Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Племена и государства на территории Казахстана в VII до н. э. — V вв. н. э

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государство усуней и кангаров Образование хунской державы стимулировало появление развитых государственно-правовых систем на территории Казахстана, прежде всего, в регионах, находившихся под властью Хунну. Это государство усуней и кангаров. Усуни, обитавшие первоначально в районе реки Данхэ в 3 веке до н.э. были разгромлены хуннами и вошли в состав их империи. Правителю усуней был поручен «надзор… Читать ещё >

Племена и государства на территории Казахстана в VII до н. э. — V вв. н. э (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План

1. Саки

2. Империя Хунну

3. Государство усуней и кангаров

4. Государства на территории Казахстана в III—V вв. н. э.

1. Саки Источники, подкрепленные археологическими данными, показали, что основную часть территории Казахстана в VII—IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков.

Территория и административное устройство Каждое скифо-сакское объединение имело определенную территорию, на которую распространялась власть царя и народного собрания. Так, границы земель, подвластных скифам простирались на востоке до реки Дон, за которой располагались земли савроматской конфедерации, занимавшей территории Северного Кавказа, Поволжья, Южного Приуралья и прилегающих северо-западных районов Казахстана. Центральный и Северный Казахстан занимало объединение исседонов, западные владения, которых простирались до Мугоджарских гор. Районы к северо-востоку, северу и северо-западу от Аральского моря занимали массагеты, под властью которых находилось также нижнее и среднее течение Сырдарьи и полуостров Мангыстау. Именно в нижнем течении Сырдарьи находились укрепленные города саков — Чирик-Рабад, Бабиш-Мулла и другие. От среднего течения Сырдарьи на западе до Алтайских гор на северо-востоке, простирались земли саков-тиграхауда. Саки-хаомаварга занимали Ферганскую долину и земли к югу от Сырдарьи.

Каждое объединение-протогосударство делилось на ряд административных единиц — «племен», обладавших значительной автономией, что позволяет назвать протогосударства кочевников Казахстана «племенными союзами». Племя же, в свою очередь, представляло собой объединение общин, кочующих на определенной территории. Таким образом, административная структура представляла собой иерархию потестарных единиц. Вполне вероятно, что каждое подобное объединение обладало своими органами власти — народным собранием, советом знати, военным и гражданским правителем — «вождем» .

Суверенитет Сакско-скифские объединения, судя по письменным источникам, обладали суверенитетом — способностью независимо от других государств формировать и проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. На внешнеполитической арене саки и скифы достаточно рано стали играть самостоятельную роль. Известны военно-политические союзы, заключенные между причерноморскими скифами и Урарту в первой четверти 7 века до н.э. против Фригии, между скифами и Ассирией против Мидии в середине 7 века до н.э., между саками и Персией против Лидии в 6 веке до н.э. Есть также данные об обмене посольствами у массагетов с Персией.

В то же время Персия и другие страны пытались частично или полностью ограничить суверенитет сакских протогосударств и включить их в число своих провинций-сатрапий. Так, в середине 6 века до н.э. попытку покорить массагетов предпринял основатель Персидской державы Кир Великий. Его поход закончился неудачей, а сам царь был смертельно ранен в бою.

В 519−518 гг. поход против массагетов предпринял Дарий 1. Этот поход также завершился поражением и массагеты сохранили независимость. Поход же Дария против тиграхауда привел к установлению персидской власти на части территории Южного Казахстана, где на царский трон был возведен персидский ставленник. Вассалами Персии также стали обитавшие в Средней Азии саки-хаомоварга. Однако зависимость эта продолжалась недолго, так как во время Греко-персидских воин в начале 5 века до н.э. саки участвовали на стороне персов в качестве союзников, а не вассалов.

В 30-е годы 4 века до н.э. Александр Македонский сделал попытку завоевать саков. Хотя ему и удалось подчинить Среднюю Азию, массагеты к северу от Сырдарьи сохранили независимость. Позже, одно из массагетских потестарных объединений — апарны, захватили территорию к Юго-востоку от Каспийского моря и основали в 3 веке до н.э. Парфянскую империю, долгое время игравшую ведущую роль в международной политике в Азии.

