Правовые принципы статуса нотариата
Истекший период с момента принятия Основ и до настоящего времени знаменовался не только становлением частного нотариата, но был важен и в плане накопления опыта и знаний, обобщения нотариальной практики в сфере экономической деятельности всех субъектов предпринимательских отношений и возрастания роли нотариуса в обеспечении правовых основ хозяйственной жизни коммерческих структур и граждан… Читать ещё >
Правовые принципы статуса нотариата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные правовые принципы статуса нотариата определены Конституцией РФ. Именно в ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц; право на получение квалифицированной юридической помощи и т. д.
В настоящее время, можно с уверенностью сказать, что нотариат — это один из основных элементов современной правоохранительной системы государства, призванный, в первую очередь, обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путем правильного, единообразного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и юридических обязанностей, предупреждение возможного нарушения этих прав в будущем.
В настоящее время деятельность нотариата достаточно подробно и детально регламентирована Основами законодательства Российской Федерации о нотариате принятыми в 11.02.1993 году (ред. ФЗ 30.06.2006 № 93), а также соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истекший период с момента принятия Основ и до настоящего времени знаменовался не только становлением частного нотариата, но был важен и в плане накопления опыта и знаний, обобщения нотариальной практики в сфере экономической деятельности всех субъектов предпринимательских отношений и возрастания роли нотариуса в обеспечении правовых основ хозяйственной жизни коммерческих структур и граждан. Важным событием этого периода стало принятие России в члены Международного Союза Латинского нотариата. Общая численность нотариусов в Российской Федерации в настоящее время составляет свыше 6,7 тыс. человек (что примерно в 5 раз выше уровня 1993 года). Нотариальная палата Ростовской области объединяет 165 нотариусов, в том числе 48 в городе Ростове на Дону. За 1999 г. нотариусами Москвы совершено 8 400 000 нотариальных действий11 Нотариальный вестник.2000.-№ 7.-с.14−15. Ежегодно нотариусами Ростова — на — Дону совершается более 1 000 000 нотариальных действий22 htt:// www.Ruswhosuno.ru /Rostov/. Это свидетельствует о том, что в России достаточно стабильно идет процесс демократизации форм гражданского общества. И прежде всего, это проявляется в развитии свободного нотариата как одной из наиболее оптимальной форм юридического обслуживания общественных потребностей.
С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате подверглись существенным изменениям и отношения в сфере нотариальной деятельности. Утверждается, что дальнейшим направлением развития нотариата в России станет разработка и принятие проекта федерального закона о нотариате — основополагающего акта для дальнейшего функционирования нотариата в Российской Федерации на основе профессиональной и экономической независимости, личной имущественной ответственности лица, осуществляющего нотариальную деятельность, за результаты этой деятельности и контроля за осуществлением такой деятельности33 Сучкова Н. Правовое обеспечение деятельности нотариата// Российская юстиция.-1996.-№ 6.-с.52.
Тема дипломной работы — «Нотариальная деятельность в Российской Федерации и формы контроля над деятельностью нотариуса».
Данная тема актуальна по следующим основаниям:
Во-первых, в настоящее время, прежде чем идти по пути дальнейшего реформирования нотариата в России, важно рассмотреть и исследовать организационные основы нотариальной деятельности в Российской Федерации выявить достоинства и недостатки.
Во-вторых следствием отнесения нотариусов, занимающихся частной практикой к предпринимательским структурам является широко бытующее мнение о необходимости ожесточения государственного контроля над нотариатом. Обратимся к мнению, высказанному депутатом Государственной Думы от КПРФ А. И. Лукьяновым. Именно он аккумулировал все противоречия общественного сознания по вопросу о нотариальной системе. Он высказал убеждение, что частный нотариат не может выполнять государственные функции по удостоверению важных для общества сделок. Просто отмахнутся от этой позиции нельзя уже потому, что многие государственные чиновники независимо от своей партийной принадлежности и политических взглядов явно или тайно поддерживают ее. В их позиции есть значительное рациональное зерно. Просто государственные чиновники подходят к этой проблеме с других позиций — с позиций государственного контроля над деятельностью нотариата. А это уже серьезно, чрезвычайно важно и необходимо. Действительно, что мы имеем на поверхности: во-первых, нотариус при совершении нотариальных действий независим и подчиняется только закону; во-вторых система свободного нотариата объединяется нотариальными палатами и по видимости организационно непосредственно не подчиняется органам юстиции. Основания для мнения о необходимость усиления государственного контроля есть. Однако это только видимость, без глубокого познания явления. Нотариусы не бесконтрольны — нотариальным палатам приданы государственные функции по контролю деятельности нотариусов. В соответствии с действующим законодательством органы юстиции имеют значительные права в областях подготовки нотариусов, назначении их на должность, контроль и организация их работы по обслуживанию населения. Эти функции могут и должны быть расширены. Главное направление для этого — усиление контроля со стороны органов юстиции за деятельностью нотариальных палат, вплоть до приостановления действий ее решений, приостановлении полномочий должностных лиц нотариальной палаты, в том числе выборных.
