Художественное проектирование типового орнаментального декора на Императорском фарфоровом заводе: 1830-1850-е гг
Диссертация
Коллекция проектов классифицирована с учетом современных представлений по теории и истории дизайна: по хронологическому принципу, по типу декора и проектирования, по стилевой и авторской принадлежности, по профессиональному статусу их авторов (мастера, живописцы, подмастерья, ученики). Установлено, что серии созданных на ИФЗ проектов типового орнаментального декора наглядно демонстрируют… Читать ещё >
Содержание
- 1. Этапы художественного проектирования типового орнаментального декора на ИФЗ в 1830—1850е годы
- 1. 1. Предпосылки формирования проектной культуры на ИФЗ
- 1. 2. Основные этапы художественного проектирования
- 1. 2. 1. Создание графических проектов
- 1. 2. 2. Расчет технологической карты
- 1. 2. 3. Проектирование типовой орнаментальной росписи в материале
- 1. 3. Выводы по главе 1
- 2. Характеристика коллекции «плакеток пробных» из собрания отдела «Музей фарфора» Государственного Эрмитажа
- 2. 1. Классификация коллекции
- 2. 2. Сравнительный анализ проектов в материале, продукции ИФЗ и западноевропейских предприятий
- 2. 3. Методология чтения проектов
- 2. 4. Выводы по главе 2
- 3. Система обучения художников-декораторов ИФЗ в 1830— 1850е годы
- 3. 1. Структура и процесс обучения
- 3. 2. Характеристика учебных работ из коллекции «плакеток пробных» Музея фарфора
- 3. 3. Выводы по главе 3
Список литературы
- Адарюков В. Франц Иванович Гаттенбергер // Среди коллекционеров.5.6 —Пг., 1922.
- Андреева Л. В. К истории русского фарфора // Русский фарфор. 250 лет истории. К юбилею Ломоносовского фарфорового завода: Каталог выставки / Сост. Л. В. Андреева. — М., 1995 — С. 8−13.
- Андреева Л. В. Фарфоровая промышленность // Русская художественная культура конца XIX — начала XX (1895—1907). — М., 1969. — Т.1,кн.2.
- Арапова Т. Б., Кудрявцева Т. В. Дальневосточный фарфор в России. XVIII — начало XX вв. Государственный Эрмитаж: Каталог выставки.1. СПб., 1994.
- Аронов В. Р. Дизайн и искусство. Актуальные проблемы технической эстетики. — М., 1984. — С. 14−17.
- БазенЖ• История истории искусства от Вазари до наших дней. — М., 1994. —528 с.
- Безбородое М. А. Дмитрий Иванович Виноградов. К 200-летию русского фарфора.// Наука и жизнь, 1947, № 11.• 8. Безбородое М. А. Д. И. Виноградов — создатель русского фарфора.1. М.-Л., 1950.
- Бенуа А. Н. Русское искусство XVIII—XX вв.еков. — М., 2004. — 544 с.
- Беркман Л. С., Городов Н. Н., Маргулис С. Л. Декорирование фарфора и фаянса. — М., 1949.
- Бесчастнов Н. П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России: история, теория, практика / 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — М., 1998.
- Блат Д., Бетти Д., Булл С. Антиквариат. Справочник коллекционера: Пер. с англ.— М., 2003. — С. 76—142 (фарфоровая и керамическая посуда).
- Болотов В. Очерки истории мануфактур в России. — СПб., 1883. — С. 30−37.
- Ботт И. К., Канева М. И. Русская мебель (История. Стили. Мастера). — СПб., 2003. — 512 с.
- Бубнова. Е. А. Старый русский фаянс. — М., 1973. — 188 с.
- Бубнова Е.А. Фаянсовая кпужка с карикатурой на Наполеона в собрании музея // Ежегодник ГИМ за 1960 г.— М., 1962.
- Бубчикова М.А. Русский фарфор пушкинской эпохи. — М., 1997.
