Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система поддержки принятия решений для оценки и контроля качества профессиональной подготовки специалистов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процессы интернационализации и глобализации образования, которые требуют сопоставимости национальных образовательных систем и критериев качества образования, актуализировали внимание к проблеме оценки качества подготовки специалистов. Очевидно, что в оценке качества образования выделяются два аспекта: с одной стороны оценка является элементом управления, обеспечивая обратную связь в системе… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Принципы построения системы управления качеством образования
    • 1. 2. Формирование структуры образовательной программы, адекватной современным требованиям компетентностного подхода
  • Выводы по первой главе
  • 2. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Методологические основы оценки качества образования в вузе
    • 2. 2. Разработка системы показателей и методики оценки качества профессиональной подготовки студентов (выпускников) вуза
    • 2. 3. Определение компетентностного состава показателей качества образования
  • Выводы по второй главе
  • 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
    • 3. 1. Математическая модель системы оценки качества образования
    • 3. 2. Концептуальная модель системы управления качеством образования в вузе и модель данных информационной системы
    • 3. 3. Разработка информационного обеспечения системы поддержки принятия решений по управлению качеством образования в вузе
  • Выводы по третьей главе

Система поддержки принятия решений для оценки и контроля качества профессиональной подготовки специалистов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Институт высшего образования является основополагающим в развитии современной науки и экономики в целом, в связи с чем повышение качества образования является важнейшей социально-экономической проблемой как для всей отечественной системы образования, так и для системы высшего профессионального образования. Сегодня требования к качеству подготовки специалистов в российской высшей школе формируются относительно международных норм качества образования, что связано с процессами сближения и «гармонизации» систем образования различных стран. Кроме того, качество образования сегодня не соответствует требованиям потребителя в лице работодателей, основанных на компетентности (знаниях, умениях, навыках и способностях) в решении конкретных производственных задач.

Процессы интернационализации и глобализации образования, которые требуют сопоставимости национальных образовательных систем и критериев качества образования, актуализировали внимание к проблеме оценки качества подготовки специалистов. Очевидно, что в оценке качества образования выделяются два аспекта: с одной стороны оценка является элементом управления, обеспечивая обратную связь в системе, а с другой стороны в процессе оценки выявляются различные требования (критерии), предъявляемые к образованию заинтересованными сторонами, что является важным с практической точки зрения.

Сегодня в вузах активно создаются и внедряются системы менеджмента качества образования, однако методы оценки и факторы, влияющие на них, недостаточно разработаны. Исследование данных вопросов позволит построить эффективный механизм управления и повышения качества образования.

Очевидно, что для повышения качества подготовки специалистов отечественная система образования нуждается в модернизации, смене принципов организации учебного процесса, изменении подходов к оценке качества обучения.

Введение

в высшей школе государственных образовательных стандартов нового поколения и отсутствие в отечественной высшей школе необходимого опыта педагогических измерений создают предпосылки для проведения данного диссертационного исследования. Вследствие этого проектирование и внедрение в высшей школе моделей, методов и подходов к управлению учебным процессом, позволяющих непрерывно его совершенствовать, является наиболее актуальным.

Степень изученности исследуемой проблемы.

Многоаспектность проблемы эволюционного развития системы высшего образования и управления качеством образования исследовалась на различном уровне отечественными и зарубежными учеными.

Общесоциологические вопросы образования представлены в работах: Б. С. Гершунского, Г. Е. Зборовского, А. Ж. Кусжановой, В. Я. Нечаева, A.M. Осипова, В. В. Тумалева, А. Ф. Филлипова и т. д.

Проблемы управления образованием, в том числе качеством образования, освящены в работах А. И. Вроейнстийна, М. Гладковой, И. К. Кащеевой, A.A. Нестерова, Ю. Похолкова, H.A. Селезневой, А. И. Субетто, А. Чучалина, Н. В. Щипачевой, А., Фейгенбаума., Исикавы К., Джурана Дж., Деминга У., и д.р.

Вопросам повышения качества образования с использованием принципов всеобщего управления качеством TQM и требований к системам менеджмента качества ISO, внедрения инновационных технологий в высшей школе, а также с точки зрения общей теории управления и посвящены работы Деминга У., Кросби Ф., Б. Аграновича, И. Аржановой, В. Васильева, В. Жураковского, В. Красильниковой, Н. Лысенко, С. Могильницкого, С. Плаксий, Ю. Похолкова, Т. Тягуновой, А. Чучалина и других ученых-экономистов.

Концепция стандартизации и качества высшего профессионального образования разрабатывается В. Байденко, В. Болотовым, И. Зимней, М. Ильязовой, Н. Селезневой, В. Соколовым, А. Субетто, Ю. Татуром и другими учеными.

Проблемы системного анализа, структурирования процессов управления, моделирования описаны в работах Блауберга И., Волковой В., Воронина А., Голубкова Е., Денисова А., Долятовского В., Калужского М., Козлова В., Лапыгина Ю., Месаревича М., Мирского Э., Мишина С., Садовского В., Саати Т., Федотова А. и др.

Проблемы и методологические аспекты управления качеством образования в высших учебных заведениях, система оценки и мониторинга качества образования, квалиметрическое обеспечение управленческих процессов приобретают в настоящее время особую актуальность и рассматриваются в трудах многих ученых — A.A. Аветисова, В. А. Беликова, Т. Б. Бреховой, И. Г. Голубевой, В. А. Качалова, Е. Б. Куртона, О. П. Овчинниковой, В. Г. Садкова, O.A. Силаевой, А. И. Субетто, И. И. Шувалова и др.

Теоретико-методологические вопросы анализа качества и проектирования информационных систем рассмотрены в работах Т. П. Барановской, Г. Буча, A.M. Вендрова, В. В. Дика, E.H. Ефимова, В. В. Липаева, Л. Г. Матвеевой, Ю. Ф, Тельнова, E.H. Тищенко, Г. Н. Хубаева, И. Ю. Шполянской.

В работах теоретической направленности обнаруживается неоднозначность понимания категории качества подготовки специалистов и его оценки. Такого рода исследованиям присущ теоретический аспект, в рамках которого изучение проблемы идет теоретико-методологического путем. При этом иногда явно не просматриваются пути перехода от теоретического уровня к практическим разработкам методики оценки качества и внедрения ее в учебный процесс. Следовательно, актуальность, недостаточная разработанность проблемы оценки качества образования и ее 5 практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования, а также объект, предмет, цель, задачи и структуру.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются учреждения высшего профессионального образования (вузы).

Предметом исследования являются процессы управления качеством образования в вузе.

Цель диссертационного исследования. Основной целью диссертационного исследования является совершенствование управления образовательным процессом на основе разработки методики и модели оценки качества образования студентов и информационной системы поддержки принятия решений, позволяющей повысить эффективность управления качеством образования.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— обосновать формирование модулей дисциплин образовательной программы на основе метода анализа функциональной полноты;

— разработать методику и алгоритм оценки качества подготовки студентов (выпускников) вуза на основе компетентностного подхода;

— построить математическую модель оценки качества образования студентов (выпускников) вуза и алгоритм ее реализации;

— построить концептуальную (функциональную) модель организации процесса управления качеством образования;

— разработать модель данных информационной системы поддержки принятия решений и управления качеством образования в вузе;

— создать информационную систему поддержки принятия решений для оценки и контроля качества образования студентов (выпускников) вуза.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам системного анализа, автоматизации управленческой деятельности, 6 методам математической статистики, методам структурного и объектно-ориентированного анализа предметной области, законодательные и нормативные акты Правительства РФ, Министерства образования РФ, инструктивные материалы, материалы научных конференций и публикаций в периодической печати.

Эмпирической базой исследования являлись данные официальной статистической отчетностирезультаты статистических исследований автора, собранные в ходе экспериментов и статистического исследования документов факультетов НОУ ВПО ЮРГИ и его филиалов.

Инструментально-методический аппарат исследования составили методы научного познания — математической статистики, системного анализа, методы формализованного анализа информационных процессов, современное программное обеспечение общего и специального назначения: Microsoft Office 2003, 2007, программы «Эксперт», CASE-средства Erwin и BPwin.

Работа выполнена в рамках паспорта специальности 05.13.10 «Управление в социальных и экономических системах» п. 4 «Разработка методов и алгоритмов решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах», п. 6 «Разработка и совершенствование методов получения и обработки информации для задач управления социальными и экономическими системами».

Положения, выносимые на защиту.

1. Оценка дисциплин учебного плана с использованием метода анализа функциональной полноты, которая позволила выявить группы дисциплин (модули), сходные по компетентностному составу.

2. Индикативная методика оценки качества обучения студентов (выпускников) вуза, которая включает четыре группы количественных показателей (индикаторов), образующих интегральный показатель качества.

Доля каждого, показателя в составе интегрального определена экспертным методом.

3. Модель базовых компетенций студента (выпускника) вуза, учитывающая требования к качеству профессиональной подготовки со стороны вуза и рынка труда. Методом экспертной оценки и методом медиан определен компетентностный состав видов обучения.

4. Математическая модель оценки и контроля качества обучения студентов вузов, включающая индикативную методику и позволяющая провести оценку и всесторонний анализ успеваемости студентов.

5. Концептуальная модель и модель данных информационной системы поддержки принятия решений для управления качеством образования в вузе, отличающиеся формализованным описанием структуры бизнес-процессов, необходимых для реализации эффективного управления и обеспечения качества образовательного процесса в вузе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в постановке и решении научной задачи — создания целостного методологического и инструментального обеспечения для управления процессами оценки и контроля качества образования студентов (выпускников) вузов. Основные результаты, содержащие научную новизну и раскрывающие сущность указанной проблемы, заключаются в следующем:

1. Обосновано формирование модулей образовательной программы с помощью метода анализа функциональной полноты. Применение данного метода позволило провести количественный анализ дисциплин учебного плана, в результате которого выявлены группы сходных по компетентностному составу дисциплин.

2. Разработана индикативная методика оценки качества профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием, отличающаяся комплексом индикаторов, которые представляют собой набор взаимосвязанных показателей качества образования. Данная методика позволяет однозначно оценить уровень успеваемости студентов с помощью интегрального показателя качества, в состав которого входит ряд критериев, значимость и доля которых в интегральном показателе определены экспертным методом.

3. Предложена классификация базовых компетенций специалиста с высшим образованием, отличающаяся группировкой компетенций по критериям качества в соответствии с индикативной методикой и позволяющая оценивать компетенции, вырабатываемые у студентов в рамках того или иного вида учебных занятий. Для определения компетентностного состава групп показателей использованы метод экспертных оценок и метод медиан.

4. Разработана математическая модель оценки качества профессиональной подготовки студентов (выпускников) вуза и алгоритм ее реализации, отличающиеся использованием индикативных критериев качества и позволяющие на основе статистических данных оценки образовательных достижений студентов и обработки результатов контроля усвоения знаний студентами посредством совокупности методов математической статистики проводить непрерывный мониторинг качества образования.

5. Построена концептуальная модель информационной системы поддержки принятия решений для оценки и контроля качества профессиональной подготовки студентов вуза, отличающаяся представлением существующих в вузе бизнес-процессов посредством структурно-функциональной диаграммы и позволяющая описать организацию процесса управления качеством образования в вузе. На основе концептуальной модели построена модель данных системы управления качеством образования, которая позволяет визуально представить структуру данных в рамках вуза на логическом уровне, а затем разработать базу данных на физическом уровне.

Теоретическая и практическая ценность исследования определяются полученными в процессе реализации задач научными 9 результатами, их новизной и заключается в разработке моделей и методов, позволяющих осуществлять эффективное управление образовательным процессом в вузе с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов (выпускников) вузов. В соответствии с результатами исследования создана информационная система поддержки принятия решений для управления качеством образования, которая позволяет обеспечить: упорядочение, прозрачность, расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обученияформализацию процесса оценки учебных достижений студентов вузовформирование у студентов мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной. Разработанные методика, математическая модель и информационная система могут использоваться:

— при проведении оценки и контроля успеваемости студентов;

— при совершенствовании технологии подготовки специалистов;

— при внедрении системы управления качеством образования.

Апробация результатов исследования. Предложения и практические рекомендации, сформулированные в диссертационном исследовании, нашли отражение в научно-исследовательских работах кафедры информатики и математики НОУ ВПО «ЮРГИ», докладывались автором на научно-методических конференциях: «Наука и образование — гуманитарный потенциал развития общества» (г. Ростов-на-Дону, ЮРГИ, 2006 г.), «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» (г. Астрахань, ЮРГИ, 2007 г.), Культура, общество, личность: проблемы науки и образования" (г. Ростов-на-Дону, ЮРГИ, 2008 г.), ежегодной конференции докторантов и аспирантов «Путь в науку» (г. Ростов-на-Дону, ИППК ЮФУ, 2009 г.), международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы управления развитием социально-экономических систем в условиях глобального экономического кризиса» (г. Ростов-на-Дону, СКАГС, 2009 г.).

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ, в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Логическая структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 146 наименований и 6 приложений. Содержание работы изложено на 177 страницах, иллюстрировано 28 рисунками и 24 таблицами.

Выводы по третьей главе.

1. Использование информационных технологий с целью управления качеством образования и повышения эффективности образовательной деятельности является необходимым условием совершенствования системы высшего образования. С этой целью в вузе создается и внедряется информационная система, позволяющая построить эффективный механизм управления и повышения качества образования, основанный на математической модели и индикативной методике оценки.

