Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование способности серых ворон к обобщениям, связанным с обработкой информации о числе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При изучении способности ворон к обобщению мы использовали подход, применявшийся ранее О. Кёлером (Koehler, 1956), Дашевским (1972), Райтом (Wright et al, 1988) и другими авторами — систематическое варьирование в процессе обучения второстепенных параметров стимулов. Этот подход направлен не на выработку конкретной реакции на конкретный стимул, а на создание условий для выделения некоего… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Обзор литературы
    • 2. 1. История исследований проблемы
    • 2. 2. Современные представления о процессах «счета"у животных
      • 2. 2. 1. Классификации процессов оперирования признаком числа (основные термины)
        • 2. 2. 1. 1. Классификация Дэвиса и Перусс с комментариями и дополнениями других авторов
        • 2. 2. 1. 2. Другие варианты классификаций
      • 2. 2. 2. Гипотетические модели механизмов распознавания признака числа
        • 2. 2. 2. 1. Механизмы быстрого распознавания («сабитайзинга») небольшого одномоментно предъявляемого множества
        • 2. 2. 2. 2. Механизмы распознавания числа последовательных сигналов
    • 2. 3. Основные направления исследований способности животных к «счету»
      • 2. 3. 1. Исследования способности распознавать признак числа при одномоментном предъявлении множеств
        • 2. 3. 1. 1. Относительные количественные оценки
        • 2. 3. 1. 2. Распознавание одного определенного числа объектов
        • 2. 3. 1. 3. Распознавание признака числа в ситуации выбора по образцу
      • 2. 3. 2. Исследования способности распознавать число последовательных сигналов
      • 2. 3. 3. Исследования способности животных распознавать число совершаемых ими действий
      • 2. 3. 4. Исследования способности животных к усвоению символов-числительных

Исследование способности серых ворон к обобщениям, связанным с обработкой информации о числе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. К настоящему времени общепризнано, что I исследования рассудочной деятельности или довербального мышления животных как предшественника мышления человека необходимы для понимания закономерностей эволюции поведения.

Установлено, что животные обладают различными формами довербального мышления (например, Фирсов, 1983; 1987; 1993; Малюкова и др., 1990; 1992; 1995; Крушинский и др., 1981; Крушинский, 1986; Зорина, 1990; 1993; 1999; Premack, 1983; 1994; Capaldi, 1993; Tomasello & Call, 1997) и даже способностью к использованию символов для обозначения объектов, явлений или понятий (Boysen, 1993; Boysen et al, 1993; 1996; Boysen & Berntson, 1989; 1995; Gardner & Gardner, 1985; Pepperberg, 1987a- 1987b- 1988; 1994; Premack, 1984; Rumbaugh et al., 1989a- 1989b- 1993; Rumbaugh & Washburn, 1993; Savage-Rumbaugh et al., 1984; 1986; 1993).

В то же время остается недостаточно исследованным вопрос о том, в какой степени высшие формы довербального мышления (способность к обобщению и формированию довербальных понятий) развиты у животных, не относящихся к приматам, хотя он очень важен для понимания возможных путей развития довербального мышления в процессе эволюции.

Способность к обобщению, т. е. к созданию «функциональных блоков систематизированной информации о предметах, явлениях, действиях, отношениях, тождестве и многом другом, хранящихся в аппаратах памяти» (Фирсов, 1987; 1993), служит основой для возникновения абстрактных представлений и возможности использования символов. Мерой абстрагирования («удаления от чувственных корней») служит способность оперировать символами в полном отрыве от обозначаемого ими физического объекта или явления (Ладыгина-Коте, 1923; Фирсов, 1993; Savage-Rumbaugh et al, 1984). Подобные способности являются одной из характерных черт мышления человека. Именно поэтому изучение функции обобщения столь важно для выяснения грани между возможностями психики человека и животных.

Мы исследовали эту форму когнитивной деятельности у высокоорганизованных представителей класса птиц — врановых (серых ворон). Птицы, как известно, обладают особым типом структурно-функциональной организации могзга. У них отсутствует неокортекс, с которым обычно связывают высшие психические функции, а преимущественного развития достигает стриатум. К настоящему времени получены данные, что гиперстриатум птиц является не только функциональным аналогом, но также гомологом неокортекса млекопитающих (Обухов, 1996; Karten, 1991).

Ранее было показано, что врановые, с их крупным и тонко дифференцированным мозгом (Stingelin, 1958; Обухов, 1996) обладают способностью к решению многих типов элементарных логических задач на уровне, по крайней мере, мартышковых обезьян (Крушинский, 1986; Зорина, 1993; 1999; Зорина и др., 1995; Koehler, 1956; Kamil, 1987; Wilson et al., 1985bMackintosh, 1988; Zorina, 1997).

При изучении способности ворон к обобщению мы использовали подход, применявшийся ранее О. Кёлером (Koehler, 1956), Дашевским (1972), Райтом (Wright et al, 1988) и другими авторами — систематическое варьирование в процессе обучения второстепенных параметров стимулов. Этот подход направлен не на выработку конкретной реакции на конкретный стимул, а на создание условий для выделения некоего относительного, общего для разных стимулов признака. Если в результате такого обучения у животного формируется правило выбора, которое может быть легко применено к разнообразным новым стимулам (в том числе принадлежащим к другой категории или модальности), то говорят о формировании отвлеченного правила выбора. Подобный «перенос» свидетельствует о способности животного к обобщению (Фирсов, 1987; 1993; Mackintosh, 1988).

В качестве модели для исследования мы обратились к задачам, связанным с обработкой информации о признаке числа, которые иногда условно называют «счетом». К настоящему времени предложено несколько классификаций процессов, имеющих отношение к распознаванию признака числа (Koehler, 1956; Davis & Perusse, 1988аDavis, 1993; Tomas & borden, 1993; Gallistel, 1993; Honig, 1993). Общим для большинства из них является выделение «истинного счета» — процесса формальной нумерации объектов, используемого соответственно обученными людьми для определения их абсолютного числа. Термин «истинный счет» подразумевает обязательное применение упорядоченной последовательности индивидуально различающихся маркеров, причем последний маркер в последовательности должен обладать свойством кардинальности — обозначать общее число пересчитанных объектов. Все остальные типы процессов, включенные в эти классификации, можно подразделить на две основные группы: распознавание множеств по всей совокупности количественных параметров (как по числу, так и по сопряженным с ним признаками) и на распознавание множеств собственно по признаку числа.

К настоящему времени бесспорно доказано, что животные способны распознавать и использовать признак числа. Более того, показано, что приматы способны использовать символы для маркировки небольших множеств (Rumbaugh et al., 1993; Rumbaugh & Washburn, 1993; Boysen & Berntson, 1989; 1995; Boysen, 1993; Boysen et al., 1996; Murofiishi, 1997; Olthof et al., 1997). Однако сведения о степени обобщения информации о числе, которая доступна животным, не относящимся к приматам, остаются весьма фрагментарными.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы было комплексное изучение способности серых ворон к обобщениям, связанным с обработкой информации о числе.