- Бубчикова М.А. Дорого яичко. Неизвестный вид русского фарфора: Каталог выставки. — М., 1990.
- Бубчикова М.А. Русская тема в немецком фарфоре 1770—1815// Пинакотека. М., 2001, № 11−12, С. 206−211.
- Бубчикова М.А. Фарфор и графика // Русский фарфор. 250 летистории. К юбилею Ломоносовского фарфорового завода: Каталог выставки / Сост. Л. В. Андреева. — М., 1995. — С. 18—23.
- Вейс Г. История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. — М., 2002. — 960 с.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Пер. с нем. — М., 2002. — 344 с.
- Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. — М., 2004. — 288 с.
- Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX в. / Отв. ред. Г. Ю. Стернин. — М., 1982. — 351 с.
- Власов В. П. Иллюстрированный художественный словарь — СПб., 1993. —272 с.
- Власов В. П. Стили в искусстве: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. В 3 т. — СПб., 1995−1997.
- Воробьев А. И. Загадки «копенгагенского» стиля// Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — М., 2002. — Сентябрь—октябрь. — С. 6—19.
- Воронов И. И. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. —ТТ. 1−2. — М., 2001.
- Гартман К. О. Стили: В 2-х частях: Пер. с нем. — М., 2000. — 302 с.
- Гизе М. З.Очерки истории художественного конструирования в России XVIII начала XX в. — Л., 1978. — 240 с.
- Гизе М. Э. Зарождение и развитие художественного конструирования в России XVIII — начале XX в. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. — М., 1997.
- Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. — М., 1991. — С. 158.
- Глинтерник Э. М. Историческое самоопределение графическогодизайна в проектной культуре России (1880—1980)// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения.1. СПб., 2000.
- Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура.1. М., 2002. — 848 с.
- Горбатова И. А. Кремлевский сервиз Ф. Г. Солнцева // Русский фарфор. 250 лет истории. К юбилею Ломоносовского фарфорового завода: Каталог выставки / Сост. Л. В. Андреева. — М., 1995. — С. 23−27.
- Готтенрот Ф. Иллюстрированная история материальной культуры. Перев. с нем. — М., 2001. — 478 с.4г 38. Готье Т. Путешествие в Россию: Пер. с фр. — М., 1990. — 396 с.
- Декоративные фарфоровые вазы и дворцовые сервизы первой трети XIX века из собрания Государственного Русского музея: Каталог выставки / Автор вступ. статьи и сост. И. П. Попова. — Л., 1989. — С.З.
- Земпер Г. Практическая эстетика. — М., 1970. — С. 12—18. 41 ] Знаменов В. В. Русский фарфор. Петродворец. — Л., 1987. —1. С. 6−10.
- Иванова Е.А. Русское прикладное искусство XVIII — начало XX века.1. Л., 1976. —205 с.
- Иенике Ф. Практическое руководство к живописи по фарфору, фаянсу и проч. — СПб., 1895. — 229 с.
- Императорский фарфоровый завод. 1744—1904/ Сост. И. Б. Вольф, С. А. Розанов, Н. М. Спилиоти, А. И. Бенуа. — СПб., 1906. — 422 с.
- Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820—1890е годы: Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. — СПб., 1996. —428 с.
- Историзм и модерн: Каталог выставки. Государственный Эрмитаж / Текст Б. Хофмейстер. — СПб., 1986. — 88 с.
- Казакевич И. И. Западноевропейский фарфор в Эрмитаже. История собрания. — СПб., 2003. — 379 с.
- Казакевич И. И. Севрский фарфор XVIII века в Эрмитаже. Вазы посуда, туалетные принадлежности. Каталог выставки. — СПб., 2003.319с.
- Казнаков С. Н. Фарфор// Старые годы. — СПб., 1916. — Апрель—июнь. — С. 45—50.
- Каталог книгам музея Императорского фарфорового завода. — СПб., 1890.
- Кверфельдт Э. К. Фарфор. — Л., 1940. — С. 27−29.
- Кириченко Е.И. Русский интерьер 30—60х годов XIX столетия // Декоративное искусство СССР, 1970, № 7, С. 41—45.
- Книжке А. Руководство живописи по фарфору и стеклу, а также способ домашнего обжига (для любителей ремесла и искусства). Перевод с четвертого издания I. Рад. — М., 1890. — 149 с.
- Клодт М. П. Полевые цветы. Руководство для живописи акварелью и металлическими красками по фарфору и фаянсу. Общество поощрения художников. — СПб., 1882. — С. 34.
- Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств: Пер. с нем.1. М., 1936. —С. 116−120.
- Круглихина Г. М. Художественно-промышленные выставки 1831 года в Москве// Сборник материалов Всероссийской юбилейной конференции «Учебный художественный музейи современный художественный процесс». — СПб., 1997. — С. 177—183.
- Крюкова И. А. Русская скульптура малых форм. — М., 1969. — С. 33−35.61. Кудрявцева Т. В. Дальневосточные влияния в изделиях
- Императорского фарфорового завода // Культура и искусство России XIX века: Сб. статей.—Л., 1985.— С. 113−131.
- Кудрявцева Т. В. Иван Гальнбек и русский стиль в корниловскомфарфоре//Пинакотека. М., 2000, № 10−11, С. 115−122.
- Кудрявцева Т. В. История музея Императорского фарфорового завода. Поднесение к Рождеству: Каталог выставки. — СПб., 2002. — С. 35−51.
- Кудрявцева Т. В. Новые принципы декорировки изделий Императорского фарфорового завода периода модерна // Сборник трудов Государственного Эрмитажа. — Вып. 24. —Л., 1983. —1. С. 124−138.
- Кудрявцева Т. В. Парадные дворцовые сервизы императорского фарфорового завода конца XIX — начала XX века // Сообщения государственного Эрмитажа. — Вып. 47. — Л., 1982. — С. 27—30.
- Кудрявцева Т. В. Русский императорский фарфор. — СПб., 2003. — 279 с.
- Кудрявцева Т. В. Императорский фарфоровый завод в Петербурге в 1880—1910 годах и его роль в развитии нового стиля в русском
- Р фарфоре // Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата искусствоведения. — Л., 1984.
- Кучумов А. М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. — Л., 1981. — С. 20—25.
- Ламанская А. К. Руководство для живописи на фарфоре с прибавлением глав о действии контраста и о выборе драпировок и головного убора, подходящих к тону лица. — СПб., 1890. — С. 9—38.
- Лансере А. К. Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода: Альбом. — Л., 1968. — С. 3—10.
- Лихачева Д. М. К истории зарождения частных фарфоровых фабрик в России // Сборник трудов НИИХП. — № 6. — М., 1972. — С. 174.
- Ломоносовский фарфоровый завод в Петербурге / Текст Г. Д.
- Агарковой, сост. Петрова Н. С. 1744−1994. — СПб., 1994. — 250 с.
- Любомирова Е.Е. Всероссийский художественные выставки. Из истории становления отечественного дизайна // Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1991.
- Мамонтова Н. И. Декоративное искусство. Между классицизмом и модерном (1830—1890 годы)//XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств: Сб. статей. — М., 2002. —1. С. 209−217.
- Маркиз де-Кюстин. Николаевская Россия: Пер. с фр. — М., 1990. — 288 с.
- Михайлов С. М. История дизайна. Учебник для студентов, спец. 2902.00 «Дизайн архитектурной среды». Т. 2: Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности. — М., 2000. — С. 35−40.
- Мозжухина Т. А. Фарфор завода Гарднера конца ХУШ — качала XIX века и немецкие влияния // Научные чтения памяти В. М. Василенко. Вып.III. — М., 2001. — С. 52.
- Моран А. де. Истории декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней: Пер. с фр. — М., 1982. — 577 с.
- Мусина Р. Р. Русский массовый фарфор конца XIX века. (На примере продукции «Товарищества М. С. Кузнецова»)//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.1. Л., 1982.
- Никитин Ю.А. Выставочный Петербург. От экспозиционной залы до ЛЕНЭКСПО. — Череповец, 2003. — 208 с. 81. Николай Первый и его время / Сост., вступит, ст. и коммент. Б. Н. Тарасова. — Т. 2. — М., 2002. — 447 с.
- Никифорова Л. Р. Декоративные вазы Казенного фарфорового завода первой половины XIX века // Труды Государственного Эрмитажа. — Т. XXIII. —Л., 1983. —С. 81−89.
- Никифорова Л. Р. Русский фарфор в Эрмитаже. — Л., 1973. — С. 30−41.
- Носович Т. Н. Каталог коллекции А. А. и Р. М. Тимофеевых, переданной Государственному музею-заповеднику «Петергоф». — С. 205−209.
- Носович Т. Н. Фарфор и фаянс из собрания Петергофа. — СПб., 1998.1. С. 1−3.
- Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика: Пер. с англ. — СПб., 2004. — 336 с.
- Попов В. А. Русский фарфор. Частные заводы: Альбом. — Л., 1980. — 315с.
- Попова И. П. Подарки прусского короля Фридриха Вильгельма III Великому Князю Михаилу Павловичу (о трех «Мюнхенских» вазах из Михайловского дворца)// Страницы истории отечественного искусства. Сборник трудов ГРМ. — СПб., 2004. — С. 192— 195.
- Попова И. П. Анри-Альбер Адам — живописец Императорского фарфорового завода первой четверти XIX в. // Памятники ч открытия.
- М., 1987, 1988. —С. 372−377.
- Попова И. П. Фарфор Ж.-Д. Рашетта//Ж.-Д. Рашетт. 1744−1809: Каталог выставки. — СПб., 1999. — С. 2—5.
- Попова И. П. Фарфоровый завод// Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в 3 т. Т. 1: Осьмнадцатое столетие. В 2 кн. Кн. 2: Н—Я.1. СПб., 2001 — С. 443−448.
- Попова О. С. Русская народная керамика. — М., 1957. — С. 5—7.
- Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет.1. М., 1985. —С. 260−287.
- Прохоренко Г. Е., Власова Г. А. Музей барона Штиглица. Прошлое и настоящее. — СПб., 1994. — 199 с.
- ПыляевМ. И. Старый Петербург. 1889. Репринт —JI., 1990. — С. 297.
- Радтке Э. В. Руководство для живописи на фарфоре, фаянсе, майолике и стекле. Для молодых художников и любителей. — М., 1883.1. С. 17−46.
- Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. — СПб., 2005. — 368 с.
- Рифтин Б. Л. Цилинь// Мифологический словарь / Гл. редактор
- Е. М. Мелетинский. — М., 1992. — С. 521. 101. Русский художественный фарфор / Сборник под редакцией Э.Ф.
- Голлербаха, М. Фармаковского. — JL, 1924. — С. 17—24. 102. Самсонова Р. И. Русский фарфор в собрании Гатчинского дворца. —
- СПб., 2000. — 32 с. 103. Салтыков А. Б. Фарфор // Русское декоративное искусство. Восемнадцатый век. — Т.2. — М., 1963. — С. 567—570.
- Селиванов A.B. Фарфор и фаянс Российской империи. Описание фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм. Второе прибавление к книге. — Владимир, 1906. — С. 21.
- Сиповская И. В. Фарфор в России XVIII века // Русс кий фарфор. 250 Ф лет истории. К юбилею Ломоносовского фарфорового завода: Каталог
- Сиповская Н. В. «Цитата» в культуре XIX века // XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств: Сборник статей. — М., 2002. — С. 99−106.
- Сиповская Н. В. Орденские сервизы // Пинакотека. М., 1998, № 5, С. 16−22.
- Соколова Т. М. Орнамент—почерк эпохи.—Л., 1972. — С. 181.
- Соколова Т.М., Орлова К. А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века.—Л., 1982. — С. 18.
- Соловейчик Р. С. Западноевропейский фарфор XIX в. Государственный Эрмитаж. — М., 1956. — С. 28—50.
- Сон юности. Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны.1825−1846. — М., 2000.
- Соснина О. Романтическая пастораль в «немецком вкусе» // Пинакотека. М., 2000, № 10−11, С. 212−217.
- Спалиоти П. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы // Художественные сокровища России. — СПб., 1905. — С. 136.
- Стернин Г. Ю. Русское искусство XIX века. Целостность и восприятие // XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств: Сборник статей. — М., 2002. — С. 7—16.
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. — М., 1991. —С. 3−12.
- Столпянский П. И. Жизнь и быт петербургской фабрики за 210 лет ее существования— 1704—1914 гг. — JI., 1925.
- Тройницкий С. Н. Европейский фарфор. — Л., 1928.
- Тройницкий С. И. Фарфор и быт. — Л., 1924. — С. 54.
- Тройницкий С. И. Фарфор эпохи Виноградова. // Старые годы. — 1912, июнь.
- Трощинская А. В. Орнаментальный цветочные декор русского фарфора последней трети XVIII века // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 2003. — 30 с.
- Турчин В. Два «Ампира»//Пинакотека. М. 2001, № 13−14, С. 13.
- Уваров И. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. — СПб., 1793. — С. 1.
- Фабрично-заводские предприятия Российской империи. — Пг., 1914.
- Фарфор братьев Корниловых: Каталог выставки. ЦВЗ «Манеж» / Текст В. В. Знаменова, Т. В. Кудрявцевой, А. Е. Яковлевой. — СПб., 2003.— 157 с.
- Фарфор в России XVIII—XIX вв.еков. Завод Гарднера: Каталог выставки. ГРМ / Текст Е. А. Ивановой. — СПб., 2003. — 280 с.
- Фарфор в русской усадьбе XVIII века из собрания Останкинского дворца-музея. Каталог выставки / Текст И. К. Ефимовой. — М., 1990. — С. 1−30.
- Философские и эстетико-теоретические основы исследования эстетической ценности промышленных изделий. Сборник статей. — М., 1982.
- Форрест ТАнтиквариат. Серебро и фарфор. Иллюстрированный путеводитель по дизайну столовой посуды с указанием периодов ее создания и деталей отделки: Пер. с англ. — М., 2000. — 159 с.
- Французы в Петербурге: Каталог выставки ГРМ. — СПб., 2003.
- Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. — М., 1995.
- Хладе к И., СоваЛ., Тругларжовски 3. Декорирование фарфоровой посуды. — М., 1990. — 160 с.
- Холл И. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Перев. с англ. — М., 2004. —655 с.
- Циффер А. Нимфенбургский фарфор из собрания Боймля // Пинакотека. М., 2000, № 10−11, С. 217−225.
- Чернов Я. Императорский фарфоровый и стеклянный заводы // Живописная Россия. — № 152−153. — 1903.
- Черный Н. В. Фарфор Вербилок: Из истории русского и советского фарфора. — М., 1970. — С. 7, 250.
- Шевченко В. Г. Сто рисунков французских орнаменталистов (вторая половина XVII — первая половина XVIII в.): Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. — СПб., 1995. — С. 1 — 137.
- Шелковников Б. А., Гольберг Т. Г. Прикладное и декоративное искусство // История русского искусства. — Т. 7. — М., 1961. — С. 391.
- Шелковников Б. А., Гольберг Т. Г. Прикладное и декоративное искусство // История русского искусства. — Т. 8. — М., 1961. — С. 390−391.