Как мы видим, сакские Протогосударственные образования 1 тысячелетия до н.э. в достаточно полной мере обладали суверенитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.

Налоги и повинности К сожалению, достоверных известий о наличии или отсутствии каких-либо налогов с населения в сакских объединениях мы не имеем. Скорее всего, система налогообложения как таковая отсутствовала, или сбор налогов носил нерегулярный характер. Чаще саки облагали податью население зависимых или завоеванных стран, однако, порядок и сумма сборов зависели от конкретных условий. Большую роль в пополнении государственной казны играла военная добыча. Слово «казна» здесь употреблено условно, так как денежного обращения как такового у саков не было и «казна» пополнялась ценностями, скотом, имуществом.

С большой долей вероятности можно говорить о существовании повинностей, одной из которых было сооружение погребальных курганов и ирригационных систем в низовьях Сырдарьи.

2. Империя Хунну Первой империей, образованной кочевниками, была империя Хунну, образовавшаяся в 3 веке до н.э. с центром на территории современной Монголии. Это объединение носило протогосударственный характер, возглавлялось выборным правителем с титулом «сенгир» — «высочайший» и представляло собой конфедерацию военно-потестарных образований. Однако, пришедшие к власти в результате переворота в 209 году до н.э., сенгир Моде провел ряд реформ, превративших империю Хунну в централизованную державу и начал активную деятельность по созданию империи. В 93 году н.э. государство Хунну перестало существовать.

Система управления Во главе хунской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хунский великий сенгир». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут», то есть «обладающий небесной (божественной) благодатью». Кроме функций светского правителя, хунский сенгир выполнял функции первосвященника. Главой формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству от отца к сыну. Нередки были случаи узурпации власти и выборов сенгира властью. Полномочия у сенгира были достаточно широкие, кроме политического и духовного руководства, он являлся верховным главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.

Сенгир обязательно должен был принадлежать к роду Си. Кроме того, существовали еще три знатных рода — Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представители этих родов.

Иерархия чиновников в государстве Хунну была очень громоздкой и сложной. Пять высших классов чиновников занимались исключительно родственниками сенгира. Это «мудрые князья», «лули — князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Следующие по рангу чины занимали члены знатных родов. Все чины делились на левых и правых, что означало также «старший» и «младший». Кроме родовой аристократии существовало также группа неродовитых чиновников — кутлуг. Они были «помощниками» сенгира с вельможами и выполняли всю работу по управлению империей. Всего в хунском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину (от десяти до двух тысяч воинов), и на время исполнения своих обязанностей получал от сенгира в управление уделы.

С течением времени род сенгира увеличился и для того, чтобы обеспечить своих родственников должностями, правители расширяли чиновничий аппарат. Так появились новые чины — великий цзюйкюй и жичжо-князь.

В государстве южных Хунну система управления несколько изменилась, первые два класса чинов оставались без изменений и объединялись в «четыре рога». Эти должности принадлежали родственникам сенгира. Далее следовали «шесть рогов» — левый и правый жичжо, выньюйди и чжаньгянди, из знатных родов. Следующими по значению были кутлуг и жичжо-кутлуг и после них стояли «начальники», «управляющие» и узюкюй. Кроме того, у южных Хунну появилась новая система престолонаследия. Она называлась лествичной системой, когда престол занимали братья, затем их дети.

Каждый из 24 высших чиновников «для исправления дел» назначал в своих уделах темников, сотников и десятников, совмещавших административные и военные функции. Большое значение в системе управления Хунну играл Совет чиновников, собиравшихся два раза в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Совместное участие в проведении ритуалов имело большое значение, так как символизировало единство и легитимность власти через подтверждение божественной благодати, своеобразного мандата на управление народом. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов и отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная «перепись населения» и «ревизия» скота.

Территория и население В состав империи входили, помимо Хунну, почти все кочевые народы центрально-азиатского региона, а также отдельные оседлые регионы. Территория государства была четко определена и охранялась караульными постами. Таким образом, у Хунну уже существовало понятие территории как материальной базы государства, естественного условия его существования.

Империя территориально делилась на два крыла — на западное и восточное, возглавляемые «великими начальниками». Каждое крыло в свою очередь делилось на военно-потестарные объединения, возглавляемые чиновниками и темниками. На завоеванных территориях назначались «воеводы покоренных земель», в обязанность которых входил сбор налогов и управление. Кроме того, источники упоминают о хуннских наместниках в некоторых вассальных странах. Население покоренных стран включалось в число подданных хуннского сенгира.

Налоги О существовании налоговой системы у Хунну известно мало. Известно о сборе ежегодных податей с покоренного и оседлого населения. Так, у хуньцы, населявшие восточные районы империи Хунну, платили подати воловьими и лошадиными кожами и овчинами, скотом и холстами. За неуплату податей в срок отбирали жену и детей. Одной из форм повинности было переселение жителей оседлых регионов в центр империи и превращение их в податное сословие. Из источников известно о ежегодной уплате дани Китаем, заключающейся в «определенном количестве шелковой ткани, хлопка, вина, риса и разных съестных запасов». Сбором податей занимались чиновники, «воеводы» и «наместники». Судя по постоянному стремлению Хунну контролировать основные торговые пути, они получали определенные пошлины с торговых караванов.

Суверенитет и международная правосубъектность С момента основания в 209 году до н.э. и до 47 года до н.э. держава Хунну обладала полным суверенитетом на своей территории и распространяла его на ряд соседних территорий. Согласно государственной идеологии Хунну сенгир является представителем Неба, и именно им он поставлен «царствовать над народами», причем это объединение осуществлялось насильственным путем. Известно о заключении договоров между Хунну и соседними государствами, в том числе с Китаем. Так, по договору 177 года до н.э. китайцы выдавали за сенгира свою принцессу и ежегодно выплачивали дань — контрибуцию. Такой договор именовался договором мира и родства.

Дипломатические миссии осуществлялись специальными послами. Известно о приеме при хунском дворе послов дунху, юечжи и Китая и направлении посланников к китайскому императору.

В 47 году до н.э. южные Хунну вступили под протекторат Китая, сохранив внутреннюю структуру управления, северные же сохранили независимость. Часть северных Хунну заключила союз с кангарами и перенесла центр владений в Южный Казахстан, на реку Талас. В 93 году н.э. остатки империи Хунну были захвачены их бывшими подданными, правителями монголоязычного народа сяньби. Наибольшие владения Хунну, сохранявшие лишь ограниченный суверенитет, просуществовали до 5 века.

Правовая система Создание сложной государственной системы привело к возникновению правового регулирования отношений в обществе. Основным источником права у Хунну был обычай. Китайские источники отмечали, что законы Хунну «легки и удобоисполнимы». Суд протекал не более чем в десять дней, число содержащихся под стражей одновременно не превышало десяти человек. За наиболее серьезные преступления полагалась смертная казнь, за воровство — конфискация имущества, за легкие проступки делались порезы на лице.

В то же время у кочевников начинается кодификация обычного права. Так, кодекс, созданный Моде-сенгиром, карал смертью за нарушение воинской дисциплины, уклонение от воинской службы и т. п. В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Различалась частная семейная собственность, собственность общины, военно-потестарного объединения и собственность государства.

3. Государство усуней и кангаров Образование хунской державы стимулировало появление развитых государственно-правовых систем на территории Казахстана, прежде всего, в регионах, находившихся под властью Хунну. Это государство усуней и кангаров. Усуни, обитавшие первоначально в районе реки Данхэ в 3 веке до н.э. были разгромлены хуннами и вошли в состав их империи. Правителю усуней был поручен «надзор за караулами при Западной стене». С помощью сенгира усуни разгромили юэчжей и заняли Семиречье. Здесь 177 году до н.э. было основано государство, находившееся под протекторатом Хунну. Население составили потомки сакских племен Семиречье, Восточного Казахстана и Джунгарии. Уже в середине 2 века до н.э. усуни фактически отделились от империи Хунну. В 53 году до н.э. государство усуней распалось на две части.

Центр этого государства находился в среднем течении Сырдарьи. Согласно китайским сведениям, возникло оно в 3 веке до н.э. в результате объединения местных дахо-массагетских и исседонских племен пришлыми восточно-сакскими правителями.

Система управления Во главе государства усуней стоял правитель, носивший титул куньбек — «великий правитель», передававший престол по наследству. Кроме того, куньбеки прибавляли к своему имени титул «би» — «князь». С 53 года до н.э., когда государство разделилось, появились независимые друг от друга великий куньбек и малый куньбек. Кроме верховного правителя существовало еще несколько категорий чиновников.

Помощник куньбека носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. В некоторых китайских источниках говорится о трех чиновниках, носивших этот титул — сян-дуглу, цзо-дуглу и ю-дуглу. Ниже находились два «великих полководца и три правителя уделов. Кроме них, источники упоминают чиновников с титулами дагянь, дуюй, дали, шечжундали, кигюнь. Они выполняли функции помощников военно-начальников, ведали делами куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т. п.

Во главе кангарского государства стоял род Уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжи. Им управлял царь, носивший титул «би» или «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Во главе подчиненных кангарам владений стояли назначенные царем наместники.

Территория и население Государство усуней делилось на три части — левое крыло, центр и правое крыло. В 53 году до н.э. его территория была разделена на владения великого и малого куньбека, не границе принадлежащих им земель были поставлены межи. Таким образом, усуни уже четко обозначили границы на местности. Под властью усуней находились также соседние народы хюсюнь, гюаньду, юйту и другие, где куньбек назначал наместников.

Достаточно сильным и обширным было государство кангаров. В конце второго начале первого веков до н.э. ему подчинялись пять «малых» владений Средней Азии — Юени, Сусе, Фуму, Ги, Юегань и алано-сарматские объединения. Арало-Каспия — Янцай и Янь. В момент наивысшего расцвета государства кануаров занимало территории среднего и нижнего течения Сырдарьи до долины Таласа на востоке, Центральный и Западный Казахстан, Хорезм и большую часть междуречья Амударьи и Сырдарьи.

Китайские источники приводят достаточно точные сведения о количестве населения государств Центральной Азии. Так, население государства усуней насчитывало 630 тысяч человек или 120 тысяч семей, а кангаров — 600 тысяч человек или 120 семей. Трудно сказать, на сколько эти цифры точны, но определенный учет количества подданных в этих государствах велся.

Суверенитет и международная правосубъектность Оба государства усуньское и кангарское первоначально входили в состав хунской империи, причем кангары на юге подчинялись также и юэчжам. Уже в середине 2 века до н.э. усуни становятся независимыми и выступают в качестве полноправных субъектов международного права.

С Хунну и Китаем были заключены договора, сопровождавшиеся династийными браками. Впоследствии влияние Китайской империи усилилось, что привело к распаду государства. Великие куньбеки продолжали придерживаться прокитайской ориентации, тогда как малые куньбеки стали союзниками Хунну. В источниках говорится о постоянном обмене посольствами между усунями и соседними государствами.

Государство кангаров, усилившись в 2−1 веках до н.э., стала проводить независимую внешнюю политику, направленную на противостояние попыткам Китая проникнуть в Южный Казахстан. В 1 веке до н.э. в Центральной Азии складываются два военно-политических союза, оспаривающих друг у друга караванные дороги формирующегося Великого Шелкового пути. С одной стороны образуется коалиция Китая, усуньского владения Великого куньбека и рядом мелких княжеств Восточного Туркестана, с другой — союз северных Хунну, кангаров и государств Средней Азии. В 3−5 веках усуньское и кангарское государство распадаются на ряд полунезависимых владений, быстро потерявших суверенитет.

Правовая система Государства Казахстана 3 век до н.э. — 3 век н.э. обладали всеми присущими для государства функциями, в том числе нормативно-правовым регулированием отношений в обществе. Немалую роль в этом сыграло распространение письменности. На сегодняшний день известно несколько памятников руноподобного письма, предположительно оставленных усунями. Развитие социально-экономических отношений приводит к дальнейшей эволюции права собственности. У усуней возникает понятие частной собственности на скот, появляются специальные знаки-тамги для обозначения этой собственности. Среди археологических находок нередки печати с вырезанными на них тамгами.

В государстве кангаров в начале нашей эры формируется своя денежная система, начинает чеканиться собственная монета с тамгой правителя, что говорит о достаточно развитом государственно-правовом регулировании социально-экономических отношений.

саки налоги хунну административный

4. Государства на территории Казахстана в III—V вв. н. э.

В начале нашей эры начался процесс распада кочевой империи Хунну, а во 2−3 веках нашей эры слабеют и государства усуней и кангаров.

Эти процессы были вполне закономерны и обусловлены дальнейшим развитием социально-экономических и политико-правовых отношений в кочевом обществе.

Прежде всего, сложилось противоречие между централизованным характером управления и неразвитостью коммуникативно-транспортной системой. Невозможность эффективно управлять большими территориями из одного центра вели к естественному возникновению центробежных тенденций в государстве.

Как только создавались условия для ослабления центральной власти, окраины отпадали и получали суверенитет. Немалую роль в распаде хунской империи сыграло развитие государственно-правовой системы в Южном Казахстане, в частности в государствах усуни и кангаров, создавших новые центры объединения кочевников Центральной Азии. И хотя в 3 веке нашей эры государства усуней и кангаров переживают кризис, об упадке государственности в регионе говорить нельзя.

В этот период появляются новые государственно-правовые системы.

Юэбань После разгрома в 93 году н.э. остатков северо-хуннской державы сяньбийцами и китайцами часть хуннов во главе с сенгирами из рода Хуянь передвинулась на территорию Восточного Казахстана и закрепилась здесь. В 126 году ставка сенгира располагалась на берегах Черного Иртыша.

Однако уже в середине 2 века н.э. Хунну были разгромлены сяньбийцами и отступили еще дальше на запад. Оставшиеся Хунну, объединившись с коренным населением, образовали государство Юэбань, просуществовавшее до 490 год. Известно, что правитель его носил титул «сенгир» и вел активную внешнюю политику, совершался обмен посольствами с соседями, велись оборонительные и наступательные войны.

Гаогюй В 490 году на территорию Восточного Казахстана передвинулись племена теле во главе с Афучжило, разгромившие Юэбань. Здесь было образовано государство Гаогюй. Территориально оно делилось на 2 части.

Северным уделом владел сам Афучжило с титулом «Небесный император», южным — его двоюродный брат Цюнцзи с титулом «Наследный государь» .

Сразу же гаогюйцы направили послов в Китай с целью совместного выступления против восточных соседей — жужаней, однако уже через несколько лет южное владение было разгромлено эфталитами. Уже в конце 5 века государство Гаогюй перестало существовать.

Кидариты Часть юэчжи, оставшаяся в предгорьях Тарбагатая под властью Хунну, а затем и Юэбани, в 417−418 годах в результате войны с жужанями передвинулось на юго-запад, в Южный Казахстан и Среднюю Азию. Возглавлявший их вождь Кидара, приняв титул «кушаншах» основал государство, известное по имени своего правителя как государство кидаритов.

Известно об участии кидаритов в тройственном союзе вместе с эфталитами и Византией против ирано-индийского союза. В 468 году приемник Кидары Кунгха был осажден в своей столице иранцами и разбит, после чего государство кидаритов перестало существовать.

Хиониты Ослабление и распад государства кангаров привело к обособлению их бывших подданных, живших в Приаралье — хуни или хионитов. В 356−357 гг. Хиониты, создавшие сильное государство в Южном Казахстане воевали против Ирана, а через два года их царь Грумбат заключил с Ираном союз. В 70 годах 4 века Хиониты были вытеснены из Средней Азии эфталитами.

В то же время коренные земли хионитов в Приаралье были захвачены западными гуннами. Лишь после гибели гуннского государства в 5 веке Хиониты получают независимость.

Известно о посольстве хионитов в Константинополе в 563 году, когда они уже терпели поражение от тюрков.

1. Абиль Е. История государства и права Казахстана: Курс лекций. / 3-е изд. перераб. и доп. — Караганда: ТОО «Учебная книга», 2005 год

2. Кан Г. В. История Казахстана: Алматы: Аркаим, 2002 год

3. Кузембаев А., Абиль Е. История Республики Казахстан: Астана: ИКФ «Фолиант», 1999 год

4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). Алма-Ата, 1992 год

5. Гумилёв Л. Н. Древние тюрки — М., 1993 год

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой