Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление воспроизводством человеческого капитала и эффективным использованием его в промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования рынка труда и реструктуризации трудового потенциала промышленности позволили выявить ряд проблем, порожденных в ходе проведения экономической реформы. Среди таких проблем основной следует назвать «кризисную» структуру рынка труда, которая возникла в результате увеличения доли используемого промышленно-производственного персонала в добывающих отраслях промышленности и сокращения… Читать ещё >

Содержание

  • W Введение
  • 1. Теоретико-методологические основы воспроизводства и эффективного использования человеческого капитала в рыночных условиях
    • 1. 1. Человеческий капитал: содержание, теория и показатели оценки
    • 1. 2. Рынок человеческого капитала и реструктуризация трудового потенциала промышленности
    • 1. 3. Систематизация факторов воспроизводства и эффективного использования человеческого капитала в промышленности
  • 2. Разработка модели и исследование процессов воспроизводства
  • — образовательной составляющей человеческого капитала
    • 2. 1. Разработка модели формирования личностно ориентированной образовательной составляющей человеческого капитала
  • I. * 2.2. Исследование российской системы формирования образовательной оставляющей человеческого капитала
    • 2. 3. Исследование инновационных процессов в образовании
  • 3. Управление эффективным использованием человеческого капитала в промышленности
    • 3. 1. Математическая модель мониторинга процессов эффективного использования человеческого капитала на промышленном предприятии
    • 3. 2. Производительность труда как показатель эффективности использования человеческого капитала
    • 3. 3. Факторный анализ производительности труда

Управление воспроизводством человеческого капитала и эффективным использованием его в промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход на рыночную модель российской экономики заставил изменить принципиальный подход к пониманию категории «человеческий капитал», механизму его воспроизводства и использования в качестве одного из главных ресурсов для промышленности, поскольку от эффективности применения человеческого капитала зависит эффективность использования всех остальных факторов производства. В определенной степени сведение категории «человеческий капитал» к категории «труд», и тем самым сужения этой экономической категории, является причиной резкого непредусмотренного экономической реформой падения физических объемов промышленного производства в России.

Категория человеческий капитал от категории труд отличается большей широтой и масштабностью, поскольку она включает в себя не только живой труд, но и прошлый труд в орудиях и предметах труда, а также интеллектуальный, предпринимательский и иные виды капиталов человека. Еще в большей степени это понятие расширяет свои границы, когда речь идет о групповом (коллективном) и общественном человеческом капитале. Пример с компанией «Microsoft» свидетельствует о том, что учет человеческого капитала позволил оценить рыночную стоимость ее в 15−20 раз больше, чем существует стоимость ее финансовых и материальных активов.

Рыночная экономика изменяет и категорию «рынок труда», расширяя представление о ней, за счет включения в состав рынка труда как работающих, так и безработных. При использовании категории груд безработные оказываются практически исключенными из экономики, в то время, как категория человеческий капитал учитывает ресурсы безработных и позволяет давать более полную оценку ресурсам экономики государства, региона.

Кроме того, категория человеческий капитал позволяет редуцировать определение качества труда, его оценку и систему воспроизводства.

Таким образом, в рыночной экономике, в условиях ее реформирования в России, возникла проблема формирования системы воспроизводства и эффективного использования человеческого капитала. Эта проблема обусловлена тем, что индивидууму и обществу стало не безразлично как используется их человеческий капитал, каковы размеры и качество этого капитала, каким он должен быть в будущем.

Особенно ответы на эти вопросы важны для промышленности — основы российской экономики. Этими обстоятельствами и обусловлена актуальность проблемы и темы, исследуемой в диссертации. В разработку указанной научной проблемы и связанных с ней прикладных аспектов значительный вклад внесли Абалкин Л. И., Беккер Г., Васильчук Ю. А., Выготский Л. С., Дятлов С. А., Критский М. М., Нестеров Л. И., Слезин-гер Г. Э., Смирнов В. Т., Чернова А. В., Шайденко Н. А., Шульц Т., Яко-вец Ю. В. и другие ученые. Их труды явились методической основой постановки и проведения диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методического обеспечения процессов воспроизводства человеческого капитала и эффективного использования его в промышленности в условиях рыночной экономики.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

— разработаны теоретико-методические основы воспроизводства человеческого капитала и его эффективного использования в промышленности;

— разработана модель формирования личностно ориентированной, образовательной составляющей ЧК;

— исследована российская система формирования образовательной составляющей ЧК;

— исследованы инновационные и экономические процессы формирования образовательной составляющей ЧК для промышленности;

— разработана математическая модель мониторинга процессов подбора и ротации кадров и эффективного использования ЧК на промышленном предприятии;

— разработана методика применения показателя производительность труда для оценки эффективности использования ЧК в промышленности, основанная на факторном анализе.

Объектом исследования являются процессы воспроизводства ЧК и его использования в промышленности.

Предметом исследования является управление процессами воспроизводства ЧК и эффективного его использования в промышленности.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды российских и зарубежных ученых по проблеме воспроизводства и применения человеческого капитала в промышленности, методические и справочные материалы, законодательные акты РФ. Основой исследования явилась общенаучная методология, предусматривающая системный и комплексный подходы к решению социально-экономических проблем. Применение методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, математического моделирования и формальных приемов статистики способствовало получению в диссертации обоснованных научно-методических рекомендаций.

Научная новизна диссертации состоит в разработке оригинальных решений по развитию промышленности на основе теоретико-методического обеспечения системы управления воспроизводством человеческого капитала и эффективного использования его в условиях рыночной экономики. Для этого в процессе исследования:

— определена категория ЧК как главный фактор производственного потенциала и важнейшая доминанта экономического роста в постиндустриальном обществе;

— разработан баланс формирования ЧК, в активе которого находятся воспроизводящие его ресурсы, в пассиве — вырабатываемые продукты по направлениям выбранной профессиональной или иной деятельности;

— предложен механизм регулирования рынка труда путем использования экономических рычагов формирования трудовой активности;

— разработаны оригинальные классификации факторов воспроизводства ЧК и его эффективного применения в промышленности и инновационно-инвестиционная модель воспроизводства ЧК;

— разработаны инновационные модели образовательных систем, обеспечивающие эффективную подготовку кадров высокой квалификации и их использование в промышленности;

— разработана математическая модель мониторинга воспроизводства ЧК и его эффективного использования на промышленном предприятии;

— обоснована и разработана методика использования показателя производительность труда для измерения и оценки эффективности ЧК в промышленности.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту, следующие:

— концепция ЧК как главного фактора производственного потенциала в промышленности;

— классификации факторов воспроизводства и эффективного использования ЧК в промышленности;

— инновационно-инвестиционная модель воспроизводства ЧК, основанная на личностно ориентированном подходе формирования образовательной составляющей;

— рекомендации по экономике и управлению инновационными процессами в вузе при формировании образовательной составляющей ЧК для промышленности;

— математическая модель мониторинга эффективного использования ЧК на промышленном предприятии;

— методика оценки эффективности ЧК в промышленности.

Практическая значимость диссертации заключается в использовании основных ее положений в научно-исследовательских работах «Теория и практика создания и функционирования системы непрерывного педагогического образования» (1998 год) и «Разработка концепции теоретических основ функционирования системы непрерывного педагогического образования» (1999 год), выполненных по госзаказу Министерства образования РФ в ТГПУ им. JL Н. Толстого, в учебных пособиях: «Статистика», «Экономика образования» и «Статистический анализ производственной деятельности предприятий промышленности», используемых в учебном процессе вузами при изучении дисциплин «Экономика образования» и «Статистика», а также практическом использовании математической модели мониторинга Департаментом по поддержке малого и среднего предпринимательства администрации Тульской области.

Апробация диссертации осуществлена на: II Международной научно-практической конференции в г. Туле (1996 год) «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики" — III Международной научно-практической конференции в г. Туле (1997 год) «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики" — Межвузовской научной конференции в г. Туле (1997 год) «Экономическое развитие и управление народным хозяйством" — Всероссийской научно-практической конференции в г. Москве (1998 год) «Экономическая и предпринимательская подготовка учащихся в России: проблемы и перспективы развития" — Демидовских чтениях в г. Ярославле (1998 год) «Для великого блага Отечества." — IV Международной научно-практической конференции в г. Туле (1998 год) «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики" — Межрегиональной научно-методической конференции в г. Туле (1999 год) «Состояние и перспективы финансово-кредитной системы региона" — Международной научной конференции в г. Орле (1999 год) «Качество жизни населения — основа и цель экономической стабилизации и роста».

По своей структуре диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Общий объем диссертации 188 машинописных страниц, в том числе 13 рисунков и 24 таблицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

, А.

В заключение следует отметить, что в диссертации изложены научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важной экономической задачи, сущность которой заключается в создании теоретико-методического обеспечения системы управления воспроизводством человеческого капитала и эффективного его использования в промышленности в условиях рыночной экономики. Для этого в процессе исследования получены следующие научно-методические и практические рекомендации:

1. На основании анализа теоретических концепций, изложенных в зарубежной и отечественной экономической литературе, исследована категория «человеческий капитал» и ее синонимы, что позволило определить категорию ЧК как главного фактора производственного потен.

I* циала в постиндустриальном обществе. В соответствии с этим ЧК на макроуровне экономики представляет собой важнейшую современную доминанту экономического роста, а на мезоуровне (региональном, отраслевом) и особенно микроуровне (предприятие, организация, компания) экономики ЧК приобретает большее значение, чем даже деньги или другие активы," поскольку человек является главным генератором доходов, особенно в условиях разработки и использования высоких технологий производства.

2. Научно обоснованно, что ЧК организации (предприятия) представляет не просто суммарный ЧК отдельных индивидуумов, в составе которого интегрируется капитал развития бизнеса, инновационный капитал, капитал производственно-коммерческого процесса, а усиленный образуемым при этом синергическим эффектом формирования системы. В результате формируются новые качества и образуется коллективный.

ЧК, многообразие видов которого и показатели измерения и оценки особенностей раскрыты в работе.

3. На основании системной модели формирования ЧК в течение активной фазы жизни человека разработан баланс, в активе которого находятся воспроизводящие его ресурсы (инвестиции), а в пассиве — вырабатываемые продукты по направлениям выбранной профессиональной или иной деятельности индивидуума. Формализация модели позволяет исследовать три ситуации в использовании ЧК:

— при более короткой продолжительности жизни, или неактивном образе жизни (болезни), когда человек полностью не возмещает вложенных в него затрат;

— когда человек «отдал» обществу ровно столько, сколько «взял» от него;

— когда человек отдает обществу больше, чем он взял от него, создавая реальные предпосылки для расширенного экономического и социального развития общества.

В диссертации применительно к поставленной проблеме исследуется последняя ситуация.

4. Показано, что формой использования ЧК в промышленности является трудовая профессиональная деятельность, целью которой могут выступать: удовлетворение запросов потребителей посредством производства продукции и услуг, организация и регулирование производственного процедса, обновление и развитие производственного аппарата, получение максимально возможной прибылиобеспечение экономической и иной безопасности. В связи с этим обоснована целесообразность одноцелевого либо многоцелевого применения ЧК.

5. Исследования рынка труда и реструктуризации трудового потенциала промышленности позволили выявить ряд проблем, порожденных в ходе проведения экономической реформы. Среди таких проблем основной следует назвать «кризисную» структуру рынка труда, которая возникла в результате увеличения доли используемого промышленно-производственного персонала в добывающих отраслях промышленности и сокращения — в обрабатывающих, разрушения технологических и хозяйственных связей, снижения численности и удельного веса работающих в машиностроении, легкой и текстильной промышленности и особенно появления так называемой «скрытой» безработицы. Для разрешения этой проблемы предложено регулировать рынки труда не с помощью прямых методов управления трудовыми ресурсами, а путем использования экономических рычагов формирования трудовой активности. В соответствии с этим в социально-ориентированную парадигму рынка труда внесены предложения по его регулированию на федеральном и региональном уровнях.

6. Существенным вкладом в решение исследуемой проблемы являются: классификация факторов воспроизводства ЧК и классификация факторов, определяющих эффективность его использования в промышленности.

Первая классификация является новой научной разработкой, которая, не претендуя на всеобъемлемость учитываемых факторов, дает возможность организовать процесс воспроизводства ЧК для промышленности целенаправленно на основе социально-личностного подхода. Вторая классификация уточнена применительно к поставленной цели исследования на основе известной модели жизненного цикла товара.

7. Разработанная инновационно-инвестиционная модель воспроизводства человеческого капитала (ИИМВЧК) основана на использовании общенаучных методов (системный анализ и синтез, формализация), конкретно-частных методов (экономико-математические и графические) и личностно ориентированном подходе. ИИМВЧК по своей сути представляет организационно-экономический механизм поэтапного формирования ЧК в течение периодов активной жизнедеятельности человека и предшествующего ему периода, эффективного использования накопленного ЧК в соответствии со складывающейся социально-экономической ситуацией в обществе. С помощью модели становится возможным формировать необходимую промышленному объекту структуру личностно ориентированную, образовательную, социально-экономическую и профессиональную подготовку человека.

8. На основании исследования системы образования Российской Федерации (макросистемы) и Тульской региональной системы образования (мезосистемы), а также многофакторного корреляционно-регрессионного анализа зависимости числа студентов средних и высших учебных заведений и аспирантов от параметров внешней среды экономики (региональных социально-экономических условий) была подтверждена адекватность трансформации системы образовательной составляющей ЧК требованиям рыночной экономики.

9. Исследование инновационных процессов в образовании позволило определить его 'как систему, которая выполняет обучающую, культурную, воспитательную, общественно-политическую, социальную, экономическую функции воспроизводства ЧК, необходимого для промышленности качества. Результатами исследования явились разработка: схемы системы образования и государственной аттестации качества формирования ЧКмодели управления непрерывной образовательной системой «колледж-вуз" — маркетинговой модели образовательной системыклассификации факторов интеграции образовательных процессов при воспроизводстве ЧК.

