Правовое положение товарных и фондовых бирж
Будучи некоммерческой организацией, фондовая биржа может быть создана только в форме некоммерческого партнерства (ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг). Учредительными документами некоммерческого партнерства признаются устав и учредительный договор. Наличие последнего зависит от желания учредителей некоммерческого партнерства (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Фондовая биржа считается… Читать ещё >
Правовое положение товарных и фондовых бирж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Понятие товарной биржи. Правовое регулирование деятельности товарных бирж
- 2. Понятие фондовой биржи и сфера ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж
- Заключение
- Список использованной литературы
Залогом успешного развития любой современной экономики является свободный рынок с минимальным вмешательством государства, необходимым лишь для предотвращения злоупотреблений участников этого рынка.
Закон спроса и предложения эффективно работает только тогда, когда действия участников рынка продиктованы исключительно их собственной волей и потребностями. Переход России от плановой экономики к экономике рыночной привел к появлению мощнейших финансовых, валютных и товарных рынков. Этот переход сопровождался появлением в нашей стране новых финансовых институтов, и одним из важнейших стала биржевая торговля.
Актуальность темы
работы заключается в том, что биржа представляет собой модель идеальной рыночной экономики, когда действия участников торгов продиктованы исключительно спросом и предложением. Биржевая торговля по этой причине — чрезвычайно эффективный экономический институт, поскольку способствует наиболее адекватному перераспределению финансовых ресурсов.
Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций.
Ход развития российской биржевой деятельности делает насущной задачу коренного совершенствования биржевого законодательства. Наличие в течение многих десятилетий запрета на осуществление биржевой деятельности не могло не отразиться на качестве правовых актов отечественного биржевого законодательства, ряд которых не всегда последователен и юридически безупречен. Негативное влияние на правовую ситуацию в данной области оказывает и отсутствие в России системного подхода к институту биржевого права.
Целью работы является изучение правового положения товарных и фондовых бирж.
Задачи работы состоят в изучении:
— понятия товарной биржи. Правового регулирования деятельности товарных бирж;
— понятия фондовой биржи и сферу ее деятельности. Порядок создания и деятельности фондовых бирж.
Объектом изучения являются товарные и фондовые биржи. Предметом изучения правовое регулирование деятельности товарных и фондовых бирж в РФ.
Теоретической основой проведенного исследования является работы таких ученых, как Галанов В. А., Грязнова А. Г., Семилютина Н. П. и др.
1 ПОНЯТИЕ ТОВАРНОЙ БИРЖИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ
фондовый товарный биржа правовой
Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде всего, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начинается следующий этап — формирование уставного (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учредительных документов. Особый этап в процессе учреждения биржи — утверждение ее устава и/или заключение учредительного договора. И завершающий этап — государственная регистрация и лицензирование.
Порядок и условия создания товарной биржи во многом зависят от ее организационно-правовой формы.
При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.
Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредительные документы должны отвечать соответствующим требованиям ГК РФ. ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных документов относит устав и учредительный документ.
Устав — особый локальный нормативный акт, который утверждается его учредителями (участниками). Он вступает в юридическую силу с момента государственной регистрации товарной биржи. При создании биржи в форме коммерческой организации устав должен содержать сведения о фирменном наименовании, месте нахождения биржи (юридический адрес), порядке управления деятельностью и др. В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Дополнительные требования, предъявляемые к уставу товарной биржи, содержатся в специальных законах. Например, Закон об акционерных обществах (ст. 11) устанавливает широкий перечень сведений, обязательных для включения в устав общества.
Согласно ст. 17 Закона о товарных биржах в уставе надо определить: структуру органов управления и контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решения; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, порядок приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.
Учредительный договор представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки. Он создает обязательства с участием третьего лица — биржи, возникающей в качестве общества с ограниченной ответственностью на его основе. Учредительный договор, с одной стороны, порождает обязательства между учредителями (участниками) коммерческой организации, а с другой — возлагает на создаваемую организацию определенные обязанности в интересах участников договора. Однако надо отметить, что участие третьего лица — биржи — возникает не на стадии заключения договора, а в момент ее регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, учредительный договор определяет взаимоотношения учредителей (участников) по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности организации.
От учредительных документов следует отличать документы, необходимые для государственной регистрации биржи. В силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, коммерческая (или некоммерческая, если учредительные документы предоставляют ей право ведения предпринимательской деятельности) организация должна представить следующие документы:
1) заявление о регистрации, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями);
2) утвержденный учредителем (учредителями) устав организации;
3) решение о создании организации или учредительный договор;
4) документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала коммерческой организации;
5) свидетельство об оплате государственной пошлины.
