Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование бухгалтерского учета

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По налогу на прибыль ярким примером налогового учета является работа, проводимая бухгалтерами для составления приложения № 4 к Инструкции МНС России от 15.07.2000 № 62 «Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли». В этой справке осуществлялась корректировка бухгалтерской отчетной прибыли для определения… Читать ещё >

Правовое регулирование бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета
  • 2. Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета
  • 3. Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета
  • 4. Налоговый учет
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Осуществляя деятельность в условиях действия принципов рыночной экономики, предприятия, в целях избежания поражения в конкурентной борьбе, банкротства и дальнейшей ликвидации, вынуждены использовать имеющиеся у них экономические ресурсы с максимальной рациональностью. При принятии управленческих решений руководящему звену необходимо проводить глубокий анализ целесообразности покупки средств производства, внедрения и выпуска определенного вида продукции, сопоставлять понесенные затраты с полученной прибылью. Основным источником получения данных, необходимых для достижения вышеуказанных целей, является бухгалтерский учет. Он не только отражает результаты хозяйственной деятельности, но и непосредственно воздействует на нее, являясь важнейшим средством постоянного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, финансовых средств, за правильностью их использования. Важность бухгалтерского учета требует четкого и полного правового регулирования. Вследствие этого рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета достаточно актуально на сегодняшний день.

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета.

1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета

Правовое регулирование бухгалтерского учета — это процесс воздействия государства на общественные отношения в области бухгалтерского учета с помощью юридических норм (норм права). Правовое регулирование основывается на предмете и методе правового регулирования.

Метод правового регулирования — способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:

свойственны только государству в лице его органов;

касаются только юридических норм;

обеспечиваются государственным принуждением.

Методы правового регулирования бухгалтерского учета подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивный метод правового регулирования бухгалтерского учета — способ властного воздействия на участника общественных отношений в области бухгалтерского учета, урегулированных нормами права.

Диспозитивный метод правового регулирования бухгалтерского учета — способ регулирования отношений между участниками бухгалтерского учета, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Диспозитивный метод бухгалтерского учета включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер;

предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Предмет правового регулирования — форма общественных отношений в области бухгалтерского учета, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из 129 Федерального закона от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Важнейшая задача правового регулирования бухгалтерского учета — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, которая необходима в партнерских отношениях в рыночной экономике.

Эта задача выполняется в двух направлениях, включающих централизованное регулирование и самостоятельность организаций в оперативном осуществлении бухгалтерского учета.

Необходимость установления централизации в ведении бухгалтерского учета достигается тем, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации.

Методология учета, обеспечивающая его единообразие, разрабатывается органами государственного управления, наделенными соответствующей компетенцией. Координация этой деятельности возлагается на Министерство финансов РФ.

2. Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета

На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень — законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете являются Федеральные законы «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. и «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г. К законодательству о бухгалтерском учете относятся также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время действуют следующие Положения:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г.;

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N° 2н;

5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

8. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 65н;

9. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 57н;

10. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N° 32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н, с изменениями от 30 марта 2001 г.;

правовое регулирование бухгалтерский учет

13. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н;

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N° 91н;

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2001, утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

Необходимость Положений заключается в детализации правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета.

Третий уровень системы — методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня — План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.

Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику.

Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.

3. Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета

В настоящее время основу правового регулирования бухгалтерского учета определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который вступил в силу 28 ноября 1996 г. Этот Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. На его основе принимаются другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу этого закона, действуют в части, не противоречащей ему. Частично сохраняет силу Положение о бухгалтерском учете и отчетности Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов № 170 в 1994 г.

Бухгалтерский учет по всех организациях, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, а также в филиалах и представительствах иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, осуществляется на основании Федерального закона о бухгалтерском учете.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в интересах налогообложения в порядке, установленным налоговым законодательством. Применение правил бухгалтерского учета является обязанностью всех организаций. Уклонение от их выполнения признается нарушением закона.

Неприменение этих правил в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности, должно иметь обоснование, которое включается обязательно в пояснительную записку, входящую в годовую бухгалтерскую отчетность.

С учетом законодательства о бухгалтерском учете регулируются различные правоотношения: а) между юридическими лицами — имущественно самостоятельными организациями; б) между юридическим лицом — организацией и ее должностным лицом — руководителем или главным бухгалтером; в) между юридическими лицами — хозяйствующими субъектами и соответствующими органами государственного контроля, призванными обеспечивать соблюдение законности в области распоряжения имуществом, выполнения обязательств по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В правоотношениях между юридическими лицами, которые основаны на гражданских договорах купли-продажи, подряда, поставки и других, необходимое условие — наличие имущества, являющегося предметом сделки, которая всегда имеет соответствующее денежное выражение и отражается на балансе продавца. Это всегда можно проверить при заключении сделки. Одновременно на расчетном (текущем) счете контрагента должны быть отражены соответствующие денежные средства, служащие средством расчета по заключенной сделке.

Правильная постановка бухгалтерского учета, достоверно отражающего реальное имущественное положение хозяйствующего субъекта, гарантирует предотвращение возникновения убытков для партнеров по обязательствам, возникающим на основе гражданского договора.

В ряде случаев это находит прямое отражение в ГК РФ. Так, по договору продажи предприятия как имущественного комплекса его состав и стоимость определяются на основе полной инвентаризации, проводимой в соответствии с уставными правилами такой инвентаризации. До подписания этого договора должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав имущества предприятия.

В качестве основной задачи бухгалтерского учета закон указывает на необходимость формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении для внутренних пользователей бухгалтерской отчетности — руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации.

Данные бухгалтерского учета используются для принятия управленческих решений руководителями предприятий, акционерами и другими собственниками.

Правоотношения, складывающиеся внутри хозяйственной организации по поводу ответственности за ведение бухгалтерского учета, регулируются нормами трудового и административного законодательства. Эти отношения главным образом связаны с функциями главного бухгалтера.

Главный бухгалтер возглавляет организацию бухгалтерского учета на предприятиях. При отсутствии в штате этой должности такой службой руководит бухгалтер. Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Он несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает законность осуществляемых организацией хозяйственных операций, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Данные бухгалтерского учета и отчетности служат объектами правоотношений между юридическими лицами и органами государственного контроля, а также структурами аудиторской службы. Эти отношения строятся на основании норм административного права и гражданского права.

Организация бухгалтерского учета в отдельных организациях в зависимости от объема учетной работы может быть различна. В крупных организациях бухгалтерская служба создается как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Бухгалтерская отчетность в этих организациях подписывается руководителем организации и главным бухгалтером (бухгалтером).

В небольших организациях либо вводится в штат должность бухгалтера, либо передается на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Руководители этих организаций, а также бухгалтер-специалист подписывают бухгалтерскую отчетность вместе с руководителем организации.

Руководитель организации, обладающий соответствующей квалификацией, может вести бухгалтерский учет лично.

Во всех случаях принятая структура утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Закон устанавливает требование стабильности принятой организацией учетной политики. Изменение учетной политики может производиться только по основаниям, предусмотренным законом. К ним относятся: изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. При этом в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета закреплены законом. Этим достигается требование единообразия ведения бухгалтерского учета, что в свою очередь дает возможность сопоставления необходимых данных.

К таким требованиям закон относит обязательность отражения в бухгалтерском учете и отчетности имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка России на дату совершения операции. Законом установлены основные способы и методы оценки имущества, приобретенного и произведенного самой организацией, а также начисление амортизации основных средств и нематериальных активов независимо от результатов хозяйственной деятельности в отчетном периоде.

Другим требованием, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета, является его непрерывность. Он ведется юридическим лицом с момента его регистрации до реорганизации или ликвидации в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством. Системность бухгалтерского учета обеспечивается установленным законом требованием своевременной и полной регистрации всех хозяйственных операций без каких-либо пропусков и изъятий, что осуществляется двойной записью на корреспондирующихся счетах, включенных в — рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Нарушение этих требований обесценивает необходимую информацию и может быть предпосылкой для корыстных злоупотреблений в ущерб контрагенту или интересам государства.

Закон дает характеристики содержания отдельных документов и операций, используемых в бухгалтерском учете, определяя исчерпывающим образом их признаки, что служит правовым основанием для оценки их правомерности.

Это относится к содержанию первичных учетных документов, которые служат оправдательными документами при проведении хозяйственных операций. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых отсутствует, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Предусмотрены сроки составления первичных документов, порядок внесения в них исправлений, а также ответственность лиц, проводивших операции и подписавших документы.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с действующим законодательством. Главный бухгалтер или другое должностное лицо вправе с разрешения и в присутствии органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Также определены правила ведения регистров бухгалтерского учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. В целях контроля установлена обязательность хронологической последовательности отражения хозяйственных операций в регистре бухгалтерского учета, а также их группировка по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистре бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. В обязанности этих лиц закон вменяет обеспечение защиты регистров от несанкционированных исправлений, порядок которых также предусмотрен законом.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, за ее 1 разглашение лица, получившие доступ к этой информации, несут ответственность, установленную Гражданским кодексом в 1 форме возмещения убытков (ст. 139 ГК РФ) и Уголовным кодексом (ст. 183 УК РФ).

Законодательно закреплены также требования, предъявляемые к инвентаризации имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация выявляет достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Это определяет значение неукоснительности установленных законом правил о порядке, сроках ее проведения, а также регулирования расхождений между фактическим наличием имущества, определенным в итоге инвентаризации и данными бухгалтерского учета, ответственности виновных лиц в причиненных убытках.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации. Однако в некоторых случаях закон требует ее обязательного проведения: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц и в других предусмотренных законом случаях. Уклонение от проведения обязательных инвентаризаций является грубым нарушением законодательства со всеми вытекающими последствиями.

Выявленная в ходе инвентаризации недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли должна относиться на счет виновных лиц. И только в случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а в бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

Порядок уточнения расхождений в суммах расчетов и обязательств, выявленных при инвентаризации, не определен законом. Их регулирование вытекает лишь из толкования соответствующих норм, предусмотренных законодателем.

Бухгалтерская отчетность, которую обязаны составлять все организации, регулируется законодательно по ее составу, срокам и адресам ее представления, а также публичности бухгалтерской отчетности. Формы бухгалтерской отчетности, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ.

Важной гарантией достоверности бухгалтерской отчетности является включение в качестве обязательной ее составной части полного текста аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, подлежащей обязательному аудиту в соответствии с федеральным законодательством.

Каждая организация, обязанная вести бухгалтерский учет, представляет годовую бухгалтерскую отчетность участникам организации, акционерам, иным собственникам ее имущества в соответствии с учредительными документами, а также территориальным органам государственной статистики по месту ее регистрации. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Так, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» утверждение годовой отчетности относится к компетенции общего собрания акционеров.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют свои отчеты органам, управляющим государственным имуществом.

Важным требованием закона, обеспечивающим возможность контроля, является публичность бухгалтерской отчетности, которая обеспечивается обязанностью организаций публиковать в газетах, журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространением среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также ее передачей территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Для различных организаций установлены различные периоды (год или квартал), за которые должна публиковаться бухгалтерская отчетность. Так, Законом «Об акционерных обществах» в ст. 92 установлена обязанность открытого общества ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

4. Налоговый учет

Налоговым учетом является совокупность всех действий бухгалтера, связанных с налогообложением (составление налоговых деклараций, выписка счетов-фактур по НДС, ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж и т. д.).

По налогу на прибыль ярким примером налогового учета является работа, проводимая бухгалтерами для составления приложения № 4 к Инструкции МНС России от 15.07.2000 № 62 «Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли». В этой справке осуществлялась корректировка бухгалтерской отчетной прибыли для определения налогооблагаемой прибыли. Для составления этой справки организации должны вести отдельный учет расходов и доходов, учитываемых и не учитываемых при налогообложении прибыли, сумм превышения фактических расходов над установленными нормативами и т. п. Только раньше все эти процедуры не назывались налоговым учетом. Поэтому говорить о налоговом учете как о чем-то совершенно новом не приходится. Единственным новшеством является необходимость особого ведения налогового учета в обязательном порядке.

Налоговый учет — это система обобщения информации о доходах и расходах для определения налоговой базы по прибыли на основе данных первичных документов.

Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением руководителя).

Данные налогового учета должны отражать:

порядок формирования сумм доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

первичные учетные документы (в т. ч. справки бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации сгруппированных данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерение операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в т. ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых магнитных носителях.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных разрабатываются организациями самостоятельно и устанавливаются приложениями к приказу (распоряжению) руководителя об учетной политике для целей налогообложения.

Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибок в регистрах налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью лица, вносящего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Налоговый учет возможно организовать так:

1. Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности осуществляются в обычном порядке работники бухгалтерской службы, а налоговый учет — работники службы, специально созданной для этой цели.

Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов:

Во-первых, создание специальной налоговой службы в большинстве случаев приведет к росту общего числа работников, занимающихся учетом (как бухгалтерским, так и налоговым). Кроме того, не все организации могут позволить себе создание вышеуказанной службы.

Во-вторых, по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах, поскольку показатели многих видов доходов и расходов, используемых при расчете налоговой базы, будут формироваться одинаково как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

В-третьих, для руководителей организаций цель бухгалтерского учета значительно снизится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии.

2. Налоговый учет ведется без разработки конкретных форм аналитических регистров, которые будут отличаться в разных организациях в зависимости от условий хозяйственной деятельности (организационно-правовой формы, предмета и региона деятельности, видов заключаемых договоров и др.).

Заключение

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Что касается реформирования системы отечественного бухгалтерского учета, то в ее основе должно лежать, прежде всего, принятие нового Федерального закона «О бухгалтерском учете». Действующий закон, принятый в сложный переходный период, в целом свою миссию выполнил, заложив концептуальные основы правового регулирования в данной сфере. Однако, с течением времени, он все же устарел, ярче проявились имеющиеся пробелы и противоречия. Новый закон должен быть призван определить конкретную цель бухгалтерского учета, его основополагающие принципы, разделить сферу компетенции в области ведения бухгалтерского учета между государством, негосударственными структурами и самими организациями. Ведь установление простых и понятных, но вместе с тем четких и однозначных правил в области бухгалтерского учета будет способствовать росту количества инвестиций, что благоприятным образом отразиться на состоянии экономики страны.

Нормативно-правовые акты:

1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 3 ноября 2006 г.)

Учебная литература:

2. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета, 6-е изд., доп. и перераб. — М: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2008

3. Белов А. А., Белов А. Н. Бухгалтерский учет. Теория и практика: Учебник. — М.: Изд-во «Эксмо», 2009.

4. Каморджанова Н. А., Карташова И. В., Тимофеева М. В. Бухгалтерский финансовый учет. — СПб: Питер, 2009.

5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник — М: Инфра — М, 2009

6. Хаханова Н. Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия «Учебники Феникса», Ростов н/Д: «Феникс», 2009

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой