Правовой режим сельскохозяйственных земель СПХК Хатасский
Так, на территории Республики 10.12.2011 года вступил в силу Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 года 969-З N 847-IV «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)», направленный на дополнительную государственную поддержку граждан Республики Саха (Якутия), имеющих трех и более детей, посредством предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной… Читать ещё >
Правовой режим сельскохозяйственных земель СПХК Хатасский (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы правового режима земель сельскохозяйственного назначения
- 1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения
- 1.2 Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения
- 1.3 Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации
- 1.4 Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения Республики Саха (Якутия)
- Глава 2. Правовой режим земель сельскохозяйственный производственный кооператив хатасский
- 2.1 Краткая характеристика СПХК Хатасский
- 2.2 Анализ использования земель сельскохозяйственного назначения СПХК Хатасский
- 2.3 Выработка предложения, направленные на совершенствование правового режима сельскохозяйственных земель спхк хатасский
- 2.4 Ставки земельного налога в городском округе «город Якутск»
- Заключение
- Список литературы
Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов.
На современном этапе развития общества остро встает вопрос правового режима сельскохозяйственных земель находящихся непосредственно у городской черты. Урбанизация одна из этих причин, по опубликованным результатам последней переписи населения, в Якутске между двумя переписями (2002 и 2010 гг.) население увеличилось на 20,1%. С начала 1990;х гг. идёт активная миграция сельских жителей из районов республики в Якутск. 3 ноября 2004 года на основании постановлений Государстенного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) посёлки Марха и Кангалассы были включены в городскую черту Якутска.
В состав городского округа «Город Якутск» входят сёла Маган, Табага, Старая Табага, Хатассы, Тулагино, Капитоновка, Кильдямцы, Сырдах, Пригородное, Владимировка.
Основную роль в вопросе перехода сельскохозяйственных земель играет решение вопроса о предоставлении земельных участков многодетным семьям (3 и более детей). В 14.06.2011 вышел Федеральный закон от 14.06.2011 N 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „О содействии развитию жилищного строительства“ и Земельный кодекс Российской Федерации» в соответствии с которым: «Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации» .
Так, на территории Республики 10.12.2011 года вступил в силу Закон Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 года 969-З N 847-IV «О внесении изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)», направленный на дополнительную государственную поддержку граждан Республики Саха (Якутия), имеющих трех и более детей, посредством предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства, огородничества, ведения сайлычного хозяйства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, на территории муниципального образования, в котором они поставлены на регистрационный учет по месту жительства, на праве аренды или собственности.
Действие настоящего Закона распространяется также на граждан, имеющих трех и более детей, достигших возраста 18 лет в период с 17 июня 2011 года до дня вступления в силу Закона.
Так как на момент вступления силу указанного закона в распоряжении города Якутск не имелось в распоряжении только сводной земли под строительство, встал вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли другого правового режима.
Указанные обстоятельства и определили выбор и актуальность темы квалификационной работы, характер ее целей и задач.
Целью работы является комплексное исследование вопросов правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие правового режима земель сельскохозяйственного назначения и дать его общую характеристику;
2. Рассмотреть правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации;
3. Рассмотреть правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения Республики Саха (Якутия);
4. Охарактеризовать территорию СПХК Хатасский;
5. Провести анализ использования земель сельскохозяйственного назначения СПХК Хатасский;
6. Выработать предложения, направленные на совершенствование правового режима сельскохозяйственных земель СПХК Хатасский.
Объектом исследования являются земли сельскохозяйственного назначения СПХК Хатасский.
Предметом исследования выступают гражданско-правовые нормы, регулирующие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
Нормативную базу составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ), Федеральные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие нормативно-правовые акты РФ и РС (Я).
Методологическую основу работы составляют современные научные методы познания, такие как: метод научного наблюдения с применением метода системного анализа, метод гипотезы, метод индукции и дедукции, метод сравнения, метод обобщения и т. д.
земельный налог оборот земля
Глава 1. Теоретические основы правового режима земель сельскохозяйственного назначения
1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель.
Земли сельскохозяйственного назначения включают в себя сельскохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяйственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья. Перечислять их все нет необходимости, так как их перечень остается открытым [4 ст.77−84].
Под правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения следует понимать установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земель, т. е. ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.
Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения понимается основное предназначение земель данной категории. При этом допускается постройка на этих землях несельскохозяйственных объектов, которые помогают ведению хозяйства (перерабатывающие предприятия, гаражи для сельскохозяйственных объектов и т. п.).
Земельное угодье является конкретным объектом правового регулирования. Оно представляет собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению.
Говоря о целевом использовании земель, необходимо упомянуть о таком понятии, как «конкретное целевое назначение». Под ним понимается вид использования земли, который исключает иные формы её хозяйственной эксплуатации. На этих землях нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей.
Проводя подразделение земли по виду объекта правового регулирования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный.
Общий правовой режим — распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению.
Для земель сельскохозяйственного назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании для сельскохозяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощенных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.
Следует отметить, что правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, выделенных физическим лицам, может быть изменен, чему способствуют действия собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле. Например, если собственник земельного участка решил возвести на нем птицеферму, то он несет ответственность за противопожарную безопасность, сохранность чистоты воздуха, а земельный участок приобретает соответствующий специальный правовой режим. Устанавливают специальный правовой режим органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией по предоставлению и изъятию земель.
Вторым элементом правового режима земель является наличие специально уполномоченных, государственных органов по регулированию правового режима.
Регулирование правового режима земель как общего объекта правового режима осуществляют государственные органы общей компетенции — Федеральная служба земельного кадастра РФ и ее территориальные органы. Регулирование правового режима категорий земель и земельных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.
Третьим элементом правового режима использования земель является круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом собственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли. Так, сельскохозяйственные предприятия не могут быть собственниками земель промышленности, поскольку их уставная деятельность не предусматривает ведения промышленной деятельности.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, являются Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 16.07.98 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации»; Федеральный закон от 22.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; Федеральный закон от 24.07.02 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:
— гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
— хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
— некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
— казачьими обществами;
— опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными хозяйствами научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
— общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования и традиционных промыслов [4 ст.78]
Каждый из этих субъектов получает земельный участок на определенных условиях. Физическим лицам земельный участок выделяется в собственность и на неопределенный срок. Государственные и муниципальные учреждения и сельскохозяйственные предприятия обладают лишь правом бессрочного пользования выделенными им сельскохозяйственными участками. Остальным участникам правоотношений, указанным в законе, земельные участки могут выделяться в собственность, в бессрочное пользование и в аренду.
Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.) в составе земель сельскохозяйственного назначения — имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе опытно-производственных хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебно-опытных хозяйств, образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья с кадастровой стоимостью, существенно превышающей среднерайонный уровень, могут быть законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» .
Четвертым элементом правового режима использования земель является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель, что составляет основной элемент правового режима. Права и обязанности субъектов зависят как от особенности земли — используемого объекта, так и от правового статуса субъектов. Содержание прав и обязанностей зависит и от иных обстоятельств, что подробнее будет рассмотрено ниже [4 ст.40−43].
Пятым элементом правового режима использования земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего надлежащий правовой режим использования земель. К нему относятся:
— наличие правовых норм, исполнение которых предотвращает нарушение правового режима земель и обеспечивает приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями несельскохозяйственного назначения, а также нормы, не допускающей изъятия ценных сельскохозяйственных земель;
— наличие правовых норм, применение которых устраняет условия, способствующие нарушению правового режима земель. Например, запрещение финансирования проектно-изыскательных работ до принятия местной администрацией решения о предварительном согласовании места размещения объекта или решения суда — при возникновении спора;
— наличие наказаний за нарушение правового режима земель. Так, ответственность в виде штрафов предусмотрена за уничтожение межевых знаков земельных участков, за самовольное занятие земли, за порчу и уничтожение плодородного слоя земли и т. д.;
— наличие правовых норм, использование которых позволит восстановить нарушение режима использования земель. Например, самовольно занятые земельные участки должны быть возвращены по принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.
Помимо Земельного кодекса РФ порядок предоставления физическим лицам земельных участков сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 23.06.03 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», устанавливающим права, обязанности и ответственность лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.
Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст.74−76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголовной, гражданской и иным формам ответственности.
1.2 Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения
Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяйственного назначения осуществляется именно в сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию угодий. Рассмотрим юридический статус этих субъектов и их правомочия по отдельности.
Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения в широком смысле. Выделение их в таком аспекте обусловлено следующими мотивами.
Они являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это собственники земель в их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удостоверяется специальными документами — свидетельством на право собственности; пожизненного наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды.
Данные лица подлежат обязательной регистрации государством в силу обретения ими особых правомочий в отношении земельных участков, регистрация осуществляется в органах местного самоуправления и их администрации.
Они должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, земельный участок не может быть предоставлен для ведения фермерского хозяйства, если гражданин не обладает необходимой квалификацией или опытом работы в сельском хозяйстве. Работать же на земле вправе и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.
Право на получение титула землевладения и землепользования имеют не всякие лица, а только те, которым это разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены. Например, не может обладать титулом землепользования подразделение предприятия, не обладающее правами юридического лица; если оно получило такие права, то не вправе получить титул землепользования для использования земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях (для строительства промышленного предприятия, для образования свалки, захоронений отходов и т. п.).
Субъекты правоотношений по использованию земель в узком смысле — это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титулом на право собственности, владения, пользования, аренды. Их можно подразделить на две группы.
Первая — лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков. К их числу относятся:
— работающие у землевладельцев, землепользователей, собственников земли и арендаторов в качестве наемных работников по трудовому договору. Такие работники несут ответственность перед землевладельцами как за результаты своего труда, так и за соблюдение порядка исполнения трудовых обязанностей;
— лица, работающие у арендаторов, землевладельцев, землепользователей, собственников земли по гражданско-правовым договорам подряда, капитального строительства и т. п. Данная категория лиц ответственна лишь за результаты выполнения работ на полях при условии соблюдения требований рационального использования земли. Недопустимо, к примеру, расторгать договор возведения строения с работником по причине выполнения им этой работы в нетрезвом состоянии, если данного основания расторжения не предусмотрено в договоре.
Вторая — лица, осуществляющие деятельность по хозяйственной эксплуатации земельных угодий через руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения.
Функции второй группы работников имеют хотя и косвенный характер по отношению к использованию сельскохозяйственных земель, но без них невозможна эффективная реализация правового режима этих земель.
1.3 Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации
Термин «оборот» тех или иных объектов может пониматься в двух основных значениях — фактически-юридическом и чисто юридическом.
В фактически-юридическом значении оборот объектов понимается в качестве возмездного (купля-продажа, мена и т. д.) перемещения их в пространстве от одной территории к другой. Так, гарантируя право свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, Конституция РФ предусматривает возможность ограничения этой свободы, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей [1 ст. 8 п.1, ст. 74. П.2].
В чисто юридическом значении данный оборот понимается в сменах титулов прав на объект, который не перемещается в пространстве (недвижимость). Иначе говоря, при таком виде оборота происходит не перемещение объекта, а перемещение указанных титулов. И поскольку земля может находиться в частной, государственной и иной формах собственности [1 ст. 9 п.9], то «оборот» этих форм собственности осуществляется в порядке, определяемом федеральным законодательством [1 ст. 9 п.2].
Федеральный закон от 24.07.02 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определяя в ст. 1 сферу действия этого Закона, устанавливает главным критерием регулируемых им земельных отношений именно результат в виде смены или изменения титула прав на земельные участки.
Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного назначения представляет собой сделки с земельными участками этой категории земель, направленные на смену титула прав на эти участки.
Критерии ограничений в обороте земель сельскохозяйственного назначения обусловлены следующими объективными обстоятельствами.
1. Значимостью земель сельскохозяйственного назначения, представляющих собой основное средство производства пищевой энергии для человечества.
2. Точной определенностью земель, обладающих статусом сельскохозяйственного назначения.
3. Необходимостью обеспечения рациональной структуры земель сельскохозяйственного назначения.
4. Необходимостью соблюдения требований п. 3 ст.17 Конституции РФ, запрещающей субъектам земельных отношений осуществлять свои земельные права и свободы в нарушение земельных прав и свобод других лиц.
5. Приоритетом публичного интереса при осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения.
6. Главная цель правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения заключается в достижении наиболее эффективного использования земель данной категории.
Эффективно же использовать землю могут только те субъекты прав на земельные участки, которые являются наиболее эффективными землепользователями.
В Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены следующие основные способы включения в отношения по этому обороту наиболее эффективных землепользователей:
— конкурсный порядок предоставления земельных участков в собственность из земель сельскохозяйственного назначения (ст.10), позволяющий эффективно осуществить отбор среди претендентов на получение сельскохозяйственных угодий в собственность;
— продажа земельных угодий арендаторам осуществляется после доказанности их способности эффективно эксплуатировать продаваемое угодье в течение не менее чем трехлетнего надлежащего использования этого угодья в порядке аренды (ст.10);
— принудительное изъятие в судебном порядке сельхозугодий у собственника в установленных земельным законодательством случаях ненадлежащего использования этих угодий (п. 3 ст.6).
7. В то же время потребность в эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения не должна войти в противоречие с принципом справедливости при осуществлении оборота этих, земель.
8. Во исполнение положений п. 1 ст.9 Конституции РФ, определившей земле статус основы жизни и деятельности проживающих на ней народов, и п. 3 ст.129 Гражданского кодекса РФ, установившей ограниченный оборот земель, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрел жесткий государственный контроль за реализацией этого оборота.
Правовые методы и формы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые.
Оба эти метода обеспечивают оборот земель сельскохозяйственного назначения как путем перехода земельных угодий из публичных форм собственности в частные, так и путем их перехода из частных форм собственности в публичные.
В частности, для перехода земельных угодий из публичных форм собственности (государственной и муниципальной) в частную собственность предусмотрено осуществление приватизации земельных участков [7 ст. 1.4], т. е. специальной системы сделок, имеющих строго целевое назначение и обусловленных особыми процедурами их совершения.
В то же время в случаях ненадлежащего использования сельхозугодий, находящихся в частной собственности, частный собственник может принудительно лишиться этого ненадлежаще используемого земельного участка в принудительном порядке [7 п. 3 ст.6], т. е. из частной собственности это сельскохозяйственное угодье перейдет в публичную собственность (государственную или муниципальную).
1. Административно-правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения выражаются в том, что:
— от имени российского государства соответствующие государственные органы вправе осуществлять перераспределение этих земель, если они используются с нарушениями закона. В частности, принудительно могут быть отчуждены сельскохозяйственные угодья, используемые с нарушением их целевого назначения или нерационально, с последующей продажей их с публичных торгов, Тем самым осуществляется смена менее эффективных хозяйствующих субъектов более эффективными;
— органы государственной власти субъектов РФ осуществляют принудительное перераспределение сельскохозяйственных угодий между собственниками, если в результате оборота этих угодий возникнут обстоятельства, требующие государственного вмешательства. Например, если один гражданин оказался по законным основаниям собственником такой площади сельскохозяйственных угодий, которая превышает допустимую норму, то субъект РФ осуществляет действия по принудительному отчуждению излишков в судебном порядке;
— принудительное вмешательство в оборот земель сельскохозяйственного назначения может иметь и временно-вынужденный характер и прекращается с устранением обстоятельств, которые вызвали потребность в этом вмешательстве. В частности, ст. 51 Земельного кодекса РФ допускает реквизицию земельного участка, т. е. временное изъятие сельскохозяйственного угодья у собственника в целях защиты от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз жизненно важным интересам граждан, общества и государства, с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции;
— органы судебно-исполнительного производства (судебные приставы исполнители) осуществляют конфискацию сельскохозяйственных угодий на основании соответствующего судебного решения в порядке санкции за совершение преступления в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10.01.03).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в следующих основных формах.
2. Купля-продажа земельных участков, осуществляемая:
— в общем порядке, при котором продавец обязан известить в письменной форме субъект РФ о своем намерении продать сельхозугодье с указанием цены и других существенных условий продажи;
— в специальном порядке (приватизация, продажа с публичных торгов и т. д.). В данном случае у субъекта РФ отсутствует право преимущественной покупки сельхозугодья, однако процесс купли-продажи прямо урегулирован законом и нарушение этого процедурного порядка может привести к признанию договора купли-продажи сельхозугодья недействительным.
3. Приобретение земель сельскохозяйственного назначения по договору мены, отличающегося от договора купли-продажи сельскохозяйственного угодья не денежной формой расчета за отчуждаемый земельный участок, а натуральной формой в виде равноценного земельного участка либо имущества, которое приобретающая сельхозугодье сторона передает бывшему собственнику за это передаваемое угодье. Например, сельскохозяйственный кооператив передает в собственность промышленной коммерческой организации несколько гектаров сельскохозяйственных угодий для выращивания картофеля за предоставление этому кооперативу в собственность торгового здания в городе для организации фирменного сельскохозяйственного магазина.
4. Договор дарения сельскохозяйственных, угодий отличается от договора купли-продажи и мены следующими основными особенностями:
— безвозмездным характером приобретения сельскохозяйственных угодий, т. е. приобретатель земельного участка (одаряемый) получает этот участок без каких-либо выплат бывшему собственнику земли. Налоговые и пошлинные платежи за оформление этой сделки не в счет, поскольку они платятся государству и представляют собой конституционную налоговую обязанность граждан [1 ст.57];
— при дарении сельскохозяйственного угодья, находящегося в землях сельскохозяйственного назначения, являющихся объектом общей (многосубъектной) собственности, остальные собственники этого сельскохозяйственного земельного массива не могут воспользоваться своим правом на преимущественное приобретение этой земельной доли в общей земельной собственности, предусмотренное ст. 250 ГК РФ.
Однако для совершения дарения сельскохозяйственного угодья, находящегося в общей совместной (а не долевой) собственности, необходимо согласие всех участников этой собственности, поскольку осуществление правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным массивом, находящимся в совместной (не долевой) собственности, должно осуществляться по взаимному соглашению сособственников [2 п. 2 ст.576].
5. Приобретение сельскохозяйственных угодий на условиях договора ренты имеет определенное сходство с договором купли-продажи сельскохозяйственных угодий, так как продавец участка (получатель ренты) также передает свой земельный участок покупателю (плательщику ренты) за определенную денежную или натуральную оплату.
Однако договор ренты отличается от договора купли-продажи сроками расчета за проданный участок. И если покупатель обязан выплатить продавцу покупную цену, как правило, в момент совершения сделки, то плательщик ренты, в отличие от покупателя, осуществляет оплату отдельными частями и в течение длительного времени.
Порядок расчетов за сельскохозяйственное угодье, приобретенное по договору ренты, имеет определенное сходство с арендной платой за арендованный земельный участок. Однако арендная плата не дает права на получение титула собственности на арендуемый земельный участок, независимо от того, превысил ли ее суммарный платеж стоимость этого участка. Рента же является своего рода рассрочкой оплаты за приобретенный в собственность земельный участок.
Платежи за приобретенное по договору ренты сельскохозяйственное угодье в зависимости от вида этого договора бывают двух основных видов:
— бессрочная рента — при продаже земельного участка по договору постоянной ренты. Приобретать земельные участки по такой форме ренты недопустимо у собственников — коммерческих организаций и допустимо лишь у граждан либо у таких некоммерческих организаций, которым закон не запрещает совершать подобные сделки и их совершение соответствует целям уставной деятельности этих организаций.
— пожизненная рента применима лишь к случаям приобретения земельных участков у граждан и определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты (бывшему собственнику участка) в течение его жизни.
6. Приобретение сельскохозяйственных угодий по наследству. Этой правовой форме оборота земель сельскохозяйственного назначения свойственны следующие особые признаки:
— она осуществляется либо в форме односторонней сделки — завещания наследодателя, либо по основаниям, предусмотренным законом;
— эта правовая форма оборота представляет собой одно из гарантированных конституционных прав каждого;
— переход сельскохозяйственного угодья по наследству может осуществляться как из частной формы собственности в частную, так и из частной формы собственности в публичную, но не наоборот. Например, при отсутствии завещания земельный участок, находившийся в собственности покойного, переходит к наследникам по закону в порядке очередности. Однако если таковые отсутствуют, то земельный участок обретает статус выморочного имущества и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, т. е. в публичную собственность;
— переход наследственных прав на сельскохозяйственное угодье осуществляется в особом наследственно-процессуальном порядке, предусмотренном Основами законодательства о нотариате и дополняющим его законодательством, т. е. преимущественно в административно-правовом порядке.
7. Приобретение прав на земельный участок на условиях аренды. Эта форма правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения является договорной и имеет следующие особенности:
— срочность договора аренды, продолжительность которой не может быть свыше 49 лет, и попытки увеличения этого срока пресекаются законом, поскольку при заключении, к примеру, договора на 100−150 лет его срок будет считаться 49-летним;
— арендатор не приобретает титула собственника на арендуемый земельный участок, а это означает, что сельскохозяйственное угодье, находясь в сфере действия частной собственности (в аренде у гражданина), продолжает оставаться в публичной собственности (в государственной или муниципальной).
— арендная форма регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения является своего рода испытанием на проверку соответствия арендатора требованиям крестьянской (фермерской) деятельности, а поэтому арендуемое сельскохозяйственное угодье может быть приобретено арендатором в собственность по истечении трехлетнего продолжения арендных отношений при условии надлежащего использования этого угодья;
— наконец, арендная форма регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения позволяет вовлекать в сферу действия частного капитала те земли, которые в силу их особой публичной значимости недопустимо переводить из публичной формы собственности в частную. Так, только в аренду могут передаваться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами, находящимися в публичной (государственной или муниципальной) собственности.
Законодательство РФ предусматривает наличие нескольких видов ответственности за нарушение правового режима земель сельскохозяйственного назначения.
1. Административная ответственность. В статьях Земельного кодекса РФ и КоАП РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Наложение штрафов на виновных не снимает с них обязанности по устранению нарушения. Налагаются и взимаются штрафы полномочными государственными органами, к которым следует отнести и местные органы Госкомзема, а также органы санитарного и эпидемиологического контроля, органы Министерства природных ресурсов РФ. Полномочный орган рассматривает материалы о наложении штрафа в установленном порядке и в срок от пяти до 15 дней. Штраф взыскивается в бесспорном порядке. Но это может быть обжаловано в суд, решение которого обязательно.
2. Уголовная ответственность. В Земельном кодексе РФ указано, что уголовная ответственность устанавливается Уголовным кодексам РФ. Но в новом Уголовном кодексе РФ есть лишь ст. 254 об уголовной ответственности за земельные правонарушения. В ней говорится, что отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.
Деяния, предусмотренные ч.1 или 2 ст. 254, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Но, наличие лишь единственной статьи является большим пробелом в законодательстве. Ведь прежний Уголовный кодекс предусматривал ответственность, в частности, за самовольный захват земель.
3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий: ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного; при возникновении имущественного вреда; если имеется вина причинителя.
4. Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.
1.4 Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения Республики Саха (Якутия)
В октябре 2001 года принят Земельный кодекс Российской Федерации, который заложил основу правового регулирования рационального использования и охраны земельных участков, владения, пользования, распоряжения земельными участками, правового режима земель в зависимости от категории земель, закрепил полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Вместе с тем, экономические, социальные, политические изменения в стране обуславливают совершенствование методов и механизмов управления земельными отношениями. С момента принятия Земельного кодекса Российской Федерации многие положения претерпели существенные изменения:
1) в целях обеспечения прозрачности, открытости и публичности процедуры земельные участки для жилищного строительства предоставляются исключительно на торгах, проводимых в форме открытых аукционов. Закон призван обеспечить максимальную открытость информации о предоставляемых земельных участках и доступность к ней широкого круга населения, и дает гражданам и юридическим лицам возможность конкурировать в определении цены выкупа земельного участка (статьи 30, 30.1 и 38 Земельного кодекса РФ);
2) в целях упрощения оформления прав граждан на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, гаражного строительства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, предоставленных до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, установлена возможность приобретения бесплатно в собственность путем обращения с заявлением в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав;
3) для ускорения разграничения государственной собственности на землю федеральным законом земельные участки в зависимости от правового режима правообладателя и правового режима недвижимости отнесены к собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований (статья 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);
4) органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов получили полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статья 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»);
5) детально регламентирован порядок прекращения прав на земельные участки на основании добровольного отказа от права владения и пользования земельными участками (статья 53 Земельного кодекса РФ);
6) при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд отменено возмещение потерь лесного хозяйства, а с 1 января 2008 года — потерь сельскохозяйственного производства (статья 58 Земельного кодекса РФ);
7) изменен правовой режим земель населенных пунктов (изменено название земель поселений на земли населенных пунктов, изменен порядок установления и изменения границ населенных пунктов (Глава XV Земельного кодекса РФ).
Кроме того, приняты и действуют законодательные акты, посвященные отдельным институтам земельного права:
1) Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который установил основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, порядок и условия предоставление земель, правила и ограничения оборота долей на сельскохозяйственных угодьях;
2) Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» установил порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности;
3) Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» установил виды земель, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные и полевые участки);
4) Федеральный закон 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установил порядок и основания перевода земель, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, сроки рассмотрения ходатайства;
5) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» закрепил правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, форму собственности, порядок создания и деятельности учреждений природоохранного назначения;
6) Налоговый кодекс РФ (Часть I) от 05.08.2000 № 117-ФЗ отнес земельный налог к местным налогам.
Развитие федерального законодательства объективно требует регулярного обновления законодательства на республиканском уровне. Такое обновление должно осуществляться на основе анализа действующих норм земельного законодательства, учета положительных и отрицательных сторон правоприменительной практики, особенностей регулирования земельных отношений с учетом социально-экономических, географических, климатических, исторических и иных особенностей развития республики.
В этой связи, в республике регулярно проводится анализ применения законодательства Республики Саха (Якутия) в данной области с привлечением специалистов из иных областей сельского хозяйства, местного самоуправления, а также научной общественности.
С начала земельной реформы первым законодательным актом в Республике Саха (Якутия) в области земельных отношений был Закон Якутской — Саха ССР от 04 марта 1991 года «О земельной реформе». Данный закон был направлен на перераспределение земель для создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель и возрождения национальных традиций использования природных ресурсов народами республики.
Следует отметить, что несовершенство действовавшего в то время федерального земельного законодательства позволяло региональным органам государственной власти осуществлять правовое регулирование лишь незначительного круга земельных отношений. Так, предыдущим созывом (II созывом) Государственного Собрания (Ил Тумэн) было принято всего лишь 4 закона:
1) Закон от 13.01.1998 3 № 221-I «Об аренде земельных участков» ;
2) Закон от 29.12.1999 3 № 143-II «О государственном земельном кадастре» ;
3) Закон от 04.05.2000 3 № 187-II «О мелиорации земель в Республике Саха (Якутия)» ;
4) Закон 14.06.2000 3 № 207 — II «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)» ;
Сегодня на республиканском уровне законотворчество в данной отрасли является более обширным и динамично развивающимся. Так, депутатским корпусом Государственного Собрания (Ил Тумэн) III созыва всего принято и действует порядка 16 законов в области земельных отношений:
1) Закон Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2003 № 6−3 № 13-III «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (принят во исполнение статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации);
2) Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 года 27−3 № 55-III «О землеустройстве» осуществляет правовое регулирование проведения землеустройства, порядок проведения землеустройства, определяет виды землеустроительной документации (принят в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве»);
3) Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 года 24-З № 49-III «О полномочиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» определяет полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (принят во исполнение пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
4) Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 года 26-З № 53-III «О размерах земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам и юридическим лицам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности» устанавливает размеры земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам и юридическим лицам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (принят во исполнение пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ;
5) Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 года 25-З № 51-III «О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Саха (Якутия)» (принят во исполнение пункта 4 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
6) Закон Республики Саха (Якутия) от 16.09.2003 5-З № 133-III «О признании утратившими силу законодательных актов Республики Саха (Якутия) об аренде земельных участков» ;
7) Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2004 года 128-З № 259-III «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия)» О полномочиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения" ;
8) Закон Республики Саха (Якутия) 27.01.2005 204-З № 413 — III «О бесплатном предоставлении гражданам на праве общей собственности сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности» (принят во исполнение абзаца 6 пункта 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Во исполнение данного закона Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 18 августа 2005 № 478 «Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения гражданам на праве общей собственности и сельскохозяйственной организации в собственность при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования» .
9) Закон Республики Саха (Якутия) от 18 мая 2005 года 235−3 № 477-III «О фонде перераспределения земель» (принят в соответствии со статьей 80 Земельного кодекса РФ).
Во исполнение данного закона Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 24 ноября 2005 № 640 «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными участками, входящими в фонд перераспределения земель» .
10) Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 года 325-З № 663-III «О внесении изменений и дополнений в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия)» О минимальных размерах земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам и юридическим лицам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности" ;
11) Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 336-З № 687-III «Об установлении случаев бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (принят во исполнение статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации);
12) Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 338-З № 691-III «Об установлении цены сельскохозяйственных угодий и минимального срока аренды земельных участков сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения» (принят во исполнение пункта 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
13) Закон Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 337-З N 689-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений» .
Во исполнение данного закона Правительством Республики Саха (Якутия) принято распоряжение от 26 июня 2007 № 808-р «Об утверждении методических рекомендаций по оформлению права собственности граждан на земельные участки, предоставленные до 29 октября 2001 года для сенокошения» ;
14) Закон Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 364-З N 743-III «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Республике Саха (Якутия)» (принят в соответствии с Федеральным законом «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»);
15) Закон Республики Саха (Якутия) от 29 июля 2006 349 № 723-III «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» (принят во исполнение абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).
Во исполнение данного закона Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 30 сентября 2006 № 435 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» ;