Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма экономического стимулирования экспорта на уровне региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новизна выводов, сделанных автором на основе анализа системы стимулирования экспорта на региональном уровне в России, заключается в доказательстве того положения, что содействие экспорту становится важнейшим инструментом внешнеэкономической политики региональных органов управления. За федеральным зве^П) ном, бесспорно, остается «рамочная» проработка вопроса, тогда как «центр тяжести» работы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Регион в системе внешнеэкономических связей страны
    • 1. 1. Значение внешнеэкономического фактора для экономики регионов России
    • 1. 2. Предпосылки становления региональной системы стимулирования экспортного производства
    • 1. 3. Содействие экспорту как основной инструмент внешнеэкономической политики региональных органов управления
  • 2. Зарубежная практика экономического стимулирования экспортеров региона
    • 2. 1. Эволюция включения регионов зарубежных стран в мировую экономику
    • 2. 2. Основные элементы экономического содействия экспортерам на уровне территории
    • 2. 3. Анализ практики участия американских штатов в программах финансовой поддержки регионального экспорта
  • 3. Совершенствование форм экономической поддержки экспортеров в регионах РФ
    • 3. 1. Влияние экспортного сектора на экономику Свердловской области
    • 3. 2. Формирование механизма экономического стимулирования экспортеров региона
    • 3. 3. Программа финансово-экономической поддержки экспортного комплекса Свердловской области

Формирование механизма экономического стимулирования экспорта на уровне региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ. Либерализация внешнеэкономической деятельности в условиях перехода к рыночной экономике в России обусловливает возрастающее влияние мирохозяйственных связей на социально-экономическое развитие страны. Особое значение приобретает экспорт, на долю которого приходится 1/5 часть валового внутреннего продукта России. Рост экспорта РФ в 1990;х годах позволил замедлить отрицательную динамику производства валового внутреннего продукта. Так, с 1991 г. по 1994 г. валовой внутренний продукт снизился почти на 1/3 (32%) с годовым темпом падения в 12%, а за 1994;1996 гг. снижение составило только 9.8% со среднегодовым темпом в 5% % [166, с.1]. Если бы в 1993;1995 гг. не было относительной стабильности производства в экспортирующих отраслях России, то спад в промышленности РФ вместо фактических 35% был бы равен 49% [142, с. З].

Такая же ситуация складывается и на региональном уровне. Так, в Свердловской области в 1996 г. на предприятиях цветной металлургии выпуск первичного алюминия увеличился на 9.1%, меди черновой — на 31.2%, рафинированной — на 0.2% [174, с. З]. Рост производства обеспечен в основном предприятиями, поставляющими свою продукцию на экспорт: удельный вес экспортных поставок в общем объеме производства отрасли составляет 34.5% против 14.3% в среднем по промышленности области [83, с.2]. Именно экспортный сектор экономики дает возможность сохранить производство, занятость населения, увеличить налоговые отчисления в бюджеты различных уровней.

Вместе с тем в 1996 г. темпы прироста экспортного производства, сырьевого в своей основе, в целом по России оказались наименьшими с 1992 г. и составили всего 8% [144]. Рост экспорта товаров сдерживается как внутренними, так и внешними причинами. Прежде всего сказывается исчерпание экстенсивных факторов роста сырьевого экспорта. Острота этой проблемы усиливается с каждым годом по мере возрастания топливно-сырьевой направленности российского экспорта. Топливно-сырьевой экспорт, как известно, особенно чувствителен к конъюнктуре мирового рынка и зависим от нее, что создает угрозу экономической безопасности страны и может привести к превращению России в сырьевой придаток западных государств. Вместе с тем сегодня нельзя ставить вопрос об отказе России от экспорта сырьевых товаров и полной замене последнего готовой продукцией, прежде всего в силу неконкурентоспособности последней на мировом рынке.

На замедлении темпов роста экспорта не может не сказываться также отсутствие по большому счету реального механизма поддержки экспортеров как на федеральном, так и на региональном уровнях. Между тем опыт зарубежных стран свидетельствует, что увеличение в конце 1980;х — начале 1990;х годов расходов на содействие экспорту, в частности в США, до 200−250 млн долл. в год способствовало расширению экспорта страны более чем на 12% ежегодно в период с 1987 г. по 1992 г., опережающему росту экспортных поставок высокотехнологичной продукции, резкому — почти вдвоесокращению отрицательного сальдо торгового баланса [187, с.5]. Эти же тенденции характерны и для региональной экономики. Прямая финансовая поддержка экспортеров в США на уровне штатов возросла в целом по стране с 21 млн долл. в 1990 г. до 40 млн долл. в 1992 г. [219, с.9]. Сокращение затрат на стимулирование экспортного комплекса штатов — в штате Аляска снижение расходов на внешнюю торговлю из регионального бюджета в 1992 г. было максимальным (51%) — ведет к снижению экспорта: сокращение экспортных поставок штата составило в 1993 г. 3%.

В региональной внешнеэкономической политике зарубежных стран получили распространение различные направления содействия экспортерам. Особую эффективность доказали инструменты финансово-экономической поддержки экспортного сектора экономики. По оценкам американских специалистов, максимальный эффект от реализации такой помощи может составлять 432 доллара на каждый вложенный доллар [194, с.34].

В России только в середине 1990;х годов с принятием Федеральной программы развития экспорта (1996 г.) были сформулированы основные направления государственной политики поддержки национальных экспортеров с выделением финансово-экономического содействия в качестве самостоятельного блока [26]. Регионы в этом плане действуют пока менее активно — осуществляются первые попытки создания залоговых фондов территорий, вне-j дрения налоговых льгот для экспортеров, прежде всего готовой про-1 дукции, нарабатывается региональная законодательная база. В связи с вышесказанным изучение вопросов финансово-экономической поддержки экспортного комплекса становится одним из наиболее актуальных направлений исследования развития региональных внешнеэкономических связей.

ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Различные аспекты формирования стратегии регионального развития нашли отражение в исследованиях ученых московской, уральской, сибирской, дальневосточной и других научных школ [78,92,111,112,123,126,128]. Однако внешнеэкономический срез данной проблемы изучен меньше. Причина в том, что этот вопрос приобрел актуальность как в России, так и в зарубежных странах, сравнительно недавно (в России — в начале 1990;х годов, за рубежом — в 1980;х годах).

Теоретическое обоснование влияния международного разделения труда на социально-экономическое развитие нации было еделано в работах О. Т. Богомолова, С. Н. Захарова, О. К. Рыбакова, И. П. Фаминского, Н. П. Шмелева, других экономистов.

81,90,105,116,125].

Исследования по развитию экономических районов под влиянием внешнеэкономических факторов были начаты Н. Н. Некрасовым и А. П. Авдеичевым и нашли практическое подтверждение в работах М. А. Абдусалямова, А. М. Алимова, И. Ф. Зайцева, А. А. Мальцева, И. В. Мусиенко, Н. Б. Писаренко, НЛ. Шлык и др. [76,86,88,89,95,96,97,110,124].

Анализом и обобщением опыта, накопленного в развитых странах в сфере организации и стимулирования региональной внешнеэкономической деятельности, занимаются американские специалисты Тэймер Кэвусгил (Cavusgil Tamer S.) и Майкл Зинкота (Zinkota Michael R.) [193]. Изучению практики содействия внешнеэкономической деятельности и стратегического планирования мирохозяйственных связей штатов США посвящены работы преподавателя университета Вэйн штата Мичиган (Wayne State University) Сары Мак-кью (Sarah S. McCue)[217], сотрудников института Аспин (The Aspin Institute) Кэрол Конвэй (Carol Conway), Вильяма Носдурфа (William Nothdurf), Пэгги Барнард (Peggy Barnard) и других авторов [194].

