Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование отработанных моторных масел в качестве компонента дисперсионной среды пластичных смазок

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ современного состояния проблемы утилизации отработанных масел свидетельствует о ее фактической нерешенности как в теории, так и на практике. Мировой сбор отработанных масел превышает 15 млн. т/год, при этом подавляющее количество (70−90%) используется в качестве топлива и лишь незначительная часть подвергается вторичной переработке. До сих пор в большинстве стран отсутствуют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТАВ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И
  • ПРОБЛЕМЫ ИХ УТИЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Старение масел в двигателях внутреннего сгорания
    • 1. 2. Проблемы утилизации отработанных моторных масел
    • 1. 3. Отработанные масла как дисперсионная среда пластичных смазок

Использование отработанных моторных масел в качестве компонента дисперсионной среды пластичных смазок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постоянный рост автопарка приводит к увеличению количества отработанных нефтепродуктов, в первую очередь моторных масел, негативно влияющих на все объекты окружающей среды, атмосферу, почву и воды. Необходимость утилизации отработанных масел в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, поскольку их захоронение и уничтожение (в основном — путем сжигания) порождают подчас еще большие экологические проблемы, чем сами отработанные масла, и при значительных затратах не позволяют повторно использовать ценное сырье, что невыгодно уже с экономической точки зрения.

Экологобезопасное использование отработанных моторных масел (ОММ) предполагает их переработку с получением товарных продуктов различного назначения. Анализ современного состояния проблемы использования ОММ свидетельствует о его фактической нерешенности как в теории, так и на практике. Большую часть отработанного масла утилизируют путем сжигания. Повторное использование отработанных моторных масел по прямому назначению после очистки или вторичной переработки (регенерации) требует квалифицированного подбора соответствующих пакетов присадок.

Одним из направлений повторного применения ОММ может служить их использование в качестве дисперсионной среды антифрикционных и консервационных смазок. Данные литературы, а также результаты исследований, проведенные на кафедре химии и технологии смазочных материалов и химмотологии РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, показали принципиальную возможность получения литиевых и гидратированных кальциевых смазок на очищенных ОММ. В целом, имеющаяся информация по этому вопросу немногочисленна и зачастую противоречива.

При работе двигателя внутреннего сгорания моторные масла подвергаются воздействию высоких температур и давления, контакту с кислородом воздуха и различными металлами, в результате углеводороды масла претерпевают процессы окисления, конденсации и разложения. В связи с этим отработанные моторные масла представляют собой сложную многокомпонентную смесь, в состав которой входят детергентно-диспергирующие присадки различной степени сработанности, различные кислородсодержащие соединения, образовавшиеся в результате окисления и термодеструкции углеводородов масла, а так же продукты взаимодействия тех и других. Все вышеперечисленные соединения являются сильными поверхностно-активными веществами (ПАВ), которые в процессе приготовления могут существенно влиять на структуру, и, как следствие, на объемные, а также поверхностные свойства антифрикционных мыльных смазок. К сожалению, исследования, посвященные изучению данной проблемы, практически отсутствуют.

С другой стороны, известно, что содержащиеся в ОММ несработавшиеся детергентно-диспергирующие присадки идентичны по составу некоторым товарным ингибиторам электрохимической коррозии. Продукты окисления базовой основы масла близки по составу к присадкам серии МНИ (МНИ-5, МНИ-7), которые в последнее время стали остродефицитными. Поэтому использование ОММ в качестве дисперсионной среды при производстве защитных углеводородных смазок может оказаться эффективным с точки зрения улучшения защитных свойств смазок (адгезионных и антикоррозионных).

В целом, состав ОММ непостоянен и меняется в широких пределах в зависимости от уровня качества исходного масла, типа и условия работы двигателя и внешних воздействий. Поэтому актуальной является необходимость разработки требований к показателям качества отработанных моторных масел (или их смесей со свежими), с целыо эффективного использования в качестве дисперсионной среды для приготовления пластичных смазок.

Цель и задачи исследования

Цель работы состояла в изучении возможности использования ОММ в качестве дисперсионной среды пластичных смазок. В связи с этим решались следующие задачи:

— подбор и обоснование показателей эффективного применения ОММ в качестве дисперсионной среды пластичных смазок;

— исследование влияния основных типов присадок (детергентно-диспергирующих, антиокислительных и противоизносных, а также их композиций), их композиций и продуктов превращения в процессе старения моторного масла на объемные и поверхностные свойства мыльных (гидратированных кальциевых и литиевых) смазок;

— оценка эффективности применения ОММ в качестве дисперсионной среды углеводородных смазок с целью улучшения их защитных свойств.

