Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование университета как центра социокультурного пространства региона в условиях структурных реформ 1990-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль университета в историко-культурном пространстве города стала предметом изучения для западных учёных — историков, культурологов и философов. Причём, в отличие от России, иностранные исследователи (прежде всего, англоязычные) обратились к изучению этой проблемы ещё в XVIII в., уделяя основное внимание английским университетам, прежде всего, Оксфорду, Кембриджу, Дублинскому университету и т. д… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
    • 1.
  • ГЛАВА 2. 2.1. 2.2.

Формирование университета как центра социокультурного пространства региона в условиях структурных реформ 1990-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

УНИВЕРСИТЕТ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.14.

Университет как особая форма функционирования западной социокультурной системы.14.

Российский университет и его трансформация на постсоветском пространстве.38.

Корпоративная культура как фактор развития университета. 66.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ.

Место регионального университета в культурном ландшафте края.102.

Региональное высшее образовательное и академическое пространство Астраханской области.142.

Роль университетской корпоративной культуры в региональном культурном пространстве.168.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

202.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.210.

ПРИЛОЖЕНИЕ.238.

Актуальность темы

диссертационного исследования. Политические, экономические и социальные изменения, происходившие в России на рубеже веков, коснулись и проблем высшей школы, ставшей на путь преобразований. Следовало решить задачу модернизации и интеграции в новых историко-культурных условиях российского общества. С прекращением идеологической монополии государства университет как наиболее яркий представитель высшей школы получил возможность самостоятельно определять свою идеологию и механизмы адаптации к новой культурной и экономической реальности. Являясь неотъемлемой частью общества, университет должен был адекватно реагировать на его нужды и, что особенно важно, самостоятельно формировать научный и культурный потенциал региональной и даже национальной элиты.

Названные изменения затронули не только внутринациональные парадигмы российского общества, так как начиная с 90-х гг. XX в. наблюдался активный процесс инкорпорации России в мировое сообщество на совершенно новых условиях. В связи с этим перед высшей школой возникла задача перестроить свою деятельность в соответствии с мировыми образовательными стандартами, стать частью международного Болонского процесса, а также учесть конъюнктурные требования не только развитых, но и развивающихся стран, прежде всего, Шанхайской организации содружества (ШОС). Особую роль в этих обстоятельствах сыграли современные технологии, позволившие использовать в обучении мультимедийный подход, выйти за рамки лишь аудиторного образования в ходе образовательного процесса, расширить аудиторию его участников, включая новые социальные слои обучающихся (студентов) и новых специалистов (преподавателей). Установление новых вертикальных и горизонтальных связей сделало образовательный процесс более транспарентным, привлекло к нему дополнительное число специалистов (теоретиков и практиков). Университетские преподаватели получили возможность более активно участвовать в экономической и культурной жизни региона за пределами университетских стен. Всё это усиливало обратную связь, давало возможность университету активнее участвовать не только в образовательном, но и в экономическом, и в социокультурном пространстве региона. Названные процессы обусловливают актуальность темы диссертационного исследования.

Вместе с тем, большинство преобразований в этой сфере реализовывалось очень медленно. Государственные органы не всегда поспевали за веяниями времени, а сам институт высшего образования имел небольшой опыт выживания в условиях рыночной экономики. Первоначальный период максимальной свободы высшей школы постепенно стал сменяться попыткой вернуть влияние государственного контроля над высшим образованием. С одной стороны, университету требовалась максимальная свобода по образцу западных свободных университетов, доказавших свою жизнеспособность в условиях капиталистического общества, но с другой стороны, российские вузы оказывались неспособными в полной мере воспользоваться плодами этой свободы, а центральные власти не были готовы осуществлять свою политику в условиях академической независимости. Переход на рыночные отношения не сделал университеты России свободными от центральной власти.

Если западные университеты стали своеобразными центрами научной, культурной и экономической жизни региона, то российская высшая школа может только мечтать о такой степени интеграции в социокультурное пространство страны.

Обозначенные обстоятельства указывают на высокую степень актуальности заявленной темы, так как изучение роли высшей школы в процессе формирования регионального культурного пространства позволяет понять основные параметры функционирования высшей школы на современном этапе, а также выявить основные тенденции и механизмы влияния университета на культурный ландшафт региона.

Степень изученности проблемы. Роль университета в формировании культурного пространства детально изучалась различными учёными в нашей стране и за рубежом, при этом рассматривались всевозможные аспекты этого процесса: социальные, экономические, тендерные, политические и т. д. Традиция исследовать становление университета как особого социокультурного института возникла ещё в начале XIX века. Одними из первых учёных в России, подробно проанализировавших историю европейских университетов, были историки и правоведы В. В. Игнатович, Н. С. Суворов, H.H. Платонова, Н. В. Сперанский, А.Э. Вормс1 и др. В советский период отечественные историографы мало интересовались историей зарубежных университетов, предпочитая развивать собственные традиции высшей школы. Настоящий подъём в вопросе изучения процесса формирования университетской системы начинается в постперестроечный период, когда российская высшая школа приступила к реформированию, были предприняты попытки соотнести советский опыт с международным. Такие авторы, как П. Ю. Уваров, В .И. Рутенбург, В. Роуг, Б. Поюр, В. И. Уколова, О. Петерсон, Н. Хаммерштейн основное внимание уделяли истории европейского университета2, другие же учёные основной акцент своих исследований переносили на историю российских и советских университетов (Е.С. Ляхович,.

1 Игнатович В. В. Болонский университет в средние века // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1846. № 8−9- Игнатович В. В. История английских университетов. Санкт-Петербург, 1861- Игнатович В. В. Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни. СПб.', 1864- Суворов Н. С. Средневековые университеты. М., 1898- Платонова Н. Из истории средневековых университетов // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1899. № 31- Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896- Вормс А. Болонский университет и римское право в средние века // Книга для чтения по истории средних веков / под ред. П. Г. Виноградова. М., 1903. С. 297−321.

2 Уваров П. Ю. Характерные черты университетской культуры // Из истории университетов Европы XIII—XV вв. Воронеж, 1984; Рутенбург В. И. Университеты итальянских коммун // Городская культура. Средневековье и начало нового времени: сб. ст. / под ред. В. И. Рутенбурга. Л., 1986; Уваров П. Ю. Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков») // Долгое Средневековье. М., 2011; Роуг В. Университеты как явление средневековой культуры // Вестник Высшей Школы. 1991. № 7- Поюр Б. Университет как явление средневековой культуры // Aima mater. 1991. № 7- Уколова В. И. Средневековая культура Западной Европы V—XV вв. // История средних веков / под ред. З. В. Удальцовой и С. П. Карпова. М, 1990 г. T. IХаммерштейн Н. Университет в Новое время: отношения с властью // Aima mater. 1999. № 10- Петерсон О. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации // Aima mater. 2000. № 1011.

А.С. Ревушкин, Ю. Д. Марголис, Г. А. Тишкин, Ш. Х. Чанбарисов, А. Е. Иванов, М. В. Богуславский, А. И. Момот, Р. Г. Эймонтова, A.M. Феофанов, А. Ю. Андреев, С. А. Посохов и др.3). Отметим четырёхтомную монографию (6 книг) доктора исторических наук, главного научного сотрудника Государственного Исторического музея Ф. А. Петрова. Книга посвящена периоду в истории российских университетов, когда они становились главными очагами просвещения и науки страны4, и представляет собой подробный компендиум, посвященный ранней истории становления российских университетов.

Значительное внимание в российской и советской историографии было уделено культурному контексту, в рамках которого происходило становление университетской системы как в Европе, так и в нашей стране. Среди отечественных исследователей, работавших в этом направлении, следует назвать А. Я. Гуревича, B.JI. Рабиновича, Ю. М. Лотмана, Г. Л. Ильина, А. Ю. Андреева, В. И. Блинова, Г. М. Бирженюка, С. Н. Иконникову, Л.Г. Мурашову5 и.

ДР.

3 Ляхович Е. С., Ревушкин A.C. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1988; Чанбарисов Ш. Х. Формирование советской университетской культуры. М., 1988; Момот А. И. История университетского образования в дореволюционной России. М., 1993; Иванов А. Е. Университетская политика царского правительства накануне революции 1905;1907 гг. // Отечественная история. 1995. № 6. С. 93−107- Эймонтова Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох. М., 1985; Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. М., 1993; Богуславский МБ. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века // Педагогика. 1996. № 3. С. 72−75- Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII — первой половины XIX вв. СПб., 2000: Феофанов A.M. Студенчество Московского университета XVIII — первой четверти XIX века. М., 2011 Андреев А. Ю., Посохов С. А. Университетская идея в Российской империи XVIII — начала XX вв. М.

4 Петров Ф. А. Формирование системы университетского образования в России. М., 2002;2003. Т. 1−4.

5 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М&bdquo- 1972; Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla. XIII в. М&bdquo- 1989; Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М&bdquo- 1990; Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005; Рабинович В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. М., 1991; Ильин Г JI Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М., 1992; Ильин Г. Л. Философия и история образования. М., 1999; Блинов В. И. Развитие теории и практики образования в России в XIII — начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлении об идеале человека и целях его воспитания: автореф. дис.. д-ра пед. наук. М&bdquo- 2001; Бирженюк Г. М. Образование в условиях формирования нового типа культуры: мат-лы круглого стола. СПб., 2003. С. 70−74- Иконникова С. Н. «Болонский процесс» и перспективы развития высшего образования // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачёвские научные чтения СПб., 2003. С. 110−112- Мурашова Л. Г. Трансформация гуманистическои «идеи.

Проблемы региональной истории, развития института высшего образования были изложены в трудах таких учёных, как А. П. Лунёв, A.M. Трещёв6, Е. Г. Тимофеева, С. Н. Якушенков, A.M. Липчанский, В.В. Ишин7 и др.

Особое место в исследованиях занимало развитие системы высшего образования в Астраханском регионе8.

Роль университета в историко-культурном пространстве города стала предметом изучения для западных учёных — историков, культурологов и философов. Причём, в отличие от России, иностранные исследователи (прежде всего, англоязычные) обратились к изучению этой проблемы ещё в XVIII в., уделяя основное внимание английским университетам, прежде всего, Оксфорду, Кембриджу, Дублинскому университету и т. д. В 1721 г. была опубликована одна из старейших историй Кембриджского университета9, в основу которой были положены написанные на латыни труды двух разных авторов: Н. Канталупа, приора ордена Кармелитов, жившего в Англии в первой половине XV в., и преподобного Р. Паркера, преподававшего в одном из Кембриджских колледжей в 1622 г. В дальнейшем труды этих двух авторов были расширены работами более поздних исследователей, списком ректоров университета и перечнем привилегий, дарованных университету английскими монархами. Примечательно, что именно в этот период в Англии появляются университета" в культуре информационного общества: автореф. дис.. канд. филос. наук. Томск, 2006.

6 Лунёв А. П., Петрова И. Ю., Камаев В. А. и др. Инновационное развитие регионов — зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы): монография / под ред. А. П. Лунёва, И. Ю. Петровой. Астрахань, 2009; Трещёв A.M., Алфёрова Г. В. Становление системы образования в Астраханской губернии (XVIII — начало XX в.): учеб. пос. Астрахань, 2011.

7 Тимофеева Е. Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования российской молодёжи в 50-е — 90-е годы XX века: монография. М., 2002; Ишин В. В., Ушаков Н. М., Тимофеева Е. Г. и др. Природа и история Астраханского края: монография / под ред. В. А. Пятина. Астрахань, 1996; Тимофеева Е. Г. Эволюция государственной политики в области обществоведческого образования российского студенчества во второй половине XX века: монография. Астрахань, 2003; Воронова A.A., Казаков П. В., Лебедев C.B. и др. Астраханскому государственному педагогическому университету — 70 лет. Астрахань, 2002; Пилипенко В. Н., Липчанский A.M., Тимофеева Е. Г. и др. Природа, прошлое и современность Астраханского края. Астрахань, 2008; Лебедев C.B., Тимофеева Е. Г. и др. Столица преславной провинции: история астраханского городского общественного управления. Астрахань, 2008.

8 Воронова A.A., Казаков П. В., Лебедев C.B. и др. Астраханскому государственному педагогическому университету — 70 лет. Астрахань, 2002.

9 Cantalupus N., Parker R. The History and Antiquities of the University of Cambridge. London, 1721. P. 2. произведения, в которых содержится критика университетских традиций. Среди создателей подобных работ можно назвать поэта и памфлетиста Н. Армхерста, издавшего несколько своих трудов с критикой нравов Оксфорда первой половины XVIII в.10. Во второй половине XVIII в. появляется целая плеяда историков, посвятивших свои книги изучению английских университетов, в первую очередь, Оксфорда и Кембриджа. Как правило, все они были университетскими профессорами — Э. Картер, Дж. Пешаль, Э. Вуд11.

В XIX в. появляется масса трудов, посвященных не только ведущим английским (Дж. Дайер, А. Бауер, Д. Херон, Т. Фуллер, У. Тейлор, Э. Долзель12), но и американским университетам (Б. Пейрс, Дж. Вуд, Дж. Квинси, Р. Гильд и др.13). Однако вышеуказанные учёные описывали лишь конкретные университеты, и лишь в XX в. происходит осознание университета как очень важного историко-культурного феномена, определявшего культурную среду в своём регионе, а порой во всей стране. Среди подобных работ назовём монографию испанского философа X. Ортеги-и-Гассета «Миссия Университета», где он подробно анализирует ту роль, которую играет университет в современном обществе14. Идеи X. Ортеги-и-Гассета получили широкое распространение в университетских кругах15. Взаимоотношения университета и общества анализировал и итальянский историк и философ А. Грамши, во многом предвосхитивший те структурные и философские.

10 Amhurst N. Terrae-fillius or, the secret History of the University of Oxford. London, 1726- Amhurst N. Oculus Britanniae: an heroi-panegyrical poem on the University of the Oxford. London, 1724.

11 Carter E. The History of the University of Cambridge, from its original to the year 1753. London, 1753- Peshall J. The History of the University of Oxford, from the death of William the Conqueror, to the Demise of Queen Elizabeth. London, 1773- Wood A. The History and Antiquities of the University of Oxford. London, 1792.

12 Dyer G. History of the University and colleges of Cambridge. London, 1814. Vol. 2- Bower A. The History of the University of Edinburgh. Edinburgh, 1817- Fuller Th. The History of the University of Cambridge, and the Waltham Abbey. London, 1840- Taylor W. B. History of the University of Dublin, its origin, progress and present condition. London, 1845- Dalzel A., Laing D. History of the University of Edinburgh from its foundation. Edinburgh, 1862.

13 Peirce B. A History of Harvard University, from its foundation in 1636, to the period of American Revolution. Cambridge, 1833- Wood G. The History of the University of Pennsylvania, from its origin to the year 1827. Philadelphia, 1834- Quincy J. The History of Harvard University. Cambridge, 1840- Guild R. History of Brown University. Providence, 1867.

14 Ортега-и-Гассет X. Миссия Университета. M., 2010.

15 Graham J. The Social thought of Ortega-y-Gasset: A Systematic Synthesis in Postmodernism and Interdisciplinary. University of Missouri Press, 2001. изменения, которые коснулись западного университета уже в конце XX в., а в нашей стране обсуждаются и по сей день. Это, прежде всего, вопросы компетенций и специализаций16.

К работам, предлагающим философское осмысление проблемы феномена университета, можно отнести монографию канадского философа Б. Ридингса «Университет в руинах», в которой он сделал попытку критического осмысления.

17 той роли, которую играет университет в современном западном обществе. Автор приходит к неутешительному выводу о том, что традиционная роль университета как центра культуры и науки в современном обществе изжила себя, а ей на смену появилась другая — роль транснациональной корпорации в обществе.

Во второй половине XX в. научное сообщество уделяло колоссальное внимание истории и философии университета. С 1981 г. выходит в свет многотомное издание «История университетов», главным редактором которого является профессор Калифорнийского Университета М. Фейнгольд, внёсший большой вклад в подготовку последних томов этого компендиума по истории, культуре и философии университетской жизни18. В 2011 г. была выпущена.

19 вторая книга 25-го тома .

Научная новизна исследования. В работе дан обобщающий анализ истории возникновения университетов Западной Европы, выявлена их стратегическая роль в формировании культурной среды средневекового города и проанализировано место университетов в становлении городской культуры.

Прослежена история формирования университета как особого культурного института и показана его роль в социокультурном пространстве России.

Обозначена специфика развития российского университета, в отличие от западноевропейского. Впервые прослежена историко-культурная динамика.

16 Грамши А. Избранные произведения. М., 1959. Т. 3. С. 487.

17 Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Высшая школа экономики. 2010.

18 History of Universities. Amersham: Avebuiy Publishing Company, 1981. Vol. I: Continuity and change in early modern universities.

19 History of Universities. Vol. XXV/2. ed. Mordechai Feingold. Oxford University Press, 2011. развития университета на постсоветском пространстве в условиях структурных реформ 1990;х гг.

Впервые проанализирована культурообразующая роль провинциального университета в региональном пространстве Нижней Волги и дан подробный анализ места университета в региональном культурном ландшафте. Впервые раскрыт динамичный процесс развития пореформенного вуза на примере Астраханского государственного университета.

К бесспорной новизне исследования следует отнести и изучение основных тенденций развития региональных университетов, генезиса законодательной базы вузов под действием как внешних (политические и геополитические изменения), так и внутренних (потребности внутреннего рынка, изменение в осознании своего места в общероссийском образовательном пространстве) факторов.

