Организация деятельности Федеральной Службы судебных приставов России и территориальных органов на примере Управления ФССП по Ямало-Ненецкому автономному о
Структура, компетенция и задачи Федеральной службы судебных приставов РФ определены в Положении о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» ;Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета от 19 октября 2004… Читать ещё >
Организация деятельности Федеральной Службы судебных приставов России и территориальных органов на примере Управления ФССП по Ямало-Ненецкому автономному о (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Правовые основы организации и деятельности Федеральной Службы судебных приставов и её территориальных органов
- 1.1 Организация деятельности ФССП на федеральном уровне
- 1.2 Организация деятельности территориального органа ФССП России
- 2. Совершенствование организации деятельности ФССП России и её территориальных органов
- 2.1 Оценка деятельности руководителей в управлении территориальным органом ФССП России
- 2.2 Механизмы внутреннего контроля в управлении территориальным органом ФССП России
- 2.3 Принципы эффективности руководства в ФССП
- 2.4 Соблюдение прав граждан и организаций как основа для эффективной организации деятельности судебных приставовисполнителей
- 3. Проблемы организации деятельности территориальных органов ФССП и пути их решения на примере Управления ФССП по Ямало-Ненецкому автономному округу
- Заключение
- Список литературы
- Введение
- Актуальность исследования
- Сегодня одной из основных проблем правоприменения в Российской Федерации становится реальное выполнение актов юрисдикционных органов. По статистическим данным, на 2008 г. фактическим исполнением были окончены всего 55% исполнительных производств, находящихся на исполнении в Федеральной службе судебных приставов РФ. Основные показатели деятельности судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП России за 12 месяцев 2008 г То есть интересы значительного числа российских граждан и организаций так и остались незащищенными. Это является прямым нарушением предписаний ст. ст. 2, 45, 46 Конституции РФ и ведет к еще большему недоверию россиян к органам государственной власти. Проблемы исполнительного производства имеют социально-экономический, правовой и даже культурный характер, однако немаловажную роль в их усугублении играет сложившаяся в России модель организации принудительного исполнения. ФССП, являясь единственным органом принудительного исполнения, явно не справляется с таким объемом исполнительных производств (в 2008 г. средняя нагрузка на судебного пристава-исполнителя составила 1452 исполнительных производства).
- О проблемах в рассматриваемой области общественных отношений также говорят имеющиеся факты волокиты, допускаемые судебными приставами, нежелание мобильно, эффективно и добросовестно относиться к своим должностным обязанностям, что влечет нарушения прав взыскателей-граждан и организаций и подтверждается данными о совершении судебными приставами должностных проступков и правонарушений, большим количеством жалоб на их действия (бездействие) в судебном порядке, включая Европейский суд по правам человека, а также в порядке подчиненности.
- Например, в 2008 году в ФССП России зарегистрировано около 111 случаев грубого нарушения должностных обязанностей гражданскими служащими категории «специалисты», 186 случаев привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, 135 из которых связано с исполнением служебных обязанностей. Среди таких преступлений: взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, служебный подлог и другие.
- Только в 2008 году в ФССП России поступило более 200 тыс. обращений граждан, более половины из которых (118 тыс., или 59%) составляют обращения, направленные непосредственно в структурные подразделения территориальных органов ФССП России, и среди которых преимущественно жалобы на неисполнение либо ненадлежащее исполнение решений судов о взыскании денежных средств, о возмещении ущерба, о взыскании алиментов, по трудовым и жилищным спорам. Следует отметить, что около 2 тыс. (примерно 1%) жалоб взыскателей на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей поступают к Президенту РФ, столько же — в Министерство юстиции РФ, к главному судебному приставу РФ — более 12 тыс. (6%), к главным судебным приставам субъектов РФ — около 70 тыс. (35%). Из них повторных жалоб — больше 10 тыс. (около 5%). При этом анализ показывает, что нарушаются права не только граждан и организаций-взыскателей, но и должников, как правило, при аресте имущества, ненадлежащем извещении о совершении исполнительных действий и т. д. 75 тыс. граждан и представителей организаций приходят жаловаться на действия (бездействие) судебных приставов на личном приеме главных судебных приставов субъектов РФ и старших судебных приставов.
- Вмешательство вышестоящих органов и должностных лиц ФССП России в деятельность судебных приставов, проводимые органами прокуратуры проверки нередко позволяют исправить допущенные в работе последних недостатки, не допустить новых нарушений прав граждан и организаций в рамках исполнительного производства. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации констатирует, что «набивший оскомину вопрос о том, что мешает судебным приставам исполнять свои обязанности, не дожидаясь вмешательства вышестоящих органов, по-прежнему остается без ответа». Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // РГ. 17.04.2009. № 68 (4892). С. 14.
- В 2008 году около 28 тыс. исковых требований граждан и организаций на общую сумму более 11 млрд руб. в связи с действиями (бездействием) судебных приставов подано в российские суды, из них более 20 тыс. исковых требований на сумму около 9 млрд руб. — в суды общей юрисдикции, около 7 тыс. исковых требований на сумму более 2 млрд руб. — в арбитражные суды. Более 7% таких требований российскими судами удовлетворено, по остальным — граждане и организации ждут решений.
- В полной мере указанные проблемы относятся и к Управлению ФССП по Ямало-Ненецкому автономному округу.
- Так, в 2008 году количество обращений по сравнению с 2007 годом в управлениях ФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу увеличилось в 4,4 раза. Информационно-аналитический обзор по работе с обращениями граждан и представителей организаций в Федеральной службе судебных приставов за 2008 год // www.fssprus.ru (Официальный сайт ФССП России).
Наибольшее количество обращений было рассмотрено с нарушением срока Так, в 2008 году с нарушением срока в управлениях ФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу — 2,9% от общего количества (в 2007 году — 4,6%).
Таким образом, в данном территориальном органе ФССП России сохранилась негативная тенденция нарушения сроков рассмотрения обращений.
Исходя из вышеизложенного существенное значение для реализации федеральной службы судебных приставов России своих функций, приобретает совершенствование организации их деятельности, поиск и обоснование наиболее оптимальных путей организации её деятельности.
Наиболее кардинальной представляется модернизация такой специфической сферы деятельности органов государственной власти, как организация и исполнение судебных решений, а также иных юрисдикционных актов, реализуемых службой судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации.
Актуальность рассмотрения вопросов совершенствования организации деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на данном этапе социальных реформ.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретико-методологическая и методическая разработанность предопределили тему настоящего исследования: «Совершенствование организации деятельности ФССП по Ямало-Ненецкому автономному округу».
Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие в сфере организации деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Предметом исследования являются нормы отечественного законодательства, регулирующие принципы и особенности организации деятельности территориальных органов ФССП, а также практика их применения.
Целями и задачами исследования являются исследование особенностей организации деятельности ФССП России и территориальных органов ФССП, разработка предложений по совершенствованию организации деятельности службы судебных приставов на примере Управления ФССП по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
- — Рассмотреть правовые основы организации деятельности ФССП на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ
- — Исследовать подходы к оценке деятельности руководителей в управлении территориальным органом ФССП России
- — Проанализировать механизмы внутреннего контроля в управлении территориальным органом ФССП России
- — Обосновать принципы эффективного руководства в Федеральной службе судебных приставов
- — Обосновать актуальность соблюдения прав граждан и организаций для повышения эффективной организации деятельности судебных приставовисполнителей
- — Выявить проблемы организации деятельности территориальных органов ФССП на примере Управления ФССП по Ямало-Ненецкому автономному округу
- — Разработать предложения по совершенствованию организации деятельности Управления ФССП по Ямало-Ненецкому автономному округу
- Методологическую основу исследования составляют научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, лингвистический.
- Их применение позволило автору проанализировать особенности организации деятельности территориальных органов ФССП и предложить пути её совершенствования.
- Эмпирическую базу исследования составили: показатели деятельности судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, статистические данные, анализ практической деятельности Федеральной службы судебных приставов, контент-анализ прессы.
- Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые на современном этапе развития России комплексно исследованы подходы к совершенствованию организации деятельности территориальных органов ФССП. В исследовании сформулированы и обоснованы теоретические положения, выводы, предложения, рекомендации по совершенствованию организации деятельности территориальных органов ФССП РФ.
- Теоретическое значение исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших научных исследований в этой области, преподавания учебных курсов по государственному управлению, исполнительному производству, методических разработок, применяемых при составлении учебных программ для подготовки специалистов в системе судебных приставов.
- Практическое значение исследования состоит в том, что данные работы могут быть использованы на практике в Службе судебных приставов при разработке должностных инструкций и методических рекомендаций для практического применения, а также в нормотворческой деятельности, направленной на совершенствование организации деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов,
- Сформулированные в работе выводы и предложения могут создать определенную теоретико-методологическую базу нормотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего организацию деятельности данной службы.
- Структура работы определяется ее содержанием и состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Основные выводы и предложения представлены в заключении.
- 1. Правовые основы организации и деятельности Федеральной Службы судебных приставов и её территориальных органов
- 1.1 Организация деятельности ФССП на федеральном уровне
- Смена политического режима в начале 90-х годов диктовала необходимость кардинальных изменений как федерального, так и регионального законодательства в целях упорядочения общественных отношений. Федеральными законами «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 21 июня 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве. «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, № 30, ст. 3591 (Документ утратил силу с 1 февраля 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ) и «О судебных приставах», Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, № 30, ст. 3590. принятыми в 1997 г., судебные исполнители, состоявшие при судах и работавшие непосредственно под руководством председателя суда, были заменены Службой судебных приставов. Таким образом, полномочия по обеспечению принудительного исполнения стали осуществляться органами исполнительной, а не судебной власти.
- Структура, компетенция и задачи Федеральной службы судебных приставов РФ определены в Положении о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» ;Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета от 19 октября 2004. в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. № 69. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 187 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета от 10 декабря 2004.
- ФССП РФ подведомственна Министерству юстиции России. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере ее деятельности.
- Служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по исполнению судебных актов и актов других органов, а также по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
- Основными задачами ФССП России являются:
- 1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- 2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;
- 3) управление территориальными органами ФССП России.
- ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России.
- ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
- ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
- ФССП России имеет следующую структуру:
- — Управление организации исполнительного производства;
- — Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов;
- — Организационно-контрольное управление;
- — Правовое управление;
- — Управление организации работы по реализации имущества должников;
- — Управление организации дознания и административной практики;
- — Управление делопроизводства;
- — Управление делами;
- — Управление государственной службы и кадров.
- ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы:
- — Управления ФССП России;
- — отделы.
- Структурные подразделения территориальных органов ФССП РФ составляют:
- — районные отделы;
- — межрайонные отделы;
- — специализированные отделы.
- ФССП РФ возглавляет директор — главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Главный судебный пристав РФ осуществляет руководство деятельностью ФССП России; издает приказы, указания, распоряжения, касающиеся этой деятельности; устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов; осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение ФССП РФ; рассматривает жалобы на действия судебных приставов.
- Территориальный орган ФССП России возглавляет главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России по предложению главного судебного пристава РФ.
- В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
- Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей.
- В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
- — принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
- — предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
- — рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
- — обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
- Судебный пристав-исполнитель имеет право:
- — получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
- — проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- — давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- — входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
- — арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- — налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
- — использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
- — в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
- — объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
- — вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
- — совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.