В работе были поставлены следующие задачи: исследовать способность ворон к относительным количественным оценкамопределить диапазон, в котором птицы способны сравнивать множества именно по числу элементов в нихоценить способность ворон к формированию обобщений по признакам «большее множество» и «соответствие (или несоответствие) числа» -. | - выяснить, способны ли вороны к элементам символизации: могут ли они за счет мысленного сопоставления ранее полученной информации установить эквивалентность множеств разного типа и исходно индифферентных для них знаков (арабских цифр от 1 до 4), и оперировать этими знаками в отсутствие обозначаемых ими множеств.

Научная новизна проблемы. В работе впервые проведен комплексный анализ способности птиц к распознаванию признака числа и к обобщению по этому признаку. Полученные результаты позволяют утверждать, что серые вороны могут выделять признак числа из прочих количественных параметров, характеризующих множества разного типа — гетерогенные графические множества, совокупности дискретных пищевых объектов, последовательности звуковых сигналов. Показано, что они усваивают отвлеченное правило выбора по этому признаку и могут применять его к различным новым наборам стимулов, что свидетельствует об их способности к обобщению информации о числе. Впервые показано, что воронам доступны некоторые элементы символизации. Эти птицы без прямого обучения на основе ранее полученной информации могут устанавливать эквивалентность определенных цифр и множеств и отвлеченно (в отсутствие обозначаемых цифрами множеств) использовать эти символы — выполнять операцию, аналогичную арифметическому сложению. Таким образом, установлено, что серые вороны, высокоорганизованные представители класса птиц, подобно высшим приматам способны к формированию довербального понятия о числе.

Научно-теоретическое и практическое значение работы. Разработаны и применены оригинальные методические приемы, позволившие исследовать способность серых ворон к обобщениям по признаку числа. Полученные в результате их применения данные позволяют предположить, что не только у высших приматов, но и у некоторых птиц довербальное мышление достигло в своем развитии того промежуточного этапа, который по мнению Орбели (1949) обеспечивает возможность использования символов вместо реальных объектов и реальных явлений, и который в эволюции предшествовал формированию второй сигнальной системы. Таким образом, получает новое подтверждение впервые высказанное JI. В. Крушинским в 60-е годы представление о том, что существует параллелизм в эволюции высших когнитивных функций птиц и млекопитающих — позвоночных с разными типами структурно-функциональной организации мозга.

Результаты работы могут быть использованы для раскрытия физиологических основ экологической пластичности поведения врановых птиц, что немаловажно в связи с возрастанием их численности в антропогенных ландшафтах и необходимостью создания методов управления их поведением.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на XVI Междунар. конфер. молодых ученых и студентов (Москва, 1993) — на IV и V совещ. по экологии и численности врановых птиц России и сопред. государств (Казань, 1996; Ставрополь, 1999) — на 1(Х1) Междунар. совещ. и школе по эвол. физиол., поев, памяти акад. JI. А. Орбели (С.-Петерб., 1996) — на молодежной научной конфер., поев. 90-летию со дня рожд. акад. М. Н. Ливанова (Москва, 1997) — на Междунар. конфер., поев. 80-летию со дня рожд. акад. Д. К. Беляева (Новосибирск, 1997) — on the 26th Gottingen Neurobiol. Conference (Gottingen, 1998) — on the Berlin Neurosciences Conference (Berlin, 1998) — на заседании каф. высшей нервной деятельности Биол. ф-та МГУ.

Публикации. По материалам диссертации опубликованы 6 статей в рецензируемых журналах (одна из них еще находится в печати) и 9 статей и тезисов в сборниках по материалам научных конференций.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введенияобзора литературыописания общих положений методики- 3 глав, в которых изложены описания конкретных методических приемов, результаты исследований и их обсуждениезаключениявыводов и списка литературы, включающего 236 источников, из них 26 отечественных и 210 зарубежных авторов. Содержание диссертации изложено на 176 страницах и включает 20 таблиц и 19 рисунков.

8. Выводы.

1. Диапазон восприятия и точной оценки множеств по числу элементов, по крайней мере у некоторых ворон достигает 20. При сравнении больших множеств (до 25) наряду с числовыми признаками птицы используют и другие количественные параметры.

2. Установлена способность ворон к формированию правила выбора по признаку «большее множество» .

3. Показана возможность переноса этого правила на множества из нового диапазона, что свидетельствует о формировании обобщения по признаку «большее множество» .

4. Методом «выбора по образцу» при использовании стимулов трех различных категорий у ворон удалось сформировать правило выбора по признаку соответствия (или несоответствия) числа элементов в множествах.

5. Показана возможность переноса этого правила на новые стимулы (в том числе на множества из нового диапазона «5−8»), что свидетельствует о формировании обобщения по признаку соответствия (или несоответствия) числа.

1 1 -. ' -Г.

6. Вороны оказались способны экстренным путем, за счет мысленного сопоставления ранее полученной информации установить эквивалентность множеств разного типа и исходно индифферентных для них знаков (арабских цифр от 1 до 4).

7. Выполненная воронами операция мысленного сопоставления ранее полученной информации подтверждает данные об их способности к транзитивному заключению.

8. Вороны без специального обучения способны выполнять с цифрами операцию, аналогичную арифметическому сложению, что подтверждает предположение об их способности к овладению элементами символизации.

9. Полученные данные позволяют утверждать, что вороны обладают до-вербальным понятием числа.

7.

Заключение

.

Основной вопрос, который возникает при обсуждении наших данных, -как оценить уровень доступного птицам обобщения и можно ли считать, что у них формируется понятие о числе.

Фирсов и его коллеги предлагали «подразделять первую сигнальную систему на два уровня- (1) уровень до понятия, когда отражение действительности осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений- (2) уровень понятия — отражение действительности на уровне понятий, не опосредованных словом» (Фирсов и др., 1974; стр. 951).

В литературе нет единого мнения о том, каковы критерии понятия числа у животных. Общепринято, что это понятие подразумевает абстрагирование числа как признака всего множества, не связанного со свойствами отдельных составляющих его элементов. O наличии такого абстрагирования свидетельствует возможность переноса, то есть способность распознавать по этому признаку новые стимулы в новой ситуации — например, перенос между ситуациями с одномоментным и последовательным предъявлением элементов множествпри изменении модальности стимуловпри переходе от распознавания множества к выполнению соответствующего числа действий (Seibt, 1982; Davis & Memmot, 1982; Davis & Perusse, 1988a). Ряд авторов считает необходимым критерием возможность выполнения арифметических операций (Douglass, 1925; Gelman & Gallistel, 1978; Gallistel, 1989). По мнению других, это требование неоправданно строгое и чисто формальное. Однако они считают необходимым, кроме возможности переносов, понимание свойств равенства — транзитивности, рефлексивности и симметрии (Davis & Memmot, 1982; Davis & Perusse, 1988aSteffe et al., 1988).

Полученные нами данные, как и описанные в литературе (Koehler, 1956; Wilson et al., 1985b), демонстрируют, что способности врановых удовлетворяют большинству из этих критериев. Нами доказано, что вороны могут абстрагировать признак числа от прочих количественных параметров, характе.

• а ' ¦ 157 ризующих множества разной природы (дискретные пищевые объекты, графические множества и последовательности звуковых сигналов). Продемонстрирована возможность переноса двух разных правил, основанных на распознавании признака числа («большее множество» и соответствие или несоответствие с образцом), на новые диапазоны множеств. Доказана возможность переноса правила выбора от одновременного способа предъявления элементов множеств к последовательному, что соответствует данным, полученным О. Кёлером (Koehler, 1956), а также межмодального переноса (от зрительных стимулов к акустическим). Мы не исследовали возможность переноса между распознаваемым числом и числом выполняемых действий, од: f’j нако он был продемонстрирован в экспериментах О. Кёлера (Koehler, 1956).

Установлено, что воронам доступны некоторые элементы символизации. Без прямого обучения, на основе ранее полученной информации, эти птицы смогли установить эквивалентность цифр и множеств и отвлеченно (в отсутствие обозначаемых ими множеств) оперировать этими символами — выполнять операцию, аналогичную арифметическому сложению цифр. Ранее подобные способности были выявлены только у приматов (Boysen, Berntson, 1989; 1995; Rumbaugh et al, 1989k- 1989b- 1991; 1993; Olthof et al., 1997).

Наконец, вороны оказались способны к транзитивному заключению (если а=Ь и Ь=с, то а=с). При решении задач они применяли отношение рефлексивности (а=а, например, когда образец и соответствующая карточка для выбора идентичны друг другу). По косвенным данным, они использовали и последнее свойство равенств — симметрию (если а=Ь, то Ь=а).

Таким образом, можно обоснованно заключить, что вороны обладают понятием числа. Они способны сохранять информацию о числовых параметрах стимулов не только в форме образных представлений (imaginal representations), но и в некой отвлеченной и обобщенной форме (abstracted representationsФирсов и др., 1974; Фирсов, 1993; Premak, 1983, 1984).

Показать весь текст

Список литературы

  1. .А. Решение обезьянами задач, требующих оперирования эмпирической мерностью фигур:У/ДАН СССР. 1972. Т. 204. № 2. С. 496−498.
  2. Дерим-Оглу Е. Н., Егорова Г. В. Экспериментальное исследование способности к распознаванию числа стимулов у птиц (на примере мухоловки-пеструшки Muscicapa hypoleuca) // Зоологический журнал. 1982. Т. LXI. Вып. 10. С. 1543−1548.
  3. Зорина 3. А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальные исследования // «Язык в океане языков». Новосибирск: Сибирский хронограф. 1993. С. 160−172.
  4. Зорина 3. А., Калинина Т. А., Маркина Н. В. Способность к обучению у ворон и голубей: формирование системы дифференцировок стимулов поцвету при нарастающем количестве подкрепления // Журн. высш. нервн. i i.деят. 1989. Т. 39. № 4. С. 660−666.
  5. Зорина 3. А., Калинина Т. С., Майорова М. Е., Микитич Ю. Б.,
  6. А.В. Относительные количественные оценки у ворон и голубей приt .экстренном сопоставлении стимулов, ранее связанных с разными количествами подкрепления // Журн. высш. нервн. деят. 1991. Т. 41. № 2. С. 306−313.
  7. Зорина 3. А., Калинина Т. С., Маркина Н. В. Транзитивное заключение у птиц: решение теста Гиллана врановыми и голубями // Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т. 45. № 4. С. 716−722.
  8. Зорина 3. А., Смирнова А. А. Количественная оценка серой воронойi '. :множеств, состоящих из 15−25 элементов // Журн. высш нервн. деят. 1996. Т. 46. № 2. С. 298−301. — '
  9. Зорина 3. А., Смирнова Д. А. Количественные оценки у серых ворон: обобщение по относительному признаку «большее множество» // Журн. высш. нервн. деят. 1995. Т. 45. № 3. С. 490−499.
  10. Зорина 3. А., Смирнова А. А. Относительные количественные оценки у голубей и ворон: спонтанный выбор большего пищевого множества // Журн. высш. нервн. деят. 1994. Т. 44. № 3. С. 618−621.
  11. З.А. Сравнительные исследования некоторых сложных форм обучения у птиц // Сравнительная физиология ВНД человека и животных. М.: Наука. 1990. С. 21−36. ' '' ¦ 1
  12. З.А. Рассудочная деятельность животных как биологическая предпосылка мышления человека // Мир психологии. 1999. №. 1. № 17. С. 186−197.
  13. JI. В. Биологические основы рассудочной деятельности // М.: изд-во Московского Университета, 1986. 270 с.
  14. JI. В., Дашевский Б. А., Зорина 3. А., Будук-оол Л. К., Жуков Б. Б. Дифференцирование фигур по признаку объемности-плоскостности у вороновых птиц // Биологические науки. 1981. № 3. С. 5559.
  15. Ладыгина-Коте Н. Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе ИМ:. ПГ. 1923. 502 с.
  16. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Ред. В. К. Никольский, A.B. Кисин (пер. с франц.). М.: Атеист. 1930. 337 с.
  17. И.В., Никитин B.C., Уварова И. А., Силаков В. Л. Сравнительно-физиологическое изучение функции обобщения у приматов // Журн. эвол. биохим. и физиол. 1990. Т. 26. № 3. С. 801- 810.
  18. ИВ. Некоторые аспекты сравнительной психологии приматов // Журн. высш. нервн. деят. 1992. Т. 42. № 5. С. 876−884.
  19. И. В., Молотова Н. Г. Исследование когнитивной деятельности в процессе распознавания разного количества объектов у шимпанзе подросткового возраста // Журн. эвол. биохим. и физиол. 1995. Т. 31. № 5, 6. С. 668−676. ц
  20. JI. А. Вопросы высшей нервной деятельности // M.-JL: Наука. 1949.
  21. А. А., Зорина 3. А., Лазарева О. Ф. Обучение серых ворон (Corvus cornix L.) отвлеченному правилу выбора по соответствию/несоответствию с образцом // Журн. высш нерв. деят. 1998. Т. 48. № 5. С. 855−867.
  22. JI.A., Знаменская А. Н., Мордвинов Е. Ф. О функции обобщения у обезьян (физиологический аспект) // Доклады АН СССР. 1974. Т. 216. № 4. С. 949−951.
  23. JI. А. Довербальный язык обезьян // Журн. эвол. биохим. и физиол. 1983. Т. 19. № 4. С. 381−389.
  24. Л. А. По следам Маугли? // Язык в океане языков. Новосибирск: Сибирский хронограф. 1993. С. 44−59.
  25. Фирсов J1.A. Физиологическое изучение пластичных форм поведения у антропоидов. Журн. эвол. биохим. и физиол. 1973. Т. IX № 4. 433−440.
  26. JI.A. Высшая нервная деятельность человекообразных обезьян и проблема антропогенеза // Физиология поведения: Нейробиологические закономерности / Л.: Наука. 1987. С. 639−711.
  27. Arndt W. Abschlie? ende Versuche zur Frage des «Zahl» Vermogens der Haustaube Concluding recearch on the question of «number"abbility inthe domestic pigeon. // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1939. V. 3. P. 88−142.
  28. Boysen S.T., Berntson G.G. Numerical competence in a chimpanzee (Pan troglodytes) // J. Comp. Psychol. 1989. V. 103. № 1. P. 23−31.
  29. Boysen S.T., Berntson G.G., Shreyer T.A., Quigley K.S. Processing of ordinality and transitivity by chimpanzees (Pan troglodytes) // J. Comp. Psychol. 1993. V. 107. № 2. P. 208−215.
  30. Boysen S.T., Berntson G.G., Shreyer T.A., Hannan M.B. Indicating acts during counting by a chimpanzee (Pan troglodytes) // J. Comp. Psychol. 1995. V. 109. № l.P. 47−51.
  31. Boysen S.T., Berntson G.G. Responses to quantity: perceptual versus cognitive mechanisms in chimpanzees (Pan troglodytes) // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1995. V. 21. № l. P. 82−86.
  32. Boysen S.T., Bernston G.G., Hannan M.B., Cacioppo J.T. Quantity-based interference and symbolic representations in chimpanzees (Pan troglodytes) // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1996. V. 22. № 1. P. 76−86.
  33. Breslow L. Revaluation of the literature on the development of transitive inferences //Psychol. Bull. 1981. V. 89. P. 325−351.
  34. Burns R.A., Sanders R.E. Concurrent counting of two and three events in a serial anticipation paradigm // Bull. Psychonomic Society. 1987. V. 25. P. 479 481.
  35. Burns R.A., Gordon W.V. Some further observations on serial enumeration and categorical flexibility // Anim. Learn. & Behav. 1988. V. 16. P. 425−428.
  36. Burns R.A., Goettl M.E., Burt S.T. Numerical discriminations with arrhythmic serial presentations // Psychol. Rec. 1995. V. 45. P. 95−104.
  37. Capaldi E.J. Effect of N-length, number of different N-lengths, and number of reinforcements on resistance to extinction // J. Exp. Psychol. 1964. V. 68. P. 230−239.
  38. Capaldi E.J. Sequential versus nonsequential variables in partial delay of reward // J. Exp. Psychol. 1967. V. 74. № 2. P. 161−166.
  39. Capaldi E.J., Verry D.R. Serial order anticipation learning in rats: Memory for multiple hedonic events and their order // Anim. Learn. & Behav. 1981. V. 9. P. 441−453.
  40. Capaldi E.J., Miller D.J. Counting in rats: Its functional significanse and the independent cognitive processes that constitute it // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1988a. V. 14. P. 3−17.
  41. Capaldi E.J., Miller D.J. Number tags applied by rats to reinforcers are general and exert powerful control over responding // Quarterly J. Exp. Psychol. 1988b. V. 40B. P. 279−297.
  42. Capaldi E.J., Miller D.J., Alptekin S. A conditional numerical discrimination based on qualitatively different reinforcers // Learning and Motivation. 1989. V. 20. P. 48−59.
