Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в условиях ограниченного природопользования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Недостаточный уровень научно-теоретического осмысления феномена ОЭЗ выразился, в том числе, в отсутствии их общепринятого определения и в отсутствии их общепринятой классификации. Автором предложено определение территориальных образований с особым экономическим статусом, в основу которого положена доминирующая цель их создания, законодательное закрепление использования специальных механизмов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН.10^
    • 1. 1. Сущность, определение и классификация территориальных образований с особым экономическим статусом
    • 1. 2. Формирование особых экономических зон в Российской Федерации
    • 1. 3. Предпосылки формирования особых экономических зон туристскорекреационного типа
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА В ГРАНИЦАХ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ
    • 2. 1. Влияние условий природопользования на хозяйственный комплекс региона
    • 2. 2. Условия развития регионального туристско-рекреационного комплекса
    • 2. 3. Специфика организационно-управленческого механизма формирования особой экономической зоны в Республике Бурятия
  • ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН К УСЛОВИЯМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Формирование институциональной среды функционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа
    • 3. 2. Направления модернизации механизма управления особой экономической зоной
    • 3. 3. Оценка эффективности механизма управления особой экономической зоной туристско-рекреационного типа

Формирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в условиях ограниченного природопользования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

*диссертационного исследованияУсловияи направления перехода Российской, Федерации: кинновационному социально-ориентированному типу экономического развития" предусматривают развитие и совершенствование института особых экономических зон.

Мировой опыт убедительно доказал, что особые экономические зоны (далее ОЭЗ) являются эффективным средством государственной экономической политики, раскрывающим потенциал территориальных точек роста и способствующим выводу регионов их расположения из депрессивного состояния.

Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее ОЭЗ ТРТ) обусловлено кардинальным изменением места и роли туризма в структуре ВВП и ВРП, его трансформацией в катализатор социально-экономического развития регионов и государства в целом. Перерастание туристско-рекреационной сферы в одну из ведущих отраслей мировой экономики оказывает мощный мультипликативный эффект, стимулирующий развитие связанных отраслей. ОЭЗ призваны стать инструментом перевода туристской и санаторно-курортной индустрии на инновационный путь развития, развития её инфраструктуры и создания конкурентоспособного туристского продукта.

Использование туристско-рекреационных ОЭЗ (далее ТР ОЭЗ) как инструмента реализации относительных преимуществ территории вступает в противоречие с задачами охраны уникальных экологических систем в регионах их размещения. В ОЭЗ портовых, технико-внедренческих и промышленно-производственных типов формирующаяся инфраструктура интегрируется в уже существующие промышленные или транспортные узлы. Происходящая при этом секторальная диверсификация занятости населения не влечёт увеличения антропогенной нагрузки на природную среду. В: отличие от них, создание инфраструктуры туристских зон и многократное увеличение рекреационной нагрузки должны органично вписываться в экологические системы, не превышая допустимых пределов антропогенных нагрузок, не нарушая ландшафтной целостности и не изменяя биологических, гидрохимических и иных режимов существующей природнойсреды. Следовательно, основным принципом функционирования' туристско-рекреационных зон является сбалансированность требований решения, социально-экономических задач с требованиями ограничения антропогенной нагрузки и мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды. Соблюдение указанного принципа может быть обеспечено внедрением в этих ОЭЗ организационно-экономического механизма, структурно и функционально отличающегося от зон прочих типов экологоориентированностью и специфичными полномочиями органов управления.

Накопление и анализ опыта формирования TP ОЭЗ в Республике Бурятия, совершенствование её механизма управления, разработка, утверждение, внедрение и использование взаимоувязанных экономических и экологических показателей, характеризующих функционирование ОЭЗ, имеет важное значение для последующего развития всей туристической отрасли России.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим и практическим вопросам развития особых экономических зон посвящены работы Е. Ф. Авдокушина, JI.H. Васильева, Н. П. Воловик, Т. П. Данько, И. М. Золотухина, А. Г. Леусского, С. Г. Овчинниковой, З. М. Округ, К. А. Семенова, В. А Савина, С. В. Приходько и др.- из зарубежных авторов — это работы Р. Болина, Р. Хейвуда, С. Бутлера, Т. Симадзаки, Чжан Циицзе и др.

Для туристско-рекреационных зон, являющихся специфичной формой природопользования, особенно характерна зависимость от институциональных аспектов, исследованных Р. Коузом, Д. Нортом, Г. Сайманом, О. Уильямсоном, в числе отечественных авторов А. И. Амосов, В. В. Вольчик, Р. И. Капелюшников, C.B. Малахов, Р. М. Нуреев, Е. Д. Цыренова, А. Е. Шаститко и др.

Теорию управления туризмом и рекреацией как экономической системой рассматривали В. И. Азар, B.C. Боголюбов, Д. Боуэн, Р. Дэвидсон, И. В. Зорин, В.

А. Квартальное, Г. А. Папирян, В. С. Сенин, Г. Харрис, А. Д. Чудновский и др. 4.

С вопросами функционирования, туристско-рекреационных зон неотъемлемо связаны вопросы трансформацииструктуры экономики, региона и экономики природопользования, исследовавшиеся такими авторами, как И. С. Велик, В. Е. Викулов, П. А. Минакир, Г. А. Моткин,. Н'. В. Пахомова, И.М. ПотравныйА.К.Тулохонов, А. В. Шевчук, Р. И. Шнипер, П. Ж. Хандуев и др.

Вместе с тем, целостная концепция создания и функционирования ОЭЗ, в том числе в особых условиях природопользования, пока не сформирована. Изучение литературы также показало, что теоретический базис создания и функционирования зон нуждается в дальнейшем исследовании.

Таким образом, актуальность и значимость проблемы, а также нерешённость ряда связанных с этой проблемой теоретических и практических вопросов обусловили выбор темы, цели, задач, объекта, предмета, а таюке структуры и содержания исследования.

Цель и задачи исследования

Цель работы — обоснование и разработка методических подходов, целевых ориентиров и механизма управления процессов функционирования ОЭЗ туристско-рекреационного типа, являющихся специфичной формой государственной региональной политики, использующей природно-ресурсный потенциал регионов.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

— выявления сущности, раскрытия понятия и генезиса ОЭЗ как объекта управления, уточнения их функций и значения в региональном развитии;

— уточнения признаков классификации ОЭЗ, принципов их формирования, анализа опыта, накопленного в этой области государственного регулирования;

— конкретизации предпосылок создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа, установления их влияния на развитие региона в условиях соблюдения требований минимизации негативного влияния на природную среду;

— анализа влияния условий природопользования на хозяйственный комплекс Республики Бурятия и региональных особенностей процессов создания ОЭЗ ТРТразработки модели управления ОЭЗ, учитывающей особенности институциональной среды её функционирования, а также рассмотрения проблем' измерения" и оценки воздействия зонына состояние окружающейприродной среды, модернизацию ¦ социально-экономической структуры региона' и диверсификацию структуры валового регионального продукта.

Объект исследования — особые экономические зоны туристско-рекреационного типа.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессах управления особыми экономическими зонами, создаваемыми в целях рекреационного использования природных ресурсов.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённые вопросам государственного регулирования деятельности ОЭЗ, локальных и региональных туристических комплексов, а также вопросам оценки и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.

В ходе выполнения диссертационного исследования применялись методы системного анализа и синтеза, логический метод исследования причинно-следственных зависимостей, региональный метод экономико-географического исследования, а также методы сравнительного анализа и экспертных оценок. Использование данной группы методов позволило, с одной стороны, дать качественную оценку рассматриваемых многоаспектных проблем, а с другойвыявить социально-экономическую сущность процессов, раскрыть содержание и задачи государственного регулирования деятельности ТР ОЭЗ, определить перспективы и направления его дальнейшего совершенствования.

Информационной основой исследования являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Бурятия, методические и аналитические материалы органов законодательной и исполнительной власти, государственной статистики, информационные ресурсы сети Интернет.

Область исследования* соответствует требованиям паспорта специальности: ВАК: 08.00.05 — экономика и. управление: народным хозяйством (региональная? экономика) — — 5.16. Управление экономикойрегионов на национальномрегиональном и: муниципальном/ уровнях, функции и: механизм управленияразработка, методическое обоснованиеанализ, оценка эффективностиорганизационных схем и механизмов управления.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методических подходов по формированию механизма управления особыми экономическими зонами, учитывающего их экологозависимость и требования социально-экономического развития региона. Наиболее существенные результаты исследования, полученные соискателем и выносимые на защиту:

1. Предложено определение особых экономических зон как ограниченно обособленных территориально-хозяйственных образований со специальным режимом регулирования экономических отношений, позволившее дополнить классификацию зон и обосновать необходимость дифференциации организационно-экономических механизмов ОЭЗ различных типов.

2. Определены требования к механизму управления ОЭЗ, соответствующие специфике региона с особыми условиями природопользования, регулирование хозяйственной деятельности в котором требует проведения специализированной региональной политики по отношению к этому субъекту на федеральном уровне.

3. Выдвинуто положение о двойственном статусе туристско-рекреационных зон и на этой основе обоснованы и сформулированы предложения, направленные на реализацию природоохранных функций органов управления особыми экономическими зонами туристско-рекреационного типа.

4. Обоснована необходимость вовлечения в процессы создания и развития туристско-рекреационной зоны определённых элементов институциональной среды в качестве субъектов функционирования ОЭЗ, на этой основе составлена матрица интересов этих субъектов и систематизированы направления воздействия среды.

5. Разработана соответствующая повышенным требованиям особого режима природопользования модель управления зоной туристско-рекреационного типа и предложен алгоритм её реализации, что позволяет уточнить задачи программно-целевого планирования, реализуемые органами государственного и муниципального управления.

6. Предложены дополнения в систему показателей функционирования ОЭЗ туристско-рекреационного типа, что позволило интегрировать оценки экономической эффективности с оценками антропогенного воздействия на природную среду региона размещения.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы в нормотворческой деятельности органов власти. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут применяться при принятии управленческих решений органами хозяйственного руководства, связанными с созданием и функционированием в субъектах страны туристско-рекреационных особых зон федерального и регионального уровней. Изучение опыта создания и развития ОЭЗ в регионе с особыми условиями природопользования и выработанных на его основании рекомендаций имеют важное практическое значение и при реализации иных проектов туристско-рекреационных комплексов, базирующихся на использовании природно-ресурсного потенциала.

Материалы диссертации могут использоваться в исследовании научно-практических проблем функционирования ТР ОЭЗ и иных рекреационных комплексов, включая вопросы формирования системы показателей их эффективности, а также в преподавании дисциплин «Региональная экономика», «Экономика природопользования», «Государственная экономическая политика».

Апробация и реализация результатов выполненного исследования.

Основные теоретические и практические положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на региональных, межрегиональных, всероссийской и международных научно-практических конференциях, а также были использованы в практической деятельности территориального управления 8.

Федерального агентства по управлению особыми., экономическими зонамипо Республике Бурятия. По теме диссертации автором опубликовано 11 научных работ общим объёмом 12,63'п. л., из них авторских 6,67 пл.'.

Структура и содержание диссертации: Диссертация состоит из введения, — трёх глав, заключения, списка использованной. литературы и имеет объём 173'страницы машинописного текста, включая 14 таблиц и 14 рисунков, библиографический" список включает 162 источника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. ОЭЗ/ успешно используются для оздоровления и/или реформирования экономики региона или страны в целом посредством привлечения инвестиций. Их необходимо рассматривать как институт трансформации потенциально способных к ней регионов в полюса (точки) экономического роста. Реализация таких проектов требует выработки государственной стратегии с серьёзным теоретическим базисом, обеспечивающей формирование полноценной институциональной среды функционирования ОЭЗ. ОЭЗ можно трактовать как форму минимизации трансакционных издержек и как форму адаптации правовых институтов к потребностям экономического развития.

Адаптация организационно-экономического механизма управления ОЭЗ к особым условиям природопользования должна осуществляться с учётом необходимости трансформирования институциональной среды их функционирования.

2. Недостаточный уровень научно-теоретического осмысления феномена ОЭЗ выразился, в том числе, в отсутствии их общепринятого определения и в отсутствии их общепринятой классификации. Автором предложено определение территориальных образований с особым экономическим статусом, в основу которого положена доминирующая цель их создания, законодательное закрепление использования специальных механизмов регулирования экономических отношений и территориальная обособленность: «Особая экономическая зона — это хозяйственное образование, ограниченно обособленное от остальной территории страны в целях селективной поддержки приоритетных отраслей и/или ускорения социально-экономического развития регионов, функционирующее на принципах софинансирования и солидарной ответственности государства и бизнеса в условиях специального правового режима осуществления предпринимательской деятельности».

Уточнение определения* особых экономических зон закладывает основу для. классификации ОЭЗ, во-первых, по признаку доминирующей цели их создания, во-вторых, по признаку вида хозяйственной специализации.

3. В дополнение к классификации по признаку приоритетного вида деятельности, предлагается классифицировать ОЭЗ по признаку доминирующих целей создания:

1) стимулирующие экспортно-импортные отношения за счёт создания развитой инфраструктуры международной торговли в районах с благоприятной логистической и консигнационной перспективой;

2) стимулирующие технико-внедренческую деятельность, экспортно-ориентированные и/или импортозамещающие производства путём привлечения инвестиций в приток передовых производственных технологий, концентрацию научно-технических кадров и средств на приоритетных направлениях, ускорение внедрения полученных результатов в производство;

3) стимулирующие региональное развитие на основе упрощения выхода производителей на внешний рынок, привлечения прямых инвестиций в целевое инновационное развитие отдельных отраслей хозяйства и в повышение занятости и квалификации трудоспособного населения.

При классификации по приоритетной цели создания ОЭЗ любая из выделенных групп может включать в себя типологические характеристики двух другихвсе группы объединены целью повышения уровня конкурентоспособности национального, в т. ч. регионального хозяйственного комплекса.

4. Анализ факторов, воспрепятствовавших успешной реализации проектов создания особых экономических зон в период с 1990 по 2004годы, позволил скомпоновать их в четыре комплекса факторов:

— первый комплекс — это отсутствие чётко сформулированных целей создания ОЭЗ и их соответствия интересам и регионов и Федерации;

— второй комплекс — это отсутствие достаточно разработанной и единой нормативно — правовой базы;

— третий комплекс факторов, — это отсутствие программно-целевого подхода и требований формирования соответствующей институциональной среды при организации ОЭЗ;

— четвёртый комплекс факторов — чрезмерность территорий и неразвитость инфраструктуры.

Анализ недостатков государственного регулирования, учёт универсальных характерных черт особых экономических зон и соблюдение так называемых «стандартных правил для ОЭЗ» позволило создать 13 новых ОЭЗ трёх типов, в значительной мере оптимизировать процессы управления ими.

5. Туристско-рекреационная специализация ОЭЗ имеет относительно незначительное распространение в мире, а для России это явление уникально. Предпосылкой создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Российской Федерации стала необходимость:

— увеличения доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП и ВРП и обеспечение за счёт этого диверсификации экономики;

— развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом и повышения занятости населения;

— улучшения здоровья и качества жизни населения за счёт доступности туристских и санаторно-курортных услуг;

— сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.

Позитивное влияние ОЭЗ на региональную экономику определяется возможностями реализации:

• агломерационной экономии для инвесторов ОЭЗ;

• позитивных внешних эффектов, в том числе для субъектов хозяйствования, находящихся вне ОЭЗ, но экономически связанных с ней;

• тенденции общего снижения трансакционных издержек инвесторов.

