Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оптимизация сети предприятий бытового обслуживания населения региона на основе применения стратифицированных нормативов: На примере бытового обслуживания населения г. Воронежа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделение страт, с определением присущих им характеристик, является задачей науки о поведении потребителей. Она получила широкое распространение в практике маркетинга в промышленно развитых странах, однако, в силу целого ряда объективных причин, не нашла в нашей стране должного применения. По оценкам западных специалистов, в России, даже в период функционирования официально признаваемого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТРАТИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
    • 1. Л Основные подходы к выявлению потребностей на бытовые услуги
      • 1. 2. Зарубежный опыт стратификации потребителей — возможности применения в российской практике
      • 1. 3. Развитие сферы бытового обслуживания населения региона на основе использования социально-экономических нормативов
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. ВОРОНЕНЖА с* 2.1 Основные факторы, оказывающие влияние на уровень потребления бытовых услуг
    • 2. 2. Анализ спроса населения на бытовые услуги в различных стратах потребителей
    • 2. 3. Особенности предложения бытовых услуг населению г. Воронежа
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Г. ВОРОНЕЖА Ш
    • 3. 1. Методика стратификации потребителей
    • 3. 2. Методические подходы к разработке стратифицированных нормативов в сфере бытового обслуживания населения
    • 3. 3. Мероприятия по оптимизации сети предприятий бытового обслуживания населения г. Воронежа
  • ВЫВОДЫ 147 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Оптимизация сети предприятий бытового обслуживания населения региона на основе применения стратифицированных нормативов: На примере бытового обслуживания населения г. Воронежа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время наметилась тенденция изменения принципов пространственного размещения предприятий этого сектора в связи с возникновением принципиально новых факторов, определяющих поведение потребителей бытовых услуг и предприятий, предоставляющих эти услуги. Это во многом определяется общей сменой ориентиров в экономической жизни и значительными преобразованиями в социальной структуре общества.

В нашей стране еще с 70-х гг. велась работа по изучению потребностей на бытовые услуги, на основе анализа которых составлялись ежегодные обзоры конъюнктуры бытового обслуживания. Вопросам организации изучения потребностей в бытовых услугах были посвящены труды З. Г. Беловой, Н. М. Малей, В. М. Дмитриева, Н. А Смирновой.

В 90-е годы вопросы по изучению факторов, определяющих конъюнктуру рынка бытовых услуг, были рассмотрены в работах Л И. Мудровой, Г. И. Шутько, О. Н. Наумовой. В них основополагающим фактором, от которого зависит спрос на бытовые услуги, назван, прежде всего, такой показатель как «доход». Как показывает практика развития рынка бытовых услуг, до недавнего времени выступавшего как сравнительно однородный, в последнее время он стал дробиться на сегменты, в основном выделяемые по покупательной способности. Причем критерием покупательной способности служит величина денежных доходов на душу населения. Тенденция расслоения российского общества, на основе изменения уровня доходов, наметившаяся в начале 90-х гг., сохраняется.

Следует подчеркнуть, что во многих работах, посвященных проблемам бытового обслуживания населения за последние годы, делался акцент на необходимость разработки и реализации мероприятий, направленных на обеспечение бытовыми услугами, прежде всего, населения с минимальным уровнем дохода, что связано с социальной направленностью функционирования предприятий данной сферы. Это касается работ И. В. Бушуевой, Л. Ю. Греховой, A.B. Колгушкиной, Н, А Платоновой. Однако, на наш взгляд, в современных условиях формирования принципиально новой социальной структуры общества, основываться при изучении потребителей бытовых услуг лишь на показателе дохода, а при рассмотрении вопросов обеспеченности населения бытовыми услугами ориентироваться только на социально незащищенные слои населения, недостаточно.

Рассматривая различные подходы к изучению потребителей, применяемые в практике маркетинговых исследований в промышленно развитых странах, можно выделить одно из направлений, не получившее, на наш взгляд, в отношении к бытовому обслуживанию населения, должного применения. Наряду с широко распространенной функцией сегментирования по уровню доходов в ходе изучения потребителей активно используется стратификация, учитывающая их принадлежность к социальному классу.

