Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
Дендрологические парки и ботанические сады — это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом… Читать ещё >
Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
по дисциплине «Экологическое право»
тема: «Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов»
1. Общие представления об особо охраняемых природных территория и объектах и их правовом режиме
1.1 Понятие и сущность особо охраняемых природных территорий и объектов
1.2 История охраны особо охраняемых природных территорий и объектов в России
2. Правовой режим отдельных категорий особо охраняемых территорий и объектов
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников
2.2 Государственные природные заказники
2.3 Правовой режим национальных и природных парков
2.4 Дендрологические парки и ботанические сады
2.5 Правовой режим памятников природы
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов
3. Совершенствование государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов
Заключение
Одним из важнейших прав человека, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации, является его право на благоприятную окружающую среду. Однако расширение сферы хозяйственной деятельности, активизация промышленности оказывают все большее негативное воздействие на целостность сложных естественных экологических систем, влекут за собой ухудшение экологической обстановки в стране, истощение ее природных ресурсов.
Россия занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в сфере охраны и восстановления окружающей природной среды на планете. Практически не тронутые хозяйственной деятельностью Арктика, Восточная Сибирь, север Дальнего Востока и высокогорья страны представляют собой чрезвычайную ценность для всего человечества. Неосвоенные территории России с ее природными богатствами — сдерживающий фактор глобального экологического кризиса.
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни, здоровье населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения естественных экологических систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Одним из направлений в этой деятельности государства является развитие сети особо охраняемых природных территорий и объектов и совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в процессе организации и функционирования отдельных категорий особо охраняемых природных территорий и объектов.
Стратегической целью государственной политики в области охраны окружающей среды, определенной в «Экологической доктрине Российской Федерации», является сохранение естественных экологических систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Одними из основных задач в сфере сохранения и восстановления природной среды являются создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, прежде всего особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России, сохранение уникальных природных комплексов.
Важными направлениями деятельности, при реализации поставленных задач, является создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и его научное обеспечение, а также создание высокоэффективной системы государственного управления охраной окружающей среды, соответствующей демократическому устройству и рыночной экономике Российской Федерации. Для этого за последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в России. Но, несмотря на принимаемые меры, работа по экологическому оздоровлению страны ведется недостаточно эффективно и правовому обеспечению особо охраняемых объектов и территорий все же не всегда достает внимания.
Основной целью работы является исследование правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов, что порождает целый ряд задач, последовательно решаемых в нескольких главах:
— дать общее представление о правовом режиме особо охраняемых природных территориях и объектах, в том числе о понятии этих категорий, и их правовом регулировании, как на современном этапе, так и в исторической ретроспективе;
— показать правовой режим отдельных категорий особо охраняемых природных территорий и объектов;
— раскрыть сущность стратегии государства в области особо охраняемых природных территорий и объектов.
При написании данной работы был использован широкий круг источников: нормативные правовые акты, учебная и научная литература, а также публикации в периодических изданиях.
1. Общие представления об особо охраняемых природных территория и объектах и их правовом режиме
1.1 Понятие и сущность особо охраняемых природных территорий и объектов
Согласно статье 58 Закона «Об охране окружающей среды» — природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Так в статье 1 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» указано, что особо охраняемые природные территории это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Эти территории и объекты являются главным средством сохранения биоразнообразия, т. е. устойчивости биосферы.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Закон предусматривает следующие категории особо охраняемых природных территорий:
1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственные природные заказники;
5) памятники природы;
6) дендрологические парки и ботанические сады;
7) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Кроме того, в законодательстве встречается понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства» Уголовный кодекс РФ. ст. 243 «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т. е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.
К особо охраняемым объектам относятся редкие, находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, занесенные в Красную книгу, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения виды почв.
В Российской Федерации имеется более 15 000 ООПТ различных категорий, статуса и режимов охраны, общая площадь которых около 12% территории страны.
