Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие преподавания механики в России в XVIII веке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В' 1737 г. Петербургская Академия наук предложила Эйлеру составить научное руководство по строительству кораблей. Так началась многолетняя работа Эйлера над трактатом «8с1еп1:1а пауаНБ» или «Корабельная наука», который был опубликован на латыни в Санкт-Петербурге в 1749 г. в двух томах. Работая в Берлине, Эйлер в 1749 г. послал письмо президенту Петербургской АН графу К. Г. Разумовскому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Первый учебник по статике в России
    • 1. Первый из русских член Академии наук в Европе
    • 2. Школа математических и навигацких наук
    • 3. Г. Г. Скорняков-Писарев — автор учебника по теоретической механике
  • Глава II. Академическая школа механики в России
    • 1. К истории Петербургского университета
    • 2. Западноевропейские ученые в Петербурге
    • 3. Научные контакты Ломоносова и Эйлера по проблемам механики
    • 4. Работы по механике С. К. Котельникова
    • 5. Выпускники академического университета
    • 6. Работы по механике С. Е. Гурьева
    • 7. Близкие к Петербургской академии наук ученые-механики XVIII в
  • Глава III. Московская школа механики XVIII в
    • 1. Основание Московского университета
    • 2. Первые лекторы курса «Прикладной математики» (механики) в
  • Московском университете в XVIII в

Развитие преподавания механики в России в XVIII веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена исследованию1 библиографического материала о зарождении и развитии средних, специальных, высших учебных заведений, университетов и Академии наук в России. Изучены и детально разобраны отечественные печатные учебники по механике. Период зарождения науки и образования в России, открытие учебных заведений, школ, университетов, академий, представляют особый интерес: Строительное искусство и производство предметов вооружения основывались, главным образом, на одаренности и глубокой интуиции русских умельцев и мастеров. В России до XVIII столетия светских школ и высших учебных заведений не было.

На рубеже XVII — XVIII вв. Петр I приступил к проведению ряда преобразований в гражданской жизни, в военном и морском искусстве, а это все требовало подготовки значительного числа специалистов самых различных профессий — инженеров, геодезистов, артиллеристов, моряков, учителей, переводчиков. Встала задача создания в стране нового типа школпрофессионально-технических. Этот период зарождения высшего образования в России слабо освещен в научной литературе. В отечественных работах по истории механики недостаточно освещены факты развития науки и образования в России, а в зарубежных книгах по истории механики и техники почти нет упоминаний о достижениях науки в России с XVIII по XIX в. В свете поисков оптимальной системы просвещения и образования в современной России полезно изучить опыт реформы создания научных и учебных заведений в России в XVIII в.

В диссертационной работе изучены и детально разобраны отечественные печатные учебники по механике, проведен сравнительный анализ этих учебников с некоторыми иностранными. Сделана попытка дать историко-научный анализ просветительской и педагогической деятельности российских ученых механиков, первых академиков: С. К. Котельникова, С. Е. Гурьева, Н. И. Попова, С. Я. Румовского, М. Е. Головина, П. Я. Гамалеи.

В данной работе представлены ранее не известные факты развития российской академической школы механики. Из хранилища Российской государственной библиотеки получен в виде микрофильма редкий, забытый материал — первый печатный русский учебник «Наука статическая или механика» Г. Г. Скорнякова-Писарева (1722). Изложены и интерпретированы: структура, содержание, стиль, архаичная терминология этого краткого руководства.

Впервые предлагаются вниманию историков науки, разобранные фрагменты научной переписки Л. Эйлера и Ф. Вегерслефа по вопросам устойчивости корабля. Результаты разбора опубликованы.