- Порядок организации и деятельности службы судебных приставов устанавливаются также ФЗ «О судебных приставах». Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.11.2009 № 267-ФЗ) «О судебных приставах» // Российская газета от 27.11.2009.
- Полномочия судебных приставов-исполнителей могут быть закреплены и другими федеральными законами.
- 1.2 Организация деятельности территориального органа ФССП России
- Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта РФ.
- Территории субъектов РФ, на которых действуют территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, и местонахождение территориальных органов Федеральной службы судебных приставов определяются Минюстом России.
- Управление территориальным органом Федеральной службы судебных приставов и контроль за его деятельностью осуществляет центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов, подведомственной Министерству юстиции РФ.
- Основными задачами территориального органа ФССП России являются:
- 1) обеспечение установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ;
- 2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве (далее — акты других органов);
- 3) управление районными, межрайонными и специализированными отделами.
- Территориальный орган ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ, правовыми актами ФССП России.
- Территориальный орган ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
- Территориальный орган ФССП России осуществляет следующие полномочия:
- 1) обеспечивает в соответствии с законодательством РФ:
- установленный порядок деятельности судов;
- осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
- применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;
- проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
- 2) организует в соответствии с законодательством РФ:
- хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
- розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);
- участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
- участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
- 3) руководит деятельностью структурных подразделений территориального органа ФССП России, осуществляет контроль их деятельности;
- 4) проводит анализ деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России и разрабатывает меры по ее совершенствованию;
- 5) создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства;
- 6) обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в центральный аппарат ФССП России предложения по его совершенствованию;
- 7) проводит в установленном законодательством РФ порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд территориального органа ФССП России, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
- 8) осуществляет функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования деятельности территориального органа ФССП России, а также на реализацию возложенных на него функций;
- 9) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы территориального органа ФССП России в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
- 10) осуществляет кадровое обеспечение аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России, организует первоначальную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;
- 11) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, в том числе меры, направленные на охрану жизни и здоровья судебных приставов, их имущества от преступных посягательств, связанных с их служебной деятельностью;
- 12) осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;
- 13) осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в территориальном органе ФССП России в порядке, установленном законодательством РФ;
- 14) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
- 15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством РФ срок;
- 16) осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориального органа ФССП России, организует делопроизводство в аппарате управления и структурных подразделениях территориального органа ФССП России;
- 17) взаимодействует по согласованию с руководством ФССП России и в установленном ФССП России порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к деятельности территориального органа ФССП России;
- 18) обеспечивает функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности, осуществляет справочно-информационное сопровождение деятельности структурных подразделений территориального органа ФССП России;
- 19) организует работу по информированию населения о деятельности территориального органа ФССП России во взаимодействии с органами государственной власти субъектов РФ, участвует в правовом просвещении граждан; взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам реализации государственной политики в сфере исполнения судебных актов и актов других органов;
- 20) представляет интересы территориального органа, а также в соответствии с предоставленными полномочиями ФССП России в судебных процессах оказывает практическую помощь структурным подразделениям территориального органа ФССП России в подготовке к судебным процессам по жалобам на действия (бездействие) судебных приставов, при необходимости обеспечивает участие в них государственных служащих аппарата управления территориального органа ФССП России;
- 21) обобщает и анализирует статистические и иные информационные материалы о деятельности территориального органа ФССП России и его структурных подразделений;
- 22) составляет проекты смет доходов и расходов на содержание аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России на основании штатной численности государственных служащих и работников, утвержденной Приказом ФССП России, обеспечивает целевое расходование денежных средств;
- 23) организует и ведет бухгалтерский учет исполнения сметы расходов, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность территориального органа ФССП России, представляет ее в установленные сроки в центральный аппарат ФССП России и определенные законодательством уполномоченные органы;
- 24) составляет проекты планов и обоснование потребности территориального органа ФССП России в капитальных вложениях, топливно-энергетических, материально-технических ресурсах, автотранспорте, организует работу по эффективному использованию материально-технических ресурсов и сохранности имущества, по улучшению условий труда, материального и социально-бытового обеспечения государственных служащих и работников аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;
- 25) взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов РФ по совместному выполнению задач, вытекающих из установленных законодательством РФ полномочий органов исполнительной власти, в том числе связанных с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;
- 26) рассматривает запросы высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и информирует их о принятых решениях;
- 27) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ и правовыми актами ФССП России.
- Территориальный орган ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:
- 1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимые для реализации своих полномочий, а также сведения о принятых решениях;
- 2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
- 3) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов территориального органа ФССП России, а также жилищное строительство;
- 4) заключать гражданско-правовые договоры;
- 5) направлять информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъектов РФ для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- 6) направлять высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также по согласованию с директором Федеральной службы судебных приставов информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности.
- В территориальный орган ФССП России входят:
- аппарат управления территориального органа ФССП России;
- структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов — старшими судебными приставами.
- Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель — главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению директора ФССП России — главного судебного пристава РФ, если иной порядок не установлен законодательством РФ.
- Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган ФССП России задач.
- Руководитель имеет заместителей руководителя территориального органа ФССП России — заместителей главного судебного пристава субъекта РФ, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом ФССП России по согласованию с Министром юстиции РФ.
- Количество заместителей руководителя устанавливается приказом ФССП России.
- Руководитель:
- 1) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц территориального органа ФССП России по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции территориального органа ФССП России;
- 2) организует работу аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделений;
- 3) вносит (представляет) директору ФССП России — главному судебному приставу РФ:
- проект структуры и штатного расписания территориального органа ФССП России;
- предложения о предельной численности и фонде оплаты труда государственных служащих и работников территориального органа ФССП России;
- предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя территориального органа ФССП России — заместителей главного судебного пристава субъекта РФ;
- полугодовой план и основные показатели деятельности территориального органа ФССП России, а также отчет об исполнении плана;
- предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования территориального органа ФССП России;
- проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
- предложения о представлении к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами РФ и ведомственными наградами государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, а также лиц, оказывающих содействие территориальному органу ФССП России в решении возложенных на него задач;
- 4) утверждает:
- положения о подразделениях аппарата управления территориального органа ФССП России и структурных подразделениях территориального органа ФССП России, должностные инструкции;
- состав аттестационной комиссии территориального органа ФССП России;
- состав и порядок работы оперативного совещания руководителей территориального органа ФССП России;
- служебный распорядок;
- регламент работы аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России;
- 5) организует в соответствии с законодательством РФ производство дознания по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;
- 6) обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством РФ исполнительное производство, возбужденное в отношении одного и того же должника в различных структурных подразделениях территориального органа ФССП России;
- 7) назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих и работников территориального органа ФССП России, организует их профессиональную и специальную подготовку и стажировку;
- 8) решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе и трудовым законодательством РФ вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе ФССП России;
- 9) издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты (приказы и распоряжения) по вопросам организации деятельности территориального органа ФССП России, обязательные для исполнения всеми его государственными служащими и работниками;
- 10) отменяет противоречащие Конституции РФ, законодательным и иным нормативным правовым актам РФ решения начальников структурных подразделений территориального органа ФССП России, если иной порядок не установлен законодательством РФ;
- 11) представляет в установленном порядке территориальный орган ФССП России в органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях;
- 12) устанавливает государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России в соответствии с действующим законодательством РФ надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа ФССП России;
- 13) решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством РФ, вопросы о присвоении классных чинов государственным служащим территориального органа ФССП России;
- 14) обеспечивает мероприятия по проведению аттестации государственных служащих территориального органа ФССП России, участвует в работе аттестационной комиссии;
- 15) в пределах полномочий создает кадровый резерв для замещения должностей в территориальном органе ФССП России;
- 16) применяет к государственным служащим и работникам территориального органа ФССП России меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
- 17) организует выполнение нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ, приказов и распоряжений ФССП России;
- 18) заключает договоры и соглашения по вопросам основной деятельности территориального органа ФССП России, финансово-хозяйственные договоры;
- 19) распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на содержание территориального органа ФССП России;
- 20) осуществляет иные полномочия, вытекающие из задач территориального органа ФССП России;
- 21) приглашает руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов РФ для участия в работе совещаний, комиссий и рабочих групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения;
- 22) принимает участие (направляет уполномоченных им лиц) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов РФ, а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов РФ, коллегий органов исполнительной власти субъектов РФ, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами.
- 10. Финансирование территориального органа ФССП России осуществляется ФССП России за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
- 11. Территориальный орган ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.
- Таким образом, правовые основы организации деятельности, структура, компетенция и задачи Федеральной службы судебных приставов РФ в настоящее время закреплены в Положении о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»; в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. № 69 и др. правовых актах РФ.
- 2. Совершенствование организации деятельности ФССП России и её территориальных органов
- 2.1 Оценка деятельности руководителей в управлении территориальным органом ФССП России
- Оценка деятельности руководителей в сфере государственного управления является важным вопросом и на практике, и в теории. В Федеральной службе судебных приставов России оценка уровня управленческого профессионализма руководителей относится к числу актуальных проблем организационного и методического руководства деятельностью территориальных органов. Оценивать необходимо работу не только главных судебных приставов субъектов Федерации, но и руководителей среднего и низового звена: старших судебных приставов, руководителей структурных подразделений.
- Особую значимость оценка эффективности деятельности руководителей приобретает в свете реализации Концепции административной реформы в РФ в 2006;2008 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 № 219) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006;2010 годах» // Собрание законодательства РФ от 23.03.2009. в которой делается акцент на управление по результатам и повышение персональной ответственности руководителя.
- В общем случае, ориентированная на результат система оценки деятельности руководителей — эффективный инструмент, который обеспечивает динамическую связь между:
- — целями каждого структурного подразделения и территориального органа в целом;
- — результатами деятельности подразделения и трудом руководителя;
- — развитием каждого руководителя и руководящего состава в целом.
- В качестве целей оценки работы руководителей территориального органа ФССП России могут быть выделены следующие:
- — стимулировать каждого руководителя к более четкому ориентиру на результат;
- — обеспечить каждого руководителя точкой отсчета для систематического и непрерывного развития — личного и профессионального;
- — определение вклада каждого руководителя в результаты деятельности возглавляемого подразделения;
- — получить объективные данные для:
- 1) определения размеров вознаграждения по результатам;
- 2) представления к очередному (внеочередному) званию;
- 3) направления на повышение квалификации;
- 4) зачисления в резерв на повышение по службе;
- — определение основы для: проведения аттестации; составления планов управления персоналом на уровне структурных подразделений и территориального органа ФССП в целом;
- — разработка стандартов управленческой деятельности и др.
- Сейчас оценка деятельности руководителей в ФССП России специально не производится и, как правило, включает в себя параметры и критерии оценки работы подчиненного структурного подразделения. Однако, по нашему мнению, это узкий подход и отождествление деятельности руководителя и возглавляемого им подразделения не дает точной оценки управленческой работы.
- Оценка деятельности руководителей в ФССП может производиться по пяти уровням: См.: Головин В. В., Калганова Л. А. Повышение эффективности государственного управления / Под ред. Н. А. Винниченко. М., 2005. С. 636−639;
- 1) оценка уровня квалификации и развития руководителя;
- 2) результат работы возглавляемого им подразделения;
- 3) оценка уровня управленческого профессионализма;
- 4) оценка уровня управления персоналом;
- 5) оценка уровня междепартаментского управления.
- Оценка уровня квалификации и развития руководителя определяется по следующим показателям: классный чин; стаж работы в ФССП России, правоохранительных органах; наличие государственных наград и знаков отличия; наличие ученой степени; наличие второго высшего образования; образование (специальные знания) в управлении; соответствие уровня квалификации исполнению должностных обязанностей; личные качества (качества лидера в коллективе, ответственность, состояние здоровья, работоспособность, потенциал обучаемости в сфере управления, дисциплинированность, активность, контроль своего поведения, уравновешенность, контроль ситуации, коммуникативность и др.
- Оценка руководителя по результатам работы возглавляемого подразделения — основа оценки. Здесь существенно, приносит ли работа руководителя конкретные результаты, сравнимые с ожиданиями и требованиями, предъявляемыми к рассматриваемому подразделению. Оценкой работы возглавляемого подразделения может служить рейтинговая система, которая действует для сравнительной оценки эффективности деятельности территориальных органов ФССП России (утверждено Приказом ФССП России от 13 июня 2006 г. № 69).
- При подсчете рейтинга может быть применен интегрированный аддитивный показатель R:
R = б П + б П + б П + … + б П, (1)
1 1 2 2 3 3 №n
где П — i-й показатель рейтинговой системы;
б — коэффициент веса i-го показателя рейтинговой системы;
SUM d = 1
i=1 i
В оценке деятельности руководителя ФССП исчисляемый рейтинг является основным интегральным показателем степени достижения целей, поставленных перед возглавляемым им подразделением вышестоящим руководством. Рейтинг интегрирует показатели, идентифицирующие работу подразделения:
— своевременность возбуждения исполнительных производств и проведения по ним исполнительных действий;
— полнота использования судебными приставами-исполнителями предоставленных им полномочий;
— реальные результаты (отношение оконченных и фактически исполненных исполнительных документов к числу находящихся в производстве);
— законность совершения исполнительных действий.
В частности, законность совершения исполнительных действий определяется на основе анализа динамики обоснованных жалоб на работу судебных приставов-исполнителей возглавляемого подразделения. Оценивается, как поставлена работа с жалобами, сколько заявлений и обращений граждан разрешается на уровне оцениваемого руководителя, какой процент неудовлетворенных жалоб переходит на верхние уровни.
Так, в настоящее время структура рейтинговой оценки Управления Омской области включает 21 абсолютный (основной) и 18 относительных (оценочных) показателей.
Применительно к сфере деятельности ФССП в оценке деятельности руководителя могут дополнительно учитываться: разработка организационных документов; готовые проекты законов; подготовка справок и основы для принятия решений вышестоящим руководителем; подготовка и издание методических пособий, книг, научных статей по тематике деятельности подразделения; подготовка анализа; количество решений по рассмотренным жалобам; время принятия решений (сколько времени требуется, чтобы получить подпись на документе); сокращение сроков обработки дел.
Эффективное управление персоналом — средство достижения целей, стоящих перед подразделением. Руководитель может достичь запланированных результатов только через своих подчиненных. Поэтому оценка того, как руководитель справляется со своими обязанностями по управлению людьми, — один из основных элементов оценки руководителей, ориентированной на результат. Одна из основных оценок руководителя в коллективе — как он выполняет роль лидера. В сфере государственного управления роль лидера традиционно основывалась на управлении, ориентации на вышестоящих руководителей и контролировании подчиненных сотрудников:
— определение целей подразделения на основе стратегий развития ФССП (территориального органа) и доведение информации об этих целях среди сотрудников;
— мотивация и вовлечение сотрудников в работу, обеспечение их максимальной отдачи;
— делегирование полномочий и задач с учетом опыта и компетентности сотрудников;
— способность профессионально разрешать конфликтные ситуации;
— вносить вклад в постоянное повышение квалификации персонала для поддержания целей и стратегий ФССП.
Критериями, оценивающими управленческий профессионализм руководителей структурных подразделений, могут также служить:
— постановка планирования: заложены ли в разработках планов работы подразделений руководящие указания и организация их исполнения;
— качество планирования: насколько напряжены и достоверны планируемые коллективу задания, носят ли планируемые мероприятия конкретный характер или это формальные процедуры, которые существуют больше на бумаге, чем в реальной обстановке;
— уровни и периоды планирования: какие предложения внесены руководителем по реализации подразделением избранных стратегических направлений;
— состояние информационно-аналитической работы: каким образом собирается и анализируется информация о текущей обстановке в подразделении, кто ею пользуется, насколько обеспечены информацией подчиненные, как быстро выявляются отклонения в процессе исполнительного производства, скорость реакции на отклонения, за какое время можно получить необходимую для верхнего уровня информацию;
— выявление и решение проблем и устранение недостатков: ведется ли такая работа, может ли руководитель самостоятельно выявить проблемы или ждет проверок со стороны, как он взаимодействует с подчиненными в этом вопросе (как известно, лучшее решение проблемы предлагает тот, кто ее поставил), сколько потребуется времени, чтобы получить решение на данном уровне;
— организация контроля: какие механизмы внутреннего контроля действуют в подразделении. Насколько руководитель контролирует ситуацию, «держит руку на пульсе» оперативной обстановки;
— своевременность и достоверность информации, представляемой «наверх» руководству. Факты искажения результатов, сокрытия недостатков, недостоверность информации свидетельствуют, что есть основания не доверять данному руководителю. Недостоверность данных может «подставить» и вышестоящего руководителя, ответственность за неверные данные может нести в конечном итоге именно он;
— сравнение показателей работы подразделения с аналогичными показателями других подразделений;
— динамика показателей работы подразделения: улучшилась или ухудшилась она во времени на протяжении, например, пяти лет;
— эффективность управления: соотношение затрат и полученных результатов.
Междепартаментское управление должно обеспечивать координацию и согласованность управления внутри территориального органа таким образом, чтобы не возникало никаких «феодальных княжеств», самодостаточных в отрицательном смысле этого слова. Результаты работы руководителя ФССП оцениваются через вклад в достижение общих целей территориального органа (ФССП в целом). Например, вклад судебных приставов — розыскников и сотрудников отдела дознания в исполнение судебных решений. Междепартаментское управление может оцениваться в территориальном органе по следующим критериям, показывающим, как руководитель может способствовать развитию ФССП в целом.
— Стратегические цели развития Федеральной службы судебных приставов России. От руководителя ожидается конструктивная и творческая реализация стратегических целей, поставленных руководством ФССП с учетом особенностей функционирования возглавляемого им подразделения. Здесь должны учитываться уровень достоверности планирования и результаты работы по важнейшим стратегическим направлениям, определенным руководством ФССП.
— Развитие и нововведения. От руководителя ожидают вклада в повышение эффективности деятельности ФССП путем предложения или внедрения инновационных методов, технологий, процедур, процессов, коммуникаций и др., путем непосредственного участия или управления работой по развитию, а также путем предоставления кадровых ресурсов для ее совместного осуществления. Необходимо учитывать внедрение инноваций, новых концепций, систем, методов в подразделении.
— Управление репутацией ФССП. Важнейшей функцией ФССП (территориальных органов) является информирование населения о деятельности судебных приставов, взаимодействие со СМИ в соответствии с подп. 10 п. 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316, а также подп. 19 п. 7 Положения о территориальном органе ФССП, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187. Поэтому оценка работы руководителя по управлению репутацией ФССП, т. е. по эффективности его коммуникаций с органами власти субъекта Федерации, СМИ, общественностью, остро актуальна. Поскольку именно руководитель организует, осуществляет и контролирует эту работу, то он должен вносить свой вклад в развитие и поддержание высокого уровня качества государственных услуг, предоставляемых ФССП, а также в позитивное формирование общественного мнения и конструктивные взаимоотношения между ФССП, федеральными органами исполнительной власти, судами, другими взаимосвязанными группами.