Основы современной правовой системы органов государственной безопасности
Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности) Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках) Управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы) Другие… Читать ещё >
Основы современной правовой системы органов государственной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Глава 1. Понятие и содержание безопасности
1.1 Государственная безопасность
1.2 Совет безопасности Выводы Глава 2. Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие государственную безопасность
2.1 Федеральная служба безопасности (ФСБ)
2.2 Федеральная служба охраны (ФСО)
2.3 Управление в области внешней разведки Выводы Заключение Список нормативных актов и литературы Приложение
Административное право является наиболее крупной отраслью системы российского права, поскольку оно предназначено регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней социальной сфере — в сфере государственного управления, деятельности исполнительной власти. Оно занимает особое место в системе российского права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и характеризуется наибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования. Нормы административного права:
— упорядочивают и закрепляют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления;
— охраняют урегулированные правом общественные отношения;
— вытесняют из сферы управления общественные отношения, не отвечающие современным условиям;
— способствуют зарождению и развитию новых общественных отношений.
Это направление административно-правового регулирования приобретает исключительно важное значение в современный период. Принятые за последние годы нормативно-правовые акты по переходу к рыночным отношениям, по реорганизации системы управления и методов управления экономикой, социально-культурной и другими сферами жизнедеятельности содержат многочисленные нормы административного права, направленные на урегулирование и развитие новых управленческих отношений.
Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений.
Большое развитие в последние годы получили административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, что нашло свое воплощение в принятии ряда законодательных и иных нормативных актов, направленных на укрепление правопорядка.
Все отмеченное позволяет говорить о важном месте административного права в системе российского права и его регулирующего влияния на ход общественного развития. Соответственно этому и наука административного права занимает важное место в системе правовой науки, а, следовательно, и среди учебных дисциплин, изучаемых в юридических учебных заведениях.
Актуальность темы
состоит в том, что именно сейчас России нужна надёжная система обеспечения государственной безопасности, с чёткой и действенной структурой правового управления органов государственной безопасности.
Степень изученности мною темы считаю удовлетворяющей имеющимся материалом, так как структура органов государственной безопасности секретна.
Изучаемой мною темой занимались такие авторы как Махин В. И., Шуберт Т.Э.
Я исследую свою тему сейчас, когда происходит реорганизация органов государственной безопасности, реорганизуются и упраздняются те органы, в которых происходило дублирование одних и тех же функций.
Проблемой темы является: изучение становление и развитие правового управления органов государственной безопасности.
Объектом данной курсовой работы являются основы современной правовой системы органов государственной безопасности.
Предметом курсовой работы являются законы и подзаконные нормативные акты по обозначенной тематике, учебники и учебные пособия по административному праву, материалы периодической печати. Необходимо отметить, что в связи с многочисленными изменениями, происходящими в органах, обеспечивающих безопасность в Российской Федерации многие учебники не отражают изменения, произошедшие за последние годы. Также, стоит упомянуть, что в свете проводимой административной реформы, в ближайшем будущем названия и функции у органов, обеспечивающих государственную безопасность сменятся. Но это тема отдельного исследования.
Целью моей курсовой работы является целостно-логическое исследование системы органов государственной безопасности, а так же рассмотрение теоретических основ управления в системе органов, обеспечивающих государственную безопасность.
Основные задачи моей курсовой работы:
— раскрытие понятия и содержания безопасности.
— рассмотрение функций органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную безопасность.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
1. Определение понятия безопасность, функции и основные положения, касающиеся Совета безопасности.
2. Органы исполнительной власти, обеспечивающие госбезопасность: Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки.
3. Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки — основа государственной безопасности Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются работы правоведов по рассматриваемой мной проблеме в соответствии с поставленной целью и задачами.
Структура моей работы: введение, две главы заключение. В конце курсовой работы приведён список литературы, использованной при её написании, включающий в себя 29 источников, а так же приложения.
Первая глава затрагивает определение понятия безопасность, функции и основные положения, касающиеся Совета безопасности. Во второй — органы исполнительной власти, обеспечивающие госбезопасность: Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки.
Преследуя цель сделать исследование интересным и доступным, я провёл работу по составлению схем, которые приводятся в приложении.
Глава I. Понятие и содержание безопасности
1.1 Государственная безопасность
Понятие «безопасность» в конституционно-правовом и административно-правовом аспектах имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл.
В широком смысле безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности: ее прав и свобод, общества:
его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства:
его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Копылов А. В. О понятии «национальная безопасность» в американской политологии // Безопасность: Информационный сборник. 1996. N 3 — 4. С. 88.
Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ.
В Конституции РФ упоминается такая отрасль (область), сфера управления, как безопасность. В частности, в ч. 5 ст. 13 Конституции говорится о безопасности государства; в ч. 2, 3 ст. 35 -также о безопасности государства; в п. «л» ст. 71 — об отнесении к ведению РФ безопасности; в п. «д» ст. 114 подчеркнуто, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В п. «Н» ст. 83 Конституции сказано, что Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Конституция Российской Федерации// Российская газета, N 237, 25.12.1993.
Современное понятие безопасности сложилось не сразу. Законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело за последние годы существенные изменения. Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон «О безопасности» Закон РФ от 05.03.1992 N 2446−1″ О безопасности" // Российская газета, N 103, 06.05.1992. Однако данный Закон в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функции государства оказался недостаточным. Претерпевала существенные изменения и система органов безопасности.
В настоящее время законодательной основой функционирования и управления в области безопасности является Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации от 3 апреля 1995 г.»
Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской федерации и Правительство Российской Федерации Бахрах Н. Д. Административное право России. Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.С. 102.
Федеральный закон устанавливает следующее:
Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:
Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской федерации (территориальные органы безопасности);
управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности российской Федерации.
Органы Федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры социальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
Создание органов Федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается. В органах Федеральной службы безопасности запрещается создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
Нормативно — правовое регулирование вопросов безопасности за последние годы претерпело существенные изменения.
Правовые основы обеспечения безопасности, ее системы и функций, порядок функционирования органов были урегулированы в Законе РФ «О безопасности» в редакции 25 декабря 1993 года, Федеральном законе «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года, Законе «О службе внешней разведки» от 10 января 1996 года, а также Указами Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры» в редакции Указов от 26 августа 1998 года № 990 и от 5 октября 1998 года № 1181 и от 28 августа 1999 года № 1131, «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» в редакции Указа от 18 ноября 1998 года № 1418, «Об аппарате Совета Безопасности» от 28 марта 1998 г. № 294, «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 1300 и многими другими нормативно-правовыми актами.
Вопросы безопасности также регулируют и другие законодательные акты, например, законы об обороне, об охране государственной границы.
1.2 Совет безопасности
Прообразом российского Совета Безопасности можно считать Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.
В 1991 году еще в рамках союзного государства в некоторых его республиках также стали создаваться советы безопасности. Причем это осуществлялось, как правило, путем внесения дополнений в конституции соответствующих республик.
Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорится в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования которого определяются законом РСФСР (п. 9 ст. 5). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» названная норма была инкорпорирована в Основной Закон.
19 июля 1991 г. при Президенте РСФСР была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР.
В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был подготовлен проект Закона Российской Федерации «О безопасности», который был принят 5 марта 1992 г. В Законе были определены статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации, его основные задачи и формы деятельности.
На Совет Безопасности как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагалось рассмотрение стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. № 547 был образован Совет Безопасности Российской Федерации «для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан» .
Основными направлениями его деятельности были определены:
· подготовка ежегодного доклада Президента Верховному Совету об обеспечении безопасности России как основного программного документа для органов исполнительной власти по вопросам внутренней, внешней и военной политики, а также для разработки правовых актов в области защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
· организация работы постоянных и временных межведомственных комиссий, образуемых Советом Безопасности на функциональной и региональной основе, как главного инструмента по выработке проектов решений Президента Российской Федерации;
· разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации в пределах, определенных ее Конституцией, Федеративным договором и законами Российской Федерации.
Одновременно упомянутым Указом Президент Российской Федерации утвердил Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, а распоряжением от 3 июня 1992 г. № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации» была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. В частности, в составе аппарата были образованы управления стратегической безопасности, планирования и координации, информационно-аналитический центр.
Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации». было установлено, что решения Совета Безопасности, принимаемые с целью выполнения его основных задач (ст. 15 Закона «О безопасности»), оформляются в виде указов Президента Российской Федерации, а решения, касающиеся организационно-технического и информационного обеспечения Совета Безопасности, — распоряжениями Президента Российской Федерации — Председателя Совета Безопасности Российской Федерации (ст. 1). На Секретаря Совета Безопасности возлагался контроль за исполнением решений Совета Безопасности и указов Президента Российской Федерации по вопросам безопасности.
В течение 1992 — 1993 годов были определены основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.