  43. Carter D.E., Werner T.J. Complex learning and information processing by pigeons: a critical analysis// J. Exp. Analysis of Behav. 1978. V. 29. P. 565−601.
  44. Chase W.G. Elementary information processes // In: Handbook of learning and cognitive processes / Ed. W.K. Estes. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1978. P. 19−90.
  45. S., Swartz K.B., Terrace H.S. // Psychol. Sci. 1997. V. 8. P. 80.
  46. Church R.M., Gibbon J. Temporal generalization // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1982. V. 8. P. 165−186.
  47. Church R.M., Meek W.H. The numerical attribute of stimuli // In: Animal cognition / Eds. H.L.Roitblatt, T.G.Bever, H.S.Terrace. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1984, P. 445−464
  48. Church R.M., Broadbent H.A. Alternative representations of time, number, and rate // Cognition. 1990. V. 37. P. 55−81.
  49. Coburn C.A., Yerkes R.M. A study of the behaviour of the crow by the multyple choice method // J. Anim. Behav. 1915, V. 5. P. 75−114.
  50. Cooper R.G. Jr. Early number development: Discovering number space and addition and subtraction // In: Origins of cognitive skills / Ed. C. Sophian. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaub Associates, 1984. P. 157−192.
  51. D’Amato M.R., Salmon D.P., Colombo M. Extents and limits of the matching concept in monkeys (Cebus apella) // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1985. V. 11. P. 35−51.
  52. D’Amato M.R., Colombo M. Auditory matching-to-sample in monkeys (Cebus apella) // Anim. Learn. & Behav. 1985. V. 13. P. 375−382.
  53. D’Amato M.R., Colombo M. Serial learning with wild card items bymonkeys (Cebus apella): implications for knowledge of ordinal position // J.i. i. '
  54. Comp. Psychol. 1989. V. 103. P. 252−261.
  55. Davis H., Mclntire R.W. Conditioned supression under positive, negative, or no contingency between conditioned and unconditioned stimuli // J. Exp. Analysis of Behav. 1969. V. 12. P. 633−640.
  56. Davis H., Memmott J., Harwitz H.M.B. Auto contingencies: A model for subtle behavioral control // J. Exp. Psychol.: General. 1975. V. 104. P. 169−188.
  57. Davis H., Memmott J. Counting behavior in animals: A critical evaluation //Psychol. Bull. 1982. V. 92. P. 547−571.
  58. Davis H., Memmott J. Autocontingencies: Rars count to three to predict safely from shock // Anim. Learn. & Behav. 1983. V. 11. P. 95−100.
  59. Davis H. Discrimination of the number three by a raccoon (Procyon lotor) //Anim. Learn. & Behav. 1984. V. 12. P. 409−413.
  60. Davis H., Albert M., Barron R.W. Detection of number or numerousness by human infants // Science. 1985. V. 228. P. 1222.
  61. Davis H., Albert M. Numerical discrimination by rats using sequential auditiry stimuli // Anim. Learn. & Behav. 1986. V. 14. P. 57−59.
  62. Davis H., Bradford S.A. Counting behavior by rats in simulated natural environment//Ethology. 1986. V. 73. P. 265−280.
  63. Davis H., Albert M. Failure to transfer or train a numerical discrimination using sequential visual stimuli in rats // Bull. Psychonomic Society. 1987. V. 25. P. 472−474.
  64. Davis H., Bradford S.A. Simultaneous numerical discrimination by rats // Bull. Psychonomic Society. 1987. V. 25. P. 113−116.
  65. Davis H., Perusse R. Numerical competencein animal: Definitional issue, current evidence, and a new research agenda // Behav. & Brain Sci. 1988a. V. 11. P. 561−615.
  66. Davis H., Perusse R. Numerical competence: From backwater to mainstream of comparative psychology // Behav. & Brain Sci. 1988b. V. 11. № 602. P. 615.
  67. Davis H., MacKenzie K., Morrison S. Numerical discrimination using body and vibrissal touch in the rat // J. Comp. Psychol. 1989. V. 103. P. 45−53.
  68. Davis H. Numerical Competence in Animals: Life Beyond Clever Hans // In: The Development of numerical competence: animal and human models / Eds. S.T.Boysen, E.J.Capaldi. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. P. 109−126.
  69. Dehaene S. Varieties of numerical abilities // Cognition. 1992. V. 44. № 1. P. 42.
  70. Dehaene S., Dehaene-Lambertz G., Cohen L. Abstract representations of numbers in the animal and human brain // Trends Neurosci. 1998. V. 21. P. 355 361.
  71. Dooley G.B., Gill T. Asquisition and use of mathematical skills by a linguistic chimpanzee // In: Language learning by a chimpanzee: The Lana project /Ed. D.M. Rumbaugh. New York: Academic Press, 1977a. P. 247−260.
  72. Dooley G.B., Gill T. Mathematical capabilities in Lana chimpanzee // In: Progress in ape research / Ed. G.H. Bourne. New York: Academic Press, 1977b.
  73. Douglass H.R. The development of number concept in children of preschool and kindergarten ages // J. Exp. Psychol. 1925. V. 8. P. 443−470.
  74. Douglass J.W.B., Whitty C.W.M. An investigation of number appreciation in some subhuman primates // J. Comp. Psychol. 1941. V. 31. P. 129−143.
  75. Egremont P., Rothschild M. The calculating cormorants // Biological Journal of the Linnaean Society. 1979. V. 12. P. 181−186.
  76. Emmerton J., Lohmann A., Niemann J. Pigeons' serial ordering of numerosity with visual arrays // Anim. Learn. & Behav. 1997. V. 225. № 2. P. 234−244.
  77. Farthing G.W., Opuda M.J. Transfer of matching-to-sample in pigeons // J. Exp. Analysis of Behav. 1974. V. 21. P. 199−213.
  78. Fernandes D.M., Church R.M. Discrimination of the number of sequential events by rats //Anim. Learn. & Behav. 1982. V. 10. P. 171−176.
  79. Ferster C.B., Skinner B.F. Shedules of reinforcement // New York: Appleton-Century-Crofts, 1957.
  80. Ferster C.B. Intermittent reinforcement of a complex response in the chimpanzee //J. Exp. Analysis. 1958. V. 1. P. 163−165.
  81. Ferster C.B. Arithmetic behavior in chimpanzees // Scientific American. 1964. V. 210. P. 98−106.
  82. Ferster C.B., Hammer C.E. Synthesizing the components of arithmetic behavior // In: Operant behavior: Areas of research and application. / Ed. W.K. Honig. New York: Appleton-Century-Crofts, 1966. P. 634−675.
  83. Fischel W. Haben Vogel ein «Zahlengedachtnis» Do birds have a memory for numbers. // Zietschrift vergleichende Physiologie. 1926. V. 4. P. 345−369.
  84. Folk C.L., Egeth H., Kwak H-W. Subitizing: Direct apprehension or serial procesing? // Perception & Psychophysics. 1988. V. 44. № 313. P. 320.
  85. Friede A. Absractionversuche auf «Gleich» gegen «Ungleich» mit Dohlen // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1972. V. B30. P. 383.
  86. Fujita K. Formation of the sameness-difference concept by Japanese monkeys from a small number of color stimuli // J. Exp. Analysis of Behav. 1983. V. 40. P. 289−300.
  87. Gall F.J. The influence of the brain on the form of the head (W.Lewis Jr., Trans.) // Boston: March, Capen, & Lyon (Original work published 1810), 1835.
  88. Gallistel C.R. Counting versus subitizing versus the sense of number // Behav. & Brain Sei. 1988. V. 11. P. 585−586.
  89. Gallistel C.R. Animal cognition: The representation of space, time and number// Annual Review of Psychology. 1989. V. 40. P. 155−189.
  90. Gallistel C.R. The organization of learning // Cambridge, MA.: MIT Press, 1990.
  91. Gallistel C.R., Gelman R. Preverbal and verbal counting and computation // Cognition. 1992. V. 44. P. 43−74.
  92. Gardner B.T., Gardner R.A. Signs of intelligence in cross-fosterd chimpanzees//Phil. Trans. R. Soc.(London) 1985. V. B308. P. 159−176.
  93. Gelman R. The nature and development of early number concepts // In: Advances in child development and behavior (Vol. 7) / Ed. H.W. Reese. New York: Academic Press, 1972. P. 115−167.
  94. Gelman R., Gallistel C.R. The child’s understanding of number // Cambridge, MA: Harward University Press, 1978.
  95. Gillan D.J. Reasoning in the chimpanzee: II. Transitive inference // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1981. V. 7. P. 150−164.
  96. Hayes K.J., Nissen C.H. Higher mental functions of a home-raised chempanzee // In: Behavior of nonhuman primates (Vol. 4, pp. 59−115) / Eds. A.M. Schrier, F. Stollnit. New York: Academic Press, 1971.
  97. Herman L.M., Roitblat H.L. Generalisation of visual matching and delayed matching by a California sea lion (Zalophus californianus) // Anim. Learn. & Behav. 1991. V. 19. № 1. P. 37.
  98. Herrnstein R.J., Loveland D.H., Cable C. Natural concepts in pigeons // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1976. V. 2. P. 285−302.
  99. Hicks L.H. An analysis of number-concept formation in the rhesus monkey // J. Comp. & Physiol. Psychol. 1956. V. 49. P. 212−218.
  100. Holmes P.W. Transfer of matching performance in the pigeons // J. Exp. Analysis of Behav. 1979. V. 31. P. 103−114.
  101. Honig W.K., Stewart K.E. Discrimination of relative numerosity by pigeon. //Anim. Learn. & Behav. 1989. V. 17. P. 134−146.
  102. Honig W.K. Discrimination by pigeons of mixture and uniformity in arrays of stimulus elements // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1991b. V. 17. P. 68−80.
  103. Honig W.K. Numerosity as a Dimension of Stimulus Control // In: The Development of numerical competence: animal and human models / Eds. S.T.
  104. Boysen, E.J. Gapaldi. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. P. 61−86.
  105. Honigman H. The number conception in animal psychology // Biol. Rev. 1942. V. 17. P. 315−337.
  106. Ifrah G. From one to zero: A universal history of numbers (L. Bair, Trans.) // New York: Viking Penguin (Original work published 1981), 1985.
  107. Jenson E.M., Reese E.P., Reese T.W. The subitizing and counting of visually presented fields of dots // The Journal of Psychology. 1950. V. 30. P. 363 392.
  108. Jonson M. Out for the count // Behav. & Brain Sci. 1988. V. 11. P. 589.
  109. Kamil A.C. The evolution of higher learning abilities in birds // In: Acta XVIII Congr. Int. Ornithol. (Moscow, 1982) / Ed. Iljichev. Moscow: Nauka, 1985. P. 811−818.
  110. Karmiloff-Smith A. Human versus nonhuman abilities: Is there a difference which really counts? // Behav. & Brain Sci. 1988. V. 11. P. 589−590.
  111. Karten H.J. Homology and evolutionary origins of the «neocorex» // Brain, Behavior and Evolution. 1991. V. 38. P. 264−272.
  112. Kaufman E.L., Lord M.W., Reese T.W., Volkmann J. The discrimination of visual number //Amer. J. Psychol. 1949. V. 62. P. 498−525.
  113. Kinnaman A.J. Mental life of two (Macacus rhesus) monkeys in captivity // Amer. J. Psychol. 1902. V. 13. P. 98−148.
  114. Klahr D. A production system for counting, subitizing and adding // In: Visual information processing / Ed. W.G. Chase. New York: Academic Press, 1973a. P. 527−546.
  115. Klahr D. Quantification processes // In: Visual information processing / Ed. W.G. Chase. New York: Academic Press, 1973b. P. 3−34.
  116. Klahr D. Transition processes in quantitative development // In: Mechanisms of cognitive development / Ed. R.J. Sternberg. New York: W.H. Freeman, 1984. P. 101−139.
  117. Klahr D R., Wallace J.G. The role of quantification operators in the development of conservation // Cognitive Psychology. 1973. V. 4. P. 301−327.
  118. Klahr D.R., Wallace J.G. Cognitive development: An information processing view // Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1976.
  119. Koehler O. Vom Erlernen unbenannter Anzahlen bei Tauben On pigeon learning unnamed numerosities. // Veroffentlichungen der Reichsstelle fur den Unterrichtsfil. 1940a. V. B 523. P. 1−14.
  120. Koehler O. Wellennsittiche erlernen unbenannte Anzahlen Budgerigars are learning unnamed numerosities. // Veroffentlichungen der Reichsstelle fur den Unterrichtsfil. 1940b. V. B 523. P. 1−14.
  121. Koehler O. Vom Erlernen unbenannter Anzahlen bei Vogeln Learning about unnamed numbers by birds. //Die Naturwissenschaften. 1941. V. 29. P. 201 218.
  122. O. «Zahl» versuche an einem Kolkraben und Vergleichs versuche an Menschen «Number» ability in a raven and comparative research with people. // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1943. V. 5. P. 575−712.
  123. Koehler O. The ability of birds to «count» // Bull. Anim. Behav. 1950. V. 9. P. 41−45.i i
  124. Koehler O. Thinking without words. Proceedings of the 14th International Congress of Zoology, Copenhagen. 1956. 79 p.
  125. Kuroda R. On the counting ability of a monkey (Macacus cynomolgus) // J. Comp. Psychol. 1931. V. 12. P. 171−180.
  126. Landauer T.K. Rate of implicit speech // Perception and Motor Skills. 1962. V. 15. P. 646.
  127. Lindsay W.L. Mind in the lower animals in health and disease // New York: Appleton, 1880.
  128. Lipkens R., Kop P.F.M., Matthijs W. A test of symmetry and transitivity in the conditional discrimination performances of pigeons // J. Exp. Analysis of Behav. 1988. V. 49. P. 395−409.
  129. MacDonald S.E., Wilkie D.M. Yellow-nosed monkeys' (Cercopithecus aseanius whitesidei) spatial memory in a simulated foraging environment // J. Comp. Psychol. 1990. V. 104. P. 382−387.
  130. MacDonald S.E. Gorillas' (Gorilla gorilla gorilla) spatial memory in foraging task//J. Comp. Psychol. 1994. V. 108. P. 107−113.
  131. MacDonald S.E., Pang J.C., Gibeault S. Marmoset (Callithrix jacchus jacchus) spatial memory in foraging task: win-stay versus win-shift strategies // J. Comp. Psychol. 1994. V. 108. P. 328−334.
  132. Mackintosh N.J. Approaches to the study of animal intelligence // Brit. J. Psychol. 1988. V. 79. P. 509−525.
  133. Macphail E.M. You can’t succeed without really counting // Behav. & Brain Sci. 1988. V. 11. P. 592−593.
  134. Mandler G., Shebo B.J. Subitizing: An analysis of its component processes //J. Exp. Psychol.: General. 1982. V. 111. P. 1−22.
  135. Maricq A.V., Roberts S., Church R.M. Methamphetamine and time estimation//J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1981. V. 7. P. 18−30.
  136. Maricq A.V., Church R.M. The differential effects of haloperidol and methamphetamine on time estimation in the rat // Psychopharmacology. 1983. V. 79. P. 10−15.
  137. Matsuzawa T. Use of number by a chimpanzee // Nature. 1985. V. 315. P. 57−59.
