Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые основы обеспечения реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение опыта правовой регламентации функционирования избирательной системы зарубежных стран на основе сравнительно-правового анализа позволяет сделать вывод, что избирательное законодательство Российской Федерации в целом соответствует международным избирательным стандартам, ибо в Конституции Российской Федерации закреплены основные положения, касающиеся прав граждан избирать и быть избранными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая характеристика и основные этапы формирования избирательной системы России
    • 1. 1. Понятие и содержание избирательной системы
    • 1. 2. Историко-правовой анализ становления и развития избирательной системы
    • 1. 3. Опыт организации избирательной системы в зарубежных странах и перспективы его использования в России
  • Глава 2. Механизм организации и осуществления гражданами избирательного права в современной России
    • 2. 1. Избирательное право как институт конституционного права
    • 2. 2. Конституционно-правовые гарантии обеспечения свободы выборов
    • 2. 3. Основные проблемы реализации норм избирательного права и направления их разрешения

Конституционно-правовые основы обеспечения реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в Российской Федерации проводится полномасштабная политическая реформа. Важным ее элементом является избирательная система, поскольку она обеспечивает демократическое воспроизводство, а также ротацию власти посредством проводимых выборов. Кроме того, превращение народовластия в реально существующий политико-правовой механизм обеспечивает легитимность и преемственность власти. В основном такие подходы выражены в идее демократического государства и первичности института прав и свобод человека и гражданина в различных сферах, в том числе и в политической. Базовым содержанием указанной сферы является конституционно-правовое определение свободных выборов, выступающих в качестве выражения власти народа, которая проявляется в системе организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления.

Избирательные права граждан определяют сферу их политической свободы, автономии и самоопределения. Тем самым обеспечивается содержание и поведение различных политических сил в обществе. Это значит, что политические права относятся к категории юридических явлений, поскольку они связаны не только с политической деятельностью, но и урегулированы избирательным правом, которое по своему содержанию и политико-правовому смыслу закрепляет процесс публично-правовой оценки представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

В современной России сложилась организационно-правовая система обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан в политической сфере посредством открытого избрания представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления. Идеи выборной демократии, которые реализуются в большинстве развитых стран, а также собственно опыт России воплотились в конкретных правовых институтах, юридических процедурах и механизмах контроля со стороны народа за деятельностью властных структур. Тем не менее, практика проведения выборов в современной России явно несовершенна, поскольку имеют место «грязные технологии», «война компроматов», подкуп избирателей и различные злоупотребления. Такое положение дел усугубляется низкой правовой и политической культурой чиновников, лиц, ответственных за организацию и осуществление выборов и, конечно, населения. Все это в совокупности отрицательным образом сказывается на решении многих политико-правовых проблем управления государством, что объективно предполагает необходимость исследования проблем, связанных с обеспечением реализации избирательного права гражданами Российской Федерации, поскольку они связаны с процессами трансформации органов публичной власти посредством народовластия, а также необходимостью совершенствования общественных отношений в условиях наличия реальной угрозы со стороны международного терроризма.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования состоит в том, что институт избирательного права является весьма значимым, т.к. формирование представительных органов государственной власти имеет для государственного и политического развития страны исключительное значение. Это связано прежде всего с обеспечением стабильного социально-экономического развития, а также должного обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина на участие в управлении делами государства.

Степень разработанности темы. Институт прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся реализации избирательного права, связан с взаимоотношениями между обществом и государством, гражданином и властью, что предопределяло и предопределяет широкий общественный интерес к проблематике избирательного права. Проблемам возникновения и развития избирательного права и избирательной системы вообще посвящены труды В. Н. Белоновского,.

A.В. Белоновского, Н. А. Богодаровой, В. В. Водовозова, В. М. Гессена,.

B.О. Ключевского, Н. М. Коркунова, A.M. Курбского, Н. И. Лазаревского, Н. М. Муравьева, Ю. А. Новикова, Н. И. Панина, П. И. Пестеля, П. Розен-таля, М. М. Сперанского, Н. С. Таганцева, Б. Н. Чичерина и др.

В настоящее время по актуальным вопросам избирательного права и реализации прав и свобод человека и гражданина в политической сфере имеется достаточное количество научных публикаций. Указанные вопросы рассматривали в своих работах следующие авторы: М. И. Абдулаев, С. А. Авакьян, А. С. Автономов, С. С. Алексеев, Астафичев П. А., Баглай М. В., Б. Н. Габричидзе, С. В. Боботов, Н. А. Боброва, Л. В. Бутько, М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. Ю. Воробьева, П. П. Глущенко, Л. А. Гусева, Ю. А. Дмитриев, О. Н. Доронина, С. В. Евдокимов, Т. Д. Зражевская, В. В. Игнатенко, А. А. Кабанов, Н. С. Какоткин, Д. Б. Катков, Е. И. Козлова, С. А. Комаров, Е. В. Корчиго, О. Е. Кутафин, В. О. Лучин, В. В. Лысцов, В. И. Наумов, Н. В. Онишко, В. В. Пылин, А. В. Стремоухое, Н. В. Хатченкова, В. А. Четвернин, Б. С. Эбзеев, И. Р. Янковский Комплексные научные исследования сущности этого института или отдельных его аспектов на современном этапе немногочисленны. Среди них можно назвать труды П. А. Астафичева, А. В. Зиновьева, А. В. Иванченко, С. Д. Князева, В. В. Маклакова, А. В. Постникова, А.П. Сунцо-ва и некоторых других.

Как показал анализ действующего избирательного законодательства, научных источников комплексного исследования проблем обеспечения реализации избирательного права в избирательной системе на современном этапе развития российской государственности не проводилось. Мало того, далеко не все точки зрения авторов даже в проведенных исследованиях, опубликованных работах бесспорны и многие из них требуют осмысления с учетом накопившегося опыта.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданами норм избирательного права и действующие в процессе взаимоотношений различных субъектов избирательных правоотношений.

Предмет исследования включает в себя деятельность различных институтов государства и общества, реализующих нормы избирательного права, а также их влияние на обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина в процессе их участия в управлении делами государства.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

АВТОР НАСТОЯЩЕЙ ДИССЕРТАЦИИ СТАВИЛ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАРОЖДЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ, ОСНОВНЫХ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ИМЕЮЩИХ МЕСТО В РОССИЙСКОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ, А ТАКЖЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И КОНКРЕТНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ.

Указанная цель диссертационного исследования предопределила постановку следующих задач:

— проведение историко-правового анализа становления и развития избирательного права России;

— исследование содержания и свойств элементов избирательной системы;

— изучение опыта правовой регламентации функционирования избирательной системы зарубежных стран и определение перспектив использования их опыта в России;

— уточнение понятия, содержания и классификации конституционно-правовых гарантий по обеспечению свободы выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;

— выявление и обоснование свойств избирательного права как самостоятельного института конституционного права;

— определение основных проблем в сфере избирательных правоотношений и предложение мер по обеспечению реализации норм избирательного права и преодолению указанных сложностей.

Методологическая основа диссертационного исследования. Методологической основой исследования послужил метод диалектический подход, как всеобщий метод познания, а также вытекающие из него частнонаучные методы исследования: логический, историко-юридический, сравнительно-правовой в сочетании с комплексным анализом исследуемых явлений, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения и др.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой комплексное логически завершенное монографическое исследование проблем реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации в настоящий период. Определено значение выборов в приобретении и передаче власти в политико-правовом смысле. Изучен опыт правовой регламентации функционирования избирательной системы в зарубежных странах, а также изучены этапы зарождения и становления избирательного права России. Выявлены, обоснованы и раскрыты основания признания избирательного права самостоятельным институтом конституционного права. Кроме того, определены основные проблемы и меры по совершенствованию реализации норм избирательного права в России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В истории становления и формирования избирательной системы России проявились достижения человеческой цивилизации. При этом Россия, как и любая другая страна, в процессе своего развития шла своим путем к политической демократии и открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов управления делами государства.

2. Избирательная система формирует общественные отношения, которые урегулированы нормами права, и призвана обеспечить демократическое воспроизводство, а также ротацию власти посредством проводимых выборов. Базовым содержанием указанной системы являются конституционно-правовые гарантии определения свободных выборов.

3. Под организационными гарантиями избирательных прав граждан следует понимать деятельность уполномоченных субъектов, урегулированную избирательным законодательством, а также совокупность средств и способов, которые реализуются на основе права и существующей практики, направленных на обеспечение нормального функционирования избирательной системы, в свою очередь, информационные гарантии — это прежде всего совокупность условий организационного, правового, материального характера, позволяющих субъектам избирательного процесса иметь свободный, равный и достаточно полный доступ к различным источникам информации о ходе подготовки, проведении и результатах выборов.

4. Избирательное право относится к системе юридических явлений, которые смыкаются с политическими правами и свободами граждан и общественных организаций, реализующимися в процессе приобретения и передачи власти. Оно определяет нормы поведения участников соответствующих отношений императивно.

