Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые формы защиты интересов местного самоуправления

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ст. 132 Конституции установлено правило, в соответствии с которым наделение органов МС государственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления средств. Однако возможна ситуация, когда и без передачи полномочий органы государственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления… Читать ещё >

Правовые формы защиты интересов местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Правовые формы защиты интересов местного самоуправления
  • Содержание
  • 1. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправленияв социально-культурной области 3
  • 2. Укажите правовые формы защиты интересов местного самоуправления Покажите на примерах работу данного механизма. 8
  • 3. Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления в РФ 12
  • 4. Дайте понятие и раскройте содержание правовых гарантий местного самоуправления 16

1. Определите и раскройте полномочия органов МС в социально-культурной области

Местное самоуправление в соответствии со ст. 130 Конституции РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Наиболее важные вопросы, входящие в компетенцию органов местного самоуправления (далее — ОМС), определены в ст. 132 Конституции РФ. Более конкретно полномочия ОМС, в частности, в области социально культурного обслуживания населения раскрыты в специальных федеральных законах и иных нормативно-правовых актах.

Так Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения отнесены организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения. В соответствии с ''Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью'' за счет бюджетов муниципальных образований предоставляется скорая медицинская помощь, а также амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь Постановление Правительства РФ от 11.09.1998 N 1096 (ред. от 24.07.2001) «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью «// «Собрание законодательства РФ», 21.09.1998, N 38, ст. 4811.

Ст. 8 ''Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан'' от 22 июля 1993 года N 5487-I, к ведению ОМС в вопросах охраны здоровья граждан отнесены: 1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; 2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья; 3) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами на подведомственной территории; 4) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарного надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, противоэпидемических и природоохранных мер; 6) контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения; 7) осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан; 8) лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности 9) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий; 10) создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения; 11) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; 12) реализация мер по охране семьи, материнства, и детства; санитарно-гигиеническое образование населения Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318.

В области социальной защиты населения ОМС обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства РФ о выплате пенсий и пособий. Так, Федеральным закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Собрание законодательства РФ от 19 июля 1999 г., N 29, ст. 3699, определен порядок оказания госсоциальной помощи населению. Государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. В соответствии с ч.2. ст. 13 этого закона, ОМС осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления. Местная администрация также назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организует учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета, распоряжается средствами фонда социальной защиты населения.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения отнесены: создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания населения; формирование архивных фондов поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта и пр.

В соответствии с Федеральным законом от 29.04.1999 N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» ОМС могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в региональных, муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других не запрещенных законом источников (п. 11. ст. 33) «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999, N 18, ст. 2206.

В соответствии со ст. 40 «Основ законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992 N 3612−1 «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.11.1992, N 46, ст. 2615., к ведению ОМС в области культуры относятся: осуществление государственной политики в области культуры на своей территории; формирование местных бюджетов и фондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры; регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в области культуры; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной территории; создание и ликвидация местных органов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления в области культуры; назначение руководителей муниципальных организаций культуры; строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности организациями культуры. При этом в соответствии со статьей 31 этого закона ОМС не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, негосударственных организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

В Законе от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» была закреплена довольно расплывчатая общая обязанность муниципальных образований организовывать, содержать и развивать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования. Ныне Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», из круга вопросов местного значения, решаемых муниципальными районами и городскими округами, организация профессионального образования исключена. Данные муниципалитеты призваны заботиться о предоставлении общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, но за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса (зарплата учителям), отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ст. 15 ч.1 п.11). На ОМС лежит также — организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время Таким образом, в социально-культурного области, ОМС осуществляют управление всеми находящимися в их ведении учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивают их материально-техническое снабжение; назначают на должность и освобождают от должности руководителей соответствующих учреждений, если не предусмотрен другой порядок, организуют работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; осуществляют охрану и организуют использование расположенных на их территории памятников природу, культуры и истории; создают объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения; руководят кино и видеобслуживанием населения.

2. Укажите правовые формы защиты интересов местного самоуправления Покажите на примерах работу данного механизма.

Правовые формы защиты МС представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы МС. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными актами, уставами муниципальных образований. Цель этих правовых актовобеспечить нормальную, полноценную деятельность МС и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав МС.

Особую роль в системе правовых гарантий, обеспечивающих защиту МС, играет право МС на судебную защиту. Это право закреплено в ст. 11 Европейской Хартии МС — «Органы МС должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления». Эта важнейшая гарантия международного права закреплена в статье 133 Конституции РФ, согласно которой МС гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав МС в судебном порядке осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которое наступает при невыполнении решений органов МС. На должностных лиц и граждан в судебном порядке может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 установленных законом МРОТ за невыполнение решений представительного органа МС и местной администрации, принятых в пределах их компетенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в 7-дневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.

Судебная защита гарантирована ст. 46 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ ««Об общих принципах организации МС в Российской Федерации», в соответствии с которой, граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы МС и должностные лица МС вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права МС актов: — органов государственной власти и государственных должностных лиц, — органов МС и должностных лиц МС, — предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Речь может идти о нарушении компетенции органа МС, подмене его функций, незаконной отмене или приостановлении действия актов органов МС и др. Так, например, органы МС вправе обжаловать в суд отказ органа государственной власти зарегистрировать устав о МС. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) МС в РФ гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Например, органы МС имеют право на получение полной компенсации за ущерб в случаях, когда отчуждаются в госсобственность объекты муниципальной собственности.

На региональном уровне, гарантия права на судебную защиту, находит закрепление в Уставах муниципальных образований, так в «Положении о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске» в статье 42, закреплено, что «Органы территориального общественного самоуправления в случае нарушения их прав и прав и законных интересов граждан вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав». Решение Омского городского Совета от 19.04.2000 N 261 (ред. от 06.12.2000) Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске / / «Вечерний Омск», N 81−82, 20.05.2000

В судебном порядке решаются имущественные споры между органами МС. Они рассматриваются арбитражными судами. Если по спорам между органами МС создается согласительная комиссия, то её решение тоже может быть обжаловано в суд.

Принципиальное значение имеет предоставление права обращения в суд гражданам. Причем это право не ограничено условиями, при которых гражданин может обратиться в суд лишь в том случае, если нарушение прав МС затрагивает его личные интересы. В данном случае личный и общественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушение прав местного самоуправления означает и нарушение (непосредственно или в конечном счете) прав граждан на самоуправление. Судебная защита МС осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участие в МС в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному положению и т. п.

Охраняя права МС, Закон не допускает прекращения полномочий органов местного самоуправления без участия суда. Причем прекращение полномочий органов МС и выборных должностных лиц местного самоуправления законодательным (представительным) органом субъекта Федерации возможно только в случае установленных судом нарушений Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.

Только в судебном порядке, могут быть отменены решения органов МС, вместе с тем если представительный орган МС, глава муниципального образования, принявший нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону, уставу, закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить такой нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления решения суда в силу. В случае если представительный орган МС, глава муниципального образования в течение месяца не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган МС может быть распущен, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности указом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, либо указом Президента РФ, не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа МС, отрешения главы муниципального образования от должности.

Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа МС, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органам МС, отрешение главы муниципального образования от должности в соответствующий суд (Верховный Суд республики, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и т. д.) либо Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления) Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов МС и должностных лиц МС, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами МС и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц МС влечет ответственность согласно соответствующим законам.

Так, согласно ст. 101 Закона Омской области от 14.12.1995 N 37-ОЗ «О местном самоуправлении в Омской области», «Невыполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан в установленном законом порядке, решений представительного органа и местной администрации, принятых в пределах их компетенции, влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в виде штрафа в размере от одного до десяти установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке».

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», для защиты общих интересов МС, органы МС могут создавать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные ассоциации и союзы муниципальных образований.

Так, в соответствии со ст. 8 этого Федерального закона,

«1. В целях организации взаимодействия органов МС, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ.

2. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований РФ, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. …

4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований".

3. Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления в РФ

Экономические основы МС — это совокупность правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных в интересах населения муниципальных образований. Таким образом, экономическую основу МС составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, иные местные финансы, а также имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с Законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в состав муниципальной собственности входят движимое и недвижимое имущество, средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов МС, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Органы МС в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Органы МС в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, и получать плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами МС самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

Для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения ОМС могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Представительный орган муниципального образования определяет порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, устанавливает правовыми актами порядок перечисления в местный бюджет части прибыли муниципальных предприятий и части доходов от оказания муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты ими налогов и сборов.

В Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее — Закон) более подробнее определяется состав имущества, которое может находиться у муниципальных образований. Подчеркнуто, что оно должно использоваться только для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Если у муниципального образования возникают права собственности на иное имущество, это имущество должно быть перепрофилировано либо отчуждено. Данное правило является правовой гарантией реализации социального предназначения МС, которое, согласно Закону, состоит, прежде всего, в непосредственном обеспечении жизнедеятельности населения. Если в прежнем Законе речь шла о праве создания предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности без каких бы то ни было ограничений, то теперь эти структуры образуются только для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, практика создания предприятий, не связанных с задачами местного самоуправления (например, винно-водочных заводов), становится незаконной.

Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. Теперь даже небольшое поселение будет утверждать свой финансовый план, включающий расходные и доходные статьи. Сметы в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений возможны только у отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. В Законе подробно определяются состав собственных доходов местных бюджетов, принципы зачисления в эти доходы отчислений от федеральных налогов и сборов, подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Местные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам МС, и другие финансовые средства.

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам МС для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов МС, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов МС.

Органы МС в соответствии с законодательством РФ вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами МС отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.

К собственным доходам местных бюджетов относятся средства самообложения граждан, местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

К собственным доходам местных бюджетов также относятся: безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, и другие безвозмездные перечисления; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами МС и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов МС; добровольные пожертвования; иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов МС. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами МС отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.

4. Дайте понятие и раскройте содержание правовых гарантий МС

Гарантии МС определены Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», законами субъектов РФ о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, о собраниях и сходах граждан, о формировании муниципальной собственности и т. д. Гарантии также закреплены в уставах муниципальных образований и иных нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

В первую очередь гарантии нашили свое закрепление в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления. Конституция РФ гарантирует: осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы МС; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы МС; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования МС; гарантирует самостоятельность органов МС в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

В статье 133 Конституции РФ закреплены такие важнейшие гарантии как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. В соответствии с названной статьей не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами. Стоит отметить, что гарантии МС впервые закреплены на конституционном уровне. В прежней Конституции говорилось только об обязательности исполнения решений местных Советов всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Теперь это правило установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Конституция презюмирует его и определяет правовой путь его обеспечения — орган МС вправе обратиться в суд, если его решение не выполняется или выполняется ненадлежащим образом. Меры ответственности, применяемые в судебном порядке, определяются законом. В названном Федеральном законе установлено также, что решения органов МС или их должностных лиц могут быть отменены только органами или должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Это гарантирует органы МС от вмешательства в их деятельность органов государственной власти.

В целом гарантии местного самоуправления можно разделить на экономические, организационные и правовые. Правовые гарантии МС представляют собой совокупность правовых норм обеспечивающих деятельность всей системы МС. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными актами, уставами муниципальных образований. Цель этих правовых актов состоит в том, чтобы обеспечить нормальную, полноценную деятельность МС и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных государственных полномочий, а также защиту прав МС.

Особую роль в системе правовых гарантий, обеспечивающих защиту МС, играет конституционное право МС на судебную защиту. Стоит отметить, что в соответствии со статьей 11 Европейской Хартии МС «Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления». Эта важнейшая гарантия международного права закреплена в статье 133 Конституции РФ.

Дальнейшую регламентацию, она получила, в ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с ней, граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы МС и должностные лица МС вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права МС актов:

— органов государственной власти и государственных должностных лиц,

— органов местного самоуправления и должностных лиц МС,

— предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Речь может идти о нарушении компетенции органа МС, подмене его функций, незаконной отмене или приостановлении действия актов органов МС и др.

На региональном уровне, гарантия права на судебную защиту, находит закрепление в Уставах муниципальных образований, так в «Положении о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске» в главе 7. «Гарантии территориального общественного самоуправления населения», в статье 42, гарантируется, что «Органы территориального общественного самоуправления в случае нарушения их прав и прав и законных интересов граждан вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав». Решение Омского городского Совета от 19.04.2000 N 261 (ред. от 06.12.2000) Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске / / «Вечерний Омск», N 81−82, 20.05.2000

Принципиальное значение имеет предоставление права обращения в суд гражданам. Причем это право не ограничено условиями, при которых гражданин может обратиться в суд лишь в том случае, если нарушение прав местного самоуправления затрагивает его личные интересы. В данном случае личный и общественный интересы тесно сочетаются, поскольку нарушение прав местного самоуправления означает и нарушение (непосредственно или в конечном счете) прав граждан на самоуправление.

Охраняя права МС, Закон не допускает прекращения полномочий органов местного самоуправления без участия суда. Причем прекращение полномочий органов МС и выборных должностных лиц МС законодательным (представительным) органом субъекта Федерации возможно только в случае установленных судом нарушений Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.

В ст. 132 Конституции установлено правило, в соответствии с которым наделение органов МС государственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления средств. Однако возможна ситуация, когда и без передачи полномочий органы государственной власти (федеральные или субъектов Федерации) принимают решения, не обязательно адресованные органам местного самоуправления, но вынуждающие последних производить дополнительные затраты помимо запланированных в бюджете или в связи с выполнением переданных им полномочий. Например, если по решению федеральных органов закрывается предприятие, составляющее объект федеральной государственной собственности, возникает проблема безработицы для жителей данного города, к решению которой должен подключиться орган МС. Он затрачивает определенные средства на социальную защиту затрагиваемой этим решением категории членов территориального сообщества (создает новые рабочие места, выплачивает дополнительные пособия наименее обеспеченным, берет на свое содержание учреждения соцкультбыта ликвидированного предприятия и т. д.). Согласно статье 132 Конституции РФ эти затраты органа МС должны быть ему компенсированы. Безусловно, органу МС должен быть компенсирован ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности и т. п.

Существенная гарантия прав МС — запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Эта норма адресована, с одной стороны, федеральным органам государственной власти, а с другой — органам государственной власти субъектов Федерации. Ни акты исполнительной власти (Правительства РФ), ни указы Президента России не могут сужать права МС, установленные как Конституцией РФ, так и законами, принимаемыми федеральным законодательным органом. В то же время и органы государственной власти субъектов Федерации не вправе уменьшать правовые возможности МС, закрепленные на федеральном уровне.

Таким образом, Конституция РФ и федеральные законы, принимаемые в рамках предметов ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов, содержат важнейшие нормы, регламентирующие статус самоуправления, и тем самым образуют «потолок» правового регулирования МС, выше которого не могут подниматься нормативные акты других государственных органов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой