Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Молодежные общественно-политические объединения и их отношения с органами местного самоуправления в современной России: На примере Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу диссертационного исследования положены данные, касающиеся деятельности молодежных общественно-политических объединений на территории Костромской, Ивановской, Владимирской и Ярославской областей. Это обстоятельство объясняется несколькими причинами. С одной стороны, все вышеперечисленные административные образования географически и исторически объединены в Центральный округ РФ, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Особенности современных молодежных общественно-политич еских объединений
    • 61. Современное понимание термина «молодежные общественно-политические объединения»
    • 62. Молодежные общественно-политические объединения как общественно-политический институт
    • 63. Основные черты молодежных общественно-политических объединений центрального района РФ
  • Глава II. Система взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоу правления
    • 1. История и современное состояние местного самоуправления в России

Молодежные общественно-политические объединения и их отношения с органами местного самоуправления в современной России: На примере Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для современной России характерным является процесс изменения основ и механизмов управления развитием государства и общества. Долгое время эту функцию на самых разных уровнях осуществляли государственные органы, беря на себя ответственность за улучшение жизни населения, за определение стратегии и тактики развития сообщества. Социально-политические процессы, происходящие в Российской Федерации в последние десятилетия, кардинальным образом изменили эту ситуацию. Сегодня мы наблюдаем развертывание новых механизмов управления развитием общества, ориентированных на диалог государства и независимых от него институтов, таких как органы местного самоуправления, некоммерческие организации, бизнес — структуры, представляющих сферу частных интересов и образующих гражданское общество России. Особенно наглядно это проявляется в последние годы, когда власть демонстрирует желание и готовность вести равноправный разговор с представителями общественных объединений РФ (примерами этому могут служить: встреча президента РФ В. В. Путина с представителями общественных неполитических организаций Россииорганизация и проведение Гражданского форума, участие в котором приняли представители самых разнообразных общественных образований нашей страны и т. д.). Для развития действительно качественного партнерства между государством и гражданским обществом недостаточно только декларировать намерения о подобных отношениях, необходимо создать условия, разработать и внедрить механизмы таких отношений, подготовить массовое сознание к их восприятию и реальному участию человека в управлении своей жизнью и жизнью своего сообщества. Все это ставит вопрос об условиях, способах и методах развития гражданского общества, повышения его качества и эффективности. Накопленный опыт Запада в развитии гражданского общества, гражданских инициатив, институтов, независимых от государства не всегда может быть непосредственно перенесен на российскую землю, что в первую очередь связано с разной ментальностью людей, разными историческими судьбами наций. В тоже время, отсутствие адекватных моделей развития отношений в рамках гражданского общества, цивилизованных демократических процедур взаимодействия при решении проблем сообщества, а так же исторического опыта функционирования институтов гражданского общества, все это не позволяет притормозить социально-политические процессы и уже сегодня требуется ответа на многие возникающие в связи с изменением модели развития российского государства и общества вопросы. Другими словами, на сегодняшний день существует разрыв между объективно существующим социально-политическим феноменом и его изученностью в отечественной науке. Сформулированная в рамках данного исследования проблема отношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления в современной России так же требует детального изучения. Причин тому несколько. Во-первых, это уже обозначенный выше разрыв между существованием и развитием подобных отношений и их изученностью в политической науке. Во-вторых, мы стоим на позициях, что развитие качественных, эффективных отношений между молодежными общественно-политическими объединениями и органами местного самоуправления, является важнейшим ресурсом процессов демократизации, повышения политической культуры и самосознания российского народа и общества, что связано в первую очередь с высокой мобильностью, способностью к изменению и усвоению новых образцов поведения, демонстрируемыми сегодняшней молодежью. В связи с этим, задача науки заключается в изучение состояния этих отношений, выявлении основных форм и моделей их существования, выработке рекомендаций по их оптимизации.

Кроме того, слабо изученным остается вопрос, связанный с пониманием сущности, условий функционирования, принципов развития самих молодежных общественно-политических объединений, не смотря на то, что сегодня они занимают достаточно широкую общественно — политическую площадь, очень часто, определяя принятие тех или иных политических решений, выдвигая из своей среды крупных политических лидеров. Такое положение дел требует не только научной проработки данной проблемы, но и формулирования практических рекомендаций по развитию и взаимодействию с молодежными общественно-политическими объединениями.

Анализируя научную и публицистическую литературу по изучаемой проблеме, можно отметить, что предмет нашего исследования лежит на пересечении нескольких крупных научных направлений. Это — во-первых, комплекс работ, посвященных истории, социологии, политическому участию, социальной активности российской молодежи. Из наиболее крупных можно назвать работы И. Кона, В. Ливанова, В. Ф. Левичевой, Ф. Шереги, И. Сундиева, И. Андреевой, Л. Новиковой, Н. В. Кофырина, В. Т. Лисовского, Б. А. Ручкина, И. М. Ильинского. Основным содержанием их трудов, интересующим нас в контексте изучаемых нами процессов, является анализ молодежной субкультуры 80−90-х гг., в частности анализ отношения молодежи к деятельности неформальных молодежных объединений разной направленности, которое объяснялось в первую очередь стихийным желанием выйти за официальные рамки, создаваемые комсомолом. Несмотря на достаточно большой перечень изучаемых проблем, без ответа остались многие ключевые вопросы, в частности «осталась без ответа и сама ситуация всплеска молодежной активности на волне начинающихся политических баталий, которые впоследствии захлестнули этот всплеск» [26, с. 465]. Во-вторых, работы, направленные на изучение и анализ деятельности молодежных объединений, выявление их особенностей, форм и способов осуществления социальной и политической активности. Среди наиболее значимых, для осуществляемого нами исследования, можно назвать работы Э. Б. Ширяева, А. В. Алейникова, В. А. Кудинова, В. Ф. Левичевой, К. Е. Игошева, Г. М. Миньковского. Авторы анализируют причины возникновения молодежных общественно-политических объединений, выделяют некоторые формы их политической активности, предлагают несколько вариантов классификаций молодежных объединений, выделяемых по сферам деятельности, а так же по степени организованности объединения. В рамках данного направления практически не представлен анализ структуры молодежных общественно-политических объединений, динамики их развития, отсутствует описание форм и способов взаимодействия с другими общественно-политическими институтами. В — третьих, ряд работ, посвященных проблемам взаимодействия между общественно-политическими институтами в современной России. Среди авторов, занимающихся данной проблематикой, укажем С. П. Перегудова, Г. И. Грибанову, Ф. М. Бородкина, М. Я. Флямера, В. Н. Якимца, H.JI. Ханашвили. В большинстве своем авторы изучают процессы цивилизованного партнерства между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и некоммерческими организациями, в том числе и молодежными. Главным содержанием их работ является поиск эффективных форм взаимоотношений внутри гражданского общества, а так же между гражданскими и политическими институтами. В рамках данного исследования, нас особенно будут интересовать работы, посвященные взаимодействию некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.

Подводя итог краткому обзору литературы, укажем на те области, которые не «захвачены» существующими исследованиями и требуют дополнительного изучения.

1. Анализ и четкое различение объемов понятий, используемых для обозначения изучаемого нами феномена.

2. Описание структуры и динамики развития современных молодежных общественно-политических объединений, выявление критериев, определяющих их «качество» .

3. Модели взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления при решении молодежных проблем.

4. Отсутствие комплексного анализа развития молодежных объединений и их отношений с органами местного самоуправления на территории изучаемых областей (Костромской, Ивановской, Владимирской, Ярославской).

Таким образом, предлагаемое диссертационное исследование может стать в ряд работ, открывающих новое направление в изучении взаимодействий институтов гражданского общества.

Опираясь на вышеизложенное, сформулируем цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования: проанализировать современное состояние, тенденции развития молодежных общественно-политических объединений и систему их взаимоотношений с органами местного самоуправления (на примере Костромской, Ивановской, Владимирской и Ярославской областей). Задачи исследования:

1. Уточнить объем понятия «молодежное общественно-политическое объединение», осуществить сравнительный анализ его с близкими по смыслу понятиями, используемыми в научной литературе.

2. Изучить и описать систему российских молодежных общественно-политических объединений на современном этапе, их структуру и динамику развития, представить их комплексную типологию.

3. Изучить и описать основные модели, на основе которых реализуется процесс взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления в современной России.

4. Сформулировать основные принципы эффективных отношений между молодежными общественно-политическими объединениями и органами местного самоуправления.

Объект исследования: объектом диссертационного исследования являются общественно-политические институты, процесс их становления и развития, особенности функционирования и выстраивания взаимоотношений друг с другом в условиях изменения модели управления государством и обществом в современной России.

Предмет исследования: предметом исследования являются молодежные общественно-политические объединения, и их отношения с органами местного самоуправления в современной России (на примере Костромской, Ивановской, Владимирской и Ярославской областей).

Гипотеза исследования: в современной России существует большое количество молодежных общественно-политических объединений, призванных выражать интересы разных групп молодежи и различающихся по целям, направленности, масштабам, формам и способам деятельности, количеству участников, по степени влияния на политическую власть и общественное мнение. В процессе деятельности молодежные общественно-политические объединения вступают в разнообразные отношения с органами местного самоуправления, которые, зачастую являются неэффективными.

Методологической основой исследования являются: положения теории систем, структурно-функциональный подход, основные принципы синергетики.

Среди общих методов научного познания, используемых в рамках данного диссертационного исследования можно выделить: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтеза, метод моделирования, метод наблюдения, метод сравнения.

В диссертационном исследовании применяется ряд специальных социологических методов, таких как: метод содержательного контент — анализа, метод вторичного анализа данных, метод «социологической интервенции», метод направленного интервьюирования.

Основу диссертационного исследования составляют данные, полученные в ходе изучения уставных документов, программ деятельности молодежных общественно-политических объединений, публикации в средствах массовой информации, материалы социологических исследований, имеющих близкую тематику, данные, полученные в ходе бесед и специально организованных интервью с лидерами молодежных объединений, наблюдения, сделанные в ходе проведения семинаров, тренингов, круглых столов с участием представителей молодежных общественно-политических объединений.

В основу диссертационного исследования положены данные, касающиеся деятельности молодежных общественно-политических объединений на территории Костромской, Ивановской, Владимирской и Ярославской областей. Это обстоятельство объясняется несколькими причинами. С одной стороны, все вышеперечисленные административные образования географически и исторически объединены в Центральный округ РФ, что, несомненно, свидетельствует об их социокультурной близости. Этот факт дает нам право делать выводы о развитии молодежных общественно-политических объединений для всей центральной России. С другой стороны, несмотря на схожесть исторических судеб, перечисленные области, на современном этапе, достаточно сильно отличаются друг от друга в социально-экономическом и социально-политическом плане. Это обстоятельство дает возможность говорить о зависимости развития системы молодежных общественно-политических объединений от развитости экономики, системы местного самоуправления и других, как политических, так и неполитических факторов. Кроме этого, современная научная ситуация требует активного накопления непосредственного фактического материала «с мест», который будучи осмысленным и проанализированным, может дать толчок к изучению развития молодежных общественно-политических объединений и их отношений с органами местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

• в углублении понимания термина «молодежные общественно-политические объединения», в придании ему нового смысла, как института, существующего одновременно в двух полях: гражданском и политическом;

• в разработке современной комплексной классификации молодежных общественно-политических объединений;

• в определении основных, структурных элементов и более глубоком описании динамики развития молодежных общественно-политических объединений;

• в разработке и анализе комплексных моделей взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления;

• в разработке принципов эффективного взаимодействия молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления в современной России.

Практическая ценность полученных результатов заключается в возможности использовать данные, полученные в ходе исследования для повышения качества деятельности молодежных объединений, а так же для создания и развития системы эффективных отношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования.

На защиту выносятся положения о существовании в современной России широкого спектра молодежных общественно-политических объединенийисторической обусловленности развития их отношений с органами местного самоуправления, и существовании нескольких основных моделей таких отношенийо необходимости разработки и внедрения в практику принципов эффективных взаимоотношений между молодежными общественно-политическими объединениями и органами местного самоуправления.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Первая глава посвящена анализу современных молодежных общественно-политических объединений, формулированию адекватного нашему исследованию определения, созданию комплексной классификации изучаемого феномена, анализу структуры и динамики развития современных объединений, описанию молодежных общественно-политических объединений, действующих на территории выбранных регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие гражданского общества в России — процесс долговременный. Большую роль в этом процессе играют свободные самоуправляемые ассоциации граждан, участвующие в реализации, как гражданских инициатив, так и политической активности. Особого внимания требуют к себе молодежные общественно-политические объединения, представляющие собой главный ресурс российского общества. Научное исследование молодежных общественно-политических объединений, форм и способов их деятельности, особенностей их взаимодействия с другими институтами гражданского общества, в частности с органами местного самоуправления, является важной задачей, стоящей перед ученой общественностью России. В диссертационном исследовании предпринята попытка проанализировать современные молодежные общественно-политические объединения, действующие на территории Российской Федерации, оценить степень их развития, выделить приоритетные направления деятельности. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления, которое рассматривается на трех уровнях: уровень взаимовосприятия, уровень взаимодействия, уровень взаимосвязей.

Проведенное исследование позволяет сделать несколько важных выводов, касающихся состояния молодежных общественно-политических объединений и их отношений с органами местного самоуправления. Во-первых, на сегодняшний день можно говорить о недостаточной развитости с точки зрения участия в социально-политических процессах, молодежных объединений, что связано со слабым материально-техническим, интеллектуальным, информационным, методическим обеспечением их деятельности. Во-вторых, наибольшего развития достигают региональные и местные молодежные общественно-политические объединения, поддерживаемые либо властью в лице государства или муниципальных органов, либо специализированными структурами, к которым можно отнести разнообразные ресурсные центры. Что касается общероссийских молодежных общественно-политических объединений, то их развитие, в большинстве случаев, осуществляется лишь в Москве, в то время как региональные отделения находятся так же на достаточно низком уровне осуществления деятельности. Исключением в данном случае являются некоторые скрытые молодежные общественно-политические объединения, такие как Российский союз молодежи, имеющий во многих регионах собственность, доставшуюся от ВЛКСМ, Молодежный союз юристов, имеющий тесные контакты с зарубежными правозащитными организациями и пользующийся их поддержкой и др. Таким образом, важно отметить тот факт, что на сегодняшний день, не смотря на большое количество молодежных объединений, дейсвительно качественную деятельность осуществляет не более трети из них. Большая часть молодежных объединений либо контролируется властью (государственной и муниципальной), либо находится под «материально-техническим покровительством» иностранных партнеров и фондов, зачастую реализуя проекты и программы не являющиеся культуро-сообразными. В-третьих, развитие отношений между молодежными общественно-политическими объединениями и органами местного самоуправления, которые, безусловно, являются важнейшими в рамках гражданского общества, в большинстве случаев строятся на основе моделей спонтанных отношений и протекционизма. Это обстоятельство, давая временный эффект, в стратегическом плане тормозит развитие институтов гражданского общества, всего сообщества, поощряя иждивенчество и манипулирование общественным сознанием. В тоже время, важно отметить, что в ряде регионов идет процесс развития отношений между молодежными объединениями и муниципальной властью, построенный на принципах социального партнерства, что, в первую очередь, выражается в наличии специальных структур, опосредующих процесс взаимодействия, а так же механизмов, оптимизирующих взаимоотношения, таких как муниципальный социальный заказ и муниципальный социальный грант.

Среди основных научно-теоретических результатов исследования можно выделить следующие:

1. В диссертационном исследовании, на основе логического и семантического анализа, представлено современное определение термина «молодежное общественно-политическое объединение». Проанализирована логическая взаимосвязь данного понятия с другими терминами, обозначающими исследуемое социально-политическое явление и используемыми в научной, публицистической литературе и повседневной практике, такими как: некоммерческая организация, общественная организация, общественное движение, группа интересов и др.

2. В диссертации предложена комплексная типология современных молодежных общественно-политических объединений, сформированная на основе разнообразных критериев.

3. Важным представляется предложенная в рамках диссертационного исследования модель структуры молодежного общественно-политического объединения, а так же модель динамики развития объединения.

4. В рамках диссертационного исследования разработана и представлена комплексная модель анализа взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления. Данная модель позволяет осуществлять анализ форм и методов взаимоотношений рассматриваемых институтов, прогнозировать развитие этих отношений во времени.

5. В диссертации предложены принципы, опора на которые позволяет повысить эффективность взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления. Среди них: принцип единого пространства целей, технологий, критериев оценки взаимоотношенийпринцип расширения пространства взаимоотношенийпринцип развитияпринцип учета индивидуальных особенностейпринцип отрицательной обратной связи.

Среди основных практических результатов диссертационного исследования можно выделить следующие:

1. Разработка критериев «качества» молодежного общественно-политического объединения, на основе которых может быть разработана технология управления развитием молодежного общественно-политического объединения, которая может быть использована лидерами объединений.

2. Разработка технологии создания и развития системы взаимоотношений молодежных общественно-политических объединений и органов местного самоуправления в рамках отдельного муниципального образования.

Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования прошли научную и общественную экспертизу на научно-практических конференциях и семинарах, в частности: Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе» (г. Кострома, 3−4 февраля 2000 г.) — VIII международной конференции «Провинция как социокультурный феномен» (г. Кострома, 1827 мая 2000 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Современное молодежное, детское движение и государство» (г. Москва, 12−15 марта 2000 г.) — Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе» (г. Кострома — Москва, 2000 г.) — Всероссийской научно-теоретической конференции «Правовая культура в России на рубеже столетий» (г. Волгоград, 16 — 17 февраля 2001 г.) — Межвузовской научно-технической конференции молодых ученых и студентов (г. Кострома, 17 — 20 апреля 2001 г.) — Международной научной конференции «Информация. Коммуникация. Общество», (г. Санкт-Петербург, 13 -14 ноября 2001 г.), Научнопрактической конференции «Философия жизни волжан» (г. Волжский, весна 2002 г.). Кроме этого результаты исследования вошли в учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений «Политология» (г. Кост.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А. Современные политические теории / МГИМО (Ун-т). М.: РОССПЭН, 2001. — 342 с.
  2. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М.: Инфра-М, 2000.-208 с.
  3. Антология мировой политической мысли в пяти томах. Том II М., «Мысль», 1997. — 703 с.
  4. Антология мировой политической мысли в пяти томах. Том IV. М.: «Мысль», 1997. — 675 с.
  5. В.В. От пассивной благотворительности к социальному партнерству (из опыта работы Благотворительного фонда развития г. Тюмени) // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. -СПб.: Лики России, 2001. с. 534 — 538.
  6. И.П. Психология неформальных подростково молодежных групп. — М.: Информпечать, 2000. — 374 с.
  7. Г. А. Политология. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998. — 298 с.
  8. Е.В. Государство и благотворительные организации: трансформация моделей взаимодействия // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования Спб.: Лики России, 2001. с. 675 -689.
  9. В.В. Самоуправление будущее человечества или новая утопия? — М.: Интер-Версо: Международные отношения, 1992. — 159 с.
  10. Ю., Юстицкий В., Неформальная группа что это такое // Молодой коммунист. — 1987. — № 10. — с. 24−31.
  11. А.Е. Развитие молодежного, детского движения в России: опыт и перспективы // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000. — с. 26−35.
  12. Большой толковый социологический словарь. Т. 1 (А-О): Пер. с англ. -М.: Вече Аст, 1999. 544 с.
  13. Большой толковый социологический словарь. Т. 2 (П-Я): Пер. с англ. -М.: Вече Аст, 1999. 528 с.
  14. Ф.М. Третий сектор в государстве благоденствия // Мир России. 1997.-№ 2. — с. 45−61.
  15. П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл., с. 7−26, Н. А. Шматко. М.: Sociologos, 1993. — 333 с.
  16. И.Г. Фандрайзинговая деятельность в организациях «третьего» сектора" // Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. М., 2001. — с. 328 — 331.
  17. Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Мол. гвардия, 1990.-225 с!
  18. Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации 1995 -1997. Электоральная статистика. М.: Весь мир, 1998. — 764 с.
  19. Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1995−1997. Электоральная статистика. М.: Весь мир, 1997. — 781 с.
  20. Выборы и референдумы 1996 -1997. Кострома, 1997. — 328 с.
  21. Е. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979. — 471 с.
  22. В.В., Трикоэ Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций: (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. — № 1. — с. 96−105.
  23. Э. Революция и общественные движения // Диалог. 1992. — № 6 -7.
  24. JI.B. Проблемы местного самоуправления в России на современном этапе // Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. М., 2001. — с. 15−19.
  25. В.Ю. Становление и совершенствование системы местного самоуправления в Российской Федерации: правовые аспекты // Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. М., 2001. — с. 41−54.
  26. Гордон JL, Россия: рабочее движение в переходном обществе // МЭиМО. -1995. № 10. -с. 78 — 89.
  27. Гражданское общество: Мировой опыт и проблемы России / Ин-т мир. экономики и международ, отношений Рос. Акад. Наук. М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 311 с.
  28. А. Избранные произведения, т. 3. М., 1959. — 302 с.
  29. Г. И. Государственная социальная политика и благотворительность подходы и тенденции // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. — СПб.: Лики России, 2001. — с. 56- 63.
  30. В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000. — 1024 с.
