Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка системы информационной поддержки управления качеством образования в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложена последовательность и содержание этапов для анализа образовательной деятельности в вузе: этап выбора объекта анализа (филиал вуза, факультет, специальность, группа, студент), временного диапазона анализа (семестр, учебный год, несколько выбранных семестров и т. д.) и возможно других ограничений (дисциплина, категория зачисления и т. п.) — этап определения набора показателей, необходимых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ систем поддержки управления качеством образования
    • 1. 1. Управление качеством образования как подсистема управления образованием
    • 1. 2. Задачи управления качеством образования
    • 1. 3. Управления качеством образования в вузе при распределенном обучении
  • Выводы
  • 2. Модели и методы анализа качества образования в вузе
    • 2. 1. Структурный состав системы и технология процесса обучения
    • 2. 2. Система показателей для оценки качества образования
    • 2. 3. Методы анализа показателей учебного процесса
    • 2. 4. Методы визуализации аналитической информации
  • Выводы
  • 3. Анализ показателей учебного процесса на основе нечетких графовых моделей
    • 3. 1. Сбор первичной информации
    • 3. 2. Структуры данных и алгоритмы информационно-аналитической системы
    • 3. 3. Представление результатов анализа
  • Выводы
  • 4. Информационно — аналитическая система для мониторинга образовательного процесса в вузе
    • 4. 1. Структура и состав ИАС
    • 4. 2. Подсистема интерактивного формирования запросов
    • 4. 3. Подсистема статистической обработки
    • 4. 4. Подсистема визуализации результатов
    • 4. 5. Подсистема генерации отчетов
    • 4. 6. Подсистема поддержки принятия решения
    • 4. 7. Программное обеспечение ИАС
  • Выводы

Разработка системы информационной поддержки управления качеством образования в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Знания в современном информационном обществе играют ключевую роль с точки зрения дальнейшего прогресса. Основным этапом формирования человека как специалиста в той или иной профессиональной сфере является получение высшего профессионального образования.

Одним из наиболее важных параметров образования является качество образовательных услуг. Характерно, что обеспечение высокого качества образования становится в современных условиях все более сложной задачей. Это обусловлено множеством причин, среди которых появление новых технологий обучения, таких как дистанционное и открытое образование, где сам процесс обучения существенно отличается от привычных традиционных очных и заочных форм обучения. В результате те методы управления учебным процессом и качеством обучения, которые вырабатывались годами оказываются не эффективными в новых условиях. Очевидно, что повысить эффективность, правильность и своевременность управленческих решений и, как следствие, улучшить качество обучения можно лишь с помощью новых информационных технологий.

Поэтому является актуальной задача разработки информационно-аналитической системы, которая предназначена для управления качеством образования в вузе. Система должна позволять контролировать ход процесса обучения на основе сбора и анализа статистических данных, выявлять отклонения от стандартного процесса (аномалии), анализировать причины отклонений, представлять лицу принимающему решение (ЛПР) рекомендации по исправлению неблагоприятных отклонений (ситуаций).

Цель и задачи исследования

Целью является разработка информационно-аналитической системы, включающей совокупность моделей, методов сбора и обработки данных, информационных и программных модулей, и обеспечивающей эффективный мониторинг образовательного процесса в универсальном распределенном вузе (УРВ) на основе анализа ситуаций в учебном процессе, поддержку принятия управленческих решений за счет генерации выводов по ситуациям и рекомендаций по исправлению их негативных аспектов, а также высокую наглядность результатов мониторинга.

Для достижения указанных целей в работе были поставлены и решены следующие задачи:

— Анализ существующих методов мониторинга образовательной деятельности вуза на основе статистических показателей учебного процесса.

— Разработка математической модели анализа ситуаций в учебном процессе вуза.

— Разработка алгоритма поиска типичных ситуаций в образовательной системе на основании заданного множества показателей учебного процесса.

— Разработка алгоритма генерации выводов с возможностью определения вероятности появления найденной типичной ситуации в анализируемой образовательной системе.

— Создание программного и информационного обеспечения системы поддержки принятия решения на основе анализа ситуаций в учебном процессе вуза.

Методы исследования. Работа основывается на методах математической статистики, теории графов, нечетких множеств, методах модульного и объектно-ориентированного программирования, геоинформационного пространственного анализа.

Научная новизна. Основные результаты диссертационной работы, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Метод анализа ситуаций учебного процесса, заключающийся в построении графа анализируемой ситуации на основе вычисленных показателей учебного процесса и последовательного поиска каждого из графов, описывающих решающие правила, в графе анализируемой ситуации.

2. Математическая модель представления решающих правил для классификации конкретной ситуации в виде ориентированного взвешенного нечеткого графа.

— 63. Алгоритм проверки выполнения решающих правил на основе модифицированного алгоритма поиска изоморфного вложения в нечетком графе и имеющий невысокую вычислительную сложность 0(п), где п — число дуг графа решающего правила.

4. Предложен алгоритм генерации вывода на основе бинарного дерева классификации ситуации, позволяющий задавать реакцию решающих правил на невыполнение определенных (не базовых) условий решающего правила. Практическая ценность работы заключается в следующем:

1. Предложен новый подход к мониторингу качества образования в вузе, конечным результатом которого является не только вычисленные значения показателей качества учебного процесса, но и вероятные причины получения тех или иных значений этих показателей, выявление которых происходит в ходе анализа ситуаций в учебном процессе вуза.

2. Разработано программное обеспечение на основе предложенного алгоритма проверки выполнения решающих правил, базирующегося на модифицированном алгоритме поиска изоморфного вложения в нечетком графе, имеющий вычислительную сложность 0(п), где п — число дуг графа решающего правила.

3. Разработано программное обеспечение, реализующее алгоритм генерации вывода на основе бинарного дерева классификации ситуации, позволяющий задавать реакцию решающих правил на невыполнение определенных (не базовых) условий решающего правила.

4. Разработан прототип информационно-аналитической системы для анализа качества образования в вузе.

Созданное программное обеспечение внедрено в Пензенском государственном университете и Волгоградском государственном техническом университете. Результаты подтверждаются актами о внедрении.

Апробация работы. Теоретические и практические результаты диссертационной работы обсуждались и докладывались на следующих конференциях и семинарах: научно-технической конференции профессорскопреподавательского состава (ПГУ, г. Пенза, 1998;2003 гг.), XXV Юбилейной международной конференции «Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе», (Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 1998 г.), Всероссийском совещании-семинаре «Высокие технологии в региональной информатике», (Воронеж, 1998 г.), VII Международной научно-методической конференции (Пенза, 2003г), III международной научно-методической конференции «Системы управления качеством высшего образования» (2003г., Воронеж), Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2003г), международном юбилейном симпозиуме (ПГУ, Пенза, 2003), VI Всероссийской научной конференции молодых ученых и аспирантов «Новые информационные технологии. Разработка и аспекты применения». (Таганрог, 2003г).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 11 печатных работах.

Структура и объем. Диссертация состоит из введения, четырех глав с выводами на 177 стр., списка литературы (127 наименования), приложения. Работа содержит 33 рисунка и 7 таблиц.

Выводы.

1. Разработана модульная структура ИАС, обеспечивающая эффективное расширение функциональных возможностей отдельных подсистем независимо друг от друга.

2. Спроектирована структура информационного обеспечения ИАС, предназначенная для хранения данных об образовательной системе, достаточных для выполнения эффективного анализа ситуаций в учебном процессе вуза.

3. Разработано программное обеспечение ИАС функционирующее под управлением операционной системы Windows 95/98/2000/ХР и реализующее функции статистического анализа и поддержки принятия решения на основе алгоритма поиска изоморфного вложения в нечетких графах.

4. Предложен базовый набор решающих правил, распознающих в анализируемом пространстве образовательной среды, наиболее распространенные типичные ситуации учебного процесса в вузе.

5. Экспериментальная проверка предложенных методов и алгоритмов анализа ситуаций в учебном процессе вуза показала высокий уровень соответствия между выводами по обнаруженным типичным ситуациям, генерируемыми подсистемой поддержки принятия решения и ситуациями реально сложившимися в анализируемой образовательной среде. 6. В результате тестирования прототипа ИАС было установлено, что время анализа для решения практических задач является допустимым. Для анализа сессии по 4 дисциплинам в 10 группах при наличии 4 решающих правил время анализа составило 20 сек.

— 161 -Заключение.

В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

1. Анализ существующих систем мониторинга качества образования в вузе показал, что в основном эти системы базируются на статистической обработке различных анкет или оценок, полученных обучаемыми. Это позволяет, анализируя статистические данные обнаруживать слабые места в качестве образования и иногда прогнозировать ситуацию. Однако не существует систем, позволяющих определять причины возникновения неблагоприятных ситуаций и давать рекомендации по их исправлению.

2. Определены в качестве основных целей информационно-аналитической системы мониторинга качества образования в вузе следующие: контроль учебного процесса и своевременное выявление неблагоприятных ситуаций, выдача управленческому персоналу наглядного представления о качестве образования, предполагаемых причинах возникновения неблагоприятных ситуаций и рекомендации по их исправлению.

3. Предложена последовательность и содержание этапов для анализа образовательной деятельности в вузе: этап выбора объекта анализа (филиал вуза, факультет, специальность, группа, студент), временного диапазона анализа (семестр, учебный год, несколько выбранных семестров и т. д.) и возможно других ограничений (дисциплина, категория зачисления и т. п.) — этап определения набора показателей, необходимых для выполнения анализаэтап вычисления выбранного набора показателей и этап генерации выводов на основе вычисленных показателей.

4. Предлагается при анализе учебного процесса, в случае его отклонения от нормального (стандартного), находить часто повторяющиеся ситуации (типичные ситуации), которые возникают в ходе учебного процесса. Для отнесения конкретной аномальной ситуации к одной из типичных ситуаций вводятся решающие правила и предлагается некоторый набор этих ситуаций.

— 1625. Разработана математическая модель представления решающих правил в виде ориентированного взвешенного нечеткого графа.

6. Впервые предложен метод анализа ситуаций в учебном процессе вуза основанный на построении графа анализируемой ситуации на основе вычисленных показателей и последовательного поиска изоморфного вложения каждого из графов, описывающих решающие правила в графе анализируемой ситуации.

7. Показано, что существующие алгоритмы определения изоморфного вложения требуют для решения задачи проверки выполнения решающих правил больших вычислительных затрат. В связи с этим разработан модифицированный алгоритм поиска изоморфного вложения в нечетком графе и имеющий меньшую вычислительную сложность О (п), где п — число дуг графа решающего правила.

8. Разработана реляционная форма представления решающих правил, позволяющая организовать централизованное защищенное хранение правил в клиент-серверной базе данных реляционного типа.

9. Предложен алгоритм генерации вывода на основе бинарного дерева классификации ситуации, позволяющий задавать реакцию решающих правил на невыполнение определенных (не базовых) условий решающего правила. Разработана структура представления многовариантных выводов на основе открытого стандарта языка XML, реализующая параметрические блоки подстановки, которые позволяют включать в текст сгенерированного вывода числовые значения параметров анализируемой ситуации, что увеличивает информативность вывода и улучшает его воспринимаемость.

10. Предложена структура информационно-аналитической системы мониторинга образовательного процесса в вузе, включающая подсистемы: ввода и управления данными, интерактивного формирования запросов, статистической обработки данных, визуализации результатов, генерации отчетов, поддержки принятия решения.

11. Экспериментальная проверка предложенных методов доказала правильность основных теоретических положений работы. С помощью двух тестовых решающих правил, реализованных в прототипе системы, удалось отыскать несколько негативных типичных ситуаций, появление которых в анализируемой образовательной среде (Пензенский государственный университет) было подтверждено при непосредственном взаимодействии с сотрудниками вуза.