6. Для решениязадач развития ТР ОЭЗ необходима выработка их концептуальной основы с главенствующей экологической составляющей. Для разработки модели такой* концепции можно использовать имеющийся опыт развития экотуризма. Имея* длительный опыт жизнедеятельности в условиях экологических ограничений, Республика Бурятия может стать ь модельной территорией устойчивого развития. Реализация проекта туристско-рекреационной ОЭЗ в Республике Бурятия, накопление, анализ и передача опыта формирования институциональной среды, разработки, утверждения и использования взаимоувязанной системы экономических и экологических показателей, характеризующих функционирование ОЭЗ, имеет важное значение для последующего развития всей туристско-рекреационной отрасли России.

7. Повышенный уровень экологических затрат и производственных издержек выражается в особом режиме природопользования. Дополнительные затраты обусловлены необходимостью сохранения ассимиляционного потенциала в целях поддержания глобальной устойчивости биосферысохранением лесов как важного регулятора баланса парниковых газов в атмосфересохранением уникальной экологической системы озера Байкал.

Сделан вывод о том, что особые условия природопользования — это режим специализации преимущественно развиваемых в регионе отраслей, требующий повышенных затрат на природоохранные мероприятия и учитывающий жёсткие экологические ограничения деятельности.

8. Задачи развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия не могут быть решены только за счёт инвестиционных возможностей туристско-рекреационной ОЭЗ: они требуют структурной перестройки всего хозяйственного комплекса по кластерному признаку.

Успешная реализация проекта ТР ОЭЗ предполагает синхронизированную трансформацию всех субъектов подобной и связанной экономической деятельности по кластерному типу и имеет целью диверсификацию хозяйственного комплекса региона.

9. Анализ туристской привлекательности и анализ обеспеченности региона туристской и рекреационной инфраструктурой показал значительные резервы.

153 рекреационных ресурсов, представляющих собой совокупность природных, историко-культурных и бальнеологических ресурсов территориии существующих зон массового отдыха. При этом выявлен значительный дефицит инфраструктурных составляющих рекреационных ресурсов: количественная" и качественная ограниченность г коллективных средств размещения, общественного питания, рынка туристских потребительских товаров, транспортного сообщения и низкую плотность инженерной инфраструктуры в местах рекреации.

Успешная реализация проекта ТР ОЭЗ требует:

— эффективной и финансово обеспеченной стратегии по продвижению отечественного туристского продукта, сосредоточенной на ключевых направляющих туристских рынках и носящей агрессивный характер;

— внедрения в национальные системы статистического учёта специального инструмента — сателлитных (вспомогательных) счетов, характеризующих динамику и структуру спроса и предложения туристических товаров и услуг;

— ликвидации разрыва между потребностями туристско-рекреационной отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений.

10. Механизм управления туристско-рекреационной зоной «Байкальская гавань», действовавший в период с 2007 по февраль 2010 года отличался наличием консультативного органа управления, принятием региональных законодательных актов, организацией межведомственного взаимодействия интересов. Указанные обстоятельства относятся к числу причин, по которым Республика Бурятия значительно опередила другие регионы РФ в процессе формирования ОЭЗ.

11. Федеральным и региональным органам власти и органам управления зон необходимо решение ряда специфических проблем, возникающих исключительно в ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

— внесения норм, обязывающих регионы предусматривать проведение работ по. утверждению в установленном порядке запасов и лимитов забора водных ресурсов ^ по источникам водоснабжения объектов ТР ОЭЗ, либо планировать для размещения ОЭЗ участки, обеспеченные такими источниками;

— определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать разрешения? на рубку лесных насаждений в границах ОЭЗлибо наделение полномочиями в отношении лесных насаждений, расположенных на землях ОЭЗ. туристско-рекреационного типа, органов управления этими зонами;

— включение в состав перспективного плана развития ТР ОЭЗ мероприятий по, исследованию возможности увеличения квот на спортивную и любительскую рыбалку с учётом функционирования ТР ОЭЗ и направление в уполномоченный орган заявки на соответствующее увеличение квот.

12. Взаимозависимость туристско-рекреационных особых экономических зон и состояния природных рекреационных ресурсов требуют включения в структуру бизнес-плана, представляемого в органы управления ОЭЗ, обоснования уровня экологической безопасности проекта, планов природоохранных и природовосстановительных мероприятий и экологического мониторинга проекта.

Автором предложена модель институциональной среды функционирования ОЭЗ туристско-рекреационного типа, адаптированная к особым условиям природопользования (рис. 3.1.).

Решению задачи вовлечения в процессы создания ОЭЗ соответствующих элементов способствует использование матрицы интересов действующих и потенциальных участников создания и развития ОЭЗ в Республике Бурятия (табл.3.5.), выявление и систематизирование с её помощью внешних коммуникаций ОЭЗ туристско-рекреационного типа (табл.3.6.). Предлагаемая матрица интересов может быть использована в анализе и планировании развития любых туристско-рекреационных комплексов, однако при разработке институциональной модели реализации проектов необходимо учитывать специфические особенности, присущие конкретному региону.

13. Коррекция курса развития ОЭЗ, вызванная пониманием недостаточности ограничения роли государства созданием базовой инфраструктуры и льготных режимов требует, в числе прочего, внесения в законодательно-нормативную базу положений, обеспечивающих:

— привлечение к разработке стратегий развитияОЭЗ экспертного сообщества;

— представительство в наблюдательном совете всех сторон — участников процесса создания и функционирования ОЭЗ;

— расширение полномочий органов управления. ОЭЗ в вопросах защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) на территории ОЭЗ;

— наделение правом освоения бюджетных средств управляющих организаций при условии государственного участия в их капитале;

— наличие в ОЭЗ органов управления двух типов: администрации ОЭЗ, реализующей задачи организационно-правового и хозяйственного регулирования и коммерческой управляющей структуры, решающей проблемы экономического развития ОЭЗ, наделённой правом привлечения заёмных средств и выпуска ценных бумаг под гарантии соответствующих бюджетных обязательств.

