Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел
Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его… Читать ещё >
Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
кафедра административного и финансового права ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Работу выполнил М. Э. Грициненко Краснодар 2014
Содержание Введение
1 Служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации
1.1 История развития государственной службы в органах внутренних дел
1.2 Государственная служба в органах внутренних дел как вид правоохранительной службы
1.3 Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел
2. Административно-правовые основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации
2.1 Общая характеристика основных элементов прохождения государственной службы в органах внутренних дел
2.2 Порядок прохождения аттестации сотрудниками органов внутренних дел
2.3 Производство по делам о поощрениях в отношении сотрудников органов внутренних дел
2.4 Дисциплинарное производство
2.5 Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
3 Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего государственную службу в органах внутренних дел
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы
исследования.
Актуальность темы
выпускной квалификационной работы «Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел» заключается в том, что именно комплексный анализ рассматриваемой темы позволяет получить объективное представление о государственной службе в органах внутренних дел, определить проблемные вопросы в ёё правовом регулировании и самое главное — своевременно разработать практические рекомендации, касающиеся повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
Нельзя не констатировать, что действующее законодательство, регулирующее правовые основы государственной службы в органах внутренних дел, требует дальнейшего развития и конкретизации, так как именно от того, насколько эффективна деятельность правоохранительных органов и, прежде всего, органов внутренних дел, зависит состояние правопорядка и законности в государстве.
Поэтому научное осмысление проблемы, касающейся правовых основ государственной службы в органах внутренних дел, приобретает особую актуальность. Так, согласно статистическим данным ГИЦ МВД России Статистика ГИЦ МВД России официального сайта МВД России в период с 2002 по 2014 гг. наметилась тенденция уменьшения количества преступлений, создающим угрозу жизни, здоровью, достоинству, правам и свободам граждан, собственности, законным интересам общества и государства, которые совершаются в именно в общественных местах. Данный факт свидетельствует в том числе о положительных тенденциях развития института государственной службы в органах внутренних дел.
Тем не менее, нельзя не отметить, что сложившаяся обстановка требует от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений координировать свои усилия в борьбе с преступностью. Вышеуказанные обстоятельства предопределили выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель исследования. Целью настоящего исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем института государственной службы в органах внутренних дел, разработка направлений для их дальнейшего изучения, а также поиск наиболее оптимальных способов совершенствования, посвященного вопросам повышения эффективности государственной службы в органах внутренних дел.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
— рассмотреть службу в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации;
— провести анализ истории развития государственной службы в органах внутренних дел;
— исследовать государственную службу в органах внутренних дел как вид правоохранительной службы;
— определить задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел;
— рассмотреть административно-правовые основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
— дать общую характеристику основных элементов прохождения государственной службы в органах внутренних дел;
— изучить порядок прохождения аттестации сотрудниками органов внутренних дел;
— рассмотреть производство по делам о поощрениях в отношении сотрудников органов внутренних дел;
— исследовать дисциплинарное производство;
— исследовать механизм социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;
— определить основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего государственную службу в органах внутренних дел.
Объект исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при прохождении государственной службы в органах внутренних дел.
Предмет исследования. Предметом настоящего исследования являются правовые нормы, регулирующие государственную службу в органах внутренних дел, а также доктрина и правоприменительная практика.
Степень разработанности темы. Проблеме посвящен целый ряд исследований, в том числе таких учёных как С. А. Авакьян, В. В. Альхименко, Г. В. Барабашев, Е. М. Ковешников, А. Н. Кокотов, A.M. Кононов, А. П. Коренев, М. А. Краснов, O.E. Кутафин, P.C. Мулукаев и др. Однако, следует отметить, что многие вопросы регулирования института государственной службы в органах внутренних дел не были надлежащим образом исследованы и носят дискуссионный характер.
Проблемы правового регулирования института государственной службы в органах внутренних дел являются предметом научных дискуссий на страницах периодической печати, обсуждаются на научно-практических конференциях. В то же время комплексные исследования, предметом которых являлась государственная служба в органах внутренних дел, в отечественной цивилистике практически отсутствуют.
Теоретическая основа исследования. Теоретической базой данного дипломного исследования являются научные труды представителей отечественной цивилистики: Г. В. Атаманчук, И. Н. Барциц, Д. Н. Бахрах, Д. С. Велиева, A.B. Гусев, А. П. Коренев, Е. Г. Крылова, Е. В. Масленникова и др.
Нормативная и эмпирическая база исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, основаны на исследовании и оценке Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, регламентирующих государственную службу в органах внутренних дел. Эмпирической базой исследования послужили материалы судебной практики, а также материалы конкретных судебных дел.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и проявляется в комплексном подходе к исследованию института государственной службы в органах внутренних дел, проведенному на основании действующего законодательства. В работе определена правовая природа государственной службы в органах внутренних дел; разработаны предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики; выявлена зависимость состояния правопорядка от уровня развития правоохранительной деятельности; сформулирована авторская позиция по исследуемой тематике.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения выпускной квалификационной работы вносят определенный вклад в дальнейшее развитие института государственной службы в органах внутренних дел и могут быть использованы при совершенствовании действующего российского законодательства и разработке мероприятий, связанных с модернизацией правоохранительных органов в свете проводимых реформ.
Сформулированные в выпускной квалификационной работе выводы и предложения, могут быть использованы для разработки новых и совершенствования действующих норм, регулирующих институт государственной службы в органах внутренних дел.
Методологическая основа. Методологическую основу составили общенаучные (историко-логический, системно-аналитический, диалектический, социологический), а также специальные методы (исторический, формально-юридический, структурно-функциональный, индуктивный и дедуктивный).
Структура работы. Структура предопределена содержанием темы, обусловлена целью, задачами и логикой проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.
1. Служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации
1.1 История развития государственной службы в органах внутренних дел Истоки государственной службы в органах внутренних дел относятся к XVII—XVIII вв. В России расследованиями преступлений в XVII—XVIII вв. ведал Сыскной приказ. Нередко его сыщики, нещадно преследуя мелких преступников, за мзду отпускали крупных лиходеев. Так, жители Москвы несколько лет терпели несчастья от Ивана Осипова, известного как Ванька-Каин. Конец его деяниям положил генерал-полицмейстер А. Д. Татищев, напрямую обратившийся к императрице Елизавете Петровне Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. 1982. № 3. С. 27.
Главными местными полицейскими органами были наместники, затем воеводы. Борьбу с лихими людьми вели главным образом сами общины, избирая для того губных старост и целовальников (губные дворы или избы), находившихся под ведением Разбойного Приказа. Охрана безопасности в городах была возложена на городничих, которым были подчинены объезжие головы Губанов A.B. Полиция запада: основы деятельности по охране правопорядка. М.: Кнорус, 2009. С. 36.
В Москве и в некоторых других городах существовали земские дворы (избы). Исполнительный полицейский персонал составляли в городах земские ярыжки, стрельцы, объезжие головы, решеточные приказчики и «очные сторожа» Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: Кнорус, 2010. С. 189.
Петр Великий подчинил исполнительную полицию наблюдению воевод и губернаторов. «Воеводе попечение иметь, чтобы земская полиция Царского Величества правость и высокость ни в чем от подданных, нижеот посторонних не была нарушена» (инструкция или наказ воеводам и губернаторам 1719 г., п. 12). Для Петербурга в 1718 г. был назначен генерал-полициймейстером генерал-адъютант Дивиер; ему были подчинены канцелярия и полициймейстер, а низший полицейский персонал составили избиравшиеся жителями старосты, десятские и караульщики, вооруженные ружьями Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 54.
В 1721 г. была учреждена в Москве полицмейстерская канцелярия под начальством обер-полицеймейстера. К отправлению полицейских функций, особенно для поимки разбойников, воров и злых людей, призывались и воинские команды Серегин A.B. К вопросу о понятии общественного порядка в советском общенародном государстве // Труды ВШ МООП РСФСР. 1963. Вып. 8. С. 165.
Губернаторам предписывалось держать «тайных подсыльщиков»; для наблюдения, чтобы «между людьми не было какой-либо шатости». По Учреждению о губерниях (1775 г.) полицейская деятельность в губернии была вверена губернатору и губернскому правлению под главным ведением генерал-губернатора.
Реформы императрицы Екатерины II привели к усилению полиции, разделенной, по примеру европейских держав, на городскую и сельскую. Тайная политическая полиция была отделена от уголовной. Полиция выполняла разнообразные функции: следила за соблюдением паспортного режима, предотвращала драки и публичные скандалы, как в древнем Риме, надзирала за противопожарной безопасностью Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. М.1965. С. 173.
Расследования по уголовным делам в то время предоставлялись весьма широкому кругу должностных лиц и органов. Его могли проводить нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, состоявшие из полицмейстеров, частных приставов и следственных приставов уголовных дел Загородников Н. И. Общественный порядок и пути его укрепления // Советское государство и право. 1971. № 10. С. 27.
Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность) к середине XIX века уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания. В 1801 пытки подозреваемого были запрещены законодательно.
В 1787 г. на старшин и старост было возложено охранение безопасности в казенных селениях. Проф. И. Андреевский, изложив реформы Петра Великого и Екатерины II в области полицейского управления, главное различие между ними видел в том, что Петр Великий, подражая западноевропейским государствам, стремился усилить полицейскую деятельность государства (бюрократическая или монократическая форма управления), тогда как Екатерина II привлекла к полицейскому управлению сословные элементы Указ. соч. С. 73.
Павел I, учредив для Петербурга вместо городской думы «комиссию о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся», подчинил ей и городское правление («ратгауз»), камеральный департамент которого ведал хозяйственной полицией; исполнительная полиция была подчинена непосредственному ведению губернатора Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. М.1965. С. 175.
В 1826 г. было образовано Третье отделение Собственной Его Величества канцелярии, ведавшее:
— высшей полицией безопасности;
— открытием виновных в подделке фальшивых ассигнаций;
— административной высылкой;
— делами о сектах;
— сбором сведений о лицах, находившихся под надзором полиции, институтом жандармерии.
Третье отделение было упразднено 6 августа 1880 г.
В устройстве органов исполнительной полиции в губерниях, уездах и столицах Александр I возвратился к началам Екатерины II; были восстановлены управы благочиния и земские суды, выборное начало было проведено и во вновь присоединенных областях, например в Бессарабии Умуров Т. Понятие общественного порядка и вопросы его укрепления. М.: АСТ, 2008. С. 132.
Общие недостатки дореформенных полицейских учреждений сводились:
— к неполноте и непоследовательности проведения начала разделения властей;
— к раздробленности полицейских сил по предупреждению и пресечению преступлений;
— к крайне неудовлетворительному положению земской полиции: выборный исправник не имел фактической власти над подчиненными ему становыми, а сельские заседатели «постоянно находились только в сенях» (Ю. Самарин), и
— к крайне недостаточному содержанию полицейских чиновников, последствием чего являлось развитие взяточничества Селимов А. А. Организация охраны общественного порядка. М.1984. С. 164.
Рассмотрим развитие государственной службы в период развития советского государства.
После Февральской революции были ликвидированы корпус жандармов и Департамент полиции (постановления Временного правительства от 6 марта 1917 года и от 10 марта 1917 года). Тогда же Петроградским советом была провозглашена замена полиции «народной милицией».
Деятельность народной милиции, которая несмотря на сообщения иностранных газет до 17 апреля именовалась правительством «общественной полицией», должна была строиться на основании постановления Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Временного положения о милиции» от 17 апреля 1917 года по старому стилю.
