Простои машинно-тракторных агрегатов и комбайнов машинно-технологических станций (МТС), укомплектованных, как правило, высокопроизводительной зарубежной техникой, ведут к существенным потерям урожая обслуживаемых сельскохозяйственных предприятий и ухудшают экономические показатели МТС. Сокращение продолжительности и снижение себестоимости ре-монтно-обслуживаюгцих работ являются эффективными направлениями повышения работоспособности машинно-тракторного парка (МТП) МТС.
Качественный состав МТП и конструкционная сложность сельскохозяйственной техники, большие территориальные зоны обслуживания, неравномерная годовая загрузка техники и персонала обусловливают специфику технического сервиса.
Технический сервис — это комплекс услуг по эффективному использованию машин и оборудования в определенной сфере производства и поддержанию их в работоспособном состоянии. Как правило, технический сервис включает в себя изучение конъюнктуры рынка представляемых услуг и используемых машин, предпродажную подготовку и продажу, гарантийное и послегарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями и другими материалами, представление услуг технического обслуживания и ремонта, обучение и консультирование по вопросам правильной эксплуатации. В связи с этим, развитие технического сервиса является производной от наличного модельного состава, насыщенности, степени использования и территориального размещения парка машин и др.
Эффективность технического сервиса в значительной мере определяется качеством проведения технического обслуживания (ТО) и ремонта, реализацией запасных частей и услуг. Как правило, владелец дорогой и высокопроизводительной техники готов оплатить дорогостоящие услуги, требуя при этом быстрый и качественный ремонт и техобслуживание.
Существующая система ТО и ремонта не учитывает в достаточной мере специфику функционирования МТС, оснащенных высокопроизводительной техникой отечественного и зарубежного производства, особенности обеспечения эксплуатационной надежности современных агрегатов гидравлической системы, системы питания двигателя, трансмиссии и др.
При формировании уровня фонда сложных запасных агрегатов мобильной техники не достаточно учитываются условия эксплуатации и различный ресурс заменяемых деталей (в частности, оригинальных и производителей-имитаторов). Не в полной мере определены структуры электронной сервисной информации при организации технического сервиса в предприятии.
В этой связи повышение работоспособности мобильных сельскохозяйственных машин и автотракторной техники на основе рациональных технологий и методов организации технического сервиса с применением электронной сервисной информации является весьма актуальной задачей.
Связь с планами научных исследований и производством. Работа выполнена в соответствии с республиканской программой «Научные основы создания ресурсосберегающих конструкций, методов эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники», на основе договорных работ с филиалом ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры» — ООО «Башдизель», ГУСП МТС «Башкирская», ОАО «Росагросервис», ФГУП «487 ЦАРЗ» и рядом других предприятий и организаций,.
Цель исследования: повышение эффективности технического сервиса мобильной техники машинно-технологических станций путем снижения потерь от ее простоя по техническим причинам на основе формирования рациональных резервов запасных агрегатов и совершенствования организации технического сервиса.
Объект исследования: ремонтно-обслуживающая система машинно-тракторного парка МТС и авторемонтных предприятий, эксплуатационные показатели автотракторной и комбайновой техники МТС.
Предмет исследования: определенные с учетом эксплуатационных условий закономерности влияния фонда и качества запасных агрегатов на потери МТС, связанные с простоями высокопроизводительной техники по техническим причинам.
Методы исследований и достоверность результатов. Теоретической и методологической основой исследования явились работы ведущих ученых по изучаемой проблеме, использование основных положений математической статистики, метода Монте-Карло. Достоверность и обоснованность научных положений и результатов работы подтверждаются, использованием стандартных пакетов прикладных программ анализа данных, совпадением расчетных данных с экспериментальными.
Научная новизна состоит в:
— предложенной модели формирования оптимального уровня фонда запасных агрегатов мобильной техники с учетом условий эксплуатации и возможной замены полнокомплектных узлов с различным назначенным ресурсом;
— разработанных алгоритме и программах расчета уровня фонда запасных узлов и агрегатов различных машин с учетом эксплуатационных условий, новизна которых подтверждена официальной регистрацией—.
— определении эксплуатационных показателей высокопроизводительной мобильной сельскохозяйственной техники различных зарубежных фирм для эффективного их использования в МТС.
Практическую ценность представляют технологии организации технического сервиса мобильной сельскохозяйственной техники с определением рациональных фондов множества наименований запасных агрегатов с учетом условий эксплуатации, результаты исследований показателей надежности и эксплуатационных показателей современных тракторов и самоходных комбайнов при эксплуатации в МТС.
Внедрение результатов исследования. Результаты исследования используются на спутнике завода «КамАЗ» — ОАО «Ремдизель" — филиале ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры» — ООО НПФ «Башдизель" — МТС «Башкирская" — ГУСП «Башсельхозтехника" — ЗАО «Росагросервис" — ФГУП «487 ЦАРЗ», а также в учебном и научно-исследовательском процессах Башкирского ГАУ.
На защиту выносятся следующие научные положения: — модель формирования оптимального уровня фонда сложных запасных узлов и агрегатов мобильной техники с учетом условий эксплуатации;
— результаты теоретических и экспериментальных исследований по формированию рациональных фондов запасных агрегатов при МТС;
— результаты исследований параметров надежности и эксплуатационных показателей зарубежных тракторов и самоходных комбайнов при эксплуатации в МТС в условиях Республики Башкортостан.
Апробация. Основные положения исследования обсуждались на научно-практических конференциях Ижевской ГСХА (2003 г.), Башкирского ГАУ (2004.2007 гг.), Мордовского ГАУ (2004 г.), Челябинского ГАУ (2005 г.), ГНУ ГОСНИТИ (2007 г.), научно-техническом семинаре стран СНГ «Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов и автомобилей» в Санкт-Петербургском ГАУ (2005 г.).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений. Общий объем — 144 е., основного текста- 106 е., имеется 25 рисунков, 41 таблица, библиография из 107 наименования, приложений на 37 с.