Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование условий устойчивого развития экономики региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обострение кризиса в августе 1998 г. по-новому, более масштабно и остро поставило проблемы устойчивости, т. е. надежность функционирования народного хозяйства РФ и экономических комплексов регионов в течение ближайших трех-пяти лет, а также создания материально-вещественных и общественно-экономических предпосылок для перехода на модель устойчивого развития в будущем. Острая практическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Научные основы устойчивости развития экономики региона
    • 1. 1. Устойчивость экономики>^^-Ш)^мая категория
    • 1. 2. Экономическое содержание устойчивости
    • 1. 3. Угрозы устойчивому развитию экономики региона
  • Глава вторая. Стратегия и механизмы управления устойчивым развитием экономики регионов
    • 2. 1. Потенциал и резервы устойчивости экономики регионов
    • 2. 2. Опыт стабилизации экономики на местах
    • 2. 3. Государственное регулирование устойчивости развития экономики региона

Формирование условий устойчивого развития экономики региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что экономика регионов — республик в составе РФ, краев и областей, автономных образований, а также городов и районов находится в глубоком кризисе. Его следствиями являются резкое сокращение общественного производства, падение жизненного уровня значительной части населения, усиление центробежных социально-экономических тенденций, критическое снижение эффективности народного хозяйства.

Предприятия, государственные институты власти, городов и районов постоянно испытывают воздействие многочисленных дестабилизирующих факторов развитиянеустойчивость стала характерной чертой их существования.

Перспективы улучшения ситуации проблематичны, во многих частях страны нарастают угрозы разрушения систем жизнеобеспечения: производственной и социальной инфраструктуры, поставок продовольствия, топлива, электроэнергии и т. п.

Стали чрезмерными и продолжают углубляться региональные различия уровней социально-экономического развития, дифференциация доходов населения, велики издержки, связанные со становлением новой модели организации местной власти и управления.

Ряд регионов страны оказались в значительной степени зависимыми от внешнеэкономических условий, политики сопредельных государств.

В экономическом пространстве РФ, хозяйственных системах регионов подорваны основы воспроизводства, существенно различаются темпы и глубина позитивных изменений, в т. ч. институциональных преобразований, развития рыночной инфраструктуры, действенность методов взаимодействия властей с новыми экономическими структурами и др.

Все это превратилось в критические факторы реформ и представляет угрозу российской экономической системе и государственности в целом.

Обострение кризиса в августе 1998 г. по-новому, более масштабно и остро поставило проблемы устойчивости, т. е. надежность функционирования народного хозяйства РФ и экономических комплексов регионов в течение ближайших трех-пяти лет, а также создания материально-вещественных и общественно-экономических предпосылок для перехода на модель устойчивого развития в будущем. Острая практическая потребность в этом стимулирует упреждающую научную проработку проблем формирования соответствующих условий устойчивого развития экономики регионов.

Возрастающая актуальность настоящего исследования обусловлена также необходимостью:

— принятия принципов устойчивости в качестве базовых в антикризисной практики Правительства РФ, а также стратегии модернизации социально-экономической системы РФ;

— ориентации на саморазвитие регионов в едином экономическом пространстве страны;

— поисков форм эффективного государственного регулирования национальной экономики, стимулирования адаптации республик, краев, областей и других территориальных социально-экономических структур к условиям рынка;

— нарастающей ресурсной, социальной, научной и технологической деградацией ряда территорий страны;

— кардинальных преобразований сферы управления и упреждающей, минимум на 3−5 лет, теоретической проработки вопросов территориальной социально-экономической организации страны и др.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования устойчивости и устойчивого развития континентов, стран и регионов ведутся давно — в стране и за рубежом.

Экономические их аспекты применительно к условиям России разрабатывались А. Г. Аганбегяном, А. Т. Гранбергом, H.H. Некрасовым, В. П. Чичкановым, Р. И. Шнипером и другими. Определенный вклад в современную науку об устойчивости территориальных социально-экономических систем внесли Л. И. Абалкин, М. В. Глазырин, Е. Г. Егоров, В. Н. Иванов, B.C. Никитин и другие.

Разработки механизмов устойчивости и безопасного развития экономики регионов выполнили Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, P.A. Белоусов, A.JI. Гапоненко, Г. В. Гутман, Ю.С. Дулыци-ков, А. Г. Липко, Х. М. Мурадова, Г. В. Костин, А. Н. Швецов, Д. С. Хайруллов, Г. Н. Ядрышников и другие.

Однако научные исследования по этой проблематике имеют ярко выраженный конкретно-исторический характер.

Такого рода задачи не могут быть разрешены раз и навсегдана каждом новом этапе развития они встают все более масштабно и остро.

Исследование путей формирования условии и механизмов устойчивого развития экономики регионов России, научного обоснования соответствующих рыночных и административных методов еще не выполнено.

Организация таких работ сдерживается утратой методологических ориентиров, неясностью перспектив территориальной социально-экономической организации России, отсутствием научной концепции перехода от социализма к рыночным отношениям. Ряд научных проблем в рамках ранее сложившейся парадигмы разрешены быть не могут, так как по ряду ключевых параметров, способов приращения знаний она исчерпала свой потенциал, испытывает специфическое логистическое насыщение или же близко к нему.

Исследования проблем устойчивости и устойчивого развития остаются ориентированными на изучение частных вопросов или в различных, иногда мало связанных друг с другом областях теории и практики. Лишь в последнее время выполнены работы, в которых предприняты попытки эти проблемы разрешить с позиций общесистемных представлений.

Все это послужило основанием для выбора направления диссертационного исследования, его объекта, предмета, а также методологической организации научной работы.

Общая цель исследования заключается в разработке обосновании концепции формирования условий устойчивого развития экономики регионов России с учетом трансформации ее территориальной социально-экономической организации и обостряющейся необходимости стабилизации ситуации и преодоления системного кризиса.

Цель исследования реализована посредством разрешения еледующих конкретных задач:

— раскрытие устойчивости как категории науки управления;

— выявление экономического содержания устойчивости и устойчивого развития основных таксономических структур страны;

— анализ факторов устойчивого развития экономики регионов;

— систематизация резервов повышения устойчивости экономики регионов, а также оценки их потенциала;

— разработка перспективных форм стабилизационной деятельности на местах;

— характеристика направлений государственного регулирования устойчивости экономики регионов и др.

Объектом исследования является процесс формирования условий устойчивого развития экономики региона.

Предметом исследования выступает совокупность управленческих и экономических отношений, складывающихся в процессе формирования условий устойчивого развития экономики региона.

Теоретической и методологической базой исследования послужили Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности», Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Программа правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997;2000 гг.», документы, содержащие обоснование первоочередных мер правительства России и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране, монографические работы и периодические издания по проблемам рыночной экономики, теории устойчивости, кризисов и катастроф, организации и управления регионами. Особое методологическое значение имели теория циклического развития и публикации в связи со 100-летием со дня рождения Н. Д. Кондратьева.

В работе использованы диалектические методы познания, анализа и синтеза, теоретического обобщения и др. Информационной базой исследования явились научные публикации, программы и другие документы органов государственного управления, статистические данные и др.

Новые научные результаты, полученные лично автором, заключаются в следующем:

1. Разработана концепция формирования условий устойчивого развития экономики региона, которая включает:

— теоретическое представление об устойчивом развитии как универсальном качестве социально-экономических систем, заключающемся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия внешних и внутренних факторов, а также активно адаптироваться к позитивным изменениям. Истоки такого качества кроются в объективном существовании разнообразных количественных (числовых) инвариантов, т. е. пропорций, иррациональных чисел, и является специфическим ресурсом, который имеет определенный потенциал, соответствующим образом воспроизводится, в особых формах проявляется и используется и т. д. Существующие теоретические представления об устойчивости и устойчивом развитии абстрактны, что не позволяет использовать их операционально. Для целей практики их необходимо трансформировать в теорию среднего уровня;

— выделение устойчивого развития экономики региона в качестве специфического объекта управления и управленческого воздействия, в т. ч. государственного регулирования;

— обоснование критериев и индикаторов устойчивого развития, а также целей и задач управления для регионов разной таксономии и типов развития;

— ориентацию на перспективные методы стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов РФ, структур местного самоуправления, а также пути оптимизации внутренних и внешних экономических пропорций, гарантирующих сохранение эффективных характеристик компонентов, недопущение их дальнейшего разрушения.

2. Обоснованы пути преодоления методологических барьеров, возникших в связи с абсолютизацией экологического содержания феномена устойчивости и устойчивого развития. Показано, в частности, что использование системного подхода позволяет разрешать задачи относительно любого типа территориальной социально-экономической организации.

3. Раскрыто экономическое содержание устойчивого развития хозяйственного комплекса региона, характеризующееся достижением заданных пропорций и уровнем отношений между элементами системы. Установлено, что решающее значение в достижении устойчивого развития имеет оптимизация пропорций в финансовой системе, упорядочение финансовых потоков и их стабилизация.

4. Выявлены факторы снижения устойчивого развития экономики регионов, наиболее весомыми из которых являются: физическое разрушение основных фондов, усиление автаркии в управлении, отказ от корректировки реформ в части усиления государственного регулирования и стимулирования производства в регионах.

5. Установлено, что развитие жилищного строительства является существенным фактором оживления реального сектора и локальных территориальных систем, экономики в целом. Доказано, что в этих целях следует использовать ипотечное кредитование, средства населения, участие городов в международных проектах и др.

6. Обоснованы приоритеты в формировании условий устойчивого развития регионов: интенсификации государственного регулирования устойчивого развития экономики регионовконцентрации ресурсов для инноваций в «точках роста», создания институциональных, правовых, финансово-экономических и организационных предпосылок для саморазвития регионов на основе рыночных отношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно доведено до практических рекомендаций по формированию условий устойчивого развития экономики региона. Материалы исследования использованы в Смоленской области при составлении программы социально-экономического развития территории.

Авторские выводы использованы в учебном процессе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертационного исследования доложены автором на семинарах в РАГС, в г. Смоленске, изложены в научных публикациях.

Структура и содержание работы. Цель, научные задачи, логика исследования определили структуру и содержание диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, двух приложений.

Основные выводы, которые можно сделать на основании вышеизложенного заключаются в следующем.

1. Государственное регулирование устойчивости развития экономики регионов в условиях системного кризиса должно быть интенсифицировано, однако должны быть приняты меры, препятствующие перерождению его в практику администрирования.

2. В целях более полного использования потенциала структур местного самоуправления их следует более активно включать в поиски путей стабилизации обстановки в городах и районах, создать правовую основу, позволяющую смягчить негативные последствия выведения МСУ из системы органов государственной власти.

3. Оптимизация государственного регулирования в механизме общественного устройства должна идти в направлении поисков наиболее эффективных форм, а не в соответствии с формулой «или-или» .

4. Существенным в госрегулировании развития экономики регионов в предстоящие годы будет перераспределение ВВП, однако приоритет постепенно должен уделяться: территориальным точкам экономического ростасозданию институциональных, инфраструктурных и т. п. предпосылок для саморазвития экономики регионов.

5. Статистику РФ следует привести в соответствие с целями, задачами, а также стабилизационной деятельностью и курсом на устойчивое развитие экономики.

6. Государственное регулирование должно осуществляться в регионах конкретно — с учетом особенностей социально-экономического развития, специализации структур собственности и других факторов.

Заключение

.

Развернутые выводы диссертационного исследования содержатся в тексте соответствующих ее разделов. Это позволяет ограничиться здесь изложением лишь наиболее общих результатов.

Они заключаются в следующем:

1. Авторская концепция управления устойчивостью экономики региона включает научное представление: о сущности и индикаторах, внутренних и внешних факторах и условиях, способах целенаправленного воздействия и использования устойчивости и устойчивого развития как специфического ее качества в целях достижения необходимых результатов.

2. Теоретическое обоснование авторской концепции потребовало всестороннего рассмотрения феномена устойчивости и его особенностей в сфере территориальной экономической организации. Было установлено, в частности, что: исследование устойчивости ведутся продолжительное время, использование их результатов позволило ранее решать многие ключевые задачи — научно-технические, организационно-экономические, социально-политические и т. п.- проблемы устойчивости и устойчивого развития имеют конкретно-историческую форму и содержание и в силу этого не могут быть решены раз и навсегдана каждом новом этапе такого рода проблемы встают по-новому, однако все масштабнее и острее, требуют для своего разрешения все больших ресурсов и усилий;

175 имеющиеся концепции устойчивости существуют в основном в абстрактной форме, а их разработчики специализируются главным образом по отдельным ее проблемам, причем, нередко мало связанным и в различных областях науки.

По этим и другим причинам теория социально-экономической устойчивости регионов развивается преимущественно не как самостоятельное направление. Это является существенным препятствием для использования ее в качестве основы при разработке практических рекомендаций. В диссертации этот недостаток преодолевается посредством использования логической цепочки, последовательного рассмотрения устойчивости как специфического явления, имеющего свою специфическую основу, особые объективные и субъективные механизмы и т. п. В результате теоретические формы устойчивости в исследовании трансформируются в материальные технологии управления. Автором сделан также вывод о необходимости разработки вопросов устойчивого развития экономики регионов в качестве теории среднего уровня.

3. Возникшие в связи с этим исследовательские проблемы автором разрешены посредством: преодоления теоретико-методологического барьера, возникшего в результате абсолютизации экологических императивов, обоснованных международными организациями и принятых Российской Федерацией в качестве основных в концепции перехода на модель устойчивого развития. Диссертантом установлено, что есть необходимые и достаточные основания для разработки механизмов устойчивого развития экономических структур, в т. ч. в регионах РФвыделение устойчивости развития экономики региона в ка.

176 честве особого объекта управления и регулирования, у которого специфические пропорции, отношения и параметры, соответствующие субъекты, заинтересованные в их установлении и поддержании и имеющие возможность влиять на ситуацию практически.

4. Автором выявлено экономическое содержание устойчивости и устойчивого развития региона — как сложное, многоаспектное и динамичное. Установлено, что его можно трактовать как некий вид материально-вещественного общественно-экономического ресурса, обладающего определенным потенциалом и особым способом воспроизводимым. Основу его составляют оптимальные пропорции, зависимости, связи и отношения — экономики региона по вертикали и горизонтали, между сопряженными сферами и т. п.

5. В ближайшие годы в системе факторов устойчивости и устойчивого развития экономики регионов ведущую роль будет иметь стабилизация и развитие финансовой системы.

6. В результате анализа угроз устойчивому развитию регионов, помимо особого значения наведения порядка в финансовых отношениях, установлено также, что существенные негативные последствия могут наступить в результате углубления различий в уровнях экономического и социального развития регионов, начала физического разрушения основных фондов, отраслей специализации, производственной и социальной инфраструктуры, отказа от курса либерализации и стимулирования саморазвития регионов.

7. Потенциал устойчивости и устойчивого развития экономики регионов находятся в зависимости от структуры хозяйственных их комплексов, точки на кривой жизненного цикла отрас.

177 лей и производств их специализации, а также перспектив формирования в них критической массы научно-технических, институционных, социальных и других преобразований, адекватных постиндустриальному этапу развития, преимущественно рыночной организации хозяйства и гарантирующих саморазвитие территориальных образований.

8. Федеральным центром и в регионах страны проблемы устойчивости и устойчивого развития разрешаются ежедневно и масштабно. Результаты этих усилий в целом положительные. Однако текущие задачи во многих случаях отодвигают стратегию как бы на второй план. В программах и т. п. документах их ориентация на стратегию устойчивого развития лишь декларируется. Требуется переосмысливание опыта современного программирования с учетом новых реалий, обеспечение этой практики методическими разработками, кадрами, информацией и т. п.

9. Разрешение проблемы внутренних накоплений для целей устойчивого развития экономики региона имеет ключевое значение. На современном этапе для этого целесообразно было бы развернуть жилищное строительство, более полно использовать естественно-исторические, экономические и т. п. преимущества регионов.

10. Государственное регулирование устойчивости экономики регионов следует всесторонне интенсифицировать. В этих целях необходимо, в частности, помимо оптимизации механизма перераспределения ВВП между регионами, особое внимание уделить территориальным «точкам экономического роста», а также созданию институциональных, инфраструктурных, правовых и организационных предпосылок для саморазвития регионов с использованием главным образом рыночных механизмов.

О завершенности диссертационного исследования можно говорить лишь условнов ней, как и в большинстве методологически ориентированных разработок, поставлено много новых вопросов. Требуется, в частности, доведение концепции управления устойчивостью экономики регионов до конкретных технологий, особенно прогнозирования и программирования, государственного стимулирования, корпоративного участия и т. п.

Это — ключевые вопросы для последующей разработки проблем устойчивости и устойчивого развития экономики и социальной сферы регионов России, которые намерен осуществить I автор.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Принят Государственной Думой 23.06.1995.
  3. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Принят Государственной Думой1208.1995.
  4. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». № 126-ФЗ от 25 сентября 1997.
  5. Концепция Перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1.04.1996. № 440 (Российская газета 9.04.1996.)
  6. О проведении в Магаданской области эксперимента по отработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и перехода к устойчивому развитию для районов Севера. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1311
  7. Основные положения региональной политика в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 23.03.1996. № 327 (Российская газета -9.04.1996.)
  8. Федеральная целевая программа социально-экономического развития Удмуртской республики на 1997−2000 гг., Постановление Правительства РФ № 820 от 3 июля 1997 г.
  9. АбдеевР.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
  10. Л .И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики, 1994, № 12.
  11. Актуальные проблемы межнациональных отношений в условиях социализма. М., АОН, 1989.180
  12. Э.Б. Социально-экономическая география. М., Мысль, 1983.
  13. А.Н., Воронцов В. Е. Управление экономикой региона. Казань, 1986.
  14. Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы международной конференции. М., февраль, 1996, т.1,2., М., Интеллект, 1996.
  15. С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., изд-во МГУ, 1997.
  16. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. Изд-во МГУ, 1982.
  17. Безопасность, № 5−6 (34), май-июнь, 1996.
  18. P.A. Основы научного управления экономикой. М., 1985.
  19. P.A. Экономическая история России: XXвек. М., изд. AT, 1999.
  20. С. Великая шахматная доска. М. «Международные отношения», 1998.
  21. A.M. Сколько нужно власти? Опыт управления региональной экономикой. М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1997.
  22. М.К. Национальная экономики. М., Дело, 1997.
  23. В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988.
  24. Вестник Российской Академии наук, т. 66, № 11, М., Наука, 1996.
  25. H.A. Усиление социальной направленности экономики России.1. М., 1998.
  26. И.М., Грачева М. В. Проектный анализ. Учебник. М., «Биржи и банки», 1998.
  27. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., Дело, 1998.
  28. A.JI. Управление экономическим развитием. М., 1997.
  29. Гапоненко A. JL, Мельников С. Б., Николаев В. А., Петрухина Е. В., Сайгин В. В. Управление формированием региональных и муниципальных потребительских рынков. М., 1998.
  30. М.В. Производственно-социальные комплексы и управление ими. Москва-Новгород, 1997.181
  31. B.B. Бюджетные отношения в Российской Федерации. Теория, практика, эффективность. Москва Тула, 1996.
  32. А.Г. Экономическая диагностика региона. Л., 1992.
  33. Долгосрочное планирование и прогнозирование. Материалы конференции международной экономической ассоциации. М., Прогресс, 1975.
  34. Ю.С. Региональная политика. М., РАГС, 1998.
  35. Ю.С. Экономика региона на пути к рынку. // Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М., 1993.
  36. А., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень. // Вопросы статистики, 1995, № 3.
  37. Жилищная политика местных властей: уроки западно-европейского опыта и реформы в России. С-Пб., Наука, 1998.
  38. Жилищный проект Российской Федерации. (Заем Международного банка реконструкции и развития от 25 апреля № 3850-RU) М., 1998.
  39. В.Н. Россия: социальная ситуация и федеративные отношения.1. М., 1998.
  40. В.Г., Хрипун В. И., Понеделков A.B., Старостин A.B. Региональные особенности местного управления и самоуправления. Ростов-на-Дону, 1996.
  41. Инвестиционное проектирование. Практическое руководство. М., АО «Финстатформ», 1995.
  42. В. За пределами экономического общества, М., Наука, 1998.
  43. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., Наука, 1995.
  44. Институциональные основы рыночной экономики в России. М., Наука, 1996.
  45. Использование государственных регуляторов для стимулирования регионального развития. // Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М., 1993.
  46. Капитальное строительство Смоленской области за 1997 г. Стат. бюллетень. Смоленск, 1998.182
  47. Е.А. Управление обеспечением социально-экономической стабилизации в малых городах России. Автореферат канд. диссерт. М., 1. РАГС, 1998.
  48. A.M., Коломийченко О. В., Рохчин В. Е. Экономика региона в условиях интенсификации. Л., 1988.
  49. Комплексное планирование экономического и социального развития. М., Мысль, 1998.
  50. Концепция развития города: социальные, экологические, управленческие аспекты. Сб. научных трудов. Новосибирск, 1991.
  51. В.И. Золотая пропорция и проблемы гармонии систем. М., 1998.
  52. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., Наука, 1996.
  53. В.М. Российский Север. Проблемы. Вопросы. Решения. С. Петербург, 1996.
  54. А.Н. Экономическая география СССР. М., Экономика, 1986.
  55. Н.И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах рыночной экономики. Учебное пособие. М., Экономика, 1998.
  56. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политики России: концепции, проблемы, решения. // Российский экономическийжурнал, 1993, № 9.
  57. Л ексин В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политики России: концепции, проблемы, решения. Ст. 2. Региональные бюджетно-налоговые системы. // Российский экономический журнал, 1993, № 1.
  58. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политики России: концепции, проблемы, решения. Ст. 5. Экономика и федерализм. // Российский экономический журнал, 1994, № 10- 11.
  59. В., Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.
  60. В.Н., Швецов А. Н. Новые проблемы российских городов. М., 1. УРСС, 1999.183
  61. А.Г. Эффективное воспроизводство региональных ресурсов. М., 1990.
  62. А.Г., Миско K.M. Производство и потребление в регионе. М., Наука, 1986.
  63. Р. Северный акцент: (Проблемы развития северных регионов).// Российская Федерация, 1994, № 13.
  64. П.И. История народного хозяйства СССР, т. 1 -2. М., 1952, т. 3, М., 1956.
  65. A.C., Артюхов В. В., Виноградов В. Г. Россия. Стратегия инвестирования в кризисный период. М., Паймс, 1994.
  66. A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. Курс лекций. М., Экономика, 1998.
  67. ДА. Суверенитет регионов России: политический миф или экономическая реальность? // Деловой мир, 31.03.1994.
  68. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс, вып. 6, под научной ред. Алексеева Ю. П., Пузырева С. Е., 1996.
  69. H.H. С мыслями о будущем России. М., 1997.
  70. Москва. Западный административный округ. 1991−1996 гг. Сб. М., РИА «Юго-Запад», 1997.
  71. Национальный экономический совет. Информационный бюллетень № 2,1. М., 1996−1997.
  72. H.H. Региональная экономика. М., Экономика, 1978. Общая теория управления. М., РАУ, 1993.
  73. Общественная мысль за рубежом. Книжное обозрение № 1−2,1992.
  74. В. Основы национальной экономики. М., «Экономика», 1996.
  75. Основные показатели промышленности Смоленской области за январь-ноябрь 1998 г. Смоленск, 1998.
  76. Основы экономической безопасности. Учебно-практическое пособие. Под редакцией Олейникова Е. А., М., 1997.184
  77. О социально-экономическом положении Смоленской области в январе-ноябре 1998 г. Стат. Бюллетень Смоленска, 1998.
  78. В. Смысл американского федерализма. М., Арена, 1993.
  79. С. Регионы и региональная политика.// Вопросы экономики, 1994, № 9.
  80. Р. Россия при старом режиме, М., 1993.
  81. В.И. Циклы и ритмы истории. Рязань, 1996.
  82. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. Под ред. Осипова Ю. М., Шургалиной И. Н., М., 1994.
  83. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов., М., изд-во МГУ, 1992.
  84. Приватизация в Алтайском крае: состояние и социально-экономические последствия. Изд-во АГУ, Барнаул, 1997.
  85. Прогнозирование развития городов и городских районов. Новосибирск, 1990.
  86. Программно-целевое планирование развития городов и регионов. Ленинград, Наука, 1987.
  87. .Б. Медико-экологическое районирование и региональный прогноз здоровья населения России. М., МНЭПУ, 1996.
  88. .В. Особенности и закономерности переходной экономики и их учет в государственном строительстве. Ин-т проблем и перспектив страны.1. М., 1997.
  89. Регион, рынок, кадры. Спецкурс, вып. 4. Под научной редакцией Алексеева Ю. П., Шило С. И. М., РАУ, 1995.
  90. Регион: теория и практика устойчивого развития. Спецкурс вып. 7. Под научной редакцией Алексеева Ю. П., Шпилева Б. Е., М., 1998.
  91. Регион и Федерация: в поисках оптимума. Спецкурс, вып. 5. Под научной редакцией Алексеева Ю. П. М., РАГС, 1995.
  92. Регионы России в переходный период (Российский союз промышленников и предпринимателей). М., 1993.185
  93. Регионы России: информационно-статистический сборник, в 2-х т., Госкомстат России, М., 1997.
  94. Дж. Производственные системы: планирование, анализ, контроль. М., Прогресс, 1972.
  95. Российская экономика в 1998 году. Макроэкономическая ситуация и структурные изменения. Регионы России. Изд-во института фондового рынка и управления. М., 1998.
  96. Российское государство и государственная служба в модели устойчивого развития, М., РАГС, 1995.
  97. Россия сегодня: реальный шанс. М., РАУ корпорация, 1994.
  98. Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика, М., Мысль, 1973.
  99. Ю. Инвестиции в России: тревога и надежда. М., Финиздат, 1996.
  100. Л.М. Сферный подход. Методология, концепции, проектирование. С.-Пб., 1992.
  101. Е.А. Социально-экономическая география. М., МНЭПУ, 1996.
  102. Современная философия науки: знание, реальность, ценность в трудах мыслителей Запада. Изд. Второе. М., «Логос», 1996.
  103. Современное управление. Энциклопедический справочник, т. 1-П, М., Издатцентр, 1997.
  104. Социальная экология и устойчивое развитие. М., РАГС, 1996.
  105. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.
  106. Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1. РАНС, 1997.
  107. Социология. Учебник для вузов, М.: Культура и спорт, НИТИ, 1998.
  108. Стратегические проблемы экономической реформы в России. Информационно-аналитический бюллетень, № 8, М., изд-во РИСИ, 1998.186
  109. Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник. М., Закон и право, 1993.
  110. Технология формирования финансовых ресурсов регионального развития (из Российского и зарубежного опыта). Спецкурс, вып. 3. Под научной редакцией Хаванова Е.И.
  111. Н.Г., Иванников B.JL, Шило С. И. Концепция системы безопасности и жизнеобеспечения Таганрогского региона. Таганрог: ТРТУ, 1996.
  112. Урбанизация и развитие регионов областного уровня. JL, Наука, 1990.
  113. Д.С. Государственное регулирование процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. Казань, 1997.
  114. Ханты-Мансийский автономный округ в цифрах. 1990−1995, Ханты-Мансийск, 1996.
  115. Л.Г. Основы государственной экономической политики. Изд-во1. БЕК, М., 1997.
  116. Центральная Россия на рубеже XXI века. Материалы международной научной конференции, т 1−4, РАГС, 1996.
  117. В.П. Дальний Восток. Стратегия экономического развития. М., Экономика, 1988.
  118. Чукотка накануне XXI века. М., 1997.
  119. Р. Имитационное моделирование. // Искусство и наука. М., 1978.
  120. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск, Наука, 1993.
  121. Р.И., Новоселов A.C. Экономическая диагностика и прогнозирование региональных процессов, влияющих на развитие рынка. // Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, 1993.
  122. Р.И. Регион. Диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 1996.187
  123. Экономика переходного периода. М., изд-во МГУ, 1995.
  124. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России, 1991−1997, Рук. Авт. колл. Е. Т. Гайдар. М., 1998.
  125. Экономические и социальные проблемы России. Серия проблемно-тематических сборников. IV Свободные экономические зоны: опыт России.1. М., ИНИОН, 1997.
  126. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. М., Мысль, 1990. Эффективное социально-экономическое развитие региона. Спецкурс, вып. 1,1. М., 1988.
  127. Эффективное социально-экономическое развитие региона. Спецкурс, вып. 2. М., 1991.188
Заполнить форму текущей работой