10. Управление эффективным использованием ЧК в промышленности — центральный аспект диссертационного исследования. Его элементами разработанными в диссертации являются математическая модель мониторинга процессов воспроизводства и эффективного использования ЧК на промышленном предприятии, методические рекомендации по использованию показателя производительности труда для оценки эффективности использования ЧК в промышленности и его факторному анализу как инструментария для определения условий более эффективного применения ЧК в качестве трудовой составляющей производственного потенциала промышленного предприятия.

11. Математическая интерпретация мониторинга ЧК основана на логических (интеллектуальных) моделях описания процесса распознания источника опасности (неопределенности), комплексной оценки вероятности ряда признаков и распределения вероятностей с помощью весовой функции. Основанная на теории свидетельств модель позволяет решать задачи экспертной классификации факторов при подборе персонала промышленного предприятия.

Мониторинг, основанный на разработанном математическом обеспечении, используется Департаментом по поддержке малого и среднего предпринимательства Администрации Тульской области при оценке деловых качеств и альтернативном отборе менеджеров и специалистов в малых и средних промышленных предприятиях.

12. Для использования показателя производительность труда в качестве измерителя эффективности применения ЧК на всех уровнях управления разработана комплексная методика измерения и расчета различных видов показателя производительности труда в отрасли промышленности и на промышленном предприятии.