- Шик M. К истории б. Императорского завода // Среди коллекционеров. — № 10. — 1921.
- Шпара П. Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. Конспект лекций. — Харьков, 1973.
- Эко У. Эволюция средневековой эстетики: Пер. с ит. — СПб., 2004. — 288 с.
- Эмме Б. Н. Путеводитель по выставке фарфора. — М., 1937. — С. 13.
- Эмме Б. Н. Русский художественный фарфор. — М., Л., 1950. — С. 40. 145] Юрганов В. В. Керамическая промышленность России // Справочникотдела химической промышленность России ВСНХ. — Вып. II. — Пг., 1922.
- Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII вв.еков. — СПб., 2004. — 440 с.
- Я неон X. В., Я неон Э. Ф. Основы истории искусств: Пер. с англ. — СПб., 2002. —544 с.
- Albis А., сГ. Les ressourses d’un art decoratif // Dossier de l’art. Sevres. — № 54. — Janvier-fevrier, 1999. — P. 62−90.
- Albis A., d'. Les tentatives de Vincennes // Dossier de l’art. Sevres. — № 54. — Janivier-fevrier, 1999. — P. 6−12.
- Ball K.-M. Decorative motives of Oriental art. — London., 1927.
- Ballot M. La ceramique francaise. Musee du Louvre. 2 vol. — Paris, 1925.
- Bloit M. Trois siecle de porcelaine de Paris. — Paris, 1988. — P. 68.
- Bossert H. Encyclopedie de l’ornament. — Berlin, 1924.
- Charleston R. English Porcelain. 1745−1950. — London, 1965.
- Charleston R. World Ceramics, an illustrated history. — London, 1968.
- Christie A. Traditional methods of pattern disigning. An introduction to the stady of formal ornament. — Oxford, 1929.
- Daisey A. Histoire de l’ornament. — Paris, 1925.
- Day L. Nature and ornament. — London, 1909.
- Estrin M. 2000 designs. — London, 1947.
- Evans J. Pattern. A stady of ornament in Western Europe from 1180 to 1900. 2 vol. —Oxford, 1931.
- Evans J. Style in ornament. — London, 1950.
- Fay-Halle A. Histoire d’un musee precurseur// Dossier de l’art. Sevres. — № 14. — Septembre-octobre, 1993. — P. 4−12.
- Fay-Halle A., Mundt B. La porcelaine europeenne au XIXe siecle. — Fribourg, 1983.
- Forest H.-P. Chaire de la Ceramique du Verre et des arts du Feu // Porcelains de Paris de 1800 a 1850. — № 46, 47. — Paris, 1970. — P. 39.
- Guilmard D. Les maitres ornemanistes. — Paris, 1880.
- Havard H., Vachon M. Les manufactures nationales. Les Gobelins, la Savonneire, Sevres, Beauvais. — Paris, 1889. — P. 375.
- Heme W. Ornament, Dekor und Zeichen. — Dresden, 1958.
- Histoire et fabrication de la porcelaine chinoise. Ouvrage traduite du chinois par M. Stanislas Julien. — Paris, 1856. — P. 166—168, 173.
- Honey W. English potteiy and porcelain. — London, 1933.
- Honey W. Old English porcelain. — London. 1928.
- Jones O. The grammer of ornament. — London, 1910.
- Kofman S. Melancolie de l’art. — Paris, 1985. — P. 87. 73] Kudriawzewa T. Das Weisse Gold Der Zaren.
- Grossherzoglich-Hessische Porczellansammlung Prinz-Georg-Palais. — Darmstadt, 2000.
- Kahnel E. Die Arabeske. — Wiesbaden, 1949.
- Landais H. La porcelaine francaise au XVIII-e s. — Paris, 1961.
- Le porcellaine Imperiali Russe dal 1744 al 1917. Peterhof, San Pietroburgo. Catalogo mostra. Consulenza Sientifica / N. Vernova, V. Znamenov, T. Nosovic. — Faenza, 1993.