Научная новизна.

Установлено разупрочняющее действие продуктов деструкции зольных детергентно-диспергирующих присадок (не зависимо от их состава) на структуру мыльных смазок (литиевых и гидратированных кальциевых). Показано, что наиболее выраженное разупрочняющее действие на структурообразование литиевых и кальциевых смазок проявляют алкилсалицилаты (Д-140) — присадки сульфонатного типа (С-150) в большей степени разупрочняют структуру литиевых смазок, а алкилфеноляты (ВНИИНП-714) — гидратированных кальциевых.

Показано, что кислородсодержащие продукты дисперсионной среды (на примере олеиновой кислоты и модельных продуктов окисления базовой основы масла) в определенных диапазонах концентраций способствуют ослаблению разупрочняющего действия детергентов на структуру мыльных смазок.

Предложены и обоснованы критерии оценки эффективности использования ОММ в качестве дисперсионной среды пластичных смазок: показатель щелочного числа, который для ОММ не должен превышать.

2,6 мг КОН/г и отношение кислотного числа к щелочному не должно быть более 1,2 (безразмерная величина).

Практическая значимость.

Показана возможность и подобраны условия приготовления мыльных (гидратированных кальциевых и литиевых) и углеводородных смазок на отработанных моторных маслах.

Получены опытные образцы гидратированной кальциевой и углеводородной смазок на ОММ, аналогичные по своим основным объемным и поверхностным свойствам со смазками солидол Ж и ПВК соответственно. Опытная партия гидратированной кальциевой смазкисолидол МЭ (1500 кг) успешно прошла лабораторные и эксплуатационные испытания на туннелепрокладческом комплексе ТВМ «LOVAT» при строительстве метротоннелей г. Москвы.

выводы.

1. Разработаны требования к качеству отработанных моторных масел (ОММ) с целью их использования в качестве дисперсионной среды (или ее компонента) пластичных смазок. Впервые изучено влияние присадок и продуктов окисления углеводородов базовой основы масла, содержащихся в ОММ, на объемные и поверхностные свойства смазок. Предложена технология приготовления гидратированных кальциевых смазок на основе ОММ, отличающаяся от традиционной получением загустителя в полном объеме дисперсионной среды.

2. Установлено разупрочняющее действие детерентно-диспергирующих присадок на формирование структуры мыльных смазок. Показано, что наиболее выраженное разупрочняющее действие на структуру литиевых и кальцивых смазок оказывают алкилсалицилаты (Д-140) — присадки сульфонатного типа (С-150) в большей степени разупрочняют структуру литиевых смазок, а алкилфеноляты (ВНИИНП-714) — гидратированных кальциевых.

3. Показано, что высокомолекулярные органические кислоты, образующиеся в процессе окисления углеводородов масла, до определенной концентрации (кислотное число не более 2 мг КОН/г) улучшают объемные свойства смазок. Выявлена обобщенная зависимость объемных свойств мыльных смазок (предел прочности и коллоидная стабильность) от глубины старения моторного масла (изменение кислотного числа), используемого в качестве дисперсионной среды.

4. Предложена модификация технологии приготовления гидратированных кальциевых смазок на ОММ. Показано, что приготовление загустителя и его термомеханическое диспергирование целесообразно проводить в полном объеме дисперсионной среды. При этом объемные свойства смазок улучшаются в 2,5−3 раза.

5. Исследована возможность и показана эффективность использования отработанных моторных масел в качестве дисперсионной среды углеводородных консервационных смазок. Углеводородные смазки на ОММ отличаются улучшенными защитными свойствами по сравнению со смазками на базовых дистиллятных основах. Опытный образец углеводородной смазки на ОММ превосходит по своим адгезионным и антикоррозионным свойствам смазку ПВК при более низком пределе прочности.

6. Разработаны требования к качеству отработанных моторных масел с целью получения гидратированных кальциевых смазок оптимального уровня эксплуатационных свойств. Результаты проведенных исследований положены в основу разработки опытного образца гидратированной кальциевой смазки — солидол МЭ, в 2003 г. успешно прошедшего эксплуатационные испытания на ТВМ «LOVAT» при строительстве метротоннелей г. Москвы.

Заключение

.

Анализ современного состояния проблемы утилизации отработанных масел свидетельствует о ее фактической нерешенности как в теории, так и на практике. Мировой сбор отработанных масел превышает 15 млн. т/год, при этом подавляющее количество (70−90%) используется в качестве топлива и лишь незначительная часть подвергается вторичной переработке. До сих пор в большинстве стран отсутствуют их централизованный сбор и утилизация в государственных масштабах. Повторное использование отработанных моторных масел после регенерации по прямому назначению практически невозможно, поскольку они содержат трудно удаляемые детергентно-диспергирующие присадки различной степени сработанности, а также образующиеся и накапливающиеся при работе масла кислородсодержащие соединения.

В немногочисленных исследованиях, посвященных проблеме использования отработанных масел в качестве компонента пластичных смазок, рассматривается только возможность их использования в составе дисперсионной среды. При этом отсутствуют систематические исследования, направленные на изучение влияния основных типов поверхностно-активных веществ, входящих в состав отработанного моторного масла на формирование структуры мыльных и углеводородных смазок. Необходимо учитывать тот факт, что состав отработанных масел является непостоянным и зависит от многих переменных факторов. Поэтому актуальной задачей исследования является разработка принципов подбора отработанных моторных масел, основанных на критериях пригодности и требований к их качеству, с целью дальнейшего эффективного использования в составе дисперсионной среды пластичных смазок.

Глава 2. Объекты исследования.

В настоящей главе приведены данные о составах и свойствах дисперсионных сред и загустителей, а также различных функциональных присадок, используемых для приготовления пластичных смазок — гидратированных кальциевых, литиевых и углеводородных. Содержатся сведения о функциональных присадках, добавляемых в моторных масла, кислородсодержащих ПАВ (олеиновая кислота, кубовый остаток производства белых масел) и добавках, улучшающих защитные свойства углеводородных смазок. Рассмотрены особенности приготовления мыльных и углеводородных смазок, описаны методы оценки свойств масел и смазок.

2.1. Сырьевые компоненты и технология приготовления смазок.

Дисперсионная среда. В работе в качестве дисперсионных сред для приготовления пластичных смазок использовали отработанные моторные масла как централизованного так и индивидуального сборов. Как следует из практики эксплуатации моторных масел, в большинстве случаев их сливают из двигателя не по фактическом состоянию, а согласно рекомендованному сроку службы. Исходя из этого в маслах остается не сработавшимися до 40% пакета присадок. Именно этим объясняются разночтения по составу и качеству разных партий отработанных моторных масел, независимо от вариантов сбора (табл. 8).