Закон о товарных биржах определяет, что биржевая торговля допустима только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при уполномоченном государственном органе.
Чтобы получить лицензию на организацию биржевой торговли, необходимо в течение трех месяцев со дня государственной регистрации биржи подать в названную Комиссию следующие документы:
— заявление на получение лицензии;
— учредительные документы товарной биржи;
— свидетельство о государственной регистрации биржи;
— правила биржевой торговли;
— документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;
— документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;
— список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.
Особо следует обратить внимание на правила биржевой торговли. Правила — один из основных локальных нормативных правовых актов, и его значение трудно переоценить. В них устанавливаются нормы поведения и порядок взаимодействия участников торговли друг с другом и с органами биржи. Правила регулируют биржевой процесс, определяя санкции за нарушение порядка торговли на данной бирже. Наряду с другими нормативными актами они обеспечивают защиту биржевого рынка от недобросовестной конкуренции.
Согласно ст. 18 Закона о товарных биржах правила биржевой торговли должны содержать следующие положения:
— порядок проведения торгов; - виды биржевых сделок;
— наименование товарных секций;
— перечень основных структурных подразделений биржи;
— порядок информирования" участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;
— порядок регистрации и учета биржевых сделок;
— порядок котировки цен биржевых товаров;
— порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;
— порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
— порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;
— меры по обеспечению безопасности реализуемых товаров, подлежащих обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории России, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;
— меры по контролю над процессом ценообразования на бирже с целью не допустить резкого дневного повышения уровней цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения ложных слухов;
— меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок применения этих мер;
— меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи .и другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности биржи, учредительных документов биржи, правил торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей;
— перечень нарушений, за которые биржа взимает штрафы с участников биржевой торговли, а также порядок их взыскания. Биржа самостоятельно и свободно устанавливает размеры штрафов за нарушение устава, правил торговли и других правил, установленных внутренними документами биржи. В правилах биржевой торговли не может быть установлен бесспорный порядок взыскания штрафов. Заметим, что денежные средства со счета списываются банком по распоряжению клиента. Без согласия-клиента списание возможно по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Закон о товарных биржах не предоставляет биржам право бесспорного списания санкций, а также не допускает возможности устанавливать его в правилах биржевой торговли;
— размер отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания. Здесь биржа свободна в выборе. Она может самостоятельно устанавливать отчисления в свою пользу от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в вознаграждение за посреднические операций, а также сборы, тарифы и другие платежи со своих членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями. В свою очередь, бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в сделках.
Все документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными.
Комиссия по товарным биржам принимает решение о выдаче лицензии в двухмесячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя; уведомление о дате рассмотрения документов он должен получить не менее чем за три дня до заседания. При соблюдении сроков уведомления Комиссия по товарным биржам вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.
В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы ненадлежащим образом оформлены или не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае документы возвращаются заявителю для переоформления. Повторно они рассматриваются в пределах одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии. Биржа вправе обжаловать в суд решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.
Лицензия (в одном экземпляре) выдается в течение 15 дней после принятия решения. При этом необходимо предъявить документ, подтверждающий перечисление в федеральный бюджет разового сбора.
В соответствии с Законом о товарных биржах (ст. 13 и 16) ликвидация биржи в добровольном порядке возможна по решению общего собрания ее членов. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, если биржа осуществляет свою деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельность, запрещенную законом, либо с иным неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов. Товарная биржа, созданная как коммерческая организация, может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом).
Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.
Основное требование в этой сфере — сделки должны совершаться только в определенном месте (биржевом зале).
Участниками биржевой торговли являются члены и посетители биржи. Членами биржи могут быть юридические и (или) физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном учредительными документами. Закон предусматривает две категории членов биржи: 1) полные члены — с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи; 2) неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в одной секции (отделе, отделении). Кроме того, они обладают определенным (установленным учредительными документами биржи) количеством голосов на. общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи.
Биржевое посредничество, осуществляется через брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность — совершение сделок от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за счет биржевого посредника, либо от имени посредника и за счет клиента. В данном случае отношения между ними строятся на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Если же биржевой посредник совершает сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже принадлежащего ему биржевого товара — такая деятельность называется дилерской.
Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица (не члены биржи), имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право совершать биржевые сделки (ст. 21 Закона о товарных биржах). Конструкция данной нормы позволяет учредителям товарной биржи самостоятельно формировать открытый (с участием посетителей) или закрытый биржевой рынок. Посетители могут быть разовыми и постоянными. Разовые имеют право совершать сделки только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Постоянные посетители — это брокерские фирмы, брокерские конторы или независимые брокеры, которые не являются членами биржи, но имеют право осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи. Надо отметить, что действующее законодательство запрещает предоставлять постоянному посетителю право участвовать в биржевых торгах на срок более трех лет. Кроме этого, количество названных лиц не должно превышать тридцати процентов, от общего числа членов биржи. Постоянные посетители пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в торгах. Размер указанных платежей определяется органом управления биржи.
Высший орган управления товарной биржи — Общее собрание членов биржи (ст. 13 Закона о товарных биржах). Компетенция собрания определяется федеральными законами и уставом биржи.
С учетом организационно-правовой формы для управления биржей создается постоянно действующий орган — биржевой комитет (совет директоров). Он осуществляет главным образом текущий контроль за деятельностью биржи и ее исполнительным органом.
Текущей деятельностью биржи руководит единоличный (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальный (президиум, правление) исполнительный орган.
Органы управления биржи подразделяются на линейные, функциональные и смешанные. Исполнительные органы биржи относятся к числу линейных. Функциональные органы управления биржи — это руководители функциональных служб: главный бухгалтер, начальники хозяйственной службы, отдела кадров и др.
2 ПОНЯТИЕ ФОНДОВОЙ БИРЖИ И СФЕРА ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВЫХ БИРЖ
В правовом смысле фондовая биржа представляет собой некоммерческую организацию, созданную физическими и/или юридическими лицами в форме некоммерческого партнерства, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий организации и обращения ценных бумаг.
Организация и обращение ценных бумаг — исключительный предмет деятельности фондовой биржи.
Фондовая биржа в рамках специальной правоспособности не вправе совмещать деятельность по организации торговли ценными бумагами с иными (основными) видами деятельности. Закон о рынке ценных бумаг (ст. 11) в качестве исключения из общего запрета разрешает фондовым биржам депозитарную деятельность и деятельность по определению взаимных обязательств.
Российское законодательство устанавливает исчерпывающий перечень видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (гл. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Это брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету к переходу прав на ценные бумаги (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг). Профессиональный участник рынка ценных бумаг (в том числе фондовая биржа), осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием, а его клиент (тот, кто пользуется услугами депозитария) — депонентом. Отношения между сторонами оформляются депозитарным договором, или, как его часто называют, — договором о счете депо. Такой договор должен быть заключен в письменной форме.
Клиринговой называется деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6 Закона о рынке ценных бумаг). Фондовая биржа, осуществляющая клиринг в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами, действует на основе договоров с участниками рынка ценных бумаг.
Статья 13 Закона о рынке ценных бумаг определяет основные права и обязанности фондовой биржи. Биржа самостоятельно устанавливает размер и порядок взимания: отчислений в свою пользу от вознаграждения, получаемого ее членами за участие в биржевых сделках; взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за услуги, оказываемые биржей; штрафов за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и других внутренних документов. Биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок.
Фондовая биржа может оказывать консультационное и информационное обслуживание участников рынка ценных бумаг и потенциальных клиентов (инвесторов). Она вправе создавать третейский суд для разрешения споров.
Будучи некоммерческой организацией, фондовая биржа может быть создана только в форме некоммерческого партнерства (ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг). Учредительными документами некоммерческого партнерства признаются устав и учредительный договор. Наличие последнего зависит от желания учредителей некоммерческого партнерства (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Фондовая биржа считается созданной с момента государственной регистрации. Сегодня такая регистрация производится Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Согласно ст. 39 и 42. Закона о рынке ценных бумаг Федеральная комиссия лицензирует все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Современное законодательство устанавливает две категории лицензий, выдаваемых фондовым биржам: лицензия на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с ценными бумагами, за исключением операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований; лицензия на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований. Для получения лицензии заявитель обязан представить в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг следующие документы общего действия:
— заявление на выдачу лицензии, подписанное уполномоченным лицом и составленное по установленной форме;
— регистрационную форму на бумажном и магнитном носителях;
— нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;
— нотариально заверенную копию учредительных документов биржи;
— копию письма о присвоении кодов общероссийского классификатора предприятий и организаций, засвидетельствованную нотариально;
— нотариально заверенную копию карты постановки на учет с приложениями;
— копию об избрании или назначении единоличного исполнительного органа заявителя. При наличии коллегиального исполнительного органа представляется копия документа об избрании либо назначении руководителя;
— выписку из трудовой книжки единоличных исполнительных органов профессионального участника (содержащую сведения о стаже работы в соответствии с установленными требованиями);
— справку о составе участников (учредителей) и величине взноса, внесённого ими в имущество некоммерческой организации на момент подачи заявления;
— копии бухгалтерского баланса с отметкой налговой инспекции и отчета о прибылях и убытках, заверенные подписью и печатью аудитора, имеющего лицензию на аудиторскую деятельность в области аудита бирж, а также расчет размера собственного капитала на последнюю отчетную дату;
— копии квалификационных аттестатов работников заявителя, выданных ФКЦБ;
— положение о внутреннем контроле, утвержденное в установленном заявителем порядке;
— копию платежных документов, подтверждающих уплату заявителем лицензионного сбора, подписанную должностным лицом заявителя и заверенную печатью заявителя и банком;
— иные документы, указанные в Положении от 23 ноября 1998 г.
Перечисленные документы представляются в двух экземплярах. Кроме того, они должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью организации.
Надо обратить особое внимание на некоторые локальные акты биржи. Правила фондовой биржи — один из самых важных документов, регулирующий механизм торгов. Прежде всего отметим обязательные положения, которые должны быть предусмотрены в этом документе:
1) предмет торговли — перечень видов, категорий и типов ценных бумаг. Определение крупных лотов ценных бумаг и особенности торговли ими;
2) виды сделок, совершаемых на бирже. Порядок совершения, оформления и расчетов по договорам купли-продажи ценных бумаг. Порядок и способы обеспечения обязательств, а также правила возмещения убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в том числе по договорам участников торговли с их клиентами;
3) требования, предъявляемые к участникам торговли, и их правовое положение (указание на то, в каком качестве они выступают при заключении договоров купли-продажи). Требования к порядку исполнения участниками торговли поручений клиентов на покупку и продажу ценных бумаг;
4) нормы, касающиеся непосредственно порядка ведения торгов (время начала и окончания торговой сессии, правила и порядок вмешательства должностных лиц организатора торговли, в том числе порядок приостановления и возобновления торговли, перечень должностных лиц, которые вправе приостанавливать или возобновлять торговлю ценными бумагами). Меры, предпринимаемые биржей и участниками торговли при возникновении чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению торговли; 5) описание механизма образования цен договоров, а также описание мер, призванных предотвратить манипулирование ценами;
6) процедуры рассмотрения и урегулирования споров между участниками торговли;
7) правила сбора, хранения, защиты, доступа и раскрытия информации;
8) процедуры, обеспечивающие составление торговой системой реестра всех договоров купли-продажи ценных бумаг с указанием времени заключения и всех существенных условий договоров (торговая система — это совокупность вычислительных средств программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающая возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для заключения и исполнения договоров купли-продажи ценных бумаг). Описание правил и процедур регистрации в торговой системе данных о заключенных договорах и их сверки с данными участников торговли, процедур согласования выявленных расхождений. Ответственность биржи за сбой и ошибки в работе торговой системы;
9) описание механизма контроля за соблюдением правил организатора торговли;
10) санкции и меры, применяемые к нарушителям правил, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам купли-продажи ценных бумаг.
Все перечисленные документы должны соответствовать обязательным требованиям действующего законодательства, включая соответствующие акты ФКЦБ.
Лицензия (уведомление об отказе в выдаче лицензии) выдается в течение 60 дней с даты регистрации указанных документов. ФКЦБ вправе уведомить заявителя о необходимости внести изменения и дополнения в представленные документы, а также потребовать дополнительные документы и информацию.
В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ и актов ФКЦБ либо содержат недостоверные или неполные сведения. Отказ возможен и при непредставлении документов, предусмотренных Положением от 23 ноября 1998 г., а также затребованных ФКЦБ. Отказывая в выдаче лицензии, Федеральная комиссия в течение семи дней с этого момента направляет заявителю свое мотивированное решение. Заявитель вправе обжаловать такой отказ в административном и/или судебном порядке.
Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на данной бирже.
Ценные бумаги — документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).