5. В целях обеспечения единства, структурированности и системности правового регулирования различных вопросов, относящихся к области избирательного права, целесообразно, как и во Франции, принять Избирательный кодекс Российской Федерации, в котором следует более четко определить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по отдельным институтам избирательного права.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в развитии основных положений конституционного и избирательного права как юридической основы, обеспечивающей механизм политического воспроизводства власти и контроля за ее функционированием. Сформулированные в работе положения и выводы дополняют и развивают теоретические представления об институте выборов как гаранте политических прав и свобод граждан. Выводы, представленные в настоящей диссертации, могут быть использованы в преподавании конституционного и избирательного права России, а также в дальнейших исследованиях в области обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан в процессе выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, в осуществлении правотворческой деятельности и организации защиты нарушенного избирательного права субъекта избирательных правоотношений.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на кафедре государственного права юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, получили апробацию в научных публикациях, выступлениях с докладами на научных конференциях, при личном участии в обеспечении выборов, а также при осуществлении различных видов учебных занятий по конституционному праву в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Заключение

.

Россия к политической демократии шла своим путём и открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов управления делами государства. История развития избирательной системы в России предопределила практику правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Избирательную систему, по нашему мнению в юридическом смысле следует рассматривать как феномен, состоящий из совокупности юридических норм, закрепляющих принципы, на которых реализуются права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выбороврегулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами.

Избирательная система в широком смысле представляет собой совокупность правовых норм, юридических и физических лиц, а также, собственно, механизма, представляющего возможность гражданам избирать и быть избранными. Такая позиция основана на том, что избирательная система потому и называется системой, что она состоит из упорядоченной совокупности взаимосвязанных иерар-хично расположенных элементов, к которым следует отнести субъектов избирательного права, правовые нормы, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере, а также собственно отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти посредством выборов.

Гарантии избирательных прав могут быть реализованы только посредством наличия механизма организации и осуществления гражданами избирательного права. При этом сами гарантии выступают в качестве элемента правового механизма обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина, хотя и являются самостоятельной категорией, имеющий свои черты, объект воздействия, структуру и методы реализации. Однако без нормативного закрепления гарантий невозможно обеспечить их реализацию. При этом следует иметь в виду, что определяющую роль в системе гарантий обеспечения свободы выборов в органы государственной власти играют юридические гарантии, в которых закреплены свободы выборов нормами права. Они обеспечиваются всей правоприменительной системой государства. С одной стороны, юридические гарантии производны по отношению к другим видам гарантий, а с другоймогут первичным образом регулировать общественные отношения.

Избирательное право как институт конституционного права предназначено для регулирования отношений, обеспечивающих общий, совокупный общегосударственный интерес. При этом следует иметь в виду, что основной особенностью отрасли как таковой является наличие своего юридического режима, основанного на способах правового регулирования однородных общественных отношений. Важно то, что избирательное право регулирует отношения в процессе приобретения и передачи власти. В свою очередь избирательный процесс как элемент политического процесса, является изначальным основанием для осуществления публичной власти в условиях демократического общества. Этот процесс по своему проявлению определяет правовую форму, а также способ осуществления политической свободы. Последнее проявляется в юридических гарантиях всем дееспособным лицам в рамках установленных процедур участвовать в формировании представительных органов власти и местного самоуправления. Это значит, что избирательное право является одной из основных гарантий перехода к системе политической демократии, а также одним из элементов организации и функционирования института государства и местного самоуправления. Оно упорядочивает и координирует политическую жизнь общества и государства. Исходя из этого, следует, что избирательное право относится к категории публичного права, ибо объектом его регулирования являются власть и властеотношения.

Будучи публичным правом, реализующимся на основе принципа централизации, избирательное право определяет нормы поведения участников соответствующих общественных отношений императивно. Т. е. все граждане Российской Федерации, независимо от их должности, статуса или общественного положения, одинаково обязаны выполнять эти правовые нормы. В этом проявляется воля народа, являющегося единственным сувереном, имеющим право устанавливать действующий правопорядок, а также выбирать лиц, которые будут управлять от его имени.

Существенное значение в исследовании избирательного права России имеет сравнительно-правовой анализ избирательного права зарубежных стран, поскольку одним из характерных признаков цивилизованной системы отношений, а также, и установления демократического режима, является формирование органов публичной власти с учётом опыта наиболее развитых зарубежных стран. В большинстве современных государств именно выборы определяют степень их демократизма и являются средством, с помощью которого граждане прямо или косвенно осуществляют контроль за формированием, а в последующем и деятельностью органов власти и управления.

Изучение опыта правовой регламентации функционирования избирательной системы зарубежных стран на основе сравнительно-правового анализа позволяет сделать вывод, что избирательное законодательство Российской Федерации в целом соответствует международным избирательным стандартам, ибо в Конституции Российской Федерации закреплены основные положения, касающиеся прав граждан избирать и быть избранными. Опыт организации и проведения выборов в зарубежных странах также свидетельствует, что они являются одной из важных форм и способом мирной борьбы за государственную власть и, кроме того, средством контроля за её осуществлением. Основным источником избирательного права зарубежных стран, который закрепляет его основные принципы, является конституция государства, хотя объём регулируемых вопросов, касающихся избирательного права существенным образом различается. В основном более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами.

Единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ, который осуществляет её как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В основе реализации этого фундаментального положения, которое закреплено в Конституции, является: чёткое разграничение полномочий властей, наличие должной политической, правовой и общей культуры народа, фактическое обеспечение свободных выборов.

Однако реализация на практике таких подходов представляет собой сложную проблему, поскольку каждая из их составляющих основывается на стабильной структуризации политических интересов различных социальных групп, объединений, высокой политической культуры государственного аппарата, развитой экономике, прочном правопорядке и, наконец, вере населения в справедливость выборов. Одной из важных проблем в сфере избирательного законодательства является разграничение полномочий между Российской Федерации и её субъектами. Так, имеет место размытость положений Конституции Российской Федерации в определении объёма регулирования выборов, проводимых в субъектах федерации, а также порой и необоснованное ограничение полномочий субъектов федерации в избирательном процессе. Не проведена также систематизация правомочий между органами власти Российской Федерацией и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления при проведении выборов в субъектах федерации.

При этом федеральное законодательство чрезвычайно детально регулирует вопросы, касающиеся формирования избирательных округов, составления списка избирателей, деятельности избирательных комиссий, голосования, подсчёта голосов, процедуры обжалования, ответственности и т. д. Т. е. у органов представительной власти субъектов Российской Федерации на деле отсутствует возможность использования других вариантов решения этих вопросов. Характерно, что такая регламентация не всегда является достаточной для защиты избирательных прав граждан. Это связано с тем, что законодатель в субъектах федерации не всегда достаточно подробно регламентирует процесс использования кандидатами предвыборной агитации через средства массовой информации. Следовательно, исчерпывающее регулирование со стороны федерального законодательства вопросов избирательного права, не позволяют региональному законодателю ввести в систему выборов правовые нормы, которые бы отражали национально-территориальные особенности. Считаем, что в создавшихся условиях в целях обеспечения системности правового регулирования, а также более чёткого определения полномочий Российской Федерации и её субъектов по составляющим избирательного права, целесообразным принять Избирательный кодекс Российской Федерации, как это имеет место во Франции.

Устойчивость избирательной системы зависит от её связи с партийной системой, однако в Конституции Российской Федерации собственно политической системе ничего не говорится. К сожалению, продолжительное время государство проводило политику невмешательства, практического отсутствия сотрудничества исполнительной власти с партиями, что, в конечном итоге порождало определённые конфликты между законодательной и исполнительной властями. Хотя последнее время, особенно после принятия закона «О политических партиях» связь такой системы с государством существенным образом усиливается, на этой основе формируется стабильность в обществе, создаются возможности для структурирования интересов различных социальных групп и слоёв населения.

Одним из острых и актуальных вопросов, касающихся избирательного права, является вопрос о формировании Совета Федерации. Нам представляется, что предложение прямого избрания членов Совета Федерации является нецелесообразным, поскольку произойдёт фактическое уравнивание его с Государственной Думой по природе представительства. Явно неприемлемы также предложения о ликвидации одной из палат, т.к. это противоречит ныне действующей Конституции Российской Федерации, а также федеральному устройству нашей страны. Таким образом, центральное место в реформировании нашего государства и общества занимали, занимают и должны занимать правовые и политические меры по обеспечению верховенства Конституции Российской Федерации, восстановлению единого правового поля, укреплению вертикали власти, а также проведение демократических выборов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993. — 61 с.
  2. Всеобщая декларация прав человека: Принята 10 декабря 1948 г. на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юрид. лит., 1990.-С. 14−19.
  3. Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. II Современные зарубежные конституции. М.: РИО МЮИ, 1992. -С.98−100.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. — № 17. — Ст. 291.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. — № 17. — Ст. 291.
  6. Европейская конвенция прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М.: Междун. отношения, 1989. — С. 159 173.
  7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ от 13.01.2003. № 2. -Ст. 171.
  8. Федеральный Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 № 24-ФЗ. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. — № 8. — Ст. 609 (с изм. от 10.01.2003).
  9. Закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. — № 13. -Ст. 1447.
  10. Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995. -№ 21. — Ст.1930.
  11. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124−1 «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г., № 7. Ст. 300.
  12. Закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР» Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 17. — Ст. 510, 512.
  13. Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. М.: Междунар. отношения, 1989. — 159 с.
  14. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 25. Отд. 1. № 26 656- Т. 25. Отд. 1. № 26 662.
  15. Закон Санкт-Петербурга от 18 июня 2003 г. № 332−36 «О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга губернатора Санкт-Петербурга» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 18 июня 2003 года).2. Книги
  16. М.И. Международное право и внутригосударственное законодательство (вопросы теории): Монография. СПб.: СПбЮИ МВД России, Консалтинг, 1994. — 172 с.
  17. С.А. Конституционное право России: Учеб. пос. М.: Зерцало, 2002. — 91 с.
  18. С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1996. -359 с.
  19. А.С. Избирательная власть М.: Права человека, 2002. — 81 с.
  20. , А. С. и др. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник/ А. С. Автономов, В. А. Сивицкий, А.И. Черкасов- Под ред. А. С. Автономова. М.: Юриспруденция, 2001. -395 с.
  21. , А. С. и др. Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / А. С. Автономов, Ю. А. Веденеев, В. В. Луговой. -М.: НОРМА, 2003. 203 с.
  22. С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юрид. лит., 1993. — 192 с.
  23. С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. — 222 с.
  24. П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития: Учеб.-метод. пособие. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. — 201 с.
  25. В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1972. — 392 с.
  26. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.- 368 с.
  27. М. В. Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 1996. — 509 с.
  28. В.М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 400 с.
  29. И. Форма правления и права человека в буржуазных государствах. М.: Юрид. лит., 1985. — 222 с.
  30. С. В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ).- М.: «ЕАБ», 1994.-128 с.
  31. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм (государственно-правовые аспекты). Воронеж: ВГУ, 1985. — 128 с.
  32. Н.В. Обеспечение функционирования механизма управления органами внутренних дел (правовые, методологические и организационные аспекты): Монография. СПб.: СПб университет МВД России, 2000. — 162 с.
  33. Бутрос Гали. Организация Объединенных Наций и права человека. — М.: Права человека, 1995. — 176 с.
  34. Л.В. Современная конституционная реформа: Теория и практика: Монография. СПб.: СПб академия МВД России, 1997. -210 с.
  35. М.А., Вершинин М. С. Избирательная система России: Слов.-справ. / Акад. полит, науки. С.-Петерб. отд-ние. СПб.: Михайлов В. А., 2000. — 157 с.
  36. Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981.-207 с.
  37. В.Ю. Проблемы реформирования избирательной системы в постсоветский период / Сев. -Зап. акад. гос. службы. -СПб.: Изд-во СЗАГС, 2001. 32 с.
  38. Г. Философия права // Сочинения. М.-Л.: Госполитиздат, 1934.-Т.7.-382 с.
  39. П.П. Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты. Монография. СПб., 1997. — 143 с.
  40. П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (теория и практика). Монография. СПб., 1998.-405 с.
  41. П.П. Правовая самооборона (проблемы социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан). Монография. СПб., 1999.-401 с.
  42. П.П., Кикоть В. Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в РФ. Учебник. М., 2002. 437 с.
  43. В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998. -219 с.
  44. Государственное право Германии. В 2 т. Т. 2. — М., 1994. — 319 с.
  45. Гражданское общество и государственная служба: Сб. М.: РАГС, 2003. — 169 с.
  46. Гражданское общество и право: Сб. ст. М.: РАГС, 2003. — 191 с.
  47. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М.: ИГП АН СССР, 1991.-120 с.
  48. Л.А. Сравнительный анализ региональных избирательных систем (на примере республик и областей Поволжья и Пре-дуралья). Казань: АБАК, 1998. — 130 с.
  49. Ю.А. и др. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян, С. Ю. Чудина. Иркутск: Макаров, 2001. — 510 с.
  50. Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1992. — 215 с.
  51. Ю.А., Черкашин Е. Ю. Законодательные органы России от Новгородского Вече до Федерального Собрания. М.: Манускрипт, 1995. -103 с.
  52. И.Я. Право и управление. М.: Юрид. лит., 1981. 168 с.
  53. С.В. Избирательная система и избирательное право России: Учеб. пособие / Нижегор. правовая акад. Н. Новгород: НПА, 2003. — 55 с.
  54. Жан Пикте. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: МП «Паллада», 1993. — 127 с.
  55. Зарубежное избирательное право: Учеб. пособие / А. С. Автономов, Ю. А. Веденеев, О. В. Дегтярева и др.- Науч. ред. В. В. Маклаков. М.: НОРМА, 2003. — 283 с.
  56. А.В. Избирательная система России. СПб.: Фонд «Университет», 2000. — 352 с.
  57. А.В. Конституционное право России. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. 172 с.
  58. А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Герда, 2000. — 405 с.
  59. А.В., Поляшова И. С. Избирательная система России: (теория, практика и перспективы). СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 357 с.
  60. А.В., Глущенко П. П. Поляшова И.С. Конституционное право России: Учеб.-метод, пособие. СПб.: СПбГУАП, 2004. -179 с.
  61. В.В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции: Учеб. пособие.- Иркутск: Избир. комис. Иркут. обл., 1998. 50 с.
  62. В.В. Юридическая ответственность и избирательный процесс. М.: РЦОИТ, 2002. — 142 с.
  63. В.В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М.: РЦОИТ, 1999.-88 с.
  64. Избиратель и закон: Сб. Ярославль: РИО-Гранд, 1999. — 84 с.
  65. Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. В. И. Васильева. М.: Манускрипт, 1993. — 258 с.
  66. Избирательное право в вопросах и ответах. М.: Ин-т государства и права РАН, 1995. — 76 с.
  67. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации: (Альбом схем). Белгород: БЮИ, 2001. — 54 с.
  68. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов / С. А. Авакьян, J1.Г. Алехичева, В. В. Альхименко и др.- Отв. ред. А. В. Иванченко. М.: НОРМА, 1999.- 841 с.
  69. Избирательное право. России: В документах. В 3 т. Т.1: Федеральные нормативно-правовые акты. М.: Моск. гос. юрид. акад., 1999.-638 с.
  70. Избирательное право России: В документах. В 3 т. Т. 2: Региональные нормативно-правовые акты. М.: Моск. гос. юрид. акад., 1999.-868 с.
  71. Избирательное право России: В документах. В 3 т. Т. 3: Нормативно-правовые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. М.: Моск. гос. юрид. акад., 1999. — 836 с.
  72. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995−2000): В 2 т. Т. 1 / Центр, избират. ко-мис. Рос. Федерации. М.: НОРМА, 2001. — 1097 с.
  73. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации (1995−2000): В 2 т. Т. 2 / Центр, избират. ко-мис. Рос. Федерации. М.: НОРМА, 2001. — 843 с.
  74. Институт выборов в истории России: Библиогр. указ. / Центр, из-бир. комис. Рос. Федерации. Калуга: Символ, 1999. — 504 с.
  75. Институт выборов в истории России: Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX-нач. XX вв. / Центр, избират. комис. Рос. Федерации. М.: Норма, 2001. — 774 с.
  76. Исследования по общей теории систем: Сб. переводов с англ. и польск / Под ред. А. А. Макарова. М.: Прогресс, 1969. — 520 с.
  77. А.А. Правоведение: Конспект лекций. СПб., 2002. -140 с.
  78. Н.С. Избирательные права граждан Российской Федерации и их право на участие в референдуме: основные гарантии реализации / Твер. обл. орг. О-ва «Знание». Тверь: Б. и., 1998. -34 с.
  79. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: Ин-т государства и права РАН, 1995. -136 с.
  80. Д.Б., Корчиго Е. В. Избирательное право: Вопр. и ответы.- М.: Юриспруденция, 2001. 168 с.
  81. Д.Б., Корчиго Е. В. Конституционное право России: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю. А. Веденеев. М.: Юриспруденция, 1999.- 228 с.
  82. С.Д. Очерки теории российского избирательного права. -Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. 414 с.
  83. С.Д. Российское избирательное право: Учеб. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 447 с.
  84. С.Д. Современное российское избирательное право: Понятие, принципы, источники. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999.-156 с.
  85. С.Н. Правовая активность граждан. Нижний Новгород: ВШ МВД России, 1994. — 82 с.
  86. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юрист, 1995. — 480 с.
  87. С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Монография. Саранск: Мордовск. ун-т, 1995. — 208 с.
  88. С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. -М.: Юрайт, 1995.-311 с.
  89. С.А. Общая теория государства и права: Учебник для студентов вузов, обучающихся по юрид. спец. и направлениям. -М.: Юрайт, 1997.-411 с.
  90. Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2001. — 564 с.
  91. Конституционное право. М.: БЕК, 1996. -446 с.
  92. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Норма, 2000. -819 с.
  93. Конституционный строй России. Вып. 2. Вопросы парламентского права. М.: Ин-т государства и права РАН, 1995. — 132 с.
  94. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов прав человека. М.: Юрид. лит., 1994. — 198 с.
  95. Д.И. Политические и правовые учения: историко -теоретический аспект. Л.: ЛГУ, 1985. — 161 с.
  96. В.О., Доронина О. Н. Жалобы граждан в Конституционный суд Российской Федерации. М.: ЮНИТИ, 1998. — 260 с.
  97. В.В. Российское избирательное право: от империи до федерации. Воронеж: ВВШ МВД России, 1998. — 131 с.
  98. Л.С. Государство в ценностном измерении. М.: Норма, 1998.-48 с.
  99. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. М., 1997.
  100. А.А., Барабашев Г. В. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989.
  101. Е.А., Погуляев В. В., Вайпан В. А., Любимов А. П. Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» / Под общ. ред. В. В. Погуляева. М.: «ЗАО Юстицинформ», 2004.
  102. В.И. Избирательное законодательство России: этапы становления: Учеб. пособие. М.: Моск. профсоюз, представительство, 1998. — 84 с.
  103. B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов. М.: Издательская группа Норма-Инфра-М, 1999.-632 с.
  104. О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах: Докл. Центр, избир. ко-мис. Рос. Федерации. М.: Б.и., 2000. — 94 с.
  105. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. — 438 с.
  106. Общая теория права и государства / B.C. Афанасьев, А. Г. Братко, А. П. Герасимов и др.- Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. — 367 с.
  107. Н.В. Парламентаризм и парламентское право в политико-правовой мысли дореволюционной России. М.: Юридический дом «Юстинформ», 2003. — 200 с.
  108. А.С. Философия политики. М.: Наука, 1994. — 367 с.
  109. Ю.Л. Организация системы управления органами внутренних дел: Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1987. — 20 с.
  110. С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2003. № 11. — С. 43−54.
  111. С.Л. Новая конституция Швейцарской Конфедерации: право и современность // Государство и право. 2001. — № 7. — С. 77−83.
  112. К.М. Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина: специфические проблемы Кабардино-Балкарской Республики // Государство и право. 1999. — № 4. — С. 38−42.
  113. Актуальные проблемы гражданства // Материалы межвуз. науч.-практ. конф. «Проблемы гражданства». Москва, 23−24 февраля 1995 г.-М., 1995.-216 с.
  114. М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. № 11.-С. 10−19.
  115. А.И. Кибернетика // «Философская энциклопедия», Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1962. — С. 495- 506.
  116. О. На что надеются избиратели // Российской Федерации сегодня. 2004. — № 7. — С. 2−3.
  117. Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003. № 11. — С. 55−64.
  118. Н.Е., Дмитриев Ю. А. Проблема возрастных ограничений в российском законодательстве // Государство и право. -1999.-№ 11.-С. 25−30.
  119. А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. — № 7. — С. 13−19.
  120. Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права. 2003. № 6. -С. 58−66.
  121. Ю. Электоральная демократия // Независимая газета. 1996, 12 декабря.
  122. А.А. Уйдём ли от грязных технологий? // Российской Федерации. 2003. — № 19. — С. 26−27.
  123. . СМИ вздохнули свободнее. Однако к российскому избирательному законодательству по-прежнему остаётся много вопросов // СПб ведомости. 2003. 10 ноября. С. 4.
  124. В. Г. Конституция России и межгосударственные объединения //Журнал российского права. 2003. № 11. С. 80−92.
  125. Д. Вешняков очистит Думу от «предателей» // РГ от 29.10.04 № 249 (3617). С. 9.
  126. Во что обойдётся кресло Президента II РГ. 2004. 21 янв. С. 13.
  127. Л.Д., Краснов НА, Федотов М.А. Конституционные права, свободы и обязанности граждан как объект системного анализа II Правоведение. 1982. № 2. С. 16−23.
  128. КС. Размышления о свободе // Вопросы философии. -1993. № 2.
  129. М.С. Природа и суть агрессивного равнодушия (уголовно-политический аспект // Государство и право. 1999. -№ 2. — С. 63−67.
  130. П. Европейская конвенция о правах человека и эффективность судебной защиты // Судебный контроль и права человека. М., 1996.-С. 140.
  131. Ю.А., Измайлова Ф. Ш. Проблема контроля и ответственность в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. — № 4. — С. 88−96.
  132. Е. Песня о переселении дум // РГ от 28.10.04. № 238 (3615).-С. 3.
  133. А.В. Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России II Государство и право, 1995. № 1. С. 15.
  134. А.В. Деятельность избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по реализации и защите избирательных прав граждан // Государство и право. 1998. — № 9. — С. 9−15.
  135. Кандидаты в Президенты Российской Федерации II Наша власть: дела и лица. 2004. — № 2. — С. 4−5.
  136. В. А., Сальников В. П. Право-мораль // Лики морали. Введение в этику. СПб., 1996. — С. 104−106.
  137. Д.А. О свободе, равенстве и равноправии // Социологические исследования. 1994. — № 8 — 9.
  138. Н.М. Конституционная ответственность -самостоятельный вид ответственности II Государство и право. -1997.-№ 2.-С. 86−91.
  139. И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 109−120.
  140. И.А. Российская Конституция и конституционализация правового порядка (некоторые вопросы теории и практики) // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 113−124.
  141. М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона II Государство и право. 1993. № 6.-С. 1.
  142. .С. Концепция развития законодательства в сфере федеративных и национальных отношений II Правовая реформа: концепции развития российского законодательства / Ред. кол.: Л. А. Окуньков и др. М., 1995. — С. 32−42.
  143. А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журнал российского права. 2003. № 7. С. 79−89.
  144. Л. Конституционное правосудие: механизм реализации, проблемы II Российская Федерация. 1995. — № 10. — С. 14.
  145. В.В. Выборы в Государственную Думу 1995 г.: проблемы совершенствования законодательства II Государство и право. -1996. № 9.-С. 25.
  146. В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов II Государство и право. М., 1996. — С. 3−7.
  147. Е.А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. М.: ИГП РАН, 1996. — С. 5−21.
  148. В. В. Конституция Российской Федерации: испытание мировым опытом //Журнал российского права. 2003. № 11. — С. 65−81.
  149. Т.В. Реформирование российской избирательной системы в условиях становления многопартийности // Федеральное собрание России: опыт первых выборов. М.: Институт государства и права, 1994. — С. 52.
  150. О.А. Конституционное развитие Республики Тыва // Государство и право. 2002. — № 11. — С. 65−74.
  151. М.Ю. Некоторые проблемы оснований импичмента в отношении президента России // Проблемы конституционного развития России на современном этапе / Под ред. С. А. Комарова. -Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. С. 242−244.
  152. Развитие избирательного права укрепляет гражданское общество (интервью с А. А. Вешняковым, председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, кандидатом юридических наук) // Журнал российского права. 2003. — № 10. -С. 3−11.
  153. В.Н. «Народное вето» как институт непосредственной демократии // Государство и право. 2004. — № 3. — С. 16−22.
  154. А.Г. Конституционно-правовая ответственность кандидатов за нарушения избирательного законодательства // Журнал российского права. 2003. — № 10. — С. 60−67.
  155. А.А. Защита прав граждан в процессе выборов // Права человека и правоохранительная деятельность: Матер, науч. конф. 10 дек. 1998. СПб., 1999. — С. 41−44.
  156. С.Г. Проблемы функционального разграничения компетенции главы муниципального образования и местного редставительного органа в системе муниципальной власти // Государство и право. 2004. — № 3. — С. 32−35.
  157. Ю.А. Актуальное исследование истоков отечественного парламентаризма // Журнал российского права. 2003. — № 10.-С. 171,174.
  158. Ю.А. Проблемы реализации конституционных норм // Журнал российского права. 2003. — № 1. — С. 159−160.
  159. А.Г., Рахимов Р. А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности. // Государство и право. -2000. № 5. — С. 5.
  160. В. А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2003. — № 9. — С. 32−39.
  161. В.Е. Российская конституция и международный опыт // Государство и право. 1998. — № 12. — С. 5−14.
  162. Диссертации и авторефераты
  163. М.И. Права человека и закон (историко-теоретический анализ): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. СПб.: СПбА МВД России, 1998.-43 с.
  164. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 1997.
  165. В.П. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в избирательном процессе в российской Федерации. Дисс.. канд. юрид. наук. СПб., 2002.
  166. А.Б. Процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 1999.-22 с.
  167. Н.В. Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти в России. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. СПб.: СПбУ МВД России, 2001. 27 с.
  168. О.А. Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в РФ: Автореф.. канд. юрид. наук. М.: МУ МВД РФ, 2002. — 23 с.
  169. В.А. Конституционные средства защиты избирательных прав граждан. Автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Волгоград: ВАГС, 2000. — 20 с.
  170. Г. А. Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе комиссий: Автореф.. канд. юрид. наук. Ростов/н/Д.: РЮИ МВД РФ, 2002. -21 с.
  171. А.В. Правовая защита человека (теоретический аспект): Дисс.. д-ра юрид. наук. СПб.: СПбЮИ МВД России, 1996.-423 с.
  172. В.П. Человек и правоохранительная деятельность (фи-лософско-правовой аспект): Дисс.. д-ра юрид. наук. СПб.: СПбЮИ МВД России, 1996. — 378 с.
  173. И.И. Гражданское общество и современное российское государство: Автореф.. канд. юрид. наук / Казан, гос. ун-т. Казань, 2002. — 25 с.
Заполнить форму текущей работой