Планирование социально-экономических систем и процессов
Формирование системы территориального прогнозирования и планирования Отмечено, что в настоящее время принятие муниципальных программ социально-экономического развития в муниципальных образованиях вовсе не означает безусловного их выполнения в силу имеющихся противоречий системного характера. В связи с этим, по-нашему мнению, важным шагом на пути решения указанных проблем должно стать… Читать ещё >
Планирование социально-экономических систем и процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа
Планирование социально-экономических систем и процессов
Содержание Введение
1. Стратегические варианты развития города
2. Формирование системы территориального прогнозирования и планирования
3. Задача: Проведите SWOT-анализ г. Обнинска (результаты представьте в виде таблицы) Заключение Список использованных источников и литературы
Введение
В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.
В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.
Органы местного самоуправления сегодня нуждаются в выработке научно обоснованных подходов к организации стратегического управления муниципальным образованием, которые бы в должной мере учитывали интересы государства как регулятора хозяйственной жизни в регионе, адекватно отражали специфические особенности социально-экономической политики на местном уровне, а также имели бы результирующим показателем конкретный инструмент долгосрочного управления развитием муниципалитета.
Актуальность проблемы стратегического управления развитием муниципального образования, обусловленная существующим разрывом между теорией управления и практическими потребностями муниципальной экономической политики в новом управленческом инструментарии, предопределила выбор темы.
Цель работы состоит в изучении вопросов стратегического планирования социально-экономических систем и процессов.
В соответствие с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
— изучить вопросы формирования стратегических вариантов развития города;
— изучить процесс формирования системы территориального прогнозирования и планирования;
— провести SWOT-анализ г. Обнинска, результаты представить в виде таблицы Предметом исследования является планирование социально-экономических систем и процессов. Объектом исследования выступает муниципальное образование, понимаемое как сложная социально-экономическая система.
Теоретической и методологической основой работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов по государственному и муниципальному управлению, стратегическому менеджменту, теории и практике анализа результатов социально-экономического развития территорий.
Изучение и анализ работ проводилось с использованием общенаучных методов познания: системного анализа, синтеза, абстрактно-логического, эмпирического, а также экономико-статистических и математических способов анализа информации.
Информационной базой исследования послужили учебная и научная литература, материалы органов местного самоуправления г. Челябинска.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования теоретические выводы, методические рекомендации и инструментарий могут быть использованы органами местного самоуправления для организации процесса стратегического управления развитием муниципального образования; выработки целей и критериев социально-экономического развития; совершенствования организационной структуры управления; а также формирования стратегических инициатив (идей), наиболее способствующих достижению целей муниципального управления.
Отдельный теоретический и практический материал может быть использован в научных исследованиях в области муниципального управления, при изучении проблемы стратегического управления муниципальным образованием.
1. Стратегические варианты развития города Стратегические варианты развития города зависят от существующих проблем города и его возможностей, состояния внешней и внутренней среды. Для формирования стратегических вариантов развития города необходимо выделить и обосновать наличие ряда проблем.
Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Выделим глобальные проблемы городов.
1. Экологические проблемы Гармаев А. Б. Системный подход к управлению муниципальным образованием. // Теория и практика управления: новые подходы. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2007. — Вып. 8. 0,5 п.л. авт.
— Объёмы промышленного производства увеличились в сотни раз, энерговооружённость человечества возросла более чем в 1000 раз, скорость передвижения Ї в 400 раз, скорость передачи информации Ї в миллионы раз и т. д. Такая активная деятельность человека не проходит для природы бесследно, поскольку ресурсы, необходимые для ускорения научно-технического прогресса, черпаются непосредственно из биосферы.
— Современный город с миллионным населением дает огромное количество отходов. Такой город ежегодно выбрасывает в атмосферу не менее 10Ї11 млн. т водяных паров, 1,5Ї2 млн. т пыли, 1,5 млн. т окиси углерода, 0,25 млн. т сернистого ангидрида, 0,3 млн. т окислов азота и большое количество других загрязнений, не безразличных для здоровья человека и окружающей его среды. Особенности нынешних экологических проблем больших городов в многочисленности источников воздействия на окружающую среду и их масштабность. Промышленность и транспорт Ї основные виновники загрязнения городской среды.
— Изменился в наше время и характер отходов Ї раньше практически все отходы были естественного происхождения (кости, шерсть, натуральные ткани, дерево, бумага, навоз и т. д.), и они легко включались в кругооборот природы. Сейчас же значительная часть отходов Ї синтетические вещества. Их минерализация в естественных условиях практически невозможна.
— Другая проблема связана с интенсивным ростом нетрадиционных «загрязнений», имеющих квантовую и волновую природу. Усиливаются электромагнитные поля линий передач высокого напряжения, радиотрансляционных и телевизионных станций, а также большого числа электромоторов. Повышается общий фон и уровень шума (из-за высоких скоростей транспорта, из-за работы различных механизмов и машин). Ультрафиолетовая радиация, наоборот, понижается (из-за загрязнённости воздуха).
— Растут затраты энергии на единицу площади, и, следовательно, увеличиваются отдача тепла, тепловое загрязнение. Под влиянием огромных масс многоэтажных домов меняются свойства геологических пород, на которых стоит город. Последствия этих явлений для людей и окружающей среды изучен недостаточно. Но они не менее опасны, чем загрязнения водного и воздушного бассейнов и почвенно-растительного покрова.
2. Экологические проблемы городов тесно связаны с проблемами градостроительства:
— Планировка города,
— Размещение крупных промышленных предприятий и иных комплексов с учётом их роста и развития,
— Выбор транспортной системы.
3. Демографические проблемы:
— Постоянно увеличивающаяся доля населения пенсионных возрастов (старше 65 лет).
— Общая численность горожан увеличивалось в среднем на 0,35% в год.
4. Социальные проблемы:
— Рост безработицы;
— Жилищные проблемы;
— Медицинское обслуживание;
— Низкий уровень жизни при постоянно растущих ценах.
Следующим этапом формирования вариантов стратегического развития города является анализ внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы анализируются путем проведения STEP-анализа. Первая группа факторов, влияющих на формирование стратегических альтернатив — это экономические факторы Гармаев А. Б. Системный подход к управлению муниципальным образованием. // Теория и практика управления: новые подходы. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2007. — Вып. 8. 0,5 п.л. авт.:
1. Угроза высоких темпов инфляции, эмиссия денежная — проявляется в обесценивании накоплений заводов. В данном случае необходимо введение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств.
2. Рост курса доллара — проявляется в трудностях с получением долгосрочных кредитов. В данном случае следует провести сокращение кап. строительства и свертывание НИОКР с отдаленными во времени результатами
3. Дефицит бюджета — проявляется в сокращении или прекращении дотаций, отсутствии оплаты за продукцию. Необходимо лоббирование в органах государственного управления, улучшение качества технико-экономических обоснований проектов по новейшим методикам.
4. Изменение структуры государственных расходов, спад производства — проявляется в отмене гос. заказа на продукцию, задержке оплаты, дефиците и удорожании ресурсов, банкротстве поставщиков и покупателей. Необходимо снятие с производства продукции, ранее шедшей на гос. заказ, стимулирование оказания услуг по кооперации и поставок с помощью кредитов поставщикам смежникам, бартер.
5. Рост безработицы (в т. ч. из-за конверсии) — проявляется в удешевлении рабочей силы, высвобождении работников. Необходимо формирование рациональной кадровой структуры.
6. Изменение системы налогообложения — проявляется в оттоке средств из сферы производства в бюджет, сокращении или росте платежеспособного спроса.
Следующие факторы — правовые:
1. Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу — проявляется в необходимости изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений. Следует добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам.
2. Реестр монополистов — проявляется в резком увеличении отчислений средств заводов-монополистов в бюджет.
Политические факторы:
1. Ориентация на рыночное регулирование экономики.
2. Снижение стабильности в обществе, увеличение вероятности социальных потрясений.
Международные факторы:
Либерализация внешнеэкономического сотрудничества, возможность выхода на внешний рынок, получение международного сертификата на продукцию, приток зарубежных товаров-конкурентов.
Социальные факторы:
1. Рост мобильности населения
3. Рост уровня образования НТП: в сфере производства, в социальной сфере.
Внутренние факторы анализируются путем проведения SWOT-анализа.
При проведении SWOT-анализа необходимо изучить и проанализировать:
— демографическую ситуацию;
— психологические особенности населения;
— месторасположение города;
— финансовые ресурсы города, бизнеса, населения;
— политическую жизнь города;
— наличие коммунальных и жилищных проблем;
— уровень благоустроенности города;
— развитие социальной подсистемы.
При формировании стратегических альтернатив следует учитывать положение отдельных отраслей экономики города, поскольку наиболее крупные предприятия могут иметь градообразующее значение Стратегическое управление: регион, город, предприятие/под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. — 2-е изд., доп. — М.: Экономика, 2005. С. 56. Также возможность развития новых для города отраслей, находящихся в кризисном состоянии могут способствовать развитию города путем увеличения притока капитала в город при реализации выпускаемой продукции.
В соответствии с общей теорией менеджмента, достижение частных целей подсистем обеспечивает одну из составляющих главной цели муниципального управления — повышение качества жизни населения. Ориентация на качество жизни обосновывается тем, что любая социально-экономическая система, в том числе и муниципальное образование, предназначена для наиболее полного удовлетворения каких-либо человеческих потребностей.
2. Формирование системы территориального прогнозирования и планирования Отмечено, что в настоящее время принятие муниципальных программ социально-экономического развития в муниципальных образованиях вовсе не означает безусловного их выполнения в силу имеющихся противоречий системного характера. В связи с этим, по-нашему мнению, важным шагом на пути решения указанных проблем должно стать законодательное признание необходимости реализации стратегического управления и исполнения расходной части бюджета только программно-целевым методом Антохонова И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. С. 43. Подобный принцип расходной политики требует формирования в разрезе макроподсистем муниципального управления взаимоувязанной совокупности документов, отражающих различные этапы проработки стратегии развития, а также соответствующей многоуровневой системы показателей результативности деятельности, удовлетворяющей требованию системности реализации целей по уровням исполнения.
Таблица 1
Система правовых актов муниципального управления
Правовой акт | Срок действия | Период обновления | |
I. Долгосрочный период | |||
Стратегический план муниципального образования | 10 лет | 5 лет | |
II. Среднесрочный период | |||
Прогноз социально-экономического развития | 5 лет | 1 год | |
Программа социально-экономического развития | 3 года | 1 год | |
Перспективный финансовый план | 3 года | 1 год | |
III. Краткосрочный период | |||
Бюджет муниципального образования | 1 год | ||
План действий администрации муниципального образования | 1 год | ||
Таким образом, важным элементом процесса стратегического управления на местном уровне является создание взаимоувязанной системы документов стратегического планирования, отражающих различные этапы проработки стратегии развития муниципального образования и состоящих из: стратегического плана муниципального образования (на 10 лет); прогноза социально-экономического развития (5 лет); программы социально-экономического развития (3 года); перспективного финансового плана (3 года); бюджета муниципального образования на текущий год и плана действий администрации по реализации программы социально-экономического развития (1 год) Эконометрика: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. С. 68.
Стратегический план — документ, представляющий собой систему целей социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу. Стратегический план муниципального образования включает в себя стратегические планы его основных макроподсистем, отражает иерархию целей, значимость каждой цели (что в итоге влияет на распределение ресурсов), а также указывает на структурные подразделения, ответственные за их достижение.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу разрабатывается на период до пяти лет и ежегодно корректируется. Прогноз социально-экономического развития — это вероятностное состояние количественных и качественных показателей развития макроподсистем муниципального образования в будущем.
Программа социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период (3 года) содержит комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на реализацию основных положений стратегического плана. В соответствии с макроподсистемами муниципального образования в программе социально-экономического развития отражаются нормативы стандартов качества жизни населения (целевые показатели и их целевые диапазоны), а также перечень комплексных целевых программ.
Комплексные целевые программы являются одним из важнейших инструментов, конкретизирующих реализацию стратегических инициатив. Особенностью этих документов является то, что программы разрабатываются не по каждому направлению (или отрасли) в отдельности, а по принципу комплексного подхода к решению управленческих задач на основе реалистичного анализа условий и ресурсов развития. При этом программа может состоять из ряда отдельных проектов, направленных на достижение определенных целей данной программы исходя из масштабности, степени сложности решения программных проблем, а также рациональной организации управления ее разработкой и реализацией.
Перспективный финансовый план — это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
Бюджет муниципального образования — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. На основе представленных расчетов, документов и других установленных законодательством материалов финансовый орган муниципального образования формирует проект местного бюджета. Проект бюджета на очередной финансовый год в составе прогноза социально-экономического развития и других необходимых документов направляется на рассмотрение и утверждение в представительный орган местного самоуправления.
План действий администрации муниципального образования необходимо разрабатывать в разрезе макроподсистем по каждому структурному подразделению для выполнения программы социально-экономического развития, мероприятий комплексных целевых программ в соответствии с реальными объемами средств местного бюджета на предстоящий финансовый год.
Оценка эффективности принятой стратегии и соответствующих мероприятий является важнейшим заключительным этапом управления. В настоящее время существует целый ряд научных подходов к оценке реализации стратегических планов и программ развития с помощью различных рейтингов, показателей уровня жизни, индекса развития человеческого потенциала, оценки инвестиционной привлекательности и др.
Разработка сценарных условий в регионе выполняет задачу систематизации различных прогнозных представлений.
С учетом установок, конкретизирующих экономическую и социальную политику государства в целом, в результате непрерывной совместной работы региональных властей и центральных органов формируются региональные стратегические и индикативные планы социально-экономического развития, а также региональные и межрегиональные целевые программы.
Существуют определенные различия в темпах роста экономики при различных сценариях Антохонова И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. С. 81. Базовый сценарий развития принимается как основной альтернативный вариант развития города. Целевой сценарий предполагает массированное развитие экономики регионов Здесь нужен не нулевой приток, а массированный приток капитала, сравнимый с докризисным, рост прямых инвестиций, наращивание внешней задолженности банковского и финансового секторов. Поэтому разница в темпах развития регионов также существенно отличается в зависимости от реализуемого сценария развития.
С целью проведения обоснованной и целенаправленной региональной государственной политики на базе анализа показателей эффективности развития полезно разбиение совокупности рассматриваемых регионов на группы. Недоучет особенностей регионов России, которые резко различаются природными условиями, структурой экономики, уровнем экономического развития, научно-техническим потенциалом, составом населения и историческими традициями, может привести к серьезным и трудно исправимым последствиям.
3. Задача: Проведите SWOT-анализ г. Обнинска (результаты представьте в виде таблицы) Омбнинск — первый наукоград России, город областного подчинения на севере Калужской области; расположен на Среднерусской возвышенности, на реке Протва (приток Оки); в 38 километрах к юго-западу от Москвы по Киевскому М3 или в 25 километрах по Калужскому А101 шоссе, в 80 километрах от МКАД, в 68 км к северо-востоку от Калуги. Население 105,5 тыс. жителей (2009), является центром Обнинской агломерации с населением свыше 200 тысяч человек Информационный портал Администрации города Обнинска. [Электронный ресурс] / http://www.admobninsk.ru.
Обнинск расположен на пересечении федеральных автомагистралей «Москва — Киев» (М3) и «Москва — Рославль — Брест (А101)». Обнинск находится на железнодорожной линии «Москва — Брянск — Киев». Обнинск находится вблизи основных аэропортов центральной части России Информационный портал Администрации города Обнинска. [Электронный ресурс] / http://www.admobninsk.ru.
Население — 105 497 человек (2009), что составляет 1/10 населения Калужской области. Это второй по величине город в Калужской области после Калуги. Численность экономически активного населения — 59,05 тыс. человек. На предприятиях и организациях города занято 49,6 тыс. человек (без учета предпринимателей без образования юридического лица), в том числе в материальном производстве — 37,9% занятых, в непроизводственной сфере — 62,1%.
В Обнинске 13 научных центров, 8 филиалов ВУЗов, 5 спортивных школ, 20 промышленных предприятий, Анализ истории города Обнинска позволяет сделать следующие выводы:
1. Развитие города во все эпохи было связано с его выгодным географическим положением, а именно — нахождением его на пересечении важнейших транспортных артерий страны. Бурный рост промышленности вызвал интенсивный приток населения и, как следствие этого, оживление жилищного строительства на городских окраинах. Превалировал отраслевой принцип формирования города (под постройку заводов подтягивается вся инфраструктура). Появление новых промышленных предприятий приводит к возникновению новых районов.
Необходимость подготовки кадров непосредственно в городе обусловливает открытие вузов, средних профессиональных и др. учебных заведений. Также создаются учреждения культуры и отдыха, здравоохранения, спортивные сооружения. Это все определяло то, что в городе бурно развивалась торговля, открывались финансовые учреждения, а позднее строились заводы и фабрики.
2. Население города росло в основном не за счет рождаемости, а за счет переселенцев. В дореволюционный период это были крестьяне из близлежащих деревень, а в годы советской власти — люди, приезжавшие в связи со строительством и пуском в городе большого количества производственных мощностей Информационный портал Администрации города Обнинска. [Электронный ресурс] / http://www.admobninsk.ru.
3. Город всегда считался хранителем традиций и культурного наследия прошлого. Он издавна славился большим количеством памятников архитектуры; во времена войн и других катаклизмов сюда на сохранение переправлялись ценнейшие реликвии России. В советское время в городе был накоплен большой потенциал в области образования и научно-технической сфере.
4. Обнинск традиционно играл важную политическую роль в жизни страны. При этом деятельность городского сообщества была преимущественно направлена не на конфронтацию с верховной властью, а на проведение ее решений по всем северным территориям страны. Данные обстоятельства послужили причиной того, что на город часто возлагалось выполнение многих административных функций.
5. Потенциал, сформированный в городе в XX веке, до сих пор обусловливает развитие территории. Именно тогда определились основные магистрали города, сформировались сохранившиеся до настоящего времени архитектурные традиции и планировочные решения.
Среди проблем, волнующих жителей, наиболее острыми являются Информационный портал Администрации города Обнинска. [Электронный ресурс] / http://www.admobninsk.ru:
1. Коммунальные проблемы: — перебои с водоснабжением; плохое качество питьевой воды; неудовлетворительное содержание подъездов, лифтов и мусоропроводов в домах; нерегулярность уборки и вывоза мусора спец. транспортом; плохое состояние проезжих дорог, дворов и тротуаров; неудовлетворительное теплоснабжение; ухудшение состояния подвальных и чердачных помещений, крыш.
2. Жилищная проблема и ветхость жилого фонда (в основном, деревянных домов).
3. Темпы реставрации городских памятников архитектуры.
4. Отсутствие современных объектов для отдыха и развлечения.
5. Неудовлетворительный уровень благоустроенности города и эклектичность системы его застройки, отсутствие цивилизованной процедуры информирования населения о плане застройки города.
SWOT-анализ г. Обнинска
Сильные стороны — отсутствие конфликта между властями города и области; — имеются основные ресурсы в виде политической воли власти и интересов бизнес-сообщества; — низкая социальная конфликтность населения; — общая спокойная криминогенная ситуация; — подвижность современного капитала; — наличие свободных рыночных ниш для бизнеса; — выгодное географическое положение города; — благоприятные природно-климатические условия. | Слабые стороны — отсутствие единого и согласованного видения будущего у всех заинтересованных в реализации сценария сторон; — неуверенность инвесторов в защищенности капитала; — несовершенство и нестабильность российского законодательства; — неразвитость финансового сектора (рынок страхования, различные фонды); — потребность в высококвалифициро-ванных специалистах (маркетологах, менеджерах, аналитиках и т. д.); — несформированный имидж города как места сосредоточения бизнеса | |
Возможности — приток денежных средств во все уровни бюджета, — повышение комфортности и благоустройства города, — рост занятости и доходов населения; — повышение конкурентоспособности и политэкономического статуса города; — нахождение взаимопонимания на основе согласования интересов бизнеса, власти и общества; — гармоничное сочетание всех сфер направлений ; максимальный диверсифицирующий эффект. | Угрозы — конкуренция со стороны других городов, — угроза вывоза капитала с территории города. | |
SWOT-анализ г. Обнинска позволяет сделать вывод о наличии перспектив для формирования стратегических вариантов развития города.
Заключение
В результате проделанной работы можем сформулировать следующие выводы.
Были решены следующие задачи:
— изучены вопросы формирования стратегических вариантов развития города;
— изучены процессы формирования системы территориального прогнозирования и планирования;
— проведен SWOT-анализ г. Обнинска, результаты представлены в виде таблицы.
Для формирования стратегических вариантов развития города необходимо выделить и обосновать наличие ряда проблем. Основными проблемами городов на сегодняшний день являются: экологические, проблемы градостроительства, демографические, социальные. Они связаны с развитием таких макроподсистем города как экономика и финансы, жизнеобеспечение, социальная сфера.
Следующим этапом формирования вариантов стратегического развития города является анализ внешних и внутренних факторов. Внешние факторы анализируются путем проведения STEP-анализа. Основными факторами, влияющими на формирование стратегических альтернатив, являются: политические, правовые, экономические, социальные, международные, НТП.
Внутренние факторы анализируются путем проведения SWOT-анализа. При проведении SWOT-анализа необходимо изучить и проанализировать: демографическую ситуацию, психологические особенности населения, месторасположение города, финансовые ресурсы города, бизнеса, населения, политическую жизнь города, наличие коммунальных и жилищных проблем, уровень благоустроенности города, развитие социальной подсистемы.
Возможность развития новых для города отраслей, находящихся в кризисном состоянии могут способствовать развитию города путем увеличения притока капитала в город при реализации выпускаемой продукции.
Для формирования системы прогнозирования и планирования требуется создание в разрезе макроподсистем муниципального управления взаимоувязанной совокупности документов, отражающих различные этапы проработки стратегии развития, а также соответствующей многоуровневой системы показателей результативности деятельности, удовлетворяющей требованию системности реализации целей по уровням исполнения. Основными документами являются: стратегический план муниципального образования, прогноз социально-экономического развития, программа социально-экономического развития, перспективный финансовый план, бюджет муниципального образования, план действий администрации муниципального образования. Разработка сценарных условий в регионе выполняет задачу систематизации различных прогнозных представлений. С целью проведения обоснованной и целенаправленной региональной государственной политики на базе анализа показателей эффективности развития полезно разбиение совокупности рассматриваемых регионов на группы.
Проведенный в задаче SWOT-анализ г. Обнинска показал наличие хороших перспектив для формирования стратегических вариантов развития города. Перспективы связаны с огромным научно-техническим потенциалом города, расположением города на транспортных развязках, низкой социальной конфликтностью населения, возможностью притока капитала. Слабыми сторонами города являются: неуверенность инвесторов в защищенности капитала; несовершенство и нестабильность российского законодательства; неразвитость финансового сектора (рынок страхования, различные фонды).
социальный экономический территориальный прогнозирование планирование
Список использованных источников
и литературы
1. Антохонова И. В. Методы прогнозирования социально-экономических процессов: учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.
2. Блажко Н. Н. Количественные методы изучения системы городских поселений // География населенных пунктов СССР. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1967. 32с
3. Гармаев А. Б. Системный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием. // Вестник Бурятского государственного университета: Серия 19. Экономика. — Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2006. — Вып. 4. — 0,6 п.л. авт.
4. Гармаев А. Б. Системный подход к управлению муниципальным образованием. // Теория и практика управления: новые подходы. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2007. — Вып. 8. 0,5 п.л. авт.
5. Гармаев А. Б. Системный подход к управлению муниципальным образованием. // Теория и практика управления: новые подходы. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2007. — Вып. 8. 0,5 п.л. авт.
6. Гранберг А. Г. Социально-экономическое пространство России: трансформационные тенденции и перспективы. — М.: ГУУ, 2004.
7. Информационный портал Администрации города Обнинска. [Электронный ресурс] / http://www.admobninsk.ru
8. Стратегический план города: программа социально-экономического развития г. Кирова на период до 2010 года/рук. авт. колл. проф. А. П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 2000.
9. Стратегическое управление: регион, город, предприятие/под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина. — 2-е изд., доп. — М.: Экономика, 2005.
10. Урбазаев М. Н., Данилов Г. М., Гармаев А. Б. Стратегическое планирование в муниципальном образовании. // Интеграционные процессы постсоветской экономики и стран азиатско-тихоокеанского региона на рубеже XX—XXI вв.еков: состояние, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2002. — т. 1. — 0,1 п.л. авт.;