Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической базой исследования служит научная методология, основанная на научных разработках в области экономической теории, управления финансами, экономической статистики, бухгалтерского учета и аудита. Для этого предусмотрено комплексное применение методов финансово-экономического, организационно-правового, статистического и системного анализа, экономико-математических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СТРАХОВЫХ 8 УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Сущность и роль системы оказания страховых услуг в условиях переходной экономики
    • 1. 2. Организационно — правовые основы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан ^
    • 13. Особенности формирования механизма системы ^ оказания страховых услуг
  • Глава II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ 47 ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 1. Анализ состояния системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан
    • 2. 2. Роль и место страховых организаций в инвестиционной деятельности Республики 60 Таджикистан
    • 2. 3. Государственное регулирование системы оказания страховых услуг
  • Глава III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ СТРАХОВЫХ УСЛУГ В 85 РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 3. 1. Совершенствование организационной структуры 85 управления страхового сектора экономики
    • 3. 2. Повышение заинтересованности страховых 111 компаний в развитии страховой деятельности
    • 3. 3. Перспективы развития системы оказания страховых 119 услуг в Республике Таджикистан

Развитие системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования и степень ее разработанности. В условиях современной рыночной экономики возрастает роль рисков, возникающих в различных сферах деятельности. Поэтому интересы хозяйствующих субъектов различных форм собственности и населения нуждаются в надежной страховой защите. Система оказания страховых услуг принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся форм деятельности и является составным элементом сферы услуг. Существовавшая при социализме система государственного страхования, являясь монополистом в этой сфере, не испытывала потребности в расширении своей деятельности. Этому способствовало отсутствие частного предпринимательства и финансовых гарантий со стороны государства при наступлении случайных непредвиденных событий в различных сферах экономики.

Становление системы оказания страховых услуг во многом определяется состоянием национальной экономики, которая характеризуется переходом к рыночным отношениям. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о возрастании роли страхования в эффективном решении социально-экономических задач. Оказание страховых услуг является важным фактором экономического роста, стимулирует развитие рыночных отношений, улучшает инвестиционный климат.

Эффективность функционирования системы оказания страховых услуг отражает экономический потенциал государства. Исследования в этой области показывают, что современное развитие системы страховой деятельности в Таджикистане не всегда отвечает требованиям рыночной экономики. Не обеспечивается учет интересов потребителей по ассортименту и качеству страховых услуг, внедрению новых видов страхования. Для этого необходимо рациональное использование резервов страховых организаций, повышение инвестиционного потенциала и возможности гибкого маневрирования в среде изменяющихся финансово-экономических составляющих, а также усиление роли государства в подготовке кадров для этого вида бизнеса.

Существующие теоретические разработки по развитию системы оказания страховых услуг в целом и в Республике Таджикистан в частности не в полной мере затрагивают эти проблемы. Ощущается недостаток фундаментальных исследований по вопросам государственного воздействия на процессы страхования, изменения технологии страхования в соответствии с возросшими требованиями рыночной экономики, создания и внедрения новых видов страхования, разработки направлений совершенствования управления финансами страховых организаций. Все это приводит к необходимости разработки адекватных современному уровню развития экономики, методов повышения эффективности оказания страховых услуг.

Следует отметить, что теоретические исследования по развитию системы оказания страховых услуг проводятся исходя из общеэкономических принципов повышения его эффективности без учета характерных особенностей данной отрасли. Во многих исследованиях не проводился системный анализ зависимости изменений страховой деятельности от изменений в общественно-экономической ситуации в стране. Практические достижения страховых организаций, возникающие в процессе оказания услуг и осуществления финансово-хозяйственной деятельности, зачастую не находят должного отражения в теоретических трудах современных экономистов.

Цель исследования заключается в разработке научно — обоснованных теоретико-методологических основ, определения направлений эффективного развития системы оказания страховых услуг, а также в выработке практических рекомендаций по оптимизации деятельности страховых организаций в Республике Таджикистан. Для достижения этой цели определены следующие основные задачи исследования:

• проанализировать этапы становления и функционирования системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан и исследовать ее особенности в условиях переходной экономики;

• исследовать существующие организационно-экономические категории и организационно-правовые основы системы оказания страховых услуг;

• выполнить анализ системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан, определить тенденции и закономерности их развития;

• определить приоритетные направления развития инвестиционной деятельности, позволяющей оказывать позитивное воздействие на повышение эффективности функционирования страховых организаций;

• разработать основные направления совершенствования системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан.

Объектом исследования является действующая система оказания страховых услуг, а также направления развития деятельности страховых организаций в Республике Таджикистан.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе развития современной системы оказания страховых услуг и оптимизация деятельности страховых организаций для обеспечения надежной страховой защиты предприятий и населения страны, а также развития инвестиционной деятельности страховых компаний.

Теоретической и методологической базой исследования служит научная методология, основанная на научных разработках в области экономической теории, управления финансами, экономической статистики, бухгалтерского учета и аудита. Для этого предусмотрено комплексное применение методов финансово-экономического, организационно-правового, статистического и системного анализа, экономико-математических методов, анализа действующего законодательства. Предпосылкой формирования научно-обоснованных предложений по повышению эффективности системы оказания страховых услуг в Таджикистане, изучения основных тенденций его функционирования и развития является использование достижений мировой науки и практики ведущих стран с развитой рыночной экономикой, а также с учетом исторических и социально-экономических особенностей Республики Таджикистан.

В процессе диссертационного исследования были изучены и использованы работы З. Н. Акобирова, А. П. Архипова, А. А. Гвозденко, А. И. Гинзбурга, А. Джабборова, C. JL Ефимовой, В. И. Жукова, Ю. М. Журавлева, М. Кабутова, С.Дж. Комилова, Е. В. Коломина, Т. Н. Назарова, А. П. Плешкова, Н. Н. Пилипенко, З. А. Рахимова, Л. И. Рейтмана, П. Самуэльсона, Ю. А. Сплетухова, 3. Султонова, В. А. Сухова, О. Тоффлера, К. Е. Турбиной, Х. Н. Факерова, Т. А. Федоровой, С. Хабибова, Д. Урокова, В. В. Шахова, П. Н. Шуляка, Р. Т. Юлдашева, Я. Н. Юлдошева и др.

Информационной базой исследования послужили научная и специальная литература в области оказания страховых услуг, материалы научных конференций и публичных дискуссий, статистические сборники Государственного комитета статистики Республики Таджикистан, отчеты министерств и ведомств, данные страховых организаций, действующие законодательные и нормативные акты, результаты авторских расчетов и исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлен новый подход к исследованию современных тенденций функционирования и развития системы оказания страховых услуг, особенностью которого является ориентация на повышение надежности механизма страховой защиты, усиление роли страхования в народном хозяйстве и расширение инвестиционной активности страховых организаций.

В работе выносятся на защиту следующие научные результаты, полученные автором:

1. Определены этапы становления и развития системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан, выявлены особенности функционирования и организационно-правовые основы в условиях переходной экономики;

2. Выполнен анализ системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан, определены их тенденции и закономерности развития;

3. Предложены научно-обоснованные направления совершенствования государственного регулирования деятельности страховых организаций в условиях переходной экономики;

4. Разработаны приоритетные направления развития и совершенствования инвестиционной деятельности страховых организаций;

5. Обоснованы и определены перспективы развития, предложены пути совершенствования системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан на период до 2015 года.

Реализация результатов исследования. Разработанные научно-методические положения и рекомендации использованы для совершенствования функционирования деятельности страховых организаций страны.

Научно — методические разработки автора по исследуемой проблеме использованы при чтении дисциплин «Экономика сферы услуг», «Страхование», «Финансы», «Налоги и налогообложение» студентам экономических специальностей высших учебных заведений Республики Таджикистан.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены и одобрены на международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию независимости Таджикистана (г.Душанбе 2001 г.), на научно-практических конференциях Таджикского государственного университета коммерции в период с 1998 по 2007гг., республиканских научно-практических конференциях молодых ученых Таджикистана (Душанбе, 1999;2007гг.).

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в шести научных работах автора общим объемом свыше 7,6 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка использованной литературы из 150 наименований и изложена на 150 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях переходной экономики оказание страховых услуг выступает в роли стабилизатора, позволяющего обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон государству, бизнесу и населению. Техногенная среда, в которой мы живем сегодня, экологические и социальные условия многократно увеличивают риски, угрожающие человеку, и порождают невиданные в прежние времена катастрофические убытки. Без создания страховых фондов общество было бы не в состоянии справляться с возникающими проблемами и залечивать раны, нанесенные экономике. Система оказания страховых услуг обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты. Кроме того, финансовые ресурсы, накапливаемые в страховых фондах, служат существенным источником инвестирования народного хозяйства. Эти обстоятельства делают страхование важной отраслью финансового сектора и экономики в целом в любом государстве.

В Республике Таджикистан система оказания страховых услуг, как и вся экономика, находится в состоянии реформирования. Коренные изменения происходят в системе государственного обязательного страхования, особенно в таких важнейших для каждого человека сферах. Сложные и болезненные процессы происходят и в области коммерческого страхования, создаются новые страховые компании, разрабатываются и внедряются новые виды страхования.

Система оказания страховых услуг — это развивающаяся отрасль, опирающаяся на огромный, практически неосвоенный, рынок, имеющий в Республике Таджикистан большое будущее. Если на начальном этапе реформирования таджикской экономики страхование не было востребовано обществом, то сегодня в Республике Таджикистан появляются признаки того, что страхование становится важнейшим сегментом рыночных экономических отношений.

Во всем мире принято считать, что система оказания страховых услуг является индикатором, отражающим состояние всей экономики в целом. Об этом свидетельствуют мировые экономические и финансовые кризисы в экономике, которые неоднократно нарушали работу всей финансовой системы, в т. ч. и страхования.

В 1994 году закончилась монополия государственных страховых организаций. Деятельность Государственной страховой компании «Точиксугурта» негативно повлияла на работу всей страховой системы, т.к. государство не смогло в полном объеме отвечать по своим страховым обязательствам. Неплатежеспособность государства являлась одним из преобладающих факторов в разрушении страховой культуры населения и хозяйствующих субъектов в последние годы.

Разгосударствление страховой деятельности позволило созданию на рынке большого количества коммерческих страховых компаний. В период с 1995 по 2006 год страховщики вели работу с клиентами по возвращению утраченного доверия. Эта работа начала давать положительные результаты. Рост благосостояния, стабилизация экономики страны, возможность выбора надежного финансового партнера-страховщика, несмотря на сдерживающую роль налогового законодательства, способствовали появлению у населения доверия.

Система оказания страховых услуг является одним из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны. Система оказания страховых услуг в Республике Таджикистан за последние годы развивается ускоренными темпами при общем увеличении его объемов и расширении круга предоставляемых услуг. Вместе с тем, потенциал его развития далеко не исчерпан, а по использованию страховых инструментов Таджикистан существенно отстает от большинства развитых стран.

В последние годы на развитие оказания страховых услуг значительно влияло несколько факторов. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с изменением налогового законодательства, что привело к некоторому сокращению объемов «псевдострахования», но мало способствовало развитию классического страхования жизни. И, во-вторых, реализация закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Сумма страховых премий по добровольным и обязательным видам страхования в 2006 году составила 69 053,4 тыс. сомони, что почти в 56 раз больше, чем в 2000 г. Но анализ динамики совокупных страховых премий свидетельствует о существенном замедлении темпов роста — до 9% по сравнению с 49,6% 2000 года. Данная ситуация вызвана изменениями в налоговом и страховом законодательстве, вследствие чего страховые компании значительно уменьшили сборы страховых премий по налогосберегающим схемам страхования жизни, что лишь частично было компенсировано притоком страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Реализация на территории Республики Таджикистан таких принципов обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств и экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, является важным шагом на пути интеграции в мировое сообщество.

Указанное обстоятельство оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в Республике Таджикистан. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места, как непосредственно в страховании, так и в ряде смежных отраслей, таких как обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные и другие услуги.

Вместе с тем реализация данного закона столкнулась с рядом проблем. Предполагалось, что с введением обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств уровень безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте повысится за счет использования экономических рычагов влияния на водителей транспортных средств. Но, к сожалению, на сегодняшний день ощутимого влияния на положение дел с предупреждением аварийности не оказывает, о чем свидетельствует статистика. Только за 2004 год Госстрахом по данному виду обязательного страхования взыскано с собственников более 1 млн. сомони, а выплачено пострадавшим всего 109 724 сомони (около 8%).

Не менее важным для развития системы оказания страховых услуг является создание необходимых налоговых стимулов для продвижения страховых услуг в сфере добровольного медицинского страхования, страхования жизни, включая добровольное пенсионное страхование, а также дальнейшее совершенствование работы по формированию и размещению страховых резервов.

К числу первостепенных задач можно отнести также повышение конкурентоспособности страховщиков на мировом рынке. В настоящий момент Таджикистан занимает на этом рынке еще довольно скромное место. Однако рост системы оказания страховых услуг, повышение уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности не только позволит таджикским страховщикам выйти на мировой рынок страхования, но также положительно отразится и на страховом рынке Республики Таджикистан, позволит повысить привлекательность страховых компаний, улучшить качество предоставляемых компаниями услуг.

Однако для повышения конкурентоспособности страховых компаний Республики Таджикистан при выходе на мировой рынок необходимо решить ряд проблем, стоящих на пути развития страхового рынка.

Проблема недостаточного развития долгосрочного личного страхования, как следствие низкого уровня доходов населения, недоверия к страхованию, ограниченного круга надежных финансовых инвестиционных инструментов, отсутствия страховой культуры населения и экономических стимулов для участия в долгосрочном личном страховании.

К проблемам, стоящим на пути развития системы оказания страховых услуг, было отнесено несовершенство правовых и организационных основ обязательного страхования вследствие отсутствия единой государственной политики в этой сфере, попыток различных государственных органов решать узковедомственные задачи за счет обязательного страхования без учета приоритетов социально-экономического развития, реального состояния страхового рынка и финансовых возможностей потенциальных страхователей.

Еще одной проблемой является отсутствие общей базы статистических данных, необходимой для оценки вероятности наступления страховых рисков и максимального размера вреда, что способствовало бы установлению адекватных размеров страховых тарифов и повышению стабильности в деятельности страховых компаний.

Необходимо также отметить, что повышение привлекательности страховых компаний невозможно без соответствующего развития инфраструктуры страхового рынка, то есть участников, во-первых, способных осуществить точную финансовую и техническую оценку рисков, размера вреда при наступлении страхового случая, во-вторых, необходимых для улучшения качества страховых услуг и продвижения их к потребителям.

По проведенным результатам исследований в системе оказания страховых услуг выявлены следующие недостатки:

1. По данным анализа можно сказать, что в компаниях слабо дифференцирован страховой портфель, хотя за последний отчетный год, были намечены значительные сдвиги в сторону улучшения данной ситуации;

2. Односторонне развита агентская сеть, т. е. в фирме она используется только по одному, наиболее применяемому виду страхования. Кроме того, подготовка агентов осуществляется как разовое текущее мероприятие;

3. Практически не направляются на профессиональную переподготовку страховые специалисты;

4. Организационная структура очень упрощена, и специалисты работают по валовому методу, т. е. каждый сотрудник вынужден работать по нескольким направлениям, при этом часто эти направления не соприкасаются, т. е. они разнонаправленные;

5. Количество оказания страховых услуг, указанных в лицензии приложениях к ней, не позволяют фирме занять потенциально свободные ниши на страховом рынке города и за его пределами;

6. Практически полностью отсутствуют рекламные мероприятия;

7. Компании недостаточно активно прорабатывают возможности дополнительного взаимовыгодного сотрудничества со страхователями;

8. В системе оказания страховых услуг проводится достаточно консервативная тарифная политика, что не соответствует современным условиям и зачастую «отпугивает» потенциальных клиентов;

На основании проведенного анализа и перечисленных проблем можно предложить следующие мероприятия для их решения: более сильно дифференцировать договора по видам страхования, так как в настоящее время страховой портфель имеет уклон в сторону страхования имущества предприятия. Это грозит тем, что если на страховом рынке появится более сильный конкурент, он может перейти в аутсайдерырасширить агентскую сеть, распространив при этом ее деятельность на все виды страхования. Кроме того, необходимо открыть центр подготовки и переподготовки собственных страховых агентовмодернизировать материально-техническую базу, так как для активизации деятельности фирмы, а также для внедрения ее в другие сегменты рынка, существующих средств недостаточно;

У необходимо пересмотреть организационную структуру фирмы по сегментарному типу, так как работа одного и того же страхового специалиста по нескольким направлениям в настоящее время мало эффективнаучитывая финансовые возможности фирмы и наличие высококвалифицированных специалистов, хотелось бы предложить расширить список страховых услуг, который будет указан в лицензии, по наиболее перспективным видам страхования. Желательно добавить в список следующие виды страхования: страхование автомобильной ответственностисемейное страхование жизнистрахование пенсионных вкладовстрахование финансовых рисковстрахование профессиональной ответственности врачей, бухгалтеровобязательное медицинское страхованиестрахование туристов на случай плохой погодыстрахование предпринимательских рисковстрахование валютных рисков и т. д. дополнить страховую деятельность финансово-инвестиционными проектами, чтобы стимулировать потенциальных страхователей для заключения договоров;

Проводить более гибкую тарифную политикуактивизировать рекламную деятельность фирмы. Для достижения этой цели необходимо создать рекламный отдел с самостоятельным бюджетом для проведения грамотной и продуктивной систематической рекламной компанииучитывая связи фирмы с компаниями, работающими на туристическом рынке, желательно получить лицензию на страхование туристов, либо продумать возможности фирмы сотрудничества с компаниями, которые имеют соответствующую лицензию, т. е. выступать в данной ситуации, как страховой агент.

Организовать в горных районах республики интернетстрахование, что позволит повысить качество предоставления страховых услуг в республике.

В целом, в диссертационной работы автором разработаны рекомендации по совершенствованию системы оказания страховых услуг в Республике Таджикистан:

1. Внести изменения в Закон Республики Таджикистан «Об организации страхового дела в Республике Таджикистан», учитывающие реалии данного этапа развития национальной экономики;

2. Разработать действенные меры содействия роста капитализации страховых компаний, а также государственной поддержки для развития практики коллективной ответственности страховых организаций на основе создания компенсационных фондов;

3. Ускорить подготовку и принятие нормативно-правовых актов по организации независимой технической экспертизы транспортных средств и внести изменения в механизме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Таджикистан;

4. Продолжить работу по переходу к обязательному медицинскому страхованию, ипотечному страхования, страхованию жилищно-коммунального хозяйства и ответственности предприятий;

5. Разработать необходимые стимулы для продвижения индивидуального страхования жизни, включая добровольное пенсионное страхование;

6. Совершенствовать организационную структуру управления страховых организаций и, учитывая финансовые возможности страховых организаций, оказать нижеследующие виды страхования: автомобильной ответственности, страхование пенсионных вкладов, финансовых, валютных и предпринимательских рисков, профессиональной ответственности врачей, бухгалтеров, семейное страхование жизни и обязательное медицинское страхование;

7. Проводить более гибкую тарифную политику, активизировать рекламную деятельность и внедрить в практику страховых организаций страны Интернет — страхование.

В целом, реализация этих направлений позволяет повысить уровнь жизни населения и качеству оказываемых страховых услуг в Республике Таджикистан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Избранные труды: в 4 т. / Вольное экономическое общество России- Сост. Грибанова О. М. М.: Экономика, 2000.
  2. СБ., Руденский П. О. Эффект масштаба в деятельности страховых компаний // Финансы. 2002. — № 3. — с. 49 — 51.
  3. Ш. Р., Васильев Н. М., Катырин СП. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. М.: «Экспертное бюро-М», 1998.-376 с.
  4. Н.Г. Миравой страховой рынок на пути к глобализации.- М.: МГИМО, 2004.
  5. Н.Г., Юлдашев Р. Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии. М.: Анкил, 2001.
  6. Т.Г., Мещеряков О. В. Коммерческое страхование. М.: Институт новой экономики, 1996.-254с.
  7. В.В., Аленичева Т. Д. Страхование валютных рисков, банковских и экспортных коммерческих кредитов. М.: «Ист-Сервис», 1994.-112с.
  8. Т.Г., Мещерякова О. В. Коммерческое страхование М.: Институт новой экономики, 1996. — 254с.
  9. Анализ коммерческого законодательства Республики Таджикистан. Душанбе 2003 г. стр. 531- 552.
  10. А.П., Федорова Т. А. Управление страховой компанией в условиях кризиса неплатежеспособности// Финансы, 1996, № 11.
  11. А.П., Колесникова И. А. О страховании рисков предпринимательской деятельности // Финансы 2002. — № 2. — с. 51 — 55.
  12. А.П., Гомеля В. Б., Туленты Д. С. Страхование. Современный курс: Учебник // род. Ред. Е. В. Коломина. М.: Финансы и статистика, 2007.-416.: ил.
  13. В.Д., Кузнецова Н. П. Страховой рынок России и малое предпринимательство. СПб., 1995 г.
  14. Н.Т. Страхование и государственная политика устойчивогоразвития // Страховое дело. 2002. — № 3. — с. 22 — 26.
  15. Аудит страховых компаний. Практическое пособие для страховых аудиторов и страховых организаций. // Под ред. проф. В. И. Рябикина. -М.: АО «Финстатинформ», 1995. -128с.
  16. Г. Д. Страхование. Душанбе, «ИРФОН» -2006.- 1 Юс.
  17. Ю.Т. Перспективы развития жилищного страхования в России // Страховое дело. 2002. — № 1.-е. 19−24.
  18. Баранникова Н, Моральная опасность в страховом бизнесе // Страховое дело. 2001. — № 12. — с. 30 — 31.
  19. А. Оценка факторов качества, влияющих на деятельность страховой организации // Страховое дело. 2001. — № 2. — с. 13−16.
  20. A.M., Егоров Е. Н., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования. М.: ТЕНС, 1998. -189с.
  21. И.Т., Балабанов А. И. Страхование.: Питер, 2004. 256с.: ил. (серия «Учебников для вузов»).
  22. Бесфамильная J1., Цыганов А. Российские страховые компании: страхование ответственности за качество //Финансы-2001-№ 1.- с.37−42.
  23. .М. Страхование автомобиля. М.: «Издательство ПРИОР», 1999, — 128с.
  24. М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ., 4-е и М.: Дело ЛТД, 1994. 720с.
  25. Большой экономический словарь // Под ред. А. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997. — с. 558.
  26. К. Основы страховой статистики. М.: Издательский центр «Анкил», 1996. — 94с.
  27. М.Я. Страховой сервис: Учебное пособие. М.: Альфа-М:1. ИНФРА-М М, 2007. — 288с.
  28. Н.Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет в страховых компаниях: Учебно-практическое пособие- СПб.: Издательский Торговый Дом Терда", 2000,768с.
  29. В.И., Барсукова И. В. Теория финансово-хозяйственного контроля: Учеб. пособие М.: МИНХ, 1988. — 72 с.
  30. Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах развития страхования в России // Финансы 1994, № 3.
  31. К.Г. Основы экономии страхования. М.: Издательский центр «Анкил», 1995.- 227с.
  32. А.А. Основы страхования: Учебник- М.: Финансы и статистика, 2000.-304с.
  33. А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. — 184с.
  34. В. Управление рисками. Страхование // г. Железнодорожный, Моск. обл. ТОО НПЦ «Крылья», 1999. с. 221.
  35. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан (Общая часть)., Новые законы Республики Таджикистан., Душанбе 1999.-226с.
  36. Гражданский Кодекс Республики Таджикистан (часть 2)., Новые законы Республики Таджикистан, Душанбе 2000.-23 8с.
  37. А. Социальная защита населения как фактор общественного развития (монография). Душанбе: «Статус», 1997.-144с.
  38. А. Предпосылки и экономические основы социальной защиты населения // Учебник, Душанбе: «Авесто». -2006.-224с.
  39. А. Время требует новых перемен в социальной защите населения. Ж. «Сомониен» № 1.- Душанбе. 1999. с 14−26.
  40. Ефимов C. J1. Экономика и страхование. М.: Церих-ПЭЛ, 1996.-525 с.
  41. С.Л. Организация работы страховой компании. Теория, практика, зарубежный опыт. М.: АНТАРЕКС ВЭК, 1993. — с. 211.
  42. А. Формализованное описание задач, решаемых финансовыми менеджерами страховой компании./ Страховое дело-№ 4.-2000.-с. 18−23.
  43. М. Жилина «Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах» //Финансовый бизнес, № 1,2001.
  44. Ю.М. Теория и практика страхования. М.:СП"СОВ.ИТ.АС.", 1993.-185 с.
  45. Ю.М., Секерж И. Г. Страхование и перестрахование (теория и практика).-М.: Издательский центр СО «АНКИЛ», 1993 -185с.
  46. Закон Республики Таджикистан «О страховании «, Душанбе 1994 (с изменениями и дополнениями), // Народная газета № 2. 1999.
  47. А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка.-М.: центр экономики и маркетинга, 2001.-224с.
  48. А.Н. Страховой маркетинг в России: Практическое пособие.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1999 -344с.49.3убец А. Н. Страховой маркетинг- М.: Издательский дом «Анкил «, 1998.-256с.
  49. Е. Взаимное страхование: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. — 87 с.
  50. Е. И. Актуальные проблемы российского страхования // Финансы. 2002. — № 3.
  51. Е.В. Взаимосвязь финансово-экономических и морально-этических основ страхования // Финансы. 2001. — № 8. — с. 53 — 57.
  52. Конституция Республики Таджикистан 1994 (с изменениями и дополнениями).// Народная газета № 65.- 4июля 2003 г.
  53. Ф.В. Государственное страхование в СССР. М.: Финансы, 1968.-328с.
  54. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос1. АРВ, 1999.-352с.
  55. Н. Финансовая устойчивость и несостоятельность страховых компаний // Страховое дело. 2001. -№ 5.- с. 17−21. 146.
  56. И. А. Страховые фонды и финансово-кредитные отношения.
  57. М.: Издательский центр «Анкил», 1993. 124с.
  58. Краткий экономический словарь. М.:1987. — с. 312.
  59. В. П. Страховой рынок России // Финансы. 2002. — № 11.
  60. В.Я. Револьверный депозит форма размещения страховых резервов // Финансы 1994, № 4.
  61. В.И. Страховой рынок Поволжья: Социальные аспекты Страхования.-М.: Гелиос АРВ, 2000−208с.
  62. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. М.: Экономика, 1999. — 78с.
  63. А. Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка и поиск путей стимулированияплатежеспособного спроса на страхование // Страховое дело. 2001. -№ 3. — с.
  64. А., Цыганов А. Управление рисками и страхование объектов государственной собственности // Финансы. 2001. — № 10. — с.41 — 44.
  65. А. Состояние и перспективы развития отечественного страхования// Страховое дело. 2002. — № 3.
  66. Ю. Стратегия промышленного развития страны // Страховое дело. 2001. — № 3.
  67. А. Основы страхового дела. М.: Анкил, 1992.-173 с.
  68. Т.П. Управление развитием регионального рынка страховых услуг: Автореферат докторской дисс. М., 1999 г.- с, 43.
  69. В.Д., Ильясов К. К. Финансы: Учебник. Алматы, 2001.512с.
  70. Л.А. Государственное страхование в СССР. М.: Финансы истатистика, 1986. 72с.
  71. Налоговый Кодекс Республики Таджикистан, Душанбе 2005.
  72. В.Ю., Борисова В. В. Страхование коммерческих рисков в межрегиональном товарообмене // Страховое дело. 2002. -№ 3. — с.22 — 26.
  73. Т. В. Страхование коммерческих и финансовых рисков. -спб.: Питер, 2002. 240 е.: ил. — (серия «Учебники для вузов»).
  74. С.С., Талахадзе А. А. Экономика: Базовый курс лекций для вузов. М.: Гелиос АРВ, 2001. — 640с.
  75. P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.: Норма: ИНФРА-М, 1999.-561 с. Основы страховой деятельности: Учебник/Отв. ред. проф. Т.А. Федорова-М.: Издательство БЕК, 2001.-768с.
  76. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.-608с.
  77. Организация страховых компаний. В 2 ч. М.: МНЦ ученых МГУ, 1994.-176с.
  78. Орланюк-Малицкая Л. А. Страховые операции. М.: Финансы и статистика, 1991.-95с.
  79. Орланюк-Малицкая Л. А. Платежеспособность страховой организации -М.: Анкил, 1994.-152с.
  80. Основы страховой деятельности.// Под ред. Федоровой Т. А. 155 М.: Издательство БЕК, 1999. — 776с.
  81. Основы страховой деятельности: Учебник. // Отв. ред. проф. Федоровой Т. А. М.: Издательство БЕК, 2002. 768с.
  82. Е.А. Кто будет покупать полис по страхованию малого бизнеса? // Страховое дело. 2002. — № 1. — с. 16 — 18.
  83. Д.А. Страховое право: Учебное пособие. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2000.-139с.
  84. А.П., Орлова И. В. Очерки зарубежного страхования. М.: Издательский центр «Анкил», 1997. — 200с.
  85. В.М. Краткий популярный курс страхования. М.: Юкис, 1992. — 148с.
  86. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 04.02.99 № 25 О «Государственном обязательном страховании пассажиров автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта».
  87. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 07.04.99 № 142 об «Обязательном государственном страховании государственных служащих».
  88. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 10.06.96 № 264 о «Государственном обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  89. К.И. Страховое дело в России. М.: ЭДМА, 1993. -143с.
  90. К. Введение в перестрахование. М.: Издательский центр «Анкил», 2000.-153с.
  91. Л.И. Страховое дело. -М, 1992.- 593с.
  92. Е. Оценка надежности российских страховых компаний: первый опыт присвоения национального рейтинга // Страховое дело.2001.-№ ю.-с. 5−11.
  93. Т.Ф. Страхование: теория, практика / РГЭА. Ростов-на-Дону: РГЭА, 1998.-е. 13.
  94. С.А. Монополия страхового дела. М.: 1923. — 59 с. 65.
  95. В.И. Актуарные расчеты. М.: Финстатинформ, 1996. — 87с.
  96. В.В. Экономика и организация страхового дела. СПб.: СПбУЭФ, 1993 .-13 5с.
  97. С.Э. Личное страхование М., Финансы и статика, 1996- 96с.
  98. П. Экономика. Т. 1,2. М.: МГП «Алгон», 1992.
  99. С.Э. Личное страхование М., Финансы и статика, 1996- 96с.
  100. .Ю., Гарькуша В. Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 2000−3 84с.
  101. Словарь страховых терминов // под ред. Коломина Е. В., Шахова В. В. -М: Финансы и статистика, 1992.-336с.
  102. А.С., Кукущкин 0,0. Роль страховых организаций на фондовом рынке // Финансы. 2002. — № 1. — с. 49 — 53.
  103. М. Макроэкономический подход к страховой деятельности // Страховое дело. 2001. — № 5. — с. 10−12.
  104. Н. Иностранные инвестиции в российское страхование: новый взгляд на старую проблему // Инвестиции в России. 2000. — № 8. — с. 33−36.
  105. Ю.А., Дюжиков Е. Ф. Страхование: учебное пособие. М.: ИНФРА-м, 2004.-312с.
  106. Страхование от, А до Я Книга для страхователей /Под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной М. Инфра-М, 1996 г. -624с.
  107. Страховое дело: Учебник/Под ред. Рейтмана Л.И. М. Рост, 1992 г. -530с.
  108. В.А. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. М: Анкил, 1992 -103с.
  109. Ю.Н. Основы страхового бизнеса— М.: издательство «Альфа-Пресс», 2006.-472с.
  110. Т. Российские страховщики перед вызовами инвестиционных рисков // Страховое дело. 2001. — № 3. — с. 18−20.
  111. Финансовый менеджмент: Учебник / под ред. д.э.н., проф. A.M. Ковалевой. М.: ИНФРА — М, 2005. — 284с.
  112. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./ М. В. Романовский и др.: м.: Юрайт — Издат. 2002. — 543с.
  113. Фонд государственного страхования в СССР (проблемы формирования и использования). // Под ред. Плешкова А. П. -М.: Финансы, 1984,-182с.
  114. Д.Д. Финансовое управление в страховых компаниях М. Анкил, 1995. — с.263.
  115. JT.T. На пути к цивилизованным отношениям // Финансы 1994, № 2.
  116. Д.Д. Финансовое управление в страховых компаниях (перевод с англ.). М.: Издательский центр «Анкил», 1995.-264с.
  117. А.А. Страхование лизинговой деятельности // Страховое дело. 2002. — № 2. — с. 13−18.
  118. Г. В. Инвестирование страховых резервов // Кодекс инфо, 2000, № 8 (308).
  119. Г. В. Основные факторы формирования финансовых ресурсов страховой компании // Вестник СПбГУ, серия 5 -экономика, 2002, № 2.
  120. Г. В. Страховые резервы по краткосрочным видам страхования // Вестник СПбГУ, серия 5 экономика, 1996, вып.1.
  121. В. В. Страхование. М.: ЮНИТИ, 1997. — 312с.
  122. В.В. Страхование. Учебник, М.: «ЮНИТИ», 2000. — 311с.
  123. В.В. Введение в страхование: Учебное пособие М., Финансыи статистика, 2000.- 288с.
  124. В. Риски. Теоретический аспект // Финансы. 2000. — № 7. — с. 33−36.
  125. В. Зарождение страховой науки в России // Финансы. 2001. -№ 4. — с. 48 — 59.
  126. Д. Модель и задачи оценки параметров прогнозного страхового портфеля Страховое дело.-№ 4.-2000.-с.29−38.
  127. А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-431с.
  128. В.А., Плешков А. П. Еще раз о введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцевавтотранспортных средств // Финансы. 2002. — № 4. — с. 51 — 53.
  129. Шинкаренко И. Э Страхование ответственности: Справочник.
  130. Финансы и статистика, 1999.-352с.: ил.
  131. М. Страхование: история, действующее законодательство, перспективы. М.: «Наука», 1989. — 174с.
  132. И.Э. Страхование ответственности: Справочник. М.: Финансы и статистика, 1999. — 352с.
  133. В. Оплата медицинских услуг в европейских странах //Страховое дело. 1996. — № 8. — С. 32−36.
  134. Экологическое страхование. Вопросы теории и практики. — М., 1995. — 110 с.
  135. Экономика и организация медицинского страхования. Учебн. /Под ред. Т. Е. Гварлиони. —Хабаровск, 1995. — 278с.
  136. Экономика страхования и перестрахования. — М.: АНКИЛ, 1996. —224 с.
  137. Р., Тронин Ю. Концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности- Страховое дело.-№ 7−2000.—с. 1646.
  138. Р. Введение в продажу страхования, или как научиться продавать надежду. М.: Издательство «Анкил», 1999. — 136с.
  139. Р., Тронин Ю. Российское страхование: системный анализ понятий и методология финансового менеджмента. М.: Издательство «Анкил», 2000. — 447с.
  140. Р. Теория страхового фонда: попытка ретроспективного анализа // Страховое дело. 2002. — № 3. — с.30 — 41.
  141. И. О проблеме регулирования страхования в России // Страховое дело. 2000. — № 9. — с. 24 — 30.
  142. И. Системный подход к определению понятия «национальная система страхования».- Страховое дело.-№ 8.-2000.-с.4−13.
  143. Л.А. Финансовый менечмент страховщика. М., 2001.
  144. С.Ю. Организация социальной защиты населения как системы управления социальными рисками // Страховое дело. 2001. -№ 8. -0,5 п.л.
  145. С.Ю. Финансовый механизм социального страхования // Страховое дело. 2001. -№ 10. — 0,5 п.л.
  146. С.Ю. Система обязательного медицинского страхования: проблемы организации и финансирования // Регион. 2000. — № 1−2. -0,5 п.л.
  147. С.Ю. Государственное социальное обеспечение и социальное образование населения // Материалы международной конференции «Образование взрослых в поликультурном мегаполисе» 30 мая-3 июня 1999 г. СПб., 1999. — 0,5 п.л.
Заполнить форму текущей работой