Процедуры по допуску ценных бумаг к обращению на данной бирже (включение в котировальный лист) называются листингом и производятся в порядке, утвержденном фондовой биржей и в соответствии с требованиями, установленными законодательством. Делистинг — процедуры, имеющие противоположную цель, а именно: исключить ценные бумаги из котировального листа. В свою очередь котировальный лист — это список ценных бумаг, прошедших листинг. Следует обратить внимание, что ценные бумаги, не включенные в котировальные листы, могут обращаться на бирже на основании отдельного допуска (по решению уполномоченного органа управления биржи).
Организация торговли ценными бумагами производится в ходе биржевой сессии. Под торговой сессией следует понимать промежуток времени в течение рабочего дня, в период которого осуществляется торговля ценными бумагами через организаторов торговли. Закон о рынке ценных бумаг предлагает совершать операции с ценными бумагами через профессиональных участников рынка. Юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, названные в гл. 2 Закона, признаются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В основе организации торговли ценными бумагами лежат биржевые торги, которые проводятся в форме аукциона. Существуют различные виды аукционов (простые, двойные, непрерывные и др.). Если простой аукцион предполагает конкуренцию либо продавцов, либо покупателей, то при проведении двойного аукциона имеет место конкуренция между продавцами и между покупателями. Считается, что двойной аукцион — наиболее эффективная форма организации биржевых торгов ценными бумагами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценные бумаги стали способом выражения личного или коллективного предпринимательского риска. В работе была сделана попытка рассмотреть аспекты деятельности фондовой биржи, ее сущность, назначение, составляющие и ее место в национальном хозяйстве. Также были подняты вопросы зарождения и дальнейшего совершенствования механизма функционирования фондового рынка в РФ.
Эффективное функционирование современного рынка находится в прямой зависимости от постоянно воспроизводимой рыночной среды. Важным его элементом является рыночная инфраструктура, представляющая собой систему предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. К таким учреждениям принадлежат товарные и фондовые биржи. В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками массовость, стандартности, взаимозаменяемость.
При все многообразии функций фондовой биржи все их можно свести к одному общему знаменателю. Биржа — это, в сущности, посредник, обеспечивающий плавную работу хозяйственного механизма. Она очень чутко реагирует на любые изменения в экономической ситуации, будь то финансы, производство или хозяйственные последствия политических событий. Естественно, в первую очередь деятельность биржи зависит состояния рынка ценных бумаг, от тех, кто продает и покупает ценные бумаги, от степени их активности и размеров имеющегося в их распоряжении капитала.
Фондовая биржа необходима для функционирования организованного рынка ценных бумаг. Ее основная задача — организовать биржевую торговлю. Для этого она должна выполнять закрепленные функции и иметь определенную организационную структуру, которую принято делить на общественную и стационарную.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что эффективность биржевой деятельность напрямую зависит от уровня развития законодательства по данному вопросу.
Правовая основа, необходимая для успешного развития биржевого дела страны зависит от уровня его развития.
В настоящий период российское биржевое законодательство — это законодательство переходного периода. В сложившейся ситуации представляется необходимым в первую очередь достичь единообразного уровня нормативного обеспечения отдельных биржевых рынков (товарного, валютного, фондового), а за подзаконными актами закрепить регулирование отдельных вопросов биржевой деятельности, например порядка совершения отдельных видов биржевых сделок (фьючерсных, опционных и других). В законодательстве следует скрупулезно регламентировать права и обязанности участников биржевых операций, тщательно разрабатывать систему административно-ведомственного контроля бирж, а также правовые гарантии самостоятельности биржи.
1 Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изменениями от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г., 29 июня 2004 г.) // poisk-zakona.ru
2 Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2011 год М. Юнити, 2011. — 201с. // poisk-zakona.ru
3 Хозяйственное право: Учебник. / Под ред. В. С. Мартемьянова. М.: Юнити, 2005. — 519с.
4 Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 557с.
5 Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова. — М.: ЮНИТИ, 2011. — 425с.
6 Гражданское право России: Курс лекций. — Часть I. / Отв. ред. О. Н. Садикова. — М.: Юридическая литература, 2006. — 404с.
7 Галанов В. А. Биржевое дело // Хозяйство и право, 2011. № 4. С.12−17
8 Галанов В. А. Производственные инструменты срочного рынка: фьючерсы, опционы // Хозяйство и право 2011. № 9. С. 23−28
9 Грязнова А. Г. Биржевое дело в современном мире // Маркетинг 2010. № 4. С.7−10
10 Семилютина Н. П. Регулирование биржевой деятельности: мировые тенденции и российское законодательство // Право и экономика 2011. № 2. С.14−18