- Meister P.-W., Horst R. European porcelain of the 18-th century. — Oxford, 1983.
- OdornA. Russian Imperial Porcelain at Hillwood. — Washington, 1999.
- Odotn A. Fedor Solntsev. The Kremlin Service and the Origins of the Russian Style. — Hillwood Studies, 1994.
- Plinval de Guillebon R. La manufacture de porcelaine de Dihl et Guerhard rue de Bondy et du Temple // Bulletin de la societe de l’histoire de Paris et de l’Ile-de-France. 109-e annee — 1982. — Paris, 1983. —1. P. 193, 194.
- Plinval de Guillebon R. Porcelaine de Paris. — Paris, 1974.
- Racinet M. L’ornement polychrome. — Paris, 1885—1887. — Reedite Paris, 1916.
- Sotheby’s Concise Encyclopedia of Porselain / General editor: David Batie. — London, 1998. — 208 p.
- Speltze A. Das farbige Ornament aller historischen Stile. — Leipzig, 1916.
- Speltze A. Der Ornamentstil. — Berlin, 1904.
- Tilmans E. Les faiences de France. — Paris, 1954.
- Tilmans E. Porcelanes de France. — Paris, 1953.
- Tilmans E. Madame de Pompadour et la creation de la porcelaine de France. — Paris, 1953.
- Touzenis Ge. L’aventure legendaire par ou Sevres entra dans l’histoire // Dossier de l’art. Sevres. — № 54. — Janvier—fevrier 1999. — P. 4—6.
- Verlet P., Grandjean S., Brunei M. La porcelain de Sevres. — Paris, 1954.
- Zimmerman E. Meissner Porzellan. — Leipzig, 1926.1. Архивные материалы
- РГИА. — Ф. 468. — Оп. 10. — Д. 82. — Л. 32, 37. О возобновлении контракта с художником Моро и смерти художника Давиньона и о пенсионе жене последнего.
- РГИА. — Ф. 468. — Оп. 33. — Д. 333. — Л. 1, 2, 5. О приглашении к Фарфоровому и стеклянному заводу разного звания людей.
- РГИА. — Ф. 468. — Оп. 12. — Д. 273. — Л. 4, 20, 21, 24, 35, 37, 41. Об увольнении со службы за болезнью и старостью лет мастеровых фарфорового завода с назначением им положенных пенсионов переводов и прекращения таковых.
- РГИА. —Ф. 468. —Оп. 10.—Д. 91.— Л. 226−229 об. Ведомость Вещам, оставшимся к 1-му Мая 1829 года по Печатной Мастерской.
- РГИА. — Ф. 503 — Оп. 403. — Д. 503. — Л. 9. Величайшее распоряжение Е. И. В. Александры Федоровны Управляющему Императорскими фарфоровым и стеклянным заводами по фарфоровому производству 1915 г.
- РГИА. — Ф. 538. — Оп.5. — Д. 10. Книга о приходе и расходе придворных фарфоровых вещей Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов.
- РГИА. — Ф. 845. — Оп. 2. — Д. 739. — Л. 4, 5. Рисунки ваз и фарфоровых изделий. Г. Зюзин, Ф. Дудин. 1833 г.
- РГИА. — Ф. 845. — Оп. 2. — Д. 740. — Л. 3 — 6. Рисунки ваз и фарфоровых изделий. Н. Калашников, Сергей Калашников, Степан
- Калашников, Василий Козлов. 1833 г.
- РГИА. — Ф. 1341. — Оп. 39. — Д. 2353. — Дело об открытии выставки мануфактурных изделий в Санкт-Птербурге в 1839 году.
- РГИА. — Ф. 18. — Оп. 2. — Д. 636. — Дело об организации в Москве выставки русских фабрик. 1831 г.
- Фото-архив ИИМК РАН: Стрельна ((^278,2- 278,7).