Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая безопасность региона и ее ориентация на эффективность и конкурентоспособность бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке стратегии экономической безопасности региона как основы корпоративного бизнеса необходимо, прежде всего, выявление наиболее острых болевых точек, угрожающих устойчивости и безопасности. Первым шагом на этом пути должна стать интегрированная оценка социально-экономической стабильности региона в целом. Необходимость начинать анализ проблем экономической безопасности бизнеса с такой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАНЫ ПОД
  • ВЛИЯНИЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 1. 1. Глобализация и ее влияние на обеспечениенациопальных интересов страны и регионов
    • 2. Формирование современной конфигурации механизмов управления, ориентированных на безопасность
    • 3. Обеспечение цивилизованного федерализма и преодоления региональной дезинтеграции
    • 4. Условия целостности пространственно-регионального развития страны
    • 5. Алгоритм модернизации современного российского регионализма
  • ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ СТРАНЫ И РЕГИОНОВ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ И БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Императивы активной экономической динамики и устойчивого субнационального развития регионов
  • §-2.Современные межбюджетные отношения и их готовность к стратегическому прорыву экономики регионов
    • 3. Ориентация региональной политики на обеспечение надежности и безопасности бизнеса
    • 4. Роль модуля «развития» в обеспечении безопасности региональных корпоративных образований
  • ГЛАВА III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ
    • 1. Особенности категориальной трактовки обеспечения безопасности экономики регионов страны
    • 2. Многоаспектность рисков и угроз экономической безопасности регионов
    • 3. Особенности обеспечения безопасности предпринимательства в регионах страны
    • 4. Региональные аспекты обеспечения безопасности фондового рынка
    • 5. Формирование механизмов регионального антикризисного управления
  • Глава IV. СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ СТРАНЫ
    • 1. Роль корпоративного бизнеса в формировании фундаментальной базы безопасности экономики регионов
    • 2. Состояние основных фондов и меры по предотвращению техногенных кризисных ситуаций в регионе
    • 3. Основы стратегии экономической безопасности регионального бизнеса и механизмы ее реализации
  • Глава V. ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И
  • БЕЗОПАСНОСТЬ КОМПАНИЙ РЕГИОНА
    • 1. Теоретические подходы к обеспечению инвестиционной безопасности компаний региона
    • 2. Формирование региональных инвестиционных резервов для предотвращения техногенных катастроф
    • 3. Направления повышение инновационной активности регионального корпоративного бизнеса
    • 4. Современная инвестиционно-инновационная стратегия региональных компаний в аспекте обеспечения безопасности экономики регионов
  • Глава VI. РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО СТРАХОВОГО БИЗНЕСА В НЕЙТРАЛИЗАЦИИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 1. Страхование как органический элемент системы субнациональной безопасности экономики региона
    • 2. Особенности обеспечения национальных интересов при реализации мер по развитию страхового рынка
    • 3. Оценка критериев риска и страхование рисков для нейтрализации кризисных ситуаций в регионах страны
    • 4. Стратегические аспекты развития страхования и его роль в обеспечении экономической безопасности региона
  • Глава VII. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕГО
  • УСТОЙЧИВОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Оценка производственного потенциала региона в аспекте решения задач экономического подъема и повышения его устойчивости
    • 2. Роль малого бизнеса в области нейтрализации негативных социальноэкономических ситуаций
    • 3. Система стратегических мер по повышению устойчивости и безопасности экономики Волгоградской области

Экономическая безопасность региона и ее ориентация на эффективность и конкурентоспособность бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в современных условиях одной из важнейших стратегических задач страны является обеспечение национальных интересов в сфере экономики и, особенно, субнациональных интересов в ее региональном сегменте. Влияние процессов глобализации, конкурентных отношений во всех социально-экономических сферах федерального государства и регионов обостряет проблемы жизнедеятельности на общественно-экономическом пространстве страны, активизируются процессы цивилизованного взаимодействия государства и бизнеса, повышая роль обеспечения безопасности и устойчивости развития как региональных систем, так и отдельных хозяйствующих субъектов.

Все большее влияние на развитие экономики России оказывает симбиоз таких ключевых институциональных элементов, как «государство-регион-бизиес-безопасность».

Одной из ключевых причин кризисного состояния российской экономики и экономики регионов является отсутствие системы защиты экономических интересов общества и государства и реальной эффективной экономической политики, направленной на обеспечение этих интересов. В настоящее время решение указанных проблем все теснее увязывается с концепцией безопасного развития страны. Для большинства регионов страны, находящихся в неустойчивом, нестабильном состоянии, данный подход становится определяющим стратегические решения в области регионального развития, обеспечении устойчивости и безопасности экономики регионов.

Особенно актуальными в этих условиях является выработка стратегических решений и научно-обоснованных рекомендаций по созданию в регионах страны условий для эффективного и конкурентоспособного бизнеса, деловой активности субъектов рынка, что возможно только при обеспечении проблем безопасного и устойчивого положения хозяйствующих субъектов.

Актуальность темы

диссертационного исследования усиливается теми обстоятельствами, что не все проблемы современной теории и практики обеспечения экономической безопасности исследованы в достаточной мере. В настоящих условиях отсутствует понимание единства и необходимости создания новых механизмов взаимодействия власти и бизнеса в решении ключевых проблем подъема российской экономики и обеспечения ее безопасного и устойчивого развития, особенно на региональном уровне.

Степень разработанности проблем. Проблема экономической безопасности страны, особенно ее регионального сегмента, является пока еще малоразработанной в теоретико-методологическом аспекте. К этому надо добавить определенные пробелы в таких аспектах, как обеспечение безопасности и устойчивости бизнеса, противостояние криминалу, коррупции, «теневой» экономике.

Необходимо отметить и наличие определенных различий в способах решения проблем безопасности в отечественной и зарубежной литературе. В зарубежной научной литературе безопасность исследуется, прежде всего, в рамках таких теорий, как теория катастроф (И. Зиман, Э. Ласло и др.), теория рисков (Р. Кеске, Р. Дембо и др.), ориентированных на достаточно локальные явления в сфере безопасности, теории устойчивости корпораций. К этому можно добавить попытки в теоретическом плане свести проблемы экономической безопасности лишь к конкурентной борьбе.

Наибольший вклад в изучение проблем экономической безопасности внесли российские ученые: J1. Абалкин, В. Сенчагов, А. Архипов, Р. Белоусов, И. Богдаиов,.

A.Гранберг, С. Глазьев, Б. Губин, О. Волков, Е. Иванов, А. Илларионов, Г. Клейпер, Е. Олейников, В. Павлов, О. Рогова, С. Рогов, Д. Львов, В. Тамбовцев, И. Фомипский и др. Региональный аспект обеспечения экономической безопасности подробно анализировался в работах В. Лексина, А. Куклина, О. Романова, А. Скопина, А. Татаркина,.

B.Чичканова и др.

Несмотря на значительное количество работ в этой области, многие аспекты проблемы исследованы недостаточно. В частности, это касается обеспечения безопасности собственности, взаимодействия власти и бизнеса в нейтрализации угроз безопасности, защиты экономических субъектов от негативных воздействий среды и власти, региональных аспектов предотвращения угроз безопасности и др. Можно отметить и слабую разработку политико-экономического аспекта принимаемых решений в области обеспечения безопасности.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в научном обосновании основ обеспечения экономической безопасности региона, ориентированной на развитие эффективного и конкурентоспособного бизнеса, и выработке практических рекомендаций по решению этих проблем. В соответствии с основной целью в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

— определение логики процессов трансформации основных конструкций регионального устройства под влиянием глобализационных процессов;

— выработка алгоритма модернизации современного российского регионализма, открывающего новые возможности экономического роста;

— обоснование мер, ориентированных на экономический подъем страны и регионов как национальный приоритет и фактор обеспечения безопасности;

— выработка теоретико-методических основ формирования системы обеспечения экономической безопасности регионов;

— разработка стратегии экономической безопасности корпоративного бизнеса в регионах страны;

— исследование инвестиционно-инновацииной устойчивости и безопасности компаний региона и выработка соответствующих практических рекомендаций;

— определение роли страхового бизнеса в нейтрализации кризисных ситуаций и обеспечении безопасности экономики региона;

— механизмы и меры повышения устойчивости и безопасности реального сектора экономики Волгоградской области.

Предметом исследования диссертационной работы является региональная финансово-экономическая политика, ориентированная па обеспечение безопасности и повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса региональных компаний.

Объектом исследования являются стратегии, программы, инструменты и механизмы обеспечения экономической безопасности и устойчивости регионального развития и эффективного бизнеса, в частности, компаний Волгоградской области.

Научная методология исследования базируется па современных достижениях теории и практики национальной, в том числе экономической, безопасности, принятых законах, правовых актах регулирования экономики и систем цивилизованного финансово-экономического регулирования в России и развитых странах, результатах научных исследований и практических разработок российских и зарубежных ученых и специалистов, работах научно-исследовательских организаций в области обеспечения экономической безопасности, повышения устойчивости экономики регионов и бизнеса региональных компаний.

В качестве информационной базы использованы статистические и аналитические материалы Правительства РФ, Совета безопасности РФ, Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Администрации Волгоградской области, практические разработки в области финансово-экономического регулирования развития Волгоградской области, в которых автор принимал личное участие, материалы конференций и симпозиумов.

Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании тенденций формирования основ экономической безопасности региона, ориентированных на обеспечение эффективности и конкурентоспособности бизнеса, выработке практических рекомендаций, связанных с реализацией национальных приоритетов в экономике регионов, обеспечением инвестиционно-инновационной устойчивости и безопасности компаний региона, активизацией эффективного страхового бизнеса в нейтрализации кризисных ситуаций в воспроизводственном процессе.