Разработанный в методике инструмент факторного анализа производительности труда позволяет учитывать, с одной стороны, факторы внешней среды, в которой формировался индивидуальный ЧК, а с другой, — факторы внутренней среды промышленного предприятия (отрасли промышленности), что позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для эффективного применения как индивидуального, так и коллективного (группового) ЧК в различных условиях рыночной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. И. Роль государства и борьба с экономическими долгами // Экономист.- 1998 № 9 — С. 3−12.
  2. А. Р. Планирование в системе управления персоналом коммерческого банка // Банковское дело.- 1996 № 3 — С. 16−17.
  3. О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд.- 1997.- № 1.- С. 90−92.
  4. В. Д. Экономический потенциал России // Вопросы экономики.- 1997.- № 3.- С. 128−144 .
  5. В. Д. Природный, трудовой и научно-технический потенциал российской экономики: Региональная экономика // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика- 1998 № 2.- С. 68−93.
  6. Е. Г. Сколько стоит работа? Социальные последствия несоответствия оплаты труда: Беседа с рук. Центр «Труд мониторинг» Ин-т труда Минтруда РФ / Вела Т. Бойкова // Деловой мир-1996.-27 января-С. 2.
  7. С., Капелюшников Р. Почему предприятия придерживают рабочую силу: Статья первая // Мировая экономика и международные отношения 1996 — № 11- С. 90−99.
  8. С. Теория переходной экономики и ее место в ряду экономических наук // Мировая экономика и международные отношения.- 1996.-№ 10.-С. 11−19.
  9. Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемы их регулирования // Проблемы теории и практики управления.- 1998.-№ 4,-С. 50−55.
  10. Г. Человеческий капитал: Главы из книги // США: экономика, политика, идеология 1993- № 11- С. 109−119.
  11. Е. В. Человеческий фактор общественного производстваМ.: 1989.- 176 с.
  12. В. Какой должна быть норма труда в условиях рынка: Условия и организация труда // Человек и труд.- 1997.- № 8 С. 99−104.
  13. Д., Маккейб Д. Внедрение новой системы управления и организации труда в английской компании // Проблемы теории и практики управления 1996- № 1- С.78−82.
  14. Н. Н., Карпов Е. Б. Экономика образования: Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999- 191 с.
  15. Бухгалтерский учет: Учебник / П. С. Безруких, В. Б. Ивашкевич, Н. П. Кондраков и др.- Под ред. П. С. Безруких, — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Бухгалтерский учет, 1996.- 576 с.
  16. Бушмарин’И. Трудовые ресурсы России: концепция развития и использования // Мировая экономика и международные отношения.-1996.-№ 9.-С. 53−59.
  17. С., Нестеров J1. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики 1999 — № 2 — С. 90−102.
  18. Ю. А. Постиндустриальная экономика и развитие человека: Статья первая // Мировая экономика и международные отношения.- 1997.- № 9.- С.74−86- № 10.- С. 85−94.
  19. Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // Мировая экономика и международные отношения 1998 — № 5 — С. 60 -72.
  20. Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран // Мировая экономика и международные отношения.- 1997, — № 8.- С. 45−53- № 9.- С. 87−97.
  21. Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова- М.: Педагогика, 1991- 479 с.
  22. Н. Экономический цикл и ситуация на рынке труда // Мировая экономика и международные отношения.- 1998 № 8.-С. 26−31.
  23. О., Яценко В. Современное состояние негосударственных вузов России. // Вопросы статистики.- 1999 № 1.- С. 45−55.
  24. Н. Реформирование оплаты труда проблема неотложная // Человек и труд — 1996.- № 11.- С. 83−87.
  25. В. Частный сектор в России: занятость и оплата труда // Мировая экономика и международные отношения 1997 — № 2 — С. 8193.
  26. А. Российская экономика что же это? // Мировая экономикаи международные отношения 1998-№ 5-С. 81−86.
  27. Дж. Американский менеджмент на пороге ХХТ века М.: 1991.-320 с.
  28. Дадаев О. .Перспективы внешней трудовой миграции из России // Коринф. 1997.- № 39.- С. 22−23.
  29. О. Проблема внешней трудовой миграции в России взгляд российского дипломата // Коринф — 1996 — № 37 — С. 2−4.
  30. Де Оливейра Кадете М. Д., Переверзев М. П. Экономический механизм организации и управления образованием.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999 137 с.
  31. Э. Интеллектуальная собственность в Сети Release 2.0 // Компьютер.- 1997.-№ 19.-С. 22−29.
  32. Движение 'рабочей силы: Оценки, международные сопоставления и влияние на рынок труда // Вопросы экономики.- 1997 № 2 — С. 125— 133.
  33. Деятельность в жизни человека и общества // Социально-политический журнал 1994-№ 1−12- 1995.-№ 1- 6- 1996-№ 1,2.
  34. Г. Концепция антропосоциального управления обществом // Проблемы теории и практики управления 1998 — № 2 — С. 6267.
  35. Н. Система оплаты, которая может стимулировать эффективный труд // Человек и труд 1996 — № 11- С. 88−89.
  36. А. И., Дятлов С. А. Человеческий капитал России: проблемы эффективного использования. Новые приоритеты в реформировании экономики России: Сб. научных трудов / СПб., 1996 111 с.
