Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические основы обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг с учетом влияния конкуренции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование показало, что формы конкуренции на рынке определяются факторами конкурентной среды. Как правило, существование естественных барьеров вхождения на рынок ведет к монопольному положению предприятия (организации), особенно в совокупности с высокой дифференциацией услуг. Таким образом, факторы внешней среды в большей степени, чем факторы внутренней среды, предопределяют форму… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Научные основы инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг
    • 1. 1. Инвестиционная привлекательность: теоретические подходы и факторы ее определяющие
    • 1. 2. Конкуренция на рынке услуг как фактор инвестиционной привлекательности
    • 1. 3. Роль конкуренции в реализации инвестиционных процессов на рынке услуг
  • ГЛАВА 2. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия сферы услуг в условиях конкуренции
    • 2. 1. Анализ инвестиционных процессов на рынке услуг Московской области
    • 2. 2. Сравнительный анализ методов оценки инвестиционной привлекательности сервисных предприятий
    • 2. 3. Рекомендации по развитию конкуренции с целью повышения инвестиционной привлекательности сервисных предприятий
  • ГЛАВА 3. Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности предприятия сферы услуг с учетом влияния конкуренции на рынке услуг
    • 3. 1. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности сервисного предприятия с учетом влияния конкуренции
    • 3. 2. Алгоритм оценки инвестиционной привлекательности сервисного предприятия с учетом влияния конкуренции
    • 3. 3. Основные направления повышения инвестиционной привлекательности сервисных предприятий в условиях конкуренции

Методические основы обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг с учетом влияния конкуренции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Изменение экономической ситуации в стране, ведущее к трансформации структуры и объемов инвестиций, определяет в качестве приоритетной задачу повышения инвестиционной привлекательности предприятий, решение которой должно способствовать выживанию хозяйствующего субъекта в условиях конкуренции. Последние годы развития рыночных отношений в РФ привели к оживлению инвестиционной деятельности в сфере услуг, что также обусловливает повышенные требования к оценке инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.

Неотъемлемым атрибутом рыночных отношений является конкуренция, влияние которой отражается и на инвестиционных процессах в отраслях и сферах деятельности, в частности в сфере услуг. Так, в ходе принятия решения об инвестировании средств инвестор должен учитывать уровень конкуренции на рынке. В связи с этим систематизация и научное обоснование рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности в условиях изменяющейся конкуренции становятся весьма актуальным.

В настоящее время в РФ сфера услуг является потенциально привлекательной для инвестиций, в связи с чем среди производителей услуг появляются известные иностранные бренды, что особенно ярко проявляется в ресторанном и гостиничном сегментах рынка. Именно поэтому в условиях возрастающей конкуренции на отдельных сегментах рынка дальнейшее развитие отечественных предприятий сферы услуг может быть обеспечено только путем активизации инвестиционного процесса, и прежде всего в результате повышения инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов. Это особенно актуально для предприятий сферы услуг, большинство из которых относится к малым. Необходимость научного осмысления и решения поставленных практических вопросов и обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы.

Оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов уже в течение длительного периода времени является предметом рассмотрения, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, i поскольку затрагивает важнейшие стороны хозяйственной деятельности. Среди зарубежных экономистов проблемы инвестиционной деятельности получили отражение в работах таких видных представителей западной экономической мысли, как Г. Александер, И. Ансофф, Дж. Кейнс, Дж. Кларк, K.P. Макконел и С. Л. Брю, Г. Марковиц, А. Маршалл, Н. Ордуэй, М. Портер, П. Самуэльсон, У. Шарп, Й. Шумпетер и др. Значительные результаты в этой области достигнуты такими отечественными экономистами, как Л. И. Абалкин, И. Т. Балабанов, В. Н. Лившиц, И. В. Липсиц и др.

Особенности развития сферы услуг, а также отдельные вопросы повышения инвестиционной привлекательности этих предприятий подробно рассмотрены в работах В. Д. Балалова, H.A. Зайцевой, Т. И. Корягиной, В. Д. Марковой, В. Ю. Морозова, Н. С. Перекалиной, Р. Ю. Поповой, Л. Б. Сульповара, В. В. Фирсуковой, Я. С. Ядгарова и др.

Анализ опубликованных работ по вопросам инвестиционной деятельности в сфере услуг показывает, что не все ее научно-методические и практические аспекты получили должное рассмотрение, что связано со сложностью, широтой и ' многогранностью данной проблемы. Так, недостаточное внимание уделяется вопросам рассмотрения взаимосвязи конкурентоспособности предприятия сферы услуг с его инвестиционной привлекательностью, проблеме оценке инвестиционной привлекательности предприятия, а также вопросам обеспечения эффективного управления инвестиционной привлекательностью. Таким образом, актуальность и недостаточная изученность проблемы определили выбор темы диссертационного исследования, ее цели и задачи.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является разработка методических и научно-практических рекомендаций по оценке и повышению инвестиционной привлекательности предприятия сферы услуг.

Для реализации поставленной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи: проанализировать основные подходы к определению понятия и оценке инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг, выявить факторы, определяющие инвестиционную привлекательность данных предприятийсистематизировать существующие методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуграссмотреть конкуренцию, сложившуюся на рынке услуг, в качестве основополагающего фактора инвестиционной привлекательности предприятия, выявить особенности формирования конкурентной среды на рынке услугразработать рекомендации по развитию конкуренции на рынке услугпредложить методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия сферы услугобосновать основные направления повышения инвестиционной привлекательности предприятия сферы услуг.

Объектом исследования являются предприятия сферы услуг и инвесторы, рассматривающие возможности инвестирования в развитие этих предприятий.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности.

Теоретические и методологические основы исследования составили фундаментальные труды зарубежных и отечественных ученых и специалистов в области концептуальных основ рыночной экономики, теории инвестиционной деятельности, теории управления социально-экономическими системами, экономики, организации и управления предприятиями сферы услуг. В диссертации использованы инструменты и приемы системного подхода, методы статистического, экономического, логического, факторного, ситуационного, системного анализа, экспертных оценок, сравнения и группировок.

Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты, постановления Правительства РФ, материалы государственной и региональной статистики, публикации в СМИ, отчетные данные предприятий, результаты собственных исследований автора.

Научная новизна работы состоит в разработке методических и научно-практических рекомендаций по оценке и повышению инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг, функционирующих в условиях рыночной конкуренции.

Наиболее существенные научные результаты исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту:

1. по специализации «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг»: рассмотрены особенности конкурентной среды на рынке услуг и определяющие ее факторы, которые подразделены на условия входа на рынок, условия дифференциации услуг и конкурентоспособность предприятия (организации), выявлена взаимосвязь форм конкуренции и влияния конкурентной средыразработаны методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг в условиях конкуренции, позволяющие получить сравнительную оценку уровня инвестиционной привлекательности предприятияпредложен подход к выбору метода повышения инвестиционной привлекательности с учетом специфики предприятий сферы услуг, основанный на согласовании мотивации потенциального инвестора и целей управления предприятием. Указанные положения соответствуют п. 15.103 — «Совершенствование организации управления в сфере услуг в условиях рынка» Паспорта специальности ВАК по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг).

2. по специализации «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью»: обобщены подходы к исследованию понятий инвестиционной привлекательности предприятия, конкурентной среды и конкуренциина основе синтеза теории организации, теории капитала, совокупности теорий стоимостного управления показана взаимосвязь этих понятийопределена роль конкуренции на рынке как фактора инвестиционной привлекательности предприятий сферы услугпредложена система показателей инвестиционной привлекательности предприятия сферы услуг, включающая единичные, комплексные и обобщенный (интегральный), которая образуют иерархию по степени убывания значимости для принятия решения об инвестировании средств.

Указанные положения соответствует п. 4.15 — «Развитие методологии анализа, методов оценки, моделирования и прогнозирования инвестиционной деятельности в экономических системах» Паспорта специальности ВАК по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством — (управление инновациями и инвестиционной деятельностью). Практическая значимость работы.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы потенциальными инвесторами и менеджментом предприятий сферы услуг для оценки инвестиционной привлекательности предприятия и разработки комплекса мероприятий по ее повышению.

