Система поддержки принятия решений для оценки и контроля качества профессиональной подготовки специалистов вузов
![Диссертация: Система поддержки принятия решений для оценки и контроля качества профессиональной подготовки специалистов вузов](https://westud.ru/work/2875229/cover.png)
Диссертация
Процессы интернационализации и глобализации образования, которые требуют сопоставимости национальных образовательных систем и критериев качества образования, актуализировали внимание к проблеме оценки качества подготовки специалистов. Очевидно, что в оценке качества образования выделяются два аспекта: с одной стороны оценка является элементом управления, обеспечивая обратную связь в системе… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Принципы построения системы управления качеством образования
- 1. 2. Формирование структуры образовательной программы, адекватной современным требованиям компетентностного подхода
- Выводы по первой главе
- 2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
- 2. 1. Методологические основы оценки качества образования в вузе
- 2. 2. Разработка системы показателей и методики оценки качества профессиональной подготовки студентов (выпускников) вуза
- 2. 3. Определение компетентностного состава показателей качества образования
- Выводы по второй главе
- 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
- 3. 1. Математическая модель системы оценки качества образования
- 3. 2. Концептуальная модель системы управления качеством образования в вузе и модель данных информационной системы
- 3. 3. Разработка информационного обеспечения системы поддержки принятия решений по управлению качеством образования в вузе
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Адольф В. Конкурентоспособность показатель качества ВПО / В. Адольф, И. Степанова // Высш. образование в России. — 2007. — № 6. -С. 77−79.
- Азгальдов Г. Г. Количественная оценка качества продукции -квалиметрия. Организация обеспечения качества / Г. Г. Азгальдов. — М.: Знание, 1986.-116 с.
- Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. Квалиметрия: методы, проблемы, сфера применения. Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). М.: Экономика, 1972. — С. 14 — 23.
- Аксенов К.А., Клебанов Б. И., Гончарова Н. В. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом. // Университетское образование. 2004. № 2(30). С. 54−57.
- Амбросевич М.А. Многокритериальный подход к оценке управления качеством образовательного процесса : опыт применения: Арханг. гос. техн. ун-т. / М. А. Амбросевич, А. М. Айзенштадт, А. Л. Невзоров // Высш. образование сегодня. 2007. — № 2. — С. 62−64.
- Анфилатов B.C. Системный анализ в управлении: учебное пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин- под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2007. — 368с.: ил.
- Арженовский C.B. Управление университетскими комплексами: математические модели и методы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКЦВШ, 2002.-280с.
- Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения. М.: Высшая школа, 1987.-87с.
- Бабенко Е.И. Система менеджмента качества в вузе. // Методы менеджмента качества. 2006. № 7. С. 28 — 32.123
- Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С.5−6.
- Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц: Уфимский гос. авиацион. техн. ун-т. / И. Александров, А. Афанасьева, Э. Сагитова, В. Строкина // Высш. образование в России. 2007. — № 7. — С. 25−28.
- Безродная Г. В. Методологические подходы к качеству образовательного процесса в вузе / Г. В. Безродная // Философия образования. 2007. -№ 3. — С. 335−341.
- Беспаленко В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Наука, 1995.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок: с изменениями и дополнениями. М.: Статистика, 1980.-263 с.
- Блюмин С.Л., Шуйкова И. А. Введение в математические методы принятия решений. Липецк: ЛГПИ, 1999. — 100с.
- Болонский процесс в России: сайт. 1ЖЬ: http://www.bologna.mgimo.ru (дата обращения: 17.04.2009 г.)
- Болонский процесс. Основополагающие материалы: Пер. с англ. / Сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова. М.: Финансы и статистика, 207. — 88 е.: ил.
- Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко.124
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет 2004. 416 е., с. 5
- Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф.
- B.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 211 с.
- Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.
- Бригинец И.Н., Максимов И. Г. Рынок образовательных услуг: творческий подход к мониторингу. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 56 — 57.
- Васильев В. И. Новая парадигма оценки качества образования / В. Васильев, Т. Тягунова // Высш. образование в России. 2007. — № 2.1. C. 19−23.
- Васильев В.И., Красильников В. В., Плаксий С. И., Тягунова Т. Н. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. М.: Издательство ИКАР, 2005. — 320 с.
- Васильев Ю. С. Концепции и опыт проектирования государственных образовательных стандартов в области техники и технологии /Ю. С. Васильев, В. Н. Козлов, Е. П. Попова- СПбГПУ. СПб.: СПбГПУ, 2002. — 267 е.: ил.
- Виноградова Е. В. Система менеджмента качества вуза : проблемы гармонизации с общей системой управления / Е. В. Виноградова. Е. Б. Гаффорова // Качество. Инновации. Образование. 2007. — № 7. — С. 713.
- Волкова В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997. — 510 с.
- Всеобщее управление качеством. / О. П. Гудкин, H.H. Горбунов, А.И.125
- Гуров М.: Радио и связь. — 1999. — 600с.
- Гапонов B. JL, Моргунова Т. В. Оценка выполнения вузом рейтинговых показателей. // Стандарты и качество. 2007. № 5. С. 83 — 87.
- Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 58 — 59.
- Гневко В.А. Формирование образовательной среды учебными заведениями нового типа / В. А. Гневко. СПб.: Бизнес-центр ВС, 2000.-327 с.
- Граничина О. А. Изучение значимости показателей качества образовательного процесса, используемых при определении рейтингов высших учебных заведений / О. А. Граничина // Высш. образование сегодня. 2007. — № 1. — С. 57−61.
- Дейвисон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1998. — 254с.
- Долятовский В.А., Мазур O.A. Измерение и управление качеством подготовки специалистов в вузе: Монография. Ростов н/Д -Невинномысск: РГЭУ «РИНХ» — НИЭУП, 2004. — 325с.
- Долятовский В.А., Мазур O.A., Кузнецова И. В. и др. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг: Монография. Невинномысск, 2007. — 232с.
- Долятовский В.А., Мазур O.A., Мелешко E.H. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Монография / под общ. ред В. А. Долятовского Ростов-на126
- Дону Невнномысск: СКНЦ ВШ — РГЭУ, 2003 — 247с.
- Дубовиков Б. А. Основы научной организации управления качеством: опыт применения и теоретические обоснования системы организации бездефектного труда. М.: Экономика, 1966. -319 с.
- Дубров A.M., Мхитарян B.C., Трошин А. И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. -352с.
- Егоров A.M. Аналитические методы оценки влияния факторов. // Методы менеджмента качества. 2008. № 12. С. 32 — 34.
- Егоров A.M. Графические методы анализа влияний факторов на качество продукции. // Методы менеджмента качества. 2008. № 11. С. 42−44.
- Загвязинский В.И. Стратегия развития образования в период его модернизации // Образование и наука. 2003. — № 6(24). — с. 15−18.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. -М., 2008. -С.39.
- Заика И.Т. Процесс самооценки в вузе. // Методы менеджмента качества. 2007. № 5. С. 12 — 17.
- Закон Российской Федерации N 3266−1 от 10 июля 1992 года «Об127образовании»: Москва, Эксмо, 2010 г.- 80 с.
- Затологин В.М. Методы анализа качества продукции. М.: Финансы и статистика, 1985.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. Выс. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. — 192 с.
- Зенкина C.B. Компьютерное тестирование при оценке уровня учебных достижений студентов. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2007. № 1. С. 30−32.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 8.06.2009)
- Зимняя И.А. Компетентность человека новое качество результата образования//Проблемы качества образования. — Книга 2.//Мат. XIII Всерос.совещания. — М.: Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг-ки спец-в, 2003.-С.4−13.
- Иващенко С.А. Маркетинговые стратегии и конкурентоспособность вуза: Монография / Под научной ред. проф. д.э.н. В. А. Долятовский. -Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2006. 88 с.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.-215с.
- ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
- Каблашова И.В. Применение концепции процессного подхода в128практике организации производства. // Стандарты и качество. 2007. -№ 2. С. 97.
- Калдыбаев С.К., Бекежанов М. М. Содержание и структура результата обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 23 -28.
- Канивец П.И. Модели и методы оценки качества подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004. 157с.
- Карпенко О. М. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования / О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская, Ю. А. Вознесенская // Инновации в образовании. 2007. -№ 6.-С. 29−42.
- Кобелев Н.Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей/ Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 246.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 N 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. — N 4. — С. 3−31.
- Короткое Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Мир, 2006. 320 с.
- Косенко О.Н., Самойлов Р. В. Сопоставимость критериев при сравнении образовательных систем России, Японии и США. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 29 — 31.
- Костенко К. И. Моделирование информационной системы оценки качества образования / К. И. Костенко, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — N 3(26). С. 77−83.
- Костюк В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях //129
- Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 134 — 144.
- Краснов А.Е., Воробьева A.B., Кузнецова Ю. Г., Ананьев М. Б., Костыря Е. В. Проблема количественного оценивания качества в высшем образовании. // Стандарты и качество. 2007. № 11. С. 50 — 53.
