Общая характеристика источников права социального обеспечения
В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти — министерства, федеральные… Читать ещё >
Общая характеристика источников права социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Это те целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества, а также создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.
Социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, является достаточно широкой категорией. Социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества, является ее важным составляющим элементом. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет права социального обеспечения.
Право социального обеспечения как образование системы российского права представляет собой комплексную отрасль. Возникновение и развитие комплексных отраслей обусловлено необходимостью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Главным отличительным признаком комплексной отрасли права является включение в ее систему норм, относящихся изначально к другим отраслям. Таким образом, источники права социального обеспечения играют немаловажную роль не только для данной отрасли в целом, но и в частности для других отраслей права. В данной работе будет рассмотрена общая характеристика источников права социального обеспечения.
Для написания работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, комментарии к ним, а также различные учебные пособия по предмету «Право социального обеспечения России».
1. Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения
Под источниками права согласно сложившейся в его общей теории традиции понимаются внешние формы выражения правовых норм и их организационной индивидуализации. В качестве такой формы выступает нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт содержит, как известно, общеобязательные правила, действие которых распространяется на неограниченный круг субъектов. Этот признак отличает его от индивидуального правового акта (правоприменительного акта, принятого исполнительным органом или должностным лицом исполнительной власти и местного самоуправления либо судом), который имеет своим адресатом конкретного субъекта (субъектов) и направлен на реализацию соответствующего субъективного права либо возложение юридической обязанности. Индивидуальный правовой акт, таким образом, сам не закрепляет никаких прав и обязанностей, а служит средством их осуществления, в связи с чем в качестве источника права не рассматривается.
Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, которые составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:
— норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);
— норм трудового права (в части определения трудового стажа и других, связанных с трудовыми отношениями, оснований социального обеспечения);
— норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);
— норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению);
— финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);
— норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).
Ввиду того что источники права социального обеспечения весьма многочисленны и многообразны, они классифицируются по различным основаниям:
· Юридической силе (законные и подзаконные акты);
· Сфера действия (федеральные, региональные, принимаемые органами местного самоуправления);
· Времени действия (постоянные, временные);
· Порядку принятия (акты международного права и акты национального права социального обеспечения);
· Субъектам правового регулирования (нормативные акты по материальному обеспечению и социальному обслуживанию инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, имеющих детей, и т. д.)
· Предмету правового регулирования (комплексные акты и акты, регулирующие отдельные виды социального обеспечения);
· Издающим их органам (акты органов исполнительной и представительной власти):
— указы Президента РФ;
— постановления (распоряжения) Правительства РФ;
— акты министерств и ведомств РФ:
Межведомственные акты (например, министерства здравоохранения и социального развития РФ);
Ведомственные акты; и т. д.
2. Конституция — основной источник права социального обеспечения
Основным источником права социального обеспечения является Конституция РФ. Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.
· Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7).
· В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7).
· Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст.38).
· Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 1 и 2 ст. 39).
· Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39).
· Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41).
Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.
Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.
право социальный обеспечение законодательный
3. Федеральные законы как источники права социального обеспечения
Значительную роль в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на всей территории РФ. В современном законодательстве о социальном обеспечении отсутствует единый кодифицированный закон, регламентирующий общественные отношения в этой области. Существующий кодифицированный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», принятый 22.07.1993 № 5487−1 хотя и является источником права социального обеспечения, но регулирует лишь часть общественных отношений, возникающих в этой сфере.
Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения, такие как Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и др.
Подзаконное регулирование также имеет важное значение в формировании системы источников права социального обеспечения. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.
В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти — министерства, федеральные агентства, федеральные службы. Значительное количество среди подзаконных источников права социального обеспечения составляют постановления и приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Как правило, такие акты конкретизируют порядок предоставления гражданам конкретного вида социального обеспечения. Подзаконными являются также акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.
С точки зрения территориальной сферы действия нормативные акты делятся на федеральные, нормативные акты субъектов Российской Федерации и муниципальные нормативные акты.
Федеральные законы и другие федеральные нормативные акты, принятые по вопросам, отнесенным в соответствии с Конституцией Российской Федерации к числу ее предметов ведения и полномочий, обладают приоритетом перед нормативными актами, исходящими от органов государственной власти Российской Федерации, и муниципальными нормативными актами. Соответственно, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в части регулирования вопросов, составляющих предметную сферу их компетенции, имеют большую юридическую силу, чем муниципальные акты.
Актами международного права, имеющими статус источника права социального обеспечения, являются конвенции Международной организации труда (МОТ), межгосударственные договоры и соглашения Российской Федерации. Среди последних важное значение имеют соглашения государств — участников СНГ. В частности, Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств» 1997 года и др.
Заключение
Таким образом, государство вынуждено, с одной стороны, идти по пути обеспечения соответствия его условиям рынка, а с другой — активно защищать своих граждан от возможных социальных рисков. Эту двойную взаимообусловленную задачу государство призвано решать главным образом посредством совершенствования права социального обеспечения.
Будучи самостоятельной отраслью российского права, право социального обеспечения должно стать сегодня эффективным средством обновления всей социальной сферы в стране, а также мощным барьером на пути развития негативных последствий для граждан, вызванных условиями рынка
Формирующийся массив законодательства убедительно показывает, насколько многогранна и многоаспектна палитра правовых норм, регулирующих отношения в области социальной защиты. Сегодня нет отрасли права, которая хотя бы в самой минимальной степени не затрагивала эти вопросы. Социальное государство как бы посылает «социальный импульс» всем отраслям права, что отражается в содержании их правовых норм.
Активный процесс развития законодательства в рассматриваемой плоскости общественных отношений является основой теоретических выводов ученых о формировании комплексной отрасли социального права. А сможет ли она охватить все правовые нормы, регулирующие отношения в сфере социальной защиты? Ответ напрашивается «Нет!». Так как ни одна комплексная отрасль права не в состоянии вобрать в себя и удерживать в более или менее структурированном виде близкие по содержанию, субъектному составу и другим параметрам нормы практически из всех отраслей отечественного права. Весьма сомнительно, что качество и эффективность правового регулирования при этом повысятся.
Вместе с тем следует учитывать, что в связи с формированием всеобъемлющей системы социальной защиты идет усложнение системы социального обеспечения и, соответственно, права социального обеспечения. Появляются новые особенности правового регулирования в этой сфере: расширяется круг субъектов, изменяется характер правоотношений, появляются новые социальные риски, идет становление различных уровней правового регулирования и т. д. Самое главное — происходит всестороннее интенсивное развитие социального страхования. На этот процесс уже обратили внимание ученые. Э. Г. Тучкова с уверенностью утверждает, что «российское право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права переживает на современном этапе свое второе рождение. Качественно новое содержание норм данной отрасли обусловлено возрождением страховых начал в социальном обеспечении». Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА. М., 2004. — с.123
Можно сказать, что отрасль как бы «находит себя» в новом качестве. Превосходившее ранее государственное начало в условиях изменения экономических устоев общества уступает место общественной составляющей, отражающей заботу общества о своих членах в условиях становления рыночной экономики и гражданского общества. Это, прежде всего, стимулирует поступательное развитие социального страхования.
Социальное обеспечение (в узком смысле слова) сохраняется, но в большей степени, чем ранее, проявляются его негосударственные формы (например, на муниципальном и локальном уровнях правового регулирования).
В целом происходит более четкая дифференциация между социальным страхованием и социальным обеспечением в зависимости от того, на какой основе (страховой или нестраховой) граждане осуществляют реализацию своих прав на получение материальных благ. Признаки данного процесса проявляются не только в законодательстве, но и в теоретических основах права социального обеспечения. Это свидетельствует о способности отрасли к дальнейшему развитию и является аргументом в пользу сохранения ее самостоятельности.
I.Нормативно-правовые акты:
1.1 Конституция Российской Федерации. — М.: Вече, 2008.-48с.
II.Комментарии к нормативным актам:
2.1 Комментарий к КРФ: Постатейный/ Отв. Ред. И. А. Конюхова (Умнова). — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт Издат, 2006. — 188с.
III.Учебная и научная литература:
3.1 Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА. М., 2004. — 221с.
3.2 Лушникова М. В. Право социального обеспечения: Общая часть: Учебное пособие. Ярославль, 1997. — 128с.
3.3 Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К. Н. Гусова. — М., 2004. — 168 с.
IV. Периодические издания:
4.1Постников В. Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // «Журнал российского права», 2005, N 1. — С. 33−35
4.2 Проблемы и перспективы преобразования отрасли «право социального обеспечения» в комплексную отрасль «социальное право». Швечкова Н. Е. //" Социальное и пенсионное право", 2008, N 4. -С.31−33