Октябрьская революция отменила всю систему государственных учреждений, в том числе и народную милицию Временного правительства.
Декретом НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года[19] было установлено:
«Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, Военная и гражданская власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть до снабжения её казённым оружием» Умуров Т. Понятие общественного порядка и вопросы его укрепления. М.: АСТ, 2008. С. 133.
Именно этот день (10 ноября) до сих пор отмечается в России как «День милиции». Пройдя через большое количество реорганизаций, милиция просуществовала до 2011 года, сохраняя как название, так и основные функции.
Таким образом, милиция была учреждена, но милицейские органы не имели штатной структуры и были, фактически, добровольческими формированиями.
«История милиции неразрывно связана с историей развития государства — каково государство, такова и его милиция», — отмечает Л. Жавжаров.
В 2010 году российские власти признали, что милиция подлежит кардинальным реформам. Вследствие этого Президентом Дмитрием Медведевым был предложен законопроект «О полиции», имеющий статус Федерального Закона с 1 марта 2011 года. После принятия указанного закона и проведения реформы милиция была переименована в полицию.
Таким образом, современный российский государственный аппарат нельзя рассматривать в отрыве от предшествующих этапов генезиса российской государственности.
По нашему мнению, решить задачу по совершенствованию государственной службы, которая должна обеспечить в нынешних условиях должное функционирование государства, возможно только на основе глубоко продуманных, системных, координированных реформ с учетом духовного и психологического состояния населения и его исторических традиций и многонационального менталитета.
1.2 Государственная служба в органах внутренних дел как вид правоохранительной службы Под государственной службой в законе надлежит понимать профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий России, ее субъектов, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 12.04.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. № 22. Ст. 2063., правоохранительная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Происходящие в Российской Федерации процессы изменений социального, экономического, политического, правового и иного характера затронули институты государственной власти. В условиях административной реформы правовое регулирование государственной службы является одним из приоритетных направлений правовой политики, государственного строительства, связи государственного аппарата с населением, повышения престижа и авторитета государственных служащих Безрядин Д. Н. Оптимизация организационной структуры органов внутренних дел Российской Федерации // Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сборник статей. М. 2012. С. 43.
На государственную службу возлагается реализация основных направлений деятельности государства: поддержание внутренней и внешней безопасности страны, развитие экономики, организация работы различных государственных институтов, ответственных за благополучие общества и государства в целом. В силу этого необходимо признать, что государственный служащий и государственный аппарат с их реальной деятельностью определяют тактику и стратегию, возможности и перспективы развития государства.
Общество напрямую заинтересовано в прочном и надежном институте государственной службы, поскольку благодаря нему разрешаются сложные проблемы его взаимодействия с государством Хижняков Н. Г. Милиция в системе исполнительной власти Российской Федерации (теоретические и организационно-правовые аспекты): автореф. дисс… канд. юрид. наук. М.1998. С. 54.
Государственная служба является одним из важнейших условий успешного выполнения государством своих функций. Государство сильно, прежде всего, своей четкой организационной и высокоэффективной государственной службой, но на данном этапе развития Российского общества и государства можно сказать, что функционирование государственной службы не достаточно Майдыков А. Ф. О некоторых направлениях совершенствования деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью (управленческий аспект) // Совершенствование управления органами внутренних дел: Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 23−24. Именно поэтому вопрос государственной службы в нашей стране наиболее актуален.
Правоохранительная служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан и обеспечению законности и правопорядка. Она обеспечивает общественно-полезную деятельность, которую следует рассматривать как интеллектуальную и направленную на объективную реализацию прав, свобод и законных интересов как человека, так и общества и государства в целом. При этом ей присущи черты общего и специального свойства.
К числу общих свойств следует отнести те, которые присущи всей государственной службе в Российской Федерации, а именно: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их непосредственную профессиональную служебную деятельность и т. д.
В свою очередь, свойства специального характера носят ярко выраженную отраслевую направленность, которая проявляется через профессиональную деятельность государственных служащих.
Правоохранительная служба в органах внутренних дел характеризуется множеством различных отношений Позднякова Е. В. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации / Е. В. Позднякова, Т. М. Занина // Территория науки: мультидисциплинарный научно-практический журнал. 2008. № 9. С. 96 — 101. .
Прежде всего, это отношения между сотрудниками органов внутренних дел и государственными органами исполнительной власти, а также государственными органами других ветвей власти; между сотрудниками органов внутренних дел и сотрудниками других правоохранительных органов; между сотрудниками органов внутренних дел и различными общественными организациями; между сотрудниками органов внутренних дел и органами местного самоуправления; между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами.
Правоохранительная служба в органах внутренних дел — это служба публичного характера, т. е. служба в органах исполнительной власти, носящая публичный характер.
Правоохранительную службу в органах внутренних дел нельзя рассматривать как нечто самостоятельное, абсолютно автономное от государственной службы Российской Федерации.
Считаем, что в деятельности по совершенствованию кадрового обеспечения службы в органах внутренних дел необходимо учитывать опыт организации государственной службы наиболее развитых странах, в частности Франции, Германии, Англии и США Григонис Э. П., Харченко O.B. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации. СПб. 2007. С. 176.
Так, во Франции, государственная служба представляет собой эталон бюрократической развитой централизованной системы и, одновременно с тем, обеспечивающей эффективной управление страной.
Не менее богатыми традициями организации государственной службы отличается Германия. В частности, это, прежде всего ориентация государственных служащих на «клиентные» отношения с гражданами, наличие должной штабной культуры, соблюдение принципов морали и нравственности, а также система децентрализованного управления ею Студеникин В. Е. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел как объект организации: автореф. дис… канд. юрид. наук. М. 2010. С. 123.
Рыночные стимулы функционирования государственной службы Англии сходны с возможностями менеджера в бизнесе. Вместе с тем, превращение британской административной системы из иерархической в более сложную по структуре и полурыночную по принципам функционирования, не позволило реализовать единую тарифную сетку, что нанесло ущерб авторитету государства как идеального работодателя.
Становление и развитие государственной службы США в последние десятилетия связано с тенденцией реализации принципа демократии и собственно открытости для общества.
В настоящее время гражданину предоставлено право ознакомиться с широким кругом государственных документов, в том числе — касающихся его самого.
Опыт организации государственной службы в целом свидетельствует, что правительственная машина обладает большой инерцией и сопротивляемостью резким переменам, что не всегда негативно, так как резкие перемены в деятельности государственного аппарата могут повлечь коллизию в его работе.
Так, ранее существовавший в зарубежных странах подход по определению эффективности службы по принципам: сколько средств задействовано на реализацию программы, сколько привлечено исполнителей, сколько перепрофилировано кадров по новым специальностям — не обеспечивал конечного результата.
Проведенная в нашей стране административная реформа привела к созданию нового законодательства о государственной службе. Существенно изменилось в последнее время и законодательство о службе в органах внутренних дел.
Таким образом, если государственную службу Российской Федерации рассматривать в качестве родового объекта, то служба в органах внутренних дел будет выступать по отношению к нему как видовой объект.
Специфика этого вида государственной службы проявляется, прежде всего, в том, что профессиональная деятельность сотрудников организуется и осуществляется на основе единоначалия и дисциплины Позднякова Е. В. Административная реформа в органах внутренних дел: ожидания, результаты, прогнозы / Е. В. Позднякова, Т. М. Занина, О. А. Федотова // Теория и практика административного права и процесса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2009. Ч. 1. С. 156 — 164.
Таким образом, государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации, будучи самостоятельным правовым явлением, одновременно является частью многообразного объёмного правового явления каковым и является государственная служба Российской Федерации.
