Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути развития интернет-технологий как средства реализации принципа равных возможностей в библиотечном обслуживании незрячих пользователей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанные в процессе реализации исследовательской программы рекомендации по обеспечению доступности информационных Интернет-ресурсов инвалидам по зрению могут быть использованы в работе государственных, общественных и коммерческих организаций, занимающихся созданием и распространением информационных ресурсов, что позволит им сделать свои ресурсы доступными незрячим пользователям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Библиотечно-информационное обслуживание незрячих пользователей в условиях современных цифровых технологий
    • 1. 1. Принцип равных возможностей в библиотечном обслуживании инвалидов по зрению в России
    • 1. 2. Возможности Интернет-технологий в обеспечении доступа незрячих пользователей к информационным ресурсам
    • 1. 3. Адаптивный доступ незрячих пользователей к электронной информации
    • 1. 4. Электронные ресурсы в библиотечно-информационном обслуживании инвалидов по зрению
    • 1. 5. Зарубежный опыт создания информационных ресурсов, доступных незрячим пользователям
  • Глава 2. Обеспечение доступности информационных Интернет-ресурсов незрячим пользователям
    • 2. 1. Методы исследования возможностей обеспечения доступа незрячих пользователей к библиотечным веб-ресурсам
    • 2. 2. Общие подходы к созданию библиотечных веб-сайтов
    • 2. 3. Принципы обеспечения доступности библиотечных веб-сайтов
    • 2. 4. Рекомендации по созданию информационных Интернет-ресурсов, доступных незрячим пользователям
    • 2. 5. Внедрение результатов исследования в практику работы библиотек для слепых

Пути развития интернет-технологий как средства реализации принципа равных возможностей в библиотечном обслуживании незрячих пользователей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения ассортимента информационных материалов и услуг для такой многочисленной категории библиотечных пользователей как инвалиды по зрению.

По данным Всероссийского общества слепых в стране в настоящее время насчитывается около 275 тысяч инвалидов по зрению. Эта категория потенциальных пользователей библиотек включает в себя, как слепых, так и слабовидящих людей, имеющих различные информационные потребности и возможности в получении доступа к информации.

На государственном уровне провозглашено право инвалидов по зрению на равный с другими гражданами беспрепятственный доступ к информации: ФЗ «О социальной защите инвалидов» (редакция от 27.05.2000 г.) — ст. 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» [112]- ФЗ «О библиотечном деле» (от 29.12.1994 г.) — ст. 8 «Права особых групп пользователей» [113]. Однако правовые гарантии не означают социального равенства инвалидов в реальности. Обеспечение равных возможностей для инвалидов, в том числе и в доступе к информации, необходимо осуществлять целенаправленно в общенациональных масштабах.

В сфере библиотечного обслуживания эта проблема решается за счет развития сети 72 специальных библиотек для слепых и вовлечения в работу с инвалидами публичных, школьных, научных и др. библиотек. Для того, чтобы работа всех этих организаций была действительно эффективной в обеспечении инвалидов по зрению беспрепятственным доступом к информации, необходима разработка специальных методик и стандартов.

В настоящее время наблюдаются тенденции к повсеместному распространению в библиотеках компьютерных и телекоммуникационных технологий, формированию электронных библиотек, интеграции их в общий распределенный ресурс и, как следствие, созданию единого информационного пространства. Внедрение в библиотечную практику компьютерных технологий одновременно способствует расширению ассортимента доступных инвалидам по зрению информационных материалов и услуг и принципиально изменяет содержание и организацию библиотечно-информационного обслуживания этой многочисленной категории пользователей.

В течение длительного времени единственным способом обеспечения слепых и слабовидящих информационными материалами была технология репродуцирования плоскопечатных документов в альтернативные форматы («говорящие» и рельефно-точечные книги), требующая значительных временных и материальных затрат, и отражающая при этом не более 2% от общего информационного потока, доступного зрячим. Таким образом, люди, страдающие недостатком или отсутствием зрения, оказывались в стороне от многих достижений науки, культуры, искусства.

Ситуация изменилась благодаря широкому распространению компьютерных технологий и Интернета: цифровой формат и вспомогательные технические средства адаптивного доступа (программы чтения с экрана, синтезаторы речи, брайлевские дисплеи и программы увеличения изображения на экране) открыли новые пути обеспечения инвалидов по зрению возможностью оперативного доступа к информационным ресурсам и эффективным способом обмена информацией. Восприятие информации с экрана происходит посредством программы чтения с экрана, производящей считывание знаков, распознавание и передачу их на устройства речевого или тактильного вывода информации. Слабовидящие пользователи работают с программами увеличения изображения на экране. Таким образом, с технической точки зрения доступность слепым людям электронного ресурса определяется его совместимостью с программой чтения с экрана.

На данном этапе нельзя однозначно определить станут ли электронные технологии решением проблемы или усугубят ее: либо развитие электронных ресурсов, в частности библиотечных, будет проходить без учета возможностей и потребностей инвалидов по зрению и приведет к еще большей изоляции этой категории пользователей, либо при создании Интернет-ресурсов станет использоваться принцип доступности, и они в значительной степени расширят ассортимент информационных материалов, доступных незрячим.

В сложившейся ситуации назрела необходимость проанализировать принципы обеспечения доступности электронных ресурсов, разработать на их основе рекомендации по созданию веб-ресурсов, в частности библиотечных, и ввести их в практику общебиблиотечной работы.

В ряде западных стран (таких как Великобритания, Дания, Швеция, Финляндия, США, Канада и др.) исследования в этой сфере проводятся, но лишь в отношении упрощения дизайна веб-страниц [134, 135, 136, 137, 138, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148,149, 150].

Однако сложившаяся ситуация требует комплексного подхода. Наряду с общими вопросами дизайна следует решать проблему выбора формата представления документов, оптимальной структуры страниц и их дизайна, расположения элементов навигации, размера графических и видеофайлов, представления пояснительных элементов.

Для того, чтобы инвалиды по зрению не оказались исключенными из общей системы библиотечного обслуживания, необходимо комплексно исследовать причины, препятствующие доступу инвалидов по зрению к информации. Требуется систематизация, обобщение и представление полученных в ходе исследований данных как единого комплекса знаний о доступности электронных ресурсов различным категориям пользователям.

Одновременно с этим можно решить и другую проблему. Современный этап развития профессионального библиотечного мира характеризуется возросшей потребностью в технически подготовленных специалистах-библиотекарях. Однако они слабо владеют средствами адаптивного доступа инвалидов к информации, ограниченно реализуют принципы доступного незрячим дизайна веб-ресурсов. Это является одной из причин, препятствующих организации эффективного и оперативного доступа особых категорий пользователей к общим библиотечным ресурсам. В связи с этим наблюдается необходимость поиска новых эффективных путей профессиональной подготовки в этом вопросе, доведения соответствующей информации до библиотекарей и производителей компьютерного оборудования и программного обеспечения. Одним из путей решения этой проблемы может стать использование разработанных в ходе исследования рекомендации по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации при формировании программы соответствующего учебного курса по подготовке специалистов библиотечно-информационного обслуживания.

Разработанность темы.

В отечественном библиотековедении исследования возможностей приспособления информационных Интернет-ресурсов к возможностям незрячих пользователей не проводились.

В западных странах (Великобритании, Дании, Швеции, Финляндии, США, Канаде и др.) осуществлен ряд исследований, посвященных таким аспектам библиотечного дела, как организация электронного информационного пространства и виртуальных услуг для особых категорий пользователей, интеграции информационных услуг инвалидам в общую систему библиотечного обслуживания [134, 135, 136, 137, 138, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150]. Вопрос совместимости электронных ресурсов общего использования с программами адаптивного доступа инвалидов к информации в этих исследованиях решается путем упрощения дизайна веб-страницы или создания альтернативных текстовых страниц. Результаты таких исследований представлены в работах Дж. Берри [135], П. Брофи [137, 138], Д. Крейвен [137, 138]. В публикациях этих ученых нашли также отражение вопросы информационных потребностей незрячих пользователей и наиболее распространенные алгоритмы поиска информации с использованием программ адаптивного поиска.

В основе фактически всех разработок в сфере обеспечения доступа инвалидов по зрению к информационным Интернет-ресурсам лежат Рекомендации Инициативной комиссии по обеспечению доступности Интернет-ресурсов Консорциума Всемирной Сети (Интернет) C3W [91]. В нашем исследовании мы использовали «Рекомендации.» на этапе анализа Интернет-ресурсов на совместимость с программами адаптивного доступа и при разработке проверочных листов.

Место темы данного исследования в общей системе библиотековедения устанавливалось в работах Г. П. Диянской [25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34], Ю. Н. Столярова [97, 98, 99, 100], А. Е. Шапошникова [123, 124, 125]. Введенное.

Г. П. Диянской в отечественное тифлобиблиотековедение понятие принципа равных возможностей рассматривается в данной диссертации как ключевой принцип организации доступа инвалидов по зрению к информации.

В ходе работы учитывались результаты исследований в сфере тифлобиб-лиотековедения, принадлежащие С. Н. Ваныыину [13, 14, 15], Г. П. Диянской [25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34], Е. В. Захаровой [42, 53, 118], Д. С. Жаркову [51], Ж. В. Марусич [80, 81], А. Д. Макеевой [76, 77, 78], Л. В. Сучковой [101], А. Е. Шапошникову [123, 124, 125].

Важными для нашего исследования стали разработки отечественных ученых в сфере автоматизации библиотечных процессов и создания электронных библиотек (как подсистем АБИС) А. Б. Антопольского [1, 2], Ф. С. Воройского [19, 20], Я. Л. Шрайберга [55, 127, 128, 129, 130, 131, 132]. Вопросы создания и использования в библиотеках электронных ресурсов рассматривались также в работах М. В. Гончарова [54, 127], Т. В. Майстрович [75], В. К. Степанова [95, 96].

Возможности обеспечения незрячих пользователей доступом к информационным электронным ресурсам освещены в работах Г. С. Елфимовой [36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 139, 140], Ж. В. Марусич [80, 81], В. А. Усика [109, 110, 111].

Объект исследования: информационные Интернет-ресурсы в обслуживании незрячих пользователей.

Предмет исследования: методы обеспечения доступности информационных Интернет-ресурсов незрячим пользователям.

Целью исследования является выявление и анализ совокупности причин ограничения доступа незрячих пользователей к веб-ресурсам, а также определение путей повышения доступности информационных Интернет-ресурсов различным категориям пользователей.

Основные задачи исследования:

1. На основе изучения профессиональной библиотечной и технической литературы, а также реализации авторского исследования выявить основные причины, препятствующие доступу незрячих пользователей к электронной информации.

2. Построить диагностические модели технического задания на создание информационного Интернет-ресурса (библиотечного веб-сайта) и оценки его доступности незрячим пользователям.

3. Оценить готовность библиотекарей и производителей технических и программных средств к решению проблем обеспечения доступности информационных электронных ресурсов.

4. Разработать программу учебного курса для библиотечных специалистов по созданию веб-ресурсов.

5. Исследовать соответствие российских библиотечных веб-ресурсов международным требованиям доступности.

6. Систематизировать полученные данные в форме рекомендаций по созданию доступных незрячим пользователям библиотечных веб-сайтов.

Основные методы исследования:

— анализ литературы, освещающей вопросы библиотечно-информационного обслуживания инвалидов по зрению с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий;

— опрос библиотекарей специальных библиотек для слепых;

— проверка электронных ресурсов на доступность незрячим пользователям по специально разработанной схеме и с использованием программы чтения с экрана Jaws.

— экспертная оценка мультимедийных Интернет-ресурсов на доступность незрячим пользователям;

— анализ методик веб-дизайна.

Основной базой исследования выступала Российская государственная библиотека для слепых, являющаяся крупнейшим методическим центром библиотечного обслуживания инвалидов по зрению в России.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— реализован комплексный подход к рассмотрению вопросов обеспечения доступности информационных Интернет-ресурсов незрячим пользователям, начиная с грамотной подготовки текстовых и графических объектов, проработки структуры веб-сайта и его дизайна, ведения подробной сопроводительной документации;

— построена диагностическая модель оценки библиотечного веб-ресурса на доступность незрячим пользователям;

— разработаны рекомендации по созданию доступного незрячим пользователям библиотечного веб-сайта.

Положения, выносимые на защиту:

— Разработка доступных информационных Интернет-ресурсов является необходимым условием создания современной системы библиотечного обслуживания инвалидов, основанной на реализации принципа равных возможностей.

— Одним из главных путей развития Интернет-технологий в обеспечении незрячих пользователей доступом к информации является разработка специальных методик.

— Создание специальных методик разработки и тестирования электронных информационных ресурсов способствует увеличению количества Интернет-ресурсов доступных незрячим пользователям.

— Другим важнейшим путем содействия развитию Интернет-технологий с целью улучшения условий доступа инвалидов по зрению к информации является обучение библиотекарей основам дизайна и программирования с учетом принципов «дизайна для всех».

— Разработанная система рекомендаций по обеспечению доступности информационных Интернет-ресурсов незрячим пользователям может рассматриваться в качестве типовой и использоваться в работе библиотек.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии содержания ключевого понятия тифлобиблиотековедения — принципа равных возможностей — в отношении информационных Интернет-технологийв обосновании необходимости введения в терминологический аппарат тифлобиблиотековедения таких понятий, как «доступность информационных электронных ресурсов незрячим пользователям», «адаптация электронных ресурсов под возможности незрячих пользователей».

Практическая значимость работы.

Материалы диссертационного исследования использованы при разработке концепции модернизации веб-сайта Российской государственной библиотеки для слепых, при адаптации мультимедийной энциклопедии «Кирилл и Мефодий» под возможности незрячих пользователей и создании веб-портала специальных библиотек для слепых РФ.

Разработанные в процессе реализации исследовательской программы рекомендации по обеспечению доступности информационных Интернет-ресурсов инвалидам по зрению могут быть использованы в работе государственных, общественных и коммерческих организаций, занимающихся созданием и распространением информационных ресурсов, что позволит им сделать свои ресурсы доступными незрячим пользователям. Совершенствование и одновременное упрощение диагностических приемов в оценке доступности электронных ресурсов позволит ввести их в работу каждой организации, производящей техническое и/или программное обеспечение. Это в свою очередь будет способствовать расширению ассортимента информационных ресурсов и услуг, доступных инвалидам по зрению.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на: международных конференциях «Крым-2004», «Крым-2005», «Крым-2006», Всероссийской конференции «Библиотека — открытый мир: путь к независимой жизни людей с ограничениями в жизнедеятельности», г. Москва, 15−17 ноября 2005 г., Межрегиональной конференции специальных библиотек «Формирование образовательной и информационной среды для детей и молодежи с ограниченными возможностями», г. Киров, 19−22 апреля 2006 года. По теме диссертации автором опубликовано 14 статей, достаточно полно отражающих основные результаты исследования. Разработанные в ходе исследования рекомендации по созданию доступных незрячим пользователям библиотечных веб-сайтов опубликованы в виде методического пособия.

Достоверность результатов исследования обусловлена использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования, значимостью привлеченных отечественных и зарубежных публикаций и исследований, обоснованностью общенаучных принципов, экспертной оценкой информационных Интернет-ресурсов и практической реализацией выполненных исследований.

В ходе работы была достигнута цель исследования и решены все по ставленные задачи:

— реализован комплексный подход к рассмотрению вопросов обеспечения дос тупности информационных Интернет-ресурсов незрячим пользователям, начи ная с грамотной подготовки текстовых и графических объектов, проработки.

структуры веб-сайта и его дизайна, ведения подробной сопроводительной до кументации;

— построена диагностическая модель оценки библиотечного веб-ресурса на.

доступность незрячим пользователям;

— разработаны рекомендации по созданию доступного незрячим пользователям.

библиотечного веб-сайта, опубликованные в виде методического пособия.

Установлено, что:

— разработка доступных информационных Интернет-ресурсов является необ ходимым условием создания современной системы библиотечного обслужива ния инвалидов, основанной на реализации принципа равных возможностей;

— одним из главных путей развития Интернет-технологий в обеспечении незря чих пользователей доступом к информации является разработка специальных.

методик;

— создание специальных методик разработки и тестирования электронных ин формационных ресурсов способствует увеличению количества Интернет ресурсов доступных незрячим пользователям;

— другим важнейшим путем содействия развитию Интернет-технологий с целью.

улучшения условий доступа инвалидов по зрению к информации является обу чение библиотекарей основам дизайна и программирования с учетом принци пов «дизайна для всех»;

— разработанная система рекомендаций по обеспечению доступности информа ционных Интернет-ресурсов незрячим пользователям может рассматриваться в.

качестве типовой и использоваться в работе библиотек. Рекомендации по обеспечению доступности Интернет-ресурсов апро бированы на веб-сайте Российской государственной библиотеки для слепых,.

веб-портале специальных библиотек для слепых РФ, а также в ходе реализации.

проекта по адаптации мультимедийной энциклопедии «Кирилл и Мефодий».

под возможности незрячих пользователей (Приложение 3). Все разработки ус пешно прошли испытание и в настояп]-ее время иснользуются в работе специ альных библиотек для слепых. Причины ограничения достунности библиотечных веб-ресурсов, уста новленные в ходе исследования, с точки зрения дизайна веб-страниц (обилие.

графических объектов, flash-анимация), в целом соответствуют тем, которые.

указываются западными исследователями (J. Berry, Р. Brophy, J. Craven). К ука занным выше ограничениям следует добавить также закон об авторском праве,.

техническую ненодготовленность библиотекарей к обеспечению доступа не зрячих пользователей к электронным ресурсам, незнание разработчиков про граммного обеснечения о принципах «дизайна для всех», неграмотное включе ние текстовых и графических объектов в структуру Интернет-ресурса. В своих разработках мы опирались на данные этих авторитетных запад ных ученых, рекомендации Консорциума C3W, а также разработки отечествен ных ученых в сфере информатизации библиотечных процессов (Я.Л. Шрайберг,.

А. Б. Антопольский, Ф. Воройский). В ходе исследования была проверена гипотеза о том, что ограничение.

доступа незрячих пользователей к электронным ресурсам в большой стенени.

связано с:

• не знанием разработчиками программного обеспечения принципов дос тупного дизайна;

• недостаточностью знаний библиотекарей как о создании веб-ресурсов в.

целом, так и о нринципах доступного дизайна, в частности. В немалой степени такое положение обуславливается ограниченным.

числом публикаций по указанной теме на русском языке и отсутствием методи ческих материалов по созданию библиотечных веб-ресурсов. Для устранения этих ограничений были разработаны указанные выше.

рекомендации по созданию веб-ресурсов, доступных незрячим пользователям, а.

также программа специального учебного курса по созданию и использованию.

информационных Интернет-ресурсов в библиотечно-информационном обслу живании инвалидов по зрению. В ходе исследования разработан нроверочный лист для оценки доступно сти информационных Интернет-ресурсов, который могли бы использовать как.

специалисты в сфере компьютерных и информационных технологий, так и биб лиотекари, не имеющие специальной технической подготовки для тестирования.

своих электронных ресурсов на доступность незрячим пользователям. Специ ально разработанный проверочный лист содержит необходимое и достаточное.

количество позиций, соответствие которым обеспечивает доступность инфор мационного ресурса незрячему пользователю. Анализ зарубежных источников по теме показал, что основными направле ниями развития доступных для незрячих Интернет-технологий (Великобрита ния, США, Канада, Нидерланды, Германия) является:

• упрощение основной версии Интернет-страницы с тем, чтобы она без за труднений воспринималась программами чтения с экранаа также миними зация графического оформления за счет простейших доступных воснриятию.

слабовидящих образов (под упрощением понимается отказ от сложных мно гоэлементных графических объектов, анимационных эффектов и т. п.) При.

этом отличие страниц друг от друга может достигаться за счет комбинаций.

цветовых решений, размеров шрифтов, размещения информации в рамках.

«одномерного» дизайна страницы;

• параллельное создание основных графических и альтернативных текстовых.

страниц, не содержащих графических и интерактивных элементов: повсеме стное использование только на этого метода приведет к разделению инфор мационных ресурсов на «ресурсы для зрячих» и «ресурсы для слепых».

Ни один из этих способов нельзя рассматривать в качестве оптимального:

попытка предельного упрощения страниц может привести к тому, что многие.

ресурсы Интернет потеряют свою привлекательность для зрячих пользовате113.

лей. А создание альтернативных текстовых страниц достаточно удачный вы ход из положения, если вести речь о сайтах, к примеру, публичных или акаде мических библиотек, среди читателей или учащихся которых могут быть, но не.

обязательно в данное время, инвалиды по зрению. Этот же способ можно при менять при решении проблемы самостоятельного доступа незрячих пользовате лей к мультимедийным ресурсам. Отличие нашего подхода заключается в следующем: мы считаем, что.

рассмотрение вопросов доступности необходимо осуществлять в комплексе, не.

ограничиваясь вопросами дизайна, а начиная с грамотной подготовки тексто вых и графических объектов, проработки структуры веб-сайта и ведения под робной сопроводительной документации с тем, чтобы сотрудники библиотеки заказчика и владельца веб-ресурса могли его при необходимости самостоятель, но дорабатывать, модернизировать, осуществлять контроль за качеством рабо ты программистов и дизайнеров, на профессиональном уровне представлять.

интересы незрячих пользователей перед разработчиками программного обеспе чения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Доступ к полнотекстовым базам данных должен быть: свободным по внешней сети (Интернет)-паролевым по внешней сети-свободным в локальной (внутрибиблиотечной сети)-собственные варианты решения:
Заполнить форму текущей работой