Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование производственно-сбытовой стратегии предприятий овощного подкомплекса в условиях растущей конкуренции на агропромышленном рынке: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс формирования эффективного функционирования хозяйствующих субъектов овощного подкомплекса имеет свои отличительные особенности, которые связаны с рядом факторов: природно-климатической, социально-экономической спецификой хозяйствования и функциональной ролью предприятий отрасли в динамичном развитии экономики республики. Эти особенности необходимо учитывать при разработке и реализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
    • 1. 1. Экономическая сущность производственно-сбытовой стратегии овощного подкомплекса регионального АПК
    • 1. 2. Принципы формирования и структуризация проблем производственно-сбытовой стратегии для предприятий овощного подкомплекса в условиях растущей конкуренции на внутреннем аграрном рынке
    • 1. 3. Конкурентный статус предприятия овощного подкомплекса на агропромышленном рынке
  • ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 2. 1. Организационно-экономические условия товарного производства в овощном подкомплексе региона
    • 2. 2. Овощеводческие хозяйства в производственной системе регионального АПК
    • 2. 3. Эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятий овощного подкомплекса региона
  • ГЛАВА III. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА АПК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ НА
  • АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ
    • 3. 1. Факторы, влияющие на экономическую эффективность функционирования предприятий овощного подкомплекса в условиях усиливающейся конкуренции на внутреннем рынке
    • 3. 2. Совершенствование рыночного механизма хозяйствования в овощном подкомплексе региона
    • 3. 3. Экономико-математическое моделирование оптимизации структуры товарной продукции и максимизации доходов в овощном подкомплексе

Формирование производственно-сбытовой стратегии предприятий овощного подкомплекса в условиях растущей конкуренции на агропромышленном рынке: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Для вывода предприятий овощного подкомплекса АПК из состояния стагнации на путь экономического роста необходимо решение комплекса мер по созданию адекватного условиям рыночной модели экономики, производственно-сбытовой стратегии. Овощной подкомплекс, будучи одним из основных базовых секторов АПК, подвергался более частому реформированию, чем другие. Неоднократно осуществлявшиеся в прошлом, в рамках сложившейся системы управления аграрной сферой экономики многочисленные преобразования не затрагивали базовых производственных отношений, а имели технический характер. Как следствие эти меры, не имея комплексного и системного характера, не обеспечивали эффективного ведения овощного хозяйства, способного удовлетворить растущие потребности населения в овощной продукции.

В целом в России до 1999 г. валовой сбор овощей снижался. Однако уже в новом пятилетии (1999;2004 гг.) наметилась положительная динамика в сторону роста. Объемы сбора овощей за пять лет увеличились более чем на 20%, а их среднегодовое производство достигло 15 млн. тонн. Наибольший удельный вес в производстве овощей среди регионов РФ приходится на субъекты ЮФО. Среди регионов ЮФО наибольший удельный вес в валовом производстве овощей принадлежит Дагестану (22,3%), Ростовской области (20,0%), Краснодарскому краю (13,5%). Высокий удельный вес занимает Кабардино-Балкария (11,3%). При этом если в целом по ЮФО прирост объемов валовых сборов составил 1,9 раза, то в КБР — 4,3 раза. Такой результат обязывает исследовать модель управления овощным подкомплексом региона с тем, чтобы попытаться распространить ее также и на других регионах.

Одновременно считаем актуальным изучение особенностей формирования производственно-сбытовой стратегии предприятий овощного подкомплекса, а также процессов, происходящих в рыночной среде на данном сегменте рынка.

Считаем, что исследование экономического механизма взаимосвязи производства и потребления овощей в регионе, анализ роли сельскохозяйственных организаций как конъюнктуроформирующих институтов регионального аграрного рынка и как субъектов формирования его товарных ресурсов, а также существующей сети институтов рыночной инфраструктуры в условиях повышения конкурентоспособности экономики региона заслуживают особо тщательного исследования как в плане теоретическом, так и в практическом.

Степень разработанности проблемы.

Литература

посвященная экономическим проблемам развития овощного подкомплекса многообразна. Синтез методологических обобщений научных трудов таких отечественных ученых как: Агирбова Ю. И., Гладилина А. В., Голубь Н. Я., Кибирова, А .Я., Коваленко Н. Я., Литвинова С. С., Никифорова М. А., Семенова А. А., Ульянова И. П., Усен-ко Л.Н., Янущкевича Д. В. и других определил концепцию диссертации.