В-третьих, проблемы нотариата в условиях переходного для России периода оказались недостаточно осмысленными теоретически, слабо проработанными в юридическом аспекте. И действительно, гражданское законодательство стремительно развивается. За десять лет, с момента принятия Основ, были приняты три части Гражданского кодекса РФ, Семейный кодекс и десятки других законов. Настало время изменить законодательство о нотариате.
Цель дипломной работы — проанализировать осуществление нотариальной деятельности в Российской Федерации и осветить формы контроля за нотариальной деятельностью.
Исходя из поставленной цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать правовое регулирование организации и осуществление нотариальной деятельности в Российской Федерации;
проанализировать действующее законодательство по вопросам правового контроля над деятельностью нотариуса.
При написании работы была использована современная юридическая литература по конституционному, гражданскому, налоговому, другим отраслям права, а так же многочисленные специальные работы по современным проблемам российского нотариата (В.Н. Аргунова, В. Репина, О. Н. Полтавской, В. Кузнецова, Е. Михайловой, И. Тараниной, А. Соловьева, П. Сотова, Р. Каменецкого, Н. Шарафутдинова, О. Хышиктуева, П. Глущенко, А. Седова, Жуйкова, Н. Сучковой, В. В. Яркова и других).
Так же использована нормативно-правовая база по вопросам организации и деятельности нотариата в России и материалы практической нотариальной деятельности и дискуссий по проблемам нотариата.
1. Правовое регулирование организации и осуществления нотариальной деятельности.
1.1 Организационные основы нотариальной деятельности.
Организационная структура Российского нотариата представляет систему органов и должностных лиц: Министерство юстиции РФ; министерства юстиции республик в составе РФ; управления юстиции субъектов РФ; нотариальные палаты; государственные нотариальные конторы; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений и другие должностные лица, которые, в соответствии с законодательством, наделены правом совершать в определенных случаях нотариальные действия.
На вершине рассматриваемой системы находятся Министерство юстиции Российской Федерации и министерства юстиции республик, входящих в состав РФ, и управления юстиции субъектов РФ. Здесь вырабатывается стратегия развития нотариата. Нотариальные конторы в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 7 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Особое место занимают нотариальные палаты. Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.
Система нотариальных палат состоит из региональных палат, образующихся в субъектах Федерации и Федеральной палаты, которая возглавляет эту систему. Собрание представителей региональных палат избирает президента Федеральной палаты, и он представляет общие интересы перед Министерством юстиции и другими организациями и учреждениями.
Несмотря на то, что нотариус в своей профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он тоже входит в рассматриваемую нами систему и является ее нижним звеном. Нотариальным конторам (в том числе и частным) соответствующий орган юстиции субъекта Федерации устанавливает режим работы, контролирует соблюдения трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции.
Нотариус должен быть членом нотариальной палаты, совершать все предусмотренные законодательством нотариальные действия от имени государства, вправе иметь контору, открывать расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Кроме того, статьей 22 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что за выполнение действий, в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате орган юстиции совместно с нотариальной палатой должен определить количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе.
Замещение вакантных должностей нотариусов, как в государственных конторах, так и в частнопрактикующих, должно производиться в соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на основании рекомендации нотариальной палаты, на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.
Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата.
Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.
Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.
К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.
Лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.
При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:
— диплома о высшем юридическом образовании;
— трудовой книжки;
— лицензии на право нотариальной деятельности; а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.
На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. Кандидат не допускается к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном предоставлении документов.
В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки, и результатов сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.
После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.
Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
В тех же случаях, когда число претендентов на замещение вакантных должностей не превышает количества вакантных должностей, т. е. не возникает необходимого условия конкурса — отбор лучших участников, палата, исходя из того, что каждый претендент имеет документальное подтверждение о его соответствии замещаемой должности в виде лицензии, вправе отклонить кандидатуру только в том случае, если располагает достоверными сведениями, не позволяющими претенденту занять вакантную должность. К таким обстоятельствам можно отнести сведения об осуждении претендента за совершение умышленного преступления, нахождение его под следствием, ограничение его дееспособности или признание недееспособным в установленном законом порядке, а также наличие сведений о том, что ранее данное лицо было лишено полномочий на совершение нотариальных действий.
При отсутствии конкурса на замещение вакантных должностей согласие или отказ в рекомендации нотариальная палата должна в письменном виде дать органу юстиции и сообщить об этом лицу, подавшему заявление, не позднее 10 дней после подачи заявления о замещении вакантной должности нотариуса. При отказе в рекомендации нотариальная палата сообщает органу юстиции основания, по которым было принято решение об отказе. Для органа юстиции решение нотариальной палаты носит рекомендательный характер, поэтому при наличии негативной информации о предложенной кандидатуре орган юстиции вправе отказать в назначении на должность нотариуса либо отложить назначение до проверки имеющихся сведений. О таком решении орган юстиции информирует нотариальную палату в письменном виде не позднее 10 дней после внесения рекомендации с указанием причин, послуживших основанием для принятого решения.
Для упорядочения деятельности частнопрактикующих нотариусов, а также в целях обеспечения возможности нотариальным палатам осуществлять контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, профессиональных обязанностей лицам, назначаемым на должность частнопрактикующего нотариуса, в заявлении о назначении рекомендуется указывать режим их работы по приему граждан и юридических лиц. Указанный в заявлении режим работы должен быть согласован с нотариальной палатой и отражен в приказе органа юстиции о назначении на должность нотариуса, занимающегося частной практикой.
Нотариальная деятельность в Российской Федерации относится к видам деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии. Требование о наличии лицензии на право нотариальной деятельности не распространяется на должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации, а также на тех, кому предоставлено право совершать нотариальные действия в исключительных случаях.
Лицензия на право нотариальной деятельности — это документ, который дает право имеющему его лицу становиться претендентом на замещение вакантной должности нотариуса, а после успешного прохождения конкурса по замещению вакантной должности нотариуса заниматься нотариальной деятельностью. Лицензия на право нотариальной деятельности может быть выдана гражданину Российской Федерации, который имеет высшее юридическое образование и прошел стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдавшему квалификационный экзамен.
Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации. Комиссия создается сроком на три года (срок полномочий комиссии исчисляется с даты издания приказа органа юстиции об утверждении персонального состава комиссии) в количестве не менее пяти человек. В состав комиссии включаются равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые — юристы и представители судейского сообщества. Члены комиссии не получают вознаграждения за участие в работе комиссии.
Квалификационный экзамен проводится два раза в год, но в случае если за месяц до его проведения в комиссию не поступило ни одного заявления с просьбой о допуске к квалификационному экзамену, то экзамен не проводится. При необходимости может быть проведен внеочередной квалификационный экзамен.
Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит три вопроса: теоретический вопрос, задачу и задание по составлению нотариального акта.
Ответ экзаменуемого оценивается членами комиссии по каждому вопросу билета по десятибалльной системе. По каждому вопросу билета экзаменуемому выставляется итоговый балл, который определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных экзаменуемому по данному вопросу каждым членом комиссии. При этом цифры после запятой не округляются. Экзамен считается сданным в случае получения экзаменуемым итогового балла по каждому вопросу билета не ниже семи.
Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией. Законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена (ч. 8 ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
Лицо, не допущенное к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавшее экзамен, вправе подать жалобу на соответствующее решение квалификационной комиссии в месячный срок со дня вручения ему выписки из протокола заседания квалификационной комиссии. При этом днем подачи жалобы считается день непосредственного предоставления ее секретарю Комиссии либо день сдачи ее в организацию связи для направления в Комиссию. К подаваемой жалобе должна быть приложена копия выписки из протокола заседания квалификационной комиссии с отметкой о дате ее выдачи заявителю.
Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступления в Комиссию.
Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации. Персональный состав Комиссии формируется Министерством совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.
Комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек. В состав Комиссии включаются нотариусы, имеющие стаж работы нотариусом не менее пяти лет, сотрудники Министерства и Палаты, а также, по согласованию, ученые — юристы. Членом Комиссии не может быть лицо, являющееся членом квалификационной комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, или конкурсной комиссии, образуемой для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.
Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости. О дате, времени и месте заседаний Комиссии, определяемых ее председателем, члены Комиссии извещаются секретарем Комиссии не позднее чем за пятнадцать дней до заседания. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины ее состава. Решение Комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Комиссии. Голосование проводится открыто. При равенстве голосов членов Комиссии голос председателя является решающим.
Заявитель вправе присутствовать на заседании Комиссии при рассмотрении его жалобы.
На заседании Комиссии секретарь докладывает о всех поступивших жалобах, в том числе поданных ненадлежащим заявителем или с нарушением сроков, но если жалоба подана с нарушением правил, то Комиссия принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы.
3) об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией.
Правовые основы деятельности апелляционной комиссии закреплены в Приказе Минюста РФ от 21 июня 2000 года № 178 «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности». (в ред. Приказа Минюста РФ от 28.02.2006 года № 27).
После сдачи квалификационного экзамена (не позднее 5 дней со дня принятия решения квалификационной комиссией) экзаменуемый должен предоставить в орган юстиции заявление о выдаче лицензии на право нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на право нотариальной деятельности в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда на момент сдачи квалификационного экзамена.
Лицензия выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, а порядок выдачи установлен Министерством юстиции Российской Федерации и закреплен в Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 26 октября 1998 года № 150 (в ред. Прикаа Минюста РФ от 01.08.2005 года № 121) «Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности». Орган юстиции на основании представленных документов в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию на право нотариальной деятельности или отказывает в ее выдаче.
Решение об отказе в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности принимается в случае, если представленные в орган юстиции документы не соответствуют требованиям, предъявляемым Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия соответствующего решения.
Отказ в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.
Органом юстиции ведется реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности. В реестре лицензий должны содержаться следующие сведения: регистрационный номер лицензии; дата выдачи лицензии; фамилия, имя, отчество получившего лицензию, место его жительства, серия, номер паспорта, кем и когда выдан; дата решения квалификационной комиссии о сдаче экзамена; подпись в получении лицензии и дата ее получения; номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса, помощника нотариуса с указанием нотариального округа; место нахождения нотариальной конторы; отметка о прекращении полномочий нотариуса, основания прекращения.
Если же по истечении трех лет после получения лицензии гражданин так и не приступил к работе в должности нотариуса, то он будет допущен к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена (помощник нотариуса повторного экзамена не сдает). Это положение законодательно закреплено в статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Также необходимым условием для ведения нотариальной деятельности является прохождение стажировки сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, но для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.
Лицо может быть допущено к стажировке, если оно: является гражданином Российской Федерации; имеет высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке; обладает необходимым уровнем подготовки.
Для того чтобы выявить уровень подготовки лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, проводится экзамен. Орган юстиции и нотариальная палата совместно утверждают порядок проведения экзаменов, определяют дату, время и место проведения экзамена, решают вопрос о необходимости создания комиссии, на которую может быть возложен прием экзаменов у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также другие функции по организации стажировки. После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене. На основании данного решения орган юстиции или нотариальная палата заключают с указанными лицами трудовой договор на срок стажировки не позднее месяца с даты проведения экзамена. Дата начала стажировки является единой для всех стажеров.
Количество должностей стажеров нотариуса определяется ежегодно совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.
По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату. При утверждении указанного заключения стажер считается прошедшим стажировку. Мотивированный отказ в утверждении заключения об итогах стажировки в письменной форме направляется лицу, не прошедшему стажировку. Данный отказ может быть обжалован в судебном порядке. Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях.
Нотариат — это система, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Но нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму. Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. И эта функция определяет порядок организации и структуру нотариата, его компетенцию и методы его деятельности.
1.2 Права, обязанности и ответственность нотариуса.
нотариус контроль налоговый судебный В соответствии со ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право:
* совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или международными договорами определено иное место совершения нотариального действия;
* составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;
* истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права (ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате).
Согласно ст. 16 Основ нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с законодательством РФ, республик в составе РФ и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия.
Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, нотариус обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке дарения (ст. 16 Основ).
Ответственность нотариуса определяется в соответствии с положениями ст. 17 Основ. Согласно ст. 17 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке.
Вводя имущественную ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой, с целью максимального возмещения ущерба, который может быть причинен клиенту при осуществлении нотариусами своей профессиональной деятельности, законодатель по существу ввел обязательную форму страхования деятельности нотариусов. В соответствии со ст. 18 Основ законодательства о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования. При этом, как указано в законе, страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В случаях, когда сумма страховой премии не покрывает размера ущерба, причиненного нотариусом, или страховой случай не предусмотрен договором страхования, нотариус несет личную имущественную ответственность в полном объеме. Контроль за страхованием нотариусов, занимающихся частной практикой, по действующему законодательству возложен на нотариальные палаты, которые по нашему мнению обязаны следить и за своевременным перезаключением этих договоров, в случае выплаты страхового возмещения нотариусом.
В соответствии со ст. 5 Основ законодательства о нотариате нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения. Умышленное разглашение этих сведений преследуется по закону и предусматривает имущественную ответственность частного нотариуса. В то же время разглашение таких сведений нотариусом не умышленно, а также когда такие сведения нотариусом были предоставлены по требованию суда, прокурора, органов следствия, в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами или разглашены нотариусом в ходе допроса судом, когда суд освободил нотариуса от обязанности сохранения тайны, частный нотариус не несет имущественной ответственности за свои действия. Совершение же нотариусом нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, следует рассматривать, как удостоверение нотариусом сделок, которые в соответствии со ст. 168, 169, 171−173, 175−177 ГК РФ могут быть признаны недействительными. Возлагая на нотариуса обязанность по возмещению ущерба, законодатель вместе с тем каких-либо разъяснений самого понятия «ущерб» не дал.
В силу ст. 15 и 393 ГК РФ возмещение вреда в полном объеме подразумевает возмещение реального ущерба и упущенной выгоды. Таким образом о возмещении ущерба в полном объеме уместно говорить лишь относительно к вреду, возмещение которого предусмотрено Гражданским кодексом. Основы же законодательства о нотариате предусматривают лишь возмещение ущерба, то есть по существу расходов, которые понесла сторона. Таким образом правила ст. 15 ГК РФ, предусматривающие возмещение ущерба и убытков в виде недополученных доходов, к данным правоотношениям не применимы. Изложенное позволяет сделать вывод, что за совершение указанных действий нотариус должен возместить ущерб лишь в объеме реально понесенных клиентом расходов.
Согласно действующему законодательству можно привлечь к ответственности нотариуса за незаконный отказ в совершении нотариального действия, повлекший материальный ущерб для клиента. Подобная ситуация может иметь место в случае отказа в удостоверении завещания и последующей внезапной смерти наследодателя с оставлением имущества незавещенным. В таком случае предполагавшийся по проекту завещания наследник будет обладать полным правом предъявления иска о возмещении ущерба в размере стоимости имущества, не перешедшего по наследству. При этом не должно иметь значения, вынесено ли постановление об отказе в совершении нотариального действия (разумеется, если суд постфактум признает его неправомерным) либо нотариус фактически отказался или уклонялся от совершения нотариального действия. Возможна ответственность нотариуса и в том случае, если судом по жалобе стороны сделка, удостоверенная нотариусом, будет признана недействительной по тем основаниям, что сторона заключавшая сделку, заблуждалась относительно природы самой сделки. В частности, если сторона в судебном заседании будет ссылаться на то, что нотариусом существо сделки и ее последствия ей разъяснены не были, а из договора, удостоверенного нотариусом, будет усматриваться, что, заверяя эту сделку, нотариус по существу лишь перечислил статьи Гражданского кодекса, а полный текст этих статей не привел. Учитывая состязательный характер судебного заседания, суд может прийти к выводу о нарушении прав клиента. Ответственность нотариуса может возникнуть также и тогда, когда он:
* не разъяснил сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и не проверил соответствие содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям закона;
* удостоверил сделку с нарушением правил о месте совершения нотариальных действий, в результате чего сделка была оспорена и признана недействительной;
* удостоверил сделку, предусмотренную п. 3 ст. 35 Семейного кодекса, без письменного нотариального удостоверенного согласия другого супруга на совершение сделки;
* удостоверил сделку, проект которой готовил сам на условиях оказания платных юридических услуг, о чем свидетельствует запись в реестре и размер суммы, полученной с клиента, и эта, сделка признана судом недействительной;
* в других случаях, когда нотариус не выполнил или выполнил ненадлежащим образом свои обязанности, в результате чего клиенту причинен ущерб (утратил принятые на хранение документы — ст. 97 Основ; совершил исполнительную надпись в нарушение условий ее совершения).
Следует учесть, что во всех случаях ущерб с нотариуса может быть взыскан только по решению суда.
Если в результате неправомерных действий нотариуса клиенту причинен и моральный вред, то последний также может быть взыскан с нотариуса. Как правило неправомерные действия нотариуса вызывают у граждан-клиентов нравственные страдания (чувство обиды, беспомощности, разочарования и т. п.). Согласно ст. 151 и 1099 ГК РФ во всех случаях подлежит компенсации моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина или посягающие на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Перечень таких прав и благ приведен в ст. 150 ГК РФ (жизнь, здоровье, честь, деловая репутация, право на имя, право авторства и т. п.). Так, например, разглашение нотариусом тайны нотариального действия нарушает право гражданина на личную тайну. Причиненный в результате этого правонарушения моральный вред подлежит компенсации. Другие нарушения личных неимущественных прав могут выражаться в форме бездействия — неправомерного отказа нотариуса в совершении следующих нотариальных действий: удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте и т. д. В частности, отказ удостоверения факта нахождения гражданина в определенном месте нарушает право гражданина по своему усмотрению выбрать место пребывания и препятствует осуществлению права на свободу передвижения.
С целью предотвращения возможных случаев имущественной ответственности нотариусов, необходимо:
* при совершении нотариальных действий надлежащим образом проверять личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, тщательно проверять представленные им документы. В случае малейшего сомнения в их подлинности требовать представления других документов или ставить вопрос о назначении экспертизы;
* скрупулезно соблюдать процедуру оформления нотариального производства;
* осуществлять постоянный контроль за работой технического персонала нотариальной конторы и повышать свой профессиональный уровень.
На сегодняшний день требует скорейшего законодательного и организационного разрешения вопрос о создании системы гарантированного возмещения имущественного ущерба, причиненного нотариусом гражданину или юридическому лицу в результате незаконного совершения нотариальных действий. Данная система должна обеспечить реальное, полное и незамедлительное возмещение имущественного ущерба, могущего возникнуть вследствие нарушения нотариусом своих служебных обязанностей.
В случае совершения нотариусом, противоречащих законодательству РФ, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов, указанных в гл. VII Основ законодательства о нотариате.
Специфическим правом нотариуса, является то, что он, не будучи юридическим лицом, имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы (ст. 11 Основ).
1.3 Нотариальные палаты как органы профессионального самоуправления.
Для системы нотариата характерно наличие нотариальных палат, которые определяют, с одной стороны, организационные основы построения данного института, а с другой — сословно-корпоративные начала нотариальной деятельности, объединяющие людей свободной профессии.
В сравнительно-правовом аспекте в данном случае не безынтересен опыт зарубежного законодателя.
«Объединение людей в союзы по профессиям с целью урегулирования специфических проблем — старая традиция, — пишет Х.-Я. Пютцер, вице-президент комиссии по международному сотрудничеству Международного союза латинского нотариата. — Они объединяли соответствующие профессиональные группы… подчиняя их единому порядку… На этих принципах объединялись и до сих пор существуют палаты коммерсантов, ремесленников, врачей, аптекарей, адвокатов и нотариусов»11 Пютцер Х. Я. Место полномочия нотариальных палат в системе Международного союза латинского нотариата//Нотариальный вестник, 1997 № 5, с. 21. В Германии нотариальные палаты начали создаваться уже в конце XIX в. Современное Федеральное положение о нотариате уже предусматривает профессионально-сословную организацию нотариусов в палаты уже на всей территории Федеративной Республики. В немецком Законе о нотариате говорится, что объединение нотариусов в палаты доказало свою полезность на деле и что их участие в самоуправлении позволяет достичь наилучших результатов22 там же с. 22.
В целях обеспечения государственного надзора нотариальная палата в силу ее служебных обязательств обязана ежегодно предоставлять управлению юстиции отчет о своей деятельности и об общем положении нотариусов — ее членов. Этот отчет предоставляется правлением или президентом палаты. Кроме того, управление юстиции может в любое время потребовать отчета о делах или об отдельных мероприятиях, если к этому имеется особый повод.
В рамках своей компетенции она вольна принимать разного рода решения, скажем, о повышении квалификации нотариусов и их сотрудников.
Работа нотариальной палаты финансируется из взносов объединенных в ней нотариусов. Они же на общем собрании принимают проект бюджета и определяют размер своих взносов.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрели создание в системе нотариата особых органов — нотариальных палат, которые, согласно Основам, существуют в двух разновидностях: нотариальные палаты, образуемые в каждом субъекте Российской Федерации, а также — Федеральная нотариальная палата. В правовой литературе нотариальные палаты, образуемые в субъектах Федерации называют региональными палатами11 Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат.-М., 2000 г.-с32−33.
Согласно ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.
Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом.
Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.
Устав нотариальной палаты принимается собранием ее членов и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений (ст. 24 Основ законодательства о нотариате).
Полномочия региональной нотариальной палаты определяются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а также ее уставом. В соответствии с ч. 3 ст. 25 Основ, законодательством субъектов Федерации могут быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в ст. 25 следующим образом определяют полномочия региональной нотариальной палаты: она представляет и защищает интересы нотариусов, оказывать им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.
Основами определены также органы нотариальной палаты (ст. 26), членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты (ст. 27). Предусмотрена обязанность нотариусов представлять сведения нотариальной палате (ст. 28).
Важное место в системе российского нотариата занимает Федеральная нотариальная палата (далее ФНП). Она является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Федерации, основанное на их обязательном членстве (ст. 29 Основ законодательства о нотариате).
Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления. Деятельность Федеральной нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством и уставом.
В соответствии со ст. 30 Основ полномочия Федеральной нотариальной палаты следующие:
* осуществление координации деятельности нотариальных палат;
* представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;
* обеспечение защиты социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;
* участие в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;
* обеспечение повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;
* организация страхования нотариальной деятельности;
* представление интересов нотариальных палат в международных организациях.
Федеральная нотариальная палата взаимодействует с Министерством юстиции РФ, подотчетна и подконтрольна ему; она подготавливает предложения по совершенствованию деятельности нотариата, представляет интересы нотариального сообщества в Государственной Думе, Совете Федерации, Правительстве, т. е. во всех законодательных и исполнительных органах11 Репин В. С. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотарите.- М.-2000.-с.65.
Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент ФНП. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления, президента ФНП регламентируются Уставом ФНП.
В соответствии со ст. 31 Основ законодательства о нотариате высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат.
2. Контроль над деятельностью нотариуса
2.1 Формы контроля за деятельностью нотариусов.
Вопросам контроля за деятельностью нотариусов посвящена глава VII Основ законодательства о нотариате, а также ряд других положений законодательства о нотариате. Цели контроля в сфере нотариальной деятельности носят двоякий характер и должны учитывать специфику нотариальной деятельности и нотариальных актов. Контроль над нотариатом, государственный по своей природе, осуществляется в различных правовых формах и различными органами. Согласно Основам законодательства о нотариате, к органам контроля в нотариальной сфере относятся органы юстиции, нотариальные палаты, налоговые органы и суд. Кроме того, нотариат нельзя исключать из объектов прокурорского надзора, так как различные выявленные прокуратурой нарушения законности в нотариальной деятельности могут послужить основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Каждый из названных органов в отношении нотариата выполняет свою конкретную определенную законом задачу и должен действовать в пределах своей компетенции. Однако отдельные положения Основ создают почву для неоднозначного толкования контрольных полномочий соответствующих органов. Обеспечение всестороннего государственного контроля над нотариатом возможно лишь при условии согласованности политики и действий контролирующих нотариат органов.
При наличии традиции подразделения контроля как такового на виды и с целью обособления различных контрольных механизмов, можно выделить следующие виды контроля в области нотариата.
Прежде всего, в зависимости от того, что выступает предметом контроля, от характера подконтрольных отношений, контроль над нотариатом может быть общим и специальным. Предметом общего контроля над нотариатом выступают отношения, складывающиеся между различными субъектами в процессе организации и функционирования нотариата. Особенностью общего контроля над нотариатом выступает то, что единая (как государственная) функция осуществляется различными органами (судом, органами юстиции и нотариальными палатами). Специальный контроль также предусмотрен законом. Так, налоговые органы, не имея права контролировать нотариальную деятельность по существу, наделены властными полномочиями по проверке соблюдения нотариусами налогового законодательства. Однако сфера специального контроля над нотариатом имеет ограниченный характер. Это обусловлено особенностями принципов организации и функционирования нотариата, прежде всего, такими, как самофинансирование нотариусов, не состоящих на государственной службе, и нотариальная тайна, в условиях которой необходимая для осуществления контрольных полномочий информация может быть истребована только при наличии особых оснований специально уполномоченными органами.