— закрепление за ТР ОЭЗ статуса природоохранно-рекреационной системы, способствующего реализации специфичных полномочий их органов управления;

— распространение льготных таможенных пошлин и режима таможенной экстерриториальности на туристско-рекреационные особые зоны.

14. Повышение результативности проектов ОЭЗ предполагает совершенствование организационно-экономического механизма управления и дополнения системы критериев эффективности зоны. Реализация изложенных предложений позволит реализовать модель управления ТР ОЭЗ, более соответствующую требованиям взаимного учёта интересов (рис. 3.2.).

15. Эколого-экономические (неформальные) оценки эффективности инвестиций должны иметь равнозначное со стандартными критериями значение и включаться в критерии отбора проектов, предлагаемых к реализации в природоохранной зоне.

Для целей анализа влияния ТР ОЭЗ на хозяйственную структуру региона необходима, но недостаточна традиционно используемая система экономических показателей, которые отражают количественный объём реализации туристских услуг, а также экономические показатели производственно-обслуживающей.

156 деятельности туристско-рекреационных хозяйствующих субъектов. Для контроля использования природных ресурсов предлагается использовать коэффициент изменения антропогенной нагрузки (1) — критерием оценки целесообразности антропогенного воздействия ТР ОЭЗ на природную среду является отношение коэффициента изменения модифицированного валового дохода субъектов ТР ОЭЗ к коэффициенту изменения антропогенной нагрузки (3−5).