На региональном уровне, в частности, в Кабардино-Балкарской республике полноценной производственно-сбытовой стратегии овощного подкомплекса нет, хотя отдельные ее составляющие на уровне предприятий АПК находят свое место в диссертационных работах ученых региона (Борукаева А.Р., Нестеренко А.С.). Можно полагать, что осуществление программы настоящего исследования, направленной на формирование производственно-сбытовой стратегии субъектов хозяйствования в регионе будет способствовать не только росту объемов производства, но и более полному удовлетворению потребностей предприятий переработки в качественном сырье, а население в продуктах питания.

Соответствие темы диссертации требованиям паспортов специальностей ВАК РФ. Диссертационная работа выполнена в рамках «п. 15.41. Организационно-экономические аспекты управления технологическими процессами в сельском хозяйстве» и «п. 15.51. Концепция и методика управления агропромышленными предприятиямииндикативное планирование» паспортов специальностей ВАК Минобразования РФ.

Цели и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования — разработка теоретических основ и методических положений производственно-сбытовой стратегии овощного подкомплекса АПК Кабардино-Балкарской республики в условиях растущей внутрирегиональной конкуренции на данном рынке.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность этапов предпринятого исследования:

— уточнение содержания понятия производственно-сбытовой стратегии овощного подкомплекса АПК региона и механизма ее реализации на практике;

— провести экономический анализ состояния развития овощного подкомплекса Кабардино-Балкарской республики и выявить устойчивые динамические и структурные тенденции;

— исследовать соотношение структуры спроса со структурой товарного предложения овощного подкомплекса;

— изучить институциональные особенности развития внутреннего овощного рынка региона;

— исследовать движение товарных потоков овощного подкомплекса в регионе и выявить особенности механизма их регулирования;

— разработать модель производственно-сбытовой кооперации субъектов овощного подкомплекса Кабардино-Балкарской республики, учитывающей повышение эффективности факторов и обеспечения достаточной доходности для каждого из субъектов.

Предмет и объект исследования. Объект исследования — овощной подкомплекс Кабардино-Балкарской республики. Предмет исследования — теоретические и методические основы производственно-сбытовой стратегии овощного подкомплекса.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили фундаментальные теоретические положения и методология, представленные в классической и современной научной литературе, по формированию производственно-сбытовой стратегии субъектов овощного подкомплекса в регионе. В ходе проведенного анализа состояния товарного производства и потребления (спроса) в регионе использовались положения и выводы общей теории рынка, теории предпринимательства и бизнеса, программные и прогнозные разработки органов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской республики.

Важную роль в концептуальном обосновании диссертации сыграла современная институциональная теория, способствующая пониманию ключевых проблем экономического развития овощного подкомплекса региона.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялось на основе реализации общенаучных методов: системно-функционального, структурно-уровневого, историко-логического, экономико-статистического анализа, а также инструментария экономического прогнозирования.

Нормативной базой диссертационной работы послужили Законы РФ, КБР, Указы Президента РФ, постановления правительства РФ и КБР по вопросам развития отрасли. Основными источниками работы послужили труды ведущих ученых, специалистов рынка, статистические данные Госкомстата РФ, КБР, материалы по районам республики, годовые отчеты и первичные материалы хозяйствующих субъектов-товаропроизводителей и потребителей, а также нормативно-справочная литература.

Информационно-эмпирическую базу исследования представляют материалы, содержащиеся в монографиях российских и зарубежных экономистов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— обоснована концепция роста товарного производства овощей открытого грунта в регионе в условиях становления рыночных отношений и растущей конкуренции на внутреннем агропродуктовом рынке;

— определены параметры и осуществлена классификация сегментов овощного рынка, проведен системный анализ движения товарных потоков в овощном подкомплексе регионального АПК;

— систематизированы основные параметры и выявлены факторы, влияющие на уровень эффективности развития товарного производства в овощном подкомплексе региона;

— дан подробный анализ процесса формирования производственно-сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов подкомплекса;

— предложена концепция стратегии развития овощного подкомплекса Кабардино-Балкарской республики, ориентированная на потребности населения и предприятий переработки;

— разработан и апробирован подход расчета оптимизации товарного производства на уровне хозяйствующих субъектов подкомплекса, учитывающий внутренние и внешние факторы повышения эффективности их функционирования в рыночной среде;

— предложена модель максимизации доходов товаропроизводителей подкомплекса в современных условиях хозяйствования, позволяющая обосновывать прогнозируемые объемы товарного производства в регионе.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложенные методики, модели позволяют повысить эффективность товарного производства регионального овощного подкомплекса,'увеличить их доходность, стабилизировать спрос и предложение овощей на внутреннем рынке.

Комплексно-системный метод анализа состояния дел в региональном овощном подкомплексе позволяет решить проблемы оптимизации товарного производства, усиления процессов интеграции как по вертикали, так и по горизонтали, а также выявить и использовать резервы снижения производственной себестоимости продукции, охватить все стадии производства и продвижения товарной продукции, разработать ассортиментную политику предприятий отрасли.

Предложения автора по проблемам развития производства овощей приняты к практическому использованию отделом растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия и отделами Министерства экономического развития и торговли, а также предприятиями сельского хозяйства Кабардино-Балкарской республики.

Апробация и реализация результатов исследования. Исследование входит в список работ кафедры экономики АПК Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии по теме «Экономическая стратегия развития сельского хозяйства Кабардино-Балкарской республики». Основные научные положения диссертации докладывались, обсуждались и одобрены на научно-практических конференциях КБГСХА (2000;2005 гг.), на республиканских научно-производственных совещаниях руководителей предприятий регионального АПК. По теме диссертации опубликовано 3 работы общим объемом 4,1 п.л.

Объем и структура диссертации. Структура работы обусловлена целью и поставленными в исследовании задачами. Диссертация изложена на 164 страницах печатного текста, содержит 30 таблиц, 10 рисунков и схем.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика изученности проблемы, излагаются цель и задачи, научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе — «Методологические аспекты формирования производственно-сбытовой стратегии овощного подкомплекса регионального АПК» — раскрывается сущность производственно-сбытовой стратегии, исследуются организационно-экономические особенности товарного производства в овощном подкомплексе региона, обосновываются методические подходы по определению эффективности производства, излагается система факторов, воздействующих на результативность функционирования предприятий подкомплекса.

Во второй главе, «Состояние и тенденции развития производства и реализации продукции овощного подкомплекса Кабардино-Балкарской республики на современном этапе», — дан анализ организационно-экономических условий деятельности предприятий регионального овощного подкомплексасформулирована и решена задача рационализации товарных потоков отрасли, обоснована необходимость изучения процесса повышения конкурентоспособности отдельных видов овощной продукции в республикепроведена классификация рынков по видам и дан системный анализ движения товарной продукции в хозяйствах подкомплекса.

В третьей главе «Экономическое обоснование производственно-сбытовой стратегии овощного подкомплекса АПК Кабардино-Балкарской республики» в условиях растущей конкуренции на агропромышленном рынке" дается оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования исследуемых предприятий овощного подкомплексапредлагаются пути повышения конкурентоспособности отдельных видов овощей, обеспечения товародвижения во внутреннем рынке региона. Предложена модель максимизации доходов предприятий подкомплекса, позволяющая обосновывать прогнозируемые объемы товарного производства на предприятиях овощного подкомплекса Кабардино-Балкарской республики.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и предложения, направленные на повышение результативности функционирования предприятий овощного подкомплекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. На современном этапе хозяйствования осуществление задач обеспечения потребностей страны и ее регионов в овощной продукции в достаточном количестве и ассортименте необходимого качества становится одной из важнейших задач агропромышленного комплекса. Выбор стратегической концепции развития овощного подкомплекса становится важнейшим компонентом его экономической деятельности. Процесс формирования производственно-сбытовой стратегии предприятий отрасли представляет собой комплекс важнейших взаимосвязанных управленческих решений, которые должны исходить из глобальной и локальных целей овощного подкомплекса. Разработка таких целей предполагает определение ассортимента товарной продукции, с которым выходит подкомплекс на региональный агропромышленный рынок.

2. Процесс формирования эффективного функционирования хозяйствующих субъектов овощного подкомплекса имеет свои отличительные особенности, которые связаны с рядом факторов: природно-климатической, социально-экономической спецификой хозяйствования и функциональной ролью предприятий отрасли в динамичном развитии экономики республики. Эти особенности необходимо учитывать при разработке и реализации производственно-сбытовой стратегии предприятий овощного подкомплекса региона. Современная экономическая реальность, с которой сталкиваются хозяйствующие субъекты овощного подкомплекса, перешедших от централизованно планируемой к рыночной системе ведения хозяйства, требует принципиально новых подходов к организации производственно-сбытовой деятельности предприятий отрасли.

3. На долю ЮФО РФ на сегодня приходится около 21% общего объема производства овощей в стране, где сосредоточено около 25% посевных площадей. Среди регионов ЮФО РФ наибольший удельный вес в валовом производстве овощей принадлежит, Дагестану (22,3%), Ростовской области (20,0%), Краснодарскому краю (13,5%), Кабардино-Балкарии (11,3%), причем доля производства овощей КБР в общем объеме производства за исследуемый период возрос на 2 процентных пункта.

Динамика производства овощей в ЮФО и КБР в анализируемом периоде прослеживается следующим образом: как по ЮФО, так и по КБР прирост объемов валовых сборов соответственно составили 1,9 и 4,3 раза, т. е. темпы роста производства овощей в Кабардино-Балкарской республике значительно опережают темпы роста производства овощей по ЮФО.

4. Овощной подкомплекс Кабардино-Балкарской республики является составной частью агропромышленного комплекса, в производственную систему которого входят 146 сельскохозяйственных организаций и 25 предприятий переработки. Уровень развития производственной системы овощного подкомплекса Кабардино-Балкарской республики в 1999;2004гг. характеризуется следующими данными: овощи возделываются в хозяйствах всех районов республики на площади 15,9 тыс. га, что превышает размеры посевных площадей овощных культур в 1999 г. на 2,0 тыс. га или 14,1%-: доля сельскохозяйственных предприятий из года в год увеличивалась (1999г. составляла с 41,4% в 1999 году до 64,4% в 2003 годуа в 2004 резко сократилась до уровня 25,7%. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей также имеет тенденцию роста. Валовой сбор овощей увеличился в 2,2 раза и составил в 2004 году 301,3 тыс. тоннурожайность овощей составила 191,3 центнеров с одного гектара убранной площади повысилась, что в 1,7 раз больше уровня 1999 года.

Анализ динамики показателей предприятий переработки овощей республики показывает, что в исследуемом периоде достигнут значительный рост объемов продукции. Так, производство продукции отрасли в 2004 году составил 199,77 муб., прирост за период составил 49,2% или 65,9 муб.

5. В 1997;2004гг. динамика потребления овощей и продовольственных бахчевых культур в РФ, ЮФО и КБР имеет положительную тенденцию. Как по всей России, в ЮФО, так и в регионах в течение длительного периода потребление из года в год увеличивается. В РФ прирост потребления на душу населения овощей и бахчевых составил 24,0%, в ЮФО — 50,0%, в Кабардино-Балкарской республике — в 3,4 раза. При этом в ЮФО самый высокий уровень потребления овощей и бахчевых наблюдается среди регионов в Кабардино-Балкарской республике — 341 кг. Поэтому одним из важнейших условий обеспечения развития агропромышленного комплекса является стабилизация и развитие положения дел в овощном подкомплексе региона. Ныне излишки овощей и продукции их переработки вывозятся в другие регионы, где по природно-климатическим условиям их производство овощей невозможно или крайне ограничено, тем самым решая в определенной степени проблему обеспечения населения овощной продукцией в этих районах.

6. Предпринимаемые в Кабардино-Балкарской республике меры воздействия по повышению эффективности функционирования предприятий овощного подкомплекса в исследуемом периоде не изменили колеблющийся характер производства овощей, что негативно повлияли на результаты хозяйственной деятельности, приводили к перебоям работы предприятий переработки. Продолжающийся диспаритет цен, дороговизна техники и других материально-технических средств не позволяют предприятиям подкомплекса организовать высокоинтенсивное производство. В республике нет цивилизованных форм организованного сбыта овощной продукции, 45−50 процентов участников сделок на овощном рынке все еще адаптируются к новым условиям хозяйствования, действуют непоследовательно, без учета конъюнктуры рынка, четко обозначенных целей и соответствующей государственной поддержки. В настоящее время для решения проблем сбыта продукции овощного подкомплекса предлагаем в регионе создать систему оптовых продовольственных рынков, развивать сеть супермаркетов с поставкой им овощной продукции путем прямой дистрибуции.

7. Центральным направлением в развитии рыночных отношений является совершенствование системы ценообразования на плодоовощную продукцию. Анализ действующей методики определения реализационных цен на продукцию выявил отсутствие стабильности, системности и эффективности в данном вопросе, а также свидетельствует о наличии резервов совершенствования существующего механизма ценообразования, реализация которых позволит хозяйствам гарантировать прибыль для возможности самофинансирования и расширенного воспроизводства. Решению этой задачи, на наш взгляд, способствует предложенная в работе методика определения целевой цены на овощную продукцию.

8. Эффективное функционирование предприятий и организаций овощного подкомплекса невозможна без внедрения системы мер государственного регулирования. Тенденцию снижения уровня общей доходности отрасли можно остановить, как показывают результаты наших исследований, только на основе государственной поддержки путем применения механизма ценовых дотаций и компенсаций. Дотации должны составлять 16−18% от цены, а компенсации 2022% к затратам.

9. Исследование процесса формирования производственно-сбытовой стратегии предприятий позволяет отметить, что важным направлением ее совершенствования является оптимизация отношений овощных хозяйств с перерабатывающими и торговыми предприятиями. Необходимо формировать в овощном подкомплексе республики интегрированные структуры финансово-кредитных организаций, законченные структурные цепочки от производства продукции до ее реализации. Считаем целесообразным в состав агропромышленных объединений включать на правах структурного подразделения экономически слаборазвитые сельскохозяйственные организации с потерей ими статуса юридического лица, после проведения процедуры банкротства. Создание интегрированных образований в овощном подкомплексе позволит создать систему перераспределения рисков ведения производства, повысить устойчивость овощных хозяйств. Для проведения процесса интеграции в овощном подкомплексе региона, для обеспечения товаропроизводителей отрасли доступными кредитами предлагаем создать финансовую группу, для регулирования производства, изучения спроса на отдельные виды овощной продукции — службу маркетинга.

10. Сбытовая деятельность предприятий овощного подкомплекса представляет собой систему отношений по формированию и направлению потока товаров и услуг, способствующих продвижению овощной продукции от производителя до потребителя. Организация товародвижения требует координации всех управленческих решений в рамках единой системы управления товародвижением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Действующее в Российской Федерации законодательство о государственной поддержке сельских товаропроизводителей.2.3емельный Кодекс Российской Федерации
  2. Закон РФ «О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках. 1991 г.
  3. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.
  4. Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур» от 14.06.1992 года № 623.
  5. Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 года№ 1929.
  6. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы // Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 8. С. 19 — 34.
  7. Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.1994 года № 498.
  8. Материалы съездов, конференций, симпозиумов
  9. А.С. Народнохозяйственная эффективность: показатели, методы оценки. М.: Экономика, 1988. — 248 с.
  10. И.Грачев В. А. Тарасов А.Н. Эколого-экономическая оценка систем земледелия. В кн.: Совершенствование рыночных отношений в агропромышленном комплексе. Всероссийская конференция (16−18 августа 1994 г.): Тезисы докладов. Ростов-на-Дону, 1994. ч. 2. С. 154.
  11. , В., Д. Менхос и А. Якунина. Экспериментальное исследование форвардного и спот рынков: невыполнение контракта как фактор вертикальной интеграции. РПЭИ. Научные доклады.1999, № 99/02
  12. З.Тарасов А. И. Формирование региональных рынков сельскохозяйственной продукции. М. АПК — экономика, управление, 1998, № 7, — 34 с. 3. Книги и монографии
  13. Л.И. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства. М.: Агропромиздат, 1990. — 217 с.
  14. Г. П. Маркетинг в АПК. М.: Изд-во «Колос» 1997, С. 19−46.
  15. М. Условия эффективности в экономике. М.: Научно- издательский центр «Наука для общества», 1998. — 304 с.
  16. Антология экономической классики. Мальтус Т., Дж.Кейне. М.: Эконов, Ключ, 1993.
  17. В.Г. Эффективность использования производственного потенциала в сельском хозяйстве. М.: Экономика, 1988. — 248 с.
  18. И. Стратегическое управление.-Экономика.1989.-С.46.
  19. М.Х. Развитие системы материально-технического обеспечения регионального АПК. Ростов-на-Дону: РГУ, 1996. — 132 с.
  20. М.Х., Кармокова JI.Ф. Система материально-технического обеспечения АПК: стратегия экономического развития. М.: ВНИЭТУСХ, 1998. -146 с.
  21. С.В. На пути создания рынка. М: Наука, 1992, № 4, — 10 с.
  22. И.Д., Давыденко Л. И. Новый способ производства продовольствия. -М.: Луч, 1992, 128 с.
  23. Л.В. — Анатомия отечественного малого бизнеса. М.: Российский экономический журнал, 1994, № 2, — 14 с.
  24. В.П. Некоторые математико-статистические методы анализа сезонности торговли и спроса. В кн. Баканов М. И. и др.
  25. Л.М. Экономические проблемы повышения качества продукции. -М.: Экономика, 1982. 192 с.
  26. Ю.К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999, — 33 с.
