Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако финно-угорское лицо российской этнической палитры теряется с каждым годом все более. Следует признать, что по количественным показателям роль, отведенная финно-угорским народам на российской национальной сцене, никогда не была ведущей. Так, согласно переписи населения 2002 г., общая численность финно-угорских народов составляет 1,9% общей численности населения страны (по данным переписи… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Социокультурные факторы самоидентификации тверских карел в конце XX — начале XXI вв
    • 1. 1. Методологические основы анализа этноконфессиональных особенностей самоидентификации тверских карел и социологическая база исследования проблемы ^
    • 1. 2. Общекультурные компоненты национального самосознания тверских карел: современная структура и динамика
    • 1. 3. Роль конфессионального фактора в этнокультурной истории тверских карел
  • ГЛАВА 2. Внутренние и внешние аспекты национально-культурного возрождения тверских карел постсоветской России
    • 2. 1. Проблемы создания литературного карельского языка и его вхождения в культурный обиход народа
    • 2. 2. Общественные формы самоорганизации карел как инструмент противодействия их ассимиляции
    • 2. 3. Роль национальной и вероисповедной политики государства в сохранении ' национально-культурного многообразия России. ^^

Этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исторически сложившееся этнокультурное многообразие российского государства является его ценнейшим достоянием и способно служить фактором устойчивого развития общества. В настоящее время в условиях, с одной стороны, нарастающего процесса глобализации, чреватого нивелирующими последствиями, а с другой — динамичными миграционными процессами, разрушающими исторически сложившийся этнонациональный баланс государств и отдельных регионов, проблема сохранения традиционной локальной идентичности обретает особую актуальность. В этой связи исследование адаптационных возможностей региональных социокультурных этносистем с учетом особой роли религии как фактора этнокультурной (и шире — внутринациональной) стабильности — актуальная исследовательская задача.

В современной ч российской внутринациональной политике востребована постановка таких задач в сфере национальной и вероисповедной политики, решение которых будет направлено на торможение ассимиляционных процессов среди национальных меньшинств, коррекцию их кризисного национального самосознания и на создание условий для формирования личностей и социальных общностей, органично сочетающих в себе как самосознание своей исконной этнической принадлежности, активное владение этнокультурными ценностями, так и сознательное усвоение компонентов культуры национального большинства — социальной среды своего обитания. Преобладание в практической внутренней политике России конструктивистского подхода к этносу1 приводит к недооценке реальных потребностей кризисных региональных этнокультур, влияющих на социальную стабильность в обществе в целом. Сознательная позиция государства по отношению к национальному сектору как, в лучшем случае, второстепенному, а в худшем, не существующему.

1 См.: Тишков В. А. Народы и государство//Коммунист.1989. № 1- Он же. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношение/Советская этнография. 1989. № 5- Он же. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Чешко С. В. Национальное государство или демократическое общество //Вестник Академии Наук СССР. 1990. № 1. реально, определяет пассивный, по большей части лозунговый характер внутренней национальной политики России по отношению как к доминирующему русскому этносу, так и многочисленным инонациональным группам. Финно-угорская этническая группа тверских карел в качестве объекта предлагаемого исследования на протяжении XX — XXI вв. в полной мере испытывает на себе негативное влияние ассимилятивных процессов, обусловленных, в первую очередь, отсутствием системной государственной национальной политики. Вместе с тем историческая модель взаимной адаптации тверских карел и русского населения являет собою показательный пример толерантного и в целом гармоничного взаимодействия, обусловленного конфессиональным православным родством. В этом смысле предметный анализ региональных культурологических традиций может служить ключом к выявлению общероссийских духовно-нравственных основ, ставших фундаментом прочного многовекового полиэтнического сосуществования.

На взгляд диссертанта, эффективность государственных этнонациональных управленческих воздействий в условиях трансформации экономической и политической структур будет определяться реальным учетом этнических и религиозных ценностей региональных социокультурных систем. В этой связи социально востребованными представляются такие современные научные концепции, которые рассматривают этнос как определенную «защиту"' членов общества от нестабильности и неопределенности жизни1.

Научная проработка модели эффективной национально-вероисповедной политики — актуальная задача для исследователей. Она предполагает прежде всего изучение структуры этнонациональной идентичности, степени относительной устойчивости ее элементов к ассимиляционным процессам, роли религии в этническом самосознании.

1 См.: Арутюнов С. Л. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Сусоколов А. А. Структурные факторы самоорганизации этноса// Расы и народы. Вып. 20. М., 1990. народа — и в целом значения и места этих элементов в этническом самосознании народа.

Степень научной разработанности проблемы. Тверские (или верхневолжские) карелы как этнонациональное меньшинство, проживающее четыре столетия в условиях диаспоры (преимущественно сельской) на территории центральной России (Тверская область), вплоть до XX в. не являлись объектом систематических научных исследований. Последние носили фрагментарный характер и были заданы сферой различных интересов ученых. I.

Первый обзор тверских карел академического характера был сделан немецким ученым Д. Рихтером и вышел в «Энциклопедическом словаре в 86 томах» Ф. А. Брокгауза и И.А.Ефрона1. Исследователь дает историческую картину постепенного рассеивания некогда единого карельского народа, делает важное указание на отсутствие письменного языка у тверских карелопределяет их родным языком финский с сильной примесью слов русского происхождениянаконец, отмечает начавшийся с развитием земских школ и усилением отхода на сторону процесс проникновения русского языка в среду карел. Для диссертанта важны замечания Д. Рихтера о слабой степени I контактов и незначительной ассимилированности карел Тверской губернии с русским населением, а также указание на православное, наряду с новгородскими карелами, вероисповедание тверских карел.

Неизменный интерес тверские карелы вызывали и вызывают у финских исследователей с точки зрения значения карельского этнокультурного наследия для финской культуры и сохранения ее историко-культурных особенностей, свидетельствующих о единстве исторической судьбы карел с финнами2.

1 См.: Рихтер Д. Корелы //Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 16. СПб., 1895- Он же. Bemerkungen uberdie tverischen Karelier//JournaI d. finnisch-ugrischen Gesellschaft in Helsingfors, 1904 r.

2 См.: Культурное окружение северного побережья Ладожского озера /П.Линтунен, М. Хютенен, К. Иконен, С.Кивимяки. Хельсинки, 1998; История Карелии XVIXVII вв. в документах. Йоенсуу, 1987; Kurkijoen kihlakunnan historia. Pieksamaki, 1958; Kahden Karjalan viililla Kahden Riikin riitamaalla. Tampere, 1994; Lumivaara. Lahti, 1979; Kurkijoen historia IV. Loimaa, 1982; Kurkijoki kylasta kylaan. Hameenlinna, 1972; Hiitolan kylUhistoria. Vaamala, 1972; Theodor Schvindt, Kansantaruja Laatokan luoteis — rannikolta kesalla 1879,.

Язык тверских карел стабильно оказывался в центре самого пристального внимания финских лингвистических исследований и этнографических экспедиций. Так, сохранились сведения об экспедиции ученого Д. Европеуса в деревни Толмачи, Козлово и Тресну Тверской губернии в XIX в.- магистра В. Алавы и доктора К. Карьялайнена в 1895 г.- в 1913 г. — финского ученого Ю. Куела в Весьегонск1. Результатом поездки первых стали записанные руны о Куллерво и песнирезультатом поездки Ю. Куела стала книга «Тверские и новгородские карельские сказки». Профессор Хельсинкского университета П. Виртаранта неоднократно посещал Тверскую Карелию в период с 1957 по 1984 гг. Кроме многочисленных записей устного народного творчества тверских карел, о.

П.Виртаранта написал «Этюды о карельской культуре». В них автор с трепетом и щемящей любовью сделал зарисовки об исследователях и учителях тверских карел: И. С. Беляеве (занимался вопросами преподавания русского языка в национальной школе, с 1956 г. — председатель Совета Министров Карельской АССР) — А. А. Белякове (научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССРпринимал участие в создании литературного языка на основе тверских говоров-* вместе с Д. В. Бубрихом написал в 1934 году грамматику карельского языкасоставил «Хрестоматию для карельских школ" — собирал материал для «Диалектического атласа карельского языка») — М. Ф. Беляковой, носительнице карельского языка (тверской говор), монахине Весьегонского монастыря Тверской области, и многих других.

Фольклор и древняя история тверских карел интересовали и наших тверских соотечественников. Так, русский этнограф и востоковед А. Н. Виноградов (1847−1919), уроженец Весьегонского уезда, подготовил.

Helsinki, 1883- Heikki Kirkinen. Karjala idan ja lannen valissii, Helsinki, 1970; Leo Pohjola. Vaieneet temppelit. Toinen painos Jyviiskyla. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997; История Карелии XVIXVII вв. в документах. Поземельная книга Кексгольмского лена 1637 г. Иоенсуу, 1991.

1 См.: Зелов Н. Юхо Куела в Весьегонске//Весьегонская жизнь. 1993. 17 сентября.

2 См.: Виртаранта П. Этюды о карельской культуре: Люди и судьбы. Петрозаводск: Карелия, 1992. 288с. рукописный сборник русских и карельских песен Весьегонского уезда1. (Архив ученого хранится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки (г.Москва). Известный поэт Ф. Н. Глинка, имение которого находилось в Тверской губернии, составил заметки о признаках древнего быта тверских карел Бежецкого уезда и написал повесть в стихах «Дева карельских лесов и описательное стихотворение «Карелия"2 и др.

Достаточно широко представлены работы исторического содержания, в центре внимания которых находится ветиевато-динамичная судьба карельского этноса. Российских ученых конца XIX — XX вв. тверские карелы интересовали преимущественно как средневековые партнеры в историческом развитии Новгородской феодальной республики и шире Северо-Западной Русиа также как феноменальный субъект протяженных во времени миграций на территорию Московского государства3.

Собственно региональные исследования тверских карел в части, интересующей автора, ограничиваются краеведческими заметками священника В. Михайловского конца XIX в.4, да языковедческими дискуссиями, развернувшимися в 30-е гг. XX в. по поводу развития карельского языка, и собственно тверского говора.5 Последние приобрели.

1 См.: Чигринский М. Забытый энциклопсдист//Наука и религия. 1991.№ 8.

2 См.: Глинка Ф. Н. К древним курганам и насыпям в Тверской Карелии//Москвитянин.1850. № 8- Он же. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде// Русский исторический сборник. Т.1. Кн.2. М., 1837- Он же. Карелия: Описательное стихотворение в 4-х ч. Петрозаводск, 1938; Он же. Дева карельских лесов: Повесть в стихах. Петрозаводск, 1939.

3 См.: Жербин Л. С. Переселение карел в Россию в XVII веке. Петрозаводск, 1956; Кочкуркина С. И. Древние карелы. Петрозаводск, 1987; Она же. Корела и Русь. Ленинград, 1986; Она же. Письменные известия о карелах (X-XVIbb.). Петрозаводск, 1996; Она же. Археологические памятники корелы (V-XV вв.). Л., 1981; Очерки истории Карелии. Петрозаводск, 1957; Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983; Киркинен X., Невапайнен П., Сихво X. История карельского народа. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Москва, 1987; Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох. Петрозаводск, 1998; Мюллер Р. Б. Очерки по истории Карелии XVI—XVII вв. Петрозаводск, 1947; Шаскольский И. П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIVb. Л., 1987; Шаскольский И. П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII — начало XIV вв. Петрозаводск, 1987; Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке. Спб., 1853- Чистович И. История православной церкви в Финляндии и Эстляндни, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии, Спб., 1856- Данилов Л. В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле XIV—XV вв. М., 1955.

4 См.: Михайловский В. Записка о карелах, поселившихся в Тверской губернии//Тверские епархиальные ведомости. Тверь. 1882. №№ 3−4, № 6.

5 См.: Бубрих Д. В. Какой язык положить в основу просвещения тверских карел// Революция и национальности. 1931. № 2−3- Он же. Какой язык — тверским карелам?/ Ленингр. общество исследователей культуры финно-угорских народностей. Л., 1931; Вершинский А. Н. Очередные задачи работ среди национальных меньшинств тверской деревни // По ленинскому пути. Тверь. 1930. № 12−13- Кочанов А. Вопрос о карельском языке для карел Московской области// Революция и национальности. 1931. № 2−3- Он политический характер, поставив актуальные вопросы самоопределения карельского народа и перспектив создания Карельского национального округа в Московской (нынешней Тверской) области.

После 50-летнего периода информационного вакуума и негласного политического запрета на упоминание о тверских карелах научное сообщество вновь заговорит о них с 90-х гг. двадцатого столетия. В 1997 г. пройдет первая и последняя региональная научная конференция, посвященная истории и культуре тверских карел1.

Религиозно-конфессиональные мотивы переселения тверских карел в центральную часть Российской империи освещаются в работах А. Н. Вершинского, М. А. Ильина, А. С. Жербина, О. М. Фишман, А. Е. Мусина, И. А. Черняковой, В. А. Виноградова, В. Салохеймо и др. .

Опыт национального государственного строительства Карельского национального округа 1937;1939гг. на территории тогдашней Московской области находит подробное отражение в современных краеведческих работах широкой тематики А. Н. Головкина, внесшего бесценный вклад по введению в же. О проблеме литературного языка карельской национальности// Революция и национальности. 1931. № 6. Курбанбаев С. Еще раз по вопросу о литературном карельском языке// Революция и национальности. 1931. N 9. Милорадова А. Карельский литературный язык// Kolhozoin Puolen. 1931. N 21- Грепде Е. Из практики языкового строительства// Национальная книга. 1931. № 5.

1 См.: История и культура тверских карел: перспективы развития: Материалы международной конференции. Тверь: ТГУ, 1997. 103 с.

2 См.: Вертинский А. Н. Очерки истории верхневолжских карел в XVI—XIX вв. //Исторический сборник: T.4. М., 1935; Виноградов В. А., Ильин М. А. Некоторые проблемы истории карел Верхневолжья// Карелы: этнос, язык, культура, экономика: Проблемы и пути развития в условиях совершенствования межнациональных отношений в СССР: Тез. докл. Петрозаводск, 1989; Жербин А. С. Переселение карел в Россию в XVII в. Петрозаводск, 1956; Он же. Переселение карел на русские земли в русской историографии//Вопросы истории Карелии. Петрозаводск, 1958; Салохеймо В. Проводимые в Финляндии исследования переселения карел в Россию. Тверь, 1997; Фишман О. М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003; Она же. Итоги и перспективы изучения верхневолжских карел// Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985;1987 г. г.: Тезисы докл. науч. сессии/ Гос. музей этнографии народов СССР. Л., 1989; Она же. К изучению этнической культуры карел Верхневолжья// Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Л., 1990; Она же. К истории экспедиционно-собирательской деятельности у верхневолжских карел//Ежегодник этнографического музея. Вып. 34. Таллинн, 1984; Мусин А. Е. Становление православия в Карелии XII-XYIbb. (историко-археологический аспект)//Рябининские чтения: Сборник докладов. Петрозаводск, 1997//http:www.vottovaara.ru/karelia/drev/pravosl.htm!/- Чернякова И. А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XYIIb. Петрозаводск, 1998. научный обиход богатейших фактологических данных закрытых ранее для свободного доступа фондов Тверского государственного архива1.

Социально-психологический аспект процессов адаптации тверских карел в связи с задачами возрождения карельской этнической культуры стал предметом исследования А. М. Копалиани. Этнографический интерес i представляет диссертация тверского педагога областного колледжа культуры и искусства М. В. Зыкус, в которой фиксируются ассимилятивные процессы среди тверских карел, отраженные в орнаментах современного карельского костюма. Непреходящую языковедческую ценность представляет региональное исследование Л. Г. Громовой «Евангелия от Матфея» (1820г.) с точки зрения оценки состояния языка тверских карел в исторической и современной перспективе. 4.

Объект диссертационного исследования — этническая группа тверских карел как социокультурный феномен. I.

Предмет исследования — этноконфессиональные особенности самоидентификации тверских карел в постсоветский период.

Цель и задачи исследовательской работы. Цель данной работывыявить наиболее существенные особенности этноконфессиональной самоидентификации тверских карел в постсоветский период через сравнительный анализ исторических и современных и характеристик идентификационного процесса в карельском этносе.

1 См.: Головкин А. Н. Прошедшие через века. Тверь, 1998; Он же. Книга памяти тверских карел. Тверь, 2000; Он же. Рождение карельской письменности. Тверь, 2000; Он же. История Тверской Карелии. Тверь, 2001; Он же. Карелы: от язычества к православию. Тверь, 2003; Он же. В краю двух культур: Бежецкий уезд. Ржев, 2005.

2 См.: Копалиани A.M. Психологические аспекты профессиональной деятельности координатора программы по возрождению духовной культуры тверских карел: Дис. канд.психол.наук. Тверь, 2003.

3 См.: Зыкус М. В. Региональные особенности народного костюма XIX — начала XX века в традиционной культуре русских и карел Тверской губернии: Дис.. канд. ист. н. М., 2006.

4 См.: Громова Л. Г. Евангелие от Матфея — тверской памятник карельской письменности в контексте межкультурного диалога//Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. Тверь, 2005.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— раскрыть сущность и содержание ключевых для. данного исследования понятий «этнос», «нация», «идентичность», «самоидентификация» и «этноконфессиональная самоидентификация», «религиозный» и «светский» типы культур и нек. др.;

— выявить на основе социокультурной модели этноконфессиональной идентификации тверских карел динамику этноконфессиональных ценностей на разных этапах становления карельского этноса;

— проанализировать содержательную структуру самоидентификации тверских карел в постсоветский период;

— определить место и роль религиозного/конфессионального компонента в структуре идентичности тверских карел в досоветский и постсоветский периоды;

— проанализировать этнокультурные и национальные проблемы тверских карел и формы их общественной самоорганизации;

— выявить роль и значение национальной и вероисповедной политики российского государства, деятельности общественных институтов и религиозных организаций Русской Православной Церкви в деле сохранения этнических и религиозных ценностей в ситуации кризиса этнокультурной системы тверских карел.

Теоретическая основа исследования. Основу диссертационного исследования составляют базовые положения, выдвинутые отечественными и зарубежными авторами, специалистами в области этнологии (этнографии), религиоведения, философии, социальной философии, антропологии, культурологии и других гуманитарных дисциплин. При изучении этнической общности тверских карел диссертант в основном придерживался традиционного для отечественной этнографической науки примордиалистского подхода в его эволюционно-историческом проявлении, и в частности информационной концепции этноса. Как этническая, так и конфессиональная общности рассматриваются нами не как умозрительные мифические" конструкции, но как реально существующие социальные феномены, являющиеся продуктом естественно-исторического процесса. В узком смысле автору близки идеи Л. Н. Гумилева о ландшафтно-природном влиянии на становление этноса как органичные в приложении к тверским карелам и зоне их проживания (Верхневолжью) как своеобразной исторической территории невраждебного этнического синтеза.

Альтернативные научные подходы — конструктивистский и инструме нтал истский — не отвергаются нами полйостью в силу своей актуализации в контексте современного этапа национально-государственного самосознания карельского этноса.

Эмпирическая база диссертационного исследования. В основу диссертации положены результаты социологического исследования, проведенного автором на территории Тверской области, в местах компактного проживания тверских карел (март 2007 г.). Исследование проводилось в десяти деревнях Лихославльского и Спировского районов Тверской области, где исторически компактно проживают карелы. Выбор именно сельских жителей определялся тем, что основная часть тверских карел — селяне. Среди опрошенных постоянно проживающие в данной местности составили 95,8%.

При подготовке диссертации использовались документы и материалы Тверской епархии Русской Православной Церквиматериалы государственной статистики по Тверской области и по финно-угорским регионам России XIX—XX вв., а также статистические данные переписей 1970, 1979, 1989, 2002ГГ1.

1 Колосов Вл. История Тверской Духовной семинарии: Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. Тверь, 1889- Преображенский В. А. Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении. СПб., 1854. Список населенных мест Российской Империи. T.43: Тверская губерния. СПб., 1862- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. T.43: Тверская губерния. СПб., 1904; Вертинский А. Н., Золотарев Д. А. Население Тверского края // Тверской край. 1929. N6- Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 28 августа 1920 г. по Тверской губернии. Вып.1. Тверь, 1921; Список селений Бежецкого уезда с карелами (по материалам Комиссии по изучению племенного состава населения России) // Бежецкий край. Бежецк, 1921; Всесоюзная перепись населения 1926 года. T.XXXVI. М., 1930; Народное хозяйство Калининской области в 1960 году: Стат. сб. М., 1961; Калининская область за годы восьмой пятилетки (1966;1970 г. г.) в цифрах: Стат. сб. Вологда, 1971; Численность и состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. М., 1984; Число и состав семей Тверской области: Всесоюзная перепись населения 1989 года. Тверь, 1991; Прибалтийско-финские.

Автор опирался на результаты современных отечественных и зарубежных социологических исследований в сфере национальных отношений и поиска национальной идентичностиразнообразные языковые и исторические источники и материалы ученых из Карелии и Финляндии, в том числе опубликованные на Internet-сайтахдокументы Государственного архива Тверской области. В ходе исследования проанализирована нормативно-правовая база в части, касающейся национальной политики в Российской Федерации (Конституция РФ 1993 г., Закон о национально-культурной автономии от 17 июня 1996 г., Концепция государственной национальной политики РФ от 1 мая 1996 г.) и международного права о защите нацменшинств, а также деятельность органов законодательной и исполнительной власти Тверской области в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений.

Диссертантом изучены уставные документы Национально-культурной автономии тверских карел (далее РЖА тверских карел) — неопубликованные материалы конференций, семинаров и отчетов данной национальной организацииматериалы международных финно-угорских конгрессов и конгрессов Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) 1998;2008 гг.- публикации в тверской прессе, в том числе прессе НКА тверских карел по национальной тематикеинформация о финно-угорских российских и зарубежных общественных национальных организациях на Internet-pecypcax (результатом явился обзор Internet-pecypcoB о финно-угорском мире — предлагается в приложении к диссертации).

Научная новизна исследования заключается в первичной постановке, обосновании и попытке решения задач философского осмысления поисков идентичности в инонациональном окружении на примере тверских карел и состоит в следующем: народы: История и судьбы родственных народов /Сост. М.Йокипии. Ювяскюля, 1995; Финно-угорские и самодийские народы России. Стат. Сб. Сыктывкар, 2006.

— диссертантом предложена модель социокультурной самоидентификации тверских карел, отличающейся ярко выраженной этноконфессиональной спецификой;

— на основе исторических данных и материалов проведенного автором социологического исследования проанализированы содержательная структура и динамика этнической идентичности современных тверских карел, выявлены особенности национального самосознания в различных возрастных, профессиональных и иных группах респондентов;

— систематизированы основные вехи эволюции этнического самосознания тверских карел до и после миграции на протяжении 400-летнего периода пребывания в инонациональном окружении (с XVII в. до начала XXI в.);

— обозначены ключевые моменты идентификационных процессов и проанализированы исторические варианты взаимосвязи религиозного и этнического компонентов в процессе формирования национального самосознания тверских карел.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религия в силу своей онтологической сущности постоянно взаимодействует с этносом, влияя на его становление. Она способна оказывать значительное влияние на ход этнических процессов и на определенных этапах играть, как в случае с тверскими карелами, роль основного этнообразующего фактора. В зависимости от конкретных социально-исторических условий взаимодействие религии с этносом может иметь разную степень интенсивности, что предопределяется прежде всего типом' религии/конфессии. Определяющее влияние на социокультурное становление карельского этноса было оказано православным христианством, его мироотношением.

2. Этническая (национальная) составляющая в структурной модели самоидентификации личности в постиндустриальную эпоху выходит на первый планконфессиональный (религиозный) элемент в ситуации все более секуляризирующегося мира отходит на второй, более скрытый, по сравнению с этническим компонентом, уровень, становясь либо неосознаваемым элементом культурологической традиции, либо осознаваемой ценностью внутреннего мира личности. Ситуация полного разрыва этнического компонента с вероисповедным в ситуации иноокружения приводит к большей степени депривации, внутренней и внешней конфликтности личности и национальной группы.

3. Религиозный фактор и конфессиональная община играют положительную гармонизирующую роль в процессе социально-психологической адаптации национальной диаспоры к условиям новой среды проживания. В случае конфессионального родства мигрантов с принимающим доминирующим населением адаптация происходит максимально успешно. Однако этническая (языковая в первую очередь) чуждость остается объективным источником культурной дистанции и напряженности этнического самоощущения. Механизмы гармонизации национальной (языковой) депривации мигрантов должны разрабатываться государством, призванным реализовывать эффективную внутреннюю национально-вероисповедную и миграционную политику.

4. В ситуации полиэтничности на переходном этапе становления внутренней национальной политики России государство должно владеть программными и ресурсными механизмами эффективной поддержи положительного уровня идентичности региональных национальных меньшинств, активно используя в практической деятельности адаптационный потенциал вероисповедного фактора.

5. Государственные и общественные управленческие воздействия, направленные на различные социальные подсистемы в обществе, должны согласовываться с этнокультурой и учитывать объективную способность региональных социокультурных ценностных систем оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на ход социальных преобразований.

Теоретическая и практическая значимость данного диссертационного исследования прежде всего заключается во введении в научный оборот новой эмпирической информации о малоизученном, исчезающем на наших глазах, социокультурном феномене — тверских карелах. Поэтому отдельные положения исследования можно использовать в разработках теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих управленческую деятельность в сфере национальной и конфессиональной политики по отношению к исчезающим коренным национальностям.

Положения и результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов взаимодействия религии с этносферой в культурном, политическом и правовом аспектахв практических курсах религиоведения (истории религии), этнографии (этнологии) — при подготовке спецкурсов по проблемам взаимосвязи религии и этноса.

Отдельным сектором применения представляется использование материалов диссертации отечественными и зарубежными финно-угроведами, для которых любая дополнительная информация о тверских карелах сможет восполнить пробелы по некоторым демографическим, лингвистическим, историческим, культурологическим и иным вопросам.

На уровне субъекта федерации — Тверской области — исследование может быть рекомендовано для использования при подготовке региональных программ поддержки этнокультурного многообразия Верхневолжьяя. Результаты социсследования могут использоваться органами региональной власти в качестве исходных данных для дальнейших сравнительных «замеров» социального самочувствия карельского населения. Практическое использование результатов работы общественным региональным сектором (в лице Национально-культурной автономии тверских карел) представляется перспективным с точки зрения решения задач повышения статуса национальной организации как в собственно карельской среде, так и в региональном гражданском сегментепересмотра приоритетов внешней и внутренней миссии организацииповышения эффективности планируемой уставной деятельностиа также с позиций необходимости корректировки существующих рисков в текущей и перспективной общественной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях, исходя из задач внутренней национальной политики, процессы этноконфессиональной идентификации россиянин должны корректироваться с учетом опыта друг друга как людей разных этнических и конфессиональных культур. Осваивая и усваивая новые ценности, каждая культура должна не потерять «свое» лицо, свою традиционную идентичность, которая является основой для самоуважения и стабильности личности, этноса, государства.

Однако финно-угорское лицо российской этнической палитры теряется с каждым годом все более. Следует признать, что по количественным показателям роль, отведенная финно-угорским народам на российской национальной сцене, никогда не была ведущей. Так, согласно переписи населения 2002 г., общая численность финно-угорских народов составляет 1,9% общей численности населения страны (по данным переписи 1989 г., эта цифра составляла 2,2%). На протяжении XX в. доля финно-угров постоянно уменьшалась, и, как отмечают исследователи, особенно катастрофические потери произошли в последние 10−15 лет. Так, среди карел за последние 76 лет уменьшение произошло в 2,7 раза. Такое значительное уменьшение только • демографическими факторами объяснить нельзя. Скорее всего здесь играют не последнюю роль факторы ассимиляции и собственно факторы самоопределения себя с той или иной национальностью, в зависимости от политической и экономической полезности национальности1. Этот вывод подтверждается зафиксированными в нашем диссертационном исследовании количественными показателями значительной доли субъектов с размытой, кризисной идентичностью как в отношений этнической (языковой), так и в отношении конфессиональной (религиозной) идентификации.

1 См. об этом: Фаузер В. В. Демографическое развитие финно-угорских народов: общие черты и специфические особенности// Материалы сессий по обучению представителей неправительственных организаций финно-угорских народов (2006;2008 гг.). Сыктывкар — Саранск: изд-во Мордов. ун-та, 2006. -С. 48.

По своим внутренним характеристикам финно-угорская группа очень несхожа: численность в 15 народов варьирует от нескольких сотен ижорцев до более миллиона мордвы. До сих пор ведется полемика, затрагивающая не только самые малочисленные, но и некоторые средние по численности народы, относительно того, формируют ли они собственную нацию или нет. К тому же, по всей вероятности, некоторые из этих народов обречены на постепенный упадок и вымирание, поскольку исторически постоянно подвергались тысячелетнему славяно-русскому влиянию, а значит ассимиляции и обрусению1.

Однако при всем этом финно-угорские племена сыграли важную роль в формировании великорусского народа, причем многие из них растворились в ходе этого процесса. Со времен средних веков финно-угры Волго-Камского бассейна и северо-востока современной Европейской России находились в контакте со славянамифактически став первыми этническими меньшинствами возникшей Московской Руси. Из неславянских соседей именно финно-угры имели самый тесный и продолжительный контакт с русскими. Таким образом, финно-угорско-русский опыт представляет пример глубоко укоренившихся этнокультурных контактов, который может стать продуктивным и открыть дальнейшие перспективы для анализа тех духовно-нравственных традиций совместного сосуществования этносов, которые стали фундаментом их толерантных взаимоотношений на протяжении веков.

Безусловна первенствующая роль • православной вероисповедной культуры в процессе бесконфликтного этнического соседства в рассмотренном нами примере тверских карел. Духовно-нравственная сущность христианских догматических канонов, и прежде всего величие философии православной любви по Христу, покрывало все иноразличия, которые возникали в ходе адаптации тверских карел к русской зоне нового проживания. Однако одна сфера иноразличий — сфера языка — оказалась.

1 См.: Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб.: Европийсдсий Дом, 1997.С.9. ' наиболее ущербной в силу принадлежности к зоне ответственности государственного контроля федеральным сектором. С позиций эффективности государственного управления исследовать исторические региональные опыты совместного проживания различных этносов — значит учитывать те этнокультурные традиции, которые предопределяют современное состояние социального самочувствия представителей этих народов как граждан России.

На второе место, после православного мировоззрения, в ряду приоритетов, определяющих положительный уровень карельской идентичности, следует поставить гражданское самоопределение тверских карел в лице созданной общественной структуры — НКА тверских карел.

На третье место в число приоритетных элементов этнокультурной идентификации включим Интернет-комммуникации как эффективный способ этнобаланса кризисной этнической культуры. К примеру, диссертант предполагает продолжить тему данного исследования в практической плоскости, став участником в октябре 2008 г. проекта № 39/2008 в рамках Российско-Финляндского культурного форума1 I.

Задача государства, общественных и религиозных организаций в создавшейся ситуации кризиса тверской, карельской идентичностиразделить с этносом степень ответственности за ее разрушение, наполнив конкретными делами лозунговые тезисы. Базируясь на синергетических подходах к социокультурному знанию, полагаем, что на любом этапе кризис идентичности из катастрофы можно преобразовать в этап нормальной стадии роста.

1 С анкетой проекта можно познакомится на сайте культурного форума: www.kulturforum.natrn.ru.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. О федеральной и национальной политике Российского государства. М., 1995.- 63 с.
  2. Г. А. Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональной политики. М.: изд-во РАГС, 2004.-424 с.
  3. В.А. Этнические конфликты: история и типология// Социологические исследования. 1996. № 12. -С.43- 49.
  4. Alava V. Tverin laanin karjalaisten haatapoja. Helsinki, 1937.
  5. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? //Этнографическое обозрение. -1996. № 3.
  6. А.Н. Коллекция этнографических материалов по верхневолжским карелам// Материалы юбилейной конференции, — Тверь, 1992.-С.53−56.
  7. Л. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы»// Федерализм. -2002. № 3. С.123−158.
  8. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  9. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальноесамосознание//Социологические исследования. 1990. № 7. С.42−49.
  10. Ю.В., Дробижева Л. М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс. 2000. № 4, — С. 11−21.
  11. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М., 1999. -412 с.
  12. П.Бабаков В. Г. Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М.: изд-во РАН, 1996. — 70 с.
  13. Э.А. Этнос, народ, нация // Российская цивилизация:•Ht
  14. Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/ Ред.кол.: Мчедлов М. П. и др. М.: Республика, 2001. — С.533−534.
  15. А.П. Карельская письменность// Прибалтийско-финское языкознание.- Л., 1967.- С.89−94,98−101,102,104.
  16. Л.А. Этнологическая природа этнического и религиозного феноменов// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень № 1−2. М.: изд-во РАГС, 2006, — С. 17−44
  17. А.А. Морфологическая система собственно карельского диалекта (калининское наречие)// Труды Карело-Финского филиала АН СССР.-Петрозаводск, 1954, — Вып. 1.- С.68- 97.
  18. А.А. Фонетика карельского диалекта села Толмачи Калининской области// Сов. финно-угроведение, — Петрозаводск, 1949.- Вып. V.- С.62−98.
  19. Библиотека для карельского населения: опыт, тенденции развития.- Тверь, 2007. 47 с.
  20. С.В. Сообщения письменных источников о карельском населении северной Руси XII- XYbb./ История и культура тверских карел: перспективы развития: Материалы международной конференции. Тверь: ТГУ, 1997. — С.34−37.
  21. Большой психологический словарь /Ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. С.-Петербург, 2006.
  22. В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. СПб.: изд-во С.-Пет. акмеолог. акад., 2000. — 106 с.
  23. В.П. Теоретические основания социальной синергетики// Петербургская социология. 1997. — № 1.
  24. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
  25. Ю.В. Очерки по теории этноса. М- 1999.
  26. Д.В. Какой язык положить в основу просвещения тверских карел// Революция и национальности.- 1931. N 2−3.- С.132−136.
  27. Д.В. Какой язык-тверским карелам?/Ленинградское общество исследователей культуры финно-угорских народностей.- Л.: Б. и., 1931.- 8 с.
  28. Д.В. Происхождение карельского народа: Повесть о союзнике и друге русского народа на Севере.- Петрозаводск: ГИЗ Карело-Фин. ССР, 1947.52 с.
  29. Вероиспеведная политика Российского государства: учебное пособие/ Отв.ред. М. О. Шахов.- М.: изд-во РАГС, 2003. 207 с.
  30. А.Н. Очередные задачи работ среди национальных меньшинств тверской деревни // По ленинскому пути.- Тверь, 1930.- N12−13.-С.31−35.
  31. А.Н. Очерки истории верхневолжских карел в XVI—XIX вв.. //Исторический сборник.- М., 1935.-Т.4.- С.73−105.
  32. А.Н., Золотарев Д. А. Население Тверского края // Тверской край.- 1929.-N6. -С.38−61.
  33. .Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения// Этнографическое обозрение.- 1998, № 4.- С. 3−26.
  34. В.А. Карельский национальный округ: Забытые страницы// Политическая агитация.- 1989. N 16.
  35. П. Этюды о карельской культуре : Люди и судьбы / Пер. с фин. Ю.Сурхаско.- Петрозаводск: Карелия, 1992. 288с.
  36. Возвращение к правде: из истории политических репрессий в Тверском крае в 20−40-е и начале 50-х годов. Документы и материалы.- Тверь: Тверское областное книжно-журнальное изд-во, 1995. 120 с.
  37. Военно-статистическое обозрение Российской империи: В 17 т. Т.4, 4.1. Тверская губерния.- СПб., 1848.- 326 с.
  38. Всесоюзная перепись населения 1926 года. T.XXXVI./ Госплан СССР. Экономико стат. сектор.- М.: Планхозгиз, 1930.- 292 с.
  39. Всесоюзная перепись населения 1939 года: Основные итоги / РАН. Упр. статистики населения Госкомстата.- М.: Наука, 1992.- 256 с.
  40. Второй Всемирный конгресс финно-угорских народов / Отв. ред. Е.Рубовски.- Будапешт, 1996. 269 с.
  41. Герранъ м! янъ шюндю-руохтынанъ святой 1овангели Матвьйста, карьялань юелълля (Евангелие от Матфея).- Пштери: Вешягенъ Библ. канжа-куннанъ элолла, 1820. 96 с.
  42. Ф.Н. Дева карельских лесов: Повесть в стихах / Публ. и ред. ст. В.Базанова.- Петрозаводск: Каргосиздат, 1939.- 114 с
  43. Ф.Н. Карелия: Описател. стихотворение в 4-х ч.- Петрозаводск: Каргосиздат, 193 8.-96с.
  44. Ф.Н. К древним курганам и насыпям в Тверской Карелии// Москвитянин.- 1850. N 8. С.291- 294.
  45. Ф.Н. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, в Бежецком уезде // Русский исторический сборник.- М., 1837. Т.1, кн.2.- С.3−29.
  46. Ф.Н. О древностях Тверской Карелии // Журнал Мин-ва Внутр. Дел.- 1836. T. XIV, N 3.-С.633−652-
  47. А.Н. В краю двух культур: Бежецкий уезд. Ржев, 2005. 240 с.
  48. А.Н. Жернова: Книга памяти тверских- карел. Тверь: Альба, 2000.- 92 с.
  49. А.Н. История Тверской Карелии. Тверь: ЧуДо, 2001. — 302 с.
  50. А. Карелы обрели автономию. Национально- культурную// Вече Твери.- 1998.- 9 января, — С. 4.
  51. Головкин А. Н Карелы: от язычества к православию. Тверь: Студия-С, 2003.- 176 с.
  52. А.Н. Прошедшие через века. Тверь: Альба, 1998. -134 с.
  53. А.Н. Рождение карельской письменности.-Тверь, 2000. 91 с.
  54. А.Н. Трудный путь самоопределения // Тверские ведомости.-1998. N15.- С. 2.
  55. З.И. Тверские карелы на парламентских слушаниях// Karielan sana. -Тверь, 1997. N 1 (5).- СЛ.
  56. А.В. Этнополитическое исследование в контексте идей современной гуманитаристики: постановка проблемы// http||weblib. samara.ru/DLib/vestnik/documents/2 002 305 011 .html
  57. Государственно-церковные отношения в России: курс лекций. 4.1−2. М., 1995.
  58. Государственный архив Тверской области, фонды Р -2691- Р-1367- 640.
  59. Е. Из практики языкового строительства // Национальная книга.-1931. N5, — С. 18−24.
  60. Л.Г. Евангелие от Матфея тверской памятник карельской письменности в контексте межкультурного диалога//Актуальные проблемы филологии в вузе и школе. — Тверь, 2005.- С.67−72.
  61. Громыко М. М. Православие как традиционная религия большинства русского народа / Исторический вестник историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви. Москва-Воронеж, 2001 № 2−3. С.30−35.
  62. В. Язык и философия культуры. М., 1985.
  63. Гумилев JI.H.Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989. С. 170.
  64. JI.H. Этногенез и биосфера Земли/ Л. Н. Гумилев.- М.: ACT, 2005. -548 с.
  65. Л.В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в Новгородской земле XIV—XV вв.еков.-М, 1955.
  66. Л.А. Брачно-семейные традиции тверских карелов во второй половине XIX века// Карельский этнос: история и перспективы развития: Тез. науч. конф.- Олонец, 1996.- С. 28−30.
  67. В.В. Этноконфессиональные особенности коренных жителей Сакмарска, сохранявшиеся в первой половине XX века//Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития — Оренбург, 2002.
  68. Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития// СЭ.- 1985. № 5 .- С.4−12
  69. Л.М. Межэтнические отношения в Российской Федерации: пример республик с «особыми правами"// Конституционное право: восточноевропейское обозрение 2001. № 2. — С. 81−91.
  70. . Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов)// Вестник общественного мнения. 2004. № 3. — С.35−44.
  71. Духовность в многонациональном обществе: Учебное пособие/ Б. А. Воронович, Г. Т. Товадов, В. П. Торукало. М.: изд-во РАГС, 2003.- 189 с.
  72. В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 653с.
  73. В.К. О культурных, культурно-национальных кодах истории// Ученые записки РАГС. Выпуск I/ под общ. ред. В. К. Егорова, В. П. Чичканова, В. М. Герасимова.- М.: изд-во РАГС, 2004.- С.5−25.
  74. А.Б. Миссионерство и роль церкви в колонизации территорий: Лекции Святотихоновского Богословского института. М.: СТБИ, 1998. — 52 с.
  75. А.С. Переселение карел в Россию в XVII в.- Петрозаводск: Госиздат КФССР, 1956.- 79 с.
  76. А.С. Переселение карел на русские земли в русской историографии // Вопросы истории Карелии.- Петрозаводск, 1958, — С.60−66.
  77. Д.А. Этнографический состав населения Бежецкого уезда:.// Бежецкий край.- Бежецк, 1921. Вып.1.- С.64−74.
  78. Д.А. Карелы СССР.- Л.: изд-во АН, 1930.- 124 с. 83.3ыкус М. В. Региональные особенности народного костюма XIX начала XX века в традиционной культуре русских и карел Тверской губернии: Дис.. канд. ист. н. М., 2006.- 150 с.
  79. А.В. Этническое самосознание: содержание, структура и развитие//Этническая психология и современные реалии: Материалы науч.-практ. конф— Якутск: изд-во Якутского гос. универ-та, 2003. — С.47- 50.
  80. В. К вопросу о подготовке кадров для карельских районов округа // По ленин. пути. Тверь, 1930. N4.- С.58- 60.
  81. Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа/ Психологический журнал. 2004.Т.25, № 1. — С.52−60.
  82. Известия Бежецкого временного исполнительного комитета. Бежецк, 1917 г. № 22. 11 апреля.
  83. И.А. Путь духовного обновления. М.:изд-во ACT, 2003 365 с.
  84. С.И. Проблемы этноконфессиональной идентификации в современной Удмуртии//Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Оренбург, 2002.
  85. История и культура тверских карел: перспективы развития: Материалы международной конференции.- Тверь: ТГУ, 1997.- 103 с.
  86. История Карелии XVI XVII вв. в документах. — Йоенсуу, 1987.
  87. История Карелии XVI XVII вв. в документах. Поземельная книга Кексгольмсого лена 1637 г., Йоенсуу, 1991.
  88. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года: В 7 т. Т.4. Национальный состав.- М.: Статистика, 1973.- 648 с.
  89. Калининская область за годы восьмой пятилетки (1966−1970 г. г.) в цифрах: Стат. сб. Вологда, 1971. — 253 с.
  90. О.Е. Роль религиозного фактора в этническом самосознании населения России //Исторический вестник. 2001 г., № 2−3. 66−75.
  91. С.В. Удмурты об этнической идентичности (опыт пилотажного исследования)// Социс.- 2005, № 5.- С. 100−105.
  92. Карельская деревня в XVII в.: Сб. документов / Сост. Р.Б.Мюллер- Под. ред. А. И. Андреева.- Петрозаводск: Госиздат КФ ССР, 1941.- 379 с
  93. Карельская семья // Российская семья. Энциклопедия. М., 2008.
  94. Карелы Карельской АССР, Петрозаводск, 1983.
  95. Карельское «дело».- Тверь: Б.и., 1991.- 40 с.
  96. Karielan kielen programma: Moskun oblastin Karielazella algu skolalla varoin/ Sostuavi: P.P.Smirnov, A. Miloradovan, A. Zinovjevan, A. Pugacevan- V. Runtovan ucastvuinnanke.- M.: Ucpedgiz, 1933.- 36 c.
  97. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  98. Kahden Karjalan valilla Kahden Riikin riitamaalla. Tampere, 1994.1.mivaara.- Lahti, 1979.
  99. X., Невалайнен П., Сихво X. История карельского народа. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Петрозаводск, 1998.
  100. Т. Функционирование родных языков// Финно-угорский вестник.- 2004. № 3.- С. 48−54.
  101. Клементьев Е.И.Карелы// Народы и религии мира: Энциклопедия/Гл.ред. В. А. Тишков. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. — С.225−227.
  102. В.О. Православие в России. М.: Мысль, 2000. — 623 с.
  103. В.О. Русская история: Полный курс лекций в 3 кн. Кн.1 — М.: Мысль, 1993.-572 с.
  104. В.О. Сочинения. М., 1956−1959.Т.1. С. 305.
  105. В.А., Шабаев Ю. П. Этничность и согражданство. (Национальные движения в финно-угорских' регионах РФ)// Политические исследования. 2004. № 4. — С. 126- 138.
  106. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// СЭЛ974. № 2. -С.84−86.
  107. В. История Тверской Духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. — Тверь: Типография губернского правления, 1889.
  108. Конституция Российской Федерации: Энцикл. словарь / Авт. коллектив: В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995, — 416 с.
  109. A.M. Психологические аспекты профессиональной деятельности координатора программы по возрождению духовной культуры тверских карел: Дис.. канд.психол.наук. Тверь: ТвГУ, 2003. 150 с.
  110. А. Вопрос о карельском языке для карел Московской области// Революция и национальности.- 1931. N 2−3.- С. 136−140.
  111. С.И. Археологические памятники корелы (V-XV вв.). Л., 1981.
  112. С.И. Очерки истории Карелии. Петрозаводск, 1957.
  113. С.И. Древние карелы. Петрозаводск, 1987.
  114. С.И. Древняя Корела. Ленинград: Наука, 1982.
  115. С.И. Корела и Русь. Ленинград: Наука, 1986.
  116. С.И. Письменные известия о карелах (X-XVI в). -Петрозаводск, 1996.
  117. М.А. Олонецкий край. СПб., 1904. — С.40.
  118. В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2004.- 320 с.
  119. Т. А. Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века. М.: изд-во РАГС, 2003.
  120. Культурное окружение северного побережья Ладожского озера /П.Линтунен, М. Хютенен, К. Иконен, С.Кивимяки. Хельсинки, 1998.
  121. В.И. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с этнокультурными объединениями: теория и практика. Хабаровск: ДВАГС, 2005.- 34 с.
  122. Kurkijoen kihlakunnan historia. Pieksamaki, 1958.133.urkijoen historia IV.- Loimaa, 1982.
  123. Kurkijoki kylasta kylaan. Hameenlinna, 1972.
  124. С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб.:Европийский Дом, 1997. — 392 с.
  125. С.Д. Методология анализа культуры (социально-когнитивный аспект). Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 44с.
  126. С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. — 48 с.
  127. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1998.
  128. В.П., Панкова Н. Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания//Социальная психология и общественная практика. М, 1985.
  129. Leo Pohjola. Vaieneet temppelit. Toinen painos Jyvaskyla. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997
  130. Н.Ф. Корельская свадьба// Живая старина.- 1894.- T. IV, № 3−4.-С.499−511.
  131. И.Н. Культурная эволюция. Три источника// Теория и практика культуры. Вып.2. М.: изд-во РАГС, 2004. — С. 18−34.
  132. И.Н. Этномышление: грани, ограничения, ограниченность: Лекция. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 36 с.
  133. Лувенда материала: энзималелла и тойзелла классалла варойн кариэлан школых.- Лихославль: Карельскойн Окружнойн Народнойн Образованиян Отделан издания, 1938.- 15 с. 145. Lumivaara. Lahti, 1979.
  134. Г. Н. О переводном памятнике карельского языка 20-х годов прошлого века// Труды Карел, филиала АН СССР.- Петрозаводск, 1963.-Вып.39.- С.70−79.
  135. С.В. Идентичность// Новая философская энциклопедия в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 2001. С.78−79.
  136. А.А. Цивилизационная идентичность российского общества (социально-философский аспект): Дис. .канд. филос. н. М., 2005. — 150 с.
  137. Г. С. «Kegrin paiva» у карел Калининской области// Сов. этнография.- 1937.- N 4.- С.150−152.
  138. Г. С. Материалы по этнографии карел Калининской области// Сов. этнография.- 1936.- N 2.- С.79−100.
  139. Г. С. Народный орнамент верхневолжских карел/ Отв. ред. В. И. Чичеров.- М.: изд-во АН СССР, 1951.- 137 с.
  140. Методология и методика измерения социальной идентичности. — М., 1991.
  141. Miloradova A. Enzimane karielan kirja.- M.: Zentrizdat, 1931, — 100 c.
  142. В. Записка о карелах, поселившихся в Тверской губернии//Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1882. №№ 3−4, № 6.
  143. А.Е. Становление православия в Карелии XII-XYIbb. (историко-археологический аспект)//Рябининские чтения. Сборник докладов. Петрозаводск, 1997 // http: www.vottovaara.ru/karelia/drev/pravosl.html/. *
  144. М.П. Религиоведческие очерки// Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М., 2005. — С.91−134.
  145. М.М. Идентичность общероссийская // Российская цивилизация Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/ Ред.кол.Мчедлов М. П. и др. М.: Республика, 2001. -С.68−70.
  146. Р.Б. Карелия в XVII веке: Сб. документов.- Петрозаводск: Госиздат Карело-Фин. ССР, 1948.- 442 с.
  147. Р.Б. Очерки по истории Карелии XVI—XVII вв..- Петрозаводск: Госиздат Карело- Фин. ССР, 1947.- 175 с.
  148. И.А. Этноконфессиональный состав государственных крестьян Южного Урала в первой половине XIX века//Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития Оренбург, 2002-
  149. Национальная политика России: история и современность. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. — 680 с.
  150. Нация, религии православие и новые европейские реалии. Доклады. Международная политическая конференция. — Афины: публикация Межпарламентской ассамблеи православия, 2006. — 336с.
  151. К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI веке.- Спб: Тип. императорской Академии Наук, 1853 год. 414 с.
  152. Р.Ф. Карельская кухня.- 2-е изд., испр. и доп,-Петрозаводск: Карелия, 1989.- 164 с.
  153. Новая философская энциклопедия. Т. 1−4. М., 2000−2001.
  154. О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики/ Спец. доклад президенту. М., 2001.- 63с.
  155. М.М. Букварь (карел.языка).- Ваммала (Финляндия), 1992.- 60 с.
  156. М.М. Карелы Тверской губернии// Прибалтийско-финские народы. Юваскуля, 1995. — С. 465−483
  157. Осваивая национальное наследие: из опыта работы библиотек области с карельским населением. Тверь: ТОУНБ им. А. М. Горького, 2002.- 35 с.
  158. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т.43: Тверская губерния .- СПб., 1904, — 262 с.
  159. В.М. Этническая и региональная идентификация в условиях Европейского Севера // Международная безопасность на Европейском Севере. -Петрозаводск, 2000, — С. 33−35.
  160. Полное собрание русских летописей. Спб., 1841. Т. 1.
  161. В.И. Историко-статистическое описание Тверской губернии. T.I.- Тверь: Типо-литография Ф. С. Муравьева, 1879, — 146 с.
  162. Права коренных народов. Изложение фактов № 9.-Женева, 1990.- 15 с.
  163. В.А. Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении. СПб., 1854.
  164. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 28 авг. 1920 г. по Тверской губернии. Вып.1.- Тверь, 1921, — 32 с.
  165. Прибалтийско-финские народы: История и судьбы родственныхонародов / Сост. М.Иокипии.- Ювяскюля: Атена, 1995.- 504 с.
  166. Проблемы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в северном регионе/ С. Н. Варламова, Г. А. Выдрина, Р. А. Лопаткин, С.П.Малахов/ Ответ, ред Р. А. Лопаткин. Ханты-Мйнсийск: Изд-во ГУП «Информационно-издательский центр», 2004. — 197 с.
  167. Провинциальное духовенство дореволюционной России: Сб. науч. тр./ под науч. ред. Т. Г. Леонтьевой. Тверь: Славянский мир, 2006. Вып. 2. — 376 с.
  168. М. В. Захарова О.А. Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XY 1-я треть XX вв.). — М., 1999. — 208 с.
  169. Религиоведение/Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. — 1256с.
  170. Д. Корелы //Энциклопедический словаре. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 16. СПб., 1895. — С.227−228.
  171. Rihter D. Bemerkungen uber die tverischen Karelier//Journal d. finnisch-ugrischen Gesellschaft in Helsingfors, 1904 r.
  172. Родное карельское. Карельско-русский букварь для легчайшего обучения грамоте карельских детей, со ст. для первоначал, чтения и краткими карельско-русским и русско-карельским словарями/ Сост. А. Толмачевская-.- М.: изд. Твер. Губ. Земства, 1887.- 66 с.
  173. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/ Ред.кол.: Мчедлов М. П. и др. М.: Республика, 2001. — 544с.
  174. Ю.В. Конфессиональная и этнокультурная идентификация в православии// Этническая психология и современные реалии. Якутск, 2003. С. 142−146.
  175. Рыбаков С. Е. Анатомия этнической деструктйвности. Два облика национализма//Вестник МГУ. Серия 18. Политология и социология. № 3. 2001. -С.35−39.
  176. В. Проводимые в Финляндии исследования переселения карел в Россию.- Тверь, 1997: ТГУ. С.40−44.
  177. Сапрыкин В. А. Культуры этнические в России//Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь/ Ред.кол.Мчедлов М. П. и др. -М.: Республика, 2001. -С. 151 -152.
  178. Сборник материалов для статистики Тверской губернии. Вып. И. Тверь: Тип. Твер. Губ. Зем. Управы, 1874.- 134 с.
  179. Сборник материалов 3-го Всемирного конгресса финно-угорских народов. Хельсинки, Финляндия.-Йошкар-Ола),-2001.- 172 с.
  180. А.В. Проблема культурно-национальной идентичности в светском государстве// Религия и право. 2005 № 2. — С. 42−43.
  181. Е.В. Финно-угры на Верхней Волге по данным археологии (до YIII в.н.э.)// История и культура тверских карел: перспективы развития. Материалы международной конференции. Тверь: ТГУ, 1997., С.28−34.
  182. Слушаю карельский говор/ сост. А. В. Пунжина.- Петрозаводск: Периодика, 2001.- 208 с.
  183. Smirnov P.P. Kolhozoin puoleh Bukvari suurilla varoin.- M.: Б.и., 1931.-Б.с.
  184. Словарь карельского языка (тверские говоры): Около 17 000 слов/ Сост. А.В.Пунжина- ред. В. Д. Рягоев, — Петрозаводск: Карелия, 1994, — 396 с.
  185. Сородичи по языку/Глав.ред. Д.Нановски.- Будапешт: Фонд им. Ласло Телеки.- 2000, — 601 с.
  186. П.А. Кризис нашего времени // П.Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429−431.
  187. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. СПб, 2000.
  188. Социологическая энциклопедия в 2-х т. Т. 1 — М.: Мысль, 2003.
  189. Ю.В. Модели этнокультуроной идентичности в современной американской психологии// Вопросы психологии.- 2003, № 6- С. 112−121.
  190. А.Я. На путях духовного возрождения: Религия и атеизм в Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1986. — 168 с.
  191. Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность (конец Х1Х-начало XX вв.)/ АН СССР, Карел, филиал- Ин-т языка, лит. и истории.- JL: Наука, 1977.238 с.
  192. Ю.Ю. Традиционная культура финно-угров и соседних народов. Международный симпозиум. Петрозаводск, 1997// http: www.vottovaara.ru/karelia/drev/ist.html/.
  193. А.А. Структурые факторы самоорганизации этноса. Расы и народы. Вып.20. М., 1990.
  194. Ю.В. Что такое человек: социально-философский взгляд. Монография. М.: Изд-во РАТС, 2001. — 171 с.
  195. В.А. Народы и государство//Коммунист.1989.№ 1-
  196. В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений//Советская этнография.- 1989. № 5.
  197. В.А. О феномене этничности/Этнографическое обозрение. —1997. № 3. С.12−18.
  198. В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии.- М: Наука, 2003. 544 с
  199. Г. Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Соц.-полит, журн.1998.-688 с. I
  200. Г. Т. Этнология. Учебник для ВУЗов. -М. Проект, 2004. — 352с.
  201. Е.Н. Эволюция идеи НКА в постсоветской России// Власть.-2008. № 4.-С 48−51
  202. Theodor Schvindt, Kansantaruja Laatokan luoteis rannikolta kesalla 1879, Helsinki, 1883
  203. А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь/А.А.Федоров. -М.: Флинта: МПСИ, 2005. -464с.
  204. Федерализм: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. -228 с.
  205. JI. Узорное ткачество тверских карел// Нар. творчество.-1996.-N6.- С. 19−20.
  206. Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации//Человек. -2003, № 6.
  207. С. Особенности религиозной жизни Карелии.// Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М. — СПб, 2002, -С.75−90.
  208. С. Лункин Р. Православие по-поморски и по-новгородски//Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М. — СПб, 2002, — С.33−58.:
  209. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.
  210. Финно-угорские и самодийские народы России. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистика по Республике Коми. Сыктывкар, 2006. — 275 с.
  211. О.М. Деревянная утварь верхневолжских карел (Соотношение этнических и локальных элементов)// Субэтносы в СССР.- Л., 1986.- С.123−142.
  212. О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003.-408с.
  213. О.М. Итоги и перспективы изучения верхневолжских карел б.Твер. губ.// Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985−1987 г. г.: Тезисы докл. науч. сессии/ Гос. музей этнографии народов СССР.- Л., 1989.-С.53−54.
  214. О.М. К изучению этнической культуры карел Верхневолжья// Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы.- Л., 1990.- С.158−163.
  215. Н.Г. Грани этнической идентификации// Социс. 2002 № 5. -С. 121−125
  216. Heikki Kirkinen, Karjala idan ja lannen valissa, Helsinki, 1970.
  217. Hiitolan kylahistoria. Vaamala, 1972.
  218. В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидецтификация и этническое самосознание// Социологические исследования. 1999, № 9. — С.67−74.
  219. И.А. Карелия на переломе эпох: Очерки социальной и аграрной истории XYII века.- Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос-го универ-та. 1998.- 295 с.
  220. Чешко С. В. Национальное государство или демократическое общество //Вестник Академии Наук СССР. 1990. № 1.
  221. М. Забытый энциклопедист/Наука и религия. -1991.№ 8.
  222. Численность и состав населения СССР: По данным Всесоюз. переписи населения 1979 года.- М.: Финансы и статистика, 1984.- 366 с.
  223. И., История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии. Спб., 1856.
  224. Что такое Карелия. Хельсинки: Союз Карелии.- 1997.- 71 с.
  225. Ю.П. Проблема финно-угорской идентичности// Современная Европа.-2005. № 3.- С. 112−123.
  226. И.П., Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке. Ленинград, 1987.
  227. И.П., Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии. Конец XIII начало XIV вв.- Петрозаводск, 1987.
  228. Н.О. Альтернативные философские предпосылки изучения религии // Фил о соф ско-методо логические проблемы изучения религии М.: Изд-во РАГС, 2004. — С. 79−121.
  229. Г. В. Политические и этноконфессиональные ориентации населения приграничной территории (по материалам исследования) //Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития Оренбург, 2002.
  230. Э. «Идентичность: юность и кризис». М.: Прогресс, 1996. -342с.
  231. Этническая психология. Хрестоматия. — СПб.: Речь, 2003, — 320 с.
  232. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. 456 с.
  233. Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты. 4.1. -Саратов, 1999.- 158 с.
  234. Этнос и религия /Авдеев В.Б., Банников К. Л., Белик А. А. и др.- М.: Российская Академия наук, институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, 1998.- 332 с.
  235. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998.- 271 с.145
Заполнить форму текущей работой