- Кузнецов JI.A. Анализ качества по современному эмпирическому распределению множества его показателей. // Методы менеджмента качества. 2008. № 9. С. 38 — 43.
- Кузнецов JI.A. Инновационные технологии управления качеством. // Методы менеджмента качества. 2008. № 11. С. 36 — 41.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144с.
- Куликов Г. Г., Конев К. А., Старцев Г. В. Совершенствование бизнес-процессов выпускающей кафедры образовательного учреждения. // Методы менеджмента качества. 2008. № 2. С. 24 — 29.
- Майборода JI.A., Субетто А. И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов. -1994.-204с.
- Маликов Т.С. О рейтинге преподавателей вузов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. — № 2с. 52 — 54.
- Маноляк В. Ю. К проблеме компетентностного подхода к оценке качества знаний в современной системе образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 54 — 55.
- Матвиевская Е.Г. Культура оценочной деятельности педагога как социально-педагогический феномен. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 2. С. 38 — 42.
- Медведенко Н.В., Рубцова С. Ю. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования. //130
- Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 19 — 22.
- Мелешко E.H. Методы и модели управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2000.-231с.
- Меркулова С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход / С. Меркулова // Высш. образование в России.-2007.-№ 8.-С. 127−130.
- Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (приложение к письму Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 1452−988 ин/13)
- Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации М.: Инфра-М, 2003. — 177 с.
- Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (61 100).- 2-е изд. перепб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 463с.
- Мосин В. Г. Математические модели и методы медиаметрии. — Самара.: СГАСУ, 2007. — 112 с.
- Мугуев Г. И. Система управления качеством подготовки специалистов на трех уровнях интегрированного образовательного процесса. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 6. С. 22 — 27.
- Мухин В.И. Исследование систем управления. М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 2-е изд., доп. и перераб. — 479с.
- Набойченко С., Соболев А., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России.- 2007. № 1.,-СЗ — 10.
- Наумова H.A. Инновационный подход к повышению качества образования. // Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып. 9.:Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009 г.
- Наумова H.A. Межкультурное взаимодействие в сфере образования. // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность: сборник научных статей. Выпуск 9. Астрахань: «Астраханская цифровая типография», 2007.
- Наумова H.A. Моделирование информационной системы управления качеством образования. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Социально-экономические науки. Новочеркасск, 2011. — № 1.
- Наумова H.A. Принципы всеобщего управления качеством TQM как основа развития предприятий. // Экономика. Маркетинг. Реклама: сборник научных статей Выпуск 8. «Вопросы развития предприятия: теория и практика» Ростов н/Д: «Антей», 2008.
- Наумова H.A. Система менеджмента качества в ЮРГИ. // Наука и образование гуманитарный потенциал развития общества: тезисы научных сообщений. — Ростов н/Д: «Наука-Пресс», 2006.
- Наумова H.A. Система оценки качества знаний студентов в вузе. // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2009. — № 1.
- Наумова H.A., Попова JI.K. Индикативная методика оценки качества образования. // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2010. -№ 1.132
- Наумова H.A., Попова JI.K. Информационные технологии в системе обеспечения качества образовательного процесса в вузе. // Культура и общество: сборник научных статей. Ростов н/Д: «Антей», 2008 г.
- Независимый центр тестирования качества обучения: сайт. URL: http://www.ast-centre.ru (дата обращения 2.10.2010)
- Некрасов С. Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление: практика и анализ. 2003. N 1. С. 42 — 45.
- Нефедова О. Г. Модель качества профессионального образования в Европейских странах / О. Г. Нефедова // Аккредитация в образовании. -2007. — № 13.-С. 46−47.
- Новицкий Н.И., Олексюк В. Н., Кривенков A.B., Пуровская Е. Э. Управление качеством продукции, учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «ООО Новое знание», 2002. — 361 с.
- Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. М.: Наука, 2002. — 176с.
- О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе: Приказ Министерства образования РФ от 2 июля 2003 N 2847 // Официальные документы в образовании. 2003. — N 30. -С. 83−84.
- Окрепилов В.В. Управление качеством. -М.: Экономика, 1998. 639с.
- Организация, уровни и квалификации образования в зарубежных странах: Справ.-метод. пособие / Монография. Под ред. В. М. Филиппова -М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2004.-416с.
- Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. М.: Издательство «Март», 2004. — 656с.
- Орчаков O.A. Рейтинговая система оценки успеваемости : особенности реализации и автоматизация учета результатов: Московский ин-т133экономики, менеджмента и права. / О. А. Орчаков // Унив. упр.: практика и анализ. 2007. — № 1. — С. 69−75.
- Платонов С.Ю. Мониторинг в обеспечении эффективного управления системой профессионального образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 1. С. 28 — 29.
- Похолков Ю., Чучалин А., Могильницкий С., Боев О. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. с. 12−27.
- Пронин A.M., Штриков Б. Л. О компетентности персонала в образовательной деятельности. // Методы менеджмента качества. -2006. № 9. С. 31−34.
- Райхман Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. -М.: Экономика, 1974. 515с.
- Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.
- Родионова Е.М., Козлова Т. Н. Оценка качества образования -квалиметрический подход. // Стандарты и качество. 2007. № 4. С. 76 -78.
- Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты: сайт. URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения 16.02.2011)
- Рыжаков М.В. Российская система образования: состояние и перспективы. // Стандарты и мониторинг в образовании № 1 2007. -С.14.
- Рыжова H.H., Фомин В. И., Филимонова Е. В. Использование семиотического подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 2. С. 59−62.
- Савельев А.Я. Анализ требований ВТО к системам образования / А. Я.134
- Савельев, А. И. Галаган, А. И. Момот и др. М.: НИИВО, 2004. — 67 с.: ил.
- Садков В.Г. Система управления качеством высшего образования в регионах России // Quality.eup.ru: сайт о менеджменте качества. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY5/sadkov.html (дата обращения 24.09.2009)
- Селевко Г. К., Басов A.B. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Методические рекомендации. Ярославль, 1991 г. 34с.
- Селезнева Н. А, Соколов В. М. и др. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием: Методические рекомендации по разработке. М.: Исследовательский центр, 1989. -137с.
- Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 3-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 95 с.
- Селезнева H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований специалистам с высшим образованием: Учеб. пособие. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1990.-62с.
- Сеногноева H.A. Оценка эффективности тестов учебной деятельности. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 1. С. 33 — 38.
- Системный анализ в управлении: учеб. пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушник- под ред. A.A. Емельянова.: Финансы и135статистика, 2007. 368с.
- Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО 9000:2000.
- Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 43 — 51.
- Смолянинова О.Г., Шилина Н. Г. Рейтинговая оценка знаний как элемент системы менеджмента качества образования в медицинском вузе. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 49−53.
- Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. — СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498 с.
- Тепман JI.H. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. / Л.Н. Тепман- под ред. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -352с.
- Тихонов А.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. / Под ред. Тихонова А. Н. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
- Ткаченко Е.В. Российская система образования: состояние и перспективы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 5. -с.3−13.
- Ткаченко Е.В. Современное состояние и проблемы развития профессионального образования в России // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006, — № 4. — с.4−7
- Третьякова Т. В. Анализ концепции качества образования / И. В. Третьякова // Высш. образование сегодня. 2007. — № 11. — С. 62−65.
- Троицкий Д. И. Информационно-рейтинговые системы в управлении136качеством высшего образования / Д. И. Троицкий // Качество. Инновации. Образование. 2007. — № 7. — С. 2−6.
- Управление качеством и ISO 9000: сайт, URL: http://www.cfin.ru/management/iso9000/ (дата обращения 20.11.2009)
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2006. 448 с.
- Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1998 г. -198с.
- Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. B.C. Кукушина. (Серия «Педагогическое образование») Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 464 с.
- Файзрахманов P.A., Селезнев К. А. Структурно-функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств. -Пермь, 2005. 245с.
- Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экномика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательство «Маркетинг», 2002. — 892с.
- Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 22.09.2010)
- Хазова JI.B. Современные подходы к повышению профессиональной квалификации. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 60 62.
- Хубаев Г. Н. Методика экономической оценки потребительского качества программных средств. // Программные продукты и системы (SOFTWARE and SYSTEMS). 1995. № 1. С. 2−8.137
- Хубаев Г. Н. Сложные системы: экспертные методы сравнения // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1999 № 3. -с.7−23.
- Хубаев Г. Н. Сравнение сложных программных систем по критерию функциональной полноты. // Программные продукты и системы. № 2, 1998.-c.6−9.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
- Ясин Е., Яковлев О. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики, Вопросы экономики № 7, 2004, с. 6.
- Tuning Russia. Настройка образовательных структур в Европе, сайт. URL: http://tuningrussia.org/ (дата обращения 20.04.2011)138