  27. М.Х., Габоев А. В., Дикинов А. Х., Сохроков Х. Х. Управление процессами институциональных преобразований экономики Кабардино-Балкарской республики на этапе экономической стабилизации. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2000. — 128 с.
  28. Н., Назаренко Л. Ценовой паритет в сельском хозяйстве в 19 901 994гг. М.: АПК — Экономика, управление, 1994, № 8, — 19 с.
  29. У. Экономическая теория и исследование операций: Пер. с англ./Под ред. М. М. Галанского и Ю. Я. Ольсевича. М.: Прогресс, 1985. -226 с.
  30. Н. Рынок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. М.: АПК — Экономика, управление, 1998, № 6, — 73 с.
  31. Jl. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры. М.: АПК — Экономика, управление, 1999, № 1, 49 с.
  32. Г. В. Нужна ли России продовольственная программа? — М.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1999, № 1,-6 с.
  33. В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качества продукции в условиях становления рынка. М.: Изд-во стандартов, 1994. — 140 с.
  34. Ю.Г., Коробейников М. А. Новый экономический механизм АПК. -М.: Агропромиздат, 1989. 142 с.
  35. В.Ф. Методические указания по изучению планомерного повышения качества продукции сельскохозяйственного происхождения в условиях функционирования АПК. Ставрополь: СХИ, 1985. — 24 с.
  36. А.Е. Экономика. -М.: Экономика, 1995, 214 с.
  37. А. Гипотезы и модели личных потребительских расходов в условиях развитого капитализма. Вильнюс, 1969.
  38. А. Теория спроса (Макропроцесс). М.: Экономика, 1970.
  39. К.К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование. Новоссибирск: Наука, 1980, -384 с.
  40. Г. А., Каменева Н. Г. Товарные биржи. М.: Высшая школа, 1991, -111 с.
  41. И.Э., Козлова Л. И. Формирование цены в рыночных условиях. -М.: АО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1995. 61 с.
  42. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995. -252 с.
  43. А.Д. Эффективность сельскохозяйственного производства и пути ее повышения. JL: Лениздат, 1979. — 105 с.
  44. В.А. Статистическая модель поведения потребителя и изучение зависимости спроса от цены. В кн.: Доходы и покупательский спрос населения. М.: Статистика, 1968, — 110 с.
  45. Д.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969, — 103 с.
  46. И.А. Подходы к определению средних рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. М.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1999, № 3, — 47 с.
  47. А.В. Качество продукции и экономика. М.: Знание, 1968. — 63 с.
  48. ДЖ. И др. Стратегия Бизнеса. 2-е изд.- Новосибирск: ИЭ и ОПП РАН, 1996.
  49. Е.Т. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998, — 19 с.
  50. А.А., Алтухов А. И., Сарайкин В. И. Развитие российского зернового рынка. М.: ВНИЭТУСХ, 1992. — 173 с.
  51. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1997.-208 с.
  52. В.А., Пешко Д. А. Государственное регулирование АПК. Зарубежный опыт. Минск: 1994, — 16 с.
  53. В.И. Моделирование развития регионального АПК в условиях неопределенности. Сборник научных трудов. Горки, 1994. — С. 18−32.
  54. А. И., Тарасевич J1. С. Экономическая теория. Изд. «Питер». -2003. с. 77−78.
  55. Э., Линдсей Д. Рынок: макроэкономическая модель С.Пб., 1992, гл. 9 (раздел 9.2).
  56. П.Ф. Рынок: как войти в лидеры. Практика принципы. М.: Прогресс, 1992,-7с.
  57. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.: НПЖ, Финансы, учет, аудит, 1997, — 13с.
  58. Р.Л., Шеожев Х. В. Системное измерение результатов деятельности сельскохозяйственных предприятий. Нальчик, 1987.
  59. Г. Г., Шогенов К. А. Маркетинг в бизнес-центрах. Нальчик: Эль-фа, 1999,-2000 с.
  60. А.И., Кремер Н. Ш., Савельева Т. И. Математические методы и модели в планировании. М.: Экономика, 1987. — 239 с.
  61. Кат И. Я. Экономическая эффективность деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 1987. — 192 с.
  62. Г. Б. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1994.
  63. В.А. Моделирование межрегионального продовольственного комплекса.-М.: Наука, 1992.-С. 113−124.73 .Концепция развития многоукладной экономики аграрного сектора России / Под. ред. В. Р. Боева, А. А. Шутькова. М.: ВНИЭСХ, 1993. — 47 с.
  64. А. Создание системы оптовых продовольственных рынков. М.: АПК — экономика, управление, 1999, № 2, — 17 с.
  65. И.И. Основные закономерности развития спроса в СИР. М.: Экономика, 1965, 41 с.
  66. Ф. Маркетинг. Менеджмент. Санкт-Петербург: Экономика, 1998, -190 с.
  67. Ф. Основы маркетинга Санкт-Петербург: Экономика, 1991, — 228 с.
  68. Р. Проблемы социальных издержек. Указ. М.: Дело, 1990, — 17 с.
  69. Р. Фирма, рынок и право. М: Дело, 1993, — 87 с.
  70. Ф.А. Теоретические основы определения емкости рынка. М.: Экономика, 1965, — 49 с.
  71. Я. Путь к свободной экономике. М.: Прогресс, 1980, — 37 с.
  72. Э.Н. Пропорции и приоритеты развития АПК. М.: Экономика, 1983.-231 с.
  73. .А. Проблемы региональной продовольственной безопасности. -Нальчик: КБГСХА, 2001. 117 с.
  74. .А. Развитие агропромышленного производства КБР в условиях рыночной экономики. Нальчик: КБГСХА, 2000. — 102 с.
  75. Р.А. Основы рыночной экономики в агропромышленном комплексе. Нальчик: Эльбрус, 1995. — 175 с.
  76. М.Г., Шаршукова А. Г. Риски в предпринимательской деятельности. -М.: Инфра, 1998, — 19 с.
  77. А.Я. Введение в рыночную экономику. Курс лекций М.: Квадрат, 1991,243 с.
  78. А.С. Эффективность сельскохозяйственного производства. Экономико-статистические методы анализа. М.: Статистика, 1986. — 184 с.
  79. О.Ю. Современная экономика. Р.-н.-Д.: Феникс, 1995, 25 с.
  80. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1992, — 30 с.
  81. К. Капитал. Критика политической экономии. М.: Политиздат, 1989, — 290−291 с.
  82. А. Принцип экономической науки. М.: 1993, т.1, — 220 с. 93 .Математические методы анализа в торговле. (Очерки теории и практики). -М. Экономика, 1967, 247 с.
  83. К. Основания политической экономий. Австрийская школа в политической экономий. М., 1992. с. 201−202.
  84. Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира: Пер. с анг.-М.: Прогресс, 1991, — 12 с.
  85. В.А. Анализ эффективности сельскохозяйственных предприятий. -М.: Агропромиздат, 1991.- 125 с.
  86. Методика определения экономической эффективности повышения качества продукции. -М.: ВНИИС, 1976. 145 с.
  87. Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям. — М.: ИН-ФРА, 1993.-50 с.
  88. Многоукладная экономика аграрного сектора России. Ч. 2.. Под. ред. А. А. Шутькова. — Информагротех, 1992. — 215 с.
  89. ЮО.Модебадзе Н. П., Маушева З. П. Формирование конкурентной стратегии предприятия. Материалы юбилейной конференции посвященной 20-летию КБГСХА. Научные доклады. Нальчик-2001, часть 1, С. 101−103.
  90. А.А. Экономические основы системы сельского хозяйства. -Ставрополь: Кн. изд-во, 1975.-295 с. 102.0боленский К. П. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства. М.: Экономика, 1974. — 159 с.
  91. ЮЗ.Олейник А. Институциональная экономика. Институт плана и институт рынка. -М.: Российский экономический журнал, 1999, № 4, 132 с.
  92. Ю40пыт применения математических методов и ЭВМ в экономико-математическом моделировании потребления. М.: Наука, 1968, — 16 с.
  93. Ю5.0рлов А. В. Управление спросом и предложением продовольственных товаров. М.: Экономика, 1990, — 202 с.
  94. Юб.Пешкова Е. Т. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: ОСР-89, 1997, — 13 с.
  95. Прогноз развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на 1996−2005 гг. М.: ВНИЭСХ, 1996. — 66 с.
  96. Продовольственное обеспечение страны: состояние и перспективы / А. И. Алтухов, В. Р. Боев, Д. Ф. Вермель, А. Г. Федичкин и др. М.: МП «Петит» -ВНИЭСХ, 1996.-166 с.
  97. Э. Основы экономической теории. Макроэкономическая теория рынков продукции. -М.: Наука. 1995, 134 с.
  98. Ю.Радугин Н. П. Проблемы аграрной реформы в России. М.: Финансы и статистика, 1993. — 60 с.
  99. .М. Поведение товара на рынке (опыт изучения конъюнктуры рынка). Нальчик: Вестник КБГУ, 1995, — 6 с.
  100. И2.Рахаев Б. М. Опыт исследования конъюнктуры рынка. Нальчик: Вестник КБГУ, 1995,-49 с.
  101. З.И. Региональный продовольственный рынок. Мясной рынок. -М.: Экономика, 1996, 24 с.
  102. К.Г. Самые выгодные операции: лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами. -М.: Мировой океан и ЭРБАР, 1992, 13 с.
  103. П. Экономика Пер. с анг. М.: Прогресс, 1964, — 17 с.
  104. П., Нордхаус В. Экономические науки. М.: Прогресс, 1990, -114 с.
  105. В.А. Интенсификация и эффективность сельскохозяйственного производства. М.: Росагропромиздат, 1988. — 64 с.
  106. Статистический сборник. Кабардино-Балкария в цифрах: 1998 г., 1999 г., 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г.
  107. Х.Х. Экономические интересы и различные формы хозяйствования в АПК. Нальчик, 1995, — 25 с.
  108. Х.Х. Принцип государственного регулирования АПК. Нальчик, 1995, — 12 с.
  109. Л.Ф. Рынковедение. -М.: Экономика, 1983, 232 с.
  110. О., Заколодная Л. Перспективы развития оптовых продовольственных рынков в Ростовской области. М. АПК — экономика, управление, 1999, № 3,-33 с.
  111. Н.Г. Модели и методы прогнозирования рынков. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1991, — 36 с.
  112. О. Рыночный спрос. Сегментирование по психографическим признакам. С.-П., 1998, — 61 с.
  113. Формирование многоукладного агропромышленного производства. М.: РАСХ, 1995.-32 с.
  114. Ю.Б. Аграрный рынок: структура, специфика и цены. Проблемы становления рыночной экономики КБР. Нальчик: сборник научных трудов, 1999,-57 с.
  115. Ю.Б., Жангоразова Ж. С. Проблемы ценообразования в АПК. -Нальчик: Типография КБГСХА, 1997, 16 с.
  116. В. Я., Поляков М. А. и др. Формирование организованных рынков в АПК: Методические рекомендации. МСХРФ, 1993, с. 35−37.
  117. Р.А. Стратегический менеджмент (учебник для вузов). М.6 Интел-Синтез, 1999.
  118. Ф. Пагубная самонадельность. Ошибки социализма. -М.: Экономика, 1992,-9 с.
  119. П. Экономический обзор мышления. М.: Дело, 1992.
  120. Хозяйственный механизм АПК / Под ред. В. А. Тихонова. М.: Экономика, 1984.-288 с.
  121. Н.И. Резервы роста эффективности сельскохозяйственного производства. Минск: Урожай, 1984.
  122. М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теорий. Изд. «АСА». Киров-1996. с. 80.
  123. А.И. Новый механизм формирования эффективности. М.: Экономика, 1990.-192 с.
  124. Экономика предприятий и отраслей АПК / B.C. Тонкович, Е. И. Кивейша, Л. Ф. Догиль и др. Минск: Изд-во Белорусского государственного ун-та, 1996.
  125. В.Б., Корнев Г. Н. Анализ эффективности сельскохозяйственного производства. М.: Росагропромиздат, 1990.4. Серийные издания
  126. Абдулхаким Мухамед Акил Научно-технический прогресс и его роль в повышении эффективности производства зерна в арабских странах. М.: Международный сельскохозяйственный журнал, 1996, № 4, — 22 с.
  127. Австрийская школа в политической экономии: Сб./ Коммент., сост. B.C. Автономов. М.: Экономика, 1992. — 492 с.
  128. A.M., Лукинов М. П. Создание сети продовольственных рынков в России. М.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, № 9, — 18 с.
  129. В.Р. Рыночным отношениям нужна здоровая экономическая база // Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. -М.-Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 1997.
  130. В.Р. Совершенствовать управление АПК // АПК: экономика, управление. 1994. -№ 5. — С. 25 — 32.
  131. МЗ.Вострухин К. Диспаритет цен не преодолен // Экон. с.-х. России. 1997. -№ 6. — С. 35. Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. — М.: АПК — Экономика, управление, 1995, № 2, — 63 с.
  132. В.М. Местное самоуправление решающее звено нашего развития. -Нальчик: Кабардино-Балкарская правда, 1998, № 53, — 2 с.
  133. С.А. Новый подход к определению критерия эффективности сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 3.
  134. А.Ю. Формирование хозяйственного механизма АПК в переходный период. М.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1999, № 3, — 13 с.
  135. Г. Основные продовольственные рынки: современное состояние и перспективы развития. -М.: АПК экономика, управление, 1997,№ 10,с.
  136. Г. И. Выявление эффективности управления в аграрном секторе // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 1.
  137. А.А. О методических подходах совершенствования систем ведения сельского хозяйства в современных условиях // Вестник сельскохозяйственной науки. 1982. — № 4. — С. 29 — 38.
  138. Е., Шахова Е. Метод определения уровня самообеспеченности регионов хлебопродуктами // Хлебопродукты. 1993. — № 4.
  139. А. Факторы роста эффективности и устойчивости сельскохозяйственных предприятий // АПК: экономика, управление. 1999. — № 1.
  140. Ю. Система прогнозирования федеральных фондов продовольствия. М. АПК — экономика, управление, 1998, № 7,-4 с.
Заполнить форму текущей работой