Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные технологии в управлении здоровьем и системой организации медицинской помощи детям в регионе (по материалам Свердловской обл.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уменьшение коечного фонда в детских лечебно-профилактических учреждениях, городских и центральных районных больницах одновременно сопровождается развитием стационарозамещающих технологий — стационаров на дому, в поликлинике и в больницах. По сравнению с 1998 г., количество детей, для которых были организованы стационары на дому, увеличилось в 6,3 раза, в дневных стационарах при поликлинических… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава 1. Информационные технологии и тенденции развития детских многопрофильных больниц. стр
  • Глава 2. Материал и методы исследования. стр
  • Глава 3. Комплексный анализ состояния здоровья детского населения Свердловской области. стр
    • 3. 1. Краткая социально-гигиеническая характеристика Свердловской области. стр
    • 3. 2. Анализ состояния здоровья детского населения Свердловской области. стр
    • 3. 3. Заболеваемость детского населения
  • Свердловской области. стр
    • 3. 4. Классификация и ранжирование муниципальных образований Свердловской области по различным интегральным показателям. стр
  • Глава 4. Информационные технологии в управлении здоровьем детского населения
  • Свердловской области. стр
    • 4. 1. Классификация и ранжирование муниципальных образований Свердловской области по уровням медицинского обслуживания. стр
    • 4. 2. Классификация и ранжирование муниципальных образований Свердловской области по уровням их социально-экономического развития. стр
    • 4. 3. Классификация и ранжирование муниципальных образований Свердловской области по уровню санитарно-гигиенического благополучия. стр

    4.4. Поиск связи между уровнем здоровья детского населения в муниципальных образованиях Свердловской области и комплексом медико-организационных, социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов. стр.88

    Глава 5. Тенденции изменений и формирование оптимальной организационно-технологической модели медицинской помощи в Свердловской области.стр.98

Информационные технологии в управлении здоровьем и системой организации медицинской помощи детям в регионе (по материалам Свердловской обл.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Политические и экономические реформы в стране, принятие Конституции РФ и законодательных актов, децентрализация управления дифференцировали систему здравоохранения на государственную — федеральный уровень, субъектов Федерации и муниципальный.

Вместе с тем, в зависимости от инфраструктуры здравоохранения муниципального уровня, объемы оказания медицинской помощи населению, в том числе и детям, составляют от 90 до 95%, а 5−10% объемов консультативно-диагностической и стационарной специализированной оказывается в медицинских учреждениях субъекта Федерации [ 10 ].

Система организации медицинской помощи детям в субъекте Федерации представляет организационную композицию, ранжированную по технологическим уровням и наиболее сложные медицинские технологии формируются в республиканских, краевых и областных детских больницах, как в консультативно-диагностических поликлиниках, так и в условиях специализированных отделений стационара.

Сеть и структура детских лечебно-профилактических учреждений в субъекте Федерации формируется с учетом экономических, медико-географических, социально-экономических, демографических факторов, состояния здоровья детей и структуры заболеваемости. Поэтому вполне закономерно, что в работах ведущих организаторов здравоохранения большое внимание уделяется вопросам региональной политики в организации медицинской помощи населению [26,91,99].

Региональная политика формируется под влиянием социально-экономических, социально-гигиенических, экономических и других факторов, влияющих на среду жизнедеятельности и здоровье населения, при этом эффективность ее достигается при наличии достоверной, качественной информационной базы и управления этими процессами.

В современных социально-экономических условиях, снижается доступность для населения в получении консультативно-диагностической помощи и специализированной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях республиканского, краевого, областного уровня, а также в федеральных медицинских учреждениях. По данным Московского НИИ педиатрии и детской хирургии, до начала.

90-х годов количество детей, приезжающих из регионов России (исключая г. Москву и Московскую область), составляло ежегодно не менее 60%, в тоже время как в 1999 г. их было госпитализировано только 29,2% и проконсультировано 4,79% [61]. При этом, обращаемость больных за квалифицированный медицинской помощью во многом определяется уровнем социальной, материальной обеспеченности населения региона и заботой о сохранении своего здоровья как фактора, определяющего этот уровень для отдельного индивидуума .

Повышение эффективности управления носит многофакторный характер и связано с научно обоснованной методологией совершенствования управленческих процессов системой информационного обеспечения, разработкой и внедрением современных организационных технологий информатизации [16,19,22,99,101,102,103,117]. Актуальность исследуемой проблемы заключается в создании эффективной системы управления процессами организации медицинской помощи детям на базе областной детской клинической больницы.

Цель исследовательской работы — научное обоснование, разработка и внедрение информационных технологий по мониторингу и оценка факторов, влияющих на состояние здоровья детей, оптимизация системы организации им медицинской помощи и управление этими процессами на базе областной детской клинической больницы.

Для реализации цели в исследовательской работе решались следующие задачи:

• изучить состояние здоровья детей в муниципальных образованиях области и факторов, влияющих на его формирование;

• классифицировать муниципальные образования по уровню состояния здоровья детей, влияния социально-экономических, медико-организационных, санитарно-гигиенических факторов;

• изучить сеть, структуру и медицинские технологии муниципальных и областных детских лечебно-профилактических учреждений и рационального его использования;

• провести типологическое ранжирование муниципальных образований области по состоянию здоровья, уровню заболеваемости, факторов, влияющих на формирование здоровья детей, апробировать и внедрить систему мониторинга здоровья детей;

• изучить адекватность системы организации медицинской помощи детям в муниципальных образованиях, научно обосновать и внедрить оптимальную организационно-технологическую модель медицинской помощи детям в Свердловской области.

Научная новизна исследований состоит в том, что впервые на уровне субъекта Федерации — Свердловской областивыполнены многофакторные исследования по состоянию здоровья детей в муниципальных образованиях, анализу и оценке адекватности организации медицинской помощи. Проведено типологическое ранжирование муниципальных образований по уровню и структуре заболеваемости детей, факторов, влияющих на формирование здоровья, системы специализированной поликлинической и стационарной медицинской помощи.

Научно обоснован, апробирован и внедрен комплекс компьютерных программ, обеспечивающих мониторинг здоровья детей, управление здоровьем и системой организации медицинской помощи детям в субъекте Федерации. Сформирована оптимальная организационно-технологическая модель медицинской помощи детям в Свердловской области.

Практическая значимость и внедрение в практику выполненной исследовательской работы заключается в том, что поэтапно разработанные, апробированные и внедренные информационные технологии позволили создать на базе Министерства здравоохранения Свердловской области и областной детской клинической больницы программную продукцию, эффективно влияющую на организацию медицинской помощи детям. В соответствии с отдельными приоритетами в системе организации разработаны и утверждены Губернатором и Правительством Свердловской области целевые программы, которые в настоящее время успешно реализуются.

Программные информационные продукты реализованы в других лечебно-профилактических учреждениях, в частности, программа реанимационно-консультативной помощи детям (РКЦ) внедрена в ряде областей Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексный анализ и прогноз состояния здоровья детского населения в муниципальных образованиях Свердловской области.

2. Количественная оценка влияния социально-экономических, санитарно-гигиенических и медико-организационных факторов на формирование различных уровней здоровья детского населения на территории Свердловской области.

3. Информационные технологии по управлению региональной педиатрической службой.

4. Научно обоснованная модель организации медицинской помощи детям в Свердловской области.

5. Совершенствование организационной структуры и деятельности областной детской клинической больницы на основе внедрения информационных технологий.

Апробация работы и публикации. Результаты научных исследований доказывались на научно-практических конференциях Екатеринбург-2000, Челябинск -2001, Тюмень, Курган — 2002, Ассоциации здравоохранения Урала, Коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области. По теме диссертации опубликовано 18 научных работ.

127 Выводы.

1. Состояние здоровья детского населения Свердловской области несмотря на недостаточно благоприятную среду обитания (сложные климатические условия, высокое техногенное загрязнение) по основным показателям близко к среднероссийскому уровню. В последние годы появилась устойчивая тенденция к снижению младенческой (до 12,2 на 1000) и детской (до 1,2 до 1000) смертности и согласно прогнозам она сохранится в ближайшие годы. Заболеваемость детей различного возраста в муниципальных образованиях Свердловской области в основном увеличивается, и этот рост происходит за счет всех классов болезней.

2. Оценка неопределенности медико-статистической информации, проведенная с помощью экспертов и программных средств, собираемой на территории Свердловской области, позволила получить объективные данные, свидетельствующие о возможности использовании материалов государственной статистики для подготовки управленческих решений. Расчет на основе этой информации «интегральных» показателей позволил получить обобщенное представление о состоянии здоровья детского населения в муниципальных образованиях Свердловской области, провести их ранжирование и классификацию. Отмечена значительная дифференциация в здоровье детей, проживающих в различных муниципальных образованиях области.

3. Использование компьютерных технологий расчета интегральных показателей позволило дать обобщенную оценку потенциала педиатрической службы, социально-экономического положения и санитарно-гигиенического благополучия в муниципальных образованиях Свердловской области. Выявлена значительная их дифференциация, особенно выраженная между городскими и сельскими территориями.

4. Различия в состоянии здоровья детского населения в муниципальных образованиях Свердловской области объясняется влиянием сложного комплекса факторов: вклад системы здравоохранения составляет 36%, социально-экономических — 50%, санитарно-гигиенических условий — 14%. С помощью математической модели дан прогноз эффективности некоторых управленческих решений. Наиболее она высока при комплексных, межсекторальных действиях.

5. Организация педиатрической службы в Свердловской области как в субъекте Федерации ранжирована по технологическим уровням, и в совокупности составляет единую систему, обеспечивающую доступность и преемственность в получении специализированной консультативно-диагностической и стационарной помощи детям. Проведенная в последнее время реструктуризация коечного фонда привела к повышению эффективности его работы — показатель работы койки в году составил в среднем 330 дней, средние сроки лечения -14−16 дней.

6. Действующая нормативно-правовая база областных и межмуниципальных центров специализированной медицинской помощи детям нуждается в совершенствовании.

7. Внедрение в деятельность областной детской клинической больницы программного обеспечения для мониторинга здоровья детей, типологии муниципальных образований по уровням организации медицинской помощи позволяет оптимизировать сеть, структуру поликлинической и стационарной помощи, создать региональную организационную модель медицинской помощи детскому населению области.

Практические предложения.

1. Результаты анализа состояния здоровья детского населения и прогноза динамики изменения основных показателей, его характеризующих, могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти и управления здравоохранением для разработки концепций и планов улучшения здоровья населения.

2. Компьютерная технология оценки неопределенности статистической информации и восстановления отсутствующих данных и алгоритм «SPACE» могут быть использованы структурами органов управления здравоохранением, занятыми сбором и обработкой информации для повышения качества последней.

3. Компьютеризированная технология и программа «КЛАСТЕР» могут использоваться региональными и муниципальными органами управления здравоохранением и Госсанэпиднадзора для анализа медико-статистической информации, необходимого для подготовки различных управленческих решений.

4. Разработанная и апробированная информационно-аналитическая система по типологии и классификации муниципальных образований. Оценке факторов, влияющих на состояние здоровья детей и организацию медицинской помощи, может быть рекомендована для организационной деятельности областных детских больниц.

5. Региональные органы управления здравоохранением располагают обширным информационным обеспечением, однако до сих пор отсутствует их систематизация по основным направлениям деятельности. Для повышения эффективности организационной работы в сфере педиатрии областной детской больнице необходимо располагать системной информацией о состоянии здоровья, степени влияния факторов на его формирование, уровне медицинских технологий и качестве оказания медицинской помощи детям в муниципальных учреждениях здравоохранения.

6. Результаты исследований по оценке состояния здоровья детей и системы организации им медицинской помощи могут быть использованы для поэтапной оптимизации сети и структуры медицинских учреждений, повышения интенсификации использования коечного фонда и создания региональной модели организации медицинской помощи детям.

7. Программно-целевое планирование, разработка областных программ и их реализация, концентрация организационной и консультативно-диагностической помощи в проблемных муниципальных образованиях, позволяют более рационально использовать имеющиеся ограниченные ресурсы здравоохранения.

Заключение

.

Проблемы сохранения здоровья населения в Российской Федерации приобрели общегосударственное значение. Это обусловлено сохраняющимися высокими уровнями смертности, в том числе и в трудоспособном возрасте, младенческой смертности, заболеваемости и низким уровнем рождаемости.

Политические и экономические реформы в стране, снижение уровня материального благосостояния населения и социальных гарантий, рост преступности и социально обусловленных заболеваний оказывают непосредственное влияние на семью, ее духовное и нравственное состояние и, тем самым, на здоровье детей.

Низкие показатели рождаемости, в последнее десятилетие повлияли на изменения в популяционной группе детей в возрасте 0−14 лет и по состоянию на 2001 г. составляют в Свердловской области 16,8% и г. Екатеринбурге19,5%. Выполненный прогноз до 2005 и 2010 гг. указывает, что в перспективе эти тенденции будут сохраняться и численность детей в возрасте 0−14 лет будет уменьшаться.

За последние годы наблюдается изменение сложившихся ранее взглядов на влияние здравоохранения на состояние здоровья населения. Так, по данным О. П. Щепина, вклад этого фактора составляет от 35 до 45%. Выполненные специальные исследования в Свердловской области и г. Екатеринбурге (2001, 2002 гг) также свидетельствуют, что влияние здравоохранения составляет 43%. Таким образом, роль его в сохранении здоровья населения весьма заметна на фоне социально-экономических, санитарно-гигиенических и экологических факторов.

При этом влияние здравоохранения обусловлено инфраструктурой и квалификацией медицинского персонала как лечебно-профилактических учреждений областного уровня, так и муниципальных образований, то есть адекватностью организации и управления сетью, структурой, персоналом и качеством оказания медицинской помощи.

Принятие Конституции РФ, законодательных актов, децентрализация системы здравоохранения и разделение ее в субъектах Федерации на государственную и муниципальную в значительной степени привели к автономности муниципальной системы здравоохранения, снижению влияния органов управления и областных лечебно-профилактических учреждений на процессы организации медицинской помощи детям.

В то же время эффективность деятельности областной детской больницы целесообразно оценивать с позиций:

• медико-экономической эффективности, как самостоятельно хозяйствующего субъекта;

• медико-социальной эффективности, как организационно-методического, консультативно-диагностического и специализированного центра, адекватно влияющего на организацию, программу и лечебную помощь детям в медицинских учреждениях муниципальных образований области.

Областная детская больница организует методическую работу, принятие управленческих решений и базируется на информации о состоянии здоровья детей, структуре и тенденциях заболеваемости, эффективности организации им медицинской помощи. Достоверная аналитическая информация концентрируется в организационно-методическом отделе областной детской больницы и является источником для принятия управленческих решений.

Вместе с тем, располагая обширной статистической информацией, организационно-методический отдел реально использует только ту ее часть, которая, по мнению работающих там специалистов, наиболее актуальна для оценки той или иной территории. В отсутствие методологии оценки факторов, влияющих на состояние здоровья детей и системы организации медицинской помощи, принимаемые управленческие решения страдают субъективизмом и не достигают ожидаемых результатов.

Задача исследования заключалась в создании программного обеспечения по анализу и оценке факторов, влияющих на состояние здоровья детей и организации им медицинской помощи, апробации и внедрении системы мониторинга и формировании оптимальной модели организации медицинской помощи детям в регионе.

Проведенный нами анализ мнений организаторов здравоохранения, принимающих решения на областном уровне, о наиболее приемлемых для них формах предоставления информации показал, что приоритет ими отдавался ранжированным спискам проблем по муниципальным образованиям. В связи с этим важно было провести классификацию и ранжирование муниципальных образований Свердловской области в свете проблем педиатрической службы.

Для исследования и классификации муниципальных образований в разработку было принято 90 параметров, которые были объединены в 4 группы: 1. Медицинские показатели: а) показатели, характеризующие смертность детского населенияб) показатели детской заболеваемости.

2. Показатели, характеризующие развитие педиатрической службы в муниципальных образованиях области.

3. Показатели, характеризующие социально-экономическое развитие муниципальных образований.

4. Санитарно-гигиенические показатели.

Проблема разработки и применения специальных показателей, позволяющих комплексно оценивать популяционное здоровье, активно разрабатывается в России и за рубежом. Они применяются для синтеза всей информации о здоровье населения (смертность, инвалидность, заболеваемость взрослых и детей, нарушение со стороны репродуктивной функции женщин) в единый «индекс здоровья». В связи с этим при разработке программы в детской областной клинической больнице был использован нетрадиционный подход — расчет интегральных показателей, которые объединили: а) совокупность показателей младенческой смертностиб) совокупность показателей детской смертностив) совокупность всех показателей младенческой, детской и материнской смертностиг) совокупность показателей общей детской заболеваемостид) совокупность всех показателей заболеваемости и смертности.

Задача классификации территорий по интегральному показателю решалась в два этапа. На первом этапе производилось установление границ между классами.

После того как границы классов были установлены, классификация конкретной территории заключалась в расчете для нее значений интегрального показателя и определения номера подинтервала (класса), в который это значение попадает. Использование данного алгоритма позволило провести классификацию и ранжирование территорий Свердловской области по уровню детской заболеваемости и смертности.

Применение этой же технологии позволило рассчитать также интегральные показатели и для других групп данных: характеризующих уровень организации медицинской помощи, уровень социально-экономического развития и санитарно-гигиенического благополучия территории. На основе этих материалов также была проведена классификация и ранжирование муниципальных образований Свердловской области.

Выполненное прогнозирование основных показателей здоровья детей в 1998 году на период до 2000 года, с высокой степенью достоверности было подтверждено наблюдениями в 1999 — 2001 гг.

Задача оценки влияния различных факторов на здоровье детского населения относится к разряду наиболее актуальных с точки зрения управления. Исследование было выполнено применительно к интегральному показателю здоровья, рассчитанному по показателям смертности — младенческой, детской, материнской. Весь массив данных был разделен на 2 класса: с «высокими» и «низкими» уровнями здоровья. Для многофакторного анализа были использованы методы распознавания образов. При оценке влияния комплекса из 26 параметров из всех трех блоков информации наиболее высокие результаты (100% правильных ответов на процедуре экзамена по обоим классам) были получены при учете 12 наиболее информативных факторов. Обращало внимание, что высокие результаты распознавания были получены при использовании трех различных алгоритмов, что несомненно повышает надежность итогов анализа в целом.

Было установлено, что важное влияние оказывают факторы из всех трех блоков, хотя роль социально-экономического развития территории все же наиболее велика. Если принять влияние всех 26 факторов за 100%, то доля влияния последних составляет 51%, медико-организационных — 29%, санитарно-гигиенических -20%.

Программа в экспериментальном, а затем и в рабочем режиме принята в эксплуатацию, с незначительной коррекцией отдельных компьютерных технологий.

Вместе с тем, разработка программы предполагает и тактику последующих решений, которые заключаются в программно-целевом планировании по приоритетным направлениям совершенствования системы организации медицинской помощи детям.

Тенденции формирования сети, структуры и профильности детских лечебно-профилактических учреждений сохраняют общие методические подходы к созданию технологической иерархии, ранжирования от простых к более сложным и высокотехнологичным видам специализированной медицинской помощи. При анализе сети и структуры детских медицинских учреждений приняты показатели мощности и структуры поликлинических и стационарных учреждений, объемы оказания медицинской помощи, интенсификации использования коечного фонда и укомплектованности врачебным персоналом.

Период исследования включает 1997;2001 гг., но вмести с тем для изучения тенденции и оценки рациональности использования коечного фонда детских больниц, нами был проведен анализ за 1980 — 1990 г.

Изучение развития сети и профильной специализации детских больниц (отделений) Свердловской области за период 1980 — 1990 гг. показал, что для них характерные общие тенденции — незначительное увеличение коечного фонда, обеспеченности койками на 10,0 тыс. детей и одновременно их профильная специализация. Так, количество коек для детей в 1980 г. составило 11 199- в 1985 г. — 11 019 и в 1990 г. — 11 299, показатель обеспеченности на 10,0 тыс. детского населения составил соответственно — 118,8- 112,8 и 102,9.

Анализ интенсивности использования детских коек проводился по Свердловской области и г. Свердловску (позднее Екатеринбург). Результаты его достаточно ясно указывают на низкий уровень работы коечного фонда по показателям — работы койки, средних сроков пребывания и оборота (функции) койки.

Аналогичное положение наблюдается и при более глубоком анализе. Так, работа коек педиатрического профиля составляла 257,0, при средней длительности пребывания в стационаре — 14,8 дня и ее обороте — 17,5- хирургического профиля соответственно — 289,9, 11,1 и 26,1. Наиболее низкие показатели, как и в предшествующие периоды, составляла работа коек инфекционного профиля — 220,5, 13,6 и 16,2.

С 1990 г. в области прекращается прирост коечного фонда, но только после введения системы лицензирования происходит процесс его сокращения. При этом по нашему мнению, целесообразно выделить два периода. Первый период связан с лицензированием медицинских учреждений и требованием лицензионно-аккредитационных комиссий по приведению мощности больниц в соответствии с проектной и санитарными нормативами по обеспечению площадью на 1 койку. Второй период связан с сокращением неэффективно используемого коечного фонда как в детских лечебно-профилактических учреждениях, так и коек в детских отделениях городских и центральных районных больницах. При этом сокращение проводилось преимущественно педиатрических соматических и инфекционных коек. За период 1990 — 1996 гг. в области сокращено 1538 коек для детей.

Число стационарных коек для детей за последние 5 лет уменьшилось на 18,9% и составило 7913. Тем не менее, обеспеченность детского населения области, несмотря на это сокращение числа коек, увеличилась и составила 108,0 на 10 тыс. детей. В 2001 году число коек сократилось еще на 1,2% преимущественно за счет педиатрических и инфекционных коек для детей. Число детских специализированных коек в 2001 году увеличилось, а обеспеченность ими детского населения области превысила рекомендуемый показатель по РФ (соответственно, 46,4 и 32,9 на 10 тыс. детей).

Проведенный анализ интенсивности использования коечного фонда в детских лечебно-профилактических учреждениях показал, что в целом характерны положительные тенденции, но проведенный структурный анализ по профильным отделениям позволяет выделить низкую эффективность использования педиатрических и инфекционных коек в структуре больниц.

Уменьшение коечного фонда в детских лечебно-профилактических учреждениях, городских и центральных районных больницах одновременно сопровождается развитием стационарозамещающих технологий — стационаров на дому, в поликлинике и в больницах. По сравнению с 1998 г., количество детей, для которых были организованы стационары на дому, увеличилось в 6,3 раза, в дневных стационарах при поликлинических учреждениях — в 1,2 (2001 г. — 13 896 пролеченных детей) при средних сроках лечения 14,5 дня, число мест увеличилось с 145 до 714, число коек дневного пребывания при стационарах увеличилось на 43, а количество пролеченных детей — на 242.

Система организации специализированной медицинской помощи детям в области сформирована по 2-х и 3-х уровневой технологической схеме. Реструктуризация коечного фонда привела к более интенсивному его использованию, и показатель работы койки составил в среднем 330 днейпри сокращении среднего пребывания больного на койке и повышению её функции.

В настоящее время мощность и структура областного детского коечного фонда как в детских лечебно-профилактических учреждениях, так и в структурах городских и центральных районных больниц близка к оптимальной и рассматривается как региональная модель организации медицинской помощи детям.

Медицинская типология, классификация муниципальных образований по состоянию здоровья детей, формирование оптимальной модели организации им медицинской помощи, приоритетных направлений и программ по педиатрии позволяют предметно и целенаправленно проводить организационную работу областной детской больницы в муниципальных образованиях области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Здоровье — ведущий системообразующий фактор национальной безопасности// Охрана здоровья населения России. Вып. 1: Материалы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения (март-декабрь 1993).
  2. В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. М., 1968. — 384 с.
  3. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  4. К.А., Егорова Н. Е., Радченко В. В. Имитационные модели в народно-хозяйственном планировании. М.: Экономика, 1980. -200 с.
  5. А.А. здоровье детей России: сигнал SOS еще не услышанII Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России: Аналит. Вестник Федер. Собр. Парламента РФ: Вып. 12. М., 1997. — С. 24 — 29.
  6. И.И., Мусийчук Ю. И. Здоровье человека системообразующий фактор при разработке проблем экологии современных городов.// В сб. Медико-географические аспекты оценки уровня здоровья населения и состояния окружающей среды. — СПб., 1992.
  7. Л.Ф., Зутлер А. С., Усольцев А. Н. и др. Влияние некоторых биологических и социальных факторов на заболеваемость детей дошкольного возраста// Гигиена и санитария. -1986, — N3.- с.35−37.
  8. С.Д., Гурвич Ф. Г. миатематико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
  9. А. Б. К проблемам реформирования здравоохранения. -Екатеринбург, 1999. 92 с.
  10. Г. В., Конплева О. В. и др. Опыт вакцинации детей в условиях специализированного отделения II Материалы первых Пичугинских чтений, посвященных 75-летию старейшей на Западном Урале клиники детских болезней. -Пермь, 1997.-С. 46−47.
  11. А. П., Чернова Т. В. Общественное мнение о состоянии индивидуального здоровья и качества медицинской помощи// Здравоохранение Российской Федерации. 1993. — № 7. — С. 5−7.
  12. Т.П. и соавт. Мониторинг здоровья и качества медицинского обеспечения женщин в связи с выполнением репродуктивной функции// Информатизация процессов охраны здоровья населения. М., ВНИИ ПВТИ. -1999. С. 65−68.
  13. Д. Д., Киселев А. С. и др. Системное моделирование здравоохранения// М.: ВНИИМИ, 1976. № 7. — С. 3−55.
  14. М.С., Новикова Л. В., Петрушина В. И. Аналитический обзор работ по информатизации здравоохранения территориального уровня // Информатизация здравоохранения России: Всеросс. сб. науч. работ. Ч. 1 -2. М., 1996. -С. 131−144.
  15. И. М. Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка. СПб.: Фолиант, 1998. — 272с.
  16. А.И. Теоретическое обоснование и разработка основ региональной политики в здравоохранении: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 1999.
  17. В.К. Основы научного управления и информатизации в здравоохранении: Учебное пособие. Ижевск, 1997. — 170 с.
  18. С.А. Место информатики в структуре наук// Медицинская информатика накануне 21 века: Тез. докл. Всерос. Научн. Конфер. С.-Пб., 1997. — С 7−8.
  19. С.А., Зарубина Т. В., Белоносов С. С. и др. Система оценки общественного здоровья// Информационные технологии и интеллектуальное обеспечение медицины -98/ Матер. 5-го Международного форума. М., 1998. — С. 14−16.
  20. С.А. Об организационных ресурсах информатизации здравоохранения России// Информатизация и экономика здравоохранения регионов России: Матер. Российской Науч.-практ. Конф. М., 2000. — С. 101−103.
  21. Д.М. Организация и управление. М.: Наука. — 1972. — 536 с.
  22. А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в области медицины. Л.: Медицина. — 1976. — 191 с.
  23. Н.Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности страны // Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России: Аналит. вестник Федер. собр. Парламента РФ. Вып. 12. М., 1997. — С. 2 -12.
  24. В.М. О кибернетике как науке// Кибернетика, мышление, жизнь. -М&bdquo- 1964.
  25. В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1987. — 552 с.
  26. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Удмуртской Республики в 1999 году// Под ред. С. Г. Шадрина, В. К. Гасникова, В. Н. Савельева и др. Ижевск, 1999. -213 с.
  27. Т.В., Власенко Т. И. О сущности и разновидности экспертных оценок, применяемых в учреждениях здравоохранения// Врач. Дело. 1976. -№ 12.-С. 129−134.
  28. Е.В. Информатика в патологии, клинической медицине и педиатрии. М.: Медицина, 1990. — 176 с.
  29. .А. и др. Концепция реформирования здравоохранения. М., 1997.-136 с.
  30. В.Н. Управление системой охраны здоровья населения на территориальном уровне: Автореф. Дисс. докт. мед.наук. М., 1995. — 48 с.
  31. В.Н., Финченко Е. А., Полунина С. Ю. Информационное обеспечение управления здравоохранением на территориальном уровне// Проблемы соц. гиг. И история мед. -1997. № 5. — С. 38−40.
  32. В.Н., Мелешко В. П., Душенков П. А. Медицинские кадры// Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство. Под ред. Ю. П. Лисицина. Казань, 1998. — С. 443−466.
  33. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1998/ Под общ. ред. Проф.Ю. Е. Федорова.- М.:Права человека, 1998. 132 с.
  34. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. М.: Сов. Радио, 1976.-296 с.
  35. Л.Г. теория и практика принятия решений. М.: Экономика. -1984.
  36. Н.Н. Социально-экономические аспекты смертности лиц трудоспособного возраста// Актуальные проблемы экономики и финансирования здравоохранения на региональном и учрежденческом уровне: Матер. Межрег. Научн.-практ. Конф. Ижевск, 2000. — С. 142−145.
  37. С.П. метод построения обобщенных показателей для управления здравоохранением: Автореф. Дис. Канд. Техн. Наук. Новосибирск, 1980.-25 с.
  38. К.И. Статистика в здравоохранении. М.: Медицина, 1981. -175с.
  39. Н.Г. Эмпирическое предсказание. Новосибирск: Наука, 1979. 124с.
  40. Задачи по достижению здоровья для всех. Политика здравоохранения для Европы. Копенгаген: Европ. Бюро ВОЗ, 1985. — 322 с.
  41. И.А. Научное обоснование оптимизации планирования и финансового обеспечения региональных систем оказания медицинской помощи: Автореф. Дисс. Докт. Мед. наук. М., 1997. — 45 с.
  42. О.Е. Управление ресурсами здравоохранения и системы ОМС: Методология, организация и опыт внедрения информационного обеспечения. -М., 1999.-416 с.
  43. В. П., Губин И. М., Пьяных А. Е. Автоматизированная информационная система объединенной больницы с поликлиникой: состояние и перспективы II Кремлевская больница. 2001. — № 5. — С. 81 — 86.
  44. Информатизация процессов охраны здоровья населения// Под общей ред. Царегородцева А. Д. М.: ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации, 1995. — 148 с.
  45. Информатизация здравоохранения России: Всерос. сб. науч. тр. Ч. 1,2/ Под ред. Гаспаряна С. А. М., 1996. — 231 с. и Ч. 3,4 — 354 с.
  46. Информатика и системы управления в здравоохранении и медицине: Учеб. пособие/ Под ред. Г. А. Хая. СПб., 1998. — 130 с.
  47. Ф.Н. Экономический анализ и планирование деятельности медицинских учреждений. М., 1999. — 198 с.
  48. B.C. Задачи классификации и их программное обеспечение. М.: Наука,-1990.-135 с.
  49. B.C. Компьютерные технологии системного анализа здоровья населения на региональном уровне // Региональная политика в условиях реформирования здравоохранения. Вып.З. Екатеринбург, 1999. — С. 175−187.
  50. Е.П. Социально-гигиенические особенности формирования здоровья населения в современных условиях// Автореф. Дисс. Докт. Мед. наук. -М., 1999.
  51. П.И. Современные проблемы управления здравоохранением. М.: Медицина, 1975. — 248 с.
  52. П. И. Системный подход и социальные проблемы охраны здоровья народа (научный обзор). М.: ВНИИМИ, 1982. — 84 с.
  53. В.В., Сафонов А. Г., Ольшанский Б. Ц. Управление трудовой деятельностью в сфере здравоохранения. Рига: Звайгзне, 1979. — 296 с.
  54. .А. Концепция единого информационного пространства: Новая технология интеграции данных о состоянии здоровья// Вестник РАМН. 1994. -№ 1. — С. 53−56.
  55. .А. Телемедицина в системе практического здравоохранения. -М., 2002. -175 с.
  56. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет основные неинфекционные заболевания. — М., 1994. -80с.
  57. Кин С. Международный опыт определения приоритетных проблем в области воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения//Управление окружающей средой (инф.бюл.№ 5).- М.-1997.- С.64−70. ¦
  58. И.Д., Сошнев А. Н. Комплексная оценка уровня здоровья человека// Гигиена и санитария. 1994. — № 9, — С. 34−35.
  59. Ю.М., Иванова А. Е., Ермаков С. П. и др. Разработка национальной стратегии «здоровье для всех россиян».// Экономика здравоохранения. 1998, N 3 (27), С 15−20.
  60. Ю.М. Основные пути выхода здравоохранения России из кризиса в 1999—2000 годах. М&bdquo- 1998. — 58 с.
  61. В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. М.: «Эпидавр», 1997.-272 с.
  62. В. Г. Медицинская информатика: Учебное пособие. М., 1999. -100 с.
  63. М.М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М.: Медицина, 1994. — 304 с.
  64. В.З., Петухов В. Г., Мелешко В. П. и др. Информационные системы объектов управления в ОМС. Лейден-Москва, 1998. — 33 с.
  65. Г. И., Шестипалов Н. В. Организационные технологии и управление деятельностью органов и учреждений Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации// Проблемы соц. гиг. и истории медицины. 1998. № 5. — С.34−38.
  66. О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. — 200 с.
  67. А.Л. Методические основы и организационные технологии оценки качества и эффективности медицинской помощи: Автореф. Дисс. докт. мед. наук. М., 1994. — 48 с.
  68. В.Ф. Становление и развитие методологических основ медицинской информатики: Актовая речь. М., 1999. — 40 с.
  69. В.К., Шиган Е. Н., Информационное обеспечение моделирования здоровья населения // Управление системами здравоохранения: Тез. докл. международ, совещ. М., 1982. — С. 52−55.
  70. В.К., Максимова Т. М., Какорина Е. П. Группировки болезней и оценка на их основе потерь в программах социально-экономического характера// Проблемы соц. гиг. и история медицины. -1998. № 1. — С. 7−13.
  71. Л.Н., Катунцева Н. А. Управление качеством медицинской помощи с позиции системного подхода// Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации/ Матер. 4-ой Рос. Научн.-практич. Конф. М., 1997.-С. 66−67.
  72. Г. И., Щепин О. П., Овчаров В. К., Нечаев B.C. Основные положения концепции развития здравоохранения России и его законодательное обеспечение// Проблемы соц. гигиены и истории медицины. 1995. — № 4. — С.4−7.
  73. В.И. Выживет ли медицинская наука?// Здоровье населения как фактор обеспечения национальной безопасности России/ Аналитический вестник Федер. Собр. —Парламента РФ. Вып. 12. М., 1997. — С. 19−23.
  74. Г. Х. Проблемы управления. М.: Экономика, 1974. — 318 с.
  75. Г. А. Экономика и планирование здравоохранения. М.: МГУ, 1976. -376 с.
  76. А.Н., Самко Н. Н., Бобровницкий И. П. Профилактические подходы к формированию концепции управления здоровьем населения России II Ур. мед. обозрение. -1999. № 4. — С. 10−11.
  77. Региональная политика в условиях реформирования здравоохранения: Сб. трудов орг. здравоохр. Вып.З. Екатеринбург.: НПРЦ «Бонум», 1999. — 246 с.
  78. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения: в 2-х томах/ Под ред. Ю. П. Лисицына.- М.: Медицина, 1987. 432 с.
  79. А.А., Шабанов Г. А., Панурин В. Н. Мониторинг здоровья различных групп населения в Приморском крае// Информатизация здравоохранения России: Всерос. Сб. научн. работ. М., 1996. — Ч. 1−2. — С. 182 187.
  80. И.С., Церковный Г. Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения. М.: Медицина, 1976. — 223 с.
  81. А.А. Возрастные особенности социальной адаптации детей. М., 1990.
  82. В.М., Червонкин Э. Н., Владимирский М. С., Булычева А. И. Справочное пособие по терминам и определениям, используемым в медицинской информатике. М., 1994. — 83 с.
  83. Ю.А. Социально-гигиенические проблемы управления здоровьем населения крупных городов. Автореф. дис. докт. мед. наук, М., 2001. — 43 с.
  84. А.Д. Информация. М.: Наука, 1971. — 295 с.
  85. Р.А., Ермаков С. П., Грибанова Т. Н., Волков С. Н. Совершенствование системы здравоохранения с использованием мониторинга здоровья населения. Серия «Медицина», — изд. «Екатеринбург», 1997, — 99 с.
  86. Г. И., Гасников В. К. Информация здравоохранения регионального уровня. Новокузнецк-Ижевск, 1996. — 170 с.
  87. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. Пер. с англ. — М.: Мир, 1978. — 418 с.
  88. Е.Н. Экспертные оценки в здравоохранении. М., 1974. — 17 с.
  89. О.П. Перспективная программа развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998. — № 3. — С. 3 — 4.
  90. О.П., Тишук Е. А. Современные проблемы координирования и взаимодействия в управлении здравоохранением// Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории медицины. 2002. — № 5. — С. 23−25.
  91. Alexander T.J. Health care systems in transition. The Search for Efficiency. / Organisation for economic co-operation and development (OECD) — France, Paris., 1990. -205 pp.
  92. Assimacopoulos A., Borgazzi A. Regional Medical informatic Centre of automatized control systems/Patient's Electronic Registration Form./MEDINFO-92: Internet-print, 2002 6 c.
  93. Benda Ch. Are computers physician frenndly? / Minnesota Med., 1989. V. 72. -N3.-P. 147−150.
  94. Bosanquet N. Health care system in Developed Countries Any Key Changes in the 90-ies? II European Union of General Practitioners Reference Book 1994/95. — P. 166−171.
  95. Chapter: «Interrelations between the primary and secondary health care departments’YIn R. Heller. The Making of Managers, 1989, — 257 p.
  96. Dahlgren G., Whitehead M. Polices and strategies to promote equity in health.-Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1992, — 56 p.
  97. Dalkey N. The Delphi Method: an Experimental Study of Group Opinion. Rand memo EM — 5888 — PR., 1969.
  98. Doucette W.R. The impact of activities in development of regulated medical help on the results of health care management IIAJHSR,-1999. aug. V.5 — N 8.
  99. European Union of General Practitioners Reference Book 1994/95.
  100. Gaskin D.J. et al. What is the impact of regulated health care on the degree of use of hospital facilities and the cost? //AJHSR, 1999.
  101. Health in Europe, WHO Regional Publications -2000- Series № 56. -Copenhagen. 58 pp.
  102. Kazantsev V.S. The KVAZAR Package for Pattern Recognition and its Applications. International Journal of Software Engineering and Knowledge Engineering. Vol. 3, N4(1993).
  103. Law M., Pyan В., Towusend E., O’Shea B. Criteria mapping: A method of quality assurance// Amer. J. Occup. Ther. 1989. — Vol. 43, № 2. — P. 104−109.
  104. Mercy Regional Health Authority (Chapter: Information as Support to Health Care Strategy)// USA: 1974−1997.- 38 p.
  105. National Centre for Research and Development in Primary Care -1994. Manchester univer. UK.
  106. Newbrander W. et al. Hospital economics and finansing in developing countries // WHO, Geneva -1992. IV. — 39 p.
  107. Newsom-Davis J.M., Weatherall D.J. Health Policy and Technological Innovation// UK, Oxford 1993 — Nov. -192 p.
  108. Oppl H., von Kardorff E. The National Helth Care System in the Welfare State//Soc. Sci. Med., 1990. V. 31. — N 1. — P. 43 -50.
  109. Pole J. Evaluation of American State Programs of Medical Care//Evaluation & the Health progressions-V. 19. sent. 1996.-P. 311 (WWW. os.dhhs.gov.)
  110. Rice D.P. Catastrophic coverage needs dose of ingenuity // Hospitals, 1988. V. 62. -N 18. — P. 18−20.
  111. Robey J.M., Lee S.I. Importance of information system development for monitoring and evaluation of National Health Care Program// WHO Expert Report -Internet-print -2002. p. 29−36.
  112. Ruffin M. Managed care information needs: a summary perspective// Physician -Exec. -1995. 21. № 1. — P. 44−46.
  113. Special medical health care for children, medical centers, management at all// Internet-print 1998−2002.
  114. Strategic statement// Mersey Regional Health Authority., USA -1994. 24 p.
  115. Tepfenhart W.M., CyreW. (editors) Conceptual structures: Standards and Practice//Materials of the 7th intern. Conference, USA, Blacksburg, 1999,-12−15 July.-515 p.
  116. The Health of the Nation: a strategy foe health in England London, HMSO. -1996.-66 p.
  117. Tilford J.M., Robbins J.M. et al. Response to Health Insurance by Previously Uninsured Rural Children// HSR august 1999. (www.xnet.com — lnternet-print-2002.)
  118. Welch P.J., Larson E.B. Dealing with limited resources // New England J. Medic. -1988.-V. 319.-N3.-P. 171 -173.
  119. Wennberg J.E., Roos N.P., Sola I. et al. Use of claims data systhems to evaluate health care outcomes: Mortality and reoperation following prostatectomy. / JAMA., 1987.-V. 257.-P. 933−936.
  120. Wiederhold G. Hospital information systems// In: Encyclopedia of Medical Devices and Instrumentation systems, Webster J. G. (Ed.), Vol. 3. New York: John Wiley & Sons/-1988.
  121. Zuvekas Samuel H. et al. Changes in Access to Medical Service within the period 1977−1996: the Role of Medical Insurance'/JHSR USA: 1999. — V. 34. — N 1. -P. 1.
Заполнить форму текущей работой