Одним из наименее изученных остается вопрос содействия экспортному сектору на региональном уровне в современных условиях хозяйствования в России, в особенности финансово-экономической поддержки экспортного производства. Ввиду недостаточного опыта в России представляется целесообразным провести анализ соответствующей практики зарубежных регионов, в частности штатов США, накопивших достаточный опыт в этой сфере, и исследовать возможности его учета субъектами Российской Федерации.

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является изучение организации экономического стимулирования экспорта на региональном уровне в России и зарубежных странах и разработка на этой основе конкретных предложений по финансово-экономической поддержке экспортного комплекса региона на примере Свердловской области.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

— выявить влияние внешнеэкономического фактора на социально-экономическое развитие региона;

— рассмотреть основные инструменты политики региональных органов управления по стимулированию экспорта;

— проанализировать формирование механизма содействия экспорту в регионах России и зарубежных стран;

— сформулировать основные направления экономического стимулирования экспортного сектора экономики на региональном уровне применительно к современному этапу реформ;

— подготовить программу финансово-экономической поддержки экспортного комплекса Свердловской области.

ПРЕДМЕТОМ исследования является механизм экономического стимулирования экспортного производства в регионе.

ОБЪЕКТОМ исследования выступает внешнеэкономический комплекс Свердловской области.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды классиков теории внешней торговли, работы российских и зарубежных экономистов, законодательные акты Президента и правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и штатов США. Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, программно-целевого метода, методов логико-структурного и корреляционного анализа, экономической статистики, экспертных оценок и др.

ИНФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили материалы Госкомстата РФ, департамента международных и внешнеэкономических связей и комитета по экономике правительства Свердловской области, свердловского областного комитета государственной статистики, Аппарата Уполномоченного Министерства внешнеэкономических связей Российской Федерации по Уральскому региону, Уральского таможенного управления, Уральской торгово-промышленной палаты и Совета по международным связям и внешнеэкономической политике при губернаторе Свердловской области.

В работе использованы материалы, полученные кафедрой экономики зарубежных стран и конъюнктуры мировых рынков Уральского государственного экономического университета в процессе установления двусторонних контактов с международными отделами департаментов экономического развития, торгово-промышленными палатами, центрами мировой торговли, университетами 27 штатов США, а также материалы семи российско-американских научно-практических семинаров по проблемам региональной экономики, проходивших в 1993;1996 гг. в Уральском государственном экономическом университете при содействии Посольства США в России и Генерального консульства США в Екатеринбурге.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ состоит в следующем:

— выявлено усиление влияния внешнеэкономического фактора на социально-экономическое развитие России и образующих ее регионов, в период перехода к рыночной модели хозяйствования;

— обоснована необходимость поддержки экспортеров совместными усилиями федеральных и местных властей и доказано положение, что содействие экспорту становится важнейшим инструментом внешнеэкономической политики региональных органов управления;

— адаптирован зарубежный опыт экономического стимулирования экспортного комплекса регионов к практике субъектов Российской Федерации и на этой основе разработан комплекс мер экономического содействия экспортерам в российских регионах;

— впервые оценены тенденции развития экспортного сектора экономики Свердловской области с точки зрения влияния проводимой региональными органами власти внешнеэкономической политики;

— разработана программа финансово-экономической поддержки экспортного комплекса Свердловской области.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в его теоретико-прикладном аспекте, разработке рекомендаций для региональных органов управления по организации экономического стимулирования экспортеров. Основные положения и результаты исследования направлены на улучшение показателей социально-экономического развития региона.

Разработанная автором программа финансово-экономической поддержки экспортного комплекса Свердловской области может быть использована органами местного управления как составляющая Программы развития экспортного комплекса Свердловской области.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Положения диссертации были обсуждены на четырех российско-американских научно-практических семинарах по проблемам региональной экономики, проходивших в 1994;1996 гг. в Уральском государственном экономическом университете, на заседании зимнего методологического университета «АРГО-97» в г. Санкт-Петербурге в 1997 г.

Представленные результаты диссертационных исследований позволили автору в 1995 г. стать лауреатом второго конкурса научных проектов, организованного Московским отделением Российского научного фонда при содействии Фонда Форда (США). В 1995 г. автор на конкурсной основе получил грант Уральского государственного экономического университета на продолжение диссертационного исследования.

Основные выводы и положения работы были использованы при разработке Уральским государственным экономическим университетом в 1995 г. по заказу правительства Свердловской области Концепции развития внешнеэкономических связей Свердловской области, а также нашли отражение в отчетах НИР кафедры экономики зарубежных стран и конъюнктуры мировых рынков Уральского государственного экономического университета по госбюджетной и хоздоговорной тематике, выполнявшихся в 1994;1996 гг. по заказам Госкомвуза Российской Федерации и правительства Свердловской области.

Материалы диссертационного исследования были учтены при разработке кафедрой экономики зарубежных стран и конъюнктуры мировых рынков УрГЭУ курса «Зарубежный опыт организации внешнеэкономической деятельности».

По теме исследования опубликовано 9 печатных работ общим объемом 7.3 п.л., в том числе самостоятельно 8 объемом 6.3 п.л.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание изложено на 129 страницах машинописного текста, работа включает 18 рисунков, 8 таблиц, список литературы, составляющий 250 наименований, а также 6 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования, проведенные в работе, позволяют сделать следующие выводы:

1. В современных условиях хозяйствования происходит усиление1 значения внешнеэкономической деятельности, в особенности экс- 1 порта, для экономики регионов России. Функционирование социально-экономического комплекса большинства регионов в настоящее время в значительной мере обеспечивается экспортной деятельностью расположенных в их границах предприятий.

Проведенные автором исследования динамики социально-экономического развития областей и республик Уральского экономического района позволяют сделать вывод о возрастающем влиянии внешнеэкономического фактора на региональную экономику, что проявляется прежде всего в превращении внешнеэкономических связей в один из главных источников экономического роста. В условиях продолжающегося кризиса производства, сжатия внутреннего спроса жесткими антиинфляционными мерами экспорт для многих предприятий зачастую выступает едва ли не единственной возможностью сохранения производства, предотвращения массовой безработицы, гарантирует сравнительно стабильные поступления выручки в условиях обвальных неплатежей на внутреннем рынке, тем самым сглаживая социально-экономический климат в регионе.

Новизна авторского подхода заключается в выявлении корреляционной зависимости между динамикой экспортных поставок и ростом промышленного производства региона. Полученные результаты подтвердили, что уровень экспорта регионов страны в целом соответствует уровню их промышленного развития. Так, из 12 республик, областей и краев, занимающих ведущее место в Российской.

Федерации как по абсолютному, так и относительному среднеуров-невому объему промышленного производства, 10 субъектов Федерации первенствуют и по объему экспорта. Анализ основных экономических показателей областей и республик Урала последних лет свидетельствует, что лучше всего дела обстоят в тех регионах, в которых наблюдается значительный прирост экспортных поставок. Например, в Республике Башкортостан и Пермской области именно рост экспорта предотвращает снижение объемов промышленного производства [163, 172]. В то же время в Курганской областиединственной на Урале — в последние годы поставки продукции за рубеж снижаются. Как следствие, здесь зафиксировано наибольшее падение объемов промышленного производства среди всех областей и республик Уральского экономического региона [171].

Таким образом, доказано, что на современном этапе развития экономики России целесообразно и возможно количественно определять влияние внешнеэкономической деятельности на хозяйственный комплекс регионов.

2. Выполненный анализ эволюции региональной внешнеэкономической политики в России позволил сделать вывод о том, что к середине 1990;х годов содействие участникам внешнеэкономических связей со стороны федеральных властей во все большей степени дополняется усилиями региональных органов управления. Более того, пока с сожалением приходится констатировать декларативность многих шагов федеральных структур. Так, несмотря на принятие в последние время таких важных нормативных актов как Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1204 «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» [11], постановление Правительства РФ от 20 января 1996 г. N 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» [25], разработку Федеральной программы развития экспорта, утвержденную 8 февраля 1996 г. [26], на практике российские экспортеры почти не ощущают поддержки центральных властей. Напротив, в 1995;1997 гг. произошло ухудшение внешнеэкономического климата в стране, что особенно негативно отразилось на экспортерах. Это выразилось, в частности:

— во введении «валютного коридора» в середине 1995 г. и продлении его на весь 1997 г. [132], в результате чего темпы роста российского экспорта упали с 18% в 1995 г. до 8% в 1996 г. [144];

— в неподкреплении финансовыми ресурсами Федеральной программы развития экспорта. Из запланированных на ее реализацию в 1996 г. 500 млрд. р. из бюджета было направлено лишь 110 млрд. [156]. Практически не приступил к функционированию Российский экспортно-импортный банк, о создании которого было объявлено еще в 1993 г., а постановление Правительства РФ о создании Российского экспортно-импортного страхового общества, о необходимости которого говорилось с начала реформ, появилось только в апреле 1996 г. [27];

— в ужесточении правил осуществления экспортных операций. Согласно изменениям и дополнениям N 3 от 22 августа 1996 г. к Инструкции Государственной налоговой службы РФ N 39 от 11 октября 1995 г. и письму Государственной налоговой службы РФ от 25 декабря 1996 г. N ВЭ-6−31 891, разъясняющему эти изменения, освобождение от уплаты НДС по экспортным поставкам вступает в силу лишь при предъявлении в таможенные органы документов, свидетельствующих о пересечении товаром иностранной таможенной границы [34,35]. Понятно, что эта мера направлена на пресечение фиктивного экспорта. Но столь же очевидно, что эта процедура технически трудно осуществима и создаст множество проблем добросовестным экспортерам.

Выявленные тенденции позволили более детально обосновать необходимость стимулирования экспортного производства федеральными органами управления и определить роль региональных органов власти в этом процессе. Существенная координирую-! щая роль в схеме содействия экспорту, на наш взгляд, может при-1 I надлежать территориальным органам исходя из следующего: !

— именно они являются центральным звеном управления внешне-! I экономическим комплексом региона, работая одновременно в кон-| такте с предприятиями-участниками внешнеэкономической дея-| тельности, с управленческими структурами всех иерархически^.

I ! уровней соподчинения, представленными в регионе, с подразделе^ ниями инфраструктурного обеспечения региональной внешнеэкономической деятельности;

— территориальные органы государственного управления владеют^ наиболее полной информацией о резервах (в том числе неисполь-| зуемых) участия региона в международном разделении труда- ;

— региональная экономическая политика, включая ее внешнеэкономическую составляющую, призвана в наиболее концентрированноМ| I виде учесть экономические интересы предприятий региона и проН живающего в его границах населения. ;

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности региональные органы государственного управления постепенно утрачивают контрольно-регулирующие функции, сосредоточивая свое внимание на поддержке участников мирохозяйственных связей. Правда, приходится констатировать, что в «арсенале» задейст-вуемых средств пока преобладают меры организационно-' технического содействия, тогда как наиболее эффективные рычаги{.

I I воздействия, например программы финансирования экспорта, — включая кредитование, страхование и предоставление гарантий по экспортным поставкам, на региональном уровне практически не используются. В 1996 г. в Свердловской области не была реализована ни одна из запланированных мер экономического стимулирования экспорта, требовавшая финансирования.

Новизна выводов, сделанных автором на основе анализа системы стимулирования экспорта на региональном уровне в России, заключается в доказательстве того положения, что содействие экспорту становится важнейшим инструментом внешнеэкономической политики региональных органов управления. За федеральным зве^П) ном, бесспорно, остается «рамочная» проработка вопроса, тогда как «центр тяжести» работы по «оживлению» процесса стимулирования внешнеэкономических связей постепенно перемещается с федерального уровня на региональный, поскольку на современном этапе развития структурных изменений в хозяйственном комплексе региона поддержание рабочих мест, обеспечение налогооблагаемой базы и другие однопорядковые вопросы во многом ложатся на регионально-государственный уровень управления субъекта Федет рации.

3. В развитие предложенного подхода нами проведено исследование динамики и структурных изменений в экспортном секторе промышленности Свердловской области с использованием методов абсолютных и относительных величин, сравнения, группировки и экспертных оценок. Выявлены следующие тенденции: — экспорт оказывает стабилизирующее влияние на экономику Свердловской области: сохраняются уникальные производства, предотвращается обвальное сокращение занятости, пополняется доходная часть бюджета, сдерживается падение производства. Так, по нашим расчетам, налог на прибыль от экспортных операций предприятий Свердловской области должен был принести в 1996 г. в консолидированный бюджет области порядка 600 млрд.р. В этом же году сумма таможенных сборов, взимаемых на территории области и перечисляемых в федеральный бюджет, превысила 700 млрд. р.

91];

— происходит замедление темпов роста экспортного производства. Если в 1995 г. прирост экспорта Свердловской области составил 22.7%, то в 1996 г. — 11.9% [103, с. 5,138];

— наблюдается ухудшение структуры регионального экспорта. Никогда ранее доля самой перспективной для закрепления на мировом рынке (и наиболее рентабельной в экспорте даже сегодня) машиностроительной продукции не была столь низкой. Между тем еще в 1990 г. доля машин, оборудования и транспортных средств в областном экспорте составляла 18.7% [151]. Не наблюдается улучшение и внутриотраслевой структуры экспорта, в которой по-прежнему доминируют сырье и полуфабрикаты;

— происходит утрата традиционных рынков сбыта уральской продукции, прежде всего в СНГ. Между тем мировой опыт доказывает, что возвращение на ранее освоенные, но утраченные рынки всегда сопряжено с большими издержками;

— рост объемных показателей экспорта и повышение экспортоемко-сти промышленности Свердловской области в целом (в 1995 г. до 14.3%) [82, с.5] не должны вводить в заблуждение. По расчетам уральских экономистов, экспортоемхость производства уральской экономики по гражданскому сектору в дореформенные времена никогда не превышала 3−3.5%. Приняв во внимание также долю межрайонных поставок (или в нынешней трактовке главным образом, поставки в ближнее зарубежье), достигавшую в то время 20−25%, придется признать, что в действительности товарооборот области с внешним миром за годы реформ относительно сократился.

Рассмотрение тенденций развития экспортного комплекса региона впервые с точки зрения влияния проводимой региональными органами власти внешнеэкономической политики позволило сформулировать следующее положение: в условиях ухудшающегося внешнеэкономического климата в стране сохранить темпы роста только за счет организационных мер стимулирования экспорта не удастся. Обосновывается также необходимость постановки задачи скорейшего внедрения комплекса взаимосвязанных мер финансово-экономического содействия экспортерам как наиболее действенных рычагов поддержки экспортной деятельности регионов.

4. Анализ практики включения регионов зарубежных стран в мирохозяйственные связи дает основание утверждать, что глобализация хозяйственной жизни во все большей степени захватывает и региональный уровень экономики. Процесс этот управляемый, он не идет «самотеком», а требует направляющего воздействия скоординированных усилий федеральных и местных властей. Нельзя не обратить внимания на последовательность применяемых на региональном уровне рычагов и инструментов содействия участникам внешнеэкономических связей: от простейших (консультации, информационные услуги, прочие) к наиболее сложным мерам экономического стимулирования. Именно успешная реализация последних предопределяет конечную эффективность комплекса усилий, прилагаемых в сфере содействия экспорта.

Сравнение системы стимулирования регионального экспорта в развитых странах с отечественной практикой, проведенное автором, показывает, что в этой сфере Россия с запозданием в несколько лет повторяет опьгг зарубежных федераций. Правда, если в США в настоящее время штаты предлагают своим экспортерам широкий комплекс мер финансово-экономической поддержки (от простейших до активных программ финансирования экспорта), то в России последние даже на федеральном уровне, как уже отмечалось, не работают, а на региональном — в лучшем случае находятся в стадии разработки.

Детальный анализ программ финансирования экспорта ряда штатов США позволил автору адаптировать их к отечественным условиям и на этой основе разработать комплекс мер экономического стимулирования экспортного производства регионов России. Они включают:

— форсированное создание регионами соответствующей законодательной базы;

— разработку комплексной программы финансово-экономической поддержки экспортеров на региональном уровне, структурированной по этапамобразование в рамках данной программы управлений финансово-экономической поддержки экспортеров в составе правительств субъектов РФ;

— поэтапное внедрение мер экономического стимулирования экспорта, начиная с консультирования по вопросам финансирования и страхования экспортных сделок, подготовки программ субсидирования участников международных выставок и ярмарок, обеспечивая тем самым последовательный переход к активным программам финансирования экспорта (страхование политических и коммерческих рисков, предоставление гарантий по займам кредитных учреждений, прямое кредитование экспортеров) и выработке механизма налоговых льгот, предоставляемых экспортерам на региональном уровне.

5. На основе предложенного подхода и комплекса мер экономического стимулирования экспортеров региона автором подготовлена программа финансово-экономической поддержки экспортного комплекса Свердловской области. Ее основная цель заключается в выработке наиболее эффективных механизмов экономического стимулирования экспортного производства Свердловской области с акцентом на его последовательную реструктуризацию в пользу продукции высокой степени обработки. Масштабность и сложность проблемы определили целесообразность установления периода действия программы финансово-экономической поддержки экспортного комплекса Свердловской области до 2005 г.

Полагаем возможным определить в качестве главных следующие источники финансирования программы:

— средства Федерального бюджета, выделяемые в рамках Федеральной программы развития экспорта. Правда, по известным причинам, рассчитывать на значительные объемы этих средств не приходится;

— финансовые ресурсы стран-контрагентов, привлекаемые под гарантии правительства Свердловской области и уполномоченных банков;

— средства территориального валютного фонда (ТВФ). Помимо предусмотренных законом «О валютных средствах Свердловской области» источников его пополнения можно также предложить введение постановлением правительства или указом губернатора Свердловской области целевой обязательной продажи всеми предприятиями-экспортерами региона 0.3−0.5% валютной выручки в ТВФ с непременным использованием этой части фонда на стимулирование экспортной активности предприятий области. Очевидно, что этот шаг потребует резервирования в областном бюджете «защищенных» рублевых средств для «выкупа» валюты, продаваемой экспортерами;

— средства областного бюджета, но не в виде прямого изъятия, а в форме фиксированной строки бюджета, предназначенной для страхования гарантий правительства Свердловской области под те или иные экспортные проекты.

Программа представлена в виде комплекса мер экономического стимулирования экспортеров области и механизма их практической реализации с разбивкой по этапам. Последовательность за-действуемых рычагов определяется конкретикой проживаемого этапа и строится сообразно принципу перехода «от простого к сложному» .

Схематично структура программы финансово-экономической поддержки экспортного комплекса Свердловской области выглядит следующим образом:

I этап. 1997;1998 гг.

Основной пакет мер, предлагаемых нами применительно к данному этапу, заключается в проведении консультаций по вопросам страхования и финансирования экспортных продаж, помощи в поиске возможных источников финансирования экспортного производства и оформлении заявок на получение кредитов и гарантий, проверке финансового состояния зарубежного партнера, организации работы по мо^щ1№ому стимулированию экспортеров.

К концу данного этапа темпы роста экспорта ожидаются на уровне 107−108% в год. Товарная структура экспорта на первом этапе не претерпит существенного изменения и сохранит сырьевую направленность. В соответствии со складывающейся в области экономической обстановкой на первом этапе реализации программы можно ожидать объемы валового внутреннего продукта на уровне 96−97% от предшествующих годов.

II этап. 1999;2001 гг.

Суть предложений по содействию экспортерам региона на данном этапе составит финансовая поддержка мероприятий организационного стимулирования экспорта, в том числе частичное финансирование участия в выставках за рубежом, участия в торговых миссиях за рубеж экспортеров наукоемкой машиностроительной продукции, частичное покрытие затрат предприятий на участие в международных выставках, проводимых на территории Свердловской области, а так же предоставления налоговых льгот экспортерам, например, в форме налоговых кредитов или полного (частичного) освобождения от уплаты налогов.

Реализация предложенных в программе мер на втором этапе обеспечит устойчивый рост экспорта. Темпы его роста несколько повысятся и составят примерно 110−113% в год. Можно ожидать некоторого снижения удельного веса в экспорте Свердловской области основных сырьевых групп (минеральных продуктов, металлов, лесоматериалов) до 65−70% в пользу расширения поставок готовой продукции. Темпы роста валового внутреннего продукта в этот период будут составлять 100−102%. III этап. 2002;2005 гг.

Ядро задействуемых на данном этапе рычагов, на наш взгляд, образуют активные программы финансирования экспорта, а именно, страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков, предоставление гарантий-поручительств правительства Свердловской области и уполномоченных банков Свердловской области экспортерам наукоемкой машинно-технической продукции, прямое кредитование экспортных сделок, поддержка инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации экспортного производства.

К концу третьего этапа реализации программы ежегодные темпы прироста экспорта составят 7−10% при условии улучшения экономической ситуации и выхода экономики на стадию роста (темпы роста валового внутреннего продукта ожидаются на уровне 103−106%). Темпы роста экспорта могут несколько снизиться и стабилизироваться к концу третьего этапа, так как в результате подъема экономики произойдет частичная переориентация на внутренний рынок. Товарная структура экспорта будет эволюционировать в сторону дальнейшего снижения удельного веса топливно-сырьевых товаров — до 60−65%. Доля машин и оборудования в экспорте Свердловской области увеличится до 20−22%.

