Ивановым, В. Л. Иноземцевым, А. Л. Крайновым, Н. И. Лапиным, Н. Луманом, В.В. Парцванией-Чарайей, B.C. Свечниковым, С. Хантингтоном, А. А. Яшиным, В. В. Яцкевичем и др.

Особую ценность для нашего исследования представляют труды, в которых авторы предлагают новые оригинальные трактовки отчуждения. К данной группе можно отнести работы A.M. Максимова, В. И. Свинцова, С. А. Суворова, Д. Г. Трунова, раскрывающих проблему отчуждения в разных социокультурных аспектах.

В настоящее время число публикаций, в которых поднимаются различные проблемы отчуждения, продолжает увеличиваться.

В целом, анализ степени разработанности проблемы отчуждения позволяет считать, что в отечественной и зарубежной философии она представлена идеями и исследованиями весьма широкого круга мыслителей, которые рассматри9 вают проблему отчуждения с разных сторон и в различных аспектах. Однако изучение этих работ свидетельствует о наличии целого ряда нерешенных противоречий.

Прежде всего, следует обратить внимание на смешение отчуждения как социокультурного феномена с понятием социально-философского анализа.

Кроме того, не получила должной разработки проблема места отчуждения в социокультурном пространстве, а также статуса отчуждения в качестве философской категории. Не ясными остаются возможности и границы ее применения для анализа различных процессов в динамике социальной реальности.

Наконец, неразрешенным остается вопрос относительно определения необходимости и путей снятия отчуждения, поскольку способы преодоления отчуждения не только не устраняют его наличие, но и нередко приводят к обратному результату.

Отмеченные выше противоречия в совокупности представляют научную проблему, которая требует своего специального исследования и определяет тему данной диссертации — «Отчуждение как социокультурный феномен и понятие социально-философского анализа».

Объектом исследования в диссертации является отчуждение в системе взаимоотношений между человеком и социумом.

Предмет исследования — отчуждение как феномен социальной реальности и понятие социально-философского анализа.

Цель диссертационного исследования: раскрыть сущностные характеристики феномена отчуждения в его отношении к доминирующей культуре и определяющему типу социальности, осмыслить понятие отчуждения, а также проявление различных форм отчуждения в системе социального взаимодействия.

Достижение данной цели предполагало решение следующих задач:

1. Проанализировать проблему социального отчуждения в эволюции социально-философской мысли;

2. Исследовать становление смыслового объема и различных интерпретаций понятия отчуждения;

3. Выявить и последовательно изучить основные функции, формы и способы проявления социального отчуждения в системе социального взаимодействия;

4. Осмыслить отчуждение как феномен в структуре социальной реальности и определить его роль в развитии социокультурного пространства и людей, живущих в нем;

5. Охарактеризовать современное состояние проблемы отчуждения в структуре социальной реальности.

Теоретическую базу исследования составили философские, социально-философские, социологические, культурологические, психологические, политологические труды отечественных и зарубежных авторов, диссертационные исследования, публикации в научных журналах, электронные ресурсы сети Интернет, посвященные различным аспектам отчуждения, социальной реальности и изучения человека.

Методология диссертационного исследования основывается на принципе историзма в сочетании с генетическим методом, с помощью которых удается исследовать возникновение и последующие тенденции развития рассматриваемого феномена, а также проследить сложный путь его формирования от истоков возникновения до настоящего времени. Этот же метод позволяет рассмотреть логику становления понятия «отчуждения» вплоть до формирования смыслового значения «отчуждения» как эволюцию идеи отчуждения к сложной философской категории. Кроме того, в работе используются такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление и обобщение, которые в сочетании с историческим подходом позволяют более разносторонне посмотреть на заявленную в теме исследования проблему, систематизировать материал и осмыслить его не только с позиции прошлого, но и в аспекте определения будущего. Особое значение имеет терминологическо-понятийный анализ, осуществляемый на базе диалектического метода, который позволяет рассматривать во взаимосвязи и развитии основные понятия: «отчуждение», «социальная реальность», «социальное взаимодействие».

Научная новизна работы представлена в следующих положениях:

1. Выявлена специфика понимания отчуждения как феномена и как понятия. Установлено, что отчуждение как социальный феномен возник задолго до понятия и категории отчуждения, однако его понимание вплоть до XIX века преимущественно не имело целостной теории. Становление понятия отчуждения относится к XVII веку. Формирование философской категории отчуждения происходит в XIX веке.

2. Систематизированы основные трактовки отчуждения, которые позволили определить, что, несмотря на рост разнообразных интерпретаций, современная характеристика феномена отчуждения утратила концептуальную целостность в понимании рассматриваемого феномена.

3. Раскрыто воздействие отчуждения на социальную реальность и установлено, что помимо негативного значения, отчуждению свойственно позитивное влияние на развитие как социального пространства, так и человека, живущего в нем.

4. Установлено, что отчуждение является необходимым и неизбежным элементом социума, вследствие чего молено говорить об относительной, но не абсолютной необходимости его преодоления.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Проведенное исследование расширило социально-философское знание о сущности, генезисе, проявлении и функциях социального отчуждения. В нем отражены проблемы демаркации отчуждения в качестве феномена и понятия, обоснована неизбежность и целесообразность отчуждения в развитии социума и жизни людей, дана оценка попыткам необходимости преодоления отчуждения. Теоретические положения и результаты исследования вносят определенный вклад в социально-философское осмысление проблематики человека, общества, их взаимосвязи и могут являться основой при дальнейших разработках проблемы отчуждения.

Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при изучении способов социальной организации общества, выявлении происходящих в современном обществе динамических процессов смены ценностей и осмысле.

12 ния проблематики человека, общества и их взаимосвязи. Они могут быть положены в основу при разработке курсов по философии, социологии, культурологии, социальной антропологии, спецкурсов по вопросам современной социальной философии и соответствующей смежной тематике, составлении программ и учебно-методических пособий по указанным выше учебным дисциплинам.

Апробация работы.

Результаты и основные положения диссертационного исследования были представлены на заседаниях кафедры философии и социологии Мурманского государственного педагогического университета, а также в выступлениях на научно-практических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов Мурманского государственного педагогического университета (2006;2009 гг.), Региональной научно-практической конференции «Молодежь как созидатель новой эпохи» (Мурманск, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Народы севера и северные поселенцы: ассимиляция и этническая самобытность» (Мурманск, 2008), IV Всероссийской научно-практической конференции «Власть, общество, личность» (Пенза, 2009), Международной конференции «Социальная активность как фактор профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде» (Мурманск, 2008), в работе Международной летней школы Лапландского университета г. Рованиеми (Финляндия, 2008), а также нашли отражение в ряде научных публикаций. Отдельные положения работы использовались при подготовке лекций и в проведении семинарских занятий со студентами в курсе «Философия».

Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе по четыре параграфа), заключения, списка используемых источников.

Заключение

.

При исследовании значения любой проблемы, будь то содержание, феномена или его актуальность, важно рассматривать ее в превосходящем контексте, где феномен выступает в качестве части превосходящего его целого и как реализация более общей закономерности. В связи с тем, что мы определили отчуждение как социокультурный феномен, возникла необходимость изучить его сущностные характеристики в отношении к доминирующей культуре и определяющему типу социальности, а также осмыслить понятие отчуждения и проявление различных форм отчуждения в системе социального взаимодействия, что составило цель и определило задачи данной диссертационной работы.

Учитывая, что отчуждение является неизбежным фактом человеческого существования, представителям каждой эпохи в той или иной мере приходилось сталкиваться с отчуждением и определять свое к нему отношение. Особенностью исследуемого феномена является то, что при различных подходах к осмыслению его проблематики, в том числе в разных историко-социокультурных контекстах, все их пронизывает содержащаяся в самом слове «отчуждение» общая идея разъединения и превращения чего-то своего, относящегося непосредственно к Я человека, в чужое. Это во многом обуславливает значимость исследования эволюции проблематики отчуждения в ее эволюции от прошлого к настоящему.

Итак, поскольку проблема отчуждения уходит корнями в глубокое прошлое, возникает необходимость обратиться к истокам возникновения феномена отчуждения и его исторической трансформации. Стоит заметить, что сам феномен возникает задолго до появления понятия, а, следовательно, и формирования категории отчуждения. Первоначально мы можем рассуждать лишь о существовании некой противоречивой идеи отчуждения и реакции на нее человеческого сознания. Соответственно, в период существования идеи отчуждения, мы в основном сталкиваемся с различными подходами, описывающими феномен со свойственным ему значением «разъединения», но не с его целостной теорией.

Становление понятия отчуждения происходит только в XVII веке. Во многом это обусловлено тем, что философия в этот период максимально сближается с наукой. В результате научные методы становятся особо значимыми для всех аспектов социокультурной жизни, что не может не найти отражение и в работе с феноменами через обращение к сопряженным — с ними — понятиям. Так, в эпоху Нового времени мы можем рассуждать об одновременном существовании феномена и понятия отчуждения, в семантическом содержании которого уже начинают формироваться отдельные аспекты философской категории отчуждения, которая окончательно будет сформирована только в XIX веке, в русле концепций Г. Гегеля, JI. Фейербаха и К. Маркса. Именно на этих концептуальных подходах в дальнейшем основываются многие современные трактовки отчуждения. Значимо, что именно, начиная с Фейербаха и Маркса, понятие отчуждения соотносится с явно выраженным негативным восприятием.

С момента появления и установления категориального аппарата разработка понятия отчуждения продолжается в самых разных областях, а XX век характеризуется вариативностью в понимании отчуждения. Появляются новые стили философствования, меняются принципы определения специфики отчуждения, особое внимание все больше обращается на субъективный характер феномена отчуждения. Представления об отчуждении в этот период позволяют выделить в качестве ведущих социальные, психологические и личностные трактовки специфики отчуждения, представленные в основном философскими взглядами Франкфуртской философской школы, философией психоанализа и экзистенциализма. Многие концепции, выработанные в этот период, находят продолжение в работах исследователей конца XX — начала XXI веков. Кроме того, широкий спектр концептуальных пониманий отчуждения в XX веке, а также и неоднозначность оценок и мнений как с точки зрения осмысления самого понятия отчуждения, так и в способах его исследования, привела к тому, что в настоящее время мы имеем разнообразие подходов, трактовок и интерпретаций феномена отчуждения при отсутствии единства в понимании рассматриваемого феномена. Так, современные подходы в совокупности разнообразных позиций позволяют рассматривать и далее зачастую совмещать.

147 социальные, культурные, экзистенциальные и некоторые другие аспекты отчуждения, а значит, — рассматривать его как принципиально многогранный социокультурный феномен.

Рассуждения об отчуждении побуждают обратиться к рассмотрению понятия социальной реальности, как некого поля, внутри которого исследуемый феномен получает дополнительную трактовку. Специфика человека как минимальной социальной единицы, наполняющей социальную реальность, заключается в том, что он не просто адаптируется к миру, а изменяет и конструирует его в соответствии со своими потребностями, то есть создает свой, социально обусловленный, мир. Так, внешний мир — это сущность человека, взятая в аспекте ее практической реализации, связанная со становлением различных Я, которая формирует объективированный мир интерсубъективности. Соответственно, для того, чтобы понимать окружающее человека пространство, необходимо постигать его в двух аспектах: объективном — как реальный феномен и субъективном — в том, как оно отражается человеком.

Поскольку социальная реальность представляет собой как результат, так и систему человеческих отношений, а отчуждение является неотъемлемым фактом человеческого бытия, очевидным является то, что отчуждение как социокультурный феномен возникает в процессе социального взаимодействия, т. е. взаимодействия всех полимерных структур социальных систем и индивидов, включенных в них. Соответственно, внедряясь в систему социального взаимодействия, отчуждение меняет сложившиеся между субъектами социальные отношения и выступает, с одной стороны, в качестве их осознания, а с другой, и как конкретное отношение к ним.

В процессе социального взаимодействия между субъектами возникают противоречия, которые являются детерминирующими факторами отчуждения. Они могут быть как внешними и проявляться на уровне субъект-субъектных отношений, так и внутренними, происходящими внутри личности конкретного человека. На основании преобладания тех или иных детерминант можно выделить следующие типы отчуждения: внутриличностное, межличностное, внутри-групповое, межгрупповое и общесоциальное.

Разновидность феномена отчуждения, связанная с выходом субъекта за границы привычных понятий «своего» мира, может быть обусловлена, исходя из тех сфер, где он имеет место быть и где осуществляется социальное взаимодействие. Ведущей сферой возникновения отчуждения, прежде всего, выступает экономическая сфера с присущими ей базовыми понятиями общественного разделения труда и частной собственности, однако данный феномен проявляется и в других сферах: в образовании, здравоохранении, политике и т. д. Причем, характер отчуждения как общественного отношения зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от конкретной социокультурной и психологической среды, в которых оно реализуется. В этой связи становится значимым рассмотрение проблемы отчуждения с двух сторон: от себя и от других людей.

Современная социальная реальность, представленная различными измерениями, способна включать разные варианты проявления феномена отчуждения, каждый из которых задает определенный инвариант мысли. Так, например, отчуждение может выступать результатом неправильного использования своего социального пространства, фетишизации денегпроявляться через эффект подобия — симулякры, механизированный образ жизни, а также посредством общественных отношений, переведенных на уровень «купли-продажи». Причем, одни формы отчуждения способны перерождаться в другие и даже синтезировать в себе несколько форм, а участник социального взаимодействия определяет себя в качестве находящегося в ситуации, которую сам же воспринимает и оценивает как ситуацию отчуждения. Стоит заметить, что формы отчуждения возникают и развиваются параллельно с саморазвитием социума, а это позволяет рассматривать исследуемый феномен в качестве постоянно присутствующего явления социальной жизни.

В результате отчуждения в процессе социальной жизни возникают существенные изменения, связанные с самоидентификацией человека, поскольку идентифицируя себя в социокультурном пространстве, человек тем самым устанавливает законы и границы существования этого пространства, выход из которых автоматически будет рассматриваться как попадание в ситуацию отчуждения.

В процессе социального взаимодействия между социальным статусом человека и его самоидентификацией возникают противоречия, которые человек непременно стремится разрешить. Средством установления гармонии и соответственно — построения в сознании индивида определенной модели собственной идентичности выступает культура. Именно то, что ее стандарты и ценности «осваиваются» человеком в процессе социализации, и позволяет культуре выступать тем измерительным средством, которое устанавливает границу нормы, нахождение за рамками которой будет рассматриваться как попадание в ситуацию отчуждения.

Особый исследовательский интерес представляет явление инновации, поскольку в столкновении с устоявшимися традициями — через отчуждение — оно способно расширить границы существующих культурных норм. Соответственно отчуждение может вполне рассматриваться и как фактор, обуславливающий социокультурную динамику, и как одно из условий социального функционирования.

Стоит заметить, что помимо негативной оценки, связанной с ситуацией подчинения и зависимости создателя от своих созданий, отчуждению также свойственно позитивное влияние. Оно позволяет выработать защитные механизмы человека, способствует личностному развитию, выступает определенным инновационным фактором, способствующим расширению границ социально-культурных норм. Также в связи с тем, что отчуждение является одним из условий социального функционирования и обладает свойством постоянного присутствия, а различные попытки устранить данный феномен, предпринимаемые на протяжении истории, не привели к ожидаемому результату, возникает положение об отсутствии необходимости полного преодоления отчуждения, и проблема отчуждения сводится к вопросу об остроте его выражения, посредством установления адекватного отношения к исследуемому феномену.

Учитывая то, что отчуждение является категорией социальной реальности, с его помощью мы обладаем способностью не только описывать, но и объяснять социальную реальность, проясняя для себя некоторые ее свойства.

Универсальность отчуждения связана с тем, что оно выступает в качестве неотъемлемой части социальной реальности: отчуждение может быть зафиксировано практически на каждой стадии социального взаимодействия и присуще практически любому аспекту человеческой жизни.

Именно поэтому в процессе изучения механизма отчуждения можно одновременно решить и другие задачи: исследовать сущность субъекта и его основные функции, а также существующие в обществе человеческой реальности проблемы, связанные с потребностью во власти, конформизмом, агрессией, де-виантностью, аномией, одиночеством.

В процесс социального отчуждения неизбежно оказываются вовлечены все участники социального взаимодействия. Учитывая, что каждый из них в той или иной степени претерпевает изменение-отчуждение и либо произвольно, либо непроизвольно передает его другому, отчуждение приобретает характер закономерности. Оно задает новую и периодически обновляющуюся картину социума для человека, живущего в нем. Соответственно каждый вариант социальной реальности, представляющий определенный срез в культурно-историческом континууме, будет являться отражением конкретных процессов и форм отчуждения.

Проведенное исследование показало, что отчуждение действительно является актуальным социокультурным феноменом, необратимо и постоянно присутствующим в современной социальной жизни. Стоит заметить, что хотя данная работа и не может претендовать на полноту охвата всех вопросов проблематики отчуждения, тем не менее, выявленные в ней многообразные формы проявления отчуждения и характер постоянного соприсутствия рассматриваемого феномена по отношению к социуму позволяют наметить перспективу для дальнейшего исследования различных аспектов отчуждения. Анализ может быть связан с исследованием вопросов взаимодействия феномена отчуждения с другими социокультурными феноменами, касаться социально-прогностических аспектов влияния отчуждения на человека и общество, а также более детального исследования проблемы о месте этого феномена в сфере человеческого бытия и в системе знаний о мире.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Д. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира Текст./ Н. Д. Абасова //Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвании В. В. СПб.: Петрополис, 2001. — С. 204−222.
  2. , Р. Ф. Философия информационной цивилизации Текст./ Р. Ф. Абдеев. М.: Прометей, 1994. — 398 с.
  3. , В.В. Проблема отчуждения в психологии Текст./ В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 5−12.
  4. , А. О граде Божьем Текст./ А. Августин. М.: ACT, 2000. -1294 с.
  5. , Т. Негативная диалектика Текст. / Т. Адорно. М.: Научный мир, 2003.-376 с.
  6. , Т. Проблемы философии морали Текст./ Т. Адорно /Пер. с нем. М. JI. Хорькова. М.: Республика, 2000. — 239 с.
  7. , А. Поколение «MySpace» и бум социальных сетей Электронный ресурс. / А. Ализар // Вебпланета. 2006. — Режим досту-na:http://www.webplanet.ru/news/internet/2006/l/23/myspace.html
  8. , М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность Текст. / М. Алле. М.: ТЕИС, 2003. — 314 с.
  9. Американская социологическая мысль: Тексты.- М.: Норма, 1994.- 424 с.
  10. , А. П., Валеева, 3. Р. Нравственное отчуждение человека в христианско-этической рефлексии Текст./ А. П. Андреев, З. Р. Валеева // СОФИЯ: Альманах: Вып. 1: А. Ф. Лосев: ойкумена мысли. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2005. — С. 164−169.
  11. Антология мировой философии. В 4-х тт. Т. 1., 4.1 и 2 Текст. / Под ред. В. В. Соколова, В. Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1969. — 936 с.
  12. Аристотель. Политика. Текст. / Аристотель/ Пер. С. А. Жебелева // Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М.: Мысль, 1984. — Т. 4. — С. 376−644.
  13. , И.А. «Человек» в истории экономических учений Текст. /И.А. Ашмаров // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. — № 5. — С. 26−29.
  14. , М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма Текст./ М. А. Барг. -М&bdquo- 1987. -348 с.
  15. , B.C. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир как система Текст. / B.C. Барулин. М: Альма Матер, 2007. -494 с.
  16. , Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип Текст. / Г. С. Батищев // Проблема человека в современной философии. -М., 1969. С. 73−145.
  17. , Г. С. Мировоззренческие предпосылки и смысл проблематики отчуждения. Текст. / Г. С. Батищев // Сб.: Отчуждение как социокультурный феномен. Киев, — 1991. — С. 27−35.
  18. , Дж. Психика власти Текст. / Дж. Батлер. -СПб., 2002.- 168 с.
  19. , Е.Б. Клинические особенности этапов формирования деперсонализации в подростковом и юношеском возрасте Текст. / Е. Б. Беззубова // Журн. Невропатологии и психиатрии. 1985. — № 11. — С. 80−84
  20. , К.А. О путях духовно-интеллектуальной нейтрализации психологических последствий отчуждения Текст. / К. А. Белов // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. — № 3. — апрель. — С. 102−107
  21. , Т.В. Социально-философский смысл проблемы отчуждения Текст. / Т. В. Белова. М., 1991. — 48 с.
  22. , Т.В. Социальный и индивидуальный уровни отчуждения Текст. / Т. В. Белова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -1991. № 2.-С.25−34.
  23. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман / Пер. Е. Рутке-вич. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  24. , А.И. Отчуждение деятельности как философская проблема Текст.: автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд.филос.наук/ А. И. Беспалов. М., 2004.-29 с.
  25. , П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель Текст. / П. Блау // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. — С. 8−29.
  26. , Г. Общество как символическая интеракция Текст. / Г. Блу-мер // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: МГУ, 1984. — С. 173−179.
  27. , Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийяр / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. М., 2000. — 389 с.
  28. , Ж. Система вещей Текст. / Ж. Бодрийяр / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. М., 1999. — 172 с.
  29. Большой словарь иностранных слов / Сост. А. Ю. Москвин. М.: Цен-трполиграф, 2001. — 816 с.
  30. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. Мн., 2002. — 466 с.
  31. , С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ Текст. / С. В. Бондаренко. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2004. -319 с.
  32. , Ю. И. Современное общество в эпоху Интернета: проблема виртуализации Текст. / Ю. И. Брыгалина // Дефиниции культуры. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — С. 369−395.
  33. , М. Проблемы человека. Перспективы Текст. / М. Бубер / Пер. с англ. А. Казаряна. // Лабиринты одиночества. М., 1989. — С. 88−97.
  34. , А.В. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? Текст. / А. В. Бузгалин // Вопросы философии. — 2002. -№ 5. — С. 26−43.
  35. , А.В. По ту сторону отчуждения Текст. / А. В. Бузгалин. -М, 1990.-296 с.
  36. Валеева, 3. Р. Нравственное отчуждение как философская проблема Текст.: автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд.филос.наук/ З. Р. Валеева. Уфа, 1998. — 20 с.
  37. , Б. Мотив Чужого Текст. / Б. Вальденфельс. Минск: Пропилеи, 1999. — 175 с.
  38. , Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «чужом» Текст. / Б. Вальденфельс // Логос. 1994. — № 6. — С. 77−94.
  39. , А.А. К проблеме отчуждения человека в информационном обществе Текст. / А. А. Веряев // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия: сб. материалов науч.-практ. конф., 29−30 апр. 1999 г. Барнаул, 1999. -Ч. 1,-С. 38−44.
  40. , С.А. Отчуждение в трансформируемом обществе Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / С. А. Ветров. Омск, 1995. — 22 с.
  41. , Э. М. Феномен отчуждения Текст. / Э. М. Викторов // Философские исследования. 2001. — № 2. — С. 201−211.
  42. , Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы Текст. / Т. П. Воронина. М.: Наука, 1995. — 433 с.
  43. , Б. И. Отчуждение как бытийственная характеристика человеческого существования Текст. / Б. И. Воронцов // Философская антропология: истоки, современное состояние и перспективы. Сб. тезисов. М., 1995. — С. 191−193.
  44. , Н.А. Категория отчуждения: гносеологический анализ Текст. / Н. А. Вторушин // Известия Томского политехнического университета. 2008. — Т. 313. — № 6. — С. 105−108.
  45. , И.Н. Отчуждение личности при капитализме средствами образования и воспитания Текст. / И. Н. Гавриленко. Киев-Одесса: Вища школа, 1986. — 160 с.
  46. , Г. Исследование привычных оснований повседневных действий Текст. / Г. Гарфинкель / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. 2002. — Т. 2. — № 1. — С. 42−70.
  47. , Г. Феноменология духа Текст. / Г. Гегель / Пер. с нем. Г. Шпета. СПб., 1992. — С. 41−434.
  48. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики Текст. / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1997. -800 с.
  49. Гегель, Г. В. Ф. Философия истории Текст. / Г. В. Ф. Гегель. СПб., 1993. — С. 56−471.
  50. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М., 1975 — 695 с.
  51. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. З. Философия духа Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М., 1977 — 471 с.
  52. , Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского Текст. / Т. Гоббс / Пер. А. Гутермана // Гоббс Т. Сочинения: в 2 тт. М.: Мысль, 1991. — Т. 2. — 480 с.
  53. , А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школы-интерната Текст.: автореф. дис. канд.пед.наук / А. Е. Горбушин. -М., 1993. 16 с.
  54. , В. Е. Сущность отчуждения и основные формы его проявления в условиях НТР Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / В. Е. Горозия. -Тбилиси, 1984.-27 с.
  55. , А. К. К вопросу о перманентности отчуждения Текст. / А. К. Гостищев // Отчуждение как социокультурный феномен: тез. докл. Всесо-юз. науч.-практ. конф. Киев, 1991. — С. 35−41.
  56. , И. Представление себя в повседневной жизни Текст. / И. Гоффман.-М., 2001.- 195 с.
  57. , Л.Е. Производительные силы и исторический процесс Текст. / Л. Е. Гринин. М., КомКнига, 2006. — 272 с.
  58. , А. А., Овчаренко. В. И. Человек и отчуждение Текст. / А. А. Грицанов, В.И. Овчаренко. Минск: Высшая школа, 1991. — 128 с.
  59. Гуманизм второй половины XIV века первой половины XV века: сборник источников Текст. /Сост. и пер. Н. В. Ревякина. — Новосибирск, 1975.- 173 с.
  60. , З.К. Отчуждение в структуре целеполагания постиндустриального общества Текст. / З. К. Давлетшин // Учебные записки Казанского государственного университета. 2008. — Т. 150. — Кн.4. — С. 50−55.
  61. , Ю.Н. Борьба вокруг гегелевской «Феноменологии духа» в философии XIX—XX вв.. Текст. / Ю. Н. Давыдов // Вопросы философии. М. -1959.-№ 2.-С. 144−155.
  62. , Ю. Н. Критика социально-философских воззрений «Франкфуртской школы» Текст.: автореф. дис. док.филос.наук / Ю. Н. Давыдов. М., 1975.-58 с.
  63. , Э. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.0. Текст. / Э. Дайсон.- М.: Бизнес и компьютер, 1998. 398 с.
  64. Джил ас, М. Отчуждение в природе человека Текст. / М. Джилас // Дискуссии о Марксовой теории отчуждения. — М.: Посев, 1972. — С. 5−27.
  65. , А. С. Эволюция культуры: информационный отбор Текст. / А. С. Дриккер. СПб., 2002. — 376 с.
  66. , В. В. Философский анализ структуры отчуждения и «механизмов» его функционирования Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / В. В. Дроздов. Магнитогорск, 2004. — 21 с.
  67. , В.А. Эволюция идеи отчуждения в европейской мысли в контексте проблематики преступности и зла Текст. / В. А. Дубовцев // Философия и общество. 2007. — № 1. — С. 14−31.
  68. , Д. И. Зачем объективная реальность или «почему информационные процессы не идут в темноте?» (Ответ Д. Чалмерсу) Текст. / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 2007. — № 3. — С. 90−93.
  69. , Д. И. Постмодернистская мода Текст. / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 2001. — № 8. — С. 36−55.
  70. , А.В. Формы отчуждения в постиндустриальном обществе на современном этапе его развития Текст. / А. В. Егорова // Вестник Ярославского государственного университета. 2008. — № 10. — С. 81−87.
  71. , И.В., Тхостов, А.Ш. Феномен отчуждения: стратегии концептуализации исследования Текст. / И. В. Журавлев, А. Ш. Тхостов // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 5. — С.42−48.
  72. , В. Д. Проблема экономического отчуждения в анализе производственных отношений Текст. / В. Д. Завьялов. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1990. — 142 с.
  73. , И.А. Историогенетический анализ некоторых форм бреда при шизофрении Текст. / И. В. Зайцева // Журн. Невропатологии и психиатрии. 1994.-№ 3,-С. 81−85.
  74. , А.В. Феномен отчуждения в условиях современного социума Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук. Одесса, 2001. — 18 с.
  75. , Г. Как возможно общество? Текст. / Г. Зиммель / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. — С. 510−526.
  76. , Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования Текст. / Г. Зиммель // Г. Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. — С. 301−466.
  77. , В. Д. О видах и формах отчуждения Текст. / В. Д. Иванов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1972. — № 1. — С. 2230.
  78. , Д.В. Виртуализация общества Текст. / В. Д. Иванов. СПб., 2002,-224 с.
  79. , Э.В. «О сущности человека» и «гуманизме» в понимании А. Шаффа Электронный ресурс. / Э. В. Ильенков. Режим доступа: http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/phc/schaff.html
  80. , И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа Текст. / И. П. Ильин. М, 1998. — 255 с.
  81. , В. JT. Глобализация: иллюзии и реальность Текст. / B.JI. Иноземцев // Свободная мысль-ХХ1. 2000. — № 1. — С. 26−36.
  82. , А.В. Проблема обоснования преодоления социального отчуждения в философии Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / А.В. Калмы-лин. Уфа. 1992. — 19 с.
  83. , И.И. Отчуждение как феномен общественного развития Текст.: автореф. дис. канд. филос. Наук / И. И. Кальной. JI, 1991. — 32 с.
  84. , И.И. Отчуждение: истоки и современность Текст. / И. И. Кальной. Симферополь, 1990. — 200 с.
  85. , А. Бунтующий человек Текст. / А. Камю. М.: Терра — Книжный клуб- Республика, 1999. — 415 с.
  86. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Текст. / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  87. , Г. С. Человек, культура, цивилизация на пороге III тысячелетия Текст. / Г. С. Киселев. М., 1999. — 87 с.
  88. , О.И. Феномен отчуждения человека как опыт его существования Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук/ О. И. Клюенков. Архангельск, 2007.-24 с.
  89. , A.M. Проблемы частной собственности, эксплуатации и отчуждения труда в обществе и их будущее Текст. / A.M. Ковалев // Социально-гуманитарные знания. 2006.- № 5. — С. 3−20.
  90. , П. Культура постмодерна: Обшественно-культурные последствия технического развития Текст. / П. Козловски. М: Республика, 1997.-239 с.
  91. , Д.А. Бытие социального на границе в конструктах «Свое» и «чужое» Текст. / Д. А. Колбин // Вестник Удмурдского университета. 2005. -№ 2.-С. 153−160.
  92. Кон, КС. В поисках себя Текст. / И. С. Кон. М., 1984. — 335 с.
  93. Кон, И. С. Социология личности. Текст. / И. С. Кон. М., 1967 — 383 с.
  94. , А.И. «Мир наизнанку»: методология превращенной формы Текст. / А. И. Кравченко // Социологические исследования. 1990. — № 12. -С. 23−36.
  95. , А.Л. Феномен отчуждения как атрибут глобализации: социокультурный аспект Текст. / A.JI. Крайнов// Известия Саратовского университета. 2008. — Т.8. — Сер. Философия. Психология. Педагогика. — Вып. 2. — С. 31−36.
  96. , Ч. Социальная самость Текст. / Ч. Кули // Американская социологическая мысль. Тексты. М.: МГУ, 1994. — С. 316−329.
  97. , А. Свое и чужое Текст. / А. Курелла. М.: Прогресс, 1970. -279 с.
  98. , В. А. Пост-пред-гигтер-контр-модернизм: концы и начала Текст. / В. А. Кутырев // Вопросы философии. 1998. — № 5. — С. 56−71.
  99. Лабиринты одиночества: Пер с англ. Текст. / Сост., общ. ред. и пре-дисл. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  100. , С. Г. Социально-философская и методологическая ценность категории отчуждения Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / С. Г. Лагутин. -Волгоград, 1998. 20 с.
  101. , Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации Текст. / Н. И. Лапин // Вопросы философии. 1992. — № 12. -С. 29−41.
  102. , В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба Текст. / В. М. Лейбин. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  103. , В.М. Размышляя об отчуждении Текст. / В. М. Лейбин // Отчуждение как социокультурный феномен. Киев, 1991. — С. 50−5 8.
  104. , Дж. Два трактата о правлении Текст. / Дж. Локк //Сочинения в 3-х тт. М.: Мысль, 1988. — Т.З. — С. 135−406.
  105. , А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982. — 623 с.
  106. , Б.А. Овнешнение человека в процессе отчуждения Текст. / Б. А. Лоскутов // Отчуждение как социокультурный феномен: тез. докл. Всесо-юз. науч.-практ. конф. Киев, 1991. — С. 50−58.
  107. , Г. История и классовое сознание. Овеществление и сознание пролетариата Текст. / Г. Лукач / Пер. с нем. С. Земляного. М., 2003. — 416 с.
  108. , Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно проверять современное общество Текст. / Н. Луман // Социология на пороге XXI века. М., 1999. — С.137−145.
  109. , С.Я. История Греции. Ч 1. С древнейших времен до образования Афинского морского союза Текст. / С. Я. Лурье. СПб., 1993. — 674 с.
  110. , К.Н., Кондрашов, П.Н. Основания философии истории Маркса Текст. / К. Н. Любутин, П. Н. Кондрашов // Свободная мысль. 2007. -№ 6. -С. 139−148.
  111. , Ю. А. Феномен отчуждения в условиях информатизации общества Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук. Горно-Алтайск, 2007. — 20 с.
  112. , A.M. Измерения свободы Текст. / A.M. Максимов. -Екатеринбург, 1994. 151 с.
  113. , М. К. Как я понимаю философию Текст. / М.К. Ма-мардашвили. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  114. , В. И. «Свое», «Чужое» и отчуждение в культуре Текст. / В. И. Марков. Кемерово: КТИПП, 2002. — 176 с.
  115. , В. И. Критика концепции отчуждения Франкфуртской школы Текст. /В.И. Марков. Томск, 1982. — 176 с.
  116. , М. Маркс об отчуждении Текст. / М. Маркович // Вопросы философии. 1989. — № 9. — С. 36−51.
  117. , К. Экономические рукописи, 1857−1858 гг. Текст. / К. Маркс. -М.: Прогресс, 1986. 480 с.
  118. Марксистская и буржуазная философия сегодня. М.: Наука, 1967. -480 с.
  119. , Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества Текст. / Г. Маркузе. М., 1994. — 368 с.
  120. , Г. Эрос и цивилизация Текст. / Г. Маркузе. Киев, 1995. -352 с.
  121. , Г. Быть и иметь Текст. / Г. Марсель. Новочеркасск: Агентство Сагуна, 1994. — 159 с.
  122. , А.А. К проблеме отчуждения личности Текст. / А.А. Ме-грабян // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969. — С. 292−307.
  123. , И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития Текст. /И.С. Мелюхин. М.: МГУ, 1999.- 208 с.
  124. , А.А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия Текст. / А. А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 1. — С. 71−83.
  125. , Ф.И. Современная концептуализация отчуждения. Аналитика преодоления отчуждения человека и общества в России Текст. /Минюшев Ф.И. // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2008. — № 1. — С.41−47.
  126. , Н. Н. Информационное общество: возможность и реальность Текст. / Н. Н. Моисеев // Полис. 1993. — № 3. — С. 12−34.
  127. , И. С. Об историко-философском развитии понятия «отчуждения» Текст. / И. С. Нарский // Философские науки. 1963. — № 4. — С. 97−106.
  128. , И. С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К. Маркса Текст. / И. С. Нарский. М.: Мысль, 1983. — 144 с.
  129. , И. А. На путях к информационному обществу Текст. / И. А. Негодаев. Ростов-на-Дону, 1999. — 399 с.
  130. , А. П. Отчуждение и человек Текст. / А. П. Огурцов // Человек, Творчество, Наука. Философские проблемы. Труды московской конф. мол. ученых. М., 1967. — С. 41−83.
  131. Оди, Дж. Рэлф М. Человек существо одинокое: биологические корни одиночества Текст. / Дж. Рэлф М. Оди / Пер. с англ. Е. Егоровой // Лабиринты одиночества. — М&bdquo- 1989. — С. 129−151.
  132. , С.И. Словарь русского языка. М., 1972. — 848 с.
  133. , Т. И. Проблема отчуждения в ранних трудах К. Маркса Текст. / Т. И. Ойзерман // Марксистская и буржуазная философия сегодня. М.: Наука, 1967. — С. 375−386.
  134. , Т. И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и позитивизме Текст. / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 1989. -№ 10. — С. 60−72.
  135. , В.Н., Карпухин, О.И. Культура и отчуждение Текст. / В. Н. Орлов, О. И. Карпухин // Социс. 1990. — № 8. — С. 22−28.
  136. , Д.У. Кризис значений есть Текст. / Д. У. Орлов //Метафизические исследования. СПб., 2000. -XIV. — С. 46−66.
  137. , Е.Н., Леонтьев, Д.А. Смыслоутрата и отчуждение Текст. / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Культурно-историческая психология. 2007. -№ 4. -С.68−77.
  138. От Я к Другому. Проблемы социальной онтологии в постклассической философии. Материалы международного семинара Текст. / Отв. ред. Т. В. Щитцова. Минск: Пропилеи, 1998. — 276 с.
  139. Отчуждение как социокультурный феномен. Сб. тезисов докладов Всесоюзной научно-практической конференции Текст. / Науч. ред. И. И. Кальной. Киев, 16−18 апреля, 1991 г. — Киев: Знание, 1991. — 88 с.
  140. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I Текст. / Под ред. Б. В. Маркова, Ю. Н. Солонина, В. В. Парцвания. -СПб.: Петрополис, 2001. 378 с.
  141. , Т. Система современных обществ Текст. / Т. Парсонс. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 270 с.
  142. Парцвания-Чарайя, В. Р. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному Текст. / В.Р. Парцвания-Чарайя. СПб., 2002.-371 с.
  143. , Т. Права человека Текст. / Т. Пейн // Избранные сочинения. М., 1959.-245 с.
  144. , А.В., Петровский, В.А. Индивид и его потребность быть личностью Текст. / А.В. Петровский, В.А. Петровский // Вопросы философии. 1982. -№ 3. — С. 45−54.
  145. , В. А. Теоретические проблемы психологии личности в системе межличностных отношений Текст. / В. А. Петровский // Психология развивающейся личности. М., 1987. — С. 21−29.
  146. , В.А., Полевая, М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Текст. / В. А. Петровский, М. В. Полевая // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 19−26.
  147. , Н. А. Отчуждение как феномен коллективности Текст. / Н. А. Печерских // Вопросы философии. 2003. — № 5. — С. 30−43.
  148. , К.С. Эмоциональное и рациональное понимание социальной реальности: Девять тезисов о трех «одеждах» с банальным выводом. Текст. / К. С. Пигров // Вестник Российского Философского общества. № 4(24). — 2002. -С. 28−32.
  149. Пико делла Мирандола Дж. Речи о достоинстве человека Текст. / Дж. Пико делла Мирандола / Пер. Л. Брагиной // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. М., 1992. — Т.1. — С. 506−514
  150. Платон. Государство. Кн.4 Текст. / Платон / Пер. А. Н. Егунова // Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. — С. 35−382.
  151. Платон. Тимей. Кн.4 Текст. / Платон / Пер. С. Аверинцева // Платон. Собр. соч. в 4-х тт. М.: Мысль, 1994. — Т.З. — С.421−501.
  152. Плотин. О нисхождении души в тела Текст. / Плотин / Пер. М.А. Со-лоповой // Историко-философский ежегодник 95. — М.: Мартис, 1996. — С. 209 219.
  153. , М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений Текст.: автореф. дис. канд.психол.наук / М. В. Полевая. М., 1998.-19 е.
  154. , С.Д. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме Текст. / С. Д. Поцелуев // Полис. 1999. — № 5. — С. 62−76.
  155. , Д. Н. Отчуждение и пути преодоления Текст.: автореф. дис. док.филос.наук / Д. Н. Приходько. Томск, 1995. — 71 с.
  156. , Ю.А. Феномен отчуждения как объект социологического исследования. Текст.: автореф. дис. канд.соц.наук / Ю. А. Прозоров. М., 1991. — С.12.
  157. , Е. М. Понятие отчуждения: Эволюция и обоснование его атрибутивности Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / Е. М. Прошанова. -Краснодар, 2002. 23 с.
  158. , Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 250 с.
  159. , А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры- пример России Текст. / А. И. Ракитов // Вопросы философии. -1994. -№ 4. С. 14−34.
  160. Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении Текст. / Л. Д. Рейман // Вопросы философии. 2001. — № 3. -С. 9−18.
  161. , Н.С. Сущность криминализации общества и государства: отчуждение от ценностей или утверждение господства? Текст. / Н. С. Розов //Философия и общество. 2007. — № 1. — С.32−53.
  162. Руссо, Ж.-Ж. О причинах неравенства Текст. / Ж.-Ж. Руссо // Антология мировой философии: В 4 тт. М., 1970. — Т. 2. — С. 560−567.
  163. Руссо, Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. Трактаты Текст. / Ж.-Ж. Руссо / Пер. с фр. А. Д. Хаютина и B.C. Алексеева-Попова. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.-414с.
  164. , В. Н. Отчуждение в системе человеческой жизнедеятельности Текст. / В. Н. Сагатовский // Отчуждение как социокультурный феномен. Киев, 1991. — С. 20−27.
  165. Саидов, 3. М., Ятимов, К. Социальное отчуждение антипод свободы человека: взгляд с позиций диалектической логики Текст. / З. М. Саидов, К. Ятимов. — Душанбе: Шарки-Озод, 2000. — 63 с.
  166. , Е. А., Постиндустриализм как критическая позиция Текст. / Е. А. Самарская // Общественные науки и современность. 1998. — № 2.-С. 119−126.
  167. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. — 639 с.
  168. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр //Сумерки богов. М., 1989. — С. 319−345.1.l. Свечников, В. С. Социальное конструирование виртуальных реальностей Текст. / B.C. Свечников. Саратов, 2003. — 195 с.
  169. , В. И. К проблеме отчуждения Текст. / В. И. Свинцов // Общественные науки и современность. 1993. — № 6. — С. 136−147.
  170. , Р. Одинокий брак в корпоративной Америке Текст. / Р. Сейденберг/ Пер. с англ. Е. Егоровой // Лабиринты одиночества. М., 1989. — С. 411−433.
  171. , A.M. На пути к себе: (Метафизические размышления) Текст. / A.M. Сергеев. Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. — 264 с.
  172. , Э. М. Проблема «отчуждения» в буржуазной философии и фальсификаторы марксизма Текст. / Э. М. Ситников. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1962. — 116 с.
  173. , Ю.М., Пороховская, Т.Н. Особенности морального отчуждения Текст. / Ю. М. Смоленцев, Т. Н. Пороховская // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1995. — № 1. — С. 48−55.
  174. , Е.М. Проблема отчуждения в различных мировоззренческих парадигмах Текст. / Е. М. Солина // Вестник университета Российской академии образования. 1997. — № 2. — С. 192−205.
  175. , Е. М. Содержание и роль категории отчуждения в философской онтологии и теории познания Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / Е. М. Солина. Иваново. 1999. — 29 с.
  176. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Текст. / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  177. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) Текст. / Под ред. Л. М. Брагиной. М, 1985. — 384 с.
  178. А.Д. Личность и отчуждение в свете двух мировоззренческих концепций Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук/ А. Д. Спирин. Томск, 1995. -18 с.
  179. , С.П., Микиденко, Н.Л. Информационные проблемы зт-ничности Текст. / С. П. Сторожева, Н. Л. Микиденко. Новосибирск: Веди, 2006 — 223 с.
  180. , С.А. Отчуждение в аспекте диалектики личностного развития Текст. / С. А. Суворов // Вестник Тамбовского государственного университета. 2008. — Вып. 9. — С. 40−45.
  181. , С.А. Отчуждение как возможный этап развития личности Текст.: автореф. дис. канд.социол.наук / С. А. Суворов. Тамбов, 2008. -22 с.
  182. , JI.P. Феноменология отчуждения Текст. / JI.P. Сулейманов. Волгоград, 2000.
  183. , Е.Э. Европеец «отчужденный» Текст. / Е. С. Сурова. СПб.: Издательство СПб университета, 2004. — 280 с.
  184. , Д. Электронно-цифровое общество: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта Текст. / Д. Тапскотт. Киев: INT Пресс, 1999. — 406 с.
  185. , А.А. Философско-исторический контекст аксиологического статуса собственности: Монография Текст. / А. А. Тесля. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. — 174 с.
  186. , П. Мужество быть Текст. / П. Тиллих // Тиллих П. Избранное: теология культуры. М. Юрист 1995. — С. 7−131.
  187. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: Центр, 1999. -368 с.
  188. , Э. Шок будущего Текст. /Э. Тоффлер. М.: ACT, 2002. -557 с.
  189. , Д.Г. Иносказательная природа самоотчуждения как социокультурного феномена Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / Д. Н. Трунов. -Пермь, 2000.- 18 с.
  190. , А.Ш. Топология субъекта Текст. / А. Ш. Тхостов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1994. — № 2. — С. 3−13.
  191. , А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. Текст. / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1990. — 412 с.
  192. , Ф. Теории информационного общества Текст. / Ф. Уэбстер.- М: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
  193. , М. Этимологический словарь русского языка в 4-х тт. T.IV. -М., 1987.-864 с.
  194. , JT. Сущность христианства Текст. / Л. Фейербах / Пер. Ю.М. Антоновского/ Избранные философские произведения в 2 тт. М., 1995. -Т.2. — С. 7−405.
  195. , И.Г. Основа общего наукоучения Текст. / И. Г. Фихте / Сочинения в 2 тт. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. — С. 67−338.
  196. , П. А. Итоги Текст. /П.А. Флоренский // Сочинения в 4-х гг.-М., 1999.-Т. 3.-4 1.
  197. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сб. произведений Текст. / З.Фрейд. М., 1989.-447 с.
  198. Фрейд, 3. Толкование сновидений Текст. / 3. Фрейд. М.: Фирма СТД, 2005. — 681 с.
  199. Фрейд, 3. Тотем и табу Текст. / 3. Фрейд // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси: Мерани, 1991. — 396 с.
  200. , Э. Концепция человека у К. Маркса Текст. / Э. Фромм / Пер. с англ. Э. М. Телятниковой // Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.- С. 395−402.
  201. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм / Пер. с англ. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1995. — 256 с.
  202. , Э. Душа человека Текст. / Э.Фромм. М.: Республика, 1992. -430 с.
  203. , Э. Иметь или быть Текст. / Э.Фромм. М.: Прогресс, 1990. -330 с.
  204. , Э. Мужчина и женщина Текст. / Э.Фромм. М., 1998. — 509 С.169
  205. , М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью Текст. / М. Фуко / Пер. с фр. С. Ч. Офертаса. М., 2002.-384 с.
  206. М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002.-452 с.
  207. С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон. -М.: ACT, 2003.-603 с.
  208. , А.В. Социальное отчуждение в информационном взаимодействии. Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук/ А. В. Харламов. Кемерово, 2007.-19 с.
  209. , Дж. Возвращение к человеку Текст. / Дж. Хоманс // Американская социологическая мысль. Тексты. -М.: МГУ, 1994. С. 46−61.
  210. , М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Текст. / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М-СПб.: Медиум-Ювента, 1997.-312 с.
  211. , М. Т. Топика Текст. / М. Т. Цицерон / Пер. А. Е. Кузнецов // Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М.: Искусство. 1994. — С. 56−81.
  212. , С. К. Информационное общество и «ситуация человека»: эволюция феномена отчуждения Текст. / С. К. Шайхитдинова. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2004. — 306 с.
  213. , Е.Д. Социальная революция как форма отчуждения Текст. / Е. Д. Шетулова // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. № 18 (156). — Философия. Социология. Культурология. — Вып. 12. — С. 4752.
  214. , А.В. «Свои», «чужие» и другие Текст. / А. В. Шипилов. -М.: Прогресс-Традиция, 2008. 568 с.
  215. , Т.В. Социальное исключение, отчуждение, насилие и агрессия как механизмы воспроизводства девиантности Текст. / Т. В. Шипунова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. — Т.VIII. — № 4. — С. 120−135.
  216. , С. Н. Сущность отчуждения деятельности: социально-философский анализ Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук/ С. Н. Шкарубо. -М., 1998.-19 с.
  217. , М. В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики Текст. / М. В. Шугуров. Саратов: СГУ, 1999. — 375 с.
  218. М. В. Онтологические основания отчуждения как феномена культуры. Текст. / М. В. Шугуров // Человек в социокультурном мире. Саратов: СГУ, 1995. — С. 15−16.
  219. М. В. Человек в опыте отчуждения: герменевтико-феноменологический подход Текст.: автореф. дис. док.филос.наук / М. В. Шугуров. Саратов, 2000. — 36 с.
  220. , К. Труд и отчуждение Текст. / К. Эриксон // Социологические исследования. 1988. — № 3. — С. 123−128.
  221. , А.К. «Свой-чужой» в системах культуры Текст. / А. К. Якимович // Вопросы философии. 2003. — № 4. — С. 53−54.
  222. , И.Г. О механизмах динамики традиций Текст. / И.Г. Яко-венко // Факторы и механизмы динамики культуры. М.: АНСССР. Институт философии, 1984. — С. 16−24.
  223. , Н. А. Диалектика личной свободы и отчуждение (структурно-методологический аспект). Текст.: автореф. дис. канд.филос.наук / Н. А. Яковлев. Краснодар, 1995. — 24 с.
  224. , К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. М.: Республика, 1991. — 527 с.
  225. , В.В. Отчуждение как необходимый момент общественных отношений Электронный ресурс. / В. В. Яцкевич. Режим доступа: http ://world. lib .ru/j/j ackewichww/otchuzhdenie. shtml
  226. , А. А. Информационная виртуальная реальность Текст. / А. А. Яшин. Тула, 2003. — 240 с.
  227. Alienation: concept, term and meanings Text. / Ed. by F. Sohnson. NY.: Seminar Press, 1973. — 402 p.
  228. Alienation: problems of meaning theory and method Text. / Ed. by R. Felix and D. Schweizer. London, Boston and Henley. — 1981. — 283 p.
  229. Collins, R. Weberian sociological theory Text. / R. Collins Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. — 270 p.
  230. Geyer, R. F. Alienation theories Text. / R.F. Geyer. Oxford: Oxford etc., 1980.-201 p.
  231. Schaff, A. Entfremdung als sozialen Phanomen Text. / A. Schaff. Wien: Europaverl, 1977. — 382 p.
  232. Seeman, M. On the meaning of alienation Text. / M. Seeman //American sociological review, 1959. — vol. 24. — P. 783−791.
  233. Seligman, A. B. The Idea of Civil Society Text. / A.B. Seligman. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1995. — 241 p.
Заполнить форму текущей работой