Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие рыночных и государственных регуляторов в системе управления субъектом естественных монополий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация сформированной модели адаптивного управления субъектом естественной монополии требует изменения среды функционирования данного субъекта, т. е. внедрения новых механизмов организации естественно монопольных сфер деятельности. Наивысшая эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность достигаются, когда сфера представляет собой рынок с чистой (совершенной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВНИЯ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 1. 1. Анализ существующих трактовок понятия «естественная монополия» д
    • 1. 2. Выявление особенностей и закономерностей функционирования субъектов естественных монополий сферы услуг
    • 1. 3. Проблемы реформирования естественных монополий сферы услуг в Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОМ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
    • 2. 1. Определение состава и структуры регуляторов в системе управления социально-экономических систем
    • 2. 2. Выявление и классификация рыночных регуляторов в системе управления субъектом естественных монополий сферы услуг
    • 2. 3. Действие государственных регуляторов в системе управления субъектом естественных монополий сферы услуг
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ РЫНОЧНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОМ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
    • 3. 1. Выбор принципа построения системы управления субъектом естественных монополий
    • 3. 2. Моделирование рыночных и государственных регуляторов в системе управления субъектом естественных монополий
    • 3. 3. Организационный механизм реализации адаптивного управления субъектом естественных монополий

Развитие рыночных и государственных регуляторов в системе управления субъектом естественных монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие смешанная рыночная экономика точнее всего отражает природу современных общественно-экономических отношений. Ее суть можно определить как взаимообусловленное взаимодействие двух принципов построения и регулирования экономической жизни общества, таких как частное благо и общественное благо, рынок и социально-экономическая деятельность государства. Смысл современной рыночной экономики можно раскрыть, рассмотрев характерные для нее регулирующие механизмы, исторические пути ее развития, а также реальные формы и модели, в которых она существует.

Современная теория естественной монополии — очень бурно развивающаяся в последние годы часть более общей теории организации и анализа структуры отраслей — не дает ответы на все вопросы, ее оказывается недостаточно, чтобы однозначно рекомендовать те или иные меры управляющего воздействия.

Парадоксальность сложившейся в нашей стране в последнее десятилетие ситуации заключается в том, что взятый стратегический курс на демонтаж командно — административной системы управления путем практически неуправляемого расчленения общественного народнохозяйственного комплекса до сих пор осуществляется без должных теоретических разработок ряда вопросов, касающихся особенностей перехода к рыночным методам хозяйствования в условиях сверхмонополизированной экономики.

Экономическая деятельность субъектов естественных монополий должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций, т.к. именно они выступают основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие субъектов естественных монополий требуют огромных управленческих усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.

По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам субъекты российских естественных монополий (РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть национальную экономику из сегодняшнего кризиса, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Субъекты естественных монополий следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

Сочетание повышенной социально-экономической и политической значимости естественных монополий с недостаточно высокой эффективностью механизмов их регулирования придает особую актуальность выбранной теме исследования и ставит экономистов перед необходимостью поиска форм и методов реформирования естественных монополий с целью преодоления негативных последствий монополизации и усиления их позитивных свойств.

Общетеоретические аспекты проблемы монополии и конкуренции достаточно полно разработаны и представлены в классических трудах таких экономистов, как Дж. Кларк, А. Курно, А. Маршалл, А. Пигу, П. Самуэльсон, Э. Чемберлин, Й. Шумпетер и др. Авторы исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками.

В рамках теории отраслевых рынков заметный вклад в разработку проблем естественной монополии внесли такие исследователи, как Э. Аткинсон, X. Демсец, Дж. Бэйн, Ф. Шерер, Д. Панзар, У. Баумоль, Р. Виллиг, Д. Стиглиц, Д. Тироль и др. В последние 20 лет интерес к исследованию проблемы естественной монополии в западной экономической науке усилился, что было вызвано серьезными реформами в отраслях, традиционно считавшихся регулируемыми в развитых странах. Акцент в исследовании проблемы естественных монополий сместился: от анализа моделей ценового регулирования, выявления их недостатков и совершенствования, к анализу возможности и методов дерегулирования отраслей естественных монополий и форм возможной конкуренции в них. Классическими стали работы таких авторов, как Х. Демсец, Д. Панзар, Р. Виллиг, У. Баумоль, А. Кан и др. В последние годы появляются статьи, в которых проводится анализ промежуточных результатов и последствий реформирования отраслей естественных монополий (Д.Хелм, Т. Дженкинсон, А. Де Вэни и др.).

В отечественной экономической литературе разработка проблем естественной монополии только начинается, объект исследования является качественно новым, поэтому, несмотря на растущий поток публикаций по этим проблемам в последние несколько лет, существующий уровень анализа недостаточен. Исследованию отдельных проблем функционирования естественных монополий в переходной экономике посвящены статьи таких авторов, как А. Никифоров, В. Кокорев, А. Городецкий, Ю. Павленко, Д. Вильсон, В. Цапелик, В. Золотухин, В.Студенцов. и др.

Вместе с тем проблеме реформирования естественных монополий в России, особенно в управленческом аспекте, уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание. Вопросам управления сложными социально-экономическими системами посвящены труды зарубежных и отечественных ученых. Значительный вклад в развитие данных вопросов внесли ученые-экономисты: Бузырев А. И., Кабаков B.C., Краюхин Г. А., Могилевский В. Д., Немчин A.M., Чистов J1.M. и др.

Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая проработанность подходов к проблемам регулирования и реформирования естественных монополий в переходной экономике определили выбор темы, цели и задач диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании особенностей функционирования субъектов естественных монополий сферы услуг и разработке системы управления, основывающейся на сбалансированном взаимодействии рыночных и государственных регуляторов для развития субъектов российских естественных монополий в условиях структурного реформирования.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи: проанализированы существующие трактовки понятия «естественная монополия», «субъект естественной монополии» и уточнены для целей исследованияопределена сфера, деятельность в которой позволяет позиционировать хозяйствующего субъекта, как субъекта естественной монополиивыявлены особенности и закономерности функционирования субъектов естественных монополий в сфере услугисследованы проблемы реформирования российских естественных монополийопределено понятие «регулятор» применительно к социально-экономическим системам и определены основные его основные компонентывыявлены рыночные регуляторы в системе управления субъектом естественных монополий сферы услуг, проведен их анализ и классификацияпроведен анализ существующих государственных регуляторов в системе управления субъектом российских естественных монополий сферы услугсформирована модель системы адаптивного управления субъектом естественных монополийразработан организационный механизм взаимодействия рыночных и государственных регуляторов естественных монополий сферы услуг.

Предметом исследования, выступают взаимодействие рыночных и государственных регуляторов в системе управления субъектом естественных монополий сферы услуг.

Объектом исследования являются субъекты российских естественных монополий сферы услуг в условиях структурного реформирования.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, основные положения микроэкономической теории, институциональной теории. В работе использовались законодательные акты, монографии, брошюры, статьи в научных сборниках по вопросам, рассматриваемым в диссертации.

Для решения поставленных в диссертации задач использовались методы экономико-математического моделирования, системного и технико-экономического анализа, исследования операций и принятия решений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнено понятие «естественная монополия», «субъект естественной монополии» применительно к сфере услуг;

2. Определены особенности и закономерность функционирования субъектов естественных монополий сферы услуг;

3. Раскрыто содержание понятия «регуляторы» применительно к социально-экономическим системам и определены их основные компоненты в рамках системы управления;

4. Выявлены рыночные регуляторы в системе управления субъектом естественных монополий сферы услуг и проведен их анализ и классификация;

5. Систематизированы существующие государственные регуляторы субъектов естественных монополий и определены проблемы государственных регуляторов в системе управления субъектом российских естественных монополий сферы услуг;

6. Сформирована модель системы адаптивного управления субъектом естественных монополий, в рамках которой действия рыночных и государственных регуляторов разделены по уровням принятия управленческих решений;

7. Предложен организационный механизм реализации модели системы адаптивного управления субъектом естественных монополий, основанный на коммерческой концессии.

Практическая и научная значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования системой управления субъектами естественных монополий при выработке управленческих решений в условиях структурного реформирования российских естественных монополий.

Апробация работы. Основные положения работы докладывались на научно-практической конференции «Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений и предприятий социальной сферы» и на межвузовской конференции аспирантов и докторантов «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» в 2003 г.

Основные положения работы использованы в практике ОАО «РЖД» при формировании и проведении открытой информационной политики предприятия.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ общим объемом 1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 128 наименований.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.

1. В настоящее время российская экономика находится в состоянии перехода от планово-административных отношений к рыночным. Переходный период характеризуется нестабильными хозяйственными связями, происходит замена прежних командных рычагов управления рыночными стимулами. Однако не во всех сферах возможно в полной мере использовать мощные стимулы к повышению эффективности работы предприятий, обеспечиваемые рынком. К таким предприятиям относятся субъекты естественной монополии сферы услуг.

2. Анализ сущности понятия «субъект естественной монополии» выявил неоднозначную его трактовку вплоть до отождествления с естественной монополией, вертикально-интегрированных отраслей и органов государственной власти. Отрасль не является сама по себе естественно монопольной, технологические особенности обуславливают организацию монопольных сфер деятельности по транспортировке и распределению благ в структуре вертикально интегрированного цикла. Ни одна сфера материального производства не обладает такими специфичными активами как инфраструктурные сети. В силу наличия сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередач, железнодорожные пути и т. п.), только сферу услуг, можно позиционировать как естественно монопольную.

3. Субъект естественной монополии имеет ряд особенностей, предопределившие закономерность его, которая заключается в неотъемлемости государственного регулирования как элемента системы управления субъектом естественной монополии, задача которого обеспечить баланс государственно-общественных и частно-корпоративных интересов для формирования полноценного социально-ориентированного рыночного хозяйства в России.

4. Под регуляторами социально-экономических систем автором понимается совокупность методов и средств, посредством которых осуществляется поддержание постоянства некоторой величины, характеризующей экономический процесс, либо её изменение в соответствии с внешним процессом, осуществляемое приложением управляющего воздействия к объекту управления. Регуляторы социально-экономических систем являются элементом управляющей подсистемы (системы управления) социально-экономической системы и состоят из функционально-организационных и ресурсных компонент.

5. В конкурентных сферах деятельности рыночные регуляторы являются, с одной стороны, элементом системы управления предприятия-производителя, рассматриваемого как субъект предложения, а с другой стороны, рыночные регуляторы — это желания потребителей, рассматриваемые как субъекты спроса. Государственные регуляторы лишь определяют «правила игры», одинаково относящиеся ко всем конкурентным сферам деятельности. В работе обосновано, что в естественно монопольной сфере рыночные регуляторы могут проявляться только со стороны предложения.

6. Субъекты предложения, т. е. субъекты естественной монополии, в отличие от субъектов спроса, имеют огромный арсенал рыночных регуляторов, которые могут быть классифицированы по источнику возникновения на объективные и субъективные. Объективные рыночные регуляторы — методы и средства увеличения монопольной прибыли имманентно присущие естественно монопольное сфере услуг. Данные средства порождены объективными характеристиками исследуемой сферы, связанные с технологией производства, характером и динамикой спроса. Субъективные рыночные регуляторы — методы и средства увеличения монопольной прибыли вызванные стратегическим поведением субъекта естественной монополии. Данные средства порождены методами стратегического управления, используемыми руководством субъекта естественной монополии для того, чтобы препятствовать проникновению конкуренции на естественно монопольный рынок.

7. Анализ используемых в российской практике методов ценового регулирования субъектов естественных монополий, а также уровень полномочий органов регулирования позволил определить проблемы государственных регуляторов системе управления субъектом естественных монополий сферы услуг. Источниками указанных проблем с одной стороны является отсутствие практики стратегического управления на уровне государства, а с другой стороны обладание субъектами естественной монополии являются достоверной информации о происходящих в них процессах, которая позволяет им склонять регулирующие органы к принятию выгодных решений.

8. Исследование общих закономерностей построения систем управления, разработанных в кибернетике, позволило сделать вывод, что существующая система управления субъектами естественных монополий, содержащая в себе как рыночные, так и государственные регуляторы действует по принципу разомкнутого управления с компенсацией возмущений. Действия государственных регуляторов призваны нейтрализовать негативные воздействия на общество рыночных регуляторов, возникающие вследствие попытки увеличения монопольной прибыли. Разработанная модель системы управления субъектом естественной монополии основывается на принципе адаптивного управления. Адаптивное управление относится к классу замкнутых контуров управления, и образует системы управления с отрицательной обратной связью, т. е. воплощают базовый принцип кибернетики. Нами предлагается разделить между государственными и рыночными регуляторами уровни выработки и реализации управленческих решений. Государственные регуляторы являются инструментом принятия стратегических решений, т. е. их задача формулировка целей деятельности субъекта естественной монополии и критерия достижения этих целей. Задача рыночных регуляторов на основе имеющихся в арсенале функционально-организационных, а также ресурсных компонент, обеспечить достижение стратегических целей, поставленных государственными регуляторами.

9. Реализация сформированной модели адаптивного управления субъектом естественной монополии требует изменения среды функционирования данного субъекта, т. е. внедрения новых механизмов организации естественно монопольных сфер деятельности. Наивысшая эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность достигаются, когда сфера представляет собой рынок с чистой (совершенной) конкуренцией. Результаты, получаемые на таких рынках, определяют стандарты, по которым оцениваются рынки с несовершенной конкуренцией. Предложенный автором механизм взаимодействия рыночных и государственных регуляторов естественных монополий сферы услуг на основе коммерческой концессии позволяет реализовать модель рынка с потенциальной конкуренцией в условиях естественно монопольного рынка сферы услуг. Главная идея состоит в том, что из монополистического характера рынка не обязательно вытекает монополистическое ценообразование благодаря предварительной борьбе за концессионное соглашение, в результате которой предоставляются исключительные права на проведение операций в сфере естественной монополии одному из претендентов на основе определенных критериев.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Б., Розанова Н. М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.-133с.
  2. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 320 с.
  3. С.Б., Розанова Н. М., Поповская Е. В. Вертикальные ограничения в российской экономике. М.: Экономический факультет МГУ, 1998.-81 с.
  4. В.Б., Рудаков М. Н. Теория организации: Учебное пособие. -2-е изд., дополн. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. — 316 с.
  5. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках / С. Б. Авдашева, В. П. Балюкевич, А. В. Горбачев и др.- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2000. — 302 с.
  6. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 520 с.
  7. А.И. Прогнозирование роста экономики. М.: Экономика, 1996. — 98 с.
  8. М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие для вузов: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 743 с.
  9. У. Экономическая теория и исследование операций: Пер. с англ. / Под ред. М. М. Голанского, Ю. Я. Ольсевича. М.: Прогресс, 1965.-496с.
  10. Т.Я. Международные промышленные монополии. М.: Мысль, 1972.-279 с.
  11. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект. Экономика и организация промышленного производства, 1999, № 4, с.85−100.
  12. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты. Экономика и организация промышленного производства, 2001, № 3, с. 49−64.
  13. Большая Советская энциклопедия. М.: Изд-во БСЭ, 1975
  14. В.В., Васильев В. Д., Зубарев А. А. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход.- 2-е изд., испр. и доп.-СПб., 2001.
  15. Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 499. (Н 15.)
  16. Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования. Вопросы экономики, 1995, № 11, с. 80−87.
  17. А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001. — 253 с.
  18. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1997. -767с.
  19. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х томах / Под. общей ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2002. Т.1.-349 е., Т.2.-503 с.
  20. Э., Ковачич В. Е. Антитрестовское законодательство и экономика: Пер. с англ. М.: Международный институт права США, 1995.-248с.
  21. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. — 704 с.
  22. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий. Вопросы экономики, 2000, № 1, с. 137−146.
  23. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. Вопросы экономики, 1995, № 11, с. 48−57.
  24. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей / Под ред. О. В. Коломийченко, В. Н. Ворожейкина. СПб.: Техническая книга, 2001. — 255 с.
  25. Государственно-монополистический капитализм США: монополистический капитал / J1.C. Демидова, В. Ф. Железова, Ю. Б. Кочеврин и др. М.: Наука, 1989. — 232 с.
  26. Дж. К. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1969.-478 с.
  27. Дж. К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М: Прогресс, 1979. — 406 с
  28. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. В. Лукашевича и др. / Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. -СПб.: СП «Автокомп», 1992. 496 с.
  29. П.Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения /Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. — 190 с.
  30. И. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. — 1120 с.
  31. И.Д. Международные корпорации в мировой экономике. -М.: Мысль, 1976.-215с.
  32. И.Д. Международные монополии во внешней политике империализма. М.: Международные отношения, 1981. — 176 с.
  33. И.Д. Современные монополии и конкуренция: (Формы и методы монополистической практики). М.: Мысль, 1980. 254 с.
  34. В.В., Немчин A.M. Общая теория социально-экономических систем. СПб: Изд — во: «Бизнес-Пресса», 2002. — 176 с.
  35. К.Б. Монополии и их буржуазные критики. М.: Мысль, 1966.-228 с.
  36. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии. Вопросы экономики, 1998, № 4, с. 115−133.
  37. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. / Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 368 с.
  38. Концентрация производства: условия, факторы, политика / Л. А. Валитова, И. Н. Задирако, М. Е. Кузнецова и др. / Под ред. А.Е. Шастит-ко- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001. — 335 с.
  39. Краюхин Г. А Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом в производственном объединении. Л.: ЛИЗИ, 1987. -80 с.
  40. А. Б. Механизм управления предприятием в условиях свободной экономики.- СПб.: Политехника, 1992.- 357 с.
  41. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под общ. ред. А. В. Сидоровича. М.: МГУ, Изд-во «ДИС», 1997. — 736 с.
  42. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «Формика», 1992. — 383 с.
  43. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. Т.2. -400 с.
  44. К. Экономика организаций: Пер. с франц. / Под ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
  45. С.М. Современный капитализм. Краткая политэкономия. М.: Мысль, 1974. — 262 с.
  46. С.М. Экономика капитализма и ее противоречия на современном этапе. М.: Мысль, 1966. — 152 с.
  47. Методические рекомендации по анализу и прогнозированию товарных рынков. М.: «Издательский Дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэкономики, 2001. — 96 с.
  48. Методы определения монопольно высокой (низкой) цены и монопольной прибыли / Н. С. Батаева, И. В. Гречишкина, А. А. Никифоров, А. Н. Чеканский, А.Е. Шаститко- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001,208 с.
  49. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб: Эконом, школа, 2001. ГЛ. — 468 е., Г. 2. — 422 с.
  50. Дж. С. Основы политической экономии. В 2-х томах: Пер. с англ: М.: Прогресс, 1980. ГЛ. — 495 е., Г. 2. — 480 е., Г. З. — 447 с.
  51. В.Д. Методология систем: вербальный подход/ Отд-ние экон. РАН- научн.-ред. Совет изд-ва «Экономика». М.:ОАО «Издательство «Экономика», 1999. — 251 с.
  52. В. Существующее состояние рынка электрической энергии в России и проблема его развития. Промышленная политика в Российской Федерации, 2001, № 1, с. 47−66.
  53. Монополизм и антимонопольная политика / А. В. Барышева, Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев и др. М.: Наука, 1994. — 240 с.
  54. Монополистическое ценообразование (проблемы и закономерности) / Под ред. С. М. Никитина. М.: Наука, 1980. — 382 с.
  55. В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий (две концепции). Вопросы экономики, 2001, № 9, с. 28−38.
  56. В. О методологических основах регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Нормирование прибыли. -Промышленная политика в Российской Федерации, 2002, № 3, с. 19−23.
  57. В.А., Г.Г.Сапов. Предисловие к русскому изданию: В кн.: Фридрих А.Хайек. Частные деньги. М., 1996, с. 11−26.
  58. А.А. Государственное регулирование монопольных цен в переходной экономике. Диссертация на соискание ученой степени д.э.н.-М., 1999.
  59. А.А. Ценовое регулирование естественных монополий. Вопросы экономики, 1998, № 4, с. 134−143.
  60. P.M. Курс микроэкономики: Учебник. 2-е изд. измен. -М.: НОРМА, 2000. — 572 с.
  61. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2002. 416 с.
  62. Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. — 367 е., ил.
  63. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 496 с.
  64. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.1999 № 71). -Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, № 3.
  65. JI.A. Монопольная прибыль: видимость и сущность. -М: Мысль, 1983.- 189 с.
  66. Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения) / В.Е. Бру-силовский, Л. Э. Григорьев, К. Менар, А.Е. Шаститко- Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001. — 240с.
  67. С.М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие. М.: Академический проект, 2002. — 573 с.
  68. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.-М., 2003
  69. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 472 с.
  70. Н.М. Взаимодействие фирм на товарных рынках в переходной экономике России. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998.-261 с.
  71. Н.М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.: МАКС Пресс, 2001. — 39 с.
  72. Н.М. Фирма в экономической системе. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998. — 285 с.
  73. С., Вестерфилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000. — 720 с.
  74. П. А. Экономика. В 2-х томах: Пер. с англ. М.: МГП «АЛГОН», ВНИИСИ, 1992. Т.2. — 415 с.
  75. П.А. Основания экономического анализа: Пер. с англ. -СПб.: 2002. 604 с.
  76. Н.Т., Сауткин С. И. Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании. Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 6, с. 115−129.
  77. С. Калифорнийский кризис: частные интересы против социальных. Экономист, 2002, № 8, с. 10−17.
  78. Сио К. К. Управленческая экономика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000.-671с.
  79. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. В 2-х томах М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. Т.1.-371 е., Т.2.-475 с.
  80. Собрание актов Президента и Правительства РФ, 04.04.1994, JNbl4, ст. 1052.
  81. Собрание законодательства Российской Федерации, 06.03.1995, № 10, ст. 858.
  82. Собрание законодательства Российской Федерации, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
  83. Современные международные монополии / Под ред. X. Хайниге-ра, Ю. И Юданова. М.: Наука, 1978. — 375 с.
  84. Современный концерн: политэкономический аспект / Под ред. А. А. Демина и Н. В. Раскова. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1983. — 168 с.
  85. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). М.: Наука, 1990.-200с.
  86. Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены. В кн.: Теория фирмы. СПб, 1995, с. 402−431.
  87. Дж. Теория олигополии. В кн.: Теория фирмы. СПб, 1995, с.371−401.
  88. В. Государство и естественные монополии. Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 9, с. 86−97.
  89. В. США: поиски оптимального режима отраслевого регулирования. Плановое хозяйство, 1990, № 12, с. 102−109.
  90. Теория переходной экономики. Т.1. Микроэкономика: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1997. — 318 с.
  91. . Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2000. Т. 1.-328с., Т.2.-450с.
  92. Томас Ди Лоренцо. Миф о «естественной монополии». Экономика и организация промышленного производства, 2001, № 4, с.81−98.
  93. В. Анализ отраслевой организации рынков (курс лекций). Лекция 4. Барьеры входа и выхода фирм на отраслевом рынке. -Российский экономический журнал, 2001, № 10, с. 64−68.
  94. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация: Пер. с англ. СПб.: Лениз-дат, CEV Press, 1996. — 702 с.
  95. Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ. М.: ИН-ФРА-М, 2000. — 932 с.
  96. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. -М: Дело ЛТД, 1993. 864 с.
  97. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1992. Т.1. -384с.
  98. Е.Л. Очерки современной монополии. М.: Наука, 1971.-207 с.
  99. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т.1. — 384 е., Т.2. — 592 с.
  100. Э. Теория монополистической конкуренции: (Реори-ентация теории стоимости): Пер. с англ. М.: Экономика, 1996. — 351 с.
  101. Ченг Ф. Ли, Джозеф И.Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. — 686 с.
  102. Г. Г. Роль современных международных монополий в процессе интернационализации капитала и производства. М.: Издательство Московского университета, 1979. — 176 с.
  103. Л.М. Критерии оптимальности и пути возрождения РоссииУ/Экономика и управление на предприятии: Сб. научн. тр. /Редкол.: Г. А. Краюхин (отв. ред.) и др.- СПбГИЭА СПб, 1995 — 197 с. — (Экономика и управление производством/ СПбГИЭА).
  104. А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии- Бюро экономического анализа М.: ТЕИС, 2000.-79 с.
  105. А.Е. Новая институциональная экономическая теория. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. -591 с.
  106. А.Е. Экономическая теория институтов. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1997. — 105 с.
  107. А.А., Ширкожухов В. И. Австрийские федеральные железные дороги в послереформенный период (1996−2001 г. г.). М.: ЦНИ-ИТЭИМПС, 2001.-21 с.
  108. Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997. 698 с.
  109. Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия: Пер. с англ. / Под ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  110. О. Опасная олигополия. Эксперт, 2003, № 8, с.50−51.
  111. Экономический словарь / Под ред. А. И. Архипова.-М., 2001
  112. Bain J.S. Barriers to New Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1956.
  113. Bain J.S. Industrial Organization. New York: Wiley&Sons, 1968.
  114. Baumol W., Panzar J., Willig R. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1982.
  115. Chung H.-J. The Economics and Politics of Regulation. Cambridge Journal of Economics, 1997, vol. 21, p. 703−728.
  116. Cournot A. Researches into Mathematical Principles of the Theory of Wealth.-New York, 1972.
  117. Demsetz H. Why Regulate Utilities. Journal of Law and Economics, 1968, vol. 11, p. 55−65.
  118. Gaskin D. Dynamic Limit Pricing. Journal of Economic Theory, 1971, vol. 16, p. 306−322.
  119. Kahn A.E. The Economics of Regulation. Principles and Institutions. The MIT Press. Cambridge, Mass., 1995.
  120. Longman Dictionary of Business English. J.H. Adam. Longman -RELOD. 1993.
  121. Modigliani F. New Development on the Oligopoly Front. Journal of Political Economy, 1958, vol. 66, p. 215−232.
  122. Primeaux W.J., Jr. Direct Electric Utility Competition: The Natural Monopoly Myth. New York: Praeger, 1986.
  123. Primeaux W.J., Jr. Electricity Supply: An End to Natural Monopoly. -London, 1989.
  124. Slay В., Capelik V. The Struggle for Natural Monopoly Reform in Russia. Post Soviet Geography and Economics, 1997, vol. 38, p. 396−429.
Заполнить форму текущей работой