Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран (3 задания)

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разберите положения Институций Гая касающиеся правового положения населения в Риме. Какими тремя статусами характеризуется правовое положение лица в Древнем Риме? По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Как соотносятся между собой эти три статуса? Утрата какого из статуса влекла наибольшую потерю правоспособности? Чем отличается… Читать ещё >

Содержание

  • ЗАДАНИЕ

Разберите положения Институций Гая касающиеся правового положения населения в Риме. Какими тремя статусами характеризуется правовое положение лица в Древнем Риме? По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Как соотносятся между собой эти три статуса? Утрата какого из статуса влекла наибольшую потерю правоспособности? Чем отличается правовое положение свободнорожденных и вольноотпущенников, лапинов и перегринов?

ЗАДАНИЕ 2

Сравните права человека, гражданина и трудящегося по Декларации Парижской коммуны 1871 года и Преамбулы Конституции Франции 1946 года.

ЗАДАНИЕ 3

Проанализируйте положения конституции США 1787 года, касающиеся порядка выборов президента США. Чем процедура выбора президента, закрепленная во второй статье Конституции отличается от процедуры выборов главы американского государства установленного XII поправкой к Конституции? Какие требования предъявляет Конституция к лицу, баллотирующемуся на пост президента? Какой максимальный срок президентства в США?

Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран (3 задания) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАДАНИЕ 1

Разберите положения Институций Гая касающиеся правового положения населения в Риме. Какими тремя статусами характеризуется правовое положение лица в Древнем Риме? По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Как соотносятся между собой эти три статуса? Утрата какого из статуса влекла наибольшую потерю правоспособности? Чем отличается правовое положение свободнорожденных и вольноотпущенников, лапинов и перегринов?

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям.

Отсутствие однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (или несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски — средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства — принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и публично-правовым порядком гарантировалась.

Правовые категории лиц в зависимости от состояния свободы

Согласно отправным принципам римского нрава, главное деление в отношении правового положения людей в том, что все люди свободные или рабы. Из свободных — одни с рождения, другие — отпущенные. Свободнорожденные все, кто родились свободными, освобожденные — те, кто отпущен из правоустановленного рабства. Таким образом, в зависимости от status libertatis лица в интересах частного права разделялись на три класса:

свободные (это качество было безусловно обязательным для обладания римским гражданством и полной правоспособностью), рабы и вольноотпущенники.

Рабы (servi) представляли низшую категорию общества не только, но своему реальному жизненному положению, но и в отношении признаваемых за ними прав. Раб не признавался самостоятельным субъектом частного права, он не обладал правоспособностью. В большинстве правовых ситуаций раб выступал лишь как объект правовых отношений либо как говорящее орудие, посредством которого полноправное лицо реализовывало свой хозяйственный интерес или свои правомочия.

Основаниями рабства могли быть:

а) рождение от матери-рабыни; б) пленение на войне врага Рима, т. е. человека, принадлежавшего открыто враждебному для римского народа государству или иному сообществу; в) продажа в рабство — в порядке ответственности по обязательствам или в качестве частной сделки самозаклада; г) осуждение на пребывание в рабстве за преступления. Последние два случая могли касаться и ранее свободных и даже римских граждан.

Раб всегда считался объектом прав, даже если в какой-то данный момент по случайным обстоятельствам у него не было конкретного господина — в этом случае весь римский народ выступал по отношению к нему в абстрактной роли dominus. Раб мог принадлежать не только индивидуальному владельцу, но и корпорации (см. далее), однако в этом последнем случае правомочия по отношению к рабу были правомочиями в рамках только частною, а не публичного права.

Раб пользовался частичным признанием своей человеческой личности, и связанные с этим проявления гарантировались правом. Пол, возраст, религиозные привязанности раба должны учитываться господином в осуществлении им власти над рабом. Место погребения раба не могло быть предметом осквернения или посягательств. Признавались родственные и кровные связи рабов (наличие у них семей, родительско-кровных связей); аморальным поступком считалось принуждение рабов к сожительству с нарушением кровных связей. Власть господина в отношении раба не была абсолютно безграничной: раб пользовался правом убежища (в храме, в церкви, монастыре), в христианскую эпоху безусловно запрещалось господину самолично убивать своих рабов даже в случае совершения ими тяжких преступлений.

Раб мог выступать субъектом коммерческого оборота в нескольких регламентированных правом ситуациях. Возможность полноправного обладания рабом имущества не допускалась: он не мог быть ни собственником, ни владельцем, ни пользователем со всеми вытекающими отсюда правомочиями на требования. Раб мог совершать отдельные виды сделок, не связанные с обязательствами личного плана: купить, продать, взять в долг, обменять и т. п. Все заключенные им в этом случае обязательства признавались правовыми и давали основание для искового требования к господину раба, даже если эти сделки были заключены без ведома господина или в период пребывания раба в бегах. Полновесная ответственность возникала в случае, если сам господин уполномочил раба на ведение торговых операций в качестве управителя, приказчика или специального поверенного — в этой ситуации господин обязывался возмещать и вред, нанесенный его рабом контрагенту, но только в пределах исполнения рабом той деятельности, к какой он был определен господином. Особые имущественные права и обязанности возникали у рабов при выделении им господином пекулия (pecutium) — обособленного имущества для ведения самостоятельного хозяйства. Формально пекулий оставался собственностью господина, который мог в любое время взять его обратно, но раб уже мог заключать натуральные обязательства в объеме имущества пекулия, нести, за него ответственность, приобретать дополнительное имущество; после смерти господина пекулий подлежал специальному наследственному регулированию, в случае освобождения раба — закреплялся за ним как личное владение.

Освобождение рабов должно было носить правовую форму manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба, как собственным решением, так и в завещании, а также посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества. Процедура освобождения и его размеры такж были регламентированы: так, нельзя было отпустить на свободу всех рабов, отпустить без мотивации — это считалось опасным для публичного порядка и могло послужить поводом для вмешательства магистратов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. В., Жигачев И. Ю., Введение в правовую систему США. М.: Норма, 1997.
  2. М.М. Римское гражданское право: Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. стр.612
  3. Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов /Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: ИНФРА М --НОРМА, 1996.стр. 630
  4. Д.В. Практический курс римского права. 4.I. Общая часть. Право лиц. Вещные права. Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2000. стр. 86
  5. И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Рус.яз., 1986.
  6. Ф.М. Латинско-русский словарь к источникам римского права. По изданию 1896 г. М.: Издательство «Спарк», 1998.
  7. Конституции зарубежных государств (колл. авторов), М.: БЕК, 1996.
  8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран (колл. авторов), М: БЕК, 1993.
  9. Ф. Введение в американское право. М.: Прогресс, Универс, 1993.
  10. А. А. Государственное право США. М., 1976.
  11. И.Б. Римское право, Издат. «ТЕИС», 1996 г. стр. 573
  12. И.Б. Римское право. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание» 1997.стр. 701
  13. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М.: Юристъ, 1996.
Заполнить форму текущей работой