Видно, что масла централизованного сбора могут значительно отличаться от партии к партии. Состав нецентрализованного сбора определяет марка масла, старение которого зависит от условий пробега и состояния конкретного двигателя. Поэтому качество масел индивидуального сбора также не является постоянным, однако различия в физико-химических свойствах здесь меньше, чем у масел централизованного сбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Г., Евдокимов АЛО., Лашхи В. Л. Экологические проблемы рационального использования смазочных материалов. — М.: Нефть и газ, 1993.-161 с.
  2. Н.И., Крейн С. Э., Лосиков Б. В. Химия минеральных масел. 2-е изд., пер. и доп. — М.: Гостоптехиздат, 1959. — 416 с.
  3. Л.П., Крейн С. Э. Физико-химические основы производства нефтяных масел. -М.: Химия, 1978.-319 с.
  4. Н.И., Крейн С. Э. Окисляемость минеральных масел. 3-е изд., пер. и доп. -М.: Гостоптехиздат, 1955.'- 372 с.
  5. Мир-Бабаев М. Ф. Нефтяные смолисто-асфальтеновые вещества // Химия и технология топлив и масел, 1996, № 6. с. 43−46
  6. К.К., Виппер А. Б. Нагары, лаковые отложения и осадки в автомобильных двигателях. М.: Машгиз, 1956. — 153 с.
  7. Т.М., Лебедевская В. Г., Бродский Е. С. и др. Смолисто-асфальтеновые соединения глубокоокисленных масел // Химия и технология топлив и масел, 1978, № 3. с.9−12
  8. Теоретические основы химмотологии. / Под ред. А. А. Браткова. М.: Химия, 1985.-316 с.
  9. Е.Г. О механизме действия моющих присадок // Нефтяное хозяйство, 1952, № 6. с. 54−58
  10. А.В. Механизм окисления масла в поршневых двигателях // Химия и технология топлив и масел, 1977, № 4. с. 34−37
  11. М.А., Журба А. С., Виппер А. Б., Кириллова Л. И. Кинетическое исследование и прогнозирование срабатываемости щелочных свойств моторных масел // Химия и технология топлив и масел, 1979, № 9.-с. 22−24
  12. М.А., Виппер А. Б., Журба А. С. Срабатываемое щелочных присадок в двигателях и моделирование этого процесса // Химия и технология топлив и масел, 1980, № 10. с. 27 -29
  13. А.Б., Лисовская М. А. Метод ускоренной оценки срабатываемости щелочных присадок к моторным маслам // Химия и технология топлив и масел, 1982, № 9. с. 33−35
  14. М.А., Бунаков М. Б., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надежность двигателей. М.: Издательство стандартов, 1981. -231 с.
  15. B.C., Гуреев А. А. Исследование термоокислительной стабильности масел под давлением // Химия и технология топлив и масел, 1981, № 10.-С.44−46.
  16. Н.М., Денисов Е. Т., Майзус З. К. Цепные реакции окисления углеводородов в жидкой фазе. М.: Наука, 1965. — 375 с.
  17. К.К. Химмотология топлив и смазочных масел. М.: Воениздат, 1980.- 192 с.
  18. А.А. Экологические проблемы химмотологии // Химия и технология топлив и масел, 1989, № 8. с. 2−7
  19. Евдокимов АЛО., Фукс И. Г., Шабалина Т. Н., Багдасаров JI.H. Смазочные материалы и проблемы экологии. М.: ГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2000. — 282 с.
  20. Van Donkelaar P. Tribologie und Schmierungstechnik, 1989, Bd. 36, N. 4. -s. 198−203
  21. Newton J. Industrial Lubrication and Tribology, 1989, v. 31, N 1−2. -p. 13−15
  22. Hamann W. Tribologie und Schmierungstechnik, 1989, Bd. 36, N. 1. -s. 29−37
  23. А.А., Школьников В. М. и др. Рынок отработанных смазочных материалов в России // Мир нефтепродуктов, 2003, № 3. -с. 2−5
  24. Евдокимов АЛО., Фукс И. Г. и др. Комплексная схема переработки отработанных масел и смазок // Нефтепереработка и нефтехимия, 1990, № 1. с. 23−31
  25. А.Ю., Фукс И. Г. Использование отработанных смазочных материалов в капиталистических странах. М.: ЦНИИТЭИМС, 1989. -51 с.
  26. В.И. Организация сбора отработанных масел // Мир нефтепродуктов, 2003, № 3. с. 28−30
  27. В. А. К вопросу очистки и осушения отработанных минеральных масел. В кн.: Новые технологии в переработке и утилизации отработанных масел и смазочных материалов: Тез. докл. конф. — М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2003. — с. 83
  28. Проблема совершенствования технологии производства и улучшения качества нефтяных масел. Сборник трудов. М.: Нефть и Газ, 1996. -с. 98
  29. P.M. Эколого-экономическое обоснование регенерации отработанных масел на местах применения. Уфим. нефт. ин-т, Уфа, 1993. Рук. деп. В ВИНИТИ 10.01.93, № 35-В 93
  30. Е.С., Коваленко В. П., Турчанинов В. Е. Современные способы и средства регенерации отработанных масел. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1987. — 75 с. 37. Патент № 2 000 318, 199 438. Патент № 2 055 863, 199 639. Патент № 2 051 954, 1996
  31. Ю.П., Гареев М. М., Юдина Н. В. и др. Установка для очистки масел с помощью мембранных фильтроэлементов // Нефтепереработка и нефтехимия, 1989, № 4. с. 52.41. Патент № 2 034 910,199542. Патент № 2 142 980, 1999
  32. В.И. Загрязнения и очистка нефтяных масел. М.: Химия, 1978.-305 с.
  33. С.С. Курс коллоидной химии. М.: Химия, 1976. 512 с.
  34. П.И., Брай И. В. Регенерация отработанных нефтяных масел. -М.: Химия, 1970.-304 с. 46. Патент № 2 206 606,200347. Патент № 2 015 160,1994
  35. Cleaning of oils contaminated with metal particles. Swiss Aluminium LTD. Великобритания, заявка № 1 498 337,18.01.78
  36. Regeneration dehuile utilisee pour le travail a froid des metank. The Dow Chemical Co. Франция заявка № 2 152 821, 01.06.7350. Патент № 2 133 262, 1999.51. Патент № 2 023 005, 1994
  37. Method of Purifying Lubricating oils. США, пат. № 3 835 035.
  38. Verfahren Zur Ruckgewinnung von Mineraloles aus mineralolhalfigen Schlammen. ФРГ, заявка № 2 440 386, 05.12.7854. Патент № 2 004 584, 1993.
  39. Способ отработки отработанных масел. Япония, заявка № 52−3904, 03.10.77.
  40. Oil soluble polimeric flocculands, Calgon Co. США, пат. № 4 038 176.
  41. Verfahren zum aufbereitung von durdi bis zu 40% Wasser und Feststoffe verunreinigten Schmierolen Krupp Huttenwerke AG. ФРГ, заявка № 22 507 270,22.09.77
  42. Ю.И., Овчаренко Ф. Д. Адсорбция на глинистых минералах. Киев: Наукова думка, 1975.-351 с.
  43. Д.Т. Исследования в области расширения производства остаточных масел в Народной Республике Болгарии. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП, 1972. — 145 с.
  44. К. Исследование и сравнительная оценка методов регенерации отработанного масла и выбор наиболее эффективного варианта. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП, 1984. — 160 с.
  45. Самих Наиф Вехбе. Регенерация отработанных маловязких масел с помощью природных и синтетических адсорбентов. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП, 1984. — 173 с.
  46. И.Н. Старение, очистка и регенерация вакуумных масел. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП, 1989. — 132 с.
  47. Марван Даюб. Рациональное использование отработанных смазочных масел в Сирийской Арабской республике Дисс. канд. техн. наук. М.: ГАНГ им. И. М. Губкина, 1996. — 170 с.
  48. В.И. Регенерация отработанных смазочных масел и законодательство ЕЭС в этой области // Мир нефтепродуктов, 2003, № 2. с. 45−46
  49. В.В., Коновалов В. И. Интенсификация обезвоживания отработанных масел при регенерации //Химия и технология топлив и масел, 1998, № 4.-с.31−32
  50. Charles P. Armesto. November New Products И Chemical Engeneering, 1998, № 11.-p. 7
  51. Nicholas Basta. New Directions in centrifuging // Chemical Engeneering, 1994, № 1.-p. 6−8
  52. Editorial Staff. Processing equipment // Chemical Engeneering, 1987, № 4. -p. 11
  53. А.Ю. Экологические проблемы утилизации отработанных смазочных материалов. Докт. дисс. М.: ГАНГ им. И. М. Губкина, 1997.-321 с.
  54. Евдокимов АЛО., Фалькович И. М., Бунеев И. Н. Старение и регенерация синтетических масел // Химия и технология топлив и масел, 1990, № 3.-с. 36−39
  55. И.Г., Евдокимов А. Ю., Осипов М. В. Утилизация отработанных пластичных смазок // Химия и технология топлив и масел, 1989, № 1. -с. 45−47
