Выводы по разделу7.
1. В условиях эскалации военной напряженности, начала и ведения боевых действий информационное обеспечение воспитательной работы должно способствовать созданию у военнослужащих необходимого для боя морально-психологического состоянияподдержанию морально-психологического превосходства личного состава своих войск (сил) над' личным составом противникане допущению деморализации своих войск (сил). Активизировать деятельность по снижению морального духа противника, его морально-психологическому и информационному подавлению, дезинформации, лишению способности к активным боевым действиям и сопротивлению.
2. Опыт локальных войн, вооруженных конфликтов в 90-е гг. доказывают, что решение задач по массированному информационно-психологическому подавлению противника и соответственно противодействие и защита войск от него по сути становятся первостепенными оперативными задачами при переводе войск страны с мирного на военное положение, ведении операций (боевых действий) как стратегического, так и оперативного масштаба.
3. Исследование показало, что ядром информационного обеспечения воспитательной работы при выполнении войсками (силами) задач в особых условиях должна стать всесторонне обоснованная информационно-пропагандистская концепция, которая включала бы основные оценки.
164 национальных интересов, сложившейся обстановки, идейные формулы, четкие формулировки целей и приоритетов военной кампании.
4. Исследованием подтверждена значимость информационного обеспечения воспитательной работы одного из ключевых факторов, формирующих информационную обстановку и общественное мнение, являющиеся основой выполнения боевой задачи и победы над противником. Но в 90-е гг. численность, качество сил, скудность материальной базы не способствовали эффективному решению задач ИО при ведении боевых действий в особых условиях.
5. Повышению эффективности и качеству информационного обеспечения в особых условиях, по мнению автора, будет способствовать повышение веса в ней средств массовой информации, радиои телесредств, достоинствами которых являются повышенные коммуникативные возможности, способность привлекать к диалогу самых компетентных специалистов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование, основанное на анализе официальных документов, архивных и текущих источников, материалов периодической печати позволило автору сделать вывод, что процесс формирования системы информационного обеспечения воспитательной работы в Вооруженных Силах России и ее дальнейшее развитие носили объективный характер.
По мнению автора, конкретно-историческая обстановка 90-х гг. позволила выделить ряд факторов, оказавших существенное влияние на деятельность органов военного управления по информационному обеспечению процесса воспитания в армии и на флоте. К ним следует относить:
I. Факторы глобальные — новые реалии в мире, изменения в характере международных и военно-политических отношений, распад организации Варшавского Договора, СССР, некогда единых и мощных Вооруженных Сил, появление в мире новых центров силы с разнонаправленными интересами и явное стремление США отстоять формирование однополярного мира1.
II. Факторы региональные — возникновение новых региональных проблем, активизация военно-блоковой политики США и западных государств (в частности, расширение НАТО на Восток — 12 марта 1999 г. данный блок пополнился тремя новыми членами: Польшей. Чехией. Венгрией)" ', вооруженные конфликты на территории России и сопредельных государств, включая СНГ. Объявление США территории государств СНГ сферой своих жизненных интересов, их вмешательство под эгидой НАТО в дела суверенных.
1 См.: Волков Л. Судьбоносные решения /У Независимое военное обозрение. 1999. № 38- Михайлов Н. В преддверии вызовов XXI века У/ Независимое военное обозрение. 1999. № 39: Квашнин А. Альтернативы возобновлению сотрудничества с НАТО нет /У Независимое военное обозрение. 1999. № 45.
См.: Прокопьев С. Раздоры в стане союзников /У Независимое военное обозрение. 1999. № 44. государств (Ирак (1990;1991 гг.), Югославия (1999 г.).
III. Факторы общественно-государственные — трудности и противоречия перехода российского общества к рыночным отношениямсложная экономическая ситуациясоциальная напряженность в обществеотсутствие духовных ценностей адекватных избранному Россией путинерешенность социальных проблем населения.
IV. Факторы военно-политические. Они связаны с притормаживанием хода военной реформы, непосредственным участием Вооруженных Сил в разрешении и разблокировании военных конфликтов, в том числе и на территории собственной страны (Чечня 1994;1995 гг., 1999;2000 гг.- Дагестан 1999 г.), со значительным сокращением армии и флота, отсутствием надежного механизма реализации «пакета» военных законов и социальной защиты военнослужащих1.
Как показало исследование, осмысление и решение проблемы информационного обеспечения воспитательной работы невозможно рассматривать без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в государстве. Автор на основе комплексного исторического исследования выделяет два периода, охватывающие 90-е гг., определившие основные направления, задачи, сущность и содержание деятельности органов военного управления по информационному обеспечению воспитательной работы.
Первый период 1991;1994 гг. — период создания, становления и реформирования системы информационного ¦ обеспечения воспитательного процесса в Вооруженных Силах России.
Свою деятельность органы военного управления осуществляли в период становления новой российской государстве11ности. характерных вспышек.
1 Арх ГУ ВР ВС РФ, 1997, д. 2 В, д. 1 К: 1992, д. 9ГАрх. упр. воспитат. работы 76 В А, 1993, д. 14- 1998, д. 5- Арх. упр. воспитат. работы 6 ОА ПВО, 1998, д. 28- Арх. упр. воспитат. работы 6А ВВС и ПВО, 1999, д. 2. политической и межнациональной напряженности, создания Российских Вооруженных Сил.
Этому периоду свойственно резкое понижение социального статуса Вооруженных Сил, падение престижа воинской службы в обществе. Во многих частях некомплект офицеров в низовых звеньях достигал 50−60%, что усиливало социальную напряженность среди старших офицеров, которые вынуждены были нести дополнительную нагрузку. На достаточно высоком уровне оставался некомплект военнослужащих срочной службы (в отдельных частях он достигал 60−80%). Ухудшилось качественное состояние призываемого в Вооруженные Силы личного состава. Возросло число молодежи криминогенного характера (приводы в милицию, судимость, употребление спиртных напитков и наркотиков). В армейскую среду проникли зачатки «новой» морали, основанной на власти денег. В войсках выросло количество хищений, злоупотреблений служебным положением, конфликтов между различными категориями военнослужащих на почве неуважительного отношения друг к другу. Нарастание социальной напряженности в войсках, отрицательное влияние внешних и внутренних факторов сказывались на уровне общественно-государственной подготовки, вызывали сложные проблемы в организации и проведении учебно-воспит агслыюго процесса.
Изучение научных трудов, текущих и архивных источников, анализ войскового опыта деятельности органов военного управления по информационному обеспечению воспитательной работы в первой половине 90-х гг. показали, что она хоть и организовывалась, проводилась на основе общих концептуально-методологических и организационно-управленческих установок, характерных для деятельности личного состава Вооруженных Сил, со своей задачей воспитательные структуры не справились.
Второй период 1995;1999 гг. — период повышения ж развития роли информационного обеспечения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Органы военного управления, осознавая тот факт, что информация становится главным продуктом и основным товаром в стране, потенциальным источником мощи Вооруженных Сил, столкнулись с проблемой внедрения в их повседневную деятельность современных методов работы с разнообразной информацией. Это потребовало от органов военного управления значительной корректировки информационного обеспечения процесса воспитания в армии и на флоте. В их функциях и на практике особое место заняли следующие задачи.
Среди них выделялись: информирование военнослужащих о военной политике государства, решениях высшего руководства Вооруженных Сил, социально-экономических и морально-психологических условиях выполнения стоящих перед ними задачформирование у военнослужащих системы общественно-гуманитарных, военно-специальных знаний, необходимых для успешного выполнения воинского долгаинформирование воинов о героических традициях армии и флота, боевом опыте и формирование положительного общественного мнения, способствующего решению оборонных задачсвоевременное доведение до личного состава и разъяснение законов, приказов, директив, учебных и боевых задач, поставленных перед частями и кораблямиудовлетворение актуальных информационных потребностей в оен нос л ужа ших: оперативное информирование войск о противнике, состоянии его морального духа, агрессивных намерениях и эффективных способах п роги вод ейств ия емуобеспечение высокого морально-психологического состояния личного состава и информационной безопасности войск (сил) в ходе решения учебных и боевых задач.
Анализ исторических условий позволил выделить три достаточно самостоятельных и четко выраженных группы причин, обусловивших объективную необходимость возрастания роли информационно-воспитательной работы в решении задач, стоящих перед Вооруженными Силами в исследуемый период.
К группе причин политического характера отнесены: совершенствование механизма функционирования военной политики Российской Федерации, контроль за принятием и выполнением военно-политических решений, координация государственных программ военного строительства, совершенствование военной доктрины: обеспечение социально-политической стабильности в обществе, конституционного порядка и социального согласия, ограничение сепаратистских и националистических тенденций, недопущение втягивания Вооруженных Сил в разрешение внутренних социально-политических противоречий и конфликтов и провоцирования их на выполнение несвойственных им функцийнедопущение в соответствии с законодательством деятельности в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации политических партий и объединений, движений, преследующих политические цели, а также пропаганды идеологии насилия и войны.
К группе причин социального характера, как показало исследование, можно отнести: гарантированное материальное и социальное обеспечение жизнедеятельности военнослужащих и их семей, предусмотренное федеральным законодательством и контрактными условиями прохождения военной службы, установление взаимной ответственности государства и военнослужащих за соблюдение взятых на себя обязательствнеукоснительное соблюдение центральной и местной властью законодательства Российской Федерации о социальном статусе военнослужащих на всей территории государстваподдержание на высоком уровне престижа военной организации и военной службы.
К группе причин духовного характера автор причисляет: признание всем обществом и военнослужащими ценностей, проверенных опытом и борьбой предшествующих поколений, традиций Российского общества и воинства в деле защиты Отечестваформирование системы консолидирующих общество духовных ценное гей, объединяющей в своем содержании позитивные элементы основных общественно-политических движений России, а также национально-исторические ценности досоветского, советского и постсоветского периодов жизни России: создание и постоянное совершенствование в обществе и Вооруженных Силах системы военно-патриотического воспитания молодежи, морально-психологического обеспечения военной службы и военной деятельности, направленной на укрепление обороноспособности государства, повышение боевой готовности его военной организации.
В целом следует отметить, что в содержании, организации, формах и методах информационного обеспечения процесса воспитания в исследуемый период органами военного управления учитывался характер выполняемых личным составом задач, особенности ведения боевых действий и другие факторы.
Проведенное исследование дало возможность не только обобщить опыт деятельности органов военного управления по информационному обеспечению процесса воспитания в исследуемый период, но и извлечь из него необходимые уроки.
Урок первый. Исторический опыт свидетельствует, о необходимости тщательной теоретической разработки решения проблемы информационного обеспечения воспитательной работы.
Урок второй. Эффективность информационного обеспечения воспитательной работы во многом зависит от научно обоснованного определения центральной идеи, вокруг которой строится вся система воспитания личного состава Вооруженных Сил. Представляется, что такой идеей может быть только идея патриотизма, любви к Родине, своему народу и готовности к их защите.
Урок третий. Исследование показало, что информационно-воспитательная работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военноелужапщх государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям российских армии и флота.
Урок четвертый. Большое влияние на качество и эффективность информационного обеспечения воспитательной работы в Вооруженных Силах оказывает система подготовки соответствующих кадров в руководящем звене Вооруженных Сил.
На основе анализа текущих и архивных документов военного руководства Вооруженных Сил России, частей и соединений, обобщения имеющихся исследований и литературы за период с 1991 г. до 2000 г. автор рассмотрел основные направления, формы и методы деятельности органов военного управления по информационному обеспечению воспитательной работы и пришел к следующим выводам.
Вывод первый. Исследования показывают, что в любых войнах, локальных конфликтах наряду с использованием военной силы всегда со стороны всех участников будет применяться целый комплекс информационных мероприятий, прямо или опосредованно направленный на создание благоприятных условий со стороны общественного мнения по поддержке своих войск, на выставление в крайне негативном свете действий противной стороны, на обеспечение информационной стабильности своих Вооруженных Сил. Поэтому совершенно очевидно, что владение, умелое использование информации значительно будет способствовать повышению эффективности применения Вооруженных Сил.
Вывод второй. Важнейшая роль в современном военном строительстве наряду с решением концептуальных научно-теоретических, оперативных, экономических, кадровых и других вопросов отводится информационному обеспечению воспитательной работы. Это направление деятельности органов военного управления, воспитательной работы, командиров и начальников всех степеней в современных условиях является важнейшей составной частью воспитательной работы с личным составом армии и флота.
Вывод третий. Исходным функциональным элементом деятельности воспитательных структур выступало определение содержания информационно-воспитательной работы, от качества которого зависела степень ее связи с задачами, стоящими перед воинскими коллективами. К тому же основными источниками и критерия ми обновления данной деятельности выступали: требования руководящих документовзадачи и проблемы, стоящие перед Вооруженными Силамиинформационные интересы и потребности личного составаособенности организации служебной деятельноститребования к информационной работе и ее опыт.
Вывод четвертый. Реальные информационные интересы личного состава служили одним из основных критериев определения содержания информационного обеспечения.
Анализ исторического опыта деятельности органов военного управления по информационному обеспечению воспитательной работы позволил автору выдвинуть ряд научно-практических рекомендаций.
Во-первых, как показало исследование, вопросы информационного обеспечения воспитательной работы относятся к числу наиболее сложных и актуальных задач. Одним из эффективных средств, способствующих решению практических задач информационного обеспечения, автор видит в создании и широком использовании территориальных автоматизированных систем управления, которые располагали бы интегрированной информацией о социальной инфраструктуре в месте дислокации воинских частей, подразделений. Широкое применение ЭВМ в настоящее время в информационно-воспитательной работе позволило бы повысить оперативность и достоверность получения информации, резко сократило бы время на текущий сбор, обработку и передачу данных и высвободило бы время офицеров-воспитателей для решения перспективных проблем, кроме того появилась бы возможность периодического анализа информации и выявления проблемных ситуаций. В каждой части, в каждом воспитательном органе на базе ЭВМ должна сформироваться система по сбору, переработке и распространению информации в интересах стоящих задач. Важно при этом использовать электронную почту и локальные сети, предусмотреть разработку и рас прос тра нсн и е программного обеспечения в целях информационпо-воспигательной работы.
В связи с этим автор предлагает в Вооруженных Силах создать вычислительные информационные сети органов воспитательных структур для обслуживания директивных органов (центральных органов военного управления) и обратной связи с подчиненными частями. В их состав предлагается ввести: территориальный вычислительный центр (вычислительный центр по месту дислокации соединения) как единый информационный и программно-технический центр хранения и обрабоIки информацииавтоматизированные информационные пункты частей и подразделений.
В качестве оконечных вычислительных устройств целесообразнее всего использовать автоматизированные рабочие места обеспечивающие, как правило, реализацию следующих функций: сбор, контроль, регистрацию и хранение данныхэффективный доступ к информации, ее оперативную обработку и отображениеоперативный доступ к базам данных других ЭВМдоведение до подчиненных частей и подразделений соответствующих управляющих воздействийинформационное обслуживание совещаний.
Во-вторых, но мнению автора, информационное обеспечение воспитательной работы станет более эффективным, если органы воспитательной работы соединений и частей будут оснащены электронно-вычислительными машинами и разработанными электронными версиями учебников, пособий и различных материалов по общественно-государственной подготовке.
В-третьих, в целях повышения престижа военной службы и Вооруженных Сил органам военного управления предлагается рассмотреть вопросы: по организации в воинских гарнизонах кружков для подготовки допризывной молодежи к службе в армии и на флоте по конкретным специальностямвозможности получения дополнительной гражданской специальности во время службы в Вооруженных Силах и льгот в получении высшего образования за счет Министерства обороны РФпо привлечению Российского спор I ивно-технического общества и других молодежных, спортивных и патриотических обществ к совместному сотрудничеству по физической и нравственной подготовке молодежи к службе в армииактивной и привлекательной подачи рекламы воинской службы через СМИ.
В-четвертых, в целях повышения профессионализма воинской службы автор предлагает активно использовать разработанные системы тестов умственного и физического развития призывников, их деловых и морально-психологических качеств, что препятствовало бы проникновению в армейскую среду людей, не способных успешно выполнять воинский долг, с заранее сложившейся негативной ориентацией на воинскую службу.
Диссертант считает, что в настоящее время возникла необходимость вернуться к начальной военной подготовке на базе среднего образования. Это даст возможность глубже изучить призывной контингент представителям воинских комиссариатов совместно с администрацией школ.
В-пятых, система информационного обеспечения воспитательной работы предполагает наличие на местах подготовленных специалистов в теоретическом и практическом отношениях, способных осуществлять руководство этим процессом с учетом новейших достижений науки и практики.
Опыт боевых действий в Чечне и Дагестане показали, что к боевым действиям личный состав надо готовить в идеологическом, морально-боевом и психологическом отношениях. Решение этой задачи может быть достигнуто целенаправленной подготовкой в Военном университете заместителей командиров соединений и частей по воспитательной работе, как организаторов процесса воспитания в Вооруженных Силах.
В-шестых, автор считает, что дальнейшему изучению и исследованию опыта деятельности командиров (начальников) по информационному обеспечению воспитательной работы послужили бы меры теоретической и практической разработки ряда проблем. Таких как: информационно-воспитательная работа по повышению престижа воинской службыинформационное обеспечение воспитательной работы среди призывного контингентаистория рекламы военной службы.
В-седьмых, Главному управлению воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации целесообразно рассмотреть вопрос по созданию в своей структуре управления информационного обеспечения, комплексно и системно решавшее информационно-аналитические и информационно-воспитательные задачи в интересах совершенствования процессов подготовки, обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил России в современных условиях.
В-восьмых, материалы диссертационного исследования вполне возможно использовать в ходе проведения занятий в высших военно-учебных заведениях по проблематике воспитательной работы и морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Конечным результатом и критерием эффективности информационного обеспечения воспитательной работы в Вооруженных Силах следует считать приверженность россиян государственно-патриотической идеологии, в фундаменте которой лежат традиции российского общества и армии, конституционные ценности современного российского государства, демократические принципы и цели становления правового государства и гражданского общества, высокие нравственно-психологические качества народа и его защитников.
1. Eapr M.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 342 с.
2. Блок М. Апология истории и ремесло историка. М.: Наука, 1986. 254 с.
3. Бород кии Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 188 с. 14.1'арскова И. М. Банки и базы данных в исторических исследованиях. М., 1994.215 с.
4. Иванов В. В. Методологические основы исторического познания. Казань: Изд-во Казан. ун-та. 1991. 1 52 с. 1 .б.Кареев НИ. Теория исторического знания. Спб., 1913. 123 с.
5. Ключевский В. О. Методология русской истории. Собр.соч. в 9 т. Т. 6. М., 1989.476 с.
6. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования / АН СССР Отд-ние истории. М.: Наука, 1987. 438 с.
7. Логин В. Т. Диалектика военно-исторического исследования. M.: Наука, 1979.221 с.
8. Г84. Путь к современной армии. / Сборник «Военная реформа». М.: ГУ ВР ВС РФ, Военно-научная секция «За безопасность Отечества» при клубе «Реалисты», 1997. Вып.241.8 5. Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество.
9. Зарубежная историография проблемы.
10. Винер II. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983. 328 с.
11. Таллер М. Что такое «историко-ориентированная база данных" — Что такое «историческая информатика»? // История и компьютер: новые технологии в исторических исследованиях и образовании / Пер. Л. И. Бородкина и В.Левермана. Goettingen, 1993. 403 с,.
12. Шеи он К. Э. Работы по теории информации и кибернетики. М.: Иностр. лит.1963. 830 с.
13. Cherry С. World of communication. London, 1971. 137 p.
14. Dominik J. Dynamics of mass communication. N.Y., 1983. 205 p.209.