К важнейшим результатам работы, определяющим научную новизну, относятся следующие:

— обоснованы стратегические ориентиры России при интеграции в мирохозяйственные связи, связанные с обеспечением глобальной экономической безопасности, способностью реализовать принцип целостности регионального экономического поля страны и обеспечить такой уровень защиты, который отвечает национальным интересам страны и задачам эффективного противостояния вызовам «корпоративного глобализма»;

— обоснованы методические подходы к модернизации простраиственио-регионального развития страны в условиях противостояния политике регионального фритредерства и автаркии на основе использования принципов экономического выравнивания и принципа экстренного регулирования и контроля в процессе регионализации, ориентированной на самоподцержку корпоративного бизнеса;

— разработаны механизмы развития теоретико-методического спектра общей категории «экономический рост» путем введения более объемных по своему содержанию понятий: «экономический подъем» и «экономическое развитие" — разработаны основы реализации системы «управления развитием» компании на основе модульного принципа, при котором компании должны ориентироваться не только па корпоративные интересы, но и на национальные и субнациопальпые интересы и находиться в режиме предвидения, постоянной смены состояний, трансформациипредложены методические основы реализации схем преобразования с учетом факторов риска и безопасности компаний (модернизация, оздоровление, реструктуризация, реинжиниринг);

— разработаны методические основы обеспечения экономической безопасности бизнеса в регионах, систематизированы угрозы бизнесу в регионах с учетом того, что нейтрализация угроз способствует завоеванию конкурентных позиций бизнеса на мировых и внутренних рынкахпредставлена структура обеспечения безопасности региона в виде трех ключевых блоков: финансово-экономическая самостоятельность, стабильность и устойчивость региональной экономики, способность к саморазвитиюобоснована модель антикризисной модернизации экономики, определены механизмы антикризисного управления в региональной системе управления;

— разработаны механизмы повышения инвестиционно-инновационной безопасности экономики региона и создания предпосылок для формирования надежного инвестиционного потенциала в регионевыделены и систематизированы основные индикаторы безопасностиразработаны предложения по обеспечению устойчивого воспроизводства основных фондов и созданию инвестиционных резервов для предотвращения техногенных катастрофопределены меры по повышению инвестиционно-инновационной безопасности компаний на основе создания акционерных инновационных компаний (АИК) — предложены направления и инструменты совершенствования инвестиционно-инновационной политики в Волгоградской области путем активизации использования ряда нормативных актов в этой области («О налоговых льготах инвесторам», «О зонах экономического развития на территории области», «О государственных областных инвестициях» и др.);

— разработаны методические подходы к повышению эффективности страхового рынка как условия снижения уровня кризисных ситуаций в бизнесе и экономике региона и превращению его в органический элемент субнациональной безопасности экономикиопределены методические аспекты развития страхования, ориентированные на снижение уровня угроз безопасности бизнеса, в частности, введение антитеррористического страхования, страхование экспортных контрактов, замена лицензирования страхованием ответственности, страхование корпораций и корпоративных клиентов;

— на основе ситуационной оценки состояния реального сектора экономики Волгоградской области определены тенденции развития и меры по активизации малого предпринимательства в регионеразработана модель реализации программно-целевого управления экономикой Волгоградской области и предложен проект «Стратегии экономической безопасности Волгоградской области».

Практическое значение и апробация работы. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и практические предложения ориентированы на использование федеральными и региональными органами (в частности, Волгоградской области) для выработки мер по повышению устойчивости экономики и снижению уровня угроз безопасности в ключевых секторах экономики региона и региональных бизиес-компапий.

Результаты данного исследования использованы Администрацией Волгоградской области при выработке мер по обеспечению устойчивого развития региона, решении стратегических социально-экономических проблем. При участии автора разработаны «Долгосрочная программа социально-экономического развития Волгоградской области», а также ряд нормативно-правовых материалов, регламентирующих инвестиционную активность в регионе, поддержку малого бизнеса и др.

Основные положения диссертационной работы докладывались на международных, всероссийских и региональных симпозиумах и семинарах: 4-й научно-технической конференции «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России», Москва, 2001; Международной конференции «KONBIN-2001, Biennial Safety and Reliability International Conference» Poland, 2001; Международной конференции «SRA Europe Annual Conference», Lisbon, 2001; III международной научно-практической конференции «Оценка рисков в страховании», Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001; X международном форуме «Медико-экологическая безопасность, реабилитация и социальная защита населения», Москва, 2001 и др.

Публикации: По теме диссертационного исследования опубликована 21 работа общим объемом 31,3 п. л. (в том числе монография «Экономическая безопасность региона». — М.: Наука, 2004. 21,6 п.л., а также 12 работ в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки России).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Новое видение социально-экономического процесса во многом связано с цивилизованным подходом, получившим сильный импульс в условиях глобализации мировой экономики, превалирования модернизационных воззрений на характер общественно-экономического развития. Цивилизационпый подход расширяет диапазон факторов, определяющих развитие общества и экономики, в результате усложнения взаимосвязей между элементами и механизмами социально-экономического процесса. Речь идет о достижении обществом и экономикой более высокой стадии социального, промышленного, культурно-исторического развития. Этому новому уровню развития соответствует и процесс финансовой глобализации экономики в ее современных формах.

С позиций стратегически отдаленной перспективы можно принять некоторые идеи глобализации, однако при этом четко отдавая себе отчет, что через понятие глобализации навязывается фактически новое понимание развития современного общества, новая социальная философия80. Естественно, что не со всеми постулатами можно соглашаться, тем более безоговорочно их принимать, учитывая реалии развития России и ее регионов. Особенно ярко это проявляется в том, что под флагом глобализации практически реализуется идея мирового господства корпоративизма со всеми вытекающими из него негативными последствиями. У достаточно широких кругов общественности в разных странах мира понятие «корпоративный глобализм» ассоциируется с агрессией против человечества со стороны узкой группы мировых олигархов, с чем отчасти можно согласиться, не отвергая, впрочем, в целом позитивных тенденций корпоративизации, в частности наблюдаемых в современной регионализации экономики России.

2. Целостность регионального экономического поля может быть обеспечена путем взаимодействия российских экономических субъектов в их противостоянии глобализациопным тенденциям. Региональное рыночное поле многозначно, на нем взаимодействуют различные тенденции: глобальные, страновые, региональные. В этих условиях важную роль играют оценки уровня капитализации экономических субъектов, так как под влиянием мировых глобализационпых тенденций отмечаются попытки его занижения. Вот почему так необходима оценка базиса региональных фирм и соответствующей их капитализации, причем в российском рублевом пространстве (а не в долларовом) А для этого требуется обеспечение реальной ин.

80 Андрющепко Е. Г. Древнее ростовщичество под вывеской глобализации // Безопасность. 2001. № 56. вентаризации промышленных инфраструктурных активов регионов (избежав их занижения).

Необходимость решения проблем обеспечения безопасности и устойчивости экономики страны и ее регионов в условиях цивилизованного развития экономической жизни исключает негативное влияние авторитарной финансово-паразитической олигархии, действующей под флагом «глобализации». Глобализация должна обеспечивать многомерность мира, не тормозя национальные тенденции развития, отвечая национальным интересам России и ее регионов.

3. Социум стремится к безопасности, и это естественное стремление человечества определяет во многом взаимосвязь с окружающей средой при формировании конкретной системы социально-экономических отношений. Сам факт стремления к обеспечению безопасности в социуме, в частности в его региональных системах, превращает категорию «безопасность» в важнейшее социальное явление. Обеспечение безопасности общества, населения наиболее тесно связано с экономической безопасностью, а через нее осуществляется связь с другими сферами, требующими защиты: оборона, культура, информатика и т. д.

В общей постановке можно выделить ряд основных направлений, ориентированных на всестороннюю безопасность общества: экономический рост, развитие социальной сферы и охрана здоровья нации, борьба с сепаратизмом, оборона, правоохранная деятельность, экология и охрана природы.

Предметное поле обеспечения безопасности достаточно широко и зависит от характера угроз и критических ситуаций в обществе и экономике. И это поле должно контролироваться эффективной институциональной системой обеспечения безопасности, а именно системой государственных органов, ориентированных па решение этих проблем.

4. Реформы в России должны получить новый импульс, связанный с региональной интеграцией и самоопределением, практической реализацией принципа цивилизованного экономического федерализма, предполагающего:

•учет специфики регионов в осуществлении структурной, инвестиционной и социальной политики;

•перенос ряда направлений реформы (предпринимательство, привлечение инвестиций, социальное обеспечение, экология) на региональный уровень;

• разработку специальных программ развития регионов.

При этом основная задача создания новой пространственной интеграции экономики России требует решения следующих проблем:

•формирования эффективного механизма горизонтального и вертикального взаимодействия регионов;

•развития территориального разделения труда;

• создания единого рыночного пространства;

• предупреждения распада межрегиональных связей;

• борьбы с экономическим и политическим сепаратизмом.

5. Проблема регионализации, по большому счету, — это проблема обеспечения целостности экономического пространства России, которая обеспечивается за счет активизации региональных факторов экономического развития. Это не только целостность властной вертикали одинаковых субъектов Федерацииэто целостность, основанная на многообразии региональных условий, интересов, факторов, стратегий, управленческих инноваций. Основные причины неэффективности реформ, как правило, фиксируются па региональном уровнепоэтому необходим анализ важнейших из них с учетом проблем, возникающих в ходе развития новых экономических отношений и требующих разрешения как на федеральном, так и на региональном уровнях.

6. В настоящее время российские регионы стоят перед дилеммой — радикальная открытость или «здравый» протекционизм в решении проблем внешних взаимодействий. Разумные ограничения обеспечивают экономику регионов большей устойчивостью и безопасностью, хотя и могут сдерживать активное проникновение инноваций и новых технологий. А поэтому наиболее целесообразно, на наш взгляд, деловое сочетание разумного протекционизма и прагматической открытости, которое является реальной предпосылкой роста эффективности региональных экономик при снижении влияния негативных факторов, неравноценного обмена, коррупции и криминала.

7. В данном диссертационном исследовании проблемы экономического роста рассматриваются не в плане формулирования новой социально-экономической идеологии развития российской экономики (это стратегическая задача российской экономической науки), а в аспекте выработки практических мер по корректировке реформирования с позиций обеспечения экономической безопасности регионов страны. При этом экономический рост представляется как система реальных практических мер, обеспечивающих прежде всего подъем промышленности и в первую очередь активное возобновление роста производства продукции обрабатывающей промышленности в ключевых сегментах экономики региона.

Поэтому представляется возможным (и необходимым) расширить теоретический спектр общей категории «экономический рост», вводя в анализ такие понятия, как экономический подъем" и «экономическое развитие». Данные три понятия не являются однозначными, при обоснованном содержательном разграничении они могут быть использованы для практической интерпретации многих важных процессов, происходящих в экономике России.

8. Категория «экономическая безопасность» отличается значительной сложностью и многоаспектностыо: ее сущность предопределяется действием как многих объективных и субъективных факторов, так и условиями и сферами проявления негативных тенденций в развитии общества и экономики страны. Учитывая это, следовательно, сущность экономической безопасности определяется не только состоянием экономики, но и эффективностью институтов власти, призванных обеспечивать государственную защиту национальных экономических интересов не только в стране, но и в се регионах.

9. В разных изданиях используются различные трактовки понятий, связанных с экономической безопасностью регионов. По нашему мнению, экономическую безопасность целесообразно определить как характеристику основных социально-экономических параметров развития экономики региона, при которых обеспечивается выявление и предупреждение возникновения угроз развитию ключевых сфер экономики, определяющих ход воспроизводственного процесса в регионе.

10. Вслед за выявлением негативных явлений, возникающих в результате реформирования экономики, и их оценкой наступает стадия выработки стратегии противодействия этим явлениям. Поскольку кризисная ситуация, сложившаяся в экономике, во многом обусловлена дефектами теоретических концепций, лежащих в основе нынешней экономической политики81, особенно региональной, необходима разработка мер нетрадиционного порядка, позволяющих:

• своевременно предупредить финансовые катаклизмы;

• обеспечить нейтрализацию их негативных последствий;

•блокировать распространение дестабилизирующих импульсов, не допуская перехода кризисов в катаклизмы.

11. Антикризисное управление — совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, призванных предвидеть опасности кризиса и реализовать программу по снижению его отрицательных последствий. Антикризисная система управления включает механизм диагностики с целыо раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации и дополнительные подсистемы для решения групп специфических задач:

• первая группа — распознавание предкризисных ситуаций: увидеть наступление, обнаружить признаки, понять характер кризиса;

•вторая группа — методологические задачи: формируется цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризиса;

•третья группа — задачи технологий управления: поиск информации, прогнозирование кризисов, разработка управленческих решений государственной стратегии;

• четвертая группа — задачи конфликтологии и селекции персонала.

81 См.: Маевский В.

Введение

в эволюционную экономику. — М, 1997.

12. При разработке стратегии экономической безопасности региона как основы корпоративного бизнеса необходимо, прежде всего, выявление наиболее острых болевых точек, угрожающих устойчивости и безопасности. Первым шагом на этом пути должна стать интегрированная оценка социально-экономической стабильности региона в целом. Необходимость начинать анализ проблем экономической безопасности бизнеса с такой интегрированной оценки определяется тем, что компании работают в определенной экономической среде, и именно стабильность этой среды определяет устойчивость бизнеса. Интегрированная оценка социально-экономического развития региона выявляет те условия, которые служат гарантией экономической безопасности бизнеса компаний, работающих в данном регионе.

13. Создание условий для удвоения ВВП в регионах нашей страны требует прежде всего перспективной инвестиционной политики, устойчиво реализующей стратегические приоритеты социально-экономического развития России, обеспечивающей оптимальное состояние экономической и инвестиционной безопасности. Под инвестиционной безопасностью в региональной экономике мы понимаем такие механизмы реализации инвестиционной политики, которые обеспечивают стабильность простого и расширенного воспроизводства в отраслях экономикигарантированное осуществление региональными компаниями инвестиционной деятельности и государственное стимулирование направленных потоков финансовых ресурсов по системно-инновационному обновлению и наращиванию производственного и научно-технического потенциала и пополнению оборотных средствбеспрепятственное функционирование всей совокупности обслуживающих финансово-кредитных отношений, обеспечивающих эффективное финансирование инвестиционных проектов региональных компаний и стабильное развитие и функционирование социальной сферы.

14. Страхование является органическим элементом системы безопасности экономики региона и корпораций. На российском рынке страхования крупного бизнеса лидирующие позиции занимают те страховые компании, которым, независимо от присутствия или отсутствия признака кэптивности, удалось приобрести качественную перестраховочную защиту, автоматически покрывающую все принимаемые прямым страховщиком на страхование в течение года риски определенного класса (так называемую облигаториую перестраховочную защиту), и у которых под эту защиту подпадает максимальное число рисков с точки зрения как классов бизнеса, так и лимитов.

Ждет своего часа страхование ответственности предприятий — источников повышенной опасности. Эксперты считают, что многие крупные производственные объекты страхуют эти риски чисто формально, ограничивая свою ответственность уровнем в 100 тыс. долл., чтобы «отделаться» от лицензирующих органов. Другая крайность — уплата завышенных премий, которые чаще всего оседают на зарубежных счетах самого страхователя.

15. В XXI в. все более остро стоит проблема национальной безопасности страны и экономической безопасности субъеюгов Российской Федерации. Такая же проблема стоит и перед Волгоградской областью, которой присущи как общероссийские проблемы экономической безопасности, так и специфические, присущие субъеюгам Федерации, входящим в Южный федеральный округ, па долю которого приходится почти пятая часть продукции сельского хозяйства России (19,5% в 2002 г.). Достижению прогнозируемых результатов роста ВВП, численности занятых в экономике и производительности труда за период до 2010 г. (в результате чего повысится устойчивость и экономическая безопасность Волгоградской области) будет способствовать модель реализации программно-целевого управления экономикой, предложенная администрацией Волгоградской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М: Норма-Инфра, 2000.
  2. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.
  3. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Федеральный закон РФ. 28 августа 1995 г., № 154. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35.
  4. О государственной стратегии экономической безопасности РФ" Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации (от 30 июня 1998 г. № 862) «О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации».
  6. Л.И. Поиск самоопределения: Очерки. М.: Наука, 2002.
  7. Л.И. Вызовы нового века. М.: ИЭ РАН, 2001.
  8. Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. Конференция: Россия — XXI век. М., 1997.
  9. И., Емцов Р., Холопов А. Государственная экономическая политика. -М.: Дело и сервис, 1998.
  10. В.В., Груздева Е. В. Экономическая безопасность банковской системы. Иваново, 2000.
  11. Альтернативы модернизации российской экономики. М.: Таурус, 1997.
  12. С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой. СПб, 1998.
  13. В. Россия в мировой экономике. М.: 1993.
  14. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  15. И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.
  16. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. М.: ЮНИТИ, 1995.
  17. В.Н. Еще одна концепция развития экономики России. М., 1996
  18. Г. А. Социальные аспекты экономической реформы в России. М.: МГУ, 1998.
  19. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. -М.: Изд. МГУ, 1997.
  20. Р. Экономическая теория России. XX век. Кн.1. М.: ИЗДАТ, 1999.
  21. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград: Янтарный сказ, 1998.
  22. Ю.В., Швандар В. А. Инвестиционный анализ. М., 2000
  23. И.Я., Калинин А. П., Родионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999.
  24. И. Россия. Экономика. Безопасность. М., 1996.
  25. К. Основы стратегического менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1997.
  26. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997.
  27. А., Колганов А. Капитал XXI века (к теории глобальной гегемонии корпоративного капитала). М., 1998.
  28. Е.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы. М.-Рязань, 2002.
  29. Е.М., Павлов И. П. Инвестиционная политика в регионе. М., 1994.
  30. С.Д. Проблемы и перспективы развития российского федерализма. -М.: Изд. СФ, 1998.
  31. Вопросы инновационной политики экономической безопасности деятельности предприятий. /Под ред. Олейникова Е. А. М., 1992.
  32. В.А. Региональная экономика (концепция, функции и развитие). -СПб, 1993.
  33. Е. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1995.
  34. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. Учебник. -СПб., 1998.
  35. С.Ю. О стратегии развития российской экономики/Научный доклад. -М.:ЦЭМИ РАН, 2001.
  36. М.М. Будущее мировой экономики и перспективы России. М., 1994.
  37. B.C. Устойчивое развитие: новая парадигма. // Вестник РАН. Т.67, 1997.
  38. Е.П. Основы маркетинга. М.: Финпресс, 1999.
  39. В.А. Алгоритмы преобразований в бизнесе. М., 2001.
  40. В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. -М.: Экономика, 2002.
  41. Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы). М.: ДеКа, 2003.
  42. Государство и инвестиции: актуальные проблемы макроэкономической политики. М.: ИЭ РАН, 1998.
  43. А.Г. Регулирование регионального развития и региональная экономическая политика Российской Федерации. М.: СОПС, 2000.
  44. А.Г., Штульберг Б. М. Проблемы стратегии территориального развития России. М.: СОПС, 2000.
  45. .В. Современные проблемы экономической безопасности России и Узбекистана. // в Сб. «Государственное регулирование в условиях перехода к рынку: опыт России и Узбекистана. М.: ИЭ РАН, 2003.
  46. Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. Экономическая безопасность региона. Теория и практика. М.: Наука, 1996.300
  47. М. Экономика неплатежей. М., 1997.
  48. М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003.
  49. М.В. Российский корпоративный бизнес. Проблемы управления, стратегия развития. М., 2003.
  50. М.В. Стратегические инструменты регулирования развития корпоративных структур. М.: ИЭ РАН, 1999.
  51. А.В. Логика антикризисного реформирования (системный подход). -Пенза, 1998.
  52. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития России до 2010 г. -М.:ИЭ РАН, 1996
  53. П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения /Пер. с англ. М.: ФАИН-ПРЕСС, 1998.
  54. Ю.С. Региональная политика и управление. М.: РАГС, 1998.
  55. А. П., Котилко В. В. Региональная политика и реформы в России. М.: Полистар, 1998.
  56. В.Б. Территориальное управление. Методология, теория, практика. М.: ИМ-Информ, 1998.
  57. С.Д. Инновационный менеджмент. М., 2002.
  58. Инновационная экономика. /Под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой М.: Наука, 2001.
  59. В. На рубеже эпох. Экономические тенденции и их неэкономические следствия. М.: Экономика, 2003.
  60. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. -М., 1997.
  61. JI. Очерки макроэкономического планирования. /Пер. с англ. М., 1995.
  62. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качанов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.
  63. И.М., Тимофеев Л. М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. М., 2000.
  64. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М., 1990.
  65. А.В. Экономическая безопасность: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
  66. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. Под общ. ред. Гурова А. И. М., 2000.
  67. М.Д. Современные формы и механизмы корпоративного управления. М.: ИЭ РАН, 2000.
  68. А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996.
  69. Н.И., Киселышков Н. И. Региональная политика в странах с рыночной экономикой. М.: Экономика, 1998.
  70. В.Н., Шевцов А. Н. Государство и регионы. М.: Союз УРСС, 1997.
  71. И.И. Эволюция экономических систем. М.: Экономика, 2002.
  72. В.И. Введение в эволюционную экономику. М., 1997.
  73. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. М.: ИНИОН, 1998.
  74. Г. П., Шуманн X. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М., 2001.
  75. May В. А. Экономика и власть. М., 1995.
  76. Ю.К. Управление регионами в условиях рыночной экономики. Владивосток, 1992.
  77. Механизмы привлечения инвестиций в условиях России. Практика, правовые основы. М.: Институт риска и безопасности, 1998.
  78. .З. Промышленная политика России. М., 1993
  79. .З. Теория организаций. М.: Инфра-М, 1998
  80. A.M. Регионы экономика, стратегия, безопасность. — М.: Центрпо-лиграф, 1998.
  81. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности. Екатеринбург, Изд. Уральского университета, 1999.
  82. Научно-техническая политика региона: теория, методология и практика. М., 1991.
  83. Научно-технологическая безопасность регионов России. Под ред. А.И. Татар-кина, А. А. Куклина. ИЭ УрО РАН, 2000.
  84. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. М.: Экономика, 1995.
  85. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд «Начала». 1997.860 сырьевой безопасности России: цифры, факты. М., 1999.
  86. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  87. Ю.Я. Трансформация хозяйственных систем. М.: ИЭ РАН, 1994.
  88. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. М.: Экономика, 1994.
  89. Организованная преступность в России: философский и социально-политический аспекты: Материалы научно-практической конференции (27−28 мая 1999 г.). М.: МИ МВД РФ, 1999.
  90. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). / Под ред. Олейникова Е. А. М., 1997.
  91. Основы экономической безопасности (под ред. Олейникова Е.А.). М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997.
  92. М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  93. Л.В. Бурятия. Саморазвитие региональной экономики. М.: Гуманитарий, 1999.
  94. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под ред. Делягина М. Г. -М.: ИНФРА-2, 2000.
  95. Е. Восемь месяцев плюс. М.: Мысль, 2001.
  96. Проблемы глобальной безопасности. М.: ИНИОН, 1995.
  97. С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. М., 1991.
  98. Пути возрождения России. М.: Система, 1996.
  99. Развитие региона: методический подход. Екатеринбург, Уральский государственный экономический университет, 1995.
  100. Региональная экономика: новый характер территориальных onюшений. М., 1991.
  101. Региональные аспекты социальной политики. Выпуск 1. Махачкала, 1999.
  102. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России. Рук. А. Г. Граиберг, Б. М. Штульберг. М.: Экономика, 2000.
  103. К. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002.
  104. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.
  105. Россия 2015. Оптимистический сценарий. Отв. Ред. Абалкин Л. И. — М.: ИЭ РАН, 1999.
  106. Россия в глобализирующемся мире. Под ред. Д. С. Львова. М.: Наука, 2004.
  107. А. Нетрадиционные угрозы безопасности России и Евразии. М.: Центр Карнеги, 1999.
  108. Н.Т., Егоров А. И., Егорова Е. А. Экономическая стратегия фирмы, -СПб., 2000.
  109. Дж. Д., Ларрен Б. Макроэкономика: глобальный подход. М.: Дело, 1996.
  110. Дж. Рыночная экономика и Россия. /Пер. с англ. М., 1994.
  111. А.С. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (Вопросы теории и практики). М.: Манускрипт, 1995.
  112. П. Экономика. М., 1992.
  113. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, самосохранение и развитие. М.: Фиистатинформ, 2002.
  114. В.К. Экономическая реформа в России. М., 1993.
  115. В.К., Губин Б. В., Иванов Е. А. Долгосрочная стратегия экономической безопасности РФ на период до 2010 г. / в Сб. «Россия в глобализирующемся мире». М.: Наука, 2004.
  116. Д. Вызовы нового века и стратегический ответ России. М.: ИЭ РАН, 2001.
  117. Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 1994.
  118. . Дж. Кризис мирового капитализма. М., 1999.
  119. Социальные императивы современной экономики и российские реалии. М.: ИЭ РАН, 1998.
  120. М.К. Современная российская корпорация. Опыт, организация, проблемы. М.: Наука, 2001.
  121. Стратегический ответ России на вызовы XXI века. Под ред. Л. И. Абалкина. -М.: Экзамен, 2004.
  122. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2000.
  123. Страхование в России. М.: Изд. Всероссийского союза страховщиков, 2003.
  124. Сущность разновидности и формирование корпоративных структур. Доклад ИЭ РАН. / Науч. рук. Абахов Ю. М. М., 2001.
  125. В.Л. Государство и экономика. М.: МГУ, 1997.
  126. А. Л., Куклин А. А. и др. Экономическая безопасность региона. -Екатеринбург, 1998.
  127. Тенденции развития национальной экономики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Под ред. Белоусова А. М., 1999.
  128. Теоретические основы институциональной трансформации. Ч. 2. М.: ИЭ РАН, 2000.
  129. Теория и практика антикризисного управления. М.: ЮНИТИ, 1996.
  130. Л.М. Институциональная коррупция. М., 2000.
  131. М.Л. Безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский сектор.- М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2003.
  132. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Уч. пос. М.: Дело. 2000.
  133. Федеральные округа (экономические проблемы, перспективы развития). -М.: СОПС, 2001.
  134. Федеральный центр и регионы России в 1997 году (Аналитический обзор). -М., 1998.
  135. Федеральный бюджет и регионы. М.: Московский центр Института «Восток-Запад», 2001.
  136. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998.
  137. В.Н. Экономические основы управления территорий. Рязань, 1999.
  138. Д.А. Управление инвестиционными процессами региональных компаний. М., 2001.
  139. Философия Восточно-Азиатского региона и мировая цивилизация: Материалы конференции, 24 мая 2002 г.
  140. С., Дорнбуш А., Шмалези Р. Экономика. М.: Дело Лтд., 1993.
  141. М. Капитализм и свобода. М.: Экономика, 1995.
  142. Дж. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993.
  143. Дж. К. Основы управления финансами. /Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996
  144. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М.: Изд. Дом «Альпина», 2000.
  145. А.Х. Государственное регулирование экономики национально-территориальных образований. М., 1998.
  146. Цивилизованный бизнес как фактор устойчивого развития России. М.: Изд. дом «НООсфера», 1999.
  147. Н8. Цицин П. Г. Управление экономикой региона. М., 1998.
  148. .М., Введенский В. Р. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  149. Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
  150. Й. Теория экономического развития. М., 1995.
  151. Экономическая безопасность региона (единство теории практики). Екатеринбург, 1997.
  152. Экономическая безопасность России. (Тенденции, методология, организация). Книга третья. М.: ИЭ РАН, 2000.
  153. Экономическая безопасность России. Проблемы методологии и организационно-правового обеспечения. М.: Изд. Московского института МВД РФ, 2001.
  154. Экономическая безопасность. Финансы. Банки. М., Институт экономики РАН, 1996.
  155. Экономическая стратегия фирмы. СПб, 1995.
  156. Экономические реформы в регионах Российской Федерации. Опыт и перспективы. М.: Институт социальной политики, 1998.
  157. А.Я. Территориальная организация региональной политики. Новосибирск, 1994.
  158. Ю.В. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. М., 1997.
  159. М. И. Финансы региональных органов власти. М.: Деловой экспресс, 1999.
Заполнить форму текущей работой