  56. М.В. Пути рационального использования отработанных железных смазок. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНГ им. И. М. Губкина, 1988.- 127 с.
  57. Dang Vu Quang. Hydrocarbon Processing, 1976, v. 55, № 12, p. 130−131
  58. Fontana A., Braekman-Danheux C., Jung C.G. Fuel Processing Technology, 1996, v. 48, № 2.-p. 107−111
  59. Hydrocarbon Processing. Section 2. Construction Boxcore. 1977−1996. -p.3−45
  60. В., Rolf H. Технологии компании Meinken Engineering. В кн.: Новые технологии в переработке и утилизации отработанных масел и смазочных материалов: Тез. докл. конф. — М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2003. — с. 100
  61. А.К., Чернышев В. П., Круглова Т. А. Отработанная глина как добавки к кровельным гидроизоляционным материалам // Химия и технология топлив и масел, 1996, № 5. с. 36−37
  62. И.И., Манк В. В., Могуленко В. О., Абрамов В. Б. Очистка отработанных масел с помощью активированных глин // Нефтяная и газовая промышленность, 1998, № 1. с. 45−47
  63. Editorial Staff. CPI product showcase // Chemical Engeneering, 1986, № 8. -p. 16−21
  64. Costa Mesa. Three rerefining methods for waste lube oils // Chemical Engeneering, 1987, № 07.-p. 14−16
  65. Ken Fouhy. Czechs slate their first waste-oil recycling plant // Chemical Engeneering, 1990, № 10.-p. 19−22
  66. Parkinson G. The utility of hydrogen // Chemical Engeneering, 2001, № 09. -p. 19
  67. Smith J. Industrial Lubrication and Tribology. 1985, v. 27, № 5, p. 183−188.
  68. A.M. Исследование и регулирование состава и свойств нефтяных масел с помощью термодиффузии. Дисс. канд. техн. наук. -М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2000. 111 с
  69. Лукса Адам. Опыт совершенствования системы сбора и переработки отработанных смазочных материалов в Польше. в кн.: Смазочные материалы: Тез. докл. конф. — Бердянск.: Львовская политехника, 2006. -с. 68−69
  70. М.Ю. Физико-химические основы утилизации отработанных смазочных материалов. Дисс. канд. наук. Душанбе.: Институт химии им. В. И. Никитина, 2006. — 116 с.
  71. А.В., Евдокимов А. Ю., Джамалов А. А. и др. Литиевые смазки на основе отработанных моторных масел: Информационный сб. М.: ЦНИИТЭИМС, 1990, вып.4. с. 9−10
  72. И.А., Нестеров А. В. и др. Новые редукторные смазки // Нефть и бизнес, 1995, № 3. с. 22−24
  73. И.А. Разработка полужидких смазок для железнодорожного транспорта. Дисс. канд. техн. наук. М.: ГАНГ им. И. М. Губкина, 1996.- 110 с.
  74. О.Н., Сергеев C.JL, Шапочник А. В. и др. Отработанным маслам вторую жизнь. — В кн.: Новые технологии в переработке и утилизации отработанных масел и смазочных материалов: Тез. докл. конф. — М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2003. — с. 78−79
  75. А.А., Джамалов Аб.А., Юнусов М. Ю., Васильев А. Г. Литевые и кальцевые смазки на основе отработанных моторных масел. В кн.: Пластичные смазки.: Тез. докл. конф. — М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1991.-с. 98
  76. В.В., Бондаревский Г. Д., Геккер И. С. и др. Многофункциональные присадки к смазочным маслам на основе естественных и синтетических эфирокислот / Консиснтентные смазки: Труды МНИ, вып. 32. М.: Гостоптехиздат, 1960. — с. 53−67
  77. Ю.П. Защитные свойства пластичных смазок и пути их улучшения. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНГ им. И. М. Губкина, 1974.-161 с.
  78. А.Б., Тишина Е. А., Чуршуков Е. С. и др. Использование отработанных масел в качестве компонента защитных смазок. // Нефтепереработка и нефтехимия, 1985, № 7. с. 21−23
  79. Д.С. Присадки к маслам и смазкам на основе окисленных нефтепродуктов / Консистентные смазки: Труды МИНХ и ГП, вып.24. -М.: Гостоптехиздат, 1959.-е. 34−40-
  80. Г. И., Вознюк Ф. З., Сердницкая М. Н., Лендьел И. В. Пути рационального использования нефтяного сырья в производстве пластичных смазок // Химия и технология топлив и масел, 1988, № 8. -с. 8−10
  81. И.А., Чулков И. П. Способ получения пластичных смазок с использованием отработанных асел / Труды 25 ГосНИИ МО РФ. вып. 52. М.: ООО «Русло», 2002. — с. 161−165.