2. Технология применения индикативной методики при оценке качества образования студентов (выпускников) вуза реализована при разработке математической модели оценки и контроля качества образования в виде балльно-рейтинговой системы, отличающейся использованием индикативных показателей (критериев) качества, которые являются составляющими комплексного (интегрального) показателя.

3. Для выявления информационных процессов и функций системы управления качеством образования разработана концептуальная модель с использованием CASE-средства BPwin (AllFusion Process Modeler), поддерживающего методологию IDEFO. Полученная структурно-функциональная модель позволяет описывать и анализировать существующие в вузе бизнес-процессы при организации процесса управления качеством образования.

4. На основе концептуальной модели с помощью CASE-средства Erwin построена модель данных системы управления качеством образования, которая позволяет визуально представить структуру данных в рамках вуза на логическом уровне, а затем разработать базу данных на физическом уровне.

5. Информационная система управления качеством образования в вузе, реализованная на основе модели данных, позволяет выполнять управление качеством образования в вузе на основе математической модели и индикативной методики оценки. Выходные документы информационной системы служат основанием для принятия управленческих решений для коррекции образовательного процесса с целью повышения его качества.

6. Эффективность внедрения индикативной методики оценки и математической модели на ее основе подтверждена данными проведенного исследования динамики успеваемости студентов в нескольких группах, обучающихся по одному направлению подготовки. Экономическая эффективность внедрения информационной системы поддержки принятия решений доказана с помощью расчета прямого экономического эффекта.

119 I.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Образование является определяющим фактором развития экономической, социальной, культурной, политической и других сфер человеческой деятельности. На сегодняшний день темпы развития системы образования существенно ниже темпов развития экономики, вследствие чего качество высшего образования не соответствует ожиданиям потребителей. Поэтому стратегической целью развития отечественного образования становится обновление его содержания в соответствии с потребностями общества.

Ключевой проблемой при решении задач повышения качества образования является оценка его реального (фактического) состояния. Качество высшего образования оценивается, прежде всего, по его результатам, главным из которых является профессиональная компетентность студентов и выпускников вуза.

Проведенное исследование образовательных систем позволило сделать следующие выводы:

1. Выявлены основные направления модернизации системы высшего образования: расширение масштабов многоступенчатой структуры высшего образования (по схеме бакалавр — магистр), формирование требований к качеству подготовки выпускников вузов на основе компетентностного подхода и кредитно-модульной структуры образовательной программы.

2. Содержательный анализ подходов к оценке качества образования позволил выявить ряд результатов образовательной деятельности, по которым можно судить о качестве подготовки студентов вуза. Наиболее существенными с точки зрения будущей профессиональной деятельности результатами являются знания, умения и навыки студента. Рассмотрены системы оценки уровня усвоения студентами вуза учебного материала,.

120 используемые в отечественной и международной практике: традиционная для российской системы образования пятибалльная система и системы взаимозачета кредитов.

4. Разработана индикативная методика оценки качества образования студентов (выпускников) вуза, которая основана на комплексе показателей (критериев) качества, объединенных в группы и образующих интегральный показатель качества образования. В качестве единичных показателей качества образования использованы компетенции, которые вырабатываются у студентов в процессе обучения.

5. Построена математическая модель оценки и контроля качества образования студентов (выпускников) вуза, которая реализует индикативную методику в виде в балльно-рейтинговой системы, которая позволяет провести подробный анализ результатов обучения. Разработанная методика оценки рекомендованы к использованию в учебном процессе с целью повышения качества обучения.

6. С помощью CASE-средства BPwin построена концептуальная (функциональная) модель системы управления качеством образования в вузе, которая позволила визуально представить и проанализировать бизнес-процессы, происходящие в ходе организации процесса управления образовательными системами, а также смоделировать логику взаимодействия процессов управления качеством.

7. На основе концептуальной модели создана модель данных проектируемой информационной системы с использованием CASE-средства Erwin. На логическом уровне представления полученная модель отражает структуру данных в рамках вуза независимо от конечной реализации базы данных и аппаратной платформы. Физический уровень представления данных воспроизводит логическую модель в терминах физической базы данных и формирует структуру базы данных.

8. Разработана информационная система поддержки принятия решений для оценки и контроля качества образования в вузе, которая обеспечивает.

121 управление качеством образования в соответствии с концептуальной моделью и структурой базы данных и позволяет осуществлять автоматизированное управление процессами сбора, упорядочения, обработки и хранения данных о текущем, промежуточном и итоговом контроле качества образования.

9. Проведена оценка эффективности применения предложенной методики оценки и контроля качества образования студентов в вузе на основе ретроспективного анализа успеваемости студентов по отдельной дисциплине, а также за аналогичные периоды времени. Экономический эффект подтвержден расчетами прямого сравнительного эффекта от использования информационной системы поддержки принятия решений для оценки и контроля качества образования.

Таким образом, поставленная цель совершенствования управления качеством образования в вузе достижима за счет использования разработанных методики и моделей, и их программной реализации в рамках информационной системы. Полученное в диссертации решение научной задачи является основанием для формирования направлений дальнейших исследований — развитие методологического и инструментального обеспечения системы и процесса управления высшим образованием с целью повышения его качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Конкурентоспособность показатель качества ВПО / В. Адольф, И. Степанова // Высш. образование в России. — 2007. — № 6. -С. 77−79.
  2. Г. Г. Количественная оценка качества продукции -квалиметрия. Организация обеспечения качества / Г. Г. Азгальдов. — М.: Знание, 1986.-116 с.
  3. Г. Г., Райхман Э. П. Квалиметрия: методы, проблемы, сфера применения. Методы количественной оценки качества продукции (квалиметрия). М.: Экономика, 1972. — С. 14 — 23.
  4. К.А., Клебанов Б. И., Гончарова Н. В. Применение средств имитационного моделирования в системе стратегического управления вузом. // Университетское образование. 2004. № 2(30). С. 54−57.
  5. М.А. Многокритериальный подход к оценке управления качеством образовательного процесса : опыт применения: Арханг. гос. техн. ун-т. / М. А. Амбросевич, А. М. Айзенштадт, А. Л. Невзоров // Высш. образование сегодня. 2007. — № 2. — С. 62−64.
  6. B.C. Системный анализ в управлении: учебное пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин- под ред. A.A. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2007. — 368с.: ил.
  7. C.B. Управление университетскими комплексами: математические модели и методы. Ростов-на-Дону: Изд-во СКЦВШ, 2002.-280с.
  8. Ю. Интенсификация процесса обучения. М.: Высшая школа, 1987.-87с.
  9. Е.И. Система менеджмента качества в вузе. // Методы менеджмента качества. 2006. № 7. С. 28 — 32.123
  10. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С.5−6.
  11. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц: Уфимский гос. авиацион. техн. ун-т. / И. Александров, А. Афанасьева, Э. Сагитова, В. Строкина // Высш. образование в России. 2007. — № 7. — С. 25−28.
  12. Г. В. Методологические подходы к качеству образовательного процесса в вузе / Г. В. Безродная // Философия образования. 2007. -№ 3. — С. 335−341.
  13. В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Наука, 1995.
  14. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок: с изменениями и дополнениями. М.: Статистика, 1980.-263 с.
  15. С.Л., Шуйкова И. А. Введение в математические методы принятия решений. Липецк: ЛГПИ, 1999. — 100с.
  16. Болонский процесс в России: сайт. 1ЖЬ: http://www.bologna.mgimo.ru (дата обращения: 17.04.2009 г.)
  17. Болонский процесс. Основополагающие материалы: Пер. с англ. / Сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова. М.: Финансы и статистика, 207. — 88 е.: ил.
  18. Болонский процесс: на пути к Берлинской конференции (европейский анализ) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко.124
  19. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет 2004. 416 е., с. 5
  20. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф.
  21. B.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 211 с.
  22. Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 359 с.
  23. И.Н., Максимов И. Г. Рынок образовательных услуг: творческий подход к мониторингу. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 56 — 57.
  24. В. И. Новая парадигма оценки качества образования / В. Васильев, Т. Тягунова // Высш. образование в России. 2007. — № 2.1. C. 19−23.
  25. В.И., Красильников В. В., Плаксий С. И., Тягунова Т. Н. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. М.: Издательство ИКАР, 2005. — 320 с.
  26. Ю. С. Концепции и опыт проектирования государственных образовательных стандартов в области техники и технологии /Ю. С. Васильев, В. Н. Козлов, Е. П. Попова- СПбГПУ. СПб.: СПбГПУ, 2002. — 267 е.: ил.
  27. Е. В. Система менеджмента качества вуза : проблемы гармонизации с общей системой управления / Е. В. Виноградова. Е. Б. Гаффорова // Качество. Инновации. Образование. 2007. — № 7. — С. 713.
  28. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Издательство СПбГТУ, 1997. — 510 с.
  29. Всеобщее управление качеством. / О. П. Гудкин, H.H. Горбунов, А.И.125
  30. Гуров М.: Радио и связь. — 1999. — 600с.
  31. Гапонов B. JL, Моргунова Т. В. Оценка выполнения вузом рейтинговых показателей. // Стандарты и качество. 2007. № 5. С. 83 — 87.
  32. Е.Ю. Мониторинг качества образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 58 — 59.
  33. В.А. Формирование образовательной среды учебными заведениями нового типа / В. А. Гневко. СПб.: Бизнес-центр ВС, 2000.-327 с.
  34. О. А. Изучение значимости показателей качества образовательного процесса, используемых при определении рейтингов высших учебных заведений / О. А. Граничина // Высш. образование сегодня. 2007. — № 1. — С. 57−61.
  35. М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1998. — 254с.
  36. В.А., Мазур O.A. Измерение и управление качеством подготовки специалистов в вузе: Монография. Ростов н/Д -Невинномысск: РГЭУ «РИНХ» — НИЭУП, 2004. — 325с.
  37. В.А., Мазур O.A., Кузнецова И. В. и др. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг: Монография. Невинномысск, 2007. — 232с.
  38. В.А., Мазур O.A., Мелешко E.H. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Монография / под общ. ред В. А. Долятовского Ростов-на126
  39. Дону Невнномысск: СКНЦ ВШ — РГЭУ, 2003 — 247с.
  40. . А. Основы научной организации управления качеством: опыт применения и теоретические обоснования системы организации бездефектного труда. М.: Экономика, 1966. -319 с.
  41. A.M., Мхитарян B.C., Трошин А. И. Многомерные статистические методы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. -352с.
  42. A.M. Аналитические методы оценки влияния факторов. // Методы менеджмента качества. 2008. № 12. С. 32 — 34.
  43. A.M. Графические методы анализа влияний факторов на качество продукции. // Методы менеджмента качества. 2008. № 11. С. 42−44.
  44. В.И. Стратегия развития образования в период его модернизации // Образование и наука. 2003. — № 6(24). — с. 15−18.
  45. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. -М., 2008. -С.39.
  46. И.Т. Процесс самооценки в вузе. // Методы менеджмента качества. 2007. № 5. С. 12 — 17.
  47. Закон Российской Федерации N 3266−1 от 10 июля 1992 года «Об127образовании»: Москва, Эксмо, 2010 г.- 80 с.
  48. В.М. Методы анализа качества продукции. М.: Финансы и статистика, 1985.
  49. И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. Пособие для студ. Выс. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. — 192 с.
  50. C.B. Компьютерное тестирование при оценке уровня учебных достижений студентов. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2007. № 1. С. 30−32.
  51. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 8.06.2009)
  52. И.А. Компетентность человека новое качество результата образования//Проблемы качества образования. — Книга 2.//Мат. XIII Всерос.совещания. — М.: Уфа: Исслед. центр проблем кач-ва подг-ки спец-в, 2003.-С.4−13.
  53. С.А. Маркетинговые стратегии и конкурентоспособность вуза: Монография / Под научной ред. проф. д.э.н. В. А. Долятовский. -Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2006. 88 с.
  54. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.-215с.
  55. ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  56. И.В. Применение концепции процессного подхода в128практике организации производства. // Стандарты и качество. 2007. -№ 2. С. 97.
  57. С.К., Бекежанов М. М. Содержание и структура результата обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 23 -28.
  58. П.И. Модели и методы оценки качества подготовки и повышения конкурентоспособности специалистов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004. 157с.
  59. О. М. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования / О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская, Ю. А. Вознесенская // Инновации в образовании. 2007. -№ 6.-С. 29−42.
  60. Н.Б. Практика применения экономико-математических методов и моделей/ Учебно-практическое пособие. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 246.
  61. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 N 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. — N 4. — С. 3−31.
  62. Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Мир, 2006. 320 с.
  63. О.Н., Самойлов Р. В. Сопоставимость критериев при сравнении образовательных систем России, Японии и США. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 29 — 31.
  64. К. И. Моделирование информационной системы оценки качества образования / К. И. Костенко, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — N 3(26). С. 77−83.
  65. В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях //129
  66. Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 134 — 144.
  67. А.Е., Воробьева A.B., Кузнецова Ю. Г., Ананьев М. Б., Костыря Е. В. Проблема количественного оценивания качества в высшем образовании. // Стандарты и качество. 2007. № 11. С. 50 — 53.
  68. JI.A. Анализ качества по современному эмпирическому распределению множества его показателей. // Методы менеджмента качества. 2008. № 9. С. 38 — 43.
  69. JI.A. Инновационные технологии управления качеством. // Методы менеджмента качества. 2008. № 11. С. 36 — 41.
  70. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144с.
  71. Г. Г., Конев К. А., Старцев Г. В. Совершенствование бизнес-процессов выпускающей кафедры образовательного учреждения. // Методы менеджмента качества. 2008. № 2. С. 24 — 29.
  72. JI.A., Субетто А. И. Общая концепция и структура опережающего стандарта качества высшего образования. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов. -1994.-204с.
  73. Т.С. О рейтинге преподавателей вузов. Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. — № 2с. 52 — 54.
  74. В. Ю. К проблеме компетентностного подхода к оценке качества знаний в современной системе образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 54 — 55.
  75. Е.Г. Культура оценочной деятельности педагога как социально-педагогический феномен. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 2. С. 38 — 42.
  76. Н.В., Рубцова С. Ю. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования. //130
  77. Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 19 — 22.
  78. E.H. Методы и модели управления качеством подготовки специалистов с высшим образованием в регионе. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2000.-231с.
  79. С. Проблема оценки качества подготовки: компетентностный подход / С. Меркулова // Высш. образование в России.-2007.-№ 8.-С. 127−130.
  80. Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (приложение к письму Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. № 1452−988 ин/13)
  81. .З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации М.: Инфра-М, 2003. — 177 с.
  82. В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (61 100).- 2-е изд. перепб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 463с.
  83. В. Г. Математические модели и методы медиаметрии. — Самара.: СГАСУ, 2007. — 112 с.
  84. Г. И. Система управления качеством подготовки специалистов на трех уровнях интегрированного образовательного процесса. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 6. С. 22 — 27.
  85. В.И. Исследование систем управления. М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 2-е изд., доп. и перераб. — 479с.
  86. С., Соболев А., Богатова Т. К реализации стратегии партнерства высшей школы и бизнеса // Высшее образование в России.- 2007. № 1.,-СЗ — 10.
  87. H.A. Инновационный подход к повышению качества образования. // Путь в науку: Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып. 9.:Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009 г.
  88. H.A. Межкультурное взаимодействие в сфере образования. // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность: сборник научных статей. Выпуск 9. Астрахань: «Астраханская цифровая типография», 2007.
  89. H.A. Моделирование информационной системы управления качеством образования. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Социально-экономические науки. Новочеркасск, 2011. — № 1.
  90. H.A. Принципы всеобщего управления качеством TQM как основа развития предприятий. // Экономика. Маркетинг. Реклама: сборник научных статей Выпуск 8. «Вопросы развития предприятия: теория и практика» Ростов н/Д: «Антей», 2008.
  91. H.A. Система менеджмента качества в ЮРГИ. // Наука и образование гуманитарный потенциал развития общества: тезисы научных сообщений. — Ростов н/Д: «Наука-Пресс», 2006.
  92. H.A. Система оценки качества знаний студентов в вузе. // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2009. — № 1.
  93. H.A., Попова JI.K. Индикативная методика оценки качества образования. // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2010. -№ 1.132
  94. H.A., Попова JI.K. Информационные технологии в системе обеспечения качества образовательного процесса в вузе. // Культура и общество: сборник научных статей. Ростов н/Д: «Антей», 2008 г.
  95. Независимый центр тестирования качества обучения: сайт. URL: http://www.ast-centre.ru (дата обращения 2.10.2010)
  96. С. Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление: практика и анализ. 2003. N 1. С. 42 — 45.
  97. О. Г. Модель качества профессионального образования в Европейских странах / О. Г. Нефедова // Аккредитация в образовании. -2007. — № 13.-С. 46−47.
  98. Н.И., Олексюк В. Н., Кривенков A.B., Пуровская Е. Э. Управление качеством продукции, учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «ООО Новое знание», 2002. — 361 с.
  99. В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. М.: Наука, 2002. — 176с.
  100. О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе: Приказ Министерства образования РФ от 2 июля 2003 N 2847 // Официальные документы в образовании. 2003. — N 30. -С. 83−84.
  101. В.В. Управление качеством. -М.: Экономика, 1998. 639с.
  102. Организация, уровни и квалификации образования в зарубежных странах: Справ.-метод. пособие / Монография. Под ред. В. М. Филиппова -М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2004.-416с.
  103. А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие. М.: Издательство «Март», 2004. — 656с.
  104. O.A. Рейтинговая система оценки успеваемости : особенности реализации и автоматизация учета результатов: Московский ин-т133экономики, менеджмента и права. / О. А. Орчаков // Унив. упр.: практика и анализ. 2007. — № 1. — С. 69−75.
  105. С.Ю. Мониторинг в обеспечении эффективного управления системой профессионального образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 1. С. 28 — 29.
  106. Ю., Чучалин А., Могильницкий С., Боев О. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. с. 12−27.
  107. A.M., Штриков Б. Л. О компетентности персонала в образовательной деятельности. // Методы менеджмента качества. -2006. № 9. С. 31−34.
  108. Э.П., Азгальдов Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. -М.: Экономика, 1974. 515с.
  109. Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.
  110. Е.М., Козлова Т. Н. Оценка качества образования -квалиметрический подход. // Стандарты и качество. 2007. № 4. С. 76 -78.
  111. Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты: сайт. URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения 16.02.2011)
  112. М.В. Российская система образования: состояние и перспективы. // Стандарты и мониторинг в образовании № 1 2007. -С.14.
  113. H.H., Фомин В. И., Филимонова Е. В. Использование семиотического подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 2. С. 59−62.
  114. А.Я. Анализ требований ВТО к системам образования / А. Я.134
  115. , А. И. Галаган, А. И. Момот и др. М.: НИИВО, 2004. — 67 с.: ил.
  116. В.Г. Система управления качеством высшего образования в регионах России // Quality.eup.ru: сайт о менеджменте качества. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY5/sadkov.html (дата обращения 24.09.2009)
  117. Г. К., Басов A.B. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. Методические рекомендации. Ярославль, 1991 г. 34с.
  118. Селезнева Н. А, Соколов В. М. и др. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием: Методические рекомендации по разработке. М.: Исследовательский центр, 1989. -137с.
  119. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. Изд. 3-е. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 95 с.
  120. H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований специалистам с высшим образованием: Учеб. пособие. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1990.-62с.
  121. H.A. Оценка эффективности тестов учебной деятельности. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 1. С. 33 — 38.
  122. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / B.C. Анфилатов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушник- под ред. A.A. Емельянова.: Финансы и135статистика, 2007. 368с.
  123. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ИСО 9000:2000.
  124. С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 43 — 51.
  125. О.Г., Шилина Н. Г. Рейтинговая оценка знаний как элемент системы менеджмента качества образования в медицинском вузе. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 49−53.
  126. А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. — СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 498 с.
  127. JI.H. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. / Л.Н. Тепман- под ред. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -352с.
  128. А.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. / Под ред. Тихонова А. Н. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  129. Е.В. Российская система образования: состояние и перспективы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 5. -с.3−13.
  130. Е.В. Современное состояние и проблемы развития профессионального образования в России // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006, — № 4. — с.4−7
  131. Т. В. Анализ концепции качества образования / И. В. Третьякова // Высш. образование сегодня. 2007. — № 11. — С. 62−65.
  132. Д. И. Информационно-рейтинговые системы в управлении136качеством высшего образования / Д. И. Троицкий // Качество. Инновации. Образование. 2007. — № 7. — С. 2−6.
  133. Управление качеством и ISO 9000: сайт, URL: http://www.cfin.ru/management/iso9000/ (дата обращения 20.11.2009)
  134. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. М. М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2006. 448 с.
  135. Управление качеством. Учебник / С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1998 г. -198с.
  136. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. B.C. Кукушина. (Серия «Педагогическое образование») Москва: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — 464 с.
  137. P.A., Селезнев К. А. Структурно-функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств. -Пермь, 2005. 245с.
  138. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экномика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательство «Маркетинг», 2002. — 892с.
  139. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 22.09.2010)
  140. JI.B. Современные подходы к повышению профессиональной квалификации. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 6. С. 60 62.
  141. Г. Н. Методика экономической оценки потребительского качества программных средств. // Программные продукты и системы (SOFTWARE and SYSTEMS). 1995. № 1. С. 2−8.137
  142. Г. Н. Сложные системы: экспертные методы сравнения // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1999 № 3. -с.7−23.
  143. Г. Н. Сравнение сложных программных систем по критерию функциональной полноты. // Программные продукты и системы. № 2, 1998.-c.6−9.
  144. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  145. Е., Яковлев О. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики, Вопросы экономики № 7, 2004, с. 6.
  146. Tuning Russia. Настройка образовательных структур в Европе, сайт. URL: http://tuningrussia.org/ (дата обращения 20.04.2011)138
Заполнить форму текущей работой