  31. Дела № 7,8,9. Русское национальное единство против журналистов. Судебные процессы по защите чести, достоинства и деловой репутации. -М.: Магеллан ОЕ, 2000. 308 с.
  32. В.И. Российское государство и молодежные, детские объединения: смысл и практика партнерства // Современное молодежное, детское движение и государство М., 2000. — с. 5−26.
  33. . Мангейм, Ричард К. Рич Политология. Методы исследования. -М.: Весь мир, 1999.-544 с.
  34. Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭиМО. 1997.- № 1. — с. 34−42.
  35. М. Партийная политика и группы давления. Сравнительное введение // Социально гуманитарные знания. — 2000. — № 4.- с. 56−78.
  36. А.С., Файн А. П. Эта непонятная молодежь.:проблемы неформал. молодеж. объединений. М.: Профиздат, 1990. — 191 с.
  37. Идущие вместе: Хроника текущих событий. М.: Б.и., 2001. — 115 с.
  38. И.М. О молодежной политике российского политического центризма. М., 1999. — 103 с.
  39. Е. Роль партнерства молодежных общественных объединений" с органами власти в формировании современной молодежной политики // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000. — с. 93−97.
  40. Информация об итогах деятельности Комитета по делам молодежи Администрации Костромской области за период 1997 1999 гг. — Кострома, 1999. — 53 с.
  41. А.Б. Взгляд на историю местного самоуправления // ПОЛИС: Политические исследования. 2000. — № 5. — с. 27 — 31.
  42. Э.А. Социология 20 века. Ростов — на- Дону: Феникс, 1996. -512 с.
  43. В.М., Красова Е. Ю. Приручить Левиафана: о молодежи в меняющемся мире политики. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.190 с.
  44. Кара Мурза С. Манипуляции сознанием в России сегодня. — М.: Алгоритм, 2001. — 544 с.
  45. М.В. Молодежь Европы в поисках выхода. -М.: Профиздат, 1990.-215 с.
  46. А.И., Луков В. А. Социология молодежи (теоретические вопросы). -М.: Социум, 1999.-382 с.
  47. .Б. Морис Дюверже о группах давления // Социально гуманитарные знания.- 2000.- № 4.- с. 32−39.
  48. Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960 -х годов к 2000 му) / РАН, Ин-т социологи- Науч. ред. В. Н. Шубин. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.
  49. Контакт 91: Дайджест молодежной прессы. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991.- 191 с.
  50. Ю.Р. Результаты опроса руководителей некоммерческих организаций Волго-Вятского региона // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2001.- с. 582 -595.
  51. И.М. Политология. М.: Владос, 1999. — 288 с.
  52. Куда идет комсомол? / Ред.-сост. И. Данченко. М.: Мол. гвардия, 1990. — 221 с.
  53. В.А. Детское и молодежное движение в России в XX веке / М-во образования РФ, КГУ им. Н. А. Некрасова. Кострома: Б.и., 2000. — 145 с.
  54. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 416 с.
  55. В.Ф. Молодежный Вавилон. М.: Молодая гвардия, 1989. — 327 с.
  56. Ленин, партия, молодежь: Сборник / Сост. и авт. предисл. В.К. Кривору-ченко. 2 -е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 462 с.
  57. Л.В. Знание и сила. Синергетическая кратология, — М.: СИНТЕГ, 2001. 100 с.
  58. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие для студентов Вузов / СПбГУП. СПб: СПбГУП, 2000. -519 с.
  59. А.В., Пониделко А. В. Анатомия демократии, или черный PR как институт гражданского общества. СПб., 2001. — 262 с.
  60. М.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России: создание. Права, налоги, учет, отчетность. -4-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело и сервис, 2000. 816 с.
  61. Массовые движения в современном обществе / С. Г. Айвазов, З. А. Грунт, Й. Х. Де Декен и др.- Отв. ред. С.В. Патрушев- АН СССР, Ин-т междунар. Рабочего движения. М.: Наука, 1990. — 198 с.
  62. С.А. Местное самоуправление и становление его гражданско-общественной основы // Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. М., 2001. -с. 235 — 239.
  63. А.Н. Социализм. Самоуправление. Молодежь. Л., 1990. — 143 с.
  64. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999. — 250 с.
  65. Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы (материалы Всероссийской научно-практической конференции) М., 2000 г.
  66. Молодежный парламент: (материалы круглого стола «Молодежный парламент механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней». Практический опыт регионов). -М., 1999. — 138 с.
  67. Молодежь и демократизация советского общества: социолог, анализ / А. Н. Данилов, В. Н. Драговец, Н. В. Ефимова и др.- Под ред. С. А. Шавеля, О. Т. Манаева. -Минск: Навука i тэхшка, 1990. 131 с.
  68. Молодежь России: положение, выбор пути. М., 2000. — 119 с.
  69. Моральный кодекс члена организации «Идущие вместе». Б.м.: Б.и., Б.г. -Юс.
  70. К.Г. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. -М.: Политиздат, 1991. 251 с.
  71. Некоммерческие организации в России. Создание, права, налоги, учет, отчетность. М.: Дело и Сервис, 2000. — 548 с.
  72. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты: особенности создания, управления и ликвидации. Учредительные документы. М.: Фи-линъ, 1997. — 336 с.
  73. С.В., Пилатов С. Г. Дети андеграунда: приглашение к разговору: О современных молодеж. наформал. движениях. Л.: Лениздат, 1990. -111с.
  74. Неформалы: социальные инициативы. Сборник / Сост. С. Н. Юшенков. -М.: Моск. рабочий, 1990. 238 с.
  75. Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах РСФСР (опыт справочника) / Сост., авт. вступ. ст. и науч. ред. В. Березовский, Н. Кротов. М.: Молодая гвардия, 1990. — 382 с.
  76. К.Н. О расширении гражданско-общественной базы поддержки местного самоуправления // Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. М., 2001. — с. 54−60.
  77. Образ мыслей и образ жизни / РАН, Спб фил. Ин-та социологии. -М.: Б.и., 1996. 166 с.
  78. Общественные объединения. М.: Б.и., 1996. — 174 с. 82.0бщественные объединения. Участие в выборах и референдумах 19 911 997. Кострома, 1997. — 104 с.
  79. Общественные организации в политической системе. М.: Наука, 1984. -391 с.
  80. Общественный самодеятельные движения: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. / НИИ культуры- Отв. ред. Е. Н. Суслова. М.: НИИК, 1990. — 447 с.
  81. Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990. — 188 с.
  82. Организация деятельности общественного объединения в школе. Из опыта работы Российского союза молодежи. Методические рекомендации. М., 1999. — 80 с.
  83. Основы европейской хартии местного самоуправления (методическое пособие для высших учебных заведений). М., 2000. — 108 с.
  84. М.Я. Демократия и политические партии. М.: РОССПЭН, 1997. — 468 с.
  85. А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности / РАН, Ин-т философии. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 272 с.
  86. Первый электоральный цикл в России (1993 -1996). М.: Весь мир, 2000. — 248 с.
  87. С.П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и Российское государство. -М.: Эдиториал УРСС, 1999. 350 с.
  88. В. Общество и власть: новый характер взаимоотношений // Свободная мысль XXI. 2001. — № 4. — с. 4−11.
  89. С. Неформалы сыновья или пасынки? // Политическое образование. — 1988. — № 7. — с. 12−19.
  90. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. — 280 с.
  91. Политическая социология. Ростов — на -Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
  92. Политическая энциклопедия: В 2-х томах / Нац. Обществ.-науч. фонд- Рук. проекта Г. Ю. Семгин. М.: Мысль, т.2: Н-Я. -1999. — 701 с.
  93. Политические институты на рубеже тысячелетий: XX в. XXI в. — Дубна: Феникс +, 2001.-480 с.
  94. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков (аналитический сборник) / Под ред. И. Н. Барыгина. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 208 с.
  95. ЮО.Политология. Краткий энциклопедический словарь справочник. — Ростов — на -Дону: Феникс, 1997. — 608 с.
  96. Политология. Справочник студента. -М.: ACT, 1999. 576 с.
  97. Постперестройка: концептуальная модель развития нашего общества, политических партий и общественных организаций / Е. С. Кургинян, Б. Р. Аутеншлюс, П. С. Гончаров и др.- Предисл. В. Михайлова. М.: Политиздат, 1990. — 92 с.
  98. ЮЗ.Почепцов Г. Г. Психологические войны. М.:Рефл — бук, 2000. -523 с.
  99. А.И. Современная социология организаций. М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. — 296 с.
  100. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / Рос. АН, Ин-т народнохоз. прогнозирования. М.: Наука, 1993. — 188 с.
  101. Юб.Реализация молодежной политики в г. Костроме. Сборник нормативно -методических материалов. Кострома, 1999. — 64 с.
  102. Реализация молодежной политики в г. Костроме. Сборник нормативно-методических материалов. Кострома, 1999. — 45 с.
  103. Российская социологическая энциклопедия / РАН, Ин-т соц. полит, ис-след., Под общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: НОРМА — ИНФРА М, 1998. — 672 с.
  104. Россия в условиях трансформаций: Историко-политологический семинар: Материалы. М.: ФРПЦ, 2001. — 108 с.
  105. ПО.Ручкин Б. А., Родионов В. А., Пыжиков А. В. Молодежь как стратегический ресурс развития Российского общества // Социально гуманитарные знания. — 2000. — № 1. — с. 45−53.
  106. Сборник нормативно-правовых актов и распорядительных документов органов местного самоуправления. Молодежная политика. № 13. -Кострома, 1998. 52 с.
  107. Сборник нормативно-правовых и распорядительных документов органов местного самоуправления «Молодежная политика», № 13, Кострома, 1998 г.
  108. А.Р. Исследование современного состояния и перспектив сотрудничества между региональной властью и НКО // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2001. — с. 220 — 244.