  82. И.А., Чулков И.П. .Новый способ утилизации отработанных автомобильных смазочных материалов. В кн.: Смазочные материалы: Тез. докл. конф. — Бердянск.: Дом печати, 2000. — с. 113−114
  83. IO.JL. Состав, структура и свойства пластичных смазок. Киев: Наукова думка, 1996. — 516 с.
  84. В.В. Подбор и применение пластичных смазок. 2-е изд., пер. и доп. М.: Химия, 1974. — 416 с.
  85. Е.Ю., Либерман С. Г. Технология жиров. Гл. 2. М.: Пищепромиздат, 1940. — 653 с.
  86. Ю.Л. Технология пластичных смазок. Киев: Наукова думка, 1986.-248 с.
  87. Шор Г. И., Лашхи В. Л., Боренко Л. В. и др. Особенности взаимодействия спиртовых топлив и моющих присадок к моторным маслам // Химия и технология топлив и масел, 1985, № 11. с. 11−13.
  88. О.Л., Курило С. М., Кравчук Г. Г. и др. Строение мицелл высокощелочных салицилатных присадок к маслам // Химия и технология топлив и масел, 1989, № 5. с. 37−38
  89. Т. Коллоидно-химические аспекты нейтрализующего действия детергентов в моторных маслах, канд. дисс. М.: РГУ им. И. М. Губкина, 2002.- 116 с.
  90. B.C., Павлова Т. В. Кривые потенциометрического титрования смазочных материалов // Химия и технология топлив и масел, 1977, № 3. с. 50−53.
  91. Дружинина A. B, Терманьян Г. С. и др. Присадки к маслам. М.: Химия, 1966.-c.138.
  92. Шор Г. И. и др. Оценка периода осадкообразования масел с присадками при 2300С / Методы анализа, исследований и испытаний нефтей и нефтепродуктов. -М.:ВНИИНП, 1986.-е. 130−132
  93. М.И. Разработка и исследование нефтяного ингибированного покрытия для защиты автомобиля от коррозии. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП, 1979. — 123 с.
  94. А. С. Немец В.Л. Исследование возможности использования отработанных моторных масел в качестве дисперсионной среды мыльных смазок. // Нефтепереработка и нефтехимия, 2005, № 10. с. 32−36
  95. С.Б., Фукс И. Г. Технологические ПАВ в мыльных смазках. -М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1983. 62 с.
  96. Шор Г. И., Благовидов И. Ф., Трофимова Г. Л., Лапин В. М. О связи химического состава масел с их защитными свойствами // Химия и технология топлив и масел, 1973, № 10. с. 43 — 47
  97. Шор Г. И., Благовидов И. Ф., Лапин В. П. и др. Влияние состава жидкой основы пластичных смазок на их структуру и свойства // Химия и технология топлив и масел, 19−71, № 6. с. 26−29
  98. В.М., Трофимова В. А., Белов П. С. и др. Эффективность противоизносного действия четвертичных аммонийных солей сульфокислот в смазочных маслах // Химия и технология топлив и масел, 1975, № 7. с. 46−47
  99. Ю.А., Джаниани IO.B. Оценка влияния масел на истирание смазываемых поверхностей путем испытаний на четырехшариковоймашине трения // Химия и технология топлив и масел, 1974, № 4, с. 4750
  100. С.Д., Шор Г.И., Лашхи В. Л., Ваванова Л. А. Изменение смазочных свойств масел с моющими присадками в процессе старения // Химия и технология топлив и масел, 1992, № 10, с. 13−16
  101. С.Б. Изучение влияния поверхностно-активных веществ на формирование структуры и свойства литиевых смазок. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП, 1981. — 156 с.
  102. Ю.С., Артемьева В. П. Новое в трибологии смазочных материалов. М.: «Нефть и газ», 2001. 480 с.
  103. В.Л. Разработка полужидких литиевых смазок и пути улучшения их триботехнических свойств, канд. дисс. М.: ГАНГ им. И. М. Губкина, 1993.- 141 с.
  104. И.А., Браун Э. Д., Буше Н. А. Основы трибологии (трение, износ, смазка). М.: Центр «Наука и техника», 1995. — 778 с.
  105. И. А., Фукс И. Г., Шабалина Т. Н. Граничная смазка: этапы развития трибологии. — М.: Нефть и газ, 2002. 230 с.
  106. И.Г., Конодо И. В. и др. Влияние вязкости и химического состава дисперсионной среды на структуру и свойства литиевых смазок // Нефтепереработка и нефтехимия, 1969, № 4. с. 19−23
  107. И.Г., Лукашевич И. И. и др. Влияние состава жидкой основы пластичных смазок на их структуру и свойства // Химия и технология топлив и масел, 1971, № 5. с. 19−23