Значительное место в работе отведено взаимодействию М. В. Ломоносова и Л. Эйлера в подготовке отечественных кадров высшей школы. Содержательно освещены научные контакты М. В. Ломоносова и Л. Эйлера по проблемам механики, реализованные в их переписке. Впервые поднято и детально разобрано Предисловие Эйлера к двухтомному изданию «8с1епйа пауаНв» («Корабельная наука», 1749). Краткое Предисловие о чрезвычайно важных находках Эйлера в зарождающемся разделе науки — динамики твердого тела — Ломоносов весьма квалифицированно перевел с латыни. При полном отсутствии русской научной терминологии Ломоносов подобрал понятийно осмысленные русские слова, например: устойчивость корабля на воде, важность от слова вага, косыня, то есть косинус угла и многие другие термины. Этот параграф работы интересен в связи 300-летием со дня рождения М. В. Ломоносова. Заново рассмотрены и на более глубоком уровне проанализированы первые русские учебники по механике, отражающие уровень высшего образования в середине XVIII в.

Освещены факты создания российских высших учебных заведений, например: Главного педагогического института, на базе которого был открыт в 1819 г. Петербургский университет. Освещена роль университетских уставов 1755 и 1804 гг., по которым строилась работа не только-Московского и Петербургского академического университетов, но и вновь открытого Казанского (1804). Педагогические кадры названных университетов в значительной мерепривлекались изшколы механиков Л. Эйлера и М. В. Ломоносова.

Первая? глава — «Первый русский учебник по статике» дает представление о предпосылках и предыстории организации Московской математической и навигацкой школыпредставлены фрагменты биографии Г. Г. Скорнякова-Писарева, освещающие характерные черты XVIII века, а так же история написания и анализ учебника «Наука статическая или механика» (1722). Приведено сравнение этого краткого руководства по статике с некоторыми западноевропейскими руководствами.

Выявлена заинтересованность Петра I в успехе, проводимых им радикальных экономических, военных, культурных реформ, его активная просветительская деятельность в развитии науки и техники. Представлен интересный факт о том, что Петр I был избран в 1717 г. почетным членом Парижской Королевской Академии наук.

Во второй главе детально рассмотрена и освещена роль Академии наук в России, ее первых иностранных, а затем и отечественных академиков в создании собственных научно-педагогических кадров для вновь открываемых школ и институтов.

Первый параграф этой главы диссертации посвящен истории Петербургской Академии наук, академического университета и гимназии при немпервым выдающимся российским академикам и преподавателям. Освещена роль академика М. В. Ломоносова — куратора академического университета, выдающегося ученого, педагога и просветителя.

Второй параграф — Западноевропейские ученые в Петербурге. Первый состав Петербургской Академии наук, начавшей свою деятельность с 1725 года, был сформирован из иностранцев, по преимуществу молодых, талантливых ученых. Часть этих ученых работали в Академии наук как наемники, относясь к своим обязанностям формально. Однако были среди них и такие ученые, которые сыграли своей деятельностью в Петербургской Академии наук чрезвычайно важную роль в формировании русской школы механики. К этим ученым относятся Г. Крафт, Я. Германн, Д. Бернулли, Н. Бернулли, Г. Рихман и Л. Эйлер. Исследования по механике в Петербургской академии наук быстро приобрели широкий размах и охватили все отделы механики: механику точки, твердого тела, гидромеханику, небесную механику, элементы теории машин.

В третьем параграфе рассмотрены научные контакты М. В. Ломоносова и Л. Эйлера, которые лично знакомы не были. Для выдвижения Ломоносова на звание профессора, управляющий делами академической канцелярии И. Шумахер, направил две диссертации Ломоносова Эйлеру в Берлин в 1745 г. для отзыва. Полученный отзыв показал, какого высокого мнения Эйлер был об этих научных работах. На основании этого отзыва М. В. Ломоносов был назначен профессором кафедры химии Петербургского академического университета в августе 1745 г. Позже М. В. Ломоносов в письме поблагодарил Эйлера за отзыв на его работы. Это письмо и послужило началом их переписки. Переписка велась обычно через канцелярию академии наук.

В' 1737 г. Петербургская Академия наук предложила Эйлеру составить научное руководство по строительству кораблей. Так началась многолетняя работа Эйлера над трактатом «8с1еп1:1а пауаНБ» или «Корабельная наука», который был опубликован на латыни в Санкт-Петербурге в 1749 г. в двух томах. Работая в Берлине, Эйлер в 1749 г. послал письмо президенту Петербургской АН графу К. Г. Разумовскому, в котором без математических выкладок излагал сущность своих результатов. Это письмо, как и трактат, было написано на латинском языке и предполагалось служить предисловием к трактату. Академическая канцелярия поручила выполнить русский перевод этого письма М. В. Ломоносову. Этот перевод Ломоносов осуществил весьма квалифицированно и точно. До 1980;х гг. не было известно, что этот замечательный перевод письма-предисловия Эйлера к сочинению «Scientia navalis» принадлежит М. В. Ломоносову. В работе дан анализ этого труда.