Федеральная и региональные сети российских ООПТ обеспечивают сохранение ресурсов, в том числе, уникальных и невосполнимых, ценность которых в современном мире постоянно возрастает:
биосферный ресурс: сохранившиеся естественные экосистемы на территориях большого масштаба как важнейший механизм поддержания устойчивости биосферы всей планеты, стабилизации климата, обеспечения экологического баланса в регионах,
научный ресурс: разнообразие экосистем и их компонентов как объектов фундаментальных исследований и мониторинга, многолетние ряды наблюдений; теория российского заповедного дела, разработанная отечественными экологами и получившая мировое признание;
Эколого-просветительский ресурс: информация о природе, природопользовании, природных и культурных ландшафтах, оказавших влияние на формирование нации, опыт успешной работы по экологическому просвещению, патриотическому воспитанию, а также в реализации моделей устойчивого жизнеобеспечения местного сельского населения;
рекреационный и туристический ресурс: наличие привлекательных природных и историко-культурных объектов, определенный опыт в развитии познавательного туризма и организованной, регулируемой рекреации без ущерба для охраняемых экосистем и ландшафтов;
Эстетический и духовный ресурс: красота первозданной природы, культурных ландшафтов и возможность приобщения к ним граждан страны, что особенно важно в условиях роста урбанизации и возрастающего дефицита общения человека с природой;
Современная сеть ООПТ России сохраняет более 85% видов животных и растений, составляющих основу биологического разнообразия страны. Басманова И. А. Правовые основы охраны объектов животного мира. / И. А. Басманова — М.: Изд-во. МГУ, 2006. С.26
1.2 История охраны особо охраняемых природных территорий и объектов в России
История создания особо охраняемых природных территорий в России уходит в далекое прошлое. Первые сведения об официальной организации частично охраняемых природных территорий относятся к периоду правления великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI — начало XII в.в.). «На запад от Красного двора находилось во время великого князя Всеволода небольшое поселение и значительное пространство леса и открытой местности; это пространство называлось „зверинцем“, потому что здесь князья „деяли ловы“ на зверей, во множестве водившихся по оврагам и в чаще леса. За зверинцем и Красным двором на юг находилось урочище Соколий Рог, принадлежащее великим князьям». Кутепов Н. И. Великокняжеская и царская охота на Руси. Репринтное издание / Н. И. Кутепов — СПб.: Лань, 2006, Т. 1., С 83
В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645−1676 гг.) к западу от Москвы существовала вотчина князей Милославских, так называемая «Кунцевская местность», в которой в изобилии водилась дичь. Эта местность, была заповедною стороною и строго охранялась собственно для царских охот. Царский указ 1669 г. запрещал «в Шацком уезде в свои Государевы заповедные леса всяких чинов людям, помещикам и вотчинникам и их людям и крестьянам въезжать и лосей и иных никаких зверей побивать не велел». Кутепов Н. И. Великокняжеская и царская охота на Руси. Репринтное издание / Н. И. Кутепов — СПб.: Лань, 2006, Т. 2., С. 217
В период правления Петра I (1672−1727 гг.) был издан ряд указов, которые значительно расширили круг особо охраняемых природных территорий. Это было связано с необходимостью сохранения лесов, как наиболее ценного сырья для строительства флота и осуществления торговли с другими государствами. По указу 1701 года расчистка леса под пашни и покосы разрешалась только в тридцати верстах от берегов рек, удобных для сплава леса. Указ 1703 года запрещал вырубку деревьев на 50 верст от больших рек и на 20 верст — от малых. В ряде последующих распоряжений ограничивалась рубка сосновых лесов в окрестностях Петербурга по берегам Невы, в Новгородском, Старорусском, Торопецком и Луцком уездах. В 1722 г. запрещена самовольная рубка леса от устья Оки вниз по Волге и по всем рекам, впадающим в Волгу. Чефранова Н. А. Охрана природы в эпоху Петра первого. // Бюлл. «Охрана природы и заповедное дело в России» 2000, вып. № 6. С. 72.
В 1732 г. императрица Анна Иоанновна (1730−1740 гг.) еще более усилила строгость Петровских указов. «Все леса в известных местностях объявлены заповедными. Такими местностями признаны берега Волги, Дона, Днепра, Западной Двины и их притоков, а также притоков Ладожского озера и Ильменя и рек, впадающих в Белое море и Северный Океан; заповедная полоса простиралась по обоим берегам рек на 50 верст от больших рек и на 20 верст от малых. Таким образом, почти все леса Европейской России являлись заповедными». Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. / М.Ф. Владимирский-Буданов — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. С. 556.
В последующем эти жесткие ограничения были постепенно смягчены Екатериной II (1762−1796 гг.). В манифесте 1782 г. все частные леса, в том числе заповедные, были предоставлены в полное распоряжение владельцев.
К концу XIX века Российское общество и власть были уже готовы к пониманию необходимости создания особо охраняемых природных территорий. Это обуславливалось социальными, экономическими причинами, связанными с большими потерями лесов в результате систематических пожаров, активным развитием сельского хозяйства, промышленности, с большим объемом лесозаготовок.
30 октября 1916 года (12 ноября по новому стилю) в Российской империи был принят закон, предусматривающий «государственное право организации заповедников в научных и культурных целях в наиболее примечательных местах русской природы». На основании этого Закона, 29 декабря 1916 года на Байкале был учрежден первый государственный заповедник — «Баргузинский».
В советский период была сформирована система природоохранных территорий и объектов (в том числе создана Красная Книга) ставшие основой для ныне действующих правовых мер в области особо охраняемых природных территорий и объектов.
2. Правовой режим отдельных категорий особо охраняемых территорий и объектов
2.1 Правовой режим государственных природных заповедников
Заповедники - это особо охраняемые территории, имеющие высший статус и наиболее строгий режим охраны, их территория полностью исключается из хозяйственного оборота.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.
Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством РФ. Доржиев Ж. Б., Хамнаев И. В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Под ред. И. В. Хамнаева — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. С. 255.
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды; г) экологическое просвещение; д) участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
На особой охраняемых территорий государственных природных заповедников устанавливается особый правовой режим. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г) осуществление экологического мониторинга; д) выполнение научно-исследовательских задач; е) ведение эколого-просветительской работы; ж) осуществление контрольно-надзорных функций.
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Особый статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов.
2.2 Государственные природные заказники
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. Кузнецова Н. В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н. В Кузнецов — М.: Юриспруденция, 2000. С. 134.
Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.
Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по образованию государственных природных заказников определяются с учетом предусмотренных федеральным законом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Закон предоставляет возможность использования природных ресурсов заказников только представителям этнических общностей, ведущим традиционный образ жизни (например, представителям северных народов разрешена охота на тюленей).
2.3 Правовой режим национальных и природных парков
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В отличие от заповедников, эти учреждения допускают осуществление на своей территории экскурсионно-просветительской, туристической деятельности и отдыха с условием организации стоянок в строго определенных разрешенных местах. Это относительно новый в РФ вид особо охраняемых территорий. Вокруг национальных парков создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Национальные парки находятся в федеральной собственности и являются юридическими лицами, финансируемыми из средств федерального бюджета. Штрафы, налагаемые должностными лицами национального парка за экологические правонарушения, поступают в самостоятельное распоряжение парка и учитываются на отдельном балансе. Земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации. Национальные парки вправе иметь собственную символику.
На территории национальных парков запрещается: а) разведка и разработка полезных ископаемых; б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков; е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам; з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Природные парки — это природоохранные рекреационные объекты, находящиеся в ведении субъектов РФ, которые принимают решения об их образовании. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Их территории (акватории) включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников.
На природные парки возлагаются следующие задачи: а) сохранение природной среды, природных ландшафтов; б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов; в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. Чернушенко С. С. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. / С. С. Чернушенко — Саратов, 2004. С. 104.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение его экологических, эстетических и рекреационных качеств. На этих территориях могут быть выделены природоохранные, рекреационные, сельскохозяйственные и иные зоны, а также зоны охраны историко-культурных объектов и комплексов.
Природные парки являются юридическими лицами, являющиеся некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации природоохранного учреждения. Средствами природных парков, которыми они распоряжаются, являются получаемые дирекциями природных парков средства: а) в счет возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц; б) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков; в) в порядке безвозмездной помощи.
2.4 Дендрологические парки и ботанические сады
Дендрологические парки и ботанические сады — это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады и приватизации не подлежат. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны: а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; в) административную.
Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.
Их осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и других, не запрещенных законом источников.
2.5 Правовой режим памятников природы
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Они устанавливаются Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а памятниками природы регионального значения, соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти органы утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Витрянский В. В. Постатейные комментарии к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» / В. В. Витрянский — М.: Право, 2008. С. 141.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Изъятие осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, на обеспечение установленного режима особой охраны возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств внебюджетных фондов.
2.6 Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов
правовой природный заповедник законодательство
Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства/Под ред. А. С. Шестакова. М.: КМК, 2003. С. 125.
Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
3. Совершенствование государственного регулирования особо охраняемых природных территорий и объектов
Коренные перемены в российском обществе, изменения в законодательной базе, реформа административной системы, все это диктует необходимость совершенствования системы российских особо охраняемых природных территорий (ООПТ0 для обеспечения их эффективного функционирования и развития в современных условиях.
В число ключевых проблем, требующих незамедлительного решения, в сфере создания, развития и функционирования современной сети ООПТ России входят:
отсутствие согласованных перспектив и четких критериев развития систем ООПТ федерального и регионального уровней, в т. ч. создания новых охраняемых территорий и увеличения числа их категорий;
низкая эффективность государственного управления системой ООПТ как на федеральном, так и на региональном уровнях, отсутствие эффективной координации между этими уровнями;
низкая эффективность функционирования многих ООПТ, отсутствие систематического долгосрочного и среднесрочного планирования в системе ООПТ;
неадекватность имеющихся материально-технических и финансовых ресурсов, реальным потребностям ООПТ.
несовершенная правовая и нормативная базы управления системой ООПТ и отдельными территориями, наличие противоречий в действующем законодательстве;
нечеткое разграничение сфер ответственности за управление ООПТ между ведомствами и структурами разных уровней, отсутствие межведомственного и межсекторного взаимодействия в этой области. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. «Экологическая доктрина Российской Федерации»
Для решения этих проблем была принята стратегия развития системы ООПТ разработанная в соответствии с решением заседания Правительства Российской Федерации (протокол № 9 от 3 марта 2005 г.) и направлена на повышение эффективности функционирования системы ООПТ и совершенствование правового режима ООПТ и объектов Российской Федерации. В документе учтены рекомендации V Всемирного конгресса по особо охраняемым природным территориям (Дурбан, 2003) и резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, 2003).
Стратегия развивает Экологическую доктрину Российской Федерации, которой создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима включено в число основных направлений государственной политики в области экологии.
К числу основных приоритетов в развитии сетей ООПТ на данном отрезке времени предлагается отнести следующие:
Повышение эффективности сохранения биоразнообразия, природного и культурного наследия России за счет системного. Под системой ООПТ понимается комплекс функционально и территориально взаимосвязанных охраняемых природных территорий страны, организованный с учетом природных особенностей регионов и территориальных форм хозяйственной деятельности.
Обеспечение действенного государственного управления и контроля в сфере ООПТ на федеральном и региональных уровнях; Совершенствование правового и финансовых механизмов регулирования отношений в области заповедного дела. Научное обеспечение долговременного сохранения биоразнообразия, а также объектов природного и культурного наследия на ООПТ. Интеграция деятельности ООПТ в региональное развитие и в соответствующие государственные программы.
Укрепление и эффективное использование природоохранного, научного и эколого-просветительского потенциала системы ООПТ, в том числе для развития познавательного туризма и рекреации.
Создание новых национальных и природных парков, способных эффективно сохранять природное и культурное наследие и обеспечивать развитие познавательного туризма и рекреации. Протокол № 9 Правительства Российской Федерации от 3 марта 2005 г. Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий.
Основной целью Стратегии является повышение эффективности государственной системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, поддержания экологической стабильности в регионах и здоровой среды жизни людей, сохранения национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений.
В целях реализации данной стратегии и Экологической доктрины РФ предлагается произвести ряд правовых изменений (некоторые из них проведены изменениями в законодательстве в 2007, 2008 и 2009 годах).
Проведение административной реформы влечет за собой изменения в объеме и методах правового регулирования. Речь идет о комплексных правовых решениях. Необходимо принять государственную программу развития законодательства в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития страны на перспективу Тихомиров Ю. А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика, 2004, № 4. С. 19.
Обсуждение и решение вопросов соотношения федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях особенно актуально ввиду обострения природоохранных проблем, современного реформирования Российской Федерации. Следуя принципу развития федерализма, законодательство должно предоставлять достаточные права и полномочия субъектам РФ в определении собственных категорий ООПТ, их организации и управлении ими. Создание модельных нормативных актов для субъектов Российской Федерации как ориентированное влияние Федерации на региональное законодательство позволит без навязывания жестких рамок обеспечить согласованное концептуально (а в некоторых сферах и детально разработанное) развитие законодательной системы субъектов Федерации, устранить возможность возникновения неоправданных расхождений при регулировании однотипных вопросов и правовом решении похожих задач. Лагуткина Н. Б. Административно-правовой режим особо охраняемых природных территорий / Н. Б. Лагуткина — Хабаровск, 2006. С. 81.