Материалы диссертации могут быть применены в учебном процессе при подготовке и переподготовки специалистов в области экономики, менеджмента и инвестиционной деятельности.

Апробация результатов исследования.

Результаты проведенных исследований, а также рекомендации, изложенные в диссертационной работе, нашли применение в практической деятельности предприятий сферы услуг Московской области, что подтверждается справками о внедрении.

Основные положения диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Международных научно-практических конференциях «Наука-сервису» в 2007;2009 г. г. и на межкафедральном научном семинаре «Экономика сферы услуг» в 2008 г.

Публикации по теме диссертации.

Основные положения и выводы диссертации изложены в шестнадцати научных работах, из них три статьи в журналах из списка, рекомендованного ВАК, общим объемом 7,03 п. л, в том числе лично автора 5,62 п.л.

Структура и содержание диссертации.

В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

Становление рыночных отношений в РФ привело к развитию различных форм собственности, формированию новой законодательной базы, активизации и усложнению международных отношений. Указанные процессы значительно сказались и на деятельности предприятий сферы услуг.

Привлекательность сферы услуг для различных инвесторов, вызвавшая активизацию инвестиционного процесса, свидетельствует о необходимости научно-теоретического осмысления вопросов оценки инвестиционной привлекательности данных предприятий, обоснованию методов и направлений повышения инвестиционной привлекательности, что особенно актуально в условиях возрастающей конкуренции. Необходимость решения поставленных практических вопросов определила тему диссертационного исследования, его цель и задачи.

Проведенный в диссертации анализ показал, что инвестиционная привлекательность в последние годы является объектом активных научных исследований. При этом многие специалисты отождествляют понятия «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат», отсутствует единый подход к определению понятия «инвестиционная привлекательность», оценка которой базируется или определяется финансовым состоянием предприятия.

Диссертантом обосновывается тезис о том, что категории «инвестиции» и «конкурентоспособность» нецелесообразно рассматривать отдельно. Каждая из этих категорий на различных этапах жизненного цикла предприятия взаимно дополняет друг друга: потребность в инвестициях возникает в связи с необходимостью предотвращения или решения характерных кризисных проблем за счет внедрения инноваций в научно-технической, технологической или организационно-управленческой сферах, что, в свою очередь, является залогом конкурентоспособности предприятия.

Поэтому успешно развивающееся предприятие сферы услуг должно обладать не только способностью генерировать новые идеи, но и способностью их реализовывать и привлекать" необходимые для этого ресурсы. Комплексной характеристикой предприятия как объекта инвестирования с позиций перспективности развития, доходности и уровня инвестиционных рисков является его инвестиционная привлекательность. В итоге эффективное управление инвестиционной привлекательностью позволяет предприятию привлекать инвестиционные ресурсы в объеме, необходимом для выхода на новый виток своего развития.

Взаимосвязь рассматриваемых категорий получала отражение в разработанной автором модели, иллюстрирующей положение и развитие хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды через инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.

Основываясь на проведенном анализе научных работ и рассмотрении особенностей предприятий сферы услуг, в диссертации выделены следующие группы наиболее значимых факторов, определяющих инвестиционную привлекательность: конкуренция на рынке услуг, инвестиционный климат, социальное значение услуг, уровень развития предприятия сферы услуг. Выделенные факторы всесторонне, комплексно характеризуют инвестиционную привлекательность, поскольку отражают влияние как внешней, так и внутренней среды предприятия. > «.

По мнению автора, одним из недостатков, существующих подходов к оценке инвестиционной привлекательности является недостаточный учет влияния такого фактора, как «конкуренция на рынке услуг». Рыночный механизм характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью разнонаправленных экономических процессов, приводящих к появлению новых или количественному и качественному положительному (отрицательному) изменению одних предприятий, и банкротству и ликвидации других. Конкуренция как фактор выступает движущей силой подобных изменений, определяет инвестиционную привлекательность, определяет величину риска инвестора. Так, традиционно на рынках свободной конкуренции доход инвестора ниже, чем на рынке, развивающемся как олигополия или монополия.