В следующих параграфах представлен обзор научных работ первых русских ученых: С. К. Котельникова, С. Е. Гурьева, П. Я: Гамалеи, Я. П. Козельского, G. Я. Румовского, М: Е. Головина, Н. И. Попова. Все они воспитанники научной школы Ломоносова и Эйлера. В* процессе анализа учебников и учебных пособий по теоретической механике интересно было проследить эволюцию примеров и задач — от простейших иллюстраций правил в первых учебниках (например, Г. Г. Скорняков-Писарев, М.Е. Головин) до составления и интегрирования дифференциальных уравнений движения (С.Е. Гурьев).

Проведенный сравнительный анализ исследуемых учебников позволил определить методическую ценность каждого из них. Но надо отметить, что учебники, издававшиеся в XVIII веке, часто так сильно отличаются один от другого, что выработать единый критерий для их оценки и анализа почти невозможно.

В третьей главе представлена роль М. В. Ломоносова в истории организации университета в Москве, переписка ученого с графом И. И. Шуваловым по вопросам проекта и регламента будущего университета. Замысел Ломоносова с помощью Шувалова был реализован Указом императрицы Елизаветы от 12 января (н.с. 25 января) 1755 г. Дан анализ значения и места предмета «механики» в ряду физико-математических дисциплин в Московском университете до 1757 г., до того, как была открыта кафедра «Прикладной математики», которую занял И. А. Рост. Во втором параграфе представлены биографические сведения о первых лекторах курса «Прикладной математики» (механики) в Московском университете в XVIII в. и динамика развития преподавания этого курса.

В свете вышесказанного следует, что рассматриваемый период играет весьма значительную роль в зарождении российской науки и образования.

Благодаря реформам Петра I стали открываться школы, офицерские и высшие учебные заведения, Академия наук в С.-Петербурге, при ней университет и гимназия, позже Московский и Казанский университеты.

Большинство русских лекторов высших учебных заведений и авторов курсов механики получили хорошее образование и в Петербургской Академии наук, и за рубежом. Многие из них были учениками М. В. Ломоносова и Л. Эйлера. Они обеспечили достойный уровень знаний точного естествознания и механики студентов. Без научно-педагогической деятельности этих ученых и первых русских учебников по механике невозможно было бы умножить число высших учебных заведений в России.

Результаты диссертационной работы докладывались на Московском научно-исследовательском семинаре по истории и методологии математики и механики МГУ им. Ломоносова (с 2001 по 2010 гг.) — на Ломоносовских чтениях (МГУ, апрель 2004 г.) — на Заседании секции истории механики Института истории естествознания и техники РАН в ходе 68 Пленума Российского национального комитета по истории и философии науки и техники (декабрь 2003 г.) — на Международной научной конференции по механике «Четвертые Поляховские чтения» в Санкт-Петербурге (февраль 2006 г.) — на Международной научной конференции «Леонард Эйлер и современная наука» (май 2007 г.) — на VI Окуневских чтениях опубликованы тезисы о работах Л. Эйлера по внешней баллистике (июнь 2008 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В итоге замечаем, что XVIII век явился весьма значительным этапом в деле развития" высшего образования в России. До начала XVIII в. рукописей по механике не обнаружено. На рубеже XVII — XVIII вв. Петр I приступил к проведению реформ в военном и морском деле, в гражданской жизни. Для этого необходимо было распространение образования и науки. Стали открываться в Москве и Петербурге технические школы, училища, институты, академии. Но одних школ было недостаточно, необходимо было издавать учебные пособия для российских студентов.

Рассматриваемый период играет весьма значительную роль в зарождении российской науки и образования. В конце царствования Петра I появился первый русский учебник механики Скорнякова-Писарева для учащихся Морской академии. В данной работе представлен детальный разбор этого учебника с демонстрацией иллюстраций автора, проведено сравнение этого краткого учебника с некоторыми европейскими руководствами.

Первая половина XVIII в. для российской науки знаменательна открытием Петербургской Академии наук (1725). Главное внимание хочется обратить на педагогическую роль иностранных ученых-академиков, в особенности: Л. Эйлера, Г. Рихмана.

Во второй половине XVIII в. большинство лекторов, профессоров, преподавателей высших учебных заведений были русскими, получившими хорошее образование и в Петербургской Академии наук и за рубежом: С. К. Котельников, С. Е. Гурьев, Н. И. Попов, С .Я. Румовский, М. Е, Головин, П. Я. Гамалея. Многие из них были учениками М. В. Ломоносова и Л. Эйлера. Они создавали учебные пособия для русских студентов. Эти учебники вполне соответствовали уровню знаний точных наук и естествознания не только в России, но и в Европе. Все эти учебники носили практический характер. Они несомненно были предназначены для учебного процесса, но чаще носили характер инструкций, особенно при решении задач автор предлагал строгий алгоритм без каких-либо объяснений. Для современного читателя многие эти книги тяжелы для понимания. Это объясняется тем, что в рассматриваемый период научная терминология по механике и физике отсутствовала (только формировалась), и русские авторы и переводчики фактически сами создавали ее. Дефекты и неточности, встреченные при анализе этих учебников, были свойственны и западным курсам механики. В диссертации представлен обзор учебников русских авторов этого периода, дан критический анализ этих учебников.

Без научно-педагогической деятельности этих ученых и первых русских учебников по механике невозможно было бы умножить число высших учебных заведений в России.

В работе раскрыты и описаны настойчивые хлопоты М. В, Ломоносова по реализации замысла организации университета в Москве. Проанализировано значение и место предмета «механики» в ряду физико-математических дисциплин в Московском университете до 1757 г. и после, когда была открыта кафедра Прикладной математики. Дана оценка роли Московского университета для развития преподавания механики в России.

Современные поиски совершенствования просвещения, образования и науки были бы эффективнее, при использовании исторического опыта организации высших и средних учебных заведений (и преподавания в них) в XVIII веке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А. Педагогическая деятельность П. Я. Гамалеи и его курс «Начальные основания механики» // История и методология естественных наук. Вып. 16. М.: изд-во Моск. унив-та, 1974, 212−223.
  2. Ю. 3. Замечательные работы по прикладной математике. СПб.: изд. Петербургского Университета, 2006.
  3. П. Вступительная статья к «Арифметике Магницкого». Изд. П. Баранова. М., 1914.
  4. C.B. Московский университет в XVIII веке, «Ученые записки МГУ», 1940, история, вып. 50, с. 5−24.
  5. M. Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. М.: изд-во Моск. унив-та, 1955.
  6. М.Т. М.В. Ломоносов — наш первый университет. — М., 1961.
  7. П.С. Материалы для биографии Ломоносова. СПб.: тип. Императорской академии наук, 1865.
  8. В.В. Очерки развития физико-математических знаний в России. XVII столетие. Вып. 1. М., 1886.
  9. А.Н., Штокало И. З. История механики в России. Киев: Наук, думка, 1987.
  10. H.H. Из первых лет Казанского университета (1805−1819). К., 1887.
  11. Т. А., Гуревич M. М. Описание изданий гражданской печати (1708-январь 1725), № 666.
  12. С. И. Исаак Ньютон, М.-Л.: Изд. АН СССР, 1945.
  13. С.И. Ломоносов и русская наука, М., 1947.
  14. Ф. Очеркъ исторш Морскаго Кадетскаго корпуса. СПб., 1852.
  15. К.С. Петр Великий как учредитель академии наук. СПб.: 1872.
  16. B.C. История науки и техники. М., 1973.
  17. B.C. Творцы новой техники в крепостной России. М., 1962.
  18. B.C. Очерки истории науки и техники XVI—XIX вв.. М., 1984.
  19. H.A. Законодательные акты Петра I. M.-JI., 1945.
  20. П. Я. Начальные основания механики. 1803.
  21. М. Е. Полное умозрение строения и вождения кораблей, сочиненное в пользу учащихся навигации Л. Эйлером. СПб., 1778.
  22. М. Е. Руководство к механике. СПб., 1785.
  23. .А., Костышин Д. Н. Роль Академии наук в организации Московского университета // Петербургская Академия наук в истории академий мира. Материалы Международной конференции. Т. II. СПб.: 1999, с. 117−125.
  24. А.Т. Механика от античности до наших дней. М.: Наука, 1974.
  25. А.Т. Механика в России. — М.: Наука, 1978.
  26. А. Т. Очерки истории механики в России. М.: изд. Академии наук СССР, 1961.
  27. А. Т., Ковалев Б. Д. Даниил Бернулли. М.: Наука, 1981.
  28. С. Е. Основания механики. Часть I. СПб.: при Императорской Академии Наук, 1815 г.
  29. В.В. Ломоносов как техник // Ломоносов М. В. Сборник статей и материалов. М.-Л.: изд. АН СССР, 1940. с. 222−243.
  30. Достопамятные сказания о жизни и делах Петра Великого // Русская старина. СПб., 1872.
  31. A.A. Физический кабинет Академии наук в первой половине XVIII в. и М. В. Ломоносов // Ломоносов М. В. Сборник статей и материалов. М.-Л.: изд. АН СССР, 1940, с. 173−206.
  32. В.П. Страница из истории механики в России первый четверти XVIII в. // Труды института истории естествознания. 1954, с. 156−183.
  33. А. С., Миненко Н. А. Секретные узники сибирских острогов // Очерки истории политической ссылки в Сибири второй четверти XVIII в. Новосибирск: 1992, с 45−63.
  34. История Академии наук СССР в трех томах. М.-Л., 1958, т. 1.
  35. Я. П. Механические предложения. СПб.: при Императорской Академии Наук, 1787 г.
  36. А. Ф. История физики в Московском Университете с его основания до 60-х годов XIX столетия 1755 1859. М.: изд. Московского университета, 1955.
  37. А. Ф. Развитие физики в России. М.: изд. «Просвещение», 1970.
  38. А.Ф., Спасский Б. И. М.В. Ломоносов как физик. Изд. Московского университета, 1961.
  39. Ю.Х. Основание Петербургской Академии наук // Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII—XX вв.еках: Исторические очерки. СПб.: Наука, 2003, 33−54.
  40. Ю.Х. Основание Петербургской Академии наук. Л.: Наука, 1977.
  41. .А. Великие жизни в математике. М.: Просвещение, 1995.
  42. A.A. Очерки по истории механики. М., 1964.
  43. А. А. Очерки по истории механики. М., 1982.
  44. Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1912. Кн. 2.
  45. С. К. Книга, содержащая в себе учение о равновесии и движении тел. СПб.: при морском шляхетном кадетском Корпусе, 1744.
  46. С. П. Описание земли Камчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М.-Л.: 1949. С. 158.
  47. А.Н. Леонард Эйлер // Сборник статей и, материалов в 150-летию со дня смерти. М.-Л., 1935, с. 1−28.
  48. Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.-Л., 1962.
  49. Е.С. Педагогические воззрения Леонарда Эйлера // Сборник статей в честь 250-летия со дня рождения. М.: АН СССР, 1958, с. 557−569.
  50. A.A. Сборник материалов для истории Императорской академии наук в XVIII веке. СПб., 1865.
  51. В.И. Ломоносов и Петербургская академия наук, М., 1865.
  52. Л.Б., Шиперович М. Н. Первый русский учебник по механике: К книге Скорнякова-Писарева, опубликованной в 1722 г. Вестн. машиностроения. № 4. 1949, с. 17−21.
  53. И.И., Яновская С. А. Из истории преподавания математики в Московском университете // Историко-математические исследования. Вып. VIII. М.: ГИТТЛ, 1955, с. 127−476.
  54. М. В. Избранные произведения. Т. 1. Естественные науки и философия. М.: Наука, 1986.
  55. М. В. Полное собрание сочинений. Т. 1−10, М. -Л.: АН СССР, 1950−1959.
  56. М. В. Полное собрание сочинений. Т. 11, дополнительный, справочный. Письма, переводы, стихотворения, указатели. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1983 г.
  57. H.A. Жизнь и труды Ломоносова. Часть 1. М.: Университетская тип., на Страстном бульваре. 1872.
  58. Маяк современного просвещения и образованности. СПб., 1840−1845 гг. Год первый. 1840. Части 1 и 3. с. 1−7.
  59. .Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. М.-Л.: изд. АН СССР, 1947.
  60. Г. К. Леонард Эйлер (к 300-летию со дня рождения) // Четвертые Поляховские чтения: избранные труды. СПб.: Изд. «ВВМ», 2006, с. 622−636.
  61. Г. К. Леонард Эйлер и становление рациональной механики // Леонард Эйлер и современная наука. Материалы Международной научной конференции. СПб., 2007, с. 20−26.
  62. Н. Д. Очерки развития механики. М.: изд. Московского университета, 1961.
  63. Н. Д. Очерки развития теории устойчивости. М.-Л.: ГИТТЛ, 1949.
  64. A.A. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Молодая гвардия, 1950.
  65. Навигационные или мореходные исследования, сочинены господином Безу, с французского на русский языки переведены и дополнены Семеном Гурьевым. СПб.: типография Горного училища, 1790 г.
  66. И. Определения. Аксиомы или законы движения. Из «математических начал натуральной философии» Ньютона. Препринт № 249. М.: Институт проблем механики АН СССР, 1985.
  67. И. Математические начала натуральной философии // Собрание трудов академика А. Н. Крылова. Т. 7. М.-Л.: изд. АН СССР, 1936.
  68. Павлов-Сильванский Н. П. Скорняков-Писарев Григорий Григорьевич // Русский биографический словарь. СПб., 1904, т. «Сабанеев -Смыслов», с. 603−607.
  69. Н. М. Первый русский учебник по статике // Межвузовский сборник научных трудов. История и методология науки. Вып. 8, Пермь: изд. ПТУ, 2001, с. 238−246.
  70. Н. М., Тюлина И. А. Научные контакты Ломоносова и Эйлера по проблемам механики // Вестник Пермского университета. Вып. 4, Механика, математика, информатика. Пермь: изд. ПТУ, 2006, с.167−172.
  71. Н. М. Научно-педагогическая деятельность С. К. Котельникова. Деп. в ВИНИТИ. М., № 35 — В2006, 14 с.
  72. Н. М. Работы С. Е. Гурьева по механике. Деп. в ВИНИТИ. М., № 34 — В2006, 11 с.
  73. Н. М. О развитии механики в России в XVIII в. // Тезисы докладов на Международной научной конференции по механике. Четвертые Поляховские чтения. СПб, 2006, с. 637−643.
  74. Н. М. Научные контакты Ломоносова и Эйлера по проблемам механики // Леонард Эйлер и современная наука. Материалы Международной научной конференции. СПб, 2007, с. 295−302.
  75. Н. М. Фрагменты переписки Л. Эйлера по вопросам устойчивости корабля // Вестник Московского университета. Математика. Механика. № 2. МГУ, 2009, с. 10−13.
  76. В. В. Очерки России. СПб., 1838−1842, т. 1−5.
  77. П. П. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. СПб., 1862.
  78. П. П. История императорской академии наук в Петербурге. СПб., 1870, т. 1.