Проблемно и то, что основные планы развития сети ООПТ на федеральном уровне связаны с расширением числа заповедников и национальных парков и, к сожалению, иные категории ООПТ крайне слабо отражаются в государственных перспективных планах.
Заключение
В заключении вкратце остановимся на нескольких основных выводах по результатам работы.
Понятие и особенности правого режима особо охраняемых природных территорий и объектов содержится в системе законодательства России.
Охраняемые природные территории традиционно занимают в России особое место в системе территориальной охраны природы. Бережное отношение к особым природным комплексам исповедовалось еще в древней Руси. Их развитие началось в начале 20 века и к его концу в стране сложилась уникальная сеть различных охраняемых природных территорий, основой которой стали особо охраняемые природные территории: Первый заповедник на территории России появился в 1916 г. — Баргузинский государственный природный заповедник (оз. Байкал). С тех пор развитие сети шло в основном по нарастающей.
В настоящее время к особо охраняемым территориям и объектам относятся государственные заповедники и заказники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также растения и животные, редкие почвы занесенные в Красную книгу РФ. Наряду с этим правительство РФ, региональные исполнительные органы и органы местного самоуправления могут устанавливать также иные формы особо охраняемых территорий. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Государственные природные заповедники по своему статусу обладают наиболее ужесточенным режимом использования природных объектов, содержат больше запретов и более ценные участки, охраняемые экземпляры дикой флоры и фауны, ограниченный режим пребывания и т. д.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль: ландшафтный, биологический, палеонтологический, гидрологический, геологический. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям их создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На их территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Национальные парки могут использоваться для научных, культурных целей и для регулируемого туризма. На их территориях запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Природные парки на своей территории выделяют различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
Дендрологические парки и ботанические сады создаются в целях создания специальных коллекций растений, сохранения и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. На их территориях запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
В общем, особо охраняемые природные территории — это участки земли, участки недр, водного и воздушного пространства, в пределах которых ограничиваются или запрещаются хозяйственная и иная деятельность в зависимости от категории особо охраняемой природной территории и выполняемых ею задач в целях сохранения естественных экологических систем.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993. (с поправками от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
3. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции от 14.03.2009 N 32-ФЗ)
4. Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
5. Постановление Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г. № 1249.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. «Экологическая доктрина Российской Федерации»
7. Протокол № 9 Правительства Российской Федерации от 3 марта 2005 г. Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий.
8. Басманова, И. А. Правовые основы охраны объектов животного мира. / И. А. Басманова — М.: Изд-во. МГУ, 2006.
9. Витрянский, В. В. Постатейные комментарии к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» / В. В. Витрянский — М.: Право, 2008.
10. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. / М.Ф. Владимирский-Буданов — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.
11. Доржиев, Ж. Б., Хамнаев, И. В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Под ред. И. В. Хамнаева — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.
12. Кузнецова, Н. В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н. В Кузнецов — М.: Юриспруденция, 2000.
13. Кутепов, Н. И. Великокняжеская и царская охота на Руси. Репринтное издание / Н. И. Кутепов — СПб.: Лань, 2006, Т. 1.
14. Кутепов, Н. И. Великокняжеская и царская охота на Руси. Репринтное издание / Н. И. Кутепов — СПб.: Лань, 2006, Т. 2.
15. Лагуткина, Н. Б. Административно-правовой режим особо охраняемых природных территорий / Н. Б. Лагуткина — Хабаровск, 2006.
16. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства/Под ред. А. С. Шестакова. М.: КМК, 2003.
17. Петров, В. В. Экологическое право России. Учебник. / В. В. Петров — М.: Бек, 2005.
18. Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. Учебник для вузов /под. ред. В. В. Петрова. — М.: Форум, 2005.
19. Разумова, Е. Р. Экологическое право. Курс лекций. / Е. Р. Разумова — М.: МИЭМП, 2005.
20. Разумова, Е. Р. Экология. Учебный курс. / Е. Р. Разумова — М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009.
21. Тихомиров, Ю. А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика, 2004, № 4.
22. Чернушенко, С. С. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. / С. С. Чернушенко — Саратов, 2004.
23. Чефранова, Н. А. Охрана природы в эпоху Петра первого. // Бюлл. «Охрана природы и заповедное дело в России» 2000, вып. № 6.