— 164.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. // Учеб.-метод, пособие. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  2. А.А. Основные положения системно-квалиметрической концепции повышения качества образования // Надежность и контроль качества. 1999. — № 2.
  3. Л.С., Карелин В. П., Целых А. Н. Модели и методы принятия решений в интегрированных интеллектуальных системах. Монография. // Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1999. 278с.
  4. Л.С., Боженюк А. В. Введение в теорию нечетких графов. // Учебное пособие. Таганрог.: Изд во ТРТУ, 1999. 212 с.
  5. Л.С., Боженюк А. В. Нечеткие модели принятия решений: дедукция, индукция, аналогия. Монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. 110с.
  6. И. А. Информационно-аналитическая система поддержки принятия решения в задачах управления учебным процессом. // «Известия высших учебных заведений. Поволжский регион (технические науки)». № 1(6), 2004. с. 110−123
  7. Д.И., Бершадский A.M., Щербань А. Б. Обобщенный критерий оценки качества разбиения графа на группы изоморфных подграфов. // В кн.:
  8. Анализ и моделирование экономических процессов. Горький: Изд — во Горьк. ун-та, 1979, с.3−9.
  9. Ю.Бугаевский J1.M., Цветков В. Я. Геоинформационные системы. // М.: Златоуст, 2000. 224с.
  10. П.Батыгин Г. С. Обоснование научного подхода в прикладной социологии. // М., Мысль, 1986−211с.
  11. .Н. Образование прорыв в XXI век. // М., сб. «Синергетика и образование», изд-во «Гнозис», 1997, с. 4 — 13.
  12. Harman, G and Meek, V L (2000) Repositioning Quality Assurance and Accreditation in Australian Higher Education. Canberra: Evaluations and Investigations Programme, Higher Education Division, Department of Education, Training and Youth Affairs.
  13. Н.Борисова H.B. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. // Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000 — 146с.
  14. В.П.Боровиков. Популярное введение в программу Statistica. // КомпьютерПресс, 1998.
  15. В.П.Боровиков, И. П. Боровиков. Statistica Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. // «Филинъ», 1997.
  16. В. П. Программированное обучение (дидактические основы). // М.: Высш. шк., 1970.-299с.
  17. A.M. Применение графов и гиперграфов для автоматизации конструкторского проектирования РЭА и ЭВА. Изд-во Саратовского университета, 1983 120с.
  18. A.M., Бождай А. С. Геоинформационный подход к мониторингу региональных образовательных систем. // Информационные технологии. 1998. № 12. С.39−43,50.
  19. К. Теория графов и ее применение. ИЛ М., 1962 320с.
  20. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. // М.: Конкорд, 1992 519с.
  21. В.П. Математический аппарат инженера // «Техшка», 1975. -768с.
  22. А.М., Кревский И. Г. Структура дистанционного образования в регионе // «Телематика'96»: Тезисы доклада Всероссийской научно-методической конференции 13−17 мая 1996 г. Санкт-Петербург, 1996. — С.120−121.
  23. Bershadsky A.M., Krevsky I.G. The Organization of Distance Education in Region. «Proceedings of the Second International Conference on Distance Education in Russia: Open and Distance Learning as a Development Strategy», Moskow, 1996, pp. 174−176.
  24. А.С. Разработка системы мониторинга образования в регионе на основе геоинформационной технологии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, Москва, 2000 г.
  25. С.М. Новые подходы к организации мониторинга качества обучения // http://mo.display.rt.ru/htdocs/ARXIV/VILYI/IIVil/tezis/ bruzgalova. htm
  26. В. Н. и др. О математических моделях оптимального управления системой подготовки специалистов // Труды Петрозаводского государственного университета. Сер. «Прикладная математика и информатика». Вып. 6. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1997.
  27. Все о ГИС. // http://www.dataplus.ru/ WIN/AllGis/l00 GIS/ gis. htm
  28. С.Х. Обработка картографических данных: земельные информационные системы. Системный подход к разработке земельных информационных систем. // в кн. Картография. Вып.4. Геоинформационные системы М: «Картоцентр — Геодеиздат», 1994.стр.112 — 124.
  29. В.В. Системные основания образовательной технологии. // М.:3нание, 1995.-135с.
  30. О.А., Радькова Н. О. Качество образовательных услуг в высшем учебном заведении. Сертификация и управление качеством продукции // Тезисы докладов международной научно-технической конференции 13—15 октября 1999 г. — Брянск, БГТУ.
  31. Н., Макаркин Н., Салимова Т. Мониторинг качества образования. // http://more.by.ru/up/up.js7969939712
  32. .Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Хорошилов А. В., Усков В. Л., Филиппов В. М., Тихомиров В. П., Открытое образование -стратегия 21 века для России. // Под общей редакцией Филиппова В. М. и Тихомирова В. П. Изд-во МЭСИ, М., 2000. 356с.
  33. Lindsay, A W (1994) Quality and Management in Universities. Journal of Tertiary Education Administration, Vol 16, No 1, pp 55−68.
  34. Иконика. Обработка и восприятие изображений. // Тр. Гос. Оптич. ин-та. -Л., 1982, т.51, вып. 185
  35. А.Д., Кулагин В. П., Тихонов А. Н., Цветков В. Я. // Геоинформатика. М.: МАКС Пресс, 2001. — 349с.
  36. В.П. Геоинформационные технологии новый шаг на пути совершенствования системы управления образованием // IV Всероссийской конференции «Геоинформатика и образование» (Форум ГИС 2000). — М.: ГИС-Ассоциация, 2000, С.5−8.
  37. В.П., Цветков В. Я., Булгакова Т. В. Особенности использования технологий OLAP для задач образовательной статистики. // http://center.fio.ru/vio/vio09/ resource/Print/ artl8. htm
  38. В.Г. Образование и цивилизация.// М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 2(6), 1996, с. 7−14
  39. А.И. Введение в социологию. // М.: Новая школа, 1995 144с.
  40. И. Критика чистого разума. // Пер. с нем. М.: Мысль, 1994 — 591с.
  41. Н.В., Капралов Е. Г. Введение в ГИС. М.: 1997, 160с.
  42. И. Л., Надточий И. Л. Организационно-методическое обеспечение многоуровневого непрерывного образования в области информационных технологий // Материалы конференции ИТО-99, http:// ito. bitpro.ru/1999/111/2/ 246. html
  43. В. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджере по качеству // http://more.by.ru
  44. . К., Куксин Д. Н. Задача минимизации количества оценочных показателей. // Квалиметрия человека и образование, центр ПКПС. М., 2000. — С. 33−40.
  45. А. Введение в теорию нечетких множеств. // М.: Радио и связь, 1982.бО.Зыков А. А. Гиперграфы. // Успехи математических наук, т.29, вып.6, 1974.
  46. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. // М., «Институт практической психологии», 288с.
  47. А.Н., Берштейн JI.C. Гиперграфы в автоматизации проектирования дискретных устройств. // Изд-во Ростовского университета, 1981−112с.
  48. А.Н., Берштейн JI.C., Курейчик В. М. Применение графов для проектирования дискретных устройств. // М.: «Наука», 1974 304с.
  49. А.Н., Берштейн JI.C. Операции над гиперграфами и их свойства. // Известия АН СССР. Техн. Кибернетика, 1997, № 4
  50. К.К., Одиноков В. Г., Курейчик В. М. Автоматизированное проектирование конструкций радиоэлектронной аппаратуры. // М.: Радио и Связь, 1983, 280с.
  51. В.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. // Самара, Гимназия № 11, 172с.
  52. Менеджмент Маркетинг — Финансы. // Проспект ЛИНК под ред. Федорова Б. Л., 1995 г.
  53. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. // М.: Патент, 1996. -271 с.
  54. .Г. Разработка управленческого решения. // М.: Издательство «Дело», 2003 г. 392 с.
  55. В.Н., Коровкин С. Д., Кадамцева Г. Г. Тотальное управление качеством образования и новые информационные технологии. // М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 1−2 (11−12), 1998, с.135−150.
  56. В.Н. Информатизация и качество образования. // М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 4, 1995, с. 51 59.76,Основы социологии. Курс лекций. // Отв. редактор А. Г. Эфендиев. М.: Об-во «Знание», 1993 — 384с.
  57. Описание пакета Statistica 5.5 // http://www.exponenta.ru/SOFT/ STATIST/statistica55/index.asp.
  58. Основы открытого образования. Т. 2. /Отв. ред. В. И. Солдаткин. — Российский государственный институт открытого образования. — М.: НИИЦ РАО, 2002. — 680с.
  59. И.А. (Селиверстова И.А.) «Применение новых информационных технологий в образовании» // Всероссийское совещание-семинар «Высокие технологии в региональной информатике», г. Воронеж, 1998 г.
  60. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Под ред. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  61. Н.В. Использование геоинформационных технологий в системе общего образования. // Вторая всероссийская конференция «Геоинформатика и образование». Москва, 25 — 26 марта 1998 г.
  62. А.А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. // М.: Центр, 1997 -160с.
  63. А. И. Квалитология образования. // СПб. М.: Исслед. Центр ПКПС, 2000. — 220 с.
  64. Н. А. К формированию новой методологии управления качеством высшего образования // Проблемы качества высшего образования: Тезисы докл. Всесоюзной науч.-метод. конф. Уфа: УАИ, 1991. — С. 4−5.
  65. Н.А. Качество образования и информационные технологии в образовании. // Доклад на X конференции «Информационные технологии в образовании» ИТО-2000. М., 2000.
  66. НА. Автоматизация проектирования систем управления качеством высшего образования. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. М.: Воронежский политехнический институт, 1992, 36 с.
  67. Н.А. Оценка качества высшего образования. // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Часть 1. М.: Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалистов, 1992. с. 16−25.
  68. Система качества // http://mail.sochi.ru/csm/news/sysqual.htm
  69. Система качества. // Методическая документация. — М.: МИСиС, 1999.
  70. Всеобщее управление качеством // http://www.standard.ru
  71. И.А. Методы анализа показателей качества учебного процесса. // Единое образовательное пространство России и необходимость его формирования в обществе: Сборник статей Всероссийской научно -практической конференции Пенза, 2003 г, с. 82 — 84.
  72. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука // Издательство «Мир», Москва, 1978. 418с.
  73. А.Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. 1990. № 3−4.
  74. А.А., Папшев С. В., Мельникова Н. И., Шульга Т. Э., Аверьянова С.Ф Концептуальная модель организации учебного процесса в системе открытого образования в структуре интегрированного университета // http:// do. sgu, ru/consgu. h tml.
  75. Э.М., Фролов В. Н. Оптимизационная модель информационного обеспечения системы регионального управления. // Труды Всероссийскойконференции «Интеллектуальные информационные системы», Воронеж, 1999 г., с. З
  76. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. // Изд-во МГУ, 1975, 344с.
  77. Тихомиров В. П, Солдаткин В. И, Лобачев С. Л, Ковальчук О. Г. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний (Часть 1) // http://www.mesi.ru/joe/stl 58. html
  78. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда ИНТЕРНЕТ -обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования. М.: Издательство МЭСИ, 2000. -332 с.
  79. А.Н., Богатырь Б. Н. Моделирование и концептуальное проектирование процессов информатизации сферы образования. // М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 1−2 (7−8), 1997, с.9−12.116. http://www.statsoft.ru
  80. , М., & Busch-Vishnic, I. (1996) Total quality: Myth or management in universities. Change, 28 (6), 19−27.
  81. В.М., Нужнов Е. В. Возможности совершенствования образовательного процесса на основе информационных технологий // Труды Всероссийской конференции «Интеллектуальные информационные системы» Воронеж 1999.
  82. М.Б., Ковалева Г. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом. Обзорный доклад. // Восьмой симпозиум «Квалиметрия человека и образования: методология и практика».
  83. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования // М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  84. В.Я. Геоинформационные системы и технологии. // М.: Финансы и статистика, 1998. 288с.
  85. , Е. Н. (1995). Quality improvement in higher education: TQM in administrative functions. In В Ruben (Ed.), Quality in higher education (pp. 173 188). New Bruswick, NJ: Transaction Publ.
  86. , S.J., & Sims, R.R. (Eds.). (1995). Total Quality Management in higher education: Is it working? Why or why not? Westport Connecticut: Praeger Publishers.
  87. Harman, G (1998) The Management of Quality Assurance: A Review of International Practice. Higher Education Quarterly, Vol 52, No 4, pp 345−364.
  88. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация. Настольная книга // Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: МГИУ, 2003.
Заполнить форму текущей работой