  79. П. П. История императорской академии наук в Петербурге. СПб., 1873, т. 2.
  80. Н. А. Основание Московского университета. М.: изд. МГУ, 1953.
  81. П.Н. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии* художеств за сто лет ея существования. СПб., 1864.
  82. Петровский сборник, изданный «Русской стариной». СПб., 1872.
  83. Т.С. Леонард Эйлер и математическое образование в России. М.: изд. КомКнига, 2007.
  84. Н. Н. Исследования Леонарда Эйлера по аналитической механике первого петербургского периода // Развитие идей Эйлера и современная наука. Под ред. А. Н. Боголюбова и др. М.: Наука, 1988.
  85. Н. Н. История механики в России. Киев: Науково думка, 1987.
  86. Н. Н. Развитие механики в Петербургском-ленинградском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Л.: изд. ЛГУ, 1962. Вып. 1.
  87. В.Е. К биографии академика С.Е. Гурьева // Труды Института истории естествознания и техники АН СССР, 1956, 10, 384−392.
  88. В.Е. Русские педагоги-математики XVIII XIX веков. М.: Учпедгиз, 1956.
  89. Т.И. Русское естествознание второй половины XVIII века и М.В. Ломоносов // Ломоносов М. В. Сборник статей и материалов. Т. 1, М.-Л.: изд. АН СССР, 1940. с. 318−388.
  90. Рукописные материалы Л. Эйлера. В архиве Академии наук СССР. т.
  91. Сост.: КопелевичЮ.Х., Крутикова М. В., Михайлов Г. К., Раскин Н. М. МЛ.: изд. АН СССР, 1962.
  92. Рукописные материалы Л. Эйлера. В архиве Академии наук СССР. т.
  93. Труды по механике. Под ред. Михайлова Г. К. М.-Л.: Наука, 1965.
  94. Ф. Г. Русские на северо-востоке Азии в XVII середине XIX в.: Управление, служилые люди, крестьяне, городское население. М. 1978.
  95. Д. О. Строители империи: Очерки государственной и криминальной деятельности сподвижников Петра I. Новосибирск: 1996, с. 40−44, 60−64, 81−88, 175−182, 248−249.
  96. Д.О. Из жизни Григория Скорнякова-Писарева, бомбардира и обер-прокурора. Родина, 2000, № 5, с. 101−105.
  97. Скорняков-Писарев Г. Г. Наука статическая или механика. СПб., 1722.
  98. Г. И. Академия наук и учебные заведения Санкт-Петербурга в XVIII веке // Петербургская Академия наук в истории академий мира. Материалы Международной конференции. Т. II. СПб.: 1999, с. 104−107.
  99. Ф.И. Описание Каспийского моря и чиненных на оном российских завоеваний, яко часть истории государя Императора Петра Великаго. СПб.: при Императорской АН, 1763.
  100. П. И. Краткое начертание физики. М.: в Университетской типографии, 1810.
  101. М.И. История Российской Академии. Т. 1−8, СПб., 18 741 888.
  102. Р. Леонард Эйлер. Киев: «Вища школа», 1983.
  103. Д.А. Академическая гимназия в XVIII столетии, по рукописным документам архива Академии наук. СПб., 1885.
  104. Д.А. Академический университет в XVIII столетии, по рукописным документам архива Академии наук. СПб., 1885.
  105. И. А., Ракчеев Е. Н. История механики, М.: Изд. Московского университета, 1962.
  106. И. А. К истории Петербургского университета // Сборник докладов 1-го Всероссийского семинара-совещания заведующих кафедрами теоретической механики ВУЗов России. СПб.: 1994 г. с. 63−72.
  107. И. А. Кабинет физических приборов // Место наукам посвященное. М., 1995. с. 58−61.
  108. И. А. Развитие механики в Московском университете в XVIII XIX веках // Историко-математические исследования, Вып. VIII, М.: ГИТТЛ, 1955, с. 489−539.
  109. Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб.: 1858— 1864.
  110. С.Н. Леонард Эйлер и Академия наук // Сборник статей и материалов в 150-летию со дня смерти. М.-Л.: 1935, с. 163—238.
  111. С. П. История Московского университета, написанная к столетнему юбилею. М., Унив. тип., 1855.
  112. И.В. Терминология и некоторые особенности языка русских учебников по механике XVIII в. // Механика и физика XVIII в. М.: Наука, 1976, с. 251−279.
  113. Л. Письма к ученым. М.- Л.: АН СССР, 1963.
  114. А.П. Математика и ее преподавание в России XVII XIX вв.: Математика и военно-техническое образование при Петре I. -Математика в школе. 1947. № 2. с. 11−21.
  115. А. П. История математики в России до 1917 года. М.: Наука, 1968.
  116. А. П. Леонард Эйлер. М.: Знание, 1982.
  117. А.Я. Леонард Эйлер. М.: Просвещение, 1983.
Заполнить форму текущей работой