Конституцией Российской Федерации 1993 года Совет Безопасности закреплен как государственный орган с обозначением его в главе «Президент Российской Федерации» в статье 83, определяющей полномочия Президента в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительства, Центрального банка, федеральных судов, Генерального прокурора, Администрации Президента, высшего командования Вооруженных Сил, полномочных представителей Президента и дипломатических представителей Российской Федерации).
В настоящее время правовое положение Совета Безопасности определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 83, п. «ж»); Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (разд. III), в той части, в которой оно не противоречит действующей Конституции; Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 949 (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 15.11.1999 г. № 1528 и от 28.12.2000 г. № 2105); Указами Президента Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 294 «Об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации», от 25 декабря 2000 г. № 2078 «Об утверждении структуры аппарата Совета Безопасности Российской Федерации», от 1 сентября 2000 г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 1.12.2000 г. № 1953 и от 25.12.2000 г. № 2077), от 29 сентября 1999 г. № 1377 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации», а также действующими пунктами других Указов Президента Российской Федерации, регламентирующих его деятельность.
Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Совет Безопасности состоит из постоянных членов и членов Совета Безопасности, назначаемых Президентом Российской Федерации. В число постоянных членов Совета Безопасности по должности входят Председатель Правительства и Секретарь Совета Безопасности. Постоянными членами Совета Безопасности, как правило, назначаются Министр обороны Российской Федерации, Министр иностранных дел Российской Федерации, директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств, а также иные должностные лица, назначаемые Президентом Российской Федерации.
Состав Совета Безопасности формируется, исходя из приоритетности направлений государственной политики в сфере национальной безопасности, достижения наибольшей эффективности при выработке коллективных решений. В последние годы в Совет Безопасности входят председатели Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Председателем Совета Безопасности, в соответствии с законодательством, является Президент Российской Федерации.
Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности — заседания, рабочие совещания, межведомственные комиссии, научный совет.
Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Рабочие совещания Совета Безопасности проводятся под руководством Секретаря Совета Безопасности или — по поручению Президента — одним из постоянных членов Совета Безопасности.
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента Российской Федерации, иные решения — протоколами.
На заседания выносятся наиболее актуальные проблемы национальной безопасности государства. За прошедшее десятилетие предметом рассмотрения Советом Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех сфер государственной политики.
На основе детального анализа проблем безопасности была разработана и принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в новой редакции — Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). В развитие основного концептуального документа были разработаны и приняты доктрины, концепции и основы по различным направлениям обеспечения безопасности. Среди утвержденных в 2000 — 2001 годах — Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
В течение последних двух лет проведено 17 заседаний Совета Безопасности и 16 совещаний членов Совета Безопасности. Принятые решения содержали как неотложные оперативные меры по скорейшему разрешению обострившихся ситуаций, так и мероприятия, реализующие долгосрочные цели обеспечения безопасности страны.
Решениями Совета Безопасности определены основные направления развития военной организации России и строительства ее Вооруженных Сил, предусмотрены меры по совершенствованию системы управления военной организацией, созданию условий для формирования и эффективного функционирования мобильных, компактных, технически оснащенных Вооруженных Сил, повышению социальной защищенности военнослужащих и гражданского персонала российской армии и флота, других войск, воинских формирований и органов.
Значительное место в деятельности Совета Безопасности занимала проблема урегулирования чеченского кризиса. На основании его решений реализуются меры по возвращению Чеченской Республики в правовое поле Российской Федерации, восстановлению государственных институтов, социальной сферы и экономики Чечни, правопорядка и законности на ее территории.
Предметом рассмотрения Советом Безопасности были также такие острые социальные вопросы как преодоление негативных тенденций в социальной сфере, проблемы миграции населения в стране, в том числе возвращение вынужденных переселенцев из Чечни в места их постоянного проживания, борьба с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании, материального обеспечения военнослужащих и членов их семей.
В 2001 году проведено первое совместное заседание Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного совета Российской Федерации, на котором были рассмотрены «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», что способствовало выработке сбалансированного подхода исполнительной и законодательной властей к реализации государственной политики по эффективному развитию оборонно-промышленного потенциала страны. Признано полезным практиковать проведение таких совместных заседаний по наиболее социально значимым проблемам и в дальнейшем.
За последние годы по поручению Президента Российской Федерации получило активное развитие сотрудничество по вопросам обеспечения региональной и международной безопасности с советами безопасности и структурами, аналогичными Совету Безопасности России, других стран. Прежде всего — государств-участников СНГ. Образован и действует Комитет советов безопасности стран-участниц Договора о коллективной безопасности, заложена основа для создания межгосударственного совета по безопасности стран СНГ. Особое значение и интенсивность приобрели международные контакты по вопросам борьбы с международным терроризмом.
Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии. Они образуются в соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совета Безопасности и могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе. Межведомственные комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом Российской Федерации.
В настоящее время действуют 12 межведомственных комиссий. Они осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям его деятельности, способствуют координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности. Межведомственные комиссии действуют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, и вправе внести на рассмотрение Совета Безопасности любой вопрос, имеющий отношение к их компетенции.
Научное обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации осуществляет научный совет. Положение о научном совете при Совете Безопасности и его состав утверждаются Указом Президента Российской Федерации.
Научный совет определяет приоритетные направления научных исследований в области обеспечения безопасности для рассмотрения Советом Безопасности; координирует деятельность научно-исследовательских и проектных учреждений, предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения этих исследований; проводит научную экспертизу федеральных программ по обеспечению безопасности страны; сравнительный анализ теории и практики в области обеспечения безопасности Российской Федерации; готовит предложения по совершенствованию федеральной информационной системы по оценке геополитической обстановки и др.
Научные исследования, организуемые Советом Безопасности, направлены на обеспечение глубокой комплексной проработки вопросов, рассматриваемых на его заседаниях и в рамках межведомственных комиссий. К этим исследованиям привлекаются ведущие ученые и научные учреждения страны.
Одним из основных направлений научной работы в 2001 году стало изучение проблемы обеспечения безопасности страны в области науки и технологий. В результате на пленарном заседании научного совета заслушан вопрос «Состояние отечественной науки, направления и неотложные меры государственной политики по развитию научного потенциала Российской Федерации на период до 2010 года» и выработаны соответствующие рекомендации.
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, согласованному с Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.
Основными задачами аппарата Совета Безопасности являются:
· информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Совета Безопасности по текущим проблемам безопасности, прогнозирование изменений внутренних и внешних условий, влияющих на состояние безопасности личности, общества и государства;
· обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке основных направлений стратегии безопасности государства и федеральных программ обеспечения безопасности;
· обеспечение деятельности Совета Безопасности по контролю за реализацией функций, сил и средств государственных органов обеспечения безопасности в области безопасности, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, охраны суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также выполнения решений Совета Безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аппарат Совета Безопасности готовит заседания Совета Безопасности и материалы к ним; проекты решений Совета Безопасности; разрабатывает проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения обороны и безопасности государства; проводит комплексный и целевой анализ проблем безопасности, определяя возможные угрозы в сфере обороны и безопасности государства, и разрабатывает предложения по предотвращению этих угроз; обеспечивает деятельность межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности.
Правовое положение и главные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации позволили ему занять важное место в системе органов по обеспечению конституционных полномочий Президента Российской Федерации, играть заметную роль в государственной политике по обеспечению национальной безопасности России.
Выводы
Понятие «безопасность» в конституционно-правовом и административно-правовом аспектах имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл.
В широком смысле безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности: ее прав и свобод, общества:
его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства:
его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Прообразом российского Совета Безопасности можно считать Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с союзным Законом от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.
Глава II. Федеральные органы исполнительной власти,
обеспечивающие государственную безопасность
2.1 Федеральная служба безопасности (ФСБ)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
Основной нормативно-правовой акт, регулирующий правовое положение ФСБ — это Федеральный закон от 03.04.1995 (ред. от 30.06.2003) № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» Российская газета, N 72, 12.04.1995.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности.
Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.2003, N 33, ст. 3254 (Приложение 1).
Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федерального министра. Должности директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответствует воинское звание генерала армии.
В Федеральном законе определены принципы деятельности органов Федеральной службы безопасности, а также предусмотрено соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Эти вопросы регламентируются в ст. 5, 6 названного Закона.
Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
гуманизма;
единства системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими;
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности (Приложение 2).
Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами Федеральной службы безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человек и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов Федеральное службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.
Полученные в процессе деятельности органов Федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинстве гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами Федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев предусмотренных федеральными законами.
В случае нарушения сотрудниками органов Федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель Федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Должностные лица органов Федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством российской федерации.
Основные направления деятельности и полномочия органов ФСБ
Если кратко охарактеризовать деятельность указанных органов, то она, осуществляется по основным направлениям:
Контрразведывательная деятельность;
Борьба с преступностью и террористической деятельностью;
Разведывательная деятельность;
Пограничная деятельность;
Обеспечение информационной безопасности. (приложение 3).
Компетенция органов ФСБ носит сложный и многогранный характер.
Обязанности органов ФСБ:
Органы Федеральной службы безопасности обязаны:
а) информировать Правительство Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
г) выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
д) выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и др.
ПРАВА ОРГАНОВ ФСБ Органы Федеральной службы безопасности имеют право:
а) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
б) осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
в) осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные структуры;
г) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы и др.
д) осуществлять шифровальные работы в органах Федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
е) использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
ж) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности или общественным объединениям (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы Федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб;
з) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов Федеральной службы безопасности, и многие другие права, закрепленные в Федеральном законе «Об органах Федеральной службы безопасности», которые требуют самостоятельного и более углубленного анализа.
В создании организационной структуры ФСБ существенное значение имеет структура Федеральной службы безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 «Вопросы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.08.2003, N 33, ст. 3254
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеет в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции:
Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности) Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках) Управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы) Другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности) Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (Приложение 1).
Завершая краткую характеристику управления в сфере безопасности, следует подчеркнуть правоохранительный аспект деятельности органов ФСБ. Такой вывод обусловлен всем содержанием и характером функций и полномочий органов ФСБ.
Особенно отчетливо правоохранительные характер и направленность деятельности органов ФСБ видны и проявляются из анализа Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности № 613, которая была утверждена приказом ФСБ от 4 декабря 2000 г Приказ ФСБ РФ от 04.12.2000 N 613 «Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной Службы Безопасности» // Российская газета, N 24, 03.02.2001.
Характер и особенности этого правового документа подчеркивают расширение и углубление правоохранительных задач и функций органов Федеральной службы безопасности.
Начальники и должностные лица органов ФСБ обязаны при рассмотрении обращений: своевременно и всесторонне разбираться в существе обращений;
принимать в пределах компетенции законные и обоснованные решения;
обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решенийсообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, мотивировать случаи отказа в удовлетворении просьб и разъяснять порядок их обжалования.
Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСБ России (орган безопасности). Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в орган безопасности.
Данные и иные нормы Инструкции свидетельствуют о возрастании правоохранительной направленности сложной и многообразной деятельности органов ФСБ Махинин В. И. Основы управления в органах безопасности, М., 2001.
ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА ФСБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Правовой статус Пограничной службы ФСБ Российской Федерации регламентируется Указом Президента РФ от 11.03.2003 № 308.
Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» Российская газета, № 126, 01.07.2003 внес следующие коррективы.
В статье 28:
дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации:
совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию пограничными органами и пограничными войсками деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;
участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;
участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;
осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;
осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;
обеспечивает собственную безопасность органов и пограничных войск федеральной службы безопасности;
совместно с федеральными органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;
во взаимодействии с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;
осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы."
Дополнить статьями 11.1 и 11.2 следующего содержания:
«Статья 11.1. Пограничная деятельность Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"// Российская газета, № 126, 01.07.2003.
В перспективе законодательство о статусе и защите государственной границы должно строиться на основе базового тематического закона о статусе и защите государственной границы, приоритете его норм перед нормами законов и иных нормативных правовых актов в регулировании отношений в пограничной сфере.
Складывающаяся социально-политическая обстановка в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере. Их особенностью в современных условиях является наличие широкого диапазона угроз безопасности Российской Федерации.
В этой связи Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) предусматривает в качестве одной из основных задач в пограничной сфере создание необходимой нормативной правовой базы.
С такой непростой задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически взаимоувязанная, отражающая все важнейшие аспекты и учитывающая все особенности объекта правового регулирования система нормативных правовых актов.
Следует отметить, что за последние десять лет законодательство о Государственной границе Российской Федерации существенно обновилось. Общее количество законов и других нормативных правовых актов многократно увеличилось. Приняты и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по защите Государственной границы Российской Федерации (далее — государственная граница), выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в пограничной сфере.
Активная законодательная деятельность позволила существенно расширить регулирование общественных отношений в пограничной сфере, отразить в законах новые направления развития страны, ликвидировать пробелы в действовавшем ранее законодательстве, расчистить его от устаревших норм и предписаний.
Важное значение для определения направления формирования и совершенствования законодательства о статусе и защите государственной границы имеет регулярный анализ различного рода факторов в пограничной сфере. Они могут быть временными и постоянными, положительными и негативными. Оценка удельного веса и значения разных факторов, влияющих и которые впоследствии будут влиять на обеспечение интересов личности, общества и государства на государственной границе и приграничной территории, позволяет говорить о том, что правовое регулирование в пограничной сфере должно быть в целом направлено на: