Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование механизма реализации промышленной политики в регионе: На примере Пермской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом политика относительно производственного сектора экономики, и прежде всего промышленности, трактовалась в достаточно узком смысле, как государственная финансовая поддержка того или иного производства, тогда как понятие промышленной политики включает и другие формы регулирования производственной сферы экономики. Поэтому, прежде чем определить содержание промышленной политики… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСИОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 2. ИНСТИТУТ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА» КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. 3. РЕГИОН КА К СУБЪЕКТ ПРЕДПРИПИМА ТЕЛЬ С КОЙ СРЕДЫ
  • 2. СОДЕРЖАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ
    • 2. 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
    • 2. 2. ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
    • 2. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕ1УЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
    • 3. 2. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
  • РЕГИОНЕ
    • 3. 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

Совершенствование механизма реализации промышленной политики в регионе: На примере Пермской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях экономических преобразований российская промышленность столкнулась с рядом серьезных проблем, решение которых представляется достаточно актуальным в научном и практическом отношении.

Как свидетельствуют опыт развитых стран и результаты более чем 10-летнего вхождения России в рыночную экономику, качественные изменения на уровне промышленности проявляются прежде всего в формировании новой структуры промышленного производстватрансформации института собственности, на основе которого происходит становление и развитие финансовой и экономической самостоятельности субъектов предпринимательской деятельностив создании условий для развития экономики и промышленности путем формирования рыночной инфраструктуры и благоприятной макроэкономической среды хозяйственной деятельности.

Вместе с тем недостаточная разработанность промышленной политики как па федеральном, так и региональном уровнях по прежнему отражается на направленности формирования отраслевой структуры, обуславливает низкую динамику роста промышленного производства и незначительное изменение рентабельности деятельности хозяйствующих субъектов. Так, по данным Госкомстата России число убыточных промышленных предприятий в Пермской области составило в 1999,2000, 2001 и 2002 г. г. соответственно 209, 169, 158 и 150 единиц[218, с.21].

За период реформирования сменилось несколько концепций политики в производственной сфере. Вначале (1992г.) возобладали постулаты дерегулирования производства, в т. ч. промышленного. Вскоре (уже в конце 1992 г.) под угрозой ускоряющегося спада производства постепенно исчезли источники амортизационного обновления оборудования. Несмотря на рост цен на промышленную продукцию с 1991 по 2002 г. г. в 38,8 раза[215, с.335], уровень рентабельности снизился за этот же период с 47 до 14,1%[219,с.192]. Не случайно большое распространение получили меры общей, фронтальной поддержки промышленности, осуществлявшейся путем взаимозачета задолженностей предприятий, льготного кредитования и т. д., что имело неблагоприятные инфляционные последствия. В связи с этим наметился переход к идее селективной поддержки отдельных видов производства по приоритетам, определяемым государством, однако число «приоритетов» оказалось чрезмерным, их определение не было свободно от субъективизма, возросла опасность отраслевого лоббизма и исключительно нерационального использования средств. В результате критерии отраслевой селекции были заменены критерием эффективности проектов.

В 1995;1996 гг. государство сделало ставку на финансовую макроэкономическую стабилизацию, которая рассматривалась как необходимое и достаточное условие экономического роста и оживления инвестиционной деятельности. При этом большие надежды возлагались на обильные иностранные инвестиции, однако, несмотря на определенные достижения в подавлении инфляции в 1996 -1997 гг., ожидаемый инвестиционный бум не наступил.

Таким образом политика относительно производственного сектора экономики, и прежде всего промышленности, трактовалась в достаточно узком смысле, как государственная финансовая поддержка того или иного производства, тогда как понятие промышленной политики включает и другие формы регулирования производственной сферы экономики. Поэтому, прежде чем определить содержание промышленной политики, соответствующей реалистическим целям, организационным и ресурсным возможностям на каждом из этапов развития экономики и промышленности, важно на методологическом уровне выявить ее основные элементы и установить их назначение в общей структуре промышленной политики: цели, типы политики, присущий им инструментарий, необходимые условия реализации.

Опыт проведения промышленной политики в странах с трансформируемой экономикой показал, что она формируется в двух плоскостях — государственное регулирование и развитие свободы предпринимательства, конкурентной состязательности субъектов рынка в целях соответствия производства объему и структуре общественного спроса и максимизации его эффективности. Сочетание этих направлений промышленной политики представляет собой перспективную ориентацию субъектов рынка па достижение взаимозависимых общенациональных и региональных целей социально-экономического развития.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности темы диссертационного исследования, которая обусловливается необходимостью решения ряда теоретико-прикладных вопросов, связанных с процессом формирования институциопальиых и экономических условий, благоприятствующих развитию промышленного производства в условиях рыночных преобразований, разработки и реализации приоритетных направлений региональной промышленной политики.

Степень разработанности проблемы. Детальное изучение и анализ фундаментальных источников и материалов периодической литературы показали, что существующие теоретические и практические разработки проблемы взаимоотношений государства, регионов и промышленных предприятий носят, как правило, фрагментарный, несистемный характер и не в полной мерс учитывают изменившиеся условия хозяйствования в России.

Практически отсутствуют комплексные исследования процесса взаимодействия предприятий и органов государственной власти по реализации промышленной политики в контексте взаимосвязи общеинституциональных условий, макрои микроэкономических процессов и с позиций фундаментального характера данной проблемы, а также новые подходы к определению эффективного взаимодействия методов государственного и рыночного регулирования в области промышленной политики. Между тем вопросы оптимального сочетания государственного регулирования и саморегуляторов рынка в условиях рыночной экономики были предметом изучения ряда ученых: Й. Шумпетер, Р. Хизрич, М. Питере, Д. Эрл, С. Эстрин, А. Хоскииг, О. Энглепдер, Т. Паландер, А. Леш, У. Изард, X. Бос, Я. Гамильтон, У. Рейли, П. Конверс. Значительный вклад в исследование проблем реформирования российской экономики внесли: А. Абалкин, Г. А. Егиазарян, А. Г. Аганбегян, С. Глазьев, Е. Ясин, Ю. Перевалов, В. Радаев и др. Вопросы регионального развития и экономического районирования нашли отражение в трудах В. И. Вернадского, Г. М. Кржижановского, В. Ф. Тиунова, Н. Н. Колосовского. Отдельные аспекты региональной, в т. ч. промышленной, политики освещаются также в работах.

A.Г. Гранберга, А. И. Татаркина, О. И. Боткина, Е. Г. Аиимицы, Р. А. Коренченко, Ю. К. Перского, А. Н. Пыткииа, В. Г. Прудского, Л. А. Ромаповой, О. А. Романовой,.

B.И. Тимофеева, М. Д. Шарыгина,.

Необходимо отметить, что значительная часть исследований, посвященных взаимоотношениям государства и промышленных предприятий, относятся к начальному периоду рыночных преобразований, поэтому они объективно не охватывают ряда проблем, возникающих в данной предметной области в последнее время, в частности, в них не нашли отражения вопросы взаимосвязи механизмов формирования и реализации промышленной политики.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке и теоретико-методических основ совершенствования механизма реализации промышленной политики в регионе, направленной на создание условий эффективного функционирования и развития промышленности региона в новых институциональных условиях становления российской экономики.

Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач: анализ зарубежного и отечественного опыта реализации промышленной политики;

— выбор и обоснование основных научных подходов к исследованию процесса формирования институциональных и экономических условий реализации промышленной политики и приоритетных направлений регионального регулирования промышленного развития;

— определение основных элементов промышленной политики, адекватных условиям внешней институциональной среды;

— разработка методических положений по совершенствованию механизма взаимодействия регионов и промышленных организаций в процессе проведения промышленной политики;

— совершенствование методов реализации промышленной политики в регионе.

Объектом исследования является промышленность Пермской области.

Предметом исследования является механизм реализации промышленной политики региона.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные разработке концептуальных и методических подходов и изучению регионального социально-экономического и промышленного развития, материалы научных конференций, нормативных источников государственных органов управления, прогнозные оценки РАН, директивные и нормативные документы Президента и Правительства РФ. В процессе исследования использовались методы системноаналитического, статистического, историко-сопоставительного, структурно-функционального, экономико-математического анализа, экспертных оценок.

Тема и содержание диссертации принадлежат области исследований научной специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (разд. 5 «Региональная экономика», подразд. 5.9 «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных экономических систем" — подразд. 5.18 «Разработка проблем функционирования и развития предприятий, отраслей и комплексов в регионахрациональное использование природно-ресурсной базы»).

Информационной основой работы явились: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон от 14.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», Федеральная программа Центра стратегических программ при Правительстве Российской Федерации «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», «Концепция развития промышленности Пермской области на 1999;2003 г. г.», утвержденная Законодательным собранием Пермской области 12.12.1999 г., проект «Концепции развития промышленности Пермской области на период до 2006 г.», проект концепции «Об основных направлениях стратегического развития Пермской области на период до 2006 г.», разработанный Главным управлением экономики Пермской области, закон Пермской области от 11.06.1998 № 103−3 «О промышленной политике Пермской области», закон Пермской области от 30.08.2001 № 1685−296 «О налогообложении в Пермской области».

В качестве эмпирической базы исследования были использованы материалы Госкомстата РФ, Минэкономики РФ, научно-исследовательских учреждений, экспертные оценки и расчеты исследователей и практических работников, первичные данные исследуемых предприятий, опубликованные в периодической печати. Исследование выполнено на основе информации, полученной автором при изучении статистических данных и аналитических материалов Министерства по налогам и сборам РФ, Главного управления экономики Пермской области и Департамента Промышленности и науки Законодательного собрания Пермской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором на основе всестороннего анализа сущности эволюционных изменений в понятии и содержании промышленной политики 'сделано теоретическое обоснование механизма ее реализации в условиях становления и развития региональной предпринимательской среды. Она отражена в следующих наиболее существенных результатах, полученных лично автором:

• дано авторское определение понятия региональной промышленной политикис применением системного и селективного подходов раскрыто его содержание с учетом условий формирующейся региональной предпринимательской среды;

• выявлены системообразующие элементы промышленной политики, сформулированы условия ее реализации;

• разработаны принципы формирования механизма реализации региональной промышленной политики, ориентированные на стимулирование конкурентных процессов в условиях становления и развития новой институциональной среды;

• определены и обоснованы основные элементы механизма реализации региональной промышленной политики;

• предложены финансово-экономические методы государственного регулирования деятельности промышленных организаций в целях создания оптимальных условий функционирования промышленности путем развития и использования региональной предпринимательской среды.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения теоретических и методических положений, полученных в итоге исследования, для разработки конкретных региональных стратегий промышленного и социально-экономического развития и конкурентной политики региона. Результаты исследования убедительно показывают, что основой гармонизации отношений между промышленными организациями и региональными органами власти является сочетание их экономических интересов, способствующее росту экономического потенциала региона и повышению уровня жизни населения .

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались автором на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: «Местное самоуправление в трансформируемом российском обществе» (Пермь, 2002 г.), «Экономическая и энергетическая безопасность регионов России». (Пермь, 2003 г.). Основные теоретико — методические положения, разработанные в диссертации, используются в учебном процессе при изложении материалов курсов «Предпринимательство»,.

Предпринимательское право", «Финансовое право», «Финансы. Денежное обращение и кредит» в Уральской Академии государственной службы, Московском открытом социальном университете (Пермский филиал), Региональном центре по переподготовке кадров (ПГТУ) по программе подготовки специалистов на базе второго высшего образования и по программе МБА.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в б работах, представленных в сборниках научных трудов, материалах конференций, монографиях. Общий объем, опубликованных научных работ составляет 4,89 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 190 страниц, включая 153 страниц основного текста, 16 табл. и 15 рис. Библиографический список включает 223 наименования работ отечественных и зарубежных авторов.

Выводы по главе 3 диссертационной работы состоят в обосновании концепции и механизма реализации промышленной политики в регионе на основе определения региона как самостоятельного хозяйствующего субъекта, представляющего собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной), экономической деятельности и рынка. На основании данного подхода, обосновывается участие государства в капитале промышленных организаций, что можно считать концептуальным положением эффективного управления и воздействия на их деятельность.

Исследование проводилось на основе предложенного автором механизма мониторинга реализации промышленной политики, представленный принципиальной схемой, характеризующей последовательность работ по подготовке и организации мониторинга в промышленности, включающей в себя комплекс операций по разработке программы мониторинга (уточнение целей, основных направлений мониторинга, выбор методов сбора информации), работ по подготовке к анализу предполагаемых результатов мониторинга и составлением системы нормативных значений тех показателей, которые будут подлежать сравнительной оценке.

Подробно проанализированы экономические показатели, сгруппированные в пяти разделах, являющиеся исходной информационной базой, как для проведения сравнительного анализа, так и для принятия решений о применении к предприятиям той или иной экономической политики.

Данные мониторинга позволят выявить проблемы связанные с реализацией промышленной политики и внести своевременные коррективы в способы и методы ее осуществления.

Предложена концепция сочетания системного и селективного подходов к формированию механизма реализации промышленной политики в регионе. Проведен на основе селективного подхода анализ механизмов реализации промышленной политики, выявлены их особенности в условиях региональной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Положение сложившееся в промышленности России можно охарактеризовать как достаточно сложное. Это выражается в том, что режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы. Как следствие возрастает роль промышленной политики реализуемой государством. Разработанные концепции региональной промышленной политики, принятые законы соответствующих субъектов РФ о промышленной политике свидетельствует, что само понимание промышленной политики, ее основные принципы, механизм реализации крайне противоречивы. В частности, в законах о промышленной политике в регионах понятие промышленной политики, формулируется как система правовых, экономических и организационных мер органов государственной власти субъектов Федерации, соответствует в большей мере общесистемному подходу в реализации промышленной политики. Следовательно, в регионах исключается важность проблемы селективной политики, предусматривающей и поддержку приоритетных с позиции конкурентоспособности отраслей.

Краткое рассмотрение принятых законодательных актов свидетельствует о необходимости уточнения, как понятийного аппарата, так и механизма реализации региональной промышленной политики. В следствие чего в работе дано авторское определение региональной промышленной политики, как системы отношений, основанной на системном и селективном подходе, между органами власти субъекта Федерации и субъектами хозяйствования по поводу формирования условий наиболее эффективного функционирования промышленных организаций региона, посредством осуществления экономических, политических и организационных мер и мероприятий.

При формировании региональной промышленной политики принципиальное значение имеет представление о конечном результате, который должен быть получен в процессе ее реализации. Важно учесть ее долгосрочный характер, не противоречащий федеральной промышленной политике. Однако отмеченная выше ситуация в отдельных субъектах Федерации требует уточнения ее сущности, которая состоит в формировании общих институциональных и экономических условий, максимально благоприятствующих развитию промышленного производства в условиях рыночных преобразований и определения приоритетных направлений регионального воздействия.

Опыт промышленной политики в странах с трансформируемой экономикой показал, что она разворачивается в двух плоскостях — в плоскости государственного регулирования реального сектора и в плоскости развития предпринимательской среды, состязательности субъектов рынка в целях максимизации эффективности производства. Синтез этих направлений промышленной политики — действенная ориентация усилий субъектов рынка на достижение экономических, общенациональных и региональных целей.

Выделение региона в качестве самостоятельного субъекта государственной экономической политики и самостоятельного хозяйствующего субъекта позволяет выделить особую роль региона в реализации промышленной политики посредством формирования предпринимательской среды, которая представляет собой совокупность социально-экономических условий, в которых протекает деятельность хозяйствующих субъектов.

В современной экономике России уделяется много внимания проблеме регионального экономического развития, однако место региона в существующих теориях определяется как субъект управления, задачей которого, является обеспечение сбалансированного и комплексного развития подведомственной территории. С таким подходом к месту региона в экономической политике государства нельзя не согласиться, но представляется, что он не охватывает достаточно важный аспект, а именно регион как субъект той самой предпринимательской среды, которая им же и создается. Такой подход к региону основан на ряде экономико-правовых условий созданных в России.

Определение региона как субъекта управления и нормотворчества, хозяйствования и субъекта предпринимательской деятельности позволяет формировать организационный механизм его взаимоотношений с промышленными организациями на основе равного партнерства, что положено в основу разработки принципов реализации региональной промышленной политики, основанной на эволюционных изменениях, с переходом от общесистемной промышленной политики, при создании предпринимательской среды благоприятствующей промышленному развитию, к селективной промышленной политике.

Выделение указанных принципов предполагает осуществления комплекс мер по совершенствованию механизма реализации региональной промышленной политики, включающий методику определения приоритетных направлений регионального воздействия.

Под механизмом формирования общих институциональных и экономических условий понимается система правовых, экономических и организационных мер, направленная на создание условий реализации промышленной политики. В основу механизма реализации должны быть положены системные и селективные методы.

Системные методы носят регулирующий и стимулирующий характер воздействия на всю промышленную систему в целом. Они формируют соответствующую рыночным принципам и задачам промышленной политики правовую и организационноэкономическую среду, утверждают общий для всех субъектов рынка хозяйственный порядок.

К числу селективных методов можно отнести информационные методы и методы, связанные с повышением инвестиционной активности, адресным субсидированием и кредитованием, налоговым льготированием, формированием и использованием фондов страхования рисков, финансовым обеспечением подготовки и переподготовки кадров.

Государственным регулированием должны быть охвачены организации реального сектора с позиции «выживаемости», перспектив роста, наличия конкурентных преимуществ, которые по разным причинам самостоятельно реализованы быть не могут, что должно реализовываться посредством отбора отраслей и организаций на основе алгоритма отбора претендентов на государственную поддержку. Государственное регулирование предполагает информационную основу, формируемую в рамках проведения мониторинга реализации региональной промышленной политики.

Формирование методического подхода к проведению мониторинга осуществляется через постановку цели мониторинга, создание системных принципов мониторинга эффективности промышленной политики муниципального образования, задание границ и компонентов, паспортизации предприятий, анализа и контроля параметров состояния компонентов мониторинга.

Особое значение имеют структура и последовательность экономического анализа состояния промышленности региона: от сравнительного анализа состояния и эффективности конкретных производств к анализу их эффективности с использованием приоритетов регионального образования и обоснованию налогов, преференций и санкций, применяемых к производителям.

Совокупность экономических показателей является исходной информационной базой, как для проведения сравнительного анализа, так и для принятия решений о применении к предприятиям той или иной экономической политики, включая преференции и санкции. Актуализация этой информации позволяет перейти к осуществлению инвестиционного менеджмента и мониторинга реализуемости промышленной политики в субъекте российской Федерации.

Представляется целесообразным, что механизм реализации промышленной политики может осуществляться посредством совершенствования экономических и институциональных условий и методов государственного регулирования, адаптированных к ресурсным возможностям бюджетов.

Таким образом, в диссертации предложен научный подход к реализации промышленной политики, который может быть использован органами власти субъектов федерации в законодательных, нормативных и программных документах, предусматривающих формирование и осуществление промышленной политики на региональном уровне.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ, принятая всенародным референдумом 12.12.1993 г.(в ред. 09.06.2001 г.) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1,2. Введен в действие с 01.03. 1996 Федеральным законом РФ № 15-ФЗ от 26.01. 1996 г., гл.4// Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
  3. Федеральный закон РФ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 11.10.2002 г.), ст. 2−50 // Собрание законодательства РФ. 01.11.2002. № 45. Ст. 4436.
  4. Федеральный закон РФ от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"(в ред. 21.03.2002 г.), ст. 1−10// Собрание законодательства РФ. 27.07.1998. № 30. Ст. 3611.
  5. Федеральный закон РФ от 08.02.1998 № 13-Ф3 «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21.03.2002 г.), ст. 1−42 // Собрание законодательства РФ. 16.02.1998. № 7. Ст. 785.
  6. Федеральный закон от 14.12.2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год"// Собрание законодательства Российской Федерации. 31.12.2001. № 53. Ст. 5030.
  7. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. 30.12.2001 г.), ст. 1−4 // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № зз. Ст. 3422.
  8. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395 -1 «О банках и банковской деятельности» (в ред.21.03.2002 г.), ст. 1−30 // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. № 6. Ст. 492.
  9. Ю.Закон Пермской области от 11.06.1998 г. № 103−3 «О промышленной политике Пермской области», ст. 1−14// Собрание законодательного собрания и администрации Пермской области. 1998. № 3−4.
  10. Стратегия социально-экономического развития Пермской области (проект)
  11. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р (в ред.06.06.2002 г.) «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)// Собрание законодательства РФ. 30.07.2001. № 31.Ст. 3295.
  12. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 (в ред. 03.04.2002 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», ст. 1−5 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 03.01.1994. № 1. Ст. 2.
  13. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации/ Министерство экономического развития и торговли. М., 2000.
  14. Постановление Правительства РФ от 17 июня 1998 г. № 600 «Программа экономии государственных расходов», п. 4.9.//Собрание законодательства РФ. № 26. 29.06.1998. Ст. 3078.
  15. Постановление администрации Пермской области от 29.10.1993 г. № 176 «О предоставлении налоговых льгот по предприятиям и организациямдля стимулирования природоохранной деятельности» // опубликован не был.
  16. Указание ЦБР от 31.03.2000 г. № 776-У (в ред. 21.12.2000 г.) «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», п. 1−4// Вестник Банка России. 12.04.2000. № 19.
  17. Информация на заседание рабочей группы, созданной постановлением Законодательного собрания Пермской области от 31.01.2002 г. № 40.
  18. Решение пермской Городской Думы от 05.02.2002 г. № 13 «Об утверждении программы поддержки местных производителей товаров, работ и услуг на 2002−2006 годы», п. 1−8 // Сборник нормативных актов Городской Думы и главы города. 2002.
  19. С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации // Вопросы экономики. 2001. № 5.
  20. А.Г. Опыт работы директората российских предприятий в период перемен.// Эко. 2000. № 12.
  21. А.А. Проблемы разработки и проведения политики хозяйствования в регионах // Материалы 3 международной научно-практической конференции «Теория и практика развития регионов России». Пермь, 2000. 4.1.
  22. А., Кислинг В. О схеме реализации концепции развития промышленности Прикамья // Материалы международной научно-практической конференции «Теория и практика развития регионов России». Пермь, 2000. 4.2.
  23. Д., Ушаков А., Рязанова J1., Переятенцева Е., Решетников М., Ярушкина Н. Разработка прогнозов социально экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели // Вопросы экономики. 2002. №.6.
  24. Астапов K. J1. О состоянии законодательной базы в области промышленной политики Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2001. № 11.
  25. К.А., Бендиков Н. А., Хрусталев Е. Ю. Прогнозные стратегии развития потенциала предприятия (модельный подход) // Проблемы прогнозирования. 2000. № 2.
  26. М. Евгений Сапиро рекомендует. // Новый компаньон. 26.10.1999.
  27. В. Не здесь ли шанс России? Опыт и проблемы народных предприятий // Российская Федерация сегодня. 2001. № 19.
  28. Е. Органы власти и деятельность предприятий // Вопросы экономики. 2001. № 5.
  29. Ш. Ш. Эффективность бюджетных инвестиций в региональной экономике // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития регионов: теория и практика». Пермь, 1998. 4.2.
  30. В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития российской экономики // Проблемы прогнозирования. 1997. № 6.
  31. В.А. Промышленная политика Алтайского края: пути выхода из кризиса//ЭКО. 2000. № 3.
  32. В.А. Алтайский «синдром» // Эко. 2001. № 5.
  33. Бос X. Размещение хозяйства. М., 1970. 235 с.
  34. Т.В., Володина В. Г. Теоретико-методологические подходы к региональному управлению // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития регионов: теория и практика». Пермь, 1998. 4.1.
  35. А.В. Предпринимательство. Основной курс. М.: Инфра М, 1997. 608 с.
  36. О.Н. Правовые основы деятельности промышленного предприятия. Воронеж: Воронежский университет, 1976. 294с.
  37. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства// Вопросы экономики. 1999. № 12.
  38. Р.Т. Документы Американской революции. «Декларация независимости, Конституции Соединенных Штатов», Билль о правах. Тверь: Альба, 1994. 220с.
  39. .В. Воздействие системы распределения прибыли // Финансы СССР. 1978. № 2.
  40. А. Теория размещения промышленности. М., 1926. 168 с.
  41. А.В. Государственная социалистическая собственность. М., 1948. 268 с.
  42. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарика, 2002. 528 с.
  43. Т. Как нам реформировать Пермские предприятия // Новый компаньон. 27.03.2001.
  44. Т. Легкая промышленность в тяжелом положении // Новый компаньон. 07.03.2000.
  45. Т. Прошлогодние итоги // Новый компаньон. 22.01.02.
  46. П.В., Иванова О. П. Инструмент выживания отрасли в регионе //Эко. 2002. № 4.
  47. А.Л., Панкрухин А. П. Общий и специальный менеджмент. М.: РАГС, 2000. 568 с.
  48. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
  49. А.Г. Региональный аспект экономической реформы // Экономика и жизнь. 1992. № 39.
  50. Р. Юрий Трутнев: «Могу сказать совершенно четко» // Новый компаньон. 19.03.2002.
  51. С. Инструментом какой социально-экономической политики быть бюджету 2001 // Российский экономический журнал. 2000. № 9.
  52. С., Петров Ю. Стратегия экономического развития и увеличения бюджетных доходов: где взять ресурсы? // Российский экономический журнал. 2000. № 2.
  53. И. Снижали веселились, подсчитали .// Экономика и жизнь.2001. № 27.
  54. К. Автоваз вылез из долговой ямы. // Коммерсант daili. 27.07.1998. № 5.
  55. А.К. Сможет ли подняться отечественная промышленность?// Эко. 2000. № 3.
  56. А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.: Инфра- М, 2000. 784 с.
  57. А.В. Доклад «О тенденциях и перспективах экономического развития России в 2002 году»/ Материалы Парламентских слушаний. М., 2002.
  58. О. Между стимулированием и администрированием // Новый компаньон. 20.11.01.
  59. О. Куда идти дальше?// Новый компаньон. 27.12.01.
  60. Т.Г. Российская промышленность: институциональное развитие. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. 239 с.
  61. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. 349с.
  62. До говоры учреждающие Европейские Сообщества. М.: Право, 1994.145 с.
  63. Г. А. Радикальная реформа хозяйственного управления. М.: Экономика, 1988. 519с.
  64. С., Лакур Р. Торговое право. М.: Международные отношения, 1993.256с.
  65. С.Э. Предпринимательское право. М.: Инфра —М, 2000.672 с.
  66. Е.Д. Как стимулировать инновационную деятельность?// Эко. 2002. № 3.
  67. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966.
  68. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение. Экономика и управление. М.: Тесса, 2000.416 с.
  69. Р. Где начало того конца? (к вопросу об окончании переходного периода в России) // Вопросы экономики. 2001. № 1.
  70. И. Налоговые методы регулирования инвестиций в западной экономике // Право и экономика. 1997. № 4.
  71. И. Новый подход к политике налогового регулирования: 80−90 годы //Законодательство и экономика. 1996. №№ 19−20.
  72. Г. С. Прикамье век XX. Учебное пособие. Пермь: Книжный мир, 1999.389 с.
  73. О.П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2000. № 5.
  74. В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России.// Российский экономический журнал. 1999. № 8.
  75. Т. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2000. № 5.
  76. А.О., Кольцов А. В., Кузнецов Б. В., Кузык М. Г., Пономарев А. К., Симачев Ю. В., Скамейкина Т. И. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ// Вопросы экономики. 2002. № 6.
  77. В.И. Банковское дело: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 464с.
  78. JI., Перекрестов В. Организационные структуры и культура предпринимательства // Вопросы экономики. 2000. № 8.
  79. JI. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики.2001. № 10.
  80. Р.А. Экономическое управление на предприятии. Пермь: Пермский Государственный Университет, 1974.415 с.
  81. Р.А. Совершенствование экономических методов управления на предприятиях. М.: Экономика, 1985. 240с.
  82. С.М. Имущественная самостоятельность предприятий в условиях экономической реформы. М., 1969. 125 с.
  83. Г. Н. Основы теории систем и системного анализа. / Институт делового администрирования. Кривой рог, 2000. 368с.
  84. Коупленд.Т. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп, 2000. 576 с.
  85. Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального накопления капитала // Вопросы экономики.2001. № 2.
  86. П. Автобусы мы уже «проспали»// Пермские новости. 23.02.03.
  87. Кук И. А. Регионы и предприятия: проблемы взаимоотношений // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития регионов: теория и практика». Пермь, 2000.
  88. Т. Какую программу вы поддерживаете Г. Грефа или В. Ишаева // Российская Федерация сегодня. № 9. 2001.
  89. О.И. Перспективы развития кредитного механизма в СССР. М.: Финансы и статистика, 1991. 256 с.
  90. В.В. Законодательство о предприятиях (критический анализ)// Государство и право. 2000. № 7.
  91. М.Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство. М.: Инфра М, 2000. 448 с.
  92. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 540 с.
  93. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998. 172 с.
  94. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959.
  95. О.В., Романова Л. А. Роль муниципальных образований в реализации региональной промышленнной политики. // Местное самоуправление в трансформируемом российском обществе. Пермь: ПСИ МОСУ, 2002. 134 с.
  96. О.В., Романова Л. А. Теоретические и институциональные основы механизма реализации промышленной политики в регионе // Препринт: Пермь, ГГГУ, 2004. 48 с.
  97. Г. Участие государства в управлении корпоративными структурами//Вопросы экономики. 2001. № 9.
  98. В.А. Российский экономический менталитет // Государство и право. 1999. № 6.
  99. Ю.Г. Средства государственного регулирования в кризисных условиях развития экономики // Материалы научно-практической конференции «Стратегия регионов: теория и практика». Пермь, 1998. 4.1.
  100. Г. С. Хозрасчет в системе управления отраслью. М.: Экономика, 1980. 239 с.
  101. Т.Г. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов. М.: Банки и биржи, Юнити, 1995. 304 с.
  102. С. Новые краски американской мечты // Российская Федерация сегодня. 2001. № 19.
  103. А. Пермской области стратегию развития // Местное время. 07.03.01.
  104. А. Власть и экономика // Российская Федерация сегодня. 2002. № 4.
  105. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 164 с.
  106. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000.415 с.
  107. А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992−2001 годы) // Вопросы экономики. 2002. № 6.
  108. С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944с.
  109. Ю.В. Формирование структуры собственности на приватизированных промышленных предприятиях // ЭКО. 2000. № 1 .
  110. Ю.К., Калюжнова Н. Я. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. М.: ТЕИС, 2003. 472 с.
  111. ., Дребенцов В., Морозов А. Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2002. № 3.
  112. В.Г. Конверсионная реструктуризация оборонной индустрии и формирование региональной промышленной политики // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия развития регионов: теория и практика». Пермь, 1998.
  113. С. Высвобождаем по порядку // Экономика и жизнь. 2002. № 5.
  114. А.Н., Третьяков Е. В. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Препринт. Пермь.: ПФ ИЭ УрО РАН, 2003.66 с.
  115. В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 6.
  116. К.А. Экономика предприятия. М.: Маркетинг, 1999. 696 с.
  117. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.— 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 166 с.
  118. Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Пермь: ПГУ, 1994. 241с.
  119. Л. А. Махнев А.В. Проблемы структурирования экономики в Пермском регионе // Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1998. 4.1.
  120. Л.А. О государственном и местном регулировании системы общественного развития // Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1999.
  121. З.П. Управление организацией. М.: Инфра-М, 1998. 668 с.
  122. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2001. 304 с.
  123. М. Не забывать своих обещаний // Звезда. 20.10.00.
  124. И. К классификациииформ господдержки малого предпринимательства // Российский экономический журнал. 2000. № 12.
  125. В. Предпринимательская деятельность в ВУЗе // Российская юстиция. 2000. № 10.
  126. В. Пермская экономика на взлете // Путь октября. 16.09.2000.
  127. Ю. Формы государственной поддержки // Вопросы экономики.2001. № 5.
  128. Е.Н. Государственное регулирование деятельности акционированных предприятий в условиях региона. Киров: Кировская областная типография, 1998. 116 с.
  129. С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М.: ТОО «Контур», 1999. 290 с.
  130. С. Промышленная политика: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2001. № 9.
  131. С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики // Российский экономический журнал. 2000. № 2.
  132. Э. Иной путь невидимой революции в третьем мире // Экономические и социальные проблемы России. 1999. № 4.
  133. Е.Э. Вывод промышленности России из кризиса -задача государства и предпринимательства. М.: ООО «Научно-исследовательский центр «Космо», 2001. 117 с.
  134. Ю.В. Результаты мониторинга предприятий в системе Банка России//Эко. 2001. № 10.
  135. JI. В Совете Федерации России теперь работает наш депутат // Осинское Прикамье. 16.03.00.
  136. JI. Стратегия избрана верная // Осинское Прикамье. 12.04.2001.
  137. Д. Новая волна предпринимательства // США. Экономика. Политика. Идеология. 1988. № 6.
  138. А.С. Вопросы формирования оптимальной структуры капитала предприятия //Материалы международной научно-практической конференции «Экономическая и энергетическая безопасность регионов России». Пермь. 2003. 4.1.
  139. Е.А. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве//Хозяйство и право. 1997. № 1.
  140. А.И., Романова О. А., Ченчевич С. Г. Факторы и возможности устойчивого промышленного развития региона. Препринт. Екатеринбург. 1997
  141. В.И. К проблеме обеспечения конкурентоспособности России // Материалы международной научно-практической конференции
  142. Экономическая и энергетическая безопасность регионов России». Пермь. 2003. 4.3.
  143. Ю. Юридические режимы государственного регулирования экономики // Право и экономика. 2000. № 5.
  144. В.Ф. Промышленное развитие Западного Урала. Пермь. 1958.
  145. И.Г. Изолированное государство. М., 1926. 158 с.
  146. О.И. Природа фирмы. М.: Дело, 2001. 360 с.
  147. Д. Постигаем экономику. М.: Юнити, 1997. 484 с.
  148. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып.1. М.: Прогресс, 1991. 159 с.
  149. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993. 349 с.
  150. B.JI. Есть ли у Правительства программа выхода из кризиса // Эко. 2001. № 3.
  151. Фань Чуньюн. Государственная поддержка малых и средних предприятий в Китае // Вопросы экономики.2002. № 7.
  152. Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 1999.
  153. Г. Основы и проблемы экономики предприятия./ Под ред. Поршнева А.Г.// М.: Финансы и статистика, 1996. 511 с.
  154. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
  155. Щенникова J1.B. Вещное право. Пермь: Пермский университет, 2001.240 с.
  156. Е.Ю. Миссия государства в создании рыночных отношений // Материалы международной научно-практической конференции «Российская экономика на рубеже XXI века». Пермь, 1999.
  157. Л.И. Некоммерческий сектор экономики: проблемы правового регулирования // Государство и право. 1992. № 3.
  158. Е. Главное звено реформ — предприятие // Экономическая газета. 1987.№ 32.
  159. Applebaum W. Marketing Geography Comes to Age // Store Location and Development Studies. Worcester, 1961.
  160. Alderson W. Marketing Behavior and Executive Action. Homewood, 1957.
  161. Barger H. Distribution Place in the American Economy Since. N.Y., 1955.
  162. Ballon R. Basic Business Logistics. New Jersey, 1978.
  163. Ray B. Market Potential and Economic Shadow. Chicago, 1965.
  164. Reilly W. The Law of Retail Gravitation. NJ., 1931.
  165. Berry B. Geography of Market Centers and Retail Distribution. Englcwood, 1967.
  166. Berry В.У., Parr U.D. Market Centers and Retail Location: Theory and Applications. Englewood, 1988.
  167. Beawon K. Central Place Theory: Reinterpretation. N. Y, 1977.
  168. Bulderston F., Hoggat A. Simulation of Marketing Process. Berkeley, 1962.
  169. Brourn S. Institutional Change in Retailing: A Geographical Perspective //Progress in Human Geography. 1987. № 11.
  170. Birking M., Foulger F. Sales Performance and Sales Forecasting Using Spatial Interaction Modeling // Univ. of Leeds. Working Paper. 1992. № 21.
  171. Brayer R. The Marketing Institution. N. Y., 1934.
  172. Duddy E., Revzan D. Marketing: An Institutional Approach. N.Y., 1953.
  173. Chnstaller W. Die Zentralen Girte in Suddeutschland. Jena, 1933.
  174. Converse P. New Laws of Retail Gravitation // Journal of Marketing. 1949. № 14.
  175. Clark F., Clark C. Principles of Marketing. N.Y., 1942.
  176. Coyle У., Bardi E. The Management of Business Logistics. N.Y., 1978.
  177. CuolebasA Von Thunen in Retrospect // Economic Geography. 1959. № 35.
  178. Davies R. Marketing Geography. London, 1976.
  179. Yanelle M. The Strategic Analysis of Intermediation // European Economic Review. 1989. № 33.
  180. Druker P. Innovation and Entrepreneurship (Praktice and Principlts). L. Pan Books, 1986.
  181. Englander O. Theoric des Guterverkehrs und der Frachtsatre. Jena, 1924.
  182. Earle J., Estrin S. After Voucher Privatization: The Structure of Corporate Ownership in Russian Manufacturing Industry. Site Working Paper № 120/ Stockholm, Stockholm Institute of Transition Economics and East European Economies, 1997.
  183. Fernie L. Retail Distribution Management. London, 1990.
  184. Hammulton F. Special Analysis, Industry and the Industrial Environment. Chester, 1983.
  185. Harris C. The Market as a Factor in the Location of Industry in the US // Annalis of the Association of American Geographers. 1954. № 44.
  186. Heskett J., Ivier R., Business Logistics. NL., 1964.
  187. Howard G. Marketing Management Analysis and Decision. Homewood, 1957-
  188. Launhardt W. Die Bestimmung des Zweckmassigsten Standort Einer Gewerblichen Anlage // Zeitschrift des Vereins der Deutscher Ingeniers. 1982. № 3.
  189. Leavitt Th. The Marketing Mode. N.Y., 1969.
  190. Palander T. Betrage zur Standorttheorie. Uppsala, 1935.
  191. Schaffle A. Das Gesellschaftliche System der Menschlichen Wirtschaft. Wiena, 1973.
  192. Stewart J. Potential of Population end Relationship Co Marketing // Theory in Marketing. Illinois, 1950.
  193. Show A. An Approach to Business Problems. Marketing Functions and Marketing Organization // American Economic Review, 1917.
  194. Show A. Problems in Market Distribution // Quarterly Journal of Economics, 1912.
  195. Westerfield R. Middlemen in English Business // Transactions of the Connecticut Academy of Arts and Sciences, New Haven, 1915.
  196. Williamson O. The Economic Institutes of Capitalism. N.Y., 1985.
  197. Eliasson G. The Economics of Institutes and Markets. Stockholm, 1986.
  198. Ensminstcr J. Making and Market: the Institutional Transformation African Society. N. Y, 1992.
  199. Справочник. Промышленность Пермской области. Пермь. 2003.
  200. Статистический ежегодник Пермской области // Госкомстат России. Пермский областной комитет государственной статистики. Официальное издание. 2001.
  201. Россия в цифрах. Крат.стат. сб./ Госкомстат России. М., 2003.
  202. Основные показатели социально экономического положения регионов Российской Федерации в 2000 году. Госкомстат России. //Российская газета. 14.02.2001 г.
  203. Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста. Доклад Всемирного банка // Вопросы экономики. 2000. № 3.
  204. Пермская область в цифрах. Официальный сборник. Госкомстат, Пермь. 2003.
  205. Российский статистический ежегодник. Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2003.
  206. Сборник «Золотой запас отечества 2001» Официальное печатное издание. М., 2001. 345 с.
  207. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997.
  208. Цифры и факты // Экономика и жизнь. 2001. № 24.
  209. Об итогах работы Арбитражных судов в 2001 году // Вестник Высшего Арбитражного суда. 2002. № 4.
Заполнить форму текущей работой