Сложность и многогранность процессов, характеризующих сущность конкуренции и оказываемое ею воздействие на рынок, хозяйствующих субъектов и потребителей, обуславливает необходимость разграничения ряда понятий, используемых зачастую как тождественные. Сравнение понятий «конкуренция» и «конкурентная среда», проведенное в работе, позволило обоснованно разграничить область применения отдельных методов и мер, направленных на изменение положения хозяйствующего субъекта.

В диссертации выделены три группы условий конкурентной среды, в которых функционируют предприятия сферы услуг, а именно: определяемые государством (условия конкурентной среды) — формируемые конкурентами на рынке (условия дифференциации услуг) — созданные каждым участником рынка в процессе его деловой активности (конкурентоспособность предприятия).

Проведенное исследование показало, что формы конкуренции на рынке определяются факторами конкурентной среды. Как правило, существование естественных барьеров вхождения на рынок ведет к монопольному положению предприятия (организации), особенно в совокупности с высокой дифференциацией услуг. Таким образом, факторы внешней среды в большей степени, чем факторы внутренней среды, предопределяют форму конкуренции на рынке услуг. В свою очередь, факторы внутренней среды, составляющие основу конкурентоспособности организации (предприятия), оказываются наиболее значимыми в условиях свободной конкуренции (отсюда и изменение степени их влияния). Все это позволяет на основе оценки факторов конкурентной среды определять потенциальную форму конкуренции на рынке соответствующих услуг.

Особенностью сферы услуг является то обстоятельство, что потребление отдельных видов услуг определяется территориальным фактором, т. е. близостью потребителя и производителя услуг, в связи с чем утверждение, что на рынке услуг всегда господствует конкуренция недостоверно, поскольку в сельской местности конкуренции может не быть. Отсюда следует, что исходной точкой анализа положения предприятия сферы услуг является определение границ рынка.

Для анализа инвестиционной привлекательности предприятия в диссертации разработана система показателей, позволяющая оценить как.

V. собственный потенциал предприятия, как социально-экономической системы, так и отражающая связи с внешней средой, в основе которой лежат факторы инвестиционной привлекательности, а также представлены методы и способы расчета предлагаемых показателей. Результатом использования предлагаемой системы показателей будет являться информация, позволяющая принять обоснованные управленческие решения, направленные на поддержание положительных факторов инвестиционной привлекательности и снижения влияния негативных.

В диссертации рассмотрены особенности, выявлены преимущества и недостатки различных методик оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Существующее многообразие подходов к оценке инвестиционной привлекательности связано с тем, что различные инвесторы предъявляют различные требования, самостоятельно формируют приоритеты среди множества инвестиционных альтернатив. Вместе с тем, ни в одной методике не предусматривается корректировка ее значения с учетом уровня сложившейся конкурентной среды на рынке.

Автором разработаны методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия сферы услуг с учетом влияния конкуренции, которые основываются на учете совокупности факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, выраженную в таких показателях, как показатель развития конкуренции на рынке, комплексный показатель общего финансового состояния предприятия, комплексный показатель деловой активности, комплексная оценка социальной эффективности, комплексная оценка инвестиционного климата, комплексный показатель оценки конкурентоспособности услуги. Алгоритм построения модели предусматривает формирование на основе единичных показателей — комплексных, которые образуют иерархию по степени убывания значимости для принятия решения, а затем — получение интегрального показателя инвестиционной привлекательности предприятия. Таким образом, результирующая оценка инвестиционной привлекательности определяется как средневзвешенная по всем участвующим в оценке показателям, с одной стороны, и по всем качественным уровням этих показателей, с другой. Использование предлагаемых рекомендаций позволяет получить сравнительную оценку уровня инвестиционной привлекательности предприятия сферы услуг.

Задача повышения инвестиционной привлекательности является актуальной для любого предприятия сферы услуг. Для ее решения могут применяться разные методы в зависимости от вида инвестора, вида инвестиций, уровня развития предприятия, его значимости для хозяйства региона. Исходной основой структуризации методов является их деление в соответствии с уровнями инвестиционной привлекательности и факторами, определяющими ее значение.

Для повышения инвестиционной привлекательности на макроуровне могут использоваться такие методы, как совершенствование действующей нормативно-правовой базы, повышение доступности кредитных ресурсов, использование форм частно-государственного партнерства, содействие в защите и страховании капитала частных инвесторов, предоставление налоговых льгот. На микроуровне повышение инвестиционной привлекательности может быть обеспечено в результате повышения привлекательности услуг (в том числе территориальной, инновационной, социальной и др.), реструктуризации предприятия, изменения организационно-правовой формы, мобилизации внутренних резервов.

При выборе метода повышения инвестиционной привлекательности следует учитывать, что побудительные мотивы у потенциального инвестора и руководства предприятия сферы услуг, желающего привлечь инвестиции, различны, поэтому и оценку реализуемых проектов эти стороны проводят исходя из своих приоритетов. Таким образом, для инвестора и руководства предприятия разные факторы внешней и внутренней среды будут иметь различное значение.

Таким образом, поставленные в диссертации задачи решены, а цель работы достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2.- М.: Ось 89 -М., 2007.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. М.: Изд-во' «Книжный мир», 2006.
  3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» № 2300−1 от 27.02.1992 с изм. и доп.
  4. Закон Российской Федерации от 14.06.1995 г. № 88 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 г.
  6. Закон Московской области «О поддержке малого предпринимательства в Московской области» № 16/96 — ОЗ от 29.05.1996 г.
  7. Закон Московской области № 67/2004−03 «Об областной целевой программе развития и поддержке малого предпринимательства в Московской области на 2004−2007 годы».
  8. Постановление Правительства Московской области «О программе развития потребительского рынка и услуг на территории Московской области до 2008 г.» № 742/47 от 30.12.2003 г.
  9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», а также Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».
  10. Программа развития потребительского рынка и услуг на территории Московской области до 2008 г. Утверждена Постановлением Правительства Московской области от 30.12.20 037 № 742/47.
  11. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 208с.
  12. A.A. Управление процессом обеспечения конкурентоспособности в сфере услуг. Дис.к.э.н. СПб., 2002.
  13. Г. Д., Шарп У. Ф. Инвестиции. М.: Инфра-М, 2009. -1028с.
  14. Л. Проблемы создания конкурентоспособного предприятия XXI века // Стандарты и качество. 2000. — N 7. — С.50.
  15. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519с.
  16. В.Д. Экономика бытового обслуживания. М.: Легпромбытиздат, 1980.
  17. Е.В. Управление в сфере услуг в условиях нестабильной экономической среды. — М.: КНОРУС, 2005. 267с.
  18. И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. 656с.
  19. Большая Советская Энциклопедия: в 30 томах / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. З-е. М.: Советская Энциклопедия, 1973.
  20. Т.Д. Экономика сферы услуг: учеб. Пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. — 213с.
  21. Брю С., Макконелл К. Экономикс. М.: Инфра-М, 2007. — 220с.
  22. Дж., Випперман К. Как продать свои услуги. Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий. — М.: Московский бизнес-центр, 1989.
  23. Г. М. Роль и значение конкуренции в рыночной экономике / С. Пететерб. гос. ун-т экономики и финансов. Препринт. — СПб.: Изд-во. С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004 г.
  24. М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы. -М.:СОПС, 2005.
  25. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учеб пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  26. В.Я., Швандар В. А. Малые предприятия. Организация, экономика, учет, налоги: Учебное пособие. М.: Юнити — Дана, 2001.
  27. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  28. Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг. — М.: Колос, 2006. 191с.
  29. Л. И. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. Л. И. Ерохиной, Е. В. Башмачниковой. М.: КНОРУС, 2004. — 214с.
  30. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России: стат. сб.: 2004. Федер. служба гос. статистики (Росстат). — М., 2004.
  31. П. Конкурентоспособность и маркетинг // РЭЖ, 1995. -№ 12.-С. 50−56.
  32. З.Г. Новые организационные формы хозяйствования и развития сферы услуг. Уфа: Уфимский гос. ин-т сервиса, 2004. — 192с.
  33. З.Г. Организационные аспекты предпринимательской деятельности: Учебное пособие. Уфа: УТИС, 1998.
  34. H.A. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. -М.: Академия, 2005.
  35. H.A. Инвестиционная деятельность в сфере бытового обслуживания на современном этапе. Дис.д.э.н. — М., 1999
  36. H.A. Организационно-экономические основы развития многопрофильных предприятий в сфере услуг. — Уфа, 2005. 69с.
  37. Н.Г. Государство и малый бизнес США. М.: Наука, 1987
  38. Г. Д., Патрушева Е. Г. Оценка инвестиционной привлекательности и экономичности развития производства в системе методов обоснования и анализ реализации инвестиционных проектов. //Организатор производства. 2001. № 2.
  39. Инвестиции: Уч. пособие. М. В. Чиненов, А. И. Черноусенко, В. И. Зозуля, Н. А. Хрусталева. М.: Кнорус, 2008.
  40. Информационное управление конкурентоспособностью. /Под ред. Светунькова С. Г. М., 2003
  41. А.Н. Экономика сферы обслуживания: учебное пособие. / А. Н. Кара, Е. Е. Спиридонова, H.A. Воронина, под ред. проф. Л. И. Ерохиной. Тольятти: Из-во ТГУС, 2006
  42. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1989.
  43. A.M., Пересецкий A.A., Петров А. Е. Рейтинги в экономике: методология и практика. — М.: Финансы и статистика, 2005.
  44. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: Пер. с англ. Под. ред. О.И. Шкаратана- М.: ГУВШЭ, 2000.
  45. М.М. Развитие социально-экономического потенциала услуг в трансформирующейся экономике. -М.: ГАСБУ, 1998.
  46. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Эксмо, 2007. 960с.
  47. Дж.М. Стратегические факторы в экономическом цикле.
  48. Котилко В. В, Санин И. И. Региональное прогнозирование: Учебное пособие. -М.: Сатурн, 2001
  49. В.В. О возрождении предпринимательства в России //Обозреватель 2000. № 5.
  50. В.В. Сфера услуг и проблемы занятости населения. Под ред. В. Ю. Морозова. -М., 2001. 112с.
  51. В.В., Орлова Д-В. Основы отечественного предпринимательства. -М.: Просветитель, 2002.
  52. В.В., Орлова Д. В. Экономическое прогнозирование (социальный аспект). Учебное пособие. М.: Ун-т им. Е. Р. Дашковой, 1995.
  53. В.В., Орлова Д. В., Саралидзе A.M. Вехи российского предпринимательства. Владимир, 2003.
  54. Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1993. С. 638.
  55. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2002. — 944с.: ил. -Парал. тит. англ.
  56. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. — М.: Дело и сервис, 1994. 256с.
  57. Э.И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной деятельности предприятия: учеб. пособие. -2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2003. 680 с.
  58. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер с фр. СПб.: Наука, 1996.
  59. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998.
  60. В.Н. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. 2-я ред., испр. и доп. М.:Экономика, 2001: -421с.
  61. И.В., Коссов В. В. Экономический анализ реальных инвестиций. М.: Магистр, 2007. — 382с.
  62. И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Учебное пособие. -М.: Юрайт-Издат, 2004
  63. Ш. Ш. Определение показателей конкурентоспособности товаров.//Стандарты и качество, 2000. -№ 9. — с.78.
  64. Г. Ф. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия: Практ. пособие по качеству для руководителей и специалистов предприятий. Тольятти, 2000.
  65. C.B. Повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Дисс.к.э.н. Нижний Новгород, 2002.
  66. C.B. Методы построения процессной структуры предприятия. Н. Новгород: ВВАГС, 2002. — 35с.
  67. Малое предпринимательство в России. 2005. Статистический сборник. М.: Росстат, 2005.
  68. В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  69. К., Энгельс Ф. Соч. Т 25.-4.1.- С.413−414.
  70. А. Принципы экономической науки. Т.1. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  71. Г. А. Конкуренция: сущность, методы, стратегии. -М.: Дашков и К, 2005
  72. B.C. Инвестиционный риск в анализе инвестиционного климата и привлекательности // Аваль, 2003. — № 1.
  73. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1993.
  74. Микрокредит в странах с переходной экономикой. Программа развития местной экономики и занятости // ОЕСД. — Париж М., 1996.
  75. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. — М.: Познавательная книга плюс, 1999.
  76. В.Ю. Экономика предприятий: учебное пособие. М.: МГУС, 2002.
  77. В.А., Буров В. П. Стратегическое управление фирмой в условиях конкуренции: Учеб. пособие. М.: МЭЛИ- Диалог-МИФИ, 2000.
  78. В.А. Методические основы управленияконкурентоспособностью промышленного предприятия. Дис.к.э.н.1. Владимир, 2003.
  79. Настольная книга хозяйственного руководителя, предпринимателя коммерсанта, бизнесмена. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993.
  80. А.О., Максимов О. Б. Новый комплексный показатель оценки финансового состояния предприятия. //Электронный ресурс. Свободный доступ.
  81. И.Н., Мордовская Г. Г., Мекрушева Л. А., Шестакова Н. В. Лях П.А. Инвестиционная привлекательность предприятия. Пермь, 1994.
  82. Организация управления на предприятиях сферы услуг: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Петрова. М.: Спутник 2006.
  83. В.В. Глобальная конкурентоспособность. — М., 2005.
  84. Н., Фридман Д. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. -М.: Дело, 1995. -480с.
  85. А.И. Эконометрика. -М.: Экзамен. 2002. 576 с.
  86. Л.В. Проблемы развития сферы бытовых услуг малых и средних городов // Проблемы современной экономики. 2003. — № 1.
  87. Н.С. Оценка уровня конкурентоспособности товаров производственного назначения. — М.: Система, 1993.
  88. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. — 544с.
  89. E.B. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000. — 160с.
  90. Платные услуги населению г. Москвы. Стат. Сб. / Мосгорстат. М., 2005.
  91. H.A. Основные направления развития сферы бытовых услуг в г. Москве //Социальное сфера: проблемы развития в современных условиях. Сб. научн. трудов. М.: МГУС, 1998. — № 4.
  92. H.A. Природа и характер сферы услуг // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. — 2002. — № 2.
  93. H.A., Биндиченко Е. В. Состав и структура сферы услуг. -Теоретические и прикладные проблемы сервиса. 2003 г. — № 4.
  94. М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Издат. дом «Вильяме», 2000.
  95. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Ред и предисловие В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993.
  96. С.А. Конкуренция и конкурентоспособность: проявление и сущность//Вести. Кузбас. гос. техн. ун-та, 2001. — С. 108−1ГЗ.
  97. O.A. Место и роль социальной инфраструктуры в экономическом развитии региона. //Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова 2005. № 3(39).
  98. .А. Государственное управление экономическими процессами. — М.: Инфра-М, 2005.
  99. ЮЗ.Реброва Н. П. Маркетинговые исследования в формировании стратегий развития потребительских услуг. Новосибирск: Наука, 2004.
  100. В.К., Резанов К. В. Инвестиционная привлекательность лесного комплекса: оценка и управление. Уч. пособие. -Хабаровск, Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2003. 191с.
  101. Дж. Экономическая природа несовершенной конкуренции, пер. с англ. Изд-во «Прогресс», 1986.
  102. А.Е. Методы построения стратегии конкуренции фирмы //Дайджест-Финансы, 2000. N 7(67). — С.28−29.
  103. Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ООО Маркет ДС Корпорейшн, 2004.
  104. Т.Н. Управление процессом маркетинга на предприятиях сферы услуг: Учеб. пособие. — М.: Радио и связь, 2001. 191с.
  105. Ю.В. Развитие добросовестной конкуренции на региональном рынке услуг по профессиональной уборке помещений. Дис.. К.Э.Н.-М., 2007.
  106. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-316с.
  107. П., Нордхаус В. Экономикс. М.: Экономика, 1992.
  108. П.Э. Монополистическая конкуренция революция в теории: (Пер. И.В.Попович) // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В. М Тальперина. — СПб.: Экон. школа, 1999. — С.354−370.
  109. В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество, 2000. N 4. — С.54−59.
  110. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Соцэкгиз, 1962.
  111. Современный экономический словарь / Составители Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева М.-.ИНФА-М, 1997. — С.352.
  112. Д.Д. Совершенная конкуренция: исторический ракурс: (Пер. Л.С.Горшковой) //Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экон. школа, 1999. -С.299−328.
  113. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. — М.: МТИ, 1992.
  114. Л.Б. Управление социально-экономическими процессами в регионе. — М.: Российская Экономическая Академия, 2001.
  115. Л.Б. Управление инвестиционной деятельностью. Курс лекций. -М.: МГУС, 2004.
  116. Сфера услуг: новая концепция развития/В.М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузов и др. М.: Экономика, 1990. — С. 148.
  117. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития /Под ред. Ю. П. Свириденко. М.: МГУС, 2000.
  118. В., Костюковский Ю. Как оценить инвестиционную привлекательность предприятия // Деловая жизнь, 1993. — № 9. С. 11−18.
  119. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник / Под ред. Г. Журавлевой, Н.Мильчаковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -С. 335.
  120. Тироль Жан. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. /Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под ред. В. М. Гальперина и Н. А. Зенкевича. М., 2000.
  121. В.И. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг: Учеб. пособие. -М.: Издат. центр «МарТ», 2004. 1565с.
  122. Томсон А, Форми Дж. Экономика фирмы, пер. с анг. -М.: ЗАО «Изд-во «БИНОМ», 1998.
  123. Х.А., Попова Е. В. Как измерить конкурентоспособность предприятия. //Маркетинг в России и за рубежом, 2003. — № 4.
  124. P.A. Стратегическая конкурентоспособность. Уч. — М. Экономика, 2005. — 504с.
  125. P.A. Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности России //Стандарты и качество, 2000. — N 8. С. 42.
  126. B.B. Развитие сферы бытовых услуг в Московской агломерации: Тееоретико-методологический аспект. М., МГУС. Монография. 341с.
  127. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. — М.: Дело, 1999.
  128. Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.
  129. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения, 1989. № 12. -С.6.
  130. Ф.А., фон. Познание, конкуренция и свобода: Антология сочинений: Пер с нем. / Под ред. Д. Антисери, Л.Инфантино. — СПб.: Пневма, 1999.
  131. Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика, 2000. N 2. — С.57−67.
  132. A.B. Конкурентоспособность как экономическая категория // Сб. науч. тр. аспирантов и соискателей Курган, гос. ун-та (естеств., техн. и экон. науки). — Курган: Изд-во Курган, гос. ун-та, 1999. С. 123−126.
  133. О.И. Сфера услуг: сущность и динамика. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. — 167с.
  134. А.Д., Сайфулин P.C., Негашев Р. В. Методика финансового анализа. Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2001.
  135. Д. Берджес Д. Основы управления малым бизнесом: Пер. с англ. -М.: Изд-во «БИНОМ», 1997.
  136. И.Ф. Капитализм, социализм и демократия: пер. с англ. Предис. и общ. ред. B.C. Автономова. -М.: Экономика, 1995.
  137. Экономика предприятия: Учебник для вузов /В.Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова и др.- Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Е. М. Купрякова. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1996.
  138. Экономическая статистика: Учебник /Под. ред. Ю. И. Иванова. М.: Инфра-М, 1998.
  139. Экономическая теория (политическая экономия) /Под общ. ред. В. И. Видякина, Г. П. Журавлевой. М.: ИНФА-М., 1999.
  140. Эрхард J1. Благосостояние для всех и каждого. М.: Начало-Пресс, 1991.
  141. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учеб.-практ. пособие. 3-е изд., испр. и дон. — М.: ГНОМ и Д, 2001
  142. Я.С. Экономика и культура сервиса. М.: Экономика, 1990.
  143. Л.И. Государственный сектор экономики: Экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  144. Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов. — М.: Аспект Пресс, 1966.
  145. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. — М.: Экономика, 1991.
  146. В.И. и др. Постановка задачи разработки концепции экономической политики России. М.: Научный эксперт, 2006.
  147. В.И., Сулакшин С. С., Фонарева Н. Е., и др. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в Российской Федерации. Монография. М. Научный эксперт, 2008.
  148. Lotfi Zadeh. Toward a Generalized Theoiy of Uncertainty (GTU)—An Outline, Information Sciences, Elsevier, Vol. 172, 1−40, 2005.
Заполнить форму текущей работой