Критерием модифицирования факторов социального риска может служить коэффициент социализации проекта (6). При условии внедрения мультипликаторов в практику оценки эффективности функционирования ТР ОЭЗ, представляются возможными расчёты реальной доли туристско-рекреационной отрасли в структуре валового регионального продукта: динамика изменений доли туристско-рекреационной отрасли в структуре ВРП будет являться критерием эффективности ТР ОЭЗ (10−11).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Р., Мальцева H.H., Потравный И. М. Территория отдыха. Максимальная нагрузка. Методика определения природной рекреационной емкости территории //Экореал. 2008. № 4 (16). 68−72.
  2. Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М.: Московский университет потребительской кооперации. — 1993. — 217 с.
  3. Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 264 с.
  4. Е. Вопросы развития и финансового обеспечения экологического туризма в России с учётом опыта США. URL: http://www.Law-n-Life.ru/arcli/97Alekseeva.doc дата обращения: 7.07.2010.
  5. И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  6. А. В. Специфика условий реализации взаимосвязи между экологическими и экономическими проблемами природопользования // Вестник РАГС. 2007. — № 3. — URL: oad.rags.ru/vestnikrags/ дата обращения: 15.08.2010.
  7. А. С. Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон // Внешнеторговое право. 2005. — № 1. — С. 33.
  8. И. С. Теоретико-методологические основы управления эколого-экономическим развитием региона: Автореф. дис.. докт. экон. наук. -Екатеринбург, 2009, 28с.
  9. В. И. Проблемы организации свободных экономических зон в России // Вестник РАГС. 2006. — № 5. — URL: oad.rags.ru/vestnikrags/ дата обращения 4.06.2010.
  10. Д. С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны, — путь, развития регионального туризма //Вестник РАГС. — 2007. № 1. — URL: oad.rags.ru/vestnikrags/ дата обращения 4.06.2010.
  11. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145 Ф37/ Консультант Плюс: — URL: http://www.consultant.ru.
  12. Е. В.Основы международного туризма-М.:Гардарики, 2005.-160 с.
  13. Ю. Институциональное равновесие./ЭКОВЕСТ выпуск 2 Том 2 М.: Институт приватизации и менеджмента, 2002.- с.276−300. — URL: http://www.ipm.by/pdf/Valevich-8464.pdf дата обращения 12.07.2010.
  14. JI. СЭЗ: мифы и действительность // Биржевые ведомости. 2003. -№ 1,2. С.8
  15. В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски М.: Наука, 2005 .-315с.
  16. Р. Гипотеза продуктового цикла в новом международном окружении // Вехи экономической мысли / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. — Т. 6. — С. 512−522. — URL: http://www.seinst.ru/ дата обращения 4.07.2010.
  17. М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектиро -вания. URL: http://www.rusrand.ru/public/public дата обращения 10.07.2010.
  18. Т. А. Свободные экономические зоны: проблемы и перспективы развития в. России // Современные экономические проблемы дальневосточного региона России: сб. науч. тр. / Дальневосточный коммерческий ин-т. — Владивосток, 1995. С. 87−98.
  19. А. В. Основные условия инновационного развития экономики // Вестник РАГС. 2008. — № 2. — URL: oad.rags.ru/vestnikrags/ дата обращения 14.07.2010.
  20. И. Н. Кластеры как источник экономического роста региона// Вестник ТИСБИ. 2008. — № 4. — URL: http://www.tisbi.ru/science /vestnik/2008/issue4/Goretov.html. дата обращения 3.07.2010.
  21. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Бурятия в 2007 году»: Министерство природных ресурсов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2008.
  22. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Бурятия в 2008 году»: Министерство природных ресурсов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2009.
  23. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190 ФЗ. // Консультант Плюс: — URL: http://www.consultant.ru.
  24. Т. П. Свободные экономические зоны / Т. П. Данько, 3. М. Округ. -М.: ИНФРА М, 1998.-326 с.
  25. С.Ю., Клочко А. Н. Актуальные проблемы институционализации транзитивной экономики. Научные труды ДонНТУ. Выпуск 34−1, 2008. URL: http://www.nbuv.gov.ua дата обращения 7.07.2010.
  26. Р. Соотношения между факторами и теорема Хекшера-Олина / Р. Джонс // Вехи экономической мысли / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. — Т.6. — С. 237−246. — URL: http://www.seinst.ru/ дата обращения 7.07.2010.
  27. Д., Скура Л, Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ-воздействий- на окружающую среду /Пер. с англ. науч. ред. Н. Бобылев, Т. Г. Леонова, М: И. Сметанина. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 2000. 272 с.
  28. С. Э. Институциональные аспекты устойчивого развития’социо-эколого-экономических систем различных типов / С. Э. Желаева, В. Е. Сактоев, Е. Д. Цыренова. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 156 с.
  29. И. М. История развития свободных экономических зон // Вестник ТИСБИ. 2007. — № 4. — URL: http://www.tisbi.ni/science/vestmk/2007/issue4/Ecl.htm дата обращения 3.07.2010.
  30. И. М. Классификация и виды свободных экономических зон // Вестник ТИСБИ. 2008. — № 2. — URL: http://www.tisbi.ru/science /vestnik/2008/ issue2/ дата обращения 7.07.2010.
  31. И. В. Туризм как вид деятельности / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. URL: http://tourlib.net/bookstourism/zorin04.htm дата обращения 3.07.2010.
  32. ИА «Интерфакс» 16.12.2008 г. Официальный сайт: www.interfax.ru
  33. , A.A. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы / A.A. Иголкин, В. В. Мотылев. М.: Междунар. отношения, 1998.-182 с.
  34. Инвестиционная активность в свободных экономических зонах / А. П. Калинина, Н. Н. Сисина, Е. А. Борисова, С. Н. Игнатьева. СПб.: Изд — во С-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996. — С.297.
  35. Институциональный подход к анализу рыночных и нерыночных хозяйственных отношений. URL: http://nesch.ieie.nsc.ru/ BES SONO VA/b3/2.html дата обращения 18.07.2010.
  36. В. А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002. -320 с.
  37. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка / под ред. Г. А. Унтуры. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 1997. — 212с.
  38. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
  39. Концепция развития туризма на период до 2010 года (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия № 241 от 29.07.2003 г.): Официальный сайт Министерства экономики РБ: http://economy.buryatia.ru.
  40. Концепция развития туризма в г. Улан-Удэ / Центр конструирования событий «Евразия». Документ опубликован не был.
  41. Р. Фирма, рынок, право. — М.: Новое издательство, 2007 — 224 с.
  42. А. Б. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 224 с.
  43. Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов" / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 443 с.
  44. В. А. Экономические методы государственного управления природопользованием в, Ленинградской области-//Вестник РАГС. — 2006. № 3. -URL: oad.rags.ru/vestnikrags/ дата обращения 8.06.2010:
  45. А. С. Рекреационная география. / А. G. Кусков, В: Л. Голубева, Т. Н. Одинцова: URL: http://revolution.allbest.ru/geography /1 271 324.html дата обращения 4.07.2010.
  46. Н. И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов / Н. И. Ларина, А. И. Макаев // ЭКО. —2006. -№ 10.-С. 2−26.
  47. Н. И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как формы территориальной организации пространства // Регион: экономика и социология. 2007. — № 4. — С. 126−138.
  48. А. И. Экономика зон свободного предпринимательства: монография. Л.: Изд-во Ленингр. фин.-экон. ин-та, 1991. — 103с.
  49. В. Специальные экономические зоны. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/42 868 дата обращения 2.06.2010.
  50. Е. А. Замещающая роль туризма в экономике современных стран // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы П-ой междунар. науч.- практ. конф., Улан-Удэ, 23−25 мая 2007 г. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. С.167−173
  51. Д. Пределы роста. М.: Наука, 1972. — URL: www.koob.ru/meadows dona/predelirosta дата обращения 7.07.2010.
  52. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: Официальный сайт Министерства экономики РФ: www.economy.gov.ru> Деятельность)./doc 1 248 781 537 747
  53. П. А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.: Наука, 1983.-222с.
  54. JI. А. Безопасность хозяйствующих субъектов в условиях нестабильной среды. СПб.: СПбУЭиФ, 1999. — 207 с.
  55. Э. С. Итоги деятельности Министерства экономического развития Российской Федерации в 2008 году и основные задачи на 2009 год". Официальный сайт Министерства экономики РФ: http://www.economy.gov.ru
  56. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): пер. с англ. / Евтеев, С.А.- Перелет, P.A. М.: Прогресс, 1988.-376с.
  57. Некоторые теории международной специализации стран: лекция 8. URL: http://lib.4i5.ru/cu49.htm дата обращения 4.07.2010.
  58. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. -№ 3.
  59. Норт Дуглас. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера.—М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. —180 с.
  60. . И. Ю. СЭЗ в России. Возможности и реальность // Экономика и жизнь. 1995. — № 24. — С. 12.
  61. P.M. Институциональные условия становления современной российской, фирмы // Кто и куда стремится-вести Россию? / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН- 2001. С. 182−192.
  62. О механизме регулирования социально-экономического развития субъектов РФ в условиях экологических ограничений на примере Республики Бурятия: Официальный сайт Министерства экономики РБ: http://economy.buryatia.ru.
  63. Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны / утверждено Постановлением Правительства РФ от 13 дек. 2005 г. № 758. // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
  64. С.Г. Зоны свободного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: СПбУЭФ, 1996. — 100с.
  65. С.Г. Методические подходы к проектированию зон свободного предпринимательства /Экономические проблемы становления рыночных отношений: Сб. научн. Трудов. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1995. С.55−58
  66. А. Н. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2000.
  67. Организация свободных экономических зон в РФ // Информ. аналитические материалы Центр. Банка Рос. Федерации: НИИ. — М., 1996. — № 3. — С. 1 — 25.
  68. Официальный сайт Правительства Калининградской области: http://www2.gov3 9 .ru/index.php?action=oezrezident
  69. Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. М-: Финансы и статистика, 2000. 208 с.
  70. Н. В. Экологический менеджмент / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. СПб.: Питер, 2003. — 544с.
  71. H.H. Подходы к. формированию туристских кластерных стратегий. Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2006. — № 3. — С. 73−75*.
  72. Побирченко В- В. Природоохранно-рекреационное природопользование: принципы организации и функционирования / В. В: Побирченко, И: Н. Воронин // Культура народов Причерноморья. 2001. — № 16. С.79−83.
  73. Р. Международная торговля и изменения технологии // Вехи экономической мысли / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. — Т. 6. — С. 436−453. — URL: http://www.seinst.ru/ дата обращения 4.07.2010.
  74. Положение о Рабочем штабе по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 февраля 2007 г. № 24)
  75. Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь») / утверждено Постановлением СМ РСФСР от 25.09.91 г. № 497. // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
  76. Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края / утверждено Постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г. № 540. // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
  77. Положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами / утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2005 г. № 530. // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
  78. M. Конкурентные преимущества стран // Вехи экономической мысли / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. — Т. 6. — С. 549 582. — URL: http://www.seinst.ru/ дата обращения 4.07.2010.
  79. М. Россия стоит перед серьезным вызовом: лекция. URL: http://www.hse.ru/temp/2006/1004porter.shtml дата, обращения 4.04.2010.
  80. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
  81. JI.B. Особенности социально-экономического развития Республики Бурятия в условиях реформирования экономики: Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. — 128с.
  82. С. В. Особые экономические зоны / С. В. Приходько, Н. П. Воловик — Консорциум по вопр. приклад, эконом, исслед., Канад. агентство по междунар. развитию и др. М.: ИЭПП, 2007. — 268 с.
  83. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 2010 годы и на период до 2017 года: Официальный сайт Министерства экономики РБ: http://economy.buryatia.ru.
  84. Пушкин A.B.Особые экономические зоны в России: правовое регулирование /А.В.Пушкин, И. Г. Богданов.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.- 228с.
  85. Развитие экономики в условиях экологических ограничений на Байкальской природной территории: Официальный сайт Министерства экономики РБ: http://economy.buryatia.ru/econ/priroda.html
  86. Разработка концепции- созданиям и развития TP ОЭЗ в Иркутской области и Республике Бурятия: отчёт о выполненной работе по проекту". Этап 3 заключительный / ОАО"Леонтьевский центр".2007. Документ опубликован не был.
  87. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 1641-р // Консультант Плюс: URL: http://www.consultant.ru.
  88. Регламент взаимодействия ТУ РосОЭЗ по Республике Бурятия с Правительством Республики Бурятия и администрацией муниципального образования «Прибайкальский район» (проект). Документ опубликован не был.
  89. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Инвестиционный рейтинг регионов 2006—2007 гг. Официальный сайт: http://www.raexpert.ru/ratings/regions
  90. Рекомендации по созданию СЭЗ в России // Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). 1996. — № 39 (7465). — С.2
  91. Республиканская целевая программа «Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007−2010 годы»: Официальный сайт Министерства экономики РБ: http://economy.buryatia.ru.
  92. В. А. О свободных экономических зонах// Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 6. — С. 11
  93. А. Ф. Кластерный подход как способ повышения конкурентоспособности Республики Татарстан // Вестник ТИСБИ. 2007. — № 2. -URL: http://www.tisbi.ru/science /vestnik/2007/issue2/Econom3.html
  94. Сведения о приёме и обслуживании туристов за 2008 год: стат. бюл. № 05−12−20 / Террит. орган ФСГС по РБ. Улан-Удэ, 2009.
  95. Сведения о приёме и обслуживании туристов за 2007 год: стат. бюл. № 05−12−20 / Террит. орган ФСГС по РБ. Улан-Удэ, 2008.
  96. Г. Развитие- свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 1997. — № 11. — С. 34−44.
  97. Сигов.Н. Д. Свободные экономические зоны центры-экономического* роста (опыт функционирования) / Н: Д. Сигов- С. А. Цветков // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2006. — № 2. — С. 60.
  98. Н. Свободные экономические зоны: опыт и российские перспективы // Международный бизнес России. -1996. № 6. — С. 126−140.
  99. Н., Белова Г., Богачева О. Свободные экономические зоны: уроки мировой практики.- М., 1993. 218 с.
  100. Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы//Вопросы экономики. 1999. N 12.-С. 126−14
  101. Т., Исихара М. Свободные экономические зоны в капиталистических и развивающихся странах. М., ВРИШТИ: 1990. № 4. 22.
  102. Соглашение о создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от 2 марта 2007 г. № 2768-ГГ/ф
  103. Специальные экономические зоны туристско-рекреационного типа: мировой опыт. URL: http://vechervkarpatah.at.ua/publ/test/specialnye ehkonomicheskie дата обращения 7.07.2010.
  104. Статистика туризма в Европе в 1 полугодии 2009 года, портал: http://www.tourest.ru/publ/statistikaturizmavevrope дата обращения 7.07.2010.
  105. Ю. Свободные экономические зоны: версия ООН // Экономика стран членов СЭВ. — 1990: — № 12. — С. 91−97.
  106. Стимулирование экономического развития Республики Бурятия через развитие приоритетных кластеров: отчёт по проекту / ООО «Бауман Инновейшн». Документ опубликован не был.
  107. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до2015 года. Кодекс: -URL: http://www.kodeks.ru.169
  108. Стратегия и понятие устойчивого развития- URL: http://www. ustoichivo.ru/biblio/view/28.html дата обращения 7.07.2010.
  109. Строительные нормы и правила СНиП 11−02−96. Консультант Плюс: -URL: http://www.consultant.ru.
  110. Схема территориального планирования Республики Бурятия. Т. 1. / ОАО «Гипрогор». 2009. Документ опубликован не был.
  111. Теории международного движения капитала. URL: http://www.nuru. ru/ek/general/0362.htm дата обращения 4.07.2010.
  112. А. К. Байкальский регион как модельная территория устойчивого развития /А.К.Тулохонов, Л.Б.-Ж.Максанова, П. Ж. Хандуев // Теория рационального природопользования Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН. — 2001. -С.6−11.
  113. А. К. Байкальский регион: проблемы устойчивого развития. -Новосибирск: Наука, 1996.
  114. А. К. Глобализация и региональные аспекты развития туризма// Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы П-ой междунар. науч.- практ. конф., Улан-Удэ, 23−25 мая 2007 г. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. — С.69−79
  115. TURIZM.RU Портал: http://www.turizm.ru/slovenia/articles/
  116. А. Б. Роль кластерных образований в формировании и реализации мер антикризисного регулирования в регионе // ВЕСТНИК ТИСБИ. — 2009. № 2. — URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2009/ issu. html дата обращения 7.07.2010.
  117. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической-деятельности' на территории РСФСР» // Консультант. Плюс: — URL: http://www.consultant:ru.
  118. Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии^// Материалы-1 междунар. науч.- практ. конференции / Улан-Удэ- 25−27 мая 2005 г. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 412с.
  119. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ.- 2005. № 30 (ч. II). — Ст.3127.
  120. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. 2006. — 8 июня.
  121. Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. № 340 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации"// Консультант Плюс: — URL: http://www.consultant.ru.
  122. Федеральный закон от 10.01.2006 г. № 16 ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» // Консультант Плюс: — URL: http://www.consultant.ru.
  123. Федеральный закон от 31.05.99 г. № 104 ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Консультант Плюс: — URL: http://www.consultant.ru.
  124. Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94 — ФЗ «Об охране озера Байкал» //Рос. газ. 1999. — 12 мая. — С. 4.
  125. Ю. М. Международный туризм и вопросы борьбы с инфекционными болезнями. URL: http://www.privivka.ru/info/bulletin/article. php? id=60 дата обращения 7.07.2010.
  126. Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. — № 2. — С. 13.
  127. А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики—2003 .№ 3. С. 24.
  128. А.Е. Механизм обеспечения соблюдения правил // Вопросы экономики. 2002. № 1. С. 32 49.
  129. А. В. Экономика природопользования (теория и практика) -М.: НИА-Природа, 1999. 308 с.
  130. С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект —М.: Изд-во: Волтерс Клувер, 2007. — 246с.
  131. Р. И. Регион: экономические методы управления-Новосибирск: Наука, 1991. 320с.
  132. Р. И. Конкурентные позиции регионов и их оценка // Регион: экономика и социология. — 1995. № 1.
  133. П. Ж. Трансформация структуры хозяйства региона / П. Ж. Хандуев, Т. Г. Думнова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. — 386 с.
  134. Указ Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107 «Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации"// Консультант Плюс: Электронный ресурс., http://www.consultant.ru.
  135. А. П. Стратегия развития региона: структурный аспект. -Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000. 172с.
  136. А. Формирование экономических кластеров в регионе (на примере Республики Калмыкия) // Вестник РАГС. 2007. — № 4. — URL: http://www. tisbi.ru/science /vestnik/2009/issue2/index.html дата обращения 7.07.2010.
  137. Экологические аспекты экономического роста: Официальный сайт Министерства экономики РБ: http://economy.buryatia.ru.
  138. Экологические индикаторы качества роста региональной экономики /Под ред. Глазыриной И. П., Потравного И. М. М.: НИА-Природа, 2006. 306 с.
  139. Экономический обзор ОЭСР по Российской Федерации, 2009 год // Вопросы экономики. 2009. — № 8.
  140. И. С. Проблемно-ориентированное развитие туристско-рекреационных комплексов в регионах: методология и практика управления: Автореф. дис.. докт. экон. наук. Санкт-Петербург, 2008, — 43с.
Заполнить форму текущей работой