  37. С. А. Информационный подход к оценке высшего образования / В сб.: «Качество жизни населения, деловая активность и конкурентоспособность российских предприятий- Орел: Орел ГТУ, 1998.-С. 29−35.
  38. С. А., Соловьев П. Н. Качество подготовки специалистов как фактор активизации предпринимательства / В сб.: «Качество жизни населения, деловая активность и конкурентоспособность российских предприятий-Орел: ОрелГТУ, 1998-С.71−74.
  39. Жарова J1. Состояние образования в Российской Федерации // Вопросы статистики 1999-№ 1.-С. 55−59.
  40. М. Ю., Переверзев М. П. Управление производственными ресурсами в промышленности. Тула: Изд-во ТГПУ, 1998 — 156 с.
  41. В. И. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале» // Социологические исследования 1996.- № 4 — С. 101−112.
  42. Ю. М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы разбития человеческих ресурсов // Общество и экономика.-1997.-№ 7−8.-С. 73−108.
  43. Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 № 127-ФЗ.
  44. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы М.: 1998 — 254 с.
  45. И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики, — 1998.-№ 2.-С. 83−95.
  46. И. К характеристике труда в современной России: Очерк социально трудовой политики // Вопросы экономики — 1997 — № 2 — С. 7691.
  47. Е. Р. Управление трудовыми ресурсами // США: экономика, политика, идеология 1997-№ 7-С. 111−121.
  48. А. Еще раз о феномене самоуправления работников в рыночной экономике // российский экономический журнал- 1997-№ 7, — С. 53−59.
  49. И. Налогообложение образовательных учреждений // Хозяйство и право.- 1998.- № 8.- С. 58−62.
  50. Н. Активизация нематериального ресурса в стратегии возрождения России: Экономические реформы // Мировая экономика и международные отношения 1997.- № 4 — С. 42−53.
  51. Индикаторы уровня жизни населения Российской Федерации за 1996 год // Госкомстат РФ Статистическое обозрение 1997 — № 1.- С. 87−92.
  52. Канун ХХТ века: новые формы труда // Бизнес уик.- 1995 № 7-С. 16−23.
  53. Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в Российской промышленности // Вопросы экономики.- 1998 № 2 — С. 96−114.
  54. Р. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: (Критический анализ).- М.: 1981 287 с.
  55. Р., Аукуционек С. Трудоизбыточность и поведение предприятий: Статья вторая //Мировая экономика и международные отношения.- 1996.-№ 12.-С. 107−118.
  56. Р. Регулирование трудовых отношений в России // Человек и труд.- 1995.- № 12. -С. 101−104.
  57. В. Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек, — 1997.- № 6.- С. 5−14.
  58. Келлер-Пфрундер А. Индивидуализация экономики персонала // проблемы теории и практики управления 1997- № 2 .- С. 95−100.
  59. Е. П., Парашутин Н. В. и др. Бухгалтерский учет.- М.: Финансы и статистика 1994.- 464 с.
  60. М. М. Теория человеческого капитала как приоритетный фактор реформирования экономики. Экономическая теория и хозяйственная реформа: Сб. научных трудов СПб ГИЭА СПб., — 1995 — 125 с.
  61. М. М. Человеческий капитал как персонификация качества жизни / В сб.: «Качество жизни, деловая активность и конкурентоспособность российских предприятий Орел: ОрелГТУ, 1998 — С. 46−48.
  62. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд.- 1997.- № 10 С. 90−93.
  63. В. Экономическая эффективность образования // Вопросы экономики.- 1977 -№ 9 С. 55−65.
  64. И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста. -Воронеж: 1990, — 224 с.
  65. А. Г. Производство, кадры: проблемы сбалансированности.-М.: 1988.-64 с.
  66. Г. Опыт управления: успехи и неудачи. Власть и управление // Проблемы теории и практики управления 1997 — № 1.- С. 42−47.
  67. А. О повышении эффективности занятости // Человек и труд.- 1996.-№ 1.-С. 26−32.
  68. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики- 1998-№ 1 .-С. 33−41.
  69. JI. В. Качество труда: факторы роста Харьков: 1990 — 148 с.
  70. В. Сопоставление уровней производительности труда в промышленности России, США и Германии за 1992 год // Вопросы экономики (статистики).- 1998 № 1- С. 116−132.
  71. В., Правдина С. Сопоставление производительности трудав обрабатывающей промышленности СССР, России и США за 1987 и 1992 годы // Вопросы статистики 1997 — № 6 — С. 22−33.
  72. С.А. Рыночная экономика и труд— М.: 1993- 144 с.
  73. А. Мотивация и производительность труда персонала: Управление персоналом // Консультант директора (газета).- 1997-№ 19.-С. 19−29.
  74. В. Г., Бутовский А. Ю., Лунева А. М. Мониторинг инновационных процессов воспроизводства человеческого капитала / В сб. «Технология, предпринимательство, экономика» Ч. 1.- Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999.- 151−161.
  75. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга М.: 1997-С. 127−134, 601−619.
  76. Н. П. и др. Маркетинг образовательных услуг. Серия: Введение в эдукологию. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Санкт-Петербург.- 1997.- 108 с.
  77. А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1983 Т. 1- 391 е., Т. 2−318 с.
  78. Н. Я. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих горных предприятий при переходе к рыночной экономике // Горный журнал.- 1996.- № 6.- С. 23−26.
  79. Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему // Проблемы теории и практики управления.- 1997-№ 1.-С.32−35.
  80. М. В XXI век со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и международные отношения.-1998 — № 10.-С. 5−21.
  81. И. Е. Человеческий фактор в реализации продовольственной программы.- М.: 1989 64 с.
  82. Ю. О ценах на услуги образования // Вопросы статистики-1999.-№ 1.-С. 59−62.
  83. А. Принципы экономической науки. Т. 1- М.: 1993-С. 68−280.
  84. В. Региональная социально-экономическая ассоциация: подходы, оценки и методы измерения // Вопросы статистики № 11.- 1998.-С.З-12.
  85. А. Как получаем, так и работаем? // Экономика и жизнь-1997.-№ 43.-С. 1.
  86. А. М. Душевное состояние человека как составная часть качества жизни / В сб.: «Качество жизни населения, деловая активность и конкурентоспособность российских предприятий Орел: ОрелГТУ, 1998.-С. 21−23.
  87. Т. Японские организационные формы в западной экономике: Менеджмент и маркетинг // Проблемы теории и практики управления.- 1997.- № 2.- С. 101−106.
  88. И. Н. Человеческий фактор: политэкономический аспект-М.: 1989.-142 с.
  89. . Л. Международные экономические отношения М.: 1994.-С. 56−57.
  90. М. Экономическая политика государства в современных условиях // Мировая экономика и международные отношения-1999 № 1.С. 48−52.
  91. Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности // Проблемы теории и практики управления 1998.- № 1.-С. 107−113.
  92. Л. Человеческий потенциал и Российская Федерация // Вопросы статистики 1999 — № 2 — С. 31−33.
  93. . С. К проблеме оплаты труда рабочих по конечным результатам: Экономика горного производства // Уголь 1996 — № 1С. 26−28- № 3.-С. 38−39.
  94. О составе затрат на рабочую силу в 1996 году (по материалам выборочного обследования) // Госкомстат РФ. Статистическое обозрение.-1998.-№ 1.-С. 71−91.
  95. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации: Проект // Вопросы экономики 1998 — № 2.- С. 73−82.
  96. М. П. Математические методы и модели экономического анализа резервов производства.- Харьков, Изд-во «Вища школа» ХГУ.- 1974.- 185 с.
  97. М.П. Методология и практика управления интенсификацией промышленного производства в территориальном хозяйственном комплексе. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени д. э. н М: 1989.- 45 с.
  98. К. И. Региональный опыт формирования инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности— М.: Tacis, 1997.- 12 с.
  99. Повышение эффективности производства. Т. 3. Использование производственных ресурсов предприятия / Под. ред. Н. Г. Чумаченко.-Киев.- 1990.-С. 142−154.
  100. Промышленность России. Статистический Сб. / Госкомстат России.-М.: 1−996.-425 с.
  101. Прощай, государство всеобщего благосостояния: Европа накануне кардинальных реформ в сфере социального обеспечения // Бизнес уик.- 1996.- № 1.- С. 29−35.
  102. . А. и др. Современный экономический словарь— М.: ИНФРА- М, 1997.- 496 с.
  103. В. С. Человеческий фактор и уроки прошлого.- М.: 198 864 с.
  104. Г. А. Частная собственность на землю как мотивирующий фактор трудового поведения // Социологические исследования.- 1996.-№ Ю.-43−47.
  105. И. Интеллектуальный капитал . // Маркетинг- 1998.- № 4-С. 75−79.
  106. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах М.: Педагогика, 1989.- т.1- 485 е., Т.2- 322 с.
  107. А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд 1997 — № 3 — С. 23−25.
  108. Румянцева 3. П. К обоснованию новой управленческой парадигмы // Российский экономический журнал 1993 — № 8 — С. 15−18.
  109. К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда // Вопросы экономики- 1998-№ 1.-С. 42−58.
  110. Д. И. Ускорение производительности фактор качества населения — Тула: 1998 — 400 с.
  111. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход-М.:1996 635 с.
  112. И.А. Экономическое образование в условиях рыночных отношений // Предпринимательство и занятость юных.- 1998 № 8.-С. 3−7.
  113. А. А. Посттейлоризм и теория человеческого капитала // Мировая экономика и международные отношения- 1995.- № 9-С. 20−36.
  114. Н., Хромова Л. О внедрении в статистическую практику общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг // Вопросы статистики- 1998 № 12-С. 12−16.
  115. Г. Экономическая социализация детей и подростков: периодизация и результаты // Школьный экономический журнал.- 1998.-№ 5 С.25−31.
  116. Сильная социальная политика начинается с производительного труда: Об итогах социально-экономического развития страны за 1996 год и задачах на 1997 г. // Человек и труд 1997.- № 3 — С. 4−9.
  117. С., Петухова С. Конверсия: социально-трудовые проблемы // Человек и труд 1996 — № 4 — С. 54−57.
  118. Г. Э. Рабочие места первичные источники экономического роста: Экономика и организация научной и хозяйственнойдеятельности // Автоматизация и современные технологии 1996-№ 8.-С. 18−25.
  119. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики М.: 1 996 336 с.
  120. В. Т. Качество жизни населения основа и цель экономического роста / В сб. «Качество жизни населения, деловая активность и конкурентность российских предприятий».- Орел: Орел ГТУ, 1998.-232 с.
  121. В. Т., Вигурская С. П. Человеческий капитал и качество жизни. Учебно-методическое пособие Орел. Изд-во Орел ГТУ — 1997 — 22 с.
  122. С. Предпринимательство активный ресурс государства // Торгово-промышленные ведомости — 1998.- № 22.-С. 1−2.
  123. В. Экономическая психология. // Российский экономический журнал 1998.- № 4.- С. 112−116- 1998 — № 5.- С. 94−96−1997.-№ 8.-С. 102−107- 1997.-№ 9.-С. 95−101.
  124. Р. Перспективы теории роста // Мировая экономика и международные отношения 1996- № 8 — С. 69−77.
  125. Социально-экономическое положение Тульской области. Статистический ежегодник. Госкомстат РФ ТОКГС Тула: 1999.- 180 с.
  126. Д. Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство // Мировая экономика и международные отношения 1997 — № 5 — С. 64−72- № 6 — С. 54−64- № 7.-С. 52−61.
  127. Е. С., Злобин Е. Ф., Михалев А. А. Теория и практика аграрных преобразований в Орловской области— М.: Агри Пресс, 1998.-532 с.
  128. Структурная перестройка и экономический рост: Концепция среднесрочной программы Правительства на 1997−2000 годы // Вопросы экономики-№ 1 — С. 4−68.
  129. Т. Япония: организация системы и гигиены труда: Условия и организация труда // Человек и труд 1997 — № 11— С. 101−103.
  130. Й. Социальный аспект транснациональных сетей и новых форм труда // Проблемы теории и практики управления- 1997-№ 3 С. 48−51.
  131. Тульский статистический ежегодник за 1996 год- Тула: ТОКГС Госкомстат РФ .- 1997 425 с.
  132. Тульский статистический ежегодник за 1997 год- Тула: ТОКГС Госкомстат РФ.- 1998 498 с.
  133. М. Собственность работников: Сравнение Запада и Востока // Политэконом.- 1996.- № 3.- С. 81−87.
  134. Управление персоналом в условиях социальной и рыночной экономики.-М.: 1977.-С. 33−51, 75−83.
  135. С. Е. Системный подход к динамике экономики в школе // Школьный экономический журнал 1998 — № 5 — С. 14−24.
  136. Т. Анализ педагогической практики экономической подготовки школьников в современных условиях.- 1998.- № 4 С. 23−29.
  137. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с анг М:. Дело, 1997.-864 с.
  138. Формирование рынка труда в России // Человек и труд- 1996-№ 11.-С. 42−44.
  139. А. А. Прогноз социально-экономического развития России на 1999 год // Вопросы статистики.- 1999- № 4- С. 67−76.
  140. А. Активная политика на рынке труда: итоги и перспективы // Человек и труд.- 1996 — № 1.— С. 33−36.
  141. Г., Земляеская И. Мониторинг Социально-трудовой сферы в Самарской области : Цели, содержание, результаты, направления совершенствования // Вопросы статистики 1997 — № 6.- С. 44−49.
  142. В. Формы и методы экономического стимулирования труда на предприятиях Японии // Проблемы теории и практики управления, — 1998.- № 2.- С. 112−114.
  143. Т. А. Глобальные проблемы человечества // Вестник Московского университета. Серия 6, Экономика.- 1996.-№ 2 С. 24−37.
  144. Р. Социальный конфликт в постиндустриальной экономике// Мировая экономика и международные отношения.- 1998-№ 10.-С. 33−41.
  145. К.К. Интенсификация производства и рыночные отношения / Под ред. Добрынина М.: 1990.- С. 125−149.
  146. В. О модельном наборе социальных индикаторов уровня жизни населения // Вопросы статистики.- № 8 1998.- С. 15−19.
  147. С. Л. Теория и практика личностно ориентированного социально-экономической подготовки школьников- М- Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 1998.-41 с.
  148. А. В. Статистический анализ производственной деятельности предприятий промышленности Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999.-210 с.
  149. Т., Лакунина Л. Напряженность на российском рынке труда и механизмы ее преодоления И Вопросы экономики 1998-№ 2.-с. 115−130.
  150. Н. А., Переверзев М. П., Панин В. А. Современная экономика России / Под общ. Ред. М. П. Переверзева Тула: Изд-во1. ТГПУ, 1998.- 199 с.
  151. Н. А., Панин В. А., Мотехин А. Я. Методика расчета экономической эффективности деятельности подразделений университета.-Тула: Изд-во ТГПУ, 1998.- 17 с.
  152. О. И., Тихонова Н. Е. Занятость в России: социальное расслоение на рынке труда // Мир России.- 1996 № 1.- С. 94−153.
  153. Н. С., Щербаков В. Н. Русская политическая экономия М.: Изд-во РГЙФ.- 1998.- 585 с.
  154. В. Своеобразие российского рынка образовательных услуг// Мировая экономика и международные отношения- 1997-№ П.-С. 127−135.
  155. Экономика и организация рыночного хозяйства: Уч. пособие М.: 1995.- 326 с.
  156. Экономика труда и социально-трудовые отношения- М.: 1996-С. 24−66, 271−278, 252−378.
  157. А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия // Мировая экономика и международные отношения 1999.-№i 1.-С. 12−24.
  158. Т. Границы некоммерческих организаций в рыночной экономике //Вопросы статистики 1998-№ 12 -С. 17−19.
  159. Р. Реформирование оплаты труда, возрождение ее основных функций // Человек и труд 1996 — № 7 — С. 67−70.
  160. Ю. В. Тенденции структурных сдвигов в экономике // Экономист. -1996.- № 12.- С. 10−20.
  161. Ямагути К'. Принципы информатики в век информации // Проблемы теории и практики управления 1990 — С.107−109.
  162. Human Development Peport 1997, UNDP, N. Y., 1997, p. 146−148.
Заполнить форму текущей работой