  138. Matsuzawa T., Asano T., Kubota K., Murofushi K. Asquisition and generalization of numerical labeling by a chimpanzee // In: Current perspectives in primate social dynamics / Eds. D.M.Taub, F.A.King. New York: Van Nostrand, 1986. P. 416−430.
  139. McGonigle B. Is it the thought that counts? // Behav. & Brain Sci. 1988. V. 11. P. 593−594.
  140. Mechner F, Probability relations within response sequences under ratio reinforcement//J. Exp. Analysis of Behav. 1958. V. l.P. 109−121.
  141. Mechner F., Guevrekian K. Effects of deprivation upon counting anfd timing in rats // J. Exp. Analysis of Behav. 1962. V. 5. P. 463−466.
  142. Meek W.H., Coburn C.A. A mode control model of counting and timing processes // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1983. V. 9. P. 320−334.
  143. Meek W.H. Selective adjustment of the speed of internal clock and memory processes // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1983. V. 9. P. 171 201.
  144. Meek W.H., Church R.M., Gibbon J. Temporal integration in duration and number discrimination // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1985. V. 11. P. 591−597.
  145. Menzel E. Selection of food by size in the chimpanzee and comparison with human judgments // Science. 1960. V. 131. P. 1527−1528.
  146. Millenson J R. Acquired counting behavior in mice maintained under two reinforced procedures // Anim. Behav. 1962. V. 10. P. 171−173.
  147. Miller D.J. Do Animals Subitize? // In: The Development of numerical competence: animal and human models / Eds. S.T.Boysen, E.J.Capaldi. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. P. 149−170
  148. Miller G.A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information // Psychol. Rev. 1956. V. 63. P. 81−97.
  149. Murofushi K. Numerical matching behavior by chimpanzee (Pan troglodites): Subitizing and analogue magnitude estimation // Japan. Psychol. Recearch. 1997. V. 39. № 3: P. 140−153.
  150. Nissen H.B., Blum J.S., Blum R.A. Analysis of matching behavior in chompanzee // J. Comp. & Physiol. Psychol. 1948. V. 41. P. 62−74.
  151. Oden D.L., Thompson R.K., Premack D. Spontaneous transfer of matching by infant chimpanzees (Pan troglodytes) // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1988. V. 14. № 2. P. 140−145.
  152. Olthof A., Iden C.M., Roberts W.A. Judgments of ordinality and summation of number symbols by squirrel monkeys (Saimiri sciureus) // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1997. V. 23. № 3. p. 325−339.
  153. Overman W.H., Doty R.W. Prolonged visual memory in macaques and man // J. Neurosci. 1980. V. 5. P. 1825.
  154. Oyama T., Kikuchi T., Ichihara S. Span of attention, backward masking, anf reaction time // Perception & Psychophysics. 1981. V. 29. P. 106−112.
  155. Pastore N. Number sense a. nd «counting» ability in the canary // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1961. V. 18. P. 561−573.
  156. Pepperberg I.M. Evidence for conceptual quantitative abilities in the African Grey Parrot: Labelling of cardinal sets // Ethology. 1987a. V. 75. P. 37−61.
  157. Pepperberg I.M. Acquisition of the same/different concept by an African gray parrot (Psittacus erithacus): Learning with respect to categories of color, shape, and material // Anim. Learn. & Behav. 1987b. V. 15. P. 423−432.
  158. Pepperberg I.M. Studying numerical competence: A trip through linguistic wonderland//Behav. & Brain Sci. 1988. V. 11. P. 595−596.
  159. Pepperberg I.M. Numerical competence in an African grey parrot (Psittacus erithacus) // J. Comp. Psychol. 1994. V. 108. P. 36−44.
  160. Perusse R., Rumbaugh D.M. Summation in chimpanzees (Pan troglodytes): effects of amounts, number of wells and finer ratios // International Journal of Primatology. 1990. V. 11. № 5. P. 425−437.
  161. Pisagreta R., Witt K. Same-different discriminations in the pigeon // Bull. Psychonomic Society. 1983. V. 21. P. 411−414.
  162. Pisagreta R., Redwood E., Witt K. Transfer of matching-to-figure samples in the pigeon // J. Exp. Analysis of Behav. 1984. V. 42. P. 223−237.
  163. Pisagreta R., Lefawe P., Lesnesky T., Potter C. Transfer of oddity learning in the pigeon // Anim. Learn. & Behav. 1985. V. 13. № 4. P. 403−414.
  164. Pisagreta R., Gough D., Kramer J, Schultz W. Some factors that influence transfer of oddity performance in the pigeon // Psychol. Rec. 1989. V. 39. P. 221 246.
  165. Piatt J.R., Johnson D.M. Localisation of position within a homogeneous behavior chain: Effects of error contingencies // Learning and Motivation. 1971. V. 2. P. 386−414.
  166. Porter J.P. A preliminary study of the psychology of the English sparrow // Amer. J. Psychol, 1904. V. 15. P. 313−346.
  167. Premack D. On the abstractness of human concepts: why it would be difficult yo yalk to a pigeon // In: Cognitive processes in animal behavior / Eds. S.H.Hulse, H. Fowle, W.K.Honig. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1978. P. 423−451.
  168. Premack D. Animal cognition // Annual Review of Psychology. 1983. V. 34. P. 351.
  169. Premack D. Possible general effects of language training on the chimpanzee //Hum.Dev. 1984. V. 27. P. 268−281.
  170. Premack D., Premack A.J. Levels of causal understanding in chimpanzees and children// Cognition. 1994. V. 50, № 1−3. P. 347−362.
  171. Richards R.J. Darwin and the emergence of evolutionary theoties of mind and behavior // Chicago: University of Chicago Press, 1987.
  172. Rilling M.E., McDiarmid C. Signal detection in fixed-rate schedule // Science. 1965. V. 148. P. 526−527.
  173. Rilling M.E. Number of responses as a stimulus in fixed-interval and fixed-ratio schedules // J. Comp. & Physiol. Psychol. 1967. V. 63. P. 60−65.
  174. Roberts S., Church R.M. Control of an internal clock // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1978. V. 4. P. 318−337.
  175. Roberts S. Isolation of an internal clock // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1981. V. 7. P. 242−268.
  176. Romanes G.J. Animal intelligence //New York: Appleton, 1883.
  177. Romanes G.J. Mental evolution in man: Origin of human faculty // New York: Appleton, 1898.
  178. Rosenthal R. Clever Hans. (Carl L. rhan, Trans.) // New York: Holt, Rinehart, & Winston (Original work published 1911), 1965.
  179. Rumbaugh D.M., Savage-Rumbaugh S., Hegel M.T. Summation in the chimpanzee (Pan troglodytes) // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1987. V. 13. № 2. P. 107−115.
  180. Rumbaugh D.M., Savage-Rumbaugh E.S., Pate J.L. Addendum to «Summation in the chimpanzee (Pan troglodytes)» // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1988. V. 14. № l. P. 118−120.
  181. Rumbaugh D.M., Hopkins? W D., Washburn D.A., Savage-Rumbaugh E.S. Lana chimpanzee learns to count by «Numath»: a summary of videotaped experimental report//Psychol. Rec. 1989a. V. 39. P. 459−470.
  182. Rumbaugh D.M., Hopkins W.D., Washburn D.A. Judgments of relative numerosity by macaques (Macaca mulatta) in a video-task paradigm. Paper presented at the 19th Annual Psychonomic Society Meeting // Atlanta: 1989b.
  183. Rumbaugh D.M. Comparative psychology and the great apes: Their competence in learning language, and numbers // Psychol. Rec. 1990. V. 40. P. 1539.
  184. Rumbaugh D.M., Hopkins W.D., Washburn D.A., Savage-Rumbaugh E.S. Comparative perspectives of brain, cipgnition, and language // In: Biological and behavior determinants of language development / Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1991.
  185. Salman D.H. Note on the number conception in animal psychology // Brit. J. Psychol. 1943. V. 33. P. 209−219-
  186. Santiago H.C., Wright A.A. Pigeon memory: same/different concept learning, serial probe recognition^ and probe delay effects on the serial position function // J. Exp. Psychol. Anim. Behav. Process. 1984. V. 10. № 4. P. 498
  187. Savage-Rumbaugh E.S. Asquisition of functional symbol usage in apes and children // In: Animal Cognition / Eds. H.L.Roitblatt, T.C.Bever, H.S.Terrace. Hillsdale, NY: Erlbaum, 1984. P. 291−311
  188. Savage-Rumbaugh E.S., Murphy J., Sevcik R.A., Brakke K.E., Williams S.L., Rumbaugh D.M. Language comprehension in ape and child // Monogr. Soc. Res. Child Dev. 1993. V. 58. № 3−4. P. 1−222.
  189. Savage-Rumbaugh, E.S. Ape language // New York: Columbia University Press, 1986.
  190. Schiemann K. Vom Erlernen unbenannter anzahlen bei Dohlen Learning about unnamed numbers by jackdaws. // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1939. V. 3. P. 292−347.
  191. Seboek T.A., Rosenthal R. The Clever Hans phenomenon: Communication with horses, whales, apes, and people // Annals of the New York Academy of Sciences, V. 364. / New York: New York Academy of Sciences, 1981.
  192. Seibt U. Zahlbegriff und Zahlverhalten bei Tieren. Neue Versuche und Deutungen // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1985. V. 60. P. 325−341.
  193. Seligman M.E.P., Meyer B. Chronic fear and ulceration in rats as a function of unpredictability of safety // J. Comp. & Physiol. Psychol. 1970. V. 73. P. 202−207.
  194. Siemann M. Transitive Inferenz bei nonverbaler Prasentationsform ein Uberblick Transitive Inferences Using a Nonverbal Form of Presentation. // Zeitschrift fur Psychologie. 1996. V. 204. P. 233−259.
  195. Starkey P., Cooper R.J. Perception of number by human infants // Science. 1980. V. 210. P. 1033−1035.
  196. Steffe L.P., Cobb P. Construction of arithmetical meanings and strategies. //New York: Springer, 1988.
  197. Stevens S.S. Mathematics, measurement, and psychophysics // In: Handbook of experimental psychology / Ed. S.S. Stevens. Wiley: 1951.
  198. Stingelin, W. Comparative study of cytoarchitectonique of bird’s telencephalon//Basel, Helbing: Lichtenhahn Publ. (in German), 1958.
  199. Strauss M.S., Curtis L.E. Development of numerical concepts in infancy // In: Origins of cognitive skills / Ed. C. Sophian. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1984. P. 131−155.
  200. Taves E.H. Two mechanisms for the perception of visual numerousness // Archives of Psychology. 1941, V. 37. № 265.
  201. Terrel D.F., Thomas R. K, Number-related discrimination and sumation by squirrel monkeys (Saimiri sciureus sciureus and Saimiri boliviensus boliviensus) on the basis of the number of sides of polygons // J. Comp. Psychol. 1990. V. 104. P. 238−247.
  202. Thomas R.K., Chase L. Relative numerousness judgments by squirrel monkeys //Bull. Psychonomic Society. 1980. V. 16. P. 79−82.
  203. Thomas R.K., Fowlkes D., Vickery J.D. Conceptual numerousness judgments by squirrel monkeys // Amer. J. Psychol. 1980. V. 93. P. 247−257.
  204. Thomas R.K. To honor Davis and Perusse and repeal their glossaryof numerical competence // Behav. & Brain Sei. 1988. V. 11. P. 600.
  205. Thomas R.K., Lorden R.B. Numerical Competence in Animals: A Conservative View // In: The Development of numerical competence: animal and human models / Eds. S.T.Boysen, E.J.Capaldi. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. P. 127−148.
  206. Thompson R.F., Mayres K.S., Robertson R.T., Patterson C.J. Number coding in association cortex of the cat-// Science. 1970. V. 168. P. 271−273.
  207. Thorpe W.H. Learning instinct in animals (pp.385−394) // Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956.
  208. Washburn D.A., Rumbaugh D.M. Ordinal judgments of numerical symbols by macaques (Macaca mulatto) // Psychol, Sei. 1991. V. 2. P. 190−193.
  209. Wasserman E.A., Kiedinger R. A, Bhatt R.S. Conceptual behavior in pigeons: Categories, Subcategories, and pseudocategories // Animal Behavior Processes. 1988. V. 14. P. 235−246.
  210. Wertheimer M. Ueber das Denken der Naturvolker, Zahlen und Zahlgebilde On the thinking of primitive tribes numbers and numerical structures. Three theses on Gestalt theory. // Zeitschrift fur Psychologie. 1912. V. Bd. 61.
  211. Wesley F. The number concept: a phylogenetic review // Psychol. Bull. 1961. V. 58. P. 420−428.
  212. Wilkie D.M., Webster J.B., Leader L.G. Unconfounding time and number discrimination in a Mechner countinng schedule // Bull. Psychonomic Society. 1979. V. 13. P. 390−392.
  213. Wilson B., Mackintosh N, Boakes R. Matching and oddity learning in thepigeon: Transfer effects and the absence of relational learning // Quarterly J. Exp.
  214. Psychol. 1985a. V. 37B. P. 295−311.i: 179
  215. Wilson B., Mackintosh N.J., Boakes R.A. Transfer of relational rules in matching and oddity learning by pigeons and corvids // Quarterly J. Exp. Psychol. 1985b. V. 37B.P. 313.
  216. Woodrow H. Discrimination by the monkey of temporal sequences of varying number of stimuli // J. Comp. Psychol. 1929. V. 9. P. 123−157.
  217. Woodruff G., Premack D. Primitive mathematical concepts in the chimpanzee: proportionality and numerosity // Nature. 1981. V. 293. P. 568−570.
  218. Wright A.A., Santiago H.C., Sands S.F. Monkey memory: same/different concept learning, serial probe asquisition, and probe delay effects // Animal Behavior Processes. 1984. V. 10. P. 513−529.
  219. Wright A.A., Cook R.G., Rivera J.J., Sands S.F., Delius J.D. Concept learning by pigeons: Matching to sample with trial unique video picture stimuli // Anim. Learn. & Behav. 1988. V. 16. P. 436−444.
  220. Wright A.A., Shyan M., Jitsumori M. Auditury same/different concept lrarning by monkeys // Anim. Learn. & Behav. 1990. V. 18. P. 287−294.
  221. Yamamoto J., Asano T. Stimulus equivalence in a chimpanzee (Pan troglodytes) // Psychol. Rec. 1995. V. 45. P. 3−21.
  222. Yerkes R.M., Coburn C.A. A study of the behaviour of pig (sus scrofa) by the multiple choice method//J. Anim. Behav. 1915. V. 5. P. 185−225.
  223. Yerkes R.M. The mental life of monkeys and apes: A study of creational behavior // Behavior Monographs. 1916. V. 3. P. 1−144.
  224. Yerkes R.M. Models of behavioural adaptation in chimpanzees to multiple-choice problems // Comparative Psychology Monographs. 1934. V. 10. P. 1−108.
  225. Zorina Z.A. Reasoning in birds // Physiology and General Biology Reviews. 1997. V. 11. P. 47
Заполнить форму текущей работой