  109. В.Н. Ярославль: опыт местного самоуправления // Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и медологиче-ским проблемам развития. М., 2001. — с. 99−109.
  110. З.В. Молодежная культура: «за» и «против»: Заметки социолога. -Л.: Лениздат, 1990. 204 с.
  111. В.И. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000. — с.35 — 43.
  112. Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи: (заметки об исследовании) // Социологические исследования. 2002. — № 1.- с. 105−110.
  113. В.А. Модель комплексного взаимодействия государства и молодежных общественных объединений // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000. — с. 215−222.
  114. В.А. Общественно-политические объединения // Политология.- Кострома, 2000. с. 21 -29.
  115. В.А. Общественно-политическое объединение. Стратегия и тактика развития. Кострома, 2000. — 45 с.
  116. В.А. Современные молодежные общественно-политические объединения в Российской провинции // Провинция как социокультурный феномен. Т. 4. -Кострома, 2000. с. 27 -31.
  117. В.А. Технология управления развитием молодежного общественно-политического объединения // Инновационные технологии и процессы личностного и группового развития в транзитивном обществе. -Кострома- М., 2000. с. 44 — 46.
  118. П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл., с 5 24, А. Ю. Согомонова. — М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
  119. Социальная политика в России: Сб. документов / Авт. предисл. Е. Ш. Гонтмахер, Е. А. Иванова. М.: Республика, 1992. — 286 с.
  120. Социальные конфликты в современном обществе / РАН, Ин-т сравнительной политологии и проблем раб. движ.- Отв. ред. С. В. Пронин и др. -М.: Наука, 1993.- 160 с.
  121. Социологические штрихи к портрету поколения // География в школе. -2001. № 4. — с. 90−92.
  122. Социология в России М., 1998. — 696 с.
  123. Социология молодежи. СПб.: Изд-во С- Петербург, университета, 1996. -460 с.
  124. Э.В. Словарь справочник по социологии и политологии. -М.: Знание, 1996. — 272 с.
  125. А. Тащить и не пущать: Кремль наконец выработал молодежную политику // Свободная мысль XXI. 2001. — № 11. — с. 82−92.
  126. С.В. Социальное партнерство государства и инициативного детского и молодежного движения // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000. — с. 87 — 91.
  127. И.Н. Становление законодательства о молодежных организациях: использование зарубежного опыта // Современное молодежное, детское движение и государство. М., 2000. — с. 225 — 229.
  128. .А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Калинингр. гос. ун-т. Спб: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1991. — 151 с.
  129. А. Возвращение человека действующего: очерк социологии. -М.: Научный мир, 1998. 204 с.
  130. С.Ю. Правовые и методологические аспекты развития местного самоуправления // Местное самоуправление в России. Сборник докладов по правовым и методологическим проблемам развития. М., 2001. -с. 79 — 84.
  131. Д.М. Политология конфликта: учебное пособие. М.: Стратегия, 1998. — 200 с.
  132. Ханашвили H. J1., Якимец В. Н. Смутные времена социальной политики в России. М., 1999. — 287 с.
  133. Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА М, 2001. — 204 с.
  134. В.В. Молодежь и общество: Социол. очерки. -Киев: Политиздат Украины, 1990. 173 с.
  135. В.В. Освещение проблем самоуправления в курсе политологии // Политология. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. Кострома, 2000. — с. 13 -17.
  136. В., Нелюбин А., Неформальные объединения: природа, проблемы, прогнозы // Политическое образование 1988.- № 12. с. 14−18.
  137. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях / Акад. пед. и соц. наук, Моск.183псих. соц. ин-т. -М.: Ин-т практич. психол.- Воронеж: МОДЭК, 1998. -192 с.
  138. А. Муниципальная реформа: соотношение и эволюция позиций ветвей и уровней власти // Российский экономический журнал. 2001. — № 5−6. — с. 19−38.145.1Ииряев Э.Б., Алейников А. В. Новое в идейно-политическом воспитании молодежи. JL, 1990. — 87 с.
  139. Е.А. Молодежная общественно-полезная деятельность как объект исследования благотворительных организаций // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2001.- с. 602 — 612.
  140. А.К. Политическая система современного российского общества: состояние и перспективы развития // Политология. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. Кострома, 2000.- с.8−12.
  141. В.Н. «Социальное партнерство в России: исследования, механизмы, опыт». М., 2000. — 59 с.
  142. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. -М.: Наука, 1999. -448 с.
  143. О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М.: Моск. рабочий, 1991.-270 с.
Заполнить форму текущей работой