Особое внимание в исследовании уделено становлению корпоративной культуры Астраханского государственного университета.

Впервые в отечественной литературе проведён анализ региональной университетской корпорации как особого историко-культурного феномена, изменившего само понимание роли университета в региональном социуме. Продемонстрирован генезис от института высшей школы (с его главной функцией образования и воспитания нового человека) к новой формепрофессиональной корпорации, которая не только оказывает образовательные услуги, но и сама становится производителем качественно новой продукции.

К новаторскому характеру работы относится анализ роли университета в формировании культурного ландшафта края.

Объектом исследования является университет как культурообразующий институт.

Предметом исследования выступает роль университета в развитии региональной культуры Нижнего Поволжья.

Цель работы — анализ роли университета в формировании культурного пространства региона на примере Нижнего Поволжья.

Достижение поставленной цели обусловило постановку следующих исследовательских задач:

• проанализировать историю возникновения университетов в Западной Европе;

• выявить роль, которую играли ранние университеты в развитии средневекового города в Европе;

• определить роль университета в современном западном обществе;

• проследить историю складывания университета как особого института в России;

• проанализировать основные тенденции в развитии университета в России на постсоветском пространстве;

• обозначить место регионального университета и его значение в становлении культуры на Нижней Волге;

• осветить своеобразие становления университетской корпоративной культуры и её место в развитии университета;

• изучить роль Астраханского государственного университета в развитии культурного ландшафта Астраханской области.

Методологическую основу диссертации составил принцип историзма в его двух основных аспектах: синхронии и диахронии. Принцип диахронии позволил проследить эволюцию университета как особого историко-культурного института, а синхронический подход помог проанализировать характерные черты развития этого института в определённый исторический период. Особенно важным стало использование этого принципа при анализе современного состояния развития университетской и региональной культуры на Нижней Волге. Большую роль в исследовании сыграл историко-сравнительный метод, позволивший выявить типологическое своеобразие различных типов университетов в разные эпохи и в разных странах. Значительную помощь в ходе проведения анализа оказал и структурно-функциональный метод, способствующий выявлению синтаксиса и прагматики университета как особого историко-культурного организма. В исследовании была использована критическая теория, основанная на методах, разработанных французскими исследователями М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёзом и др., что позволило критически подойти к анализу современного общественного дискурса в его оценке феномена университета. При анализе культурного ландшафта был применён подход такого видного методолога современности, как С. Жижек, основавший свой метод анализа на социально-экономической теории К. Маркса, психоанализе Ж. Лакана и философии Г. Гегеля. Взгляд С. Жижека на современное общество как нельзя лучше позволяет понять сочетание традиционных социальных моделей и современных тенденций в развитии постиндустриального общества.

Источниковая база. Исследование базируется на многочисленных разноплановых источниках. Средневековый и новый периоды развития западноевропейского университета проанализированы на основе работ ранних историков. Эти книги представляли собой не столько исследования, сколько последовательные описания событий университетской жизни. Авторы подобных трудов являлись профессорами университетов и выносили на суд читателя внутренний срез университетской жизни. То же можно сказать и про работы российских профессоров ХУШ-Х1Х вв. Современное состояние развития университета проанализировано в диссертационном исследовании на основе государственных документов Российской Федерации (законы, стратегии развития, стандарты и др.), затрагивающих вопросы высшей школы, а также на базе внутренней документации (в большей степени Астраханского государственного университета). Значительный пласт эмпирического материала составляли различные нарративные источники, представляющие собой общественный дискурс: статьи в журналах и газетах, телевизионные передачи и т. д.

Научная и практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего эффективного развития университета и повышения его роли в региональном социокультурном пространстве.

Материалы, полученные в ходе исследования, существенным образом дополняют круг факторов, способствующих повышению роли провинциального университета до уровня национального и даже международного.

Особая практическая значимость данной работы проистекает из анализа корпоративной культуры университета как особой базы для повышения роли университета в формировании культурного ландшафта страны.

Научная и практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития университета и повышения его роли в региональном культурном пространстве.

Материалы, полученные в ходе исследования, существенным образом дополняют круг факторов, способствующих повышению роли провинциального университета до уровня национального и даже международного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Становление, формирование и трансформация университета были неразрывно связаны с изменениями и преобразованиями, веяниями, происходившими в социально-политической, экономической, культурной сферах страны.

Возникновение первых университетов Средневековья было продиктовано несколькими факторами: развитие средневековой европейской культуры, повышение экономической, политической значимости региона, поддержка со стороны верховной власти и пр. Путем преобразования приходских школ в городские, образовательный процесс постепенно перешел за стены церквей и монастырей, что способствовало возникновению первых университетов в XII веке.

Понятие «университет» подразумевало собой некий организованный союз (целостность, совокупность, общность) людей, объединенных общими целями, т. е. всякую корпорацию — corpus, как говорили тогда, употребляя термин римского же права. Несмотря на ряд существующих понятий, относящихся к образовательной деятельности, таких как Alma Mater, Studium generale, термин «университет» закрепился за учебными заведениями в его академическом смысле, вначале он был введен в Германии, затем интегрировался во Франции, Англии, Италии и сохранился до наших дней.

Средневековый европейский университет возникал именно как корпорация, с переходом на автономную юрисдикцию, получал определенную независимость, свободу и власть. Университетская корпорация могла включать в себя субкорпорации, колледжи, факультеты или кафедрыего новая организация представляла собой гильдию не только преподавателей, но и студентов (universitas magistrorum et scholarium), т. е. всех, объединенных одним универсальным процессом обучения. Все это позволяет говорить о средневековом университете как о совершенно новом в истории явление, оказавшем огромное влияние не только на Европу Средних веков, но и на весь мировой образовательный и культурный процесс. Благодаря своей открытости к инновациям и, в тоже время, сохраняя академические традиции, университет проявил свою жизнестойкость, получил всемирное признание. Рост университетского образования отвечал велению времени.

Университет рассматривался как основание специфической академической этики, которая была призвана улучшить общество посредством накопительного процесса получения знания.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговле и увеличению доходов, что способствовало дальнейшему их открытию в городах. Благодаря становлению университетов интеллектуальная профессия обрела свой общественный статус, обретая со временем массовый характер. Пользуясь исторической ретроспективой, мы приходим к обоснованому выводу, что институт высшего образования, выступая в качестве мощного детерминанта социокультурных изменений, имел неоценимое значение для развития как отдельного инивида, так и общества в целом.

Становления университета, как особого института в России, получило свое развитие много позже европейских, лишь в середине XVIII в. были созданы два первых российских университета — Санкт-Петербургский Академический университет (1724−1766) при Императорской Академии и Императорский Московский университет (1755).

Для дальнейшего развития российского образования было предпринято изучить европейский опыт, который содержал различные по своей сути цели и устройству образовательные системы, сложившиеся в XIX веке — немецкую, французскую, английскую. По вопросу выбора подходящей модели мнения у различных общественных деятелей зачастую не совпадали. Российские императорские университеты, согласно их уставу 1835 г., в своем устройстве совмещали элементы немецких и французских систем, структура университета содержала факультеты, объединенные в единое целое под названием Университет, управленческая структура была представлена в лице попечителя учебного округа, ректора, совета, правления, отдельных факультетских собраний со своими деканами и пр.

Инициирование и становление российского университета происходило по воле правительства (не без участия представителей высшего общества), главной целью которого было решение вопроса кадровой политики, подготовки специалистов, способных в последствии работать на государственной службе, для университетов была учреждена вся подготавливающая к ним лестница учебных заведений, не имеющая ничего общего с потребностью народа. Правительству нужны были чиновники, медики, юристы, учителя, для реализации этой цели основывались университеты.

Ключевую роль в становлении первых российских университетов сыграла народная общественность и прогрессивные мыслители того времени, заявлявшие о необходимости выхода из критической экономической стагнации, сложившейся в стране, путем проведения ряда широкоформатных просветительских реформ. Российский институт высшего образования сложился во многом, вобрав в себя то лучшее, что было в европейском университете, параллельно развивая и сохраняя свои академическте традиции.

В советский период в системе высшего образования были установлены новые приоритеты, в первую очередь была сделана ставка на воспитание нового советского человека, основной упор делался не только на профессиональное или академическое образование, а в значительной мере на создание педагогических университетов и институтов.

Одним из важнейших достижений социальной политики, осуществляемой в Нижнем Поволжье, стала ликвидация массовой неграмотности, были созданы институты высшего образования, которые впоследствии, повысив свой статус стали центрами социокультурного пространства региона (Волгоград, Астрахань, Саратов, Калмыкия).

Помимо специального образования, нацеленного на профессиональную подготовку студентов, акцент делался на идеологическую составляющую этого процесса. В силу именно идеологической нацеленности советской системы высшего образования, она превращала Университет в особую корпорацию, не называя ее таковой, перед которой общество ставило очень важные цели. Особенно это сказалось в таком аспекте, как воспитательная работа, проходившая под руководством опытных педагогов.

Значимость идейно-воспитательной работы подтверждалась показателями успеваемости студентов по общественным дисциплинам, результатами ГЭК по научному коммунизму, которые выписывались отдельной строкой во всех отчетах и пр. Одной из распространенных форм работы было также кураторство преподавателей над группами и курсами, включающее беседы со студентами, контроль над успеваемостью, посещение общежитий, участие в общественных мероприятиях и т. д.

В 90-х годах данная форма взаимодействия преподавателей и студентов возродилась в системе воспитательной работы вуза (проводились торжественные акты посвящения первокурсников в студентынаблюдалось расширение участия студенчества в жизни вуза через создание студенческого самоуправления, работе в советах и пр.).

Своеобразным аналогом корпоративных образований в западных университетах выступали различные советские молодежные объединения: политическая молодёжная организация в СССР — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЖСМ), агитбригады, студотряды, участие всей молодежи в КВН и т. д. В 90-х годах XX века наблюдалась повышенная роль общественно-политической практики студентов, эффективность которой измерялась степенью вовлеченности молодых людей в выполнение общественных поручений, участии в пропагандистской, культурно-массовой, спортивной и трудовой работе. Многочисленные советы по Ленинскому зачету, общественно-политической практике, по марксистко-ленинскому образованию координировали и контролировали эту деятельность.

В связи с распадом СССР произошел надлом культурной, духовной целостности страны, сократилось финансирование целого ряда сфер деятельности, что привело к колоссальным потерям в кадровом составе страны. Российский университет, в условиях структурных реформ не смог справиться с их последствиями и в результате начавшейся волны эмиграции, понес значительные потери в интеллектуальном плане. Апогеем стал рост числа студентов и выпускников российских вузов, покидающих страну (в рамках уже трансформирующего университета в процессе «болонизации») под предлогом академической мобильности, срочной и бессрочной работы, стремящихся остаться за рубежом.

Процесс реформирования системы образования России в 90-е годы представлял перечень содержательных преобразований: государственные приоритеты в образованиивключение образования в число приоритетных направлений развития страныфинансирование образовательной деятельностикорректировка законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об общем образовании" — контроль за выполнением федеральных и региональных законов в сфере образования и пр. В 1992 году происходит одно из ключевых событий реформирования высшего образования — включение Государственного образовательного стандарта в систему понятий сферы образования.

В своем исследовании мы приходим к выводу, что, несмотря на модернизацию системы высшего образования, политические и экономические перемены, произошедшие в стране, повлиявшие на сокращение доли финансирования системы высшего образования, именно региональный университет в современном поле рынка способен оставаться культурообразующим феноменом, сохраняя местные культурные традиции и архетипы, развивая региональную науку. Он призван возродить культурный код своего региона путем сохранения памятников материального культурного наследия региона, посредством участия в программах по их восстановлению, поискам новой архивной информации, воссозданию исторического и культурного контекста возникновения и существования памятника, выпуск основанной на университетских исследованиях качественной краеведческой литературы, оцифровка редких краеведческих книг, перевод на русский язык источников, связанных с описанием регионасохранение памятников нематериального культурного наследия в виде традиций, легенд, особенностей менталитета различных народов, живущих на территории региона, создание и поддержание атмосферы толерантности и культурных контактов в современной мультикультурной среде.

С выходом на международное образовательное пространство и необходимостью соблюдения требований международного стандарта в области оказания образовательных услуг, исходя из широких перспектив социально-экономического развития региона Нижнего Поволжья, формирования новых принципов корпоративной культуры, в университетах была внедрена система менеджмента качества (СМК).

Так, например, соблюдение основных требований СМК позволило Астраханскому государственному университету достигнуть положительных результатов в развитии следующих направлений:

— подготовка высококвалифицированных специалистов по специальностям, востребованным на рынке труда (благодаря включению в образовательный процесс практико-ориентированного обучения с первых курсов) — -развитие взаимодействий с представителями бизнес-структур, способствующих созданию кластерных инициатив;

— разработка учебных курсов, образовательных и обучающих программ, УМК, ЭУМК, пособий, кейсов, направленных на повышение уровня образования (квалификации, компетенций) всех категорий университетского сообщества (студенты, магистранты, аспиранты, слушатели, профессорско-преподавательский состав, сотрудники вуза);

— подготовка собственного качественного кадрового состава;

— проведение НИР, НИОКР, гуманитарных исследований;

— совершенствование, расширение инфраструктуры вуза с включением в традиционные образовательные пространства (учебные аудитории, лекционные залы, лаборатории и пр.) помещений для проектно-творческой работы.

— формирование многофункциональной корпоративной университетской культуры.

Создавая свою корпоративную культуру, университет должен учитывать региональную специфику, и тогда такая культура станет основой сохранения культурного кода посредством воспитания выпускников как основного интеллектуального потенциала региона.

Корпоративная культура Астраханского государственного университета, складывавшаяся десятилетиями в его стенах, получила кардинально свое развитие благодаря появлению новых знаний, связанных с изучением принципов «бережливого производства», включающих:

— командную работу;

— интенсивный открытый обмен информации;

— эффективное использование ресурсов и исключение потерь;

— непрерывное совершенствование.

Необходимо также отметить, что принципы «бережливости» могут применяться в профессиональной деятельности каждого, тем самым создавая процессы «бережливого производства», «бережливых технологий», «бережливого офиса», создавая единое корпоративное пространство с использованием инструментов по стабилизации, стандартизации и улучшению осуществляемых процессов, формированию системы новых организационных знаний.

Университет ставит перед собой приоритетные задачи, направленные как на развитие самого университета, так и на формирование культурного ландшафта региона, посредством реализации проектов, направленных на повышение производительности труда, внедрение передового международного опыта, формирование патерналистического типа взаимоотношений «собственник — сотрудник», конкурентоспособности производимой на территории края продукции и мн.др., являющихся наиболее актуальными в современном обществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Т. Эстетическая теория (Философия искусства) Текст. / В. Т. Адорно. М., 2002.
  2. , Р.И. Современные проблемы формирования региональной экономической политики и механизмы ее реализации (на примере. Астраханской области) Текст. / Р. И. Акмаева и др.- под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Лунева. СПб., 2011.
  3. , Д.Х. Отношение преподавателей и студентов вуза к научно-исследовательской деятельности Текст. / Д. Х. Акманаева // Корпоративная культура: от теории к практике: сб. науч. тр. Ульяновск, 2010.
  4. , А.Ю. Университетская идея в Российской империи XVIII -начала XX вв. Текст. / А. Ю. Андреев, С. А. Посохов. М., 2011.
  5. Астраханская консерватория Электронный ресурс. Режим дос- ' тупа: http://love-astrakhan.ru/obj/ ulsovetskayad23pa. php, свободный.
  6. Астраханский государственный педагогический университет на рубеже веков Текст.: научно-популярное издание / В. В. Ишин, Л. Ю. Касьянова, А. П. Лунев и др.- под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань, 2000.
  7. Астраханский государственный университет. Академические традиции: инновационные технологии Текст.: научное издание / сост.: Л. В. Баева, И. А. Байгушева, А. Н. Бармин и др.- под ред. А. П. Лунева. Астрахань, 2007.
  8. Астрономическая обсерватория Саратовского государственного университета Электронный ресурс. Режим доступа: http://mapyourinfo.com/wiki/ru.wikipedia.org, свободный.
  9. , А.Б. Россия в начале 1990-х гг. Текст. / А.Б. Безборо-дов // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. -№ 9.
  10. Ю.Белогуров, А. Ю. Влияние процесса глобализации на формирование регионального образовательного пространства Электронный ресурс. /А.Ю. Белогуров Режим доступа: http://www.viu-online.ru/science/publ/bulleten/page, свободный.
  11. , А. Корпоративная культура университета: от теории к практике Текст. / А. Беляев // Высшее образование в России. -2007. -№ 11.
  12. , В. Мечта и Воспоминаше Текст. / В. Бенземан // Астраханские губернские ведомости. 1859. — № 12.
  13. З.Берг, Л. Предмет и задачи географии Текст. / Л. С. Берг // Известия РГО.-1915.-Т. 51.-Вып. 9.
  14. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета (1804−1904) Текст. Казань, ' 1904.-Ч. 1,2.
  15. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета Текст. — М., 1855. Т. 1, 2.
  16. , В. И. Развитие теории и практики образования в России в XIII начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориента-ций, представлений об идеале человека и целях его воспитания Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / В. И. Блинов. — М., 2001.
  17. , М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века Текст. / М. В. Богуславский // Педагогика. 1996.-№ 3.
  18. Бок, Д. Университеты в условиях рынка: коммерциализация высшего образования Текст. / Д. Бок. -М., 2003.
  19. , Г. М. У региональных университетов специфическая миссия Текст. / Г. Борликов // Ректор вуза. — 2009. — № 11.
  20. Братство «треугольник» (инженеры, архитекторы, ученые) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.triangle.org, свободный.
  21. С.Н. Венец терновый (Памяти Ф.М.Достоевского) Текст. / С. Н. Булгаков // С. Н. Булгаков Соч.: в 2 т. М., 1993. — Т. 2.
  22. , Д.В. Открыта древняя Хазарская столица. Город Итиль располагается в дельте Волги Текст. / Д. В. Васильев // Каспий -2008. Астрахань, 2008.
  23. , М. Избранные произведения Текст. / М. Вебер. М., 1990. -Т. 2.
  24. , Ж. Прототипы. История средневекового университета Текст. / Ж. Верже // Alma Mater. 1992. — № 1.
  25. , A.A. От образовательных сред к образовательному пространству : понятие, формирование, свойства Текст. / А. А. Веряев, И. К. Шалаев // Педагог: наука, технология, практика. 1998. — № 4.
  26. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: учебн. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М., 1999.
  27. , О.С. Менеджмент Текст.: учебн. для экономических специальностей вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М., 2000.
  28. , О. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии Электронный ресурс. / О. Вишняков, В. Крохин, М. Мо-лодов. Режим доступа: http://quality.eup.ru/DOCUM4/vsmkp.htm, свободный.
  29. Владимир Путин: Быть сильными гарантии национальной безопасности для России Электронный ресус. Режим доступа: http://hvylya.org/analytics/geopolitics/19 648-vladimir-putin-byt-silnymi-garantii-natsionalnoj-bezopasnosti-dlja-rossii.html, свободный.
  30. Волгоградский государственный социально-педагогический университет Электронный ресус. Режим доступа: http://www.vspu.ru/, свободный.
  31. , А. Болонский университет и римское право в средние века Текст. / А. Вормс // Книга для чтения по истории средних веков / под ред. П. Г. Виноградова. М., 1903. — С. 297−321.
  32. , A.A. Астраханскому государственному педагогическому • университету 70 лет Текст. / А. А. Воронова, П. В. Казаков, С. В. Лебедев и др. — Астрахань, 2002.
  33. Высшая лига КВН Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный.
  34. Высшее образование в России Текст.: статистический сборник. -М., 1961.
  35. , А. Как надо работать Текст.: практическое введение в науку организации труда / А. Гастев. М., 1972.
  36. , О. Город корпорация — университет. Чего хотеть. ' О чем думать Текст. / О. Генисаретский // Современное гуманитарное знание в развитии высоких технологий: Саровский лекторий. -Саров, 2008.
  37. , В. Отношения Лейбница к России и Петру Великому : по неизданным бумагам Лейбница в Ганноверской библиотеке Текст. / В. Герье // Лейбниц и его век. СПб., 1871. — Т. II.
  38. , Ю.И. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия Текст. / Ю. И. Глазырина // Известия КазГАСУ. 2011. — № 1 (15).
  39. , А. Избранные произведения Текст. / А. Грамши. М., 1959.-Т. 3.-487 с.
  40. , Т.Н. Лекции по истории средневековья Текст. / Т. Н. Грановский. М., 1987.
  41. , Ю.В. Региональный университет как субъект стратегии развития: регионоформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика, идентичность Текст. / Ю. В. Громыко // Университетское управление. 2004. — № 2.
  42. , А.О. Университет как предпринимательская организация Текст. / А. О. Грудзинский // Социологические исследования. -2003.-№ 4.
  43. , И. Целостная модель праздника как феномена культуры . Текст. / И. Гужова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Философия и культурология). 2006. — Вып. 7 (58).
  44. , Е.А. Актуальные проблемы учреждения национально-культурных автономий в Республике Калмыкия Текст. / Е. А. Гунаев // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. -2009.- № 2.
  45. , А .Я. Индивид и социум на средневековом Западе Текст. / А. Я. Гуревич. М., 2005.
  46. , А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич.-М., 1972.
  47. , А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников Exempla. XIII в. Текст. / А. Я. Гуревич. М., 1989.
  48. , А.Я. Проблемы средневековой народной культуры Текст. / А. Я. Гуревич. М., 1981.
  49. , А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства Текст. / А. Я. Гуревич. -М., 1990.
  50. , А.П. История России Текст.: учеб. пос. / А. П. Дере-вянко, H.A. Шабельникова. М., 2011.
  51. , Ж. Университет глазами его питомцев Электронный ресурс. / Ж. Деррида // Отечественные записки. 2003. — № 6 (14). -Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=723, свободный.
  52. , О. Очерки по философии образования Текст. / О. Дол-женко. -М., 1995.
  53. , О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования Текст.: ист. аспект / О. Долженко // Alma mater.-1996.-№ 1.
  54. Домовой храм мученицы Татианы МГУ им. М. В. Ломоносова Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.st-tatiana.ru/text/204 207.html, свободный.
  55. , А. Н. Реформы университетов и средней школы России: общественная мысль и практика второй половины XIX века Текст.: дис. д-ра ист. наук / А. Н. Донин. Саратов, 2003.
  56. , С. Добро пожаловать в пустыню Реального Текст. / С. Жижек- пер. с англ. А. Смирного. М., 2002.
  57. Жизнь и судьба региональных университетов Текст.: интервью // Платное образование. 2008. — № 9.
  58. , В. И. Университетское образование : история, социология, • политика Текст. / В. И. Жуков. М., 2003.
  59. Журнал министерства народного просвещения. 1859. — № 6 (102).
  60. Закон РФ «Об образовании» № 3266−1 от 10.07.1992. Текст. / Глава II. Система образования. Статья 14. Общие требования к содержанию образования, п. 4.
  61. , И.В. Миссия университета в европейской культуре Текст. / И. В. Захаров, Е. С. Ляхович. М., 1994.
  62. , Г. А. Социология для менеджеров Текст. / Г. А. Зинчен-ко // Социология для менеджеров. Ростов-н/Д., 2001.
  63. , H. Женское образование в России Текст.: исторический очерк / Н. Зинченко. СПб., 1901.
  64. , C.B. Университет как региональная корпорация. Текст. / C.B. Иванов, A.M. Осипов // Социологические исследования. -2004.-№ 11.
  65. , А.Е. Университетская политика царского правительства накануне революции 1905−1907 гг. Текст. / А. Е. Иванов // Отечественная история. 1995. — № 6.
  66. , А. Студенческие научные общества и кружки Текст. / А. Иванов // Alma Mater. 2001. — № 4.
  67. , B.B. Болонский университет в средние века Текст. / В. В. Игнатович // Журнал Министерства Народного Просвещения., 1846.-№ 8−9.
  68. , В.В. История английских университетов Текст. / В. В. Игнатович. СПб., 1861.
  69. , В.В. Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни Текст. / В. В. Игнатович. СПб., 1864.
  70. , С.Н. «Болонский процесс» и перспективы развития высшего образования Текст. / С. Н. Иконникова // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачёвские научные чтения. СПб., 2003.
  71. , Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия Текст. / Г. Л. Ильин. -М., 1992.
  72. , Г. Л. Философия и история образования Текст. / Г. Л. Ильин.-М., 1999.
  73. , О.С. Корпоративная культура как стратегический инструмент управления современной организацией Текст.: дис.. канд. соц. наук / О. С. Ильина. Тюмень, 2007.
  74. Именной указ от 24 января 1803 г. «Об учреждении учебных округов, с назначением для каждого особых губерний». // ПСЗ. Т. 27. -№ 20 598.
  75. Инновационная деятельность вузов Текст.: информационный сб. М., 2011.-Ч. 1−2.
  76. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям Тихона Задонского Текст. / Иоанн (Маслов). М., 1996.
  77. История астраханского КВН Электронный ресурс. Режим доступа: Ьир://а81ШШг.ги/?р=44. свободный.
  78. История Волгоградского государственного технического университета. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vstu.ru/univer/history.shtml, свободный.
  79. История вуза Электронный ресурс. Режим доступа:. http://agma.astranet.ru/7cicH76, свободный.
  80. , В.В. Природа и история Астраханского края Текст.: монография / В. В. Ишин, Н. М. Ушаков, Е. Г. Тимофеева и др.- под ред. В. А. Пятина. Астрахань, 1996.
  81. Калмыцкому государственному университету 40 лет! Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.lib.kalmsu.ru/ ?р=оп1те4, свободный.
  82. , В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии Электронный ресурс. / В. Катков //' Управление персоналом. 2000. — № 2. — Режим доступа: http://www.begin.ru/db/hrmold/9 237 1464C87D01BCC3256AAB0041 9298/са1е§ огу.Ь1т1.
  83. , А.П. Регионализация высшего образования в стратегии регионального развития Электронный ресурс. / А. П. Катровский. -Режим доступа: http://prometa.ru, свободный.
  84. КИГИ РАН Электронный ресурс. Режим доступа: http .-//www.kigiran.com/, свободный.
  85. , В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России Текст. / В. Г. Кинелев. М., 1995.
  86. , И. «Мегауниверситеты» : pro@contra. Взгляд на проблему Текст. / И. Кислицына // Ректор вуза. 2008. -№ 11.
  87. , В.Н. Университет уход от классики Текст. / В. Н.. Княгин // 60 параллель. — 2008. — № 2.
  88. , А.И. Университет в системе городской культуры Текст.: дис.. канд. филос. наук / А. И. Конкин. Ростов-н/Д., 2007.
  89. , Г. Когда демократия соберется с духом? Текст. / Г. Константинов // Эксперт. 2007. — № 3 (544).
  90. , Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Текст. / Н. И. Костомаров. М., 2006.
  91. , Г. Ф. Высшая школа России (проблемы сохранения интеллектуального потенциала) Текст.: монография / Г. Ф. Красноженова.-М., 1998.
  92. , Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией Текст.: учеб. пос. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ю. Д. Красовский. -М., 2007.
  93. Краткий словарь по социологии Текст. -М., 1989.
  94. , В.Ф. Современная концепция и модель развития высшего профессионального образования в условиях малого города Текст.: автореф. д-ра пед. наук / В. Ф. Кузнецов. Тольятти, 2007.
  95. Культура и искусство западноевропейского средневековья Текст. -М., 1981.
  96. , А. Университет между фактами и нормами Электронный ресурс. / А. Кьосев // Отечественные записки. 2002. — № 2 (3). -Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=3&article=172, свободный.
  97. , Г. И. Региональный университет в период кризиса Текст. /, Г. И. Лазарев, О. О. Мартыненко // Высшее образование в России. -2009. № 8.
  98. , Дж. Дао Toyota : 14 принципов менеджмента ведущей компании мира Текст. / Дж. Лайкер- пер. с англ. М., 2007.
  99. , C.B. Столица преславной провинции : история астраханского городского общественного управления Текст. / С. В. Лебедев, Е. Г. Тимофеева и др. Астрахань, 2008.
  100. , A.M. Сколько же нам лет? Может быть, девяносто? Текст. / A.M. Липчанский // Вести Астраханского государственно- • го университета. Астрахань. — 2007. — № 1 (17).
  101. , A.M. Становление советской системы образования. 1917−1927 гг. Текст. / А. М. Липчанский. Астрахань, 1997.
  102. , О.В. Социальная политика Советской власти в годы НЭПа Текст.: дис.. канд. ист. наук / О. В. Лихолет. Астрахань, 2003.
  103. , Л.Б. Корпорация как тип социальной интеграции Текст. / Л. Б. Логунова // Социологические исследования. 1996. -№ 12.
  104. , А.П. Инновации в системе регионального высшего образования Текст. / А. П. Лунёв // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2002. — № 1.
  105. , А.П. Инновационное развитие регионов зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) Текст.: монография / А. П. Лунёв, И. Ю. Петрова, В. А. Камаев и др.- под ред.
  106. A. П. Лунёва, И. Ю. Петровой. Астрахань, 2009.
  107. , Е.С. Очерк становления первого университета в Сибири. Текст. / Е. С. Ляхович, А. С. Ревушкин. Томск, 1993.
  108. , Е.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России Текст. / Е. С. Ляхович, А. С. Ревушкин. Томск, 1988.
  109. , В. О критериях исследовательского университета Текст. /
  110. B. Майер // Университетское управление: практика и анализ. -2003. -№ 3(26).
  111. , Г. В. Исследовательский университет : миссия, модель и критерии Текст. / Г. В. Майер, Г. Е. Дунаевский // Мат-лы науч. конф. М., 2005.
  112. , Н. Студенческие корпорации первых российских университетов Текст. / Н. Макарова // Высшее образование в России.. 1999.-№ 4.
  113. , В.П. Высшая школа общества развитого социализма Текст. / В. П. Мамлеев. М., 1986.
  114. , Ю.Д. Единым вдохновением : очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII первой половины XIX вв. Текст. / Ю. Д. Марголис, Г. А. Тишкин. — СПб., 2000.
  115. , Ю.Г. Культурология Русского Мира Текст. / Ю. Г. Марченко, С. И. Григорьев // Спецкурс для студентов факультетов социогуманитарного профиля: научное и учебно-методическое издание.-М., 2010.
  116. , Ю.Г. Культурология Русского Мира Текст. / Ю. Г. Марченко, С. И. Григорьев // Спецкурс для студентов факультетов социогуманитарного профиля: научное и учебно-методическое издание.-М., 2010.
  117. Материалы государственного архива Астраханской области (ГА-АО), фонд 1910:
  118. План потребности в кадрах для школ области на 1990−1991 уч. год (оп. № 8, д. 71, л.1).
  119. Расчет потребности в учителях начальных классов дневных общеобразовательных школ (1988−1995 г. г.) (оп. 8, д. 71, л.4).
  120. Материалы государственного архива Астраханской области (ГА-АО), фонд 1071:
  121. Выписка из протокола № 21 заседания Правления Астраханского Губотдела Союза Работников Просвещения от 11 мая 1927 г. (оп. 1, д. 2009, с. 15).
  122. Материалы государственного архива Астраханской области (ГА-АО), фонд Р-2181:
  123. Материалы государственного архива Астраханской области (ГА-АО), фонд 1362:
  124. Циркуляр Наркомпроса РСФСР (декабрь 1920 г., оп.1,. д. 1058, л. З).
  125. Постановление Пленума Астраханской губернской плановой комиссии от 06 ноября 1925 г. (оп.1, д. 2899, л.57).
  126. Материалы государственного архива Астраханской области (ГА-АО), фонд 1362:
  127. Решение Наркомпроса «Об организации педагогического института в г. Астрахани» (1932 г., оп. 1. д. 1. л. 14).
  128. Материалы Центра хранения современной документации Астраханской области (ЦХСД АО), фонд 2045:
  129. Циркуляр НКТ СССР от 31 марта 1924 г. № 237/сч «О предельном размере зарплаты служащих ведомств, учреждений и предприятий» // Вопросы труда. М., 1924 г. — № 4. (оп.2, д. 8, л.26).
  130. , С. Из истории студенческих обществ в русских университетах Текст. / С. Мельгунов. -М., 1904.
  131. , М.Х. Основы менеджмента Текст. / М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М., 1992.
  132. , JI. Идея университета Текст. / JI. Мишед // Вестник высшей школы. 1991. — № 9.
  133. , H.H. Корпоративная культура : понятие, переходы Текст. / Н. Н. Могутнова // Социологические исследования. 2005. -№ 4.
  134. , А.И. История университетского образования в дореволюционной России Текст. / А. И. Момот. М., 1993.
  135. , И.Л. К вопросу о необходимости реструктуризации системы высшей школы в Волгоградском регионе Электронный ресурс. / И. Л. Морозов. Режим доступа: http://morozov.vlz.ru /tribuna/ 03. htm, свободный.
  136. , Л.Г. Трансформация гуманистической «идеи университета» в культуре информационного общества Текст.: автореф.. дис.. канд. филос. наук / Л. Г. Мурашова. Томск, 2006.
  137. , И.Я. Региональное образовательное пространство и его составляющие Текст. / И. Я. Мурзина // Образование и наука. -2008.-№ 5(53).
  138. Народное образование. 2000. — № 2.
  139. Национальная система образования: 10 лет опыт и перспективы развития Текст. / Алтн товч. — 2003. — 16 мая.
  140. , М. М. От Москвы до Нью-Йорка. Моя жизнь в науке и политике Текст. / М. М. Новиков. Нью-Йорк, 1952.
  141. , М.М. Традиции Московского университета Текст. / М. М. Новиков // Двухсотлетие Московского университета. 1755−1955: празднование в Америке. Нью-Йорк, 1956.
  142. , И. Компания создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах Текст. / И. Нонака, X. Такеучи- пер. с англ. А. Трактинского. — М., 2011.
  143. Образование в условиях формирования нового типа культуры Текст.: мат-лы круглого стола. СПб., 2003.
  144. Общие сведения об Учреждении Российской академии наук Калмыцком институте гуманитарных исследований (КИГИ РАН) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kigiran.com /viewpage.php?pageid=l, свободный.
  145. Организационная культура в схемах и таблицах Электронный ресурс. / сост.: Т. О. Соломанидина, О. Н. Волгина. М., 2004. — Режим доступа: http://imen.rea.rU/e/Stat.nsf/orgculturecontent, свободный.
  146. Ортега-и-Гассет, X. Миссия Университета Text. / X. Ортега-и-Гассет.-М., 2010.
  147. Официальный сайт оксфордского университета Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.ox.ac.uk /abouttheuniversityintroducingoxford /abriefhistoryoftheuniversity/index.html, свободный.
  148. , Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей Текст. / Д. Пар- * ментер- пер. с англ. А. Платонова. М., 2008.
  149. , В.В. Основные тенденции формирования образовательного пространства на национальном, региональном и глобальном уровнях. Электронный ресурс. / В. В. Пашков. Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/firstforuiii/b4.html, свободный.
  150. , О. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации Текст. / О. Петерсон // Aima mater. 2000. — № 10−11.
  151. , Ф.А. Формирование системы университетского образования в России Текст. / Ф. А. Петров. М., 2002−2003. — Т. 1−4.
  152. , Е.А. Роль крупного вуза в формировании и развитии регионального образовательного поля Текст.: дис.. канд. соц. наук / Е. А. Петрякова. Астрахань, 2004.
  153. , В.Н. Природа, прошлое и современность Астраханского края Текст. / В. Н. Пилипенко, А. М. Липчанский, Е. Г. Тимофеева и др. Астрахань, 2008.
  154. , Н. Из истории средневековых университетов Текст. / Н. Платонова // Журнал Министерства Народного Просвещения. -1899. -№ 3−4.
  155. , И. А. Тенденции изменения ценности высшего образования и ориентаций на получение диплома Текст. / И. А. Плохова // Корпоративная культура: от теории к практике: сб. науч. тр. Ульяновск, 2010.
  156. , Н. В. Роль образования и культуры в стабилизации ' взаимоотношений Прикаспийских государств Текст. / Н. В. Подвойская, Л. Я. Подвойский // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2004. — № 1.
  157. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося Текст.: ав-тореф.. канд. пед. наук / И. В. Колоколова. Ростов-н/Д., 2001.
  158. Постановление первого Нижневолжского краевого съезда профсоюзов (5−11 октября 1928 г.). Саратов, 1928.
  159. Постановление ЦК ВКП (б) «О работе по ликвидации неграмотности» от 17 мая 1929 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. М., 1984 г., т.4.
  160. Постановление ЦК ВКП (б) «О работе по ликвидации неграмотности» от 17 мая 1929 г. //Там же.
  161. Постановление ЦК ВКП (б) «О Саратовском культпоходе». // Там же.
  162. , Ю. П. Университет инновационного типа Текст. / Ю. П. Похолков // Исследовательские университеты. Интеграция науки и образования: мат-лы российско-американской научной конференции. М., 2004.
  163. , Б. Университет как явление средневековой культуры Текст. / Б. Поюр // Aima mater. 1991. — № 7.
  164. , А. И. Современная социология организаций Текст. / А. И. Пригожин. М., 1995.
  165. Приказ ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» № 08−01−08/278 от 05.05.2011 «О проведении хронометража».
  166. Приказ Рособразования № 464 от 29 апреля 2009 г.
  167. Программа развития Астраханского государственного университета на период 2011—2015 гг. / гл. ред. А. П. Лунев, зам. гл. ред. В. А. Пятин, Г. П. Стефанова. Астрахань, 2011.
  168. Программа развития образования в Астраханской области на 1999−2005 гг. Текст. / под общ. ред. А. П. Лунева. Астрахань, 1999.
  169. , В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух Текст. / В. Л. Рабинович. М., 1991.
  170. Развитие народного образования в Калмыкии в период борьбы за завершение строительства социализма в СССР Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр :/^?ЛУ.Ыз1огу08, ги/?р=2121, свободный.
  171. , Н. Ф. Природопользование Текст.: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. М., 1990.
  172. , Б.М. Университетское образование в СССР Текст. / Б. М. Ременников, Г. И. Ушаков. М., 1960.
  173. , Д.В. Креативные структуры. Рефлексивные процессы и управление Текст. / Д. В. Реут // Тезисы третьего Международного симпозиума (г. Москва, 8−10 октября 2001 г.). -М., 2001.
  174. , Д.В. Сладкое проклятие креативности. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (СА8С2001) Текст. / Д. В. Реут // Труды 1-й Международной конференции (г. Москва, 11−12 октября 2001 г.). М., 2001. — Т. 3.
  175. , Б. Университет в руинах Текст. / Б. Ридингс. М., 2010.
  176. , В. Университет как явление средневековой культуры. Предисловие и вводная глава Текст. / В. Роуг // Alma Mater. 1991. -№ 7.
  177. , В.И. Университеты итальянских коммун Текст. / В. И. Рутенбург // Городская культура. Средневековье и начало нового времени: сб. ст. / под ред. В. И. Рутенбурга. JL, 1986.
  178. , В. А. Высшая школа России. Ориентиры на будущее ' Текст. / В. А. Садовничий // Официальные документы в образовании. 2001. -№ 4 (139).
  179. , Дж. Рыночная экономика и Россия Текст. / Дж. Сакс. М., 1994.
  180. , А. И. Педагогика. От диалектики к психологии. Текст. / А. И. Сапожников. Астрахань, 2010.
  181. Саратовский педагогический институт Электронный ресурс. -Режим доступа: http://spi.sgu.ru/ovuze/istor.php, свободный.
  182. , Е.В. Развитие национальной школы в Калмыкии (1993−2003 гг.) Текст. / Е. В. Сартикова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. 2008. — № 2.
  183. СГПИ Электронный ресурс. Режим доступа: http://vspu.ru/muzei-istorii-universiteta/istoriya-universiteta/stalingradskii-pedagogicheskii-institut-v-1945−1960-gg/prisvoenie-imeni-serafimovicha, свободный.
  184. , Э.А. Основы теории организации Текст. / Э. А. Смирнов. М., 2000.
  185. , A.M. Менеджмент : основы организации Текст. / А. М. Смолкин. М., 2002.
  186. , Л.В. Государственная политика и управление Текст.: учебн.: в 2 ч. / Л. В. Сморгунов. М., 2006. — Ч. I: Концепции и проблемы государственной политики и управления.
  187. Советский энциклопедический словарь Текст. / науч. совет: А. М. Прохоров (пред.). M., 1981.
  188. , Т. О. Организационная культура компании Текст. / Т. О. Соломандина. М., 2003.
  189. , В. А. Императорский Николаевский Саратовский Университет : история открытия и становления (1909−1917) Текст. / В. А. Соломонов- под общ. ред. И. В. Пороха. Саратов, 1999.
  190. , Н. Очерки по истории народной школы в Западной ' Европе Текст. / Н. Сперанский. М., 1896.
  191. , С. Догнать зайца : как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь Текст. / С. Спир- пер. с англ. М., 2010.
  192. Среди факторов, влияющих на расстановку сил, попадаются и случайные: разговор лондонских математиков о столичной и провинциальной науке Электронный ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/201 l/3/mal0.html, свободный.
  193. Сталинские высотки главное здание Московского государственного университета. Электронный ресурс. — Режим досту-na:http://countrymoscow.ru/stalinskie-visotki/stalinskie-visotki-glavnoe-zdanie-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta.html, свободный.
  194. Старый КВН. 1961−1971 гг. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.amik.rU/page/8.html, свободный.
  195. , Н. С. Понятие об университете в средние века Текст. / Н. С. Суворов // Развитие личности. 2005. — № 3.
  196. , Н. С. Средневековые университеты Текст. / Н. С. Суворов.-М., 1898.
  197. , X. X. Разработка типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа) Текст. / X. X. Сукунов, А. П. Вели-чук // Педагогика. 1997. — № 4.
  198. , Е.Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования российской молодёжи в 50−90-е годы XX века Текст.: монография / Е. Г. Тимофеева. М., 2002.
  199. , Е. Г. Эволюция государственной политики в области обществоведческого образования российского студенчества во второй половине XX века Текст.: монография / Е. Г. Тимофеева. Астрахань, 2003.
  200. , Л. Н. Воспитание и образование Текст. / Л. Н. Толстой // Народное образование в России: исторический альманах. М., • 2001.
  201. , Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М., 2002.
  202. , А. М. Становление системы образования в Астраханской губернии (XVIII начало XX в.) Текст.: учеб. пос. / А. М. Трещёв, Г. В. Алфёрова. — Астрахань, 2011.
  203. , Д. Бережливый офис Текст. / Д. Тэппинг, Э. Данн- пер. с англ. А. Залесовой, Т. Гутман. М., 2009.
  204. , Л. Д. Проблема эффективной коммуникации современной университетской коммуникации Электронный ресурс. / ' Л.Д.Тюлюпова
  205. Peжимдocтyпa:www.russcomm.ш/rcabiblio/t/tulupova.doc, свободный.
  206. , Ю. Г. О происхождении и первоначальном значении слова «ландшафт» Текст. / Ю. Г. Тютюнник // Известия РАН. Серия География. — 2004. — № 4. — С. 116−122.
  207. П. Ю. Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков») Текст. / П. Ю. Уваров // Долгое Средневековье. М., 2011.
  208. П. Ю. Характерные черты университетской культуры Текст. / П. Ю. Уваров // Из истории университетов Европы XIII— XV вв. Воронеж, 1984.
  209. , В. И. Средневековая культура Западной Европы V—XV вв.. Текст. / В. И. Уколова // История средних веков / под ред. 3. В. Удальцовой и С. П. Карпова. М., 1990. — T. I.
  210. , П.Н. Современные проблемы советского студенчества Текст. / П. Н. Федотов. М., 1989.
  211. , П.А. Реформирование высшего профессионального образования Российской Федерации в 90-е годы XX века Текст. / П. А. Феоктистов. М., 2006.
  212. , А. М. Студенчество Московского университета XVIII -первой четверти XIX в. Текст. / А. М. Феофанов. М., 2011.
  213. Философский энциклопедический словарь Текст. М., 1983.
  214. Форум Деминга: стратегия качества для России Текст.: коллективная монография / Ю. П. Адлер, Д. В. Маслов, И. Г. Назарова и др.- под общ. ред. Ю. П. Адлера, Д. В. Маслова. Астрахань, 2011.
  215. , Н. Университет в Новое время : отношения с властью Текст. / Н. Хаммерштейн // Aima mater. 1999. — № 10.
  216. , B.C. Сущность и структура профессиональной культуры Текст. /B.C. Цукерман // Вестник ЧКАКИ. 2003. — № 3.
  217. , Г. В. Некоторые характеристики корпоративной культуры Текст. / Г. В. Цукерман // Вестник ЧГАКИ. 2003. — № 3.
  218. , Ш. Х. Формирование советской университетской культуры Текст. / Ш. X. Чанбарисов. М., 1988.
  219. , Б. Н. Несколько современных вопросов Текст. / Б. Н. Чичерин.-М., 1862.
  220. , Г. Университет Гумбольдта Электронный ресурс. / Г. Шнедельбах. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/ logos/number /35/04.pdf, свободный.
  221. , А. А. Интеграционные процессы как фактор развития образовательного пространства поликультурного образовательного пространства поликультурного региона Текст.: автореф.. д-ра • пед. наук / А. А. Шогенов. М., 2008.
  222. , Д. М. В культуре России очень много магического Текст. / Д. М. Шустерман // Управление персоналом. 2000. — № 11.
  223. , С. В. Организационная культура в западной традиции : природа, логика формирования и функции Текст. / С. В. Щербина // Социологические исследования. 1996. — № 7.
  224. , С. В. Организационная культура как фактор перехода к рыночной экономике Текст.: дис.. канд. соц. наук. / С. В. Щербина. -М., 1999.
  225. , Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох Текст. / Р. Г. Эймонтова. М., 1985.
  226. , Р. Г. Русские университеты на путях реформы : шестидесятые годы XIX в. Текст. / Р. Г. Эймонтова. М., 1993.
  227. Экономический и юридический словарь Текст. / под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004.
  228. , М. А. Музыкальная культура Астрахани Текст. / М. А. Этингер. Волгоград, 1987.
  229. , Н. JI. Корпоративная культура современного универ- . ситета Текст. / Н. Л. Яблонскене // Университетское управление. -2006. № 2 (42).
  230. , А. Л. Западная Европа. XI—XIII вв. Текст. / А. Л. Ястребицкая. -М., 1978.
  231. Amhurst, N. Oculus Britanniae: an heroi-panegyrical poem on the University of the Oxford Text. / N. Amhurst. London, 1724.
  232. Amhurst, N. Terrae-fillius or, the secret History of the University of Oxford Text. / N. Amhurst. London, 1726.
  233. Barnett, R. Realizing the university in an age of supercomplexity • Text. / R. Barnett. Buckingham: Open Univ. Press, 1999.
  234. Benedict, R. Patterns of Culture Text. / R. Benedict. Boston and New York, 1934.
  235. Bourdieu, P. Reproduction in Education, Society and Culture Text. / P. Bourdieu and J.-C. Passeron. London, 1977.
  236. Bower, A. The History of the University of Edinburgh Text. / A. Bower. Edinburgh, 1817.
  237. Cantalupus, N. The History and Antiquities of the University of Cambridge Text. /N. Cantalupus, R. Parker. London, 1721.
  238. Carter, E. The History of the University of Cambridge, from its original to the year 1753 Text. / E. Carter. London, 1753.
  239. Clark, B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transfomation. Issues in Higher Education Text. / B. R. Clark. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998.
  240. Colish, M. L. Medieval Foundations of the Western Intellectual Tradition, 400−1400 Text. / M. L. Colish. New Haven: Yale University Press, 1997.
  241. Dalzel, A. History of the University of Edinburgh from its foundation. Text. / A. Dalzel, D. Laing. Edinburgh, 1862.
  242. Donald, R. University and the making of modern Egypt Text. / R.. Donald, M. Cairo. Cambridge University press, 1990.
  243. Durkheim, E. The Evolution of Educational Thought: lectures on the Formation and Development of Secondary Education in France Text. / E. Durkheim // Translated by Collins P. London: Routledge and Ke-gan Paul, 1977.
  244. Dyer, G. History of the University and colleges of Cambridge Text. / G. Dyer. London, 1814. — Vol. 2.
  245. Fuller, Th. The History of the University of Cambridge, and the Waltham Abbey Text. / Th. Fuller. London, 1840.
  246. Graham, J. The Social thought of Ortega-y-Gasset: a Systematic Synthesis in Postmodernism and Interdisciplinary Text. / J. Graham. University of Missouri Press, 2001.
  247. Guild, R. History of Brown University Text. / R. Guild. Providence, 1867.
  248. Gutek Gerald, L. A history of the Western Educational Experience Text. / L. Gutek Gerald. 1972.
  249. Harris, P. R. Managing cultural differences Text. / P. R. Harris, R. T. Moran. Houston: Gulf Publishing Co., 1991.
  250. Haskins, С. H. The rise of universities Text. / С. H. Haskins. Ithaca: Cornell University Press, 1923, 1957.
  251. History of Universities Text. / ed. Mordechai Feingold. Oxford University Press, 2011. — Vol. XXV/2.
  252. History of Universities. Amersham Text.: avebury Publishing Company, 1981. Vol. I: Continuity and change in early modern universities.
  253. Ingold, T. The temporality of the landscape Text. / T. Ingold // World Archaeology. 1993. — № 25.
  254. Judith, B. Antigone’s Claim Text. / B. Judith. New York: Columbia University Press 2000.
  255. Landscape, Memory & History. Anthropological Perspectives Text. / ed.: P. Stewart, A. Strathern. L., 2003.
  256. Luscombe, D. Crossing philosophical boundaries. 1150−1250 Text. / D. Luscombe // Crossing Boundaries at Medieval Universities / ed. S. E. Young.-Boston, 2011.
  257. Mayer, F. Introductory Readings in Education Text. / F. Mayer. -Dickenson Publishing Co., Inc., 1966.
  258. Mentor programme-Режим AOCTyna: http://studies.ku.dk/ Univer-sityofCopenhagen/mentor/, свободный.
  259. , J. H. (Cardinal) The Idea of a University Text. / J. H.. Newman. New-York: Doubleday and Co, Cardin City, 1959.
  260. Otterspeer, W. The Bastion of Liberty. Leiden university today and yesterday. Text. / W. Otterspeer. Leiden University Press, 2008.
  261. Peirce, B. A History of Harvard University, from its foundation in 1636, to the period of American Revolution Text. / B. Peirce. Cambridge, 1833.
  262. Peshall, J. The History of the University of Oxford, from the death of William the Conqueror, to the Demise of Queen Elizabeth Text. / J. Peshall. London, 1773.
  263. Quincy, J. The History of Harvard University Text. / J. Quincy. -Cambridge, 1840.
  264. Ruegg, W. A History of the University in Europe Text. / W. Ruegg. -Cambridge 1992, 1996 and 2004. Vol. 3.
  265. Sterns, J. M. Mission Statements in Business Higher Education: Issues and Evidence Text. / J. M. Sterns, S. Borna // Higher Education Management. 1998. — March. — Vol. 10. — № 1.
  266. Syrett, N. L. The Company he keeps: a History of white collage fraternities. Text. / N. L. Syrett. University of North Carolina Press, 2003.
  267. Taylor, W. B. History of the University of Dublin, its origin, progress and present condition Text. / W. B. Taylor. London, 1845.
  268. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. -Режим доступа: http://www.paulchatterton.com/wp-content/uploads /2009/05/chatterton-and-goddard-he-and-regfonal-needs.pdf, свободный.
  269. University Affairs. Режим доступа: http://www.universityaffairs.ca, свободный.
  270. Veblen, Th. The Higher Learning in America: a Memorandum of the Conduct of Universities by the Business Men Text. / Th. Veblen. -N.Y., 2007.
  271. Wood, A. The History and Antiquities of the University of Oxford Text. / A. Wood. London, 1792.
  272. Wood, G. The History of the University of Pennsylvania, from its origin to the year 1827 Text. / G. Wood. Philadelphia, 1834.
Заполнить форму текущей работой