В конечном итоге, оптимизация размещения предприятий бытового обслуживания населения с точки зрения максимального удовлетворения потребностей в услугах всех представленных социальных групп, возможна лишь на основе применения специально разработанных социально-экономических нормативов, отражающих особенности потребления и потребительских предпочтений в той или иной группе потребителей, страте.

Целый ряд работ отечественных экономистов и социологов посвящен роли и значению нормативов в управлении социальным развитием. Это труды таких ученых как В. Г. Асеев, С. И. Шкаратан, В. Д. Плахов, В. К. Потемкин. Вопросы разработки экономических норм и нормативов рассмотрены в работах С. Н. Ситаряна, В. В. Соколова, А. Д. Шеремета и др. В бытовом обслуживании населения разрабатывались и применялись социальные нормативы обеспеченности населения услугами, представленные, главным образом, в виде, так называемых, сетевых показателей.

На сегодняшний день применение этих нормативов обеспеченности населения услугами затруднено. Это обусловлено тем, что они не отражают современной структуры потребления услуг ни по их видам, ни в разрезе социальных групп, так как рассчитываются в целом по бытовому обслуживанию.

Таким образом, тема диссертации, посвященная необходимости разработки современных, отражающих особенности потребления бытовых услуг в разных стратах населения социально-экономических нормативов для оптимизации сети предприятий бытового обслуживания региона, является актуальной.

Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы на базе изучения теоретических и практических вопросов развития бытового обслуживания и зарубежного опыта стратификации потребителей разработать методические подходы к определению стратифицированных социально-экономических нормативов, на основе применения которых предложить мероприятия по оптимизации сети предприятий бытового обслуживания населения конкретного региона.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач: определить дифференцированную социально-экономическую значимость бытового обслуживания населения в удовлетворении потребностей различных социальных групп в современных условияхна основе анализа социально-экономических показателей, характеризующих современное общество, обосновать необходимость разработки стратифицированных нормативов с целью удовлетворения потребностей различных страт в бытовых услугах на современном этапе, определить наиболее значимые переменные, определяющие отнесение потребителей к тем или иным стратам, характерные для российского обществаразработать методику стратификации потребителей бытовых услугизучить особенности спроса и потребления бытовых услуг в различных стратах потребителей региона на основе полученной в ходе опроса потребителей информациипроанализировать особенности предложения бытовых услуг населению предприятиями исследуемого регионаразработать перечень социально-значимых услуг для различных страт населенияуточнить нормативы временной доступности услуг с учетом стратификации потребителей по отдельным категориям предприятийразработать мероприятия по обеспечению территориальной доступности и оптимизации сети предприятий бытового обслуживания региона.

В качестве объекта исследования выступает сеть предприятий бытового обслуживания региона, рассматриваемая с точки зрения оптимальности их размещения в соответствии с потребностями населения, а также потребители бытового обслуживания населения, представляющие разные страты.

Предметом исследования являются: методы стратификации потребителей, подходы к формированию стратифицированных социально-экономических нормативов и размещению предприятий в сфере бытового обслуживания населения в современных условиях.

Методологическую основу исследования представляет системный анализ процессов развития сферы бытового обслуживания населения, опирающийся на сочетание количественных и качественных методов. В качестве специальных инструментов в работе использовались методы логического и статистического анализа, опроса, интервьюирования.

Информационную базу исследования составили данные Госкомстата России, Министерства экономики РФ, Комитета труда и занятости, программы социально-экономического развития г. Воронежа, данные полученные в ходе исследований, организованных Государственной Академией сферы быта и услуг, ЦентральноЧерноземным Отделением Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения, аналитическим маркетинговым центром «Контент», при участии автора. Кроме того, соискателем использовались труды отечественных и зарубежных специалистов по рассматриваемым проблемам.

Научная новизна диссертации. В диссертационной работе рассмотрены актуальные проблемы формирования оптимальной сети предприятий бытового обслуживания населения на основе разработки и использования социально-экономических нормативов, отражающих специфические потребности различных социальных групп (страт) населения, сложившихся в условиях становления рынка. Выполненное исследование содержит следующие элементы научной новизны:

Обоснована необходимость стратификации потребителей и актуальность разработки и применения стратифицированных социально-экономических нормативов в современных условиях развития общества.

Проведена классификация методов изучения социальных групп населения на основе анализа зарубежного опыта стратификации потребителей и выделены методы, применение которых является наиболее целесообразным в России.

Разработана методика стратификации потребителей бытовых услуг.

Определены организационные подходы по разработке стратифицированных нормативов в бытовом обслуживании населения как основы формирования рационального размещения предприятий этой сферы.

Предложены практические мероприятия по обеспечению территориальной доступности бытовых услуг представителям выделенных страт, включающие:

— разработку перечня социально-значимых услуг для различных страт- -уточнение нормативов доступности предприятий разных категорий с учетом стратификации потребителей;

— оптимизацию сети предприятий бытового обслуживания региона. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических и практических рекомендаций по оптимизации сети предприятий бытового обслуживания населения на основе разработки и применения социально-экономических нормативов, отражающих специфические потребности различных страт населения конкретного региона. Результаты проведенного исследования могут использоваться муниципальными органами управления в ходе разработки социальных программ развития региона. Отдельные положения диссертационной работы могут быть применены организациями и фирмами, проводящими социологические и маркетинговые исследования и осуществляющими анализ потребительского поведения.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ГАСБУ в 1998 г.

Предложенные в диссертационной работе стратифицированные нормативы были использованы при разработке практических мероприятий по обеспечению территориальной доступности бытовых услуг потребителям г. Воронежа.

Публикации. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в 7 научных работах общим объемом 2,2 п.л.

Структура диссертации. Цели, задачи и логика исследования определили структуру диссертационной работы: она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Обобщение результатов исследований, проведенных в диссертационной работе, позволило сделать следующие выводы:

За последние годы российское общество претерпело значительные изменения структуры социального состава населения. Это проявилось не только в расслоении общества по уровню доходов и углублении дифференциации в этом направлении, но и в возникновении новых социальных классов, с формированием характерного для каждого из них, определенного стиля жизни и характера потребительского поведения. В связи с этим произошли определенные изменения в значении бытового обслуживания населения для различных социальных групп.

Сфера бытовых услуг, как одна из составляющих рынка услуг в целом, имеющая большой потенциал развития, является важной сферой приложения труда, в ней создаются новые рабочие места. В связи с этим бытовое обслуживание выполняет такую социальную функцию как «рассасывание безработицы», что особо значимо для представителей наименее приспособленных к новым условиям социальных групп.

Немаловажное значение сохраняется в настоящее время за такой функцией сферы бытовых услуг как увеличение (экономия) реальных доходов населения. Ремонтные услуги значительно сокращают расходную часть семейного бюджета. Как показывают исследования, эта функция наиболее значима для групп населения со средним и минимальным уровнями доходов.

Кроме того, сфера бытового обслуживания играет существенную роль для становления и развития рыночных отношений. Это связано не только с тем, что услуга является важной составной частью удовлетворения материальных и духовных потребностей, но и потому, что предприятия сферы услуг в силу своей специфики могут динамичнее, чем структура материального производства, трансформироваться в рыночную экономику.

В этой связи бытовое обслуживание является привлекательной сферой для вложения капитала, и решает проблемы самореализации представителей тех социальных групп, которым присуща категория собственности как результата накопления прошлого дохода. Последние данные Министерства экономики РФ иллюстрируют это. Подавляющий объем бытовых услуг приобретается населением в негосударственном секторе. На долю частного сектора в сфере бытовых услуг в 1997 г. приходилось 88%, в 1998 г. — 89%.

В современных условиях важной представляется дифференциация предприятий, оказывающих один отраслевой вид услуг, но различающихся по их ориентации на разные потребительские группы населения выделенные по поведенческому принципу, социальные классы. В рамках бытового обслуживания сегодня формируются совершенно разные типы предприятий: высококлассные, с высоким уровнем цен для представителей одних страт, и предприятия, расположенные повсеместно, для широкого круга потребителей других социальных групп. Пока этот процесс протекает стихийно следующим образом: высококлассные предприятия создаются частными предпринимателями либо заново, либо на базе действующих ранее, как правило, в форме совместных предприятий с участием иностранного инвестора. Существовавшая ранее практика категорирования предприятий с использованием целого ряда специальных нормативов обслуживания в настоящее время практически не применяется.

Выделение страт, с определением присущих им характеристик, является задачей науки о поведении потребителей. Она получила широкое распространение в практике маркетинга в промышленно развитых странах, однако, в силу целого ряда объективных причин, не нашла в нашей стране должного применения. По оценкам западных специалистов, в России, даже в период функционирования официально признаваемого бесклассового общества, существовали определенные социальные классы, представители которых значительно различались по стилю жизни и характеру потребления товаров и услуг. Анализ применяемых за рубежом методов стратификации, позволил в данной работе классифицировать их и отобрать наиболее эффективную модель для применения в российской практике, которая основана на учете экономических различий между отдельными стратами потребителей.

На основе анализа зарубежного опыта была разработана методика стратификации потребителей, включающая семь этапов.

На первом этапе производиться выбор типа исследования. Поскольку теоретические исследования являются весьма трудоемкими и требуют значительных временных затрат, в основу данной работы легли практические или маркетинговые исследования.

На втором этапе осуществляется выбор метода исследования. При выборе метода исследования предпочтение было отдано объективным методам, как наиболее доступным и достаточно точно отражающим характер изучаемого явления в результате использования социально-экономических показателей. Далее выбор пал на сложные показатели Уорнера и Гарднера, поскольку этот набор наиболее подходит для исследования потребительского поведения в российской практике.

На третьем этапе уточняются наборы показателей в зависимости от целей проводимого исследования, особенностей региона и т. д.

В процессе разработки методики стратификации в данном исследовании и дальнейшей ее апробации был сделан вывод о целесообразности выделения пяти показателей, которые должны быть подвергнуты оценке:

1. профессия (Х);

2. доход (Х2);

3. образование (Хз);

4. жилищные условия (Х4);

5. характер потребления товаров и услуг (Х5).

На четвертом этапе даются основные характеристики показателей СЭС при этом используются статистические, экспертные методы или методы самооценки.

На пятом этапе производится количественная оценка характеристик и определение весомости каждой их характеристик (устанавливаются экспертным путем).

На шестом этапе осуществляется выбор метода отнесения к стратам. На седьмом даются основные характеристики страт (сводная таблица).

С использование разработанной методики было проведено деление населения г. Воронежа на страты. В результате опроса население города было условно разделено на три страта, с учетом информации о профессии, доходах, образовании, жилищных условиях, характере потребления товаров и услуг, предоставленных органами статистики города и полученной в ходе анкетного опроса, по разработанным оригинальным анкетам.

В результате исследования сферы бытовых услуг г. Воронежа было установлено что:

— В отдельных районах г. Воронежа отсутствуют предприятия, оказывающие отдельные отраслевые группы услуг. В ходе анкетирования в нескольких из этих районов, выявлен спрос на некоторые из отсутствующих видов услуг.

— На 1.01.99 года сложившаяся ситуация на рынке бытовых услуг такова, что потребности населения в бытовых услугах удовлетворены в целом по городу на 87%.

Проведенные исследования современного состояния сферы бытовых услуг г. Воронежа позволили сделать вывод о необходимости проведения комплекса мероприятий по оптимизации сети предприятий бытового обслуживания населения с целью повышения эффективности деятельности данной сферы и максимального удовлетворения потребностей в бытовых услугах всех категорий населения. услугах всех категорий населения.

Комплекс предлагаемых мероприятий рассчитан на доведения уровня объемов оказываемых услуг до уровня платежеспособных потребностей.

Следующим этапом проведенных исследований стала разработка организационных подходов по определению стратифицированных нормативов доступности предприятий разных категорий.

На основе разработанных и уточненных стратифицированных нормативов были предложены практические мероприятия по оптимизации сети предприятий бытового обслуживания г. Воронежа.

По экспертным оценкам оптимизация сети предприятий бытового обслуживания населения позволит сэкономить 10−15% затрат времени на получение бытовых услуг.

Общая эффективность предложенных мероприятий составит 27 396,533 тыс. руб. Капитальные затраты окупятся в течение 6 месяцев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы. — М.: «Агропромиздат», 1991.
  2. Академия рынка. Маркетинг /под ред. Худокориева А. Г., пер. с фр./А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкер и др. М.:мЭкономика", 1993,
  3. Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса /под ред. Л. Б. Сульповара. М.: ГАСБУ, 1995.
  4. В.Г., Щкаратан С. И., Социальные нормативы и социальное планирование М., 1984.
  5. Асеев В. Г, Нормативное управление социальным развитием М.: 1988.
  6. В.Д., Гуков Н. В., Козлова И. В., Баркан Н. А. Экономика бытового обслуживания. М.: Легкая и пищевая промышленность,!983.
  7. Р.Д. и др. Информация и риск в маркетинге. М.: «Финстатинформ», 1993.
  8. В.Белова З. Г., Корягина Т. И., Мадлей Н. М., Методы планирования бытового обслуживания населения. М., 1976.
  9. Бизнес-план предприятия и методика его разработки в сфере бытовых услуг. М.: «Петит», 1994.
  10. Ю.Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов, прогноз и управление. М.: Мир, 1974.
  11. П.Бушуева И. В. Управление бытовым обслуживанием на региональном уровне. М.: 19%.
  12. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху .- М.: АО «Интерэкспорг», «Экономика», 1995.
  13. З.Вальтер Г. М. Социально-экономические проблемы перехода сферы услуги к рынку. М.: 1993.
  14. И., Ревентлоу П. Экономика фирмы, /пер. с датского М.: «Высшая школа», 1994.
  15. И.Н. Маркетинг: методические рекомендации и система показателей. М.: МГИМО, 1994,
  16. Л.Ю. Формирование и основные направления развития рынка бытовых услуг в регионе. М.: 1995.
  17. В.Д., Анализ и прогнозирование спроса на бытовые услуги. М., 1971.
  18. Джинни Грехеть Скотт. Учитесь эффективно продавать и управлять сбытом. Киев, «Внешторгиздат», 1992.
  19. Ф. Энджел, Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард Поведение потребителей, СП/б.: Питер, 1999.
  20. В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги. М., 1986.
  21. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. М., 1975.
  22. Э. Дж., Ли идеей Д. Рынок: микроэкономическая модель. /Пер. с англ. СП/б, 1992.23 .Дрозд В. В. Теоретические аспекты анализа поведения потребителей на рынке./УСборник научных ст атей № 6, ГАСБУ, 1997
  23. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. -М.: 1992.
  24. Т.М. Рынок услуг и его особенности .//Сборник научных статей № 6. ГАСБУ, 1997
  25. E.H. Развитие сферы услуг в условиях рыночной экономики.//Вестник МГУ, «Экономика», N5, 1991.
  26. E.H. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996. 28.3авьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. — М.: «Международное обозрение», 1991.29.3анадворов B.C., Занадворова A.B. Экономика города, М.: Магистр, 1998.
  27. ЗО.Зубарев И. В., Кобчников И. К. Механизм экономического роста транснациональных корпораций. М.: «Высшая школа», 1990.
  28. A.A. Логика норм. М., 1973.
  29. И.Е. Теория и практика маркетинга в США.- М.: «Экономика», 1981.
  30. . Деловая стратегия./пер. с англ. М.: «Экономика», 1991.
  31. Л.И., Репникова В. И. Исследование маркетинга в развитии малых предприятий БОН //Совершенствование БОН в условиях рыночной экономики. С/б научных трудов под ред. Сульповара Л.Б.- М.: МТИ, 1992.
  32. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: «Центр экономики и маркетинга», 1996.
  33. A.B. Информационное обеспечение планирования развития бытового обслуживания населения на региональном и внутрифирменном уровнях. М.:1997.
  34. В.А., Филина А. И. Маркетинг, рынок, финансы. Киев, ЙМЭКС, 1992.
  35. Ф. Основы маркетинга. М.: «Прогресс», 1991.
  36. Ф. Управление маркетингом. М.: «Экономика», 1980.
  37. Ф. Маркетинг менеджмент. СП/б.: Питер Ком, 1908 41 .Коуз Р. Фирма, рынок и право. — М.: «Дело ЛТД», 1993.
  38. И.И. Маркетинг на предприятии. М.: «Финстатинформ», 1994.
  39. А. Экономические механизмы./ Пер. с фр. М.: «Прогресс», 1993.
  40. З.В. Наемные работники частного сектора // Общество и экономика, N1,1994.
  41. H.H. Анализ состояния рынка платных услуг населению в РФ.//Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях, с/б № 3, — М.- ГАСБУ, 1997
  42. С.Н. Россия в 1993г.: реформы на переломе //Маркетинг, N1,1994.
  43. А.Я. Введение в рыночную экономику. —М.- Квадрат 1991
  44. А.И., Яркин А. П., Платежеспособный спрос населения. М., 1976.
  45. В.А., Соломко Г. П. Проблемы повышения эффективности государственного сектора экономики.//Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях, с/б № 3, — М.- ГАСБУ, 1997
  46. Р. Об опыте сбалансирования потребительского спроса //Экономист, N1, 1994.
  47. Л. Любимцы и пасынки //Инвестиции в России. N4−5, 1994. щ 55. Макеев И. Ю. Проблемы регионального развития сферы платныхуслуг.//Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях, с/б № 3, — М.- ГАСБУ, 1997
  48. Зб.Маккей X. Как уцелеть среди акул /пер. с анлг. М.: «Экономика», 1991.
  49. K.P., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика, /пер. с англ. М.: «Республика», 1992.
  50. Э.А., Гарасименко Г. Г. Финансовый анализ. Ростов-на-Дону, 1994.
  51. Маркетинг/ под ред. Ващекина Н. П., М.: МГУк, 1999.
  52. В. Д. Кравченко H.A. Бизнес-планирование. Новосибирск, «Экор», 1994.61 .Маркова В. Д. Маркетинг услуг. М.: «Финансы и статистика», 1996. 62. Матье Э. Послепродажное обслуживание. Серия «Деловая Франция». -М.: «Прогресс», 1993.
  53. М. Анализ дифференциации доходов населения //Экономист, N1, 1995.
  54. Менеджмент в сфере услуг /под ред. В. Ф. Уколова. М.: «Луч», 1995.
  55. Н.Г. Микроэкономика /пер. с англ. М.: МГУ, 1994.
  56. М.Х., Альберт М., Хедоури, Основы менеджмента. М.: «Дело», 1992.
  57. Методы прогнозирования спроса /Давидович Б.Я., Лохман И. Л., Назаров P.C., Френкель М. Г. М., 1972.
  58. Н.И. Механизм хозяйствования в сфере платных услуг в условиях формирования рыночных отношений.//Сборник научных статей № 6, ГАСБУ, 1997
  59. Начальный курс рыночной экономики /под ред. Фельдмана Г. й. ТО. Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность. Вопросы философии. № 2, 1982.
  60. Новая технология и организационные структуры, /под ред. Пеннингса И. пер. с англ. М.: «Экономика», 1990.
  61. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.
  62. Общероссийский классификатор услуг населению OK 002−93, М.: Издательство стандартов Л994.74,Осипова Ю. М. Принципы хозяйственной самоорганизации. М.: МГУ, 1993.
  63. Т.Ю. Международная капиталистическая торговля услугами и проблемы ее регулирования, 1987.
  64. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности -М. 1972., Рабочая книга социолога. М.: 1986.
  65. Е.М. Социальные нормативы в условиях перестройки // Философские науки, № 8.1989.
  66. H.A. Бытовое обслуживание в период формирования рынка. М.: 1995
  67. Н.А. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка. М.: ГАСБУ, 1995.
  68. Н.А., Колгушкина А. В. Особенности организации обследования семейных бюджетов .//Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях, с/б № 3, — М.- ГАСБУ, 1997.
  69. В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. -М. 1985.
  70. М. Международная конкуренция ./пер. с англ. М.: «Международные отношения», 1993.
  71. В.К. Социальная инфраструктура регионов: нормативный подход к преобразованию. С/П? 1996.
  72. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг, /под ред. Сульповара Л.Б.- М.: ГАСБУ, 1994.
  73. Проблемы планирования и управления ./под ред. Голубкова Е. П. и Жандарова А.М.-М.: «Экономика», 1987.
  74. Г1унин Е. И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. М.: «Международные отношения», 1993.
  75. М. Л. Якутии Ю.В. Организация менеджмента. М.: АКДИ «Э и Ж», 1994.
  76. Россия в цифрах М.: издание Госкомстата России, 1996.
  77. Я.М. Частный сектор: предприниматели и проблемы хозяйствования //ЭКО, N1, 1994.
  78. В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. М., 1975.
  79. В.М. Современные формы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг.//Сборник научных статей № 6, ГАСБУ, 1997
  80. П. Экономика/пер. с англ. М.: НПО «Алгол», 1992.93 .Сборники научных статей N1, N2 /под ред. Л. Б. Сульповара. М.: ГАСБУ, 1995, 1996.
  81. И.И. К разработке эффективной системы социальных нормативов //Экономические науки.№ 6 1989.
  82. Совершенствование управления сферой услуг. Выпуски 1,2.- М.: ЦБНТИ, 1990,1991.
  83. Состояние и перспективы потребительского рынка //"Экономист", N1, 1998.
  84. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях /под ред. Козловой И. В. и Платоновой H.A., N1, N2, — М.: ГАСБУ, 1995, 1996.
  85. Социальное проектирование / под ред. Ж. Т. Тощенко. М., 1982.
  86. Социальные ориентиры обновления: Общество и человек / под ред. Т. И. Заславской. М. 1990.
  87. Статистика рынка товаров и услуг /под ред. И. К. Белявского. М.: «Финансы и статистика», 1995.
  88. Ю1.Стерлин А. Р., Тумин И. В. Стратегическое планирование в США.- М.: «Наука», 1990.
  89. И., Фрайбургер В. Реклама: теория и практика. М.: «Прогресс», 1989.
  90. В.Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг. Развитие общественного и частного предпринимательства. М.: «Московский рабочий», 1991.
  91. Управление эффективностью услуг. Развитие общественного и частного предпринимательства. М.: Московский рабочий, 1991.107 .Участники предпринимательской деятельности в РФ //Экономика и жизнь, N7, 1995.
  92. Г. И. Начальный курс рыночной экономики. М.: «Транспорт», 1992.109 .Финансовый менеджмент, /под ред. Е. С. Стоялова. М.: «Перспектива» 1993.
  93. Ю.Фомин А. Е., Мухин Ю. К. Проблемы управлением обслуживанием населения, М.: Легпромбыт издат, 1987.
  94. Ш. Харитонова Т. В. Особенности маркетинговых исследований для предприятий сферы услуг.//Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях, с/б № 3, — М.- ГАСБУ, 1997.
  95. Д.Н. современная микро экономика /пер. с англ. М.: «Финансы и статистика», 1992.
  96. ПЗ.Хейне П. Экономический образ мышления /пер. с англ. М.: «Новости», 1991.
  97. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991.
  98. А. Курс предпринимательства. М.: «Международные отношения», 1993.
  99. Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. -Петрозаводск «Фолиум», 1994.
  100. Экспресс-информация федеральной службы занятости 1993 г., июль.
  101. Я.С. Экономика и культура сервиса. М.: «Экономика», 1990.1. На английском языке
  102. Max Webber, in Н.Н. Grad and С. Wright Mills, From Max Webber: Essays in Sociology (New York: Oxford University Press, 1946.
  103. The American Class Structure: A New Synthesis, 3rd ed., Dennis Gilbert and Joseph A. Kohl, 1 982 124.: Excerpted from Table A1 of Charles B. Nam and Mary G. Powers, The Socioeconomic Approach to Status Measurement (Houston: Cap and Gown Press, 1983).
  104. Richard P. Coleman, -«The Continuing Significance of Social Class to Marketing», Journal of Consumer Research 10 (December 1983).
  105. The condensation of the Coleman-Rainwater view is draw from Chapters 8, 9, and 10 of Richard P. Coleman and Lee P. Rainwater, with Kent A. Mc Clilland, Social Standing in America: New Dimensions, 1985.
  106. Tom Peters, Thriving on Chaos (New York: Alfred A. Knopf 1987).
  107. Общая характеристика г. Воронежа.
  108. На начало 1999 г. в городе постоянно проживало 908.9 тысячи человек. Это — третий по численности город Центральной России, крупный административный, культурный, научный, политический и финансово-экономический центр Черноземного края.
  109. Макроэкономические показатели, характеризующие социальноэкономическое положение г. Воронежа1}
  110. Январь-июнь 1999 г. В % к январю-июню 1998 г. Июнь 1999 г. В % к июню 1998 г. Справочно: январь-июнь 1998 г. в % к январю-июню 1997 г.1. Экономические индикатопы
  111. Объем промышленной продукции, млн. рублей 5411.7 105.2 916.6 110.6 X
  112. Инвестиции в основной капитал, млн. рублей 841.1 105.2 X X 79.8
  113. Объем подрядных работ, млн. рублей 478.1 110.8 148.1 135.1 94.4 В том числе строительных организаций 446.8 113.7 141.9 138.2 X
  114. Оборот розничной торговли2', млн. рублей 1227.9 68.7 305.6 111.5 X
  115. Оборот общественного питания, млн. рублей 49.9 79.5 8.3 75.2 X
  116. Оборот оптовой торговли3^ млн. рублей 1488.1 95.8 330.8 106.5 X
  117. Объем платных услуг населению, млн. рублей 741.9 111.0 136.0 108.6 Xв том числе бытовых 63.4 135.5 11.5 в 1.6 р. X
  118. Коммерческий грузооборот предприятий автомобильного транспорта, млн. т-км 27.2 136.3 5.3 120.7 X
  119. По крупным и средним предприятиям и организациям.
  120. Индексы физического объема оборота оптовой торговли рассчитаны на основании индекса цен производителей по Воронежской области.
  121. Январь-июнь 1999 г. В % к январю-июню 1998 г. Июнь 1999 г. В % к июню 1998 г. Справочно: январь-июнь 1998 г. в % к январю-июню 1997 г.1. Социальные индикаторы
  122. Введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыслсв. м общ. площади 86.3 143.8 X X 106.8 В том числе: индивидуальное строительство 31.0 89.3 X X 115.6
  123. Среднемесячная заработная плата, руб. 1030.8 138.5 1196.8 150.1 X
  124. Численность трудоспособных, не занятых трудовой деятельностью, ищущих работу (на конец периода), тыс. человек 13.0 125.1 X X 55.6из них имели статус безработных 10.5 110.0 X X 55.0
Заполнить форму текущей работой