Это первая программа финансово-экономической поддержки экспортного комплекса региона, разработанная для такого крупного промышленного региона России, как Свердловская область. В программе проработаны возможные источники ее финансового обеспечения и механизм реализации. Предложения автора могут быть использованы на практике в ходе реализации Программы развития экспортного комплекса Свердловской области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные нормативные и методические материалы1. Российской Федерации
  2. Федеральный Закон о некоторых вопросах предоставления льгот. участникам внешнеэкономической деятельности. Принят Государственной Думой 24 февраля 1995 г.// БИКИ. 1995. — 23 марта. -СЛ. ]
  3. Федеральный Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Принят 13 октября 1995 г.//Экономика и жизнь. 1995. — N 43. — С. 16−19.
  4. О либерализации внешнеэкономической деятельности на терри- | тории РСФСР: Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. N 213 // Экономика и жизнь. 1991. — N 48. — С.4.
  5. О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров: Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N ! 628// Российская газета. 1992. — 18 июня. — С.З. !
  6. О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин: Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 N 629// Российская газета. 1992. — 18 июня. — С.З.
  7. О пересмотре льгот при осуществлении внешнеэкономической деятельности: Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. N 406// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — N 13. — Ст.1107.
  8. О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотно-.Iшениях бюджетов различных уровней: Указ Президента Россий- |ской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 //Собрание актов |
  9. Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — N 52. — Ст. 5076.
  10. Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт: Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1007// Внешняя торговля. 1994. — N 7−8. — С.62.
  11. Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации: Указ Президента Российской
  12. Федерации от 6 марта 1995 г. N 245// Российские вести. 1995. — /10 марта. С. 5.
  13. О первоочередных мерах по поддержке экспортеров: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 // Внешняя торговля. 1996. — N 1−2. — С.63. //Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — N 25. — Ст.3013.
  14. О мерах по повышению эффективности использования залогового фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Свердловской области: Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 912.
  15. О признании утративших силу и изменении отдельных Указов Президента Российской Федерации по вопросам регулирования внешнеторговой деятельности: Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1996 г. N 1552 //БИКИ. 1996. — N 142. — С.2.
  16. О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: Постановление Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. N 203// «Внешнеэкономическая деятельность в СССР». Рига: 1989 г. 667 с.
  17. О формировании валютных фондов в 1991 г.: Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1253// Экономика и жизнь. 1991. — N 1. — С.25.
  18. О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые Российской Федерацией: Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1991 г. N 91// Внешнеэкономический пресс-бюллетень. 1992. — N 1. — С. 18−37.
  19. Об образовании Российского экспортно-импортного банка: Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 633. Коммерсантъ. — 1993. — N 28. — С.26.
  20. О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1994 г. N 758 // Внешняя торговля 1994. N 10. — С.44.
  21. О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г. N 53 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — N 4. — Ст. 295.
  22. О Федеральной Программе развития экспорта: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. N 123 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — N 8. — Ст.770. — С.1965−1996.
  23. Вопросы, связанные с образованием «Российского экспортно-импортного страхового общества»: Постановление Правительства от 23 апреля 1996 г. N 516 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — N 18. — Ст. 2147.
  24. Договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области от 12 января 1996 г.// Областная газета.1996. 24 января. — С.2.
  25. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Свердловской области о разграничении полномочий в инвестиционной деятельности и структурной политике// Областная газета. 1996. — 24 января. — С.2.
  26. Изменения и дополнения N 3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. N 39 о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость от 22 августа 1996 г. //Экономика и жизнь. 1996. — N 38. — С.18−19.
  27. Письмо государственной налоговой службы Российской Федерации от 25 декабря 1996 г. N ВЗ-6−31 891. Экономика и жизнь. -1997. — N 3. — С.21.1. Официальные нормативные и методические материалы субъектов Российской Федерации
  28. Закон Республики Башкортостан об основах внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан от 28 октября 1992 N ВС-13/21 //Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. 1992. — N 6.
  29. Областной закон об областном бюджете на 1995 г. от 14 марта 1995 г. N 7−03 //Областная газета. 1995 г. — 21 марта. — С.2.
  30. Областной закон о порядке предоставления налоговых льгот и льгот по платежам в бюджет Свердловской области от 22 июня1995 г.
  31. Областной закон об областном бюджете на 1996 г. от 13 февраля г. N 7−03 //Областная газета. 1996. — 21 февраля. — С.2−4.
  32. Областной закон о внебюджетных фондах в Свердловской области от 4 ноября 1996 г. N 44−03 //Областная газета. 1996. — 12 ноября. — С.З.
  33. Областной закон о порядке предоставления денежных займов из областного бюджета от 5 декабря 1996 г. N 48-ОЗ //Областная газета. -1996. 21 декабря. — С.З.
  34. Областной закон о валютных средствах Свердловской области от декабря 1996 г. N 49−03 //Областная газета. -1996. 21 декабря. -С.З.
  35. Областной закон об областном бюджете на 1997 г. от 24 декабря1996 г. N 57−03 //Областная газета. 1997. — 31 января. — С.2−6.
  36. Об утверждении положения об Управлении внешнеэкономических связей администрации края: Постановление администрации Красноярского края от 17 июля 1992 г. N 266-П.
  37. О передаче функций экспертизы товаров Уральской торгово-промышленной палате: Постановление Правительства Свердловской области от 16 июля 1992 г. N 210-п.
  38. О конкурсе на право реализации товаров по региональным экспортным квотам: Постановление администрации Волгоградской области от 5 апреля 1993 г. N 78.
  39. О положении об Управлении по международным делам и внешнеэкономическим связям Администрации Пермской области: Решение Малого Совета Пермского областного Совета Народных Депутатов от 8 апреля 1993 г. N 628.
  40. О Концепции политики международных связей Московской области: Решение Малого Совета Мособлсовета от 14 апреля 1993 г. N4/42.
  41. План мероприятий по развитию внешнеэкономической деятель*ности Чувашской Республики в 1993—1994 гг. Утвержден Поста-.iновлением Совета Министров Чувашской Республики от 29 июня 1993 г. N 197 //Правительственный вестник. 1993. — N 20 (50).
  42. О формировании и расходовании валютного фонда правительства Москвы в 1994 г.: Постановление Московской городской думы от 9 февраля 1994 г. N 12.
  43. Об использовании региональной экспортной квоты в 1994 г.: Распоряжение Главы администрации Свердловской области от 2 марта 1994 г. N 63.
  44. Программа развития внешнеэкономических связей Омской области на 1994 г. Утверждена Постановлением Главы администрации Омской области от 15 марта 1994 г. N 118-п.
  45. О совершенствовании деятельности ярмарочно-выставочных комитетов по расширению международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Красноярского края: Постановление администрации края от 21 апреля 1994 г. N 213-П.
  46. О создании Совета по развитию внешнеэкономической деятельности при Главе администрации Свердловской области: Постановление Главы администрации Свердловской области от 21 июля 1994 г.
  47. О порядке использования региональных экспортных квот: Распоряжение Администрации Пермской области от 29 декабря1994 N 481-р.
  48. Об использовании экспортной квоты в 1995 г.: Постановление Главы администрации Свердловской области от 6 марта 1995 г. N100 //Областная газета. 1995. — 17 марта. — С.2.
  49. О проведении международных выставок в г. Екатеринбурге в1995 г.: Постановление Главы администрации Свердловской области от 20 марта 1995 г. N 133 //Областная газета. 1995. — 31 марта. — СЛ.
  50. О фонде развития внешнеэкономической деятельности края: Постановление Администрации Алтайского края от 3 апреля 1995 г. N //Сборник законодательства Алтайского края. 1995. — N 9. -ст. 39.
  51. Концепция развития внешнеэкономических связей Свердловской области в 1995 г. Одобрена на заседании Совета по развитию внешнеэкономической деятельности при Главе администрации Свердловской области от 21 мая 1995 г.
  52. О стимулировании экспорта продукции предприятий области: Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 октября 1995 г. N 168.
  53. О положении о порядке формирования и расходования валютного фонда города Москвы: Постановление Московской городской думы от 25 октября 1995 г. N 72.
  54. Об утверждении порядка формирования и расходования валютных средств областного бюджета в части экспортно-импортных операций: Распоряжение Администрации города Нижнего Новгорода от 23 ноября 1995 г. N 1615-Р.
  55. О формировании и расходовании валютного фонда правительства Москвы в 1996 г.: Постановление Московской городской думы от 10 января 1996 г. N 1.
  56. О торгово-экономическом сотрудничестве с государствами-участниками СНГ: Постановление Правительства Свердловской области от 5 февраля 1996 г. N 70-п.
  57. О создании Совета по международным связям и внешнеэкономической политике при Губернаторе Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 4 марта 1996 г. N 77.
  58. Концепция развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области: Утверждена Правительством Свердловской области 16 апреля 1996 г. // Фокус. 1996. — март. — С.3−35.
  59. О мероприятиях администрации Тверской области по дополнительной поддержке экспорта товаров и услуг предприятиями области: Постановление Губернатора Тверской области от 22 апреля 1996 N 183.
  60. Об основных направлениях и подходах Правительства Республики Карелия в развитии внешнеэкономической деятельности Республики Карелия на 1996−1998 годы: Постановление Председателя Правительства РК от 29 мая 1996 г.
  61. О создании государственного учреждения Свердловской области «Фонд развития Свердловской области»: Постановление Правительства Свердловской области от 18 июля 1996 г. N 577 п. 139 '
  62. О Концепции развития экспорта продукции Чувашской Pec- I публики на 1996 1998 годы: Постановление Кабинета Министров j Чувашской Республики от 14 августа 1996 г. N 216.
  63. Об утверждении положения о предоставлении гарантий правительства Свердловской области: Постановление Правительства Свердловской области от 14 декабря 1996 г. N 1027-п //Экономика Урала. 1996. — N 6. — С.2.
  64. Программа привлечения иностранных инвестиций в экономику Свердловской области в 1997 г. Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 26 декабря 1996 г. N 1047-п. Екатеринбург, 1996. — 26 с.
  65. Программа развития экспортного комплекса Свердловской области. Проект. Екатеринбург, 1996. — 29 с.
  66. Информация о выполнении плана мероприятий по реализации Концепции развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области на 1996 г.
  67. Об итогах социально-экономического развития Свердловской области в 1996 г. и задачах органов исполнительной власти на 1997 г.: постановление Правительства Свердловской области от 4 апреля 1997 г. N 176-п //Экономика Урала. 1997. — N 5. — С.2−3.
  68. При отсутствии указателя источника использовались материалы, полученные через компьютерную сеть Intrernet.1.I. Монографии и сборники
  69. МА., Алимов A.M., Мусиенко И. В. Производительные силы и совершенствование экономических связей Узбекистана. Ташкент: Фан, 1986. — 141 с.
  70. Анализ и прогнозирование экономики региона //Отв.ред. В. П. Чичканов, П. А. Минакир. М.: Наука, 1984. — 272 с.
  71. Е.Г., Тертышный А. Т. Экономическая реформа в России. Общенациональный и региональный аспекты. Екатеринбург: УрГЭУ, 1995. — 223 с.
  72. И. Стратегическое управление. М.:Экономика, 1989. -519 с.
  73. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Изд-во «Прогресс», 1985. — 328 с.
  74. О.Т. Страны социализма в международном разделении труда. М.: Наука, 1986. — 414 с.
  75. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Свердловской области в 1995 г. (аналитическая записка). Екатеринбург: Госкомстат РФ, Свердловский областной комитет государственной статистики, 1996. — 16 с.
  76. Внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций Свердловской области в I полугодии 1996 г. (аналитическая записка). Екатеринбург: Госкомстат РФ, Свердловский областной комитет государственной статистики, 1996. — 6 с.
  77. Внешнеэкономические связи Свердловской области по прямым договорам в 1993—1995 гг. Екатеринбург: Госкомстат РФ, Свердловский областной комитет государственной статистики, 1996. -89 с.
  78. Внешнеэкономический комплекс Свердловской области //Отв. За выпуск Щипицин Б. П., Санников A.M., Ситова И. М. Екатеринбург: Правительство Свердловской области. Департамент международных и внешнеэкономических связей. — 1996. — 33 с.
  79. География производительных сил СССР и международное экономическое сотрудничество //Научн. ред. A.A. Авдеичев, И. Ф. Зайцев. М.: Мысль, 1976. — 184 с.
  80. Департамент международных и внешнеэкономических связей. -Екатеринбург: Правительство Свердловской области, 1997. 3 с.
  81. И.Ф. Межрайонное и международное социалистическое разделение труда. М.: Наука, 1988.- 125 с.
  82. С.Н. Расчеты эффективности внешнеэкономических связей. Вопросы методологии и методика расчетов. М.: Экономика, 1975. — 223 с.
  83. Итоговое совещание Уральского таможенного управления за 1996 г. Екатеринбург, 1997. — 24 с.
  84. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Изд-во «Прогресс», 1982. -400 с.
  85. Г. А. Урал как крупный экономический район в условиях становления государственности России //Уральская республика и проблемы становления Российской государственности. Екатеринбург, 1993. — С.54−69.
  86. Г. А., Россель Э. Э. Роль субъектов Российской Федерации (регионов) в экономической жизни России. Екатеринбург: Иститут философии и права УрО РАН, 1995. -43 с.
  87. A.A. Долгосрочная программа развития внешнеэкономических связей региона (область, край). Методологические подходы и разработка на примере Свердловской области. Препринт. -Свердловск: УрО РАН СССР, 1989. 55 с.
  88. A.A. Местное управление и внешнеэкономическая деятельность территории: опыт зарубежных стран (из практики США). Свердловск: Уральское отделение АН СССР, 1990. — 48 с.
  89. A.A. Организационно-экономические основы регулирования внешнеэкономической деятельности. Екатеринбург: УрИНХ, 1993.- 137 с.
  90. A.A. Теория и практика функционирования регионального внешнеэкономического комплекса (на примере Урала). Екатеринбург: УрИНХ, 1993. 12 с.
  91. Местное управление и стимулирование региональной внешнеэкономической деятельности: материалы Уральской региональной научно-практической конференции //Отв. ред. Мальцев A.A. -Екатеринбург. 1993. — 54 с.
  92. В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М.: Наука, 1987. — 144 с.
  93. H.H. Региональная экономика. М.:Экономика, 1978. — 344 с.
  94. Новый механизм внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества //Под ред. И. Д. Иванова. М.: Международные отношения, 1989. — 240 с.
  95. Основные итоги развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области в 1996 г. Екатеринбург: Правительство Свердловской области. Департамент международных и внешнеэкономических связей, 1997. — 12 с.
  96. Основные показатели работы промышленности Свердловской области за 1994−1995 гг. Екатеринбург: Госкомстат РФ, Свердловский областной комитет государственной статистики, 1996. — 13 с.
  97. Основы внешнеэкономических связей //Под. ред. Фамин-ского И.П.- М.:Международные отношения, 1994. 479 с.
  98. В.И., Савин С. Н. Региональные формы сотрудничества (на примере Псковской области) //Сборник докладов и тезисов «Состояние и перспективы торгово-экономических отношений между странами регионов Восточной Европы, Закавказья и
  99. Средней Азии». М.: Изд-во Российской экономической академии, 1996. — 252 е., С. 190−202.
  100. К.П. Роль государственной монополии внешней торговли в построении социализма в СССР в 1918—1937 гг.. М.: Политиздат, 1960. — 302 с.
  101. Работа промышленности Свердловской области в 1995 г. Екатеринбург: Госкомстат РФ, Свердловский областной комитет государственной статистики, 1996. 63 с.
  102. Работа промышленности Свердловской области в I полугодии г. Екатеринбург: Госкомстат РФ, Свердловский областной комитет государственной статистики, 1996. — 45 с.
  103. Развитие международного разделения труда и размещение производительных сил СССР: теория, методы и практика //Отв ред. Некрасов H.H. М.: Наука, 1981. — 288 с.
  104. Районирование и региональные проблемы //Научный Совет РАН по проблемам региональной экономики. Екатеринбург: УрО РАН, 1993. — 184 с.
  105. Региональный рынок: предпосылки становления и функционирования. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 1995. -141 с.
  106. Д. Сочинения // Пер. под ред. чл.-кор. АН СССР М. И. Смита. М. 1955.- Т.1.- 360 с.
  107. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1994, — 799 с.
  108. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.:Госкомстат, 1995. 354 с.
  109. O.K. Экономика СССР в системе международного социалистического разделения труда. М.: Мысль, 1987. — 268 с.
  110. А. Исследование о природе и причинах богатства народов.: Соцэкгид, 1962. 684 с.
  111. А.И., Усманова К. Ф. Рыночная стратегия предпринимательства . Екатеинбург: ИЭ УрО РАН, 1994. — 177 с.
  112. Тенденции структурных изменений в промышленности Среднего Урала//Чененова Р.И., Вагин Г. Т., Ченкевич С. Г., Коновалова Н. В. Препринт. Екатеринбург: РАН УрО Институт экономики, 1996. — 40 с.
  113. В.П. Урал в мирохозяйственных связях (19 171 941). Свердловск: УрО АН СССР, 1991.- 143 с.
  114. Уральский регион: проблемы и перспективы развития // Н. М. Ратнер, О. А. Романова, М. А. Сергеев и др. АН СССР. Свердловск: УрО АН СССР М.: Наука, 1991- 219 с.
  115. Уральский регион: социально-экономическое развитие //Е.Г.Анимица Н. М. Ратнер, МЛ. Шарыгин. АН СССР, Ур.отд., Институт экономики. Свердловск, 1992. — 121 с.
  116. Н.П. Социализм и международные экономические отношения. М.: Международные отношения, 1979. — 304 с.
  117. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения экономический аспект. — Новосибирск: ВО «Наука», 1993. — 443 с.
  118. Экономика внешних связей России //Под. ред. А. С. Булатова -: Издательство БЕК, 1995. 704 с.
  119. Экономико-географические проблемы формирования регионов интенсивной внешнеэкономической деятельности. Сборник научных трудов //Под.ред. М. К. Бандмана, С. Б. Шлихтера, О. А. Кибальчика Новосибирск, 1990.- 161 с. 1. Публикации в периодических изданиях
  120. А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации// Вопросы экономики. 1996. N 6. — С.113−118.
  121. Р., Семенов Г., Сафиуллин М. Принципы федерализма в регулировании внешнеэкономической деятельности// Российский экономический журнал. 1996. — N 1. — С.33−39.
  122. Баш Ю. Проблемы развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации //Внешняя торговля. 1994. — N 5. — С. 6−9.
  123. В новый год по новому коридору //Экономика и жизнь (Российский бизнесмен). 1997. — N 1−2. — С.1.
  124. В правительствах Урала //Деловой Урал. 1995. — 8.03. — 14.03. — С.2.
  125. Л.Б. Внешнеэкономические факторы и составляющие экономики регионов России //Внешняя торговля. 1995. -N 12. — С. 2−4.
  126. Внешнеэкономическая деятельность Свердловской области в 1996 г. //Экономика Урала. 1997. — N 6. — С. 1,7.
  127. Внешние связи уральцев //Вечерний Свердловск. 1991. — 10 января. — С.2.
  128. Генеральная лицензия Свердловской области // Внешнеэкономический пресс-бюллетень. — 1990. — N 12. — С.5−6.
  129. М.М. Мы стоим на стороне экспортера // Уральский внешнеэкономический журнал. -1996. N 2. — С.6−8.
  130. А., Максимов В., Шишков А. Вопросы разграничения полномочий в регулировании внешнеэкономических связей (опыт зарубежных федераций) // Внешняя торговля. 1995. — N 2−3. — С. 29−34.
  131. А., Максимов В., Шишков А. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации// Внешняя торговля. 1995. — N 1. — С. 2−5.
  132. В. Оренбургская область. Башкирия. Костромская область//Экономическое развитие России. 1995. — N 10−11.
  133. А.М. Мировая торговля и внешняя торговля России в 1994—1995 гг.. //БИКИ N 18, 1996. С.2−4.
  134. До гаев А., Гумилевский А., Вадюхин А. Реализация внешнеэкономического потенциала регионов России// Внешняя торговля. -1994. N 12. — С.11−13.
  135. А. Внешняя торговля России в 1996 г. //Экономика и жизнь. 1997. — N 8. — С.ЗО.
  136. М. Поддержите производителя и народ поддержит реформы //Экономика и жизнь. — 1997. — N 10. — С.26.
  137. А. А дверь распахнута //Уральский рабочий. 1993. -17 февраля. — С.2.
  138. А. В чью пользу внешняя торговля? //Экономика и жизнь. 1997. — N 14. — СЛ.
  139. А. В Свердловский экспорт: в узком кругу ограниченных лиц //Коммерсантъ. 1992. — N 21. — С.7.
  140. A.A. Местное управление и стимулирование региональной внешнеэкономической деятельности: из опыта США// Вопросы экономики. 1991- - N 11. — С. 127−135.
  141. A.A. О формировании валютных фондов территории// Внешняя торговля. 1990. — N 5. — С.47−49.
  142. В.В. Стимулирование развития внешнеэкономической деятельности местными органами власти США. //Внешнеэкономические связи России. Вып. 10 Внешнеэкономическая деятельность регионов России. — 1993. — С. 83−89.
  143. Об итогах внешнеэкономической деятельности в России в 1993—1996 гг. //Внешняя торговля. 1996. — N 10−11. — С.2−9.
  144. В.А. Внешнеэкономический аспект структурной перестройки экономики России// Экономика и жизнь. 1996. — N 30. — С.1.
  145. В.А. Распахнутая экономика: капитал не заработал // Экономика и жизнь. 1997. — N 15. — С.1.
  146. А.Б., Смирнова A.A. Поощрение местного экспорта: российские реалии и опыт США. //США: экономика, политика, идеология. 1993. — N 10. — С.31−39.
  147. Подъем производства: миф или реальность //Деловой Урал. -1996. 1.02.-7.02. — С.2.
  148. Премьер продлил валютный коридор на неопределенный срок.- Коммерсантъ. 1995. — N 35. — С.40.
  149. В. Федерация и регионы: разделение труда в регулировании внешнеэкономической деятельности. //Финансовые вести. 1993. — N 24. — С. 3−4.
  150. В., Соколов В. Стимулирование экспортной деятельности малого и среднего бизнеса// Внешняя торговля. 1993. -N 5. — С.33−37.
  151. В., Соколов В. Федеральный центр и регионы: регулирование и поощрение внешнеэкономической деятельности. //Внешняя торговля. 1993. — N 7−8. — С. 64−68.
  152. Прикамье. Год девяносто пять. Основные итоги социально-экономического положения Пермской области за 1995 г. //Звезда (Капитал-Уеек1у). 1996. — С.2−3.
  153. Проблемы развития внешнеэкономических связей субъектов РФ// Внешняя торговля. 1994.- N 5.
  154. Рубль шагнет в свободу вместо валютного коридора //Известия. 1996. — 17 мая. — СЛ.
  155. О. Стартовые условия для нового этапа реформ //Экономика и жизнь. 1997. — N 5. — С. 1.
  156. В.Е. Внешняя торговля: зачем нужна, что означает для экономики нашей страны //Внешнеэкономический бюллетень.- 1996. N 7. — С.3−8.
  157. Л. Регулирование внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровнях // Внешняя торговля. 1993. — N 11. — С. 31−33.
  158. С.А., Краснов П. В. Развитие внешнеэкономических связей России на этапе формирования экономики открытого типа. //Проблемы прогнозирования. 1995. — N 6. — С. 81−102.
  159. И.Ю. О взаимодействии федеральных и местных властей в региональных экономических программах // США: экономика, политика, идеология N 1, 1994. С. 82−87.
  160. Социально-экономическое положение Курганской области в 1995 г. //Новый мир. 1996. — 31 января. — С.1−3.
  161. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в 1995 г. //Советская Башкирия. 1996. — 6 февраля. — С.2−3.
  162. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в 1996 г. //Советская Башкирия. 1997. -12 февраля. — С.2−3.
  163. Социально-экономическое положение Свердловской области в 1996 г. //Уральский рабочий. 1997. — 29 января. — С. 1−2.
  164. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики в 1995 г. //Удмуртская правда. 1996. — 7 февраля. — С. 1,4.
  165. Социально-экономическое положение Челябинской области в 1995 г. //Челябинский рабочий. 1996. — 8 февраля. — С.2.
  166. А. Российская внешняя торговля: итоги прошедшей пятилетки //Экономика и жизнь. 1997. — N 13. — С.26.
  167. А.Г. Одно потеряли другое находим// Уральский рабочий. — 1996. — 15 мая. — С.2.
  168. А., Бурьков С. Стратегия развития экспортного комплекса региона // Фокус. 1997. — N 1−2. — С. 13−20.
  169. Трофименко 3. Внешнеторговый оборот возрос// Экономика и жизнь. 1996. — N 42. — С.41.
  170. Управление Уполномоченного МВЭС РФ по Уральскому региону. //Уральский внешнеэкономический журнал. 1996. — N 1. -с.40.
  171. Р. Конкурентные позиции регионов и их оценка //Регион: экономика и социология. 1995. — N 1. — С.9−22.
  172. И. Казна пуста и экспортеры быстры //Коммерсантъ. 1997. — N7. — С.28−29.
  173. Экономика Южного Урала. Шаткое равновесие в преддверии политических битв //Деловой Урал. 1996. — 11.04−17.04. — С.6.
  174. И. Диалектика успеха // Экономика и жизнь. 1997. -N 4. — С.42.
  175. A Basic Guide to Exporting. U.S. Department of Commerce, January. — 190 p.
  176. A Guide for International Business for Louisiana Companies. -Louisiana Department of Commerce, 1993. 250 p.
  177. Automated Trade Library Service. California World Trade Commission, 1993. — 1 p.
  178. Burke Diana E. Dealing Out a New DEC //Business America. -1992. November 16. — PP. 5−7
  179. Burke Diane E. Export Promotion Partnerships: Working Together to Help Exporters //Business America. 1992. — November 16. — PP. 2−4.
  180. CEFO UPDATE California Trade and Commerce Agency. 1995. -10 p.
  181. Cavusgil Tamer S., Zinkota Michael R. International Perspectives on Trade Promotion and Assistance. Connecticut: Quorum Books, 1990. — 245 p.
  182. Conway Carol, Northdurf William, Barnard Peggy Crafting A Statewide Trade Development System. Washington D.C.: The Aspin Institute State Policy Program, 1994. — 81 p.
  183. Dong Ross The Phases of Export Development. Clearinghouse on State International Policies, February 1992. — 150 p.
  184. Export Finance Program. California World Trade Commission, 1993. 1 p.
  185. Erich Niels California’s Trade Program: A Model State-Federal Partnership //Business America. 1989. — March 27. — PP.2−6.
  186. Fact Sheet City/State Program. Marketing News. Eximbank, 1994. 7 p.
  187. Florida Export Finance Assistance. Small Business Development Center of Florida, 1994. — 3 p.
  188. Friedman Miles, Robbins Caroline States Make Good Partners //Business America. 1992. — November 16. — PP.8−13.
  189. Glover Katherine USA District Offices //Business America. 1989. -July 17. — P.4.
  190. Governors Urge States to Make Trade a Top Priority, Increase Exports, and Develop New Markets Overseas //Business America.1989. May 8.- P.18.
  191. Indiana Export Development Program. Indiana Department of Commerce, 1993. — 16 p.
  192. International Business Education Program. Indiana Department of Commerce, 1993. — 2 p.
  193. International Strategic Plan. Draft. The Maryland International Division, 1996. — 17 p.
  194. Janesch Allan U.S. Governors' Travel Abroad «Opens the Door» To Increase Exports and Jobs for Their States //Business America.1990. May 7. — PP. 2
  195. Kane William F. Trade Fairs, Shows: Goods Tools To Build International Markets // Business America. 1989. — July 17. — PP.5−6.
  196. Kramer Ronald E. Minnesota’s Export Promotion Activities: A Tree-Way Partnership That Really Works //Business America. 1989. -April 24. — PP.9−11.
  197. KWTC SFSC Program. Kentucky World Trade Center, 1992. — 2 P
  198. Lentz Susan World Trade Centers at Work // Business America. -1992. November 16. — P.21.
  199. Liner Blaine States and Localities in the Global Marketplace //Intergovernmental Perspective. Spring 1990. — PP.11−14.
  200. Mahoney Catherine F. Export Promotion Services // Business America. 1992. November 16. — PP. 16−17.
  201. Marketing Iowa to the World. International Division Iowa Department of Economic Development, 1993. — 2 p.
  202. Maryland International Business Report 1993. Maryland International Division, 1993. — 8 p.
  203. Mayer Virginia M. Seattle: Blazing the International Trail. //Business America. 1992. — November 16. — p. 32.
  204. Mayer Virginia M. Thinking Globally & Acting Locally: A Matter of Survival //Business America. 1992. — November 16. — P. 26−27.
  205. McCue Sarah S. Initial Analysis of Critical Issues Concerning State Based Export Development Programs. Draft Doctoral Dissertation Prospectus. Wayne State University. Detroit, 1995. — 21 p.
  206. Mohn Ingrid A. Mexico’s New Foreign Investment Regulations Signal Commitment to Become An Open, Modern Economy // Business America. 1989. — December 4. — PP.3−5.
  207. NASDA State Development Program Database (SEPD). -Washington D.C., 1992. 48 p.
  208. New Mexico Gears Up for International Trade // Business America. 1989. — March 13.- PP. 20−21
  209. New York State Government //Business America. 1993. February 22. — PP. 3−4
  210. North Dakota Export Sheet. North Dakota Department of Economic Development & Finance, 1993. — 4 p.
  211. N.C. District Office Launches Export Initiative «American Home Furnishings Go Global» // Business America. 1989. — July 3. — P.7.
  212. Office of International Marketing. State of Texas, Department of Commerce, 1993. — 8 p.
  213. Ohio Export Tax Credit. Ohio Department of Development, 1993. — 2 p.
  214. Operating Plan. International Trade Group State of Montana, 1993. -30 p.
  215. Owner’s Manual. Iowa Department of Economic Development, 1992. — 64 p.
  216. Pilcher Daniel E., Proffer Lanny The States and International Trade: New Roles in Export Development. National Conference of State Legislatures. Washington D.C. — December 1985. — 107 p.
  217. Schwab Susan S. Building A National Export Development Alliance //Intergovernmental Perspective. Spring 1990. — PP. 18−20.
  218. Scouton William O. States See Exports as a Tool for Local Business Expansion // Business America. 1989. — February 27. -P.7−11.
  219. Steele-Holloway Janet, Nimkin David Small Business Development Centers: a National Resource for America’s Small Business //Business America. 1992. — November 16. — P.24.
  220. The Maryland International Division. Department of Economic and Employment Development, 1993. — 4 p.
  221. Tompson Tommy G. Going Global: a Governer’s Perspective //Intergovernmental Perspective. Spring 1990. — PP. 15−17.
  222. Trade Show Assistance Program. Indiana Department of Commerce, 1993. — 2 p.
  223. Unveiling the National Export Strategy //Business America. 1993.- October 4. P. 2−5.
  224. Van Fleet Mark The U.S. Chamber of Commerce: The Voice of Business //Business America. 1992. — November 16. — PP. 18−20.
  225. Vermont International Trade Program. (Marketing Plan).-Vermont International Trade Group, 1994. 7 p.
  226. Western U.S. Regional Cooperation //Business America. 1993.- January 25. P.26.
  227. Wilson Claire D. Delaware’s Shared Foreign Sales Corporations Help Small Business Exporters Increase Their Profits //Business America. 1989. — May 8. — PP. 9−10
  228. Where to Get Export Assistance //Business America. 1989. — May 22. PP. 16−19.
  229. World Trade Center Network. Kentucky World Trade Center, 1992. — 2 p.
  230. VI. Публикации автора по теме диссертации
  231. Организация и стимулирование внешнеэкономической деятельности на региональном уровне (на примере США): Препринт.- Екатеринбург: УрГЭУ, 1995. 36 с.
  232. Организация и стимулирование региональной внешнеэкономической деятельности//Как оздоровить местную экономику. Ориентиры для российских должностных лиц. М.: Дело Лтд, 1995. — С. 69−86 (в соавторстве).
  233. Стимулирование внешнеэкономической деятельности в Великобритании// Уральский внешнеэкономический журнал. 1995. — N 6. — С.17−20.
  234. Город как участник внешнеэкономической деятельности: из практики США// Уральский внешнеэкономический журнал. 1996.- N 1. С.27−29.
  235. Содействие экспорту на региональном уровне: (из практики США)// Фокус. 1996. — N 4. — С.13−15.
Заполнить форму текущей работой