  108. А.В., Цигуро Т. А. Окисление углеводородов в условиях работы двигателя / Присадки к маслам под ред. Кулиева A.M., М.: Химия.-с. 195−202.
  109. Т.В. Влияние состава дисперсионной среды на структуру и свойства литиевых смазок. Дисс. канд. техн. наук. М.: МИНХ и ГП, 1978.- 170 с.
  110. М.А. Коллоидно-химические превращения в моторных маслах при обводнении. Дисс. канд. техн. наук. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2001. — 151 с.
  111. Ал-Джебори Махмуд Ибрагим. Трибологические исследования и подбор композиций присадок для базовых масел из Иракских нефтей. Дисс. канд. техн. наук. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2002. -112 с.
  112. А.С. Взаимосвязь между составом жирового сырья и качеством солидолов на его основе / Сб. трудов СНО, М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2002. с. 24−28
  113. Шор Г. И., Лихтеров С. Д., Л. А. Ваванова, Ю. В. Кузнецов Предпосылки улучшения смазочных свойств моторных масел // Химия и технология топлив и масел, 1989, № 12, с. 16−22
  114. С.Д., Шор Г.И., Фуфаев А. А., Котова Г. Г. Взаимосвязь эффективности и термической стабильности диалкилдитиофосфатов цинка // Химия и технология топлив и масел, 1992, № 12, с. 11−13
  115. А.С., Скобельцин А. С., и др. Отработанные масла в качестве дисперсионной среды пластичных смазок В кн.: Авиадвигатели XXI века: Тез. докл. конф, Москва, 2005. — с. 65−66
  116. Гомбожав Монхтуул. Повышение эффективности применения моторных масел для дизельных двигателей карьерных автосамосвалов. Дисс. канд. техн. наук. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2003. — 146 с.
  117. Юань Чжи-тан. Форма существования избыточного гидроксида кальция в солидолах / Консистентные смазки: МИНХ и ГП, вып. 32. -М.: Гостоптехиздат, 1960. с. 68−92 140. Патент № 2 099 397, 1 997 141. Патент № 2 107 716, 1998
  118. А.С., Греблова Е. Н., Фукс И. Г. Отработанные моторные масла, их свойства и возможность использования для приготовления пластичных смазок в кн.: Смазочные материалы: Тез. докл. конф. -Бердянск.: Львовская политехника, 2006. — с. 52−53
  119. А.В., Бухтер А. И. и др. Химический состав отработанного моторного масла // Химия и технология топлив и масел, 1977, № 4. с. 34−37.
  120. В.В., Гусарова М. С. и др. О влиянии дисперсионной среды на свойства литиевых смазок // Нефтепереработка и нефтехимия, 1970, № 7.-с. 23.
  121. В.М., Шехтер О. Н. и др. О связи химического состава масел с их защитными свойства // Химия и технология топлив и масел, 1973, № 4.-с. 14−16
  122. Т.И., Смиотанко Э. А. и др. Исследование защитных свойств нефтяных смазочных масел // Химия и технология топлив и масел, 1970, № 7.-с. 41−43
  123. П.И. Смазки для защиты от коррозии, канд. дисс. М.: МНИ им. И. М. Губкина, 1950. — 167 с.
  124. Д.С., Поддубный В. В., Вайнтшок В. В., Готовкин Б. Л. Консистентные смазки. М.: Химия, 1966. — 256 с.
  125. Д.С., Присадки к маслам и смазкам на основе продуктов окисления нефтяных углеводородов. -М.: ГОСИНТИ, 1960. 82 с.
  126. В.В., Левенто Р. А., Смирнова Н. С., Авчина С. А. Церезин как компонент рабочее-консервационных смазок / Улучшение качестванефтепродуктов и повышение эффективности их использования: Труды МИНХ и ГП, вып. 172, М.: Гостоптехиздат, 1983. с. 96−110.
  127. Ю.Н., Крейн С. Э., Тетерина Л. Н. Маслорастворимые поверхностно-активные вещества. М.: Химия, 1978. — 304 с.
  128. Ю.Н., Богданова Т. И., Тетерина Л. Н. и др. Полярность и функциональные свойства мыл стеариновой кислоты // Химия и технология топлив и масел, 1975, № 9. с.56−58.
  129. И.Г. Исследование и разработка пластичных смазок с присадками и наполнителями. Докт. дисс. М.: МИНХ и ГП, 1979. — 339 с.
  130. И.Г., Спиркин В. Г. Консервационные смазочные материалы. (Разработка, исследования, применение) // Нефть, газ и бизнес, № 9, 2006. с. 4−10.- № 10,2006. — с. 13−21
Заполнить форму текущей работой