1.3 Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов Григонис Э. П., Харченко O.B. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации. СПб. 2007. С. 176.
В целом Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы.
К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую деятельность, правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) деятельность, материально-технические операции.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 12.05.2014) // Российская газета. 2011. 8 февраля. полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2011. С. 194.
Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
— защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
— розыск лиц;
— производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
— обеспечение правопорядка в общественных местах;
— обеспечение безопасности дорожного движения;
— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
— контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
— охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
— государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
— осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2011. С. 223. .
Другой федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 23.03.2014) // Российская газета. 1995. 18 августа. к задачам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для органов внутренних дел, относит: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутренних дел Российской Федерации не только указанными, но и многими другими Законами, можно выделить основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел Майдыков А. Ф. О некоторых направлениях совершенствования деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью (управленческий аспект) // Совершенствование управления органами внутренних дел: Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 34.
К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:
— осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;
— создание условий для совершенствования работы с кадрами органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;
— обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников;
— создание обновленной нормативной правовой основы для эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих;
— обеспечение различного рода условий для проявления принципов как основы организации государственной службы в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников;
— обеспечение нормальной деятельности органов внутренних дел и выполнение сотрудниками профессиональных, должностных обязанностей по обеспечению исполнения полномочий этих органов;
— искоренение условий для проявления бюрократизма, нарушений законности среди сотрудников;
— создание прочных механизмов, сопровождающих не только отбор, но и профессиональный рост каждого сотрудника Фадеев В. И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. статей. М.: Юристъ, 2009. С. 32.
Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, которые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:
— определение базовых практических органов внутренних дел с целью проведения экспериментов по отработке методик, оценок, различных технологий кадровой в органах внутренних дел; Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М. 2012. С. 224.
— разработка механизма по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел;
— разработка критериев, механизмов анализа и оценки влияния государственной службы на состояние и деятельность органов внутренних дел и др.
Принципы государственной службы в органах внутренних дел — это основополагающие начала, определяющие назначение службы в органах внутренних дел О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 15.03.2014) // Российская газета. 2011. 8 февраля.
1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
2. Законность. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом О полиции: Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 15.03.2014) // Российская газета. 2011. 8 февраля.
3. Беспристрастность. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств См: Безрядин Д. Н. Оптимизация организационной структуры органов внутренних дел Российской Федерации // Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сборник статей. М. 2012. С. 53.
4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
5. Общественное доверие и поддержка граждан. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
Таким образом, подводя итоги первой главы выпускной квалификационной работы, следует отметить, что особенности современного этапа социально-экономического и политического развития нашей страны диктует необходимость глубокого теоретического исследования проблем правового регулирования государственной службы в органах внутренних дел.
2. Административно-правовые основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации
2.1 Общая характеристика основных элементов прохождения государственной службы в органах внутренних дел В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 03.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020. служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Прохождение государственной службы в органах внутренних дел осуществляется на различных должностях. «Каждая должность имеет свой определенный статус, который в конечном итоге формирует основные обязательные требования к кандидату по ее замещению.
Например, Д. Н. Бахрах определяет должность как «комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и других отраслей права» Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2013. С. 123.
Ю.А. Дмитриев отмечает, что должность по организационному положению является начальным элементом структуры органа внутренних дел, но в общем плане это многогранное явление.
Учреждение должности связано с необходимостью обоснования ее возникновения. Подготавливается проект общего ее статуса, где должны быть рассмотрены вопросы социального, организационного и правового обеспечения Сутаев В. П. Исполнительная власть в Российской Федерации (проблемы развития). Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 54.
Замещение как характеризующий этап означает, что конкретное лицо принимается на должность при помощи определенного организационно-правового способа.
Период функционирования — это центральный момент, ради чего она была учреждена. Лицо, занимающее определенную должность, наделяется рядом полномочий. С этого момента происходит практическая реализация целей, задач, функций органов и подразделений МВД России.
Последний характеризующий этап — это ликвидация должности, которая означает прекращение действия не только статуса должности, но и статуса сотрудника органа внутренних дел. Ликвидация оформляется определенным актом.
Государственный служащий России, как и всякий субъект права — это гражданин Российской Федерации, который имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. и рядом других нормативных правовых актов [24, С. 18].
Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетентности по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, принимаемой Присягой и заключенным индивидуальным контрактом.
Центральное место в статусе служащего органов внутренних дел занимают его обязанности и права.
В.Б. Гайдов предлагает следующую дифференциацию обязанностей:
— служебные — возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, актами МВД России.
Именно они характеризуют правовой статус служащего органов внутренних дел как представителя федеральной исполнительной власти;
— должностные — определяются должностными инструкциями и положениями. К ним можно отнести такие обязанности, как, при заключении индивидуального контракта соблюдать его условия; соблюдать присягу, внутренний порядок и служебную дисциплину; в случае служебной необходимости выполнять обязанности, непредусмотренные контрактом (на срок от одного месяца в течении календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности) Гайдов В. Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государ-ственной службы. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск. 2001. С. 19.
Права служащего органов внутренних дел сопровождают его государственно-служебную деятельность, создают условия его защищенности, как в правовой, так и в социальной сферах Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2013. С. 123.
Можно сказать, что служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.
В.Б. Гайдов предлагает права также разделить на две группы:
— права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей (право на обеспечение надлежащих условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с документами, регламентирующими деятельность сотрудника; право на отдых; право на оплату труда; должностной рост, в том числе переподготовку, повышение квалификации, стажировку; членство в профессиональном союзе (ассоциации) и др.);
— права, сопровождающие государственно-служебную деятельность служащего органов внутренних дел, например, право на форменную одежду установленного образца; постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств (после прохождения соответствующей подготовки); предоставление всех видов довольствия; погребение Гайдов В. Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы. С. 20.
Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную службу, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов, которые имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения и запреты должны препятствовать злоупотреблениям, проявлениям коррупции.
В. Б. Гайдов выделяет четыре основных аспекта ограничений Указ. соч. С. 21.:
— несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
— недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;
— строгое соблюдение государственно-должностной дисциплины;
— политическая нейтральность.
Следует отметить, что в законодательстве к таким ограничениям относятся также: признание сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждение к наказанию, исключающее возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; наличие заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению, подтвержденное заключением медицинского учреждения; выхода из гражданства или наличия гражданства другого государства, если не предусмотрено международным договором Российской Федерации; предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Таким образом, за исполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником обязанностей, определенных его статусным положением, на его возлагается ответственность, которая присуща любой его деятельности, возникающей при исполнении служебных полномочий.
2.2 Порядок прохождения аттестации сотрудниками органов внутренних дел Аттестация (от фр. «attestation», от лат. «attestвtio» — свидетельство, подтверждение) — определение квалификации сотрудника, уровня знаний, а также его соответствия установленных определённым требованиям Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2011. С. 163.
Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право: учебник. Р н/Д: Феникс, 2012. С. 113.
Внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента Российской Федерации.
Внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:
— при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;
— при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта;
— по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:
— о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел;
— об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;
— в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (в ред. от 20.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.
Сотрудники органов внутренних дел женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.
Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 23.03.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020. В случае необходимости по решению уполномоченного руководителя к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций — специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел О внутренних войсках Министерства внутренних дел: Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ (в ред. от 22.03.2014) // Российская газета. 1997. 12 февраля.
Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности в органах внутренних дел, выполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485−1 (в ред. от 12.08.2013) // Собрание законодательства РФ. 1997. Ст. 8220−8235.
Аттестационные комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации аттестационной комиссии.
На время аттестации сотрудника органов внутренних дел, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
Аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника органов внутренних дел. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности, а его аттестация переносится О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в ред. от 11.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.